Порой мы можем оказать подопечным лучшую помощь, направив их на консультацию к специалистам, квалификация, познания и близость которых могут сыграть особо важную роль. Обращение за консультативной помощью вовсе не обязательно указывает на то, что сам душепопечитель несведущ в этих вопросах или пытается отделаться от подопечного. Ни один человек не может знать и уметь всего, чтобы заниматься общим, универсальным душепопечением, так что направление на консультацию к специалистам часто указывает подопечному на ваше желание предоставить ему возможность найти лучшую помощь изо всех возможных.

Душепопечитель обязан направить подопечных к специалистам в том случае, когда после ряда сеансов душепопечения у подопечных не появляется признаков улучшения; когда у них имеются серьезные материальные затруднения; когда им надлежит обратиться за советом к юристу; когда обнаруживают симптомы депрессивных расстройств и суицидные тенденции; когда они ведут себя странно, эксцентрично или чрезмерно агрессивны; когда находятся в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения; когда вызывают к себе сильную антипатию или сексуальное влечение; или выказывают проблемы, находящиеся вне вашей компетенции. Люди с явными признаками булимии, с лекарственной зависимостью, телесными уродствами, упорными маниакально–депрессивными расстройствами, боязнью зачатия или заражения ВИЧ–инфекцией и других болезней - все нуждаются в консультации медиков помимо, а порой и вместо вашего душепопечения.

Душепопечителям надо знать обо всех общественных организациях и учреждениях, которые оказывают соответствующую помощь, и о специалистах, которые могут оказать консультативную помощь их подопечным. Речь идет о специалистах с частной практикой, таких, как врачи, юристы, психиатры, психологи и другие душепопечители; лицах, занимающихся пастырским душепопечением, и других руководителях церкви; а также о частных и государственных клиниках и больницах; о таких службах, как «Общество помощи детям с задержкой развития» и «Общество слепых»; о государственных службах, в том числе органах социального обеспечения и бюро по трудоустройству по месту жительства; об отделах школьного душепопечения и о местных учреждениях народного образования; частных конторах по трудоустройству; суицидологических и наркологических диспансерах и отделениях; добровольных организациях типа обществ Красного Креста и «Доставки горячих обедов на дом престарелым и инвалидам»; а также о группах самопомощи, как, например, «Анонимные алкоголики». По большей части все они указаны в телефонных справочниках; о них могут сообщить другие душепопечители, коллеги, знакомые с реальным положением дел в вашем районе. Решая направить своего подопечного на консультацию, не упустите из виду церковные общины, нередко (по мере необходимости) оказывающие поддержку и практическую помощь нуждающимся.



В идеале было бы лучше направлять своих подопечных только к тем консультантам, которые являются и компетентными, и христианскими. К сожалению, во многих обществах нет профессиональных христианских душепопечителей, а тех немногочисленных христиан - специалистов в области медицины, психотерапии, психологии, педагогики и других областей знания - не назовешь высококвалифицированными. К решению многих проблем (скажем, школьной неуспеваемости, нервно–психических и других заболеваний) не обязательно привлекать специалистов из числа верующих христиан. Некоторые психологические проблемы лежат в плоскостях, не пересекающихся с христианскими идеалами, и с ними успешно справляются и неверующие люди. И даже в том случае, когда ваши подопечные бьются над глубинными, сугубо личными вопросами, многие нехристиане, из числа благожелательно настроенных к религиозным ценностям ваших подопечных, вовсе не желают пошатнуть их веру. Если помощь специалистов из числа верующих христиан не доступна в вашем окружении, вы все–таки обязаны принять решение (по каждому из ваших подопечных такое решение надо принимать в индивидуальном порядке) направить своего подопечного на консультацию к нехристианскому специалисту или продолжить наблюдать его самому, хотя вам и хотелось бы провести такую консультацию.

Прежде чем предложить подопечному пройти консультацию у специалиста, надо разузнать о доступных и ближайших источниках помощи. Сначала разберитесь с государственными и частными консультантами, узнайте, действительно ли они могут оказать вашему подопечному необходимую помощь. (Обратившись к тем, кто, по вашему мнению, может оказать помощь, и не получив ее, подопечные могут испытать крайне негативные переживания.) Предлагая подопечным консультацию специалистов, будьте уверены в абсолютной необходимости данной процедуры. Дайте понять подопечному, что это делается в целях оказания ему лучшей помощи. Кто–то будет сопротивляться идее консультации, решив, что вы находите у него помешательство или что проблема его слишком трудна для вас. Разбираясь с этими страхами по мере их возникновения, старайтесь вовлекать подопечных в принятие решения обратиться, когда надо, к другому источнику помощи.

1

Андриянова Е.А. 1 Иорина И.Г. 2

1 ГОУ ВПО «Саратовский ГМУ Россздрава им. В.И. Разумовского», Саратов

2 ГУЗ «Областная офтальмологическая больница», Саратов

В проблемном поле социологии медицины консультативная помощь рассмотрена как социальное взаимодействие (коммуникация), в ходе которого осуществляются передача и получение смысловой и оценочной информации, воздействующей на поведение пациента, а также на его отношение к социальным ценностям, сопряженным с ценностью здоровья. Коммуникатором при оказании консультативной помощи выступает врач и медицинский персонал, реципиентом – пациент. Объектом консультативной коммуникации является состояние здоровья пациента, а предметом – отображающее его сообщение. Каналом служит преимущественно устная речь. Специфичным для данного вида коммуникации является специализированный характер информации: для коммуникатора имплицитным кодом коммуникации является язык медицинской науки, малопонятный пациенту. Наиболее значимы для пациента психофизиологический, психологический и социальный барьеры.

консультативная помощь

коммуникация

1. Андриянова Е.А. Социальные параметры формирования профессионального пространства медицины: дис. ... д-ра социол. наук. – Саратов, 2006.

2. Голуб О.Ю., Тихонова С.В. Теория коммуникации. – М.: Дашков и К°, 2011. – 388 с.

4. Чеботарева О.А. Патернализм в отечественной медицине: автореф. дис. ... канд. социол. наук. – Волгоград, 2006. – 24 с.

5. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М.: Перспектива, 2002. – 246 с.

6. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / пер. с польск. В.Ф. Чесноковой; ред. и вступ. ст. Р.В. Рывкиной. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1967. – 247 с.

Консультативная помощь является неотъемлемым элементом лечебно-профилактической помощи. В проблемном поле социологии медицины консультативная помощь может быть рассмотрена как социальное взаимодействие, в ходе которого осуществляются передача и получение смысловой и оценочной информации, воздействующей на поведение пациента, а также на его отношение к социальным ценностям, сопряженным с ценностью здоровья. Рассмотрение консультативной помощи как акта социальной коммуникации позволяет вычленить ее структуру и функциональные особенности.

Целью работы является рассмотрение консультативной помощи как вида социальной коммуникации.

Материалы и методы исследования

Работа выполнена на основе коммуникационного подхода.

Результаты исследования и их обсуждения

Термин «коммуникация» (лат. com-mu-nicatio, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) изначально применялся для обозначения путей сообщения, транспорта, связи, сетей подземного городского хозяйства. Постепенно в языке науки термин «коммуникация» стал обозначать средство связи любых объектов мира. По мнению Ф.И. Шаркова, термин «коммуникация» вошел в научную рефлексию в начале XX века для фиксации системы, в которой осуществляется воздействие, процесса взаимодействия и способов общения, позволяющих создавать, передавать и принимать разнообразную информацию . Для социологического мышления это парадигмально весьма близкий концепт, поскольку вся социальная динамика (как предмет социологии) и есть процесс взаимодействий.

Рассмотрение консультативной помощи как социальной коммуникации позволяет четко фиксировать роли участников интеракции и ее результат. Как известно, в качестве основных компонентов коммуникационного процесса выделяют:

    Субъектов коммуникационного процесса -коммуникатор (отправитель сообщения) и реципиент (получатель);

    Средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.);

    Предмет коммуникации (какое-либо явление, событие) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.);

    Эффекты коммуникации - последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях .

Соответственно консультативная помощь может быть рассмотрена как процесс социальной коммуникации, реализующейся в серии локальных взаимодействий, в котором медицинский персонал играет роль коммуникатора, пациент - реципиента, здоровье пациента выступает предметом сообщения, а изменения в поведении пациента, обеспечивающие изменение качества жизни - эффектами коммуникации.

Коммуникация между врачом и пациентом в ходе оказания консультативной помощи осуществляется в жестких формальных рамках. Возникновение их обусловлено специфическим характером медицинской деятельности, повышенной степенью социальной ответственности врача. Поскольку деятельность врача предполагает наличие узкоспециальных знаний, мотивы его решений непрозрачны для пациента, а мотивация к обращению за врачебной помощью весьма высока. Пациент, желая лечения и выздоровления, не знаком ни с характером болезни, ни с состоянием своего собственного организма, ни с предсказанием исхода болезни. В итоге риск возможных злоупотреблений положением пациента оказывается слишком велик. Поэтому с самых ранних этапов профессионализации медицинской деятельности она четко формализуется.

Таким образом, существенной характеристикой консультативной помощи как социальной коммуникации является ее институциональный характер. Коммуникатор всегда выступает представителем института медицины, а реципиент выступает в роли пациента. Институциональная роль является одним из базовых элементов социального института. Так, согласно Я. Щепаньскому, сущность социального института может быть раскрыта через следующие характеристики:

    Каждый институт имеет свою цель деятельности;

    Он четко определяет функции, права и обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели;

    Каждый выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания; социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели (могут быть как материальными, так и идеальными, символическими);

    Институт располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения .

Анализ принятия человеком роли как сложного процесса, включающего коммуникацию, замещающую идентификацию с другим человеком и проекцию на него своих собственных тенденций неведения, содержится в работах А. Шюца, Р.Г. Тернера, Р. Уильямса и других представителей феноменологической школы. Вместе с тем отмечалось, что свобода индивидов в построении их ролей зависит от характера занимаемой ими позиции и варьируется в диапазоне от полюса формализованных бюрократических ролей с минимум импровизации до полюса неопределенных ролей (родители, друзья).

Овладение социальной ролью врача реализуется через профессионализацию - процесс, в ходе которого индивид, овладевший определенными навыками, знаниями и умениями, реализует их в ходе своей деятельности в рамках определенной социальной общности. Характер социального разделения труда, статус профессионалов, атрибуты осуществляемой ими деятельности и самосознание составляют основные элементы модели профессионализации, типичной для того или иного этапа развития общества .

Сегодня формальное регулирование ролей врач-пациент использует этический и юридический механизмы нормотворчества. В целом, ценностно-правовые нормы, регулирующие роли врача и пациента, выражены в так называемых этических моделях отношений врача и пациента. Схематично их можно охарактеризовать следующим образом:

    Модель Гиппократа («не навреди»). Опирается на знаменитую «Клятву», в которой Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом. Согласно этой модели врач должен завоевать социальное доверие пациента.

    Модель Парацельса («делай добро»). Предполагает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс. Патернализм выстраивал отношения врача и пациента по клерикальной модели отношений духовного наставника и послушника. Сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, поскольку исходит от Бога. Принципиальная особенность патернализма - асимметрия отношений, в рамках которых врачу отводится роль субъекта, а пациенту - роль объекта.

    Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»). Эта модель в центр отношений врача и пациента ставит моральный долг врача и предполагает строжайшее выполнение предписаний морального порядка, с устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»).

    Биоэтическая модель. Биоэтическая модель устраняет асимметрию в отношениях врача и пациента через введения принципа автономии, ставшей центральным моральным правом компетентного пациента. Принцип автономии личности основан на единстве прав врача и пациента и предполагает их взаимный диалог, в ходе которого право выбора и ответственность не сосредоточиваются всецело в руках врача, а распределяются между ним и пациентом. В Российской Федерации юридически закреплена биоэтическая модель отношений врач-пациент (Ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года).

Важно отметить, что к коммуникаторам могут быть отнесены не только врачи, но и средний медицинский персонал. В первую очередь это медицинские сестры. Нормативное конструирование ролей медицинской сестры дублирует характерные для врачей нормы в части отношения с пациентом, предполагая иерархичность отношений врач - медицинская сестра.

Обычно этические модели отношений врача и пациента рассматривают в хронологическом порядке, как сменяющие друг друга. Во многом это связано с отказом от нейтрального отношения к медицинскому патернализму, характерного для подхода Парсонса, и критике патернализма со стороны Кэмпбелла, Луна, Сигера, Витча и других. Вместе с тем многие исследователи отмечают, что патернализм имманентно присущ российской модели медицины. В исследовании О.А. Чеботаревой доказывается, что ролевой патернализм в медицине не является пройденным этапом, а играет роль базовой модели в силу психологической естественности для врача и пациента .

Вероятно, модели отношений врач-пациент комплиментарны. Одна из них фиксируется на формальном уровне, другие действуют как неформальные правила и установки. Профессионализация медицины динамична, взаимопереходы профессиональных ролей в социальные роли и наоборот закономерны . Окончательно и однозначно модель социальных ролей врача и пациента закреплена быть не может.

Реципиентом коммуникации при оказании консультативной помощи выступает пациент. Очевидно, что социальная роль больного формализуется в ходе прогрессирования медикализации. Социальная роль больного, изначально неформальная, локализуется в пространстве и во времени через деятельность учреждений здравоохранения, а ролевые ожидания пациента вытекают из требований социального окружения и ориентированы на выздоровление (личный интерес пациента) и возможность полноценно исполнять социальные роли (общественный интерес). С.А. Ефименко справедливо отмечает, что социализация пациента начинается с первых лет жизни и может продолжаться как до окончания взросления, так и прижизненно, испытывает влияние со стороны трудовой, общественно-политической и познавательной деятельности индивида и раскрывается через выработку типовых поведенческих актов. Соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам пациентов. Главными агентами такой специализированной социализации выступают институты семьи и медицины, формирующие систему ценностей, традиции, социальные нормы и правила поведения в сфере здоровья .

Объектом консультативной коммуникации является состояние здоровья пациента, а предметом - отображающее его сообщение. Каналом служит преимущественно устная речь. Специфичным для данного вида коммуникации является специализированный характер информации: для коммуникатора имплицитным кодом коммуникации является язык медицинской науки, малопонятный пациенту. Поэтому коммуникатор должен в ходе консультации осуществить «дешифровку» сообщения на обыденный язык, учитывающий личностные и социально-демографические особенности восприятия реципиента.

Можно сказать, что вся система институализации медицины обеспечивает понимание между врачом и пациентом. Понимание является результатом консультативной помощи и базовым эффектом коммуникации. На его основе пациент принимает решение и меняет свое поведение. С одной стороны, пациент находится в ситуации, когда для него является затруднительным объективное понимание значения происходящего с ним. В его отношении к ситуации присутствуют личностные смыслы, которые фактически и управляют его поведением. Именно поэтому пациента нельзя считать пассивным объектом медицинского вмешательства, Эффективность лечения далеко не в последней степени зависит от того, рассматривается ли пациент как «организм», или же личность, обладающая социальными и психологическими потребностями. Удовлетворенность нужд пациента является результатом согласования системы потребностей в здоровье и личностных предрасположенностей с субъективной оценкой практических возможностей реализовать их в конкретной системе здравоохранения.

В последние годы проблема понимания все чаще решается с привлечением коммуникативного аспекта компетентностного подхода. Действительно, профессия врача - это одна из немногих профессий группы «человек-человек», требующих совершенного владения приемами и способами эффективного общения. При этом круг профессиональных партнеров по общению весьма велик, к нему относятся сами пациенты, их родственники, коллеги. Целью же коммуникации является достижение взаимопонимания, необходимого при решении не только лечебно-диагностических задач, но и личностных и семейных проблемных ситуаций, способных оказывать существенное влияние на исход конкретного заболевания и качество жизни человека в целом.

Как поведенческая стратегия, коммуникативная компетенция базируется на умении продуктивно общаться с собеседником, избегая конфликтных ситуаций, строить конструктивные отношения, достигать комплаентности при обсуждении с пациентом вопросов назначения диагностических и лечебных вмешательств, способности оказать посильную помощь в разрешении его семейных и личных проблем. Кроме того, понятие коммуникативной компетенции включает в себя владение определенными нормами общения, поведения, как результат усвоения различных этнических и социально-психологических эталонов, поведенческих стереотипов, стандартов.

Проблема коммуникативной компетентности пациента также может быть сформулирована в рамках социологии медицины. Данная тема требует самостоятельного исследования, однако, в первом приближении можно отметить, что коммуникативная компетентность пациента формируется стихийно и испытывает детерминацию со стороны барьеров коммуникации, характерных для наличных у пациента заболеваний.

Коммуникационный подход позволяет фиксировать препятствия, возникающие на пути понимания, интерпретируя их как барьеры коммуникации. Барьеры коммуникации - помехи, мешающие осуществлению контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Они препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе осуществления коммуникативных связей.

Принципиально значимы для коммуникативной компетентности пациента психофизиологический, психологический и социальный барьеры. Однако следует иметь в виду, что психофизиологический барьер может действовать комплексно, исключая возможность использования тех или иных технических средств и инициируя конкретные психологические и социальные барьеры. Для изучения барьеров коммуникативной компетентности пациента представляется оправданным привлечение эмпирического материала и методик исследования качества жизни того или иного контингента больных.

Консультативная помощь, рассмотренная как вид социальной коммуникации, интерпретируется как коммуникативная цель с четкими функциональными характеристиками всех базовых элементов. Такой ракурс рассмотрения позволяет повысить ее эффективность и разработать гибкие стратегии ее оптимизации.

Рецензенты:

    Тихонова С.В., д.филос.н., профессор кафедры связей с общественностью ФГБОУ ВПО «СГСЭУ», г. Саратов;

    Масляков В.В., д.м.н., профессор кафедры хирургии ГОУ ВПО Саратовский военно-медицинский институт МО, г. Саратов.

Работа поступила в редакцию 14.05.2012.

Библиографическая ссылка

Андриянова Е.А., Иорина И.Г. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПОМОЩЬ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 7-1. – С. 26-29;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30031 (дата обращения: 26.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» Социально-консультативная помощь инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:
  • выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
  • профилактику различного рода социально-психологических отклонений;
  • работу с семьями, в которых живут инвалиды, организацию их досуга;
  • консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;
  • обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем инвалидов;
  • правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
  • иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для инвалидов.
Консультативный центр. Учреждением социального обслуживания инвалидов, оказывающим социально-консультативную помощь является консультативный центр - учреждение, предназначенное для защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических проблем.

Сроки пользования и ремонт технических средств реабилитации, протезов и протезно-ортопедических изделий.

Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены

Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1666н "Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены ". Приложение N 1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. N 438н Порядок осуществления исполнительным органом фонда социального страхования российской федерации медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий
  1. Осуществление медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (далее - технические средства), предоставленных лицам, признанным инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лицам в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид" (далее - инвалиды), а также протезов (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедических изделий (далее - изделия), предоставленных отдельным категориям граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами (далее - ветераны), производится исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
  2. Медико-техническая экспертиза осуществляется на основании заявления инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы. Заявление о проведении медико-технической экспертизы подается в уполномоченный орган по месту жительства инвалида (ветерана) в письменной форме. Одновременно с заявлением о проведении медико-технической экспертизы инвалид (ветеран) предъявляет техническое средство (изделие), потребность в ремонте или досрочной замены которого необходимо установить. В случае невозможности предоставления технического средства (изделия) вследствие затруднения в его транспортировке или состояния здоровья инвалида (ветерана), подтвержденного заключением медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, уполномоченный орган по заявлению инвалида (ветерана) о проведении медико-технической экспертизы может принять решение о проведении медико-технической экспертизы с выездом на дом инвалида (ветерана).
  3. Уполномоченный орган информирует инвалида (ветерана) о дате и месте осуществления медико-технической экспертизы, в которой инвалид (ветеран) по его желанию вправе принять участие. О желании принять (или не принимать) участие в проведении медико-технической экспертизы инвалид (ветеран) сообщает в заявлении о проведении медико-технической экспертизы.
  4. Уполномоченный орган в 15-дневный срок со дня получения заявления о проведении медико-технической экспертизы производит экспертную оценку состояния работоспособности технического средства (изделия), его соответствия требуемым функциональным параметрам, медицинскому назначению и клинико-функциональным требованиям. Необходимые уполномоченному органу для проведения экспертной оценки документы не могут быть истребованы от инвалида (ветерана).
  5. По результатам медико-технической экспертизы уполномоченным органом устанавливается целесообразность ремонта технического средства (изделия) и готовится заключение медико-технической экспертизы по форме, предусмотренной приложением N 2, в 2 экземплярах, один из которых выдается инвалиду (ветерану).
  6. В заключении медико-технической экспертизы указываются причины неисправности технического средства (изделия), а также виды ремонта. При установлении невозможности ремонта технического средства (изделия) уполномоченным органом в заключении медико-технической экспертизы делается вывод о необходимости досрочной замены технического средства (изделия) и указываются причины его досрочной замены. В заключении медико-технической экспертизы даются рекомендации об организации, осуществляющей проведение ремонта и обеспечение новым техническим средством (изделием).
  7. Спорные ситуации, возникшие при осуществлении медико-технической экспертизы, урегулируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ремонт технических средств реабилитации.

Инвалидам предоставляются услуги по ремонту технических средств реабилитации. В рамках социального-бытового обслуживания инвалиды обеспечиваются:
  • необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания;
  • специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха);
  • переговорными пунктами коллективного пользования;
  • бытовыми приборами;
  • тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми для социальной адаптации.
Инвалид имеет право бесплатно не только получить указанные специальные средства для самообслуживания и ухода, а также иные средства реабилитации, но и получить услуги по их ремонту. Техническое обслуживание и ремонт технических средств реабилитации инвалидов. - производятся вне очереди с освобождением от оплаты или на льготных условиях. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 21.08.2008 N 438н "Об утверждении порядка осуществления и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий " (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.09.2008 N 12293) утвержден порядок осуществления и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий.

Порядок технического обслуживания и ремонта средств реабилитации инвалидов.

  1. Если техническое средство или протезно-ортопедическое изделие неисправно, инвалиду нужно подать заявление в орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства о проведении медико-технической экспертизы этого средства или изделия.
  2. Заявление подается инвалидом или его представителем в письменной форме. Вместе с заявлением предъявляется средство или изделие, которое необходимо проверить на предмет ремонта или досрочной замены.
  3. Иногда средство или изделие предоставить не представляется возможным, например, в связи со сложностью транспортировки или состояния здоровья инвалида. В этом случае инвалиду нужно перед обращением в орган Фонда социального страхования РФ предварительно получить заключение медучреждения (например, о невозможности снять протез до получения нового).
  4. По заявлению инвалида орган Фонда социального страхования РФ может принять решение о проведении медико-технической экспертизы с выездом специалиста-эксперта на дом инвалида. Например, это целесообразно, когда неисправна инвалидная коляска.
  5. Орган Фонда социального страхования РФ, получивший заявление от инвалида, должен назначить срок проведения медико-технической экспертизы и уведомить инвалида о точном времени и месте ее проведения. Инвалид вправе по своему желанию принять участие в этой экспертизе. О своем желании или нежелании принять участие в проведении экспертизы инвалид должен сообщить в заявлении.
Максимальный срок, в течение которого рассматривается заявление и проводится экспертиза, составляет 15 дней со дня получения заявления.
  1. Экспертом составляется заключение, в котором дается оценка состояния работоспособности технического средства или изделия, его соответствие требуемым функциональным параметрам, медицинскому назначению и клинико-функциональным требованиям, причины поломки или неисправности.
  2. В итоговой части заключения эксперт указывает на то, является ли ремонт технического средства или изделия целесообразным. Если ремонт нецелесообразен (то есть слишком дорогостоящий по сравнению со стоимостью аналогичного нового изделия) или невозможен, то делается вывод о необходимости досрочной замены технического средства или изделия.
  3. В заключении указывается на организацию, которая может провести ремонт или изготовление нового средства или изделия. Один экземпляр заключения медико-технической экспертизы под подпись вручается инвалиду.

Срочное социальное обслуживание

Одной из новых форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является срочное социальное обслуживание. Оно заключается в оказании неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Объем социальных услуг указанной категории граждан установлен федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг. В нем предусмотрено, в частности, разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; разовое оказание материальной помощи; обеспечение остро нуждающихся одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости Муниципальные центры социального обслуживания, осуществляющие срочное социальное обслуживание (или отделения, создававаемые при органах социальной защиты населения), организуют для лиц, нуждающихся в социальной поддержке, экстренную медико-психологическую помощь, содействуют в трудоустройстве, в предоставлении временного жилого помещения (в необходимых случаях), организуют юридические консультации.

Итак, исходя из интересов граждан социальное обслуживание может носить не только постоянный или временный характер, но и при определенных условиях - разовый характер с учетом реаль­ных потребностей лиц пожилого возраста и инвалидов.

В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бы­тового и социально-культурного обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Организация социально-консультативной помощи возложена за­конодательством на муниципальные центры социального обслужи­вания, а также на органы социальной защиты населения, которые создают соответствующие подразделения.

Социально-консультативная помощь гражданам пожилого воз­раста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослаб­ление социальной напряженности, создание благоприятных отноше­ний в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, се­мьи, общества и государства.

Социально-консультативная помощь предусматривает:

1) выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;

2) профилактику различного рода социально-психологических

отклонений;

3) работу с семьями, в которых живут граждане пожилого воз­раста и инвалиды, организацию их досуга;

4) консультативную помощь в обучении, профессиональной ори­ентации и трудоустройстве инвалидов;

5) обеспечение координации деятельности государственных уч­реждений и общественных объединений для решения проблем гра­ждан пожилого возраста и инвалидов;

6) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожило­го возраста и инвалидов.

В целом социально-консультативная помощь направлена на психологическую поддержку граждан пожилого возраста и инвали­дов.