Ежегодно 23 декабря в России отмечается День дальней авиации – профессиональный праздник всех военнослужащих, имеющих непосредственное отношение к дальней авиации ВВС России. Это сравнительно молодой праздник. Он был учрежден лишь в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС страны Анатолия Корнукова.

День дальней авиации России

Праздничная дата безусловно была выбрана неслучайно, она имеет под собой историческое обоснование. Именно 23 декабря 1913 года свой первый испытательный полет совершил четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец». Это первый в мире серийный многомоторный бомбардировщик авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского. Его по праву называют «прадедушкой» всех современных стратегических бомбардировщиков ВКС России. Лишь год спустя – 23 декабря 1914 года вышел императорский указ Николая II. В результате в России было утверждено постановление Военного совета о формировании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец». Данное событие стало отправной точкой в истории тяжелой бомбардировочной авиации не только в нашей стране, но и во всем мире. В 2018 году дальняя авиация России отмечает уже свой 104-й день рождения.

Первая мировая

В годы Первой мировой войны экипажи эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец» совершили порядка 400 боевых вылетов. В 1917 году в составе эскадры насчитывалось 20 четырехмоторных бомбардировщиков. После Октябрьской революции в марте 1918 года началось формирование Северной группы воздушных кораблей (СГВК). Самолеты «Илья Муромец» данной группы должны были привлекаться для полярных экспедиций и разведки Северного морского пути. Однако напряженная обстановка и ожесточенные сражения на фонтах гражданской войны в России не позволили реализоваться данному проекту. В ноябре 1918 года СГВК была переименована в Авиагруппу. Авиагруппа, в свою очередь, в 1919 году получила официальное название – Дивизион воздушных кораблей.

Дальнейшее развитие дальней авиации в нашей стране было связано с принятием на вооружение в 1930-е годы тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Он был спроектирован известным авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым. В 1936 году в части ВВС РККА начали поступать новые бомбардировщики ДБ-3, а также и ДБ-3Ф, сконструированные в КБ Сергея Ильюшина.

В 1936-1938 годах авиационные бригады и корпуса тяжелых бомбардировщиков сводятся в три отдельных воздушных армии особого назначения. Все три армии находились в непосредственном подчинении наркома обороны СССР. В 1940 году части и соединения тяжелых бомбардировщиков вошли в сформированную дальнебомбардировочную авиацию главного командования Красной Армии (ДБА ГК). К началу Великой Отечественной войны в состав ДБА ГК входило 5 авиационных корпусов, 3 отдельных авиационных дивизии и один отдельный авиаполк. По мнению специалистов, на 22 июня 1941 года ДБА насчитывала всего порядка 1500 самолетов и практически 1000 подготовленных экипажей, находящихся в полной боевой готовности.

Великая Отечественная

Первые боевые вылеты советские дальние бомбардировщики совершили уже 22 июня 1941 года. В годы войны экипажи дальней авиации приняли участие во всех крупных сражениях Красной Армии. А также выполняли специальные задания советского командования.

Уже в ходе войны в марте 1942 года дальнебомбардировочная авиация была реорганизована в авиацию дальнего действия, а в декабре 1944 года – в 18-ю воздушную армию. В 1946 году на базе этой армии была образована Дальняя авиация ВС СССР. Всего за годы Великой Отечественной войны летный состав дальних бомбардировщиков осуществил порядка 220 тысяч боевых вылетов. В результате, на позиции и объекты инфраструктуры противника сбросили более двух миллионов авиационных бомб различных калибров.

Послевоенные годы

В 1950-е годы принимается на вооружение реактивная техника. Встали в строй дальние бомбардировщики Ту-16 и стратегические бомбардировщики Ту-95 и 3М. После этого бесспорно произошел настоящий качественный скачок в развитии дальней авиации Советского Союза. В те же годы самолеты и экипажи дальней авиации приступили к освоению неба над Арктикой. За годы с 1970 по 1980-е состав дальней авиации пополнили новые авиационные комплексы. Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160 получили на вооружение крылатые ракеты авиационного базирования, обладающей большой дальностью полета.

После вынужденного затишья и простоя, который был связан с распадом Советского Союза и тяжелым экономическим состоянием страны, интенсивность полетов экипажей дальней авиации снова начала расти в 2000-е годы. Так в 2001 году российские стратегические бомбардировщики впервые после десятилетнего перерыва появились в районе над Северным полюсом. В августе 2007 года дальняя авиация России возобновила полеты в удаленных регионах планеты уже на постоянной основе. Патрулирование воздушного пространства осуществляется в регионах экономической деятельности и активного судоходства России. Полеты на воздушное патрулирование выполняются в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана как с базовых, так и с оперативных аэродромов на территории нашей страны.

После завершения Второй мировой войны самолеты дальней авиации принимали участие в боевых действиях. Например, в Афганистане в 1980-е годы и на Северном Кавказе в 1990-х годах. А также, в операции по принуждении Грузии к миру в 2008 году. 17 ноября 2015 года российские дальние и стратегические бомбардировщики взлетели с аэродромов на территории России. Они нанесли массированные удары новыми крылатыми ракетами авиационного базирования X-101 и авиационными бомбами по объектам боевиков террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России) на территории Сирии. Эта операция стала первым боевым применением российских стратегов – Ту-160 и самолетов семейства Ту-95. Как известно, в 2015-2017 годах самолеты дальней авиации ВКС России неоднократно привлекались к нанесению авиационных ударов по позициям и объектам террористов на территории Сирийской Арабской Республики.

Наши дни

За 104 года своего существования дальняя авиация России прошла большой путь. Славный путь от первой эскадры четырехмоторных бипланов «Илья Муромец» и до своего современного облика. Сегодня на вооружении дальней авиации ВВС России состоят современные реактивные и турбовинтовые самолеты. Во-первых, это сверхзвуковые стратегические ракетоносцы с крылом изменяемой стреловидности Ту-160 и Ту-160М. Во-вторых, четырехмоторные турбовинтовые стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-95МСМ. В-третьих, это модернизированные дальние бомбардировщики Ту-22М3. А также, самолеты-заправщики Ил-78 и иные типы авиационной техники. Только в 2018 году состав дальней авиации пополнился еще четырьмя модернизированными бомбардировщиками-ракетоносцами Ту-95МС и одним бомбардировщиком-ракетоносцем Ту-160.

Основным вооружением самолетов российской дальней авиации являются авиационные крылатые ракеты большой дальности, ракеты оперативно-тактического назначения в обычном и ядерном снаряжении, а также, авиационные бомбы различного назначения и калибра.

Алексей Заквасин

23 декабря в России отмечают День дальней авиации, которая является одним из компонентов ядерной триады. В состав российских ВКС входят ударные самолёты Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160. Воздушные крейсеры могут поражать крупные наземные объекты и корабли противника, в том числе неядерным оружием. В настоящее время дальняя авиация РФ находится на стадии модернизации. До 2023 года Россия должна получить 50 Ту-160М2. В перспективе на вооружение ВКС поступят машины нового поколения ПАК ДА. О роли и значении дальней авиации в структуре Вооружённых сил РФ - в материале RT.

  • Бомбардировщики Ту-22М3 ВКС РФ
  • РИА Новости

Днём рождения дальней авиации (ДА) России считают 23 декабря, поскольку в этот день в 1914 году Николай II подписал указ о создании эскадры самолётов «Илья Муромец» — первого в мире соединения тяжёлых четырёхмоторных бомбардировщиков.

Современный вид ДА начала приобретать в период холодной войны. 1950—1970-е годы стали периодом бурного развития советской дальней авиации.

Первым оригинальным стратегическим реактивным бомбардировщиком СССР стал Ту-16 «Барсук», который совершил первый полёт 27 апреля 1952 года. Спустя полгода в небо поднялся турбовинтовой Ту-95 «Медведь». В 1969 году СССР обрёл сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 (по кодификации НАТО — Blinder).

Вершиной развития советской конструкторской мысли стал (по кодификации НАТО — Blackjack), который находится в эксплуатации с 1987 года. В настоящее время на вооружении ВКС стоят глубоко модернизированные версии советских машин: Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160 (в том числе Ту-160М1). Кроме того, к ДА относят самолёты-разведчики Ту-22МР и топливозаправщики Ил-78.

Данные о количестве дальних самолётов, которыми обладают ВКС России, сильно расходятся. По информации отечественных СМИ, в авиапарке РФ 30 машин Ту-95, 12 — Ту-22М3 и 16 — Ту-160. То есть в общей сложности 58 машин.

По подсчётам Международного института стратегических исследований (IISS), в составе ДА России: 62 машины Ту-22М3, 50 — Т-95МС, 11 — Ту-160, пять — Ту-160М1 и один Ту-22MR (всего 139 машин). В составе ВКС развёрнуты четыре эскадрильи Tу-22M3, три эскадрильи Ту-95МС и одна эскадрилья Ту-160.

Коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков сообщил RT, что аналитики IISS, скорее всего, учитывают самолёты, находящиеся сейчас на хранении. По его словам, наиболее реальную цифру называют российские источники, и она не превышает 60—65 машин.

Вне зоны досягаемости

Дальняя авиация России является воздушным компонентом Стратегических ядерных сил (СЯС) РФ. Все самолёты ДА, стоящие на вооружении ВС РФ, способны наносить удары как ядерным, так и неядерным оружием. В задачи ДА входит уничтожение стратегически важных объектов в глубоком тылу противника. Кроме того, отечественные самолёты могут поражать крупные надводные цели.

22 декабря 2017 года министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что за минувшие пять лет дальняя авиация выполнила 178 полётов в рамках воздушного патрулирования. С осени 2015 года Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160 активно применялись для . Дальняя авиация опробовала как одиночные, так и групповые боевые вылеты.

В операции в арабской республике боевое крещение получили «Белые лебеди». В частности, Ту-160 успешно применили сверхдальние крылатые ракеты X-101 и X-55. Обе ракеты имеют свои варианты в ядерном исполнении — X-102 и X-555 соответственно.

«Ту-22М3 действует на тактической глубине. Радиус его боевого действия несколько ниже Ту-95 и Ту-160. Самолёт продемонстрировал свою эффективность в поражении хорошо укреплённых объектов противника в Афганистане и Сирии. Ту-22М3 также называют «убийцей авианосцев». Эта машина может успешно уничтожать крупные надводные силы», — отметил Леонков.

  • Дальний бомбардировщик Ту-22М3 наносит авиационный удар по объектам террористов в провинции Дейр-эз-Зор в Сирии
  • РИА Новости

По словам эксперта, не стоит списывать со счетов самый старый бомбардировщик ДА Ту-95МС, который является единственным турбовинтовым самолётом в мире, способным развивать скорость свыше 900 км/ч. Модернизированная версия Ту-95 может применять стратегическую крылатую ракету Х-101/102 «воздух — земля», дальность которой достигает 6—9 тыс. км.

Ту-160 не имеет аналогов в мире. Бомбардировщик способен преодолевать ПВО противника, развивая на сверхзвуке скорость в 2500 км/ч. «Белый лебедь» при необходимости поднимается на высоту до 22 тыс. м, находясь таким образом вне зоны досягаемости истребителей противника.

«Ту-160 — это действительно невероятная машина. Её практически невозможно перехватить. За нашим самолётом не успеет зенитная ракета и самый современный истребитель. Например, Ту-160 может держать на форсаже сверхзвуковую скорость в течение 45 минут, а потенциальный «охотник» на него F/A-18 — 10 минут», — сообщил Леонков.

Ставка на малозаметность

В 2015 году Минобороны РФ приняло решение о строительстве до 2023 года 50 машин Ту-160М2. Эксперты считают, что с этого момента начался важнейший за всю новейшую историю РФ этап в модернизации дальней авиации. В середине ноября 2017 года был собран первый за девять лет Ту-160, получивший название «Виталий Копылов».

22 декабря в интервью «Красной звезде» командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Сергей Кобылаш заявил, что боевая эффективность Ту-160М2 будет в два с половиной раза выше его советского предшественника.

  • Бомбардировщик-ракетоносец Ту-160
  • РИА Новости

«Экономичные двигатели, обладающие более широкими ресурсными возможностями, позволят увеличить дальность полёта, что в совокупности с заявленной энерговооружённостью сохранит за стратегическим ракетоносцем Ту-160 лидирующие позиции среди стратегических ударных комплексов», — пояснил Кобылаш.

На Ту-160М2 будут установлены улучшенные системы бортовой радиоэлектроники и управления вооружением. На модернизированном «Белом лебеде» должна быть реализована концепция «стеклянной кабины» (замена механических индикаторов на дисплеи) и «открытого борта» (упрощённая схема интеграции компонентов оборудования от разных производителей).

Прежде всего, Ту-160М2 призваны заменить Ту-95МС, которые, как ожидается, будут сниматься с вооружения с 2025 года. «Белые лебеди» составят костяк воздушного компонента СЯС России до массового поступления ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации), которая призвана стать универсальной боевой машиной.

ПАК ДА будет изготовлен по схеме «летающее крыло». Первоначально планировалось, что перспективный самолёт будет сверхзвуковым. Однако в 2016 году СМИ сообщили о том, что Минобороны остановилось на дозвуковом варианте. Основными требованиями ПАК ДА являются оснащённость всеми видами ударных вооружений, включая гиперзвуковые, и малая заметность.

В бомбардировщике будут применяться новейшие технологии снижения радиолокационной заметности. Известно, что в конструкции самолёта будут использоваться радиопоглощающие материалы. При этом всё вооружение должно помещаться внутри корпуса. Первый полёт ПАК ДА ожидается в 2025 году.

«В ПАК ДА решили пожертвовать высокими скоростями в пользу улучшенных характеристик скрытности. При возможности наносить удары по целям с большого расстояния высокая скорость от бомбардировщика не требуется, а вот способность незаметно для противника выйти на дистанцию запуска ракет нужна», — пояснил ситуацию в беседе с RT профессор Академии военных наук Вадим Козюлин.

По мнению эксперта, в перспективе все дальние бомбардировщики будут включены в общее разведывательно-информационное поле межвойскового взаимодействия. С учётом развития средств доставки и поражения авиационной составляющей СЯС небесный ядерный щит страны можно считать надёжным сдерживающим фактором для потенциальных внешних агрессоров, подытожил Козюлин.

Современные Военно-воздушные силы Российской Федерации традиционно являются самым мобильным и маневренным видом Вооруженных Сил. Состоящая на вооружении ВВС техника и другие средства предназначены, в первую очередь, для отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты административных и промышленно-экономических центров страны, группировок войск и важных объектов от ударов противника; для обеспечения действий Сухопутных войск и ВМФ; нанесения ударов по группировкам противника в небе, на земле и на море, а также по его административно-политическим и военно-экономическим центрам.

Существующие ВВС по своей организационно-штатной структуре ведут свое начало с 2008 года, когда в стране приступили к формированию нового облика Вооруженных Сил России. Тогда были сформированы командования ВВС и ПВО, подчиненные вновь созданным оперативно-стратегическим командованиям: Западному, Южному, Центральному и Восточному. За Главным командованием ВВС закреплялись задачи планирования и организации боевой подготовки, перспективного развития ВВС, а также подготовки руководящего состава органов управления. В 2009–2010 годах был осуществлен переход к двухуровневой системе управления ВВС, в результате чего количество объединений было сокращено с 8 до 6, а соединения ПВО были переформированы в 11 бригад воздушно-космической обороны. Авиаполки были сведены в авиабазы общим количеством около 70, в том числе 25 авиабаз тактической (фронтовой) авиации, из которых 14 являются чисто истребительными.

В 2014 году реформирование структуры ВВС продолжилось: силы и средства ПВО были сосредоточены в дивизиях ПВО, в авиации началось формирование авиационных дивизий и полков. В составе объединенного стратегического командования «Север» создается армия ВВС и ПВО.

Самое фундаментальное преобразование ожидается в 2015 году: создание нового вида - Воздушно-космических сил на основе интеграции сил и средств ВВС (авиация и ПВО) и Войск воздушно-космической обороны (космические войска, ПВО и ПРО).

Одновременно с реорганизацией происходит активное обновление авиационного парка. На смену самолетам и вертолетам предыдущих поколений стали приходить их новые модификации, а также перспективные машины, имеющие более широкие боевые возможности и летно-технические характеристики. Были продолжены текущие и начаты новые опытно-конструкторские работы по перспективным авиационным комплексам. Началось активное освоение беспилотной авиации.

Современный воздушный флот ВВС России по своей численности уступает только ВВС США. Правда, его точный количественный состав официально не публиковался, но на основе открытых источников можно сделать вполне адекватные подсчеты. Что касается обновления авиапарка, то, по словам представителя управления пресс-службы и информации Минобороны России по ВВС И. Климова, Военно-воздушные силы России только в 2015 году в соответствии с государственным оборонным заказом получат более 150 новых самолетов и вертолетов. В их число входят новейшие самолеты Су‑30 СМ, Су‑30 М2, МиГ‑29 СМТ, Су‑34, Су‑35 С, Як‑130, Ил‑76 МД‑90 А, а также вертолеты Ка‑52, Ми‑28 Н, Ми‑8 АМТШ/МТВ‑5–1, Ми‑8 МТПР, Ми‑35 М, Ми‑26, Ка‑226 и «Ансат-У». Известно также со слов бывшего главкома ВВС России генерал-полковника А. Зелина, что на ноябрь 2010 года общая численность личного состава ВВС составляла около 170 тысяч человек (в том числе 40 тыс. офицеров).

Вся авиация ВВС России как род войск по своему предназначению и решаемым задачам подразделяется на:

  • Дальнюю (стратегическую) авиацию,
  • Оперативно-тактическую (фронтовую) авиацию,
  • Военно-транспортную авиацию,
  • Армейскую авиацию.

Помимо этого в состав ВВС входят такие рода войск, как зенитные ракетные войска, радиотехнические войска, специальные войска, а также части и учреждения тыла (все они в данном материале рассматриваться не будут).

В свою очередь, авиация по родам делится на:

  • бомбардировочную авиацию,
  • штурмовую авиацию,
  • истребительную авиацию,
  • разведывательную авиацию,
  • транспортную авиацию,
  • специальную авиацию.

Далее рассматриваются все типы летательных аппаратов в составе Военно-воздушных сил Российской Федерации, а также перспективные машины. Первая часть статьи охватывает дальнюю (стратегическую) и оперативно-тактическую (фронтовую) авиацию, вторая часть - Военно-транспортную, раведывательную, специальную и армейскую авиацию.

Дальняя (стратегическая) авиация

Дальняя авиация является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России и предназначена для решения стратегических, оперативно-стратегических и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях). Дальняя авиация также является составляющей триады стратегических ядерных сил.

Основные выполняемые задачи в мирное время - сдерживание (в том числе ядерное) вероятных противников; в случае начала войны - максимальное снижение военно-экономического потенциала противника путем поражению его важных военных объектов и нарушению государственного и военного управления.

Основными перспективными направлениями развития дальней авиации являются поддержание и наращивание оперативных возможностей по выполнению поставленных задач в составе стратегических сил сдерживания и сил общего назначения за счет проведения модернизации самолетов с продлением их срока службы, закупка новых машин (Ту‑160 М), а также создание перспективного авиационного комплекса дальней авиации ПАК-ДА.

Основным вооружением самолетов дальней авиации являются управляемые ракеты, как в ядерном, так и в обычном снаряжении:

  • стратегические крылатые ракеты большой дальности Х‑55 СМ;
  • аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х‑15 С;
  • крылатые ракеты оперативно-тактического назначения Х‑22.

А также свободнопадающие бомбы различного калибра, в том числе в ядерном снаряжении, разовые бомбовые кассеты, морские мины.

В перспективе в состав вооружения самолетов дальней авиации планируется ввести высокоточные крылатые ракеты нового поколения Х‑555 и Х‑101 со значительно увеличенной дальностью и точностью.

Основу современного самолетного парка дальней авиации ВВС России составляют бомбардировщики-ракетоносцы:

  • стратегические ракетоносцы Ту‑160–16 единиц. До 2020 года возможна поставка около 50 модернизированных машин Ту‑160 М2.
  • стратегические ракетоносцы Ту‑95 МС - 38 единиц, и еще около 60 на хранении. С 2013 года ведется модернизация этих самолетов до уровня Ту‑95 МСМ с целью продления срока эксплуатации.
  • дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту‑22 М3 - около 40 единиц, и еще 109 в резерве. С 2012 года осуществляется модернизация 30 самолетов до уровня Ту‑22 М3 М.

Также в состав дальней авиации входят самолеты-заправщики Ил‑78 и самолеты-разведчики Ту‑22 МР.

Ту‑160

Работы над новым многорежимным стратегическим межконтинентальным бомбардировщиком были начаты в СССР в 1967 году. Испробовав самые разные варианты компоновок, конструкторы в конце концов пришли к конструкции интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности с четырьмя двигателями, установленными попарно в мотогондолах под фюзеляжем.

В 1984 году Ту‑160 был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе. На момент распада СССР было выпущено 35 самолетов (из них 8 прототипов), к 1994 году КАПО передало ВВС России еще шесть бомбардировщиков Ту‑160, которые дислоцировались под Энгельсом в Саратовской области. В 2009 были построены и поставлены в строй 3 новых самолета, к 2015 году их количество составляет 16 единиц.

В 2002 году Минобороны заключило договор с КАПО на модернизацию Ту‑160 с целью постепенно отремонтировать и модернизировать все бомбардировщики этого типа, находящиеся в эксплуатации. По последним данным, до 2020 года на вооружение ВВС России будут поставлены 10 самолетов модификации Ту‑160 М. Модернизированные машины получат систему космической связи, усовершенствованные прицельные системы наведения и электронику, будут способны применять перспективные и модернизированные (Х‑55 СМ) крылатые ракеты и обычное бомбовое вооружение. Ввиду потребности в пополнении парка дальней авиации в апреле 2015 года Министр обороны России Сергей Шойгу поручил рассмотреть вопрос о возобновлении производства Ту‑160 М. В мае того же года Верховный главнокомандующий В. В. Путин официально поручил возобновить производство усовершенствованных Ту‑160 М2.

Основные характеристики Ту‑160

4 человека

Размах крыла

Площадь крыла

Масса пустого

Нормальная взлетная масса

Максимальная взлетная масса

Двигатели

4 × ТРДДФ НК‑32

Тяга максимальная

4 × 18 000 кгс

Тяга на форсаже

4 × 25 000 кгс

2230 км/ч (М=1,87)

Крейсерская скорость

917 км/ч (М=0,77)

Максимальная дальность без дозаправки

Дальность с боевой нагрузкой

Боевой радиус

Продолжительность полета

Практический потолок

около 22000 м

Скороподъемность

Длина разбега/пробега

Вооружение:

Стратегические крылатые ракеты X‑55 СМ/Х‑101

Тактические аэробаллистические ракеты Х‑15 С

Свободнопадающие авиационные бомбы калибра до 4000 кг, бомбовые кассеты, мины.

Ту‑95МС

Создание самолета было начато КБ во главе с Андреем Туполевым в далеких 1950‑х годах. В конце 1951 года был утвержден разработанный проект, а затем одобрен и утвержден построенный к тому времени макет. Постройку двух первых самолетов начали на московском авиационном заводе № 156, и уже осенью 1952 года опытный образец совершил свой первый полет.

В 1956 году самолеты, получившие официальное обозначение Ту‑95, начали поступать в части дальней авиации. В дальнейшем были разработаны разные модификации, в том числе носителей противокорабельных ракет.

В конце 1970‑х годов была создана совершенно новая модификация бомбардировщика, получившая обозначение Ту‑95 МС. Новый самолет в 1981 году запущен в серийное производство на Куйбышевском авиазаводе, которое продолжалось до 1992 года (было выпущено около 100 машин).

Сейчас в составе ВВС Российской Федерации сформирована 37‑я Воздушная армия авиации стратегического назначения, состоящая из двух дивизий, в состав которой входят два полка на Ту‑95 МС‑16 (Амурская и Саратовская обл.) - всего 38 машин. Еще около 60 единиц находятся на хранении.

В связи с устареванием техники с 2013 года началась модернизация находящихся в строю самолетов до уровня Ту‑95 МСМ, срок службы которых продлится до 2025 года. На них будет установлена новая электроника, прицельно-навигационный комплекс, комплекс спутниковой навигации, появится возможность нести новые стратегические крылатые ракеты Х‑101.

Основные характеристики Ту‑95МС

7 человека

Размах крыла:

Площадь крыла

Масса пустого

Нормальная взлетная масса

Максимальная взлетная масса

Двигатели

4 × ТВД НК‑12 МП

Мощность

4 × 15 000 л. с.

Максимальная скорость на высоте

Крейсерская скорость

около 700 км/ч

Максимальная дальность

Практическая дальность

Боевой радиус

Практический потолок

около 11000 м

Длина разбега/пробега

Вооружение:

Встроенное

Стратегические крылатые ракеты X‑55 СМ/Х‑101–6 или 16

Свободнопадающие авиационные бомбы калибра до 9000 кг,

бомбовые кассеты, мины.

Ту‑22М3

Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Ту‑22 М3 предназначен для ведения боевых действий в оперативных зонах сухопутных и морских театров военных действий днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Он способен наносить удары крылатыми ракетами Х‑22 по морским целям, сверхзвуковыми аэробаллистическими ракетами Х‑15 по наземным целям, а также выполнять прицельное бомбометание. На западе получил название «Backfire».

Всего на Казанском авиационном производственном объединении до 1993 года было построено 268 бомбардировщиков Ту‑22 М3.

В настоящее время в строю находятся около 40 единиц Ту‑22 М3, и еще 109 в резерве. Планируется к 2020 году модернизировать на КАПО около 30 машин до уровня Ту‑22 М3 М (модификация принята на вооружение в 2014 году). На них установят новую электронику, расширят номенклатуру вооружений за счет введения новейших высокоточных боеприпасов, продлят ресурс службы до 40 лет.

Основные характеристики Ту‑22М3

4 человека

Размах крыла:

При минимальном угле стреловидности

При максимальном угле стреловидности

Площадь крыла

Масса пустого

Нормальная взлетная масса

Максимальная взлетная масса

Двигатели

2 × ТРДДФ НК‑25

Тяга максимальная

2 × 14 500 кгс

Тяга на форсаже

2 × 25 000 кгс

Максимальная скорость на высоте

Крейсерская скорость

Дальность полета

Боевой радиус с нагрузкой 12 т

1500…2400 км

Практический потолок

Длина разбега/пробега

Вооружение:

Встроенное

23‑мм оборонительная установка с пушками ГШ‑23

Противокорабельные крылатые ракеты Х‑22

Тактические аэробаллистические ракеты Х‑15 С.

Перспективные разработки

ПАК ДА

В 2008 году в России было открыто финансирование НИОКР по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации ПАК ДА. Программа предусматривает разработку бомбардировщика большой дальности пятого поколения для замены состоящих на вооружении ВВС России самолетов. О том, что ВВС России сформулировали тактико-технические требования по программе ПАК ДА и началась подготовка к участию конструкторских бюро в конкурсе на разработку было заявлено еще в 2007 году. По заявлению гендиректора ОАО «Туполев» И. Шевчука, контракт по программе ПАК ДА выиграло КБ Туполева. В 2011 году сообщалось о том, что разработан аванпроект интеграционного комплекса БРЭО перспективного комплекса, а командование дальней авиации ВВС России выдало тактико-техническое задание на создание перспективного бомбардировщика. Было заявлено о планах постройки 100 машин, которые рассчитывают принять на вооружение до 2027 года.

В качестве вооружения вероятнее всего будут использованы перспективные гиперзвуковые ракеты, крылатые ракеты большой дальности типа Х‑101, высокоточные ракеты малой дальности и корректируемые авиабомбы, а также свободнопадающие бомбы. Заявлялось, что некоторые из образцов ракет уже разработаны корпорацией «Тактическое ракетное вооружение». Возможно, самолет будет также использоваться как воздушный носитель оперативно-стратегического разведывательно-ударного комплекса. Не исключено, что для самообороны, помимо комплекса РЭБ, бомбардировщик будет вооружен ракетами «воздух-воздух».

Оперативно-тактическая (фронтовая) авиация

Оперативно-тактическая (фронтовая) авиация предназначена для решения оперативных, оперативно-тактических и тактических задач в операциях (боевых действиях) группировок войск (сил) на театрах военных действий (стратегических направлениях).

Входящая в состав фронтовой авиации бомбардировочная авиация является основным ударным средством ВВС преимущественно в оперативной и оперативно-тактической глубине.

Штурмовая авиация предназначена в первую очередь для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника. Помимо этого она также может вести борьбу с летательными аппаратами противника в воздухе.

Основными перспективными направлениями развития бомбардировщиков и штурмовиков оперативно-тактической авиации являются поддержание и наращивание возможностей в рамках решения оперативных, оперативно-тактических и тактических задач во время боевых операций на ТВД за счет поставки новых (Су‑34) и модернизации существующих (Су‑25 СМ) самолетов.

На вооружении бомбардировщиков и штурмовиков фронтовой авиации состоят ракеты класса «воздух-поверхность» и «воздух-воздух», неуправляемые ракеты разных типов, авиационные бомбы, в том числе корректируемые, бомбовые кассеты, авиационные пушки.

Истребительная авиация представлена многоцелевыми и фронтовыми истребителями, а также истребителями-перехватчиками. Ее предназначение заключается в уничтожении самолетов, вертолетов, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов противника в воздухе, а также наземных и морских целей.

Задачей истребительной авиации противовоздушной обороны, является прикрытие важнейших направлений и отдельных объектов от воздушного нападения противника путем уничтожения его летательных аппаратов на максимальных дальностях с помощью перехватчиков. На вооружении авиации ПВО также состоят боевые вертолеты, специальные и транспортные самолеты и вертолеты.

Основными перспективными направлениями развития истребительной авиации являются поддержание и наращивание возможностей по выполнению поставленных задач за счет проведения модернизации существующих самолетов, закупка новых машин (Су‑30, Су‑35), а также создание перспективного авиационного комплекса ПАК-ФА, испытания которого идут с 2010 года и, возможно, перспективного дальнего перехватчика.

Основным вооружением истребительной авиации являются авиационные управляемые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» различной дальности, а также свободнопадающие и корректируемые авиабомбы, неуправляемые ракеты, бомбовые кассеты, авиационные пушки. Идет разработка перспективного ракетного вооружения.

Современный самолетный парк штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации включает следующие типы самолетов:

  • штурмовики Су‑25–200 единиц, в том числе Су‑25УБ, еще около 100 находятся на хранении. Несмотря на то, что данные самолеты приняты на вооружение еще в СССР, их боевой потенциал с учетом модернизации остается достаточно высоким. К 2020 году планируется модернизировать около 80 штурмовиков до уровня Су‑25 СМ.
  • фронтовые бомбардировщики Су‑24 М - 21 единица. Данные самолеты еще советского производства уже устарели и активно выводятся из строя. В 2020 году планируется утилизировать все имеющиеся на вооружении Су‑24 М.
  • истребители-бомбардировщики Су‑34–69 единиц. Новейшие многоцелевые самолеты, которые заменяют в подразделениях устаревшие бомбардировщики Су‑24 М. Общее число заказанных Су‑34 составляет 124 единицы, которые поступят на вооружение в ближайшее время.

Су‑25

Су‑25 является бронированным дозвуковым штурмовиком, предназначенным для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя. Он способен уничтожать точечные и площадные цели на земле днем и ночью при любых метеоусловиях. Можно сказать что это лучший самолет своего класса в мире, проверенный в реальных боевых действиях. В войсках Су‑25 получил неофициальное прозвище «Грач», на западе - обозначение «Frogfoot».

Серийное производство велось на авиационных заводах в Тбилиси и Улан-Удэ (за все время выпущено 1320 самолетов всех модификаций, в том числе на экспорт).

Машины выпускались в различных модификациях, в том числе учебно-боевой Су‑25УБ и палубный Су‑25УТД для ВМФ. В настоящее время в ВВС России находится около 200 самолетов Су‑25 разных модификаций, состоящих на вооружении 6 боевых и нескольких учебных авиаполков. Еще около 100 единиц старых машин находятся на хранении.

В 2009 году Минобороны России объявило о возобновлении закупок штурмовиков Су‑25 для ВВС. Одновременно принята программа модернизации 80 машин до уровня Су‑25 СМ. На них устанавливается новейшая электроника, в том числе прицельный комплекс, многофункциональные индикаторы, новые средства РЭБ, подвесная РЛС «Копье». В качестве учебно-боевого на вооружение принят новый самолет Су‑25УБМ, который будет иметь аналогичное Су‑25 СМ оснащение.

Основные характеристики Су‑25

1 человек

Размах крыла

Площадь крыла

Масса пустого

Нормальная взлетная масса

Максимальная взлетная масса

Двигатели

2 × ТРД Р‑95Ш

Тяга максимальная

2 × 4100 кгс

Максимальная скорость

Крейсерская скорость

Практическая дальность с боевой нагрузкой

Перегоночная дальность

Практический потолок

Скороподъемность

Длина разбега/пробега

Вооружение:

Встроенное

30‑мм двухствольная пушка ГШ‑30–2 (250 патр.)

На внешней подвеске

Управляемые ракеты «воздух-поверхность» - Х‑25 МЛ, Х‑25 МЛП, С‑25 Л, Х‑29 Л

Авиабомбы, кассеты - ФАБ‑500, РБК‑500, ФАБ‑250, РБК‑250, ФАБ‑100, контейнеры КМГУ‑2

Стрелково‑пушечные контейнеры - СППУ‑22–1 (23‑мм пушка ГШ‑23)

Су‑24М

Фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су‑24 М предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в оперативной и оперативно-тактической глубине противника днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, в том числе на малых высотах, с прицельным поражением наземных и надводных целей управляемыми и неуправляемыми боеприпасами. На западе получил обозначение «Fencer»

Серийное производство велось в НАПО им Чкалова в Новосибирске (с участием КНААПО) до 1993 года, построено около 1200 машин различных модификаций, в том числе на экспорт.

На стыке веков в связи с устареванием авиационной техники в России была начата программа модернизации фронтовых бомбардировщиков до уровня Су‑24 М2. В 2007 году первые два Су‑24 М2 были переданы в Липецкий центр боевого применения. Поставка в ВВС России остальных машин была завершена в 2009 году.

В настоящее время в ВВС России остался 21 самолет Су‑24 М нескольких модификаций, но по мере поступления в строевые части новейших Су‑34, Су‑24 снимаются с вооружения и утилизируются (к 2015 году утилизировано 103 самолета). К 2020 году они должны быть полностью выведены из состава ВВС.

Основные характеристики Су‑24М

2 человека

Размах крыла

При максимальном угле стреловидности

При минимальном угле стреловидности

Площадь крыла

Масса пустого

Нормальная взлетная масса

Максимальная взлетная масса

Двигатели

2 × ТРДДФ АЛ‑21 Ф‑3

Тяга максимальная

2 × 7800 кгс

Тяга на форсаже

2 × 11200 кгс

Максимальная скорость на высоте

1700 км/ч (М=1,35)

Максимальная скорость на высоте 200 м

Перегоночная дальность

Боевой радиус

Практический потолок

около 11500 м

Длина разбега/пробега

Вооружение:

Встроенное

23‑мм 6‑ствольная пушка ГШ‑6–23 (500 патр.)

На внешней подвеске:

Управляемые ракеты «воздух-воздух» - Р‑60

Управляемые ракеты «воздух-поверхность» - Х‑25 МЛ/МР, Х‑23, Х‑29 Л/Т, Х‑59, С‑25 Л, Х‑58

Неуправляемые ракеты - 57‑мм С‑5, 80‑мм С‑8, 122‑мм С‑13, 240‑мм С‑24, 266‑мм С‑25

Авиабомбы, кассеты - ФАБ‑1500, КАБ‑1500 Л/ТК, КАБ‑500 Л/КР, ЗБ‑500, ФАБ‑500, РБК‑500, ФАБ‑250, РБК‑250, ОФАБ‑100, контейнеры КМГУ‑2

Стрелково‑пушечные контейнеры - СППУ‑6 (23‑мм пушка ГШ‑6–23)

Су‑34

Многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су‑34 является новейшим самолетом данного класса в российских ВВС и относится к поколению самолетов «4+». Одновременно позиционируется как фронтовой бомбардировщик, так как должен заменять в войсках устаревшие самолеты Су‑24 М. Предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов, в том числе с использованием ядерного оружия, по наземным (надводным) целям в любое время суток в любых погодных условиях. На западе имеет обозначение «Fullback».

К середине 2015 года в строевые части были поставлены 69 самолетов Су‑34 (из них 8 прототипов) из 124 заказанных.

В перспективе в ВВС России планируется поставить примерно 150–200 новых самолетов и к 2020 году полностью заменить ими устаревшие Су‑24. Таким образом, сейчас Су‑34 - это основной ударный самолет наших ВВС, способный применять всю номенклатуру высокоточного вооружения класса «воздух-поверхность».

Основные характеристики Су‑34

2 человека

Размах крыла

Площадь крыла

Масса пустого

Нормальная взлетная масса

Максимальная взлетная масса

Двигатели

2 × ТРДДФ АЛ‑31 Ф‑М1

Тяга максимальная

2 × 8250 кгс

Тяга на форсаже

2 × 13500 кгс

Максимальная скорость на высоте

1900 км/ч (М=1,8)

Максимальная скорость у земли

Перегоночная дальность

Боевой радиус

Практический потолок

Вооружение:

Встроенное - 30‑мм пушка ГШ‑30–1

На внешней подвеске – все типы современных управляемых ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», неуправляемые ракеты, авиабомбы, бомбовые кассеты

Современный самолетный парк истребительной авиации составляют следующие типы самолетов:

  • фронтовые истребители МиГ‑29 различных модификаций - 184 единицы. Помимо модификаций МиГ‑29 С, Миг‑29 М и МиГ‑29УБ, на вооружение были приняты новейшие варианты МиГ‑29 СМТ и МиГ‑29УБТ (28 и 6 единиц по состоянию на 2013 год). При этом самолеты старой постройки модернизировать не планируется. На базе МиГ‑29 был создан перспективный многоцелевой истребитель МиГ‑35, но подписание контракта на его производство было отложено в пользу МиГ‑29 СМТ.
  • фронтовые истребители Су‑27 различных модификаций - 360 единиц, в том числе 52 Су‑27УБ. С 2010 года идет перевооружение на новые модификации Су‑27 СМ и Су‑27 СМ3, которых поставлено 82 единицы.
  • фронтовые истребители Су‑35 С - 34 единицы. Согласно контракту, к 2015 году планируется завершить поставку серии из 48 самолетов этого типа.
  • многоцелевые истребители Су‑30 различных модификаций - 51 единица, в том числе 16 Су‑30 М2 и 32 Су‑30 СМ. При этом в настоящее время идет поставка второй серии Су‑30 СМ, до 2016 года должны быть поставлены 30 единиц.
  • истребители-перехватчики МиГ‑31 нескольких модификаций - 252 единицы. Известно, что с 2014 года самолеты МиГ‑31 БС модернизируются до уровня МиГ‑31 БСМ, еще 60 самолетов МиГ‑31 Б до 2020 года планируется модернизировать до уровня МиГ‑31 БМ.

МиГ‑29

Легкий фронтовой истребитель четвертого поколения МиГ‑29 был разработан еще в СССР и серийно производился с 1983 года. Фактически был одним из лучших истребителей своего класса в мире и, имея очень удачную конструкцию, неоднократно модернизировался и в виде последних модификаций в составе ВВС России вошел в 21 век как многоцелевой. Изначально предназначался для завоевания превосходства в воздухе на тактической глубине. На западе известен под обозначением «Fulcrum».

К моменту распада СССР на заводах в Москве и Нижнем Новгороде было произведено около 1400 машин различных вариантов. Сейчас МиГ‑29 в разных вариантах состоит на вооружении армий более двух десятков стран ближнего и дальнего зарубежья, где успел поучаствовать в местных войнах и вооруженных конфликтах.

Сейчас на вооружении ВВС России состоят 184 истребителя МиГ‑29 следующих модификаций:

  • МиГ‑29 С - имел по сравнению с МиГ‑29 увеличенную боевую нагрузку, оснащался новым вооружением;
  • МиГ‑29 М - многоцелевой истребитель поколения «4+», имел увеличенную дальность и боевую нагрузку, оснащался новым вооружением;
  • МиГ‑29УБ - двухместный учебно-боевой вариант без РЛС;
  • МиГ‑29 СМТ - новейший модернизированный вариант с возможностью применения высокоточного оружия «воздух-поверхность», увеличенной дальностью полета, новейшей электроникой (первый полет в 1997 году, принят на вооружение в 2004 году, к 2013 году поставлено 28 единиц), вооружение размещается на шести подкрыльевых и одном подфюзеляжном узлах внешней подвески, имеется встроенная 30‑мм пушка;
  • МиГ‑29УБТ - учебно-боевой вариант МиГ‑29 СМТ (поставлено 6 единиц).

По большей части все самолеты МиГ‑29 старого выпуска физически устарели и было принято решение их не ремонтировать и не модернизировать, а закупать взамен новую технику - МиГ‑29 СМТ (в 2014 году заключен контракт на поставку 16 машин) и МиГ‑29УБТ, а также перспективные истребители МиГ‑35.

Основные характеристики МиГ‑29 СМТ

1 человек

Размах крыла

Площадь крыла

Масса пустого

Нормальная взлетная масса

Максимальная взлетная масса

Двигатели

2 × ТРДДФ РД‑33

Тяга максимальная

2 × 5040 кгс

Тяга на форсаже

2 × 8300 кгс

Максимальная скорость у земли

Крейсерская скорость

Практическая дальность

Практическая дальность с ПТБ

2800…3500 км

Практический потолок

Вооружение:

На внешней подвеске:

Управляемые ракеты «воздух-поверхность» - Х‑29 Л/Т, Х‑31 А/П, Х‑35

Контейнеры КМГУ‑2

МиГ‑35

Новый российский многоцелевой истребитель поколения «4++» МиГ‑35 является глубокой модернизацией самолетов серии МиГ‑29 М, разработанной в ОКБ МиГ. По конструкции он максимально унифицирован с самолетами раннего выпуска, но при этом имеет увеличенную боевую нагрузку и дальность полета, сниженную радиолокационную заметность, оборудован РЛС с активной фазированной антенной решеткой, новейшей электроникой, бортовым комплексом РЭБ, имеет открытую архитектуру БРЭО, возможность дозаправки в воздухе. Двухместная модификация имеет обозначение МиГ‑35 Д.

МиГ‑35 предназначен для завоевания господства в воздухе и перехвата средств воздушного нападения противника, нанесения ударов высокоточным оружием по наземным (надводным) целям без входа в зону ПВО днем и ночью в любых погодных условиях, а также ведения воздушной разведки с использованием бортовых средств.

Вопрос об оснащении ВВС России самолетами МиГ‑35 остается открытым, пока контракт с Минобороны не подписан.

Основные характеристики МиГ‑35

1 - 2 человека

Размах крыла

Площадь крыла

Масса пустого

Нормальная взлетная масса

Максимальная взлетная масса

Двигатели

2 × ТРДДФ РД‑33 МК/МКВ

Тяга максимальная

2 × 5400 кгс

Тяга на форсаже

2 × 9000 кгс

Максимальная скорость на большой высоте

2400 км/ч (М=2,25)

Максимальная скорость у земли

Крейсерская скорость

Практическая дальность

Практическая дальность с ПТБ

Боевой радиус

Продолжительность полета

Практический потолок

Скороподъемность

Вооружение:

Встроенное - 30‑мм пушка ГШ‑30–1 (150 патр.)

На внешней подвеске:

Управляемые ракеты «воздух-воздух» - Р‑73, Р‑27 Р/Т, Р‑27ЭТ/ЭР, Р‑77

Управляемые ракеты «воздух-поверхность» - Х‑25 МЛ/МР, Х‑29 Л/Т, Х‑31 А/П, Х‑35

Неуправляемые ракеты - 80‑мм С‑8, 122‑мм С‑13, 240‑мм С‑24

Авиабомбы, кассеты - ФАБ‑500, КАБ‑500 Л/КР, ЗБ‑500, ФАБ‑250, РБК‑250, ОФАБ‑100

Су‑27

Фронтовой истребитель Су‑27 является самолетом четвертого поколения, разработанный в СССР в ОКБ Сухого в начале 1980‑х годов. Предназначался для завоевания превосходства в воздухе и являлся в свое время одним из лучших истребителей своего класса. Последние модификации Су‑27 продолжают состоять на вооружении ВВС России, кроме того, в результате глубокой модернизации Су‑27 были разработаны новые образцы истребителей поколения «4+». Наряду с легким фронтовым истребителем четвертого поколения МиГ‑29 являлся одним из лучших в мире самолетов своего класса. По западной классификации имеет название «Flanker».

В настоящее время в составе строевых частей ВВС числятся 226 истребителей Су‑27 и 52 Су‑27УБ старого выпуска. С 2010 года началось перевооружение на модернизированную версию Су‑27 СМ (первый полет в 2002 году). Сейчас в войска поставлены 70 таких машин. Кроме того, поставляются истребители модификации Су‑27 СМ3 (выпущено 12 единиц), которые отличаются от предыдущего варианта двигателями АЛ‑31 Ф‑М1 (тяга на форсаже 13500 кгс), усиленной конструкцией планера и дополнительными точками подвески вооружения.

Основные характеристики Су‑27 СМ

1 человек

Размах крыла

Площадь крыла

Масса пустого

Нормальная взлетная масса

Максимальная взлетная масса

Двигатели

2 × ТРДДФ АЛ‑31Ф

Тяга максимальная

2 × 7600 кгс

Тяга на форсаже

2 × 12500 кгс

Максимальная скорость на большой высоте

2500 км/ч (М=2,35)

Максимальная скорость у земли

Практическая дальность

Практический потолок

Скороподъемность

более 330 м/сек

Длина разбега/пробега

Вооружение:

Встроенное - 30‑мм пушка ГШ‑30–1 (150 патр.)

Управляемые ракеты «воздух-поверхность» - Х‑29 Л/Т, Х‑31 А/П, Х‑59

Авиабомбы, кассеты - ФАБ‑500, КАБ‑500 Л/КР, ЗБ‑500, ФАБ‑250, РБК‑250, ОФАБ‑100

Су‑30

Тяжелый двухместный многоцелевой истребитель Су‑30 поколения «4+» был создан в ОКБ Сухого на базе учебно-боевого самолета Су‑27УБ путем глубокой модернизации. Основное предназначение - управление групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, обеспечение боевых действий других родов авиации, прикрытие наземных войск и объектов, уничтожение десантов в воздухе, а также ведение воздушной разведки и уничтожение наземных (надводных) целей. Особенностями Су‑30 стали большая дальность и продолжительность полетов и эффективное управлением группой истребителей. Западное обозначение самолета - «Flanker-C».

В составе ВВС России в настоящее время находятся 3 Су‑30, 16 Су‑30 М2 (все производства КНААПО) и 32 Су‑30 СМ (производства завода «Иркут»). Последние две модификации поставляются в соответствии с контрактами от 2012 года, когда было заказано две партии по 30 единиц Су‑30 СМ (до 2016 года) и 16 Су‑30 М2.

Основные характеристики Су‑30 СМ

2 человека

Размах крыла

Площадь крыла

Масса пустого

Нормальная взлетная масса

Максимальная взлетная масса

Предельная взлетная масса

Двигатели

2 × ТРДДФ АЛ‑31ФП

Тяга максимальная

2 × 7700 кгс

Тяга на форсаже

2 × 12500 кгс

Максимальная скорость на большой высоте

2125 км/ч (М=2)

Максимальная скорость у земли

Дальность полета без дозаправки у земли

Дальность полета без дозаправки на высоте

Боевой радиус

Продолжительность полета без дозаправки

Практический потолок

Скороподъемность

Длина разбега/пробега

Вооружение:

Встроенное - 30‑мм пушка ГШ‑30–1 (150 патр.)

На внешней подвеске: Управляемые ракеты «воздух-воздух» - Р‑73, Р‑27 Р/Т, Р‑27ЭТ/ЭР, Р‑77

Управляемые ракеты «воздух-поверхность» - Х‑29 Л/Т, Х‑31 А/П, Х‑59 М

Неуправляемые ракеты - 80‑мм С‑8, 122‑мм С‑13

Авиабомбы, кассеты - ФАБ‑500, КАБ‑500 Л/КР, ФАБ‑250, РБК‑250, КМГУ

Су‑35

Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су‑35 относится к поколению «4++» и оснащен двигателями с управляемым вектором тяги. Разработанный в ОКБ Сухого, этот самолет по своим характеристикам вплотную приближен истребителям пятого поколения. Су‑35 предназначен для завоевания господства в воздухе и перехвата средств воздушного нападения противника, нанесения ударов высокоточным оружием по наземным (надводным) целям без входа в зону ПВО днем и ночью в любых погодных

условиях, а также ведения воздушной разведки с использованием бортовых средств. На западе имеет обозначение «Flanker-Е+».

В 2009 году был заключен контракт на поставку ВВС России 48 новейших серийных истребителей Су‑35C в период 2012–2015 годов, из которых 34 единицы уже находятся в войсках. Предполагается в 2015–2020 годах заключить еще один контракт на поставку этих самолетов.

Основные характеристики Су‑35

1 человек

Размах крыла

Площадь крыла

Масса пустого

Нормальная взлетная масса

Максимальная взлетная масса

Двигатели

2 × ТРДДФ с ОВТ АЛ‑41Ф1С

Тяга максимальная

2 × 8800 кгс

Тяга на форсаже

2 × 14500 кгс

Максимальная скорость на большой высоте

2500 км/ч (М=2,25)

Максимальная скорость у земли

Дальность полета у земли

Дальность полета на высоте

3600…4500 км

Практический потолок

Скороподъемность

Длина разбега/пробега

Вооружение:

Встроенное - 30‑мм пушка ГШ‑30–1 (150 патр.)

На внешней подвеске:

Управляемые ракеты «воздух-воздух» - Р‑73, Р‑27 Р/Т, Р‑27ЭТ/ЭР, Р‑77

Управляемые ракеты «воздух-поверхность» - Х‑29 Т/Л, Х‑31 А/П, Х‑59 М,

перспективные ракеты большой дальности

Неуправляемые ракеты - 80‑мм С‑8, 122‑мм С‑13, 266‑мм С‑25

Авиабомбы, кассеты - КАБ‑500 Л/КР, ФАБ‑500, ФАБ‑250, РБК‑250, КМГУ

МиГ‑31

Двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ‑31 был разработан в СССР в ОКБ Микояна в 1970‑х годах. В то время это был первый самолет четвертого поколения. Предназначался для перехвата и уничтожения воздушных целей на всех высотах - от предельно малых до самых больших, днем и ночью, в любых метеоусловиях, в сложной помеховой обстановке. Фактически главной задачей МиГ‑31 был перехват крылатых ракет во всем диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Самый скоростной боевой самолет. Современный МиГ‑31 БМ имеет бортовую РЛС с уникальными характеристиками пока недоступными другим зарубежным самолетам. По западной классификации имеет обозначение «Foxhound».

Состоящие сейчас на вооружении ВВС России истребители-перехватчики МиГ‑31 (252 единицы) имеют несколько модификаций:

  • МиГ‑31 Б - серийная модификация с системой дозаправки в воздухе (принят на вооружение в 1990 году)
  • МиГ‑31 БС - вариант базового МиГ‑31, модернизированного до уровня МиГ‑31 Б, но без штанги дозаправки в воздухе.
  • МиГ‑31 БМ - модернизированный вариант с РЛС «Заслон-М» (разработан в 1998 году), имеющей увеличенную до 320 км дальность, оснащенный новейшими электронными системами, в том числе спутниковой навигации, способный применять управляемые ракеты «воздух-поверхность». До 2020 года планируется модернизировать 60 МиГ‑31 Б до уровня МиГ‑31 БМ. Второй этап госиспытаний самолета завершился в 2012 году.
  • МиГ‑31 БСМ - модернизированный вариант МиГ‑31 БС с РЛС «Заслон-М» и соответствующей электроникой. Модернизация строевых самолетов ведется с 2014 года.

Таким образом, на вооружении ВВС РФ будут находиться 60 самолетов МиГ‑31 БМ и 30–40 МиГ‑31 БСМ, а приблизительно 150 машин старого выпуска будут списаны. Не исключено, что в перспективе появится новый перехватчик, известный под условным названием МиГ‑41.

Основные характеристики МиГ‑31 БМ

2 человека

Размах крыла

Площадь крыла

Масса пустого

Максимальная взлетная масса

Двигатели

2 × ТРДДФ Д‑30 Ф6

Тяга максимальная

2 × 9500 кгс

Тяга на форсаже

2 × 15500 кгс

Максимальная скорость на большой высоте

3000 км/ч (М=2,82)

Максимальная скорость у земли

Крейсерская скорость дозвуковая

Крейсерская скорость сверхзвуковая

Практическая дальность

1450…3000 км

Дальность полета на большой высоте с одной дозаправкой

Боевой радиус

Практический потолок

Скороподъемность

Длина разбега/пробега

Вооружение:

Встроенное:

23‑мм 6‑ствольная пушка ГШ‑23–6 (260 патр.)

На внешней подвеске:

Управляемые ракеты «воздух-воздух» - Р‑60 М, Р‑73, Р‑77, Р‑40, Р‑33 С, Р‑37

Управляемые ракеты «воздух-поверхность» - Х‑25 МПУ, Х‑29 Т/Л, Х‑31 А/П, Х‑59 М

Авиабомбы, кассеты - КАБ‑500 Л/КР, ФАБ‑500, ФАБ‑250, РБК‑250

Перспективные разработки

ПАК-ФА

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации - ПАК ФА - включает многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый ОКБ Сухого под обозначением Т‑50. По совокупности характеристик должен будет превосходить все зарубежные аналоги и в ближайшем будущем, после принятия на вооружение, станет основным самолетом истребительной фронтовой авиации ВВС России.

ПАК ФА предназначен для завоевания господства в воздухе и перехвата средств воздушного нападения противника во всех диапазонах высот, а также нанесения ударов высокоточным оружием по наземным (надводным) целям без входа в зону ПВО днем и ночью в любых погодных условиях, может привлекаться для ведения воздушной разведки с использованием бортовых средств. Самолет полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: малозаметность, сверхзвуковая крейсерская скорость, высокая маневренность с большими перегрузками, передовая электроника, многофункциональность.

По планам, серийное производство самолета Т‑50 для ВВС России должно начаться в 2016 году, а к 2020 году в России появятся первые оснащенные им авиационные части. Известно также, что возможно производство и на экспорт. В частности, совместно с Индией создается экспортная модификация, получившая обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft).

Основные характеристики (предположительные) ПАК-ФА

1 человек

Размах крыла

Площадь крыла

Масса пустого

Нормальная взлетная масса

Максимальная взлетная масса

Двигатели

2 × ТРДДФ с УВТ АЛ‑41Ф1

Тяга максимальная

2 × 8800 кгс

Тяга на форсаже

2 × 15000 кгс

Максимальная скорость на большой высоте

Крейсерская скорость

Практическая дальность на дозвуковой скорости

2700…4300 км

Практическая дальность с ПТБ

Практическая дальность на сверхзвуковой скорости

1200…2000 км

Продолжительность полета

Практический потолок

Скороподъемность

Вооружение:

Встроенное - 30‑мм пушка 9 А1–4071 К (260 патр.)

На внутренней подвеске - все типы современных и перспективных управляемых ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», авиабомбы, бомбовые кассеты

ПАК-ДП (МиГ‑41)

Некоторые источники сообщают, что в настоящее время ОКБ МиГ совместно с КБ авиазавода «Сокол» (Нижний Новгород) ведут разработку дальнего скоростного истребителя-перехватчика с условным названием «перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» - ПАК ДП, также известного как МиГ‑41. Заявлялось, что разработка была начата в 2013 году на базе истребителя МиГ‑31 по распоряжению начальника генштаба Вооруженных сил России. Возможно, имеется в виду глубокая модернизация МиГ‑31, проработка которой велась раньше, но не была реализована. Сообщалось также, что перспективный перехватчик планируется разработать в рамках программы вооружений до 2020 года и принять на вооружение до 2028 года.

В 2014 году в СМИ появилась информация о том, что главком ВВС России В. Бондарев заявил, что сейчас идут только научно-исследовательские работы, а с 2017 года планируется начать опытно-конструкторские работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата.

(продолжение в следующем номере)

Сводная таблица количественного состава авиатехники
Военно-воздушных сил Российской Федерации (2014–2015 гг.)*

Тип летательного аппарата

Количество
в строю

Запланировано
построить

Запланировано
модернизировать

Бомбардировочная авиация в составе дальней авиации

Стратегические ракетоносцы Ту-160

Стратегические ракетоносцы Ту-95МС

Дльние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3

Бомбардировочная и штурмовая авиация в составе фронтовой авиации

Штурмовики Су-25

Фронтовые бомбардировщики Су-24М

Истребители-бомбардировщики Су-34

124 (всего)

Истребительная авиация в составе фронтовой авиации

Фронтовые истребители МиГ-29, МиГ-29СМТ

Фронтовые истребители Су-27, Су-27СМ

Фронтовые истребители Су-35С

Многоцелевые истребители Су-30, Су-30СМ

Истребители-перехватчики МиГ-31, МиГ-31БСМ

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации – ПАК ФА

Военно-транспортная авиация

Транспортные самолеты Ан-22

Транспортные самолеты Ан-124 и Ан-124-100

Транспортные самолеты Ил-76М, Ил-76МДМ, Ил-76МД-90А

Транспортные самолеты Ан-12

Транспортные самолеты Ан-72

Транспортные самолеты Ан-26, Ан-24

Транспортно-пассажирские самолеты Ил-18, Ту-134, Ил-62, Ту-154, Ан-148, Ан-140

Перспективный военно-транспортный самолет Ил-112В

Перспективный военно-транспортный самолет Ил-214

Вертолеты армейской авиации

Многоцелевые вертолеты Ми-8М, Ми-8АМТШ, Ми-8АМТ, Ми-8МТВ

Транспортно-боевые вертолеты Ми-24В, Ми-24П, Ми-35

Ударные вертолеты Ми-28Н

Ударные вертолеты Ка-50

Ударные вертолеты Ка-52

146 (всего)

Транспортные вертолеты Ми-26, Ми-26М

Перспективный многоцелевой вертолет Ми-38

Разведывательная и специальная авиация

Самолеты ДРЛОиУ А-50, А-50У

Самолеты РЭР и РЭБ Ил-20М

Самолеты-разведчики Ан-30

Самолеты-разведчики Ту-214Р

Самолеты-разведчики Ту-214ОН

Воздушные командные пункты Ил-80

Самолеты-заправщики Ил-78, Ил-78М

Перспективный самолет ДРЛОиУ А-100

Перспективный самолет РЭР и РЭБ А-90

Самолет-заправщик Ил-96-400ТЗ

Беспилотные летательные аппараты (переданы Сухопутным войскам)

«Пчела-1Т»

Предыдущая должность генерала Кобылаша - руководитель 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ в Липецке. "Кузницей кадров" военных летчиков Сергей Кобылаш руководил с 2015 года.

Родился новый командующий Дальней авиации 1 апреля 1965 года в Одессе. Окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени Комарова, Военно-воздушную академию имени Гагарина и Военную академию Генштаба Вооруженных сил РФ. Кобылаш прошел путь от летчика до начальника авиации ВВС, освоил целый ряд самолетов, в том числе Су-30СМ, Су-34 и Ан-26. Участник первой и второй чеченских войн, войны в Южной Осетии в 2008 году. Имеет звание Героя Российской Федерации, награжден орденом Мужества, орденом "За военные заслуги", медалью "За отвагу" и другими ведомственными медалями. Отмечается, что Сергей Кобылаш имеет квалификацию летчик-снайпер. Общий налет превышает 1,5 тысячи часов.

Напомним, предыдущий командующий Дальней авиации генерал-лейтенант Анатолий Жихарев покинул пост в связи с достижением пенсионного возраста.

Согласно данным с официального сайта Минобороны РФ, на вооружении соединений и частей Дальней авиации состоят стратегические и дальние бомбардировщики, самолеты-заправщики и самолеты-разведчики. Действуя преимущественно в стратегической глубине, они выполняют следующие основные задачи: поражение авиационных баз (аэродромов), комплексов ракет наземного базирования, авианосцев и других надводных кораблей, объектов из состава резервов противника, военно-промышленных объектов, административно-политических центров, энергетических объектов и гидротехнических сооружений, военно-морских баз и портов, командных пунктов объединений вооруженных сил и оперативных центров управления ПВО на театре военных действий, объектов сухопутных коммуникаций, десантных отрядов и конвоев; минирование с воздуха. Часть сил Дальней авиации может привлекаться к ведению воздушной разведки и выполнению специальных задач.

Дальняя авиация является компонентом Стратегических ядерных сил. Соединения и части Дальней авиации базируются от Новгорода на западе страны до Анадыря и Уссурийска на востоке, от Тикси на севере и до Благовещенска на юге страны. Основу самолетного парка составляют стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78 и самолеты-разведчики Ту-22МР. Основное вооружение самолетов: авиационные крылатые ракеты большой дальности и ракеты оперативно-тактического назначения в ядерном и обычном снаряжении, а также авиационные бомбы различного предназначения и калибра.

Практической демонстрацией пространственных показателей боевых возможностей командования Дальней авиации являются полеты на воздушное патрулирование самолетов Ту-95МС и Ту-160 в район острова Исландия и акваторию Норвежского моря; на Северный полюс и в район Алеутских островов; вдоль восточного побережья Южной Америки.

Независимо от организационной структуры, в которой существует и будет существовать дальняя авиация, боевого состава, характеристик имеющихся на вооружении самолетов и средств поражения, основной задачей дальней авиации в масштабе ВКС следует считать как ядерное, так и неядерное сдерживание вероятных противников. В случае начала войны Дальняя авиации будет выполнять задачи по снижению военно-экономического потенциала противника, поражению важных военных объектов, нарушению государственного и военного управления.

Военно-воздушные силы Российской Федерации состоят из нескольких подразделений, у каждого свои функции и задачи. Оперативно-тактическая авиация, военно-транспортная авиация, армейская авиация и дальняя авиация в свою очередь состоят из бомбардировочной, разведывательной, истребительной, штурмовой, специальной и транспортной авиации.

Военно-воздушные силы РФ включают в себя территории с авиационными базами, которые напрямую подчинены главнокомандующему.

История дальней авиации России

Чуть больше ста лет назад, при царе Николае Втором, была создана воздушная эскадрилья, которая состояла из прародителей современных самолетов - лайнеров "Илья Муромец". Несмотря на то, что первые бомбардировщики поднялись в воздух в 1923 году, военный праздник, посвященный дальней авиации, был введен только 23 декабря 1999 по приказу главнокомандующего ВВС России.

"Илья Муромец" - это С-22, сконструированный Сикорским. Первый самолет вышел с конвейера вагонного завода. Сделан он был из дерева, имел два крыла и четыре мотора, то есть являлся бипланом. Вес машины составлял около пяти тонн. Для военных действий самолет оборудовали двумя площадками и пулеметами в пространстве между шасси и сверху фюзеляжа.

Первым пилотом стал сам авиаконструктор Сикорский. Через полгода испытательных полетов самолеты начали выпускать для армии Российской Империи. Разрешение сесть за штурвал мог получить исключительно офицер. Более того, бортовой механик так же должен был носить офицерское звание.

С 1914 года все "муромцы" были оборудованы новейшими двигателями с большей мощностью, кроме пулеметов появились держатели бомб, бомбовый прицел и шесть мест для экипажа. Это были первые бомбардировщики типа Б дальней авиации России. Эта же машина установила рекорд длительности полета - 6 ч. 30 мин.

Российская авиация в Первую мировую войну

Эскадрилья была сформирована из большого штата летчиков и наземного обслуживающего персонала. М. Шидловский стал командующим дальней авиации того времени. Были построены ремонтно-механические амбары и склады, свои подразделения связи, метеослужба, летная школа (которую снабдили специальными учебными самолетами), создана специальная зенитная артиллерия.

Во время Первой Мировой войны пилотируемые группы потеряли только одну единицу "муромца" и совершили около четырехсот разведывательных миссий.

В 1916 году С-22 был снова модернизирован до типа Е. Таким образом, новый самолет весил уже более семи тонн и был оснащен восемью огневыми точками - обстрел мог проводиться со всех сторон ВС.

1917 год - создание очередной модификации "Ильи Муромца" - Ж. Однако после февральской революции все планы по постройке тяжелых бомбардировщиков в количестве 120 штук провалились. Разрушение эскадры продолжилось снятием с должности Шидловского, которого объявили монархистом.

Когда войска Российской Империи начали отступать от Винницы осенью 1917 года, "муромцев" решили сжечь, чтобы враг не захватил их. Крайний боевой рейс С-22 выполнил в 1920 году 21 ноября, далее использование самолетов ограничилось в сфере пассажирских и почтовых перевозок.

Конструкторские бюро Туполева и Ильюшина

30-е годы ХХ века вошли в историю страны большим прорывом в развитии самолетостроения. Для подразделения дальней авиации проектировка кардинально новых машин началась еще в 1927 году. В итоге известнейший в наши дни инженер-конструктор А. Туполев создал свои детища ТБ-1, ТБ-3 и ТБ-4, пущенные на дальнейшее серийное производство. Бомбардировщики были тяжеловесами, изготовленными из цельных кусков металла, шасси было переоборудовано в лыжный механизм. Советский Союз вышел на первое место по качеству двухмоторных бомбардировщиков.

Мало кто знает, но бомбардировщик ТБ-4 (или АНТ-20) был сконструирован и в виде грузопассажирского самолета. Он получил название "Максим Горький" и первым пилотом стал знаменитый летчик дальней авиации М. Громов. Являясь мировым рекордсменом в поднятии пятнадцатитонного груза на высоту в пять километров, самолет "прожил" всего около года. Лайнер разрушился на глазах у публики после аварийного столкновения в воздухе во время показательного полета 1935 г.

Следующая разработка для дальней авиации стала по-настоящему феноменальной. Шел 1932 год, П. Сухой, руководствуясь наставлениями А. Туполева, разрабатывает низкопланерный самолет с одним двигателем. Он так же являлся цельнометаллическим. Именно на нем один из лучших летчиков, Валерий Чкалов, установил мировой рекорд дальности полета. Летчик вылетел из Москвы на АНТ-25 через Северный полюс и достиг побережья Тихого океана в Калифорнии. Километраж пути составил 10 140.

В те же 30-е годы, одновременно с разработками А. Туполева, Главное управление промышленности в сфере авиации собрало всех именитых авиаконструкторов Союза под одну крышу Центрального конструкторского бюро. Руководить пригласили С. Ильюшина. Наряду с проектированием ТБ-4, в 1935 году выпускается совершенно новый вид бомбардировщика - ДБ-3. Через год успешных испытаний самолеты этого типа начали поступать в пользование ВВС.

1938 год - разработка ИЛ-4. Ильюшин создал то, с чем не могли справиться многие другие страны, - первый самолет-штурмовик. Машина с улучшенной мощностью в двигателях и усовершенствованным боевым комплектом участвовала как в финской войне, так и в ВОВ. Общее количество выпущенных ИЛ-4 - 1528 самолета.

Авиация во времена ВОВ

Свои задачи стратегического и оперативно-тактического плана дальняя авиация начала выполнять с первого дня объявления Великой отечественной войны, с 22 июня 1941 г. Главным бомбардировщиком стал ИЛ-4. С самолетов ДБ-3, Пе-2 и Пе-8 экипажи сбрасывали бомбы на головы немцев в захваченных ими европейских городах, Варшаве, Бухаресте, Кенигсберге.

Ни одна крупная операция Красной армии не обошлась без боевых вылетов дальней авиации. Через год после начала войны в армии сформировалось 8 дивизий дальней авиации. Насчитывалось 340 бомбардировщиков с 365 экипажами.

За годы военных действий почти 260 летчиков получили звание Героя Советского Союза.

Послевоенная обстановка ввела самолетный парк дальней авиации в кризис - машины устарели и были списаны. Поэтому в 1947 году было принято решение с помощью бюро Туполева создать новые мощнейшие и тяжелые Ту-4. Это была копия американского бомбардировщика В-29. Самолет был адаптирован под запрос советского руководства. В 1951 году новоиспеченная копия Ту-4 становится первым носителем ядерного оружия.

Скачек в самолетостроении

Середина 50-х годов подняла советское военное самолетостроение на новый уровень. Был создан "Барсук" или Ту-16 - качественно новый моноплан, у которого четко в центре корпуса расположилось стреловидное крыло. Первый выпуск был произведен в Казани, в октябре 1953 г. Управлением Ту-16 занималось 6 человек. Боевое вооружение состояло из башенных дистанционных установок, носовой пушечной установки (ПУ-88) и 23-миллиметровым АМ23.

Другое детище Туполева - турбовинтовой четырехдвигательный стратегический бомбардировщик-ракетоносец "Медведь" (Ту-95). Общая боевая нагрузка составляла 12 000 кг. До сих пор в мире нет аналогов этим двигателям - они считаются самыми мощными.

56-60-е годы - создание ЗМ. Основное отличие от остальных стратегических бомбардировщиков - наличие нового комплекса вооружения - крылатая ракета Д5. Она создавалась для поражения сильно защищенных морских и сухопутных целей. Ее дальность 270 км, а скорость в три раза быстрее звуковой.

Развитие авиации в холодную войну

Организации НАТО и ОВД (Организация Варшавского договора) после окончания Второй мировой являлись основными военно-политическими блоками. Противостояние США и СССР, по мнению историков, в любую секунду могло превратиться из холодной войны в Третью мировую, поэтому дальняя авиация была для Союза отличной ядерной защитой. Вскоре состав дальней авиации пополнили ракетные войска, была создана ракетная дивизия.

Период холодной войны дал толчок к созданию авиационно-ракетного комплекса К-22 на основе Ту-22, который претерпел три модификации.

Символом противостояния стал "Белый лебедь" (Ту-160). Его мощь заключалась не только в сверхзвуковой скорости, но и в изменяющейся геометрии крыла. Впервые самолет поднялся в воздух в 1981 году с аэродрома в Раменском. В дальнейшем "Лебедь" вышел на серийное производство.

Обзор самолетов дальней авиации в наши дни

Современная дальняя авиация является основой ядерных сил Российской Федерации. Базы частей дальней авиации распределены с учетом стратегического назначения и оперативности.

Самолетный парк представлен машинами:

  • Ракетоносец Ту-160 - 16 единиц.
  • Ракетоносец Ту-95МС - 32 единицы действующих и 60 в запасе.
  • Ракетоносец-бомбардировщик Ту-22МЗ - около 12.
  • Самолеты-заправщики Ил-78 - 19 единиц.
  • Самолеты-разведчики Ту-22МР - 150 единиц.

Самолеты вооружены крылатыми ракетами большой дальности, ядерными и обычными ракетами с оперативно-тактической миссией, бомбами разного калибра.

Военный патруль контролирует пространство Исландии, Норвежское море, Северный полюс, Алеутские острова, восточное побережье Южной Америки.

Музей дальней авиации

Российские музеи, посвященные дальней авиации, расположились в Рязани и Энгельсе. Рязанский музей является старейшим, он был создан в 1975 году в честь тридцатилетия победы в ВОВ. Располагается музей в гарнизоне Дягилева. Его экспозиция представлена военными самолетами (Ту-22М2, Ту-95К, Ту-16), различными документами и фотографиями офицеров и летчиков. Адрес музея: г. Рязань, ул. Белякова, в/ч 41521, Музей дальней авиации.

В Саратовской области находится второй российский музей дальней авиации. Его посетители будут приятно удивлены тем, что располагается он на действующей авиабазе дальней авиации. Здесь можно вживую увидеть настоящие стратегические бомбардировщики - Ту-160. Более того, во владении музея находится целая коллекция крылатых ракет и авиабомб. Адрес музея: г. Энгельс, 1, в\ч 42152.

И самым крупным музеем ВВС является музей в поселке Монино, Московская область. Он признан самым большим авиационным музеем в мире, коллекция самолетов не оставит равнодушным ни одного посетителя. Плюс несколько раз в год в музее проходит День открытых дверей, когда к самым интересным экспонатам подгоняется трап и разрешается осмотр внутренней части боевых машин. Коллекция богата и самыми первыми самолетами, и самыми современными. Адрес музея: Московская область, Щелковский район, п.г.т. Монино, ул. Музейная, д. 1.

Будущее дальней авиации

Командующим дальней авиацией 16 сентября 2016 стал генерал-майор С. И. Кобылаш. На сегодня дальняя авиация ВКС РФ ожидает разработку от ОАО "Туполев" перспективного авиационного комплекса дальней авиации стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения. Первый вылет примерно назначен на 2019 г., а введение в строй в 2025 г. Из разных источников приходит информация, что новая машина будет выглядеть по типу "летающего крыла". Конструкция дальнобоя уменьшит возможность обнаружения радарами.