Основатели города Верхнеудинска, ныне носящего имя Улан-Удэ, знаменитые казаки-землепроходцы пятидесятник Гаврила Ловцов и десятник Осип Васильев... Сегодня имена "служилых людей", заложивших зимовьё на берегу реки Уды, на месте которого впоследствии появилась столица Бурятии, привлекают внимание историков и обывателей не только из-за праздного интереса. В первых числах сентября Улан-Удэ отметит юбилейную дату - 350-летие со дня основания города. О людях, положивших начало столице республики, исторических хрониках и памяти предков, читайте в материале ИА UlanMedia.

"Пионеры Забайкалья", или "сибирские конкистадоры"

Отметим, что о личностях Гаврилы Ловцова и Осипа Васильева известно крайне мало. О самом существовании этих исторических персонажей известно лишь благодаря служебной документации – различным "отпискам" воеводам казачьих острогов. Существует несколько "рапортов", составленных лично Осипом Васильевым, где сообщается об их дипломатической и строительной деятельности совместно с Гаврилой Ловцовым, и ещё некоторое количество подобных документов, составленных их коллегами, где фигурируют имена этих двоих. Эти документы датируются периодом с 1665 по 1684 годы. Из подобного рода служебной документации извлечь какие-то биографические данные об основателях столицы Бурятии почти невозможно.

Это ведь семнадцатый век, хорошо, что сохранились хотя бы такие упоминания о Ловцове и Васильеве, - говорит историк Леонид Орлов.

К сожалению, очень много документов той поры просто погибло в последующие эпохи. Тем не менее, некоторые исследователи пытались по отрывочным сведениям воссоздать портреты основателей Улан-Удэ. Один из них – знаменитый краевед Эдуард Дёмин , написавший немало трудов по истории Забайкалья. Его труд "Удинск. Очерки начальной истории, нераздельной с Селенгинском", вышедший в 2014 году, довольно подробно описывает становление Удинского и Селенгинского острогов. В частности, автор уделяет много внимания именно историческим личностям, основавшим остроги. Так кто же были эти два мужественных русских "конкистадора", плечом к плечу шедших сквозь дебри Сибири?

Осип Васильев

Десятник Осип Васильев по предположению Эдуарда Дёмина был интеллектуальным лидером "тандема", будучи более образованным и опытным, История не сохранила сведений о дате или месте его рождения, также как о дате и обстоятельствах смерти. Из немногочисленных связанных с ним документов, известно, что он "сибирский уроженец", который неоднократно исполнял функции переводчика ("толмача"), владел грамотой, что свидетельствовало о хорошем образовании, часто писал служебные документы.

Макет Селенгинского острога. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Впервые имя Осипа Васильева упоминается в документе от 7 мая 1645 года – допросах свидетелей гибели казака Семёна Скорохода от рук баргузинских тунгусов. Осип Васильев расписался вместо одного из допрошенных, видимо по причине неграмотности последнего.

"К сему допросу вместо промышленого человека Леонтия Васильева Пенечкина по его велению енисейской казак Оська Васильев руку приложил" - говорится в тексте.

Можно предположить, что это тот самый Осип Васильев, основатель Селенгинского и Удинского острогов, ведь грамотные люди в те времена были редкостью, а большинство отписок по строительству Селенгинского острога написаны Осипом Васильевым. Таким образом, Осип Васильев начинал карьеру как служилый Енисейского острога, и возможно, родился где-то на территории современного Красноярского края либо Иркутской области. Учитывая хорошее знание им монгольского языка, не исключено, что он был рождён в смешанном браке.

Более поздние документы с упоминанием Осипа Васильева датированы уже 1666 годом. В них Осип Васильев предстаёт служилым Баргузинского острога в чине десятника, участвующим в экспедиции с целью основания Селенгинского острога.

Согласно отписке, отправленной Осипом Васильевым енисейскому воеводе Василий Голохвастову, он был командирован из Енисейского острога в 1662 году "на байкаловскую службу в Баргузинский острог", получив "двоегодное денежное, хлебное и соляное жалование" - на два года вперёд. Речь, вероятно, идёт о двухгодичной "вахте". В той же отписке говорится, что Осип Васильев в 1664 году вызвался участвовать в экспедиции в верховья Селенги с целью строительства Селенгинского острога. Это совпадает с содержанием послания енисейского воеводы Василия Голохвастова в Сибирский приказ на имя царя Алексея Михайловича, сделанного в 14 августа 1666 года. В нём говорится что Осип Васильев подавал соответствующую "челобитную" вместе с Гаврилой Ловцовым, они и стали во главе рискованного предприятия.

Именно с 1664 года и можно формально отсчитывать появление их "тандема", хотя знакомство и сотрудничество двух "служилых людей", вероятно, началось намного раньше. Отметим, что именно в ходе этой экспедиции состоялись два главных свершения Ловцова и Васильева: основание Селенгинского острога и Удинского ясачного зимовья.

Эдуард Дёмин предполагает, что Осипу Васильеву, учитывая звание десятника, в это время было около 30 лет или больше. Между тем, в Средневековье, к которому и относится XVII век, средняя продолжительность жизни была существенно ниже нынешней, соответственно, планки юности и зрелости были меньше современных. Напомним, что даты рождения Ловцова и Васильева, или их возраст на момент каких-то событий нам неизвестны даже приблизительно. Что до вероисповедания Осипа Васильева и Гаврилы Ловцова, они родились задолго до церковной реформы, соответственно, согласно современным представлениям были древлеправославными-старообрядцами.

В отписке Василия Голохвастова говорится, что в 1665 году после строительства Селенгинского острога Осип Васильев ездил с дипломатической миссией к монгольскому царю Кукан-хану: так в русских летописях именовали халхаского хана Даши-хунтайджи, и убедил того отправить троих послов русскому царю. Учитывая, что Осип Васильев в подобного рода переговорах часто выступал как переводчик, Эдуард Дёмин предлагает рассматривать его как основателя традиций славной плеяды казачьих толмачей Забайкалья.

Следует сказать, что за успешную селенгинскую экспедицию Осип Васильев вместе с Гаврилой Ловцовым удостоились в 1667 году "царского милостивого слова" от самого Алексея Михайловича. В письме в Енисейский острог самодержец подробно отметил их заслуги, упоминается там и Удинское ясачное зимовьё.

В 1669 году Осип Васильев отправляется в Москву, чтоб отвезти "переписные книги", скорее всего, документацию из новопостроенного Селенгинского острога, затем возвращается в Селенгинск. В "Переписной книге служилых людей Енисейского уезда от 1669 года" о нём упоминается "Оска Васильев, толмач, детей у него Оски, нет, в нынешнем 177 году послан с переписными книгами к Москве".



Казачий молебен у поклонного креста на месте основания Улан-Удэ. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Четыре года спустя, в 1673 году, Осип Васильев снова участвует в дипломатической миссии "сына боярского" Ивана Перфирьева к монгольскому Тушету-хану с целью вручения ему жалованья и переговоров об открытии доступа в Китай. В этой экспедиции Осип Васильев исполняет функции переводчика, и фигурирует уже в звании пятидесятника. Таким образом, человек, вошедший в историю как "десятник Осип Васильев" дослужился до более высокого чина.

Последний раз имя Осипа Васильева упоминается в "Писцовой книге 1686 года" Иркутского острога. В хрониках того периода, согласно Эдуарду Дёмину, упоминается и пашенный крестьянин Осип Васильев, бывший "гулящий человек". Хотя речь идёт как будто о разных людях, краевед не исключает версию, что Осип Васильев, осев в Иркутском остроге, решил уйти на покой и заняться мирным хлебопашеством.

"Осип приезжал Селенгинский город строить, и тому уже 23 года. И с того времени вашего царского величества [со] служилыми людьми мы в совете и любви промеж собой жили".

Практически такие же слова произносят другие монгольские послы в "Статейном списке Фёдора Головина", охватывающего период с 1686 по 1692 год. Дата смерти Осипа Васильева неизвестна, явные потомки в исторических документах не прослеживаются.

Гаврила Ловцов

Сведения о жизни пятидесятника Гаврилы Ивановича Ловцова ещё более скудные. Впервые он упоминается в отписках Осипа Васильева от 1665 года как "пятидесятник" и как "Енисейского острогу десятник казачий", в звании пятидесятника он фигурирует и в отписке Василия Голохвастова. Можно видеть, что Гаврила Ловцов также был "служилым" Енисейского острога, как и Осип Васильев. Логично предположить, что так же как и Осип Васильев был отправлен из Енисейского острога служить в Баргузинский острог. Далее, в древних отписках говорится об участии Гаврилы Ловцова в селенгинском походе, инициатором которого он был вместе с Осипом Васильевым. Позже Гаврила Ловцов сопровождал из Селенгинского острога в Иркутский трёх послов от Кукан-хана, с которыми должен был ехать к царю. Как следует из служебной переписки, эта попытка налаживания дипломатических связей провалилась – по неизвестной причине монгольские послы сбежали.

Согласно версии историка Евгения Залкинда, до послов дошли недостоверные слухи о военном конфликте между Кукан-ханом и казаками, и те испугались, что русские выместят на них гнев.

Из отписки Осипа Васильева также следует, что побег произошёл по "простоте и небрежению" Гаврилы Ловцова, что может быть признаком неких трений в "тандеме", возможно, соперничества, хотя в других документах подобное не прослеживается. Отметим, что согласно отписке Василия Голохвастова от 1666 года Гаврила Ловцов договорился с Кукан-ханом, чтобы тот дал двух новых послов взамен сбежавших, коих он благополучно доставил в Енисейский острог, а после сопровождал в Москву в Сибирский приказ. Гаврила Ловцов, как и Осип Васильев, удостаивается похвалы в письме царя от 1667 года.



Реконструкция облика землепроходцев. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Позже имя Гаврилы Ловцова фигурирует в выписке 1672 года из ясачной книги Енисейского уезда о количестве ясака, собранного с бурят. Там сообщается о количестве пушнины, собранной Гаврилой Ловцовым в Селенгинском остроге с 1670 по 1671 годы. Тогда же, в 1672 году Гаврила Ловцов снова сопровождает в Москву монгольское посольство, о чём подробно говорится в отписке тобольского воеводы Ивана Репнина. В 1673 году Ловцов доставляет из Москвы "жалованную грамоту" и подарки монгольскому хану Очирою и его брату тайше Батуру.

Уже в 1675 году, в отписке енисейского воеводы Михаила Приклонского тобольскому воеводе Петру Салтыкову Гаврила Ловцов фигурирует в чине "приказного человека" Селенгигского острога и в статусе "сына боярского". Это карьерный рост, повышение статуса – причисление к "детям боярским", низшему слою феодального сословия на Руси. В самой отписке говорится о товарах из Китая, отправленных Гаврилой Ловцовым царю. Товары были получены в результате торговли, которую Гаврила Ловцов вёл с Китаем в государственных интересах, на ясачную пушнину, а также от пошлины с частной торговли. Таким образом, Гаврила Ловцов проявил себя грамотным хозяйственником, налаживающим внешнюю торговлю, и организовавшим, пожалуй, первую в Бурятии таможню. Отметим, что в 1689 году посол Федор Головин использовал составленные Гаврилой Ловцовым нормы "подённого корма", снаряжая в Москву послов монгольских тайшей, принявших русское подданство.

В документах 1681 года Гаврила Ловцов извещает воеводу Ивана Власова о грабительских набегах монголов, позже отчитывается о карательной операции, в ходе которой селенгинские служилые люди отбили у монголов угнанный скот.

Последний раз Гаврила Ловцов фигурирует в переписях селенгинских поселений от 1693 года. В более поздних переписях упоминается множество казаков с фамилией Ловцов, вероятно, его потомки. Отметим, что в "Переписной книге служилых людей Енисейского уезда от 1669 года" Гаврила Ловцов, подобно Осипу Васильев, упомянут как бездетный. Можно предположить, что он решил обзаводиться детьми после того как жизнь в Селенгинском остроге наладилась и стала более безопасной. Что касается даты смерти легендарного основателя Верхнеудинска, о ней также ничего неизвестно. Но по предположениям Эдуарда Дёмина, учитывая звание пятидесятника, на момент селенгинской экспедиции Гавриле Ловцову должно было быть около 30 лет, соответственно, на момент последних документальных упоминаний – около 60 лет. Умер он, скорее всего, где-то в Селенгинске.

Можно видеть, что Гаврила Ловцов был физически и духовно сильный человек, не чуждый авантюризму, риску. Оценивая деятельность этого исторического персонажа, Эдуард Дёмин считает, что Гаврила Ловцов отличался волей и административным талантом. И таким образом, дополнял "интеллектуала" Осипа Васильева. Вдвоём же они стали силой, которая навсегда изменила течение истории на правом берегу Байкала.

Селенгинская экспедиция

Селенгинская экспедиция, 1664-1665 годов в верховья Селенги, где в неё впадает река Чикой, стала событием, вписавшим имена Ловцова и Васильева в историю современного Улан-Удэ и Бурятии. В наши дни памятниками того авантюрного рейда можно считать столицу республики и посёлок Новоселенгинск в Селенгинском районе Бурятии. Экспедиция должна была основать опорный пункт у Чикоя, обложить ясаком местных эвенков, а также бурят, откочевавших от Братского и Балаганского острогов.

Эдуард Дёмин оценивает это как авантюру "служилых" Баргузинского острога, совпавшую с планами Сибирского приказа по дальнейшей экспансии на восток. Из исторических документов следует, что подготовка экспедиции началась в 1664 году, а результаты в виде построенных опорных пунктов появились в 1665 году.

В отряде насчитывалось 85 участников, известных поимённо. Согласно отчётам Осипа Васильева, администрация Баргузинского острога выделила довольно скромное материальное обеспечение, предоставив два судна в плохом техническом состоянии, полковую пушку и небольшое количество боеприпасов. Остальное вооружение и запасы пришлось закупать в долг в острогах на реке Ангаре. Отмечается, что были предусмотрены и подарки для задабривания коренных народов, привлекаемых в русское подданство.

"…и всякия Руские товары, сукна красные и медь в котлах и олово и всякая мелочь иноземцам на подарки, чем нам ласкою и приветом дарить и удобрять иноземцов Братцких и Тунгуских людей, и внов призывать и уговаривать всякою ласкотою и добротою великим государем царского величества высокую руку, чтобы оне иноземцы великим государем в ясачном соболином платежу были покорны", - гласит отписка Осипа Васильева от 1665 года.



Маршруты землепроходцев. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Это свидетельствует, что обложение бурят и эвенков ясаком строилось, по крайней мере, не одной лишь угрозой насилия.

По отчётам Осипа Васильева можно составить маршрут, по которому двигалась Селенгинская экспедиция: из Баргузинского острога через Байкал в Ангару до Нижнего Братского, Балаганского и Иркутского острогов, потом снова через Байкал и вверх по Селенге до её притока, реки Чикой. В свете некоторых исторических документов возникает предположение, что 350-летие основания Улан-Удэ, которое будут торжественно отмечать в первых числах сентября 2016 года – в действительности следовало отмечать годом раньше...

Когда всё-таки был заложен Улан-Удэ?

Согласно устоявшейся версии историков, Удинское зимовьё было построено в 1666 году. Этот год выбран, поскольку им датируется отписка Осипа Васильева (ориентировочно 7 мая 1666 года), долгое время считавшаяся самым ранним упоминанием о существовании зимовья.

"…а для тех новых призовных иноземцов поставлено ясачное зимовье на усть Уды реки" - говорится в тексте.

В итоге, 1666 год был принят как дата основания Верхнеудинска – Улан-Удэ на официальном уровне. Но по мнению Эдуарда Дёмина, в действительности Удинское зимовьё было построено в 1665 году – одновременно с Селенгинским острогом, или даже раньше.

Краевед отстаивает эту версию, опираясь на более раннюю отписку Осипа Васильева в Сибирский приказ, посвящённую постройке Селенгинского острога. Она также датируется 1666 годом, не ранее 26 марта. В ней тоже упоминается зимовьё: "Да в нынешнем же, великие государи, во 174 году сентября в 27 день призваны были вам, великим государем, царьского величества под высокую руку в вечное неотступное холопство и в ясачной платеж иноземцы - тунгуские люди Люлеленкурсково роду 25 человек к Селенге на усть Уды-реки к ясачному зимовью".

27 сентября 7174 года по старому русскому летоисчислению "от сотворения мира" соответствует 7 октября 1665 года по григорианскому календарю.

Из данного исторического документа следует, что на момент официальной даты основания Селенгинского острога зимовьё уже существовало и функционировало для сбора ясака с окрестных эвенков. По словам Эдуарда Дёмина, данная отписка по какой-то причине просто выпала из поля зрения историков. В итоге, в силу своеобразной инерции, установилась некорректная на его взгляд дата основания столицы Бурятии.



Стилизация под старинную карту в музее истории Улан-Удэ. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Эдуард Дёмин предполагает, что Удинское зимовьё было построено даже раньше Селенгинского острога, эту теорию он строит, опираясь на ряд обстоятельств.

В обычае русских первопроходцев, когда они двигались вглубь Сибири и Дальнего Востока, было оставлять после себя зимовья – охотничьи, ясачные. Это было оправдано: они идут в неизвестную страну, и нужно поддерживать обратную связь. Зимовья позволяли им и передохнуть, и пополнить запасы, - говорит Эдуард Дёмин.

Краевед также предлагает рассмотреть маршрут, по которому двигалась экспедиция. Кроме того, он призывает принять во внимание, что суда, предоставленные отряду Ловцова и Васильева, согласно отпискам, имели очень сильный износ, и в какой-то момент стали непригодны для использования. Ввиду всего перечисленного, краевед предполагает, что отряд первопроходцев, поднимаясь по Селенге, на устье Уды сделал остановку, чтобы починить изношенные суда, которые согласно отпискам, требовали серьёзного ремонта. Тогда же на слиянии Уды и Селенги было поставлено зимовьё, и уже тогда начаты переговоры с окрестными эвенками о переходе в российское подданство. А само место, ввиду стратегического удобства, было присмотрено, наверное, ещё прежними экспедициями землепроходцев – Петра Бекетова в 1654 году и Афанасия Пашкова в 1657 году. Этим логично объясняется готовность зимовья на момент строительства Селенгинского острога. И если зимовьё было построено в 1665 году, это логично объясняет противоречия прежней версии, поскольку в 1666 году Ловцов и Васильев участвовали в дипломатической миссии в Монголии и не могли непосредственно участвовать в его постройке. Таким образом, версия о 1665 году аккуратно расставляет всё по местам.

Что касается превращение Удинского зимовья в Удинский острог, историки ориентировочно относят это на 1678 год, а в казачьих отписках Удинский острог уверенно фигурирует примерно с 1684 года. Учитывая даты последних упоминаний о Ловцове и Васильеве, можно предположить, что Удинский острог был построен при их жизни, не исключено, что и с участием.

Первые дипломаты

Говоря о роли Гаврилы Ловцова и Осипа Васильева как основателей Улан-Удэ и Новоселенгинска, исследователи, как правило, упускают их вклад в развитие дипломатических отношений с Монголией. Например, налаживание контактов с "Кукан-ханом", которого убедили снарядить посольство русскому царю, или участие в переговорах с Тушету-ханом, где Осип Васильев явно был не просто толмачом, но лицом, влияющим на принятие решений. Опять же, можно вспомнить благие отзывы монголов об Осипе Васильеве спустя 23 года после строительства Селенгинского острога.



Один из эскизов памятника Ловцову и Васильеву. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Эдуард Дёмин отмечает, что для строительства Селенгинского острога казакам должно было требоваться много лошадей в качестве тягловой силы. Но казаки передвигались водным транспортом, на котором сложно везти лошадей. Поэтому Эдуард Дёмин предполагает, что лошади могли быть закуплены или выпрошены у тех же монгольских тайшей, что вновь предполагает дипломатические контакты.

Так или иначе, можно наглядно видеть, что Гаврила Ловцов и Осип Васильев были не только воинами и строителями, но и дипломатами, заложившими фундамент серьёзных внешнеполитических отношений в нашем регионе.

Вместо заключения

История богата биографиями славных путешественников, землепроходцев и просто смелых людей. В прежние времена далекие земли могли покорить только отчаянные люди, готовые к лишениям и неудобствам, но также и свершениям, открытиям и встречам с новыми землями. Гаврила Ловцов и Осип Васильев, заложившие основы для формирования современных Улан-Удэ и Бурятии, были как раз таким людьми. Версия о корыстных мотивах их экспедиций многим историкам, в том числе и Эдуарду Дёмину, кажется спорной, учитывая, что землепроходцы редко наживали богатство, при полной тягот и опасностей жизни, скудном жалованье.

Следует отметить, что землепроходцы шли не как завоеватели, а скорее, как альтернативная политическая сила, предлагавшая новым подданным защиту и государственность. По словам Эдуарда Дёмина, монгольские ханы строительство острогов восприняли спокойно, конфликты начались много позже, когда бурятские и эвенкийские племена перестали платить им дань, перейдя в русское подданство. Кроме того, землепроходцы были слишком малочисленны, чтобы что-то навязать народам Сибири одной лишь силой, и неуклюжее огнестрельное оружие той эпохи отнюдь не обеспечивало решающего преимущества.

Как следует из казачьих отписок, землепроходцы старались больше прибегать к дипломатии. Возвращаясь же к личностям Ловцова и Васильева, можно видеть ярких и талантливых исторических персонажей. Тем удивительнее, что в Бурятии имена этих двух землепроходцев долгое время были известны лишь узкому кругу профессиональных историков и краеведов. Широкой общественности эти имена стали известны лишь после бурных дискуссий в республиканских СМИ по вопросу установки памятника основателям Улан-Удэ. К слову о памятнике – приходится констатировать, что помпезный 350-летний юбилей город встретит без мемориала своим основателям. И таким образом, по меткому выражению общественников Бурятии, получится юбилей без юбиляра. Между тем, в Улан-Удэ нет даже улицы, названной в честь Ловцова и Васильева.

В то же время в других городах Сибири и Дальнего Востока своих основателей чтят: так, в Омске установлен памятник Ивану Бухгольцу, Петру Бекетову - в Чите и Якутске, Якову Похабову - в Иркутске, в Хабаровске и Владивостоке также стоят мемориалы основателям городов.

Во многих городах Сибири и Дальнего Востока есть памятники легендарному сибирскому губернатору, графу Муравьёву-Амурскому, в Иркутске в 2015 году был поставлен бюст другого сибирского губернатора Михаила Сперанского, кстати, отлитый в Улан-Удэ. Только в столице Бурятии нет ни одного мемориала деятелям эпохи основания Сибири.



Ранний эскиз памятник основателям Улан-Удэ. Фото: "Верхнеудинский вестник"

Можно вспомнить, как американцы сумели романтизировать в мировой массовой культуре образ Фронтира, пионеров Дикого Запада. Узнаваем в мире и образ идальго-конкистадора в кирасе и шлеме. А ведь эпоха освоения Сибири - непаханный пласт для создания не менее ярких образов, захватывающих приключенческих произведений. Популяризация образа землепроходцев Сибири в массовой культуре может привлечь дополнительный поток туристов в регион. А пока служилые люди Гаврила Ловцов и Осип Васильев ждут талантливого писателя-беллетриста, который описал бы их приключения в форме художественно-исторического романа.

История административно-территориального устройства Верхнеудинска – Улан-Удэ и прилегающих к ней мест
(первая часть)
В 1682 г. образовано самостоятельное Иркутское воеводство, в состав которого вошли в 1686 г. Верхоленский, Балаганский и Идинский остроги и Бирюльская слобода с приписанными к ним деревнями, а несколько позднее и западно-забайкальские остроги (Верхнеангарский, Баргузинский, Баунтовский, Удинский, Селенгинский, Итанцинский, Кабанский, Еравнинский), в то время как восточные остроги Бурятии перешли в ведение Нерчинского острога. Воевода был единоличным управителем воеводства, подчиненным непосредственно Сибирскому приказу. Он являлся гражданским и военным начальником, обладал исполнительной и судебной властью. Кстати судебная власть воевод в 1695 г. была несколько ограничена: им запретили выносить смертные приговоры. Однако, он ведал и дипломатическими сношениями с монголами и ойратами, имевшими местный характер, более важные посольства направлялись прямо в г. Москву.
В 1690 г. Удинская крепость получает статус пригорода, административным центром Западного Забайкалья продолжает оставаться Селенгинск (Староселенгинск). Вначале Удинском управлял казачий голова, затем комендант. «Как сперва было небольшое селение, после умноженное вышесказанными стрельцами, кои переименованы были казаками, после того назван пригородком... Разделен на две части, из которых первая называется Городская, а вторая – Слободская…Первую часть составляет крепость деревянная с башнями, пороховой погреб, артиллерийский цейхауз и гаубвахт; вторую часть составляют пять провиантских магазинов, канцелярия, казармы, винной подвал, питейные дома, торговые лавки, одна богаделна, четыре дома для служебных мест и 110 обывательских домов…».
Путешественник Поль Лаббе писал о Удинске: «… Издали он выглядит по-настоящему большим; вблизи это всего лишь большая деревня, похожая на все сибирские уездные центры с широкими пыльными улицами, которые любая гроза превращает в рытвины, с деревянными домами, с тем грустным и монотонным видом, который свойствен большей части городов России…».
31 января 1775 г. согласно Указу Правительствующего Сената Удинск стал именоваться провинциальным городом (центром Удинской провинции) в составе Иркутской губернии. С 25 сентября 1775 г. образована Удинская Провинциальная Канцелярия. «Все те уездные города и места, кои были в ведении Селенгинского и Нерчинского Воеводских правлений, вошли в подчиненность сей провинции: Баргузин и, словом, все заморские обитатели, окроме приписных к Нерчинским заводам». Вскоре прибыл воевода, артиллерии майор Иван Васильевич Тевяшов, товарищ – Иван Васильевич Ланской и прокурор – Иван Иванович Мельгунов. Тогда в г. Удинске числилось «ревизских душ» мужского пола 271 (205 разночинцев и дворян, 6 цеховых ремесленников и 60 посадских людей).
В 1779 г. город Староселенгинск, бывший до этого главным административным центром Западного Забайкалья, в дальнейшем подчиняется Удинску и становится приписным городом Верхнеудинского округа. В июне 1782 г. воеводу И.В. Тевяшова перевели в Иркутск. Новым воеводой Удинской провинции назначен Владимир Леонтьевич Воейков (Демин Э.В., 2006 г., с. 214).
2 марта 1783 г. по Высочайшему именному Указу образован Верхнеудинский уезд, Удинск стал уездным городом Иркутской области и был именован Верхнеудинском, хотя и находился в устье реки Уды (то есть мог бы быть наречён Нижнеудинском, однако такой населённый пункт уже был в Иркутской области, а ранее места, находящиеся далее на восток, именовали - верхним). «Местное положение под всем городом луговое и ровное. В длину простирается на 480, в ширину на 400 сажень, а фигурою наподобие треугольника… На две части разделяется сей город. Первая называется городовая, другая слободская; первую часть составляют крепость деревянная с башнями, пороховой погреб, артиллерийский цейхгауз и гауптвахта. Вторую часть составляют провиантские магазины, канцелярия, казармы, винной подвал, питейные домы, торговые лавки, заводские магазейны, партикулярные домы, которых числом 110, и в середине сих последних три церкви. Такое описание посадской части приводится в «Древней Российской Вивлиофике…» накануне градостроительной реформы» (Гурьянов В.К., Гурьянов М.В., с. 20). В Верхнеудинском уезде насчитывалось 252 поселения, в том числе два города: Верхнеудинск и Староселенгинск, три острога (Баргузинский, Ильинский, Кабанский), три крепости (Троицкосавская с Кяхтинским форпостом (торговая слобода Кяхта), Петропавловская и Кударинская), тринадцать казачьих караулов, затем слободы и деревни; проживало 48 437 жителей, из них 28 737 человек составляли буряты и эвенки и 20 000 русские.
12 декабря 1796 г. Сибирь разделена на две губернии – Иркутскую и Тобольскую (по утвержденному в 1798 г. штату в состав Иркутской губернии входило 17 уездов: Балаганский, Верхоленский, Иркутский, Илимский, Киренский, Нижнеудинский, Якутский, Зашиверский, Среднеколымский, Нижнеколымский, Олекминский, Верхневилюйский, Баргузинский, Верхнеудинский, Селенгинский, Тункинский и Нерчинский).
В 1822 г. в связи с преобразованием Западного Забайкалья в Верхнеудинский округ - г. Верхнеудинск стал окружным городом Иркутской губернии и вторым по величине после Иркутска городом Восточной Сибири.
В 1824 г. Заудинское предместье почти полностью застраивается усадьбами. Улица Набережная начиналась с усадьбы казака Ивана Портнягина и состояла из 9 усадеб. Улица Вознесенская начиналась с усадьбы казаков Петра и Семена Таракановских и насчитывала 26 усадеб. Улица Продольная начиналась с усадьбы Козьмы Скорнякова, на ней было 10 усадеб. Улица Большая начиналась с усадьбы канцеляриста Петра Цынкова. На ней стояло 27 усадеб. Улица Ново-Казачья начиналась с усадьбы казака Ивана Маркова, включала 20 усадеб. Лесной переулок состоял из двух усадеб – казака Василия Белоглазова и мещанина Стадырнова. Всего в Заудинском предместье насчитывалось 95 домов жителей, один казенный деревянный дом и один общественный. За рекой Селенгой стояли 35 деревянных домов (Гурьянов В.К., Гурьянов М.В., с. 45-46).
В марте 1827 г. Верхнеудинский купец 1-й гильдии Григорий Александрович Шевелев, по совету декабриста А.Н. Муравьева, арендовал земельный участок вблизи города, в горном распадке, по течению речки Березовки (на Стрелке) и далее до впадения её в р. Уду для создания заимки и опытного участка по акклиматизации и разведению фруктовых деревьев, овощей, злаков и технических культур. Вскоре земля была обработана, засажена и засеяна. По рекомендации А.Н. Муравьева, Григорий Шевелев становится корреспондентом МОСХ (Московского общества сельского хозяйства), куда он до 1833 г. отправлял корреспонденции с итогами своих опытов, регулярно печатавшиеся в «Земледельческом журнале». Шевелев первым в Забайкалье освоил промышленное производство свеклы, проводил (правда, безуспешно) опыт по разведению американского табака и китайской пшеницы, выращивал овощи и клевер. Также здесь он занимался коневодством, проводил опыты по разведению пчёл (Улан-Удэ в прошлом и настоящем, с. 50-51).
16 августа 1851 г. утверждено положение об управлении Забайкальской области, образованной из Верхнеудинского и Нерчинского округов Иркутской губернии, упразднение Верхнеудинского окружного управления и суда. В Забайкальской области «…окружных городов, включая губернских было – 3, заштатных – 2, слобод – 15, сел – 51, деревень – 304, казачьих селений – 479, пограничных караулов – 46, соборных изб – 3, родовых управ – 2, родовых управлений – 145, инородческих улусов – 700, тунгусских наслегов – 13. В Забайкальской области проживало 356 688 человек».
В 1875 г. согласно городской ведомости в центральной части г. Верхнеудинска число дворовых участков и находящихся в них домов составило 348, жителей мужского пола было 1269, а женского пола 1345; за р. Удой число дворовых участков 215, жителей мужского пола 466, а женского пола 503; за р. Селенгой число дворовых участков 39, жителей мужского пола 89, а женского пола 96; итого: дворов 602, мужчин 1824, женщин 1944 (всего 3768 чел.). В 1878 г. по данным городской управы в г. Верхнеудинске на усадьбах жителей находилось 1415 лошадей, 1015 голов крупного рогатого скота, 750 овец, 42 головы свиней, 98 коз.
4 декабря 1882 г. популярный в России журнал «Нива» пишет: «Верхнеудинск – один из лучших городов нашего далекого Забайкалья. Раскинутый на правом берегу Селенги, он занимает не особенно большую площадь, образуемую, с одной стороны, Селенгой, с другой - притоком Удой и с третьей - песчаной возвышенностью, на которой растет некрупный сосняк. Сам город состоит из трех частей: собственно города, Заудинской слободы и поселка, лежащего в нескольких верстах вверх по Селенге.... До образования же Забайкальской области, т. е. до конца 1851 г., Верхнеудинск считался окружным городом Иркутской губернии. Общий вид Верхнеудинска довольно красив: улицы широки и расположены довольно правильно, исключая одну - Подгорную, которую самые условия местности не позволили вытянуть в одну прямую линию. Несколько десятков лет назад здесь было озеро, и поэтому в народе эта местность до сих пор называется Мокрой Слободой, действительно, после дождя оправдывающая свое название. На большой центральной площади в каменном двухэтажном здании помещаются присутственные места Верхнеудинска: городская управа, казначейство и земский суд. Другая площадь - Базарная, где кипит особая торговая деятельность во время здешней ярмарки, продолжающейся от 26 января до 6 февраля, на которую съезжаются не только жители Верхнеудинского округа, но даже Баргузинского и Нерчинского. Из более замечательных городских зданий, кроме Гостиного двора, особого внимания заслуживают некоторые здешние церкви по своему строению, затейливой архитектуре. Самая древняя церковь в городе была Спасская, деревянная, построенная около самой горы. Теперь на этом месте, где она стояла, поставлен крест, и вся эта местность находится во владении одного частного лица. Здешняя соборная церковь выстроена в 1741 г., а Троицкая кладбищенская - в 1809 г. Жителей в Верхнеудинске до четырех тысяч: это преимущественно мещане и казаки. Мещане занимаются мелочной торговлей или обменом товаров в Чите и Кяхте. Кроме того, многие из них разъезжают по местным селениям и ведут бойкую торговлю омулями, так как омули вместе с кирпичным чаем составляют главную пищу здешнего простолюдина. Казаки занимаются хозяйством, извозом и продажей дров. Многие отрасли торговли находятся в руках евреев, которые теперь успели пробраться даже в самые дальние уголки Сибири. В окрестностях города существуют заводы: мыловаренные, свечные и стеклянные». Тогда в г. Верхнеудинске было 4 130 жителей, из них мужского пола 2 124 и женского 2 006.
16 июня 1884 г. Забайкальская область изъята из ведения Восточно-Сибирской администрации и передана в состав Приамурского генерал-губернаторства. Забайкальская область состояла из 8 округов – Верхнеудинского, Нерчинского - с 1851 г.; Баргузинского, Селенгинского, Читинского - с 1870 г.; Троицкосавского, Акшинского, Нерчинско-Заводского - с 1872 г.
В 1891 г. в книге «Забайкалье. Краткий исторический, географический и статистический очерк Забайкальской области» писали: «…Город разделяется на четыре части: собственно город, нагорная часть, станица, населенная казаками (принадлежит к городу и подчиняется верхнеудинской полиции, но в то же время входит в состав Селенгинской округи) и поселье, отстоящее от города на расстоянии около 6 верст….В городе находится окружное полицейское управление, уездное казначейство; имеют пребывание горный исправник золотых промыслов, товарищ прокурора, судебный следователь…».
На 1 января 1899 г. национальный состав г. Верхнеудинска составлял: русские 4356 чел. (мужчины 2142, женщины 2214), евреи 731 чел. (мужчины 399, женщины 332), татары 85 чел. (мужчины 55, женщины 30), поляки 82 чел. (мужчины 62, женщины 20), китайцы 60 чел. (все мужчины), буряты 52 чел. (мужчины 25, женщины 27), немцы 14 чел. (мужчины 8, женщины 6), грузины 6 чел. (все мужчины), армяне 8 чел. (все мужчины), черкесы 15 чел. (все мужчины), прочие 45 чел. Итого 5454 чел.
Заудинское предместье имело официальный статут казачьей станицы, хотя в полицейском отношении подчинялось городу. Здесь помимо казаков селился бедный люд города. «Заудинское предместье, имеющее 220 усадебных мест, т.е. третью часть усадебных мест всего города, остается в своем прежнем захудалом заброшенном положении и приносит в городские доходы оценочного сбора с недвижимого имущества 260 руб., т.е. одну двадцатую часть всего сбора» (Минерт Л.К. Архитектура, с. 55). Заудинские казаки в очередном порядке отбывали воинскую повинность в казачьих войсках, а в обычное время жили крестьянской жизнью: имели пашни, покосы, держали скот, сажали на полях картофель и широко занимались огородничеством. «На своих больших приусадебных участках выращивали особенно много капусты, да и другими овощами в преобладающем количестве снабжали город. Домохозяйки выпекали для базара хлеб, калачи и пышные ароматные булки. Они ежедневно носили в город по домам в берестяных, поставленных на голову лукошках, свежие заварные калачи, на приготовлении которых специализировались до совершенства. По осени, когда заканчивался сбор кедровых орехов, снабжали горожан ореховым маслом, а ребятишкам доставляли удовольствие «сбойней» - жирными ореховыми выжимками с сахаром в виде лепёшки, которые продавались по копейке штука и были любимым лакомством детей». Всё же основу пищевого рациона горожан стали составлять мясные блюда. Мясо приобретали в мясных лавках, на базарах и ярмарках. Некоторые городские жители занимались разведением домашнего скота и сами обеспечивали себя мясом. Мясорубок почти не было, мясо рубили в деревянных корытцах полукруглыми ножами с приделанными к ним деревянными ручками – «сечками». В зимнее время готовили впрок пельмени, которые на просторных железных противнях выносились на мороз. Состоятельные горожане могли себе позволить покупку колбасных изделий, изготовлением которых занимались всего несколько мастеров. Определенное разнообразие в рацион питания горожан привносило занятие охотничьим и рыболовным промыслами. По реке Уде весной и осенью была хорошая охота на уток и гусей. В те годы, когда в пригороде дичи было мало, горожане ездили за утками, гусями к бурятам на Иволгу или к «семейским» в Тальцы.
На 1 января 1904 г. национальный состав г. Верхнеудинска уже составлял: русские 7500 чел. (мужчины 4000, женщины 3500), евреи 1480 чел. (мужчины 800, женщины 680), татары 100 чел. (мужчины 60, женщины 40), поляки 105 чел. (мужчины 70, женщины 35), китайцы 60 чел. (все мужчины), буряты 90 чел. (мужчины 50, женщины 40), немцы 25 чел. (мужчины 15, женщины 10), грузины 6 чел. (все мужчины), армяне 15 чел. (все мужчины), черкесы 32 чел. (мужчины 30, женщины 2), прочие 117 чел. Итого 9530 чел.
17 марта 1906 г. Забайкальская область изъята из ведения Приамурского генерал-губернаторства и вновь включена (см. 16 июня 1884 г.) в состав Иркутского генерал-губернаторства, где была до 1917 г.
На 1 января 1916 г. население г. Верхнеудинска по национальностям составляло: русские 14512 чел. (7155 м.п., 7357 ж.п.), евреи 1346 (660 м.п., 686 ж.п.), поляки 284 (131 м.п., 153 ж.п.), буряты 85 (53 м.п., 32 ж.п.), китайцы 107 (100 м.п., 7 ж.п.), татары 433 (187 м.п., 246 ж.п.), черкесы 13 (м.п.), армяне 68 (38 м.п., 30 ж.п.), грузины 75 (51 м.п., 24 ж.п.), литовцы 15 (6 м.п., 9 ж.п.), эстонцы 60 (27 м.п., 33 ж.п.), латыши 28 (17 м.п., 11 ж.п.), японцы 71 (29 м.п., 42 ж.п.), корейцы 35 (18 м.п., 17 ж.п.), мордва 10 (8 м.п., 2 ж.п.), греки (м.п.), неизвестные 45 (35 м.п., 10 ж.п.). Итого 17193 чел. (8534 м.п., 8659 ж.п.).
6 апреля 1920 г. в г. Верхнеудинске на первом учредительном съезде представителей трудящихся образована Дальне-Восточная Республика (ДВР). Верхнеудинск становится столицей (по 4 ноября). ДВР – «буферное» государство, позволявшее восточным российским территориям сохранить российский суверенитет в условиях иностранной интервенции и удаленности от центра. Включало в себя территории Забайкальской (с центром в г. Чите), Амурской (с центром в г. Благовещенске), Приамурской (с центром в г. Хабаровске) и Приморской областей (с центром в г. Владивостоке), Камчатки, Северного Сахалина и полосу отчуждения Китайско-Восточной железной дороги. В ДВР допускались многопартийная система, всеобщее избирательное право при тайном голосовании, частная собственность и частная торговля. Главой временного правительства ДВР был избран коммунист А.М. Краснощеков (наст. имя и фам. Авраам Моисеевич Тобельсон, 10.10.1880-26.11.1937). 14 мая 1920 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР официально признал ДВР и Верхнеудинск столицей всего Дальнего Востока.
5 ноября 1920 г. Правительство Дальне-Восточной Республики переехало из г. Верхнеудинска в г. Читу. После переезда правительства Дальне-Восточной Республики в г. Читу, для исполнения функций власти, организации хозяйственной и культурной жизни в г. Верхнеудинске был образован Народно-революционный комитет Прибайкальской области (Прибоблнарревком), исполнительным органом которого был президиум. Председателем избран Б.Н. Добронравов. В ноябре 1921 г. реорганизован в Областное управление ДВР (Путеводитель по фондам…, с. 30). Прибоблнарревком находился по ул. Большой, в доме Кобылкина (ныне ул. им. В.И. Ленина, №27). 22 ноября 1920 г. Правительство Дальне-Восточной Республики приняло постановление о выделении из Забайкальской области Прибайкальской области с административным центром в г. Верхнеудинске. 30 декабря 1920 г. «На днях приехал из Читы, назначенный правительством Д-В.Р, правительственный эмиссар Прибайкальской области А.М. Буйко» («Прибайкалье», 1920 г., 30 декабря, с. 2). 30 января 1921 г. «Приказ №1. Населению и правительственным учреждениям области объявляется, что правительственный областной эмиссариат помещается в г. Верхнеудинске, Большая ул., дом Голдобиной… Эмиссар Прибайкальской области А. Буйко» («Прибайкалье», 1921 г., 30 января, с. 2).
17 мая 1922 г. «Правительственным Эмиссаром Прибайкалья назначен т. Постышев, который на днях вступает в исполнение своих обязанностей» («Прибайкальская правда», 1922 г., 17 мая). В октябре 1923 г. в связи с ликвидацией Прибайкальской губернии Прибгубисполком передал свои полномочия Ревкому Бурят-Монгольской АССР (Путеводитель по фондам…, с. 19).

Современные города, как правило, основаны на тех территориях, которые в далеком прошлом были освоены человеком.

Имеются сведения, что примерно семь тысяч лет назад на территории современного Улан-Удэ появлялись люди.

Из имеющихся сведений можно отметить: погребение в поселке Шишковка, относящееся к эпохе неолита, станция Дивизионная - стоянка бронзового века, захоронения эпохи средневековья на окраине Этнографического Музея народов Забайкалья и поселка Зеленый, а также архивные сведения об обнаружении в районе поселка Силикатный захоронений эпохи хунну (3 век до н.э.). Окрестности города изобилуют археологическими древностями, свидетельствующие об истории города до периода освоения его русскими переселенцами.

Город Улан-Удэ расположен на слиянии двух рек: Селенги и Уды и начинался с небольшого казачьего зимовья в пору присоединения Восточной Сибири к Русскому государству (17 век). Место для города было выбрано казаками и называлось "Заудинским камушком", через него проходила дорога, которую местные люди называли "ханской дорогой звонкой" и действовала удобная переправа через реку Селенгу.

Это место почиталось бурятским населением как священное.

В 1666 году отрядом казаков Гаврилы Ловцова здесь было построено Удинское зимовье, что совпало по времени с отправкой из Москвы в Китай первого русского торгового казенного каравана по пути, в дальнейшем получившим название "Чайного пути". Через 14 лет в 1678 году томским сыном боярским Иваном Поршённиковым были возведены оборонительные стены Удинского острога. Выбор места диктовался удобной, с точки зрения обороны, позицией, что позволяло осуществлять контроль за перемещениями по территории Западного Забайкалья.

В 1687 году Удинский острог был реконструирован по приказу царского посланника, впоследствии генерал-фельдмаршала, друга Петра I Ф.А. Головина, прибывшего в Забайкалье для заключения Нерчинского пограничного договора с Китаем. Острог был обнесен большими тройными надолбами, рвом, был сделан тайный ход к реке, построены башни, караульная изба, посад, двойное ограждение (бревенчатый тын и рогатки), артиллерийская батарея, двое ворот, часовня.

В посаде располагалось около 100 казачьих изб. Зимой гору, на которой стоял острог, поливали водой, чтобы неприятель не мог подобраться к его стенам.

В 1689 году по ходатайству Ф.А.Головина Удинский острог получает статус города и становится административным и военным центром Забайкалья. Сооружение Удинского острога - города сыграло огромную роль в установлении мирной жизни в Забайкалье и развитии торговли с Китаем.

Историческое место, которое занимал Удинский острог, находится над правым скалистым берегом Уды.

Простоял Удинский острог до второй половины 19 века, после чего он был разобран населением города на дрова.

Сейчас на месте острога установлен памятный знак и каменный крест.

Превращению Удинского острога и крепости в город способствовали приток русских переселенцев в долину Селенги и экономический подъем прилегающих районов. Удинский острог становится основным пунктом хранения товаров и формирования караванов для торговли с соседями. Благодаря своему выгодному географическому положению город превратился в административный и торговый центр Забайкалья, посредника между Монголией, Китаем и городами Восточной Сибири.

По мере развития города стали намечаться дороги в направлении городов Иркутска, Нерчинска, Читы, ставшие впоследствии основными при создании первых планов города.

К 1735 году в городе было уже 120 жилых домов. Первая планировочная структура города компактная, с ясно выявленной композиционной идей, частично сохранилась и до наших дней. Впечатляли своеобразием и красотой постройки деревянного и каменного зодчества, а также Одигитриевский собор (построен в 1741-1785 годах), Спасская (в 1786-1800 годах) и Троицкая церкви (в 1798-1806 годах). Одигитриевский собор - первое каменное сооружение Верхнеудинска является оригинальным памятником культовой архитектуры Сибири 18 века. Его положение приняли за исходную точку при определении сетки улиц на проектах планировки 18-19 веков.

С 1768 года была учреждена торговая ярмарка, с 1780 года она стала проводиться два раза в год и была самой крупной по размерам торгового оборота в Забайкалье. Город развивался, как один из крупных центров оптовой торговли на "Чайном пути", в нем проживала большая колония богатых купцов, на средства которых были построены многие общественные здания.

С 1783 город называется Верхнеудинском и становится уездным городом. Учреждается его герб, свидетельствующий о его торговом значении. Изображенный на гербе жезл Меркурия и рог изобилия символизировал, что "в сем городе производится знатный торг". Основными предметами торга были мануфактурные, кожевенные, скобяные, бакалейные, москательные и парфюмерные товары, сахар и чай. По описанию современников, Верхнеудинск напоминал сплошной торговый центр, который делился на две части - городскую, состоящую из деревянной крепости и слободскую с магазинами, торговыми лавками, частными домами и церквями.

В связи с расположением на Московском тракте, город стал крупным этапным пунктом на пути следования к месту назначения каторжных и ссыльных. Политические ссыльные, начиная с декабристов, способствовали распространению в Забайкалье просвещения и культуры.

В 1793 году было открыто первое учебное заведение - малое народное училище, преобразованное в 1806 году в уездное. В нем работал известный педагог и поэт Д.П.Давыдов, автор песни "Славное море священный Байкал".

Преимущественно деревянный город часто подвергается пожарам, один из наиболее сильных пожаров в 1878 году уничтожает три четверти строений города. В 1830 и 1862 годах город переносит сильные землетрясения, а в 1867 году на него обрушилось наводнение, когда значительная часть города была залита водой.

Первая перепись населения 1897 года показывает, что в городе проживало около 8 тысяч человек. Социальный состав города в середине 19 века был разнородным и включал в себя мещан (1212 чел.), военных (717 чел.), разночинцев (480 чел.), купцов (171 чел.), дворян (109 чел.), чиновников (98 чел.), дворовых (71 чел.), духовенство (60 чел.), ссыльных (28 чел.) и др. Население города по религиозным конфессиям состояло из представителей самых разных вероисповеданий: православных, иудеев, магометан, католиков, древлеправославных, буддистов, лютеран и др.

В городе проживали люди разных национальностей - русские, евреи, поляки, буряты, китайцы, татары, грузины, армяне и пр.

В 19 веке в городе возводятся новые каменные общественные здания, среди которых публичная библиотека и городской банк.

На средства купца М.К.Курбатова строится первый мост через реку Уду. В 1803 году собрание купцов и богатых мещан решает на акционерных началах построить каменный Гостиный двор, строительство которого продолжалось до 1856 года. Гостиный двор стал главным общественным сооружением центра Верхнеудинска конца 19 века и до сегодняшнего дня сохранил важные элементы торговой площади, выполненные в формах русского классицизма.

В 1875 году в Верхнеудинске введено Городовое положение, согласно которому избирается первая Городская Дума, а городской Головой избран купец I гильдии И.П.Фролов. В 1873 году через город проезжает наследник русского престола, великий князь Алексей, а в 1891 году город посещает цесаревич Николай, впоследствии ставший царем Николаем II. Он возвращался по Читинскому тракту из своего кругосветного путешествия и останавливался в доме купца I гильдии И.Ф. Голдобина, в котором находится сейчас Музей истории города. В честь его приезда купечеством возведена торжественная арка - "Царские ворота", а день его прибытия 20 июня ежегодно отмечался горожанами как праздничный день.

С 1900 года открылось регулярное сообщение по железной дороге, связавшей Забайкалье с центром России. Строительство в конце 19 - начале 20 веков Великой Транссибирской магистрали привело к коренным изменениям всей экономической жизни города. В городе открываются отделения крупных банков, доходные дома, строятся новые предприятия - в 1913 году их насчитывалось 18, первая электростанция, работают гостиницы, иллюзион.

В 1912 году построена первая городская телефонная станция, появился первый автомобиль и установлено автомобильное почтово-пассажирское сообщение Верхнеудинск-Троицкосавск. Город живет активной общественной жизнью: организуются благотворительные вечера, концерты, театральные выступления, парады, ярмарочные балаганы, маскарады, а также первые спортивные состязания. В 1915 на Базарной площади (ныне площадь Революции) состоялся первый футбольный матч между командами "Спартак" и "Гладиатор".

Революционные события меняют уклад жизни города. В 1917 году был образован Верхнеудинский Совет рабочих и солдатских депутатов, под председательством В.М.Серова. Второй съезд трудового населения Прибайкалья поддержал установление Советской власти. В 1918 году город был занят войсками белочехов и белогвардейцев.

В 1920 году в нем устанавливается Советская власть. Верхнеудинск становится столицей Дальневосточной Республики, а в 1921 году губернским центром Прибайкальской губернии. В 1923 году создана Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика, включающая территории Бурятии, Усть-Ордынского и Агинского округов, а Верхнеудинск объявлен ее столицей.

В 1926 году начинается воздушное сообщение Верхнеудинск-Улан-Батор, первый аэродром находился на месте нынешнего республиканского ипподрома. Открылся первый профессиональный театр, приступила к вещанию небольшая радиостанция.

В 1929 году построен судостроительный завод, открыт Бурят-Монгольский институт культуры - первое академическое научное учреждение республики.

Тридцатые годы - это годы бурного строительства. В это время население города быстро увеличивается за счет приезда специалистов и рабочих с запада страны. В 1934 году Верхнеудинск переименован - теперь он называется Улан-Удэ.

Город развивается, преимущественно, как промышленный центр республики - строятся заводы, фабрики, пищевой и перерабатывающей продукции, крупные машиностроительные предприятия. Вместо паромной переправы через реку Селенгу построен автомобильный мост. Начинает функционировать общественный транспорт - первые 19 автобусов обслуживают 4 маршрута протяженностью 29 км.

1932 год - открыт педагогический институт имени А.С.Пушкина и первый бурятский профессиональный театр.

В годы Великой Отечественной Войны в городе разворачиваются военные госпитали, в которых лечатся раненые бойцы. В память этих событий установлены обелиски и монументы на площадях, проспектах и улицах, на Заудинском кладбище открыт мемориал на братской могиле воинов, умерших в госпиталях города.

В послевоенные годы развитие города продолжается. Завершено строительство тонкосуконной фабрики.

В 1952 году построено одно из красивейших зданий города - Бурятский государственный театр оперы и балета, ставший одним из лучших музыкальных театров Восточной Сибири и получивший в 1979 году звание "академический".

1957 год - построен новый железобетонный мост через р. Уду вместо арочного деревянного.

Проложен первый трамвайный путь, начала вещание первая телевизионная станция. Открываются новые ВУЗы, школы, идет бурное жилищное строительство и на карте города возникают новые микрорайоны.

В 1966 году город торжественно отметил 300-летие со дня основания.

В 1971 году завершена реконструкция административного центра - площади Советов с открытием памятника В.И.Ленину, ставшего одной из уникальных достопримечательностей города. На северо-восточной части города открыт "Этнографический музей народов Забайкалья" и построено новое здание Бурятского академического театра драмы им.Х.Намсараева.

В 1990 году город был включен в "Список исторических населенных мест России". Здесь на государственной охране находятся 52 памятника истории, 177 - архитектуры и градостроительства, 3 - монументального искусства, 1 - археологии, из них 11 - памятники федерального значения.

В 1991 году город посетил глава буддистов всего мира - Далай-лама, буддисты республики отметили 250-летие официального признание буддизма в России. В 1992 году впервые в истории Верхнеудинска Улан-Удэ город посетил Первый президент российского государства Б.Н. Ельцин.

В 1995 году впервые за всю историю города были проведены всеобщие выборы городского головы. Главой местного самоуправления был избран В.А. Шаповалов. В июле 1996 года город отметил свое 330-летие.

90-е годы особо отмечены возрождением православных и буддистских храмов, строительством и освящением новых культовых зданий. В 1995 году в городе начато строительство первого женского буддистского монастыря. Центр восточной медицины, образованный в 1989 году и использующий в своей практике методы тибетской медицины, идущие из глубины веков, в 1996 году получил статус регионального медицинского центра.

В настоящее время город Улан-Удэ динамично развивающийся деловой, культурный, научный центр Забайкалья.

Население города составляет 375,3 тыс. человек. Город по праву можно считать культурной, театральной и музейной столицей - здесь работают 6 государственных театров, бурятский национальный цирк, 6 музеев.

В музейных коллекциях бережно хранятся предметы быта и культур народов, населявших Бурятию начиная с гуннских поселений и до наших времен. Далеко за пределами республики известны самобытное искусство художников, ювелиров, мастеров декоративно-прикладного творчества. Их работы вы можете купить, прогуливаясь по преображенной в 2004 году пешеходной части улицы Ленина.

Основание города Улан Удэ, как и многие сибирские города, был основан в XVII веке русскими землепроходцами. 1666 год принято считать временем основания города. В 1666 году русский казачий отряд поставил в устье реки Уды, на высоком скалистом берегу (около нынешнего моста через реку Уду), маленький деревянный домик, названный "Удинским казачьим зимовьем". Удинское зимовье было основано как центр сбора ясака (налога, дани) с местного населения, укрепленный военный пункт для обороны от враждебных нападений и как одна из баз для продвижения русских на Восток.

1678 г. Удинский острог Учитывая удобное географическое и стратегическое местоположение Удинского зимовья, в 1678 году Московское правительство решило построить здесь острог. Зимовье и часть построек обнесли высоким частоколом. В 1689 году строительство было закончено. Острог был выстроен в форме четырехугольника, по углам находились сторожевые башни. Он просуществовал до 80 х годов XVIII века.

1698 г. Удинский город В 1698 году Удинский острог был переименован в город. Идея преобразования острога в город принадлежала царскому послу Головину, проезжавшему здесь после подписания с китайским представителем так называемого Нерчинского договора, установившего, как известно, границу и добрососедские отношения между Россией и Китаем. По приказу посла острог был укреплен: обнесен деревянными стенами с бойницами, гарнизон его был усилен 200 стрельцами и казаками из свиты посла.

1730 г. Город Верхнеудинск Город делился на две части городскую и слободскую. Городская часть состояла из деревянной крепости с башнями, пороховым погребом, артиллерийским цейхгаузом и гауптвахтой, а в слободской части размещались провиантские и заводские магазины, присутственные места, казармы, винные амбары, торговые лавки, частные дома и церкви. Население города занималось торговлей, хлебопашеством, ремеслами, перевозкой товаров, охотой, рыбной ловлей. По долинам рек Уды и Селенги издавна обитали бурятские племена, занимавшиеся скотоводческим хозяйством и охотой. Общаясь с русскими казаками и поселенцами, буряты научились у них земледелию. Не раз русские казаки и буряты совместно отражали набеги иноземных захватчиков. Все это явилось той исторической основой, на которой в дальнейшем развилась и выросла дружба русского и бурятского народа.

Герб г. Верхнеудинска Герб Верхнеудинска был вручен городу 26 октября 1790 года по решению царского сената «в знак того, что в сем городе проводятся знатные торги» . На золотом поле щита изображены: в верхней части бабр (тигр) с соболем в зубах герб Иркутска (тогда он был губернским центром), а нижней жезл бога Меркурия (бога торговли) и рог изобилия, которые подчеркивали торговое значение города.

ОДИГИТРИЕВСКИЙ СОБОР В 1741 г. был заложен Свято Одигитриевский собор. Строительство затянулось более чем на 40 лет, и только в 1785 г. состоялось освящение храма иконы Божией матери Одигитрии на втором этаже здания. Одигитриевский собор первое каменное сооружение Верхнеудинска.

В 1890 году через Верхнеудинск проезжал на Сахалин великий русский писатель А. П. Чехов. В одном из своих писем к сестре он писал: "О том, как я ехал по берегу Селенги и потом через Забайкалье, расскажу при свидании, а теперь скажу только, что Селенга сплошная красота, а в Забайкалье я находил все, что хотел: и Кавказ, и Звенигородский уезд, и Дон. Днем скачешь по Кавказу, ночью по Донской степи, а утром очнешься от дремоты, глядь, уже Полтавская губерния и так всю тысячу верст. Верхнеудинск миленький городок. . . "

Триумфальная арка В 1891 году в Верхнеудинск приехал сын императора Александр II, будущий наследник Российского Престола цесаревич Николай Александрович. В его честь в городе была возведена Триумфальная арка, получившая название Царские ворота. В 1936 году арка была снесена, но ко дню города 12 июня 2006 года Триумфальную арку в Республике Бурятия восстановили. Копия Царских ворот теперь украшает улицу Ленина (раньше она называлась Большая, затем Большая Николаевская).

Первый поезд в Верхнеудинске сделал город перекрёстком дорог. Событие, произошедшее 27 августа 1899 года (15 августа по старому стилю), в корне изменило историю купеческого Верхнеудинска и предопределило его дальнейшую судьбу. В тот обычный летний день из Мысовой в Верхнеудинск прибыл первый железнодорожный поезд. Можно смело предположить, что о приличных путях сообщения мечтали ещё первые покорители Сибири – и одолевший хана Кучума Ермак Тимофеев, и достигший Охотского моря Иван Москвитин, и открывший озеро Байкал Иван Курбатов. Железная (а в то время и любая другая) дорога избавила бы исследователей от трудностей передвижения. Это сейчас поезд умчит на любую станцию, а когда то путешествия в Сибирь требовали больших хлопот и недюжинной выдержки. Целых два года добирались до Верхнеудинска участники Второй Камчатской экспедиции, учёные Петербургской Академии наук. Они выехали в далёкий сибирский поход из северной столицы 8 августа 1733 года, а в Верхнеудинск прибыли только 17 августа 1735 года. Впрочем, будь тогда проложена стальная магистраль – и научных открытий было бы меньше, чем в пешеконном пути. И всё же трудно представить, как преодолевали тысячевёрстные расстояния путешественники прошлого.

1934 г. Улан Удэ 27 июля 1934 года постановлением Президиума СССР Верхнеудинск переименован в г. Улан Удэ (с бурятского "Красная Уда") - столицу Бурятии.

Театр оперы и балета Здание Бурятского государственного академического театра оперы и балета – одна из самых красивых построек в Улан Удэ, памятник архитектуры, культурное и национальное достояние Бурятии. Строительство театра началось еще в 1939 году, однако было прервано из за Великой Отечественной войны и возобновилось в 1945 году пленными японцами. Торжественное открытие театра состоялось в 1952 году. «Театр построен, теперь к нему нужно достроить город» , - говорили в те времена жители Улан Удэ. С тех пор на сцене театра было поставлено более 300 спектаклей, идущих на бурятском и русском языках.

Купеческие здания в городе Большое влияние на развитие Верхнеудинска оказывала кяхтинская торговля. В 1768 г. открылась первая Верхнеудинская ярмарка. Долгие годы она являлась регулятором цен для Забайкалья и Иркутского края. В Верхнеудинске ежегодно проводились две большие зимняя и летняя ярмарки. На ярмарки приезжали купцы из Иркутска, Томска, Ирбита и Тюмени. Центром торговли и города стали Большой Гостиный двор (1804 1856) и Малые торговые ряды (1804 1856). Торговые ряды были построены богатым купцом, почетным гражданином Верхнеудинска Курбатовым.

Дом мещанина Д. М. Пахолкова (ул. Ленина, 13). Построен в 1801 1804 годы. Большинство зданий, расположенных вдоль улицы Ленина, это преимущественно старые дома, представляющие историческую, архитектурную ценность, построенные в XIX веке верхнеудинскими купцами. Архитектура здания интересна народным претворением мотивов классицизма. Это одно из самых значительных первых каменных гражданских зданий Верхнеудинска, построенных в самом начале XIX века. В 1809 г. этот частный дом был приобретен казной для размещения в нем присутственных мест и казначейства. Позже, в связи с расположением в дворовой части пожарной команды, на крыше появилась надстройка двухъярусная деревянная пожарная каланча с сигнальной мачтой. Во время пожара 1878 г. , уничтожившего большую часть города, здание также пострадало, но было восстановлено. Каланчу сняли с крыши дома в 1930 х гг.

Дом купца Меньшикова (ул. Ленина, 24) Иннокентий Ильич Меньшиков, владелец усадьбы, был урядником верхнеудинской станицы. Городская управа приняла решение разрешить постройку каменных одноэтажных лавок. 8 июля 1886 года началось строительство на углу улиц Большой и Базарной (ныне ул. Ленина и Кирова). В начале XX века здесь работал кинотеатр иллюзион «Дон Отелло» , хозяином которого был итальянец А. Батаки. В 1924 году (кинотеатра уже не было) над каменным был надстроен второй деревянный этаж. Внастоящее время здесь находится магазин «Все для женщин»

Дом купчихи Т. Борисовой (ул. Ленина, 25). Построен в 1870 х годах. В 1877 году был надстроен 2 этаж. В 1909 году сыном Борисовой в доме открыт электротеатр «Иллюзион» . В 1918 году «Золотой рог» . В настоящее время здесь находится кинотеатр «Эрдэм» .

Дом купца Голдобина (ул. Ленина, 26). Иван Флегонтович Голдобин был одним из самых богатых купцов Верхнеудинска и Забайкальского края, почетным потомственным гражданином Верхнеудинска. В конце XIX в. он имел несколько заводов, в том числе и в Иркутской губернии, владел монополией на винную торговлю. Ему принадлежал винокуренный завод под названием «Николаевский» в Верхнеудинском округе, многие его жители находили заработок на голдобинских предприятиях. Успехи в торговле и предпринимательстве позволяли Голдобину заниматься благотворительностью и меценатством, он много жертвовал на нужды города, построил и содержал приют для призренных безродных, неимущих, престарелых, слепых и увечных граждан обоего пола, приют для арестантских детей. По просьбе городского управления купец И. Ф. Голдобин принимал на квартиру в своем доме почти всех проезжающих через город высокопоставленных особ. В 1891 г. он принимал у себя наследника престола, будущего императора Николая II, проезжавшего через Верхнеудинск с Дальнего Востока. Это было огромное событие для города. После реставрации в этом доме разместился Музей города Улан Удэ, открытый в августе 2001 г.

Дом купца М. Курбатова (ул. Ленина, 27). Построен в начале 1820 года. В свое время считался самым богатым домом в Верхнеудинске. Дом городской усадьбы заметно выделялся благодаря коринфско му колонному портику. Он был построен в первой трети XIX в. и долгое время оставался лучшим образцом стиля классицизма в городе. Однако впоследс твии здание дополнялось различными пристройка ми торгового назначения. A. M. Курбатов был совладельцем стекольного имыловаренного заводов, с 1816 по 1819 г. «безотлуч но» избирался городским головой. В 1875 г. вдова купца продала этот дом богатейшим нерчинским тор говцам и предпринимателям М. Д. и Н. Д. Бутиным, которые владели винокуренными и солеварным заво дами, пароходствами на Амуре, Ангаре и Селенге. Последним частным владельцем дома с 1905 г. яв лялся А. К. Кобылкин, владелец пивоваренного, стеклоделательного заводов. В 1950 х гг. был разобран портик, надстроен 2 й этаж, вследствие чего дом утратил многие архитектурные достоинства. В этом доме в 1920 1923 гг. размещалось Министерство иностранных дел Дальневосточной рес публики

Дом купца Капельмана (ул. Ленина, 30). В начале первого десятилетия XX века купец Нафтолий Леонтьевич Капельман построил каменный двухэтажный дом «с атлантами» . Двухэтажное здание с элементами эклектики, характерной для дореволюционного времени и необычной для Верхнеудинска пластикой фасадов, было по строено в кратчайшие сроки со 2 июня по 5 октября 1907 года. Архитектура главного здания эклектична. Композиция симметричного фасада только фронтальная, боковые фасады глухие, рассчитанные на последующие пристрой по линии застройки улицы. Здание привлекает цветовым сочетанием (красно кирпичные стены и скульптуры «атлантов» с профилированными деталями из камня). Акцентировано по центру башенкой в виде граненого купола. Здание сохранилось до наших дней с небольшими искажениями и стоит в списке ценной исторической застройки. В интерьере дома сохранился хорошей ра боты амин и к ажурное художественной ковки ограждение лестницы

Усадьба Е. А. Мордовской Одноэтажный деревянный дом. Уникальный памятник гражданской архитектуры, не имеющий аналогов в г. Улан Удэ. Выделяется оригинальным архитектурно планировочным решением, богатым декором фасадов и оконных аличников, н интерпретирующих стилевые элементы барокко. Дом построен в конце 19 века. В настоящее время здесь располагаются реставрационные мастерские.

Место основания Улан Удэ расположено на высоком правом берегу на слиянии рек Селенги и Уды, где в в 1666 году было организовано казачье зимовье, затем перестроенное в острожную деревянную крепость. Об этих событиях свидетельствует мемориальный камень и православный крест.