Чем можно было удивить монголов – великую империю кочевников, за считанные годы опустошивших древнерусскую цивилизацию, бравших один за другим русские города, разрушавших храмы и истреблявших русский народ? Князь Михаил Черниговский, один из первых князей-мучеников, ценой своей жизни заставил монголов спросить себя: почему русские так дорожат своей христианской верой.

В жизни князь Михаил Черниговский был отнюдь не примером для подражания. В междоусобных войнах он воевал с Олегом Курским и Даниилом Галицким. Князь оставил опустошенный монголами Киев, чтобы отправиться в Венгрию и женить там своего сына на венгерской принцессе. А когда к нему от лица рязанских князей прибыл былинный воевода Евпатий Коловрат, чтобы просить помощи в битвах против захватчиков, то князь Михаил отказал ему в такой любезности, мотивируя отказ своей прежней обидой: когда он воевал на Калке, рязанские князья с ним не пошли, – так и сейчас нечего его просить об одолжении.

Однако вскоре князя ожидает кардинальная метаморфоза, с какого-то момента, по выражению летописца, «блаженный князь разгорелся благодатью божию». Блаженным он назван еще до того, как поедет к хану Батыю брать ярлык на княжение в Киеве. Вернее, никакого ярлыка князь брать изначально не собирался, и вместо подчинения воле великого хана, он препоручит себя божественной благодати и отправится на духовный подвиг…

Перед походом к хану Михаил Черниговский заезжает к своему духовному отцу и делится с ним необычным даже по тем временам планом. Духовный наставник предупреждает: многие князья ехали к хану, но прельстились славой власти и погубили свои души. Чтобы не последовать их примеру, не надо делать того, что недостойно христианина: кланяться кому-либо, кроме бога. Дело в том, что до того как князья возьмут ярлык, монгольские волхвы приказывали им проходить через огонь костров и поклоняться идолам и «кусту» (сонму языческих богов), да еще к тому же отвешивать поклон на восток тени Чингисхана.

Михаил Черниговский ради укрепления духа берет с собой освященные дары и вместе со своим боярином Феодором едет к хану принимать добровольную смерть за свою веру.

У шатров Елдеги, воеводы Батыя, разыгрывается настоящая драма. Князь отказывается кланяться языческим идолам. Монгольский царь приходит в ярость и ставит князю ультиматум: либо тот кланяется богам, остается жив и получает княжение, либо умирает злой смертью. Находившиеся рядом с князем бояре в один голос просят Михаила поклониться, чтобы сохранить себе жизнь, а епитимью за нехристианский поступок предлагают разделить на всех. «Не хочу только именем христианским называться, а дела поганых творить», – отвечает им князь.

Далее Михаил Черниговский формулирует концепцию, которой будут придерживаться все последующие русские князья, когда будут приезжать в Орду. «Тебе, царь, кланяюсь, потому что бог поручил тебе царствовать на этом свете. А тому, чему велишь поклониться, – не поклонюсь», – говорит он. Нашествие монголов расценивалось тогда как кара за грехи Русской земли, поэтому, если уж бог попустил, чтобы Русь была завоевана, то признать монгольского царя владыкой не было святотатством, в отличие от поклонения его языческим идолам.

После этого, как говорит летописец, Михаил сорвал с себя княжеский плащ и швырнул его в ноги к своим боярам, которые не переставали просить князя поклониться языческим богам. Плащ – это символ княжеской власти. Жест Михаила означал окончательное решение принять смерть за христианскую веру, вместо того, чтобы соблазниться властью, которую мог даровать хан.

Когда же вдали уже показались головорезы монгольского царя, Михаил и Феодор стали петь про себя песнопения и приняли причастие, которое им дал святой отец. Среди убийц был и вероотступник – некто по имени Доман, который и отрезал князю голову. После расправы над князем Елдега предложил Феодору отвесить поклон, чтобы получить за это все княжество Михаила. «Княжения не хочу и богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой!» – ответил тот, и его постигла та же судьба.

Для монголов, видевших такое мужество русских, случившееся было своего рода трезвлением. Некоторые из монголов, дивясь поведению русских, через какое-то время даже перешли в христианство. Самым ярким примером был Петр, царевич Ордынский. Он был правнуком Чингисхана, но обратился в православие, основал монастырь и стал русским святым.

Близко по времени создания к "Житию Александра Невского" и "Житие Михаила Черниговского". Это иной тип княжеского жития эпохи монголо-татарского ига. В 1246 г. в Орде по приказанию Батыя был убит черниговский князь Михаил Всеволодович вместе с сопровождавшим его в Орду боярином Федором. Убийство носило политический характер, но в Житии гибель Михаила представлена как добровольное страдание за православную веру.

Дочь Михаила Всеволодовича, ростовская княгиня Марья вместе с сыновьями установила церковное почитание Михаила и боярина Феодора в Ростове. В связи с этим было написано проложное житие Михаила Черниговского -- краткий рассказ о его гибели в Орде. Житие было написано до 1271 г. (года смерти княгини Марьи). Это краткое проложное "Житие Михаила Черниговского" послужило основой для целого ряда более поздних и более пространных редакций житийного повествования о гибели в Орде черниговского князя. Первая из этих редакций была составлена в конце XIII -- начале XIV в. священником Андреем.

Пришедший в Орду на поклон к Батыю черниговский князь отказывается выполнять татарские обряды: пройти меж огней и поклониться татарским идолам. Михаила убивают. Боярин Федор поступает так же, как его господин, и тоже гибнет. Отправляясь в Орду, и Михаил и Федор знают, что их ждет там гибель, но они для того и идут, чтобы "обличить" идолопоклонство -- "нечестивую веру". Эта линия Жития имеет ярко выраженную церковную окраску. Но в Житии не менее сильна и линия психологически-драматическая. Находившийся в это время в Орде внук Михаила, ростовский князь Борис, и другие русские, случившиеся в это время в Орде, уговаривают черниговского князя подчиниться воле татар, обещая со всеми своими людьми принять за него епитимью. Боярин Федор опасается, что уговоры подействуют на князя: вспомнив "женьскую любовь и детей ласкание", князь уступит и подчинится требованиям татар. Но Михаил тверд. Он решил выполнить долг до конца. Сняв с себя княжеский плащ, Михаил бросает его в ноги уговаривающих и восклицает: "Примите славу света сего, ея же вы хощете". С драматическими подробностями, замедляющими повествование и усиливающими его эмоциональное воздействие, рассказывается, как были убиты Михаил и Федор.

Эта вторая линия Жития -- рассказ об обстоятельствах убийства князя и боярина делала его не отвлеченным церковно-религиозным повествованием о страдании за веру, но животрепещущим рассказом о татарской жестокости и о непреклонной гордости русского князя, который жертвует жизнью за честь своей земли.

В первой половине XIV в. в агиографии, как и в летописании, можно отметить те же явления, что и в предшествующий период. Пишутся жития подвижников церкви и монашества, княжеские жития. Княжеские жития-мартирии данного этапа развития литературы можно рассмотреть на примере памятника тверской литературы -- "Повести о Михаиле Тверском". Написана она по образцу "Жития Михаила Черниговского". Князь Михаил добровольно идет в Орду. Но самоотверженность его объясняется уже не религиозными мотивами, а заботой о судьбе своего княжества. Рассказ об унижениях Михаила Ярославича в Орде, об обстоятельствах его гибели осложнен рядом сильных деталей и психологически острых ситуаций.

Монголы не всегда карали за отказ пройти через священный огонь, но в этот раз Батый устроил русскому князю жесткую проверку на лояльность… Что стояло за убийством святого, воля хана или интриги русских завистников?
Мчч. и испп. Михаил, кн. Черниговский и боярин его Феодор. Фреска. Ярославль

В 1246 году в Золотой Орде был убит Михаил Черниговский. Это был первый русский правитель - мученик, погибший от рук монголо-татар. О причинах этого трагического события до сих пор спорят историки, а древнерусские и средневековые европейские тексты дают разные трактовки драмы, разыгравшейся в ставке Батыя.

Первое столкновение русских с монголами в 1223 году, когда объединенное войско половцев и русских князей, среди которых был и Михаил Черниговский, попытались остановить орды кочевников на реке Калке. В этой битве Русь потерпела поражение из-за разобщенности русских правителей - одни хотели получить славу, другие спокойно наблюдали, как избивают их союзников, третьи доверились обещаниям монголо-татар, но были обмануты и убиты. После этого в течение нескольких лет было затишье, а затем войска Батыя разорили сперва Рязань, а затем и Киев. Год разорения Киева - 1240 г. Годом, начиная с которого русские правители превратились в ханских вассалов, и были вынужденные ездить в Орду для получения ярлыков на княжение, считается 1240 г. - время разорения Киева.

Историк Вильям Похлёбкин считает, что самой большой проблемой для Руси было отсутствие письменных договоров с Ордой. Князья отправлялись на поклон к хану не как правители, а как заложники, которым не давалось никаких гарантий. По своему произволу хан мог даровать кому-то ярлык, а вскоре отнять его и передать другому кандидату.

Под угрозой была жизнь каждого русского князя, отправлявшегося в Орду, поскольку его статус немногим отличался от положения пленников - в ханской ставке его могли убить, отравить, лишить своего удела, отнять жен и детей, и все это не было бы нарушением со стороны монголов, поскольку они не давали никаких обязательств: «Все виды русских гарантий носили вещественный, а не письменный характер (дань, заложники, подарки), т.е. все русские гарантии были физически осязаемыми — их можно было и увидеть, и пощупать. Ханских же, ордынских гарантий (например, не воевать, не казнить, не налагать непомерную дань) не существовало никаких — ни письменных, ни словесных».

Напротив, послы хана на Руси были не просто дипломатическими представителями, но уполномоченными хана с неограниченной властью. Они могли на месте принимать любые политические и военные решения, и их никто не имел права оспорить. Монгольские послы на Руси - неприкосновенные фигуры, убийство или оскорбление которых мгновенно приводили к военному походу татар.

Некоторые историки полагают, что убийство Михаила Черниговского было связано с тем, что он принимал участие в битве при Калке, поводом для которой как раз и стало убийство послов. Однако средневековые источники предлагают нам другую версию развития событий.

Об убиении князя Михаила и его спутника - боярина Феодора существует несколько древнерусских летописных рассказов, краткое и полное житие, а также рассказ францисканского монаха Плано Карпини, посетившего ставку Батыя вскоре после убийства мучеников. Записки католика ценны для нас тем, что они объясняют некоторые особенности религиозности монголов, без которых невозможно понять причину убийства: «Прежде всего также они делают идол для императора (умершего Чингисхана - «НС») и с почетом ставят его на повозке перед ставкой, как мы видели при дворе настоящего императора, и приносят ему много даров. Посвящают ему также лошадей, на которых никто не дерзает садиться до самой их смерти.. В полдень также они покланяются ему (Чингисхану - «НС»), как Богу, и заставляют поклоняться некоторых знатных лиц, которые им подчинены».

Отметим, что поскольку монголы были кочевниками, то подобные ставки с изображением Чингисхана они устраивали на всяком месте, куда перебирались. Кроме того, Карпини рассказывает о двух очистительных огнях, горящих перед ставкой: «Они веруют, что огнем всё очищается, и когда к ним приходят послы или вельможи или какие бы то ни было лица, то и им самим, и приносимым ими дарам надлежит пройти между двух огней, чтобы подвергнуться очищению, дабы они не устроили какого-нибудь отравления и не принесли яду или какого-нибудь зла». Как видим, обряд очищением огнем был одним из основных в ставке Батыя, и без его прохождения никто не мог приблизиться к хану. В записках францисканца рассказывается, что проход меж двух огней был необходимым минимумом для всех, а вот кланяться изображению Чингисхана заставляли далеко не каждого русского князя. Почему для мученика и его слуги был выбран самый жесткий вариант, мы расскажем ниже, а пока обратимся к основному агиографическому источнику.

В «Сказании о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» рассказывается о том, что каждого приходящего к Батыю заставляли проходить через огонь, а также кланяться «кусту и идолу».

Не ясно, что древнерусский автор имел в виду под словом «куст», возможно речь идет о некоем священном дереве, стоявшем перед ставкой. Михаил и Феодор еще до прибытия в Орду знали об этом обычае и после совета со своим духовником решили избрать подвиг мученичества. Житие сообщает, что многие русские князья из-за «соблазна века сего» исполняли все необходимые обряды.

Заметим, что по свидетельству Карпини, монголы были веротерпимыми и кроме случая с Михаилом Черниговским никого не принуждали кланяться «идолам», если это противоречило их религии. Отказ же некоторых русских правителей проходить обряды сверх очищения огнем мог и не приводить к жестокой расправе.


Картина «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя», художник В. Смирнов, 1883 г.

Жестокость по отношению к князю Михаилу, который в житии называется «великим русским князем» может быть объяснена несколькими причинами. Во-первых, Батый показательной казнью бывшего киевского князя мог добиться большей покорности со стороны других русских вассалов. Во-вторых, хан мог быть отрицательно настроен по отношению к Михаилу, поскольку другие русские князья интриговали против него в ставки Батыя, желая получить ярлык на великое княжение. Третью версию предлагает житие - хан убивает Михаила и Феодора в гневе за отказ поклониться «его богам». При этом агиограф называет их изначальной целью поездки в Орду - желание обличить «цезаря» в его «прелести» и пострадать за веру христианскую.

Безусловно, религиозная мотивировка поступков была очень важна для черниговского князя, но историки чаще объясняют его поездку и смерть политическими мотивами. Незадолго до поездки Михаила в Орду он боролся с другими князьями за Киевский престол, был вынужден бежать в Венгрию, отказал в помощи против татар рязанским князьям за то, что тех не было на реке Калке, и правил то в Киеве, то в Чернигове до момента своего вызова в ставку Батыя.

Изначально Батый не хотел убивать Михаила, хотя соперники его и обвинили в краже коней, посвященных хану, что являлось очень тяжким преступлением. Монголы могли бы легко казнить черниговского князя по приговору суда, не прибегая к сложным процедурам (теоретически, неугодный князь мог согласиться пройти все необходимые обряды, и тогда его убийство было бы весьма сложным). Однако интриги соперника сделали свое дело, и Батый решил устроить мученику очень жесткий тест на лояльность. В результате отказ поклониться изображению Чингисхана стал в глазах монголов политическим преступлением, и Михаила Черниговского казнили как мятежника.

Отметим, что житие Михаила однозначно говорит о том, что убийство было совершено по религиозным мотивам. Находящиеся в ставке Батыя христиане умоляют Михаила подчиниться решению хана. Обещают взять этот грех на себя и вместе его отмолить, но мученик остается непреклонным в своей решимости. Позднее этот эпизод превратится в житийный топос и попадет в Житие Михаила Тверского, также погибшего в Орде.

Отметим, что житие и францисканский монах почти одинаково рассказывают о смерти святых. Некий вероотступник из русских отрезает ножом голову святому князю, а затем предлагает боярину Феодору власть в обмен на отречение от Христа. Феодор с гневом отвергает это предложение и после мучений также лишается головы.

Убийство князя Михаила Черниговского было одним из первых в длинной череде смертей, постигших русских правителей в Орде, но далеко не все жертвы монголов были причислены к лику святых. В случае с Михаилом Черниговским Церковь прославила его, опираясь на надежные свидетельства с самых разных сторон. Несмотря на то, что его убийство произошло 20 сентября, и по традиции мы не пересчитываем средневековые даты с юлианского календаря на григорианский, Русская Церковь отмечает день его памяти 3 октября по новому стилю.

Рака мчч. и испп. кн. Михаила Черниговского и его боярина Феодора в Архангельском соборе Кремля

Среди правителей Чернигова выделяется прославленный в лике святых Михаил Всеволодович. Он был великим князем Черниговским с 1224 по 1234 год. Несколько раз приглашался в Новгород. Во время опустошительного нашествия Батыя бежал в Венгрию. Но возвращении на Русь отправился в Орду, где принял мученическую кончину вместе со своим боярином Феодором. Общерусская канонизация Михаил Черниговского состоялась на Макарьевских церковных соборах середины XVI века.

Михаил Всеволодович, князь Черниговский, известный , выдающаяся и просто мужественный человек.

Рождение Святого Михаила Черниговского

Михаил Черниговский родился на излете XII столетия, в 1180-е или 1190-е годы. Его отец — знаменитый князь Всеволод Святославич Чермный, трижды занимавший киевский престол и столько же раз его терявший; мать — дочь польского короля Казимира II Справедливого Мария. В 20—40-е годы XIII века Михаил Черниговский принимал деятельное участие в политической жизни Южной и Северо-Восточной Руси, боролся, как и Всеволод Чермный, за Киев.

Михаил - князь Черниговский

В 1223 году он участвовал в первом сражении русских с монголами на реке Калке. Среди многих князей, павших при Калке, был его дядя Владимир Святославич Черниговский. Смерть дяди позволила Михаилу занять черниговский стол.

Княжение в Киеве и бегство в Венгрию

В 1238 году Михаил добился долгожданной цели — он стал великим князем Киевским. На следующий год по его приказу были убиты послы Батыя, прибывшие в Киев для переговоров. Опасение последствий этого убийства заставило великого князя оставить стольный город и искать политического убежища: Михаил бежал в Венгрию. Все русские владения бывшего великого князя Киевского тут же захватили и разделили меж собою другие князья — раздробленная удельная Русь жила своими порядками.

По возвращении на родину и нескольких лет пребывания здесь в статусе persona non grata Михаил в 1246 году отправился в ставку Батыя. Вероятнее всего, он хотел получить от властелина улуса Джучи ярлык на Черниговскую землю.

Михаил Черниговский едет в Орду


Перед аудиенцией Михаил должен был пройти особый языческий обряд очищения огнем, а также поклониться идолам и солнцу. Князь отказался выполнить обряд, сказав:

«Не подобает христианам проходить через огонь и поклоняться ему, как вы поклоняетесь. Такова вера христианская: не велит поклоняться ничему сотворенному, а велит поклоняться только Отцу и Сыну и Святому Духу»

Ни угрозы со стороны монголов, ни мольбы свиты подчиниться требованиям не повлияли на решение Михаила. За свой отказ он был предан смерти. Вместе с князем погиб и его верный боярин Феодор, единственный из свиты не только открыто вставший на сторону Михаила, но и укреплявший князя не поддаваться нажиму окружающих.

О стойкости мучеников книжник XVI века Григорий Суздальский писал:

«Вем полнаго благодатей благовернаго великаго князя Михаила Черниговскаго — и мученика и преподобна... и врага посрамивша и мучителево злобуйство обличивша с доблим его болярином Феодором, ради исповеданиа Православныа веры от Владыкы Христа сподобишася приати почести венца нетленныа».

Князя тайно похоронили верные ему приближенные, а позже его останки перенесли в Чернигов. Дата убиения Михаила и Феодора, 20 сентября 1246 года, сохранилась в церковной памяти.

Начало почитания мученика Михаила Черниговского

Местное церковное почитание мучеников было установлено вскоре после их гибели дочерью Михаила Черниговского Марией, вдовой убитого в 1238 году во время монгольского нашествия ростовского князя Василька. Пережившая по вине иноплеменников смерть и отца, и мужа княгиня вместе с сыновьями построила в честь своих близких церковь в Ростове.

«Сказания» о Михаиле и его боярине Феодоре

Через непродолжительное время появился и первый письменный памятник, посвященный мученикам, — краткий вариант «Сказания» о Михаиле и его боярине Феодоре. Историки считают, что возникновение «Сказания» следует датировать до 1271 года. Первый, краткий, вариант лег в основу других повествований о мучениках, включая Житие Михаила Черниговского. Не позже конца XIII века возникла пространная редакция — «Слово новосвятою мученику, Михаила князя русскаго и Феодора воеводы перваго в княжении его», — автором которой был некий священник по имени Андрей.

Как и в первоначальном кратком сказании, так и во всех остальных редакциях этого произведения гибель Михаила и его боярина Феодора трактуется как гибель за христианскую веру. Исследователь древнерусской литературы Л. А. Дмитриев подчеркивал:

«Такое осмысление убийства черниговского князя в Орде в условиях монголо-татарского господства носило характер политического протеста. Благодаря этому рассказ о гибели русского князя, не покорившегося воле „поганых“ и пожертвовавшего своей жизнью за чистоту христианства, приобретал общерусскую патриотическую окраску».

МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ - князь чер-ни-гов-ский (1223-1235 годы; 1244-1246 годы), га-лиц-кий (1235-1238 годы), ки-ев-ский (1238-1239 годы).

Сын князя Все-во-ло-да Свя-то-сла-ви-ча Черм-но-го, отец князя Ро-ма-на Ми-хай-ло-ви-ча. Ро-дил-ся от бра-ка от-ца (14 ноября 1179 года) с Ма-ри-ей, до-черью польского князя Ка-зи-ми-ра II Спра-вед-ли-во-го.

Впер-вые упо-ми-на-ет-ся в ле-то-пи-сях в свя-зи с со-бы-тия-ми 1206 года, ко-гда был по-са-жен от-цом на кня-же-ние в Пе-ре-яс-лав-ле (Юж-ном), од-на-ко уже в кон-це то-го же го-да был вы-ну-ж-ден ос-та-вить его. Вплоть до 1223 года о судь-бе Михаила Всволодовича ис-точ-ни-ки не со-об-ща-ют.

Уча-ст-во-вал в съез-де кня-зей в Кие-ве (1223 год), при-няв-шем ре-ше-ние о во-енном вы-сту-п-ле-нии про-тив мон-го-ло-та-тар. Уча-ст-ник Калк-ской бит-вы 1223 год, по-сле ги-бе-ли в ней своего дя-ди Мсти-сла-ва Свя-то-сла-ви-ча за-нял чер-ни-гов-ский стол в об-ход сы-но-вей князя Иго-ря Свя-то-сла-ви-ча.

В середине - второй половины 1220-х годов на-хо-дил-ся в сою-зе с вла-ди-мир-ским князем Юри-ем Все-во-ло-до-ви-чем и ки-ев-ским князем Вла-ди-ми-ром Рю-ри-ко-ви-чем. В 1224 году уча-ст-во-вал в по-хо-де князя Юрия Все-во-ло-до-ви-ча к Но-во-му Тор-гу (Торж-ку), в 1225 году не-про-дол-жи-тель-ное вре-мя кня-жил в Нов-го-ро-де, за-тем вер-нул-ся в Чер-ни-гов.

В 1226 году всту-пил в кон-фликт с кур-ским князем Оле-гом Иго-ре-ви-чем, предъ-я-вив-шим пре-тен-зии на Чер-ни-гов. Кон-фликт был уре-гу-ли-ро-ван при по-сред-ни-че-ст-ве митрополита Ки-ев-ско-го Ки-рил-ла I/II, при-слан-но-го Вла-ди-ми-ром Рю-ри-ко-ви-чем.

В 1228 году уча-ст-во-вал в не-удач-ном по-хо-де на Вла-ди-мир-Во-лын-ский, ор-га-ни-зо-ван-ном Вла-ди-ми-ром Рю-ри-ко-ви-чем. Вес-ной - осе-нью 1229 года вновь кня-жил в Нов-го-ро-де, за-тем ос-та-вил на кня-же-нии там стар-ше-го сы-на Рос-ти-сла-ва (до 8 декабря 1230 года). В 1230 году обо-ст-рил-ся кон-фликт Михаила Всеволодовича и пе-ре-яс-лав-ско-го князя Яро-сла-ва Все-во-ло-до-ви-ча, ко-то-рый со-би-рал-ся пред-при-нять по-ход на Михаила Всеволодовича, но при-ми-рил-ся с ним по-сле вме-ша-тель-ст-ва ки-ев-ско-го и вла-ди-мир-ско-го кня-зей.

Уча-ст-во-вал в кня-же-ском съез-де 1231 году в Кие-ве, при-уро-чен-ном к по-став-ле-нию на епи-ско-пию но-во-го епископа Рос-тов-ско-го Ки-рил-ла II. Вско-ре по-сле это-го ра-зо-рвал со-юз с вла-ди-мир-ским и ки-ев-ским князь-я-ми. В 1234 году Михавил Всеволодович и его со-юз-ник князь Изя-слав Мсти-сла-вич не смог-ли за-хва-тить Ки-ев бла-года-ря под-держ-ке, ока-зан-ной Вла-ди-ми-ру Рю-ри-ко-ви-чу га-лиц-ким князем Да-ни-илом Ро-ма-но-вичем. В конце 1234 - начале 1235 годов ки-ев-ский и га-лиц-кий кня-зья со-вер-ши-ли по-ход на Чер-ни-гов-ское княжество, где к ним при-сое-ди-нил-ся двою-род-ный брат Михаила Всеволодовича Мсти-слав Гле-бо-вич. Со-юз-ни-кам уда-лось взять несколько го-ро-дов и ра-зо-рить по-сад Чер-ни-го-ва. Од-на-ко за-тем у Чер-ни-го-ва Михаил Всеволодович су-мел раз-бить вой-ска Да-нии-ла Ро-ма-но-ви-ча.

В 1235 году Михаил Всеволодович и Изя-слав Мсти-сла-вич за-хва-тили Ки-ев, где во-кня-жил-ся Изя-слав Мсти-сла-вич. Вско-ре Михаил Всеволодович уда-лось за-хва-тить и Га-лич, где он кня-жил до 1238 года, ве-дя на-пря-жён-ную борь-бу с князем Да-нии-лом Ро-ма-но-ви-чем. Зи-мой 1235/1236 года вой-ска Михаила Всеволодовича без-ус-пеш-но оса-ж-да-ли Кре-ме-нец.

В 1238 году за-нял ос-во-бо-див-ший-ся ки-ев-ский стол, ос-та-вив в Га-ли-че сы-на Рос-ти-сла-ва, ко-то-рый в том же го-ду ут-ра-тил Га-лич, за-хва-чен-ный князем Да-нии-лом Ро-ма-но-ви-чем. По-сле взя-тия мон-го-ло-та-та-ра-ми Пе-ре-яс-лав-ля (Юж-но-го) (3 марта 1239 года) Мун-кэ от-пра-вил к Михаилу Всеволодовичу по-слов, ко-то-рые по его приказу бы-ли уби-ты.

В ус-ло-ви-ях не-по-сред-ст-вен-ной монгольской опас-но-сти по-сле это-го ак-та Михаил Всеволодович был вы-ну-ж-ден бе-жать в Венг-рию, ос-та-вив Киев. Вско-ре вла-ди-мир-ский князь Яро-слав Все-во-ло-до-вич со-вер-шил стре-ми-тель-ный по-ход на г. Ка-ме-нец, за-хва-тив там же-ну Михаила Всеволодовича, его бо-яр и иму-ще-ст-во (по прось-бе Да-нии-ла Ро-ма-но-ви-ча Яро-слав от-пус-тил же-ну Михаила Всеволодовича - се-ст-ру Да-нии-ла в Га-лич).

Михаил Всеволодович не по-лу-чил ак-тив-ной под-держ-ки от ко-ро-ля Венг-рии Бе-лы IV и уе-хал от-ту-да к дя-де - ма-зо-вец-ко-му и ку-яв-ско-му князю Кон-ра-ду. Из Поль-ши об-ра-тил-ся с пись-мом к князю Да-нии-лу Ро-ма-но-ви-чу с прось-бой про-стить все его пред-ше-ст-вую-щие пре-гре-ше-ния; Да-ни-ил про-стил Михаилу Всеволодовичу и по-обе-щал ему Ки-ев, а его сы-ну Рос-ти-сла-ву пре-дос-та-вил в 1241 году во вла-де-ние Луц-кое кня-же-ст-во. В 1241 году Михаил Всеволодович бе-жал в Си-ле-зию, а в середине 1241 года вер-нул-ся в Ки-ев, уст-ро-ил свою ре-зи-ден-цию на ост-ро-ве на р. Днепр. В 1244 году ез-дил в Венг-рию, за-тем вто-рич-но во-кня-жил-ся в Чер-ни-гове.

В 1246 году от-пра-вил-ся в став-ку ха-на Ба-тыя вме-сте с вну-ком - рос-тов-ским князем Бо-ри-сом Ва-силь-ко-ви-чем и боя-ри-ном Фёдо-ром. От-ка-зал-ся прой-ти об-ряд очи-ще-ния - про-хо-ж-де-ние че-рез огонь, а за-тем по-кло-нить-ся из-вая-нию Чин-гис-ха-на.

Каз-нён вме-сте с боя-ри-ном Фё-до-ром. По-хо-ро-нен в Чер-ни-го-ве (с 1774 года мо-щи Михаила Всеволодовича на-хо-дят-ся в Ар-хан-гель-ском со-бо-ре Мос-ковского Крем-ля).

Ка-но-ни-зи-ро-ван Российской Православной Церковью в чи-не бла-го-вер-но-го кня-зя и му-че-ни-ка.

Дни па-мя-ти - 20 сентября старого сти-ля, 14 февраля старого сти-ля (пе-ре-не-се-ние мо-щей).