Подводная лодка С-56 — один из символов Владивостока, мемориал боевой славы и музей на Корабельной набережной, напротив корабля «Красный Вымпел».

Более 40 лет знаменитая подводная лодка С-56 является музеем, а внутренние помещения переоборудованы под экспозиции. В кормовой части лодки механизмы демонтированы и расположена экспозиция, посвящённая подводным силам Тихоокеанского флота. Центральные и носовые отсеки подводной лодки сохранили свой вид без изменений, а в первом отсеке вы даже можете увидеть торпедный боезапас. В экспозицию также входит модель первой боевой подводной лодки «Дельфин», которая принимала участие в русско-японской войне в начале ХХ века.

В музее представлены не только архивные документы и модели, но и личные вещи членов экипажа С-56 и ее командира.

История подводной лодки С-56

Строительство дизель-электрической торпедной подлодки серии IX-бис на верфи в Ленинграде началось в 1936 году, а сборку выполнили уже на Дальнем Востоке: отдельными секциями судно доставили во Владивосток на поездах. Подлодку спустили на воду в конце 1939 года.

Военная история подводной лодки С-56 во Владивостоке в составе боевых единиц Тихоокеанского флота началась 30 октября 1941 года, затем судно было переведено в Северный морской флот.

В годы Великой Отечественной войны подводная лодка С-56 выполнила 8 боевых походов, провела 13 атак и выпустила 30 торпед. Результатами действий подводной лодка-героя стали четыре потопленных корабля противника. По праву признается одной из самых результативных в боевых действиях советской подводной лодкой времен ВОВ. Удивляет также и количество мин, которые были сброшены на нее — свыше 3000 мин за почти два с половиной года. За время Великой Отечественной Войны подлодка С-56 объявлялась погибшей 19 раз, но каждый раз она всплывала снова.

За выдающиеся заслуги в бою подводная лодка С-56 в 1944 году была отмечена одним из высших орденов СССР — орденом Красного Знамени, а в 1945 году подлодка удостоилась Гвардейского звания.

Но и после Великой Отечественной войны работа подводной лодки не остановилась: она стала первой советской субмариной, совершившей кругосветный поход через северный морской путь.

Из боевого состава подлодка была выведена только в 1955 году. В дальнейшем она не раз переименовывалась, использовалась как зарядовая станция на плаву, а затем и для тренировок в качестве учебной подводной лодки.

9 мая 1975 года, в день празднования годовщины победы в Великой Отечественной войне, подводная лодка С-56 стала музеем. Теперь она находится на Корабельной набережной во Владивостоке и является тематическим выставочным филиалом Военно-исторического музея ТОФ . Экскурсии здесь проводятся регулярно, а билеты можно купить в кассе на входе в музей. При выходе из музея размещен небольшой сувенирный магазин, где можно приобрести памятные подарки.

В 1982 году в День Военно-морского флота подводная лодка С-56 вместе с мемориальным кораблем-памятником «Красный вымпел» (бывшая паровая яхта «Адмирал Завойко») и 14-метровым обелиском были объединены в Мемориальный комплекс на Корабельной набережной, памятник кораблестроителям Владивостока.

Режим работы и стоимость билетов

Музей «Подводная лодка С-56» работает со среды по воскресенье с 10.00 до 18.00 (вход посетителей прекращается за полчаса до закрытия музея), понедельник и вторник — выходные дни. Музей закрыт на санитарный день в последнюю пятницу каждого месяца.

Стоимость билетов в музей-подлодку:

  • Взрослый — 100 руб.;
  • Детский (школьники) — 50 руб.;
  • Дети до 3 лет — бесплатно.

Для пенсионеров и студентов при предъявлении соответствующего документа действует скидка 50%.

Стоимость экскурсии составляет 150 рублей (максимальное количество — 20 человек в группе). Экскурсии в музее проводятся по предварительным заявкам, которые можно оставлять по телефону или по электронной почте.

Как добраться

До музея «Подводная лодка С-56» во Владивостоке легко добраться самостоятельно общественным транспортом или на машине.

Ближайшая к музею-подлодке остановка — «Лазо» . Вам подойдут следующие маршруты:

  • Автобусы № 13д, 17л, 23л, 24, 31, 39д, 49, 54, 54а, 55, 62, 90, 98д, 98ц, 99;
  • Маршрутное такси № 66.

Расстояние от остановки до музея-подлодки около 450 метров (или 6 минут пешком): общественный транспорт высадит вас на улице Светланская. Вам следует идти по этой улице в сторону уменьшения номеров домов до поворота направо на Светланский переулок, который выходит на Корабельную набережную.

Дорога пешком от железнодорожного вокзала займет у вас 15 минут вдоль по набережным бухты Золотого Рога.

Вы можете заказать такси, используя мобильные приложения: например, «Rutaxi», «Maxim» или «Яндекс. Такси».

Видео-экскурсия по музею «Подводная лодка С-56»

Панорама с Google-карт, вид с проезжей части набережной на музей

Подводная лодка С-56 на Корабельной набережной – один из самых знаменитых памятников приморской столицы. Ежедневно на борту проводятся экскурсии, сотни людей заглядывают в перископ, проходят через узкие люки между отсеками, рассматривают торпеды и не могут себе даже представить, как могли жить и воевать в таких условиях подводники. У большинства туристов, посещающих Владивосток, С-56 отмечена в путеводителе как один из пунктов must see. На постаменте же С-56 оказалась за свои выдающиеся боевые заслуги: она 16 раз объявлялась гитлеровским командованием погибшей, потопила 10 вражеских кораблей и транспортов противника, нанесла серьезные повреждения еще четырем, став одной из первых лодок-кругосветниц. 78 лет назад, 25 декабря 1939 года, подлодка была спущена на воду, а уже 5 октября 1942 года она отправилась в дальний поход из Владивостока – тогда подводники и не представляли, какая героическая и легендарная судьба ждет их экипаж. Подробнее – в материале РИА PrimaMedia.

История создания легендарной подлодки

Подводная лодка была заложена в 1936 году в Ленинграде, затем в разобранном виде она была доставлена во Владивосток. На "Дальзаводе" С-56, была достроена и после сборки спущена на воду – в 1939 году.

Здесь, на Дальзаводе, под руководством инженера-кораблестроителя В. И. Судоргина лодка была достроена, став боевой единицей Тихоокеанского флота на год раньше намеченного срока.

Первая буква в названии С-56 означает тип подводной лодки – "сталинец". Во время Великой отечественной войны это были самые эффективные подлодки среднего класса, они имели мощное артиллерийское и торпедное вооружение. Пять лодок этого же класса (С-13, С-31, С-51, С-101, С-104) стали Краснознаменными, лодка С-33 стала Гвардейской, а С-56 – одновременно и Краснознаменной, и Гвардейской. Всего четыре советские подлодки были Гвардейскими Краснознаменными, С-56 осталась такая одна.

Начало пути

20 октября 1941 года подводная лодка С-56 вошла в состав Тихоокеанского флота как боевая единица, а 31 октября на ней был поднят Военно-Морской флаг. Теперь она была готова к свершениям. В октябре 1942, согласно приказу командования, С-56 в составе отряда из шести подводных лодок Тихоокеанского флота уходит на Северный флот. Командовал лодкой в годы войны капитан-лейтенант Григорий Иванович Щедрин.

Г.И. Щедрин у перископа. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Командир ПЛ С-56 ГСС Г.И. Щедрин. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Г.И. Щедрин вручает медаль За оборону Советского Заполярья матросу С.И. Загородному. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

На борту ПЛ С-56 командир ПЛ С-51 И.Ф. Кучеренко и Г.И. Щедрин. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Кроме нее туда отправились С-51, С-54 и С-55 из Владивостока и Л-15, Л-16 ("ленинцы") из Петропавловска-Камчатского. Командовал переходом капитан 1 ранга А. В. Трипольский.

После выхода в открытое море был вскрыт конверт с приказом и проложенным маршрутом. Предстояло двигаться Южным путем через Панамский канал. За время перехода было пройдено около 16,7 тысяч морских миль.

Маршрут: Владивосток – Петропавловск-Камчатский – Датч-Харбор – Сан-Франциско – Коко-Соло (Панамский канал) – Гуантанамо – Галифакс – Розайт – Лервик – Полярный.

Подводные лодки пересекли два океана и девять морей – Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево.

Путь советских подводных лодок проходил по территориям, охваченным войной, и наши корабли не раз попадали под вражеский огонь. У берегов Сан-Франциско отряд понес тяжелую потерю: погибла подводная лодка Л-16 под командованием капитан-лейтенанта Д. Ф. Гусарова.

В итоге, из шести до цели добрались только пять подлодок.

Страшные годы войны

В марте 1943 года С-56 вошла в состав Северного флота. 19 апреля 1943 года С-56 вернулась из первого боевого похода, атаковав и потопив два первых вражеских транспорта.

30 апреля экипаж лодки за боевые успехи был награжден орденами и медалями. На рубке подводного корабля, в звезду, была вписана цифра "2". А на товарищеском ужине, по традиции, "щедринцам" подали двух жареных поросят, по числу потопленных вражеских кораблей.

Победителям-подводникам - традиционный жареный поросенок. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Подводная лодка на севере. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Офицерский состав подводной лодки С-56. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

В мае 1943 года С-56 совершила свой второй боевой поход, во время которого уничтожила танкер "Ойрштадт" и повредила транспорт "Вартеланд".

Только за период с апреля 1943 года по осень 1944 года экипаж С-56 потопил три транспорта, два танкера, один миноносец, два сторожевых корабля и повредил четыре транспорта.

Сам того не подозревая, экипаж С-56 поставил второй свой рекорд – он сумел достоверно потопить в течение одного похода два вражеских корабля, что не удалось ни одной другой подлодке Северного флота.

Пятый боевой поход в феврале 1944 года для С-56 стал самым экстремальным, экипаж едва не погиб.

– Подбив транспорт, С-56 ушла на глубину, но их засекли корабли вражеского охранения, – рассказывает Людмила Рыбалко, научный сотрудник Военно-исторического музея ТОФ . – Семь кораблей противника бомбили и преследовали лодку в течение 26,5 часов. За это время было сброшено более 300 (!) глубинных бомб. В какой-то момент глубина погружения оказалась ниже критической, но члены экипажа смогли выровнять рули и избежали опасности быть раздавленными толщей воды. Чтобы уменьшить шумы и скрыться, было решено перевести работу электромоторов на пол-оборота и выключить вентиляцию, чтобы гидроакустики на кораблях противника не засекли лодку по шуму. Показатель углекислого газа подходил к критическим четырем процентам.

Тогда командир обратился к экипажу: "В носу, в корме! Говорит командир корабля. Противник начинает нас терять. Я понимаю, как вы устали и выбились из сил, но я прошу вас держаться. Беспартийным разрешаю отдохнуть, а коммунистов прошу нести вахту за себя и за товарищей".

И первым ответил 7-й торпедный отсек: "Беспартийных нет, просим считать себя коммунистами". Так же ответили все отсеки.

Г. И. Щедрин в своей книге пишет: "Это, как глоток свежего воздуха, добавило экипажу сил".

Подводники высыпали известь из патронов регенерации воздуха на настил, чтобы она поглощала углекислый газ, и вместо 15-20 минут продержались еще 6,5 часов. Противники посчитал, что С-56 уничтожена, и ушли. Всплыв над водой, экипаж сутки отдыхал и проветривал отсеки, затем они догнали тот же конвой и потопили очередной транспорт, оправдав тем самым легенду о счастливой судьбе лодки.

Как считали и экипаж и командир, у лодки счастливая судьба. Еще при переходе на Северный флот на одной из стоянок при осмотре был найден стабилизатор неразорвавшейся вражеской торпеды, – рассказала Людмила Николаевна.

Всего за период участия в Великой Отечественной войне подводная лодка С-56 совершила восемь боевых походов, одержала 14 побед, потопила 10 и серьезно повредила 4 вражеских транспортов и боевых кораблей.

5 ноября 1944 года командиру С-56, капитану 2-ого ранга, Г. И. Щедрину присвоено звание Героя Советского Союза. Всего славному экипажу было вручено более 400 орденов и медалей.

Таким образом, С-56 оказалась самой результативной советской подводной лодкой ВМФ СССР времён Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных целей.

На боевой рубке С-56 четко виднеется цифра "14" – она обозначает, что было потоплено 10 кораблей и повреждено четыре.

Командир в своих воспоминаниях писал, что их было больше, но часто данные подводников не совпадали со сведениями разведки. Нам не так важно сейчас, сколько побед на счету лодки. Важно другое – как люди жили, как били врага и не сдавались, как сумели выстоять в этих трудных условиях.

31 марта 1944 года за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени, а в феврале 1945 года ей присвоено звание Гвардейской.

Командующий СФ адмирал А.Г. Головко зачитывает приказ о преобразовании ПЛ С-56 в гвардейскую. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Приказ о преобразовании Краснознаменной подлодки С-56 СФ – в Гвардейскую. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Тактико-технические характеристики лодки С-56:

  • Водоизмещение – 856/1090 кубометров.
  • Длина - 77,8 метра.
  • Ширина - 6,43 метра.
  • Осадка - 4,04 метра.
  • Мощность - 2 x 550 л.с. (электродвигатели), 2 х 1100 л.с. (дизель).
  • Скорость - 18,8/9,6 узлов.
  • Дальность плавания - 9500/135 миль.
  • Предельная глубина погружения - 100 метров.
  • Время погружения – 60 секунд.
  • Автономность - 30 суток.
  • Вооружение: носовых торпедных аппаратов - 4 x 533 мм, кормовых торпедных аппаратов - 2 x 533 мм, торпед - 12, артиллерия - 1 орудие x 100 мм, 1 орудие x 45 мм.
  • Экипаж - 45 человек.

Дорога домой

После окончания Великой Отечественной войны, в 1954 году "С-56" Северным морским путем возвратилась на Дальний Восток. Прибыв на место, она продолжила службу в составе Тихоокеанского флота.

Шли годы, флот стал получать новые современные подводные лодки. Легендарная С-56 была выведена из боевого состава и переоборудована в учебно-тренировочную станцию для обучения молодых подводников.

После принятия решения о создании мемориального комплекса на Корабельной набережной Владивостока, субмарина С-56 была разобрана на отсеки и вновь собрана на месте установки.

К 30-ой годовщине Великой Победы, 9 мая 1975 года, над ее рубкой вновь взвился, овеянный ветрами всех океанов, военно-морской флаг. На торжественной церемонии открытия лодки-музея присутствовали члены экипажа С-56, - моторист С.Ф. Денисов, электрик Н.С. Назаров, гвардии мичман Елин. По числу побед лодки прозвучал салют из 14 залпов.

На подводной лодке С-56 по-прежнему развевается Гвардейский Краснознаменный флаг ВМФ. Подводная лодка С-56 навечно в строю Тихоокеанского флота.

Музей подводной лодки С-56

Сейчас мемориальная подводная лодка С-56, установленная на Корабельной набережной, вместе со сторожевым кораблем "Красный вымпел" входит в состав мемориального комплекса "Боевая слава Тихоокеанского флота".

Внутри С-56 в оригинальном виде восстановлены первые три отсека лодки, а в четырех размещена музейная экспозиция, посвященная истории подводного флота нашего Отечества и боевому пути лодки. Побывав здесь, можно отчетливо представить, как героический экипаж подлодки сражался с врагом на Северном флоте.

В Музее лодки С-56 можно увидеть много интересных экспонатов.

Экспозиция 7-ого отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Указ о создании отдельного отряда миноносцев. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Документы музея, 7 отсек. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Бубнов и Беклемешев. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 6-го отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5-го отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5-го отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5-го отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 6-го отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5-го отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 6 отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 6 отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция музея С-56. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека - личные вещи членов экипажа. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека - гвардейская ленточка, подаренная командиру членами экипажа. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 6 отсека - фуражка командира. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Гильза от патрона (14 выстрелов в честь возведения С-56 на пьедестал Вечной славы 9 мая 1975 года). Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека - глубиномер. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека - фонарь. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека - "форменка". Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека - бюст Щедрина. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 4 отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека - бинокль. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Книга Г.И. Щедрина. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Внутренняя сторона грамоты мичмана Я.К. Боженко. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Экспозиция 5 отсека - Указ о присвоении С-56 Ордена Красного Знамени. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека - документы и награды членов экипажа С-56. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia экскурсовод Андрей Косицын .

В экспозиции представлена модель первой боевой подводной лодки "Дельфин", которая в составе отряда лодок принимала участие в русско-японской войне 1904-1905 годов. Наличие подводных лодок во Владивостоке способствовало защите города от обстрела неприятеля.

В шестом отсеке, посвященном развитию подводного флота во времена СССР, можно увидеть модели подводных лодок разных классов: "Д", "Л", "С", "Щ", "М", "К".

Они воевали в годы войны. Подводная лодка "Щ" стала первенцем Тихоокеанского флота.

Пятый отсек встречает туристов большой моделью дизель-электрической подводной лодки 641 проекта. По левому борту экспозиции представлены экспонаты и личные вещи членов экипажа С-56 и ее командира.

Вторая часть этого отсека посвящена развитию Тихоокеанского флота в послевоенный период до 80-х годов.

Здесь представлены приборы с атомных подводных лодок, штурвал, штурманская доска и другие.

В четвертом отсеке размещена экспозиция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Здесь рассказывается о деятельности подводников на Тихоокеанском, Черноморском, Северном, Балтийском флотах.

Затем посетители переходят в сохраненные отсеки лодки: третий, второй и первый.



Инфографика. Фото: Илья Табаченко, РИА PrimaMedia

Вообще, каждый отсек подводной лодки имеет свой функционал:

Седьмой – кормовой торпедный жилой отсек.

Шестой – электромоторный (электромоторы используются для движения под водой).

Пятый – дизельный (на дизеле осуществляется надводный ход).

Четвертый – здесь располагались каюта старшин и камбуз.

Третий – ЦПУ (центральный пост управления). Здесь можно увидеть командирский перископ, штурманский стол, вертикальные и горизонтальные рули.

Центральный пост – место, откуда ведется управление лодкой, где находится командир.

Второй отсек – кают-компания офицеров. В небольшом помещении располагалась каюта гидроакустика.

Первый отсек – носовой торпедно-жилой. Здесь есть запас торпед, койки личного состава, торпедно-погрузочный люк, торпедные аппараты.

Многое пришлось пережить подводникам в годы войны. Трудно переоценить героизм, мужество людей, защищавших свою Родину в годы тяжелейших испытаний. Экипаж подводной лодки С-56 неслучайно называли "экипажем отважных и умелых". На корабле были сильны взаимная выручка, товарищеская взаимопомощь в бою и учебе, дружба и сплоченность. Это была настоящая боевая семья.

"Командир и команда должны жить одним стремлением. Знаниям и опыту командира должны соответствовать умение и мастерство экипажа. Один на лодке не воин", – так писал храбрый и талантливый командир, заботливый и внимательный руководитель, умевший сочетать доверие со строгим контролем, бережно относившийся к каждому члену экипажа Григорий Иванович Щедрин.

Подводная лодка С-56 ежедневно открыта для посетителей с 10.00 до 18.00. Стоимость билетов: взрослые – 100 рублей, дети – 50 рублей, дети до 7 лет – бесплатно.

С-56

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

Подводная лодка С-56 - советская дизель-электрическая подводная лодка , типа Средняя ІХ-бис серии. Считается одной из самых результативных советских подводных лодок, по количеству достоверно потопленных целей во время Второй мировой войны . Первая советская подводная лодка осуществившая кругосветное плавание. Подлодка была награждена за заслуги Орденом Красного Знамени и почетным званием «Гвардейская». На данный момент установлена в качестве музея во Владивостоке.

Общие сведения

Подводная лодка «С-56» (С- Средняя) - это одна из самых знаменитых советских субмарин периода Великой Отечественной войны. С-56 вступила в строй 20 октября 1941 года. За время несения боевой службы субмарина осуществила семь боевых походов (125 суток), 12 торпедных атак в результате которых потоплено 2 судна (6174 брт ) и 2 корабля. Эта субмарина по праву считается самой эффективной подводной лодкой периода Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных целей, при этом по потопленному тоннажу она значительно уступает «С-13» (44,1 тыс. брт) и «Л-3» (не менее 22,5 тыс. брт). Экипажем командовал капитан-лейтенант Григорий Иванович Щедрин (18 ноября 1912 - 7 января 1995), впоследствии Герой Советского Союза, капитан 2 ранга, и после 1955 года - вице-адмирал , командующий Камчатской военной флотилией.

Подлодка «С-56» - первая советская подводная лодка совершившая кругосветное путешествие. За период несения военной службы она удостоена Ордена Красного Знамени и почетного звания «Гвардейская».

История создания

Подводная лодка «С-56» заложена 24 ноября 1936 года, под заводским № 405, на судостроительном заводе имени Андре Марти в Ленинграде. Секциями по железной дороге доставлена на завод № 202 во Владивосток, где произведена окончательная сборка. Спущена на воду 25 декабря 1939 года, вступила в строй 20 октября 1941.

«С-56» относится к классу средних подводных лодок IX-бис серии. Класс этих лодок был спроектирован голландским бюро Ingeneer Kontor von Shiffbau , которое принадлежало немецкой фирме Deschimag , по заказу Советского Союза в январе 1934 года. Данные лодки проявили себя очень хорошо, продемонстрировав хорошую скорость и надежность. Проектные данные этого класса лодок легли в основу проекта немецких лодок VII серии, самой массовой подводной лодки Второй мировой войны. Это свидетельствует об удачности принятых тактико-технических характеристик.

По конструкции эти подводные лодки были шагом вперед по сравнению со своими предшественницами «Щука» , «Ленинец» и «Декабрист» . Данные субмарины обладали более высокими боевыми качествами: мощное торпедное и артиллерийское вооружение, хорошие маневренность и мореходность (в крейсерском положении до 10 баллов, а в позиционном - до 7 баллов). Стрельба из торпедных аппаратов давала небольшой пузырь благодаря коротким трубам аппаратов и продуманной конструкции ниш. Большая высота перископов позволяла атаковать противника в штиль незамеченным. Погружение осуществлялось быстро и просто: из крейсерского положения за 1 минуту, из позиционного - за 45 секунд. Испытания доказали возможность погружения более чем на 120 метров . «С» серия, унаследовав от конструкторов лаконичность, отличалась рациональностью размещения постов управления, хорошей доступностью механизмов, прогрессивными конструктивными решениями общекорабельных и топливных систем.

Из недостатков стоит отметить: вибрацию перископов на полном ходу (когда подняты оба), неудачную конструкцию топливных цистерн внутри прочного корпуса , трудность обслуживания дизелей из-за сильного нагрева и загазованности отсека. Также из-за специфики несения службы на Северном флоте к недостаткам «С-56» добавились: излишняя метацентрическая высота и чрезмерный восстанавливающий момент, которые обеспечивали резкую и неприятную качку; сильная заливаемость мостика и малая высота шахт подачи воздуха к дизелям.

Корпус

По архитектуре «С-56» - клёпано-сварная, полуторакорпусного типа. Благодаря выверенным обводам лёгкого корпуса «С-56» имела хорошую мореходность в крейсерском положении. Легкий корпус был сварным и занимал почти всю длину лодки, в нем также размещались 9 балластных цистерн. При эксплуатации обнаружилось, что заполнение балластной цистерны № 2 (во ІІ отсеке) приводило к резкому ухудшению мореходности лодки. Эту цистерну старались не заполнять, а если и заполняли, то не развивали полный ход в надводном положении.

Прочный корпус, в котором находились отсеки, был клёпанным. Сама конструкция выполнена из 7 отсеков: I отсек - торпедный, жилое помещение для рядового состава; II отсек - аккумуляторный, каюта командира, жилые помещения офицерского состава; III отсек - центральный пост, боевая рубка; IV отсек - аккумуляторный, жилые помещения старшин; V отсек - дизельный; VI отсек - электромоторный; VII отсек - торпедный, жилое помещение для рядового состава. Все отсеки отделялись сферическими водонепроницаемыми переборками, которые могли выдержать давление в 10 атмосфер. Остальные переборки были плоскими, рассчитанными на давление в 1 атмосферу. Концевые переборки прочного корпуса были сферическими.

В носовой части были установлены пилы сетепрорезателя, которые могли резать только горизонтальные тросы. Якорь размещался в носовой части по правому борту. Закрытая рубка, находившаяся над III отсеком, была сделана в виде вертикального цилиндра овального сечения. В рубке находились перископы, а также указатель магнитного компаса ГОН. Рубка могла использоваться как шлюзовая камера.

Энергетическая установка и ходовые качества

На «С-56» было поставлено два отечественных дизельных нереверсивных мотора 1Д с системой турбонаддува, которые приводили в движение два винта. 1Д - это первый советский дизельный двигатель, оснащенный турбинной нагнетателя воздуха системы «Блюхи». Он имел мощность 2000 л.с. при частоте вращения 470 об./мин. Основным минусом двигателя 1Д было плохое качество изготовления турбинных нагнетателей воздуха, что не позволяло развивать полную мощность. Несмотря на это, «С-56» имела максимальную скорость в 19 узлов, что было вполне удовлетворительно.

При срочном погружении после длительного надводного хода в дизельном отсеке создавалась высокая температура и загазованность, что затрудняло обслуживание. Для ликвидации вышеуказанных проблем был поставлен трубчатый холодильник, размещавшийся в надстройке, через который циркуляционными моторами прокачивалась вода, находящаяся в охлаждаемых полостях дизелей.

Также было установлено два электродвигателя ПГ8. Эти двухъякорные двигателя выдавали по 550 л.с. и могли обеспечивать малые хода при последовательном включении якорей. Кроме того, предусматривалось питание напряжением 55 В. Аккумуляторная батарея также была отечественного производства и включала в себя 124 элемента типа «С». Для сжигания водорода, выделяемого аккумуляторами, был установлен прибор сжигания водорода советской конструкции типа К-5. Для питания вспомогательных механизмов имелись две станции: в электромоторном отсеке и в центральном посту. Питание этих станций осуществлялось или от главной станции, или непосредственно от соответствующей группы аккумуляторных батарей. Все проходы кабелей через переборки проходили через кабельные коробки, которые заливались специальной мастикой, и выдерживали давление до 10 кг/см 2

Экипаж и обитаемость

Экипаж субмарины состоял из 8 человек начсостава (командир, комиссар, старпом, штурман, минер, механик, командир группы движения, военфельдшер), 16 старшин и 22 моряков. Условия обитания были стандартными: рядовой состав жил в носовом и кормовом торпедных отсеках; во втором отсеке размещались каюта командира, радиорубка, рубка гидроакустика и кают-компания офицеров; в пятом отсеке находились камбуз и помещения для старшин. На лодке был установлен всего один опреснитель воды, в случае выхода его из строя, запас пресной воды уменьшался до 14 суток. Система вентиляции обслуживалась одним приточным и одним вытяжным вентиляторами, которые также вентилировали батареи. Очистка воздуха производилась девятью машинками регенерации со специальными патронами РВ-2, наполненными каустической содой.

Вооружение

Торпедное вооружение

Главное оружие подлодки «С-56» - торпедное, оно включало в себя шесть аппаратов калибром 533,4 мм (четыре в носу и два в корме), также двойной комплект торпед к каждому аппарату. Торпедные аппараты - трубчатые, стальные, пневматические. В их конструкции использовалась традиционная схема: на трубе располагались боевой баллон с запасом сжатого воздуха, боевой и ординарный клапаны, ручные приводы открывания и закрывания передней крышки аппарата. Также использовалась оригинальная конструкция обтекателя - барабан-обтекатель. Для пуска торпед он поворачивался на горизонтальной оси, и две ниши оказывались напротив аппаратов. Такая конструкция позволяла лодке в походном положении сохранять плавне обводы кормы, а пуск торпед был более точен.

Для обеспечения невидимости лодки в момент залпа были установлены системы безпузырной торпедной стрельбы (БТС).

Основными торпедами были 533-мм образца 53-39 , обладавшие следующими ТТХ: длина 7,5 м, вес 1780 кг, заряд взрывчатого вещества 317 кг, максимальная дальность хода 10 км, максимальная скорость 51 узл. при дальности 4 км. Благодаря продуманному размещению торпед в отсеке, их полная загруженность не ухудшала бытовые условия экипажа.

Вспомогательное вооружение

В качестве артиллерийского орудия на субмарину было установлено 100-мм артустановку Б-24ПЛ с длинной ствола в 51 калибр. Орудие было запущено в серию в 1936 году КБ завода Большевик. Общая масса артустановки 5,5 тонн, угол наклона 45°, вес снаряда 15,6 кг, вес заряда 4,5 кг, начальная скорость полета 840 м/с. Расчет из 5 человек мог производить 12 выстрелов в минуту. Для атаки легкобронированных целей использовался пулемет 12,7-мм ДШК .

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Функцию навигации выполняли: гирокомпас «Курс-1», который был скопирован заводом «Электроприбор» гирокомпаса немецкой фирмы «Anschütz & Co» образца 1926 года; и магнитный компас «ГОН» (герметичный оптический нактоуз ), сконструированный в 1938 году на заводе мореходных инструментов (Ленинград) специально для подводных лодок.

Измерение пройденного расстояния осуществлял лаг «ГО-Марка III» сконструированного в 1933 году заводом мореходных инструментов. Измерение глубины и исследование рельефа морского дна производилось с помощью эхолота «ЗШП».

Также на «С-56», для пеленгования портовых, судовых, базовых, маячных и широковещательных радиостанций, работающих в средневолновом и длинноволновом диапазоне, был установлен радиопеленгатор «Бурун» с чувствительностью в 1000 метров.

Для определения расстояния до цели, пеленга и своего курсового угла на нее, курсового угла цели и ее скорости, на субмарине было установлено два перископа «ПА 7,5» и «ПЗ 7,5». Командирский перископ (перископ атаки «ПА 7,5») состоял из следующих основных элементов: длинной прочной трубы с заостренной частью, внутри которой монтировалась оптика; подъемного устройства, позволяющего поднимать перископ на короткий промежуток времени; приспособления «неподвижная линия в пространстве», служащего для определения скорости цели; дальномерного устройства для определения расстояния до цели и курсового угла цели; азимутальных кругов, служащих, как для штурманских целей, так и в качестве прицельного устройства при торпедной стрельбе. Устройство зенитного перископа («ПЗ 7,5») было идентично командирскому и отличалось от него углом вертикального наведения (до 90°) и большей светосилой, что делало его предпочтительным при наблюдении в сумерках и ночью.

История службы

30 октября 1941 года лодка вошла в состав Тихоокеанского флота . Вместе со своим дивизионом она занималась подготовкой в дальневосточных водах, а накануне отправки на Север успела пройти гарантийный ремонт. Трансокеанский переход протекал для нее без особых происшествий до тех пор, пока на подводах к Галифаксу она не попала в свирепый шторм. В результате борьбы со стихией подлодка получила множественные мелкие повреждения. Вливавшаяся через рубочный люк вода (закрыть его было нельзя, поскольку через него осуществлялась подача воздуха к дизелям - штатные шахты пришлось задраить из-за того, что они постоянно заливались волнами) вывела из строя множество устройств и приборов на мостике. Отправленная для ремонта и смены батареи в Розайт подлодка по дороге туда попала в новый шторм, который привел к очередным повреждениям легкого корпуса и выхода из строя носовых горизонтальных рулей. После прохождения аварийного ремонта субмарина направилась в Полярное.

31 марта 1943 года, после перехода на Северный флот подлодка вышла в первый боевой поход. Боевая задача состояла в скрытной высадке разведгруппы на норвежский берег. 6 апреля задача была выполнена, а уже 10 апреля лодка вышла в первую торпедную атаку. В момент обнаружения крупного конвоя противника лодка отошла слишком далеко от берега и к моменту залпа смогла сократить дистанцию только до 15 кабельтовых . Выпущенные торпеды не дошли до цели и не были замечены противником. Спустя четверо суток экипажу довелось снова атаковать конвой, но и в этот раз неудачно. Незадолго до залпа немецкие сторожевики обнаружили подлодку по перископу, в связи с чем капитану Щедрину пришлось уклониться от них, пересечь курс каравана и стрелять кормовыми аппаратами. Суда уклонились от торпед, ближайшая из них прошла в 10 м от парохода Detlef .

17 мая 1943 года подлодка заняла позицию у Тана-фьорда и вскоре обнаружила конвой в составе транспорта, двух танкеров и шести кораблей охранения, шедший в восточном направлении. На этот раз сближение для атаки было выполнено безупречно. Четыре торпеды, выпущенные из носовых аппаратов устремились к цели. Немецкие судна заметили приближение торпед с расстояния всего 300 м, так что времени на уклонение у судов не оставалось. Капитан Щедрин стрелял с таким расчетом, чтобы одним залпом поразить транспорт и первый танкер. Выполнить задуманное не удалось, первая из выпущенных торпед попала в машинное отделение транспорта Wartheland , но не взорвалась. Четвертая торпеда прошла под кормой Wartheland и поразила шедший на удалении танкер MV Eurostadt . На борту судна находилось 1280 тонн горюче-смазочных материалов, что привело к серии мощных взрывов и гибели танкера в течении трех минут. Залп «С-56» стал единственной за всю войну торпедной атакой советской подводной лодки, когда реально были поражены два судна. 29 мая лодка вернулась на базу, где ей командование организовало торжественный прием.

Третий поход (11 - 21 июля 1943 года) был еще более успешным для С-56. В ночь на 17 июля удалось перехватить отряд немецких кораблей между мысами Нордкап и Сейбунес. Несмотря на то, что отряд охранялся двумя тральщиками с включенными гидролокаторами и шумопеленгаторами. С-56 удалось незаметно подкрасться к кораблям на дистанцию 2,5 кбт. Четыре торпеды были выпущены по тральщику М-346 и минному заградителю «Остмарк». Хотя снаряды были сразу же замечены немцами, времени на уклонение уже не имелось - спустя 18 секунд два из них поразили тральщика. К огорчению экипажа «С-56», «Остмарк» находившийся на большем расстоянии - успел уклониться. Мгновенная гибель тральщика произвела настолько сильное впечатление на немцев, что они даже не пытались контратаковать, только барражировавшая над отрядом летающая лодка сбросила две бомбы. Тем не менее, от близкого взрыва «С-56» получила повреждение механизмов. Через поврежденный кингстон цистерны быстрого погружения заполнились водой, что привело к временной прокладке на грунт на глубине 86 метров.

Впрочем, мелкие повреждения нисколько не помешали Щедрину продолжить боевой поход. 19 июля в поле зрении акустической вахты оказалась групповая цель. Правильно определить количество и элементы движения кораблей помешал густой туман. По кораблям противника были выполнены 2 залпа, сначала из кормовых, затем из носовых торпедных аппаратов. При таких условиях надеяться оставалось только на случай, но после каждого залпа слышались глухие взрывы. В результате атаки был потоплен сторожевой корабль «№Ки-09» (бывший рыболовный траулер «Алане») . Уцелевший сторожевик сбросил на субмарину 36 глубинных бомб, и его капитан, торопясь покинуть район, посадил корабль на мель. Этим походом экипаж С-56 поставил второй свой рекорд - он сумел достоверно потопить в течение одного похода два вражеских корабля, что не удалось ни одной другой подлодке Северного флота. Субмарину встречали почти всем составом флота во главе с командующим вице-адмиралом А. Г. Головка , который прямо на пирсе вручил капитану командиру «С-56» орден Красного Знамени. До конца года лодка стояла в ремонте и участие в боевых походах не принимала.

28 января 1944 года экипаж подлодки «С-56» добился еще одного успеха, потопив залпом из кормовых аппаратов транспорт Heinrich Schulte (5056 брт), следовавший в составе конвоя. И снова группа охотников не смогла добиться чёткого контакта, ограничившись сбросом 10 глубинных бомб, для предотвращения повторной атаки. 4 февраля субмарина вернулась на базу и 31 марта её наградили орденом Красного Знамени.

В связи с длительными туманами весной 1944 года на Севере и дальнейшим отступлением немецких войск, больше результативных боевых походов на счету у «С-56» нет. С октября месяца лодка стала на капитальный ремонт, к тому моменту её механизмы были весьма изношены, старая аккумуляторная батарея заряжалась только на половину, а газоотводные клапана сильно пропускали воду. В связи с этим она не смогла принять участие в завершающих сражениях на Севере. Тем не менее, предшествующие заслуги нашли признание у командования и правительства. 5 ноября 1944 года капитан 2 ранга Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза, а 23 февраля 1945 года сам корабль и весь его экипаж были зачислены в Гвардию.

После Второй мировой войны «С-56» продолжила службу на Северном флоте. В период с 10 июля по 5 октября 1954 года совершила межфлотский переход по Северному морскому пути из Екатерининской гавани в бухту Тарья (Камчатка), а затем во Владивосток, тем самым первой из советских подводных лодок совершив кругосветный поход. 6 ноября 1953 года вернулась в состав Тихоокеанского флота. 14 марта 1955 года подлодка была выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию. 20 апреля 1964 года переделана в учебно-тренировочную подводную лодку.

С-56, это - не просто музей.

(на фото: вид из перископа с-56 на корабль-музей "Красный вымпел")

Это - Мемориальная Гвардейская Краснознамённая Подводная лодка «С — 56», так называемый, «Сталинец». Нужно иметь некоторую ловкость, чтоб пройти из отсека в отсек в тех местах, где лодка сохранила свой первоначальный вид.





А рассказал о музее, который музеем быть изначально не предполагался, экскурсовод, Андрей Вениаминович Косицын.

— Расскажите о том времени, когда подлодка ещё не была музеем?

— Начнём с того, что эта подводная лодка серии IX бис типа «С» (средние). В 1936 году, 24 ноября, она была заложена на Балтийском заводе, а затем в разобранном виде отправлена во Владивосток. 25 декабря 1939 года она была спущена на воду, а 20 октября 1941 года вошла в состав Тихоокеанского флота. В конце 1942 года в составе отряда из 6 подводных лодок «С-56» была отправлена из Владивостока в Полярный для усиления боевого состава Северного флота.

Какие подвиги были совершены экипажем «С — 56» во время Второй Мировой Войны?

— Командиром её был Григорий Иванович Щедрин, старший лейтенант, а в будущем вице-адмирал. Подлодка совершила 8 боевых походов, произвела 12 торпедных атак, в результате которых было потоплено 10 и повреждено 4 боевых корабля и транспорта противника. Теперь, выйдя из музея, можно увидеть звезду с цифрой «14», которая символизирует именно эти подвиги. Можете себе представить - на «С - 56» противник сбросил более 3 тысяч глубинных бомб, 18 раз она даже была объявлена потопленной.

А за что эта лодка получила орден «Красного знамени»?

— За свой пятый поход. Более суток её преследовали и бомбили 7 вражеских кораблей, но «С-56» оторвалась от преследования. Мало того, смогла потопить очередной транспорт. И 31 марта 1944 года за отличное выполнение заданий командования, стойкость и мужество «С — 56» наградили орденом «Красного Знамени», а 23 февраля 1945 года лодку удостоили гвардейского звания.

Экипаж не остался незамеченным?

— Более 400 наград было вручено экипажу, а Григорий Иванович 5 ноября 1944 года стал Героем Советского Союза.

А когда «С — 56» стала музеем?

— 9 мая 1975 года подводную лодку установили на Корабельной Набережной в качестве филиала музея Тихоокеанского флота.

Подобные музеи есть в России?

— Их не так уж много, но есть. Просто «С — 56» все знают, чего не скажешь о подводной лодке типа «Д», находящейся в Санкт-Петербурге. Так называемый, «Народоволец», стоит на Васильевском острове, и даже я, специально ехав туда, нашёл его не сразу.

(фото из блога olenenok_ )

Что интересного можно здесь найти?

— Подводная лодка состоит из 7 отсеков. Начинается экскурсия с хвоста, с 7-ого отсека.


(на фото: первоначальный вид 7 отсека)

Здесь немного из истории открытия музея - фотографии, даже оригинальная закладная доска, которая была обнаружена, когда делался мемориальный комплекс - такая доска есть у каждого судна, но она не у всех на виду. В этом же отсеке находится история подводного флота от своего начала (аж со времён Петра Первого) до 1917 года.

Можно увидеть даже ленточку с матроски моряков первой подводной лодки «Дельфин».


--


--

--
В шестом отсеке - история с 1917 по 1923 гг.


--


--


Здесь стоит бронзовый бюст военкома подлодки «Щ — 117», Сергея Ивановича Пастухова. У китайский туристов есть примета - надо потереть нос Пастухову. Уж не знаю, что им рассказывают гиды, но нос, как видите, блестит.

Пятый отсек,


бывший дизельным, рассказывает историю лодки, на которой мы находимся, — «С — 56». Замечательнейший экспонат этого отсека - разуха (разовое бельё), изрисованная и исписанная адресами товарищей. Её подарили одному из матросов, когда он демобилизовался - как сейчас дарят альбом.

--


--

Четвёртый отсек был когда-то камбузом - здесь уже представлены макеты современных подводных лодок.


--


--

А вот последние три отсека самые интересные для туристов -


они сохранены в первоначальном виде.


--


--

«Любимчик» третьего отсека - перископ. Высота его 9 метров. Это уже второй перископ, установленный после открытия музея - уж очень любят его туристы.

Во втором отсеке тоже почти ничего не изменилось с тех пор, как «С — 56» уворачивалась от глубинных бомб - портрет Вождя на стене, грамота с надписью «Смерть немецким оккупантам» и «Сушёный матрос», как его прозвали туристы - манекен, призванный вечно слушать, нет ли поблизости вражеского судна.

В первом, последнем, можно увидеть торпеды - и целые, и в разрезе.


--


--


--


--


--


--


--

А чтоб служить именно на подводной лодке, нужны были особенные умения?

— Конечно, определённые физические умения нужны были, но время было такое, что брали почти всех. Был даже такой случай, один матрос обманул медкомиссию. У него была неработающая правая рука - он подставил для проверки левую, а потом, повернувшись вокруг своей оси, снова левую, вместо правой. Никто из экипажа не знал о недостатке сослуживца, а он сам натренировал руку так, что она стала работать.

Фоторепортаж на VL.ru -

Набережная сама по себе отличное место для прогулки. Военно-морская тема. Здесь находятся действующий военный штаб Тихоокеанского флота и ракетный крейсер Варяг (Википедия) , флагман Тихоокеанского флот (осмотр только с берега). Вы можете прогуляться по Красному вымпелу - военному кораблю начала прошлого века и побывать в подводной лодке 2ой мировой войны С-56

Памятник стела основателям Владивостока - это историческое место высадки солдат (1860 г.) для основания военного поселения, которое через 20 лет, станет быстро растущим городом, портом и военной крепостью.

Недалеко, от морского пассажирского терминала отходят экскурсионные катера «Мосты Владивостока»

Музей – военный корабль Красный вымпел

Первое военное судно Тихоокеанского флота. Корабль дореволюционной постройки принимал участие в боях и экспедициях по исследованию вод Дальнего Востока. Прогуляться по палубам и узнать историю корабля всегда приятно в хорошую погоду

  • Режим работы музея - с 10 до 19, пн, вт выходные.
  • Цена билета 50р.
  • Подробная история Красного вымпела на Википедии

Музей - подводная лодка С-56

Дизельная торпедная подводная лодка. Самая эффективная подводная лодка СССР в истории 2ой мировой войны. Подробная история и характеристики лодки С-56 есть на Википедии Если вы хотите спокойно с интересом рассмотреть оборудование субмарины, то приезжать лучше пораньше, к открытию. Достопримечательность очень популярна у Китайских туристов. Если возле подводной лодки вы увидите большие экскурсионные автобусы, то внутри будет тесно и шумно. Лучше зайдите в следующий раз. Зимой спокойнее.

Мемориал славы Тихоокеанского флота

Подводная лодка, стела и Красный вымпел это объекты единого мемориального комплекса. В ансамбль входят так же вечный огонь, корабельные пушки и памятная доска.

В двух шагах от подводной лодки расположены:

  • Адмиральский сквер - тихое место с большими деревьями и лавочками. Подходит для отдыха перед продолжением прогулки.
  • Часовня Андрея Первозванного и Триумфальная арка Цесаревича Николая

Где находится набережная и как добраться

Корабельная набережная находится в центре города. Ориентировочный адрес Рядом с Корабельной набережной расположены остановки , до которых легко доехать на автобусе.

От Центральной площади можно дойти по тротуару вдоль высокого здания Штаба флота.

Экскурсия по историческому центру Владивостока

От Корабельной набережной и Стеллы основателям Владивостока начинается пешеходная экскурсия - Владивосток и его первые поселенцы: жизнь «на краю света» от гида Владивостока Лидии. Что вас ожидает:

  • Важные достопримечательности города расскажут о том, как зарождался и обустраивался Владивосток и кто стоял у его истоков.
  • Вы увидите место основания города - памятник первооткрывателям, пройдёте к Триумфальной арке цесаревича Николая и погуляете по «Золотой миле» - этот район пестрит доходными домами, принадлежавшими иностранцам всех мастей.
  • Лидия покажет Вам особняки, где жила первая владивостокская «блогерша» и где родился «король театра и кино» Юл Бриннер.
  • Сохранившееся здание универмага немцев Кунста и Альберса, старейший на Дальнем Востоке музей и другие достопримечательности помогут вам понять, что происходило во Владивостоке на заре его появления.