Занимательный материал - материал, необходимый для создания интереса к игровому материалу, для привлечения внимания детей к уроку. К занимательному материалу относятся сказки, загадки, стихи, ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, чайнворды и другие.

Рассмотрим более подробно головоломку, кроссворд, загадку, ребус.

В Большом энциклопедическом словаре даются следующие определения понятий:

§ "головоломка - загадка, задача, требующая для своего решения догадливости, сообразительности; игра с задачами такого характера" ;

§ "кроссворд - задача-головоломка, заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова" ;

§ "загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего" ;

§ "ребус - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками" .

Головоломки бывают: шестеренки, секретный приказ, цифровые слоговицы.

Шестеренки: Если правильно соедините зубцы шестеренок и будете вращать правую шестеренку влево, а левую вправо, - прочитаете загадку. О чем она?

(Ответ: Черные, кривые, от рождения немые. Станут в ряд - сразу заговорят. Конечно это буквы)

Секретный приказ:

Примечание. Зачеркните буквы, которые встречаются более, чем один раз и прочитайте приказ.

(Ответ: Будь врагом лени.)

Цифровые слоговицы

Примечание. В слоговице каждая цифра обозначает какой-нибудь слог (всегда один и тот же). Из этих слогов и состоят слова в загадках. Наша слоговица начинается с буквы Б.


(Ответ: былина, добыча, чародей, (Ответ: бульдозер, зерно, домино, дорога.) миноносец.)

Загадки бывают: о природе, о предметах, загадки-складки, загадки-шутки.

Загадки о природе:

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь - лесной...(медведь) .

Загадки о предметах: Всех кормит,

А сама не ест (ложка) .

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?...(мел) .

Загадки-складки:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой...(не разольешь) .

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь...(медвежью услугу) .

Загадки-шутки

а) Есть ли ноги у газеты, книги?

(наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу (газету) верх ногами) .

б) В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения? (ясно как дважды два четыре) .

в) Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели? (их можно... согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом) .

Ребусы бывают: с перестановкой букв в слове в соответствии с цифрами, с прибавлением к слову или исключение из него буквы или слога, с заменой буквы в слове, с исключением из слова буквы и добавлением к слову указанной буквы, с чтением букв и слогов, вписанных в буквы большего размера.

Ребус с перестановкой букв в слове в соответствии с цифрами (кот - кто);

На что указывают цифры? (надо переставить буквы)

Какую букву взять первой? второй? третьей?

Какое же слово получится? .

Ребус с прибавлением к слову или исключение из него буквы или слога (столб-стол, дуга-радуга);

По картинке составь слово.

Прочитай. (Дуга).

Прибавь к этому слову слог "ра".

Прочитай, что получилось .

Ребус с заменой буквы в слове (стол-стул, кит-кот);

Какое слово здесь "спряталось"?

(буква "и" перечеркнута, на ее место надо поставить букву "о") .

Ребус с исключением из слова буквы и добавлением к слову указанной буквы (рак - рук - рука; кран - ран - рана).

На исключение из слова буквы может указывать не только черта, зачеркивающая букву, но и запятая. Если запятая стоит перед рисунком, то исключают первую букву, если после него- то последнюю. Исходные слова и слова-отгадки составляются из букв разрезной азбуки, прочитываются .

Ребус с чтением букв, вписанных в буквы большего размера (ворона, тыква).

Прочитай напечатанную часть слова. Догадайся, где она расположена(тык в "а"- тыква) .

Более подробно остановимся на кроссворде. Кроссворды в системе занимательного материла занимают особое место. При работе с кроссвордами учащиеся соревнуются больше с "самим собой", т. е. соревнуются черты характера личности: работоспособность с ленью, охота с нежеланием что-то делать, любознательность с безразличием, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением и т. д. Успех и победа положительных черт характера учащегося над негативными важнее, чем кратковременные успехи над другими учащимися.

По мнению преподавателя университета г. Махачкала Ш.Ш. Хидирова, известно, что "если посмотреть на характер познавательного интереса на уроках русского языка, то учащиеся больше любят интеллектуальные игры. В основном это хорошо успевающие, старательные и пытливые дети, в спокойных интеллектуальных играх они получают максимум самостоятельности. Это обусловлено психологической особенностью таких учащихся и естественным инстинктом человека самоутвердиться. Эти качества ребенок может проявить, решая кроссворды. Но это не значит, что учащиеся с аморфными интересами не тянутся к кроссвордам. Отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде - это уже успех, удача, это приносит радость, появляются положительные эмоции, уверенность в своих силах, чувство интеллектуальной полноценности, непроизвольно возникает желание искать и отгадывать другие слова, т. е. актуализируется познавательный интерес" .

Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила заранее оговорены, все, что нужно для выполнения, имеется. Учащийся от начала до конца решает кроссворд один, его работа не зависит от других детей, он получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа - наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы осуществляется важный и завершающий этап познавательной деятельности - проверка полученных знаний на практике. Самостоятельная работа, как и процесс обучения в целом, выполняет не только функции образования, но и воспитания таких черт личности, как трудолюбие, умение преодолевать трудности, настойчивость, уверенность в своих силах, кроме этого, развивает наблюдательность, умение выделять главное, самоконтроль и т.д.; она может быть источником знаний, способом проверки, совершенствования и закрепления их, а по отношению к умениям и навыкам является одним из путей их формирования.

Кроссворд - это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст.

Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствует предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.

Здесь можно решить и некоторые вопросы индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Обычно хорошо успевающие ученики раньше срока заканчивают свою работу на уроке. И чтобы они не скучали и не мешали другим, им можно предложить небольшие кроссворды по изучаемой теме.

Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями и т.д. Посещение библиотеки становится любимым и привычным занятием. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов в кроссвордах, учащиеся непроизвольно заставляют учителей, родителей и других окружающих задуматься и включиться в учебную деятельность детей. Таким образом, создаются условия для полезной организации свободного времени детей и родителей.

Составление кроссвордов - дело непростое. Составить тематические кроссворды труднее обычных, потому что запас слов ограничен определенной темой урока.

При составлении кроссвордов необходимо придерживаться такого дидактического принципа, как научность содержания и доступность его для учащихся. Необходимо также соответствие и взаимосвязь содержания кроссворда и процесса его разгадывания.

Для поддержания непрерывного интереса к этому виду занимательного материала необходимо разнообразить формы кроссвордов, придумать новые формы загадывания слов. Чем больше способов загадывания одного и того же слова, тем глубже и многостороннее будут знания, так как различные способы загадывания взаимно дополняют представления о данном понятии.

При решении и кроссворда дети убеждаются, что освоение словарного запаса, терминологии и умение грамотно писать слова - необходимые условия для верного выполнения задания. Составление кроссвордов самими учащимися дает не менее важный дидактический эффект, чем решение кроссвордов. Для этого учащиеся систематизируют свой словарный запас, группируют слова по количеству букв и пр. Незаметно для себя ученики уточняют правописание различных терминов. Затем кроссворд создается на черновике, при этом работают логика и сообразительность ребенка. А если он до конца не смог "собрать" кроссворд, то ему придется "разобрать" данную конструкцию и "собрать" ее заново. В процессе этой работы развивается логика мышления, усидчивость, стремление завершить начатое дело, упорство, целеустремленность и т.п. При составлении чернового варианта кроссворда учащимся приходится разнообразить рисунок и форму кроссворда, при этом развиваются творчество и фантазия при зарисовке сетки кроссворда, развиваются художественные и эстетические способности. Если работа проводится на компьютере, то закрепляются знания и умения по информатике, умения работать с различными программами.

Все многообразие кроссвордов можно разделить по двум признакам: содержание и оформление. По содержанию выделяют: тематический, полиглот, алфавитный, кроссворды с нестандартными определениями, юмористический, с фрагментами, ребусный, рассыпной, кроссворды с нестандартным заполнением, слогокроссворд, двухбуквенный, символьный и др.; по оформлению - сканворд, обратный, бесконечный, русский, словарный, чайнворд, фигурный, рисунок, косой, круговой, объемный . Как известно, на уроках русского языка широко могут использоваться игры. Языковые игры обычно развлекательны, но всегда содержат дидактический элемент, достигающий подчас высокого уровня.

По весомости этого дидактического вклада игры подвергаются оценке и классификации. Различают также игры по видам деятельности: игры, в основе которых лежит наблюдение; игры на конструирование, на изобретение новых структур; игры творческие. Классифицируют игры и по языковому материалу: словесные, грамматические, буквенные и пр.

В последние десятилетия издано огромное количество пособий по игровым методикам: это игры на сообразительность, "хитрые" задачи, игры в слова, словесное и картинное лото, колеса приставок и суффиксов, лестницы слов, а также материалы для викторин и олимпиад, задачи на разгадывание пословиц и фразеологических единиц, заданий на подбор и комментирование синонимических групп, антонимических пар, омонимов, паронимов, на многозначность слов .

Таким образом, применение кроссвордов, языковых игр и т. д. не может стать основной формой работы, но использование их в учебном процессе вполне целесообразно.

Классификация занимательного материала по русскому языку

Таким образом, проанализировав литературу, мы составили классификацию занимательного материала и пришли к выводу о том, что он достаточно разнообразен. Его использование на уроках русского языка очень важно. При этом можно применять с каждым разом все новые и новые задания тем самым обогащать речь учащихся, развивать у них познавательный интерес к предмету "Русский язык", индивидуальные склонности, самостоятельную деятельность, потребность самообразования (приучение пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, углубление знания о языке, получаемых на уро ках, повышение качества этих знаний и умений).

Занимательный материал

Богатство занимательных заданий настолько велико, что поможет даже слабому ученику появлению и проявлению желания заниматься русским языком, тогда повысится успеваемость младшего школьника, а это будет являться огромным достижением в работе любого учителя. Ведь для него важен результат выполняемой деятельности.

Гололобова Людмила Алексеевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 8", Нижний Новгород

Гололобова Л.А. Занимательный материал по формированию у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений // Совушка. 2017. N4(10)..07.2019).

Заказ № 46705

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учёта возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановки. Используется занимательный материал и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, математических сказок, они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывании хода, предугадывании результата, предложение решения). В ходе поиска, выдвижении гипотез, решения дети проявляют и догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и мыслительного обдумывания. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учётом сенситивных периодов развития одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности - в игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а так же по направленности на развитие тех или иных умений. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети, могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом не трудился, в таких заданиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал мы включаем, как в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений так используем в конце занятия, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Занимательные математические игры мы используем и для организации самостоятельной деятельности детей.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» — заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения. В процессе игры дошкольники считают, складывают, вычитают, более того, решают логические задачи. Обучая ребенка в игре, мы стремимся, чтобы радость от игры перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

В детском саду существует такая форма организации воспитательно-образовательного процесса как развлечения. В старшем дошкольном возрасте можно проводить развлечения с использованием занимательного математического материала. Такие мероприятия содействуют развитию познавательной деятельности детей: памяти, речи, восприятия, пространственного воображения, наглядно-образного и логического мышления, способствуют формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.

Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.

Первый вид занимательного математического материала - это развлечения. В процессе развлечения дети закрепляют ранее приобретённые знания, умения и навыки. Но все это происходит в обстановке, которая отличается от еженедельных занятий по развитию элементарных математических представлений. Развлечения проводятся с использованием нарядных костюмов, праздничного украшения зала, музыки, песен. Это доставляет детям радость.

В таких развлечениях используются различные виды занимательного материала: задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, загадки с цифрами и о цифрах, математические сказки, логические упражнения, головоломки с палочками и геометрическими фигурами, ребусы, лабиринты и т.д. Развлечения могут быть с элементами драматизации. Они строятся или на основе сюжета каких-либо сказок, мультфильмов или организуются встречи с разными героями. Дети могут сами исполнять роли. Сюжеты для инсценирования должны быть простыми по форме, доступными по содержанию. Лучше всего этим требования отвечают известные сказки: «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

Также могут проводиться развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры. Это различные «путешествия» (на поезде, ковре-самолёте, на космической ракете), «концерты» и др. Здесь, как и в игре, дети воспроизводят в ролях все то, что они видели в окружающей жизни и деятельности взрослых. Но это происходит строго по сценарию, в отличие от сюжетно-ролевой игры. В сценарий развлечения включается занимательный математический материал. Ведущим является воспитатель. Можно проводить развлечения в виде соревнования. Например, «Конкурс загадок». Группа детей делится на две команды. Чья команда быстрее отгадывает загадку, получает балл или фишку. В конце развлечения определяется победитель.

Такие развлечения желательно проводить регулярно, так как они доставляют детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности, поддерживают интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощью, способность производить действия в уме, развивают элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

Второй вид занимательного математического материала - это математические игры и задачи. Игра есть средство познания ребёнком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий. Применяя в своей работе нестандартные развивающие средства, были разработаны некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап несёт в себе определённые цели и задачи.

1 этап - это внесение новой игры в группу. Цель этого этапа - знакомство с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 этап - это игра. Цель этого этапа - развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выделять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходство и различия объектов, познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, развивать пространственные отношения, познавательные процессы, мыслительные операции.

3 этап - это самостоятельная игра детей с развивающим материалом. Цель этого этапа - развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию. В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Третий вид занимательного математического материала - это развивающие (дидактические) игры и упражнения. Важным средством формирования мыслительной деятельности ребенка, его интеллекта является игра. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича, Колумбово яйцо, Танграм, Уголки для всех, Волшебный круг, Монгольская игра, кубики по Никитину, игра-головоломка Пифагор, дроби, шахматы, счётные палочки, логические задачи, словесные игры, загадки, загадки-шутки, головоломки, математические сказки и т.д. Эти игры помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к действию с геометрическими фигурами, величинами. Таким образом, математические представления детей совершенствуются. Главное назначение этих игр - развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое поисковое поведение. С одной стороны ребёнку предлагаем пищу для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

Игры и упражнения применяем в определённой системе. Постепенно игры усложняем как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имеют проблемно-практический характер. Например: логические блоки Дьенеша представляют собой комплект из геометрических фигур. Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве отношениям, включать подмножества в состав множества, разбивать множества на подмножества.

Существует и ещё один вид занимательного математического материала - это математическая сказка. Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, — это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.

Например: сказка «Теремок» — поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало и трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.

Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой?

Сказка «Три медведя» — это математическая супер сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.

В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике, и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Для того чтобы работа воспитателя с детьми была плодотворной, педагогу следует пользоваться несколькими принципами. Это:

Принцип деятельности - включение ребенка в учебно-игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Принцип интеграции - интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

Принцип доминирования интересов.

Принцип психофизической комфортности - заключается в снятии по возможности стрессовых факторов.

Принцип природосообразности - развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.

Это означает, что воспитателю необходимо создать определённые педагогические условия для работы с ребёнком. Для того чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. Для эффективного решения образовательных задач очень важно оснастить группу детей необходимыми игровыми пособиями. В игровой комнате отводится специально оборудованное место (стол, стулья, свободный доступ), где концентрируются все игры и пособия - необходимо создать «Уголок занимательной математики».

Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. «Уголок» - это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребёнок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми его творческих начинаний.

В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду. Уголок занимательной математики решает такие задачи как:

1. Целенаправленное формирование у детей 4 - 7 лет интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.

2. Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.

Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приёмами руководства самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом. Заинтересованность, увлечённость педагога - основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм. Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: «Лиса и гуси», «Мельница», «Волки и овцы»; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.

Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципов доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх «Танграм», «Волшебный круг», «Кубики для всех» и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 - 3 наборов к игре; один и тот же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с набором фигур, счётных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур. В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформлении можно использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы. Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создаёт у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.

Руководство самостоятельной математической деятельностью в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно — волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит с вои успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Практическое задание: Составление перечня занимательного математического материала в разных возрастных группах.

Перечень занимательного математического материала для младшей группы:

  • дидактические игры (мозаика);
  • объёмные тела;
  • макеты квадратов, шаров, треугольников;
  • счётный материал (не очень мелкие игрушки).

Перечень занимательного математического материала для средней группы:

  • дидактические игры;
  • предметы различной величины (матрёшки, пирамидки);
  • дидактические пособия (блоки Дьенеша);
  • трафареты;
  • счётный материал (палочки, матрёшки, грибочки, мелкие игрушки);
  • лото.

Перечень занимательного математического материала для старшей группы:

  • Дидактические игры;
  • Шашки, шахматы;
  • Разнообразное лото;
  • Блоки Дьенеша;
  • Палочки Кюизенера;
  • Игры на классификацию;
  • Мозаики;
  • Строительные наборы;
  • Игры на составление узоров;
  • Лабиринты;
  • Схемы;
  • Игры В. Воскобовича;
  • Настольно-печатные игры;
  • Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки.

Перечень занимательного математического материала для подготовительной группы:

  • дидактические игры;
  • дидактические материалы;
  • шашки, шахматы;
  • оборудование для измерения деятельности (песок, весы, часы, линейка, метр, рулетка);
  • головоломки, головоломки с палочками;
  • разнообразные лото;
  • рамки вкладыши;
  • блоки Дьенеша;
  • Палочки Кюизенера;
  • Игры на классификацию;
  • Мозаики;
  • Строительные наборы;
  • Игры на составление узоров;
  • Лабиринты;
  • Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов;
  • Игры для ориентировки на листе бумаги;
  • Игры на передвижение;
  • Игры В. Воскобовича;
  • Настольно-печатные игры;
  • Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки;
  • Математические сказки.

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определённом этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Таким образом, дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.

Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

При использовании занимательного математического материала дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, потому что эмоционально вовлечены в занятие.

Литература:

  1. Данилова В.В. Обучение математики в детском саду [Текст]: практические семинарские и лабораторные занятия / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. М.: Академия, 1998. 60 с.
  2. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеев. М.: Просвещение, 1992.
  3. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математическая тетрадь для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева. М.: Просвещение, 1991.
  4. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. М., 1984.
  5. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова. СПб.: Детство - Пресс, 2008. 384 с.
  6. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. М.: 2005. 392 с.

Занимательный материал для младших школьников

Любарская Татьяна Равилевна
Описание: занимательный материал, который может послужить отличным дополнением к урокам по окружающему миру.
Цель: формирование познавательного интереса к процессу обучения
Задачи: формировать умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания; формировать умения работать в коллективе.
Кроссворд на тему "Весна"



Вопросы по горизонтали:
3. И весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все (солнце)

4. Стучит весной тихонечко она
А всему городу слышна (капель)

5.В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка (ручей)

Вопросы по вертикали:
1. Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает
Грач горластый прилетает
Что за месяц? Кто узнает? (март)

2. Первым вылез из земли

На проталинке
Он мороза не боится
Хоть и маленький (подснежник)

6. На ветках – плотные комочки, в них дремлют клейкие листочки (почки)

Филворд по теме общение: (слова пересекаются)


Для того, чтобы облегчить данное задание можно подобрать загадки.

До чего ж оно красиво
Слово доброе…
(Спасибо)

Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а…
(Здравствуйте)

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)

Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…»
(Благодарю!)

Фильм идет, вокруг темно,
Значит, вы пришли в… (кино)

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином
(Автобус)

Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным.

С этой целью учителя начальных классов используют в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации.

Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.

Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки.

Вот почему включение в урок математики игр и игровых ситуаций, делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.

Уже на первых уроках математики при ознакомлении с порядковыми отношениями, порядковыми значениями широко можно использовать иллюстрации к сказкам “Терем-теремок”, “Рукавичка”, “Колобок”, “Три медведя”, “Репка”.

“Репка”

“Сегодня мы побываем в гостях у сказки “Репка”,- сообщает учитель.- Посмотрим сказку и поможем главным героям”. Дети рассматривают иллюстрацию к сказке и одновременно отвечают на вопросы: который по счету, кто первый, второй и т.д., кто последний, кто пришел тянуть репку сначала, кто потом.

Заканчивая игру, учитель обобщает знания детей: “Вы молодцы, ребята!: Вы не только вспомнили сказку и помогли героям, но и закрепили понятия “раньше”, “позже”, -“перед”, “за...” (простейшие временные представления), познакомились с порядковым счетом”.

Чтобы игра помогала в овладении знаниями, умениями и навыками, а не просто в выполнении требований учителя, учитель планирует ее проведение так, чтобы она не предшествовала обучению (“поиграем, а потом начнем учиться”), не чередовалась с ним (поучимся - поиграем), а стала формой коллективной учебной деятельности.

Педагог формирует у своих первоклассников качества, необходимые для становления учебной деятельности:

а) положительное отношение к школе, учебному предмету;

б) постоянное развитие способностей;

в) осознание способов учебной деятельности, в том числе способов самоконтроля и самооценки.

Вот почему при подведении итогов учитель систематически убеждаются в том, что до начала игры они чего-то не умели, а к концу этому научились.

Закрепляя понятия “столько же”, “сколько...”, можно провести следующую игру.

“В гостях у Красной Шапочки”

Учитель просит детей помочь Красной Шапочке накрыть стол, так как к ней придут в гости зайчик, мишка и лисичка. Дети отвечают на вопросы: сколько всего придет гостей? Сколько надо поставить стульчиков? Сколько надо поставить чашек?

Один ученик выполняет задания у доски, используя кукольную модель, посуду и игрушки: мишку, зайчика, лисичку, куклу - Красную Шапочку; остальные, используя счетный материал, выполняют задания на своих рабочих местах.

В результате игры дети узнают, что стульчиков и чашек надо поставить столько же, сколько будет гостей.

Для сознательного, уверенного овладения операцией счета я считаю, что дети должны уверенно знать название и последовательность чисел натурального ряда. Поэтому в подготовительный период использую прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе применяет различные игры.

“Составим поезд”

Эта игра наглядно показывает, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее получается путем вычитания единицы из последующего. На основе использования этой игры педагог предлагает считать число вагонов слева направо и справа налево, и учащиеся делают вывод, что считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного вагона и не сосчитать его дважды.

“Звездное небо”

На плакате изображено “звездное небо”. Учитель предлагает посчитать звезды на небе, закрывает их, тучкой. Затем тучку отодвигает и спрашивает: “А сколько теперь звезд?” Дети считают. Учитель останавливает счет и просит детей заглянуть за тучку, чтобы они убедились, что там именно столько звезд, сколько было сказано.

Счет предметов предполагает не только знание последовательности чисел от 1 до 10, но и умение правильно соотнести число и предмет в пересчитываемой группе предметов. Учитель добивается, чтобы каждый ученик, произнося число, дотрагивался до предмета или брал его в руки.

“Почтальон”

На наборном полотне выставлено 10 домиков - это улица. Им присваиваются при счете номера. Учитель говорит, что прикрепить номера на дома не успели. В конце ряда домов - почта с почтальоном-зайцем. У него письмо в восьмой дом. Как почтальону его доставить?

Один из учеников говорит, что почтальон-заяц может прибежать к началу улицы и посчитать дома, начиная с первого домика, другие ученики советуют считать дома с конца улицы. Учащиеся выполняют это задание практически и приходят к выводу, что быстрее считать последним способом. Игра продолжается. Письмо надо доставить каждый раз в другой дом, решается новая математическая задача.

При изучении первого десятка одним из трудных вопросов является состав числа. Для закрепления этого материала, я провожу игры: “Угадай”, “Открой форточку”, “Арифметический лабиринт”, “Найди пару”, “Войди в ворота”, “Лесенка”, “Эстафета”, “Карусели”.

“Угадай”

Дети узнают, из каких двух слагаемых состоит число, например число 7. Выигрывает тот, кто; больше предложит вариантов.

“Арифметический лабиринт”

Игра заключается в том, чтобы пройти через двое ворот и набрать в сумме число 10 (9, 8 и т.д.).

Часто организую игры так, чтобы ученики оказывались в роли учителя, т. е. контролировали правильность выполнения или сами давали задания классу.

“Молчанка”

Учитель сообщает, что Карлсон принес в класс шары, на которых есть цифры. Он будет последовательно показывать цифры, а класс должен показывать состав соответствующего числа. На помощь Карлсон приглашает по одному ученику с каждого ряда. Карлсон показывает шар с цифрой, например, 8, а дети молча - состав этого числа. Помощники помогают Карлсону проверять ответы товарищей.

Формируя навыки сложения и вычитания в пределах 10 я применяю игры в следующей последовательности.

На этапе объяснения нового материала она использует игру “Лесенка”. На наглядной основе дети осмысливают прием прибавления и вычитания 2, 3, 4. В игре “Счет цепочкой” учащиеся проговаривают прием прибавления и вычитания чисел" на примерах.

Сознательному и прочному усвоению таблиц сложения и вычитания способствуют игры: “Кто быстрее?”, “Кто больше?”, “Не собьюсь”, “Вычислительная машина”, “Почтальон”, “Чей букет лучше?”, “Забей в ворота мяч”, “Полет в космос”, “Поезд” с использованием разнообразного счетного материала и наглядности. Особенно любят ученики игры-эстафеты.

“Полет в космос”

Винтик и Шпунтик изобрели новую ракету и пригласили вас совершить с ними увлекательное путешествие. Да вот беда. Ракета не может вместить всех желающих. Давайте разделим класс на две команды и выберем от каждой по 5 представителей и по одному капитану. Дается сигнал, и капитаны начинают соревнование. Решив пример, капитаны передают мел следующему игроку команды.

Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок решит. примеры. Она и отправляется в космический полет.

“Поезд”

Класс делится на три команды. Выбирается начальник станции, готовящий составы к отправлению. Он раздает детям карточки-вагончики, на которых написаны примеры. По сигналу начальника станции команды начинают составлять состав. Первыми выходят “паровозы”, затем “вагончики”. Ответ примера - номер последнего вагона.

Как только составлен первый поезд, начальник станции отправляет его в путь под музыкальное сопровождение песни “Голубой вагон”. Второй и третий поезда отправляются по мере составления состава.

Игра переходит в проведение физкультминутки.

Сюжетно-ролевые игры часто провожу. тогда, когда нужно на практике показать, как правильно применять полученные знания.

“Театр”

Представьте, что вы пришли в театр. Перед вами зал (наборное полотно, на котором каждый карманчик - это стул). Посчитайте, сколько стульев в первом ряду. (10)

Сколько стульев во втором ряду? В третьем? (10) В каждом ряду по 10 мест.

Назовите номера каждого стула в первом ряду. Ученики хором называют: первый, второй... десятый.

Кассир продает каждому билет, на котором обозначены ряд и место.

Рассмотрите числа на своих билетах. В каком ряду и на каком месте должен сидеть каждый из вас? Скажи, Игорь. (Несколько учеников называют свой ряд и место.)

Контролер проверяет, правильно ли зрители занимают места. Первым он предоставляет занять места девочкам.

Значение сюжетно-ролевых игр велико: они содержат в себе элементы профессиональной ориентации учащихся.

Основное содержание курса математики для I класса связано с вычислениями. Я стараюсь оживить и сделать интересной традиционно скучную работу по выработке вычислительных навыков. Для этого неинтересные упражнения представляет в несколько необычной формулировке, придумывает для них сказочную форму. Например, задание решить примеры вида 3+5, 7-2, 6+4, 9-3 у большинства детей особого интереса не вызывают. К этому заданию дети почувствовали интерес, когда учитель представил его в таком виде: Хрюша, Филя, Винни-Пух и Степашка учились считать. Им каждому он дал листок с заданием: Хрюше 3+5, Филе 7-2, Винни-Пуху 6+4, Степашке 9-3.

Вот что у них получилось:

Что скажет учитель каждому? Почему он похвалил Хрюшу и Степашку и остался недовольный работой Фили и Винни-Пуха?

Опыт показывает, что игры и игровые упражнения помогают детям овладевать знаниями, формировать соответствующие умения и навыки, пробуждать интерес к учению.

Ученики-шестилетки с желанием решают задачи, где математическое содержание подается в стихотворной форме.

Две розы Маша сорвала,
В подарок маме принесла.
Сорви еще и подари
Ты мамочке не две, а... (три).

У куклы пять нарядных платьев,
Какое нынче надевать?
Есть у меня для куклы шерсть,
Свяжу, и платьев будет... (шесть).

Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет.

Пять щенят
Плюс мама-лайка.
Сколько будет, сосчитай-ка?

Что хромаешь ты, жучок?
Ранил ножку о сучок.
Прежде на своих шести
Очень быстро мог ползти

На скольких ножках ползает теперь жучок?

Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?

Скоро десять лет Сереже,
Диме нет еще семи.
Дима все никак не может
До Сережи дорасти.

На сколько лет Дима моложе Сережи?

Известно, что сапожек не носит кошка,
Но мама купила кошке сапожки.
Сколько сапожек мама купила,
Чтоб кошка ножки не замочила?

Опыт работы убеждает в том, что занимательный материал оказывает большую помощь в привитии интереса к математике, активизации познавательной деятельности на уроке, учит детей учиться.

светлана тубасова
Занимательный математический материал

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике , к логике, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание.

Занимательный материал в обучении математике делится на 3 условные группы :

1. Развлечения :

Головоломки «Танграм» , «Пифагор» , «Колумбово яйцо» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур создаётся сюжетное изображение

- «Змейка» , «Волшебные шарики» , «Пирамидка» , «Сложи узор» , «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;

Лабиринты- упражнения, сочетающие в себе зрительный и мыслительный анализ, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например : «Как мышонку выбраться из норки?» , игры на пространственное преобразование, различные загадки, задачи в стихотворной форме. задачи- шутки, ребусы, кроссворды, математические фокусы . Они интересны по содержанию, занимательны по форме , отличаются необычностью решения) закрепляют ранее приобретённые знания, умения и навыки.

2. Математические (логические) игры и задачи, упражнения (с блоками, кубиками на включение, нахождение, шашки, шахматы, словесные игры, логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил; задачи на нахождение признаков отличия или сходства, на поиск недостающей фигуры.

3. Развивающие (дидактические) игры и упражнения (с наглядным материалом , словесные) «Найди такой же формы?»

использование игрового занимательного материала и игр на занятиях по ФЭМП делает возможным выполнение математических заданий на высоком познавательном уровне.

Существует и ещё один вид занимательного математического материала – это математическая сказка . Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций . (теремок, репка, колобок, красная шапочка, «Про козлёнка, который умел считать до десяти» ) Сказка «Три медведя» - это математическая супер сказка . И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький, соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками, ложками.

Педагогические требования к занимательному математическому материалу как дидактическому средству.

1. Материал должен быть разнообразным (развитие и совершенствование количественных, пространственных и временных представлений у детей) Разнообразными должны быть занимательные задачи по способам решения. Разнообразные формы организации работы с этим материалом : индивидуальные и групповые, в свободной самостоятельной деятельности и на занятиях, в детском саду и дома и т. д.

2. Занимательный материал должен использоваться в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.

3. Организуя деятельность детей необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельных поисков способов решения.

4. Должен отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка , варьировать задания, методические приемы и формы организации.

5. Использование занимательного математического материала должно сочетаться с другими дидактическими средствами по формированию у детей элементарных математических представлений .

Публикации по теме:

Занимательный кубик Игра для детей средней группы для музыкальной деятельности Цель: развитие эмоционально-образные исполнительский навыки.

Информационный проект «Занимательный материал для дошкольников по математике (1 часть)» Информационный проект «Занимательный материал для дошкольников по математике» (1 часть) Проект направлен на формирование у детей интереса.

Дети в жизни сталкиваются с огромным разнообразием красок, форм и других свойств предметов, поэтому сенсорное воспитание является основой.

Математический КВН Цель: Учить детей логически мыслить, опираясь на полученные знания и умения. Задачи: 1)Развивать смекалку, быстроту реакции. 2)Закреплять.

Математический центр "Семь Замков". Занимательный математический материал и оригинальное оформление математического центра положительно.

Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Занимательный шнурок» Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Занимательный шнурок» (для детей подготовительной к школе группы)

Конспект занятия «Путешествие с Лунтиком в занимательный мир математики» Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе. Задачи: обучающие: Познакомить с составом.