Каждый родитель мечтает вырастить своего ребенка ответственным человеком, который будет способным отвечать за свои поступки. Особенно сильно волнует родителей отсутствие ответственного отношения детей в школьном возрасте, когда они не желают готовить уроки и не проявляют усидчивости в учебе.

Ответственные дети демонстрируют уверенность в себе и самостоятельность, они хорошо учатся в школе и помогают дома родителям. Однако таких детей сегодня становится все меньше, улучшение жизненных условий и материального благосостояния людей привело к тому, что родители не желают, чтобы их любимое чадо взваливало себе на плечи дополнительные обязанности и стараются сами решать за него все проблемы. Результатом такого воспитания становится то, что выросший в таких условиях человек во взрослой жизни любит все время жаловаться и винит в своих неудачах посторонних.

Не повышают на работе , виноват злой начальник, не ладятся отношения в семьи - выбрал не ту жену. Ответственный человек ведет себя совсем по-другому, он уверен, что за все свои поступки виноват только он сам. Если его не устраивает работа, ныть и жаловаться он не будет, а пойдет искать другую - более перспективную. Поддался на уговоры родителей и выбрал не ту профессию, что сделано, то сделано, надо найти способ получить другое образование.

Выбрал не ту жену , только мне решать, жить мне с ней дальше или нет. Безответственный человек же считает, что он жертва обстоятельств. Он уверен, что все должны заботиться о нем и создавать для него комфортные для жизни условия. Начальник должен хорошо к нему относиться, жена в любое время понимать и любить его, а родители должны всю жизнь каяться за то, что послали его учиться не в тот институт.

Современных детей родители начинают учить читать задолго до поступления в школу, но строить это обучение советуют с учетом желания ребенка. Не хочешь читать сегодня, ну что же, попробуем почитать завтра. Вчера помыл за собой посуду, молодец. Сегодня оставил грязную посуду в раковине, ничего, помоем сами.

С поступлением в первый класс такое отношение к ребенку уже невозможно, выполнять требования учителя и готовить уроки дома нужно независимо от того, хочет он этого или нет. Именно поэтому часть детей, которым родители до школы позволяли ничего не делать, если он не хочет, в начальных классах пытаются отстоять свое право делать все так, как им нравится. Это выражается в невнимании на уроках и небрежном отношении к выполнению школьных заданий.

Ребенок, непривыкший выполнять то, что ему не хочется, нередко закатывает или заявляет, что у него болит живот или голова, чтобы не идти в школу или не садится за уроки. От отношения родителей к такому поведению ребенка и зависит то, вырастит ли он ответственным человеком и будет стараться добиваться в жизни успехов. Если же родители будут потакать ребенку и позволять ему всегда делать только то, что он хочет, то во взрослой жизни он не будет удерживаться на работе, которая требует от него ответственности, быстро уйдет из семьи, потому что семейная жизнь налагает на каждого человека определенные обязательства.

Но чересчур строгое отношение в воспитании ребенка, чтобы он всегда делал то, что "надо", также не может способствовать его правильному развитию. Человек, который делает все что "надо" в ущерб своим интересам, не проживает собственную жизнь. Всю жизнь, выполняя все правильно, он становится предметом безжалостной эксплуатации окружающих людей: начальства, жены, детей и родителей. Поэтому при воспитании у ребенка ответственного отношения к учебе, надо ставить цель: научить его найти баланс между " надо" и "хочу".


Процесс воспитания ответственности у ребенка необходимо начать с раннего детства, уже с 3 лет малыш должен понимать, что он несет ответственность за свои поступки. Чтобы приучить его к этому родители сами должны быть последовательны в своих поступках и показывать ему пример ответственного отношения. Чтобы ребенок ответственно относился к учебе с маленьких лет:

1. Доверяйте ребенку . Если вы будете думать, что малыш слишком маленький, чтобы делать что-то самому, так оно и будет. Пусть ребенок все делает сам, что ему под силу. А вы только оценивайте его действия и когда надо хвалите. Самооценка ребенка зависит от того, как его действия оценят взрослые.

2. Не старайтесь удовлетворить все прихоти ребенка , так у него пропадет стимул добиться чего-то самостоятельно. Обычно так поступают родители, которые с большим усилием добились того, что уже могут себе позволить заниматься только тем, чего хотят. Такое отношение к жизни они распространяют и на детей, которые очень скоро также начинают делать только то, что им нравится. Ребенок должен знать, как и каким путем вы достигли этой жизни. Объясните ему, что с финансами надо обращаться разумно, а чтобы пополнять запасы денег, надо научиться самостоятельности и быть ответственным.

3. Не путайте ответственное отношение с послушанием . Тотальный контроль и послушание не способствуют формированию ребенка как личности. Пусть он сам примет решение и сделает так, как решил и затем оценит результат. Ведь удовольствие нам доставляет не только выполнение тех дел, которые мы хотим делать, но и преодоление трудностей. Ребенок должен гордиться тем, что он смог, а родителям следует только одобрять его действия.

- Вернуться в оглавление раздела " "

Полное собрание материалов по теме: отношение к учебе от специалистов своего дела.

Труд учителя невозможно переоценить. На плечи педагога возложена уйма обязанностей. Помимо основного его призвания – нести знания в массы, что уже само по себе нелегко, – ещё и приходится выполнять массу бумажной работы: подготавливать планы, проверять тетради, вести журналы, заниматься методической работой. Кроме того, учителем составляется характеристика на учеников.

Составление характеристик является важной и ответственной частью работы учителя. Процедура эта не так проста, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, информация в характеристике должна быть изложена правдиво и беспристрастно, должна адекватно характеризовать учащегося. Во-вторых, необходимо грамотно передать требуемую информацию на листе бумаги, так как документ этот публичного характера и будет доступен для прочтения другим людям. Что же собой представляет характеристика на ученика школы, как её правильно написать, зачем она нужна? Все эти вопросы вызывают немалый интерес у педагогов, особенно начинающих, которые только столкнулись с подобным заданием.

Характеристика на школьника, её предназначение

Зачастую характеристики составляются классным руководителем при переходе ученика в другую школу или класс или по требованию руководства школы. Например, по окончании четвёртого класса педагог составляет характеристику на учеников для учителя старших классов, в девятом - для ПТУ или техникума, в одиннадцатом - для высшего учебного заведения.

Поэтому преподавателю часто приходится писать их большое количество, из-за чего текст получается шаблонным и содержит информацию общего характера, не представляя характеристику личности в должном объёме. Это в итоге может негативно повлиять на ученика и на его взаимоотношения с новым педагогом. Характеристика на учеников - это документ, который знаком практически каждому человеку, она должна максимально отражать четы характера учащегося, его психологические и личностные особенности.

По отношению к учебе ряд исследователей выделяют пять групп.

К первой группе относятся студенты, которые стремятся овладеть знаниями, методами самостоятельной работы, приобрести профессиональные умения и навыки, ищут способы рационализации учебной деятельности. Учебная деятельность для них - необходимый путь к хорошему овладению избранной профессией. Они отлично учатся по всем предметам учебного цикла. Интересы этих студентов затрагивают широкий круг знаний, более широкий, чем предусмотрено программой. Они активны во всех сферах учебной деятельности. Студенты этой группы сами активно ищут аргументы, дополнительные обоснования, сравнивают, сопоставляют, находят истину, активно обмениваются мнениями с товарищами, проверяют достоверность своих знаний.

Ко второй группе относятся студенты, которые стремятся приобрести знания во всех сферах учебной деятельности. Для этой группы характерно увлечение многими видами деятельности, но им быстро надоедает глубоко вникать в суть тех или иных предметов и учебных дисциплин. Вот почему они нередко ограничиваются поверхностными знаниями. Основной принцип их деятельности - лучше всего понемногу. Они не затрачивают много усилий на конкретные дела. Как правило, хорошо учатся, но получают порой неудовлетворительные оценки по предметам, которые их не интересуют.

К третьей группе относятся студенты, которые проявляют интерес только к своей профессии. Приобретение знаний и вся их деятельность ограничиваются узкопрофессиональными рамками. Для этой группы студентов характерно целенаправленное, избирательное приобретение знаний, и только необходимых (по их мнению) для будущей профессиональной деятельности. Они много читают дополнительной литературы, глубоко изучают специальную литературу, эти студенты хорошо и отлично учатся по предметам, связанным со своей специальностью; в то же время не проявляют должного интереса к смежным наукам и дисциплинам учебного плана.

К четвертой группе относятся студенты, которые неплохо учатся, но к учебной программе относятся избирательно, проявляют интерес только к тем предметам, которые им нравятся. Они несистематически посещают учебные занятия, часто пропускают лекции, семинарские и практические занятия, не проявляют интереса к каким-либо видам учебной деятельности и дисциплинам учебного плана, так как их профессиональные интересы еще не сформированы.

К пятой группе относятся лодыри и лентяи. В вуз они пришли по настоянию родителей или "за компанию" с товарищем, или для того, чтобы не идти работать и не попасть в армию. К учебе относятся равнодушно, постоянно пропускают занятия, имеют "хвосты", им помогают товарищи, и зачастую они дотягивают до диплома.

Почему ребёнок не хочет учиться?

От отношения детей к учебе в значительной степени зависит интерес к школе и школьному обучению. При наличии позитивного настроя присутствует и желание идти учиться. А если такого желания у ребенка нет? Чем мы можем ему помочь?

Отношение детей к учебе зависит как от возраста, так и от положительного или отрицательного опыта, связанного с получением знаний.

Например, 5—6-летние дети воспринимают учебу как развлечение, игру или относятся к ней как к скучному, неинтересному занятию. Причем ответы девочек и мальчиков существенно отличаются. Приведем примеры ассоциаций 5— 6-летних детей со словом «учеба».

Мальчики. Артур: «Нравится, у меня альбом есть»; Прохор: «Люблю лепить из пластилина, рисовать всяких монстров. Люблю собирать коллекцию птичек»; Никита: «Буквы и цифры, больше ничего»; Рома: «Неудобно в школе учиться».

Девочки. Соня: «Надо писать, что говорят, писать буквы и цифры и обводить по пунктирным линиям»; Диана: «Учиться хорошо, получать „5“, стараться, всегда красивые рисунки делать, чтобы мама радовалась, а плохому будет ругаться».

Из ответов детей понятно, что у них еще нет четких представлений об учебе, причем мальчики в большей степени, чем девочки, ассоциируют учебу с любимыми играми, а девочки стараются давать так называемые социально желательные ответы, то есть такие ответы, которые ожидают услышать от них взрослые, поскольку такое поведение одобряемо. В целом мышление детей этого возраста еще очень конкретно и привязано к хорошо знакомым ситуациям.

Ответы детей 6—7 лет (тех, что уже готовятся пойти в школу и посещают подготовительную группу) совсем иные. На просьбу назвать слова, с которыми у них ассоциируется слово «учеба», дети ответили:

Кира: «Работа, слушать, ученик, учитель»; Злата: «Учиться, ходить в школу, делать задания»; Юля: «Сложно, зато интересно, потому что там готовишься к работе»; Вероника: «Для меня это заниматься и писать»; Лиза: «Читать книги, сложные игры, живой организм — все интересно».

Заметно, что после 6 лет мышление ребенка становится более абстрактным, он уже может обобщать различные понятия, поэтому отвечает не целыми предложениями, а называет лишь главные слова, то есть может «свернуть» информацию до одного ключевого слова. Ответы детей этого возраста отражают и более осмысленное отношение к учебе, которое, как и мотивы («хочу» или «не хочу учиться» и «почему иду в школу»), меняется у детей на протяжении всей учебной деятельности.

Любой ребенок в начале школьного обучения имеет как познавательные мотивы, так и социальные. В первом случае он стремится получить новые знания, больше запомнить, понять, проявляет любознательность. Во втором случае для ребенка важным является прежде всего получение одобрения и похвалы взрослых, он стремится занять достойное место в своем социальном окружении, найти друзей и больше общаться.

Для моего ребенка важным стимулом к учебе является доброжелательное и внимательное отношение к ней учительницы, а также то, что учительница красива и молода.

Для младшего школьника характерно преобладание какого- то одного из мотивов, но со временем их соотношение, конечно, меняется. Ребенок считается психологически не готовым к школе, если у него преобладают игровые мотивы. В 6 лет такая ситуация встречается часто. Поэтому не стоит отдавать ребенка в школу преждевременно.

В Германии, например, обязательное школьное обучение начинается с 6 лет. Но большинство детей еще мотивационно не готовы к школе. Всем видам деятельности они предпочитают игру, быстро утомляются, еще сильно привязаны к маме и эмоционально страдают от резкой перемены обстановки. Правда, в начальной школе все обучение проходит в игре. Детям всю неделю не задают домашних заданий. Уроки нередко проходят не в классе, а на улице или в магазине, где дети изучают стоимость продуктов, записывают цены в тетрадь, затем покупают, например, овощи и уже в школе делают салат, который затем дружно съедают. Уроки чтения могут проходить в большом зале на матах, в спальных мешках с фонариком, который слабо освещает увлекательную книжку. Учителей дети называют на «ты».

Можно соглашаться или отрицать такую оригинальную педагогическую систему, в которой главное — не развитие интеллекта, а личность. Но факт остается фактом: 6—7-летние дети в Германии любят школу и ходят туда с удовольствием. Те, кто не справляется с программой, остаются на второй год, что весьма распространено в Германии и не считается постыдным.

Почему ребенок не хочет учиться? Почему он придумывает все новые и новые уловки, чтобы не ходить в школу? Почему он не хочет делать домашние задания, не хочет собирать портфель, почему ему все равно, где и в каком состоянии учебники и тетради? Это головная боль многих родителей, которые заходят в тупик, решая данную проблему. Попытаемся разобраться.

В начальной школе у мальчиков учебные мотивы слабо выражены и формируются медленнее, чем у девочек. Но к концу школьного обучения мальчиков отличают более устойчивые и выраженные мотивы, чем у девочек. Содержание мотивов зависит от темперамента ребенка. Холерики и сангвиники чаще проявляют социальные мотивы, а меланхолики и флегматики — познавательные. У холериков и сангвиников мотивы очень неустойчивы, они, не закончив одного дела, могут начинать новое. У меланхоликов и флегматиков мотивы формируются медленнее, но они более устойчивы.

Обычно при нежелании ребенка идти в школу мы прежде всего начинаем ругать и стыдить его за лень и безответственность. Делаем акцент на отрицательном: ты пишешь хуже всех, ты не умеешь считать даже до 10, ты не можешь запомнить две строчки из стихотворения и т. д. И ребенок, который и так не получает радости от учебы, начинает ее после этого ненавидеть. Ведь чаще всего дети не стремятся к учебе, поскольку им либо скучно, либо сложно.

Вот почему надо постараться придерживаться простых правил:

1. Хвалите за небольшие успехи.

2. Предлагайте начинать домашние задания с простых и привлекательных.

3. Ослабьте контроль за выполнением всех заданий, перепоручив часть ребенку. Дети, которые не чувствуют ответственности за выполнение учебных заданий, потому что всю инициативу перехватила мама, делают все из-под палки.

4. Чаще интересуйтесь школьной жизнью, просите рассказать, что понравилось, что было трудным и пр.

5. Разумно используйте поощрение и наказание (об этом мы поговорим позже).

6. Не сравнивайте ребенка с другими детьми («А вот Лена всегда делает все правильно и красиво, не то что ты!»)

7. Придерживайтесь правила: «Сделал дело — гуляй смело» (то есть не затягивайте с домашними заданиями до позднего вечера), но при этом после школы у ребенка должен быть отдых и прогулка.

8. Переводите малоинтересные абстрактные задания в практическую сферу. Например, решите пример «18-5», используя деньги или конфеты. Наглядная информация усваивается лучше и вызывает интерес ребенка.

9. Если ребенку нужно поупражняться в чтении или в письме, попросите его заполнить «анкету», которую несложно придумать и набрать на компьютере. Дети любят писать свое имя, адрес, телефон и т. д. Ребенок одновременно тренирует руку и навыки чтения.

10. Будьте внимательны к переживаниям ребенка, старайтесь его выслушать и вселить в него уверенность. Дети нередко не хотят идти в школу из-за того, что не умеют общаться, и поэтому их чаще обижают сверстники. «Со мной никто не играет, Надя сильно толкнула меня, я упала, и все засмеялись». Такие жалобы не стоит игнорировать. Постарайтесь найти вместе выход из этой ситуации. Можно предложить ребенку несколько популярных игр, которыми он может заинтересовать сверстников, выучить смешные считалки. Главное — сделать акцент на том, что у ребенка получается лучше, чем у других.

Моя дочь, например, прекрасно рисует, и когда ее, новенькую, дети сначала не принимали, мы стали решать эти проблемы через рисунок. Дочь рисовала портреты сверстников, смешные картинки, и они, заинтересовавшись рисунками, начали проявлять внимание и к их автору.

Помните, что задабривание сверстников конфетами или другими угощениями создает видимость налаженного контакта. «Купить» внимание нельзя.