Аннотация: В статье рассматривается проблема духовно-нравственного развития современного общества. Ключевые слова: Духовно-нравственные ценности, нравственность, духовность

Сегодня наше общество переживает не только социально-экономический, но и духовный кризис. Причиной такого кризиса является приостановка духовного развития, потеря духовных ценностей, которые составляют основу человеческого бытия. Эпоха потребительства, соблазнов, множества удобств не делает людей более нравственными, а даже, наоборот, часто разрушает нравственные ориентиры, создавая при внешнем благополучии внутреннюю пустоту. У современной молодёжи наблюдаются отчуждение от собственного внутреннего мира и духовных потребностей, обесценивание идеалов и норм поведения.

Духовный кризис оказывает негативное влияние на все без исключения сферы жизни общества - культуру, политику, образование, социальные отношения и пр. Именно поэтому проблема духовности человека и общества в целом выходит на первый план в гуманитарной науке. О проблеме духовности начали говорить ещё две тысячи лет назад, когда Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель отмечали, что человечество, накапливая всё больше знаний, начинает терять понимание их ценностей.

В психологии проблему духовности изучали такие учёные как В. Гордон, Г. Оллпорт, З.Фрейд, А. Маслоу, С. Рубинштейн, Э. Фромм. Если анализировать последние исследования и разработки, в которых рассматриваются истоки и пути решения данной проблемы, то следует отметить работы известного российского психолога В.И. Слободчикова, который очень тщательно анализирует причины падения нравственности в современном мире. Главная идея современных научных исследований в этой области состоит в том, что основой обновления общества должны стать отечественные традиции.

Проблема духовности и нравственности современного общества звучит на формах различного ранга и определяется в выступлениях и докладах учёных, общественных деятелей, работников министерства образования, как проблема государственного значения. Факт интенсивной эксплуатации темы духовности говорит о том, что она действительно востребована временем. Но в то же время даже беглый анализ литературных источников, не говоря о средствах массовой информации и действиях политиков, позволяет отметить, что с пониманием нравственности и духовности что-то обстоит не так. Чем больше разговоров о духовности, тем меньше её проявлений мы наблюдаем. Это происходит потому, что в этой общей проблеме остаётся нерешённой её главная часть - создание концептуального подхода к духовному пробуждению народа.

Среди всех исследователей причин падения духовности, на мой взгляд, наиболее точно их сформулировал выдающийся немецко-американский психолог и мыслитель XX ст. Эрих Фромм: «Капиталистическая экономика, основанная на свободе рынка и приватизации, коммерциализирует всё общество, все его структуры, среди них и человека, подчиняя их культу денег. Всё становится товаром, предметом купли-продажи, в том числе профессии, занятия, статусы. Следствием этого становится самоотчуждение человека, потеря им своей гуманистической сущности.

Человек превращается в служащий экономической машине инструмент, который заботится об эффективности и успехе, а не о счастье и развитии души». Развивая эту мысль, применительно к условиям современности, известный российский психолог Слободчиков В. И. видит основные причины кризиса духовно-нравственных ценностей народа в том, что весь мир сейчас живёт в условиях двух современных мировых принципов: глобализации и постмодернизма. Выступая на конференции « Седьмые Покровские чтения» по этому поводу, В. И. Слободчиков называет эти принципы «цивилизационной модернизацией». Смысл этой модернизации в том, что некая сверхдержава может сделать страну такой, какой она её хочет видеть. Для этого производится разрушительное переустройство сознания народа, его многовековой культуры. А сама сверхдержава претендует на роль создателя новой философии, новой религии. «Исторический опыт свидетельствует, что нация вырождается и исчезает из истории не тогда, когда в ней появляется много людей с патологическим поведением (преступников), но когда в общественном сознании падает до некоторого критического уровня понятие «норма».

Признаки снижения уровня сознания в виде усиления жестокости, равнодушия, потребительства могут происходить неприметно, общество может их «не замечать» и даже возводит это в ранг нормальной обыденности. Разрушение нравственного чувства (совести) приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную память как фундамент интеллекта». Если взглянуть на нашу современность, сравнивая её с жизнью, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить насколько далёкой от нормы стала жизнь сейчас. Понятия авторитета, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни - всё кардинально изменилось. Плотские потребности, часто в извращённой форме, превращаются в ведущий мотив поведения.

И на этом поприще успешно работают не только индустрия развлечений, шоу-бизнеса и потребления, но во многом - и современная педагогика, и современные психология и социология. Все агрессивные молодёжные течения напрямую связаны не только с неблагополучием в семьях, но и с агрессивной, патологической информацией, получаемой через телевидение и компьютеры. В мир приходит новое поколение людей с совершенно особой психикой, неспособной воспринимать многообразие мира. И очень скоро таких людей будет большинство, и они будут преобразовывать мир, делая его таким же примитивным и жестоким. Под влиянием такой глобализации человек всё более и более превращается в существо постоянно лгущее. Всепроникающая ложь, которая сквозит как в словах, так и действиях политиков, чиновников, учёных, представителей интеллигенции и духовенства, развращает людей. Самой распространённой сегодня является одна из её основных форм - ложь умолчанием, т.е. сокрытие информации.

Подобная ситуация наблюдается сейчас во всём мире. Достоверная информация всё больше становится недоступной для ориентирующегося человека. А система образования не учит добывать информацию в условиях противодействия её получению. Из всего сказанного можно сделать вывод, что нужно незамедлительно предпринимать шаги по спасению общества и мира, стремительно движущегося к своему концу. Для того, чтобы остановить разрушительные процессы, необходимо вернуть христианское понимание мира. Вернуть его туда, где оно было изначально - в учебные заведения, в науку. Педагогика должна стать христианской, а содержанием образования и воспитания должны стать вечные ценности христианства. К. Д. Ушинский говорит ясно и определённо: «Для нас нехристианская педагогика, - вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади и без результатов впереди. Каким человек должен быть выражено вполне в божественном учении и воспитанию остаётся только положить вечные истины христианства. Христианство служит источником всякого света и всякой истины и указывает высшую цель всякому воспитанию. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне - впереди человека и народов».

Отсутствие веры в Бога - как Источника абсолютного Добра, в Его заповеди - как единственной основы нравственности и «собственно человеческого в человеке» привело к тому, что наше сознание, особенно у молодёжи, оказалось практически беззащитным перед постмодернистскими идеологами, перед опасностью массового растления, разврата, порнографии, наркомании. Только знание христианских законов может направить в нужное русло дело воспитания и образования подрастающего поколения. Нельзя не согласиться и с утверждением одного из величайших русских мыслителей И.А.Ильина, который писал: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создаёт чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка»». Духовно-нравственное воспитание студенческой молодёжи на христианских ценностях создаёт благоприятные предпосылки для формирования высококвалифицированного специалиста.

Данное положение уходит корнями в отечественного университетского образования, русской педагогики. Выдающийся русский педагог ХIХ ст. Н. И. Ильминский говорил: «Художником, учёным, даже ремесленником не всякий может быть и не всякий должен быть; а хорошим человеком, т.е. нравственным, честным, добрым и религиозным, всякий может быть и всякий обязан быть. Добрая нравственность есть основание, на котором всякая специальность, научная, ремесленная и тому подобная, получает особенную прочность и цену. Пусть сначала образуется хороший человек, а потом на этом основании будет хороший специалист». В нашем обществе сейчас ведётся поиск путей создания системы духовно- нравственного воспитания студенческой молодёжи на основе ценностей православной культуры. Именно системы, а не единичных попыток.

Профессиональная подготовка должна стать лишь частью системы образования, ядром которой должно быть духовно-нравственное воспитание. А для этого содержание, методы и технологии духовно-нравственного воспитания в вузе должны быть коренным образом изменены. Оно должно базироваться на христианских национальных ценностях и идеалах и направлено на то, чтобы помочь молодёжи в их нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Наше воспитание не должно быть подражанием иностранным образцам, и потому беспомощным, а должно быть народным, проникнуться идеалом народной души.

Литература

1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / сост. Н. А. Сундуков. - М. :Просвещение, 1968. - 557 с.

2. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. - М., 1990. - с.149-221.

3. Слободчиков В. И. Выступление на конференции: «Седьмые Покровские чтения», Духовно-нравственное становление и развитие человека // МА “Покров”, 2006

4. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. М., 2005.

5. Н. И. Ильминский и его основные педагогические взгляды // Смоленские епархальные ведомости. - 1897. - № 2. 6. Ильин И. А. Путь духовного обновления. М., 1998.

Мирошниченко Ю. С.

Могу резко и уверенно заявить, что на сегодняшний день наша страна стоит на грани нравственного развала, что, лично для меня, сильнее по своему урону атомной войны. Война – это не навсегда, это всего лишь политическое состояние страны. Это, то время, когда мы можем воедино собрать все свои силы, для преодоления вражеской мощи. В этот период мы сплочены как никогда. А после каждой войны всегда наступает мир. Возможно, Вы скажете, что война – это ужасно, и, что нет на свете ничего страшнее этого. Нет, поверьте мне, есть! Это нравственная разруха – гниение души человека, разврат его мыслей и действий, аморальное поведение ко всему окружающему, эгоизм по отношению к близким. Вот, что на самом деле страшно!
Хочу вернуться с Вами в годы ВОВ, когда наша страна была самой сплоченной, высокоморальной и духовной, благодаря чему мы и выиграли эту войну, одержав победу над фашистской Германией. Гитлеру говорили, что ему никогда не победить страну с такой высокой нравственностью. И смотря на сегодняшнее поколение, можно уверенно твердить, что мы не до конца выиграли эту битву.
После окончания ВОВ, в 1945г нашим главным невидимым противником стали Соединенные штаты Америки, что продолжается и по сегодняшний день. Директор ЦРУ, идеолог «холодно войны», один из организаторов разведывательной деятельности против СССР и других социалистических стран – Аллен Даллес разработал план американской послевоенной доктрины против СССР:
« Окончится война, все утрясется и устроится. И мы бросим все, что имеем: все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей! Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России.
Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного и необратимого угасания его самосознания. Например, из искусства и литературы мы постепенно вытравим его социальную сущность; отучим художников и писателей - отобьем у них охоту заниматься изображением и исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.
Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, процветанию взяточников и беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов - прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности.
Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, и главную ставку всегда будем делать НА МОЛОДЕЖЬ - станем разлагать, развращать и растлевать ее. Мы сделаем из нее циников, пошляков и космополитов.
Вот так мы это сделаем!»
А. Даллес.
Современной российское общество переживает нравственно-духовный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса. Духовно- нравственный кризис усугубляет кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере, межнациональных отношениях. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека.

Вся суть человеческих поступков заключается в его мыслях и словах. На сегодняшний день наша молодежь не думает о сказанном вслух. Их слова, порой, можно сравнить с грязью. В них полно негатива, нецензурной лексики, а их мысли содержат переплетения разврата и эгоизма. Ныне вести аморальный образ жизни стало модно, но только эта модная тенденция устроила слишком большую пропаганду и утянула за собой миллионы людей, что идет не в благо обществу и подрастающему поколению. Нам каждому нужно научиться следить за своими словами, мыслями и поступками. Ведь наша жизнь – это плод мыслей, который мы посеяли и лелеяли. И если Вы хотите собрать лучший урожай, Вы должны посеять лучшие мысли. Как из яблочного семечка не может вырасти слива, так же из бедных мыслей не вырастает богатство.
Также большой проблемой общества является обсуждение и осуждение человека. Собственно этому и посвящено мое стихотворение «Да, я – ни автор, ни поэт!». Мы готовы осудить человека, не зная всю суть его мыслей. Мы готовы оскорбить его, не зная на сколько это может ранить его, к каким последствиям и психологическим травмам может привести Ваше оскорбление. Ход таких действий может вогнать человека в обиду, истерику, депрессию, одиночество, и самое ужасное к суициду. Ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек. 19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства. Россия стоит на первом месте по количеству самоубийств среди детей и подростков. Причиной суицида в основном становятся непонимание детей родителями, конфликты с одноклассниками, но самой большой причиной, на мой взгляд, становятся одиночество и непонимание окружающими.
Вы никогда не задумывались, что же такое одиночество? И как оно влияет на человека? Одиночество – это не только потерять близких и родных, порой совершенно чужой человек может стать тебе родным. Одиночество – это то, что вгоняет человека в глубокую депрессию, вызванную дефицитом духовного общения. Сегодня, в основном, одиноки те, кто хоть что-то пытается изменить в нынешней жизни, прежде всего начиная с себя и со своего внутреннего мира, понимая всю аморальность поведения большинства людей. Одинок тот, кто не может подстроиться под влияние стаи, что считает его странным, потому что он всегда сидит один на лавочке, не ходит по клубам, не гуляет с друзьями дни напролет. А Вы никогда не задумывались, почему он такой? Быть может это наша с Вами вина? Быть может его душа не выносит наших мерзких поступков, обидных сквернословий? Быть может это не он «чудак», а мы?! Наши суждения показывают, какой ты, а не тот человек, которого ты осуждаешь, потому что история его жизни тебе не известна, ты не знаешь его сущности. Весь контекст потерян, это всего лишь мгновенная вспышка, а твое толкование – будет твоим толкованием. Это больше расскажет о тебе. Понимая все это, суждения бы исчезли. И тогда меньше стало бы одиноких людей. Если бы каждый человек перед тем, как сказать что-либо или совершить гнусный поступок, поставил бы себя на место этого бедного человека, тогда, быть может, стало бы меньше таких ничтожных поступков, которые мы совершаем в своей жизни. И тогда человек бы нашел покой в своей душе. Ведь если ты не находишь покоя в самом себе, то бессмысленно искать его в другом месте.
Также человеку присуща зависть, которая ныне ему не на пользу. Существует два типа зависти: 1) Если я хочу учиться у своего соседа хорошим вещам – хорошая зависть; и 2) Если я хочу разрушить ему все – плохая зависть. Нам нужно научиться вычеркивать вторую зависть и оставлять только первую. И тогда на свете будет меньше лжи, предательства и сквернословия. Тогда процент одиночества в стране пойдет на убыль. Ведь самое ужасное в одиночестве не само его наличие, а то, что ты постепенно привыкаешь к нему, оно начинает тебе нравиться, и ты уже никого не пускаешь к себе в душу. Поэтому нужно иметь друг к другу уважение. Есть только один верный способ слышать много добрых слов – произносить их самому.
Но существуют и такие люди, которые поддались под негативное влияние стаи. Ведь, когда о тебе думают плохо, невольно начинаешь вести себя аморально, подстраиваясь под мнение, тем самым ломая свою жизненную позицию и всю суть своей духовной организации. И вот так, по ниточке, по капельке мы разрушаем всю гуманность и духовность нашей страны.
Мне даже на минуту страшно представить, какими будут наши дети. Ведь душа ребенка – это чистый лист бумаги, который, к сожалению, может впитать себя всю негативную картину сегодняшнего дня, которую рисует нам навязанная американцами идеология во всем ее сером цвете. Нам срочно нужно меняться! Развиваться, как умственно, так и душевно, чтобы будущее поколение было хоть на чуточку мудрее и благороднее нынешнего. Если бы каждый сегодня начал с себя, хотя бы изменился на капельку в лучшую сторону, то Россия смогла бы потихоньку со временем преодолеть американскую губитель нравственности. Нужно немедленно исправляться! Чтобы подать нашим детям хороший пример. Ведь пример – это не лучший способ воспитания, а ЕДИНСТВЕННЫЙ!
Меня, действительно, волнует сегодняшняя система воспитания ребенка. На мой взгляд, ребенку со стороны родителя должно уделяться больше времени на духовное воспитание. Не нужно раньше времени приучать своего ребенка к компьютеру, и тем более интернету, который навязывает нам тенденции насилия, разврата и всей остальной аморальности, что постепенно вызывает привыкание ребенка к подобным картинам, что серьезно и пагубно отражается на его не устоявшейся психике. Что губит его как человека разумного.
Количество неблагополучных семей и детей, брошенных родителями очень велико. Ребенок, растущий в неблагополучной семье, часто подвергается насилию и грубому поведению со стороны своих родителей. Это негативно отражается на их нервной системе, что делает их агрессивными по отношению к окружающими. Из таких детей чаще всего вырастает, выражаясь в простонародье «БЫДЛО». Нужно призывать людей к помощи таким детям. Сейчас существует множество центров социальной помощи, куда можно прийти в качестве волонтера и позаниматься с такими детьми. Помочь выполнить им домашнее задание, поговорить с ними, научить чему либо, подарить хотя бы маленький кусочек ласки, любви и заботы, которых им так не хватает. Такой цент есть и у нас в Югорске: Центр социальной помощи семье и детям «Доверие». Ребенок, находящийся на воспитании в детском доме, отстает в своем развитии на несколько лет, т.к. им уделяют мало внимания, с ними мало занимаются и редко берут на руки. Они не получают материнской любви и ласки и не ощущают своей полной защиты. От сюда и умственно – нравственная отсталость России. А все от чего? От безответственности человека, от его бездушевности и недостаточно духовного воспитания. Таких детей не нужно оскорблять, обижать и недолюбливать, их нужно любить, дарить им свое тепло и заботиться о них. Этому я и посветила свои стихи «Давайте будем их любить!» и «Как жалко мне этих детей!».
Сегодня появляется много детей с различными видами врожденных заболеваний, в том числе и генетических, большинство из них инвалиды. И мы не должны смеяться и показывать на них пальцем! Мы должны уделять им внимание, общаться с ними, чтобы они не чувствовали себя какими-то не такими, как все. Это особенные дети. Они ни чем не хуже здорового полноценного ребенка, их внутренние качества намного лучше и выше наших. Эти дети очень ласковые, они все понимают, многие из них учатся на отлично. Мне самой довелось пообщаться с такими детьми. Да, конечно, многим станет не по себе с непривычки такого общения. Но лично мне это доставляет колоссальное удовольствие. Это чудесные дети! И их не нужно бояться! Их тоже нужно любить, в них нужно верить! И в Югорске есть такой центр, где занимаются такие детки, это центр «Надежда», где им и на самом деле дарят надежду. На эту тему у меня так же есть стих, который посвящен детям с Синдромом Дауна.
Все мои стихи выражают некоторые проблемы сегодняшнего дня. Это мое мировоззрение. Да, пожалуй, кто-то с ним и не согласиться. Но это то, что действительно с большой силой меня волнует. Но, я прекрасно понимаю, что мир уже не изменить, как бы мне этого не хотелось. Поэтому все свои тревожные переживания, все свое мировоззрение я излагаю на бумагу, которая все стерпит и все поймет, поймет тебя больше, чем лучший друг или подруга, чем какой-либо другой человек.

А в Мерике очень популярен сериал (в октябре ожидаются новые поделки) под названием Walking Dead, зомби то есть. Проблема философски-нравственная - на нижайшем уровне, мельчайшим курсивом - ПОЧЕМУ люди (америкосы) вдруг стали зомби (какой-то вирус от кого-то) и КАК МОЖНО уничтожать людей и даже - притом - своих соотечественников. Их просто уничтожают в борьбе за существование и даже уничтожают НЕЗАРАЖЕННЫХ, опять же, в борьбе за существование. В этом - как в зеркале - духовно-нравственный кризис "общества".
Дон Борзини

Спасибо, Дон. На самом деле, идея отстреливать всех поголовно в зараженной зоне присутствует во множестве подобной лит-ры. Где-то выпячивается на первый план, где-то проходит обыденкой, как само собой разумеющееся(просто, очистка территории от заразы).
Борьба за существование -- это, худо-бедно, мотив, естественный, природой подаренный. Но, как ты и сам догадываешься, большинство войн и соответственно убийств совершается "на потребу": по экономическим, политическим, религиозным мотивам, иногда из любопытства(убить и посмотреть, как это будет).
А еще есть мотив классовый, самый из всех гадкий. Одна часть общества считает себя интеллектуальной и денежной элитой(золотой миллиард) и старается очистить землю от неугодных и недостойных жить быдл и холопов, примерно, как киевская знать вычищает Донбасс, не выносит она запаха мужицкого(невольно Михаил Евграфовича процитировал).
Они считают это не духовным кризисом, а духовным возрождением, мол, чем больше интеллектуалов на душу населения, тем общество красивее, а это всего лишь интеллектуальный фашизм. Кстати, ничуть не лучше всякого другого фашизма.

Рецензия на «Лицо элиты» (Анатолий Шинкин)
Здравствуй, Анатолий!
Хорошо накаляешь, такая злость
закипает, только куда её направить?
Второе поколение выращиваем после
распада великой страны, а ничего не меняется...
Чем отличается тамбовская группа от кОховской,
только названием: элитно-чиновничья (вторая)...)))
С выходом тебя на орбиту, как поработал?
Крепко жму руку, Юрий.

Здравствуй, Юрий. У нас без перемен: работы все больше за все меньшие деньги.
Ребята с Путинского двора никак не нажрутся. Скажу точнее, поговорка: "Аппетит приходит во время еды", -- к ним подходит идеально, желание хватать и жрать прирастает в геометрической прогрессии.
На вопрос, почему твои клевреты на заоблачных зарплатах? Красавец ответил четко, как понаписанному:
-- Их доходы сопоставляются с зарплатами ведущих, талантливых топ-менеджеров мира.
Юра, я выпал из кресла. Чтобы стать другом президента и получить в управление весь газ, всю железную дорогу, всю экономику большой страны и так далее, -- не нужны таланты управленца. Живут в России, но равняются непременно на весь мир. А могли бы они сделать карьеру там? Или прыгали бы в труселях по островам, пока не выловит тамошняя полиция?
Сопоставить бы зарплаты топ-, извини за выражение, "менеджеров" с зарплатами наших рабочих.
Вот только что в новостях яндекса прочитал, мол, Набиулина -- лучший в мире начальник Центробанка, а до нее кудрин был лучшим министром финансов)))), президент у нас, ты уже догадываешься наверное... так же лучший в мире.
И чего нам не хватает?)))

Чиновники не с Марса прилетели, -- это наши соседи, друзья, родственники. Капитализм, кто первым схватил за горло, тот и съел и выжил за счет ближнего. У них сейчас любимая поговорка: "Не я такой, жизнь такая"))
Путь предпринимателяв России не усыпан розами. Это бесконечная борьба с жестким, напичканным коррупционными ловушками законодательством; с чиновниками; службами, радеющими о благе потребителей; коллегами-конкурентами; аферистами, жирующими в данной сфере и пр. и пр. чему нет числа))
Остаться доброжелательным и человеколюбивым предприниматель не может по определению.

Место действия -- среду создают люди, а среда, агрессивная, злобная, подозрительная, создает соответствующих людей.
Встречаются приличные люди. Многие, начиная карьеру, работали "за бесплатно", в надежде на будущие дивиденды, -- цинизм и жадность приходят с опытом.
Чем больше зарплата, тем выше самооценка, и дальше скамья подсудимых.
Даже средний чиновник быстро достигает порога, за которым начинается неподсудность и вседозволенность))

В Гоголевском "Портрете" чиновники заказывали нарисовать себя любимых, опирающимися на фолиант с надписью "Всегда стоял за правду"))))
Нынешние, обтеревшись от разноцветной икры, упражняются на инетовских форумах. Отстаивают идеи справедливости и моральные ценности.
превращаются в зверей (попробуй, тронь слугу народа -- загрызут); и становятся рабами у денег и власти -- совершенно несвободные люди -- живут при деньгах и власти, а, если отойдут от руля, сядут, как мадам из оборонсервиса.
Я бы назвал такое наказание Щадящая посадка")))))))

Рецка на память Интересный вопрос

А как насчёт законности присоединения Крыма к России?
Я и к украинской власти отношусь плохо. Но, по крайней мере,
она не засылает в соседнюю страну оружие и своих вояк...
Александр Рубаха

Александр, ломать копья не буду, все аргументы сторон высказаны и, как водится, не услышаны. Все остались при своем мнении.
Моя позиция: я всегда играю и болею за свою команду, и в свои ворота мячей не забиваю. Законность-незаконность, объективность-субъективность, -- все мимо.
Мы взрослые люди и точно знаем, что правила и законы не соблюдают воюющие стороны.
Я всегда за наших, а правы или не правы будем разбираться, когда победим, а мы победим -- даже не сомневайтесь

Рецка на память Бардачок
Анатолий Шинкин
Путин -- форвард, забивающий голы. При том что команда бестолково мечется по полю, сплошь и рядом, намеренно или случайно направляет мяч в сторону своих ворот, Путин перехватывает, прорывается и вкручивает соперникам очередную "банку".
В новейшей истории мы уже видели два пути развития России: Ельцинский -- либеральный, демократический, уступающий, под диктовку советников из Европы и Америки. Дошли до ручки, траву ели, мерли, как мухи. Свобода была полная, только мало кто ей радовался.
Сейчас Путинская несвобода, с закручиванием гаек, затыканием ртов, санкциями и прочим.
Во-первых, а для многих главном, -- наелись, -- из жратвы только норвежской семги не хватает да фуагры.
Не хлебом единым. Всяк болтает и пишет, что угодно и где угодно, не заботясь о последствиях. Едет в Зарубежи свободно, теперь Зарубежи думают, как от русских загородиться.
Цены растут, на то они и цены. Снижал только Сталин, -- люди из той эпохи, произнося это имя, до сих пор опасливо оглядываются.

Егоров
Не, если сравнивать режимы Путина и Сталина, то честь и хвала Путину. Но о закручивании гаек речь и не идет. Нет у современного режима ни ключа гаечного, ни слесаря грамотного. В том то и беда, что бардак перестал быть управляемым

Анатолий Шинкин
Соглашусь, Емельян. Легкий бардачок добавляет творчества, позитива и конструктива, но в Путинской команде бардачок уже перерос средний и все более доминирует, прикрываясь словечками о единении вокруг вождя и патриотизме. Путин уже сказал. что если свой начинает брать на лапу, он автоматически превращается в чужого со всеми вытекающими.
Хочется верить, что это не просто фраза

Рецка на память Достали

Можно помечтать, что настигнет некоторых депутатов судьба-расплата, но девяносто девять и девять десятых депутатской массы будут продолжать валить на народ тем, что остается от хорошо переваренной фуагры и норвежской семги.
В Украине война -- цены растут. У нас войны нет, но цены зашкаливают: газ, вода, бензин -- не нажрутся никак. Видна, точнее, ярко выражена работа депутатов и правительства.
Наша Дума и наша Власть -- жадная глотка и она же громадная жопа, которая не устает срать на нас

Рецка на память Человек человеку...

Народ учится и привыкает получать удовольствие от конфликта. Все чаще пустяшные недоразумения превращаются в схватки до выдирания волос и попыток перегрызть горло ближнего.
В России традиционно кастовое общество. Имущественное неравенство проблему обострило. Народ бьется за место на более высокой ступеньке социальной лестницы.
Самый простой способ почувствовать свою значимость -- опустить ближнего.
Прикинул двухметровый дяденька-охранник, мол, старушка сдачи не даст, и мгновенно "соблюл инструкцию"
Ощутив слабину, разом обозначаем массив, на который можем плюнуть сверху вниз и ничего за это не будет. Чем шире массив, тем больше значимость, тем больше мы люди.
И как-то сразу захотелось из людей... в кого-нибудь более человечного... котейку дворового или щенка лопоухого.

Природа,... мать

Примеришь на себя "Законы Природы",
и хочется "по волчьи выть"

Заложенная природой предосторожность: отдаваемое должно возвращаться с рентой, чтобы иметь запас доброго и хорошего на случай непредвиденного.
Кто отдает больше, чем получает в ответ, -- наращивают в себе несоответствие, которое постепенно выльется в обиды, а там и в неврозы

Закон джунглей -- это и есть закон природы: следование законам выживания, оттачивающимся веками борьбы за место под солнцем.
Пытавшихся быть добрыми быстро съедали... и съедают
Законы морали и нравственности противоречат законам природы, как заповедь "Ударили по левой щеке -- подставь правую" противоречит здравому смыслу.

В драке стараемся непременно отдать больше, чем сами получили -- альтруисты

Несколько тезисов о революции
Анатолий Шинкин-2
В ответ на максимализм девушки

Уходят Кибальчиши, гаснут искры
от растоптанного сердца Данко,...
Плохиши правят бал...

Революционное мнение
Давно не считаю революции благом. Народ от них получает только разорение и кровь, выигрыш достается "главным революционерам", которые -- правило без исключений -- хуже и гаже свергнутых консерваторов.
Единственный положительный момент революционной ситуации -- анархия, возможность выплеснуть злость, вцепившись зубами в горло врага, упиться, опьянеть от возможности мстить, -- оторваться по полной в революционном угаре.
Жить после такого отрыва совесть не позволит. Герой умрет, предварительно спившись, а революционные плоды будут жрать очередные мерзавцы.

Победа революции
Места рядом с Богом заняли победители и начали жрать оставшихся внизу.
Едва заметив проблески победы, бросают врага и вцепляются в горла друзей, стремясь занять и закрепить за собой место под солнцем.
Не дай бог гражданской войны и не дай бог стать в ней победителем.

Смерть как повод

Плохишами не рождаются, их заботливо
выращивают на привозных деньгах,
как на элитном навозе

У Путина своя игра, а Бывший Губернатор
сыграл роль в чужой

Ум мой уже не тот, а года уже эти. И чем больше мне этих лет, тем меньше я сочувствую революционерам, -- тем, этим, а также самым продвинутым и благородным.
От души желаю, чтобы всех их вовремя "опускали". Чтобы люди могли наконец вздохнуть свободно, работать на себя и жить спокойно в труде и мире.
Тут у нас днями грохнули одного... . Оппозиция радостно бросилась в кураж, в протест, и в наступ. Такое ощущение, что они его и грохнули, чтобы создать повод.
Уж, больно быстро все организовалось. Будто выполнение плана по пунктам: выстрел "Авроры", захват мостов, телеграфа, телефона..., штурм Зимнего...
Грустный юмор революционного цинизма.

Замкнутый революционный круг

Дантон казнил предыдущих, ему снесли голову следующие.
Естественный процесс сменяемости и обновления
революционеров в обществе

К благополучию идти, как Ильич
завещал: "Своим путем")

Теперь только эволюция, пусть недружелюбная
и слишком медленная, но чтобы все были живы

Многие революционеры ощущают себя первопроходцами, распахивают рубахи и бросаются на баррикады, не подозревая, что механизм бунта давно изучен и просчитан; и направляющая рука уже рассчитала по скольку килограммов "мяса" положить под каждый из углов новой власти.
Революции происходят по одной схеме-алгоритму: хорошие парни свергают, занимают место плохих и сами становятся не лучше. Революции сбрасывают социальное напряжение, но не лечат человеческую природу.
Выдвигаем, а потом начинаем понимать, что задвинуть выдвинутого можно только революционным путем. За место держаться будет, даже по самые уши обгадившись.
Народ, выплеснувший беспощадную ярость, поначалу довольствуется бессмысленной победой, а потом разочаровывается и начинает внутри себя готовить новых "хороших парней"

Человек человеку

Буржуй буржую рознь. Для одних "быдло" по барабану, что есть, что нет. Другие – лениво, от случая к случаю, презирают. Третьи -- активно ненавидят. Приблизительно такая градация и у пролетариев: первым -- плевать, вторые -- на буржуев свысока, по завещанию пролетарского поэта, а вот третьи -- убить готовы.
Когда настроения третьих овладеют толпой, русские в очередной раз набросятся друг на друга, брат на брата, отец на сына, не столько от жажды справедливости, а, скорее, от сжигающего желания утолить ярость.

Новые люди

Нувориши (от слова "вор") размножаются в геометрической прогрессии.
Власти сумели внушить народу, что деньги и успех, добытые любым путем, -- это хорошо и нравственно, и уж точно не наказуемо.
Потому у наших высокопоставленных воров длинная скамейка запасных, всегда готовых подставить плечи и карманы для воровства к новым вершинам.
Благо, революций в ближайшее время не предвидится: желающих отстоять, толкаясь и грызясь, в очереди к кормушке в разы больше, чем горящих стремлением умереть или сесть за идею.

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Проявления кризиса . В годы, наступившие после падения советского государства, Россия вступила в полосу духовного кризиса, который продолжает углубляться. Прежде всего, об этом свидетельствует резкое падение уровня нравственности, что проявляется в социальном поведении и отношении людей друг к другу, в уровне их образованности, в манере речи и интересах. Особенно это заметно на примере молодежи. Нравственный уровень многих молодых россиян не просто вызывает опасения, но порой ужасает. Их лексикон поражает своей скудостью и примитивизмом, и практически повсеместно речь перемежается матом, даже у студентов вузов. Поведение и манера одеваться становятся все более вульгарными, особенно у представителей мужского населения. В глазах молодых людей - пустота и скука, а их основные интересы сводятся к деньгам, развлечениям, сексу, картам и наркотикам. Отсутствие уважения к человеку на всех уровнях - один из главных пороков современного российского общества. Люди не уважают самих себя и друг друга, граждане не уважают свое государство, а государство не уважает своих граждан, водители и пешеходы взаимно не уважают друг друга, учителя не уважают учеников, а те, в свою очередь, не уважают учителей... данный список можно продолжить. Каждый стремится получить как можно больше благ от этой жизни, выделиться, подавляя других. Отношения любви все больше сводятся к чисто сексуальному партнерству, а дружба чаще всего диктуется корыстными интересами. Данная проблема имеет давние корни, восходящие к тому времени, когда гражданин государства рассматривался в качестве механизма огромной государственной машины, "колесика и винтика единой системы". Однако в последние годы ситуация еще более усугубилось, поскольку раньше коммунистическая мораль в какой-то мере сдерживала скрытые пороки, а сейчас они вышли наружу и, в отсутствие каких-либо ограничений, практически захватили все слои общества. Нездоровый нравственный климат, отсутствие перспектив будущего наряду с неблагоприятными социально-экономическими условиями являются главными причинами отъезда многих талантливых россиян за границу (утечки мозгов). Выдающиеся ученые, деятели культуры и искусства, спортсмены и предприниматели уезжают не потому, что там благополучная и безопасная жизнь (хотя и это немаловажно!), а потому что не могут реализовать свой богатый внутренний потенциал в пределах своей страны. Оказавшись в более благоприятных условиях, они добиваются значительных успехов в избранной сфере деятельности. При этом Россия теряет свои лучшие интеллектуальные и духовные силы, которые могли бы внести значительный вклад в ее благополучие и процветание. Те, кто остается, озабочены преимущественно тем, как заработать больше денег, или попросту борьбой за выживание. Они страдают от окружающей их духовной пустоты, отсутствия четких перспектив, вследствие чего получает массовое распространение депрессия, растут заболеваемость и смертность населения. Наконец, еще одним проявлением духовного кризиса является экологическая проблема, которая, будучи явлением глобального масштаба, в России имеет свои особенности. Далеко не в каждой стране мира принято оставлять мусор прямо на улицах, бросать на землю непотушенные окурки, а также выбрасывать пустые пластиковые и даже стеклянные бутылки из окон электропоездов. Варварское обращение наших сограждан с природой заставляет содрогнуться. Наши леса, пляжи, водоемы и другие места для отдыха постепенно превращаются в мусорные свалки. Природа плачет от такого бесчеловечного обращения! Мы выжимаем все соки из нашей бедной земли, не задумываясь, а что же ждет в будущем нас и наших детей? Так поступают только люди, не уважающие ни себя, ни других, ни свою страну. Поэтому проблемы защиты окружающей среды напрямую связаны с проблемами нравственности, а точнее, ее отсутствия. О причинах духовного кризиса . Одной из главных причин духовного кризиса, вызвавшего упадок культуры и нравственности в стране, является отсутствие в постперестроечной России новой идеологии, идеалов будущего общества, программ социального и культурного развития на перспективу . После крушения советского государства и, соответственно, коммунистической доктрины страна оказалась в духовном вакууме. Идеалы свободы, демократии и гуманизма, взращенные на западной почве, которые были принесены августовской революцией 1991 г., в условиях России либо дали очень слабые ростки, либо вовсе не взошли, либо выродились в нечто уродливое. Раньше мы строили свою жизнь в соответствии с принципами марксизма-ленинизма, которые предполагали четкие социальные ориентиры. Они оказались утопией. А сейчас, по прошествии 16 лет, в стране не создано взамен никакой идеологии! Нет четких социальных ориентиров на будущее. Россия не знает, куда идет! Как человек, не имеющий цели и мечты, ведет беспорядочную и бесполезную жизнь, также и государство, в котором отсутствует концепция будущего развития, не имеющее социальных идеалов, погружается в духовный хаос. В образовавшуюся после крушения социализма брешь хлынули ценности западного общества потребления, далеко не самые лучшие - которые активно усваиваются нашими согражданами. Средства массовой информации, а также многочисленная появившаяся на прилавках литература учат нас, как преуспеть в жизни, телешоу демонстрируют, как стать миллионером. Деньги становятся абсолютной ценностью, наличие которых является мерилом личностной значимости. Нравственные качества человека а таких условиях не только отступают на второй план, но попросту игнорируются. Вторая причина заключается в том, что государство в постперестроечный период фактически отстранилось от проблем воспитания нравственности и сохранения духовного здоровья нации, сосредоточившись в первую очередь на решении социально-экономических задач. В результате этим делом активно занялись СМИ, формируя моральные идеалы российского общества на свой лад, ориентируясь на те самые образцы западной культуры, о которых уже говорилось выше. Возможно, государство считает, что воспитание нравственности - дело церкви, но ее влияние слишком незначительно! Свобода в условиях низкого уровня культуры и нравственности ведет к анархии и вседозволенности (имеется в виду, прежде всего, свобода слова, свобода печати и СМИ). Самые низменные проявления человеческой природы выходят наружу и, многократно умножаясь, становятся огромным злом в масштабах общества. На службу этим порокам становятся СМИ, которые в условиях отсутствия каких-либо моральных ограничений превращаются в рупор пропаганды насилия, безнравственности и пошлости. Всем известно, что Рим погубили не варвары, а падение нравов. Не станет ли Россия очередной жертвой духовной деградации? О возможности преодоления кризиса . Проблема преодоления духовного кризиса и тесно связанные с ней проблемы нравственного воспитания должны стать первостепенной задачей государственной важности! Необходима специальная политика в этой области! У общества должны быть четко определенные идеалы. Куда мы идем? Каким будет наше будущее через 50, 100 лет? Каким должен быть человек будущего? Какими личностными качествами он должен обладать? Какие черты характера необходимо в нем воспитывать? России срочно необходима новая идеология! Все здоровые силы общества, обеспокоенные будущим российской нации, должны сплотиться для решения проблемы духовного возрождения страны. Особенно важным является воспитание подрастающего поколения. Какие ценности будут усваивать молодые россияне? Можем ли мы ориентироваться на западный идеал? Западное общество, ориентированное на потребление материальных и духовных благ, значительно опережает нас как по социально-экономическим показателям (уровень жизни), так по уровню нравственности (соблюдение прав человека, уважение к человеческой личности). И нам еще многое предстоит сделать, чтобы достичь того уровня, который имеют развитые страны. Поэтому в какой-то мере ориентация на западные ценности обоснована. Но что стоит за этим? Рост депрессий и самоубийств в ряде вполне благополучных стран свидетельствует, что эти общества на самом деле далеко не благополучны. Кроме того, жители Западной Европы и Северной Америки подвержены хроническим заболеваниям не меньше, чем россияне. В ряде стран падает рождаемость, увеличивается число бесплодных женщин. Все пороки современного общества - наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность, гомосексуализм и т.д. - распространяются с ужасающей скоростью и у них. По свидетельству многих россиян, побывавших за границей, уровень культуры и нравственности западной молодежи крайне низок. Все блага легко достижимы, ни за что не надо бороться, а что дальше? Смысл жизни потерян. По-видимому, отсутствие концепции будущего для развитых стран также является проблемой. Следовательно, ценности общества потребления не должны служить для России в качестве ориентира, ведь мы в первую очередь усваиваем именно его пороки. Идеалы насилия и свободной любви уже сейчас в нашем обществе выходят на первое место, достаточно только включить телевизор или взять в руки любую газету. Духовная деградация молодежи увеличивается с каждым годом и порождает ощущение тупика и безысходности. О благополучии государства нельзя судить лишь по уровню зарплаты, росту доходов населения и числа богатых людей. Если духовно-нравственное развитие человека отстает от уровня его материального благосостояния, возникает духовный кризис, который знаменуется теми явлениями, о которых уже говорилось выше. Это вовсе не значит, что государство не должно стремиться к росту материального благосостояния граждан! Но на первом месте должна быть забота о воспитании моральных качеств, которые позволят человеку принять эти блага без духовного ущерба для себя. Богатство, пришедшее к человеку, который в буквальном смысле не заслужил его (не дорос до него по своим личностным качествам) развращает, портит характер и лишает смысла жизни. О принципах воспитания нового мировоззрения. При разработке будущей идеологии необходимо опираться на богатое духовное наследие нашего прошлого исторического опыта, в том числе принципы православия, патриотизма и коллективизма, а также на выдающиеся достижения мировой философской и этической мысли. Во главу угла должны быть поставлены идеалы гуманизма, то есть человеколюбия, уважения к человеку, которое, как уже говорилось, в современном российском обществе практически отсутствует. С одной стороны, это является пережитком крепостнических времен, с другой - наследием советского режима. Гуманистические идеалы, провозглашающие приоритет человека - это то позитивное, которому нам необходимо научиться у наших соседей из западных стран. Россия должна использовать лучшие традиции своего и чужого исторического опыта и отказаться от тех, искоренять те, которые являются препятствием для создания нового сообщества духовно развитых людей (в частности, такие качества, как авторитарность, пассивность, низкая ответственность, безынициативность). О роли религиозно го сознан ия . Необходимо вернуться к идее Божественного происхождения человека, поскольку учение Дарвина о том, что человек есть результат эволюции приматов, наносит человечеству огромный нравственный ущерб. Если исходить из этой теории, человек появился случайно, а человеческое общество возникло либо как результат общественного договора, либо в ходе развития общественного неравенства и эксплуатации, и непонятно, что же ждет человечество в будущем. Люди сочиняют разные социальные доктрины, утопии, которые опровергаются самой жизнью. Но хуже всего, что на человеческие отношения автоматически переносятся законы животного царства (выживает сильнейший, который уничтожает и подавляет своих соперников). Однако даже животные в каком-то смысле оказываются более милосердными, чем люди! Материалисты могут возразить, что существование Высшего разума и Божественное происхождение человека не доказано. Однако нравственные аспекты проблемы нельзя сводить к чисто научным! Ситуация в нашей стране и в целом на планете такова, что на повестке дня стоит вопрос о будущем человеческой цивилизации. Проблемы терроризма, участившиеся природные катаклизмы есть прямое следствие нарушения человечеством нравственных законов, которые придуманы не человеком, а вытекают из Высших мировых законов природы и Вселенной. Поэтому возвращение идеи о божественном происхождении человека продиктовано высшей целью, задачей выживания человечества! Как не вспомнить великого Канта с его идеей о необходимости морального обоснования бытия Бога! Слова гения нашей литературы Ф.М.Достоевского о том, что "если Бога нет, то все дозволено", произнесенные устами одного из братьев Карамазовых, стали пророческими. В ХХ веке и в начале нового тысячелетия человечество оказалось ввергнуто в пучину жесточайших катаклизмов, равных которым не знала история, катаклизмов, виновниками которых стали люди, отвернувшиеся от веры в Бога и сами возомнившие себя богами. Наша жизнь коренным образом изменилась бы, если бы с детства каждый человек знал, что его появление на нашей планете не является случайностью. Уровень нравственности резко повысился бы, если бы каждый из людей осознавал, что является результатом Божественного творения, частью Высшего Замысла, воплощенного на Земле, чтобы выполнить свое предназначение и внести вклад в развитие Вселенной и в создание мировой гармонии. Об использовании позитивного опыта прошлого . В настоящее время проблемами духовности и нравственности занимается преимущественно церковь, но ее влияние слишком незначительно. Государству следует объединить усилия с церковью! Оправдано ли в наших условиях отделение церкви от государства и школы от церкви? К решению проблемы духовного возрождения России необходимо привлечь все здоровые творческие силы общества - философов, представителей церкви, писателей, политиков, психологов и всех, неравнодушных к будущему нашего народа и государства. Они должны выработать единую программу духовно-нравственного развития государства и общества, которая должна стать стержнем новой идеологии, или объявить конкурс таких программ. Возможно, могла бы оказаться полезной практика пятилетних планов. Разумеется, речь идет не о мелочной регламентации всех сторон жизни, а лишь о создании четких ориентиров развития в различных областях общественного развития - как социально-экономической, так и культурной и нравственной. Почему бы не позаимствовать у прошлого строя его сильные стороны? Нравственность и школа. Особое внимание следует уделить работе с образовательными учреждениями. Уже говорилось о том, что культурно-нравственный уровень нашей молодежи вызывает опасение за наше будущее. Моральный климат во многих школах таков, что лучшие представители педагогических кадров часто вынуждены уходить из школ или не приходят туда вовсе. Школьники неоправданно перегружены теми предметами, которые им в жизни не понадобятся. Это отрицательно сказывается на их физическом и психическом здоровье. Но хуже всего та нездоровая психологическая и нравственная атмосфера во многих российских школах, о которой уже говорилось выше. Все пороки современного общества расцветают в них пышным цветом - наркомания, культ силы, неуважение и презрение к человеку, сексуальная распущенность и т.д. Поэтому родители из состоятельных семей стремятся перевести своих детей в частные школы, чтобы уберечь от этого пагубного влияния. Профессия учителя является одной из самых низкооплачиваемых и малопрестижных, поэтому лучшие выпускники пединститутов уклоняются от работы в школе (а также и по причинам, о которых говорилось выше). Государству необходимо срочно разработать систему мер по оздоровлению климата в школах, иначе мы рискуем вырастить духовно больные поколения, последствия чего могут быть самыми катастрофическими. Следует более тщательно подойти к разработке критериев отбора лиц, поступающих на педагогические специальности, может даже ввести особый нравственный экзамен для педагогов, для чего создать специальные комиссии по педагогической этике. Необходимо поднимать престиж педагогический деятельности, пересмотреть систему оплаты и социального обеспечения учителей. В оптимизации системы школьного образования необходимо объединение усилий с церковью. Церковь должна взять под опеку начальные и средние учебные заведения! Ее влияние должно быть усилено не только в плане введения преподавания специальных дисциплин, но и во внеучебной работе! Полезно вспомнить лучшие традиции детских и молодежных организаций, пионерских лагерей предшествующей эпохи! Этими организациями, а также различными кружками и секциями по интересам. следует охватить как можно больше детей и подростков, чтобы они не проводили свое свободное время в подъездах, с сигаретами и пивом или в поисках наркотиков. Для этого нужно не только поддерживать детские клубы, но и создавать такие кружки при школах, всячески поощряя полезные инициативы учителей. Конечно, методы вовлечения детей должны быть не формальными, а исходить из их желаний и интересов. Всех, кто работает с подрастающим поколением, необходимо подвергать самому тщательному нравственному отбору, ведь в их руках - будущее страны! Соответствующую гуманитарную и нравственную подготовку должны проходить и врачи, поскольку многие из них забыли, что такое человеческое отношение к своим пациентам! Об экологическом воспитании . Как уже говорилось, проблемы экологии вытекают из проблем нравственности, или, точнее, безнравственности людей. Поэтому экологическое воспитание должно играть важнейшую роль. Наряду с моральным воспитанием следует с ранних лет прививать детям любовь к природе, учить ухаживать за животными и растениями, воспитывать аккуратность и стремление к чистоте. Необходимо активно привлекать к решению этой задачи средства массовой информации, чаще демонстрировать фильмы и передачи о природе, о мире животных, о нашей планете. В школах обязательно должны быть созданы экологические кружки и организации, полезно проводить экологические рейды, туристические слеты. Если новые поколения россиян не осознают важность защиты окружающей среды, мы лишимся в ближайшее время наших природных богатств, а это рано или поздно приведет к экологической катастрофе, а затем и к гибели нашей цивилизации. О принципах нравственного воспитания. Нравственное воспитание детей должно включать в себя формирование правильного мировоззрения и соответствующих черт характера. Автором данных строк был проведен опрос среди студентов заочников, то есть людей уже взрослых, имеющих семьи, какие нравственные качества они хотели бы воспитать у своих детей. Выяснилось, что почти все опрошенные имеют очень слабое представление о том, чему они их учат! Родителям и педагогам следует четко себе представлять идеальный облик будущего человека (педагогический идеал) и воспитывать у подрастающего поколения соответствующие черты характера. 1. В раннем детстве родители должны помочь ребенку осознать его жизненные задачи, возложенные на него свыше, помочь ему найти свой Путь в жизни. В соответствии с этим должен происходить выбор профессии. 2. Необходимо внушить ребенку, что он должен развивать свои таланты и способности, которые даны ему свыше для выполнения своего Предназначения. 3. Человек должен стремиться к постоянному развитию своих душевных качеств, позитивных черт характера и к максимальной самореализации. Каждый должен осознать данный принцип как один из основных духовных законов существования человечества, поскольку, если прекращается развитие и духовный рост, наступает деградация личности, разрушается организм, человек болеет и рано уходит из жизни. 4. Каждый молодой человек должен осознавать, что важнейшей его жизненной задачей является создание семьи и воспитание детей. Следует воспитывать осознанное, взвешенное отношение к правильному выбору спутника жизни, главным критерием которого должны быть любовь и духовная общность, а не страсть или расчет. Каждый молодой человек должен готовиться стать родителем и нести прямую ответственность за своих детей, за их здоровье и нравственный облик. Необходимо запретить пропаганду в СМИ и литературе идей сексуальной свободы, так как это уродует личность. 5. Принципы гуманизма должны стать основополагающими в отношениях между людьми. Необходимо воспитывать уважение и терпимость по отношению к своим согражданам, гражданам других государств, к противоположным мнениям и идеям. Одним из главных принципов должно стать воспитание чувства любви - к себе, как к частичке Вселенной, к другим людям, к природе и нашей планете. 6. Каждый человек должен понять, что он является ответственным за свои слова и мысли. Человек - часть Вселенной, он связан с ней единым информационным пространством, и необходимо помнить, что наши неправильные и агрессивные мысли и слова способны нанести непоправимый вред как окружающим людям и планете в целом, так и нам самим. 7. С самых ранних лет ребенок должен приучаться заботиться о своем здоровье, рассматривая это как одну из своих главных жизненных задач. Наше тело - часть природы, и мы должны относиться к нему также бережно, как и к окружающей нас среде. Развитие личности в целом должно определяться не частными интересами государства и меняющейся политической коньюнктурой, а опираться на знание Законов Вселенной! О Центр ах самореализации и духовного развития. В целях формирования у подрастающего поколения правильного мировоззрения, воспитания позитивных черт характера и развития лучших душевных качеств, с одной стороны, а также раскрытия заложенных в детях способностей и талантов и максимальной реализации внутренних возможностей необходимо значительно реформировать в целом систему образования и воспитания. Автором данных строк хотелось бы предложить идею создания специальных воспитательно-образовательных учреждений, Центров духовного развития и самореализации, сочетающих в себе дошкольное воспитание (детские сады), обучение в средней школе и получение высшего образования гуманитарного профиля. Для работы в таких учреждениях должна проводиться тщательная подготовка и отбор педагогических кадров. Эти учреждения будут работать не только с детьми, но и с родителями, прежде всего с теми, кто ждет ребенка, потому что воспитательное воздействие начинается еще до рождения, в утробе матери. От душевного состояния и здоровья беременной женщины во многом зависит судьба ее будущих детей! Все воспитатели и преподаватели, руководители кружков должны обладать соответствующими душевными и нравственными качествами, чтобы воспитать с самых ранних лет у детей правильный взгляд на мир, принципы безусловного уважения себя и другого человека, а также чувство любви к себе, другим людям, своей родине, природе, планете и Вселенной. Помимо детского сада, школы и вуза Центры духовного развития должны располагать различными кружками, спортивными секциями, музыкальной школой, театром и т.д., чтобы каждый ребенок мог найти себя и максимально реализовать заложенные в нем способности. Средняя школа должна ориентироваться на государственный образовательный стандарт с обязательным включением философии, религиоведения, психологии и этики. Но главное - в этих учебных заведениях должен быть здоровый моральный климат, основанный на принципах взаимоуважения, любви и ответственности! Отбор преподавателей по гуманитарным дисциплинам должен быть особенно строгим, поскольку они сами должны обладать соответствующими душевными качествами и чертами характера, которым будут учить детей! Обязательным должно быть трудовое воспитание - уход за садом, огородом, обучение девочек шитью, вязанию, кулинарии, основам ведения домашнего хозяйства, мальчиков - столярному и слесарному делу и т.д. Важнейшей составляющей должно быть экологическое воспитание. Желательно размещать такие Центры за пределами городской черты или иметь площадки, лагеря за городом. Рекомендуются походы, туристические слеты, рейды по очистке водоемов и лесов. Эти Центры должны существовать в сотрудничестве с православной церковью и представителями других церквей. Необходимо воспитывать у молодых людей веротерпимость и уважение к представителям иных национальностей и вероисповеданий. Очень полезным видится сотрудничество с международными организациями гуманистического и экологического профиля для обмена опытом и духовного обогащения. Автор надеется, что данная идея найдет поддержку здоровых сил в среде российских предпринимателей, озабоченных будущим своих детей и своей страны, для спонсирования таких учреждений. Но, прежде всего, хочется верить, что наше государство осознает, что воспитание духовности и нравственности является задачей государственного масштаба, и в ближайшее время возьмется за ее осуществление, чтобы предотвратить дальнейшую духовную деградацию, в целях оздоровления нации, снижения уровня смертности и массового отъезда лучших представителей нации за границу. Российское общество содержит в себе огромные потенциальные возможности. Россияне очень талантливы и обладают значительными духовными резервами, способными привести нашу страну к процветанию и внести вклад в оздоровление всей планеты.

В современном мире распространено такое понятие, как глобальность. Глобальность термин, который все чаще и чаще употребляется философами при рассмотрении социально-экологических проблем во всемирном масштабе. Такие глобальные проблемы, как наркомания, современное положение общества, живущего под диктовку так называемой сексуальной революции (причины современного разврата российской молодежи, в частности, и западного общества в целом), и другие проблемы потери нравственного устоя духовного мира человека.

Общество, утратив свой духовный стержень основной критерий морали по сути, теряет целостную систему моральных принципов своего внутреннего мира. Образующаяся пустота гнетет человека, он чувствует, что что-то утеряно, ощущает в полной мере возникающую пустоту. К примеру, применяя различные наркотические вещества, человек чувствует, как пустота внутри него сокращается, становится незначительной. Следуя принципам сексуальной раскрепощенности, вместе с тем приобретая псевдоэтические ценности, человеку начинает казаться, что он нашел себя, свое место в обществе. Но, услаждая душу телесными прелестями, человек тем самым разрушает свой собственно духовный мир.

Можно сказать, что кризис современного общества последствие разрушения устаревших духовных ценностей, выработанных еще в эпоху Возрождения. Для того чтобы общество обрело свои морально-этические принципы, с помощью которых можно было найти свое место в этом мире, не разрушив себя, требуется изменение прежних традиций. Говоря о духовных ценностях эпохи Ренессанса, стоит отметить, что их существование на протяжении более чем шести веков, определяло духовность европейского общества, оказывало значительное влияние на материализацию идей. Антропоцентризм, как ведущая идея ренессанса, позволил развить многие учения о человеке, обществе. Ставя во главу угла человека как высшую ценность, система его духовного мира была подчинена этой идее. Несмотря на то, что многие добродетели, выработанные в эпоху Средневековья, были сохранены (любовь ко всем, труд и др.), все они направлялись на человека, как самого важного существа. Такие добродетели, как незлобие, смирение отходят на второй план. Для человека становится важным приобретение жизненного комфорта путем накопления материальных благ, что привело человечество к веку индустрии.

В современном мире, где большинство стран являются индустриальными, ценности Ренессанса исчерпали себя. Человечество, удовлетворяя свои материальные потребности, не обратило внимания на окружающую среду, не рассчитало последствий своих масштабных влияний на нее. Потребительская цивилизация ориентирована на получение максимальной прибыли при использовании природных ресурсов. То, что нельзя продать, не имеет не только цены, но и ценности. Согласно потребительской идеологии, ограничение потребления может негативно сказаться на экономическом росте. Однако связь между экологическими трудностями и потребительской ориентацией становится все очевиднее. В основе современной экономической парадигмы лежит либеральная система ценностей, главный критерий которой свобода. Свобода в современном обществе это отсутствие препятствий для удовлетворения человеческих желаний. Природа рассматривается как резервуар ресурсов для удовлетворения бесконечных желаний человека. Результатом явились различные экологические проблемы (проблема озоновых дыр и парникового эффекта, истощение природных ландшафтов, пополняющееся число редких видов животных и растений и т. д.), которые показывают, каким жестоким стал человек по отношению к природе, обличают кризис антропоцентрических абсолютов. Человек, выстроив для себя удобную материальную сферу и духовные ценности, сам утопает в них. В связи с этим возникла необходимость выработки новой системы духовных ценностей, которая бы могла стать общей для многих народов мира. Еще русский ученый Бердяев, говоря об устойчивом ноосферном развитии, разрабатывал мысль обретения общечеловеческих духовных ценностей. Именно они в будущем призваны определить дальнейшее развитие человечества.

В современном обществе постоянно возрастает число преступлений, насилие и вражда являются привычными для нас. По мнению авторов, все эти явления результат объективации духовного мира человека, то есть опредмечивания его внутреннего бытия, отчуждения и одиночества. Следовательно, насилие, преступность, ненависть это выражение души. Стоит задуматься, чем сегодня наполнены души и внутренний мир современных людей. У большинства это злоба, ненависть, страх. Возникает вопрос: где следует искать источник всего отрицательного? Как считают авторы, источник находится внутри самого объективированного общества. Ценности, которые долгое время нам диктовал Запад, не могут удовлетворить нормы всего человечества. Сегодня можно сделать вывод о том, что наступил кризис ценностей.

Какую роль ценности играют в жизни человека? Какие ценности являются истинными и необходимыми, первоочередными? На эти вопросы и попытались ответить авторы на примере России, как государства уникального, полиэтнического, поликонфессионального. Также Россия имеет свою специфику у нее особое геополитическое положение, промежуточное между Европой и Азией. На наш взгляд, Россия, наконец, должна занять свое положение, независимое ни от Запада, ни от Востока. Мы вовсе не говорим в данном случае об изолированности государства, мы лишь хотим сказать, что у России должен быть свой путь развития, с учетом всех ее специфических черт.

На протяжении многих веков на территории России проживают народы разных конфессий. Замечено, что определенные добродетели, ценности и нормы - вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость, воздержание, соборность - совпадают во многих религиях. Вера в Бога, в себя. Надежда на лучшее будущее, которая всегда помогала справляться людям с жестокой реальностью, пересилить свое отчаяние. Любовь, выражающаяся в искреннем патриотизме (любовь к Родине), почете и уважении к старшим (любовь к ближним своим). Мудрость, включающая в себя опыт наших предков. Воздержание, являющееся одним из важнейших принципов духовного самовоспитания, выработки силы воли; во время православных постов помогающее человеку сблизиться с Богом, частично очиститься от земных грехов. В русской культуре всегда было стремление к соборности, единению всех: человека с Богом и окружающим миром как творением Божьим. Так же соборность носит и социальный характер: русский народ на протяжении истории Руси, Российской империи для защиты своей Родины, своего государства всегда проявлял соборность: во время Великой Смуты 1598–1613 гг., в период Отечественной войны 1812 года, в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

Проследим, какова сегодняшняя ситуация в России. Многие российские люди остаются неверующими: они не верят ни в Бога, ни в добро, ни другим людям. Многие утрачивают любовь и надежду, становясь озлобленными и жестокими, впуская в свои сердца и души ненависть. Сегодня в российском обществе первенство принадлежит западным материальным ценностям: материальные блага, власть, деньги; люди идут по головам, достигая своих целей, наши души черствеют, мы забываем о духовности, морали. На наш взгляд, за выработку новой системы духовных ценностей несут ответственность представители гуманитарных наук. Авторы данной работы являются студентами специальности социальная антропология. Мы считаем, что новая система духовных ценностей должна стать основой устойчивого развития России. На основе анализа необходимо выявить те общие ценности в каждой религии и разработать систему, которую важно внедрять в сферу образования и культуры. Именно на духовной основе должна строиться вся материальная сфера жизни общества. Когда каждый из нас осознает, что человеческая жизнь это также есть ценность, когда добродетель станет нормой поведения каждого человека, когда мы, наконец, преодолеем ту разобщенность, которая присутствует сегодня в обществе, именно тогда мы сможем жить в гармонии с окружающим миром, природой, людьми. Для российского общества сегодня необходимо осознать важность переоценки ценностей своего развития, выработки новой системы ценностей.

Если в процессе развития умаляется или игнорируется его духовно-культурный компонент, то это неизбежно ведет к упадку общества. В современное время во избежание политических, социальных и межэтнических конфликтов, необходим открытый диалог между мировыми религиями, культурами. Основу развития стран должны составлять духовные, культурно-религиозные силы.