Константина Николаевича Батюшкова иногда противопоставляют Жуковскому. Он эпикуреец, его воспринимают как певца земных радостей. Но в отличие от Жуковского он интересуется и другой литературой. Батюшков – человек романтической эпохи.
«Батюшков вдохновлялся противопоставлением своего бытия с пламенными мечтами души» (Полевой) e конфликт реального и идеального. e Батюшкова характеризуют как героя своего времени.

Константин Николаевич Батюшков родился 18(29) мая 1787 г. в Вологде в небогатой дворянской семье. Мальчик рано лишился матери. Близкими ему людьми были сестры. В письмах к ним, в особенности к старшей сестре А. Н. Батюшковой, на протяжении многих лет раскрывается душа доверчивая и ранимая. Душевная хрупкость была особенностью Батюшкова не только в юные годы.
Чувство преклонения вызывал у Батюшкова его двоюродный дядя - поэт и просветитель М. Н. Муравьев, в доме которого он жил в отроческие годы.
После окончания в Петербурге двух частных пансионов (пансион француза Жакино, затем- пансион итальянца Триполи), где он изучал французский и итальянский языки, Батюшков поступил на службу в Министерство народного просвещения. На службе познакомился с молодыми людьми, дружба с которыми еще долгие годы его поддерживала. Особенно сблизился он с поэтом и переводчиком Н. Гнедичем , к литературным советам которого относился внимательно всю свою жизнь. Здесь же Батюшков знакомится с членами «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств»: И. Пниным , Н. Радищевым (сыном), И. Борном, благодаря которым стал сотрудничать с некоторыми московскими журналами.

Основные этапы жизни и творчества.
В творчестве К.Н.Батюшкова традиционно выделяют 3 основных этапа творчества, напрямую связанных с жизненными переживаниями.
1) 1805 – 1812 – этап «легкой поэзии»
2) 1812 – 1817 – преобладание мотивов грусти, сомнения, осознания противоречий жизни
3) 1817 – 1821 – этап «антологической» лирики

*по Карпову:
1) стихотворение «Мечта»
2) произведения 1815 года
3) «Подражание древним»

Основные даты жизни.
18 мая 1787 г. -- В Вологде родился К. Н. Батюшков, принадлежащий к старинному дворянскому роду. Будущий поэт воспитывался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими языками. Литературные занятия Батюшкова поощрял его дядя -- известный в то время писатель М. Н. Муравьев.
1803 г. -- Поступление на службу в министерство народного просвещения. Сближение с Н. И. Гнедичем. Интерес к искусству античности, поэзии Греции и Рима.
1805 г. -- Первое выступление в печати на страницах московского журнала "Новости русской литературы".
1807 г. -- Вступление Батюшкова добровольцем в действующую армию, участие в сражении под Гейльсбергом (в Пруссии). Ранение, эвакуация, тяжелая болезнь. Возвращение в полк.
1808 г. -- Участие в русско-шведской войне, происходившей на территории Финляндии.
1809--1812 гг. -- Сближение с писателями-карамзинистами В. А. Жуковским, В. Л. Пуш.ки.ным, П. А. Вяземским. Вступление в члены "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств", где собирались почитатели Радищева. Увлечение философией французских просветителей XVIII века. Борьба с "Беседой любителей русского слова" -- апологетом литературного "староверия" и политической реакционности -- в сатирических стихах ("Видение на берегах Леты"). Воспевание радостей жизни. Анакреонтические и эпикурейские мотивы.
1814 г. -- Участие в заграничной походе русской армии, в "битве народов" под Лейпцигом, вступление с русской армией в Париж. Стихи на патриотические темы ("К Дашкову", "Переход через Рейн").
1815 г. -- Выход в отставку. Переезд в Москву.
1817 г. -- Опубликован сборник произведений Батюшкова "Опыты в стихах и в прозе". Отъезд поэта из России на дипломатическую службу в Италию. Посещение Вены, Венеции, Рима. Служба в Неаполе. Лечение на итальянских курортах и в Чехии.
1821 г. -- Создание последних стихов.
1822--1855 гг. -- Батюшков заболел наследственной душевной болезнью, навсегда пресекшей его литературную деятельность. Его пробовали лечить, возили на Кавказ и в Крым, помещали в лечебницу для душевнобольных, затем перевезли к родственникам в Вологду, где он и жил до самой смерти.
7 июля 1855 г. -- В возрасте 68 лет Батюшков умирает от тифа.

Основные этапы творчества.

    этап «легкой поэзии» (1805-1812)
Батюшков начал свою творческую деятельность в начале 19 века: писал сатиры. («К стиха моим», «К Флоре») Выглядели они довольно архаично, были очень схематичны; представляли собой обличение в общем виде взятых человеческих пороков, на реальные объекты намёков нет.
Первое большое стихотворение Константина Батюшкова «Мечта» было написано в 1804, а опубликовано в 1806 в журнале «Любитель словесности».

МЕЧТА

Подруга нежных Муз, посланница небес,
Источник сладких дум и сердцу милых слез,
Где ты скрываешься, Мечта, моя богиня?
Где тот щастливый край, та мирная пустыня,
К которым ты стремишь таинственный полет?
Иль дебри любишь ты, сих грозных скал хребет,
Где ветр порывистый и бури шум внимаешь?
Иль в Муромских лесах задумчиво блуждаешь,
Когда на западе зари мерцает луч
И хладная луна выходит из-за туч?
Или, влекомая чудесным обаяньем
В места, где дышит все любви очарованьем,
Под тенью яворов ты бродишь по холмам,
Студеной пеною Воклюза орошенным?
Явись, богиня, мне, и с трепетом священным
Коснуся я струнам,
Тобой одушевленным!
Явися! ждет тебя задумчивый Пиит,
В безмолвии ночном сидящий у лампады;
Явись, и дай вкусить сердечныя отрады.
Любимца твоего, любимца Аонид,
И горесть сладостна бывает:
Он в горести, мечтает .

То вдруг он пренесен во Сельмские леса,
Где ветр шумит, ревет гроза,
Где тень Оскарова, одетая туманом,
По небу стелится над пенным океаном;
То с чашей радости в руках,
Он с Бардами поет: и месяц в облаках,
И Кромлы шумный лес безмолвно им внимает,
И эхо по горам песнь звучну повторяет.

Или в полночный час
Он слышит Скальдов глас
Прерывистый и томный.
Зрит: юноши безмолвны<,>
Склоняся на щиты, стоят кругом костров,
Зажженных в поле брани;
И древний Царь певцов
Простер на арфу длани.
Могилу указав, где вождь героев спит:
- «Чья тень, чья тень, гласит
В священном исступленьи, -
Там с девами плывет в туманных облаках?
Се ты, младый Иснель, иноплеменных страх,
Днесь падший на сраженьи!
Мир, мир тебе, герой!
Твоей секирою стальной
Пришельцы гордые разбиты!
Но сам ты пал на грудах тел,
Пал, витязь знаменитый,
Под тучей вражьих стрел!..
Ты пал! И над тобой посланницы небесны,
Валкирии прелестны,
На белых, как снега Биармии, конях,
С златыми копьями в руках,
В безмолвии спустились!
Коснулись до зениц копьем своим, и вновь
Глаза твои открылись!
Течет по жилам кровь
Чистейшего эфира;
И ты, бесплотный дух,
В страны безвестны мира
Летишь стрелой.... и вдруг -
Открылись пред тобой те радужны чертоги,
Где уготовали для сонма храбрых боги
Любовь и вечный пир. -
При шуме горних вод и тихострунных лир,
Среди полян и свежих сеней,
Ты будешь поражать там скачущих еленей
И златорогих серн<»>. -
Склонясь на злачный дерн
С дружиною младою
Там снова с арфой золотою
В восторге Скальд поет
О славе древних лет
Поет, и храбрых очи,
Как звезды тихой ночи,
Утехою блестят. -
Но вечер притекает,
Час неги и прохлад,
Глас Скальда замолкает.
Замолк - и храбрых сонм
Идет в Оденов дом,
Где дочери Веристы
Власы свои душисты
Раскинув по плечам,
Прелестницы младые,
Всегда полунагие,
На пиршества гостям
Обильны яствы носят
И пить умильно просят
Из чаши сладкий мед<.> -
Так древний Скальд поет,
Лесов и дебрей сын угрюмый:
Он щастлив, погрузясь о щастьи в сладки думы!

О сладкая Мечта! о неба дар благой!
Средь дебрей каменных, средь ужасов природы,
Где плещут о скалы Ботнические воды,
В краях изгнанников.... я щастлив был тобой.
Я щастлив был, когда в моем уединеньи,
Над кущей рыбаря, в час полночи немой,
Раздастся ветров свист и вой
И в кровлю застучит и град и дождь осенний.
Тогда на крылиях Мечты
Летал я в поднебесной;
Или, забывшися на лоне красоты,
Я сон вкушал прелестной,
И щастлив наяву, был щастлив и в мечтах!

Волшебница моя! дары твои бесценны
И старцу в лета охлажденны,
С котомкой нищему и узнику в цепях.
Заклепы страшные с замками на дверях,
Соломы жесткий пук, свет бледный пепелища,
Изглоданный сухарь, мышей тюремных пища,
Сосуды глиняны с водой,
Все, все украшено тобой!...
Кто сердцем прав, того ты ввек не покидаешь:
За ним во все страны летаешь,
И щастием даришь любимца своего.
Пусть миром позабыт! что нужды для него?
Но с ним задумчивость, в день пасмурный, осенний,
На мирном ложе сна,
В уединенной сени,
Беседует одна.
О тайных слез неизъяснима сладость!
Что пред тобой сердец холодных радость,
Веселий шум и блеск честей
Тому, кто ничего не ищет под луною;
Тому, кто сопряжен душою
С могилою давно утраченных друзей!

Кто в жизни не любил?
Кто раз не забывался,
Любя, мечтам не предавался,
И щастья в них не находил?
Кто в час глубокой ночи,
Когда невольно сон смыкает томны очи,
Всю сладость не вкусил обманчивой Мечты?
Теперь, любовник, ты
На ложе роскоши с подругой боязливой,
Ей шепчешь о любви и пламенной рукой
Снимаешь со груди ее покров стыдливой;
Теперь блаженствуешь, и щастлив ты - Мечтой!
Ночь сладострастия тебе дает призраки,
И нектаром любви кропит ленивы маки.

Мечтание душа Поэтов и стихов.
И едкость сильная веков
Не может прелестей лишить Анакреона;
Любовь еще горит во пламенных мечтах
Любовницы Фаона;
А ты, лежащий на цветах
Меж Нимф и сельских Граций,
Певец веселия, Гораций!
Ты сладостно мечтал,
Мечтал среди пиров и шумных и веселых,
И смерть угрюмую цветами увенчал!
Как часто в Тибуре, в сих рощах устарелых,
На скате бархатных лугов,
В щастливом Тибуре, в твоем уединеньи,
Ты ждал Глицерию, и в сладостном забвеньи,
Томимый негою на ложе из цветов,
При воскурении мастик благоуханных,
При пляске Нимф венчанных,
Сплетенных в хоровод,
При отдаленном шуме
В лугах журчащих вод,
Безмолвен в сладкой думе
Мечтал... и вдруг Мечтой
Восторжен сладострастной,
У ног Глицерии стыдливой и прекрасной
Победу пел любви
Над юностью беспечной,
И первый жар в крови,
И первый вздох сердечной.
Щастливец! воспевал
Цитерския забавы,
И все заботы славы
Ты ветрам отдавал!

Ужели в истинах печальных
Угрюмых Стоиков и скучных мудрецов,
Сидящих в платьях погребальных
Между обломков и гробов,
Найдем мы жизни нашей сладость? -
От них, я вижу, радость
Летит, как бабочка от терновых кустов;
Для них нет прелести и в прелестях природы;
Им девы не поют, сплетяся в хороводы;
Для них, как для слепцов,
Весна без радости и лето без цветов...
Увы! но с юностью исчезнут и мечтанья,
Исчезнут Граций лобызанья,
Надежда изменит, и рой крылатых снов.
Увы! там нет уже цветов,
Где тусклый опытность светильник зажигает
И время старости могилу открывает.

Но ты - пребудь верна, живи еще со мной!
Ни свет, ни славы блеск пустой,
Ничто даров твоих для сердца не заменит!
Пусть дорого глупец сует блистанье ценит,
Лобзая прах златый у мраморных палат; -
Но я и щастлив и богат,
Когда снискал себе свободу и спокойство,
А от сует ушел забвения тропой!
Пусть будет навсегда со мной
Завидное поэтов свойство:
Блаженство находить в убожестве, Мечтой!
Их сердцу малость драгоценна.
Как пчелка, медом отягченна,
Летает с травки на цветок,
Щитая морем - ручеёк;
Так хижину свою Поэт дворцом щитает,
И щастлив - он мечтает!

«Мечта», как и другие ранние стихи, проникнута духом поэтической мечтательности, меланхолии, предромантическим погружением в мир грез и фантазий. Стихотворение «Мечта» не является оригинальным по содержанию. Оно свидетельствует о революции, которая происходила в сознании людей его эпохи. Призыв уйти из мира реальности в мир фантазии. (Это аллогония (мутация) мечты, именно в ней заключается революционный характер. Для культуры рационализма заниматься мечтой – глупо, мачта = обман. Но на рубеже веков тема мечты входит в литературное сознание e возникает оппозиция с реальностью)
«Мечта» - противопоставление внутреннего внешнему, призыв к духовной изоляции.
Батюшков Гнедичу: «Мечта всё в мире золотит и от реалии злой мечта нам мнит»

В 1807 году Батюшков записывается в народное ополчение и отправляется в Прусский поход, во время которого получает тяжелое ранение (пуля задела спинной мозг, что стало причиной последующих физических страданий). Но в отставку он вышел только в 1809 г.
В стихотворениях 1810-1812 годов Батюшков прославляет радости бытия, любовь, дружбу, свободу личности. Упоение жизнью и молодость. Соединяются у него с предчувствием кризиса. Противоречия и составляли основную особенность стихотворений Батюшкова.
«Совет друзьям», «Весёлый час», «Вакхянка» (1800е гг.) – в этих стихотворениях Б. создает образ идеального гармоничного мира, в котором реализуются батюшковские идеалы счастья (наслаждение земными радостями). Образы, как правило, античны.

В начале 1810х в творчестве Батюшкова намечается серьёзный поворот - стихотворение «Мои пенаты», написанное в жанре дружеского послания.
*В русской литературе в этом жанре стихотворение Батюшкова – образец. Оно имеет особую модель: противопоставление двух миров: малого замкнутого мира, в котором сосредоточены истинные ценности, и большого мира, который окружает этот маленький мир. В большом мире существуют ложные ценности. Лирические субъекты друж.послания находятся в малом мире, адресат – в большом. Идея: «иди сюда, приди к счастью» (с)Карпов. *

МОИ ПЕНАТЫ
Послание к Жуковскому и Вяземскому

Отечески Пенаты,
О пестуны мои!
Вы златом не богаты,
Но любите свои
Норы и темны кельи,
Где вас на новосельи,
Смиренно здесь и там
Расставил по углам;
Где странник я бездомный,
Всегда в желаньях скромный,
Сыскал себе приют.
О боги! будьте тут
Доступны, благосклонны!
Не вина благовонны,
Не тучный фимиам
Поэт приносит вам;
Но слезы умиленья,
Но сердца тихий жар,
И сладки песнопенья,
Богинь пермесских дар!
О Лары! уживитесь
В обители моей,
Поэту улыбнитесь -
И будет счастлив в ней!..
В сей хижине убогой
Стоит перед окном
Стол ветхий и треногой
С изорванным сукном.
В углу, свидетель славы
И суеты мирской,
Висит полузаржавый
Меч прадедов тупой;
Здесь книги выписные,
Там жесткая постель -
Все утвари простые,
Все рухлая скудель!
Скудель!.. Но мне дороже,
Чем бархатное ложе
И вазы богачей!..

Отеческие боги!
Да к хижине моей
Не сыщет ввек дороги
Богатство с суетой;
С наемною душой
Развратные счастливцы,
Придворные друзья
И бледны горделивцы,
Надутые князья!
Но ты, о мой убогой
Калека и слепой,
Идя путем-дорогой
С смиренною клюкой,
Ты смело постучися,
О воин, у меня,
Войди и обсушися
У яркого огня.
О старец, убеленный
Годами и трудом,
Трикраты уязвленный
На приступе штыком!
Двуструнной балалайкой
Походы прозвени
Про витязя с нагайкой,
Что в жупел и в огни
Летал перед полками,
Как вихорь на полях,
И вкруг его рядами
Враги ложились в прах!..
И ты, моя Лилета,
В смиренной уголок
Приди под вечерок
Тайком переодета!
Под шляпою мужской
И кудри золотые
И очи голубые
Прелестница, сокрой!
Накинь мой плащ широкой,
Мечом вооружись
И в полночи глубокой
Внезапно постучись...
Вошла - наряд военный
Упал к ее ногам,
И кудри распущенны
Взвевают по плечам,
И грудь ее открылась
С лилейной белизной:
Волшебница явилась
Пастушкой предо мной!
И вот с улыбкой нежной
Садится у огня,
Рукою белоснежной
Склонившись на меня,
И алыми устами,
Как ветер меж листами,
Мне шепчет: «Я твоя,
Твоя, мой друг сердечный!..»
Блажен, в сени беспечной,
Кто милою своей,
Под кровом от ненастья,
На ложе сладострастья,
До утренних лучей
Спокойно обладает,
Спокойно засыпает
Близь друга сладким сном!..

Уже потухли звезды
В сиянии дневном,
И пташки теплы гнезды,
Что свиты под окном,
Щебеча покидают
И негу отрясают
Со крылышек своих;
Зефир листы колышет,
И все любовью дышит
Среди полей моих;
Все с утром оживает,
А Лила почивает
На ложе из цветов...
И ветер тиховейный
С груди ее лилейной
Сдул дымчатый покров....
И в локоны златые
Две розы молодые
С нарциссами вплелись;
Сквозь тонкие преграды
Нога, ища прохлады,
Скользит по ложу вниз...
Я Лилы пью дыханье
На пламенных устах,
Как роз благоуханье,
Как не ктар на пирах!..
Покойся, друг прелестный,
В объятиях моих!
Пускай в стране безвестной,
В тени лесов густых,
Богинею слепою
Забыт я от пелен:
Но дружбой и тобою
С избытком награжден!
Мой век спокоен, ясен;
В убожестве с тобой
Мне мил шалаш простой;
Без злата мил и красен
Лишь прелестью твоей!

Без злата и честей
Доступен добрый гений
Поэзии святой,
И часто в мирной сени
Беседует со мной.
Небесно вдохновенье,
Порыв крылатых дум!
(Когда страстей волненье
Уснет... и светлый ум,
Летая в поднебесной,
Земных свободен уз,
В Аонии прелестной
Сретает хоры муз!)
Небесно вдохновенье,
Зачем летишь стрелой,
И сердца упоенье
Уносишь за собой?
До розовой денницы
В отрадной тишине,
Парнасские царицы,
Подруги будьте мне!
Пускай веселы тени
Любимых мне певцов,
Оставя тайны сени
Стигийских берегов
Иль области эфирны,
Воздушною толпой
Слетят на голос лирный
Беседовать со мной!..
И мертвые с живыми
Вступили в хор един!..
Что вижу? ты пред ними,
Парнасский исполин,
Певец героев, славы,
Вслед вихрям и громам,
Наш лебедь величавый,
Плывешь по небесам.
В толпе и муз и граций,
То с лирой, то с трубой,
Наш Пиндар, наш Гораций,
Сливает голос свой.
Он громок, быстр и силен,
Как Суна средь степей,
И нежен, тих, умилен,
Как вешний соловей.
Фантазии небесной
Давно любимый сын,
То повестью прелестной
Пленяет Карамзин;
То мудрого Платона
Описывает нам,
И ужин Агатона,
И наслажденья храм,
То древню Русь и нравы
Владимира времян,
И в колыбели славы
Рождение славян.
За ними сильф прекрасный,
Воспитанник харит,
На цитре сладкогласной
О Душеньке бренчит;
Мелецкого с собою
Улыбкою зовет,
И с ним, рука с рукою,
Гимн радости поет!..
С эротами играя,
Философ и пиит,
Близь Федра и Пильпая
Там Дмитриев сидит;
Беседуя с зверями
Как счастливый дитя,
Парнасскими цветами
Скрыл истину шутя.
За ним в часы свободы
Поют среди певцов
Два баловня природы,
Хемницер и Крылов .
Наставники-пииты,
О Фебовы жрецы!
Вам, вам плетут хариты
Бессмертные венцы!
Я вами здесь вкушаю
Восторги пиерид,
и т.д.................

К. Н. Батюшков (1787 - 1855)

«Поэт радости» по завещанию Пушкина

Будущий основатель анакреонтического направления в отечественной лирике родился в родовитой дворянской семье в 1787 г. в Вологде. Детство же он провел вблизи Бежецка в поместье Даниловское Тверской губернии. Потомок старинного рода в раннем возрасте лишился матери, сошедшей с ума и умершей в 1795 году, когда мальчику только исполнилось 8. Получив блестящее домашнее воспитание, а после обучавшись в частных иностранных пансионах Петербурга, он свободно овладел французским. В оригинале читает Вольтера, циничный ум которого надолго стал для Батюшкова самым увлекательным отображением Века Просвещения.

Поэт владел многими иностранными языками и получил славу полиглота. С 1802 года живет под одной крышей с дядей М. Муравьевым, знаменитым просветителем и писателем, сыгравшим решающую роль в становлении личности поэта. Дебют в печати состоялся сатирическими стихами под названием «Послание к стихам моим».

Автопортрет Батюшкова: «то здоров, то при смерти болен»

Жанр сатиры поэту удавался как нельзя хорошо – из-под его пера вышли многочисленные обличительные эпиграммы, «Послание Хлое», «К Филисе». Внимательно и с интересом изучая литературу и философию французского Просвещения, итальянского Возрождения и античную поэзию, он стал автором «Вакханки», «Веселого часа» и послания Вяземскому и Жуковскому «Мои Пенаты».

Впоследствии, оказавшись с русской армией в Европе, когда явным стал разгром Наполеона, Батюшков создает очерк «Путешествие в замок Сирей». По преданию, владелица замка маркиза Эмилия дю Шатле гостеприимно приняла здесь Вольтера, где фернейский мудрец и провел годы изгнания. Однако Батюшкову крайне непонятна жажда почестей и славы Вольтера и 27-летний поэт отрешился от жадного любопытства и тщеславия французского Просвещения.

Однако, подводя черту сознательной жизни, Батюшков напишет:

Рабом родился человек,

Рабом в могилу ляжет.

Поэт пушкинской поры

Последние 30 лет жизни автор «Моих Пенатов» провел в безумии, сокрушаемый то манией преследования, то манией величия, и только перед смертью, обосновавшись в тихой Вологде, Батюшков немного успокоился и читал с любопытством газеты о Крымской войне. С течением лет круг чтения поэта значительно расширялся: сердцевед Руссо, пытливый Монтень, певец печалей любви Парни, которого охотно переводил Батюшков на великий и могучий язык, немного смягчая озорную эротику француза.

Опираясь на одно из творений Парни, Батюшков в 1815 г. написал «Вакханку», особенно восхитившую Пушкина, считавшего произведение Батюшкова «лучше и живее подлинника». Французская культура, сильным толчком к погружению с головой в которую стал небезызвестный пансион Жакино, стала колыбелью Батюшкова, однако впоследствии он резко изменил к ней отношение, предпочитая итальянское Возрождение и античность.

Так, к 1801 году Батюшков уже перешел в пансион Триполи для углубленного изучения мелодичного языка, изящность которого побуждает Батюшкова искать лирическую мягкость в русской поэзии. Батюшков старается обрести звонкость и чистоту, солнечную ясность, взволнованную страстность после суровых од Ломоносова, простодушного стиля Державина и нежных стихов Жуковского.

Для Батюшкова это оказалось сложной задачей, от чего он даже приходил в отчаяние, называя себя смешным по совести в попытке воспеть хвалу на балалайке, услышав виртуоза на арфе. Батюшков называл русский язык балалайкой, считая его жестким. Недостатка у Батюшкова в дружеском внимании не было: он имел теплые отношения с Олениным, Тургеневым, Жуковским, Вяземским. Однако оказывать влияние на ход его жизни никто из них не мог. При всей своей любезной обходительности и скромности Батюшков был настолько оригинален, что подлинное содержание жизни его было загадкой для всех.

Поэт с «лицом добрым, как сердце»

В 1814 году им была написана элегия «Тень друга», которая родилась по возвращении Батюшкова из Англии. Перед читателями предстают горестные жалобы тонкого сентименталиста, в котором до сих пор жива память сердца. Мы видим и полеты романтика, отрицающего границы жизни и смерти. По завещанию критиков, Батюшкова невозможно уложить ни в одну из известных литературных традиций. Его элегии содержат и нежную чувствительность, и шекспировскую силу страсти, и мрачную горечь. Однако при этом все крепится на глубокой верности чувству, характерному для итальянской поэзии и русского сознания.

Н.В. Фридман написал «Поэзию Батюшкова», в которой подробно исследовал художественный метод и стиль автора, дал ему высочайшую оценку и поставил в один ряд с величайшими поэтами века. Был он дружен и с Пушкиным, однако боялся его ветрености, жизнелюбия, но более всего его безоглядной щедрости в постоянной растрате себя.

Батюшков пережил духовный кризис, вылившийся в произведения «К другу», «Надежда», а в жанре элегии отмечаются мотивы неразделенной любви («Мой гений», «Разлука»), а в стихотворениях «Изречение Мельхиседека» и «Умирающий Тасс» высокий трагизм. Оставаясь в мечтах «поэтом радости», Батюшков сознался в послании «К друзьям»:

Жил так точно, как писал…

Ни хорошо, ни худо!

Далеко не всем известно имя классика Константина Батюшкова, однако его вклад в русскую литературу очень большой. Именно благодаря стихам Батюшкова, язык приобрел такую гибкость и гармоничность, что позволило образоваться новым тенденциям в отечественной литературе.

Тематика стихов Батюшкова Константина Николаевича:

При этом поэт старался во всех своих стихотворениях быть искренним, избегать натянутостей и неопределенностей. Руководствовался поэт одним принципом — «живи, как пишешь, и пиши, как живешь», что и помогло ему достигнуть необычайного мастерства в своих произведениях, выраженая свои мысли поэтическими строками.

Константин Батюшков искренне верил в то, что русский язык действительно могуч и богат, что с помощью него можно выразить абсолютно все. При этом даже Александр Пушкин соглашался с тем, на сколько же Батюшков словесный «чудотворец».

Если вы еще не знакомы с творчеством поэта, то приглашаем оценить стихи, размещенные списком ниже. Мы собрали лучшие произведения Константина Батюшкова, при этом регулярно пополняем другими его стихотворениями наш сайт.

Константин Николаевич Батюшков (18 (29) мая 1787, Вологда - 7 (19) июня 1855,Вологда) - русский поэт, предшественник Пушкина.
Происходил из древнего дворянского рода, отец - Николай Львович Батюшков. (1753-1817). Годы своего детства провёл в родовом имении - селе Даниловское. Семи лет от роду он потерял мать, которая страдала душевной болезнью, по наследству перешедшей к Батюшкову и его старшей сестре Александре.
В 1797 году его отдали в Петербургский пансион Жакино, где будущий поэт изучает европейские языки, с упоением читает европейских классиков и начинает писать свои первые стихи. В 1801 году он перешёл в пансион Триполи. На шестнадцатом году жизни (1802) Батюшков оставил пансион и занялся чтением русской и французской литературы. В это же время он близко сошёлся со своим дядей, известным Михаилом Никитичем Муравьёвым. Под его влиянием занялся изучением литературы древнего классического мира и стал поклонником Тибулла и Горация, которым он подражал в первых своих произведениях. Кроме того, под влиянием Муравьёва Батюшков выработал в себе литературный вкус и эстетическое чутьё.
В 1802 году Батюшков зачисляется на службу в министерство народного просвещения. Эта служба тяготит поэта, но обстоятельства не позволяют ему оставить службу. Старинный дворянский род Батюшковых обеднел, имение пришло в упадок. Высокопоставленных покровителей и меценатов, которые бывали у многих писателей, поэтов, художников, музыкантов, Батюшков не имел, и, быть может, из-за гордости, не хотел иметь: «Просить и кланяться в Петербурге не буду, пока будет у меня кусок хлеба». Впоследствии поэт скажет, противопоставляя себя многим угодливым пиитам того времени: «Я писал о независимости в стихах, о свободе в стихах».
В Петербурге Батюшков познакомился с представителями тогдашнего литературного мира. Особенно близко сошёлся он с Г. Р. Державиным, Н. А. Львовым, В. В. Капнистом, А. Н. Олениным, Н. И. Гнедичем. В 1805 году в журнале «Новости литературы» публикуется его стихотворение «Послание к стихам моим» - первое выступление Батюшкова в печати. Поступив в департамент министерства народного просвещения, Батюшков сблизился с некоторыми из своих сослуживцев, которые примыкали к карамзинскому направлению и основали «Вольное общество любителей российской словесности».
В 1807 году Батюшков записался в народное ополчение (милицию) и принял участие в прусском походе. В битве под Гейльсбергомон был ранен и должен был отправиться лечиться в Ригу. Во время похода им написано несколько стихотворений, и начат перевод поэмы Тасса Освобождённый Иерусалим. В следующем, 1808 году, Батюшков принял участие в войне со Швецией, по окончании которой вышел в отставку и поехал к родным, в село Хантоново Новгородской губернии. В деревне он скоро начал скучать и рвался в город: впечатлительность его стала почти болезненной, все больше и больше овладевала им хандра и предчувствие будущего сумасшествия.
В самом конце 1809 года Батюшков приехал в Москву и скоро благодаря своему таланту, светлому уму и доброму сердцу сыскал себе добрых друзей в лучших сферах тогдашнего московского общества. Из тамошних литераторов наиболее сблизился он с В. Л. Пушкиным, В. А. Жуковским, П. А. Вяземским и Н. М. Карамзиным. Годы 1810 и 1811 прошли для Батюшкова отчасти в Москве, где он приятно проводил время, отчасти в Хантонове, где он хандрил. Наконец, получив отставку от военной службы, он в начале 1812 года отправился в Петербург и при помощи Оленина поступил на службу в Публичную Библиотеку; жизнь его устроилась довольно хорошо, хотя его постоянно тревожила мысль о судьбе его семейства и его самого: скорого повышения по службе нельзя было ожидать, а хозяйственные дела шли все хуже и хуже.
В 1809 году поэт участвует в походе на Аландские острова. В начале лета он получает отпуск, после короткого пребывания в Петербурге, едет в имение Хантоново, где, среди прочего, пишет стихотворный памфлет «Видение на берегах Леты», разошедшийся в списках и напечатанный в искажённом виде лишь через тридцать два года после его создания. Один из списков стихотворения, являющийся маленькой сатирической поэмой, был назван «Страшный суд русских пиитов, или ведение на берегах Леты до Ипотаса де Ротти». Этот памфлет был подхвачен всей передовой Россией, имя Батюшкова как поэта становится хороши известным в России. Осмеянные им шишковисты неистовствовали, поэт попал не в бровь, в глаз! Не могли быть в восторге от «Видения» исентименталисты, которые, за исключением Карамзина, весьма почитаемого поэтом, также подверглись осмеянию.
С декабря 1809 года поэт живёт в Москве. Он намерен выйти в отставку, служить в дипломатической миссии, мечтает путешествовать по Европе. В Москве 1810 году Батюшков знакомится с Карамзиным, и входит в круг близких ему литераторов. Получив отставку в чине подпоручика и живя то в Москве, то в своём имении в Хантонове, поэт много пишет в стихах и прозе, и переводит.
В начале 1812 года Батюшков переезжает в Петербург, и в апреле того же года поступает в Публичную библиотеку помощником хранителя манускриптов. Директором библиотеки был Алексей Оленин, писатель-археолог, художник и ценитель искусств, в доме которого был салон, посещавшийся многими писателями и художниками, с которыми встречался Батюшков. Сослуживцами по Публичной библиотеке был Гнедич и Крылов.
Начавшаяся Отечественная война 1812 года усиливает в душе поэта патриотическое чувство. Он желает пойти на войну, но болезнь, сильная лихорадка, мешает ему сразу же осуществить это намерение. Почти в канун Бородиской битвы, поэт берёт отпуск и приезжает в Москву, для того, чтобы сопровождать в Нижний-Новгород вдову своего наставника Е. Ф. Муравьёву и её семью. Стечение беженцев и народные бедствия, увиденные поэтом по пути следования из Москвы, производят на него сильное впечатление. Батюшков возвращается в Москву после изгнания из неё французов.
В 1813 году Батюшков, как только позволило состояние здоровья, выезжает в Дрезден, в главную квартиру действующей армии. Батюшков теперь адъютант генерала Раевского. В сражении под Лейпцигом погибает друг Батюшкова, воспетый в его стихах, И. А. Петин, и ранен Раевский. В 1814 году поэт участвует в переходе через Рейн и вступлении во Францию. Из Парижа, капитуляции которого был свидетелем Батюшков, он через Англию, Швецию и Финляндию возвращается в Петербург.
Неудавшаяся попытка жениться в 1815 году, расстройство личных отношений с отцом тяжело переживались поэтом. Некоторое время он живёт на Украине, в Каменец-Подольске, у своего военного начальства. Поэта заочно выбирают в члены литературного общества Арзамас. В эту пору Батюшков переживает сильный творческий подъём: за год он пишет двенадцать стихотворных и восемь прозаических произведений. Он готовит к печати свои сочинения в стихах и в прозе.
После приезда в Москву поэт избирается в члены «Московского общества любителей словесности». При вступление в него прочитывается «Речь о влиянии лёгкой поэзии на язык», историко- и теоретико-литературная статья, опубликованная в «Трудах» общества. Батюшков избирается почётным членом «Вольного общества любителей словесности». Поэт принимает участие в заседаниях «Арзамаса». В октябре 1817 года выходят «Опыты в стихах и прозе», которую затем издаёт Гнедич. Книга благожелательно была встречена критикой и читателями.
После поездок в деревню с намерением спасти от продажи с публичного торга имение отца, умершего в 1817 году, после пребывания в Петербурге поэт весной 1818 года отправляется на юг, поправлять своё здоровье. По совету Жуковского Батюшков подаёт прошение о зачислении в одну из миссий в Италии. В Одессе поэт получает от Александра Тургенева письмо, извещающее о назначении поэта на дипломатическую службу в Неаполь. После долгого путешествия, он пребывает на место службы, с яркими впечатлениями от поездки. Важной для поэта была встреча с русскими художниками, в числе которых были Сильвестр Щедрин и Орест Кипренский, живших в то время в Риме.
Получив в конце 1820 года отпуск для лечения, Батюшков едет в Рим, а затем, уже в следующем году, на воды в Теплиц, где он узнаёт, что в «Сыне отечества» появилось анонимное стихотворение «Б… в из Рима», написанное от лица Батюшкова и принятое читателями как его произведение, хотя автором его был Плетнев. Батюшков воспринимает это как личную обиду.
К 1821 году ипохондрия приняла такие размеры, что поэт должен был оставить службу и Италию.
В 1822 году расстройство умственных способностей выразилось вполне определённо, и с тех пор Батюшков в течение 34 лет мучился, не приходя почти никогда в сознание, и наконец скончался от тифа 7 июля 1855 года в Вологде; похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре, в пяти верстах от Вологды. Ещё в 1815 году Батюшков писал Жуковскому о себе следующие слова: «С рождения я имел на душе чёрное пятно, которое росло, росло с летами и чуть было не зачернило всю душу».

поэт и прозаик, сыгравший значительную роль в становлении русской классической литературы

Дата рождения: 18.05.1787
Место рождения: г.Вологда
Дата смерти: 07.07.1855
Место смерти: г.Вологда


(18.05.1787, Вологда – 7.07.1855, там же)

Поэт и прозаик, сыгравший значительную роль в становлении русской классической литературы.


Родился в Вологде. Принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с XVI в. Его отец, Николай Львович, начал службу солдатом в гвардейском Измайловском полку, был прокурором в Вятке, после выхода в отставку жил безвыездно в родовом имении Даниловское в 17 верстах от Устюжны (по тогдашнему территориально-административному делению – Бежецкий уезд Тверской губернии). В этом имении поэт провел свои детские годы. Его мать, Александра Григорьевна (урожденная Бердяева), сошла с ума, когда мальчику было около 4 лет, и вскоре умерла. С 1797 г. Батюшков жил в Петербурге и воспитывался в частных пансионах иностранцев. Здесь он получил хорошее знание иностранных языков (французского, итальянского и немецкого), увлекся словесностью и сделал первые шаги на литературном поприще. Выполненный им перевод на французский язык похвального слова митрополита Платона по случаю коронации Александра I был издан отдельной брошюрой. В 1802 г. пребывание Батюшкова в пансионе завершилось. Он поселился в доме М.Н.Муравьева, приходившегося его отцу двоюродным братом, и поступил на службу в только что образованное Министерство народного просвещения, где Муравьев с 1803 г. занял пост товарища (заместителя) министра. На этой службе Батюшков находился по январь 1807 г. Общение с двоюродным дядей, который был выдающимся просветителем и крупным для своего времени писателем, оказало сильное влияние на личность Батюшкова, на формирование его литературных способностей и интересов. В круг друзей Муравьева входили такие известные деятели русской культуры конца XVIII – начала XIX в., как Г.Р.Державин, В.В.Капнист, Н.А.Львов, А.Н.Оленин. Среди сослуживцев Батюшкова были молодые литераторы Н.И.Гнедич и П.А.Катенин. Первый впоследствии прославился как переводчик «Илиады» Гомера, второй – как драматург и критик. Знакомства, завязанные на службе, способствовали тому, что Батюшков сблизился с Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств и стал его действительным членом. Заметной вехой в литературной судьбе Батюшкова было участие в Оленинском кружке, в который, помимо его главы, писателя, археолога и художника, входили такие литературные знаменитости, как баснописец И.А.Крылов, автор трагедий В.А.Озеров, комедиограф А.А.Шаховской. К 1805 г. относится первое выступление Батюшкова-поэта в печати («Послание к стихам моим», журнал «Новости русской литературы»). Его творческие устремления ярко выразились в стихотворении «Мечта», проникнутом идеями романтизма – нового для русской литературы направления, укреплению позиций которого поэт в немалой степени способствовал.

Начавшаяся война с Наполеоном побудила Батюшкова вступить в 1806 г. в ополчение. Он участвовал в боевых действиях на территории Пруссии, получил ранение в сражении под Гейльсбергом, за что впоследствии был награжден орденом св. Анны III степени. Чувство любви, испытанное им во время пребывания в Риге на излечении, отразилось в созданном позднее стихотворении «Выздоровление». Получив отпуск, Батюшков в августе прибыл в Даниловское и после размолвки с отцом, женившимся вторично, уехал с сестрами Александрой и Варварой в родовое имение матери Хантоново (Череповецкий уезд Новгородской губернии). До осени 1808 г. жил там, занимаясь литературой и отлучаясь по делам в Петербург и Вологду. В сентябре вернулся на военную службу, в составе батальона егерей (легкая пехота) участвовал в Русско-шведской войне (боевые действия в Финляндии, экспедиция по льду Балтийского моря на Аландские острова). В середине 1809 г. Батюшков вышел в отставку, жил у сестер в Хантонове, написал «Видение на брегах Леты» – сатиру на шишковистов, ревнителей «старого слога», и на эпигонов сентиментализма. Это произведение принесло ему известность в кругах почитателей Н.М.Карамзина, ориентированных на европейскую культуру. Благодаря «Видению…» в широкий оборот вошло слово «славянофил». С декабря 1809 по январь 1812 г. Батюшков жил в Москве, печатался в одном из лучших русских журналов «Вестник Европы», установил тесные дружеские связи с Н.М.Карамзиным, П.А.Вяземским, В.А.Жуковским. По недостатку средств летние месяцы ему приходилось проводить в Хантонове. В 1811–1812 гг. им было написано одно из лучших стихотворений «Мои пенаты», прославляющее скромные радости уединенной жизни и отразившее некоторые реалии хантоновского быта.

В самом начале 1812 г. Батюшков получил место помощника хранителя манускриптов в Публичной библиотеке (Петербург), директором которой в это время был А.Н.Оленин, а помощником библиотекаря служил И.А.Крылов. Он стал постоянным посетителем салона в доме Оленина, возобновил на некоторое время связи с Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств.

Вторжение Наполеона в Россию пробудило в Батюшкове чувство патриотического долга. Но в действующую армию он попал не сразу. Ему пришлось эвакуировать вдову М.Н.Муравьева в Нижний Новгород, улаживать дела в Вологде. В Нижнем Новгороде началось его увлечение воспитанницей Олениных А.Ф.Фурман, обернувшееся впоследствии для поэта тяжелой душевной драмой. Побывав несколько раз в разоренной противником Москве, Батюшков испытал глубокое потрясение. Стихотворение «К Дашкову» (1813), где воспроизведены его переживания, заметно выделяется на фоне литературы того времени трагической напряженностью и эмоциональной насыщенностью образов. К армии он присоединился в августе 1813 г. под Дрезденом и стал адъютантом при генерале Н.Н.Раевском. 15 августа ему довелось участвовать в бою близ Теплица, а 4 октября – в «битве народов» под Лейпцигом, в которой генерал Раевский был ранен, а друг Батюшкова И.А.Петин погиб (ему посвящены стихотворения «К Петину» –1810 и «Тень друга» – 1814). За участие в этой битве Батюшков был награжден орденом св. Анны II степени. Два месяца он провел при раненом генерале в Веймаре, одном из культурных центров Германии, углублял свои познания в немецкой литературе. Затем дошел с русскими войсками до Парижа, был свидетелем его капитуляции. Счел войну законченной, взял отпуск, побывал в Англии, Швеции и Финляндии.

Вернувшись в Петербург, Батюшков занялся подготовкой к изданию полного собрания сочинений М.Н.Муравьева (ч. 1–3, вышли в 1919–1820 гг.). Возобновив знакомство с А.Ф.Фурман, начатое в Нижнем Новгороде, собрался жениться на ней и сделал предложение. Брак, однако, не состоялся, поскольку Батюшков понял, что невеста дала согласие, повинуясь не своему чувству, а воле опекуна. Поэт пережил сильный душевный кризис и, не объяснившись с девушкой, уехал сначала в Хантоново, а затем в Каменец- Подольск – продолжать военную службу. Переворот, наметившийся в мировоззрении Батюшкова после войны, и крушение надежд на семейное счастье, отразились в элегии «Надежда» (1815), которую, по справедливому замечанию А.С.Пушкина, правильнее было бы назвать «Вера», поскольку основная ее тема – «доверенность к Творцу».

В конце 1815 г. состоялся перевод Батюшкова по службе в гвардейский Измайловский полк, где некогда начинал службу его отец. Он получил возможность перебраться в Петербург, но подал просьбу об отставке, которая была удовлетворена в апреле 1816 г. В чине коллежского асессора (равном майору) поэт навсегда оставил поприще военного. В мае Батюшкова вместе с Жуковским избрали в Общество любителей российской словесности при Московском университете, и он прочитал на заседании этого общества «Речь о влиянии легкой поэзии на язык», важную для понимания его литературной позиции. Живя в Хантонове, Батюшков занимался подготовкой к изданию собрания своих сочинений под названием «Опыты в стихах и прозе». В августе 1817 г., находясь в Петербурге, он впервые присутствовал на заседании литературного общества «Арзамас», в котором состоял заочно с 1815 г. под шутливым прозвищем Ахилл (оно интерпретировалось не только как признание заслуг Батюшкова в борьбе с «шишковистами», но и – в написании «Ах, хил!» – как характеристика невысокого ростом, постоянно жаловавшегося на здоровье поэта). Батюшков вновь поступил на службу в Публичную библиотеку. В сентябре возобновил знакомство с А.С.Пушкиным, начатое во время посещения Царскосельского лицея полтора года назад. В октябре вышли из печати два тома «Опытов», хорошо принятые критикой и закрепившие авторитет Батюшкова как одного из ведущих литераторов. Летом 1818 г. было удовлетворено его прошение о назначении в Коллегию иностранных дел. Батюшкову был пожалован чин надворного советника (равный подполковнику), и его причислили к русской миссии в Неаполе. В конце февраля 1819 г. поэт прибыл к месту назначения. Находясь в Италии, он с увлечением изучал памятники античной культуры, по поручению Оленина общался с русскими художниками, пансионерами Академии художеств. Здесь он, одним из первых среди русских литераторов, увлекся творчеством Байрона и перевел на русский язык небольшой фрагмент из поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». В 1821 г. впервые явственно дали о себе знать симптомы наследственного душевного недуга. Тогда же прервался и творческий путь поэта. Батюшков подал прошение об увольнении от службы, но ему позволили лишь числиться в бессрочном отпуске. Он вернулся в Петербург, лечился на Кавказских минеральных водах и в Симферополе, несколько лет находился в больнице для умалишенных в Зонненштейне (Саксония), долгое время жил в Москве под наблюдением врача. Все усилия вернуть Батюшкову разум оказались тщетными. В 1833 г. состоялся его переезд в Вологду, где он провел на попечении родственников еще двадцать с небольшим лет, отпущенных ему судьбой. Поэт получал пенсию, назначенную по распоряжению императора. Причиной его смерти стала тифозная горячка.

В.Г.Белинский писал, что «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно». Однако этой заслугой значение Батюшкова в русской культуре не исчерпывается. Он был самостоятельной творческой величиной, независимо от того, кому подражал и кому предшествовал. Его творческое наследие невелико по объему, но разнообразно по составу. Он писал элегии, стихотворные послания, оды, сатиры, басни, эпиграммы, мадригалы. Он переводил греческих, латинских, итальянских, французских, немецких и английских авторов, подражал восточным поэтам. Среди его прозаических «опытов» есть повести, статьи на литературные темы, критические эссе, очерки мемуарного и культурно-исторического характера. Письма Батюшкова – это тоже своего рода художественная словесность, они органично входят в творческое наследие поэта и содержат богатый материал по истории русской литературы начала XIX в. Разнообразием отличалась и тематика его произведений. Однако представление о нем как об участнике литературного процесса связано, прежде всего, с «легкой поэзией», характерными приметами которой были культ изящного наслаждения, воспевание тихой жизни на лоне природы, вдали от суетных городов с их ложными ценностями. Яркими образцами лирики подобного рода, помимо «Моих пенатов», являются стихотворения «Вакханка », «Ложный страх», «Беседка муз», «Источник», «Таврида». Первостепенное значение в стихах Батюшкова придается мотивам любви, дружбы, наслаждения летучими мгновениями счастья. Однако судить об их создателе как о беспечном эпикурейце было бы неверно. У стихов Батюшкова есть трагический подтекст. Пластически зримо изображенный в них идеал противопоставлен действительности – той, которую Батюшков знал по своему трудному жизненному опыту и от которой уходил в мир прекрасных видений, навеянных дорогими ему образами мировой художественной культуры. Он прекрасно понимал, что идеал этот – поэтическая фикция, которой нет места в реальной жизни, враждебной человеку. Трагическое мироощущение Батюшкова отчетливо выразилось в элегии «Умирающий Тасс», посвященной судьбе итальянского поэта Торквато Тассо, которая Батюшкову казалась чем-то подобной его собственной судьбе.

Будучи пламенным патриотом, Батюшков считал всякого, кто не любит Отечество, варваром. Вместе с тем его представление о дальнейших путях развития России было прочно связано с ценностями европейского просвещения. Важнейшую культурную задачу он видел в том, чтобы сделать русский язык способным передавать тончайшие оттенки мысли и чувства, чтобы наделить его эстетическими качествами, чтобы уподобить русскую литературную речь по красоте звучания и выразительности речи итальянской. Эту задачу Батюшков и стремился решать в своем творчестве, давая повод современникам называть его «чудотворцем». Выступая в печати, Батюшков пользовался псевдонимами: Б, Б-ъ, Б-ов, К. Н. Б. Т., Любитель сна Дормидон Тихин, Т. Н. Р., N. N. N. и др.

Похоронен поэт в стенах Спасо-Прилуцкого монастыря неподалеку от Вологды. На доме, где он провел последние годы жизни, есть мемориальная доска. Дом стоит на улице, носящей имя поэта. Две комнаты в нем занимает музейная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Батюшкова. Из их окон виден памятник поэту на берегу реки Вологды работы В.М.Клыкова. Создавался этот памятник к 200-летию со дня рождения поэта.

В с.Даниловском (ныне Устюженский район Вологодской области) есть музей Куприна – Батюшковых. Существует проект возрождения хантоновской усадьбы под Череповцом. В середине 1980-х гг. на сцене Вологодского драматического театра шла пьеса В.И.Аринина и В.А.Кошелева «Мой гений», основанная на фактах биографии Батюшкова.


Издания произведений:

Опыты в стихах и прозе Константина Батюшкова. – Ч. 1–2. – СПб., 1817;

Батюшков К.Н. Сочинения. – Т. 1–3 / Изд. П.Н.Батюшковым, вступ. ст. Л.Н.Майкова, примеч. Л.Н.Майкова и В.И.Саитова. – СПб., 1885–1887;

Батюшков К.Н. Сочинения: В двух томах. – Т. 1 / Сост., подгот. текста, вступ. статья и комментарии В. А. Кошелева; Т. 2 / Сост., подгот. текста, комментарии А. Л. Зорина. – М., 1989.


Литература о писателе:

Майков Л.Н. Батюшков, его жизнь и сочинения. – СПб., 1887; изд. 2-е, вновь пересмотр. – СПб., 1896 (переиздание: М., 2001);

Кошелев В.А. Константин Батюшков: Странствия и страсти. – М., 1987;

Венок поэту: Сборник статей. – Вологда, 1989;

Батюшков: Исследования и материалы: Сборник научных трудов /Научн. ред. и сост. Р. М. Лазарчук. – Череповец, 2002.