По свидетельству Евсевия эдикт, изданный в 313 в Медиолане (совр. Милан) римск. императорами соправителями Лицинием и Константином, к рые в борьбе за власть друг с другом и др. претендентами на римск. престол стремились привлечь на свою сторону… … Атеистический словарь

Миланский эдикт - ♦ (ENG Milan, Edict of)) (313) соглашение между императорами Константином и Лицинием, установившее равноправие всех религий Римской империи. Т. обр., христианство было признано законной религией …

Миланский эдикт и превращение христианства в господствующую религию - Миланский эдикт и покровительство церкви Одним из важных событий правления Константина (306 337) был так называемый Миланский эдикт 313 г., даровавший свободу вероисповедания христианам и возвращавший им все конфискованные церкви и церковное… … Всемирная история. Энциклопедия

Миланский эдикт письмо императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи. Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи. Текст эдикта до… … Википедия

Milan, Edict of - Миланский эдикт … Вестминстерский словарь теологических терминов

ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ - преследование раннехрист. Церкви в I IV вв. как «незаконного» сообщества, организованное Римским гос вом. Г. периодически возобновлялись и прекращались по различным причинам. История взаимоотношений между Римской империей и христ. общинами на ее… … Православная энциклопедия

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ I - [Вост. Римская империя, Византия], позднеантичное и средневек. христ. гос во в Средиземноморье со столицей в К поле в IV сер. XV в.; важнейший исторический центр развития Православия. Уникальная по своему богатству христ. культура, созданная в В … Православная энциклопедия

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ) - От основания до сер. VII в. Александрия Судьбы Александрийского Патриархата, особенно на раннем этапе его становления, в значительной степени определялись спецификой исторического развития столицы эллинистического и рим. Египта Александрии. Этот… … Православная энциклопедия

Запрос «Константин I» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Флавий Валерий Аврелий Константин Flavius Valerius Aurelius Constantinus … Википедия

- … Википедия

Книги

  • , А. Бриллиантов. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1916 года (издательство`Петроград`). В…
  • Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 года , А. Бриллиантов. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1916 года (издательство "Петроград")…

Важнейшей вехой в истории христианства является эдикт, изданный победителями Максенция в Медиолане (Милане) в 313 г. Он свидетельствовал о том, что новая власть не только отменяет все оказавшиеся бессмысленными гонения на христиан, но и вступает на путь сотрудничества с этой церковью, более того – выводит ее на лидирующие позиции среди других религий.

Эдикт о веротерпимости, официально отменявший Диоклетиановы гонения, был издан бывшим вдохновителем антихристианской политики Галерием в Никомедии в 311 г. Этот акт позволял христианам «снова существовать» и устраивать собрания без нарушения общественного порядка. В эдикте не говорилось о возвращении конфискованного имущества. Из тюрем были выпущены многие христиане. Вероятно, безнадежно больной Галерий пытался заручиться перед смертью поддержкой еще одного бога. Вскоре после эдикта о веротерпимости он умер. Христианство было возвращено на легальное положение.

Следующие шаги навстречу христианской церкви сделали уже Лициний и Константин. Особенно высоко церковные историки ценят Константина, всю жизнь благоволившего христианам. Такое отношение к ним он унаследовал от отца Констанция Хлора, который даже во времена Диоклетиана не допустил у себя в Галлии серьезных репрессий. С христианством же будущего императора, вероятно, еще в юности познакомила его мать Елена, которая, возможно, сама была христианкой.

Константин, как и отец, действительно был склонен к монотеизму, к признанию одного всемогущего божества. Долгое время в империи был популярен культ такого рода, а именно культ «Непобедимого Солнца». Отдал дань этому увлечению и будущий император. Утверждается, что окончательно склонила Константина к христианству описанная нами в предыдущем очерке битва у Мульвийского моста, в котором император почувствовал силу заступничества христианского Бога. (По крайней мере, не исключено, что, не получив благожелательных прогнозов от языческих гадателей и прорицателей, Константин нашел других «жрецов», которые посулили ему победу, – христиан.) Вероятно, он хорошо видел все выгоды, которые может получить сильное централизованное государство, если поставить себе на службу сильную, организованную церковь, основанную, к тому же, на вере в единого Бога. При этом практически до конца жизни Константин сам не принимал крещения.

После поражения Максенция Константин торжественно вступил в Рим, а затем присоединил к своим владениям (т. е. к Галлии и Британии) бывшие владения Максенция – Италию, Африку и Испанию. Два соратника – Лициний и Константин – после победы последнего над Максенцием встретились в начале 313 г. в Медиолане. Здесь они подтвердили свой союз, подкрепленный женитьбой Лициния на сестре Константина, и приняли новый эдикт о веротерпимости. Справедливости ради надо отметить, что инициатива при составлении Медиоланского эдикта исходила, вероятно, от Лициния, а Константин лишь подписал этот указ. Этот акт был гораздо шире, чем эдикт Галерия 311 г.

Главным было то, что Миланский эдикт провозглашал веротерпимость, свободу вероисповедания, т. е. равноправие религий, отменял предыдущие дискриминативные распоряжения. Он был направлен на стабилизацию обстановки, умиротворение империи. Не вызывает сомнения, что религиозный мир в империи Константин и Лициний считали одним из непременных условий мира гражданского. Что же касается христиан, то эдикт, конечно, открыл перед ними широкие возможности, но пока лишь уравнивал их в правах с другими верующими. В нем опять было подтверждено прекращение гонений. Христианам было предоставлено право распространять свое учение. Им немедленно должны были быть возвращены церкви, кладбища и вообще все, что у них было отнято. Эдикт обещал возмещение ущерба из государственной казны через суд, если места собраний были уже куплены частными лицами.

Следует отметить, что впервые в эдикте был опущен термин «государственные боги». Авторы постоянно обращались к некоему абстрактному небесному божеству, что уже говорило о сочувствии христианству.

В дальнейшем Константин внимательно следил за тем, чтобы христианская церковь обладала всеми привилегиями, которыми пользовались и языческие жрецы. Эта политика в большей степени «открывала дорогу христианству», чем конкретные меры, прописанные в Миланском эдикте и осуществленные сразу после его опубликования.

Константин планомерно выдвигал христианство на первое место среди всех культов. Были отменены языческие игры, а частным лицам было запрещено приносить жертвы идолам на дому. Христианское духовенство было освобождено от гражданских повинностей, а церковные земли от общих налогов, рабы при церквях могли освобождаться без обычных формальностей. В 321 г. Константин повелел по всей империи праздновать воскресный день. Церкви было дано право получать имущества по завещаниям, христиане были допущены к занятию высших государственных должностей, строились христианские храмы, в которые было запрещено вносить императорские статуи и изображения. При этом Константин лично принимал самое активное участие в разрешении церковных споров, выделял войска для подавления сопротивления «еретиков» (донатистов, к примеру), инициировал созыв церковных соборов (на которых сам и председательствовал) и унификацию канонических установлений.

Константин I Великий (Flavius Valerius Constantinus) - святой, равноапостольный, римский император, основатель Константинополя . Родился в 274 г. в г. Несс (совр. Ниш в Сербии), умер в 337 г. близ г. Никомедия в Малой Азии. Сын императора Констанция Хлора от первого брака с Еленой , дочерью трактирщика. После смерти отца в Британии в 306 г. Константин был провозглашен войском императором. Успешно воевал с варварскими племенами в Германии и Галлии. В 312 г. после разгрома войск императора-узурпатора Максенция Константин вступил в Рим и стал повелителем западной части Римской империи. В ознаменование этой победы в Риме была воздвигнута сохранившаяся до сих пор триумфальная арка. В 324 г. Константин разбил в нескольких сражениях легионы Лициния, повелителя Востока империи, и стал единодержавным императором всего Римского государства. Христианскую религию он сделал господствующей в империи. Под его руководством был организован и проведен Первый Вселенский собор. В 330 г. Константин перенес столицу государства в Новый Рим, построенный на берегу Босфора на месте древнего греческого города Византий и впоследствии названный Константинополем. Организовал новое государственное устройство, провел финансовую и налоговую реформы. Подавил мятеж Калокера на Кипре и восстание евреев . Боролся с ересями донатистов и ариан. Был женат на Фаусте, дочери императора Максимиана Геркулия, и имел от нее 3 сыновей и 3 дочерей. Старшего, внебрачного сына родила ему простая незнатная женщина по имени Минервина. Константин умер 22 мая 337 г., перед смертью крестился. Был похоронен в гробнице константинопольского храма Святых Апостолов; могила Константина Великого и сам храм не сохранились до наших дней. В Византийской империи считался образцовым императором; в качестве риторической похвалы византийцы именовали своих василевсов - «новый Константин».

Миланский эдикт 313 года

Главнейшим виновником существенной перемены в жизни Церкви явилсяимператор Константин Великий , издавший Миланский эдикт (313). При нём Церковь из гонимой становится не только терпимой (311), но и покровительственной, привилегированной и равноправной с другими религиями (313), а при сыновьях его, например, при Констанции, и при последующих императорах, например, при Феодосии I и II, - даже господствующею.

Миланский эдикт - знаменитый документ, даровавший свободу вероисповедания христианам и возвращавший им все конфискованные церкви и церковное имущество. Был составлен императорами Константином и Ликинием в 313 году.

Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи. Этот эдикт был продолжением Никомедийского эдикта от 311 года, выпущенного императором Галерием. Однако, если Никомедийский эдикт легализовал христианство и разрешал отправление обрядов при условии, что христиане будут молиться о благополучии республики и императора, Миланский эдикт пошёл ещё дальше.

В соответствии с этим эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделяет христиан и предусматривает возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. Эдикт также предусматривает компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.

Прекращение гонений и признание свободы культа было начальным этапом коренного изменения в положении Христианской Церкви. Император, не принимая сам христианства, склонялся, однако, к христианству и в числе ближайших людей держал епископов. Отсюда целый ряд льгот для представителей христианских общин, членов клира и даже для храмовых зданий. Он предпринимает целый ряд мер в пользу Церкви: делает Церкви щедрые денежные и земельные пожертвования, освобождает клириков от общественных обязанностей с тем, «чтобы они служили Богу со всей ревностью, поскольку это принесет много пользы и делам общественным», делает воскресенье выходным днем, уничтожает мучительную и позорную казнь на кресте, принимает меры против выбрасывания родившихся детей и т.д. А в 323 г. появился указ запрещающий принуждать христиан к участию в языческих празднествах. Таким образом, христианские общины и их представители заняли совершенно новое положение в государстве. Христианство стало привилегированной религией.

При императоре Константине Великом и Церковью зародилась теория симфонии, когда государство с пониманием относится к нуждам Церкви, а Церковь с пониманием относится к государственной власти. Одним словом, дружеские отношения.

Первый Вселенский Собор.

Первый Нике́йский собор - собор Церкви, признаваемый Вселенским; состоялся в июне 325 г. в городе Никея (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства.

Собор был созван императором Константином Великим, для того чтобы поставить точку в споре между Александрийским епископом Александром и Арием, который отрицал единосущность Христа Богу Отцу. По мнению Ария и его многочисленных сторонников, Христос не Бог, а первый и совершеннейший из сотворённых Богом существ.

На Никейском соборе определились и установились основные доктрины (догматы) христианства.

На Первом Вселенском соборе присутствовало, по свидетельству Афанасия Великого, 318 епископов. При этом, в других источниках содержатся и меньшие оценки числа участников собора. Папа Сильвестр лично не принял участие в Соборе и делегировал на Собор своих легатов - двух пресвитеров. На Собор прибыли делегаты от территорий, не входивших в состав империи: из Питиунта на Кавказе, из Боспорского царства (Керчи), из Скифии, два делегата из Армении, один из Персии. Кроме епископов в работе Собора приняли участие много пресвитеров и диаконов. Многие из них ещё совсем недавно вернулись с каторги и на своих телах имели следы пыток. Они собрались во дворце в Никее, и сам император Константин председательствовал на их собрании, чего ещё никогда не было. На Соборе присутствовало множество епископов, впоследствии прославленных церковью в лике святых (святитель Николай, епископ Мир Ликийских и святитель Спиридон Тримифунтский).

После нескольких неудачных попыток опровергнуть арианское вероучение на основании одних только ссылок на Священное Писание Собору был предложен крещальный символ Кесарийской Церкви, к которому, по предложению св. императора Константина, была добавлена характеристика Сына «единосущна Отцу» . Указанный Символ веры из 7 членов был утверждён Собором для всех христиан империи, а не принявшие его епископы-ариане удалены с Собора и отправлены в ссылку. Собор также принял 20 канонов (правил), касающихся разных сторон церковной жизни

Постановления

Протоколы Первого Никейского собора не сохранились (историк церкви А.В. Карташёв считал, что они и не велись). О решениях, принятых на этом Соборе, известно из более поздних источников, в том числе из деяний последующих Вселенских соборов.

· Собор осудил арианство и утвердил постулат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении.

· Был составлен Символ веры из семи пунктов, который впоследствии стали называть Никейским.

· Зафиксированы преимущества епископов четырёх крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-й каноны).

· Собор также установил время празднования Пасхи в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.

· Собор принял решение, обязующее архиереев лично курировать систему оказания медицинской помощи неимущим гражданам.

4. Святые отцы IV-V вв.: святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский.

Свт. Василий Великий (род. ок.330 г.) . Происходил из малоазийской области Каппадокии. По сведениям церковных историков принадлежал к очень добродетельной христианской семье, давшей христианскому миру нескольких святых (св. Макрина, св. Григорий Нисский). Первоначальное образование получил под руководством матери Эмилии и бабушки св. Макрины. Его отец, рано обнаруживший в Василии духовные и умственные дарования отправил его на учебу. Св. Василий обучался в Кессарии Каппадокийской, Константинополе и Афинах. Именно в Афинах он познакомился со св. Григорием Богословом и изучил светские и богословские науки.

После окончания учебы он вернулся в родной город Кессарию, где некоторое время занимал должность адвоката. В 30 лет св. Василий решился на ответственный шаг и принял христианское крещение и был рукоположен в чтеца. Около 357 года Василий отправляется в путешествие и посещает Палестину, Сирию и Египет, где знакомится с подвижнической жизнью.

По своем возвращении в Кессарию он уходит в близлежащую пустыню, куда вскоре приходит и его друг Григорий. Здесь они вместе занимаются подвижническими трудами и изучают Священное Писание и труды Оригена. Вскоре слава о двух подвижниках расширяется, и к ним начинают приходить все, искавшие подвижнической жизни.

В 364 году, по настоянию кессарийского епископа он принимает сан пресвитера, а в 370 году занимает кессарийскую епископскую кафедру.

Время, в которое проходил свое епископское служение св. Василий было временем арианских смут и борьбой православной Церкви с ними. Св. Василий проявил себя ревностным защитником православия и отдал защите православия все свои силы. Все это пошатнуло его здоровье, и в 379 году он скончался. Церковь по достоинству оценила труды этого святого, присвоив ему звание Великий и Вселенский учитель и святитель.

Свт. Василий сократил литургию апостола Иакова. Литургия святителя Василия Великого служится 10 раз в году.

Святой Василий Великий оставил нам ряд творений, среди которых стоит отметить: 3 книги против Евномия; книга о Святом Духе к Амфилохию; Беседы на Шестоднев; Беседы на Псалмы, Беседы на 16 глав из книги пророка Исаии; Большие и Малые монашеские правила; чин литургии, названной его именем .

Свт. Григорий Богослов (род. ок. 326-328 гг.) . Происходил из благочестивой христианской семьи и родился в городе Назианзе (Каппадокия). Первоначально воспитанием его занимался отец (епископ) и мать Нонна. Достигнув совершеннолетия, продолжил свое образование в Кессарии Каппадокийской, Кессарии Палестинской, Александрии и Афинах, где познакомился со св. Василием Великим. В Афинах он был знаком с будущим императором Юлианом Отступником, и еще в те времена отмечал его лицемерие по отношению к христианству.

В 356 году принимает крещение, пресвитерский сан и через некоторое время, по приглашению Василия Великого, приходит к нему в пустыню. Через некоторое время Григорий возвращается в родной город Назианз для защиты отца и примирения с ним жителей города, подозревавших его в отступничестве.

В 372 году, после долгих просьб со стороны св. Василия Великого св. Григорий принимает епископский сан, и становится епископом города Сасима, где он оставался недолго и в основном помогал своему отцу в Назианзе.

В 378 году святой был приглашен в Константинополь, как опытнейший епископ для борьбы с арианством, и вскоре был поставлен епископом. В 381 году он председательствовал на II Вселенском Соборе.

К сожалению, у святого Григория оказалось очень много противников в столице, оспаривавших у него епископскую кафедру. Ради церковного мира святой удалился в родной город Назианз, где прожил до своей смерти, последовавшей около 391 года. Церковь высоко оценила подвижнические и богословские труды святого Григория, присвоив ему звания «Богослов», «великий и вселенский учитель». В 950 году его мощи были перенесены в Константинополь, а затем часть их в Рим.

К творениям святого Григория относят: 5 слов о Богословии; слова и проповеди на разные случаи; письма догматического и исторического содержания; стихотворения.

Свт. Григорий Нисский . Был младшим братом святого Василия Великого. Он не получил такого глубокого образования, как св. Василий и окончил только школу в Кессарии Каппадокийской. Остальное образование получил под руководством брата – св. Василия Великого, которого называл отцом и учителем.

В 371 году был посвящен Василием Великим в епископы города Нисса, но по проискам ариан не занял эту кафедру, а проводил странническую жизнь, наставляя и укрепляя христиан. Лишь только после смерти императора-арианина Валента смог занять свою кафедру. В 381 году участвовал в деяниях II Вселенского собора. Умер около 394 года.

Свт. Григорий Нисский известен своей плодотворной литературной и учено-богословской деятельностью. В своих богословских воззрениях он близко стоит к учению Оригена.

Наиболее замечательные его сочинения: 12 слов против Евномия; Великое огласительное слово; Беседы на Экклезиаста; Песнь Песней; Молитву Господню; Заповеди Блаженства.

Свт. Иоанн Златоуст (род. ок. 347 г.). Происходил из города Антиохии и первоначальное воспитание получил под руководством своей матери Анфусы. Затем продолжил свое обучение под руководством языческого ритора Ливания (преподававшего красноречие) и пресвитера Диодора (изъяснявшего Священное Писание). В 386 году был поставлен пресвитером антиохийской Церкви и за свой проповеднический талант получивший от современников название Златоуст .

В 397 году по настоянию императора Аркадия был избран архиепископом Константинопольским. Переехав в столицу он здесь нашел как множество доброжелателей, так и множество противников (в основном из числа знати, которую он обличал за проведение жизни среди роскоши и зрелищ). Среди его противников оказались даже епископ Феофил Александрийский и императрица Евдоксия. Эти две исторические личности много поспособствовали возникновению преследований на святого Иоанна. В 403 – 404 годах святой Иоанн подвергается преследованиям со стороны императорской власти, и, не смотря на недовольство константинопольской паствы, отправляется в ссылку сначала в г. Кукуз (на границе с Арменией) в 404 году; а затем в 407 году он был переведен в г. Питиунт (современная Пицунда в Грузии). Однако до этого города больной и утомленный преследованиями святитель не доехал, и скончался в Понтийской области в г. Коман у склепа св. Василиска. В средине V века (438 г.) во время святительского правления в Константинополе его ученика Прокла его мощи были торжественно перенесены в столицу Византийской империи.

Как мы уже отмечали, святитель Иоанн был замечательнейшим проповедником; поэтому большинство сохранившихся его сочинений являются проповеди на различные темы. Его перу принадлежат: Беседы на Евангелие от Матфея; послания к Римлянам, I Коринфянам, Галатам, Эфесянам; 12 бесед о непостижимом против Евномия; о провидении; против язычников и иудеев; шесть слов о священстве. Еще одним замечательным трудом, принадлежащим св. Иоанну Златоусту является Божественная Литургия , имеющая его имя и используемая в практике современной православной Церкви.

26 июня исполнится 1700 лет обнародования решения императоров св. Константина и Лициния дать христианам свободу по всей Римской империи. Накануне этой даты и накануне дня рождения Церкви - Пятидесятницы - рассказываем о Милане, городе, в котором это историческое решение было принято, его святынях и жизни его православной общины в наши дни. Цикл статей открываем рассказом о том, как принимался Миланский эдикт. Статуя императора Константина перед базиликой Сан-Лоренцо, Милан

Главное в Миланском эдикте: язычество потеряло статус государственной религии

Самым существенным новшеством эдикта было не прекращение гонений на христиан, а признание всех религий Империи равными в правах. Лактанций в сочинении «О смерти гонителей» цитирует документ: «Мы даруем и христианам, и всем прочим возможность свободно следовать той религии, какую кто пожелает, с тем, чтобы божественность, какая б то ни была на небесном престоле, могла бы пребывать в благосклонности и милости к нам и всем тем, кто находится под нашей властью. Поэтому мы решили хорошо и самым взвешенным образом обдумать это мероприятие, поскольку сочли вообще никому ни отказывать в возможностях, обратил ли кто свой разум к христианскому обряду или же посвятил его той религии, какую он счел наиболее подходящей для себя, чтобы вышнее божество, чей культ мы соблюдаем душой и сердцем, могло бы оказывать нам обычные благосклонность и одобрение во всем».

О свободе веры договорились на свадьбе

Решение дать христианам свободу собраний по всей Римской империи, было принято на свадьбе Констанции, сводной сестры св. Константина, и его соправителя Лициния. Флавия Юлия Констанция была одной из шести детей императора Констанция Хлора и Феодоры, дочери (или падчерицы) императора Максимина. Ради женитьбы на Феодоре, важной для его политической карьеры, Констанцию пришлось оставить св. Елену. Свадьба проходила в Медиолане (современном Милане). Дата рождения Констанции неизвестна, но ко времени свадьбы ей было не более 18 лет. Возраст Лициния приближался к 50 годам.

Свадьба состоялась после победы Константина над Максенцием

Вероятно, торжество проходило в феврале 313 года. За несколько месяцев до того, 28 октября 312 г., произошла знаменитая победа войск Константина над преторианцами узурпатора Максенция у Мульвийского моста, накануне которой св. Константин увидел на небе знамение Креста и надпись «Сим победиши» (In hoc signo vinces, Εν Τούτῳ Νίκα). Константин торжественно вступил в Рим. Бракосочетание скрепляло политический союз соправителей. Решение о свадьбе было принято еще до победы, вероятно в 311-312 гг. В Милан Константин прибыл из Рима и оставался в городе примерно до апреля.

На свадьбу мог быть приглашен главный гонитель христиан

По одной из версий историков, на свадьбу могли пригласить Диоклетиана. Ушедший на покой император в то время болел, до смерти ему оставалось меньше года, и покидать свое уединение в Далмации он не стал. В противном случае возник бы исторический курьез: главный преследователь христиан, присвоивший себе имя Юпитера, присутствовал бы при утверждении гонимой им веры. Версия о приглашении Диоклетиана строится на том, что в 313 году у него испортились отношения с Константином и Лицинием. По сообщению, Аврелия Виктора бывший правитель даже был отравлен. Отказ приехать мог быть воспринят как проявление нелояльности новой власти и привел к неприязни.

Миланский эдикт был обнародован не сразу

Когда именно был подписан Миланский эдикт и был ли он подписан вообще или между соправителями была достигнута устная договоренность, не известно. Для историков опорной является дата 13 (26 по новому стилю) июня 313 года. Этот день указан Лактанцием: в июньские иды, по римскому календарю, Лициний отдал приказ президу Никомедии (ныне Измит, город в Турции) обнародовать постановление о новом положении христиан в империи.

Поясняет классик русской церковной истории Василий Болотов: «Императорские эдикты сообщались не особенно быстро. Они рассылались (предъявлялись — perfulgere) сначала префектам, которые отсылали их низшим начальникам. Префекты сопровождали эти рескрипты своими комментариями. Этих уяснений в конце получалось достаточное количество. Каждый действовал в пределах своей власти. Можно думать, что первый эдикт Галерия вызвал такое массовое движение в пользу христианства, что правительство сочло нужным обставить этот переход некоторыми условиями, чтобы воспрепятствовать распространению христианства.

Текст Миланского эдикта не сохранился

Как говорилось выше, письмо Лициния никомедийскому президу приводит Лактанций, но в Кодексе законов Феодосия (Codex Theodosianus 438 г.) текст эдикта отсутствует. О существовании эдикта упоминает и кратко пересказывает его Евсевий в «Церковной истории», а также приводит его греческий перевод в Х книге своего труда.

Миланский эдикт был не первым законом в пользу христиан

В 311 году в Никомедии уже был выпущен эдикт о терпимости к христианам. Миланский эдикт расширил положения другого указа о веротерпимости, который был издан в Никомедии 30 апреля 311 года Галерием, в прошлом самым жестоким гонителем христиан. Никомедийский эдикт в отличие от Миланского не распространялся на всю территорию империи (соправитель Галерия Максимин Даза не принял эдикт), не приравнивал христианство к язычеству, лишь оказывал христианам «снисходительнейшую милость», не возвращал христианам конфискованную собственность, позволял собираться вместе на молитву, не опасаясь преследований и предписывал молиться о процветании Империи.

В конце Девятой книги «Церковной истории» Евсевий Кесарийский приводит текст и другого закона, предоставлявшего христианам свободу исповедовать свою веру, рескрипта Максимина 312 г. Русский церковный историк Василий Болотов видит в нем либо рисовку тирана своим благородством, либо реакцию на ничтожность результатов гонения против христиан, устроенного самим Максимином.

После Эдикта Церкви были предоставлены привилегии

Согласно Эдикту, христианам возвращалась конфискованная во время гонений собственность, также были предусмотрены выплаты компенсаций пострадавшим. После Миланского эдикта св. императором Константином были приняты и другие акты, упрочившие материальное положение Церкви. Клирики были освобождены от муниципальных повинностей, а Церковь в целом от налога на недвижимое имущество (кроме земельных наделов). Церковь смогла давать вольную рабам при согласии их хозяев, христианские храмы получили право предоставлять убежище, что раньше было привилегией языческих святилищ. Сбор с определенной части земли каждого города передавался местным церквям, т.е. они получили прямое регулярное финансирование от государства.

Во время провозглашения Миланского эдикта папой был африканец

Миланский эдикт был провозглашен при папе римском Мильтиаде (Мелхиаде), который был родом из Северной Африки и, возможно, был темнокожим. Его епископство началось в 311 году, т.е. еще до победы св. Константина. В том же 313 году резиденция римских епископов была обустроена в Латеране, бывшем поместье семьи Латеранов, подаренном Церкви св. Константином. Следующим папой стал святитель Сильвестр, при нем христианство стало утверждаться в Риме, были построены великолепные базилики, а Церковь стала быстро превращаться в серьезную силу в государстве.

Невеста стала защитницей ариан

Как сложились судьбы главный действующих лиц той миланской свадьбы? Меньше, чем через год вспыхнула война между св. Константином и Лицинием. К 324 году последний он был окончательно разбит и укрылся вместе с женой Констанцией и 9-летним сыном в Никомедии. Констанция попросила у брата милости для мужа - жить в ссылке в Фессалонике. Св. Константин уступил ее просьбам, но через год Лициний был задушен, будучи обвинен в подстрекательстве гарнизона к бунту. Констанция стала духовной дочерью епископа Никомедийского Евсевия, одного из ревностных ариан, и сама стала их покровительницей при дворе и поддерживала их во время Первого Вселенского собора.

Миланский эдикт — письмо императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи. Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи. Текст эдикта до нас не дошёл, однако он цитируется Лактанцием в его труде «Смерть гонителей».

"1. Среди прочего, что мы планируем (сделать) для всегдашнего блага и пользы государства, мы, со своей стороны, желали бы прежде всего исправить, наряду с древними законами, также и государственное устройство римлян в целом, а также принять меры к тому, чтобы и христиане, оставившие образ мысли своих предков, обратились к благим помыслам.

2. Ведь на каком-то основании оных христиан охватило рвение и такое неразумие завладело (ими), что они перестали следовать тем древним обычаям, которые впервые, может быть, их же собственными предками и были установлены, но по собственному произволу, а также по прихоти, они сделали себе такие законы, которые почитались ими одними, и из противных соображений собрали вместе различные народы.

3. Когда же наконец появилось наше постановление о том, чтобы они обратились к древним обычаям, некоторые им подчинились из страха, иные же были наказаны.

4. Однако, поскольку большинство упорствовало в своих основных положениях, а мы увидели, что так же, как не справляются культ и должное служение оным богам, не почитается и бог христиан, то, исходя из соображений проявить нашу снисходительнейшую милость и согласно постоянному обычаю по своему обыкновению даровать прощение всем людям, мы сочли, что нашу благосклонность следует скорейшим образом распространить и на них, дабы христиане вновь существовали бы (в рамках закона) и могли бы организовывать свои собрания, (но) ничего не предпринимая против порядка.

5. В другом же послании мы намерены указать судьям, что им следует выполнять. Засим, в соответствии с нашим великодушием, они должны молить своего бога за благосостояние наше, государства и свое собственное, чтобы государство повсюду сохранялось в безупречности, а им можно было безмятежно жить в домах своих".

1. Этот эдикт был обнародован в Никомедии в канун майских календ в восьмое консульство (Галерия) и второе Максимиана (30.04.311).

1. Лициний же, приняв часть (его) войска и распределив его, переправил армию в Вифинию спустя несколько дней после битвы. Прибыв в Никомедию, он воздал хвалу Богу, помощью которого одержал победу. В июньские иды (13.06.313), в третье консульство свое и Константина, он приказал обнародовать представленные наместнику послания о восстановлении церкви следующего содержания:

2. Когда я, Константин Август, а также я, Лициний Август, благополучно собрались в Медиолане и занялись всем тем, что касается народных выгод и благополучия, то, занявшись теми делами, что были бы, помимо прочего, полезными для большинства людей, мы решили, что прежде всего следует распорядиться касательно тех, кто сохранил богопочитание, о том, что мы даруем и христианам, и всем прочим возможность свободно следовать той религии, какую кто пожелает, с тем, чтобы божественность, какая б то ни была на небесном престоле, могла бы пребывать в благосклонности и милости к нам и всем тем, кто находится под нашей властью.

3. Поэтому мы решили хорошо и самым взвешенным образом обдумать это мероприятие, поскольку сочли вообще никому ни отказывать в возможностях, обратил ли кто свой разум к христианскому обряду или же посвятил его той религии, какую он счел наиболее подходящей для себя, чтобы вышнее божество, чей культ мы соблюдаем душой и сердцем, могло бы оказывать нам обычные благосклонность и одобрение во всем.

4. Поэтому твоему благородию надлежит знать о том, что нам угодно отменить все, без исключения, изъятые договора касательно христиан, что были прежде записаны и отданы тебе по долгу службы на сохранение, и которые стали рассматриваться нашей милостью как совершенно незаконные и чуждые, и что любой из тех, кто проявил желание отправлять христианские обряды, может свободно и просто позволить себе участвовать в них без каких-либо беспокойств и неприятностей.

5. Мы решили, что твоим обязанностям следует найти самое полное выражение в этом, ибо, как тебе известно, мы даровали оным христианам возможность проводить свои религиозные обряды свободно и независимо.

6. Когда ты убедишься в том, что они находятся под нашим покровительством, твое благородие поймет и то, что другим также была дарована возможность справлять свои обряды равно открыто и свободно в покое нашего правления, чтобы каждый был свободен в праве выбора религии. Это было сделано нами, чтобы не видеть никакого ущемления кого-либо как в должностном статусе (honor), так и в культе.

7. Кроме того, мы сочли целесообразным постановить в отношении лиц, исповедующих христианство, о том, что, если те места, в которых они ранее по обыкновению собирались, были захвачены согласно посланиям, также данным тебе прежде в установленной форме по долгу службы, и вскоре были куплены кем-то из нашего фиска или кем-либо другим, то их должно вернуть христианам без взимания оплаты и без каких-либо денежных претензий, не прибегая к обману и крючкотворству (ambiguitate).

8. Тем, кто приобрел (земли) в дар, следует вернуть их оным христианам как можно быстрее, если же те, кто получил их за службу или приобрел в дар, потребуют что от нашей благосклонности, пусть просят заместителя, чтобы о нем и о них самих позаботились по нашей милости. Все это надлежит передать через твое посредничество и без задержки непосредственно христианской общине.

9. А поскольку известно, что оные христиане владели не только теми местами, в которых обычно собирались, но и другими, находившимися под властью их общин, т. е. церквей, а не отдельных лиц, все их, по закону, изложенному нами выше, без каких-либо сомнений и споров, ты прикажешь вернуть оным христианам, т. е. их общине и собраниям, соблюдая, разумеется, вышеизложенный принцип так, чтобы те, кто возвратил оное без возмещения согласно сказанному нами, надеялись на возмещение убытков от нашей благосклонности.

10. Во всем этом ты должен оказывать вышеупомянутой христианской общине свое самое активное посредничество, чтобы исполнить как можно быстрее наше распоряжение и проявить тем самым заботу о спокойствии народа по милости нашей.

11. Да пребудет с нами посему, как было сказано выше, божье благоволение, что уже было испытано нами в стольких предприятиях, а народ наш пребывал в благоденствии и блаженстве во все времена при наших преемниках.

12. А чтобы о форме постановления и нашей благосклонности все могли иметь представление, тебе следует выставить эти предписания повсюду в том виде, который ты предпочтешь, и донести (их) до общего сведения, чтобы никто не остался в неведении относительно постановления от нашей благосклонности".

13. К распоряжениям представленным в письменном виде (прилагались) также устные рекомендации о том, что собрания следует восстановить в прежнем положении. Таким образом, от ниспровержения церкви до ее восстановления прошло 10 лет и около 4 месяцев.