Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Введение

Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях образовательных учреждений в последние годы постоянно находится в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и спорту и педагогов-практиков.
В научной литературе подчеркивается, что конкретным объектом управления всегда является деятельность или отдельные ее составляющие. Управление физкультурно-оздоровительной работой обязательно предполагает определение цели предстоящей деятельности, наилучших путей и средств к ее достижению.
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, программа основного общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:

  • развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания и построении индивидуальной стратегии здорового образа жизни каждым учащимся.
Рассматривая оздоровительный потенциал системы физического воспитания, необходимо обратится к анализу учебных программ по этой дисциплине.

Основная часть

Еще в конце 18 века Новиковым Н. И. впервые в России было введено понятие «физическое воспитание».
Предпосылки школьной системы физического воспитания в России формируются во второй половине 19 века. В этот период в европейских странах активно создаются национальные системы физического воспитания. Передовая общественность, озабоченная физическим состоянием молодежи, активно ведет поиск новых форм, средств и методов в физическом воспитании и спорте.
Особый вклад в создание отечественной системы физического воспитания внес Лесгафт П. Ф. Его перу принадлежит фундаментальный труд «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888 – 1901).
Россия, имея высокие темпы развития в экономическом и культурном аспекте, тем не менее, не создала собственной системы физического воспитания.
В России на рубеже 19-20 века в школах не существовало единой системы физического воспитания, как и единой программы по нему. В народных школах физическое воспитание отсутствовало, в учебных учреждениях для привилегированных слоев населения уроки проводились в том случае, если позволяли условия.
В учебных заведениях нового типа занятия по физической культуре являлись обязательными, в объеме не менее 4 – 6 часов в неделю. В них внедрялись передовые программы по физическому воспитанию, разработанные Лесгафтом П. Ф., Бокиным П. Н., Анохиным А. К.
Основу программы по физическому воспитанию врача А. К. Анохина составляли подвижные игры, различные виды гимнастики, элементы отдельных видов спорта, несложный ручной труд. Уже в тот же период в программах нового типа подчеркивалась важность врачебного и педагогического контроля за процессом физического воспитания учащихся. В связи с этим Анохин А. К. рекомендовал проведение контрольного тестирования физической подготовленности и состояния здоровья детей 2 раза в год.
Вопросы индивидуализации нагрузок в процессе физического воспитания детей нашли отражение в программе врача Рудина В. В. В «Школе правильного физического развития» В. В. Рудин разделил учащихся на четыре антропометрические группы: «хорошо развитых», «средне развитых», «слабогрудых», «слабосильных». Для каждой из этих групп Рудиным В. В. была составлена специальная программа с учетом выявленных отклонений в физическом развитии. Им была высказана мысль, что физическое воспитание следует оценивать по антропометрическим изменениям, а не «баллами по предметам физических упражнений».

Начиная с первых лет существования советской школы физическое воспитание включалось в новые учебные планы. В школах – девятилетках на уроки физического воспитания отводилось по 2 часа в неделю.
Помимо учебных занятий школьники посещали во внеучебное время кружки физической культуры, создаваемые при школах. В летний период организовывались лагеря, санатории для городских школьников.
В 20-е годы группа научных работников и врачей (Головинский Н. В., Игнатьев В. Е., Гориневский В. В. и др.) приступила к научному обоснованию советской системы физического воспитания.
В 1919 г. разработано содержание занятий физической культурой с детьми и подростками. Эти материалы стали основой для составления губернскими отделами народного образования примерных программ. Основу программ составляла гимнастика, в большинстве случаев приближенная к сокольской, в том числе: строевые и порядковые упражнения, перечень военных умений и навыков, подвижные и некоторые спортивные игры.
Идеи пролетарского культа легли в основу «Схематической программы физического воспитания и трудовых навыков в возрасте от 7 до 18 лет на основе пролетарской физкультуры». Набор средств имел четко выраженную воспитательно-поддерживающую направленность.

В 1927 г. Наркомпрос утвердил первые обязательные школьные программы по физической культуре для школ I и II ступени. В них были выделены следующие разделы: цели, задачи, средства и методы физического воспитания, ориентировочные учебные нормативы. Количество уроков- не менее 2-3 в неделю. Кроме урочных форм рекомендовались и другие формы двигательной активности: гимнастика до занятий, массовые игры и спортивные развлечения, пляски, экскурсии. Основу данных программ составляла гигиеническая направленность процесса физического воспитания.
Основными принципами советской системы школьного физического воспитания в 30-е годы становятся политизация, военизация и трудовая направленность. Важным фактором, предопределившим содержание и структуру школьных программ по физической культуре 1932 г., явилось введение физкультурного комплекса ГТО СССР. В начале 1934 г. комплекс БГТО вошел в практику работы по физическому воспитанию.

В соответствии со структурой вводимого комплекса ГТО весь программный материал для каждой школьной группы включал физические упражнения, теоретические знания, физкультурно-организационные и санитарно-гигиенические навыки, учебные нормативы.

В 30-е годы уже около 90 % учащихся были охвачены обязательными физкультурными занятиями – школьными уроками.
Обострение военно-политической обстановки в Европе обусловило необходимость слияния процессов физического воспитания и военной подготовки.

В 1942-43 учебном году в связи с введением военной подготовки для школьников всех возрастов была принята «Программа начальной и допризывной военной подготовки учащихся 5-10 классов неполных средних и средних школ и техникумов». Для всех школ была обязательной гимнастика до учебных занятий продолжительностью 10-15 минут.

На рубеже 40-50-х годов в СССР берется курс на повышение престижа советского спорта на международной арене. В этой связи спортизация становится основой содержания учебных программ по физической культуре.
В программе 1954 г. на изучение предмета «Физическая культура» во всех классах отводится 66 часов в год. В качестве основных задач обозначены образовательные, направленные на обучение умениям и навыкам в основных видах спорта. Для 8 - 10-х классов были составлены раздельные программы для девушек и юношей.
Основной формой классной работы стал урок, внеклассной – секции по видам спорта. Школьные программы физического воспитания предусматривали, чтобы семиклассники были значкистами БГТО, десятиклассники – ГТО I ступени.

В новых учебных планах и программе 1960 г. особое внимание уделялось комплексному подходу. Для каждого класса указывались ведущие задачи обучения по разделам программы. Программа состояла из двух частей: первая включала общий для всех учебный материал по гигиене физических упражнений, гимнастике, атлетике, лыжной подготовке, подвижным играм, баскетболу; вторая – материал углубленных занятий по одному избранному школой разделу программы. Основной акцент делался также на решение образовательных задач физического воспитания.

В 1975 г. была подготовлена и утверждена новая, усовершенствованная программа. В 9-10 классах ею предусматривались следующие виды спорта:

  • гимнастика,
  • легкая атлетика,
  • лыжная подготовка,
  • классическая борьба,
  • спортивные игры.

Впервые в каждом разделе программы предлагался конкретный материал в виде перечня специально подобранных физических упражнений.
Программа 1983 г. по физической культуре для учащихся 4-10 классов была обусловлена необходимостью дальнейшего подъема массовости физической культуры и спорта. Были внесены следующие изменения: включено содержание теоретических требований, традиционные разделы дополнены элементами футбола, конькобежной подготовки, плаванием. К элементам художественной гимнастики для старшеклассниц добавлены современные и национальные танцы. Впервые введены 2 раздела: «Навыки и умения самостоятельных занятий», «Межпредметные связи».

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы 1984 г. обозначила необходимость организации ежедневных занятий физической культурой школьников. Данный аспект был положен в основу «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы», вступившей в силу с 1 сентября 1985 г. Содержание программы состояло из четырех частей: 1 – физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня; 2 – программный материал для уроков физической культуры; 3 – внеклассные формы физического воспитания; 4 – общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Структура программного материала включала основы знаний, навыки, умения, развитие физических качеств, учебные нормативы. Особое внимание уделялось самостоятельным занятиям школьников. Подчеркивалась роль семьи в приобщении ребенка к систематическим занятиям физической культурой. Программа впервые согласованно объединяла все сложившиеся за последние годы формы школьной физической культуры в единый физкультурно-оздоровительный режим.

В 1992 г. была разработана и принята школьная программа «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей» (авторы: В.И. Лях, Г.Б. Мейксон). Впервые программное и нормативное содержание школьной программы не увязывается с комплексом ГТО. Вводится базовый (обязательный) и вариативный (дифференцированный) компонент учебного материала. Его соотношение в учебной программе рекомендуется как 60-75 % для базовой части, 25-40 % - для вариативной. Объем организованной двигательной активности учащихся должен составлять 7-12 часов в неделю для юношей, 4-9 часов для девушек.

С середины 90-х годов возможности внедрения авторских программ в практику школьного физического воспитания значительно расширяются.
«Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (1-11 классов)» под редакцией Матвеева А. П. (1995 г.) характеризовалась акцентированной направленностью на формирование у школьников научно обоснованного мировоззрения, связанного с телесной культурой человека, а также системой знаний умений и навыков. В соответствии с целью школьного физкультурного образования в программе выделялись три этапа обучения:

  1. «Учись у учителя», для учащихся младших классов (уровень начального физкультурного образования);
  2. «Учись вместе с учителем» (уровень неполного физкультурного образования);
  3. «Учись быть учителем» (уровень полного физкультурного образования).

Программа рассчитана на освоение учебного материала в рамках учебно-методических занятий и факультативных занятий по избранному виду спорта. Разделы программы (теоретико-методических основ, базовых основ физкультурной деятельности, зачетных требований), предусматривают спортивную специализацию, обеспечивают овладение школьниками техникой упражнений, способствуют воспитанию у них общих и специальных физических качеств и овладению ими методическими знаниями и умениями использовать разученные движения в самостоятельно реализуемых формах физической культуры.

Учебные занятия, согласно этой программе, строятся по принципу спортивной тренировки и с учетом пола и возраста занимающихся.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов в 1996 г. предусматривала решение следующих задач: укрепление здоровья, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных способностей; приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; воспитание самостоятельности и сознательности при занятиях физическими упражнениями; воспитание нравственных и развитие психических качеств и свойств личности.
Программа содержит комплексный подход в оценке физической подготовленности детей школьного возраста – важного компонента показателя здоровья.
Попытка решения задач физического воспитания школьников средствами одного вида спорта реализована в «Программе физического воспитания учащихся 1-11 классов», основанная на одном виде спорта (баскетбол). Авторы разработки Литвинов Е. Н, Виленский М. Я, Туркунов Б.И.
Спортивная направленность программы входит в противоречие с реализацией прикладной функции школьного физического воспитания, т.к. не учитывается соотношение базового и вариативного компонентов программы.

Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов «Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ)» разработана авторами Попковым А. В., Литвиновым Е. Н. (1996). Программа состоит из материала, основанного на «Комплексной программе физического воспитания учащихся». Разделы программы: основы знаний, элементы АПГ, двигательные умения и навыки, игры. Учебные нормативы отсутствуют. Элементы АПГ включены в программу в объеме от 20 до 50 % (в зависимости от параллели классов, в остальное время осваиваются базовые виды).
В связи с приказом Министерства образования РФ и олимпийского комитета России «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и олимпийских игр» в программах 1996 г. помещены методические рекомендации «Основы олимпийских знаний».

В настоящее время действует программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов с направленным развитием двигательных способностей (А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, 2000), носящая рекомендательный характер. В данной программе указано, что в соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества и исходя из сущности общего и среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему гармоническому развитию личности.

В примерной программе для основного общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).

Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга.

В первом разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры, раскрываются представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности.

Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, адресованные учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или хронические заболевания).

В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению оздоровительных форм занятий физической культурой, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, самомассажа и гигиенических процедур.

В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории развития Древних и Современных Олимпийских Игр, раскрываются основные понятия спортивной тренировки (нагрузка, физические качества, техника двигательных действий), даются представления об общей и специальной физической подготовке и формах их организации.

Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью», приводятся физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. Отличительными особенностями этого раздела является то, что по решению Совета школы, учащимся может быть предложено углубленное освоение одного из видов спорта с соответствующим увеличением объема часов (до 25%) на его освоение. При этом предусматривается, что увеличение часов осуществляется за счет уменьшения их по другим разделам и темам раздела «Спортивно-оздоровительная деятельность».

В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведении самостоятельных занятий спортивной подготовкой.

Ретроспективный анализ программ по физическому воспитанию показал, что каждая программа отражает, прежде всего, социальный заказ того времени, к которому она относится. Но при этом содержание большинства программ учитывает широкие возможности физической культуры и спорта в деле всестороннего гармоничного развития личности и укрепления здоровья подрастающего поколения. К сожалению, как показывает практика, далеко не всегда заявленные программы были реализованы в полной мере.

Рабочая программа внеурочной деятельности по волейболу для учащихся 5-7 классов разработана на основе учебного пособия «Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов, М.В. Маслов/,- М.: Просвещение, 2011, в соответствии с ФГОС ООО 2010 г.
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.

Рабочая программа факультативного курса «ОФП -СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС!» для обучающихся 7-11 классов составлена в соответствии с Федеральным Базисным учебным планом, Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры, а так же « Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Ляха, А.А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2016). Программа по своему содержанию является физкультурно-спортивной, по функциональному предназначению - специальной, по форме организации - внеурочной. Срок реализации программы 1 год.

Особенности общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол», в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «волейбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

Целевая аудитория: для 11 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Любимая игра» разработана на основе:
- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича (2010г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
-Примерной программы по физической культуре, авторской программы Т. С. Лисицкой, Л. А. Новиковой. (2012г) Учебного пособия « Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011, в соответствии с ФГОС ООО 2010 г.

Целевая аудитория: для 5 класса

Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Программа по физической культуре для 7 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2012);
- с рекомендациями Рабочей программы по физической культуре
- учебной программы «Рабочая программа физического по физической культуре учащихся 7 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);
- с авторской программой «Рабочая программа программа по физической культуре учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010)

Целевая аудитория: для 7 класса

Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования. Физическая культура 5-9 классы. Авторы: А.П. Матвеев, (сборник Рабочие программы. Физическая культура. 5 - 9 классы: учебно - методическое пособие/предметная линия учебников А. П. Матвеева. - М.: Просвещение, 2012. - с. 23 - 45. (стандарты второго поколения

Целевая аудитория: для 5 класса

Программа по физической культуре для 10-11 классов разработана в соответствии:

  • с рекомендациями Примерной программы по физической культуре(Примерная программа по физической культуре. 10-11классы. - М.: Просвещение, 2011 год);
  • с авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010):
  • Федеральный закон «О физической культуре и спорте».
  • Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.67);

Целевая аудитория: для 10 класса

В конце 40-х - начале 50-х гг. задачи физкультурных организаций страны были скорректированы с учетом престижа советского спорта на международной арене. Особенности, присущие спортивной направленности в развитии физической культуры в стране, не могли не сказаться на содержании учебных программ всех учебных заведений.

С 1954/55 учебного года вводится новая программа по физической культуре для начальных, семилетних и средних школ. Она была подготовлена Главным управлением школ Министерства просвещения РСФСР и Институтом физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР. В программе, в частности, говорилось о необходимости уделять больше внимания спорту, гимнастика и легкая атлетика выделялись в самостоятельные разделы.

В качестве основных задач школьной физической культуры были названы образовательные задачи: в 1 -4-х классах - “обучение учащихся умениям и навыкам в основных видах гимнастики, спорта и игр”; в 5-7-х классах - “обучение учащихся основным видам спорта, играм и гимнастике”; в 8 -10-х классах - “обучение учащихся гимнастике, играм и основным видам спорта”. Решение образовательных задач осуществлялось по принципу последовательного, от младших классов к старшим, выполнения простых двигательных заданий, а затем более сложных умений и навыков в гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и т.д. Для закрепления и совершенствования двигательных действий программой предусматривались домашние задания.

В программе 1954 г. на предмет “Физическая культура” во всех классах отводилось 66 ч в год (по 2 ч в неделю).

Учебный материал по физической культуре 1-2-х классов состоял из гимнастики и игр, 3-4-х классов - из гимнастики, игр и лыжной подготовки. В разделе “Лыжная подготовка” были указаны раздельные учебные нормативы для мальчиков и девочек. В программе отмечалось, что “...Учебной работе должна содействовать внеклассная и внешкольная физкультурная и спортивная работа в школе, домах пионеров, детских парках, пионерских лагерях и т. д.”

Программа 5-7-х классов включала основной материал, который должен быть полностью пройден во всех школах, и дополнительный материал, изучаемый в зависимости от географических, климатических и других местных условий. Основной материал содержал следующие дисциплины: гимнастику, легкую атлетику, подвижные игры, лыжную подготовку. Материал по гимнастике дифференцировался для девочек и мальчиков. Для девочек в меньшем объеме были представлены упражнения в висах и упорах, большее внимание уделялось укреплению мышц брюшного пресса, были короче дистанции в беге и передвижении на лыжах, исключены некоторые виды прыжков. Для каждого класса в программе предназначался дополнительный материал по основным видам спорта: гимнастике, легкой атлетике, плаванию, лыжному и конькобежному спорту. В программе содержались учебные нормативы для школьников, а также говорилось, что “...в результате занятий по физической культуре учащиеся должны сдать нормы БГТО в 7-м классе”.


Для 8-10-х классов были составлены раздельные программы для девушек и юношей по тем же разделам, что и в 5-7-х классах. В соответствии с требованиями программы школьники выпускного, 10-го, класса должны были выполнить нормы и требования комплекса ГТО I ступени.

В конце 50-х - начале 60-х гг. перед физкультурными организациями страны были поставлены очередные новые задачи. В эти годы было объявлено, что социализм в СССР победил полностью и окончательно, страна вступила в период развитого социализма. Декларировалось, что непрерывный рост экономики, рост благосостояния советских людей создали широкие возможности для перерастания массового физкультурного движения в общенародное, для поднятия спорта высших достижений на более высокую ступень.

В марте 1960 г. Министерством просвещения РСФСР были утверждены новые учебные планы и программы для 1 -8-х классов. По сравнению с программой 1954 г. они не имели принципиальных отличий в содержании. Однако по форме представления программный материал включал ряд новшеств. Для каждого класса указывались ведущие задачи обучения по разделам программы. Так, например, для 6-го класса по гимнастике были сформулированы четыре задачи: “1. Научить кувырку назад. Научить стойке на лопатках после седа с прямыми ногами. 2. Учить лазанию по канату в 2 приема. Научить лазанию в 3 приема. 3. Научить опорному прыжку ноги врозь. Учить опорному прыжку согнув ноги. 4. Учить простым висам и смешанным упорам”. Далее в программе предлагался перечень различных упражнений: строевых, общеразвивающих, танцевальных, акробатических, лазаний, висов и упоров.

Впервые уже с 3-го класса выделен раздел “Легкая атлетика”, в число подвижных игр включены игры, подготовительные к спортивным.

В программе подчеркивалась важность комплексного физического воспитания школьников. В пояснительной записке говорилось: “Организация физического воспитания не может ограничиваться только проведением уроков физической культуры. Учебные занятия по этому предмету могут дать положительные результаты только в том случае, если они будут систематически подкрепляться правильным режимом учебного дня, в том числе физкультурно-оздоровительными мероприятиями (гимнастикой до занятий, физкультминутами на уроках, играми и физическими упражнениями на переменах, профилактической гимнастикой на уроках труда). Физкультминуты (как кратковременный отдых учащихся от умственного напряжения) систематически проводятся на третьем и четвертом уроках по общеобразовательным предметам во второй половине урока (на 25 -30-й минуте). Их продолжительность 2-3 мин. Большое внимание должно также уделяться внеклассной работе по физической культуре (массовым физкультурным праздникам и соревнованиям, занятиям в спортивных секциях и др.)”.

Отличительной особенностью программы 5-7-х классов было ее построение. Она состояла из двух частей: первая включала общий для всех учебный материал по гигиене физических упражнений, гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке, подвижным играм и баскетболу; вторая излагала материал углубленных занятий по одному избранному школой разделу программы. В пояснительной записке говорилось: “Помимо I части программы, для школы является обязательным прохождение одного из разделов II части. Если школа, например, выбирает гимнастику, в этом случае изучается учебный материал по легкой атлетике, лыжной подготовке, подвижным играм и баскетболу I части программы и учебный материал по гимнастике II части программы”. В этой связи в программе были предложены две схемы примерного годового распределения учебных часов при углубленных занятиях в школах гимнастикой и волейболом. В программе так же, как и в предыдущей, делался акцент на решении образовательных задач физического воспитания.

Начиная с 1970-х гг. содержание школьных программ изменялось по трем основным направлениям. Во-первых, в направлении упрощения задач, связанных с обучением двигательным действиям: из программы исключили сложные двигательные умения и навыки, подходы к обучению движениям становятся более дифференцированными применительно к юношам и девушкам. Во-вторых направлении перемещения акцента на развитие физических качеств благодаря повышению моторной плотности уроков, отведению на их развитие большего времени и совершенствованию организации и методов проведения уроков. В-третьих, в направлении разработки содержания и обоснования необходимости и обязательности самостоятельных занятий школьников физической культурой.

Фактически с 70-х гг. начал смещаться акцент школьной физической культуры с решения преимущественно образовательных задач, т. е. овладения навыками в тех видах спорта, которые были представлены в программах, на постановку и решение оздоровительных задач путем развития основных физических качеств.

В 1975 г. была подготовлена и утверждена новая, усовершенствованная программа. В 9-10-х классах ею предусматривалось «...научить новым видам движений из разделов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, классической (греко-римской) борьбы, спортивных игр, совершенствовать умение применять их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества». Впервые в послевоенное время вновь вводился кроссовый бег. Из спортивных игр предпочтение отдавалось ручному мячу, так как «...в этой игре учащиеся могут совершенствоваться в беге, прыжках и метании для подготовки к сдаче норм комплекса ГТО». В усовершенствованной программе обращалось внимание на то, чтобы систематически воздействовать на развитие физических качеств. Впервые в каждом разделе программы учителю для этого предлагался конкретный практический материал в виде перечня специально подобранных физических упражнений. В 4-8-х классах, говорилось в программе, развитию физических качеств следует отводить не менее 8 -10 мин, а в 9- 10-х классах - не менее 10-20 мин времени урока. «Эффективность применения упражнений для развития физических качеств достигается и рациональной организацией занимающихся, обеспечивающей высокую плотность занятий (выполнение упражнений фронтально, поточно или небольшими группами по "станциям")», - говорилось в программе. С 1970 г. началось активное использование метода «круговой тренировки», основу которого составляет серийное повторение упражнений в процессе последовательной смены «станций».

Для юношей и девушек старших классов программа была различной. Впервые для юношей был введен раздел «Борьба классическая». На это нововведение тут же последовала реакция учителей физической культуры и администрации школ. Если юноши-старшеклассники с интересом отнеслись к занятиям борьбой, то материально-техническая и профессиональная базы для этого вида двигательной деятельности совершенно не отвечали элементарным требованиям. Вместе с тем многие школьники из-за низкого уровня физической подготовки испытывали значительные трудности в освоении названного вида спорта. Этот пример наглядно демонстрирует, что развитие физических качеств (физическая подготовка) должно предшествовать освоению умений и навыков (технической подготовке).

Традиционно программный материал для старшеклассников увязывался с военно-физической подготовкой к службе в армии: “...На каждом уроке физической культуры учитель должен предъявлять к учащимся строгие требования к правильному и четкому выполнению всех команд и строевых приемов в соответствии с требованиями строевого устава Вооруженных Сил СССР”. Для обучения юношей умению реализовывать двигательные действия в различных усложненных условиях рекомендовалось сооружение стандартной полосы препятствий, т. е. полосы препятствий из комплекса ГТО, но дополненной препятствиями из наставления по физической подготовке Вооруженных Сил СССР.

Впервые для старшеклассниц в программе сделан акцент на воспитании красоты движений. В разделе “Гимнастика” был выделен материал по художественной гимнастике. Он содержал несложные упражнения с предметами: лентой и обручем.

В 1977 г. программа частично изменилась, главным образом в сторону упрощения разделов “Гимнастика” и “Борьба классическая”.

В 1983 г. была вновь подготовлена и утверждена очередная школьная программа по физической культуре для учащихся 4 - 10-х классов. В пояснительной записке говорилось, что ее появление определялось необходимостью дальнейшего подъема массовости физической культуры и спорта. Принципиальных изменений программа не претерпела. Однако некоторые изменения были: программа включила содержание теоретических требований, приводился перечень двигательных умений и навыков по традиционным разделам (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка, кроссовая подготовка, конькобежная подготовка, плавание, борьба). В раздел спортивных игр дополнительно был включен футбол. Элементы художественной гимнастики для старшеклассниц были дополнены современными и национальными танцами.

Впервые в программу были включены два раздела - “Навыки и умения самостоятельных занятий” и “Межпредметные связи”. В первом программа определила требования для каждого класса по теоретическим знаниям, практическим заданиям. Во втором были обозначены связи между физической культурой, с одной стороны, и природоведением, математикой, физикой, анатомией, гигиеной - с другой.

Новая программа по сравнению с предыдущей уже не требовала освоения элементов различных видов спорта в 4-8-х классах и навыков основных видов спорта - в 9 - 10-х классах. В ней говорилось, что обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям будет осуществляться применительно к различным по сложности условиям.

Так, если в программе 1975 г. юношам 10-го класса предлагалось выполнять «прыжки в длину и высоту с разбега избранным спортивным способом», т. е. «перекидным» (при прыжке в высоту), «ножницами» или «прогнувшись» (при прыжке в длину), то программа 1983 г. предлагала упрощенные варианты прыжков - «перешагиванием» и «согнув ноги».

Из программы необоснованно был изъят раздел «Материал для развития физических качеств», однако в ней говорилось: «...развитие физических качеств является обязательным условием каждого урока и должно способствовать повышению двигательной подготовленности учащихся. В связи с этим необходимо, согласно содержанию и задачам данного урока, включать соответствующие упражнения».

Провозглашенная в 1984 г. реформа общеобразовательной и профессиональной школы, опубликованные в печати материалы о состоянии здоровья подрастающего поколения со всей очевидностью поставили вопрос об оздоровительной направленности школьного физического воспитания.

В начале 1980-х гг. в специальной литературе отмечалось, что не изменяется устойчивая, а в последние годы прогрессирующая динамика ухудшения состояния здоровья школьников. Так, журнал «Гигиена и санитария» в 1982 г. опубликовал результаты проведенных исследований, которые зафиксировали удручающую картину состояния здоровья, физического развития и подготовленности школьников: около 43 % учащихся страдают различными хроническими заболеваниями, у 50 % детей и подростков выявлены нарушения опорно-двигательного аппарата, у 63 % отмечено нарушение осанки, 33 % выпускников школ имеют ограничения по состоянию здоровья. Выявлена связь между заболеваемостью и уровнем физического развития и подготовки школьников. Данные ВНИИФКа и Госкомитета СССР по народному образованию подтвердили эти негативные явления. Стало совершенно очевидно, что два школьных урока физической культуры в неделю не компенсируют дефицита двигательной активности школьников. Они не в состоянии сформировать у учащихся ни потребностей, ни привычки в физическом самосовершенствовании и в итоге не могут решить те задачи, которые ставятся перед школьной физической культурой.

Реформа общеобразовательной школы предусматривала необходимость организации ежедневных занятий физической культурой на уроках, во внеурочное время, в спортивных секциях, но по существу не решила его. Остаточный принцип финансирования народного образования, чрезвычайно низкий уровень материально-технического обеспечения, работа многих городских школ в две смены, нехватка учителей физкультуры и другие причины практически свели на нет провозглашенные цели реформы.

В 1985/86 учебном году была введена “Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 2-х классов общеобразовательной школы”. Как и ранее, она была единой для всех школ страны и называлась комплексной. Фактически она объединила различные формы двигательной активности школьников, ранее уже включенные в практику работы школ. Программа состояла из четырех частей: первая часть - “Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня”, вторая - “Уроки физической культуры”, третья - “Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом”, четвертая - “Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия”. В заключение приводились впервые предложенные примерные объемы двигательной активности и перечень примерных упражнений для развития основных физических качеств, используемых в самостоятельных занятиях.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня школы состояли из так называемых малых форм двигательной активности: гимнастики до учебных занятий, физкультурных минут во время общеобразовательных уроков (для школьников 1-4-х классов), физических упражнений и подвижных игр на удлиненных переменах, ежедневных занятий по физической культуре в группах продленного дня (для школьников 1 - 8-х классов).

Основной формой физического воспитания школьников вновь признавался урок. В качестве важнейших требований к нему были названы: “...обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учетом их здоровья, физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности учебных занятий; формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных занятий физической культурой”. Содержание программы составили те же разделы, что и в предыдущих. Структура программного материала на уроках была следующей: основы знаний; навыки, умения, развитие физических качеств; учебные нормативы.

Программой предусматривались увеличение дистанции в беге, лыжных гонках, кроссах, что связано с более высокими требованиями к общей выносливости как физическому качеству, в наибольшей степени обеспечивающему здоровье.

В программу был включен дополнительный материал военно-прикладного характера: усложнена полоса препятствий, в раздел «Гимнастика» внесены упражнения военно-прикладной (преимущественно силовой) направленности. Школьная программа традиционно напоминала, что «на каждом уроке во всех классах необходимо выделять время для четкого и правильного выполнения строевых команд, видов перестроений и передвижений в строю, предусмотренных Строевым уставом Вооруженных Сил СССР».

Комплексная программа придавала особое значение самостоятельным занятиям школьников как важной дополнительной форме двигательной активности. Программа подчеркивала важную роль семьи в приобщении ребенка к систематическим занятиям физической культурой. В программе говорилось, что задания для самостоятельных занятий школьники получают непосредственно от учителя физической культуры на уроках.

Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (ежемесячные Дни здоровья и спорта, внутришкольные соревнования, туристские походы и слеты, физкультурные праздники) преследовали цель приобщения школьников к систематическим занятиям физкультурой, повышения их двигательной активности. Содержание ежемесячных Дней здоровья и спорта в программе представлено по классам: 1-е, 2-7-е, 8 -11-е. Спортивные соревнования должны были проводиться по видам, представленным в комплексе ГТО.

В пояснительной записке отмечалось, что необходимым условием успешной реализации всех форм физической культуры в школе являются совместные действия педагогического коллектива школ, физкультурного актива самих учащихся и шефствующих организаций.

В 1987 г. в комплексную программу были внесены некоторые дополнения и изменения непринципиального характера. Прежде всего это коснулось второй части программы - «Уроки физической культуры». Во 2-4-х классах был включен дополнительный материал по кроссовой подготовке. Более подробно описаны общеразвивающие упражнения, двигательные умения и навыки в 1 -4-х классах. Это было сделано потому, что во многих школах в начальных классах уроки проводят учителя, не имеющие специального физкультурного образования.

В 5 -8-х классах частично упростились образовательные задачи и больше внимания стало уделяться физической подготовке школьников.

Для занятий старшеклассников военно-прикладной подготовкой была предложена типовая полоса препятствий, в разделы “Легкая атлетика” и “Гимнастика” вновь дополнительно включены упражнения военно-прикладной и преимущественно силовой направленности. В 11-м классе для юношей были дополнительно введены следующие нормативы: кроссовый бег на 1000 м, лазанье по канату без помощи ног, подъем силой на перекладине и челночный бег 10 х 10 м.

Изменились и требования к учащимся, оканчивающим начальную, неполную среднюю и среднюю школу, т. е. 4, 9, 11-й классы. Например, требования к школьникам, оканчивающим начальную школу, в программе 1987 г. сформулированы так: “...владеть навыками основных циклических движений: бег, передвижение на лыжах; умение выполнять гимнастические упражнения без снарядов и на снарядах, плавать, метать мяч, прыгать в длину и высоту с разбега, играть в подвижные игры. Систематически выполнять утреннюю гимнастику и домашние задания. Сдать нормы Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО (в соответствии с возрастом)”.

В самостоятельную, третью, часть программы была выделена “Профессионально-прикладная физическая подготовка” (для юношей и девушек 9 - 11-х классов), где требования и средства подготовки изложены для восьми групп профессий.