Ермак Тимофеевич - российский казачий атаман. Национальный герой России. Походом в 1582-85 положил начало освоению Сибири Русским государством. Его подлинного имени мы не узнаем, затерялись и точные места его гибели и захоронения, но слава его пережила века…

Практически ничего достоверного нет о происхождении Ермака и о его жизни до начала сибирского похода. Официальных документов очень мало. По самым распространённым версиям, его называют Алениным Василием Тимофеевичем или Повольским Ермаком Тимофеевичем.

Есть утверждения о его происхождении с Волги, с Дона, с Урала, даже с Северной Двины. Имени Ермак в русском церковном обряде нет. Только через 36 лет после гибели атамана, в 1621 году, архиепископ Тобольский Киприан стал «кликать вечную память», ежегодное «вселенское поминание» о погибших. И Ермак стал героем народного эпоса и песен.

В 1636 году тобольский дьяк Савва Есипов составил первую сибирскую летопись «О взятии Сибирския земли». Тогда ещё были живы некоторые его соратники. Семён Ремезов, один из первых географов и историков Сибири, «по повелению государя самодержца Петра Алексеевича» нашёл могилу Ермака.

Путаницу внёс академик Герхард Фридрих Миллер, путешествовавший по Иртышу в 1734 году. Он не понял русских слов «прорва» и «перекопь», означавших кратчайший путь для судов, прямую протоку, спрямляющую реку, делавшую петлю. Миллер неправильно указал места гибели и захоронения Ермака. Ссылаясь на него, эту ошибку затем повторили многие другие.

Таким Ермака изображали на многих однотипных портретах конца XVII — начала XVIII веков

В вопросе о личности Ермака ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Чаще всего его называют выходцем с вотчин промышленников Строгановых, ушедшим затем «полевать» на Волгу и Дон и ставшим казаком. Другое мнение: Ермак — благородного происхождения, тюркских кровей…

Слово «казак» или, как писали в старину, «козак» — тюркского происхождения. В основе его лежит корень «каза», имеющий двоякий смысл:

1. напасть, гибель, урон, утрата, лишение чего-либо;
2. беда, бедствие, несчастье, злоключение, стихийное бедствие.

Казаками у тюркских народов называли людей, отставших от Орды, обособившихся, ведущих свое хозяйство отдельно. Но постепенно так стали звать и опасных людей, промышлявших разбоем, грабивших соплеменников. Тот факт, что понятие «казачество» зародилось у тюркских народов, может быть подтвержден материалами источников.

В 1538 году московские власти отмечали, что «на поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и с наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят». Заметьте, «с ними смешавшись ходят». Следовательно, национальность для казаков большой роли не играла, главное — образ жизни.

Иван Грозный решил привлечь степную вольницу на свою сторону. В 1571 году он отправил гонцов к донским атаманам, пригласил их на воинскую службу и признал казачество как военную и политическую силу.

В 1579 году польский король Стефан Баторий повел на русскую землю сорокатысячное войско. Иван IV торопливо собрал ополчение, куда вошли и казачьи соединения. В 1581 году Баторий осадил Псков. Русские войска пошли на Шклов и Могилев, готовя контрудар.


Стефан Баторий под Псковом. Ян Матейко , 1872

Комендант Могилева Стравинский спешно сообщил королю о подходе к городу русских полков. Он очень подробно перечислил имена русских воевод. В самом конце перечня значатся: «Василий Янов — воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич — атаман казацкий». Шел июнь 1581 года.

В то время атаман Ермак состоял на государевой службе и был хорошо известен противнику.

Тогда же подняли головы и правители Большой Ногайской Орды, кочевавшие за Волгой. Они хоть и признавали себя подданными московского царя, но были не прочь поживиться и похозяйничать на русской земле, когда основные воинские силы сосредоточены на северо-западных границах. Назревал большой набег…

Ивану IV вовремя донесли об этом. В Ногайскую Орду направился посол В. Пепелицын с богатыми дарами для задабривания правящих ханов. Одновременно царь обратился к волжским казакам, чтобы они готовились к отражению набега. У тех с ногайцами были давние счеты. Многие казаки, взятые в плен, попали на невольничьи рынки, а то и просто были замучены.

Когда в августе 1581 года на реке Самаре появился Пепелицын, возвращавшийся из Орды с ногайским послом и 300 всадниками, казаки кинулись на них, не желая знать, для чего те пожаловали на русскую землю.


Ногайцы были изрублены, несмотря на присутствие царского посла, и лишь 25 человек прискакали в Москву и пожаловались Ивану Васильевичу, что казаки порубили их товарищей. Перечислялись имена волжских атаманов: Иван Кольцо, Богдан Барбоша, Савва Болдырь, Никита Пан.

Не желая обострять отношений с Ногайской Ордой, Грозный повелел хватать казаков и казнить их на месте. Но на самом деле то был лишь тонкий дипломатический ход.

Не останавливаясь на описании дальнейших событий, укажем лишь, что имена самого Ермака и его атаманов, участвовавших позже в сибирском походе, были довольно хорошо известны современникам.

Кроме названных выше, в различных сибирских летописях часто упоминаются Матвей Мещеряк, Черкас Александров, Богдан Брязга, Иван Карчига, Иван Гроза. У остальных сподвижников Ермака известны лишь имена без прозвищ, или, как мы сейчас говорим, без фамилий.

Имя или кличка?

Попробуем разобраться с происхождением кличек-прозваний тех, чьи имена сохранила для нас история. Все они делятся по двум признакам — по происхождению или по наиболее типичным чертам характера: Мещеряк — человек, родом из Мещеры; Черкас — выходец из Украины; Пан — уроженец Польши.


А вот как можно «перевести» на современный язык прозвища казачьих атаманов, данные им за какие-то привычки, особенности характера, манеру поведения: Кольцо — человек, не задерживающийся долго на одном месте, говоря сегодняшним языком — «перекати-поле». Скорее всего, необычайно ловкий человек, уходящий от расплаты, неуловимый.

Брязга — от воровского термина того времени — бренчать, брякать. Применяется также к людям, ввязывающимся в ссоры, дрязги. Такая кличка могла быть дана человеку, вечно чем-то недовольному, брюзге.

Карчига — прозвище человека с сиплым голосом. Про такого говорили: «Карчит, как ворон на ели». Болдырь — так в старину звали людей, рожденных от разноплеменных родителей. Например, в Астрахани болдырем мог быть ребенок от брака русского и калмычки, а в Архангельске — от русского и самоедки (ненки) или зырянки и т.п.

Барбоша (от барабошить) — так в Рязанской губернии звали суетливых, суматошных людей; в Вологодской — бормочущих себе под нос, говорящих невнятно; в Псковской — собирающих вздорные слухи и т.п. Вероятнее всего, эту кличку носил человек непоседливый, суматошный. Гроза — суровый, грозный человек.

Главная закавыка — с самим атаманом Ермаком. Его нельзя отнести ни к первой. ни ко второй категории прозвищ. Некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Ермолай, Ермила и даже Гермоген.


Но, во-первых, христианское имя никогда не переиначивалось. Могли применять различные его формы: Ермилка, Ерошка, Еропка, но никак не Ермак.

Во вторых, имя его известно — Василий, а отчество — Тимофеевич. Хотя, строго говоря, в те времена имя человека в соединении с именем отца должно было произноситься как Василий Тимофеев сын. Тимофеевичем (с «ич») могли звать лишь человека княжеского рода, боярина.

Известно и прозвище его — Поволский, то есть человек с Волги. Но мало того, известна и фамилия его! В «Сибирской летописи», изданной в Петербурге в 1907 году, приводится фамилия деда Василия — Аленин: звали его Афанасий Григорьев сын.

Если все это собрать вместе, то получится: Василий Тимофеев сын Аленин Ермак Поволский. Впечатляет!

Попробуем заглянуть в словарь Владимира Даля, чтобы там поискать объяснение слову «ермак». «Ермак» — малый жернов для ручных крестьянских мельниц.

Слово «ермак» несомненно тюркского происхождения. Пороемся в татаро-русском словаре: ерма — прорыв; ермак — канава, размытая водой; ермаклау — бороздить; ерту — рвать, драть. Похоже, что жернов для ручной мельницы получил название от последнего слова.

Итак, в основе слова «ермак» лежит довольно определенный смысл — прорыв, прорва. А это уже довольно точная характеристика. Даже поговорка есть такая: «Прорва, а не человек». Или: «В него все как в прорву».

Но почему Василия Аленина прозвали Ермаком, а не Прорвой, ответить трудно, скорее всего невозможно. Но, собственно, кто доказал, что Ермак Аленин был русским по происхождению? Раз воевал на стороне московского царя, то, значит, сразу и русский?

Ермак. Парсуна.

Возьмем наугад несколько княжеских родов из книги «История родов русского дворянства»: Аганины, Алачевы, Барашевы, Еникеевы, Ишеевы, Кошаевы, Мансуровы, Облесимовы, Сулешевы, Черкасские, Юсуповы и так далее — все это «инородческие» фамилии, выходцы из Золотой Орды, служившие русским царям. А русским в старину, да и сейчас тоже считают того, кто принял православное крещение и сам себя считает русским человеком.

Говоря языком следователя, очень большие сомнения вызывает и фамилия нашего героя — Аленин. То, что с «оленем» она никоим образом не связана, ясно и без пояснений. В русском языке ранее не существовало слов, начинавшихся на букву "а". Арбуз, арба, алыча, аркан — все они имеют происхождение тюркское. Так что и Аленин — фамилия, явно заимствованная все у тех же соседей и наверняка переиначенная на русский манер для более удобного произношения.

Заглянем еще раз в словарь татарского языка: ал — алый, розовый; ала — пегий; алакола — пятнистый; алама — дурной человек; алапай — неопрятный человек; алга — вперед. Как видим, вариантов сколько угодно. И, наконец, аллах или алла — Бог, Божество.

Походят и имена: Али, Алей, Алим. В одной из летописей приводится описание внешности Ермака: «лицом плоск» и «волосом черен», а, согласитесь, для русского человека характерно удлиненное лицо и русые волосы. Странная получается картина — Ермак имеет тюркское происхождение, да и Аленин от того же корня отросток!

Портрет Ермака. С надписью на обороте: «Ермак Тимофеевич. Завоеватель Сибири». Неизвестный художник.

А как же с именем Василий? Имя он мог получить при крещении, а отчество от крестного отца, звавшегося Тимофеем. Это практиковалось на Руси сплошь и рядом, так почему не могло произойти и с нашим героем?

В XVI веке на службу к московскому царю переходили многие князья и мурзы из Казанского, Астраханского, Ногайского ханств. Искали с ним дружбы и князья ханства Сибирского. Чаще всего факты перехода ни в каких документах не фиксировались, а если и была такая запись, то утрачена безвозвратно. А «родственники» у Ермака появились гораздо позже, приписанные знаменитому атаману летописцами, пожелавшими выяснить его родословную.

Само же имя Ермак (или кличка-прозвище) неоднократно встречается в летописях и документах. Так, в Сибирском летописном своде записано, что при закладке Красноярского острога в 1628 году участвовали атаманы тобольские Иван Федоров сын Астраханев и Ермак Остафьев. Возможно, что «ермаками» прозывались весьма многие казачьи атаманы, но лишь один из них стал национальным героем, прославив свое прозвище «взятием Сибири».

В нашем случае самое интересное то, что имя Василий заменено прозвищем Ермак, а фамилия Аленин и вовсе редко употреблялась. Так и остался он в памяти народной как Ермак Тимофеевич — атаман казацкий. А русский народ всегда стремился к краткости и выражению сути: скажет, как печать поставит.

В народном понимании Ермак — символ прорыва, небольшого ручейка, который вековые валуны ворочает, пробивая себе дорогу. Потаенный смысл имени перерос в символ общенародный.

«Татарин Яныш, Бегишев внук, вытаскивает из реки тело Ермака», миниатюра из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова

И очень символично, что погиб славный атаман не от стрелы или копья (народный герой не может пасть от руки врага), а в борьбе со стихией — утонул в бурном Иртыше. Кстати, в названии могучей сибирской реки лежит тот же корень, что и в прозвище нашего героя — «ерту»: рвать, ковырять, прорывать.

«Иртыш» переводится как «землерой», рвущий землю. Не менее символичен тот факт, что Ермак Тимофеевич погиб на «ермаке» — на островке, образованном небольшим ручейком, который и зовется у местного населения «ермак».

Тело атамана было обнаружено через восемь дней после гибели под Епанчинскими юртами на Иртыше. Нашёл его внук Яныша Бегиша и извлёк труп из воды «виде одеяна пансыри и разумев не просту бытии », то есть поняв, что это не простой воин.

На Ермаке был подарок царя - кольчуга весом 11,7 кг в виде рубашки из 16 000 колец, с короткими рукавами и литой медной пластиной с двуглавым орлом на правой стороне груди.

Зачем Ермак в Сибирь ходил?

Оказывается, и на этот простой вопрос не так-то легко ответить. Хотя более уместно его сформулировать так: по чьему поучению Ермак двинулся в сибирский поход?

В многочисленных трудах о легендарном герое существуют три общепринятые точки зрения на причины, побудившие казаков совершить поход, в итоге которого огромная Сибирь сделалась провинцией русского государства:

Иван IV благословил казаков, ничем при этом не рискуя;
поход организовали промышленники Строгановы, чтобы обезопасить свои городки от набегов сибирских военных отрядов;
казаки, не спросясь ни царя, ни хозяев своих, пошли в набег «за зипунами», то есть с целью грабежа.

Ни одна из этих причин, рассмотренная в отдельности, не может объяснить мотивы похода.

Инициатива Ивана Грозного отпадает сразу: царь, узнав о походе, отправил Строгановым грамоту с требованием незамедлительно вернуть казаков для обороны городков, которые как раз в это время подвергались нападению отрядов вогульских князей и воинов хана Кучума, возглавляемых его старшим сыном Алеем.

Ермак является к Строгановым.

Версия о Строгановых как вдохновителях похода тоже не годится: отпускать от себя казаков им было невыгодно как с военной точки зрения, так и с экономической. Общеизвестно, что казаки изрядно пограбили их запасы (продовольственные и ружейные), прихватив все, что плохо лежит. А когда хозяева попытались воспротивиться подобному произволу, то им пригрозили «живота лишить».

В Москву жаловаться на самоуправство «охранничков» не побежишь, и волей-неволей Строгановы сделались соучастниками сибирского похода. Но думается, что все-таки против своей воли. Здесь, в крепостях, казаки им были гораздо нужнее, и перспектива «покорения Сибири» им и в голову не приходила.

Куда там горстке казаков тягаться с могущественным ханством! Даже после успешного захвата сибирской столицы набеги со стороны вотульских князей на строгановские вотчины не прекратились.

Самовольный поход казаков «за зипунами» так же сомнителен. Если речь шла о легкой и богатой добыче, то казакам следовало бы по логике вещей отправиться по старой дороге через Урал в Югру, северные земли Приобья, которые давно уже были московскими вотчинами, где не один раз побывали русские ратники.

Ермаку и его дружине не было необходимости искать новую дорогу в Сибирь и идти на верную гибель против хорошо вооруженных воинов хана Кучума. В югорской земле, где и пушнины гораздо больше, местные правители, уже изведавшие силу русского оружия, были бы гораздо сговорчивее.

Так нет, казаки, рискуя собственной головой, упрямо стремятся на Туру, оттуда на Тобол и Иртыш. По дороге захватывают несколько городков, и поживы должно бы хватить на всех, но Ермак приказывает плыть дальше, до самой Сибирской столицы. У атамана иные цели, скорее личные, чем государственные…


Искер - городище хана Кучума.

Но вот взята столица Сибири — Искер. Можно бы с почетом уходить обратно на родину, как это и происходило испокон веку во всех войнах. Противник признает себя побежденным, обязуется платить дань, не воевать с победителем — и на этом все заканчивается.

Но Ермак даже не делает попыток замирения с Кучумом. Проходит одна зима, другая, а он преспокойно плавает по сибирским рекам, приводя к присяге («шерсти») местное население. А, собственно говоря, кто дал ему такое право? Может он царскую грамоту на то имеет? Или он чувствует себя не просто победителем, но… хозяином этой земли?!

Вспомним, с какой неохотой переселялись уже значительно позже русские крестьяне в Сибирь. Тут тебе не земля обетованная, а каждый божий день надо бороться с голодом и холодом. Куда как спокойнее жить на обустроенной земле, где и родни полно, и с питанием не так сложно, да и защита от супостатов имеется. Ведь те же казаки на зиму из Дикого Поля уходили обратно на родину.

А в отряде Ермака какой-то особый народ подобрался, что и домой идти не желает, и смерти не боится. Предположения, что русский мужик мечтал прославиться свершением ратных подвигов, болел за государство, построены на песке…

И еще один интересный момент: на подмогу казачеству в Сибирь посылается воевода князь Семен Болховский, а вместе с ратниками еще два военачальника — хан Киреев и Иван Глухов. Все трое не чета какому-то безродному казацкому атаману! Но нигде в летописях и речи нет о том, чтоб управлять дружиной стал кто-то из них.

А на Руси издавна тот выше по воинскому званию, у кого происхождение знатнее. Так неужели князь Болховский стал бы подчиняться атаману Ермаку?! Правда, к несчастью, князь в первую же зиму умер от голода (или от болезни) в Искере, но двое других остались живы и Ермаку подчинились.


Что-то здесь не так! Вывод напрашивается сам собой: происхождение Ермака Аленина довольно высокое, и он вполне мог быть выходцем из князей сибирской земли, которых затем истребил явившийся из Бухары хан Кучум.

Тогда становится понятным, почему Ермак на этой земле вел себя как хозяин, а не как обычный завоеватель того времени. И личные счеты он сводил с ханом Кучумом, а не с кем-то иным. Кучум был для него врагом номер один. Поход Ермака был направлен на то, чтобы вернуть сибирский престол кому-то из родственников его династии и выдворить из Сибири бухарского завоевателя.

Только этим можно объяснить и тот факт, что местное население не поднялось на борьбу с русскими дружинами — во главе их шел один из родственников сибирских князей, пусть и принявший православную веру, но свой по крови. А Кучум был для них чужаком; как уже не раз отмечалось, имя его в переводе с татарского означает «пришелец», «переселенец», «степняк».

А что Сибирь после похода Ермака стала русской провинцией, так то лишь восстановление исторической справедливости — еще в 1555 году сибирские правители Едигер и Бек-Булат признали себя подданными Москвы и исправно посылали туда дань.

Первоначально признал эту зависимость и хан Кучум, да только потом на свою же голову решил рассориться с Иваном Васильевичем. Что из этого вышло, каждому школьнику известно.

Смена династий на сибирском троне

Именно такой вывод можно сделать, если внимательно прочесть следующий документ из Есиповской летописи:

«Приидоша вестницы ко царю Кучюму и поведаша ему, яко идет на него воинством многим князь Сейдяк Букбулатов сын из Бухарские земли, иже от убиения его крыся тамо, и воспомяну отечество свое и наследие восхоте, и отмстити кровь отца своего Бекбулата хощет ».

Далее сообщается, что Кучум «убоялся страхом велием » и, узнав, что от него бежал со своими людьми придворный визирь Карача, «восплакался плачем великим и рече » весьма горькие слова, смысл которых в следующем: кого Бог не милует, того и друзья оставляют, становясь врагами.

Кого Бог не милует… Вероятно, людей, нарушивших его заповеди, проливших кровь законных правителей. Вот в этом то и признался низложенный сибирский правитель.

Обратим внимание, что в летописях ни разу не сообщается об открытом нападении хана Кучума на Ермака и его дружинников, находящихся в Искере. Конечно, это можно объяснить страхом или малыми воинскими силами. Но если бы бывший сибирский хан боялся казаков, то он давно ушел бы из этой земли, а меж тем воинство Ермака таяло буквально на глазах.

Нет, тут действовали иные законы, а не животный страх, который приписывается престарелому хану многими исследователями. И если он, Кучум, испытывал страх, то это был страх перед законным правителем Сибирского ханства.


Последнее сражение Ермака. Рисунок из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова.

И все же Кучум решился напасть на Ермака во время их ночевки на Багайском «ермаке». Но необходимо сразу оговориться, что сообщают об этом нападении русские источники, а в преданиях сибирских татар оно рисуется несколько иначе. Да и можно ли верить показаниям людей, бросивших своего атамана, а затем уже излагающих картину боя в выгодном для себя свете?

Побывав на месте гибели легендарного атамана, мне так и не удалось найти место, откуда нападавшие могли бы подкрасться незаметно даже под покровом ночи. В гибели Ермака очень много неясного, и любой следователь наших дней, поручи ему выяснить обстоятельства смерти казачьего атамана, нашел бы массу противоречий в показаниях свидетелей.

Думается, Кучум выбрал ночное нападение, если принять русскую версию последнего боя, не только для внезапности (казаки могли под покровом ночи ускользнуть незаметно для нападающих), а скорее для того, чтобы противник не мог знать, кто напал на них. Кучум боялся встретиться лицом к лицу с Ермаком. А так поступает лишь виновный!

Казаки, ожидавшие возвращения Ермака в Искере, потеряли не просто своего предводителя, но правителя завоеванной страны и «бежаша к Руси », а «град же Сибирь оставивша пуст ». Об этом сразу же стало известно сыну Кучума Алею, и он занял ханскую ставку.

Опять вопрос: почему не Кучум, а его сын? Ниже летописец объясняет причину нежелания Кучума вернуться в опустевшую столицу — возвратился князь Сейдяк:

«И собрался со всем домом и с воинскими людьми, и приде ко граду Сибири, и град взят, и царевича Алея и прочих победи и из града изгна. Приемлет же сей отчизну отца своего Бекбулата и тако пребыша во граде».

Итог известен: свергнута династия Шейбанитов вместе с правителем Кучумом и его детьми и воцаряется законная сибирская династия Тайбугинов.

На второе лето после гибели Ермака по Иртышу приплыли к Искеру суда воеводы Ивана Мансурова. Узнав, что город занят законным правителем Сейдяком, русские воины поплыли дальше на север и основали городок у иртышского устья при впадении в Обь. Похоже, что к тому времени в Сибири воцарился мир.

И когда воевода Данила Чулков прибыл на иртышские берега, то никто не помешал ему заложить город Тобольск и столь же спокойно жить совсем неподалеку от старой столицы Сибири. Кучум, который кочует где-то вблизи, не нападает на законного правителя Сибири, а до русских ему, похоже, и дела нет. У Сейдяка, продолжившего традиции своего отца, к русским нет никаких претензий. Мир?


Хан Кучум.

Но сложившееся равновесие решились нарушить не кто-нибудь, а русские поселенцы. Может, самому Сейдяку они и верят, но рядом с ним находится бывший визирь Кучума Карача. Именно он хитростью заманил к себе атамана Кольцо с товарищами и там расправился с ними.

Он обложил зимой казаков в Искере, когда многие умерли с голоду. Такому человеку доверять было никак нельзя. А далее происходит весьма ординарное для того времени событие: князя Сейдяка, Карачу и некоего царевича Казачьей орды Салтана пригласили в «град Тобольск», усадили за стол и предложили испить вина за здоровье присутствующих.

Может, законы ислама не позволяли тем пить хмельное, может, вино оказалось чересчур крепким, но поперхнулись все трое. Это было истолковано как сокрытие злого умысла, и всю троицу повязали, перебив сопровождавшую их охрану. Правда, затем именитых сибирцев отправили в Москву «к великому государю», где их приняли с почестями и пожаловали землями с крепостными.

А что же Кучум? Летописи сообщают, что он и не пытался приблизиться к Тобольску, кочуя вблизи и разоряя поселения местных жителей. Он вел войну с бывшими своими подданными, но не с русскими.

Взяли в плен и отправили в Москву одного за другим его сыновей, да и ему самому неоднократно направлялись грамоты с предложением перейти на русскую службу. Но состарившийся хан гордо ответил, что он «вольный человек» и вольным умрет. Вернуть себе сибирский престол он так и не сумел.


Бегство хана Кучума.

Гибель двух противников — Ермака и Кучума — покрыта некой тайной. Неизвестны могилы их, и лишь предания живут в татарском народе.

Кстати, говоря о могиле Ермака, следует обмолвиться, что, по преданию, похоронили его на Баишевском кладбище «под кудрявою сосной» неподалеку от мавзолея преподобного Хаким-Аты — шейха-проповедника, принесшего ислам на сибирскую землю. Вряд ли мусульмане — а Кучум настойчиво вводил в своем ханстве ислам как государственную религию — допустили бы погребение иноверца рядом с прославленным святым.

Очень много вопросов возникает, когда начинаешь перечитывать сибирские летописи несколько под иным углом зрения, чем было принято ранее. Дело в том, что все летописи писаны русскими авторами, которые героев разводили на две стороны: с одной стороны — русские, с противоположной — татары. И все.

В результате и хан Кучум оказался татарином (хотя никогда таковым не был), и Ермак с его тюркским, по сути, прозвищем-кличкой зачислен в былинные герои земли русской. Героизация поволжского атамана дала сказочного героя-богатыря наподобие Ильи Муромца, но тем самым притушила, стерла саму суть сибирского похода, оставив на поверхности лишь конечный результат — присоединение Сибири к России.

Народ уже сказал свое слово и брать его назад не собирается. Да и нужно ли снимать краски с холста, чтобы убедиться, что под ярким красочным слоем находится грубая основа — серая и невзрачная?

Ермак в народном сознании сделался героем; Кучуму досталась участь злодея, хотя его трагическая судьба дает ему право на иной ореол, а свободолюбие и независимость делают честь его личности. Но теперь уже ничего не изменишь…

Вряд ли мы с вами сегодня сможем ответить, кто был на самом деле атаман Ермак, но то, что это был далеко не лубочный герой, которого мы привыкли видеть в нем, несомненно.

Софронов В.

Ермак Тимофеевич (такое имя осталось в истории) - землепроходец, покоритель Сибири, казачий атаман, «родом неизвестный, душой знаменитый».

Существуют две версии его происхождения: Ермак - уральский казак и Ермак - донской казак, хотя документально не подтвержденные. Первую версию отстаивают уральские и сибирские историки, но она маловероятна, ведь в ней раннему Ермаку приписывается даже другое имя: Василий Оленин. По другой версии, Ермак - донской казак, промышлявший по Дону и Волге. «Царская грамота Строгановых» от 16 ноября 1582 года именует его волжским казачьим атаманом Ермаком. Историк донского казачества В. Б. Броневский пишет, что он родом из станицы Качалинской. Книга «Жизнь и военные деяния Ермака, завоевателя Сибири, выбранные из российских и иностранных писателей» (М., 1807) связывает его с Волгой и Доном. О нем поется в донских и волжских песнях.

Ермак - наш земляк, предположительно 1535-1540 года рождения. Были в нем казачья удаль и стремление верховодить, подчинялись ему охотно. С ватагами он «ходил за зипунами» по Дону и по Волге, люто бил ногайцев и грабил ордынских купцов.

Царские власти преследовали его, и он бежал с Волги и Дона в пермские земли, где братья Строгановы нуждались в защите своих вотчин от набегов татар. «Мы загладим пред Грозным царем вину свою» - поется в былинных волжских песнях. Два года Ермак с казачьим отрядом в 500 человек защищал владения горнозаводчиков Строгановых от татарских набегов.

Однако царская власть нуждалась в полной безопасности своих восточных владений. 1 сентября 1581 года отряд Ермака в полторы тысячи казаков выступил за Каменный пояс (за Уральские горы), и вскоре состоялась встреча с татарским ханом Кучумом. Отряды иноверцев были разбиты. Ермак углубился в Сибирское ханство, вскоре было отброшено за Иртыш и разбито и татарское войско царевича Маметкула, а после этого были уничтожены и главные силы хана Кучума. Ермак занял столицу Сибирского ханства Кашлык (неподалеку от нынешнего Тобольска). Казаки хотя и были малочисленней, но вооружены ружьями, а не стрелами, как татары. По натуре справедливый, Ермак запретил облагать местное население данью. Он бил челом Ивану Грозному, прося принять Сибирскую землю «под его высокую руку».

Но Кучум не оставил свою цель - посчитаться с Ермаком, который, потеряв бдительность, с отрядом всего в 150 человек поплыл на стругах вверх по Иртышу, чтоб сбить татарский заслон на пути каравана бухарских купцов. 6 августа 1585 года отряд Кучума в одну тысячу человек неожиданно напал на дружину Ермака и перебил казаков. Раненый Ермак бросился вплавь, но, не достигнув своего струга, под тяжестью кольчуги утонул.

Имя Ермака вошло в легенды, предания: «То на реченьке было, братцы, на Камышинке… атаманом их был, братцы, Ермак, сын Тимофеевич». Декабрист К. Ф. Рылеев написал о нем песню «На диком бреге Иртыша сидел Ермак, объятый думой». Художник В. И. Суриков создал эпическое полотно «Покорение Сибири Ермаком», скульптор М. М. Антокольский изваял скульптуру «Ермак». В Тобольске ему установили памятник.

Ермак Тимофеевич - национальный герой России.

Легендарный казачий атаман отважился воевать с ханом Кучумом в не самое, мягко говоря, подходящее время. Тогда Россия вела войну со Швецией, а на южных рубежах обстановка была далека от мирной.

Происхождение Ермака

Интересно то, что историки до сих пор так и не могут со стопроцентной уверенностью сказать, откуда родом Ермак Тимофеевич. Одни исследователи утверждают, что покоритель Сибири появился на свет в одной из станиц на Дону, вторые противопоставляют им Пермь. Третьи — за городок на Северной Двине.

Более того, краеведы Архангельской области уверены, что Ермак является уроженцем либо Виноградовского района, либо Красноборского, либо Колтласского. И в пользу каждого они приводят свои весомые доводы. Так, например, в последних двух районах верят, что Ермак Тимофеевич именно там готовился к своему походу. Ведь есть на территории районов и Ермаков ручей, и Ермакова гора, и лестница, и даже колодец, в котором якобы утоплены сокровища.

Источник: Pinterest

В общем, точное место рождения казачьего атамана до сих пор так и не обнаружено. Впрочем, сейчас все больше историков склонно считать, что наиболее реалистичная версия — это городок на Северной Двине. Ведь в краткой сольвычегодской летописи об этом говорится прямым текстом: «На Волге казаки, Ермак атаман, родом з Двины з Борку… разбили государеву казну, оружие и порох и с тем поднялись на Чусовую».

По собственному желанию

В многочисленных источниках о Сибирском походе Ермака прямым текстом говорится, что действовал атаман по прямому приказу Ивана Грозного. Но это утверждение неверно и его можно отнести в категорию «мифы и легенды».

Дело в том, что есть царская грамота 1582 года (ее текст приводит в своей книге историк Руслан Скрынников), в которой царь обращается к Строгановым и требует «под страхом большой опалы» во что бы то ни стало возвратить атамана и направить его в Пермский край «для оберегания».

В самодеятельности Ермака Тимофеевича ничего хорошего не видел. По вполне понятным причинам. Шведы, ногайцы, бунтующие народы в Нижнем Поволжье, а тут еще столкновение с Кучумом. Но Ермаку Тимофеевичу было плевать на геополитические интересы. Будучи человеком смелым, решительным и самоуверенным, он почувствовал, что пришла пора наведаться в Сибирь. И пока российский царь только составлял текст своей грамоты, атаман уже взял столицу хана. Ермак пошел ва-банк и оказался прав.

По приказу Строгановых

В общем-то, Ермак Тимофеевич действовал самостоятельно, ослушавшись приказа царя. Но в последнее время все больше появляется информации о том, что казачий атаман был все-таки человеком, если так можно выразиться, подневольным и отправился в Сибирь с «благословления» Строгановых. Мол, это была их затея. Кстати, такого же мнения придерживался и Иван Грозный, поскольку ни подтвердить это и не опровергнуть Ермак не успел. Потомки тех самых Строгановых лишь подлили масла в огонь спора историков своими попытками доказать причастность их предков к покорению Сибири. На деле же все не так просто и ясно.

Дело в том, что Строгановы были хорошо осведомлены о войсках Кучума. Поэтому отправлять пятьсот казаков, пусть даже под командованием могучего Ермака, на войну с несколькими тысячами монголов — чистое самоубийство.

Вторая причина — это «блуждающий» татарский царевич Алей. Он постоянно ходил по лезвию ножа, угрожая землям Строгановых. Ведь Ермак однажды выбил его войско с территории Чусовых городков, а Алей после этого ураганом прошелся по Соли Камской.

По утверждениям самих казаков, они решили отправиться в Сибирь именно после победы на Чусовой. Ермак Тимофеевич понял, что звезды сошлись как никогда удачно и нужно действовать быстро и решительно. Ведь Кашлык — столица Кучума была открыта и незащищена. И если промедлить, то армия Алея сумеет собраться и прийти на помощь.

Так что Строгановы здесь не причем. Завоевание Сибири стало, своего рода, продолжением хаотичного движения на восток, где «дикое поле» требовало освоения и изгнания оттуда татар.

Кто покорял Сибирь?

Вызывает интерес и национальный состав завоевателей Сибири. Как известно, на противостояние татарском хану отправилось пятьсот сорок человек. По документам Посольского приказа их всех смели в одну кучу, назвав «волжскими казаками». Но это не совсем верно. Ведь по рассказам тех же участников похода, среди них было много выходцев из различных мест России. Просто тогда еще казаки не успели обособиться и стать Яицкими или Донскими.

В том же Посольском приказе есть сведения, где говорится о том, что Ермак собрал под своим началом казаков терских, донских, волжских и яицких. А по месту происхождения им давали соответствующие прозвища. Например, был атаман Мещеряк из Мещер.


Один из важнейших этапов становления русской государственности – покорение Сибири. Освоение этих земель заняло почти 400 лет и за это время произошло множество событий. Первым русским покорителем Сибири стал Ермак.

Ермак Тимофеевич

Точная фамилия этого человека не установлена, вполне вероятно, что ее и вовсе не было – Ермак был незнатного рода. Родился Ермак Тимофеевич в 1532 году, в те времена для именования простого человека часто использовалось отчество или прозвище. Точное происхождение Ермака не выяснено, но есть предположение, что он был беглым крестьянином, выделявшимся огромной физической силой. Сначала Ермак был чуром (разнорабочим и оруженосцем) у волжских казаков.

Однако в бою умный и смелый молодец быстро добыл себе вооружение, после участвовал в битвах, благодаря силе и организаторским способностям через несколько лет стал атаманом. В 1581 году командовал флотилией казаков с Волги, есть предположения, что воевал под Псковом и Новгородом. Его по праву считают родоначальником первой морской пехоты, которая тогда называлась «струговой ратью». Имеются и другие исторические версии о происхождении Ермака, но эта – самая популярная среди историков.

Некоторые придерживаются мнения, что Ермак был знатного рода тюркских кровей, но в этой версии много противоречивых моментов. Ясно одно – Ермак Тимофеевич был популярен в воинской среде до самой смерти, ведь должность атамана была выборочной. Сегодня Ермак – исторический герой России, главная заслуга которого – присоединение к русскому государству сибирских земель.

Идея и цели похода

Еще в 1579 купцы Строгановы пригласили к себе в Пермский край казаков Ермака для охраны земель от набегов сибирского хана Кучума. Во второй половине 1581 Ермак уже сформировал отряд из 540 воинов. Долгое время превалировало мнение, что идеологами похода были Строгановы, но сейчас более склоняются к тому, что это идея самого Ермака, а купцы только финансировали этот поход. Целью было разведать, какие земли лежат на Востоке, подружиться с местным населением и по возможности победить хана и присоединить земли под дланью царя Ивана IV.

Великий историк Карамзин назвал этот отряд «малочисленной шайкой бродяг». У историков вызывает сомнения, что поход организовывался с одобрения центральных властей. Вероятнее всего, такое решение стало консенсусом между властями, желавшими заполучить новые земли, купцами, заботящимися о собственной защите от набегов татар, и казаками, мечтавшими разбогатеть и показать свою удаль в походе, только после того, как ханская столица пала. Поначалу царь был против этого похода, о чем написал Строгановым гневное письмо с требованием вернуть Ермака для охраны Пермских земель.

Загадки похода

Широко известно, что русские впервые проникли в Сибирь в довольно давние времена. Совершенно определенно, новгородцы ходили по Белому морю до пролива Югорский шар и далее за него, в Карское море, еще в IX веке. Первое летописное свидетельство о подобных плаваниях относится к 1032 году, которое в русской историографии считается началом истории Сибири.

Основу отряда составляли казаки с Дона во главе со славными атаманами: Кольцо Иван, Михайлов Яков, Пан Никита, Мещеряк Матвей. Кроме русичей в отряд вошло некоторое количество литовцев, немцев и даже татар. Казаки – интернационалисты по современной терминологии, национальность для них не играла роли. Они принимали в свои ряды всех, кто крестился в православную веру.

Но дисциплина в войске была строгая – атаман требовал соблюдения всех православных праздников, постов, не терпел расхлябанности и кутежей. Войско сопровождали три священника и один расстрига-монах. Будущие завоеватели Сибири погрузились на восемьдесят лодок-стругов и отправились вплавь навстречу опасностям и приключениям.

Переход через «Камень»

По некоторым данным отряд выдвинулся в путь 1 сентября 1581 года. Казаки передвигались по реке Чусовой до Уральских гор. На Тагильском перевале бойцы сами прорубали дорогу топором. В казацком обычае было волочить суда по земле на перевалах, что оказалось невозможным из-за большого числа валунов. Поэтому людям пришлось нести струги по склону вверх. На вершине перевала казаки построили Кокуй-город и перезимовали там. Весной они сплавились по реке Тагил.

Разгром Сибирского ханства

«Знакомство» казаков и местных татар случилось на территории нынешней Свердловской области. Казаки были обстреляны из луков своими противниками, но отбили пушками готовящуюся атаку татарской конницы и заняли город Чинги-туру в нынешнем Тюменском районе. В этих местах завоеватели добыли драгоценности и меха, попутно поучаствовав во множестве боев.

Май 1582 года – в устье Туры казаки держали бой с войсками уже шести татарских князей.

Июль 1582 года – битва на Тоболе.

21 июля 1582 года – битва у Бабасанских юрт, где Ермак залпами пушки остановил скачущую на него конную армию в несколько тысяч всадников.

В битве у Долгого яра татары вновь обстреляли казаков.

14 августа 1582 года – битва у Карачин-городка, где казаки захватили богатую казну мурзы Карачи.

4 ноября 1582 года – Кучум с пятнадцатитысячным войском организовал засаду возле Чувашского мыса, с ним были наемные дружины вогулов и остяков. В самый ответственный момент оказалось, что лучшие отряды Кучума отправились в набег на город Пермь. Наемники во время боя обратились в бегство, и Кучум был вынужден отступить в степь.

Ноябрь 1582 года – Ермак занял столицу ханства – город Кашлык.

Историки предполагают, что Кучум был узбекского происхождения. Точно известно, что он устанавливал власть в Сибири крайне жестокими методами. Неудивительно, что после его поражения местные народы (ханты) привезли Ермаку подарки и рыбу. Как гласят документы, Ермак Тимофеевич встретил их «лаской и приветом» и проводил «с честью». Прослышав о доброте русского атамана, к нему стали приходить с подарками татары и другие народности.

Загадки похода

Поход Ермака не был первым военным походом в Сибирь. Самые первые сведения о военном походе русских в Сибирь относятся к 1384 году, когда новгородский отряд прошел на Печору, и далее, северным походом через Урал, на Обь.

Ермак всем обещал защитить от Кучума и других врагов, обложив их ясаком – обязательной данью. С вождей атаман брал присягу о подати с их народов – тогда это называлось «шерсть». После присяги они автоматически считались подданными царя и не подвергались никаким гонениям. В конце 1582 года часть воинов Ермака попали в засаду на озере, они были полностью истреблены. 23 февраля 1583 года казаки ответили хану, пленив его главного военачальника.


Посольство в Москву

Ермак в 1582 году отправил послов к царю во главе с доверенным лицом (И. Кольцо). Цель посла была рассказать государю о полном разгроме хана. Иван Грозный милостиво одарил вестников, среди даров были две дорогие кольчуги для атамана. Вслед за казаками был послан князь Болховский с дружиной в триста воинов. Строгановым было велено выбрать сорок лучших людей и присоединить их к дружине – эта процедура затянулась. Отряд добрался в Кашлык в ноябре 1584 года, казаки заранее не знали о таком пополнении, поэтому на зиму не было заготовлено нужной провизии.

Покорение вогулов

В 1583 году Ермак покорял татарские селения в бассейнах Оби, Иртыша. Татары оказывали яростное сопротивление. По реке Тавде казаки отправились в землю вогуличей, распространив власть царя до реки Сосвы. В покоренном городке Назыме уже в 1584 году случился мятеж, в котором вырезали всех казаков атамана Н. Пана. Кроме безусловного таланта полководца и стратега, Ермак выступает как тонкий психолог, отлично разбиравшийся в людях. Несмотря на все сложности и трудности похода, ни один из атаманов не дрогнул, не изменил клятве, до последнего вздоха был верным соратником и другом Ермака.

Летописи не сохранили подробностей этой битвы. Но, учитывая условия и способ войны, применявшийся сибирскими народами, судя по всему, вогулы выстроили укрепление, которое казаки были вынуждены штурмовать. Из Ремезовской летописи известно, что после этой битвы у Ермака осталось 1060 человек – потери казаков составили около 600 человек.

Голодная зима

Зимний период 1584-1585 годов выдался чрезвычайно холодным, мороз был около -47°C, постоянно дули ветры с севера. Охотиться в лесу было нельзя из-за глубокого снега, волки кружили огромными стаями возле людских жилищ. Все стрельцы Болховского, первого воеводы Сибири из знаменитого княжеского рода, погибли от голода вместе с ним самим. Поучаствовать в боях с ханом они не успели. Число казаков атамана Ермака тоже сильно сократилось. В этот период Ермак старался не встречаться с татарами – он берег ослабленных бойцов.

Загадки похода

Кому нужны земли? До сих пор никто из российских историков не дал внятного ответа на простой вопрос: зачем Ермак начал этот поход на восток, на Сибирское ханство.

Восстание мурзы Карача

Весной 1585 года один из покорившихся Ермаку вождей на речке Туре внезапно напал на казаков Кольцо и Михайлова. Почти все казаки погибли, а мятежники в бывшей своей столице заблокировали русское войско. 12 июня 1585 Мещеряк с товарищами совершил смелую вылазку и отбросил войско татар, но потери русских были огромны. У Ермака на этот момент выжила только половина тех, кто отправлялся с ним в поход. Из пяти атаманов в живых остались только двое – Ермак и Мещеряк.

Гибель Ермака и окончание похода

Ночью 3 августа 1585 атаман Ермак погиб с полусотней бойцов на речке Вагае. Татары напали на спящий лагерь, в этой стычке выжило только несколько воинов, которые принесли страшную новость в Кашлык. Свидетели гибели Ермака утверждают, что он был ранен в шею, но продолжал биться.

В процессе боя атаману нужно было перепрыгнуть с одной лодки на другую, но он истекал кровью, а царская кольчуга была тяжела – Ермак не допрыгнул. Выплыть в тяжелых доспехах было невозможно даже такому силачу – раненый утонул. Легенда гласит, что местный рыбак нашел труп и доставил хану. Месяц татары стреляли в тело поверженного врага стрелами, за это время не было замечено никаких следов разложения. Удивленные татары похоронили Ермака на почетном месте (в современности это деревня Баишево), но за оградой кладбища – он не был мусульманином.

После получения известия о смерти предводителя казаки собрались на сходку, где было решено вернуться в родные края – зимовать еще раз в этих местах было смерти подобно. Под руководством атамана Мещеряка 15 августа 1585 остатки отряда организованно двинулись по Оби на запад, домой. Татары праздновали победу – они еще не знали, что через год русские вернутся.

Итоги похода

Экспедиция Ермака Тимофеевича устанавливала русскую власть на протяжении двух лет. Как часто бывало с первопроходцами, за покорение новых земель они поплатились своими жизнями. Неравными были силы – несколько сотен первопроходцев против десятков тысяч противников. Но на смерти Ермака и его воинов все не закончилось – следом пришли другие покорители, и скоро вся Сибирь стала вассалом Москвы.

Завоевание Сибири часто проходило «малой кровью», а личность атамана Ермака обросла многочисленными легендами. Об отважном богатыре народ сложил песни, историки и писатели написали книги, художники написали картины, а режиссеры сняли фильмы. Воинские стратегии и тактики Ермака переняли другие полководцы. Построение войска, придуманное бравым атаманом, через сотни лет использовал другой великий полководец – Александр Суворов.

Его упорство в продвижении по территории Сибирского ханства весьма и весьма напоминает упорство обреченного. Ермак просто шел по рекам незнакомой земли, рассчитывая на авось и на военную удачу. По логике вещей казаки должны были сложить голову в походе. Но Ермаку повезло, он захватил столицу ханства и вошел в историю победителем.

Через триста лет после описанных событий русский художник Василий Суриков написал живописное полотно. Это поистине монументальная картина батального жанра. Талантливому художнику удалось передать, каким великим был подвиг казаков и их атамана. На картине Сурикова предстает одна из битв немногочисленного отряда казаков с огромной ратью хана.

Художник сумел все описать так, что зрителю понятен исход сражения, хотя битва только началась. Над головами русских реют христианские знамена с изображением на них Нерукотворного Спаса. Сражение возглавляет сам Ермак – он во главе своего воинства и с первого взгляда в глаза бросается, что русский полководец недюжинной силы и большой смелости. Враги представлены, как безликая масса, силы которой подтачивает страх перед пришлыми казаками. Ермак Тимофеевич спокоен и уверен, извечным жестом полководца он направляет своих воинов вперед.

Воздух наполнен порохом, кажется, что слышны выстрелы, свистят пролетающие стрелы. На втором плане идет рукопашная схватка, а в центральной части войска подняли икону, обращаясь за помощью к высшим силам. Вдали видна ханская крепость-твердыня – еще немного и сопротивление татар сломят. Атмосфера картины проникнута чувством скорой победы.

Если выражаться иносказательно, то справедливо утверждение, что Ермак «прорубил окно» в Азию. Этот подвиг отважных казаков и их талантливого предводителя не забыт – прошло почти пятьсот лет, а память о них живет в народе.