Для полноценного развития личности человеку необходимо общение с другими людьми. В противном случае социальные нормы и ценностные ориентации, установленные в обществе, не будут восприняты или воспримутся искаженно. В демократическом обществе индивидуальные права священны. Группа позволяет человеку выстроить верную самооценку, ведь только с помощью взгляда со стороны можно правильно воспринять и оценить себя. Влияние группы не заканчивается на оценке личности, с ее помощью можно изменить себя - убрать негативные качества, развить позитивные. Группа реагирует на изменение личности, и человек может с помощью обратной связи получать информацию о правильности направления своего развития.

Группа - это не однородная масса, в ней присутствуют люди различного уровня развития, обладающие различными знаниями, умениями, навыками. Общаясь с группой, человек получает возможность общаться с теми, у кого он может учиться чему-либо. Общение с теми, кто более развит, заставляет подтянуться к более высокой планке, устанавливает более высокий стандарт, чем тот, что есть у одиночки, и человек в группе стремится к лучшему - ведь он знает, что лучшее существует, одиночка же об этом и не подозревает. Воспитание человека может быть осуществлено только группой людей. Только прямое общение в группе, личные контакты и достижение открытости с другими людьми дают человеку возможность воспринимать чужой и передавать свой жизненный опыт. Это и элементарные навыки (например - перед едой нужно мыть руки), и использование речи, и нравственные ценности, и даже способность к различным видам деятельности. Разнообразие групп, в которых участвует человек за свою жизнь, дает разнообразие возможностей и направлений в развитии. Более того, другие члены групп являются не только примером для подражания или источником обучения, но и стимулом для дальнейшего развития, ликвидации комплексов детства и полноценного формирования убеждений. Ценность некоторых групп состоит именно в том, что они дают необходимые положительные эмоции, положительную обратную связь, которая стимулирует дальнейшее развитие человека в выбранном направлении. Давно замечено, что группа оказывает существенное влияние на поведение отдельного человека. Часть изменений, порождаемых влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты.

Каждая из групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей. Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные в научной и популярной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств человеческие дети оказывались с малолетнего возраста лишенными возможности общаться с развитыми, культурными людьми, жили в физической или психологической изоляции от них, в сообществах животных. Почти во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки, как в психологическом, так и в поведенческом развитии детей. Кроме этого общество помогает накопить человеку его жизненный опыт.

Замечено, что, чем больше жизненный опыт человека, тем правильнее он воспринимает и понимает людей. Правда, речь идет не о количественном выражении жизненного опыта, не просто о возрасте человека, а о том, как часто данному человеку приходилось общаться с разными людьми, по разным поводам в различных жизненных ситуациях. Когда мы говорим о знании психологии людей, то имеем в виду следующее. Есть люди, которые в силу своих способностей, вследствие накопленного жизненного опыта, по причине своей профессии лучше других знают и понимают людей. Это характерно для тех людей, которые умеют сопереживать, сочувствовать людям, ставить себя в их положение, принимать людей такими, какие они есть, понимать мотивы их поведения. Это люди, которым в силу складывающихся жизненных обстоятельств часто приходится не только общаться с людьми, но оказывать на них влияние, убеждать, привлекать на свою сторону, побуждать к определенным поступкам.

Есть такие виды профессиональной деятельности, которые предполагают не только постоянное и активное общение человека с разными людьми, но развитое восприятие и правильную личностную оценку. Это, например, врачи, учителя, психологи, политики, актеры, режиссеры и другие.

В общении с человеком может сложиться ситуация, в которой он лучше всего проявит себя. Это позволит наблюдающим за ним людям точнее и правильнее воспринять и понять его. Можно сознательно создавать такие ситуации, в которых человек сам будет разносторонне себя проявлять, и внимательно наблюдать за его реакциями именно в этих ситуациях. Такие ситуации можно, например, создать непосредственно в процессе общения с человеком, обратившись к нему с какими-либо заранее обдуманными словами или предприняв в отношении его сознательное, целенаправленное действие, рассчитанное на определенную реакцию с его стороны.

Отношения между людьми, складывающиеся в группах, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, они несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью; группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки; от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков. Группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.

Помимо положительного воздействия группа может оказать и отрицательное влияние на человека. Такое случается, например, тогда, когда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересов всего общества. В психологии это называют групповым эгоизмом.

Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей. Известный ученый В.М. Бехтерев, проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, выяснил, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением большинства, сдерживаются, подавляются в своем развитии. История России XX в. знала множество примеров, когда выдающиеся композиторы, художники, ученые, писатели исключались из профессиональных союзов и даже преследовались. Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при котором он, осознанно расходясь во мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений. Так же из-за группы человек может приобретать множество вредных привычек. Например, под давление людей он может начать курить, он может изменить себя и свой характер в отрицательном направлении.

Существуют три способа реагирования человека на давление группы. Первый - внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы. Второй - конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы. Третий способ реагирования на требование группы - сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов.

Масленникова Анастасия

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение на тему:

«Положительное и отрицательное влияние человека

на природу»

Выполнила:

Масленникова Анастасия

ученица 6 «а» класса

Пенза 2013 г.

Еще несколько веков назад влияние человека на природу было крайне незначительно, однако в ходе научно-технического прогресса цивилизация стала настолько сильно воздействовать на окружающую среду, что сегодня экологический вопрос является одним из наиболее актуальных во всем мире. В ХХ веке произошел значительный скачок производства и развития человеческой деятельности, в результате чего появились промышленные заводы и фабрики, которые стали выпускать технические средства, облегчающие жизнь всем людям. Значительный комфорт, однако, стал причиной негативных последствий, которые сказались на природных ресурсах и на всем биологическом сообществе на Земле.

Так, к примеру, вырубка лесов в течение длительного времени привела к миграции животных, птиц и млекопитающих. А поскольку в природе все взаимосвязано, при нарушении цепочки в системе питания начинают происходить процессы вымирания отдельно взятых животных, растений или насекомых. Именно поэтому в настоящее время влияние человека на природу стараются уменьшить, а истребляемые ресурсы по возможности компенсировать (посадка леса, опреснение соленой воды и так далее).

Следует заметить, что человек, являясь единственным существом на Земле, имеющим разум и волю, не должен потребительски относиться ко всему тому, что дает ему планета. Наоборот, человечество должно стараться гармонизировать свою жизнедеятельность и привести ее в соответствие с законами природы. Именно на это направлены усилия мирового сообщества в настоящее время, и в результате этого наша цивилизация постепенно начинает переходить на качественно новый уровень своего развития. Все больше вводится в производство экологически чистых технологических новинок, примерами которых могут быть: в сфере автотранспорта - электромобили, в сфере теплоснабжения - геотермальные котлы, в сфере добычи электроэнергии - ветряные и солнечные электростанции. Поэтому сегодня можно говорить о том, что отрицательное воздействие человека на природу постепенно снижается. Конечно, до хороших показателей экологичности еще очень далеко, однако начало положено уже сегодня.

Радует и то, что сами люди начинают осознавать гибельность дальнейшего уничтожения природы и постепенно переходят на здоровый образ жизни. Медленно, но верно происходит отток жителей из центра городов в пригороды и сельскую местность, поскольку в большинстве крупных городов предельно допустимая норма СО (угарного газа) превышает предельно допустимую концентрацию в несколько раз. Растет количество коттеджных городков, где влияние человека на природу минимально. Все это говорит о том, что человечество постепенно начинает отходить от повальной системы потребления природных ресурсов и переходит к системе гармоничного развития.

Современная нефтегазовая промышленность также находится в стадии постепенного свертывания, поскольку всей разведанной нефти на Земле хватит еще максимум на 50 лет. Это очень маленький срок даже по человеческим меркам, поэтому все развитые страны уже давно инвестируют свои капиталы в экологически чистое производство новых ресурсов. Кардинально новый подход заключается в поиске возобновляемых источниках топлива. Здесь в качестве примера можно привести биотопливо, которое можно выращивать на специально отведенной территории. В результате всего этого влияние человека на природу постепенно приобретает положительный характер.

Подводя итоги этой интереснейшей темы, можно сделать вывод, что наша цивилизация наконец-то осознала, что продолжать и дальше истощать природные запасы нельзя, поскольку ни к чему хорошему это не приведет. Отрицательное влияние человека на природу уже проявляется в виде катаклизмов и глобального изменения климата. Все это еще раз подчеркивает тот факт, что все люди на Земле несут ответственность за то, что происходит с планетой сегодня, и только совместными усилиями наша цивилизация сможет преодолеть все трудности.

Блог о правильном образе жизни.

Положительное и негативное влияние стресса на здоровье человека

В переводе с иностранного языка слово стресс означает «напряжение», из-за чего такое состояние часто идентифицируют с нервным напряжением. Следует понимать, что само понятие гораздо глубже. В его основе лежит неспецифический отклик организма на физическое или психологическое влияние. Это угрожающее состояние провоцирует появление целого ряда болезней, так как нарушает баланс в организме путем смешивания механизмов аутоиммунной и нервной систем. Сегодня предлагаю рассмотреть положительное и негативное влияние стресса на здоровье человека. Вы спросите: «Как стресс может быть хорошим?» Дочитайте статью и все узнаете.

Негативное влияние стресса

В научных кругах проводятся постоянные исследования для выяснения последствий стресса. Было доказано, что стрессовые ситуации плохо сказываются на человеческой психике, а также негативно влияют на формирование головного мозга у детей. Это подтверждено опытами на детенышах обезьян. Их отлучили от родителей на полгода, а по истечении этого срока провели сканирование головного мозга, которое показало увеличение его размеров. Исход оказался необратимым.

Психологические травмы, полученные в детстве, осведомляют о себе во взрослом возрасте посредством нарушения обмена веществ. Такие изменения могут наследоваться потомками на генетическом уровне вплоть до третьего поколения.

Наверное, вы не в курсе, что негативное влияние стресса может распространяться от человека к человеку. А личные взаимосвязи даже усиливают эффективность заражения. Если между людьми нет эмоциональных связей, стресс все равно передается, хотя и в меньшей степени. Такая форма стресса носит название эмпатической. Чужой стресс одинаково чувствуют как женщины, так и мужчины.

В результате стресса повседневности – ежедневных непредсказуемых неприятностей, может даже развиться депрессия у людей, которые имеют к ней склонность. Интересным есть тот факт, что сильные личности, которые хорошо владеют собой в критических ситуациях, поддаются хандре из-за банальных бытовых сложностей.

К последствиям хронического стресса относят ухудшение памяти, ожирение, проблемы с сердечной мышцей и органами пищеварения. Существует прямая связь между стрессом и онкологическими заболеваниями.

Оказывается, что стресс может приносить пользу, если он кратковременный. Благодаря ему происходит стимуляция образования нервных клеток. Нейроны созревают и встраиваются в нейронные сети, в результате чего память может улучшаться.

Также небольшая стрессовая ситуация помогает ускорить процессы головного мозга, поэтому человек более активно занимается нужной работой. Положительное влияние стресса (в короткой форме) лежит в тонизировании иммунной системы, что благоприятно сказывается на состоянии.

Стресс способен поднимать количество адреналина в крови, обострять обоняние и осязание, что нужно для взаимосвязи с окружающим миром и поддержки организма в «боевой готовности». Если бы люди освободились от ежедневных стрессов, то это спровоцировало бы болезни, меланхолию, скуку и отупение. Ведь эмоции и волнения очень нужны человеку.

Люди неплохо адаптированы для того чтобы преодолевать мини-стрессы, если ситуация контролируется, конечно. Важны как положительные, так и отрицательные эмоции, потому что без эмоциональной напряженности закончится и сама жизнь.

lilyasvidan.wordpress.com

7 примеров положительного влияния стресса

Нам всем хочется, чтобы в жизни было поменьше стресса. В конце концов, это вредно для здоровья и его связывают с лишним весом, инфарктом, выпадением волос и прочими проблемами.

Однако в то же время стресс может сослужить нам и хорошую службу. Без стресса у нас не было бы достаточно энергии, чтобы предпринимать какие-то действия . Чувство беспокойства провоцирует реакцию борьбы или бегства, что дает всплеск энергии благодаря гормонам кортизолу и адреналину.

Но именно когда стресса слишком много или он длится достаточно долго, он начинает приносить нам вред . Тут все дело в балансе. Стресс в небольшом количестве необходим, а в избытке пагубно влияет на психику и на организм.

Так что, когда у вас начинают потеть ладони перед выступлением или ваше сердце начинает сильнее биться, когда вы сидите в кресле у стоматолога, помните, что включается ваша защитная система, и вы можете получить пользу от кратковременного стресса.

1. Укрепляет иммунную систему

Если вы чувствуете небольшое напряжение, когда на работе поджимают сроки, ваш организм тоже начнет работать в усиленном режиме, чтобы поддержать вас.

Стресс помогает иммунной системе бороться с вирусами и бактериями , так как надпочечная железа, регулирующая стресс, уравновешивает ваш иммунитет. Эта железа способствует выработке кортизола в ответ на физические и эмоциональные факторы стресса для того, чтобы вы могли воспользоваться резервами энергии и сопротивляться инфекции.

Но когда уровень стресса остается высоким больше нескольких часов, надпочечная железа перенапрягается, и у вас уже повышаются шансы заболеть.

2. Помогает восстановиться после операции

Мысль о том, чтобы пройти операцию может вызвать стресс. Но кратковременный стресс операции может на самом деле быть в вашу пользу, помогая вам быстрее выздоравливать. Биологические изменения, которые происходят во время кратковременного стресса, способствуют подготовке нашего организма к стрессовой ситуации.

В природе раны обычно возникают после стрессовой ситуации. Временный стресс способствует всплеску гормонов стресса в ожидании возможного результата и готовит нас к быстрому заживлению . Это происходит с помощью выработки в кровоток защитников нашего тела — иммунных клеток, которые направляются туда, где в них больше всего нуждаются, то есть к коже и лимфатическим узлам.

Исследователи проверили эту теорию на людях, собрав образцы крови у пациентов, проходящих операцию на колене до и после процедуры. Пациенты, чья иммунная система отвечала на стресс операции, мобилизуя и распределяя большое количество клеток, борющихся с возбудителями болезней, восстановились быстрее и полностью.

3. Способствует чувству привязанности

Стресс может мотивировать вас к тому, чтобы наладить связь с другими людьми. Кратковременный стресс повышает уровень окситоцина, то есть гормона привязанности , который в свою очередь подавляет выработку гормона стресса адреналина и снижает кровяное давление, расширяя артерии.

Это помогает защитить нас от большего воздействия тревоги.

4. Улучшает действие вакцины

Вас бросает в дрожь при виде иголок? Такая реакция может продлить защитное действие прививки.

Когда исследователи изучили мышей, подвергшихся острому стрессу при вакцинации, они выяснили, что у испытуемых было больше Т-клеток, которые борются с болезнями и большая иммунная ответная реакция девять месяцев спустя, чем у тех, кто не испытал стресса.

5. Улучшает память

Оказывались ли вы когда-нибудь в ситуации стресса, когда казалось что ваше восприятие и ощущения обострились? Именно внезапный выброс гормонов в префронтальной коре, улучшает рабочую память, к которой мы прибегаем при решении задач и обработке сенсорной информации.

Хотя хронический стресс может привести к нарушениям связанным с болезнью Альцгеймера, острый стресс улучшает память.

Так в эксперименте, мыши, подвергшиеся стрессу, лучше выполняли задание на память, чем более спокойные испытуемые. Исследователи подчеркивают, что острый стресс задействует ключевые рецепторы мозга, необходимые для того типа памяти, который нужен при решении предстоящих задач

6. Борется с опухолями

Хронический стресс подавляет иммунную систему и приводит к болезням, в то время как кратковременный может помочь бороться с раком кожи. В исследовании, когда на мышей воздействовали ультрафиолетовым светом в течение 10 недель, у тех, что испытали небольшой стресс (они находились в пластиковых вентилируемых трубках), было меньше опухолей, чем у тех, кто не подвергся стрессу .

Одним из объяснений этому может стать тот факт, что стресс способствовал проявлению большего числа генов, активизирующих иммунную систему, и это привело к подавлению роста опухоли.

7. Повышает выносливость

Испытываете ли вы стресс от того, что потеряли работу, или у вас проблемы в семье, эти чувства могут изменить вашу жизнь.

Когда психологи попросили 2400 людей рассказать о своем негативном опыте, будь-то развод или какое-то бедствие, они выяснили, что те, кто столкнулся с каким-то несчастьем, были более уравновешенными , чем те, у кого путь был более гладким. Столкновение с проблемами делает нас выносливее, и мы лучше справляемся с последующими вызовами судьбы.

Воздействие стресса на организм человека

Сейчас являются актуальными и активно изучаются специалистами проблемы понятия стресса и какое влияние оказывает стресс на организм. Главная причина этого – переход стрессов в разряд обыденных явлений. Человек любого возраста, пола и социального уровня может оказаться жертвой пагубного влияния стрессовых ситуаций. Посредством такой реакции организм пытается защититься от нетипичной ситуации, которая заставляет принимать сложные решения и выходить из зоны комфорта.

Влияние стресса на состояние организма

Стрессовые ситуации могут возникать вследствие воздействия любого фактора. Однако учеными принято разделять возможные причины развития на две основные категории – внешние и внутренние.

Если же пытаться рассмотреть причины, по которым возникают стрессовые ситуации, то можно выделить следующие факторы:

  • Слишком высокие профессиональные нагрузки.
  • Недостаточно хорошая интимная или личная жизнь.
  • Столкновение с непониманием со стороны родных и близких людей.
  • Острая нужда в финансах.
  • Наличие пессимистического настроения.
  • Заниженная самооценка.
  • Ситуация, при которой завышены требования и к себе, и к окружению.
  • Состояние внутренней борьбы личности.
  • Заниженная самооценка-одна из причин возникновения стресса

    Однако не стоит думать, что подобные состояния могут быть вызваны исключительно ситуациями с негативным настроем. Как утверждают специалисты, влияние стресса на организм также можно наблюдать в случае переизбытка положительных эмоций. Такое может случиться при довольно быстром продвижении по карьерной лестнице или же после того, как пара сыграла свадьбу.

    Как только удастся установить, какие именно события спровоцировали стрессы, причину необходимо устранять в скорейшем времени. Не стоит проявлять страх перед тем, как менять свою жизнь и сводить факторы негативного влияния к минимуму.

    Формирование специфической реакции

    Во время жизнедеятельности любое живое существо старается как можно лучше приспособиться к окружающей среде и обстоятельствам. Однако еще в 1936 году ученые доказали, что при стрессе способность приспособления не работает. Основанием для этого стали изменения гормонального фона, которые происходят при сильном эмоциональном перепаде.

    На основании данных, полученных в ходе проводимых исследований, выделяют три стадии стресса, а именно:

  • Тревога. Принято считать эту стадию некой подготовкой, во время которой происходит выброс гормона.
  • Стадия сопротивления. Во время протекания этого этапа организм оказывает сопротивление недугу, а сам человек становится более раздражительным и агрессивным.
  • Истощение. Борьба выжала из человека все соки и истощила все энергетические ресурсы организма. Именно во время этой стадии начинаются серьезные последствия развития стресса.
  • Во время стадии истощения влияние стресса на человека проявляется посредством психосоматических расстройств. А также во время этого этапа имеет место развитие глубоких депрессий или даже летальный исход.

    Стресс и физическое здоровье

    Многие люди, думая о том, каково же влияние стресса на организм, в первую очередь проецируют последствия этого неблагоприятного состояния исключительно на физическом уровне. И это вовсе не удивительно, ведь мысли мыслями, им еще можно найти оправдание. Но вот когда начинает болеть тело, тут уже не до шуток и оправданий.

    Последствия стресса могут быть неутешительными не только в том случае, когда у человека уже ослаблено физическое здоровье. На фоне подобных состояний множество негативных изменений и процессов происходит в организме ранее здорового человека.

    Стресс влияет на внешность

    На сегодняшний день выделяют следующие основные проявления влияния, оказываемого сильным эмоциональным перепадом на физическое здоровье:

  • У человека появляются боли в области головы, не имеющие характерной локализации.
  • Подверженный влиянию такой ситуации человек страдает от бессонницы и хронических недосыпаний.
  • Функциональные отклонения в работе сердечно-сосудистой системы.
  • Влияние стресса на эффективность деятельности человека также вряд ли можно назвать положительным. В состоянии стресса человек страдает от повышенного уровня утомляемости, нарушенной концентрации внимания и пониженной работоспособности.
  • Стрессы – частые причины вздутия живота и газообразования. Точно так же из-за напряженных ситуаций могут развиться и более серьезные проблемы в работе ЖКТ.
  • Если у человека существуют онкологические проблемы, то наблюдается их обострение.
  • Негативное влияние стресса вызывает снижение защитных сил организма, из-за чего повышается риск появления и развития вирусных заболеваний.
  • Функционирование нейроэндокринной регуляции.
  • Стресс опасен для организма также тем, что из-за него могут развиться обменные заболевания (сахарный диабет, остеопороз и другие).
  • Отрицательное воздействие стрессовых ситуаций также может выражаться посредством дистрофии тканей мозга или мышечной ригидности. В некоторых случаях наблюдается развитие атонии.
  • Стресс как реакция человеческого организма на негативные эмоции также может стать причиной алкогольной или даже наркотической зависимости.
  • Если подводить краткий итог, то вывод всего один – здоровье человека может очень сильно пострадать от влияния, оказываемого сильными или длительными стрессами. А это, в свою очередь, говорит о том, что столкнувшись с проблемой стрессового состояния, необходимо ее решать не затягивая.

    Воздействие на психическое состояние

    Еще со школы каждый из нас знает, что психика – неотъемлемая часть здоровья. Поэтому стрессовая ситуация при своем возникновении оказывает непосредственное влияние на психическое равновесие человека. И для того чтобы правильно понять, подвержены ли вы пагубному влиянию, необходимо четко знать, как именно влияет стресс на психику.

    На сегодняшний день специалистами выделены следующие психические последствия стрессов:

  • Развитие депрессий, неврозов и прочих расстройств, которые носят психический характер.
  • Людьми теряется интерес к жизни, наблюдается отсутствие желаний.
  • Нарушается режим сна и бодрствования.
  • У человека наблюдается эмоциональная неустойчивость.
  • Появление внутреннего чувства тревоги, которое является очень настойчивым.
  • Именно так действует на человека и его психический баланс гормональный сбой, провоцируемый воздействием стрессовых ситуаций.

    Дисбаланс приводит к различным расстройствам, результатом является проявление неадекватного поведения и чувства апатии.

    Проявления в плане работы

    Стресс влияет на организм не только посредством заболеваний различных органов и систем и невозможности правильно мыслить. Согласитесь, монотонность работы, постоянные эмоциональные встряски и состояние напряженности рано или поздно приводит к тому, что человек не может продуктивно работать.

    Стресс и его влияние на человека в профессиональном плане проявляется следующим образом:

  • Человек регулярно совершает ошибки при выполнении своих действий.
  • Усиливается желание сна.
  • Аппетит отсутствует или очень слаб.
  • Появляются шумы в голове или даже мигрени.
  • Ощущается боль в глазах.
  • Мысли приобретают витающий характер, человеку очень сложно сосредоточиться на том, что нужно сделать.
  • Продолжать работу становится все труднее.
  • Появляются шум в голове и мигрень

    Как видно из этого списка, влияние стресса на поведение и деятельность человека далеко не самое положительное. А с учетом того, что усталость накапливается, если ничего не предпринимать, то, в конце концов, можно полностью потерять свою работоспособность. Именно по этой причине рекомендуется вернуться в норму, пока стресс и его влияние на организм человека не привели к катастрофическим последствиям.

    Положительное влияние стрессов

    В это может быть сложно поверить, но специалистами установлено, что в некоторых ситуациях стресс оказывает влияние положительное. Однако это происходит только тогда, когда воздействие стрессора было кратковременным.

    На сегодняшний день выделены следующие проявления положительного влияния стрессовых ситуаций:

    1. Воздействие на нервную систему. При подобных ситуациях происходит активация нервных клеток, из-за чего мозг начинает работать с максимальной продуктивностью. А также наблюдается улучшение рабочей памяти.
    2. В организме повышается уровень гормона, отвечающего за нежность и доверие.
    3. В состоянии кратковременного стресса организм активирует запасные энергетические резервы. Благодаря этому находится мотивация и сила для дальнейшего решения проблемы, вызвавшей перепад эмоций.
    4. Переживая стресс, организм человека увеличивает свою выносливость.
    5. Повышаются защитные силы организма за счет активации иммунитета.
    6. Обостряются аналитические способности, что помогает принять правильное решение.
    7. Подводя итог, можно смело сказать, что не все стрессы однозначно негативные. Бывают случаи, когда работа организма при возникновении стрессовой ситуации улучшается, а не ухудшается. Но это вовсе не значит, что надо постоянно подвергать себя кратковременным встряскам, ведь чем больше стрессовых ситуаций переживает человек, тем больше положительное влияние меняется на негативное.

      Восстановить организм после стрессовой ситуации

      Морально сильные люди отличаются от остальных тем, что у них высокий уровень устойчивости к происходящим в их жизни негативным ситуациям. Способность полностью контролировать свое поведение, несомненно, позволяет защититься от атак стресса. Можно спрятаться от ситуаций, доставляющих неприятные ощущения.

      Однако для того чтобы нормально себя чувствовать и действовать, важно научиться бороться с любой проблемой.

      Восстановить свой организм и укрепить его помогут следующие методы профилактики стресса:

      Выброс эмоций

      Оставшись в уединении, сделайте глубокий вдох и крикните так громко, как позволят сделать это голосовые связки. Идеально делать это действие на природе. Специалисты утверждают, что наиболее эффективным является троекратное выкрикивание одного и того же слова.

      Дыхательная гимнастика

      Порой правильное дыхание является спасительным кругом в случаях, когда требуется избавиться от несвойственных чувств и эмоций. Для того чтобы успокоиться, часто бывает достаточным в течение минуты делать глубокие вдохи через нос, а затем выдыхать ртом.

      Дыхательная гимнастика способствует душевной гармонии

      Ученые в ходе своих исследований доказали, что приведение дыхательного ритма в норму способствует установке душевной гармонии.

      Физические нагрузки

      Нейтрализовать влияние стресса на здоровье человека можно с помощью умеренных нагрузок на тело. И в этом случае речь идет не только о занятиях спортом, но и о любых повседневных заботах, требующих применение физических сил. Приготовление пищи, уборка или стирка – все это способно помочь человеку нормализовать его психическое состояние.

      Поддержка со стороны близких

      Возможность открыть свою душу, высказаться и получить в ответ поддержку всегда помогает справиться с негативом и преодолеть неприятную ситуацию.

      Русская баня

      Посещение бани не только сводит влияние стресса на здоровье человека к минимуму, но и помогает справиться со многими болезнями, прогресс которых никак не связан с гормональным фоном и эмоциональными встрясками.

      Стрессовые ситуации оказывают мало положительного эффекта, но могут сильно подпортить общее состояние. Перепад эмоций и его последствия влияют на щитовидную железу, головной мозг, внутренние органы. Чтобы уберечь себя от всех возможных неприятностей, стоит научиться не принимать незначительные ситуации близко к сердцу и оказывать достойное сопротивление более серьезному негативу, который все чаще оказывается рядом.

      Положительное и отрицательное влияние стресса на организм человека

      С древних времён такое состояние организма, как стресс, было необходимо для сохранения жизни. Он спасал от гибели и давал команду немедленно мобилизовать все силы и возможности организма. Польза стресса была в быстрой реакции на опасность.Учащённое дыхание, рост артериального давления, появление агрессии. При таком состоянии все части тела хорошо снабжаются кровью, мозг принимает быстрые решения, мышцы напрягаются и способны выполнить множество задач, требующих выносливости или быстрых движений. Силы для этого дают глюкоза, адреналин и кортизол, которые под действием стресса выбрасываются в кровь, провоцируют возбуждение и дают мощный толчок к действию.

      Стресс - положительные и отрицательные стороны

      Чем полезен стресс

      Стресс может быть полезен для здоровья при кратковременном напряжении, не связанном с негативными переживаниями. Кровь насыщается кислородом, расширяются зрачки, умеренно повышается артериальное давление, появляется энергия для активных действий, жизненный тонус резко поднимается.

      Положительные стороны такой реакций организма в том, что под его воздействием происходит активация нейропептидов. Эти вещества восстанавливают обменные процессы, улучшают состояние памяти и избавляют от бессонницы. В кровь выбрасывается эндорфин - гормон радости; уходит чувство опасности, тревожности; поднимается настроение, что позволяет быть более устойчивым психологически к различным ситуациям.

      «Хорошим» стрессом является рождение ребёнка, физические нагрузки при занятии спортом, радостные события, происходящие в жизни.

      При кратковременном стрессе повышается иммунитет. Это происходит за счёт увеличения числа лимфоцитов в крови. Вырабатывается гормон привязанности - окситоцин, который помогает наладить общение при новых знакомствах и укрепить старые связи. Только при кратковременном стрессе улучшается процесс восприятия и обработки информации, укрепляются нейронные связи, что является профилактикой болезни Альцгеймера.

      Стрессовая ситуация поможет добиться новых результатов. Только выходя за пределы своих возможностей, можно реализовать сложные проекты или добиться спортивных достижений.

      Психофизиологическое напряжение можно контролировать. Учёные выяснили, что существует так называемая адаптационная энергия, которая заложена в организме с рождения. Она помогает справиться с резкими изменениями привычной среды человека. При насыщенном напряжении, которое организм считает предельным, энергия для адаптации начинает высвобождаться и приводить организм к стабилизации состояния.

      Классификация стресса

      Стресс бывает нескольких видов:

    8. Дистресс - состояние, имеющее негативное воздействие. Ухудшает здоровье и приводит к заболеваниям, с которыми сам организм не справляется.
    9. Эмоциональный стресс - приводит к моральному истощению и снижает производительность труда.
    10. Психологический стресс - связан с проблемами нахождения в социуме. Общество диктует свои правила, обязывает придерживаться множества норм и моральных устоев, контроля над отрицательными эмоциями, накопление которых приводит к срывам.
    11. Эустресс - связан с положительными эмоциями. В процессе воздействия эустресса поднимается настроение, происходит мобилизация сил и наступает состояние лёгкой эйфории. Это результат незначительного краткосрочного воздействия раздражителя.
    12. Приятный стресс - свадьба

      В чём опасность стресса

      Вся система органов человека по-прежнему реагирует на раздражители, но с течением времени среда изменилась, нет ежеминутной опасности, которая угрожает жизни. Психофизиологическое напряжение начало приобретать совершенно другие свойства и функции.

      Положительное влияние напряжения резко снизилось и приобрело новые характеристики. Нужен ли стресс человеку - вопрос очень неоднозначный. В больших городах происходит активное взаимодействие с другими людьми, поэтому эмоции, которые испытывает человек, ничуть не изменились. Реакции на них сохранились с давних времён, но выплеска теперь не получают. Гормоны накапливаются в организме и влияют на его физический уровень.

      Влияние на органы

      Негативное воздействие или отрицательное влияние стресса на организм человека:

    13. Выброс адреналина и кортизола вызывает агрессию. Невозможность реализации такого состояния приводит к жёсткому эмоциональному дисбалансу.
    14. Появление тревоги не даёт сконцентрироваться и мешает ясно мыслить.
    15. Депрессия - болезнь современного общества. Является прямым результатом негативного влияния стресса.
    16. Нарушаются работа органов: страдает сердечно-сосудистая система, органы пищеварения и головной мозг, падает иммунитет.
    17. Отрицательное влияние стресса на организм человека доказано. Различают три стадии психофизиологического напряжения:

      1. Главная
      2. Статьи
      3. Положительное и отрицательно влияние стресса
      4. Влияние стресса мы ощущаем на себе ежедневно, так как это неотъемлемая часть нашей жизни. Стрессы оказывают воздействие на нас в меньшей или в большей степени, но так или иначе мы реагируем на них. Случаются ситуации, к которым мы готовимся заранее – сдача экзаменов, посещение врача, поход в театр, тренировки в фитнес – центре или спортивном зале и т.п.– все это стресс запланированный, а вот подготовка годового отчета, конфликты в коллективе, невыполнение поставленной задачи на работе, разного рода публичные выступления – это уже стресс профессиональный.Простая неординарная ситуация, подстерегающая нас на улице или в общественном транспорте порой может вызвать сильный эмоциональный стресс. При таком разнообразии ситуаций мы, получаем свою порцию как положительных (эустресс), так и отрицательных (дистресс) эмоций, порой не задумываясь о том, какой это стресс и какое влияние стресса на организм оказывается.

        Положительное влияние стресса

        Положительное влияние стресса оказывает на нас позитивные события в нашей жизни (торжества, отличные успехи наших детей в школе, выступление ребенка на утреннике в детском саду и другие радостные события в жизни) приносят нам подъем жизненных сил и энергии. Эустресс способствует мобилизации всех сил организма, улучшает иммунитет и повышает жизненный тонус.

        Так, например, при встрече старых знакомых, дружеский поцелуй (являясь положительным стрессом) несет массу пользы, активизируя в организме человека нейропептиды, регулирующие обмен веществ в организме, способствуют повышению иммунитета, улучшению памяти и качества сна. Положительные эмоции учащают пульс, что служит хорошей тренировкой для сердечной мышцы, а кратковременное повышение давления способствует выбросу в кровяное русло значительного количества кислорода. При положительном влиянии стресса вырабатываются эндорфины – гормоны радости, повышающее наше настроение, что заставляет смотреть на мир в более радужном свете, без нервозности и раздражения.

        Любой отрицательный стресс вызывает всплеск потока энергии за счет повышенной выработки гормонов кортизола и адреналина.

        Негативное влияние стресса

        Кратковременное негативное влияние стресса (не связанное с трагическими обстоятельствами или расставаниями навсегда) по последним данным ученых способствует мобилизации всех защитных сил организма, укрепляет иммунную систему, помогая организму противостоять вирусам и бактериям, восстановиться после операции, так как вырабатываемые надпочечной железой гормоны обладают свойством заживления ран. При кратковременном стрессе вырабатывается окситацин (гормон привязанности), что расширяет сосуды и снижает артериальное давление, помогает укрепить отношения между людьми в трудных ситуациях. Такой стресс повышает способность организма легче переносить прививки, действие которых существенно пролонгируется, противостоять развитию раковых опухолей. Мгновенный выброс гормонов в префронтальной коре при непродолжительном стрессе улучшает память, быстроту действий, вырабатывает выносливость организма.

        Другое дело, отрицательный стресс, воздействующий длительно (более нескольких часов, как правило, связанный с потерей близких и родных людей, разводе или длительном расставании), может оказать негативное влияние на здоровье человека. Такой стресс может спровоцировать лишний вес, сердечно-сосудистые заболевания, ослабить иммунную систему (частые простудные и вирусные заболевания), вызвать рецидив герпеса, сахарный диабет 2-го типа, вызвать множество заболеваний, в том числе депрессию и бессонницу. Выпадение волос и внезапное появление перхоти – это тоже негативное влияние стресса !

        Но в любом случае, стрессом нужно уметь управлять и вовремя принимать меры по быстрому снятию его влияния.

        Правильное управления стрессом

        Для правильного управления стрессом нужно уметь расслабляться – в этих случаях хорошо подходит техника «медитации», занятия йогой и т.д., в любом случае необходима концентрация внимания на отвлекающих от пережитого стресса занятиях. Такая методика позволяет не только сбросить с себя негатив, но и избежать развития гипертонической болезни, приступа мигрени, проявлений бессонницы. Расслабляющие методики в сочетании с рациональным питанием и активными физическими нагрузками ещё более эффективны.

        Длительное пребывание на воздухе и применение фитотерапии также дает свой положительный результат и поможет вам вернуть к нормальной жизни. Применяемые с древних времен в народной медицине - валериана лекарственная, пустырник, мелисса лекарственная и синюха голубая (синий зверобой, валериана греческая), умело сочетаются в биологически активном комплексе Нерво-Вит , изготовленному по технологии криоизмельчения при низких температурах, что сохраняет все целебные свойства этих растений, которые усилены витамином С – ваша скорая помощь при стрессе.

        Правильное управление стрессом не допустит негативного влияния стресса на ваш организм!

        Во втором пункте первой главы мы выделили основные составляющие окружающей среды: школа, семья, друзья, знакомые, сверстники и средства массовой информации. Все это коренным образом влияет на воспитание и развитие ребенка, однако это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

        Рассмотрим причины, отрицательно влияющие на воспитание и развитие детей подросткового возраста.

        Отрицательное влияние социального окружения на воспитание подростка можно рассматривать как деструктивное воздействие школы, семьи, сверстников или средств массовой информации, которые формируют в подростке асоциальные черты личности.

        К ним можно отнести следующие :

        1) неблагополучные семейные взаимоотношения, связанные с глубоким психологическим дискомфортом, отрицательным психологическим микроклиматом в семье (асоциальные семьи);

        2) влияние знакомых, родственников и друзей с девиантным поведением, употребляющих психоактивные вещества;

        3) несправедливое, грубое, жестокое отношением к подростку со стороны, учителей, товарищей по классу;

        4) отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастные кризисы;

        5) пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

        6) доступность табака, алкоголя, наркотиков.

        Особую роль играет семья, которая в наибольшей степени влияет на воспитание и развитие ребенка, так как она закладывает основы положительного или отрицательного поведения ребенка.

        Отрицательное влияние семья может оказывать в случае неправильного воспитания. Выделяют типы неправильного воспитания в семье :

        Безнадзорность, бесконтрольность встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние "уличных" компаний.

        Гиперопека - жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы.

        Воспитание по типу Золушки, т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

        "Жесткое воспитание" - за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.

        Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности - с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.

        Недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентации, этических норм и эстетических вкусов способствуют выбору подростками негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отражается на их поведении, на формировании личности, социального облика. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи подросткам.

        Состояние семьи, ее атмосфера, социальный статус также влияют на воспитание подростка.

        Отрицательно сказываются следующие факторы: неполная семья, бедность, низкий социально-культурный уровень родителей, отсутствие семейных традиций, отрицание самоценности ребенка, попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

        Таким образом, подросток часто может видеть или слышать, как происходит незаконное и безнаказанное обогащение определенной группы населения за счет другой, некоторые же из них достигают не только материального успеха, но и получают признание окружающих и даже проникают во властные структуры общества, не встречая соответствующего сопротивления. Все это оказывает влияние на формирование жизненных и социальных ориентиров и идеалов подростков.

        Отрицательное влияние школы можно выразить следующими факторами:

        1. Несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания: плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной, систематической связи школы с семьей учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка, через общественность; нехватка учителей-предметников; частая отмена уроков; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе.

        2. Профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психологии; авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе "ученик -- учитель"; необъективный подход к оценке знаний учащихся, навешивание ярлыков; подавление учителями личности ученика (угрозы, оскорбления и др.).

        3. Внедрение новых учебных программ, переоценка ценностных ориентиров и, как следствие, непонимание "чему и как учить?".

        4. Низкий уровень развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу.

        Перечисленные факторы носят внешний, объективный характер. Однако помимо негативных внешних, объективных воздействий на ребенка оказывают влияние внутренние факторы риска, которые педагоги должны различать. К ним относятся: ощущение собственной незначимости и ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание или неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства и реакции на себя самого и других людей.

        Положительное влияние социального окружения на воспитание подростка можно рассматривать как благоприятное воздействие школы, семьи, сверстников или средств массовой информации, которые формируют в подростке такие черты личности, как: взаимопонимание, уважение, внимательность, образованность и т.д.

        К причинам, положительно влияющим на воспитание подростка, можно отнести следующие:

        1) Семья может положительно влиять на воспитание ребенка при соблюдении следующих условий: благополучие семьи (материальное, психологическое), уважение к ребенку, наличие положительных стереотипов поведения, избегание авторитарных стилей воспитания, проведение совместного отдыха, помощь в обучении и т.д.

        2) Школа может оказывать положительное влияние через предоставление положительных стереотипов поведения; уважительное отношение к ученикам; построение педагогического процесса, направленного на развитие способностей и умений каждого ребенка; использование демократических стилей воспитания.

        3) Средства массовой информации могут оказывать позитивное влияние на воспитание подростков через пропаганду положительных героев фильмов, теле- и радиопередач.

        4) Друзья и родственники также могут сформировать у подростка положительный стереотип поведения, показывая пример того, что можно делать и чего делать нельзя, акцентируя на такие качества человека, как: доброта, уважение, честность, отрицание употребления психоактивных веществ и т.д.

        Таким образом, окружающая среда может как положительно, так и отрицательно влиять на воспитание и развитие подростка.

        К отрицательным влияниям окружающей среды можно отнести: недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентации, неполная семья, бедность, низкий социально-культурный уровень родителей, отсутствие семейных традиций, отрицание самоценности ребенка, попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ, и т.д.

        К положительным влияниям окружающей среды можно отнести: уважение к ребенку, наличие положительных стереотипов поведения, избегание авторитарных стилей воспитания со стороны родителей и педагогов, уважительное отношение к ученикам со стороны педагогов; построение педагогического процесса, направленного на развитие способностей и умений каждого ребенка; использование демократических стилей воспитания, пропаганду положительных героев фильмов, теле- и радиопередач и т.д.

        Зная причины того или иного влияния, можно направить процесс воспитания в нужную сторону, искореняя отрицательные и выделяя положительные стороны влияния окружающей среды на воспитание подростка.

        Уровень занятости трудоспособного населения в бывшем СССР в конце 80-х годов был одним из самых высоких в мире: он поднимался до отметки 95%. В связи с

        этим ответьте на следующие влпросы:

        1) О чем свидетельствует высокий уровень занятости - о низком или высоком уровне экономичского развития?

        2) Может ли быть безработица при высоком уровне занятости населения? Если да, то в какой форме - явной или неявной?

        3) Известно, что рост занятости в 80-е годы происходил у нас за счет вовлечения в производство женщин. Положительно или отрицательно это сказалось на уровне рождаемости?

        B4 . Характеристика политической системы общества требует рассмотрения её отдельных компонентов. Что из перечисленного относится к нормативной

        подсистеме политической системы общества?

        1)политические традиции

        2)партийный устав

        3)политические идеалы

        4)партийная программа

        6)политическая культура

        А16. Верны ли следующие суждения о политической системе общества?

        А.В состав политической системы общества могут входить общественные организации.

        Б.В политическую систему общества входят органы государственной власти.

        1. верно только А

        2. верно только Б

        3. верны оба суждения

        4. оба суждения не верны

        А12. Верны ли следующие суждения о социализации?

        А. В процессе социализации происходит процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

        Б. Процесс социализации не зависит от социального статуса индивида.

        1. верно только А

        2. верно только Б

        3. верны оба суждения

        4. оба суждения не верны

        А17. Конституция РФ является юридическим документом прямого действия. Это означает, что

        1) её главной целью является признание и защита прав человека и гражданина

        2) в её основу положены ратифицированные гос-вом международные документы

        3) при нарушении своих прав человек может обратиться в суд, ссылаясь на её статьи

        4) в неё ни при каких обстоятельствах не могут быть внесены изменения или дополнения.

        А20. Верны ли следующие суждения об отрослях права?

        А. Гражданское право регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.

        Б. Предметом регулирования финансового права являются общественные отношения в сфере налогооблажения.

        1. верно только А

        2. верно только Б

        3. верны оба суждения

        4. оба суждения не верны

        А16. Верны ли следующие суждения об институтах гражданского общества?

        А. Одним из направлений развития гражданского общества в современной России является создание попечительских советов при школах.

        Б. Граждане могут отстаивать свои интересы посредством таких институтов гражданского общества, как суд и прокуратура.

        1. верно только А

        2. верно только Б

        3. верны оба суждения

        4. оба суждения не верны

        А1 Выделите законодательные органы РФ:

        1) Правительство РФ; 2) Совет Федерации;

        3) Президент РФ; 4) Государственная Дума.

        А2 Назначение на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов осуществляется:

        1) Президентом РФ; 2) Советом Федерации;

        3) Правительством РФ; 4) Государственной Думой.

        А3 Соедините понятия с их содержанием.

        1) государство

        а) независимость от внешних обстоятельств, самостоятельность, определяемость лишь внутренними законами

        2) автономия

        б) общество экономически независимых граждан, обладающих личной свободой, охраняемых государством и правом, активно участвующих в жизни общества и воздействующих на государство с помощью созданных ими общественных структур

        3) гражданское

        общество.

        в) особая форма организации общества, построенная по принципу управления

        А4 Выделите признаки правового государства.

        1) верховенство закона;

        2) экономическая самостоятельность граждан, основанная на частной собственности;

        3) принцип разделения властей;

        4) невмешательство государства в частную жизнь граждан.

        А5 Выделите органы исполнительной власти РФ:

        1) Верховный суд; 2) Президент РФ;

        3) Государственная Дума; 4) Правительство РФ.

        А6 Определите полномочия Государственной Думы:

        1) утверждение Указа о введении чрезвычайного положения; 2) объявление амнистии;

        3) назначение на должность председателя Центрального банка; 4) решение вопроса о доверии правительству.

        А7 Электорат – это:

        а) все, кто пользуется избирательным правом в данном государстве и может принять участие в выборах;

        в) небольшая группа людей, занимающих в обществе ведущее место и влияющих на государственную власть.

        А8 Выделите признаки неправового государства:

        1) господство одной партии;

        2) выборные государственные органы;

        3) регламентация жизни граждан;

        4) защита прав и свобод граждан.

        А 9.Политические отношения есть отношения людей по поводу:

        1) обмена и распределения продуктов производства; 2) власти в обществе;

        3) потребления материальных благ; 4) производства духовных ценностей.

        А 10. Прохождение в представительные органы власти только тех кандидатов, которые получили в своих округах большинство голосов избирателей, характерно для:

        1) мажоритарной избирательной системы; 2) пропорциональной избирательной системы;

        3) прямого делегирования депутатов; 4) смешанной избирательной системы.

        А11.Верны ли следующие суждения об избирательных системах:

        А. Пропорциональная система обеспечивает представительство всего спектра политических сил.

        Б. Мажоритарная система создает преимущества малочисленным партиям.

        1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.