Тест позволяет на основе принципов целостной психологии выявить особенности вашего поведения в форс-мажорных ситуациях.

Инструкция: На этой картинке изображен обрыв и человек, то ли падающий, то ли прыгающий с него. Вы должны спасти человека от неминуемой травмы, не дать ему упасть. Как вы сделаете, решать вам. Дополните картину необходимыми деталями.

Обработка методики и интерпретация результата.

Во-первых, прежде чем что-то нарисовать, вы должны были определить для себя, прыгает человек или падает. Если вашчеловек добровольно прыгает с обрыва, то это говорит о вашей решительности и активности, вы предпочитаете действие размышлениям, вы практик, не теоретик. Если же вам кажется, чточеловек падает, то это значит, что вы нерешительны и терпеливы, вы готовы ждать, пока все утрясется само собой. Вы не любитель активных действий.

А теперь следует подробно остановиться на тех деталях рисунка, которые вы дорисовали в качестве «первой помощи» человеку и которые призваны не дать ему упасть и расшибиться.

Если вы нарисовали воду под ногами у человека (реку, озеро, море), то это говорит о вашей склонности все пускать на самотек. Нередко вы сами доводите ситуацию до критического состояния, не предпринимая никаких шагов по ее урегулированию. Вы бездействуете в те моменты, когда нужно быть активным и решительным и брать быка за рога.

Если вы нарисовали под ногами у человека батут или натянутое одеяло, чтобы смягчить падение и поймать человека, то это говорит о вашей предусмотрительности. Вы очень редко попадаете в критические

ситуации, потому что всегда тщательно просчитываете все возможные варианты развития событий и стараетесь предугадать всё, что может случиться. Но даже если вы чего-то не учтете, то у вас всё равно всегда окажется готовое средство по спасению ситуации. На вас можно положиться, вы не подведете.

Если вы нарисовали под обрывом человека с вытянутыми руками, готового поймать падающего в объятия, то это значит, что вы неосмотрительны и доверчивы, в критической ситуации склонны доверяться кому ни попади. Вы не способны самостоятельно найти выход из тупика и ищите человека, который бы вам помог. Но так как вы не очень хорошо разбираетесь в людях, то вас часто обманывают и подводят.

Если вы превратили обрыв в небольшой холмик, тем самым прекратив падение человека, то это означает, что вы обладаете лидерскими качествами и способны вести людей за собой. В критической ситуации вы не растеряетесь и сделаете всё, что нужно, чтобы исправить случившееся.

Если вы нарисовали человеку крылья, то это говорит о том, что вы всегда найдете остроумный выход из сложного положения.

    МЕТОДИКИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Методика «Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в

деятельности руководителя» (И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева) 56

В повседневной работе встречается немалое количество факторов, отрицательно действующих на вашу способность трудиться. В приводимой ниже методике предлагается оценить, в какой степени выделенные стрессоры мешают Вам трудиться.

Инструкция по выполнению методики: «Перед Вами 12

утверждений. Около каждого из них отметьте цифру, показывающую вашу оценку действия этого фактора на вашу работу».

Таблица 5.1.

Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя >

Утверждения (высказывания)

Никогда

Редко

Иногда

Часто

Всегда

1. Работающие со мной люди не знают, что они могут от меня ожидать

2. Вы убеждены, что делаете не то, что нужно

3. Вы чувствуете, что не в состоянии удовлетворить противоречивые требования вышестоящих руководителей

4. Вы ощущаете перегрузку

5. Вам не хватает времени выполнить работу хорошо

6. Вы чувствуете, что ваша работа отрицательно сказывается на личной жизни

7. Вы часто не знаете, что вам поручат делать.

8. Вы чувствуете, что для выполнения работы вам недостает власти и полномочий

9. Вы чувствуете, что не можете "переварить" всю необходимую для работы информацию

10. Вы не знаете, как оценивает вас ваш начальник

11. Вы не в состоянии предугадать реакции вышестоящих начальников

12. Ваши взгляды коренным образом расходятся со взглядами вашего руководителя

Обработка методики и интерпретация результата. Методика имеет четыре блока: конфликтность, перегрузка, сфера деятельности, напряженность с руководством. Подсчитайте сумму набранных баллов по блокам. Количество баллов может составить от 3 до 15 для каждого отдельного блока. Каждому блоку соответствуют следующие номера утверждений:

    Конфликтность -№ 1, 2, 3. Результат выше 12 баллов свидетельствует о повышенной конфликтности в деятельности руководителя.

    Перегрузка - № 4, 5, 6. Результат выше 12 баллов свидетельствует о наличии психологических перегрузок у руководителя.

    Сфера деятельности - № 7, 8, 9. Результат выше 12 баллов говорит о том, что в сфере служебной деятельности руководителя имеются проблемы.

    Напряженность с руководством - № 10, 11, 12. Результат выше 12 баллов свидетельствует о психологической напряженности в отношениях с вышестоящим руководством.

Общее количество по всему тесту может составить от 12 до 60 баллов. Показатель от 36 и выше баллов свидетельствует о наличии большого числа стрессоров в вашей деятельности.

На этой картинке изображен обрыв и человек, то ли падающий, то ли прыгающий с него.

Вы должны спасти человека от неминуемой травмы, не дать ему упасть. Как вы это сделаете, решать вам. Дополните картину необходимыми деталями.

Тестовое задание

Ключ к тесту оценки поведения «Не дай человеку упасть»

Описание теста

Проективная методика «Не дай человеку упасть» позволяет на основе принципов целостной психологии выявить особенности поведения оцениваемого в стрессовых, форс-мажорных ситуациях.

Оцениваемый дорисовывает рисунок, на котором изображен обрыв и человек, то ли падающий, то ли прыгающий с него. Он должен спасти человека от неминуемой травмы, не дать ему упасть. По нарисованному сюжету делаются выводы о возможном поведении человека в критической ситуации.

Интерпретация результата

Во-первых, прежде чем что-то нарисовать, оцениваемый должен был определить для себя, прыгает человек или падает. Если, по его мнению, человек добровольно прыгает с обрыва, то это говорит о решительности и активности оцениваемого, он предпочитает действие размышлениям, практик, а не теоретик. Если же оцениваемому кажется, что человек падает, то это значит, что он нерешительный и терпеливый, готов ждать, пока все утрясется само собой. Он не любитель активных действий.

Далее подробно остановитесь на тех деталях рисунка, которые были дорисованы в качестве первой помощи человеку и призваны не дать ему упасть и расшибиться. Если оцениваемый нарисовал воду под ногами у человека (реку, озеро, море), то это говорит о склонности все пускать на самотек. Нередко он сам доводит ситуацию до критического состояния, не предпринимая никаких шагов по ее урегулированию. Он бездействует в те моменты, когда нужно быть активным и решительным и брать быка за рога.

Если оцениваемый нарисовал под ногами у человека батут или натянутое одеяло, чтобы смягчить падение и поймать человека, то это говорит о предусмотрительности. Он очень редко попадает в критические ситуации, потому что всегда тщательно просчитывает все возможные варианты развития событий и старается предугадать все, что может случиться. Но даже если оцениваемый чего-то не учтет, то у него все равно всегда окажется готовое средство по спасению ситуации. На такого оцениваемого можно положиться, он не подведет.

Если оцениваемый нарисовал под обрывом человека с вытянутыми руками, готового поймать падающего в объятия, то это значит, что он неосмотрительный и доверчивый, в критической ситуации склонен доверяться кому ни попадя. Он не способен самостоятельно найти выход из тупика и ищет человека, который бы ему помог. Но так как оцениваемый не очень хорошо разбирается в людях, то они его часто обманывают и подводят.

Если оцениваемый превратил обрыв в небольшой холмик, тем самым прекратив падение человека, то это означает, что он обладает лидерскими качествами и способен вести людей за собой. В критической ситуации он не растеряется и сделает все, что нужно, чтобы исправить случившееся.

Если оцениваемый нарисовал человеку крылья, то это говорит о том, что он всегда найдет остроумный выход из сложного положения.

Сведения об участнике

Нестерова Александра Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

Тезисы (информация о проекте)

Область наук

Гуманитарные и социальные науки

Раздел области наук

Психологические и педагогические науки

Исследование копинг-стратегий (на примере студентов КГБПОУ «Международного колледжа сыроделия и профессиональных технологий» в с.Алтайское)

В данной работе представлены результаты исследования копинг-стратегии студентов КГБПОУ «Международного колледжа сыроделия и профессиональных технологий» в с.Алтайское с помощью 3 методик: индикатор копинг-стратегий (Д.Амирхан), диагностика копинг-поведения в стрессовой ситуации (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер) и проективная методика «Не дай человеку упасть». Актуальность данной проблемы обусловлена большим темпом жизнедеятельности людей, который провоцирует возникновение у них стрессовых состояний в сложных жизненных ситуациях. Специфика поведения человека в таких ситуациях может быть не свойственной ему и влиять на принятие решений.

Ключевые слова

Копинг-стратегии, стресс, юношеский возраст

Цели и задачи

Целью работы является исследование копинг – стратегий студентов Международного колледжа сыроделия в с.Алтайское.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы феномена «копинг – стратегии».
2) Рассмотреть практическое применение копинг-стратегий в поведении современной молодежи.
3) Подобрать и апробировать диагностические методики, направленные на изучение.
4) Выявить особенности копинг-стратегий у студентов Международного колледжа сыроделия в с.Алтайское.
5) Проанализировать результаты исследования, сделать выводы и сформулировать рекомендации.

Введение

Современный человек одновременно испытывает давление разных факторов: информационных, межличностных и т.д. Нахождение в таких условиях длительное время может привести к эмоциональной неустойчивости личности. Особенно эмоционально на стрессовые ситуации люди реагируют в подростковом и юношеском возрасте. Поэтому исследование механизмов защиты, адаптации, копинг-стратегий играют важную роль в этот период жизни.

Копинг охватывает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера: попытки овладеть, привыкнуть, смягчить или уклониться от требований сложной жизненной ситуации, проявляющейся в особых условиях существования личности (стресса, фрустрации, конфликта и кризиса).

Методы и материалы

Использовали 3 методики: индикатор копинг-стратегий (Д.Амирхан), диагностика копинг-поведения в стрессовой ситуации (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер) и проективная методика «Не дай человеку упасть».

В методике индикатора копинг – стратегий Д.Амирхана вычисляются следующие шкалы: «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки», «избегание проблем». Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер.) предназначена для более точного выявления доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий (5-балльная шкала).

Методика дает возможность выявить следующие копинг-стратегии, ориентированные на: решение задачи, эмоции, избегание. Так же с помощью данного теста можно подсчитать субшкалу «отвлечения» из 8 пунктов, относящихся к избеганию и субшкалу «социального отвлечения» из следующих 5 пунктов, относящихся к избеганию.

Проективная методика «Не дай человеку упасть» позволяет на основе принципов целостной психологии выявить особенности поведения в форс-мажорных ситуациях. На картинке изображен обрыв и человек, то ли падающий, то ли прыгающий с него. Респондент должен спасти человека от неминуемой травмы, не дать ему упасть. Как это сделать, решать каждому самостоятельно. Нужно дополнить картину необходимыми деталями.

Описание и обсуждение результатов

Респондентами данного исследования выступили студенты Международного колледжа сыроделия с. Алтайское в возрасте от 16 до 22 лет в количестве 36 человек (29 девушек и 7 парней).

На вопрос: «Прыгает человек или падает?» (Проективная методика «Не дай человеку упасть») получили результаты:

  • 68% учащихся ответили: прыгает- это говорит о решительности и активности респондентов, практики, не теоретики.
  • 32% – падает -это значит, что респондент нерешителен и терпелив, готов ждать, пока все утрясется само собой, не любитель активных действий. из 32% 20% -падают, 6% сорвались, а значит эти ребята неосмотрительно поступают, и им сложно самостоятельно справиться с трудной ситуацией,6%-толкнули- такие люди недоверчивы, и в сложившейся трудной ситуации они винят других.

Исследование копинг-стратегий студентов Международного колледжа сыроделия с помощью индикатора копинг-стратегий (Д.Амирхан), диагностики копинг-поведения в стрессовой ситуации (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер) и проективной методики «Не дай человеку упасть», показало: большинство опрошенных предпочитают не убегать от проблемы, а искать благоприятные пути выхода из нее, не стесняясь при этом попросить социальной поддержки.Но на 39,2% респондентов необходимо обратить внимание и узнать подробнее причины их тревожности, так как в сложной ситуации они могут совершить необдуманные поступки. Следует отметить, что на стратегии поведения могут влиять и другие факторы: темперамент, мотивация, характер, социальный статус, окружающая среда. Результаты участника №31, возможно, связаны с событиями в Украине, так как она приехала из этой страны незадолго до проведения исследования.

Используемые источники

1. Василюк, Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. - М.: Издательство Московского университета, 1984. - 200 c.
2. Зейгарник, Б. В. Саморегуляция поведения в норме и патологии / Б. В. Зейгарник, А. Б Холмогорова, Е.С Мазур // Психологический журнал. - 2007. - № 2. - С. 122-132.
3. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. - М. : Изд-во МГУ, 2006. – 385 с.
4. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М. : 2007. № 3 С. 93-112.
5. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения / Т. Л. Крюкова // Монография. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова - Студия оперативной полиграфии, Авантитул, 2004. - 473 с.
6. Нартова-Бочавер, С. К. Психология личности и межличностных отношений / С. К. Нартова-Бочавер. – М. : Эксмо – Пресс, 2001. – 415 с.

Проективная методика «Не дай человеку упасть»

Тест «Не дай человеку упасть» позволяет на основе принципов целостной психологии выявить особенности вашего поведения в форс-мажорных ситуациях.

Инструкция: На этой картинке изображен обрыв и человек, то ли падающий, то ли прыгающий с него. Вы должны спасти человека от неминуемой травмы, не дать ему упасть. Как вы сделаете, решать вам. Дополните картину необходимыми деталями.

Обработка методики и интерпретация результата.

Во-первых, прежде чем что-то нарисовать, вы должны были определить для себя, прыгает человек или падает. Если ваш человек добровольно прыгает с обрыва, то это говорит о вашей решительности и активности, вы предпочитаете действие размышлениям, вы практик, не теоретик. Если же вам кажется, что человек падает, то это значит, что вы нерешительны и терпеливы, вы готовы ждать, пока все утрясется само собой. Вы не любитель активных действий.

А теперь следует подробно остановиться на тех деталях рисунка, которые вы дорисовали в качестве «первой помощи» человеку и которые призваны не дать ему упасть и расшибиться. Если вы нарисовали воду под ногами у человека (реку, озеро, море), то это говорит о вашей склонности все пускать на самотек. Нередко вы сами доводите ситуацию до критического состояния, не предпринимая никаких шагов по ее урегулированию. Вы бездействуете в те моменты, когда нужно быть активным и решительным и брать быка за рога.

Если вы нарисовали под ногами у человека батут или натянутое одеяло, чтобы смягчить падение и поймать человека, то это говорит о вашей предусмотрительности. Вы очень редко попадаете в критические ситуации, потому что всегда тщательно просчитываете все возможные варианты развития событий и стараетесь предугадать всё, что может случиться. Но даже если вы чего-то не учтете, то у вас всё равно всегда окажется готовое средство по спасению ситуации. На вас можно положиться, вы не подведете.

Если вы нарисовали под обрывом человека с вытянутыми руками, готового поймать падающего в объятия, то это значит, что вы неосмотрительны и доверчивы, в критической ситуации склонны доверяться кому ни попади. Вы не способны самостоятельно найти выход из тупика и ищите человека, который бы вам помог. Но так как вы не очень хорошо разбираетесь в людях, то вас часто обманывают и подводят.

Если вы превратили обрыв в небольшой холмик, тем самым прекратив падение человека, то это означает, что вы обладаете лидерскими качествами и способны вести людей за собой. В критической ситуации вы не растеряетесь и сделаете всё, что нужно, чтобы исправить случившееся. Если вы нарисовали человеку крылья, то это говорит о том, что вы всегда найдете остроумный выход из сложного положения.