«Как Гитлер пытался перелицевать Рождество Все 12 лет, что у власти в Германии был Гитлер, не могло быть и речи о том, чтобы хоть одна часть жизни немцев не попала под контроль тоталитарного государства. Особенно если это большой ежегодный праздник в честь рождения еврея. Праздник Рождества был воплощением всего, что презирал Гитлер, поэтому нацисты вознамерились сделать его менее христианским. Их возмущали и колядки с явно христианскими мотивами, и «явный неариец» Николаус. Однако Дед Мороз пользовался такой любовью народа, что даже гитлеровцам не хватило смелости объявить ему войну. Вместо этого они дали ему новое имя: пропаганда утверждала, что на самом деле ходит по домам и раздает подарки языческий бог Один. Зимнее солнцестояние в Германии праздновали задолго до прихода христианства, что значительно упростило нацистам задачу по представлению Рождества языческим праздником, говорится в статье. Апогеем нацистского ревизионизма стала замена всех упоминаний Спасителя на «Спасителя Фюрера». В нацистском Рождестве проявилась агрессивность тоталитарного государства, даже украшения стали куда более воинственными, замечает автор. На елку нередко вешали игрушечные гранаты и автоматы, шары с лозунгом «Sieg heil!» или со свастикой, миниатюрные Железные кресты и даже металлические головы Гитлера. Однако подобная практика не понравилась самому фюреру, и он приказал запретить использование нацисткой символики в рождественских украшениях

Информация интереснейшая! В СССР рождество не праздновали вовсе – не по причине антисемитизма, как Гитлер, а по причине воинственного безбожия. Остается только точно так же напомнить (или же сообщить тем, кто не знает – а таких, конечно же, большинство) о том, что именно человечество празднует в Новый Год. Потому что сегодня оно не знает об этом по той же причине, по какой Гитлер не хотел Рождество как день рождения Иисуса Христа в Германии, находившейся под властью нацистов, праздновать.

Начнем с вопроса. От какого события отсчитывается Новая Эра? Правильно. От Рождества Христова. Но почему в таком случае Рождество Христово оказывается в Старой Эре – на целых восемь дней раньше, чем началась Новая Эра, которая как уверяют началась с рожденем Иисуса Христа? Что? Разница между Григорианским и Илианским календарями? Бред. Эта разница сдвигает православное рождество от католического на 13 дней и никакого отношения к 8 дням досрочного рождения Христа до собственного Рождения (с которого повели счет Новой Эры) отношения не имеет и не может иметь. Но тогда как же так получилось, что Новая Эра началась на восемь дней позже, чем родился Иисус Христос? Очень просто. Потому что отсчет Новой Эры ведется не с рождения Иисуса Христа, а от совершенно другого события. Которое было положено в качестве начала Новой Эры как величайшее за всю историю человечества. День, в который Иисус Христос был обрезан.

Все сходится. В еврейской семье Иосифа и Марии родился нареченный Иисусом мальчик и на восьмой день был обрезан, как и полагается согласно иудейской религии. Согласно иудаизму, именно в момент обрезания осуществляется союз Бога с Мужчиной. Поэтому праздновавшийся первого января в Древнем Риме день Януса (смотревшего одним, молодым ликом в будущее, а другим, старым – в прошлое) с приходом христиан к власти и свержения язычества был заменен праздником Обрезания Господня. С которого впоследствии начали так же отсчитывать начало Новой Эры. «Нацистский ревизионизм: замена всех упоминаний Спасителя на «Спасителя Фюрера»» оказался совершенно аналогичным всехристианскому ревизионизму, заменившего упоминанье о том, что именно празднуется в Новый Год (а празднуется Обрезание Господа) зажжением огней на Елке, падением Шара, объявляемого священным боя часов и борьбой Снегурочки с Бабой Ягой.

Более подробно дело обстоит так. С отменой язычества в Риме в Империи запретили празднование всех языческих праздников. Включая и самый любимый римлянами, начинавшийся в самый короткий день 22 декабря и продолжавшийся до Нового Года: Сатурналии. Однако праздник, длившийся больше десяти дней, надо было на что-то менять, связанное с христианством. Но на что именно? И тогда вспомнили о периоде в восемь дней от рождения до обрезания в иудейской семье (а семья Иосифа и Марии была, разумеется, иудейской). Поскольку когда именно родился Христос, точно никто не знал (и это остается неведомым до сих пор), назначить произвольную дату было нетрудно. Поэтому и решили заменить Сатурналии праздником, длящимся восемь дней (короче, чем Сатурналии, но ненамного) от рождения младенца Христа до его обрезания, символизирующего единение человека и Бога, а в данном случае (согласно Христианскому Символу Веры) Бога Отца и Бога Сына. С тех пор начали праздновать по всему Христианскому Миру Рождество – и восемь дней нарастания праздника, заканчивавшегося на восьмой день апофеозом: Праздником Обрезания Господа, означавшим единение Отца и Сына.

В течение примерно тысячелетия церковь сохраняла праздник Обрезания Господа как главный христианский праздник. Ну разумеется главный: ведь именно с него начинают Новую Эру и Новый Год! Еще во времена Крестоносцев праздник Обрезания Господня воспринимался как точка отсчета времени (за неделю до Праздника обрезания Господа, через двадцать дней после Праздника Обрезания Господа – писали). Но с веками антисемитизм церкви крепчал. И в конце концов пересилил уважение к самому главному празднику Христианства. После чего то, что именно празднуется в Новый Год от людей стали скрывать. Праздник Обрезания Господа при этом не отменили, но знают о нем только церковники, верующим ни в католичестве, ни в православии, ни в протестанстве о нем не напоминают. И в Новый Год люди ликовать по поводу обрезания Господа перестали. Церковь, во всех остальных случаях дотошно преследовавшая любые проявленья язычества, в случае нового Года их разрешила. Елочки, палочки, баба Яга, шар, падающий наTimes Square к ликованию всего мира, Бой Кремлевских Курантов или Биг Бена в Лондоне то есть освящение нецерковного звука – все, что угодно, только б о том, что празднуется в Новый Год позабыли.

И позабыли! Всё человечество позабыло!! Позабыло, что именно празднует с наступлением нового года!!! И от чего ведет начало Новая Эра, а стало быть и наступающий 2014 Новый Год. Не от Р.Х. Ведет начало Новая Эра, а от О.Х – эра от Обрезания Господа Нашего Иисуса Христа . Забыло по той же причине, по какой Гитлер запрещал праздновать в нацистской Германии рождество. С той только разницей, что Гитлера человечество победило, а юдофобство – юдофобство осталось непобежденным. Даже юдофобство в отношении еврея, в которого верят! С обрезания которого отсчитывают Новую Эру и каждый год начинается Новый Год.

Воскресные беседы

Новая эра

Серия бесед о Рождестве Христовом

Ну, вот и наступил новый год. Какой он по счёту? 2008! А почему всего 2008? Разве Бог создал землю 2008 лет назад? Разумеется, нет! А что было до 1-го года? Ещё один год? Ещё одно столетие? Ещё одно тысячелетие? Разумеется. А почему же тогда мы встречаем всего лишь 2008?

Вот об этом мы сегодня с вами и побеседуем…

I. ДВЕ ЭРЫ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

1. ДО ХРИСТА.
A. В начале…
· Сотворение человека: Бытие 1 и 2 .
· Грехопадение человека: Бытие 3 .
· Уничтожение человечества водами потопа: Бытие 4-7 .

Б. Второй шанс, данный человеку Богом…
Бог дал человечеству второй шанс после Всемирного Потопа: Бытие 8 – Малахия 4 .

2. НОВАЯ ЭРА.
Новая эра в истории человечества началась с рождения Иисуса Христа: Матфея 1.

A. Современное летоисчисление:
До нашей эры – до Рождества Христова (до Христа).
Наша эра – Anno Domini – дословно переводится как год Господа .

С рождением Христа началась новая эра в истории человечества. Как мы знаем, Библия состоит из двух больших частей: Ветхого и Нового Завета.

Вопрос: Что отделяет Новый Завет от Ветхого?
Ответ: Рождение Иисуса Христа.

B. Как это отражено в истории человечества?

  • С приходом Христа началась новая эра, которая называется «День спасения».
    2 Коринфянам 6:2б «Вот, теперь время благоприятное , вот, теперь день спасения ».
  • Этот день не начался с рождения Будды, Кришны или других религиозных деятелей. Он начался только с приходом на грешную землю Бога во плоти – Иисуса Христа.
  • Никто в мире не отрицает факта, что Новая эра началась с прихода Христа.
В истории человечества рождались многие великие люди. Но с их рождением или смертью новая эра не начиналась. Она началась лишь с прихода Иисуса Христа. Это ещё раз подтверждает, что Иисус – не простой человек, а Сам Бог. Потому что только Бог определяет «времена и сроки» в истории вселенной: Деяния 1:7 «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ».

Помимо исторической эры (до или после рождения Христа) существуют две духовные эры. Давайте поговорим о них…

II. ДВЕ ДУХОВНЫЕ ЭРЫ:

В жизни человека могут быть две духовные эры:

1. ЭРА ДУХОВНОГО НЕВЕЖЕСТВА И ЖИЗНИ ВО ГРЕХЕ.
Эта эра начинается с момента физического рождения человека в мир.
Человек рождается грешным, и даже более того, – рабом греха.

Бытие 6:5 «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время ».

Псалтирь 13:2-3 «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного ».

Римлянам 1:21-23 «Но они, познав Бога, не прославили Его , как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... »

Римлянам 3:10-18 «нет праведного ни одного ; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного . Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их ».

Римлянам 7:18a «Ибо знаю, что не живет во мне , то есть в плоти моей, доброе ».

Ефесянам 4:17-19 «Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью ».

Парадокс заключается в том, что эра духовного невежества не ограничена временем. Она может продолжаться и в Новозаветную эпоху. И для некоторых людей она до сих пор продолжается, потому что они пребывают в состоянии духовного невежества и греха.

2. ЭРА ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (ОБНОВЛЕНИЯ):

A. Эта эра начинается с духовного рождения (рождения свыше).
Иоанна 3:5-6 «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух ».

Б. Эта эра и рождение свыше было обещано Богом:
Иезекииль 36:26-27 «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам ; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное . Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять ».
Иезекииль 11:19-20 «И дам им сердце единое , и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное , чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом , а Я буду их Богом ».

B. Эта эра и рождение свыше начинается с нашего покаяния:
Пример покаяния описан в Псалме 50:11-13 «Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня ».
Господь призывает к покаянию: Исаия 55:7 «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу , и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив ».

Г. Эта эра начинается с рождения Иисуса Христа в нашей душе.
Рождение свыше возможно только во Христе:
2 Коринфянам 5:17 «Итак, кто во Христе, тот новая тварь [творение]; древнее прошло, теперь всё новое ».
Римлянам 8:9-11 «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас . Если же кто Духа Христова не имеет , тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас ».

Самое интересное заключается в том, что историческую эпоху мы не выбираем. Мы родились в христианскую эпоху: эпоху Новой Эры. Однако духовную эпоху мы выбираем сами. Мы сами решаем, в какой духовной эпохе нам жить: эпохе невежества и греха или эпохе возрождения через Христа. Деяния 17:30 «Итак, оставляя времена неведения , Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться ».

Мы все живем в современную историческую эру: «Нашу эру» – эпоху спасения. Но пользуемся ли мы этим преимуществом? Приняли ли мы безвозмездный Божий дар спасения? Или же мы всё ещё продолжаем влачить наше жалкое греховное существование?

В какой духовной эре вы живёте: в эре духовного невежества и греха
или в эре духовного возрождения во Христе?

Скачать статью в формате

Верен ли христианский календарь, ведущий отсчёт от Рождества Христова

Вбольшинстве стран мира, включая Россию, церковь отделена от государства, но религиозные традиции оказывают огромное влияние на повседневную светскую жизнь. Одно из проявлений этого – использование христианского календаря, ведущего отсчёт от дня рождения Иисуса Христа.

Хронология монаха Дионисия

Начало христианского летоисчисления связано с именем монаха, богослова и хрониста Дионисия Малого. О его жизни известно немного. В Риме он появился около 500 года н.э. и вскоре был назначен настоятелем одного из итальянских монастырей. Ему принадлежат несколько богословских сочинений. Главным же трудом была христианская хронология, которую приняли в 525 году, хотя далеко не сразу и не повсеместно. После долгих и сложных расчётов, предположив, что 248 год Эры Диоклетиана соответствует 525 году после Р.Х., Дионисий пришёл к выводу, что Иисус родился в 754 году от основания Рима. По мнению ряда западных богословов, Дионисий Малый ошибся в расчётах на 4 года. Согласно обычной хронологии, Рождество свершилось в 750 году от основания Рима. Если они правы, то на нашем календаре сейчас не 2014, а 2018 год. Даже Ватикан не сразу принял новую христианскую эру. В папских актах современный отсчёт встречается со времён Папы Иоанна ХIII, то есть с Х века. И лишь документы Папы Евгения IV с 1431 года ведут отсчёт лет строго от Р.Х.

Исходя из расчётов Дионисия, богословы вычислили, что Иисус Христос родился в 5508 году после того, как, согласно библейской легенде, бог Саваоф сотворил мир.

По царскому хотению

В русских письменных источниках конца ХVII – начала ХVIII вв. писцы иногда ставили двойную дату – от сотворения мира и от Рождества Христова. Перевод одной системы в другую осложняется ещё и тем, что у нас дважды сдвигалось начало нового года. В Древней Руси его отмечали 1 марта, что было началом нового цикла сельхозработ. Великий князь Иван III Васильевич в 1492 году от Р.Х. (в 7000 г. от сотворения мира) перенёс начало нового года на 1 сентября, что было логично. К этому времени завершался очередной цикл сельхозработ, подводились итоги трудового года. Кроме того, эта дата совпадала с принятой в восточной церкви. Византийский император Константин Великий, одержав 1 сентября 312 года победу над римским консулом Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. Отцы первого Вселенского Собора 325 года определили начинать новый год с 1 сентябpя – дня «памяти начала свободы христианской».

Вторую подвижку осуществил Пётр I в 1700 году (7208 г. от сотворения мира). Вместе с переходом на новую эру он, по аналогии с Западом, приказал отмечать начало нового года 1 января.

Послушаем апостолов и поспорим

В текстах четырёх канонических Евангелий нет ни одного прямого указания на год, когда родился Христос (текст Нового Завета цитируется по каноническому синодальному переводу «Господа нашего Иисуса Христа святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна». Изд. тринадцатое. СПб., 1885). Единственное косвенное указание сохранилось в Евангелии от Луки: когда Иисус начал своё служение, ему было «около 30 лет» (3.23). Точный возраст Иисуса ему, видимо, был неизвестен. В этой же главе Лука сообщает, что Иоанн Креститель, двоюродный брат Иисуса, начал свою проповедь в 15-й год правления императора Тиберия (3.1). Хорошо разработанное античное летоисчисление за начальную точку отсчёта принимало год основания Рима. К этой условной дате были привязаны все события истории Римской империи. Христианские хронисты встроили в эту систему летоисчисления дату рождения Христа, начав с неё отсчёт новой эры.

Император Тиберий Клавдий Нерон родился в 42 году до н.э., а умер в 37 году н.э. Императорский трон он занял в 14 году н.э. Христианский хронист рассуждал примерно так. Если Иисусу было около 30 лет в 15-й год правления Тиберия, то это соответствовало 29 году н.э. То есть Христос родился в первом году н.э. Однако такая система рассуждений вызывает возражения, основанные на других временных ориентирах, отмеченных в Евангелиях. Осторожность апостола Луки в определении возраста Иисуса допускает отклонения и в одну, и в другую сторону. А вместе с этим может быть сдвинуто начало новой эры.

Попробуем применить для решения этой сложной проблемы методы теории свидетельских показаний, широко применяемые в современной криминалистике. Одно из положений теории состоит в ограниченности человеческой фантазии. Человек может что-то преувеличить, что-то преуменьшить, что-то исказить, собрать реальные факты в нереальные сочетания. Но придумать обстоятельства, которых нет в природе, он не может (закономерности искажения реальности описаны психологией и прикладной математикой).

В Евангелии сохранилось несколько упоминаний о событиях, которые во времени были косвенно связаны с датой Рождества Христова. Если удастся привязать их к абсолютной хронологической шкале, то можно будет ввести определённые коррективы к традиционной дате Р.Х.

1. В Евангелии от Иоанна иудеи говорили, что во время допроса перед казнью Иисусу «ещё нет пятидесяти лет» (8.57). Традиционно считается, что Иисус был казнён в возрасте 33 лет. Странно, что видевшие Иисуса иудеи могли говорить про молодого 33-летнего человека, что ему нет пятидесяти

Возможно, Иисус выглядел старше своего предполагаемого возраста, а возможно, он на самом деле был старше

2. В Евангелии от Матфея прямо говорится, что Иисус родился во время правления царя Ирода (2.1). Биография Ирода Великого известна достаточно хорошо. Он родился в 73 году и умер в апреле 4 года до н.э. (750 г. римского счёта). Царём Иудеи стал в 37 году, хотя номинально исполнял функции главы государства с 40 года. Троном завладел при помощи римских войск. Мстительный и честолюбивый, беспредельно жестокий и коварный, Ирод уничтожал всех, в ком видел соперников. Традиция приписывает ему избиение младенцев двухлетнего возраста в Вифлееме и округе при получении известия о рождении в этом городе Иисуса, царя Иудеи.

Насколько достоверно это сообщение евангелиста? Некоторые историки церкви склонны считать его легендой на том основании, что об избиении младенцев сообщил только Матфей. Три других евангелиста не упоминают об этом чудовищном преступлении. Иосиф Флавий, хорошо знавший историю Иудеи, ни словом не упомянул об этом событии. С другой стороны, на совести Ирода столько кровавых злодеяний, что и данное вполне могло иметь место.

Не останавливаясь на оценке моральных качеств Ирода, сопоставим дату его смерти с принятой в христианской традиции датой рождения Иисуса. Если Спаситель родился в первом году н.э., как мог Ирод, умерший за 4 года до Р.Х., организовать массовое убийство детей в Вифлееме?

3. Евангелист Матфей пишет о бегстве Святого Семейства в Египет из-за угрозы со стороны Ирода (2.1). Этот сюжет многократно обыгрывали в христианском искусстве. На окраине Каира стоит древнейший христианский храм, возведённый якобы на том месте, где находился дом, в котором проживало Святое Семейство во время пребывания в Египте. (О бегстве Святого Семейства в Египет сообщает и римский писатель Цельс.) Далее Матфей пишет, что ангел передал Иосифу известие о том, что Ирод умер и можно возвращаться в Палестину (2.20).

Опять нестыковка дат. Ирод Великий умер в 4 году до н.э. Если в это время Святое Семейство проживало в Египте, то к первому году н.э. Иисусу должно было быть чуть более четырёх лет.

4. Евангелист Лука утверждает (2.1), что Иосиф и Мария накануне рождения Спасителя совершили путешествие в Вифлеем. Оно было вызвано необходимостью участвовать в переписи, которая проводилась в Иудее по распоряжению кесаря Августа и была организована прокуратором Сирии Квиринием. В настоящее время факт переписи (но не по всей земле, как писал Лука, а в Иудее) не вызывает сомнений. Согласно римским традициям, переписи населения всегда проводились во вновь завоёванных областях. Они носили чисто фискальный характер. После окончательного присоединения к империи этой области Палестины в 6 году н.э. такая перепись была проведена. Если следовать точному тексту Евангелия от Луки, то придётся признать, что Иисус родился в 6 или 7 году н.э.

И взошла звезда на востоке

Евангелист Матфей сообщает о звезде, которая указала восточным мудрецам время рождения Иисуса (2.2–10.11). Эта звезда под названием Вифлеемской прочно вошла в религиозную традицию, в литературу, искусство, в оформление религиозных праздников во имя Рождества Христова. Об этом небесном явлении не сообщают ни Марк, ни Лука, ни Иоанн. Но возможно, что тогда жители Иудеи действительно видели необычное небесное явление. Историки науки убеждены в том, что астрономы Древнего Востока прекрасно знали звёздное небо и появление нового объекта не могло не привлечь их внимания.

Загадка Вифлеемской звезды давно интересует учёных. Поиски астрономов и других представителей материалистических наук велись в двух направлениях: какова физическая сущность Вифлеемской звезды и когда она появилась в небесных сферах? Теоретически эффект яркой звезды мог быть порождён либо видимым сближением на небосводе двух крупных планет, либо появлением кометы, либо вспышкой новой звезды. Версия кометы изначально вызывала сомнение, ибо кометы не стоят длительное время на одном месте.

В последнее время возникла гипотеза, что волхвы наблюдали НЛО. Этот вариант не выдерживает критики. Небесные объекты, вне зависимости от того, считать их естественными образованиями или созданием Высшего Разума, всегда перемещаются в пространстве, лишь на короткое время зависая в одном пункте. А евангелист Матфей сообщает, что Вифлеемская звезда несколько дней наблюдалась в одной точке небосвода.

Николай Коперник рассчитал, что около первого года н.э. в течение двух дней наблюдалось видимое сближение Юпитера и Сатурна. В начале ХVII века Иоганн Кеплер наблюдал редкое явление: пути трёх планет – Сатурна, Юпитера и Марса – пересекались так, что на небе была видна одна звезда необычной яркости. Такое видимое сближение трёх планет случается раз в 800 лет. Исходя из этого, Кеплер предположил, что 1600 лет назад сближение имело место и на небосводе вспыхнула Вифлеемская звезда. По его расчёту, Иисус родился в 748 году Римской эры (25 декабря 6 года до н.э.).

Опираясь на современную теорию движения планет, астрономы рассчитали видимое с Земли положение планет-гигантов Юпитера и Сатурна 2000 лет назад. Оказалось, что в 7 году до н.э. Юпитер и Сатурн трижды сближались в зодиакальном созвездии Рыб. Угловое расстояние между ними сократилось до одного градуса. Но они не слились в одну яркую точку. Недавно американские астрономы установили, что во 2 году до н.э. Венера и Юпитер так близко сошлись, что могло показаться, будто на небе вспыхнул пламенеющий факел. Но это событие произошло в июне, а Рождество традиционно отмечается зимой.

Также недавно установили, что в 4 году до н.э., в первый день нового года, который тогда отмечался весной, в созвездии Орла вспыхнула новая звезда. Сейчас в этой точке небосвода фиксируется пульсар. Расчёты показали, что этот ярчайший объект был виден из Иерусалима в сторону Вифлеема. Как и всё звёздное небо, объект двигался с востока на запад, что совпадает с показаниями волхвов. Вполне вероятно, что эта звезда привлекла внимание жителей Иудеи как уникальное и грандиозное космическое явление.

Версия кометы вызывает некоторые возражения, но современная астрономия полностью её не отвергает. В китайских и корейских хрониках упоминаются две кометы, которые наблюдались на Дальнем Востоке с 10 марта по 7 апреля 5 года до н.э. и в феврале 4 года до н.э. В труде французского астронома Пингре «Космография» (Париж, 1783) сообщается, что одну из этих комет (или обе, если два сообщения относятся к одной и той же комете) ещё в 1736 году отождествляли с Вифлеемской звездой. Астрономы считают, что комету, видимую на Дальнем Востоке, могли наблюдать и в Палестине. Если исходить из этого, то Христос родился в 5 или 4 году до н.э. между февралём и мартом. Учитывая, что проповедовал он, будучи зрелым человеком, логично допустить, что ему в это время было не 33 года по канону церкви, а ближе к сорока.

Сопоставляя всю доступную информацию, можно сделать достаточно обоснованное предположение, что Иисус Христос родился в 4 году до н.э. и сегодня на дворе 2018 год

Но, разумеется, пересмотр современного календаря нереален.

Борис Сапунов, Валентин Сапунов

Фотография - shutterstock.com ©