Флавий Пётр Савватий Юстиниан (лат. Flavius Petrus Sabbatius Iustinianus, греч. Φλάβιος Πέτρος Σαββάτιος Ιουστινιανός), более известный как Юстиниан I (греч. Ιουστινιανός Α) или Юстиниан Великий (греч. Μέγας Ιουστινιανός; 483, Тавресий, Верхняя Македония - 14 ноября 565, Константинополь). Византийский император с 1 августа 527 вплоть до своей смерти в 565 году. Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским.

Юстиниан, полководец и реформатор, - один из наиболее выдающихся монархов поздней античности. Его правление знаменует собой важный этап перехода от античности к Средневековью и, соответственно, перехода от римских традиций к византийскому стилю правления. Юстиниан был полон амбиций, однако ему не удалось совершить «реставрацию империи» (лат. renovatio imperii). На Западе ему удалось завладеть большой частью земель Западной Римской империи, распавшейся после Великого переселения народов, в том числе Апеннинским полуостровом, юго-восточной частью Пиренейского полуострова и частью Северной Африки. Ещё одним важным событием является поручение Юстиниана о переработке римского права, результатом которого стал новый свод законов - свод Юстиниана (лат. Corpus iuris civilis). Указом императора, желавшего превзойти Соломона и легендарный Иерусалимский храм, был полностью перестроен сгоревший собор Святой Софии в Константинополе, поражающий своей красотой и великолепием и остававшийся на протяжении тысячи лет самым грандиозным храмом христианского мира.

В 529 году Юстиниан закрыл Платоновскую академию в Афинах, в 542 году император упразднил должность консула, возможно, по финансовым причинам. Всё большее поклонение правителю как святому окончательно разрушило иллюзию принципата, что император - первый среди равных (лат. primus inter pares). Во время правления Юстиниана произошли первая пандемия чумы в Византии и крупнейший бунт в истории Византии и Константинополя - восстание Ника, спровоцированное налоговым гнётом и церковной политикой императора.


Относительно происхождения Юстиниана и его семьи существуют различные версии и теории. Большинство источников, в основном греческие и восточные (сирийские, арабские, армянские), а также славянские (целиком основанные на греческих), называют Юстиниана фракийцем; некоторые греческие источники и латинская хроника Виктора Тонненнесиса называют его иллирийцем; наконец Прокопий Кесарийский утверждает, что родиной Юстиниана и Юстина была Дардания. Во всех этих трёх определениях нет противоречия между собой. В начале VI века гражданская администрация Балканского полуострова была разделена между двумя префектурами. Praefectura praetorio per Illyricum, меньшая из них, включала в себя два диоцеза - Дакию и Македонию. Таким образом, когда источники пишут, что Юстин был иллирийцем, они имеют в виду, что он и его семья были жителями иллирийской префектуры. В свою очередь, провинция Дардания входила в диоцез Дакии. Подтверждением фракийской теории происхождения Юстиниана может служить также тот факт, что имя Sabbatius с большой вероятностью происходит от имени древнего фракийского божества Sabazius.

Вплоть до конца XIX века пользовалась популярностью теория о славянском происхождении Юстиниана, основанная на изданном Никколо Аламанни труде некоего аббата Теофила (Богумила) под названием Iustiniani Vita. В нём вводятся для Юстиниана и его родственников особые имена, имеющие славянское звучание.

Так, отец Юстиниана, именуемый по византийским источникам Савватием, был назван Богомилом Istokus, а имя самого Юстиниана звучало как Upravda. Хотя происхождение опубликованной Аллеманом книги вызывало сомнения, теории, основанные на ней, интенсивно развивались до тех пор, пока в 1883 году Джеймс Брайс не произвёл исследований оригинала рукописи в библиотеке дворца Барберини. В опубликованной в 1887 году статье он аргументировал точку зрения, что данный документ не представляет исторической ценности, и сам Богумил едва ли существовал. В настоящее время Iustiniani Vita рассматривается как одна из легенд, связывающих славян с великими деятелями прошлого, такими как Александр Македонский и Юстиниан.

Относительно места рождения Юстиниана Прокопий высказывается совершенно определённо, помещая его в место под названием Тавресий (лат. Tauresium), рядом с фортом Бедериана (лат. Bederiana). Об этом месте Прокопий далее говорит, что рядом с ним был впоследствии основан город Юстиниана Прима, руины которого сейчас находятся на юге-востоке Сербии. Также Прокопий сообщает, что Юстиниан существенно укрепил и произвёл многочисленные улучшения в городе Ульпиана, переименовав его в Юстиниана-Секунда. Рядом он воздвиг ещё один город, назвав его Юстинополис, в честь своего дяди.

Большинство городов Дардании было разрушено в царствование Анастасия мощным землетрясением 518 года. Рядом с разрушенной столицей провинции Скупи был построен Юстинополис, вокруг Тавресия была возведена мощная стена с четырьмя башнями, которую Прокопий называет Тетрапиргия.

Названия «Бедериана» и «Тавресий» дошли до нашего времени в виде названия деревень Бадер и Таор около Скопье. Оба этих места были исследованы в 1885 году английским археологом Артуром Эвансом, который нашёл там богатый нумизматический материал, подтверждающий важность после V века расположенных здесь поселений. Эванс пришёл к выводу, что район Скопье является местом рождения Юстиниана, подтвердив отождествление старых населённых пунктов с современными деревнями.

Имя матери Юстиниана, сестры Юстина - Бигленица приводится в Iustiniani Vita, о недостоверности которой сказано выше. Поскольку другой информации на этот счёт нет, можно считать, что её имя неизвестно. То, что мать Юстиниана была сестрой Юстина, подтверждают многочисленные источники.

По поводу отца Юстиниана есть более достоверные известия. В «Тайной истории» Прокопий приводит следующий рассказ: «Передают, что и мать его [Юстиниана] говаривала кому-то из близких, что он родился не от мужа её Савватия и не от какого-либо человека. Перед тем как она забеременела им, её навестил демон, невидимый, однако оставивший у неё впечатление, что он был с ней и имел сношение с ней, как мужчина с женщиной, а затем исчез, как во сне» .

Отсюда мы узнаём имя отца Юстиниана - Савватий. Другой источник, где упоминается это имя - так называемые «Акты по поводу Каллоподия», включённые в хронику Феофана и «Пасхальную хронику» и относящимся к событиям, непосредственно предшествующим восстанию Ника. Там прасины, в ходе разговора с представителем императора, произносят фразу «Лучше бы не родился Савватий, он не породил бы сына-убийцу» .

У Савватия и его жены было двое детей, Петр Савватий (лат. Petrus Sabbatius) и Вигилантия (лат. Vigilantia). Письменные источники нигде не упоминают настоящее имя Юстиниана, и только на консульских диптихах 521 года мы видим надпись лат. Fl. Petr. Sabbat. Justinian. v. i., com. mag. eqq. et p. praes., et c. od., означающую лат. Flavius Petrus Sabbatius Justinianus, vir illustris, comes, magister equitum et peditum praesentalium et consul ordinarius.

Брак Юстиниана и Феодоры был бездетен, тем не менее у него было шесть племянников и племянниц, из которых Юстин II стал наследником.

Дядя Юстиниана - Юстин в числе других иллирийских крестьян, спасаясь от крайней нужды, пешком пришел из Бедерианы в Византий и нанялся на военную службу. Прибыв в конце царствования Льва I в Константинополь и поступив на службу в императорскую гвардию, Юстин быстро рос по службе, и уже в царствование Анастасия принимал участие в войнах с Персией в качестве военачальника. Далее Юстин отличился при подавлении восстания Виталиана. Таким образом, Юстин завоевал расположение императора Анастасия и был назначен начальником дворцовой стражи в ранге комита и сенатора.

Время прибытия Юстиниана в столицу точно не известно. Предполагается, что это произошло примерно в возрасте двадцати пяти лет, затем в течение некоторого времени Юстиниан изучал богословие и римское право, после чего ему был присвоено звание лат. candidati, то есть личного телохранителя императора. Где-то в это время произошло усыновление и смена имени будущего императора.

По смерти Анастасия в 518 году Юстину удалось сравнительно легко захватить власть, несмотря на то, что имелось большое количество более богатых и влиятельных кандидатов. По мнению Прокопия, в этом была воля высших сил, заинтересованных в конечном возвышении Юстиниана. Процедура избрания описана Петром Патрикием. Среди причин, обеспечивших избрание Юстина и возвышение Юстиниана является поддержка патриарха Иоанна II, который был заверен в том, что новая династия будет верна решениям Халкидонского собора, в отличие от про-монофизитски настроенного Анастасия. Вероятно, важную роль в этом сыграл богословски образованный Юстиниан. Непосредственно после избрания Юстина императором он назначил племянника лат. comes domesticorum начальником специального корпуса дворцовой стражи, о чём известно из письма папы Гормизда, датированного началом 519 года.

В 521 году, как было сказано выше, Юстиниан получает консульское звание, которое он использует для увеличения своей популярности, устраивая великолепные зрелища в цирке, которая выросла настолько, что Сенат обратился к престарелому императору с просьбой назначить Юстиниана своим соправителем. По свидетельству хрониста Иоанна Зонары, Юстин на это предложение ответил отказом. Сенат, тем не менее, продолжал настаивать на возвышении Юстиниана, прося присвоить ему звание лат. nobilissimus, что и произошло до 525 года, когда ему было присвоено высшее звание цезаря. Несмотря на то, что такая блистательная карьера не могла не иметь под собой реального влияния, достоверной информации о роли Юстиниана в управлении империей в этот период нет.

С течением времени здоровье императора ухудшалось, усиливалась болезнь, вызванная старым ранением в ногу. Чувствуя приближение смерти, Юстин откликнулся на очередное прошение Сената о назначении Юстиниана соправителем. Церемония, дошедшая до нас в описании Петра Патрикия в трактате лат. De ceremoniis Константина Багрянородного, произошла на Пасху, 4 апреля 527 года - Юстиниан и его супруга Феодора были коронованы как август и августа.

Юстиниан окончательно получил полную власть после смерти императора Юстина I 1 августа 527 года.

Описаний внешнего вида Юстиниана сохранилось немного. Юстиниан был изображён на одном из самых больших (36 солидов или ½-фунта) известных медальонов, украденном в 1831 году из Парижского кабинета медалей. Медальон был переплавлен, однако сохранились его изображения и слепок, позволяющий изготавливать с него копии.

В Римско-германском музее Кёльна хранится копия статуи Юстиниана из египетского мрамора. Некоторое представление о внешности императора дают сохранившиеся рисунки возведённой в 542 году колонны Юстиниана. Обнаруженный в Керчи в 1891 году и хранящемся сейчас в Эрмитаже серебряный миссорий первоначально считался изображением Юстиниана. Возможно, Юстиниан изображён и на знаменитом диптихе Барберини, хранящемся в Лувре.

В правление Юстиниана было выпущено большое количество монет. Известны монеты-донативы в 36 и 4,5 солида, солид с полнофигурным изображением императора в консульском облачении, а также исключительно редкий ауреус весом 5,43 г, чеканенный по староримской стопе. Лицевую сторону всех этих монет занимает либо трехчетвертной, либо профильный бюст императора, в шлеме или без него.

Яркое изображение ранней карьеры будущей императрицы дано с многочисленными подробностями в «Тайной истории»; Иоанн Эфесский просто отмечает, что «она пришла из борделя». Несмотря на мнение отдельных исследователей, что все эти утверждения являются недостоверными и преувеличенными, общепризнанная точка зрения в целом соглашается с описанием событий ранней карьеры Феодоры, данным Прокопием.

Первая встреча Юстиниана с Феодорой произошла примерно в 522 году в Константинополе. Затем Феодора покинула столицу, некоторое время провела в Александрии. Каким образом произошла их вторая встреча, достоверно не известно. Известно, что желая жениться на Феодоре Юстиниан просил своего дядю присвоить ей ранг патриции, однако это вызвало сильное противодействие императрицы Евфимии, и до смерти последней в 523 или 524 году, бракосочетание было невозможным.

Вероятно, с желанием Юстиниана было связано принятие в правление Юстина закона «О браке» (лат. De nuptiis), отменившего закон императора Константина I, запрещающий человеку, достигшему сенаторского звания, жениться на блуднице.

После вступления в брак Феодора полностью порвала со своим бурным прошлым и была верной женой.

Во внешней политике имя Юстиниана связано, прежде всего, с идеей «восстановления Римской империи» или «реконкисты Запада» . В настоящее время существует две теории относительно вопроса, когда была поставлена эта цель. Согласно одной из них, в настоящее время более распространённой, идея возврата Запада существовала в Византии начиная с конца V века. Эта точка зрения исходит из тезиса, что после возникновения варварских королевств, исповедующих арианство, должны были сохраниться общественные элементы, которые не признали утрату Римом статуса великого города и столицы цивилизованного мира и не согласились с господствующим положением ариан в религиозной сфере.

Альтернативная точка зрения, не отрицающая общего стремления возвратить Запад в лоно цивилизации и ортодоксальной религии, относит возникновение программы конкретных действий после успехов в войне с вандалами. В пользу этого говорят различные косвенные признаки, например, исчезновение из законодательства и государственной документации первой трети VI века слов и выражений, так или иначе упоминавших Африку, Италию и Испанию, а также утрата интереса византийцев к первой столице империи.

Воспринимая себя как наследника римских цезарей, Юстиниан считал своей обязанностью воссоздать Римскую империю, желая при этом, чтобы в государстве был один закон и одна вера. Исходя из принципа абсолютной власти, он полагал, что в хорошо устроенном государстве все должно было подлежать императорскому вниманию. Понимая важность церкви для государственного управления, он прилагал все усилия к тому, чтобы она исполняла его волю. Является дискуссионным вопрос о первичности государственных или религиозных интересов Юстиниана. Известно, по крайней мере, что император был автором многочисленных писем на религиозные темы, адресованных папам и патриархам, а также трактатов и церковных песнопений.

Вот что писал об отношении к церкви и христианской вере современник императора, Прокопий Кесарийский: «В христианской вере он, казалось, был тверд, но и это обернулось гибелью для подданных. В самом деле, он позволял священнослужителям безнаказанно притеснять соседей, и, когда они захватывали прилегающие к их владениям земли, он разделял их радость, полагая, что подобным образом он проявляет свое благочестие. И творя суд по таким делам, он считал, что совершает благое дело, если кто-либо, прикрываясь святынями, удалялся, присвоив то, что ему не принадлежало». (Прокопий Кесарийский «Тайная история» гл. ХIII, ч. 4,5).

В соответствии со своим стремлением, Юстиниан считал своим правом не только решать вопросы, связанные с руководством церкви и её собственности, но и устанавливать среди своих подданных определенную догму. Какого религиозного направления придерживался император, такого же направления должны были придерживаться и его подданные. Юстиниан регулировал быт духовенства, замещал по своему усмотрению высшие иерархические должности, выступал в качестве посредника и судьи в клире. Он покровительствовал церкви в лице её служителей, способствовал постройке храмов, монастырей, умножению их привилегий; наконец, император устанавливал вероисповедное единство среди всех подданных империи, давал последним норму правоверного учения, участвовал в догматических спорах и давал заключительное решение по спорным догматическим вопросам.

Подобная политика светского преобладания в религиозных и церковных делах, вплоть до тайников религиозных убеждений человека, особенно ярко проявленная Юстинианом, получила в истории название цезарепапизма, и этот император считается одним из наиболее типичных представителей такого направления.

Юстинианом были предприняты шаги для окончательного искоренения остатков язычества. В 529 году он закрыл знаменитую философскую школу в Афинах. Это имело преимущественно символическое значение, так как к моменту события эта школа утратила лидирующее положение среди образовательных учреждений империи после того, как был основан в V веке при Феодосии II Константинопольский университет. После закрытия школы при Юстиниане афинские профессора подверглись изгнанию, часть из них переселилась в Персию, где встретили в лице Хосрова I почитателя Платона; имущество школы было конфисковано. Иоанн Эфесский писал: «В том же году, в котором св. Бенедикт разрушил последнее языческое национальное святилище в Италии, а именно храм Аполлона в священной роще на Монте Кассино, была также разрушена твердыня античного язычества в Греции». С этих пор Афины утратили окончательно свое былое значение культурного центра и превратились в глухой провинциальный город. Полного искоренения язычества Юстиниан не достиг; оно продолжало скрываться в некоторых малодоступных местностях. Прокопий Кесарийский пишет, что преследование язычников велось не столько из желания утвердить христианство, сколь из жажды прибрать к рукам золото языческих храмов.

В «Божественной комедии» , поместив Юстиниана в Рай, доверяет ему сделать исторический обзор Римской империи (Божественная комедия, Рай, песня 6). Согласно Данте, главными заслугами Юстиниана перед историей были реформа права, отречение от монофизитства и походы Велизария.

Первым замечательным государем Византийской империи и родоначальником внутренних её порядков был Юстиниан I Великий (527‑565), который прославил свое царствование удачными войнами и завоеваниями на Западе (см. Вандальская война 533-534) и доставил окончательное торжество христианству в своем государстве. Преемники Феодосия Великого на Востоке за немногими исключениями были люди малоспособные. Императорский престол достался Юстиниану после его дяди Юстина, который в юности пришел в столицу простым деревенским мальчиком и поступил в военную службу, дослужился на ней до самых высших чинов, а потом сделался императором. Юстин был человек грубый и необразованный, но бережливый и энергичный, так что передал своему племяннику империю в сравнительно хорошем состоянии.

Происходя сам из простого звания (и даже из славянской семьи), Юстиниан женился на дочери одного смотрителя над дикими зверями в цирке, Феодоре , которая прежде была танцовщицей и вела легкомысленный образ жизни. Она оказывала впоследствии большое влияние на своего мужа, отличаясь выдающимся умом, но вместе с тем и ненасытным властолюбием. Сам Юстиниан тоже был человек властолюбивый и энергичный, любил славу и роскошь, стремился к грандиозным целям. Оба они отличались большим внешним благочестием, но Юстиниан склонялся несколько к монофизитству. При них придворная пышность достигла наивысшего развития; Феодора, коронованная императрицей и даже сделавшаяся соправительницей своего мужа, требовала, чтобы в торжественных случаях высшие должностные лица империи прикладывались губами к её ноге.

Юстиниан украсил Константинополь многими великолепными постройками, из которых громкую известность получил храм святой Софии с небывалым дотоле по громадности своей куполом и замечательными мозаичными изображениями. (В 1453 г. турки обратили этот храм в мечеть). Во внутренней политике Юстиниан держался того взгляда, что в империи должна быть одна власть, одна вера, один закон. Нуждаясь в больших денежных средствах для своих войн, построек и придворной роскоши, он ввел множество разных способов увеличения государственных доходов ,напр., создавал казенные монополии, устанавливал налоги на жизненные припасы, устраивал принудительные займы и охотно прибегал к конфискации имуществ (особенно у еретиков). Все это истощало силы империи и подрывало материальное благосостояние её населения.

Император Юстиниан со свитой

42. Синие и зелёные

Юстиниан не сразу утвердился на престоле. В начале царствования ему пришлось даже выдержать серьезное народное восстание в самой столице. Население Константинополя давно уже увлекалось конскими бегами, как прежде римляне – гладиаторскими играми. В столичный ипподром стекались десятки тысяч зрителей посмотреть на состязания колесниц, и нередко многотысячная толпа пользовалась присутствием императора в ипподроме, чтобы делать настоящие политические демонстрации в форме жалоб или требований, которые тут же и предъявлялись императору. Наиболее популярные кучера на конских ристаниях цирка имели своих поклонников, распадавшихся на партии, которые различались между собою цветами одежды своих любимцев. Двумя главными партиями ипподрома были синие и зеленые, которые враждовали не только из-за кучеров, но и из-за политических вопросов . Юстиниан и особенно Феодора покровительствовали синим; когда-то раньше зеленые отказали ей в просьбе отдать место её отца при цирке второму мужу её матери, и сделавшись императрицею, она мстила за это зеленым. Разные должности как высшие, так и низшие раздавались только синим; синие всячески награждались; им все сходило с рук, что бы они ни сделали.

Однажды зеленые обратились в ипподроме к Юстиниану с очень настойчивыми представлениями, и когда император отказал, то подняли в городе настоящее восстание, получившее название «Ника» , от боевого крика (Νίκα, т. е. побеждай), с которым восставшие, производили нападение на приверженцев правительства. Целая половина города сгорела во время этого возмущения, и восставшие, к которым примкнула также часть синих, даже провозгласили нового императора. Юстиниан собирался спасаться бегством, но был остановлен Феодорой, проявившею большую твердость духа. Она посоветовала мужу бороться и поручить усмирение восставших Велизарию . С готами и герулами, находившимися под его начальством, знаменитый полководец напал на восставших, когда они собрались в ипподроме, и изрубил их около тридцати тысяч человек. Вслед за этим правительство утвердило свое положение многочисленными казнями, ссылками и конфискациями.

Императрица Феодора, жена Юстиниана I

43. Corpus juris

Главным делом внутреннего правления Юстиниана было собрание воедино всего римского права, т. е. всех законов, применявшихся судьями, и всех теорий, излагавшихся юристами (juris prudentes) за все времена римской истории. Это громадное дело было совершено целой комиссией юристов, во главе которой был поставлен Трибониан. Уже раньше делались попытки подобного рода, но только Corpus juris Юстиниана, составлявшийся несколько лет, явился действительным сводом римского права, вырабатывавшегося целыми поколениями римского народа. В Corpus juris вошли: 1) систематизированные по содержание постановления прежних императоров («Юстинианов кодекс »), 2) руководство к изучению нрава («Институции ») и 3) систематически же изложенные мнения авторитетных юристов, излеченные из их сочинений («Дигесты » или «Пандекты»). К этим трем частям потом прибавился 4) Сборник новых постановлений Юстиниана («Новеллы»), уже большею частью на греческом языке, с латинским переводом. Эта работа, которою завершилось вековое развитие римского права, имеет историческое значение первостепенной важности. Во‑первых, Юстинианово право послужило основою, на которой развилось все византийское законодательство, оказавшее свое влияние и на право народов, которые заимствовали из Византии начала своей гражданственности. Само римское право стало изменяться в Византии под влиянием новых условий жизни, как об этом свидетельствует большое количество новых законов, изданных самим Юстинианом и издававшихся его преемниками. С другой стороны, это измененное римское право начало восприниматься славянами, которые принимали от греков христианство. Во‑вторых, временное обладание Италией после падения в ней остготского владычества дало возможность Юстиниану утвердить и здесь свое законодательство. Оно тем легче могло здесь привиться, что было, так сказать, только перенесено на родную почву, на которой само первоначально возникло. Позднее на Западе римское право в том виде, какой оно получило при Юстиниане, стало изучаться в высших школах и проводиться в жизнь, что и здесь повлекло за собою целый ряд разнообразных следствий.

44. Византия в VII веке

Юстиниан придал своему царствованию большой блеск, но при его преемниках снова начались внутренние распри (особенно церковные раздоры) и внешние нашествия. В начале VII в. особою жестокостью прославился император Фока, занявший престол посредством мятежа и начавший царствование умерщвлением своего предшественника (Маврикия) и всего его семейства. После кратковременного правления он сам подвергся подобной же участи, когда против него произошло восстание под начальством Ираклия, которого провозгласили императором возмутившиеся солдаты. Это было временем упадка и правительственной деятельности в Византии. Только блестяще одаренный и энергичный Ираклий (610‑641) некоторыми реформами в управлении и войске на время несколько улучшил внутреннее положение государства, хотя и не все предприятия оказывались удачными (напр., его попытка помирить православных и монофизитов на монофелитстве). Новый период в истории Византии начался лишь с вступлением на престол в начале VIII в. малоазиатской или исаврийской династии.

За годы правления Юстиниана I (527 - 565 гг.)Византийская империя достигла вершины могущества. Этот император пытался восстановить Римскую империю в прежних границах.

По приказу императора Юстиниана I в 528 - 534 гг было заключено собрание законов "Свод гражданского права ", где объединились давние римские правовые нормы и духовные ценности христианства. "Свод..." провозглашал равенство всех граждан перед законом. Хотя рабство не отменялось, но запрещалось убивать рабов и они получали возможность освободиться. Законы Юстиниана уравнивало в правах человека и женщину, запрещали развод, осужденное христианской церковью. В "Своде" провозглашалась идея неограниченной и абсолютной власти императора: "воля императора - источник законов ". Было закреплено право неприкосновенности частной собственности. "Свод..." стал образцом для разработки законов большинстве стран Западной Европы в XII - XIV в. Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и южных славян. СПб., «Алетейя», 1998 с 58

Преобразования, начатые Юстинианом, требовали значительных средств. Рост налогов, злоупотребления и взяточничество императорских чиновников вызвали восстание 532 г. в Константинополе. Восстание получило название "Ника" за лозунг повстанцев (Ника! - "Побеждай!") Восемь дней господствовали повстанцы в городе. Юстиниан даже надумал убежать, но по совету Феодоры остался, объявив, что лучше погибнет, чем потеряет власть. Император подкупил вождей восстания, и за помощью отрядов варваров-наемников подавил восстание, перебив около 35 тыс. людей.

Подавив восстание, Юстиниан приступил к реализации главной цели своей жизни - восстановление Римской империи в прежних границах. Способствовало реализации его замыслов, что варварские королевства на Западе переживали в то время глубокий кризис.

В 534 г. византийская армия во главе с выдающимся полководцем Велизарием разгромила вандалов и захватила Северную Африку. Далее армия Велизария, Захватив о. Сицилию, ворвалась в Италию. Значительную роль сыграла поддержка византийцев христианской церковью и населением Италии. В 536 г. армия Велизариявступила без боя в Рим, а за три года византийцы захватили столицу варваров - Равенну. Казалось, что Юстиниан уже почти достиг заветной цели, но тут на Византию, воспользовавшись пребыванием ее войска в Италии, начали нападать славяне и персы. Император отозвал Велизарияи послал его с армией на защиту восточных границ. Полководец справился и с этим задачей. До завоевания земель на Западе Юстиниан вернулся лишь 552 г. И хотя восстановить границы Римской империи времен императора Константинане сумел, однако увеличил территорию своего государства почти вдвое. Диль Ш. Основные проблемы византийской истории. М., 1947 с 24

Во времена Юстиниана I в Константинополе был построен храм Святой Софии. Его возведение, начатое 532 г., обеспечивали 10 тыс. человек в течение 5 лет. Снаружи храм выглядел обычно, но внутри поражал размерами. Гигантское мозаичное свод диаметром 31 метр будто висел в воздухе без всякой опоры. Это достигалось тем, что большая баня держалась на двух пивбанях, Каждая из которых в свою очередь опиралась на три малые пивбани. Четыре столпа, державшие свод, были скрыты, а четко виднелись лишь паруса-треугольники между арками. Крест на своде символизировал божью опеку и защиту империи. Когда 537 г. освящался храм, император Юстиниан I, зачарованный его величественной красотой, воскликнул: "Хвала Господу, который вдохновил меня осуществить такое дело! Соломон, я тебя превзошел! Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и южных славян. СПб., «Алетейя», 1998 с 64

Император Юстиниан. Мозаика в Равенне. VI в.

Будущий император Византии родился около 482 г. в маленькой македонской деревушке Таурисий в семье бедного крестьянина. В Константинополь он попал подростком по приглашению своего дяди Юстина, влиятельного придворного. Своих детей у Юстина не было, и он покровительствовал племяннику: вызвал в столицу и, несмотря на то что сам так и остался неграмотным, дал ему хорошее образование, а потом нашёл должность при дворе. В 518г. сенат, гвардия и жители Константинополя провозгласили престарелого Юстина императором, а тот вскоре сделал своим соправителем племянника. Юстиниана отличали ясный ум, широкий политический кругозор, решительность, настойчивость и исключительная работоспособность. Эти качества делали его фактически правителем империи. Огромную роль играла и его молодая, красивая жена Феодора. Её жизнь сложилась необычно: дочь бедного циркового артиста и сама цирковая артистка, она 20-летней девушкой уехала в Александрию, где попала под влияние мистиков и монахов и преобразилась, став искренне религиозной и благочестивой. Красивая и обаятельная, Феодора обладала железной волей и оказалась незаменимой подругой императору в трудные минуты. Юстиниан и Феодора были достойной парой, хотя злым языкам долго не давал покоя их союз.

В 527г., после смерти дяди, 45-летний Юстиниан стал автократором - самодержцем - империи ромеев, как называлась тогда Византийская империя.

Он получил власть в трудное время: от бывших римских владений осталась только их восточная часть, а на территории Западной Римской империи образовались варварские королевства: вестготы в Испании, остготы в Италии, франки в Галлии и вандалы в Африке. Христианскую церковь раздирали споры о том, был ли Христос "богочеловеком"; зависимые крестьяне (колоны) разбегались и не обрабатывали землю, произвол знати разорял простой народ, города сотрясали бунты, финансы империи были в упадке. Спасти положение можно было лишь решительными и самоотверженными мерами, и Юстиниан, чуждый роскоши и удовольствий, искренне верующий православный христианин, богослов и политик, как нельзя лучше подходил для этой роли.

В царствовании Юстиниана I ясно выделяется несколько этапов. Начало правления (527-532 гг.) было периодом широкой благотворительности, раздачи средств бедным, снижения налогов, помощи пострадавшим от землетрясения городам. В это время укрепились позиции Христианской Церкви в борьбе с другими религиями: в Афинах был закрыт последний оплот язычества - платоновская Академия; ограничены возможности для открытого исповедания культов инаковерующих - иудеев, самаритян и т. д. Это был период войн с соседней иранской державой Сасанидов за влияние в Южной Аравии, целью которых было укрепиться в портах Индийского океана и тем подорвать монополию Ирана на торговлю шёлком с Китаем. Это было время борьбы с произволом и злоупотреблениями знати.

Главное событие этого этапа - реформа права. В 528 г. Юстинианом была учреждена комиссия из опытных юристов и государственных деятелей. Главную роль в ней играл специалист по праву Требониан. Комиссия подготовила собрание императорских указов - "Кодекс Юстиниана", свод сочинений римских юристов - "Дигесты", а также руководство по изучению права- "Институции". Проводя законодательную реформу, исходили из необходимости сочетания норм классического римского права с духовными ценностями христианства. Выразилось это прежде всего в создании единой системы имперского гражданства и провозглашении равенства граждан перед законом. Более того, при Юстиниане унаследованные от Древнего Рима законы, связанные с частной собственностью, приняли окончательный вид. Кроме того, законы Юстиниана рассматривали раба уже не как вещь - "говорящее орудие", а как человека. Хотя рабство не отменялось, для раба открывалось много возможностей освободиться: если он стал епископом, ушёл в монастырь, стал солдатом; раба было запрещено убивать, а убийство чужого раба влекло за собой жестокую казнь. Кроме того, по новым законам права женщины в семье были уравнены с правами мужчины. Законы Юстиниана запрещали осуждённый Церковью развод. Вместе с тем на право не могла не наложить отпечаток эпоха. Часты были казни: для простолюдинов - распятие на кресте, сожжение, отдание на съедение диким зверям, избиение розгами до смерти, четвертование; знатных особ обезглавливали. Смертью каралось и оскорбление императора, даже повреждение его скульптурных изображений.

Реформы императора были прерваны народным восстанием "Ника" в Константинополе (532 г.). Всё началось с конфликта между двумя партиями болельщиков в цирке: венетами ("голубыми") и прасинами ("зелёными"). Это были не только спортивные, но отчасти и социально-политические союзы. К традиционной борьбе болельщиков добавились политические обиды: прасины считали, что правительство их притесняет, а венетам покровительствует. Кроме того, низы были недовольны злоупотреблениями "министра финансов" Юстиниана - Иоанна Каппадокийского, знать же надеялась избавиться от императора-выскочки. Лидеры прасинов предъявили свои требования императору, причём в очень резкой форме, а когда он их отверг, назвали его убийцей и покинули цирк. Тем самым автократору было нанесено неслыханное оскорбление. Ситуация осложнилась тем, что, когда в тот же день арестовали подстрекателей к столкновению из обеих партий и приговорили их к смерти, двое осуждённых сорвались с виселицы ("были помилованы Богом"), но власти отказались их освободить.

Тогда была создана единая "зелено-голубая" партия с лозунгом "Ника!" (цирковой клич "Побеждай!"). В городе начался открытый бунт, совершались поджоги. Император согласился на уступки, отправив в отставку наиболее ненавистных народу министров, но успокоения это не принесло. Большую роль сыграло и то, что знать раздавала бунтующему плебсу подарки и оружие, подстрекая к мятежу. Ничего не дали ни попытки силой подавить восстание с помощью отряда варваров, ни публичное покаяние императора с Евангелием в руках. Мятежники требовали теперь его отречения и провозгласили императором знатного сенатора Ипатия. Пожаров между тем становилось всё больше. "Город представлял груду чернеющих развалин", - писал современник. Юстиниан был готов отречься, но в этот момент императрица Феодора заявила, что предпочитает смерть бегству и что "пурпур императора - отличный саван". Её решительность сыграла большую роль, и Юстиниан решил бороться. Верные правительству войска предприняли отчаянную попытку восстановить контроль над столицей: отряд полководца Велизария, победителя персов, проник в цирк, где шёл бурный митинг мятежников, и устроил там жестокую резню. Говорили, что погибло 35 тыс. человек, но трон Юстиниана устоял.

Страшная катастрофа, постигшая Константинополь, - пожары и смерти - не повергла, однако, в уныние ни Юстиниана, ни горожан. В том же году на средства казны началось бурное строительство. Пафос восстановления захватил широкие слои горожан. В каком-то смысле можно сказать, что город восстал из пепла, как сказочная птица Феникс, и стал ещё красивее. Символом этого подъёма было, конечно, строительство чуда из чудес - константинопольского храма Святой Софии. Оно началось сразу же, в 532 г., под руководством архитекторов из провинции - Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Внешне здание мало чем могло поразить зрителя, но настоящее чудо преображения происходило внутри, когда верующий оказывался под огромным мозаичным куполом, который как бы висел в воздухе без всякой опоры. Купол с крестом парил над молящимися, символизируя божественный покров над империей и её столицей. Юстиниан не сомневался, что его власть имеет божественную санкцию. В праздники он восседал на левой части трона, а правая была пуста - на ней невидимо присутствовал Христос. Автократор мечтал, что невидимый покров будет вознесён над всем римским Средиземноморьем. Идеей восстановления христианской империи - "римского дома" - Юстиниан вдохновил всё общество.

Когда купол константинопольской Софии ещё возводился, с Великого освободительного похода на Запад начался второй этап правления Юстиниана (532-540 гг.).

К концу первой трети VI в. варварские королевства, возникшие в западной части Римской империи, переживали глубокий кризис. Их раздирала религиозная рознь: основное население исповедовало православие, но варвары, готы и вандалы были арианами, чьё учение было объявлено ересью, осуждённой в IV в. на I и II Вселенских соборах Христианской Церкви. Внутри самих варварских племён быстрыми темпами шло социальное расслоение, усиливалась рознь между знатью и простолюдинами, что подрывало боеспособность армий. Элита королевств была занята интригами и заговорами и не заботилась об интересах своих государств. Коренное население ждало византийцев как освободителей. Поводом для начала войны в Африке послужило то, что вандальская знать свергла законного короля - друга империи - и посадила на престол его родственника Гелизмера. В 533 г. Юстиниан отправил 16-тысячную армию под командованием Велизария к африканским берегам. Византийцам удалось скрытно высадиться и беспрепятственно занять столицу вандальского королевства Карфаген. Православное духовенство и римская знать торжественно встречали императорские войска. Простой народ также относился к их появлению сочувственно, так как Велизарий сурово карал грабежи и мародёрство. Король Гелизмер пытался организовать сопротивление, но проиграл решающее сражение. Византийцам помогла случайность: в начале боя погиб брат короля, и Гелизмер покинул войска, чтобы похоронить его. Вандалы решили, что король бежал, и армию охватила паника. Вся Африка оказалась в руках Велизария. При Юстиниане I здесь развернулось грандиозное строительство - было построено 150 новых городов, восстановлены тесные торговые контакты с Восточным Средиземноморьем. Провинция переживала экономический подъём все 100 лет, пока она была в составе империи.

Вслед за присоединением Африки началась война за обладание историческим ядром западной части империи - Италией. Поводом к началу войны стали свержение и убийство законной королевы остготов Амаласунты её супругом Тео-датом. Летом 535 г. Велизарий с восьмитысячным отрядом высадился на Сицилии и в короткий срок, почти не испытывая сопротивления, занял остров. На следующий год его войско переправилось на Апеннинский полуостров и, несмотря на огромный численный перевес противника, отвоевало его южную и центральную части. Италийцы всюду встречали Велизария с цветами, сопротивление оказал лишь Неаполь. Огромную роль в такой поддержке народа сыграла Христианская Церковь. Кроме того, в стане остготов царил разброд: убийство трусливого и коварного Теодата, бунт в войсках. Армия выбрала новым королём Вити-гиса - смелого солдата, но слабого политика. Он тоже не смог остановить наступление Велизария, и в декабре 536 г. византийская армия без боя заняла Рим. Духовенство и горожане устроили византийским солдатам торжественную встречу. Население Италии более не желало власти остготов, о чём свидетельствует следующий факт. Когда весной 537 г. пятитысячный отряд Велизария был осаждён в Риме огромной армией Витигиса, битва за Рим длилась 14 месяцев; несмотря на голод и болезни, римляне сохранили верность империи и не впустили Витигиса в город. Показательно и то, что и сам король остготов печатал монеты с портретом Юстиниана I - только власть императора считалась законной. Глубокой осенью 539 г. армия Велизария осадила столицу варваров Равенну, и через несколько месяцев, опираясь на поддержку друзей, императорские войска заняли её без боя.

Казалось, власть Юстиниана не знает границ, он в апогее своего могущества, сбываются планы восстановления Римской империи. Однако главные испытания ещё только ждали его державу. Тринадцатый год правления Юстиниана I был "чёрным годом" и начал полосу трудностей, преодолеть которые могли только вера, мужество и стойкость ромеев и их императора. Это был третий этап его царствования (540-558 гг.).

Ещё когда Велизарий вёл переговоры о капитуляции Равенны, персы нарушили подписанный ими десять лет назад "Вечный мир" с империей. Шах Хосров I с огромным войском вторгся в Сирию и осадил столицу провинции - богатейший город Антиохию. Жители смело защищались, но гарнизон оказался небоеспособным и разбежался. Персы взяли Антиохию, разграбили цветущий город и продали жителей в рабство. На следующий год войска Хосрова I вторглись в союзную с империей Лазику (Западная Грузия), началась затяжная византийско-персидская война. Гроза с Востока совпала с нашествием славян на Дунае. Пользуясь тем, что укрепления границы остались почти без гарнизонов (войска были в Италии и на Востоке), славяне дошли до самой столицы, прорвались через Длинные стены (три стены протяжённостью от Чёрного моря до Мраморного, защищающие предместья города) и начали грабить пригороды Константинополя. Велизарий был срочно переброшен на Восток, и ему удалось остановить нашествие персов, но пока его армии не было в Италии, там оживились остготы. Они выбрали королём молодого, красивого, смелого и умного Тотилу и под его руководством начали новую войну. Варвары зачисляли в армию беглых рабов и колонов, раздавали своим сторонникам земли Церкви и знати, привлекали тех, кого обидели византийцы. Очень быстро маленькая армия Тотилы заняла почти всю Италию; под контролем империи остались лишь порты, которые без флота взять было невозможно.

Но, наверное, самым тяжёлым испытанием для державы Юстиниана I стала страшная эпидемия чумы (541-543 гг.), унёсшая чуть ли не половину населения. Казалось, что невидимый купол Софии над империей дал трещину и в неё хлынули чёрные вихри смерти и разрушения.

Юстиниан хорошо понимал, что главная его сила перед лицом превосходящего противника - вера и сплочённость подданных. Поэтому одновременно с непрекращающейся войной с персами в Лазике, тяжёлой борьбой с Тотилой, который создал свой флот и захватил Сицилию, Сардинию и Корсику, внимание императора всё больше и больше занимали вопросы богословия. Некоторым казалось, что престарелый Юстиниан выжил из ума, проводя в такой критической ситуации дни и ночи за чтением Священного писания, изучением творений Отцев Церкви (традиционное название деятелей Христианской Церкви, создавших её догматику и организацию) и написанием собственных богословских трактатов. Однако император хорошо понимал, что именно в христианской вере ромеев их сила. Тогда была сформулирована знаменитая идея "симфонии Царства и Священства" - союза церкви и государства как гарантии мира - Империи.

В 543 г. Юстиниан написал трактат, осуждающий учение мистика, аскета и богослова III в. Оригена, отрицающее вечные муки грешников. Однако главное внимание император уделял преодолению раскола православных и монофизитов. Конфликт этот вот уже более 100 лет терзал Церковь. В 451 г. IV Вселенский собор в Халкидоне осудил монофизитов. Богословский спор был осложнён соперничеством между влиятельными центрами православия на Востоке - Александрией, Антиохией и Константинополем. Раскол между сторонниками Халкидонского собора и его противниками (православными и монофизитами) в царствование Юстиниана I принял особую остроту, так как монофизиты создали свою отдельную церковную иерархию. В 541 г. начинается деятельность известного монофизита Якова Барадея, который в одежде нищего обошёл все страны, населённые монофизитами, и восстановил монофизитскую церковь на Востоке. Религиозный конфликт осложнился национальным: греки и римляне, считавшие себя правящим народом в империи ромеев, были преимущественно православными, а копты и многие арабы - монофизитами. Для империи это было тем более опасно, что богатейшие провинции - Египет и Сирия - давали огромные суммы в казну и от поддержки правительства торгово-ремесленными кругами этих областей многое зависело. Пока была жива Феодора, она помогала смягчать конфликт, покровительствуя монофизитам, несмотря на нарекания православного духовенства, но в 548 г. императрица умерла. Юстиниан решил вынести вопрос о примирении с монофизитами на V Вселенский собор. Замысел императора сводился к тому, чтобы сгладить конфликт путём осуждения учения врагов монофизитов - Феодорита Киррского, Ивы Эдесского и Фёдора Мопсуэтского (так называемые "три главы"). Сложность состояла в том, что все они умерли в мире с Церковью. Можно ли осуждать умерших? После долгих колебаний Юстиниан решил, что можно, но с его решением не согласились Папа римский Вигилий и подавляющее большинство западных епископов. Император вывез Папу в Константинополь, держал его чуть ли не под домашним арестом, пытаясь добиться согласия под нажимом. После долгой борьбы и колебаний Вигилий сдался. В 553 г. V Вселенский собор в Константинополе осудил "три главы". Папа не участвовал в работе собора, ссылаясь на недомогание, и пытался противодействовать его решениям, но в конце концов всё же подписал их.

В истории этого собора следует различать его религиозный смысл, заключающийся в торжестве православного догмата о том, что божественная и человеческая природа соединены в Христе не-слиянно и нераздельно, и политические интриги, которые его сопровождали. Прямая цель Юстиниана не была достигнута: примирения с монофи-зитами не наступило, и чуть было не произошёл разрыв с западными епископами, недовольными решениями собора. Однако этот собор сыграл большую роль в духовной консолидации Православной Церкви, а это было крайне важно и в то время, и для последующих эпох. Время правления Юстиниана I было периодом религиозного подъёма. Именно в это время получила развитие церковная поэзия, написанная простым языком, одним из виднейших представителей которой был Роман Сладкопевец. Это была эпоха расцвета палестинского монашества, время Иоанна Лествичника и Исаака Сирина.

Произошёл перелом и в политических делах. В 552 г. Юстиниан снарядил новую армию для похода в Италию. На этот раз она отправилась сухопутной дорогой через Далмацию под командованием евнуха Нарсеса, храброго полководца и хитрого политика. В решающем сражении конница Тотилы атаковала войска Нарсеса, построенные полумесяцем, попала под перекрёстный обстрел лучников с флангов, обратилась в бегство и смяла свою же пехоту. Тотила был тяжело ранен и умер. В течение года византийская армия восстановила своё господство над всей Италией, а ещё через год Нарсес остановил и уничтожил полчища лангобардов, хлынувших на полуостров.

Италия была спасена от страшного разграбления. В 554 г. Юстиниан продолжил завоевания в Западном Средиземноморье, попытавшись захватить Испанию. Полностью этого сделать не удалось, но небольшая область на юго-востоке страны и Гибралтарский пролив перешли под господство Византии. Средиземное море вновь стало "Римским озером". В 555г. имперские войска разгромили огромное персидское войско в Лазике. Хосров I подписал сначала перемирие на шесть лет, а потом и мир. Удалось справиться и со славянской угрозой: Юстиниан I заключил союз с кочевниками-аварами, которые взяли на себя охрану дунайской границы империи и борьбу со славянами. В 558 г. этот договор вступил в силу. Для империи ромеев наступил долгожданный мир.

Последние годы правления Юстиниана I (559- 565 гг.) прошли спокойно. Финансы империи, ослабленные четвертьвековой борьбой и страшной эпидемией, восстанавливались, страна залечивала раны. 84-летний император не оставлял своих богословских занятий и надежд покончить с расколом в Церкви. Он даже написал близкий по духу монофизитам трактат о нетленности тела Христа. За сопротивление новым взглядам императора в ссылке оказались константинопольский патриарх и многие епископы. Юстиниан I одновременно был продолжателем традиций ранних христиан и наследником языческих кесарей. С одной стороны, он боролся против того, чтобы в Церкви были активны только священники, а миряне оставались лишь зрителями, с другой - постоянно вмешивался в церковные дела, смещая епископов по своему усмотрению. Юстиниан проводил реформы в духе евангельских заповедей - помогал бедным, облегчал положение рабов и колонов, восстанавливал города - и одновременно подвергал население жестокому налоговому гнёту. Пытался восстановить авторитет закона, но так и не смог уничтожить продажность и злоупотребления чиновников. Его попытки восстановить мир и стабильность на территории Византийской империи обернулись реками крови. И всё же, несмотря ни на что, империя Юстиниана была оазисом цивилизации в окружении языческих и варварских государств и поражала воображение современников.

Значение деяний великого императора выходит далеко за рамки его времени. Укрепление позиции Церкви, идейная и духовная консолидация православия сыграли огромную роль для становления средневекового общества. Кодекс императора Юстиниана I стал основой европейского права последующих веков.

Ее название происходит от старинного города Византий, основанного еще в VII веке до н.э. в проливе Босфор. Благодаря особенностям развития, Византия смогла удержать свою целостность свыше тысячи лет.

По географическому положению Византия- евразийское государство, включающее в себя европейские и азиатские земли. Такое расположение отразилось на населении страны. Здесь жили представители разных народов, говорящие на разных языках, исповедовавшие свои религии, почитающие свои обычаи. Однако большая часть византийцев - это греки, и иностранцы часто так называли всех жителей империи. Государственным был и греческий язык.

Основные занятия византийцев

  1. Земледелие Византии.

В равнинных районах, вдоль рек и на морском побережье выращивали виноградники и оливки, сеяли разнообразные злаковые культуры.

  1. Разведение скота.

В горах и на плоскогорьях успешно развивалось скотоводство.

  1. Добыча полезных ископаемых.

Жители империи освоили добычу золота, серебра, олова, меди, железа.

  1. Торговля Византии.

Благодаря удачному географическому положению, через территорию государства пролегали первостепенные торговые пути того времени:

  • из североафриканских и аравийских земель на территорию Европы;
  • путь, соединяющий Черное и Средиземное моря;
  • Великий шелковый путь.
  1. Византийское ремесло.

Работы византийских ремесленников славились по всему миру, а разнообразие их деятельности было удивительно. Наиболее известны:

  • оружейники;
  • обработчики золота и серебра;
  • портные;
  • резчики изделий из кости;
  • сапожники;
  • ткачи тканей из шелка.

Образец византийской шелковой ткани

Со временем представители одной ремесленной направленности стали объединяться.Так появились объединения ремесленников.

Освоение торгового мастерства и процветание ремесел благоприятствовало росту количества городских жителей. Империю стали называть «страной городов». Самые известные и крупнейшие города Византии той эпохи:

  • Константинополь;
  • Александрия;
  • Антиохия;
  • Эфес;
  • Никея.

Столица Византии - Константинополь

ВЫВОД:удачное географическое расположение столицы, евразийская направленность империи, ценные ремесла и многочисленные города, процветание занятий скотоводством и земледелием, пересечение главных торговых дорог позволили Византии не только обезопасить свои земли от варваров, но и расширить границы и укрепить свое влияние.

Императорская власть

Византийская империя - единое государство, в котором сложилась сложная, структурированная система государственного управления. Во главе государства находился император - василевс.

Безграничность - основная особенность власти императора в Византии. Все подданные и даже жители других государств считали василевса наместником Бога на земле. В руках императора Византии была сосредоточена государственная и церковная власть.

Система императорской власти в Византии

Единоличная власть византийского императора позволяла ему:

  • являться высшим судьей;
  • создавать законы;
  • командовать армией;
  • строить отношения с другими государствами;
  • принимать решение о начале войны и перемирии;
  • решать судьбу должности патриарха;
  • выбирать и освобождать от должности чиновников любого ранга;
  • вмешиваться в дела церкви;
  • распоряжаться казной.

Императорская канцелярия являлась правой рукой императора и ведала всеми делами в управлении государства. Под ее чутким контролем находилась жизнедеятельность каждого жителя от взимаемых налогов до повседневных забот.

Для удобства управления территорию империи поделили на отдельные области (префектуры) и округа (фемы). Их управлением занимались наместники, которых назначал император. Создавались специальные ведомства с исполнительными функциями: сбор налогов, доставка почты, обеспечение дорог, решение военных вопросов и другие. Чиновники ведомств назначались Василевсом и получали жалованье.

Безоговорочная власть василевса подчеркивалась особой пышностью, торжественностью и величием:

  1. Одеяния пурпурного цвета, расшитые золотом и драгоценными камнями.
  2. Диадема - украшение на голове, символ власти императора.
  3. Земные поклоны, обращенные к нему в качестве приветствия.
  4. Портреты императора на общественных зданиях.
  5. Сопровождение многочисленной свиты и охраны.

Единственное, что могло поставить под угрозу императорскую корону - титул византийского василевса не передавался по наследству. Теоретически любой политик мог взять власть императора в свои руки. Этот минус стимулировал развитие искусства управления. Императору приходилось постоянно быть на чеку и совершенствовать в себе навыки, ценные для того времени - мастерски убеждать, подкупать, льстить, сеять раздор среди врагов, предчувствовать опасность и предупреждать ее.

ВЫВОД: безграничная государственная и церковная власть в византийском государстве принадлежала правителям - василевсам.

Реформаторская деятельность Юстиниана

Юстиниан - так звали императора, при котором Византия достигла наивысшего могущества.

Биография этого человека отличается от большинства других историй правителей того времени. Он родом из небольшой деревушки, сын обычного крестьянина. В подростковом возрасте отправился для проживания в столицу Византии к родному дяде. Дядя Юстин служил при дворе короля придворным, имеющим определенное влияние. Благодаря положению своего родственника, Юстиниан получил достойное образование и освоил мастерство придворного. В весьма зрелом возрасте Юстин занял императорский трон, а племянника он назначил своим помощником.

Юстиниан обладал высокой энергичностью, активностью, светлым умом. Он производил впечатление открытого и любезного человека. С другой стороны, многие современники отмечали деспотичные и тиранические черты его характера. Византийский историк Прокопий утверждал, что он мог тихим и спокойным голосом отдавать приказы о жесточайших расправах. В сложных ситуациях, где требовалась решительность и смелость, он мог проявлять трусость и слабоволие. Юстиниан легко верил любым доносам и отдавал приказы о наказаниях, так как очень опасался покушений и заговоров.

Весьма романтична история любви Юстиниана и Феодоры. Он женился на ней вопреки общественному мнению, несмотря на то, что она была дочерью циркового сторожа и не имела знатного происхождения. Феодора была очень красива, умна, остроумна и талантлива.

Свой титул император Юстиниан принял в 527 году, находясь в 45-летнем возрасте. Основной целью для него была идея воссоздания объединенной Римской империи. Его главное политическое правило - единое государство,закон и религия. На основе этих утверждений строилось правление Юстиниана и его реформаторская деятельность.

Главные реформы Юстиниана

  1. Правовая реформа.

Составлен «Свод гражданского права», в который вошли законы императоров с объяснениями лучших юристов и законы самого Юстиниана. В основу этого документа и всей византийской правовой системы легло римское право - наиболее развитая система правосудия в Древнем мире. В «Своде гражданского права» Юстиниана впервые были представлены конкретные определения правовых норм и понятий, которые применяются и в настоящее время, спустя полтора тысячелетия со дня его создания.

  1. Развитие дипломатии.

Главный принцип дипломатии Юстиниана - «разделяй и властвуй».Суть этого принципа состояла в том, что он заключал союзы с одними государствами для вражды с другими, а затем менял союзников. Так же, он был уверен, что внося распри среди врагов, легче одержать победу над ними.

  1. Стремление к единству вероисповедания.

Для достижения внутригосударственной стабильности Юстиниан хотел установить единую христианскую религию на всей территории империи. Он закрыл известную Афинскую академию, основанную Платоном - древнегреческим философом, как место собраний философов-язычников.

Для решения важных церковных вопросов был организован Вселенский собор - съезд высшего христианского духовенства.

Для того, чтобы укрепить поддержку церкви Юстиниан преподносил ей драгоценные подарки,жаловал земли, строил храмы и соборы.

  1. Масштабное строительство.

Учитывая обширную территорию и продолжительные границы государства император Юстиниан в большом количестве возводил крепостные сооружения для отражения врага. К крепостям и гарнизонам прокладывались дорожные пути. Пострадавшие от нападений города восстанавливались, строились водопроводы, ипподромы, театры. Был возведен главный храм всего восточнохристианского мира - храм Святой Софии.

Итогом реформ правления Юстиниана стали очевидные успехи, но наряду с ними возникали и недовольства. Жители были возмущены высокими налогами, преследованиями за язычество, высокими ценами, притеснением властей. В 532 году жители Константинополя подняли восстание «Ника!», что означает «Побеждай!» Из-за восстания в городе начались многочисленные пожары, в результате которых погибло много людей и пострадали памятники архитектуры. Юстиниан, испугавшись восстания, хотел броситься в бегство, но мудрая Феодора его остановила. Помог подавить восстание Велисарий - византийский полководец.

ВЫВОД: император Юстиниан укрепил Византийскую империю, ему удалось сохранить традиции античного и восточного мира.

Захватнические войны и вторжения внешних врагов

Для достижения своей цели по восстановлению единой Римской империи, Юстиниан вел многочисленные войны во многих направлениях.

  1. Завоевание африканского королевства вандалов и захват Карфагена.

Несмотря на быструю победу, полностью подчинить эти территории удалось лишь спустя 15 лет из-за постоянных восстаний местного населения.

  1. Победа над королевством остготов в Италии.

Первой была завоевана Сицилия, затем южные территории и позднее - завоеван Рим. Но полного подчинения удалось добиться только через два десятилетия.

  1. Захват Испании.

Были заняты юго-западные территории этого государства.

  1. Многочисленные войны с Ираном у восточных границ.

В результате Византия уступила часть земель и вынуждена была выплачивать дань.

Богатства Византии привлекали другие народы и государства. После кончины Юстиниана империя постепенно начинает терять свои территории.

Нападения славян и арабов

Еще на заре VI столетия начались походы славян на Византию. Постепенно они начали расселяться на византийских землях - заняли северные районы Балканского полуострова, македонские и греческие земли.

В VII веке у южных границ начинаются войны арабов с Византией. Этим народам покорились ближневосточные и африканские районы империи.

ВЫВОД: после правления Юстиниана Византийская империя уменьшила свои границы почти на треть, сохранив лишь южную часть Балканского полуострова, часть территории в Италии и Малую Азию.