Сегодня в государственных школах преподаются самые разнообразные учебные дисциплины - биология, физика, химия, алгебра, литература, иностранные языки и проч. - которые должны способствовать формированию гармоничной и образованной личности. Но некоторые ученые уверены, что список обязательных школьных предметов должен быть совсем другим.

1. Основы написания фантастических романов


Если спросить любого ученика начальной школы, то он скажет: сочинять собственные истории - весело. Множество ученых утверждают, что для лучшего развития образного мышления, детям стоило бы не только учить классическую литературу, но также учиться писать книги самим.

2. Прикладная механика (изобретательство)


В школах, как правило, учат абстрактную алгебру и геометрию, которая мало кому пригодится в жизни. Большинство детей считает эти предметы скучными, поскольку курс обучения предусматривает только голую теорию. Наверняка, больше людей бы начали увлекаться точными науками, если бы они учили их на практических примерах, изобретая при этом различные устройства. Может, в мире появился бы новый Леонардо да Винчи.

3. Кинопроизводство


В некоторых государственных школах существуют театральные кружки, посещение которых факультативное, а не обязательное. Но в таких кружках обычно учат исполнительскому мастерству. Учитывая, какими темпами в мире развивается киноиндустрия, стоило бы учить детей, как нужно снимать фильмы или сериалы. К примеру, стоит только представить, насколько бы больше снял гениальных фильмов Стивен Спилберг, если бы он получил соответствующее образование еще в школе.

4. Латынь


В современном мире очень важно знать не только свой родной язык. Латынь же является основой любого языка романской группы. Если получить хотя бы базовые знания латыни в школе, то потом будет намного проще выучить испанский, итальянский, португальский и французский языки.

5. Многоконфессиональное богословие


По окончанию государственной школы или колледжа, большинство молодых людей не имеет ни малейшего понятия о тонкостях трактования большинства основных религий мира. Чтобы не судить предвзято о верованиях других народностей, стоило бы ознакомиться с плюсами и минусами каждой из них.

6. История философии


Конечно, стоит быть реалистами и не полагаться на то, что дети смогут полностью осмыслить всю сложность и абстракцию философской науки. Но основы философии могли бы пригодиться в повседневной жизни: люди перестали бы мыслить слишком однобоко. Все знаменитые политики зачастую руководствовались в своей работе и принятии решений трудами таких гениев, как Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Гаутама, Сунь Цзы и множества других.

7. Спорт


В всех школах есть уроки физкультуры, предназначенные для поддержания общей физической формы детей. Гораздо практичнее было бы, чтобы дети кроме бега и прыжков также узнавали основы и правила популярных видов спорта, таких как футбол или баскетбол.

8. Шахматы

Большинство людей имеют крайне смутное представление о том, как ходят разные фигуры в шахматах. Во всем мире есть только 1000 международных гроссмейстеров. При этом, абсолютно все ученые признают, что шахматы - отличный инструмент для развития ума. Профессиональные шахматисты почти всегда показывают более лучшие результаты в точных науках, а также гораздо более усидчивые и имеют более аналитическое мышление.

9. Музыка


Уроки музыки есть практически в любой школе, но знания, которые получают дети, очень обрывочные. К примеру, Бетховену может быть посвящен разве что абзац в учебнике, а большинство старшеклассников не знают вообще ничего о Рахманинове. Классическая музыка явно не была бы лишней в школьной программе.

10. Боевые искусства


В уроки физкультуры не лишним было бы включить основы преподавания боевых искусств, чтобы дети могли защитить себя от хулиганов. Также дети могли бы приобрести большую уверенность в своих силах, что помогло бы им в дальнейшей жизни.

Как только человек становится взрослым, он понимает, что в школе его учили совсем не тому, что можно использовать в реальной жизни. В нашем предыдущем обзоре .

Уроки черчения отменили в школах 5-6 лет назад. Но где-то ещё преподают этот предмет в качестве факультатива или вместо нескольких часов технологии в неделю в старших классах.

Споры о необходимости и ненужности черчения не утихают и сегодня, когда этот предмет уже исключили из общей школьной программы. Одни считают — черчение абсолютно бесполезный предмет. Другие, напротив, утверждают, что без навыков «начерталки» в старших классах, а тем более в техническом вузе, никуда.

«Я бывший учитель черчения. „Бывший“ звучит очень грустно. Предмет свой обожаю, но последние три года вынуждена вести его только в виде элективного курса, — пишет в социальной сети работников образования педагог Наталья Зайцева . — А разве за 17 часов возможно дать полный материал по этому сложному и, на мой взгляд, очень интересному предмету? А как страдают дети, которые не посещают мой курс, а потом в 10 классе сталкиваются со стереометрией и не могут построить элементарное геометрическое тело. Непонятно, зачем было его отменять? Зато введены основы маркетинга, основы делового общения... Видно, действительно, стране не нужны инженеры. Печально».

В профессиональной сети многие педагоги высказывают сожаление по поводу отмены черчения и надеются, что предмет со временем всё же вернут в общую школьную программу.

Логика

Ещё один предмет из советского прошлого, который не вписался в концепцию современного образования — логика.

Логика преподавалась в школах как обязательный предмет в 50-х годах XX века. ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 г. признал недопустимым, что в средней школе эти предметы не изучаются. При этом логика была востребована в средних учебных заведениях и раньше. Только после событий «Великого Октября» этот предмет был запрещен к изучению не только в школах, но и в вузах.

Однако после окончания войны, по поручению Сталина , дисциплину вновь вернули в учебную программу. Но как только «вождь» умер, предмет опять исключили из школьного расписания. При Хрущёве логику запретили окончательно, мотивируя это заботой об учениках, чтобы не перегружать излишне школяров.

В настоящее время логика не является обязательным предметом в школе, поэтому каждое учебное заведение решает самостоятельно — включать её в учебный план или нет.

Астрономия

Изучение движения небесных тел для школьников отменили в 2008 году. А между тем астрономия входила в курс обязательных школьных наук со времён Петра I . До революции в России выпускалось свыше 40 различных учебников по этой дисциплине. Постепенное её размытие в школьной программе началось в 1993 году — курс астрономии не вписывался в конструкцию основного учебного плана.

Сегодня формально астрономия в школах не запрещена. Просто чиновники от науки не могут найти ей место в структуре современных образовательных стандартов. Чего же в ней всё-таки больше — природоведения, физики или химии? Или всё же дисциплина будет лучше восприниматься как отдельный предмет? Учёные и педагоги спорят до сих пор.

Начальная военная подготовка

Начальная военная подготовка в аттестате зрелости как учебный предмет не указывалась. Как правило, она проводилась под руководством участников ВОВ или офицеров вооруженных сил, отправленных в запас.

Учащихся 8-10 классов обучали строевой, огневой и тактической подготовке, рассказывали о характере и особенностях отечественных вооруженных сил. Учили разбирать и собирать автомат, пользоваться ручной гранатой, противогазом, дозиметрами, обучали основам оказания первой медицинской помощи и т.д.

Сегодня такого предмета даже в качестве факультатива в российских школах не осталось (за исключением специализированных учебных заведений). В отличие от некоторых государств бывшего СССР, где допризывная подготовка молодёжи в школах по-прежнему ведётся.

Чистописание

Каллиграфия — предмет, доставшийся в наследство советской образовательной школе от царской России. В расписание он был внесен как «чистописание». Эта дисциплина требовала от учеников младшей школы усидчивости и высокой концентрации внимания. Школьников учили не только чисто писать, но и держать правильно ручку, чтобы буквы получались аккуратными и красивыми.

Сегодня роль чистописания отводится многочисленным прописям. При этом на то, как младшеклассники держат ручку, в школе никто особого внимания не обращает.

Этика и психология семейной жизни

Был и такой опыт в российской общеобразовательной программе. Ученики изучали, какое место занимает семья в различных культурах, обсуждали роль семьи в воспитании личности, психологию отношений. Вопросы сексуального просвещения в содержание данного курса не входили.

Носил предмет информационно-познавательный характер — итоговая оценка по нему в аттестат не вносилась.

Сегодня уполномоченный по правам ребёнка в РФ Павле Астахов считает возможным вернуться вновь к преподаванию в школах дисциплины «Этика и психология семейной жизни». Омбудсмен даже обратился с соответствующим письмом к министру по науке и образованию.

Конституция СССР

Конституция СССР изучалась в 7 классе. Школьникам рассказывали о государственном устройстве страны, роли руководящей партии, а также основных правах и обязанностях советских граждан. Предмет был исключён из общей программы в 1958 году. Зато добавлены в расписание были физкультура и труд.

И, если о других предметах ещё идут споры о возможности их вновь вернуть в учебную программу, то изучать Конституцию СССР, просто нет надобности. Сегодня Россия — другое государство с новой Конституцией и другим государственным устройством. Эти вопросы уже изучаются в рамках предмета «Обществознание», который включён в обязательную школьную программу.

Закон Божий

Вплоть до 1917 года в России существовали Правила о церковно-приходских школах. В них оговаривалось, кто должен осуществлять обучение и декларировалось «православное учение веры».

1 августа 1909 г. в Петербурге на Всероссийском съезде преподавателей Закона Божьего в светских учебных заведениях было решено использовать свежую методику обучения. А именно постараться приблизить дисциплину к современному укладу жизни. Только спустя несколько лет — в сентябре 1917 года было принято определение Поместного Собора «О преподавании Закона Божия в школе», в котором отмечалось, что во всех государственных и частных школах, где есть православные учащиеся, Закон Божий должен стать обязательным уроком. При этом Закон Божий рассматривался не только как учебный предмет, но прежде как воспитательный. Ученики изучали историю Ветхого и Нового заветов, богослужение христианской православной церкви, катехизис.

С приходом к власти большевиков Закон Божий исчез из школьной программы. Только в 1991 году в России официально возродилось религиозное воспитание и обучение в воскресных школах и православных гимназиях. Сегодня его упрощенный вариант преподают факультативно, без оценки знаний, в 4 классе общеобразовательной школы при выборе дисциплины «Основы православной культуры».

Латынь

В России, начиная со времён правления Петра I и вплоть до Октябрьской революции, латынь занимала одно из почётных мест в программе образования классических гимназий. В высшие учебные заведения зачисляли только выпускников-гимназистов.

Сегодня латинский язык изучается разве что только в специализированных лицеях или гимназиях, но в общую школьную программу не включён. В отличие от дореволюционного образования такая латынь носит сугубо «прикладной характер» для тех, кто решил связать свою жизнь с медициной: изучается специализированная терминология, наименования болезней и патологических состояний, правила выписывания рецептов.

При этом любопытный факт — практика показывает, что владеющие и пользующиеся латынью живут до преклонных лет и крайне редко впадают в маразм. Всё дело в том, что они всю жизнь упражняют свою память и заучивают наизусть большие объемы текста.

Философская пропедевтика

Этот экзотический предмет, пожалуй, своим одним названием может повергнуть в шок современных учеников и их родителей. А между тем, философская пропедевтика как образовательная дисциплина имеет длительную историю развития. Обозначает она не что иное, как введение в философию (от греч. propaidéuō - «предварительно обучаю»). Преподавалась философская пропедевтика в старших классах школы дореволюционной России. На лекциях ученикам раскрывали азы философии, а также логики и педагогики, тем самым формируя у будущих граждан нравственные основы их мыслей и поступков.

Сохранилась пропедевтика и в системе образования СССР, правда только в качестве курсов и в свете исключительно марксистско-ленинской идеологии.

Естественная история (естествознание)

Естественная история или естествознание — наука об окружающем мире — была исключена из школьной программы в 1877 году. Только в 1901 году специальная комиссия по организации среднего школьного образования в российских школах приняла положение, согласно которому естествознание и географию полагалось изучать в 1-3 классах.

Природу предлагалось изучать по «общежитиям»: лес, поле, сад, луг, парк, река, причем преимущественно на экскурсиях. С течением времени программа курса претерпевала множество изменений — её выделяли как в отдельный курс «Природоведение», так и соединяли с лекциями по другим предметам. В современной общей школьной программе естествознания нет. Оно присутствует лишь как часть учебного курса «Окружающий мир», который преподается в начальных классах средней школы.

Стенография

В эпоху, когда о диктофонах еще не было и речи, стенография — искусство скорописи — было достаточно распространено, поэтому изучать его предлагали и в царских гимназиях. Правда, не в качестве обязательного курса, а факультатива.

В 1906 году, в связи с появлением в России первого парламента спрос на стенографистов заметно увеличился. Гимназисты не только получали полезные навык, но и шанс «вписаться в историю». Один «минус» — обучение стенографии было сложным и долгим процессом, поэтому чтобы овладеть наукой на приемлемом уровне требовалось не меньше полугода.

Сразу оговорюсь - это мое личное мнение как экс-школьницы и мамы. Пусть субъективное, но обоснованное. Просто обидно смотреть, как дети и учителя кучу сил, времени и нервов тратят на никому не нужные уроки.

Школьная программа – это такая штука, об которую сломали не одну сотню копий. И вроде каждый год ее меняют, многострадальную: то одно добавят, то другое уберут. То астрономией жонглируют, то вокруг уроков православия танцы с бубном. Что мы вообще хотим от школы? Дать человеку знания, которые ему пригодятся в жизни? Основы всестороннего развития? Заинтересовать в дальнейшем изучении предмета?

Я помню свою собственную учебу. Я знаю, чему сейчас учат мою собственную дочь. И у меня есть мой собственный рейтинг самых бесполезных школьных предметов.

1. ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности

Это безусловный хит. Чего стоит только расшифровка аббревиатуры! Она и сама-то неблагозвучная. А в длинном виде – это какой-то мертворожденный набор слов. Основам безопасности жизнедеятельности, если вдуматься, учат ребенка родители. Не лезть в кипяток, не хвататься за горячую плиту, правильно передавать нож и переходить дорогу. А в школе? У нас этот предмет вел бывший военный, который с упоением рассказывал, как себя вести во время ядерного взрыва. Да никак себя не вести, вы все равно умрете. И я тоже. Причем я, как настоящий хипстер в наушниках, умру, даже не поняв, что случилось. И знание, как правильно надевать противогаз, нисколько не поможет.

Нет, знания о том, как откачивать утопающего, как смывать с лица перцовый газ или бинтовать руки-ноги, безусловно, пригодятся. А вот вызубренные наизусть воинские звания (!) или практика написания сочинений на тему «Идеальный солдат» – вряд ли. Между тем первый пункт ограничивается обычно инструкцией типа «В любой непонятной ситуации прикладывай лед и вызывай скорую». (Какая практика? Вы чего?) А вот второй пункт представлен довольно развернуто. И, на мой взгляд, это крайне бездарная трата времени. Сочинение можно и на русском написать.

Чем заменить: занятиями по оказанию первой помощи, как распознать инсульт, о том, как действовать в экстренных ситуациях (потерялся, например). И неплохо бы разъяснять, на какую помощь имеет право человек, оказавшийся в такой ситуации, – от полиции, от врачей и чиновников.

2. Трудовое воспитание

В том виде, в котором оно существует сейчас, – это анахронизм. Меня, например, учили вышивать. Ребят, серьезно? Вышивание может стать хобби. Но уделять этому школьное время? Безусловно, азы кулинарии или шитья пригодятся. Правда, вряд ли стоит шить фартук или юбку в школе. Все равно в жизни это будут делать единицы. «Лучше бы научили носки штопать. Или заплатки на джинсы ставить», – бурчала я, выводя иглой машинную строчку вручную. Зачем??? Зачем мне эти навыки? Впрочем, я и носки не штопаю – отправляю в мусорку недрогнувшей рукой. А дочь мою учили шить на ручной машинке. Видимо, на случай, если она попадет в каменный век и электричество отменят.

А изучение дизайна кухни? Как только дело дойдет до моей собственной кухни, я буду сам себе дизайнер, и ни один школьный учебник мне тут не указ.

Мальчиков учат шлифовать, пилить и строгать. Нет, неплохо, конечно. Хотя я не видела ни одного взрослого мужчины, который с упоением сколачивает табуретки. Нет, вру. Одного видела. Он этим на жизнь зарабатывает. В общем, табуретку гораздо проще купить, чем ее делать. Умение держать молоток в руках я, конечно, приветствую. Но фрезерный станок вряд ли в моем семейном гнезде появится.

Чем заменить: почему бы не преподавать девочкам уроки стиля, раз уж мы решили растить леди? Уместность макияжа, совместимость цветов и элементов одежды – все лучше, чем вышивание. Маникюр, может, даже основы парикмахерского искусства. Для профориентации пригодилось бы опять же.

А мальчикам? Знаете, наверняка у каждой женщины есть мечта, чтоб ее мужчина умел починить кран или раковину. Вы много знаете мужчин, которые хоть что-то знали об устройстве раковины до того, как вы попросили что-то там починить? И еще одно, на мой взгляд, полезное умение – разбираться в машинах. Колесо поменять, клемму на аккумуляторе прикрутить. Знать, как капот открывается.

И уж точно ни тем, ни другим не помешали бы уроки водительского мастерства. Хотя бы на стенде, хотя бы начала, азы. Лично я любые пяльца променяла бы на практику вождения.

3. Физкультура

Не спешите кидать в меня тапками. Я не призываю отказаться от активности. Но есть нюансы. В большинстве школ физкультуру преподают ну просто убого. И вообще за урок не считают. С одной стороны, не в каждой школе есть возможность учить плавать, например, или кататься на коньках. И душ принять возможности тоже нет. И это отстой.

С другой… Даже не знаю. Может, традиция? Ведь последние лет 30 уроки физры выглядят одинаково: большую часть четверти валяем дурака, играем в волейбол, встав в кружок, или треплемся. А три-четыре урока из всей четверти сдаем нормативы, как полоумные. Притом, что большинство не может ни правильно отжаться, ни присесть, ни подтянуться. Может, выучили правила игры в тот же волейбол или баскетбол? Не-а. Чем занимались столько лет на физкультуре? Непонятно.

Зато мы писали рефераты. Про тот же баскетбол. Вот так и вырастают диванные болельщики.

И еще – мой, лично мой препод физкультуры был настолько бездарен, что доверял проведение эстафет наиболее активным ученикам из моего же класса. Они сами придумывали этапы, сами проводили. Чувствовали себя при этом невероятно крутыми. Для меня эстафеты закончились, когда я сломала руку прямо на уроке. После этого случая один вид спортзала пугал меня до икоты. А мой собственный вид до икоты пугал учителя.

Чем заменить: основы самообороны и хореография. Полезно будет и тем, и другим. А еще – хоть какая-то теория здорового образа жизни: питание, метаболизм, прочие основы фитнеса.

Уче́бные предме́ты - учебные курсы, изучаемые в школах России и других постсоветских государствах.

Название также применяется для обозначения учебных дисциплин в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

По итогам каждых четверти (в 1-9-х классах), триместра (в некоторых школах), полугодий (10-11), и каждого учебного года ученикам выставляются оценки. После окончания школьного курса обучения по учебным предметам сдаются выпускные экзамены и, если ученик желает продолжать обучение, вступительные экзамены в вузы .

В 9-м и 11-м классах в обязательном порядке сдаются экзамены по русскому языку и математике в формах ОГЭ (для 9-х классов) и ЕГЭ (для 11-х классов). Помимо основных предметов ученик может сдавать любое количество дополнительных. Обычно это рекомендовано для поступления в профильный класс после 9-го класса и необходимо для поступления в вуз после 11-го класса. Ежегодно пишутся ВПР .

Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение)

Математические

  • Матема́тика : 1-6 класс (в некоторых школах до 5 класса)
  • Алгебра
  • Геометрия : 7-11 класс (в некоторых школах с 5 класса)
  • Информа́тика (ИКТ): 7-11 класс (в некоторых школах с 5 класса) 1-4 классы подготовительные, как факультатив.

Общественно-научные

В рамках истории с 5 класса изучают Мировую историю и историю России (в том числе историю СССР). В 5 классе начинается и география (иногда под названием природоведение).

  • Исто́рия : 5-11 классы. В 3-4 классе (не во всех школах) изучается пропедевтический курс «рассказов по истории России», рассматривающий лишь выборочные события в отечественной истории и (в смысле карт военных действий) с выбросом значительных деталей. В 5 классе изучается история Древнего мира , в 6 классе изучаются по всемирной истории - История Средних веков , а по истории России - период с древнейших времён по XVI век. В 7-8 классах по всемирной истории изучается История Нового времени , а по Истории России в 7 классе изучается период XVII -XVIII веков, в 8 классе - история XIX века . В 9 классе изучается по всемирной истории - История Новейшего времени , а по Истории России - история и XXI веков. В 10-11 классах изучается история России и мира в форме проблемно-аналитического курса, где ученики должны работать с предложенной авторами учебника проблемой. В 10 классе - от древних времён до конца XIX века, а в 11 классе - XX век - начало XXI века.
  • География : 5-11 классы. В 5-6 классе - общий курс географии , в 7 - физическая география мира , в 8-9 - география России (в 8 классе физическая, а в 9 экономическая), в 10-11 - экономическая география мира .

Естественно-научные

  • Природоведение : 5 класс (не везде)
  • Окружающий мир или Мир вокруг нас : на электронном носителе: 1-4, 11 в т. ч. учителям.
  • География : 5-11 классы (в некоторых школах с 6 класса)
  • Биология : 5-11 класс
  • Астрономия : 10 класс (в некоторых школах в 11 классе)
  • Физика : 7-11 классы (в некоторых школах с 5 класса)
  • Химия : 8-11 класс (в некоторых школах с 7 класса)
  • Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ): 5-11 классы (в некоторых школах с 8 класса)
  • Естествознание : 5-11 класс (не везде). Согласно ФК ГОС 2004 года в 10-11 классе была возможность замены этим предметом физики, химии и биологии, в случае если ни один из этих предметов не изучается на профильном уровне.
  • Экология : 5-11 классы (не везде). В обязательном минимуме содержания образования есть раздел «Экология», при этом этого предмета нет в базисном учебном плане.

Обучение естественнонаучным дисциплинам начинается с 1-го класса, (Окружающий мир или Мир вокруг нас), в 5 классе этот учебный предмет имеет название «Природоведение », по ФК ГОС предусмотрена возможность изучения предмета "Природоведение" в 6 классе за счёт объединения предметов "Биология" и "География".

Изучение химии обычно начинается с 7 или 8 класса (7-9 класс - неорганическая химия , в конце 9 класса - органика, 10 класс - органическая химия , 11 класс - общая химия и повторение неорганической химии)

Гуманитарные

  • История : (3)5-11 классы
  • Гражданове́дение: 5-11 классы (не везде)
  • Обществозна́ние : 7-11 классы. С 6-9 класс изучается основы обществознания. Официальное название предмета - "Обществознание (включая экономику и право)", в 10 - 11 классе на базовом уровне предметы могут изучаться как отдельно, так и в составе предмета "Обществознание". На профильном уровне предметы изучаются отдельно друг от друга.
  • Основы религиозных культур и светской этики : 4 класс. В качестве эксперимента - с 2010 года в отдельных субъектах РФ. Во всех школах в обязательном порядке - с 2012 года. Включает:
  • «Основы Православной культуры»
  • «Основы исламской культуры»
  • «Основы буддийской культуры»
  • «Основы иудейской культуры»
  • «Основы мировых религиозных культур»
  • Основы духовно-нравственных культур (ОДНК) В 5 классе (не везде)

Филологи́ческие

  • Чистописание : 1 класс (не везде) (обычно как факультатив)
  • Обучение грамоте: 1 класс
  • Родной язык : 1-11 классы. Только в республиках со своим языком или национальных районах либо школах с этнокультурным компонентом. В указанных школах в 1 - 2 классах допускалось "занимать" на этот предмет часы, предусмотренные на освоение "технологии" и "изобразительного искусства" с последующим "возвращением" этих часов.
  • Русский язык : 1-9 класс
  • Чтение : 1-4 классы, в БУП РФ именуется «Литературное чтение»
  • Литература : 5-11 классы
  • Иностранный язык : 2-11 классы (в некоторых школах с 1 класса) (английский, французский, немецкий, испанский, могут изучаться и другие (литовский, украинский, китайский, польский, древнегреческий, иврит, эстонский, латынь), но экзамен в форме ЕГЭ можно сдать лишь по этим языкам)

В 1 классе ученики изучают чтение (литературу) и письмо (родной язык или русский язык), русский язык (орфографии, пунктуации, синтаксиса, грамматики, риторики). С 1 по 8 класс на уроках литературы проходят различных зарубежных авторов и русскую литературу (в том числе современную), с 9 по 11 - русскую классическую литературу.. Школьники пишутся т сочинения. Ранее за сочинения выставлялись две оценкипрорппи 2 и3 - по русскому языку и литературе . Изучаются творчество писателей и поэтов - в основном Пушкина , Тургенева , Достоевского , Есенина , Твардовского , современных писателей.

Во многих школах предусмотрено изучение более одного иностранного языка. При этом в большинстве школ обязательно (как первый или как второй) изучается английский. Среди языков, по которым не предусмотрен ЕГЭ, наиболее распространён китайский.

Ранее была предусмотрена возможность распределения часов, предусмотренных на освоение учебного предмета "Иностранный язык" во 2, 3, 4 классах на русский язык и литературу. Сейчас такой возможности нет.

Трудовое обучение

Физкультура

  • Физическая культура : 1-11 класс. Как правило, проходит в различных местах (спортивный зал, стадион, лес), где ученики занимаются спортом .
  • Различные виды спорта, возможно, по выбору или как факультатив, например:
    • Шахматы : 1-4 класс. (в некоторых школах с 2 класса)
    • Волейбол : 4-6 класс.
в разделе:

В нашей стране начальная школа длится 4 года. Все это время учеников обучает одна учительница. Однако, после окончания 4-го класса ученика ждет встреча с другими учителями и новыми предметами. Какие предметы в 5 классе начнет изучать школьник?

Конечно, окончание начальной школы и переход в среднюю означает больше ответственности и получение новых знаний. Но, вместе с тем, ученик познакомится с теми предметами, которые, возможно, определят его будущую профессию. Также вместо одной знакомой учительницы школьника ожидает встреча с разными преподавателями, и у каждого свои требования.

Список предметов в 5 классе

Родителей также интересует список предметов в 5 классе, чтобы они смогли лучше подготовить ребенка к новому учебному году. Итак, какие предметы в 5 классе начнет изучать ребенок? В российских школах, обучающих по общепринятой программе, список предметов в 5 классе следующий:

  • Русский язык
  • Литература;
  • Математика;
  • Иностранный язык (а может и два);
  • История древнего мира;
  • Природоведение;
  • Информатика;
  • Обществознание;
  • География;
  • Музыка;
  • ОДНКНР;
  • Технология (труд);
  • ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности);
  • ИЗО (рисование);
  • Физкультура.

По новым правилам, школы могут добавлять в программу предметы, разрешенные Министерством. Так, во многих школах изучают в дополнение в основным предметам краеведение и граждановедение. Краеведение - это история того края, где проживает ученик, изучение его географии, района, полезных ископаемых. А граждановедение преподносит ученику основные знания законодательства России, что очень полезно в современном мире.

О чем предметы в 5 классе

Программа 5 класса включает в себя 15 основных предметов. Помимо основных занятий у школьника также будут факультативные занятия. Список факультативных занятий ученик и его родители выбирают сами. К таким занятиям относят:

  • Риторика;
  • Краеведение;
  • Правоведение;
  • Шахматы;
  • Философия;
  • Основы религиозной культуры и светской этики.

К слову, в каждой школе могут быть свои факультативные занятия. К факультативу также относят классный час, на котором ученики вместе с классным руководителем обсуждают насущные проблемы.

Многие родители (да и ученики) хотят узнать, о чем новые предметы, изучаемые в 5 классе.

ОДНКНР и обществознание в 5 классе

Незнакомые названия предметов всегда пугают и учеников, и их родителей. Так, ОДНКНР был введен в школьную программу совсем недавно и его название вызывает массу вопросов.

ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России) – дисциплина, изучающая культуру разных народов России. Предмет дать основные знания об истории и особенностях религий и культуры этих народов, а также призван привить уважение к этим народностям. На уроках дети читают сказки народов Севера, изучают этнические особенности нашей страны.

Обществознание изучает человека как часть общества. На уроках школьники узнают основы правовой системы нашей страны, познакомятся с экономикой и политикой. Знания, полученные на уроках обществознания, помогут ученику в будущем сформировать свою собственную гражданскую позицию и сделает его юридически грамотным гражданином страны.

Литература

Хотя литература в 5 классе мало чем отличается от начальной школы, все же имеет свои особенности. На уроках литературы школьники познакомятся с , сказками народов мира, с произведениями российских и советских писателей. Кроме самих произведений ученики также будут изучать биографию известных писателей, заучивать наизусть и разбирать смысл произведений.

На уроки литературы отводится 3 часа в неделю.

По литературе, как правило, дают задание не лето - список произведений на лето, которые необходимо прочитать к новому учебному году.

Музыка

Некоторое время назад этот предмет назывался "Пение", а в том виде, в котором дети его изучают сейчас, вошел в школьную программу совсем недавно. Если раньше все сводилось к разучиванию и пению песен, то сейчас ученики больше времени уделяют изучению музыкальной истории и культуры, слушают звучание различных музыкальных инструментов, знакомятся с творчеством и биографией композиторов и певцов, познакомятся с особенностями оперы и балета.

На уроки музыки отводится 1 час в неделю.

Информатика

Программа предусматривает 1-2 часа в неделю для уроков информатики. Многие школы вводят занятия по информатике в качестве факультативных занятий уже в начальной школе, но лишь в 5 классе информатика становится полноценным уроком с возможностью освоить компьютер и компьютерные программы. Чаще всего в программу по информатике входит изучение таких программ, как Word, Excel, PowerPoint, Paint.

Что тут и говорить, многие ученики, придя в 5 класс уже знакомы с основными программами, поэтому уроки информатики для них кажутся достаточно простыми и интересными.

Технология (труд)

На уроки технологии отводится 1 час в неделю.Технология - один из немногих предметов школьной программы, на котором мальчики учатся отдельно от девочек.

Чаще всего девочки изучают кулинарию, готовят различные блюда (при наличии кухни), учатся накрывать на стол, моделируют и шьют одежду, учатся обращаться со швейной машинкой и спицами.

Мальчики на уроках технологии изучают разные инструменты, делают поделки и предметы обихода.

В новом году правительством было предложено изучать робототехнику на уроках технологии, во время которых ученики познакомятся с современным технологиями, в частности с 3D моделированием.

ИЗО (рисование)

Количество часов в неделю, выделяемое для ИЗО - 1 час. На уроках ИЗО школьники учатся не только рисовать, но и различные направления живописи и графики, изучают историю искусства, познакомятся с творчеством великих отечественных и мировых художников.

Кроме того, на уроках ИЗО ученики рисуют в разной технике с использованием различных инструментов. Данная дисциплина призвана развивать творческий потенциал школьника, ведь, именно на творческие занятия у современного школьника и не хватает времени.

Русский язык и математика

Основными предметами в современных школах всех являются русский язык и математика. Для них отводится по 5 часов в неделю.

Ученики совершенствуют знания, полученные в начальной школе: учатся решать более сложные задачи и примеры, познакомятся с дробями, уравнениями и неравенствами, координатами и основами геометрии.

Русский язык даст школьнику более подробные знания об уже известных частях речи, познакомит с новыми, даст понятие словосочетаниям и их видам.

В общем-то, школьная программа в 5 классе не намного сложнее, чем в 4. Ее с успехом можно назвать подготовкой к следующим школьным испытаниям.