Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»


Цель семинара:
создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Задачи:
1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности.
2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.
3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.

ХОД СЕМИНАРА.

Педагоги сидят на стульях в кругу, по очереди представляются и называют личное качество, начинающееся на первую букву своего имени, например, «Я – Лена и я – легкая».

К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Что такое МНЕМОТЕХНИКА?
Мнемотехника– это «техника запоминания». Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично, Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

1 задание составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения:
1 Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки
Ромашки, ромашки, будто луговые
Ромашки, ромашки словно как живые.
2. В огороде много гряд. Тут и репа и салат
Тут и свёкла и горох, а картофель разве плох?
Наш зеленый огород нас покормит круглый год
3.
Мы купили кошке,
К празднику – сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать,
Хвостик некуда девать.
Ира просит: «Ёжик, ёж,
Ты мне платьице сошьешь?
Ёж ответил из-под елки:
- Ниток нет, одни иголки!
На базаре ёжик накупил сапожек.
Сапожки на ножки себе,
Поменьше немножко – жене,
С пряжками сыну,
С застежками дочке.
Вывод: Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
2. Задание: Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).
Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми.

Игра «Волшебная палочка»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.
Итак, первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.
Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;
Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.
Игра «Шкатулка со сказками»
В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.
Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.
Игра «Придумай необычное существо»
Нарисовать и рассказать о выдуманном персонаже
Игра «Нелепицы»
Раздать черно-белые картинки и цветные карандаши. Задание найти и закрасить нелепицы. Кто быстрее и больше их назовет.
Ответы к тесту
Картинка к тесту «Нелепицы».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Еще одно направление по развитию речи – устное народное творчество. В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
Задание: показать по одной пальчиковой гимнастике.
Предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением) .
Задание: Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Рассказать о методике рассказывания скороговорки. Первую скороговорку нужно быстро произнести, а вторую - быстро произнести с определённой интонацией.


В образовательном процессе по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу уже со 2 младшей группы, воспитателям рекомендую, использовать различные игровые методы и приемы, дидактические упражнения в работе с детьми. Например: При рассматривании картины можно использовать игровые приемы, которые помогают выделять объект, внимательно рассматривать его: «ОКОШКИ»
Пособие. Картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм. Картины, схожие по сюжету.
1 вариант. Одно окошко (любой формы).
2 вариант. Число окошек по количеству объектов.
Ход игры.
- Кого (что) мы видим в окошках? Какая картина спряталась?
«ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА»
Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.
Ход игры: Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.
«КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ?» Цели. Учить выделять объект на «зашумленном» фоне.
Пособие. Картина, реальные изображения объектов картины. Назови, кого ты видишь на картине.
Ход игры По ходу называния объектов задаются уточняющие вопросы на уточнение цвета,
пространственного расположения, принадлежности и т.п.) «ПОЧЕМУ?»
Цель: развивать логическое мышление, устанавливать связи между объектами,
строить предложения несложной конструкции. «ЧТО НУЖНО?»
Цель: Развивать инициативность речи, активизировать и расширять словарный запас. В средней группе уже используем символы, знаки для составления графического плана как своеобразной зрительной опоры, отражающей последовательность рассказа.

Во время занятия используем разнообразные виды детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, произношение скороговорки и рисование того, о чем в ней говорится. (У осы не усы, не усищи, а усики). Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. При использовании ИКТ на занятиях по развитию речи даже младших дошкольников, значительно возрастает их интерес, повышается уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. Помощником для развития речи дошкольников служат сайты сети «Интернет»: «Все для детского сада», сайт «Первое сентября», http://bukvar.edu.ruи др. Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы, которые в основном предназначены для увеличения словарного запаса детей; дидактические игры и упражнения, конспекты занятий, разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы). В целях реализации задач по формированию компонентов устной речи педагогам необходимо активно использовать метод проекта с применением технологии сказкотерапии в развитии речи и коммуникативных навыков воспитанников.
Воспитатели приводят примеры разных форм работы для речевого развития дошкольников: литератрно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, логоуголок, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.
Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематически серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего. Развивая речетворчество дошкольников воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение
Используется ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях. Педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог может использовать разнообразные формы: задания дает педагог, выполняют дети; задания формулируются ребенком и выполняются детьми и педагогом; задания дают дети друг другу; задания дает педагог, выполняют родители с ребенком.
Поздеева С.И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:
- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности,
- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей»
Таким образом, различные формы работы ресурсы в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если: - дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

— познакомить родителей с особенностями развития речи детей четвертого года жизни, с методами и средствами, способствующими совершенствованию речи детей;

— создание положительного эмоционального настроя, формирование взаимопонимания и потенциала к взаимодействию;

— привлечение родителей к совместной деятельности.

Ход семинара-практикума:

Психологический тренинг «Знакомство» (тренинг проводит родитель).

Задание: Каждый родитель по очереди называет свое имя и черту характера, характерную ему и начинающуюся на первую букву имени.

Упражнение «Общее дело»

Задание: Родители делятся на пары. В каждой паре родители одной рукой берут партнера, а другой, свободной рукой, пытаются свернуть свиток бумаги и завязать его бантом. Побеждает пара, быстрее всех выполнившая задание. Для победы партнеры должны понимать друг друга с полуслова. Игра способствует сплочению команды родителей и улучшает отношения.

Педагог:

Особенности развития речи детей четвертого года жизни.

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно.

Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей.

Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков, наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).

У детей 3-4 лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный (реже – замедленный), поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса.

Проблема формирования словаря также много аспектна. Известно, что на третьем году жизни дети легко узнают отдельные предметы (овощи, мебель, посуда и т.д.), но не всегда правильно их называют. К трем годам малыши воспринимают предметы, пытаясь охарактеризовать их признаки, качества, действия с ними.

На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения. В этом возрасте дети задают вопросы, не связанные с их непосредственным опытом. К четырем годам возрастает количество вопросов, нацеленных на выяснение причинно-следственных отношений.

С дошкольниками четвертого года жизни организовывается деятельность по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову.

Воспитание звуковой культуры речи.

В данной возрастной группе с детьми отрабатывают четкое произношение почти всех звуков родного языка. Исключаются только шипящие (ж, ш, ч, щ) и сонорные (р, л) звуки, наиболее трудные для произношения.

Большинство детей на четвертом году жизни четко произносят все гласные и многие согласные звуки. Тогда стоит ли тратить время на отработку произношения этих звуков? Конечно, стоит. Во-первых, при отработке звукопроизношения совершенствуется способность различать звуки, речевое дыхание, темп речи, сила и высота голоса, дикция и т.д. Все эти задачи легче решать, если использовать звуки, произношением которых ребенок владеет хорошо. Во-вторых, четкое произношение гласных и наиболее простых по артикуляции согласных звуков во многих случаях способствует появлению у ребенка более сложных по артикуляции звуков.

Формирование звукопроизношения:

Артикуляционная гимнастика

Звукоподражание

Использование стихотворных строк

Повторение чистоговорок

Игровая ситуация «Зайка в гостях» (проводит родитель).

К ребятам приходит Зайчик, здоровается. Беседует о том, где он живет (в лесу), чем питается (травкой, веточками, листиками), кто еще живет в лесу (волки, лисы и т.д.), что это за животные (дикие), кого боится зайчик (лису, волка).

— Я сегодня в лесу нашел мешочек, а в нем картинки птиц, которых я видел в деревне, недалеко от леса, в котором я живу.

Зайчик достает по-очереди картинки птиц (утка, гусь, индюк, голубь, курица, петух), спрашивает у детей, как они кричат, и размещает на коврографе.

— Ребята, я знаю детскую потешку, в которой есть все эти птицы.

Проговаривает потешку сам, затем вместе с детьми:

Наши уточки с утра

«Кря-кря-кря! кря-кря-кря!»

Наши гуси у пруда -

Га-га-га! га-га-га!

А индюк среди двора -

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху -

Грру-грру-у, грру-у, грру-у!

Наши курочки в окно -

Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

— А теперь представьте, что домашние животные увидели на грядке репку и захотели ею полакомиться.

Стихотворение с движениями с элементами артикуляционной гимнастики «На грядке»

Идет на грядку курица,

Капустою любуется:

Спокойно двигаются шагом, поднимая высоко колени и взмахивая руками.
— Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Дети взмахивают руками, согнутыми в локтях.
Вот козочка бодается,

К морковке подбирается:

Приставляют к голове указательные пальцы («рога») и идут топающим шагом.
— Ме-ме-ме! Ме-ме-ме! Качают головой вправо-влево.
Вот шагает гусь:

— До репки доберусь!

Прячут руки за спину и медленно ступают, притопывая на каждый шаг.
— Ш-ш-ш! Останавливаются, отводят назад руки, наклоняются вперед и шипят.
Собачка зубки показала

И всех плутишек наказала!

Упражнение «Заборчик».

Зубы сомкнуты. Губы растягиваются в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.

— Р-р-р! Раздвигают пальцы («когти») и рычат, пугая.

Совершенствование синтаксической стороны речи.

Для речи ребенка четвертого года жизни характерно постепенное усложнение предложений: увеличивается количество слов и усложняется содержание. В основе этого процесса лежит рост активного словаря. Для того чтобы ребенок мог выразить мысль в виде предложения, маленького рассказа, его надо учить наблюдать, выделять главное в предметах и явлениях, устанавливать между ними временные и причинно-следственные отношения.

Эффективным средством развития связной речи является рассматривание сюжетных картин.

Работа с сюжетной картиной «Выбегай поскорей посмотреть на снегирей» (проводит педагог).

Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования (проводит родитель).

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» В.А.Сухомлинский.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Игра с платочком «Шарик»

Дети кладут платочек на колени.

Надуваем быстро шарик –

Он становится большой.

Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел,

Надувают щеки. Выпускают воздух через губы и раскрывают ладони.

Стал шар тонкий и худой.

Расправляют платочек.

Игра с прищепками «Кыш!»

Сильно кусает

Котенок-глупыш!

Он думает, что это

Не палец, а мышь!

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Игра с шестигранным карандашом «Веселые песенки»

Дети прокатывают карандаш по поверхности ладони.

У ходиков песня такая:

Тик. Тик. Тик.

У птички-синички такая:

Пик. Пик. Пик.

У поросенка такая:

Хрю. Хрю. Хрю.

У ежика песня такая:

Плюх. Плюх. Плюх.

У кисоньки песня такая:

Мяу. Мяу. Мяу.

А у рыбешки какая?

Подносят указательный палец любой руки ко рту – «ротик на замочек».

Усвоение морфологических средств языка (разные грамматические формы слов).

Дидактическое упражнение «Что одно, а чего много?»

Дидактическая игра «Чего не стало»

Дидактическое упражнение «Скажи ласково»

Работа с существительными, обозначающими детенышей животных (в родительном и винительном падежах множественного числа). Игра «Дайте мне котят (лисят…)»

Работа с существительными, обозначающими названия посуды (с суффиксами -ик, -иц): чайник, молочник, конфетница, сахарница.

Приобщение детей к художественной литературе.

Развитие речи естественно интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по развитию речи часто строится на материалах художественных произведений.

Рефлексия (проводит родитель).

Родителям предлагается на ватмане изобразить солнце, символизирующее команду участников, центр солнца сделать из обведенных детских ладошек, а на расходящихся лучах написать свои впечатления и пожелания по проведенному мероприятию.

Список литературы:

1. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду», «Мозаика – Синтез», 2014

2. Н.В.Нищева «Наш детский сад 2», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2008

3. Зажигина О.А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования», издательство «Детство – Пресс», 2012

4. М.Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет», Творческий центр «Сфера», Москва, 2008

В рамках подготовки педагогического совета в ДОУ прошёл семинар на тему: «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников», посвящённый важнейшей из образовательных областей - речевому развитию дошкольников.

Можно возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие - это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений. Художественно-эстетическое - без художественных образов, стихов, литературных текстов, обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном формировании личности. Речь - это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте

Именно эту тему в разных формах работы педагоги раскрыли на семинаре. Основные направления работы по развитию речи дошкольников выделили в чётком соответствии задачам речевого развития. Каким же содержанием они будут наполнены, решают сами педагоги. Решают, возможно, по-разному, используют и различные формы, методы и приёмы. Пути решения, действительно, могут быть различны, главное - достижение цели. Тем не менее, присутствующие вспомнили и конкретизировали структуру основных методов.

«Карта - схема» семинара соответствовала основным направлениям работы по развитию речи. Педагоги поработали над развитием словаря детей с помощью дидактических игр, соответствующих возрастным требованиям той или иной возрастной группы.

Затем воспитатель подготовительной группы Шестёркина Татьяна Александровна раскрыла направление «Воспитание звуковой культуры речи», предложив присутствующим свой опыт работы по теме «»Развитие мелкой моторики - подготовка руки к письму». Она провела с педагогами практикум, используя тот материал, который всегда находится в шаговой доступности: крупы, прищепки, пуговицы, бусинки, бросовый материал и т.п. В конце практикума каждый педагог получил памятку «Игры для развития мелкой моторики с предметами».

О формировании грамматического строя языка, о том, какие грамматические формы чаще всего вызывают затруднения у младших, старших дошкольников, говорила старший воспитатель Ударцева Нина Павловна. По традиции была проведена и «Минутка русского языка», где педагоги автоматизировали употребление слов и выражений, наиболее часто встречающихся в их педагогической практике: согласовывали окончания существительных множественного числа родительного падежа (много матрёшек, тортов …), образовывали глагольные формы (повелительное наклонение поезжай…) , ставили правильные ударения в отдельных словах (сливовый…) и т. д.

Педагоги практиковались в использовании педагогических технологий по развитию связной речи: особое внимание привлекла их технология «синквейн». У многих педагогов эта технология ассоциировалась с уже знакомыми всем играми «Продолжай» или «Дополни предложение» с мячом:

Ребёнок — называет слово

Добавляет слово, чтобы они согласовывались

Продолжает

Заканчивает предложение (ЯРКОЕ СОЛНЦЕ СВЕТИТ В ОКОНЦЕ).

О формировании элементарного осознания явлений языка и речи как условии подготовки дошкольников к обучению грамоте, а также воспитанию любви и интереса к художественному слову говорила заместитель заведующего Зыкова Вера Александровна. Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу - овладению грамотой и чтением. Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, чёткая артикуляция звуков (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, выработке гибкости и точности движения руки, глазомера и прочее.

Таким образом, педагоги ещё раз на практике подтвердили то, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является и нашем дошкольном учреждении одной из самых актуальных. Педагоги используют в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии - это инструментарий, при помощи которого решаются поставленные на определённый период задачи.

В заключительной части семинара педагоги с удовольствием использовали «синквейн» со словом «СЕМИНАР». Итогом семинара стали слова Чарльза Диккенса: «Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Разделы: Работа с дошкольниками

Буданова А. А. «Развитие связной речи дошкольников: комплексный подход»

Уважаемые коллеги!
Традиционно семинар будет проходить в 3 этапа (СЛАЙД 2)

1 этап – теоретически – практический.
2 этап – практический. Показ итогово-проверочных занятий.
3 этап – итоговый. Будут даны рекомендации по итогам занятий.

– монолог – диалог

  • повествование
  • описание
  • рассуждение

Практическое задание «Опиши игрушку» (СЛАЙД): педагоги делятся на 3 подгруппы и составляют рассказ об игрушке как в младшем, среднем, старшем дошкольном возрасте

Задачи обучения детей связной речи. (СЛАЙД 6) (см. Приложение 1 )

Давайте вспомним виды занятий по развитию речи:

– пересказ;
– рассказ по сюжетной картине или по картине известного художника;
– рассказ по серии сюжетных картинок;
– описательный рассказ по предмету или животного;
– творческий рассказ

Предлагаю вам рассмотреть примерную структуру занятия по обучению рассказыванию с учётом временных рамок этапов в соответствии с возрастной группой (см Приложение 2 ) (СЛАЙД 11)

Примерная структура занятия по обучению рассказыванию

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы занятия: рассматривание картинки или игрушки. Беседа (ответы детей на вопросы педагога). Если это сск – разбор действий по каждой картинке отдельно.
  3. Физкультминутка.
  4. Составление предложений с соответствующей словарной работой.
  5. Составление рассказа самостоятельно.
  6. Итог занятия.

Примерная структура занятия по обучению пересказыванию

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика и (или) голосовые упражнения. Формирование ЗКР
  3. Введение в тему: чтение рассказа 1 раз (с опорой на картинку или предмет).
  4. Словарная работа (уточнение ключевых слов, объяснение новых или малознакомых слов).
  5. Физкультминутка.
  6. Вспоминание сюжета по наводящим вопросам (без зрительной опоры).
  7. Самостоятельный пересказ текста + зрительная опора (цепочкой; по частям; одним ребёнком).
  8. Итог занятия.

Уважаемые коллеги! Прежде чем рассказать непосредственно о «палочках-выручалочках» для «ленивого» зрительного восприятия, мне хотелось бы сказать несколько слов о словарной работе.

Для ребёнка образцом должна быть РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ. Поэтому наша с вами речь должна быть красивой, богатой, содержательной, образной! Задайте себе вопрос: может ли ВАША речь быть образцом для ребёнка?

Прежде чем обучать детей связной речи, необходимо, чтобы в активной речи ребёнка присутствовали разнообразные слова (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, фразеологические обороты, сравнения, метафоры и т. д.)

Предлагаю вам примерную схему словарной работы(на листе ватмана таблица с заполненными 1 и 2 колонками. Слово для разбора предлагают педагоги, 3 колонка заполняется коллективно):

Символ Последовательность работы со словом Пример
Назвать слово снег
Однокоренные слова снежинка, снежный, снегоход, снеговик,
Антонимы дождь
Синонимы лёд
Ассоциации зима, холод, мороз, санки, лыжи, коньки, горка

Снег какой ? (подобрать как можно больше прилагательных) Белый, холодный, мокрый, блестящий, сверкающий, красивый, грязный, талый…

Что со снегом можно делать ? (глаголы) Копать, лепить, подбрасывать, ловить(снежинки), растопить, строить(горку, постройки)

С чем можно сравнить снег? (сравнения) С пухом, одеялом, покрывалом и т.д. Почему? Объяснить названные варианты.

Очень важно развивать сенсорные способности детей (визуальные, аудиальные, кинестетические, обонятельные, вкусовые), обращать их внимание на:
– разнообразие предметов окружающего мира;
– преображение предметов (дерево весной, зимой, летом, осенью)
– неречевые звуки и шумы (шелест листьев, шуршание опавших листочков, пение птиц...);
– музыкальные звуки (радостные, грустные, тревожные и т.д.);
– ощущения от природных и бытовых воздействий (холодно, жарко, горячо, больно и т.д.)
– ощущения от активных действий (бодрость, усталость, удовольствие и т.д.)
– ощущения от запаха (приятный/неприятный, запах ели, травы, цветы пахнут по-разному…)
– вкусовые ощущения.

Итак, варианты «Палочек-выручалочек» для «ленивого» зрительного восприятия

1. План рассказа

Обсуждение, обмен мнениями, проведение итогов мероприятия (СЛАЙД 16)

Список литературы:

1. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей 3-7 лет»
2. Алябьева Е.А. «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет»
3. Ванюхина Г.А. «Особенности организации лексико-грамматических игр в структуре семантического поля»
4. Гризик И.В. «Обучение детей описанию предметов»
5. Конина М.М. «Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста»
6. Короткова Э.П. «Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
7. Ушакова О.С. «Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин»
8. Ушакова О.С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»
9. Щипицына «Азбука общения»

Данный материал можно использовать при проведении родительского собрания во 2-й младшей группе. Т.к. форма проведения семинар-практикум, то родители оказываются непосредственными участниками мероприятия и имеют возможность на практике опробовать предложенный материал. В течение всего времени собрания практическая деятельность педагога и родителей сопровождается красочной презентацией, что делает это собрание ещё интереснее.

Цель:
Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:
Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей.
Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Форма проведения: семинар – практикум.

Участники: учитель-логопед,воспитатель, родители.

Оборудование для проведения мероприятия: платочки (по количеству участников); природный материал (жёлуди, шишки, каштаны); фасоль, боб, горох, счётные палочки; клубки ниток; массажеры; буклеты.

План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Практикум «Приёмы формирования речи детей»
3. Заключительная часть.

Подготовительная работа:
Изготовление приглашений на собрание для родителей (ответственные воспитатели группы).
Разработка буклетов для родителей.

Ход мероприятия.

1. Вступительная часть.
Логопед: — Добрый вечер, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть на нашей встрече, посвящённой проблеме развития речи дошкольников. Речь – это могущественное орудие всестороннего развития ребёнка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребёнка – это цель, к которой мы должны стремиться. Достигнуть этой цели нелегко и нас беспокоит, что растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.

Проблема развития речи детей стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам несколько способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете для чего нужно проводить пальчиковую гимнастику, как делать самомассаж, в какие словесные игры можно поиграть.

2. Семинар – практикум.

Чтобы яснее понять, в каких направлениях нужно работать вспомним основные задачи речевого развития детей.
Слайд 2.
Развитие у детей коммуникативных способностей.
Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста.
Слайд 3.

Необходимо развивать и обогащать словарный запас. Когда мы говорим о словаре необходимо вспомнить, что словарный запас бывает активным и пассивным. К концу четвертого года жизни словарный запас ребёнка достигает 1500-2000 слов.

Слайд 4.
И одна из первых задач, стоящих перед нами, педагогами, и вами, родителями – формирование словаря.
Взрослые должны:
расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире;
обогащать словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.
В речи уже должны присутствовать существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (там, тут, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (мамина, папина, Олина)

Слайд 5.
Следующая задача – формирование и развитие грамматического строя речи. И здесь я выделю несколько пунктов.
Задача 1: совершенствовать умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
Слайд 6.
Задача 2: научить употреблять существительные с предлогами.
Слайд 7.
Задача 3: научить детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей.
Слайд 8.
Следующая важная задача – развитие связной речи.
Развитие диалогической речи (вовлечение детей в разговор во время рассматривания предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой; после просмотра м/ф, спектаклей)
Развитие инициативной речи во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.
Слайд 9.
Какие же приёмы помогут нам развивать связную речь?
Телефон
— разговоры по телефону (настоящему или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей;
Ситуация общения
-взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребёнка делиться своими впечатлениями, опытом
— А ты меня научишь…?
— А как ты думаешь…?
— Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребёнка за рассказ или за то, чему он вас научил. У ребёнка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать – это здорово.
Слайд 10.
Следующая задача – формирование звуковой культуры речи.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т.к. это наиболее заметный дефект. Не только окружающие, но и родители могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное звукопроизношение – как на ладошке.
Какие же приёмы можно использовать, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?
Слайд 11.
Чистоговорки.
В данном возрасте дети уже должны внятно и чётко произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (п, б, т, к, г, ф, в, т, д, с, з, ц, м,н,к).
Попробуйте сами сочинить несколько чистоговорок:
Та – та – та — …
Ку – ку – ку — ..
Бы – бы – бы — …
Речевые игры:
«Скажи наоборот»
«Назови одним словом»
«Подбери много слов»

Артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц речевого аппарата и повышает его пластичность и тонус.
Слайд 12
Пальчиковые игры:
«Две сороконожки»
«Проглот»

Уважаемые родители! Я думаю, что всем вам хорошо знакомо высказывание В.А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Учёные пришли к выводу, что речевые и моторные центры к коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Я хочу познакомить вас с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить со своим ребёнком дома. А гимнастика представляет собой разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов. Я думаю, что вы с ходу сможете мне назвать самую известную игру («Сорока белобока»).

Давайте вместе потренируемся.
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Друг друга повстречали, крепко обнимали,
Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра называется «Проглот».
У меня живет проглот,
Всё подряд проглот жуёт.
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота.
Эту игру можно усложнять: выполнять движения не только правой или левой рукой поочерёдно, но и двумя руками одновременно.
В качестве предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и т.п.), любые мелкие игрушки, мозайки, детали конструктора, палочки, спички без серы и многое другое. Но главное условие – это должна быть игра, только тогда ребёнку будет интересно.(Игра «Золушка», «Выложи дорожку»)
Слайд 13.
Развитию мелкой моторики способствует лепка, раскрашивание, вырезание из бумаги. Не бойтесь давать ребёнку ножницы. Единственное условие – такие занятия должны быть под обязательным присмотром взрослых.
Слайд 14.
В детских садах традиционно уделяется большое внимание играм – драматизациям. Эти игры способствуют не только развитию речи, но и гармонизации эмоционального состояния. Было бы просто замечательно, если и дома вы будете использовать элементы игр – драматизаций. Например разыграли знакомые сказки.
Логоритмика – игра, где движения сопровождаются произнесением определённого текста.
В качестве примера я вам покажу игру «Едем, едем…»

Едем, едем к бабе с дедом
На лошадке, в красной шапке
В дырявых лапоточках,
По рытвинам, по кочкам,
В ямку, в канавку бух!

Эти упражнения не только помогают совершенствовать речь, но и способствуют укреплению мышечного аппарата.
Слайд 15.
Игры на развитие речевого дыхания. Правильное дыхание очень во многом определяет, насколько внятной и чёткой будет речь вашего ребёнка. На выставке представлены игры, которые помогут развить правильное речевое дыхание.
Для развития речи ребенка полезно знать приёмы массажа и самомассажа. Он обычно включает поглаживания, постукивания кончиками пальцев, массирование определённых точек. Можно проводить массаж лица, ушей, пальцев рук, ладоней, стоп. Именно здесь находятся зоны и точки, связанные с работой мозга, речевых и двигательных центров.
3.Заключительная часть.
Логопед: — Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путём примера. Слышит ребёнок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и так же незаметно это войдёт в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно.
Поэтому мой совет – разговаривайте с детьми и в присутствии детей красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию.
А теперь я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.