Памятка 11

«Особенности организации разнообразных типов занятий и способов выполнения работ продуктивной деятельности в разных возрастных группах»

Типы занятий:

· По сообщению новых знаний и новых способов изображения (информационно-рецептивный метод – доминирующий метод обучения)

· Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действий (продуктивный метод – доминирующий метод обучения)

· Творческие занятия (эвристический метод)

Типы занятий дифференцируются по характеру доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформулированной в задачах:

Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения;

Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений;

Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

В каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуются цель, задачи, методы обучения изобразительной деятельности. В педагогическом процессе все эти типы занятий имеют место. Однако, личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без учета индивидуальности.

Различают занятия по способу выполнения :

· По представлению

· По памяти

· С натуры

· По замыслу

Памятка 12

«Особенности организации занятий по рисованию и способов выполнения работ в разных возрастных группах»

Различают следующие виды занятий по содержанию изображения:



· Предметное

· Сюжетное

· Декоративное

Различают по способу:

· Рисование по замыслу

· По памяти

· С натуры

Предметное рисование.

Направлено на освоение основных способов изображения (форма, строение, цвет, техника рисования).

Задачи обучения:

1. Формировать у детей познавательный интерес к миру предметов, человеку, и эмоционально откликаться.

2. Формировать у дошкольников обобщённое представление об изображаемых предметах.

3. Формируются обобщённые способы изображения предметов, умение предавать: форму (близкую к геометрической, затем к индивидуальной), строение предмета и пропорциональное отношение в предмете.

4. Развивать чувство цвета, формы, ритма и композиции.

5. Стимулировать самостоятельность и творчество.

Требования к размещению натуры:

· Свет должен падать справа или слева (в зависимости от детей – правши, левши).

· Не ставить против света.

· Расстояние до натуры примерно 1,5 метра.

· Натура на уровне глаз или чуть выше.

· Сзади натуры устанавливается фон.

Сюжетно-тематическое рисование.

Задачи:

1. Формирование интереса к окружающим предметам и явлениям природы.

2. Развивать у детей умение замасливать образ, определять заранее содержание и некоторые способы изображения.

3. Обучение некоторым доступным способам изображение сюжета:

· Приём создания простейших композиций, т.е. расположение изображений по всей плоскости листа (это характерно для младших групп), «Цветы на лугу» (ср. гр.).

· Расположение изображения на широкой полосе листа (старшая группа), намечают линию горизонта, размещение предметов ближних планов (низ лита – крупно), (дальних планов верх - меньше).

· Учить изображать в рисунке главное, выделяя размером, формой, цветом (ср. и старшая группа); учить передавать в рисунке отношение предметов по величине и взаимному расположению в пространстве; учить детей передавать движения и позы главных героев.

4. Побуждать дошкольников к самостоятельности.

Декоративное рисование.

ДПИ – одно из древнейших искусств, по своим мотивам схоже с природой. Оно вносит в жизнь радость яркими, сочными красками, выразительно наполнена мудростью и красотой, поэтому оно понятно и доступно дошкольникам. Вводится ДПИ со средней группы.

Задачи:

1. Развитие у детей любви, уважение к своей родине, чувство патриотизма.

2. Формирование интереса у детей к народному искусству, понимание его особенностей.

3. Формирование обобщённых знаний, соответствующих изобразительных умений, по разным видам промыслов (умение различать композиции, колорит, характерные элементы, материалы).

4. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы, творчества (при создании узоров).

Особое место в обучении рисованию (декоративному) отводится образцу воспитателя. Воспитатель вынужден использовать образец, т.к. в предметах искусства узоры сложны для детского восприятия.

Существуют разные виды образца:

1. Образец для прямого следования – прямое подражание – детям даётся готовая информация и образец (информационно-рецептивный метод).

2. Неоконченный образец – детям предлагается воспроизвести часть рисунка по образцу, а часть – придумать самим (частично поисковый метод).

3. Вариативные образцы – представлены разные варианты решения одной и той же задачи.

Любой образец должен быть выполнен в стиле определённого промысла. Размер образца должен быть в 1,5 – 2 раза больше детских работ.

Техники рисования

Благодаря освоению различных техник, художественные образы детей становятся более выразительными и содержательными. Об этом свидетельствуют исследования Р.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой и др.

Техники рисования условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

1.Классические (традиционные) техники рисования по использованию материалов: масляная; карандашная; акварельная; гуашевая; темперная.

2. Неклассические (нетрадиционные) техники рисования: рисование по сырой бумаге; рисование по мятой бумаге; рисование пластилином;рисование двумя красками; рисование восковыми мелками; рисование на стекле; монотипия; пальцеграфия; кляксография; силуэтное рисование; граттаж (цветная восковка);батик;коллаж; витраж; набрызг; печатки, штампы.

Памятка 13

Образец оформления титульного листа

Конспекта продуктивной деятельности в ДОУ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ СПО ПК №13 ИМ. С.Я. МАРШАКА

Конспект

проведения продуктивной деятельности

(возрастная группа)

Вид деятельности _______________

(рисование, аппликация, лепка, конструирование)

на тему: « »

ГБОУ детский сад (компенсирующего или комбинированного вида, если есть)

Проводит:

Студентка группы ___

(Ф.И.О.)

Проверил преподаватель:

Запольских О.С.

Оценка .

Оценка за проведение конспекта

Оценка .

Дата проведения (число, месяц, год)

Цель:

Задачи:

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Предварительная работа:

Оборудование:

Демонстрационный материал–

Раздаточный материал

Вид продуктивной деятельности: (нужное написать)

Рисование

Аппликация

Конструирование

Форма организации продуктивной деятельности: (нужное написать)

Фронтальная

Групповая

- коллективная

Ход работы

I Вводная часть ( мин.)

– мотивация к деятельности

Варвара Латина
Организация продуктивной деятельности в группах детей старшего дошкольного возраста.

Понятие «продуктивная деятельность» включает в себя несколько видов активности - рисование, конструирование, лепку, аппликацию, - традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, то есть особым образом отображают реальный мир.

Перечисленные виды активности представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата. Продуктивная деятельность - это превращение того или иного исходного материала (комплекса материалов) в конкретный продукт в соответствии с поставленной целью (замыслом).

Продуктивная деятельность в дошкольном учреждении организуется по отдельным ее видам в рамках специальных занятий, одинаковых для всех (вне контекста конкретных детских интересов). Цель таких занятий, зачастую, научить ребенка специальным умениям и навыкам работы с теми или иными материалами и инструментами.

Программ по обучению детей рисованию, лепке, конструированию и пр. в настоящее время очень много; некоторые вписаны в целостные дошкольные образовательные программы, другие существуют как отдельные (парциальные). Воспитатель, не имея никаких оснований для выбора (от каких упражнений можно отказаться, какие необходимы, вынужден точно следовать программно-заданным содержанием. Это сковывает его инициативу и исключает возможность гибко проектировать содержание работы, ориентируясь на особенности детей группы и их конкретные интересы.

Для того чтобы педагог мог гибко проектировать работу со своей группой, ему нужно уметь самому подбирать подходящие содержания из имеющегося множества, учитывая, с одной стороны, развивающие задачи, а с другой - интересы детей группы. Для этого необходимо иначе взглянуть на знакомые содержания, иным образом их систематизировать. Взяв за основу основания систематизации содержаний представляют своего рода посредствующее звено между развивающими задачами и конкретными содержаниями продуктивной деятельности, позволяющими их реализовывать.

Первым основанием для систематизации и подбора конкретного содержания продуктивной деятельности взрослого с детьми могут быть четыре типа работы:

1)работа по образцам;

2)работа с незавершенными продуктами;

3)работа по графическим схемам;

4)работа по словесному описанию цели-условий.

В данных типах работы реализуется весь спектр обще развивающих функций продуктивной деятельности. Прежде всего, это эмоционально-личностное становление ребенка - в развитии «чувства инициативы», которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Продуктивная деятельность так же создает условия для формирования целеполагания и способности к длительным волевым усилиям. К спектру общеразвивающих функций следует отнести развитие творческой активности и совершенствование ручной моторики, которому способствует продуктивная деятельность любого рода.

Для старших дошкольников целесообразно использовать все типы работы, от более простых к более сложным:

От "Работы по образца" к "Работе по графическим схемам";

От "Работы с незавершенными продуктами" к "Работе по словесному описанию".

По мере взросления детей необходимо постепенно усложнять предлагаемые им цели в плане состава и объема промежуточных операций, необходимых для достижения конечного результата.

Каждый из типов работы, может быть, развернут с самыми разнообразными материалами. Это такие традиционные материалы как: бумага (белая и цветная, картон, различные конструктивные объемные модули (картонные и спичечные коробки, кусочки пенопласта, природный материал, выступающий в функции объемных модулей, - желуди, шишки, ракушки и пр., кусочки ткани, бросовый материал, графические и живописные материалы (простые и цветные карандаши, восковые мелки, гуашевые краски, пластические материалы (пластилин, глина, соленое тесто, проволока). Все они могут использоваться как в чистом виде, так и во всевозможных сочетаниях.

Вторым основанием подбора конкретных содержаний для совместной деятельности взрослого с детьми могут быть смысловые поля. Каждый из развивающих типов работы нужно включить («упаковать») в смысловые поля, которые, обусловят привлекательность работы для дошкольников и выведут продуктивную деятельность в более широкое культурное пространство.

Смысловые поля могут быть определенны исходя из субкультурных содержаний, привлекающих старших дошкольников, и общеобразовательных задач введения детей в мир человеческой культуры: изобразительного и театрального искусства, архитектуры, художественного дизайна.

В качестве таких смысловых полей «обрамляющих» работу, можно предложить следующие:

Изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности;

Создание произведений для собственной художественной галереи;

Создание коллекций;

Создание макетов;

Изготовление украшений-сувениров;

Создание книги;

Изготовление предметов для собственного театра.

Остановимся на каждом подробнее.

1. Изготовление игрушек, игровых материалов и предметов, обслуживающих познавательно-исследовательскую деятельность детей. Работа в этой «упаковке» строится, по преимуществу, на конструктивных материалах, но может включать и сочетание разнообразных материалов (конструктивные, изобразительные, бумага, ткани и пр.) и развивать соответствующие специфические умения и навыки.

Подбор конкретной тематики зависит от актуальных игровых интересов детей группы (например, самолеты и кораблики или мебель для маленьких кукол из объемных модулей и бумаги и т. п., и реализуемых в этот момент задач познавательно-исследовательской деятельности (к примеру, картонные горки и трамплины для опытов с движением, парашюты и вертушки для опытов с воздушными потоками).

Возможны все типы работы, но наиболее адекватна для этой «упаковки» работа по образцам и схемам.

2. Создание и оформление работ для собственной художественной галереи. Эта «упаковка» связанна с художественной изобразительной деятельностью (живопись, лепка, коллаж – аппликация) и соответствующими материалами. Используется для введения детей в виды и жанры изобразительного искусства, знакомства с основами гармоний линий, цветов, масс (объемов, гармоничным сочетанием частей в целостном пространстве.

Целенаправленное создание работ для определенной, периодически сменяющейся экспозиции собственной художественной галереи (по жанрам, темам, материалам) позволяет в осмысленной для детей форме ориентировать их на овладение все более сложными изобразительными средствами, на совершенствование специфических для изобразительной деятельности умений и навыков.

Для этой «упаковки» более всего подойдут работа с незавершенными продуктами (свободное завершение неопределенных цветовых и графических набросков, кляксография и т. п.) и работа по словесному описанию (обсуждение темы, замыслов, словесное описание детьми будущего результата). В отдельных случаях возможна работа с использованием образцов (например, декоративное рисование).

3. Создание коллекций разного рода и их оформление (от оформления гербария до создания коллекции моделей транспортных средств, марок и монет для воображаемой страны и т. п.). Работа в этой «упаковке» преимущественно связана с моделированием отдельных вещей (включающим собственно конструктивные и художественные элементы) и их классификацией, связывающей ее с познавательно – исследовательской деятельностью. Может использоваться для введения детей в культурное пространство Музея как места сбора и хранения коллекций (возможен выход на создание собственного музея).

Наиболее подходящие типы работы - по образцам и схемам (возможно использование и других типов работы).

4. Создание макетов как предметное воплощение целостных возможных миров (вымышленных, реалистических, представленных в художественной литературе, мультфильмах, детской сюжетной игре. Работы в этой «упаковке» могут быть постепенно дополняющимися, и длящимися, пока в группе удерживается увлечение той или иной историей, сказкой или игрой. К примеру, макеты сказочных городов с дворцами и крепостями, космодромов и аэродромов, морских портов, зоопарков, различных ландшафтов. Работа такого рода включает элементы конструирования и художественного изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Она сочетается с введением элементарных представлений о природных и культурных ландшафтах, о видах архитектурных сооружений, искусстве архитектуры. Продукт работы может использоваться в режиссерской игре детей.

Самые подходящие типы работы - с незавершенным продуктом (частично оформленным воспитателем полем макета, требующим заполнения) и по словесному описанию (обсуждение предполагаемых эле-ментов макета). Возможно сочетание этих типов работы с работой по образцам («умножение» отдельных элементов макета).

5. Изготовление украшений и сувениров к тем или иным общезначимым событиям (праздникам). Работа в этой «упаковке» дает возможность широкого использования разнообразных материалов (включая элементы рисования, аппликации, конструирования); связывает детскую жизнь с традициями и обычаями общества; ориентирует на художественное оформление пространства или вещи. Примерами могут служить поздравительные открытки и пригласительные билеты, афиши и праздничные панно, гирлянды, елочные украшения, подарки близким и пр. Целесообразно использование всех типов работы.

6. Создание и оформление Книги. Эта «упаковка» включает широкий комплекс работ по изготовлению и иллюстрированию книг на основе рассказов детей, подготовке и сборке тематических словарей с собственными рисунками (или специально подобранными и наклеенными, ведению летописи группы, дневника природы и пр. Такая работа предполагает развитие изобразительных умений (иллюстрация - рисунок: предметный, сюжетный, орнамент). Она используется для введения многоаспектного представления о книге (книга - как вещь, как синтез искусств, как источник знания); связывает продуктивную деятельность с познавательно-исследовательской, со словесным творчеством детей, способствует освоению чтения и письма. Может иметь выход на создание собственной библиотеки группы как хранилища приобретенных знаний. Наиболее подходящие типы работы - с незавершенным продуктом и по словесному описанию.

7. Подготовка материалов для собственного Театра (спектакля). Театр как общий смысловой контекст для разнообразных работ (изготовление декораций, реквизита, элементов костюмов для спектакля, материалов для кукольного и плоскостного театра и пр.) связывает продуктивную деятельность с детской сюжетной игрой, с чтением художественной литературы. Сочетание различных материалов (конструктивных, графических, живописных) позволяет использовать эту «упаковку» для совершенствования широкого спектра изобразительных и конструктивных умений, навыков работы с разными инструментами. Возможно использование всех типов работы для этой «упаковки».

Каждая из представленных «упаковок» наполняется конкретным тематическим содержанием в зависимости от актуальных интересов группы, тематики познавательно-исследовательской деятельности, художественных текстов, читаемых в настоящее время, интересных событий, происходящих внутри и за пределами детского сада. Именно этим определяется выбор конкретной темы для работы: какие игрушки мастерить, что рисовать, какие коллекции или макеты создавать, какой спектакль оформлять и т. д.

Некоторые из этих смысловых полей воспитатели могут использовать в своей работе, но делать это эпизодически, время от времени, «разбавляя» ими занятия (например, сезонное изготовление поделок из природного материала, подарков к праздникам).

Таким образом, в подборе содержаний для совместной партнерской продуктивной деятельности взрослого с детьми целесообразно опираться одновременно на типы работы и на смысловые поля.

Использование такого подхода для систематизации и подбора продуктивной деятельности,позволит разнообразить программный материал, освобождая всех участников образовательного процесса от излишней регламентации.

Список литература:

1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.-208 с.

Продуктивная деятельность - это деятельность, направленная на получение какого-либо продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами (Н.И. Ганошенко).

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника.

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.

Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей .

Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).

Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.

В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией развиваются познавательные процессы:

  • - Уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.
  • - В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.
  • - Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы ее решения.
  • - Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход. дошкольный возрастной продуктивный
  • - На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся:

  • 1. с геометрическими объемными формами,
  • 2. получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.
  • 3. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах,
  • 4. Понятия о стороне, углах, центре.
  • 5. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности

  • 1. целеустремленности в работе, умении довести ее до конца,
  • 2. аккуратности,
  • 3. умения работать в коллективе,
  • 4. трудолюбия,

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности - является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Продуктивные виды деятельности в значительной мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом.

Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом

На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.

Войтюк Валентина
Консультация «Методы организации продуктивной деятельности»

Консультация

Организация продуктивных видов деятельности

детей дошкольного возраста

Методы в организации

продуктивной деятельности детей

Информационно – рецептивный

Он направлен на организацию и обеспечение восприятия готовой информации

Репродуктивный

Он направлен на закрепление упрочнение и углубление знаний усвоения способов деятельности которые уже известны.

Эвристический

Направлен на пооперационное или поэлементарное обучение процедурам деятельности .

Педагог ставит перед детьми решение не целостной задачи, а отдельных её элементов направляя на поиск решений.

(Педагог сообщает факт, дети делают вывод. Педагог ставит проблему, а дети выдвигают гипотезы её решения.

Исследовательский

Самостоятельное решение целостной задачи детьми.

Все эти общедидактические методы реализуются через систему приёмов.

1. Наглядные

Приёмы 2. Словесные

3. Игровые

Ведущими в продуктивной деятельности являются наглядные приёмы :

Наглядные приёмы

1. Наблюдение

В процессе наблюдения формируются у ребёнка представление об изображаемом предмете, об окружающем мире.

Требования к наблюдению

1. Целенаправленность (особенности объекта)

2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия

3. Осмысленность наблюдения (осознание тех свойств, которые предстоит изобразить : форма, цвет. Пропорции, расположение в пространстве и т. д.)

4. Активность детей (эмоциональная, речевая, мыслительная, двигательная)

5. Повторность наблюдения (изменяющиеся условия)

6. Учёт возрастных особенностей детей.

Особенности наблюдения в разных возрастных группах

1 младшая гр.

Выделяют один, два признака направления (например : цвет, ритм)

Наблюдение кратковременное

Не даётся установка на последующее изображение предмета

Воспитатель при изображении сам выбирает форму и цвет

Наблюдение происходит в действии, в игре

2 младшая группа

В наблюдение включают элемент обследования жестом (пальчиком очертить форму)

Средняя группа

Наблюдение более длительное

Выделяется несколько признаков (цвет, форма, строение - части, расположение в пространстве)

Повторное наблюдение с усложнением содержания и способов познания

Вопросы не только репродуктивного , но и поискового характера.

В конце наблюдения детям говорят о предстоящей работе.

Рисунки должны быть более сложные, могут быть предметные и сюжетные, черты индивидуальности проявляться за счёт композиции, деталей – дополнений, разнообразия цвета)

Старший возраст

Цель сообщается после эмоционального восприятия детьми объекта

Помочь детям выплеснуть чувства, выразить себя

Побуждать детей к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств

Обращать внимание на расположение предметов , рассматривать вблизи и издали. Сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве : ближе к нам, дальше, справа, слева.

Формировать изобразительное представление (как можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт.

В момент наблюдения спланировать будущий рисунок.

2. Обследование

Целенаправленное аналитико – синтетическое восприятие объекта осязательно – двигательным и зрительным путём.

У детей формируется представление об объекте, что ложиться в основу изображения.

Обследование – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изобразить.

Вычленение внешних изобразительных признаков

Обследование можно разделить на 3 этапа

1 этап – целостное, эмоциональное восприятие предмета, через какой то выразительный признак (например Пушистый котёнок – самый выразительный признак «пушистый»

Цель : вызвать желание изобразить.

2 этап – аналитическое восприятие предмета т. е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.

Порядок выделения. Соответствует с последовательностью изображения

1. Выделяют и называют самую крупную часть предмета и её назначение.

2. Определяют форму этой части (выносят зависимость формы от её назначения, условий жизни и т. д.)

3. Определяют положение этой части в пространстве (различия у разных видов одного предмета : у сонны ствол – толстый и прямой, потоньше и скривлённый)

4. Затем выделяют другую достаточно крупную часть, выясняют положение, форму, величину её по отношению к основной.

5. Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а выполняется в соответствии с натурой.

6. Обращают внимание на детали

При обследовании используется обследующий жест : обвести пальчиком форму, зрительно сопровождать движение руки.

3 этап - целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее целостный образ.

Обследующий жест – подчиняется форме.

Младшая гр.

Совместный жест взрослого и ребёнка (Пальчик бежит нигде не останавливается. Форма круглая)

Средняя группа

Словом уточняется расположение частей предмета. (на верху, внизу, с одной стороны)

Обследуемый жест и зрительный контроль

Важно побуждать действовать жестом и вслух называть части. Формы.

Выяснять зависимость формы и названия предмета, его частей

Старшая группа

Внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте

Основную форму передают обобщением, приближая её к соответствующей геометрической форме (круг, овал)

Обращать внимание на линии прямого и округлого характера.

Использовать приём сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравнении подобных предметов между собой (обобщающий способ изображения.)

Обращать внимание на разнообразие предметов одного типа , учить видеть их выразительность, своеобразие каждого.

Помочь разрушить шаблонное изображение.

Обследование в разных видах изобразительной деятельности

Аппликация

Обследующий жест как и в рисовании, только обводить в другую сторону (справа налево)

Обследующий жест воспитателя сопровождается словом. (ваза : внизу линия округлая, сверху у горлышка– прямая)

Порядок операций в обследовании предмета в основном повторяет их порядок в лепке.

Порядок обследования в лепке предметов круглой и овальной формы с рельефными особенностями (яблоко, груша, огурец) . И сложной расчлененной формы

1. Выделение общей формы если предмет целостный.

Выделение формы основной части если предмет расчленённой формы.

2. Выделение специфической характерной формы (отличия от геометрической формы)

3. Определение формы других частей и сравнение с формой центральной части.

4. Определение величины других частей. По сравнению с основной.

5. Определение положения этих частей по отношению к основной

6. Внимание фиксируется на основных рельефных особенностях, уточняющих специфическую форму (в яблоке углубление, форму мелких деталей – клюв, ушки)

Движение пальцев при обследовании – соответствуют движению пальцев при лепке.

Схема лепки при данном обследовании

(круглой формы)

1. Создание основной формы, близкой к геометрической фигуре

2. Лепка формы специфической

3. Лепка основных рельефных особенностей предмета

4. Дополнительные детали (веточки, листочки)

Схема лепки – при данном обследовании

(сложной расчленённой формы)

1. Лепка подставки

2. Лепка основной наиболее крупной части (обобщенной формы)

3. Лепка других крупных частей обобщённой формы

4. Лепка специфической (характерной формы этих крупных частей)

5. Соединение крупных частей в одно целое.

6. Лепка мелких деталей предмета

7. Обрботка поверхностей

Зависимость обследования от способа изображения

Изображение с натуры

Рассматривают в том ракурсе, в котором будет выполнено изображение. Фиксируют внимание на видимых частях

Изображение по представлению

Важно, чтобы дети смогли «увидеть» не только основные формы предмета, строение, но и возможные их варианты. (разные яблоки, разные машины)

Обследовать лучше натуральные предметы, обследование игрушек, скульптур, животных, птиц проводить только после наблюдений в природе, чтобы дети представляли образ «живым» выразительным не статичным.

Обследование по возможности лучше проводить после наблюдений.

3. Рассматривание

Картин и книжных иллюстраций

Широко используемый метод

Ни в коем случае картины или книжную иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания.

Это косвенный приём обучения, применяется для предварительного формирования представлений и замыслов, когда невозможно познакомить детей с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия.

Использовать после наблюдения, с целью уточнения, обогащения представлений

4. Образец

Образец – это, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий.

Нельзя злоупотреблять этим приёмом – дети рисуя по образцу, рисуют по видению воспитателя, а не по своему замыслу.

Результат – однообразие работ, не умение рисовать самостоятельно.

Наиболее применим в аппликации, декоративном рисовании.

При декоративном рисовании детям предлагают 2-3 примерных образца, и помогают им увидеть общее и различия.

Показ – публичная демонстрация одного из вариантов изображения

Широко используемы метод . Используется при ознакомлении с техникой работы, с новыми способами изображения.

Показ может быть :

1. Полный показ

2. Частичный показ

3. Общий показ (для всех детей сразу)

4. Индивидуальный показ

5. Показ педагога

6. Показ в форме совместного действия педагога и ребёнка

7. Показ способа действий ребёнком.

Словесные приёмы

Беседа - организованный педагогом разговор , во время которого воспитатель пользуется вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию представлений об изображаемом предмете или явлении.

Максимальное стимулирование детской активности

Используется в первой части работы и после завершения

2. Пояснение

Пояснение – способ воздействия на сознание детей, помогающий понять и усвоить, что и как делать.

Совет используется при затруднениях детей. Важно не спешить с советом – дать ребёнку самостоятельно найти решение.

4. Напоминание

Напоминание – короткое указание. Используют перед началом процесса. Чаще речь идёт о последовательности выполнения работы, планировании и организации деятельности .

5. Поощрение

Поощрение следует чаще применять в работе с детьми. Оно вызывает желание выполнять работу хорошо, старательно. Вселяет в детей ощущение успеха.

Ни в коем случае нельзя публично критиковать работу детей, уничтожать рисунки, поделки. Такими методами – можно воспитать закомплексованного, неудачника.

6. Художественное слово

Художественное слово – вызывает интерес к теме, к содержанию изображения. Помогает привлечь внимание к детским работам. Создаёт эмоциональный настрой.

Словесные приёмы неотделимы от наглядных и игровых.

Игровые приёмы

Игровые приёмы нацелены на решения дидактических задач, созданию мотивации к деятельности .

Признаки игровых приёмов

1. Игровая задача – цель предстоящих игровых действий (построим мишке домик, позовём Петрушку в гости)

2. Развитие игрового замысла (сделаем Петрушке фотографию на память)

3. Игровые действия (дети фотографы – рисуют фотографии, дарят Петрушке)

Игровые действия бывают :

1. Моторные (практические)

2. Имитирующие действие (машут рукой – как крылом.)

3. Изобразительными (рисунок в воздухе – снегопад)

4. Звукоподражанием

Игровые приёмы – это способы совместного развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Характер игровых приёмов

1. Сюжетно – игровая ситуация по типу режиссерских игр.

Обыгрывание предметов или игрушек (пришёл Буратино очень расстроенный. Что не увидел г. Усть-Кут, где живут дети. Как можно помочь Буратино)

Обыгрывание изображения (нарисовали дорожку – по ней катится колобок, нарисованная птичка летает, клюёт зерна)

Обыгрывание незаконченного изображения с целью анализа, создаваемого образца (цыплёнку сыпет кроши. Почему он не клюёт? У него нет клюва – надо дорисовать, а то он останется голодный)

2. Игровые приёмы с ролевым поведением детей и взрослых

Детям предлагают роль гончаров, художников, строителей, фотографов и т. д.)

Виды изобразительной деятельности

1. Изобразительная деятельность по представлению (по воображению)

Подготовка на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного

Участие процессов памяти

Рисование по представлению на основе впечатлений полученных из различных источников (события. книги. телевидение. мультфильмы, наблюдения)

(Такой вид наиболее естественен для дошкольников.)

Изображения по литературным, музыкальным произведениям

Изображения по замыслу на свободную тему выбранную самим ребёнком по содержанию может быть предметным, сюжетным, декоративным)

Изображения на свободную тему с ограниченной тематикой («моя любимая игрушка» , «Все работы хороши - выбирай на вкус»

2. Изобразительная деятельность по памяти

Чаще проводится в старшей группе, в подготовительной группе в конце года

Процесс воспроизведения на бумаге какого – либо объекта в том пространственном положении, в котором находился этот объект в момент восприятия.

Развитие восприятия, наблюдательности, зрительной памяти, приучение детей к наблюдению и запоминанию, а затем к воспроизведению (для рисования малодетальных предметов , или простых пейзажей)

Последовательность действий.

1 этап – наблюдение – целостное эмоциональное восприятие

Перед рисованием внимательно рассмотреть, обследовать, запомнить, чтобы затем нарисовать очень похоже – такую задачу следует ставить после первого обследования. На эмоциональном подъёме.

2 этап – выделение главных объектов их своеобразие (форма. Цвет, величина, пропорции, место расположение)

3 этап – вспомнить, представить рисунок. Подумать с чего следует начать рисование.

4 этап – После просмотра обратить внимание на качестве запоминания.

3. Изображение с натуры.

Изображение предмета в процессе его непосредственного восприятия с определённой точки обзора, с целью как можно более точной и выразительной его передаче.

- задачи : учить всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, различать своеобразие, точно передавать в рисунке.

Начинать обучение с плоской или приближённой к плоской натуре, затем прямоугольных форм с фронтальной стороны (не был виден объём) небольшим количеством деталей не заслонявших друг-друга.

Устанавливать натуру. Чтобы дети видели самую характерную сторону (на уровне глаз ребёнка)

Натура должна представлять интерес (ветка черёмухи отцветёт, а мы её красоту сохраним в рисунке)

- воспитатель говорит : «Как видим - так и рисуем. Сколько листочков справа – столько рисуем справа…»)

Можно простым карандашом делать набросок, чтобы наметить пропорции и спланировать изображение.

Изобразительная деятельность , где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности

(рисование, лепка, аппликация)

Обобщенный способ действий помогает детям ориентироваться в различных видах художественной деятельности

1. Восприятие – умение всматриваться в предметы, явления – как первая ориентировка

2. Ориентировка в окружающих цветах, формах в процессе изобразительной деятельности

3. Способы самостоятельных действий при выборе выразительных средств

4. Способы творческих действий в передаче образа в рисунке, лепке. Аппликации

В этом случае наиболее полно раскрываются возможности поисковой деятельности

5. Сотворчество воспитатели и детей (вместе с воспитателем выполняют ряд заданий, представляющий результат коллективной работы

Педагогический поиск развития экспериментальной деятельности в ДОУ по экологическому воспитанию Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание...

Инновационные формы сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников Семья и ДОУ - два важных института воспитания и развития ребенка. Их функции различны, но для полноценного содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и педагогов. В соответствии с Законом «Об...

Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда. Чем дальше вглубь веков, тем всё живей и величественней развернутся они в нашей памяти. Не раз ещё сожмётся наше сердце при воспоминании о тех страшных днях, годах, которые пережила наша Родина, наш народ...

« Не забывайте птиц зимой» Покормите птиц зимой, Бросьте горстку крошек, И пускай снуют порой Стайки у окошек. Бросьте горсточку зерна. Много им не надо. И зима не так страшна Будет для крылатых. Им не дайте в лютый час Гибнуть...