Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессионально-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка.

Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования.

Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования.

Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.
В условиях современной образовательной политики РФ серьезно встает вопрос об инновационном подходе к построению научно-методической работы в образовательных учреждениях. Повышение квалификации педагогических работников системы дополнительного образования, непрерывность профессионального образования является необходимой предпосылкой развития творческих способностей педагога, результативности труда и условием постоянного развития индивидуального профессионального опыта.

Повышение квалификации педагогов осуществляется на протяжении всей профессиональной деятельности. Профессиональному росту способствует непрерывность образования и личностная активная позиция педагога, когда практический индивидуальный опыт осмыслен и соединен с социальным и профессиональным опытом.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Особое влияние на развитие творческого профессионального роста оказывает исследовательская деятельность педагогов, участие в научно-практических конференциях и семинарах разного уровня, мастер-классах, открытых занятиях.

Одной из форм повышения профессиональной компетентности педагога СЮТ является его способность к самообразованию, которое проявляется в личной неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательной деятельности и стремлении к поиску новых путей и форм организации учебно-воспитательного процесса, стремление к самосовершенствованию и достижение качественно новых образовательных результатов.

Сегодня педагог имеет право выбора различных вариантов повышения квалификации: это и очное обучение, очно – заочное и заочное обучение, учеба на курсах повышения квалификации, участие в онлайн-семинарах, вебинарах, обмен опытом в сети Интернет и т.д.

Умение четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать организацию и результаты образовательного процесса, способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового – показатели профессионального уровня педагога и залог достижений обучающихся.

И ещё одним важным дополнением к педагогу дополнительного образования является умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности обучающихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Таким образом, компетентность педагога - это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Научно-методическая работа по формированию профессиональной компетентности педагогов СЮТ заключается в том, чтобы научить педагога быть мобильным в быстро меняющемся обществе, самостоятельно конструировать свою профессиональную траекторию, творчески развиваться средствами своей профессии.

Зам.директора по УВР Соловьева Н.Б.


Доклад по теме:

«Профессионально педагогическая компетентность педагога дополнительного образования».

Подготовила: Кайтукова В. Г.

педагог дополнительного

образования МКДОУ д/сад №7

Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.

Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.

Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении, ориентирована на личность ребенка и развитие его творческой активности. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в основной системе образования. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. Дополнительное образование школьников реализуется руководителями различных творческих объединений по интересам.

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка.

Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

В задачи педагога дополнительного образования входит руко­водство разнообразной творческой деятельностью обучающихся в области дополнительного образования, организация внеуроч­ной работы с воспитанниками в школе.

Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования.

Деятельность педагога дополнительного образования направ­лена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отве­чающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги допол­нительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

Быть чутким и доброжелательным;

Понимать потребности и интересы детей;

Иметь высокий уровень интеллектуального развития;

Обладать широким кругом интересов и умений;

Быть готовым к выполнению самых разных обязанно­стей, связанных с обучением и воспитанием детей;

Быть активным;

Обладать чувством юмора;

Располагать творческим потенциалом;

Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на раз­витие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

Развитие профессионализма, или профессионализация педа­гога, - целостный непрерывный процесс становления лич­ности специалиста. Процесс профессионализации - лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разре­шается специфический комплекс противоречий, присущих социализации личности в целом.

С момента выбора профессии ведущим противоречием про­фессионализации становится степень соответствия личности и профессии, что является главным условием высокого про­фессионального мастерства любого специалиста. Причем лич­ностный склад может быть благоприятен для одного вида деятельности и совершенно не подходить для другого.

Процесс профессионализации проходит несколько стадий, в ходе которых осуществляется взаимное согласование и выработка определенных способов выполнения личностью профессиональных требований. О творческом отношении чело­века к выполнению им профессиональной деятельности сви­детельствует тот факт, что специалист не только применяет свои способности, добиваясь тем самым успешности в дея­тельности, но и активно относится к делу, в результате чего вносит изменения в саму деятельность. Только в этом слу­чае возможно введение инноваций со стороны специалиста. Проявляется не только прямая зависимость способностей и деятельности, но и обратная, когда способности человека оказывают влияние на деятельность и вызывают в ней изме­нения.

Специалисты в области психологии труда разработали кон­кретные положения, характеризующие соответствие лично­сти профессии. Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:

1) способности и предрасположенность к работе опреде­ленного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;

2) знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;

3) склонность и желание работать, иначе - воля и моти­вация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на позна­вательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

Надо учитывать и некоторые другие признаки профессио­нальной пригодности человека к деятельности, значительное развитие которых свидетельствует о высоком профессиона­лизме работника. Это необходимая скорость работы, точность работы, безвредность работы для психофизиологического состояния организма человека, когда нет истощения сил и чело­век восстанавливает свою работоспособность после отдыха.

Важно и наличие у специалиста позитивной оценки себя как профессионала при высокой экспертной оценке со стороны коллег через публичные благодарности, грамоты, признание руководителей и т.д. Чем ниже самооценка, тем потребность во внешних знаках внимания и признании выше, и тем, как правило, ниже профессионализм. Высокая экспертная оценка является показателем профессионализма человека. Критериями этого могут быть консультации коллег по профилю специалиста. Частота обра­щений к работнику по проблематике, связанной с его профес­сиональной деятельностью, может также служить признаком профессионализма человека.

Немаловажную роль играет способность специалиста адап­тироваться к неблагоприятным условиям деятельности, а также его социализированность в целом. Развитый интеллект может остаться только потенциальной возможностью чело­века, если личностные качества не позволяют его применять. Например, человек может обладать высоким уровнем разви­тия способностей, но конфликтные особенности личности не позволяют ей эффективно реализоваться. К последним отно­сятся постоянное подсчитывание того, кто сколько времени отработал, кто сколько получил за это, претензии в очеред­ности получения социальных благ, стремление установить очередность в отношении каких-либо мероприятий. Это так называемые спорщики, которые скорее реализуют во вне свое внутреннее напряжение, нежели действительно попытаются предложить решение проблемы. Их личная позиция чаще всего пассивного характера, т.е. дальше возмущения дело не идет.

Учеными установлено, что удовлетворенность трудом активно влияет на эффективность профессиональной деятель­ности, а именно: чем выше удовлетворенность содержанием и условиями профессиональной деятельности, тем выше эффек­тивность труда человека. Следовательно, от человека всегда всем недовольного, возмущающегося и критикующего, ожидать высокого профессионализма не приходится. При этом человек относит себя к категории удовлетворенных или не удовлетворен­ных деятельностью, используя систему субъективных крите­риев. Строгость этих критериев зависит от уровня притязаний личности. При прочих равных условиях удовлетворенность трудом будет тем выше, чем ниже уровень притязаний.

Внешнее поведение и состояние человека во многом зави­сит от внутреннего и им регулируется. Поэтому очень важно уметь сохранять и поддерживать здоровое психическое состоя­ние, тем более что деятельность педагога подвержена силь­ным стрессовым нагрузкам. Об исключительной пластичности нашей нервной системы писал И.П. Павлов. Ученый отмечал, что она в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая. Но для того, чтобы все это осуще­ствлялось, необходимо в данном направлении предпринимать какие-то действия. Пяти- десятиминутная тренировка централь­ной нервной системы должна стать для учителя (и педагога дополнительного образования) делом привычным, как утрен­няя гимнастика.

Термин «профессиональная компетентность» начал активно упо­требляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится пред­метом специального всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности.

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

    Работа в методических объединениях, творческих группах;

    Исследовательская деятельность;

    Освоение новых педагогических технологий;

    Различные формы педагогической поддержки;

    Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

    Обобщение собственного педагогического опыта;

    Использование ИКТ.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

    самоанализ и осознание необходимости;

    планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

    самопроявление, анализ, самокорректировка.

В педагогической литературе часто используются и уже „устоялись ” термины компетенция , компетентность.

Широкое применение терминов компетенция , компетентность связано с необходимостью модернизации содержания образования. В Стратегии модернизации содержания общего образования отмечается: „…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, и навыков сама по себе. Речь идёт о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах”.

Лексическое значение понятия„компетентный ”в словарях трактуется как „осведомлённый, авторитетный в какой-либо области.” А компетенцию „Толковый словарь русского языка”определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю. К. Бабанский, Б. Г. Ананьев, Т. И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

    *управленческий аспект: как педагог анализирует,планирует, организует,контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;

    *психологический аспект: как влияет личность педагога на учащихся, как он учитывает индивидуальные способности учащихся;

    *педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведёт обучение школьников.

Регулировать свое психическое состояние можно следу­ющим образом:

1. Саморегулировать эмоциональные состояния, например, через внешнее проявление эмоций. Эмоциональное напряже­ние пойдет на убыль, если внимание человека переключится от причины эмоций на их проявление - выражение лица, позу и т.д. Обозначение эмоционального состояния словами и разговор о том, как оно протекает, также способствуют сни­жению напряжения. А вот разговор о причине появления состояния только усиливает эмоциональные переживания.

2. Уметь управлять своей мимикой. Это и расслабление мышц лица, и мимическая гимнастика перед зеркалом, и простое изображение «рож» перед зеркалом.

3. Управлять тонусом скелетной мускулатуры. Сюда относятся тренинговые упражнения на расслабление мускулатуры, занятия спортом.

4. Управлять темпом психических процессов. Применение комплексов дыхательных упражнений.

5. Осознанно создавать ситуации для психической разрядки. Это могут быть игры, прогулки, хобби-всё, что может помочь восстановить душевное равновесие.

Таким образом, профессионализм педагога, являясь важным фактором развития личности ребёнка, должен обязательно сочетаться с его физическим и психическим здоровьем.

К профессионально значимым качествам педагога относятся:

Педагогическая направленность- важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;

Педагогическое целеполагание- умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

Педагогическое мышление-овладение системой средств решения педагогических задач;

Педагогическая рефлексия-способность педагога к самоанализу;

Педагогический такт-отношение к ребёнку как главной ценности.

И ещё одним важным дополнением к педагогу д/о является умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Таким образом, компетентность педагога - это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Доклад на тему «Технология развития профессиональных компетенций педагога в современных условиях дополнительного образования детей на примере творческих объединений»

Профессия педагога - одна из самых древнейших в человеческом обществе, всегда считалась не только ответственной, но и сложнейшей. В трудах мыслителей прошлого подчеркивалась необходимость для человека, избравшего путь наставника подрастающего поколения, иметь не только интерес, способности к педагогической деятельности, но и определенную подготовленность. «Содержание и пути достижения такой подготовленности разрабатывались постепенно многими поколениями учителей-практиков и педагогов-теоретиков»

В центре внимания современной системы образования РФ стоит педагог-профессионал, способный обеспечить высокое качество образовательных услуг, направленных на формирование и воспитание личности учащегося, что, в свою очередь, является предпосылкой реализации желаемых, социально значимых направлений развития личности. В современных условиях переосмысления культурно-ценностных ориентиров в образовании безусловен рост требований к педагогу дополнительного образования, уровню развития его профессиональной компетентности. Системе дополнительного образования детей, ориентированной на развитие обучающегося как субъекта - активного созидателя - нужен педагог, умеющий прогнозировать, проектировать, конструировать, организовывать и анализировать процессы развития субъектности каждого ребёнка; способный осознанно выстраивать свою профессиональную деятельность.

Но, к сожалению, необходимо отметить, что на подготовку педагогов - специалистов дополнительного образования с высшим профессиональным образованием вузы России не ориентированы. Одной из причин этой негативной тенденции является отсутствие ГОСТа высшего профессионального образования по специальности «Педагог дополнительного образования».

Вузы осуществляют подготовку специалистов только по специальности «Социальный педагог» с различными дополнительными специализациями. Это провело к тому, что система дополнительного образования детей фактически не пополняется квалифицированными педагогами - специалистами, компетентными именно в сфере дополнительного образования детей, владеющими компетенциями, необходимыми для успешного развития, обучения и воспитания детей и подростков средствами, формами и методами дополнительного образования в конкретной предметной (образовательной) области деятельности.

Поэтому, осмысление многообразия составляющих понятие «подготовленность» (или «готовность») педагога дополнительного образования к педагогической деятельности позволяло выделять категорию профессиональной компетентности. С точки зрения смыслового понятия данная категория восходит к терминам «компетенция» и «компетентный».

Компетенция (от лат. Соiтiреепiа принадлежность по праву) - круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями и опытом.

Компетентный (от лат. Соiтiрееп соответствующий, способный): обладающий компетенцией; знающий, сведущий в определенной области.

Следовательно, компетентность есть по существу - обладание компетенцией; обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. В нашем случае обладание компетенциями не только в сфере педагогики дополнительного образования детей, но и обладание специфическими знаниями, позволяющими проектировать и реализовывать деятельность в детских творческих объединениях различных направлений. Иными словами, компетентность является личностным свойством педагога дополнительного образования в той или иной предметной области деятельности.

Вопрос профессиональной компетентности педагога в зависимости от его творческих способностей привлекал внимание видных отечественных педагогов. Одним из зачинателей разработки этой проблемы является П.Ф. Каптерев, он объясняет свое пристальное внимание к облику российского педагога, прежде всего школьного учителя тем, что, по его словам, во второй половине ХIХ века «школьный учитель совершил асы демократизация образования».

Следовательно, сегодня в рамках демократизации и реформирования всей системы образования Российской Федерации педагог дополнительного образования должен соответствовать новым задачам развития системы дополнительного образования детей. В настоящее время становится востребованным педагог с такой профессиональной компетентностью, которая позволила бы ему не просто осваивать новое содержание и технологии обучения, но и быть способным к осмыслению своей профессиональной миссии, построению личностно развивающего и культуросообразного взаимодействия со своими учениками. Эффективность профессиональной деятельности зависит от оптимального соответствия субъекта деятельности социальным потребностям, нормам, условиям протекания этой деятельности.

Создавая «идеальную» модель компетентного педагога дополнительного образования следует постоянно иметь в виду границы предметной области и сферы деятельности, необходимо отдавать себе отчет в том, как далеко простирается его компетентность.

Более того, необходимо учитывать и роль личности педагога дополнительного образования в образовательном процессе: личность педагога дополнительного образования в процессах развития, обучения и воспитания ребенка занимает первое место; те или иные свойства его личности будут повышать или понижать их воспитательное влияние. Педагог дополнительного образования влияет на образовательный результат, прежде всего, своими специальными свойствами - компетенциями. Используя при этом не только свой интеллектуальный потенциал, но и определенные личностные качества цельного человека, и, как таковой, воздействуя на своих воспитанников.

Важной педагогической идеей, способствующей содержательному наполнению категории профессиональная компетентность педагога, была мысль П.Ф. Каптерева о том, что в педагогическом процессе развитие обучающегося во многом зависит от постоянного саморазвития педагога. Он писал: «Величайший ученый и ученик элементарной школы стоят, хотя и на противоположных концах, по одной и той же лестницы - личного развития и усовершенствования: один на вершине ее, другой в самом низу. Но и тот и другой равно работают своим умом, учатся, хотя и каждый по- своему, они - делатели одного поля, хотя и на различных концах его. Их связывает потребность самообразования и развития». .

Вышесказанное подтверждает актуальность данного диссертационного исследования, которая заключается в необходимости в профессионально-компетентных педагогах, способных осуществить образовательные программы в системе дополнительного образования детей с учетом их обновления в меняющихся социокультурных условиях.

Актуальность исследования технологии развития профессиональных компетенций педагога в современных условиях дополнительного образования детей обусловлена следующими противоречиями:

Противоречия социально-педагогического характера:

  • * между усилением идей гуманизации и демократизации, переходом на компетентностный подход в образовании и недостаточным реагированием дополнительного профессионального педагогического образования на эти изменения;
  • * между тенденциями к прогнозному, проективному характеру образования и развития личности и недостаточной технологической готовностью дополнительного профессионального педагогического образования к обеспечению этих процессов;
  • * между повышением требований к профессиональному уровню педагога дополнительного образования со стороны общества, потребностью педагога в самореализации, в освоении способов личностной, социальной, профессиональной адаптации к происходящим изменениям и фрагментарностью разработки средств личностно-профессионального развития педагогов дополнительного образования.

Эти противоречия актуализируют проблему удовлетворения социально-образовательной потребности педагогов дополнительного образования в овладении технологиями развития педагогической компетентности как залога профессиональной и жизненной успешности.

Противоречия научно-педагогического характера:

  • * между широким использованием в литературе термина «профессиональная компетентность педагога» и отсутствием нормативно закрепленного содержания данного понятия, неопределенностью перечня компетенций специалистов различных направлений педагогической деятельности, сущностных и формальных характеристик профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования;
  • * между наличием научных разработок по теории развития личности, образованию взрослых, компетентностному подходу в образовании, по развивающим и личностно-ориентированным технологиям обучения; определенностью концептуальных подходов развития системы дополнительного образования детей и недостаточностью исследований в области развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования.

Данные противоречия актуализируют проблему теоретического обоснования и разработки модели формирования профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

Противоречия научно-методического характера:

  • * между направленностью дополнительного профессионального образования на развитие для социальной мобильности педагогов, их личностного потенциала, способности к решению проблем и доминированием в существующей практике дополнительного педагогического образования программ, обеспечивающих получение знаний по определенному направлению-педагогической деятельности;
  • * между потребностями педагогической практики в новых методиках и технологиях, развивающих профессиональную компетентность педагогов дополнительного образования, и недостаточностью дидактических средств, учебно-методических комплексов, разработанных на основе современных технологий развития личности для системы дополнительного педагогического образования.

Эти противоречия актуализируют проблему разработки современных дидактических средств технологии развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

Обусловленная совокупность выявленных противоречий позволила сформулировать проблему исследования, заключающуюся в определении теоретических основ и поиске оптимальных решений по технологии развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

Актуальность сформулированной проблемы, поиск путей разрешения указанных противоречий определили выбор темы диссертационного исследования: «Технология развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования на примере творческих объединений».

Объект исследования: процесс формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования.

Предмет исследования: определение технологии развития профессиональных компетенций педагога дополнительного образования. Цель работы заключена в обосновании модели развития профессиональных компетенций педагога в современных условиях дополнительного образования детей на примере творческих объединений.

Гипотезу исследования составило предположение о том, что развитие профессиональных компетенций педагога дополнительного образования станет более эффективным, если будут:

  • - проанализированы психолого-педагогические основы понятий профессиональной компетенции и профессиональная компетентность
  • - разработана модель формирования профессиональных компетенций педагога
  • - определен уровень сформированности профессиональных компетенций педагога
  • - реализована модель формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования детей в процессе опытно-экспериментальной работы
  • 1. проанализировать психолого-педагогические основы понятий профессиональной компетенции и профессиональная компетентность
  • 2. разработать модель формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования
  • 3. выявить пед.потенциал творческих объединений в формировании профессиональных компетенций педагога д.о.
  • 4. определить уровень сформированности профессиональных компетенций педагога дополнительного образования
  • 5. реализовать модель формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования детей в процессе опытно-экспериментальной работы

Методологической основой исследования является учение о ведущей роли деятельности в становлении личности, ее активности в процессе развития, идеи целостности субъективной реальности человека, рефлексивного характера процесса управления развитием, единства психолого-педагогической науки и практики в области становления профессионально компетентного педагога.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  • * на основе существующих подходов в определении содержания профессиональной компетентности педагога выделено содержание педагогической компетентности;
  • * . определен уровень сформированности профессиональных компетенций педагога

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что:

  • · разработана модель формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования детей;
  • · результаты исследования результаты и выводы исследования могут найти применение в различных образовательных системах дополнительного образования детей.

До настоящего времени отсутствуют четко обозначенные научные представления о том, какими личностными свойствами, качествами, знаниями, умениями и навыками должен обладать педагог дополнительного образования, т.е. нет определенной четкой структуры профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

Анализ обеспеченностью педагогическими кадрами учреждений системы дополнительного образования детей показывает, что, в силу специфичного своего положения во всей системе образования, они всегда пополнялась творческими и инициативными людьми, увлеченными «своим делом», профессионалами - «мастерами своего дела», но, к сожалению, в большинстве своем не имеющими даже базового педагогического образования. Повысить свою квалификацию, в том числе по педагогике и психологии, методике дополнительного образования в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров сегодня достаточно проблематично даже в центрах регионов. Особенно это трудно, если учитывать конкретный (предметно-деятельностный) профиль деятельности педагога дополнительного образования, так как данные образовательные учреждения ориентированы, в основном, на учительский и управленческий корпуса системы образования. Данная ситуация не может способствовать компетентному решению педагогами дополнительного образования стоящих задач по дополнительному образования детей, их воспитанию, развитию, самоопределению и самореализации.

Выделим педагогические компетенции педагога дополни тельного образования, проявляющиеся в практической образовательной деятельности:

  • - умение применять современные методы и средства педагогической диагностики;
  • - разрешать педагогические ситуации, учитывая различные по уровню развития, склонностям, способностям и состоянию здоровья категории обучающихся, в том числе путем применения профильных и разноуровневых программ дополнительного образования;
  • - умение результативно готовить обучающихся к участию в мероприятиях (конкурсах, выставках, олимпиадах, и т.п.) различных уровней, вплоть до региональных и всероссийских;
  • - самостоятельно апробировать и успешно применять инновационные педагогические технологии или их элементы, которые достойны распространения среди коллег;
  • - создавать продуктивные условия для реализации креативного потенциала обучающихся;
  • - реализовать в педагогической практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания;
  • - управлять самообразованием обучающихся (воспитанников).

Между тем многообразие жизненных «походных» ситуаций и обстоятельств, постоянно растущие требования общества к системе дополнительного образования по спектру предоставляемых услуг - оздоровительных, образовательных, досуговых и т.д. - настолько разнообразят педагогическую практику, что односторонняя приверженность специфическим педагогическим компетенциям педагога дополнительного образования «широкого профессионального спектра» нередко становится сдерживающим фактором в процессе совершенствования его профессионального мастерства. Вполне очевидно, что педагогические ситуации и порождаемые ими педагогические проблемы, с которыми приходится сталкиваться педагогу ДО в процессе обучения существенно различаются. Эти различия являются отражением присущих особенностей творческих объединений необходимостью организации процесса дополнительного образования в малых группах (объединениях), как правило, неоднородных по половозрастному составу, уровню познавательных интересов и мотивации, уровню физической и функциональной подготовленности к деятельности в условиях автономного жизнеобеспечения детского коллектива.

профессиональный педагог компетентность творческий

Литература

  • 1. Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя [Текст]: дис…. д-ра пед. наук:13.00.01 / В.А. Адольф. - М., 1998. - 352 с.
  • 2. Словарь иностранных слов. [Текст]: / 18-е изд. стереотипное. - М.: Русский язык, 1989.
  • 3. Каптерев, П.Ф. История русской педагогики. [Текст]: / П.Ф. Каптерев. - Пб., 1915.
  • 4. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования [Текст]: / П.Ф. Каптерев./ Избр.пед.соч. - М., 1982.
  • 5. Козырев, В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании: монография. [Текст]: / В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.Л., Тряпицина и др. - СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2005.
  • 6. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы понятия инструментарий: [Текст]: Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. / Учеб.-метод. пособие. - М, 2005.
  • 7. Козберг Г. А. Формирование профессиональной компетентности учителя в первоначальной педагогической деятельности: [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.А. Козберг - Воронеж, 2000.
  • 8. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. [Текст]: Б.С. Гершунский - М., 1997.

Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.

Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.

Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении, ориентирована на личность ребенка и развитие его творческой активности. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в основной системе образования. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. Дополнительное образование школьников реализуется руководителями различных творческих объединений по интересам.

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка.

Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе.

Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования.

Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

  • быть чутким и доброжелательным;
  • понимать потребности и интересы детей;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • обладать широким кругом интересов и умений;
  • быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;
  • быть активным;
  • обладать чувством юмора;
  • располагать творческим потенциалом;
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

Развитие профессионализма, или профессионализация педагога, - целостный непрерывный процесс становления личности специалиста. Процесс профессионализации - лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущих социализации личности в целом.

С момента выбора профессии ведущим противоречием профессионализации становится степень соответствия личности и профессии, что является главным условием высокого профессионального мастерства любого специалиста. Причем личностный склад может быть благоприятен для одного вида деятельности и совершенно не подходить для другого.

Процесс профессионализации проходит несколько стадий, в ходе которых осуществляется взаимное согласование и выработка определенных способов выполнения личностью профессиональных требований. О творческом отношении человека к выполнению им профессиональной деятельности свидетельствует тот факт, что специалист не только применяет свои способности, добиваясь тем самым успешности в деятельности, но и активно относится к делу, в результате чего вносит изменения в саму деятельность. Только в этом случае возможно введение инноваций со стороны специалиста. Проявляется не только прямая зависимость способностей и деятельности, но и обратная, когда способности человека оказывают влияние на деятельность и вызывают в ней изменения.

Специалисты в области психологии труда разработали конкретные положения, характеризующие соответствие личности профессии. Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:

  • способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;
  • знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;
  • склонность и желание работать, иначе - воля и мотивация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

Надо учитывать и некоторые другие признаки профессиональной пригодности человека к деятельности, значительное развитие которых свидетельствует о высоком профессионализме работника. Это необходимая скорость работы, точность работы, безвредность работы для психофизиологического состояния организма человека, когда нет истощения сил и человек восстанавливает свою работоспособность после отдыха.

Важно и наличие у специалиста позитивной оценки себя как профессионала при высокой экспертной оценке со стороны коллег через публичные благодарности, грамоты, признание руководителей и т.д. Чем ниже самооценка, тем потребность во внешних знаках внимания и признании выше, и тем, как правило, ниже профессионализм. Высокая экспертная оценка является показателем профессионализма человека. Критериями этого могут быть консультации коллег по профилю специалиста. Частота обращений к работнику по проблематике, связанной с его профессиональной деятельностью, может также служить признаком профессионализма человека.

Немаловажную роль играет способность специалиста адаптироваться к неблагоприятным условиям деятельности, а также его социализированность в целом. Развитый интеллект может остаться только потенциальной возможностью человека, если личностные качества не позволяют его применять. Например, человек может обладать высоким уровнем развития способностей, но конфликтные особенности личности не позволяют ей эффективно реализоваться. К последним относятся постоянное подсчитывание того, кто сколько времени отработал, кто сколько получил за это, претензии в очередности получения социальных благ, стремление установить очередность в отношении каких-либо мероприятий. Это так называемые спорщики, которые скорее реализуют во вне свое внутреннее напряжение, нежели действительно попытаются предложить решение проблемы. Их личная позиция чаще всего пассивного характера, т.е. дальше возмущения дело не идет.

Учеными установлено, что удовлетворенность трудом активно влияет на эффективность профессиональной деятельности, а именно: чем выше удовлетворенность содержанием и условиями профессиональной деятельности, тем выше эффективность труда человека. Следовательно, от человека всегда всем недовольного, возмущающегося и критикующего, ожидать высокого профессионализма не приходится. При этом человек относит себя к категории удовлетворенных или не удовлетворенных деятельностью, используя систему субъективных критериев. Строгость этих критериев зависит от уровня притязаний личности. При прочих равных условиях удовлетворенность трудом будет тем выше, чем ниже уровень притязаний.

Внешнее поведение и состояние человека во многом зависит от внутреннего и им регулируется. Поэтому очень важно уметь сохранять и поддерживать здоровое психическое состояние, тем более что деятельность педагога подвержена сильным стрессовым нагрузкам. Об исключительной пластичности нашей нервной системы писал И.П. Павлов. Ученый отмечал, что она в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая. Но для того, чтобы все это осуществлялось, необходимо в данном направлении предпринимать какие-то действия. Пяти- десятиминутная тренировка центральной нервной системы должна стать для учителя (и педагога дополнительного образования) делом привычным, как утренняя гимнастика.

Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности.

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • работа в методических объединениях, творческих группах;
  • исследовательская деятельность;
  • освоение новых педагогических технологий;
  • различные формы педагогической поддержки;
  • активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  • обобщение собственного педагогического опыта;
  • использование ИКТ.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

В педагогической литературе часто используются и уже „устоялись ” термины компетенция , компетентность.

Широкое применение терминов компетенция , компетентность связано с необходимостью модернизации содержания образования. В Стратегии модернизации содержания общего образования отмечается: „…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, и навыков сама по себе. Речь идёт о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах”.

Лексическое значение понятия „компетентный ” в словарях трактуется как „осведомлённый, авторитетный в какой-либо области.” А компетенцию „Толковый словарь русского языка”определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

  • управленческий аспект: как педагог анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;
  • психологический аспект: как влияет личность педагога на учащихся, как он учитывает индивидуальные способности учащихся;
  • педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведёт обучение школьников.

Регулировать свое психическое состояние можно следующим образом:

  1. Саморегулировать эмоциональные состояния, например, через внешнее проявление эмоций. Эмоциональное напряжение пойдет на убыль, если внимание человека переключится от причины эмоций на их проявление - выражение лица, позу и т.д. Обозначение эмоционального состояния словами и разговор о том, как оно протекает, также способствуют снижению напряжения. А вот разговор о причине появления состояния только усиливает эмоциональные переживания.
  2. Уметь управлять своей мимикой. Это и расслабление мышц лица, и мимическая гимнастика перед зеркалом, и простое изображение “рож” перед зеркалом.
  3. Управлять тонусом скелетной мускулатуры. Сюда относятся тренинговые упражнения на расслабление мускулатуры, занятия спортом.
  4. Управлять темпом психических процессов. Применение комплексов дыхательных упражнений.
  5. Осознанно создавать ситуации для психической разрядки. Это могут быть игры, прогулки, хобби-всё, что может помочь восстановить душевное равновесие.

Таким образом, профессионализм педагога, являясь важным фактором развития личности ребёнка, должен обязательно сочетаться с его физическим и психическим здоровьем.

К профессионально значимым качествам педагога относятся:

  • педагогическая направленность - важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;
  • педагогическое целеполагание - умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;
  • педагогическое мышление - овладение системой средств решения педагогических задач;
  • педагогическая рефлексия - способность педагога к самоанализу;
  • педагогический такт - отношение к ребёнку как главной ценности.

И ещё одним важным дополнением к педагогу д/о является умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Таким образом, компетентность учителя - это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.