Вскоре после Пасхи 1113 года, девять веков назад, великим князем Киевским стал Владимир II (в крещении Василий) Всеволодович Мономах. Время жизни Мономаху выпало жестокое - две напасти неусыпно и кроваво терзали Русь, одна усиливая другую: орды иноплеменных и внутренние междоусобные нестроения.

Мономах совладал с обеими бедами - в результате загнал за дальние горы половцев и собрал Русь воедино.

Святой благоверный великий князь Владимир Мономах (1053-1125) бесценен для нас как первый собиратель Русских земель, как глубокий православный писатель, миротворец и реформатор, но главным образом как православный правитель, который подвёл русский народ к осознанию своего отечества как Святой Руси...

Единоборец

Почётное родовое прозвище «Мономах» (единоборец) он получил от деда - отца матери, императора Византии Константина IX Мономаха. По мужской линии - он правнук Владимира Крестителя, внук Ярослава Мудрого, сын Всеволода Ярославича, который первый из великих князей именовался «князь всея Руси».

Кто-то удивится, но, несмотря на удалённость во времени, мы можем увидеть Мономаха живым, ясным нам человеком. Сообщения о нём содержатся во множестве летописных сводов; до нас дошли три его литературных произведения: дивное «Поучение детям», «Письмо» убийце сына - двоюродному брату Олегу Святославичу и «Молитва». Историк В.Н.Татищев вручает нам его портрет: «Лицом был красив, очи велики, волосы рыжеваты и кудрявы, чело высокое, борода широкая, ростом не весьма велик, но крепкий телом и силён». Храбрость Мономаха была подкреплена мудростью: «Хорошее дело, - говорил он, - остерегаться самому, но Божие сбережение - лучше человеческого». В старости он поведал нам об удалой своей юности, когда «разъезжая по равнине, ловил своими руками коней диких», об охотах княжеских, о превратностях этой смертельно опасной забавы: «Два тура метали меня рогами вместе с конём, олень меня бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь за колено укусил, лютый зверь (думают - леопард) вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, и руки и ноги свои повреждал - в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей...»

Летописец прп. Нестор говорит о причине бед, раскрывая алгоритм катастроф на Руси: «Наводит Бог, в гневе своем, иноплеменников на землю, и тогда в горе люди вспоминают о Боге; междоусобная же война бывает от дьявольского соблазна... Видим ведь, как места игрищ утоптаны, и людей множество на них, как толкают друг друга, устраивая зрелища, бесом задуманные, - а церкви пусты стоят... Потому и казни всяческие принимаем от Бога и набеги врагов; по Божьему повелению принимаем наказание за грехи наши...»

Избранный Русью

Первый набег на Русь половцы совершили, когда Мономаху исполнилось 15 лет, в 1068-м. Яростный удар орды пришёлся на Переяславль, город, пограничный со Степью, где в ту пору княжил его отец. Заполыхали русские города, на чужбину потянулись караваны русских невольников. Эти разорения станут системой. Мономах в «Поучении» вспоминает: «И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца». Мир покупался буквально - деньгами, драгоценными тканями, скотом. Поэтому Владимир и завершает свою фразу «и раздаривал много скота и много одежды своей». Так решался в ту пору вопрос выживания. При этом половцам нельзя было верить, они с лёгкостью нарушали слово. Откупившись от одного, приходил другой.

Проблему нужно было решать радикально.

Мономах поднялся в боевое седло в 13 лет, по нынешним меркам несмышлёным подростком, и провёл в походах шесть десятков лет. Он говорит: «А всего походов было 83 великих, а остальных и не упомню меньших». Один-два в год, не считая мелких схваток - нескончаемая вереница сражений. Русь словно бы сама выбрала Мономаха себе в князья; не спеша подобрала в вожди из множества других князей для свершения великого русского дела.

Он прожил более тридцати лет в Переяславле Русском (ныне город заслуженно с приставкой «Хмельницкий»), правил княжеством на границе со Степью. Переяславль при набеге первым принимал удар кочевников.

В «Поучении» сконцентрирован военный опыт его жизни. «На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью...»

Золотой пояс

Мономах - младший современник преподобных Антония и Феодосия. В 1073-м ему было 20 лет, когда заложили Великую Успенскую церковь, к которой потом веками будет притекать русский народ. Киево-Печерский Патерик доносит: «Благоверный же князь Владимир Всеволодович Мономах, тогда еще юный, самовидцем был того дивного чуда, когда пал с неба огонь и выгорела яма, где потом заложено было основание церкви по размерам пояса».

«По размерам пояса» - речь о золотом поясе, который, как передаёт автор Патерика, чудесным образом был послан повелением Самой Богородицы на Русь как мера длинны для строительства Её храма. Владимир в ту пору болел «и тем золотым поясом опоясали его, и он тотчас же выздоровел молитвами святых отцов наших Антония и Феодосия». Это имело значение для всей последующей русской истории. Мономах в ту пору княжил в Ростове. Патерик передаёт: «И во время своего княжения христолюбец Владимир, взяв размеры той божественной церкви Печерской, создал во всем подобную церковь в городе Ростове такой же вышины, ширины и длины... и все это было повторено по образцу той Великой, Богом ознаменованной церкви». Сразу после Ростова Мономах княжил в Смоленске, где также построил церковь по образцу Великой; пропорции были твковы: «20 в ширину, 30 в длину, а 30 в высоту стены, с верхом 50», при длине пояса - 108 см.

С Мономаха пошло и потомками продолжено, что главные княжеские церкви Руси освящались в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Сын Мономаха Юрий Долгорукий, как говорит Патерик, «в своём княжении построил в городе Суздале церковь в ту же меру». Внук Мономаха, Андрей Боголюбский возвёл Успенский собор в своей новой столице - во Владимире. При правнуке, по линии старшего сына, Мстислава - появился Успенский собор во Владимире Волынском... А через 390 лет после освящения Великой церкви, в 1479 году в Московском Кремле Успенский собор стал главным храмом государства, вокруг которого собрались все русские земли, как в свой час при Мономахе.

Д.С. Лихачёв отметил: «Храмы, посвящённые Успению Богоматери, занимают в культуре Древней Руси особое место. Три момента здесь привлекают наше внимание: их распространенность; расположение в центре оборонительных сооружений (кремлей, монастырей); единство традиционного архитектурного образа».

Так рождается эпос

Внешний враг, что нам и не удивительно, естественным образом в свой час объединился с врагом внутренним и стал активной силой в междоусобных войнах. Остриё удара вновь было нацелено лично на Мономаха, судьба указывала на него перстом, сосредотачивая в нём силы.

На протяжении десятков лет соперником Мономаха был князь Олег Святославич - двоюродный брат и ровесник, не раз приводивший на Русь орды половцев, которые грабили и выжигали русские города, монастыри и сёла. Борьба с Мономахом за Чернигов-город, который Олег почитал своим (отец владел), длилась много лет. И однажды Олег Святославич добился своего. Дружина Владимира была ослаблена после очередного побоища с половцами. Олег в 1094-м воспользовался ситуацией, набрал орду половцев и привёл их к Чернигову, обещая богатую добычу.

«Пожалел я христианских душ, - говорит Мономах, - и сёл горящих, и монастырей... И отдал брату отца его стол, а сам пошёл на стол отца своего в Переяславль...»

Эпическая картина!

Дружина Мономаха была уже совсем малочисленна, вместе с женщинами и детьми из ворот Чернигова вышло не более ста человек. Они двигались сквозь половецкое войско. Мономах говорит: «И облизывались на нас половцы точно волки, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис (дело было 24 июня, на св. Бориса) не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля». И заключает горестно: «И сидел я в Переяславле три лета и три зимы с дружиною своею, и много бед приняли мы от войны и голода...»

Но и силу накапливал. Потом начались победы.

В былинном образе Тугарина Змеевича, обобщённом образе заклятого врага Святой Руси, мы без труда угадываем грозную фигуру половецкого хана Тугоркана, побитого Мономахом у стен Переяславля в 1096-м...

Миротворец

Мономах вошёл в силу и как человек влиятельный, желая пресечь междоусобные войны, ещё и не будучи великим князем, несколько раз инициировал княжеские съезды для примирения всех со всеми. Первый такой съезд состоялся в 1097 году в Любече, в его замке на Днепре. Для русских той поры Любеч значил много. Из Любеча родом была Малуша, мать Владимира Крестителя, близ Любеча их дед Ярослав Мудрый в 1015 году разбил войско Святополка Окаянного, убийцы Бориса и Глеба. В Любече родился преподобный Антоний, основатель Печерского монастыря...

Повесть временных лет говорит о съезде: «Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю...» Казалось, устранили там и коревую причину распрей, решили, что отныне каждый будет владеть тем, чем владел их отец. Каждый из внуков Ярослава Мудрого становится наследником своего отца. И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все...»

Какое славное решение!

Жаль, тут же было злодейски нарушено.

Но Мономах продолжал гнуть свою линию. Организовал ещё два съезда - в Городце под Киевом весной 1098-го и в Уветичах на правом берегу Днепра в августе 1100-го.

И мир внутри Русской земли был установлен.

Внешняя политика

После того как внутренние страсти поутихли, пришла пора всерьёз браться за половцев. Радикально решить проблему можно было не у своих границ, но в далёких степях, в их поселениях на Дону, в их логове.

Мономах умел убеждать князей. Весной 1103-го он взялся уговорить великого князя киевского Святополка Изяславича пойти походом «на поганых». Переговоры проходили близ Киева на берегу Долобского озера. Мы здесь видим виртуозность Мономаха в переговорном деле. В дружине Святополка царило весеннее настроение: «Не время теперь отнимать поселян от поля». Мономах не отступил. В изложении историка Сергея Соловьёва дело обстояло так: «Съехались и сели в одном шатре - Святополк с своею дружиною, а Владимир с своею; долго сидели молча, наконец, Владимир начал: "Брат! Ты старший, начни же говорить, как бы нам промыслить о Русской земле?" Святополк отвечал: "Лучше ты, братец, говори первый!" Владимир сказал на это: "Как мне говорить? Против меня будет и твоя и моя дружина, скажут: хочет погубить поселян и пашни; но дивлюсь я одному, как вы поселян жалеете и лошадей их, а того не подумаете, что станет поселянин весною пахать на лошади, и приедет половчин, ударит его самого стрелою, возьмет и лошадь, и жену, и детей, да и гумно зажжет; об этом вы не подумаете!" Дружина отвечала: "В самом деле так"...»

Дальний поход - мероприятие дорогостоящее, но заинтересованные лица, кому война и работорговля хлеб насущный, отворили свои сокровищницы.

Для половцев привольная жизнь кончилась.

Половцы были разгромлены, 20 ханов легли мёртвыми, один пытался откупиться - давал золото и серебро, коней и скот. Мономах так судил: «Сколько раз вы клялись не воевать, и потом всё воевали Русскую землю?..» Хан пощады не нашёл. И сказал Владимир братьям-князьям, перефразируя Псалмопевца: «Вот день, который даровал Господь, возрадуемся и возвеселимся в этот день, ибо Бог избавил нас от врагов наших...»

Но до полного избавления было далеко.

Самым знаменитым походом на Степь был поход 1111 года, это по сути был покаянный Крестный ход, где в боевых порядках шло священство под хоругвями с молитвенным пением.

Удар врагу нужно было нанести в самое сердце, иначе проблема внешнего влияния осталась бы в принципе нерешённой. Такие удары русское воинство через семь веков нанесло по Парижу, а через 834 года по Берлину.

С.М.Соловьёв передаёт: «Пошли Святополк, Владимир и Давыд с сыновьями, пошли они во второе воскресенье Великого поста...» По снегу шли, на санях, потом бросили сани.

Первое сражение случилось в пятницу 24 марта; половцы были разбиты. «Весело на другой день праздновали русские Лазарево воскрешение и Благовещение, а в воскресенье пошли дальше».

В Страстной понедельник - генеральное сражение. Половцы собрали со всей Степи огромное войско, превосходящее численностью русские полки. Шла рубка. Но две русские дружины молитвенно стояли в засаде. И случилось чудо: «Наконец, выступили Владимир и Давыд с своими полками; увидавши их, половцы бросились бежать и падали пред полком Владимировым, невидимо поражаемые ангелом; многие люди видели, как головы их летели, ссекаемые невидимою рукою. Святополк, Владимир и Давыд прославили Бога, давшего им такую победу на поганых... Победители спрашивали пленных: "Как это вас была такая сила, и вы не могли бороться с нами, а тотчас побежали?" Те отвечали: "Как нам с вами биться? Другие ездят над вами в бронях светлых и страшных и помогают вам"». Летописец поясняет: это ангелы, от Бога посланные.

Гудериан был приземлённым человеком, поэтому на подобный вопрос ответил: «Т-34». Что ответят в новом веке их продолжатели - ещё услышим.

«И надолго остался Мономах в памяти народной как главный и единственный герой донского похода...»

Так свершаются русские победы - в покаянии, в братском единстве, где впереди под святыми хоругвями вождь и священство.

Власти не жаждал

В 1113 году на Светлой седмице внезапно скончался великий князь Святополк Изяславич. Он был высоко ценим правящей элитой. Но народ его не любил: Святополк был набожен, однако корыстолюбив. Он мог, например, в безсольный год заняться спекуляцией, забрав соль у монахов, которые её специально привезли для бедных. По корыстолюбию он допустил и неимоверные льготы ростовщикам-евреям. Резники (ростовщики-процентщики) процветали, а ремесленники и купцы, взяв кредит и оказавшись по какой-либо причине в затруднительных обстоятельствах, как и в наши дни, попадали в кабалу, разорялись. Они теряли не только собственность, но семьи и саму волю. Мятеж с особой силой разгорелся, когда Мономах отказался занять место великого князя, так как старшими в роду были Святославичи - Давыд (человек незначительный) и Олег - многолетний соперник Мономаха.

Н.М. Карамзин пишет об отказе Мономаха прийти в Киев: «Сей отказ имел несчастные следствия: киевляне не хотели слышать о другом государе; а мятежники, пользуясь безначалием, ограбили дом тысячского, именем Путяты, и всех жидов, бывших в столице под особенным покровительством корыстолюбивого Святополка».

Когда случился погром, который принято называть первым еврейским погром на Руси, «партия Мономаха» вновь отправила к Мономаху послов: «Приходи, князь, в Киев; если же не придёшь, то знай...» Ситуация грозила перерасти в бунт бессмысленный и беспощадный, с разграблением княжеского дворца и даже монастырей.

Устав и Поучение

Мономах пришёл.

Бунт утих. Но с условием. Татищев говорит: «Однако ж просили его всенародно об управе на жидов, что отняли все промыслы у христиан и при Святополке имели великую свободу и власть, из-за чего многие купцы и ремесленники разорились». Гнев на иноверцев имел причину далеко не только экономическую, но и религиозную: «Они же многих прельстили в их веру и поселились в домах между христианами, чего прежде не бывало, за что хотели всех их побить и дома их разграбить».

Мономах, собрав Совет из тысяцких и других бояр, провёл реформы. «Экономический пакет» лёг в основу Устава Мономаха и стал составной частью «Пространной Русской Правды». В.О. Ключевский показывает, что в ту эпоху был «капитал чрезвычайно дорог: при краткосрочном займе размер месячного роста не ограничивался законом... Владимир Мономах, став великим князем, ограничил продолжительность взимания годового роста в половину капитала: такой рост можно было брать только два года и после того кредитор мог искать на должнике только капитала, т.е. долг становился далее беспроцентным; кто брал такой рост на третий год, терял право искать и самого капитала...» «Устав» строго оговаривал условия, при которых свободный мог стать холопом. Человек, получивший в долг хлеб или иную другую «дачу», не мог быть обращён в раба.

По еврейскому вопросу Татищев передаёт решение: «Ныне из всей Русской земли всех жидов со всем их имением выслать и впредь не впускать...» Решение носило ситуационный характер и выполнено не было. Иудеи жили в Киеве вплоть до монгольского нашествия, до 1240 года.

В глубокой основе «Устава» Мономаха лежат морально-нравственные принципы, позже сформулированные им в знаменитом «Поучении детям». Его наставления звучат как поучения духовного старца, которому хочется внимать:

Не пропускайте ни одной ночи, - если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды...

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека.

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души.

Владимир-Василий Мономах отошёл в вечность 19 мая 1125 года «на Альте у любезной ему церкви» Борисоглебской, «которую великим иждивением и трудом построил и богато украсил». Случилось это на 73 году его незабвенной жизни. Погребен Мономах в Софии Киевской, рядом с дедом - Ярославом Мудрым.

В памяти народа он остался как «братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю», как самый славный правитель в истории домонгольской Руси, когда «литва из болота на свет не показывалась, а немцы радовались, что они далеко за синим морем...»

Как и у отца, князя Всеволода Ярославича, вся жизнь великого полководца Древней Руси Владимира Всеволодовича Мономаха прошла в беспрестанных войнах с Дикой Степью, с лихими и трудноуловимыми кочевниками-половцами, которые в тот век владели южными степями. Вся жизнь Владимира Мономаха состояла из трудно поддающихся счету «путей» по просторам земли Русской. На этих путях и взросла его громкая слава.

За свою на удивление долгую жизнь Владимир Мономах, неутомимый и неуемный князь-ратоборец, совершил двадцать «великих путей», лично участвовал, представить только, в 83 (!) военных походах, сменил пять удельных столиц, прежде чем окончательно утвердиться на киевском престоле. В первый раз тринадцатилетний княжич во всеоружии отправился в «путь» во главе дружины из родного Переяславля в далекий от берегов Днепра город Ростов «сквозь вятичи» - то есть через земли славянского племени вятичей - по велению отца.

Академик Б. А. Рыбаков сделал интересные подсчеты: великий воитель далекого прошлого, человек неустрашимый, во время своих «путей» и военных походов проскакал на коне не менее шестнадцати тысяч километров! А дороги в степях и через лесные чащобы комфортностью никогда не отличались.

Не лишним будет отметить, что самый знаменитый военный поход из приграничья земли русичей в Дикую Степь, на половецкие вежи, князь Владимир Всеволодович совершил в возрасте 58 лет. Сам на коне и впереди верной переяславльской дружины. Такой возраст в древности считался весьма преклонным.

Самостоятельно княжить Владимир Мономах стал в шестнадцать отроческих лет в стольном граде Чернигове, одном из самых больших городов Древней Руси. А затем сменил отца на переяславльском «столе». И именно тогда на его плечи легла основная тяжесть обороны южных границ Руси, в чем он и прославился как большой полководец.

Князь-воитель Владимир Всеволодович Мономах сумел не только отстоять порубежье Древней Руси, но и заставить силой русского оружия некогда грозные орды половцев бежать из бескрайней Дикой Степи подальше, чтобы больше никогда в истории не появляться перед Русью.

Великим князем Киевским, первым среди русских князей по старшинству, Владимир Мономах стал уже на склоне поистине бурного жизненного пути, почти в шестьдесят лет. Произошло это так. 17 апреля 1113 года в Киеве вспыхнуло сильное народное восстание. Вооруженные горожане разгромили подворье притеснителя «черного» люда боярина Путяты и дворы иудеев-ростовщиков. Решительно настроенные киевляне открыто грозили «разнести» богатые дворы и других именитых людей стольного града.

Тогда горделивое киевское боярство, чтобы отвести от себя смертельную беду, пригласило на великокняжеский престол - «стол» - популярного на всей Руси победителя Половецкой Степи. Такое боярское решение горожане только приветствовали.

Новый великий князь Киевский без лишнего кровопролития успокоил простолюдинов, которых так устрашилось стольное боярство. Прекрасно зная корни народного возмущения, новый властитель внес нужные дополнения в законы «Русской Правды», облегчавшие уплату процентов и выплату долга. Его «Устав Мономаха» был написан в пользу мелкого городского люда, часто попадавшего в долговую зависимость от чужеземных ростовщиков, безжалостно разорявших киевлян.

Как и отец, князь Владимир Мономах женился на заморской принцессе, только на английской - Гите, дочери последнего короля англосаксов Гарольда II, павшего в 1066 году на берегу пролива Па-де-Кале в битве против завоевателей, пришедших в Британию из соседней Нормандии. Один из их сыновей - князь Юрий Долгорукий станет родоначальником династии владимиро-суздальских князей, основателем Москвы.

Сподвижник Петра Первого Великого В. И. Татищев, замечательный историк государства Российского, опишет с любовью в своих сочинениях внешность князя Владимира Всеволодовича Мономаха. Опишет как человека с красивым лицом, большими глазами, рыжеватыми и кудрявыми волосами, высоким лбом, широкой бородой. Ростом он был не особенно высок, но обладал хорошо натренированным телом воина и был очень силен. То есть, по мнению историка, Владимир Мономах отличался величественностью облика не только в глазах современников, но и последующих поколений.

Великий полководец оставил после себя удивительный литературный документ Древней Руси, вошедший в мировую историю как «Поучение» Владимира Мономаха. По сути своей это автобиографический очерк, отцовское наставление многочисленным сыновьям, продолжателям великокняжеского рода и дела защиты родной земли. Вот что пишет о себе великий воитель талантливой рукой безвестного для нас летописца:

«…В доме своем не ленитесь, а сами смотрите за всем; не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. Выйдя на войну, не ленитесь, не надейтесь на воевод, не угождайте питью, ни еде, ни спанью; стражу сами расставляйте, и ночью, везде расставив караулы, около воинов ложитесь, а вставайте рано; да оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись из-за лени - от этого человек внезапно погибает. Остерегайтесь лжи и пьянства - от этого погибает душа и тело. Куда ни пойдете по своим землям, не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам пакости делать ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. А куда ни пойдете, где ни остановитесь, везде напойте и накормите просящего. Больше всего чтите гостей, откуда бы он к вам ни пришел - простой ли человек, или знатный, или посол…

…Всех моих походов больших было 83, а остальных малых и не упомню. С половецкими князьями заключал я мир 19 раз при отце и после отца, отдавая при этом много имущества и многие одежды свои. На волю из плена („из оков“) отпускал я знатных половецких князей: двух братьев Шарукана, трех Багубарсовых и четверых Овчины, а всех знатных князей до 100…

А вот как трудился и я на охотах… В Чернигове это делал: коней диких своими руками в пущах живыми вязал по 10 и по 20, а кроме того, когда по Роси ездил, своими руками ловил тех же коней диких. Два тура метали меня на рогах и с конем, один олень меня бодал, а два лося - один ногами топтал, а другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч сорвал. Медведь мне около колена подклад откусил. Лютый зверь вскочил мне на бедро и коня вместе со мною повалил…

Что должен был делать отрок мой, то я сам делал на войне и на охотах, ночью и днем, в летний зной и зимнюю стужу, не давая себе покоя, не надеясь на своих посадников, ни на бирючей, сам все делал, что было надобно: весь порядок в дому своем сам устанавливал, и в охотах охотничий порядок сам содержал: и в конях, и в соколах, и в ястребах также…»

Можно утверждать, что великокняжеское, отцовское «Поучение» показывает Владимира Мономаха как великого патриота и защитника Древней Руси, как мудрого правителя, опытнейшего полководца и привлекательного человека того далекого от нас времени.

… Ни один из кочевых народов Дикой Степи не причинил столь много бед Русской земле в древности, как половцы. Под этим названием, а также под именем команов (у византийцев), кунов (у венгров), кипчаков (у грузин) они встречаются в древнерусских летописях, в польских, чешских, венгерских, немецких, византийских, грузинских, армянских, арабских и персидских письменных источниках.

Многочисленный, страшный и воинственный враг Древней Руси в лице многочисленного кочевого народа на целых полтора столетия утвердил свою власть в обширных южнорусских степях. На северных границах их и находилось Переяславльское княжество. Во времена Владимира Мономаха и целое столетие перед ним Дикая Степь называлась Половецкой.

Степные выходцы с Востока занимались кочевым скотоводством и особенно коневодством. Их войско состояло из конников, вооруженных луками и стрелами, саблями и копьями. Всадники имели, кроме того, арканы, которыми прирожденные наездники пользовались с большим искусством.

Византийские писатели и русские летописцы в один голос отмечают быстроту действий половецкой конницы, особенно внезапность ее нападения. Да и иного быть не могло. Степной кочевник веками оттачивал тактику ведения военных приемов, чтобы в больших сражениях и просто родовых сшибках добиваться максимальной выгоды для себя лично, своего рода-племени, владетельного хана.

    Тын – небольшая ограда.

    Городник – строитель городской стены, городни.

    Лукно – небольшая мера сыпучих тел, сравните с лукошко.

Нагаев А.С., Огнев В.Н. Практикум по истории СССР с древнейших времен до начала XVII в. М., 1991. С.34-54.

Любечский съезд 1097 г.

(По «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»)

В 1097 г. пришли Святополк, Владимир, Давыд Святославович и брат его Олег и съехали в Любиче для установления мира, говоря между собой: «Зачем мы губим русскую землю, учиняя распри между собой? А половцы наши земли разоряют и рады, что между нами междоусобия. С этих пор будем все единодушны и храним землю русскую, пусть каждый держит отчину свою: Святополк – Киев... Владимир - Всеволожову [вотчину], Давыд, Олег и Ярослав - Святославлю... И на том целовали крест: «Если отныне кто будет против кого, на того будем все и крест честный»...

Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.76.

Княжеские села

(По Ипатьевской летописи)

Бились они до вечера; пойдя оттуда, остановились у села Мельтехова и оттуда послали и ограбили стада Игоря и Свято­слава, в лесу по (реке) Рахне: стадных кобыл 3000, а ко­ней 1 000; разославши по селам, сожгли житницы и дворы...

Пошли на сельце Игоря, где он устроил хороший двор; там было много запасов в амбарах, в погребах - вина и медов, и много тяжелого добра всякого - железа и меди; не смогли от множества всего того вывезти. Давыдовичи же велели накладывать возы себе и воинам, а потом - зажечь двор, церковь мятого Георгия и гумно его, а в нем было девятьсот стогов...

И тогда двор Святослава поделил на 4 части и казну, и ам­бары, и имущество, которое нельзя было сдвинуть, а в погребах было 500 берковцев (1) меду, а вина 80 корчаг; церковь святого Вознесения всю ограбили: сосуды серебряные, церковные одеж­ды, облачения служебные, все шитое золотом, две кадильницы, евангелие окованное, книги и колокола, не оставили ничего кня­жеского, но все поделили, а также челяди семьсот (человек).

Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.83.

Примечание

1. Берковец – мера массы или веса, равная 10 пудам (более 160 кг).

Поучение владимира мономаха

(По Лаврентьевской летописи)

«Поучение к детям» или "Завещание"князя Владимира Мономаха было написано им в 1117 г. «Поучение» соединяет в одном ряду различные жанры - автобиографию, исповедь, нравоучение, завещание - и представляет собой образец средневековой княжеской этики. Неполный текст "Поучения" сохранился только в Лаврентьевской летописи, составленной в концеXIVв. Монахом Лаврентием как очередной редакции «Повести Временных лет».

О поведении князя

В доме своем не ленитесь, но за всем смотрите: не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы не осмеяли приходящие к вам ни дома вашего, ни обеда вашего. Выйдя на войну, не ленитесь, не полагайтесь на воевод, не предавайтесь ни еде, ни питью, ни спанью; и сторожей сами снаряжайте и ночью, всюду нарядив воинов, тоже ложитесь, а вставайте рано. Оружия сразу с себя не снимайте: по небрежности внезапно человек погибает. Остерегайтесь лжи, пьянства и блуда, ибо в этом душа погибает и тело. Когда едете по своим землям, не позволяйте отрокам зла делать ни своим, ни чужим, ни в полях, ни в селах, чтобы не начали вас про­клинать. Куда ни пойдете, где ни остановитесь, напоите, на­кормите бедного; более чтите гостя, откуда к вам ни придет, простого ли, знатного ли, или посла, если не можете подар­ком, то пищей, питьем: они, проезжая, будут прославлять че­ловека либо добрым, либо злым по всей земле.

Что доброго вы умеете, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь; вот, как отец мой... овладел пятью языками; это-то вызывает почтение от других стран. Ибо леность все­му (злому) мать, что человек умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не учится.

О княжеских походах

Всех походов больших было 83, а остальных меньших не припомню. Миров я заключил с по­ловецкими князьями без одного 20 и при отце и без отца. Да­вал много скота и много одежды своей и выпустил из тюрьмы половецких знатных князей Шаруканя 2 братьей... а всех других знатных князей - 100. А князей, которых бог живыми в руки дал... и других славных воинов молодых - 15, то их живыми увел в плен, побил и побросал в речку Славлий; по­степенно было избито в то время около 200 знатных.

Княжеская охота

А вот мои труды во время охоты... А вот в Чернигове, что делал: коней диких своими руками связывал, в пущах по 10 и 20 живых, а сверх того, ездя по Руси, тоже ловил своими руками диких коней. Два тура меня бросали на рогах, вместе с конем; олень меня один бодал, и два лося - один ногами топтал, а другой рогами бодал, вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь у меня у колена потник (1) укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня вместе со мной повалил. Но бог невредимым меня сохранил. С коня много раз падал, голову свою дважды разбил, рукам и ногам своим причинял вред в юности своей, повреждая их, не щадя головы своей... На войне и на охоте, ночью и днем, на жаре и морозе не давал себе покоя; не полагаясь, ни на посадников, ни на биричей (2), сам делал, что было нужно: весь порядок в доме своем устанавливал; ловчий наряд я сам держал, о конюхах, о со­колах и о ястребах (сам заботился).

Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.81.

Русский крестовый поход в степь. Смуты на Руси усиливали активность половецких орд. Они ежегодно предпринимали набеги на русские земли. Князья же попытались сплотить свои силы для борьбы с кочевниками. В 1100 г. на съезде в городе Витичеве князья решили предпринять совместный поход против степняков. Но прошло еще три года, прежде чем они окончательно договорились между собой. В 1103 г. князья с дружинами встретились на Долобском озере, чтобы организовать поход.

Наступила весна, самое удобное время для похода, так как к этому времени кони половцев после зимы еще не набрали силу и выносливость на только что зазеленевших пастбищах. Но Святополк предлагал отложить поход, заявив, что невыгодно отрывать смердов от весенних полевых работ и губить лошадей в походе. Его поддержали некоторые князья и бояре. И тогда слово взял Владимир Мономах. «Дивлюсь я, дружина,— сказал он,— что лошадей жалеете, на которых пашут! А почему не думаете о том, что вот начнет пахать смерд и, приехав, половчанин застрелит его из лука, а лошадь его возьмет, а в село его приехав, возьмет жену его и детей его и все его имущество. Так лошадь вам жаль, а самого смерда не жаль».

Карта. Поход Владимира Мономаха .

Выступление Мономаха положило конец спорам и колебаниям. Объединенное войско двинулось в путь. В походе не принял участие лишь давний друг половцев Олег, сославшись на болезнь. Русские дружины наголову разбили врага и пошли по половецким становищам, освобождая пленников и захватывая богатую добычу. На три года после этого затихли половцы, но в 1106 г. их войско вновь двинулось на Русь, стремясь отомстить за свои прежние поражения. Русская рать встретила половецкие силы и в ожесточенном бою разгромила их.

Князья не стали ждать, пока половцы вновь наберутся сил, и предприняли в 1111 г. новый грандиозный поход в степь. Цель этого похода заключалась в том, чтобы достичь сердца половецких владений, захватить их главный город Шарукань. Для того чтобы обеспечить себе поддержку близких половецких орд, Владимир Мономах и Олег побывали в их становищах, поднесли ханам дорогие подарки и женили своих сыновей — Юрия Владимировича (будущего Юрия Долгорукого) и Святослава Ольговича на дочерях союзных половецких ханов.

Придал этому походу значение крестового похода. К этому времени уже состоялся Первый крестовый поход (1096—1099), который закончился захватом Иерусалима и созданием христианского государства на Ближнем Востоке. В этом походе принимал участие двоюродный брат Владимира, Святополка и Олега, сын Анны Ярославны, брат французского короля Филиппа I, граф Гуго Вермандуа. Сведения об этом крестовом походе были уже широко известны на Руси.

Русская рать разгромила передовые отряды половцев и вышла к их столице — степному городу Шаруканю. Город сдался на милость победителя. Другой город, Сугров, отказался сдаться и был взят штурмом и сожжен. Еще одну битву русские князья выиграли на берегу Дона. Перед битвой князья сказали: «Здесь смерть нам, станем тверды» , а потом ударили на врага, и половцы побежали.

Основные силы сторон сошлись через три дня —27 марта 1111 г. на реке Сольнице, притоке Дона. По словам летописца, половцы «выступили, точно великий лес». Но Мономах не стал ждать окружения, а сам повел войско навстречу врагу. Воины сошлись в рукопашной схватке, и «столкнулись полк с полком, и, точно гром, раздался треск столкнувшихся рядов» — так говорится в летописи. В этой толчее половецкая конница утратила возможность маневрировать, а в рукопашном бою не было равных русским воинам. Но и половцы сражались мужественно, отстаивая десятилетиями освоенную землю, свои пастбища и домашние очаги. «Чело» русского войска — киевляне дрогнули и стали прогибаться под яростным напором врага, превосходившего их числом. И тут на помощь киевлянам пришел Владимир Мономах со своей дружиной, оставив свой «полк правой руки» сыну Ярополку. Появление стяга Мономаха в центре битвы ободрило киевлян и повергло неприятеля в страх. Половцы не выдержали упорной схватки и бросились к броду. Их преследовали и рубили. В этой битве пленных не брали. Около 10 тыс. половцев полегло на поле боя. Лишь небольшая часть их ушла в степь.

Весть о русском крестовом походе в степь была доставлена русскими гонцами в Византию, Венгрию, Польшу, Чехию и Рим.

Приход Владимира Мономаха в Киев в 1113 г.
Восстание 1113 г. в Киеве. В конце XI— начале XII в. еще более значимой в русском обществе стала роль князей, бояр, дружин. Именно они были в центре всех событий, сражались друг с другом и с кочевниками, обороняли города, захватывали добычу во время побед, теряли имущество во время поражений. Для поддержания их силы и могущества, их вооружения и снабжения требовались все большие средства. Их брали в виде повышения налогов с простого населения. Все большее количество свободных земель князья передавали своим вассалам. Межкняжеские битвы сопровождались разорением городского и сельского населения, дополнительными поборами. Для простого человека все это оборачивалось сущей трагедией. Половецкие грабежи и увод пленных дополняли тяготы. К тому же смердов и горожан все чаще привлекали на бесчисленные сечи со степняками. Лежали запустевшими их пахотные земли, затухал огонь в кузнечных горнах, приостанавливал свой нескончаемый бег гончарный круг в ремесленных мастерских, страдала торговля.

Все больше людей не имело возможности самостоятельно вести свое хозяйство в сельской местности и в городах, прокормить семью, детей. Они шли в кабалу к богатым, продавали себя в холопы, брали в долг деньги, семена для посева, орудия труда. За это они должны были либо отрабатывать в хозяйстве своего «благодетеля» , либо за взятые деньги, кроме возврата суммы долга, еще и платить проценты, которые повышались с каждым годом. Особенно злодействовали ростовщики. Их основным занятием было ссужать нуждающихся людей деньгами за высокие проценты.

Большим «сребролюбцем» и жестоким ростовщиком слыл и сам великий князь Святополк Изяславич. И когда в 1113 г. он внезапно умер, это еще более обострило обстановку в Киеве. Различные боярские группировки начали борьбу за власть, стремясь посадить на престол одного из князей. В это время тревожно загудел торгово-ремесленный Подол, нижняя часть города, где жили мелкие торговцы, ремесленники, городская беднота.

Сотни людей с топорами, косами, вилами, палками в руках двинулись в центр Киева. Раздавались угрозы в адрес бояр, ростовщиков. Толпа разгромила двор одного из бояр и ростовщиков, удар пришелся и по еврейским купцам и ростовщикам. В Софийском соборе по зову митрополита сошлись бояре и старшие дружинники, епископы, игумены монастырей. Их решение было однозначным: немедленно звать в Киев Владимира Мономаха; только он мог унять выступление народа. Но поначалу переяславский князь не внял этому призыву. Он боялся вновь ввергнуть страну в , если бы братья Святославичи, которые были старше его в роду, опротестовали это решение. Страшился он и киевской верхушки, которая долгие годы служила его скрытому противнику Святополку. У него также не было желания противопоставлять себя восставшим киевлянам.

На следующее утро народ снова высыпал на улицы Киева. В осаде оказался княжеский дворец. Большая толпа бросилась в сторону монастырей. Мятеж нарастал, вовлекая в свой водоворот все новые и новые сотни людей. Поднялись против своих господ окрестные смерды, закупы, рядовичи. Должники отказывались выплачивать проценты и расправлялись с ростовщиками, холопы вышли из повиновения господам.

И вновь митрополит собрал верхушку города. Вновь было принято решение пригласить Мономаха в Киев. 20 апреля 1113 г. Владимир Мономах во главе переяславской дружины вступил в Киев. Стремление защитить порядок в городе и стране, унять разгулявшуюся «чернь» оказалось у князя сильнее других расчетов. Волнения быстро прекратились. Началось правление нового великого киевского князя Владимира Мономаха. В это время ему было уже 60 лет.

Владимир Мономах — великий князь. Время Владимира Мономаха на Руси оказалось самым плодотворным за последние десятилетия. Он успокоил русское общество, т. е. прекратил его внутреннюю борьбу. Причем сделал он это не только за счет силы, но и за счет разумных уступок низам общества.

Сразу же после начала своего правления он дал Руси новую Русскую Правду, которая называлась «Устав Владимира Всеволодовича» . В этом уставе были сохранены многие статьи прежней Русской Правды, защищавшей порядок, имущество и личность человека. Но одновременно он значительно облегчил положение бедных людей. Проценты за взятый долг значительно снижались, многие непосильные долги были ликвидированы. Произвол ростовщиков был ограничен. Устав включал и новые статьи, которые облегчали участь смердов, закупов, рядовичей и даже холопов.

Владимир Мономах сумел устранить тем самым наиболее глубокие и болезненные язвы общества, снял социальное напряжение в городах и селах. Он показал верхушке русского общества, что управлять страной и повышать ее силу и благополучие следует не насилием одних над другими, а прежде всего строгими, но разумными в тех условиях правилами. Его устав был направлен на то, чтобы уберечь бояр, дружинников, духовенство, купечество от насилий со стороны низов общества, но одновременно обезопасить все общество от беспорядков, поддержать хозяйство смердов и ремесленников, которые составляли основу благосостояния общества.

В истории Руси он выступил как первый серьезный реформатор, т. е. как человек, осуществивший ряд серьезных преобразований в жизни общества, которые утихомирили хотя бы на некоторое время несогласия, раздоры, насилия.

Владимир Мономах воссоздал единство Руси. Не нарушая заповеди Ярослава Мудрого и решений Любечского съезда о том, что каждый князь владеет своей «отчиной» , он заставил всех князей подчиняться великому киевскому князю. При этом он действовал стремительно и жестоко. Так, он подавил мятеж своего племянника Ярослава Святополчича, который правил на Волыни. Когда Владимир узнал, что среди новгородского боярства созрел заговор в пользу отделения Новгорода от Киева, он вызвал бояр в Киев и бросил их в темницу.

Своих сыновей, как и его предки, великий князь рассадил по крупным городам — в Новгороде, Смоленске, Суздале. Подавил он и сепаратизм, т. е. стремление к самостоятельной политике и независимости, черниговских князей. Даже Олег Святославич беспрекословно слушался своего двоюродного брата. Нанес он удар и по Полоцкому княжеству, где постоянно проявлялись сепаратистские настроения.

Одной из главных заслуг Владимира Мономаха стала организация дальнейшего наступления на половцев и предотвращения их набегов на Русь. Это уже не была оборона. Русь сама стремилась нанести удар своим врагам.
В 1116 г. великий князь сам возглавил поход в степь, хотя был уже немолод. Затем он посылал против половцев своих сыновей, и в первую очередь талантливого полководца и смелого воина Ярополка.

Продолжал Владимир и балканскую политику своих предков. Он, как когда-то Святослав, попытался утвердиться на Дунае. На юг было послано русское войско, а Мономах даже утвердил своих посадников — управителей в дунайских городах. Но Византия поспешила уладить отношения миром. На Русь было послано посольство с богатыми дарами и просьбой не нарушать мирных отношений с империей. Среди даров были предметы императорской парадной одежды, знаки императорской власти, в частности императорский венец. С тех пор и возникла легенда о так называемой «шапке Мономаха» . В реальности же «шапка Мономаха» , которая ныне находится в Оружейной палате Московского Кремля, была изготовлена гораздо позднее.

В конце жизниВладимир Мономах написал свое знаменитое «Поучение» , в котором не только рассказал о своей трудной, полной опасностей жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми. Он писал, что любое зло рано или поздно будет наказано, а добро восторжествует. «Молод был и состарился,— писал он,— и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящим хлеба».

Владимир Мономах умер 19 мая 1125 г. на 73 году жизни на реке Альте, в небольшом доме, который он построил для себя рядом с часовней на месте убийства святого Бориса. Он имел русскую и европейскую славу. При нем Русь была сильна, едина и могуча, как никогда. Один древний источник сохранил описание Владимира Мономаха: «Лицом был красен (т. е. красив), очи велики, ростом не весьма велик, но крепкий телом и силен» .

Мстислав Великий. Начало новой усобицы. В последние годы своей жизни Владимир все меньше лично занимался делами государства и военными походами. Многое он доверял своему старшему сыну Мстиславу. Он перевел его из Новгорода, где тот княжил долгие годы, к себе в Киев и постоянно держал при себе.

Когда же старый князь умер, то Мстислав взял власть в свои руки. Тем самым завет Ярослава Мудрого был нарушен, и во главе Руси встал не старший в роду, а старший сын правившего князя. Авторитет Мономаха и опыт, воля Мстислава, а также поддержка киевской верхушки были столь сильны, что остальные князья смолчали, хотя и были недовольны таким поворотом событий.

Время правления Мстислава (1125—1132), которого на Руси прозвали Великим, было недолгим, но плодотворным. Он продолжал политику своего отца. попытались организовать нашествие, но столкнулись со всей мощью русских ратей во главе с Ярополком Владимировичем.

Позднее Мстислав и Ярополк в ходе масштабных походов в степь сумели оттеснить половцев за Дон и Волгу. Некоторые из половецких орд откочевали подальше от русских границ — к реке Яик (Урал) и в Закавказье.
Мстислав обезопасил и северо-западные границы Руси. Он предпринимал походы против чуди (эстов) и литовцев, которые с XII в. начали тревожить русские земли своими набегами.

Смерть Мстислава Великого стала гранью, за которой началась совсем другая Русь. Ушли два могучих правителя — Владимир Мономах и его сын, которые своей волей, талантом цементировали Русь, и после них она оказалась такой, какой сложилась к 30-м гг. XII в., но без сильных политических фигур. И первая же смута это хорошо показала.

Она вспыхнула между сыновьями и внуками Владимира Мономаха. Затем в нее включились сыновья Олега Святославича. Киев переходил из рук в руки. Сначала там утвердился один из сыновей Мономаха, через несколько дней его изгнал черниговский князь. 10 лет продолжалась борьба за титул великого киевского князя. Соперничавшие стороны в основном опирались на свои родные княжества, на свои мощные города. Оттуда они и руководили Русью.

Все это было верным признаком того, что с 30-х гг. XII в. Русь вступила в период политической, т. е. государственной, раздробленности.

Из «Поучения Владимира Мономаха своим детям»

...Всех моих походов больших было 83, а остальных малых и не упомню. С половецкими князьями заключал я мир 19 раз при отце и после отца, отдавая при этом много имущества и многие одежды свои. На волю из плена [«из оков»] отпустил я знатных половецких князей: двух братьев Шарукана, трех Багубарсовых и четверых Овчины, а всех знатных князей до 100... А вот как трудился и я на охотах... В Чернигове это делал: коней диких своими руками в пущах живыми вязал по 10 и по 20, а кроме того, когда по Роси ездил, своими руками ловил тех же коней диких. Два тура метали меня на рогах и с конем, один олень меня бодал, а два лося — один ногами топтал, а другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч сорвал. Медведь мне около колена подклад откусил. Лютый зверь вскочил мне на бедра и коня вместе со мною повалил. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня я много раз падал, голову себе разбивал дважды, повредил свои руки и ноги, в юности своей вредил, не храня своей жизни и не щадя головы своей.


КНЯЖЕСКАЯ ОХОТА

А се тружахъся ловы дея; понеже седох в Чернигове, а из Чернигова вышед, и д… о лета по сту уганивал и имь даром всею силою кроме иного лова, кроме Турова, иже со отцемь ловил есм всяк зверь. А се в Чернигове деял есм: конь диких своима рукама связал есмь в пущах 10 и 20 живых конь, а кроме того же по Роси ездя имал есм своима рукама те же кони дикие. Тура мя 2 метала на розех и с конем, олень мя один бол, а 2 лоси один ногами топтал, а другый рогома бол; вепрь ми на бедре мечь оттял; медведь ми у колена подъклада укусил, лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже; и бог неврежена мя съблюде. И с коня много падах, голову си разбих дважды, и руце и нозе свои вередих, в уности своей вередих, не блюда живота своего, ни щадя головы своея. Еже было творити отроку моему, то сам есмь створил, дела на войне и на ловех, ночь и день, на зною и на зиме, не дая собе упокоя: на посадникы не зря, ни на биричи, сам творил что было надобе, весь наряд и в дому своемь то я творил есмь; и в ловчих ловчий наряд сам есмь держал, и в конюсех, и о соколех и о ястребех.

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА (Перевод)

О ПОВЕДЕНИИ КНЯЗЯ.

В доме своем не ленитесь, но за всем смотрите: не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы не осмеяли приходящие к вам ни дома вашего, ни обеда вашего. Выйдя на войну, не ленитесь, не полагайтесь на воевод, не предавайтесь ни еде, ни питью, ни спанью; и сторожей сами наряжайте и ночью, всюду кругом нарядив воинов, тоже ложитесь, а вставайте рано. Оружия сразу с себя не снимайте: по небрежности внезапно человек погибает. Остерегайтесь лжи, пьянства и блуда, ибо в этом душа погибает и тело. Когда едете по своим землям, не позволяйте отрокам зла делать ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. Куда ни пойдете, где ни остановитесь, напойте, накормите бедного; более чтите гостя, откуда к вам ни придет, простого ли, знатного ли, или посла, если не можете подарком, то пишей, питьем: они, проезжая, будут прославлять человека либо добрым, либо злым по всем землям.

Если забываете это, то чаще прочитывайте - и мне будет без срама, и вам будет хорошо. Что доброго вы умеете, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь; вот как отец мой, находясь дома, овладел пятью языками; это-то вызывает почтение от других стран. Ибо леность всему (злому) мать, что человек умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не учится.

КНЯЖЕСКИЕ УСОБИЦЫ И ПОХОДЫ

А теперь расскажу вам, дети мои, о трудах своих, как я трудился, совершая походы и охотясь с 13 лет. Прежде всего к Ростову пошел, через (землю) вятичей - послал меня отец, а сам он пошел к Курску; затем - к Смоленску со Ставком Скордятичем; он опять ушел к Берестью с Изяславом, а меня послал к Смоленску; от Смоленска я пошел к Владимиру (Волынскому). В ту же зиму послали меня братья к Берестью на пожарище, где пожгли, там охранял их город… Тогда послал меня Святослав против ляхов, ходил я за Глогову, до Чешского леса, ходил по земле их 4 месяца… оттуда - к Турову, весной - к Переяславлю и также к Турову, Святослав умер, и я опять ходил в Смоленск, а из Смоленска в ту же зиму к Новгороду: весной Глебу на помощь, а летом с отцом - под Полоцк, а на другую зиму - со Святополком под Полоцк, сожгли Полоцк; он (Святоподк) пошел к Новгороду, а я с половцами на Одрьск воюя, а оттуда к Чернигову… И снова я пришел из Смоленска и прошел с боем сквозь половецкие войска до Переяславля и нашел отца, пришедшего с похода. Ходили мы в том же году с отцом и Изяславом к Чернигову биться с Борисом (Вячеславичем) и победили Бориса и Олега. Снова пошли мы к Переяславлю и остановились в Оброве, а Всеслав сжег Смоленск; и я вместе с черниговцами пошел ему во след, сменяя одного коня другим, но не захватили (Всеслава) в Смоленске; на этом пути, преследуя Всеслава, я опустошил землю и разорил от Лукомля до Логожьска; оттуда пошел воюя на Друцк, а оттуда (вернулся) в Чернигов. В ту зиму половцы разорили весь Стародуб, а я пошел с черниговцами и половцами, и на Десне мы захватили князей Асадука и Саука и дружину их перебили, а на другой день за Новым городом мы разогнали сильное войско Белкатгина: мечи и пленников всех отобрали. На вятичей я ходил две зимы - на Ходоту и на его сына… В том же году мы гнались за Хорол за половцами, которые взяли Горошин. Той же осенью мы ходили с черниговцами и с половцами, читеевичами, к Минску: захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины.

Всех походов больших было 83, а остальных меньших не припомню. Миров я заключил с половецкими князьями без одного 20 и при отце и без отца; давал много скота и много одежды своей и выпустил из тюрьмы половецких знатных князей Шаруканя 2 братьев, Багубарсовых - 3, Овчиных - 4 братьев, а всех других знатных князей - 100. А князей, которых бог живыми в руки дал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, Таревский князь Азгулуй и других славных воинов молодых-15, то их живыми увел в плен, побил и побросал в речку Славлий; постепенно было избито в то время около 200 знатных.

КНЯЖЕСКАЯ ОХОТА

А вот мои труды во время охоты… А вот в Чернигове что делал: коней диких своими руками связывал, в пущах по 10 и 20 живых, а сверх того, ездя по Роси, тоже ловил своими руками диких коней. Два тура меня бросали на рогах, вместе с конем; олень меня один бодал, и 2 лося - один ногами топтал, а другой рогами бодал, вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь у меня у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня вместе со мной повалил. Но бог невредимым меня сохранил. С коня много раз падал, голову свою дважды разбил, рукам и ногам своим причинял вред в юности своей, повреждая их, не охраняя жизни своей, не щадя головы своей. Что нужно было делать отроку моему, то я сам делал, на войне и на охоте, ночью и днем, на жаре и морозе не давал себе покоя; не полагаясь ни на посадников, ни на биричей, сам делал, что было нужно: весь порядок в доме своем устанавливал; ловчий наряд я сам держал, о конюхах, о соколах и о ястребах (сам заботился).

36. КНЯЖЕСКИЕ СЕЛА

По «Ипатьевской летописи».

Бившим же ся им и до вечера, а оттуда шедше сташа у Мелтекове селе, и оттуда пославше и заграбиша Игорева и Святославля стада, в лесе, по Рахни 2 , кобыл стадных 3000, а конь 1000; пославше же по селом, пожгоша жита и дворы… Но идоста на Игорево селце 3 , идеж бяше устроил двор добре; бе же ту готовизни много, в бретьяницах 4 и в погребах вина и де-мове, что тяжкого товара всякого, до железа и до меди, не тягли 5 бяхуть от множества всего того вывозити. Давыдовича же 6 повелеста имати на возы собе и воем, и потом повелеста зажечи двор и церковь святого Георгия, и гумно его, в нем же бе стогов 9 сот…

И ту двор Святославль 7 раздели на 4 части, и скотьнице 8 , и бретьянице, и товар, иже бе не мочно двигнути, и в погребех было 500 берковьсков меду, а вина 80 корчаг; и церковь святаго Възнесения всю облупиша, съсуды серебряныя, и индитьбе 9 и платы служебныя, а все шито золотом, и каделнице две, и кацьи 10 , и еуангелие ковано, и книгы и колоколы; и не оставиша ничтоже княжа, но все разделиша и челяди 7 сот…

КНЯЖЕСКИЕ СЕЛА (Перевод)

…Бились они до вечера; пойдя оттуда, остановились у села Мельтехова, и оттуда послали и ограбили стада Игоря и Святослава, в лесу по (реке) Рахне: стадных кобыл 3000, а коней 1000; разославши по селам, сожгли житницы и дворы…

Пошли на сельце Игоря, где он устроил хороший двор; там было много запасов в амбарах, в погребах - вина и медов, и много тяжелого добра всякого - железа и меди; не смогли от множества всего того вывезти. Давыдовичи же велели накладывать на возы себе и воинам, а потом - зажечь двор, церковь святого Георгия и гумно его, а в нем было девятьсот стогов…

И тогда двор Святослава поделил на 4 части и казну, и амбары, и имущество, которое нельзя было сдвинуть, а в погребах было 500 берковцев меду, а вина 80 корчаг; церковь святого Вознесения всю ограбили: сосуды серебряные, церковные одежды, облачения служебные, все шитое золотом, две кадильницы, евангелие окованное, книги и колокола, не оставили ничего княжеского, но все поделили, а также челяди семьсот (человек).