Города-призраки - категория населённых пунктов, которые слабо заселены или покинуты жителями по разным причинам. Будь то спад экономической активности, война, природные и техногенные катастрофы или другие факторы, которые делают некомфортным или невозможным проживание на данной территории. В отличии от исчезнувших городов, они порой сохраняют свой архитектурный облик и инфраструктуру. Вот три примера таких призраков.

Масштабная застройка жилой недвижимости в Китае началась около 17 лет назад, после внесения законопроекта, который разрешал гражданам покупать дома и квартиры в собственность. Плотность населения в Китае составляет 139 человек на один квадратный километр. Для сравнения, в России эта цифра равна 8, а в Соединенных Штатах Америки 33. Неудивительно, что коммерческие и государственные застройщики в погоне за «легким юанем» стали возводить гигантский жилые массивы и целые города,с заранее спланированной инфраструктурой, культурными объектами, общественными заведениями и торговыми центрами. Как итог - предложение значительно превысило спрос, и теперь на территории страны есть огромное количество городов-призраков, которые сложно назвать живыми.

Чэнгун

Чэнгун - город в провинции Юнань, строительство которого началось в 2003 году. Население провинции превышает 46 млн человек, а рядом с «призраком» находится 7-ми миллионный город. На территории Чэнгуна расположены здания, в которых больше чем 100 тысяч квартир. Один из районов города имеет развитую инфраструктуру: школу, больницы, кампусы двух университетов, большой стадион и скопление магазинов. Однако в городе по сей не живет никто, кроме охранников и рабочих.

Новый Хэби

Восточнее Чэнгуна, в провинции Хэньань, располагается специализирующийся на добыче угля город Хэби, который более двадцати лет назад получил младшего брата-призрака. В древнейшие времена в его округе правили четыре последние императора династии Инь, а когда-то рядом с ним располагалась столица вассального царства Вэй. По непонятным причинам в промышленный город Хэби российский тур-фирмы даже организовывают поездки, во время которых можно остановиться в одном из трехзвездочных отелей города. В отличии от своего старшего брата, Новый Хэби, который расположен всего в сорока километрах от исторической части «старого», не нужен абсолютно никому. Территория города занимает несколько сотен квадратных километров.

Кангбаши

Город Кангбаши в округе Ордос - населенный пункт, который рассчитан на 1 миллион человек. В строительство вложили более $200 млрд. за прошедшие 12 лет. На данный момент город не заселен даже на четверть, но в него перенесены правительственные учреждения из соседнего населенного пункта. Город полностью благоустроен и заполнен интересными архитектурными решениями. Площадь Чингисхана перед администрацией, удобная планировка улиц, городской музей, который внешне напоминает гигантскую металлическую картофелину, национальный театр, торговые центры и библиотека, которая имитирует заваливающуюся книжную полку. Только хочется напомнить: в городе почти никто не живет.


На самом деле, эти города не такие заброшенные, как может показаться на первый взгляд. Почти каждая квартира, здание и дом имеют своего владельца, который проживает в соседнем, перенаселенном городе. Проблема переезда заключается в нехватке рабочих мест, потере общения с семьей и близкими. Застройка используется гражданами Китая, как объект инвестиции. Так что рано или поздно города-призраки будут полезны как для государства (в финансовом плане), так и для обычных жителей Китая, которые хотят перебраться из гудящего города в новую, не особо заселенную территорию.


Пример «прибыльности» Кангбаши, на фоне других китайских «призраков» наиболее прозрачен. Город построен вблизи крупных месторождений природных ресурсов, и чем быстрее их начнут осваивать, тем быстрее город будет заселен под завязку. Район Шанхая - Пудун, двадцать лет назад тоже больше напоминал декорации, которые возвели на месте рисовых полей. Сейчас количество жителей города составляет более 3 млн. человек, а сам он стал финансовым и деловым центром страны.

Пустующие Китайские города - это некий план на будущее, который не имеет ничего общего с безлюдной после аварии на ЧАЭС Припятью, Детройтом, который пустеет из-за закрытия заводов, «исчезнувшим» после распада СССР Кадычаном и разрушенным городом на острове Хасима. Они просто ждут своих жителей.

P.S: Напоследок предлагаем прогуляться по острову Хасима, и понять, что «призраки» везде абсолютно разные. Хорошо, что благодаря «корпорации добра» вам не придется туда ехать.

Видение территориальной политики Китая в отношении соседних стран сложно понять на первый взгляд. За последнее десятилетие страна опередила многих конкурентов в развитии промышленной индустрии и экономического потенциала. Внедрила новейшие разработки научно-технической и инженерной мысли во всех сферах своей жизнедеятельности. Однако в замешательство приводит тот факт, что, несмотря на очевидный успех развития, со временем образовались мертвые города Китая . Занимаясь изучением этого вопроса на протяжении многих лет, Институт Дальнего Востока РАН задается вопросом: зачем Китай хочет расширять свои территории? Ведь он уже получил некоторые острова для свободной экономической зоны, так называемые «программы переселения» и имеет пролонгацию развития отсталых регионов России.

О каких пустующих городах Китая известно?

У самой «поднебесной» имеется в резерве свыше 60 млн нововозведенных квартир и домов со всеми удобствами и инфраструктурой «по последнему слову техники» (парки, стадионы), где при необходимости сможет разместиться половина жителей постсоветского пространства. Распределены они между более чем 15-ти незаселенными городами , среди которых выделяют основные:

  • Сишуань;
  • Ордос;
  • Кангбаши;
  • Тяньдучэн;
  • Темза-Таун.

Город Сишуань возведен в одном из самых суровых по погодным условиям районе – посреди пустыни во Внутренней Монголии. Имеет внешние сходства с трагично известным городом Припятью. За редким исключением в какой-нибудь квартире можно увидеть свет – людей здесь считанные единицы. Но покинутые жилища не разграблены – во многом это заслуга действующего в стране закона о смертной казни.

Высокоразвитый город-призрак Ордос построен в 2001 году на земле, богатой полезными ископаемыми. Это никак не покинутое раньше селение, а огромные площади пустующих квадратных метров вполне пригодного для жизни жилья. Большинство этой недвижимости раскупается еще на стадии начала строительства, тем не менее, сами китайцы не горят желанием туда заселяться. Они знают места для жизни лучше, например, деревня Бама на юге Китая, где природные и климатические условия совместно с ультракрасными солнечными лучами, активность которых самая высокая на планете, позволяют жить свыше 100 лет без болезней, тратя свое время желаемым образом.

Кангбаши – крупный город, который при наличии населения, насчитывал бы свыше миллиона людей. Он расположен вблизи Ордоса и должен был служить зоной урбанизации крестьян, однако, из-за отсутствия перспективы жители были вынуждены переехать в более выгодные регионы. Время, через которое город будет заселен хотя бы наполовину, – неизвестно.

Тяньдучэн . Пригород Гуанчжоу известен копией Эйфелевой башни, однако попытки сделать из региона подобие Парижа не увенчался успехом. Расценки на жилье здесь достаточно велики, а факт отсутствия инфраструктуры полностью исключает вероятность заселения здесь людьми. Немногочисленные местные жители пытаются выжить, исходя из малого, поэтому плантации с овощами можно увидеть даже вблизи памятников архитектуры города.

Темза-Таун . За счет возведенного в 2006 г города планировалось расширить масштабы Шанхая, однако проектировщик допустил ошибку. Вследствие этого, преобладающей численностью строений были одноэтажные дома, что противоречило первоначальной идее заселения на новую территорию большого количества жителей. В настоящее время местность заселена лишь на 10%: китайцы используют возведенные жилища лишь для проведения загородного отдыха.

Китай – одно из самых густонаселенных государств и первое по численности на земном шаре. Это доставляет ему массу проблем, заставляющих прибегнуть даже к на законодательном уровне. Поэтому еще более парадоксален факт строительства такого количества пустующих городов в Китае , некоторые из которых претендуют на звание мегаполисов.

Возможные причины создания мёртвых городов

Почему китайцы позволяют пустовать огромным территориям? Неужели среди миллионов нет людей, желающих заполнить эти города? Существует несколько объяснений данному явлению:

  • У большинства местных жителей, особенно молодого поколения, отсутствуют финансовые ресурсы для приобретения своего жилья. В перерасчете на соотношение стоимости квартиры к средней зарплате, обычному китайцу понадобится около 60 лет работы для осуществления столь желаемой покупки. А у тех обеспеченных собственников, кто способен осуществить приобретение подобных объектов, и без того достаточно недвижимости, чтобы позволить себе проживать в элитных регионах. Многие опровергают данное мнение, говоря, что у «небесной империи» (а сейчас еще и строительной) внушительные денежные запасы, позволяющие дождаться полного заселения в заброшенные города Китая не в ущерб капиталу страны, даже если они будут пустовать 5-10 лет. Может быть и так, но здесь речь идет о преобладающей части населения.
  • Политика властей, давших указание никого не заселять в эти города. Миллионы туристов доведут новые строения и улицы до состояния повседневного Пекина и Шанхая, еще больше ухудшая санитарные условия мегаполиса. Ведь именно по причине недопонимания культуры, быта и присущей только китайцам манеры поведения, представители европеоидной расы предпочитают ограничиться лишь путешествием в эту страну, а не жить здесь постоянно.
  • Некоторые из городов в дальнейшем могут быть предназначены для людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Суть проблемы заключается в законе об ограничении рождаемости. Используя методы ранней диагностики беременности, китайцы начали делать аборты в случае потенциального рождения девочки. Вследствие чего и наступил дефицит женщин, а затем переполнение населения мужчинами. Поэтому в стране стало обыденностью большое количество гомосексуалистов. Не исключено, что заброшенные города в будущем могут быть предназначены именно для такой территории людей.
  • Строительство перечисленных городов – это инвестиции скопившейся за последнее время денежной массы из-за бурного роста экономики для последующего переселения туда своих же граждан: рабочих заводов, фабрик и цехов, которые не будут пренебрегать также ипотечным кредитованием.
  • И наконец, теория военной концепции, характеризующая истинное лицо «восточного друга» и возвращающая к пониманию мотивации строительства Великой Китайской стены. Многоквартирные и частные дома, а также объекты инфраструктуры с подвальными бункерами для укрытия, рассчитанные на сотни тысяч человек. Вместе с широкополосными бетонными дорогами в направлении России, выдерживающими нагрузку тяжелой техники, они наталкивают на мысль о возможном нападении со стороны Китая, а опустошенные города, в таком случае, говорят о создании резервного жилья для оставшихся в живых солдат после ядерной контратаки. Вполне вероятно, что таким «угрожающим» постройкам мог послужить урок на чужой ошибке – опыт Хиросимы и Нагасаки.

Подводя итог этой темы, нужно усвоить одно: все эти города – многомиллиардные вложения средств, поэтому заброшены они лишь на время. Предположить событие, которое будет предшествовать глобальному заселению пустующих территорий, – сложно.

Поднебесная – густонаселенное и самое большое по численности государство на земле. Перенаселение заставило властей прибегнуть к введению ограничений на рождаемость, которое зафиксировано федеральными законами. В Китае постоянно возводятся новые города и пункты. Они имеют внушительные размеры, продумано все до мелочей. Но в них никто не проживает. Это парадоксальный факт строительства. В статье будут рассмотрены города-призраки в Китае.

О каких пустующих городах Китая известно

Ознакомимся с наиболее интересными призрачными местностями Поднебесной.

  • В пригороде Дая существует город Сишуань, который расположен на территории свыше 20 кв. км. Его строили долгие годы, сформировав превосходную инфраструктуру. Но не один десяток лет около 70% площади пустует. Поэтому его называют городом-призраком. Стоимость на недвижимое имущество этого района в 4 раза ниже, нежели в соседнем Шэньчжэне. Китайцы приобрели недвижимость, но в качестве инвестирования в надежде, что через какое-то время цены на квартиры существенно взлетят вверх. Сами владельцы квартир туда жить не отправляются, только иногда заезжают проверить, все ли в порядке с их недвижимостью.

В последние годы цены взлетели почти вдвое. Один квадратный метр обойдется в 5000 юаней, что около 714 долларов. Местность похожа на район, переживший эпидемию, где в живых осталось незначительное число населения. Изредка в окнах высотных домов можно наблюдать свет.

  • В городе Шэньчжоу существует самый огромный район-призрак. Постройка началась в 2003 году. Занимаемая территория составляет 150 квадратных метров. Не первый год она заселена меньше чем на 40%.

«Данные просочились в средства массовой информации. Представитель местной власти опроверг эту информацию, сказав, что число жителей города составляет 300 тысяч. Что составляет 7,5% от планируемого числа к 2020 году. По проекту там должно проживать не менее 4 миллиона человек».

  • Кангбаши мог бы вместить в себя более миллиона жителей Китая. Планировалось, что он послужит зоной урбанизации для крестьян. Но, не имея никаких перспектив, китайцы переехали в другие районы. Когда будет заселен город, неизвестно.
  • Тяньдучэн содержит копию Эйфелевой башни. Но сделать Париж хотя бы отдаленно не получилось. Стоимость недвижимости большая. Инфраструктура отсутствует. Немногочисленные китайцы пытаются здесь выжить, засеивая плантации прямо рядом с памятниками.
  • Темза-Таун предназначался для того, чтобы расширить Шанхай. Но из-за ошибки проектировщика множество зданий построились одноэтажными. Это противоречило основной задумке властей, которые намеривались заселить в город большое количество жителей. Сейчас здесь заселено всего 10% площади. На фото местность выглядит однообразной.

Зачем создают мертвые города

Спутниковые тарелки ежегодно фиксируют возводимые города-призраки. Они включают в себя офисные, правительственные сооружения, стадионы, многоэтажные дома, башни, парки. Всех их связывает одно – отсутствие людей. По дорогам передвигаются только строительные бригады и чиновники. С первого взгляда ситуация напоминает атомную катастрофу Припяти, когда гражданам пришлось покинуть все дома. Но жить в этих пунктах можно. Здесь имеется все необходимая инфраструктура. Дома построены по современному дизайну и оснащены всем нужным для проживания.


Разработка проекта, постройка города обошлись в крупные суммы – миллиарды долларов. Выглядит подозрительным, что такие поселения расположены вдали от торговых путей, предприятий, в самых неблагоприятных и плохо освоенных районах Китайской Народной Республики.

Местные журналисты делятся информацией, что сейчас в стране 20 городов-призраков и 70 миллионов пустующих новых домов. Рассмотрим самые популярные версии, зачем Китай строит пустые города.

Одно из предположений – пункты созданы в качестве резервного фонда Китая на случай ядерной войны. Наносить удар будут по существующим жилым домам. Восстановить их потом сложно, проблематично и слишком дорого. Проще отстроить новые города со всеми удобствами заблаговременно и разместить туда людей в случае необходимости.

Жители Китая говорят, что строительство таких городов – ошибка местных властей в прогнозировании. Виной тому стала тотальная урбанизация. Государство предлагает выгодные условия, но почему население в своем большинстве несогласно туда переезжать, неизвестно.

Некоторые политологи уверены, что такие китайские города-призраки – часть грандиозного плана в будущем развитии страны. Численность жителей стремительно растет, поэтому власти решили строить жилые пункты на будущее. Эксперты говорят, что правительство страны выгодно вкладывает свои инвестиции – заботится о гражданах и в дальнейшем получит финансовую выгоду после продажи недвижимости.

Очередная версия указывает, что воздвижение городов является антикризисной мерой властей Китая. В 1930-е года Рузвельт спасал США от Великой Депрессии, отстраивая новые школы, дома, тюрьмы, больницы и дороги. Это помогло избежать безработицы и вывести страну из кризиса. Но китайцы не стали дожидаться бедственного положения.

В Китае проживает несколько десятков миллионов строителей, которым необходимо кормить свои семьи. ВВП страны прекращает расти, экономика держится на заемных средствах. Кризис может наступить в любой момент. Призрачные города станут объектами заселения жителей по тревоге.

Заброшенные города Китая

В стране повсеместно выстраивают новые города, где никто не проживает. Некоторые из них не достроены, другие готовы к заселению, но пустуют. Список призрачных городов:

  • Кангбаши расположен во Внутренней Монголии. Проект составляли с нуля, планировалось, что это будет самый крупный город. Сюда хотели заселить около миллиона китайцев. Но проживают около 5%.

Этот город – самый большой. Средств на его строительство не пожалели. Вложены огромные суммы, фантазия. Соорудили скверы, фонтаны, парки, музеи, 10 спальных районов, подземные дороги. Но почти везде господствует пустота и тишина.

  • Ордос потрясает своей чистотой. Вместо граждан встречаются дворники, которые убирают дороги, тротуары. Город был основан в 2001 году на территории, богатой полезными ископаемыми. Сейчас на нем проживает несколько тысяч граждан Китая. Мегаполис имеет множество пустых супермаркетов, библиотек, автобусов.

«Местный житель шутит: «А что если…это мечта чиновников. Город без людей»».

В этой местности не случается пробок. По дорогам проезжают автобусы, на остановках никого нет. О численности населения ничего не известно, официальных данных нет. В этом месте находится «Монгольский Диснейленд». Имеется туристическое бюро, в котором сотрудники играют в «Энгри Бердс» и получают зарплату.

  • В Чэнгуне расположена администрация города-миллионера Куньмина. Но местность мертвая. Жители Китая не хотят там жить.
  • Цаофэйдянь планировался стать сверхэкологичным городом. Его воздвигли всего в нескольких сотнях километров от столицы Китая. В пункте должны были использовать лишь возобновляемую энергию. Граждане должны показывать, как прекрасно проживать в местности с чистой экологией. В строительство вложили 90 миллиардов. Но он пустует до сих пор. В жилых домах пустые квартиры с черновой отделкой. В помещениях тепло, там включено отопление.

Заключение

Подытоживая вышесказанное, необходимо заметить, что во все заброшенные и пустующие города КНР были вложены огромные денежные средства, человеческие ресурсы. Поэтому заброшены они на непродолжительный отрезок времени. Угадать, что подвигнет жителей заселить эти места, сложно. Будет ли правительство строить другие города-призраки, предположительно да.

Снимки со спутников показывают города как огромные площадки для создания апокалиптических фильмов, где ядерная война, наводнение или другой катаклизм истребил всех жителей. Остались лишь высотки, стадионы, парки. Также на фото заметно, что автомобилей почти нет. Лишь припаркованные 100 штук около здания правительства. В КНР расположено около 64 миллиона незаселенных домов.

Говорят, высокие налоги на недвижимость и не лучшее качество строительства сдерживают людей от переселения в Ордос. В городе проживает около 100 000 человек, но большая его часть пустует.

«Весь город похож на постапокалиптическую космическую станцию из фантастического фильма», – говорит фотограф Рафаэль Оливье (Raphael Olivier), который побывал в нём и сделал серию снимков под названием «Ордос – несбывшаяся утопия». С кадрами этого автора предлагаем ознакомиться ниже.

Ордос расположен в провинции Внутренняя Монголия. В этом районе находится одна шестая часть угольных запасов Китая.

Google Maps

В конце 90-х и начале 2000-х годов частные горнодобывающие компании получили права на разработку этих месторождений. Развитие добывающей промышленности привело к крупным налоговым поступлениям.

Добыча угля около Ордоса в ноябре 2015 года. Mark Schiefelbein/AP

«Местные власти решили с нуля построить этот чрезвычайно амбициозный город», – говорит Оливье. В 2005 году сотни миллионов инвестировали в инфраструктуру и недвижимость.

Но к 2010 году выяснилось, что спрос на новоявленном рынке жилья отсутствует. По словам Оливье, высокие налоги на недвижимость сдерживают семьи от переезда в Ордос.

К тому же «Новый город» Ордос стоит всего в нескольких километрах от процветающего провинциального «Старого города». «Люди просто не видят смысла в переезде», – говорит Оливье.

«В итоге лишь правительственные чиновники и строители-мигранты посчитали целесообразным здесь обосноваться, а большая часть города не заселена», – говорит Оливье.

В 2010 году пустовали 90% квартир.

Ордос напоминает футуристический город.

Туристы и журналисты приезжают сюда, чтобы запечатлеть его завораживающую архитектуру и жутковатость.

Две конные статуи в центре. Лошадей считают символом города, они представляют кочевую культуру.

Городской музей искусства «похож на приземлившийся объект», как заявили архитекторы MAD Architects.

Стадион Дуншэн в Ордосе рассчитан на 35 000 зрителей, но столько народу здесь никогда не бывало.

Эта заброшенная вилла – часть проекта «Ордос 100», для реализации которого пригласили 100 архитекторов, чтобы спроектировать посёлок с жилой площадью 1000 квадратных метров.

Строить старались быстро и дёшево, поэтому ряд конструкций обветшал вскоре после возведения. Многие здания стоят недостроенные.

Последние несколько лет местное правительство прилагает усилия по привлечению жителей. Крестьян подкупают «щедрой компенсацией и бесплатными квартирами», лишь бы переселились.

Государственные учреждения из округи в 32 км переместили в Ордос, чтобы привлечь госслужащих к переселению ближе к месту работы.

В Ордосе появились филиалы хороших вузов. Пустые многоквартирные дома преобразовали в общежития, где расселили студентов.

В результате подобных усилий население Ордоса выросло до 100 000 человек. Однако сложно назвать точную численность жителей. Некоторые полагают, что правительство скрывает цифры, чтобы не раскрывать градостроительную катастрофу.

И всё же Ордос пока далёк от того, чтобы стать полностью населённым.

Китай – страна с самой большой численностью населения в мире. На 2015 год число жителей Поднебесной составило 1, 371 миллиарда человек. Несмотря на такие показатели, за последние пару десятков лет экономика Китайской Народной Республики совершила гигантский скачок, обогнав многие ведущие страны мира. Это сподвигло правительство КНР на новые реформы и создание смелых проектов, многие из которых оказались провальными и не принесли желаемой выручки. Впрочем, китайцев это не смущает.

В начале 2000-х годов правительство Китая пустило в ход программу расширения рынка недвижимости. На огромной территории страны существовало большое количество пустующих участков земли, которые решили освоить методом строительства новых городов. Учитывая темпы роста населения китайцев, такое решение выглядит довольно логичным, но на деле реализация уперлась в тупик.

После вступления программы в силу, огромное количество строительных компаний начали возведение новых жилых районов в существующих городах, а также постройка целых населенных пунктов. Застройщики предполагали, что китайцы с удовольствием начнут уезжать из шумных мегаполисов в новые города. На деле все пошло не так, как планировалось, и мертвые города-призраки остаются практически пустыми по сей день.

Примечательно, что постройка таких мертвых городов ведется по сей день и программа продолжает работать, поэтому ежегодно на территории Китая появляются огромные жилые комплексы, которые никому не нужны.

Мы подготовили для вас подборку таких городов, где жизнь практически остановилась, а редкие прохожие на улице вызывают скорее удивление и какое-то чувство отчужденности.

1. Темза-таун

Копирование других городов и их стилей популярно у человечества с давних пор. Например, в США есть целый ряд населенных пунктов с названием Москва, а Санкт-Петербург во Флориде по красоте может сравниться с крупнейшими городами мира.

В 2001 году в рамках проекта расширения жилой территории страны, под раздачу попал мегаполис Шанхай. Девелоперы начали застройку близлежащих территорий города новыми, более мелкими населенными пунктами. В одном из таких городков было принято решение использовать классическую лондонскую стилистику со всеми подробностями, включая невысокие жилые дома, знаменитые красные телефонные будки, пожарные гидранты и даже ночные фонари были скопированы.

Строительство города, который получил название Thames Town (Город Темзы) было закончено в 2006 году. Правительство планировало, что такой городок, рассчитанный на 10 тысяч человек, сможет отвлечь жителей от центра Шанхая, чтобы разгрузить перенаселенный мегаполис, но на деле все пошло не так, как ожидалось. Хитрые и богатые китайцы начали скупать недвижимость в Темза-тауне исключительно в виде инвестиций своих денег в будущее, но жить там совсем не планировали. Жилье разошлось очень быстро, однако заселились в этот город единицы, и теперь Темза-таун превратился практически в мертвый город, где можно встретить редких жителей, брачующихся молодых людей и туристов.
Этот город не спасает даже то, что он расположен всего в 4 километрах от главной линии метро Шанхая.

2. Тяньдучэн

Мертвый город Тяньдучэн является частью провинции Чжэцзян. Неподалеку от него находится столица провинции, один из крупнейших туристических городов Китая – Ханчжоу.
Добро пожаловать в Париж! Точнее в китайский Париж, строительство которого было начато в 2007 году, но местные СМИ уже говорят о том, что это почти мертвый город-призрак.
В Тяньдучэн произошла та же ситуация, что и с Темза-таун. Городок, который был рассчитан также на 10 тысяч человек, стал жертвой инвестиций китайских семей, которые просто скупили дешевое жилье для своих детей, но заселяться туда не планируют.

Если вы собрались посетить Тяньдучэн, то первое, с чем вы столкнетесь, это, скорее всего, 108-метровая копия парижской Эйфелевой башни. Весь город также выполнен в стиле, присущем столице Франции. Здесь и характерная лепнина на жилых домах, и четко очерченные газоны с прогулочными дорожками. Даже деревья, которые растут на обочинах, были тщательно подобраны в соответствии с теми, что растут в Париже.

Пешеходов на улице мало, еще меньше автомобилей на дорогах. По данным некоторых СМИ, город заполнен лишь на пятую часть, и в ближайшее время заселения новых жильцов не предвидится. Никто не хочет срываться с насиженного места в городок, где не так развита инфраструктура, как в любимом мегаполисе.

Несмотря на оскорбительные заявления о том, что Тяньдучэн мертвый город, правительство Китая не оставляет надежд, что когда-нибудь он станет огромным мегаполисом, который будет привлекать своими красотами жителей страны и туристов со всего мира. Тем временем китайская урбанизация продолжается.

3. Инкоу, провинция Ляонин

Инкоу отличается от своих собратьев мертвых городов тем, что он не пытается копировать чью-то архитектуру или стиль. Здания здесь выполнены в традиционном стиле, присущем социалистическому государству. Только заселять их пока некем.

Почти 10 лет назад правительством провинции Ляонин и ее председателем Ли Кэцяном в частности, был запущен масштабный проект по перестроению экономики региона таким образом, чтобы она была менее зависима от добычи полезных ископаемых и производства металлов. Шахты постепенно израсходовали свои ресурсы, но кормить регион чем-то было надо. Для этого было решено привлечь в область другие активно развивающиеся отрасли, которые бы компенсировали финансовый провал.

Для работников новой инфраструктуры решили построить новое жилье по сниженным тарифам, так началось возведение новых городов и пристройка районов к существующим.
Инкоу стал одним из городов, куда изначальные инвестиции в строительство вливались особенно бодро, поэтому там в считанные годы вырос целый лес высотных новостроек, которые впоследствии оказались никому не нужны. В результате часть строек заморозили по сей день, от других и вовсе отказались.

На самом деле Инкоу является местом жительства для более чем 2 миллионов человек, однако площадь этого города составляет 5402 км2, что очень много для такого количества жителей. Для сравнения, площадь Москвы 2511 км2. Если в центре Инкоу и есть какая-то жизнь, то на его окраинах при взгляде на пустынные улицы пробегают мурашки по спине от постапокалиптического вида.

4. Ордос

История Ордоса также связана с Великой китайской урбанизацией. Когда в монгольских степях были обнаружены большие залежи угля, туда устремились сотни китайских компаний по добыче полезных ископаемых. Правительство начало скупать земли фермеров, которые, в свою очередь, становились работниками на шахтах. Большие и далеко идущие планы по разработке местной территории заставили Китай спроектировать огромный город, который планировалось заселить работниками ближайших предприятий, а позже привлечь другие компании на расширение сферы их влияния.

Благоустройство территории Ордоса шло полным ходом. Трудолюбивые китайцы построили множество музеев, причудливых скульптур, театров и огромный стадион. Но все это так и осталось стоять нетронутым, в город площадью 86 752 км² заселилось всего полтора миллиона человек. Главной причиной этого стала ошибка расчета рентабельности угольных предприятий, которые начали работать себе в убыток.

Улицы мертвого города-призрака Ордоса пустынны и навевают неприятные мысли о всемирном апокалипсисе. Прохожих на улице практически нет, зато очень много работников коммунальных служб. Именно благодаря им на территории этого огромного города очень чисто, и это поражает немногочисленных туристов, которые добавили этот город в свой туристический маршрут. Многие действительно целенаправленно едут посмотреть именно на пустой город.

На улицах Ордоса вы не встретите пробок. Несмотря на то, что движение общественного транспорта здесь организовано весьма грамотно, все автобусы ездят практически пустые. Многие местные жители предпочитают добираться на работу на велосипедах и мопедах, тем более, что здесь можно ездить прямо по шоссе.

В планах китайского правительства переселить в подобные города большую часть сельского населения. Связано это не только с заботой о своих гражданах, но и на ориентированности экономики страны. Деревенские жители практически не покупают товары местного производства за ненадобностью. Они обеспечивают себя всем сами, в том числе жильем и едой. Если сельскому жителю и понадобится что-то раз в год, так это какая-нибудь запчасть для трактора или инструменты для возделывания земли. Такая позиция не устраивает власти КНР, поэтому на переселение 100 миллионов сельских жителей в каменные массивы планируется потратить почти 7 триллионов долларов.

Чтобы заставить крестьян переселяться в Ордос, чиновникам пришлось идти на ухищрения. Например, школы и больницы в сельской местности стали закрывать, чтобы перенести их в город. Таким образом у бедных китайцев не оставалось иного выбора, как собрать свои пожитки и отправиться на проживание в каменный лес.

Еще одна проблема, с которой столкнулись власти при переселении сельских жителей в большой город – это вопрос воспитания. Вы можете вывезти человека из деревни, но деревню из человека никогда. Переселенцы не соблюдают элементарных правил личной гигиены, справляют нужду на обочине тротуара, бросают окурки на землю и сплевывают там же, а мыться могут в самых неожиданных местах. Например, в общественных туалетах какого-нибудь музея. Терпеливые работники городских служб направляют все силы на то, чтобы перевоспитать бескультурных крестьян мертвого города и дать шанс на развитие жизни в этом свидетельстве провала урбанизации.

Пока что Ордос является крупнейшим мертвым городом-призраком в мире, который не сдается в своих попытках стать очередным мегаполисом и свидетельством развитой экономики Поднебесной.

5. Новый Хэби

Еще один практически мертвый город Китая, который пострадал из-за плановой экономики страны и всеобщей урбанизации. Здесь, как и в Ордосе, ведется массовая добыча угля. За счет предприятий угольнодобывающей отрасли и живет Новый Хэби.

Когда правительство Китая захотело освоить новые угольные месторождения, было принято решение заложить новый город рядом со старым Хэби. Почти 20 лет назад в 40 километрах от старого города началось строительство населенного пункта под названием Новый Хэби.

Рентабельность новых угольных шахт опять оказалась под вопросом, а быстрорастущий город никто не хотел заселять. На протяжении двух десятилетий большая территория в несколько сотен квадратных километров остается пустующей. В отличие от других городов-призраков, здесь жители Китая даже не стали скупать недвижимость в качестве инвестиций. Если в Темза-тауне и Тяньдучэне изначальная стоимость жилья была очень мала, но через несколько лет увеличилась в несколько раз, то в Новом Хэби ситуация обстоит довольно плачевно и роста стоимости не предвидится.

Несмотря на то, что люди отказываются заселяться в этот город, здесь все также действует план по расширению и урбанизации. Строительные компании продолжат возводить новые здания и другие объекты инфраструктуры в надежде на то, что китайская программа по переселению сработает.

6. Чэнгун

Несмотря на то, что китайские власти избегают таких формулировок, многие журналисты и жители страны называют Чэнгун очередным мертвым городом призраком на карте Китая.

В 2003 году правительство решило использовать территорию малонаселенного уезда Чэнгун для расширения территории городского округа Куньмин, который был столицей провинции Юньнань. Всего за несколько лет девелоперские компании возвели на этом месте огромный район с тысячами домов, в которые планировалось заселить почти 1,5 миллиона человек. В городе построили большое количество школ и даже два университета, а также здания правительства. Но урбанизация в Чэнгун пошла не по плану, и китайцы отказываются заселяться в этот город, предпочитая оставаться в родных местах. Во многом это связано и с плохим транспортным сообщением, а также отсутствующей инфраструктурой, хотя все предпосылки для ее существования есть.

Впрочем, инвестиции в покупку жилплощади на территории города Чэнгун идут активно. Богатые китайские семьи не прочь купить жилье про запас для своих потомков, или же просто в целях заработка в виду будущего роста цен на квадратный метр жилья в этом районе.
В 2010 году в прессе начали активно появляться публикации, что Чэнгун стал одним из самых больших городов-призраков в Азии. Возможно, именно это стало толчком для власти кардинально пересмотреть свои решения по урбанизации этого района.

Недовольство китайцев отсутствием нормального транспортного сообщения планируется удовлетворить. В районе активно ведется строительство железных дорог, а недавно в эксплуатацию была введена скоростная дорога, соединяющая центр столицы Куньмин с Чэнгуном.

Также правительство предполагает, что жителей заставит заселяться близость к кампусу нового университета Юньнань и к другим объектам общественного назначения.
Еще одна неприятная новость ожидает китайцев, которые уже купили квартиры в Чэнгуне в виде вложений. Местное муниципальное правительство полагает, что снижение цен на жилье в Чэнгуне в несколько раз по сравнению с Куньмином, заставит жителей переселяться на эту территорию, поэтому инвестиции скупщиков могут серьезно пострадать.
Возводя такие города-призраки как Чэнгун, Китай совершенно не заботится о дизайне и архитектуре. Многие жители высказывают недовольство однотипными и унылыми блочными домами, которые своим серым цветом отпугнут кого угодно.


***
Китайские чиновники очень неохотно говорят о существовании мертвых городов-призраков. Плановая экономика КНР терпит существенные убытки из-за того, что китайцы ведут себя не так, как предполагало правительство.

Недавно СМИ сообщили, что по всему Китаю пустует почти 65 миллионов квартир. Это удалось выяснить с помощью энергетической компании, которая проверила показания счетчиков электроэнергии. По подсчетам, такого количества квартир было бы достаточно для проживания почти 200 миллионов человек.

Сельские жители очень неохотно перебираются в городские застройки. Они не готовы отказаться от привычного образа жизни в угоду правительству. Кроме того, препятствием заселению новых городов являются китайские бизнесмены, которые во время кризиса начали скупать недвижимость в городах-призраках целыми небоскребами, пытаясь избежать банкротства. Формально квартиры принадлежат владельцу, но на деле они пустуют.

Пока Китай не разработает новый план по предотвращению скупки жилья в качестве инвестиций, у вас есть шанс посетить настоящие мертвые города, где на пустынных улицах едва теплится жизнь.

#Китай #путешествия #туризм #сталкеры