Вариант I

Часть I

Инструкция для обучающихся

К каждому заданию (А1-А10 только номер правильного ответа.

А1. Наука, изучающая строение и функции клеток, называется:

    цитология

    энтомология

    микология

    орнитология

А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

    неподвижны

    состоят из химических веществ

    имеют клеточное строение

    имеют цвет

АЗ. Основной частью лупы и микроскопа является:

  1. увеличительное стекло

  2. зрительная трубка (тубус)

А4. Органоид зеленого цвета в клетках растений называется:

    митохондрия

    хлоропласт

    цитоплазма

А5 . Бактерии размножаются:

    делением

    с помощью оплодотворения

    черенкованием

    половым путем

А6. Организмы, клетки которых не имеют ядра,- это:

    животные

    растения

    бактерии

А7 . Важнейшим признаком представителей царства Растения является способность к:

  1. фотосинтезу

    росту и размножению

А8. Торфяным мхом называют:

    хвощ полевой

    плаун булавовидный

    кукушкин лен

А10 . Цветки характерны для

  1. покрытосеменных

Часть II

Инструкция для обучающихся

Ответы В1-В3 ).

В1 . Определите, на каком рисунке изображен плесневый гриб пеницилл.

(В ответ запишите цифру.)

В2. Выберите три правильных ответа. Каждая клетка жи­вотных и растений:

    Питается

    Имеет хлоропласты

    Растет и делится

    Может участвовать в оплодотворении

    Образует питательные вещества на свету (В ответ запишите ряд цифр.)

В3. Выберите три правильных ответа. Наука микология изучает:

    Водоросли

    Шляпочные грибы

    Животных

    Одноклеточные грибы

Часть III

Инструкция для обучающихся

Решения заданий С1-С3 запишите в бланк ответов полностью

С1. Что изучает ботаника?

С2 . Какого цвета могут быть пластиды?

С3 Какие среды обитания живых организмов вы знаете?

Итоговая контрольная работа по биологии для 5 класса

Вариант II

Часть I

Инструкция для обучающихся

Перед Вами задания по биологии. На их выполнение отводится 45минут. Внимательно читайте задания.

К каждому заданию (А1-А10 ) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.

А1 . Наука, изучающая растения, называется:

    Ботаника

    Зоология

    Анатомия

    Микология

А2 . Сходство ручной лупы и микроскопа состоит в том, что они имеют:

    зрительную трубку

    предметный столик

    увеличительное стекло

АЗ. Каждая клетка возникает путем:

    гибели материнской клетки

    слияния клеток кожи

    деления материнской клетки

    слияния мышечных клеток

А4. Наука, изучающая строение и функции клеток:

    орнитология

    микология

    цитология

    энтомология

А5. Клетка бактерий, в отличие от клеток животных, ра­стений и грибов, не имеет:

    цитоплазмы

    наружной мембраны

    белков и нуклеиновой кислоты

А6. Залежи каменного угля в каменноугольном периоде образованы древними:

    морскими водорослями

    цветковыми растениями

    мхами и лишайниками

    папоротниками, хвощами и плаунами

А7. Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа при помощи энергии солнечного све­та - это:

    хлорофилл

    фототаксис

    хлоропласт

    фотосинтез

А8. Покрытосеменные растения, в отличие от голосемен­ных, имеют:

    стебли и листья

А9 . Наука, изучающая строение и функции клеток:

    орнитология

    микология

    цитология

    энтомология

А10. Важнейший признак представителей царства Расте­ния - это способность к:

  1. фотосинтезу

    росту и размножению

Часть II

Инструкция для обучающихся

Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в бланк ответов рядом с номером каждого задания (В1-В3 ).

В1. Какой цифрой обозначен хлоропласт?


В2. Выберите три правильных ответа. Методами изучения живой природы являются:

    Координация

    Сложение

    Измерение

    Вычитание

    Эксперимент

    Наблюдение

В3. Выберите три правильных ответа. Зелеными водорос­лями не являются:

    Ламинария

    Фитофтора

    Хламидомонада

  1. Хлорелла

    Спирогира

Часть III

Инструкция для обучающихся

Решения заданий С1-С3 запишите в бланк ответов полностью , подробно отвечая на каждый вопрос.

С1. Значение растений в природе.

С2. Назовите основные части клетки?

С3 . Какие царства живых организмов вы знаете?

Ответы к итоговой контрольной работе по биологии для 5 класса

Номер задания

Вариант I

Вариант II

Ботаника – это наука о растениях.

Значение растений в природе: пища животным, участие в фотосинтезе.

Пластиды бывают – бесцветные, зелёные, красные, жёлтые.

Основные части клетки -ядро, цитоплазма, оболочка

Среды обитания животных: водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная.

Существует 4 царства живых организмов - бактерии, грибы, растения, животные.

Спецификация

итоговой контрольной работы по биологии в 5 классе

(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)

    Назначение итоговой работы.

Итоговая контрольная работа позволяет установить уровень освоения обучающимися в 5 классе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на конец учебного года по биологии. Предлагаемая работа предполагает включение заданий предметного, метапредметного и личностного плана, что позволяет отследить сформированность УУД у учащихся.

    Структура диагностической работы.

Формат заданий имеет три уровня сложности: часть А – базовый уровень. На вопросы предполагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть один. Часть В - более сложный уровень. Задания, представляемые в этой группе, требуют от учащихся более глубоких знаний. Часть С – уровень повышенной сложности. При выполнении этого задания требуется дать развернутый ответ. Работа выполняется в 2 вариантах.

    Система оценивания итоговой работы.

За правильный ответ на задания: части А – 1 балл; части В – 1 или 2 балла (в зависимости от трудности вопроса и при наличии полного ответа); части С – 2 балла (при наличии полного ответа). Максимальное количество баллов: 22 балла.

4. Форма проведения итоговой работы.

К каждому заданию с выбором ответа даны 4 варианта ответа, из которых только один верный . При выполнении такого задания нужно указать номер правильного ответа. Если номер указан не тот, его можно зачеркнуть крестиком, а затем указать номер правильного ответа.

Ответы к заданиям В1- В3, С1 – С3 нужно указать в отведенном для этих ответов месте. В случае записи неверного ответа рекомендуется зачеркнуть его и записать рядом новый.

Выполнять задания нужно в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени можно пропускать те задания, которые не удается выполнить сразу, и перейти к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, можно вернуться к пропущенным заданиям. Нужно постараться выполнить как можно больше заданий.

    Шкала оценивания результатов учащихся.

Количество баллов

Отметка

Критерии оценивания

Оценка «2» ставится, если учащийся набрал менее 33% от общего числа баллов, 6 баллов и менее.

Оценка «3» - если набрано от 33% до 56% баллов, от 7 до 12 баллов.

Оценка «4» - если ученик набрал от 57% до 85% баллов,от 13 до 18 баллов

Оценка «5» - если ученик набрал свыше 86% баллов, от 19 до 22 баллов

    Уровень сформированности УУД

7. Продолжительность контрольной работы.

На выполнение диагностической работы отводится 45 минут. Работа выполняется обучающимися на бланках ответов.

Аналитический отчет по итогам выполнения итоговой контрольной работы по биологии.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО в 5 классе была проведена итоговая контрольная работа по биологии.

Проводил:

Учитель:

Количество человек в классе:

Количество учащихся, принявших участие в итоговом мониторинге:

Дата проведения:

Класс: 5

Цель контрольной работы – определить уровень сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных результатов у учащихся 5 класса по итогам освоения программы за учебный год.

Задачи контрольной работы – выявление уровня сформированности универсальных учебных действий, позволяющих успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Контрольная работа состоит из двух частей - тестовые задания двух типов: задания части А – с выбором ответов; задания части В – с кратким ответом: задания части С – с развернутым ответом. На выполнение итоговой работы по биологии даётся 45минут. Каждый вариант состоит из 16 заданий, которые составлены с учетом всех тем биологии, изучаемых в 5 классе, и требований ФГОС на предметном, метапредметном и личностном уровнях. Задания А1-А10 представляют собой задания с выбором ответа (сформированность регулятивных и познавательных УУД). Задания В1 – В3 - задания с кратким ответом (сформированность познавательных и коммуникативных результатов на базовом и повышенном уровнях). Задания С1 – С3 – задания с развернутым ответом (сформированность познавательных и коммуникативных результатов на повышенном уровне).

Максимальный балл за выполнение всей работы - 22 баллов.

Если ученик получает за выполнение всей работы меньше 9 баллов, то он имеет недостаточный уровень сформированности метапредметных результатов.

Если ученик получает от 10 до 19 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Если ученик получает от 20 до 22 баллов, то он демонстрирует способность выполнять по биологии задания повышенного уровня сложности.

Результаты выполнения части - А.

В части – А работы 10 заданий. Они направлены на оценку сформированности регулятивных и познавательных УУД, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят задания по разделам: «Что изучает биология», «Клеточное строение организмов», «Царство Бактерии», «Царство Растения».

Часть 1. Задания с выбором ответа.

Правильно выполнили задания:

Количество учащихся

Правильно выполнили задание №4

Правильно выполнили задание №5

Правильно выполнили задание №6

Правильно выполнили задание №7

Правильно выполнили задание №8

Правильно выполнили задание №9

Правильно выполнили задание №10

Результаты выполнения части - В.

Задания части – В имеют более высокую степень сложности. В этой части 3 задания. Учащиеся должны выполнить 3 задания с кратким ответом. Они направлены на результаты сформированности познавательных и коммуникативных УУД.

Правильно выполнили задания:

Кол ичест во учащихся

Правильно выполнили задание №1

Правильно выполнили задание №2

Правильно выполнили задание №3

Результаты выполнения части - С.

Задания части – С имеют повышенный уровень сложности. В этой части 3 задания. Учащиеся должны выполнить 3 задания с развернутым ответом. Они направлены на результаты сформированности познавательных и коммуникативных УУД.

Часть 2. Задания с кратким ответом.

Правильновыполнили задания:

Кол ичест во учащихся

Правильно выполнили задание №1

Правильно выполнили задание №2

Правильно выполнили задание №3

Ф.И.О.

Часть А

Часть В

Часть С

Всего баллов

Общие результаты выполнения комплексной работы.

Контролируемый элемент

Писали работу

Выполнили без ошибок в контрольной работе задания базового уровня.

Выполнили без ошибок в контрольной работе задания повышенного уровня.

Всю контрольную работу выполнили без ошибок.

10-18 баллов – освоили базовый уровень.

19 – 22 баллов – освоили повышенный уровень.

Менее 9 баллов – недостаточный уровень сформированности метапредметных результатов

Из предложенной таблицы видно, что все учащиеся показали высокий

уровень сформированности метапредметных результатов. Не справились с комплексной работой – 0 человек.

Основные выводы

Анализ результатов комплексной работы позволяет сделать следующие выводы:

    Учащиеся 5 класса успешно справились с предложенной комплексной работой по итогам учебного года и показали высокий уровень сформированности метапредметных результатов. Не справились с комплексной работой - 0 учащихся.

    Сформированность УУД (регулятивных, познавательных и коммуникативных):

    что изучает биология - 90%

    клеточное строение организмов – 80%

    царство Бактерии – 75%

    царство Грибы – 90%

    царство Растения - 88%

Таким образом, анализ результатов выполнения итоговой контрольной работы за 5 класс показал высокий уровень усвоения образовательной программы учащимися. Учитель грамотно осуществил системно – деятельностный подход в обучении, что способствовало формированию предметных и метапредметных результатов, заложенных в программах ФГОС первого года обучения биологии.

Отчет составил учитель биологии: ___________/ ________________ /

Итоговая контрольная работа по биологии

для 5 класса

Дата проведения:______________________________

Класс:_______________________________________

Фамилия, имя учащегося:_______________________

_____________________________________________

Вариант - ____________________________________

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 11 класса Вариант 1

1. Выберите три признака, которые можно считать результатами биологической эволюции.

А. приспособленность организма к окружающей среде

Б. геологическое преобразование Земли

В. возникновение новых штаммов вирусов

Г. вымирание неприспособленных к условиям среды видов

Д. возникновение этносов

Е. возникновение письменности

2. Выберите три признака, которые характеризуют мутации:

А) Имеют приспособительный характер

Б) Передаются по наследству

В) Носят случайный характер

Г) Не передаются по наследству

Д) Не затрагивают генотип

Е) Изменяется генотип

3. Распределите перечисленные ниже факторы на абиотические и биотические

а. Химический состав воды

б. Разнообразие планктона

в. Наличие в воздухе бактерий

г. Наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых

д. Засоленность почвы

е. Скорость течения воды

1. Абиотические факторы

2. Биотические факторы

4. Установите соответствие между организмами и направлениями эволюции

Организмы

Направления эволюции

А. Страус эму

Б. Серая крыса

В. Домовая мышь

Г. Синезеленые (цианобактерии)

Д. Орел беркут

Е. Уссурийский тигр

1) биологический прогресс

2) биологический регресс

5. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют.

Признаки:

Критерии вида:

а. тело покрыто мантией

б. раковина имеет две створки

в.обитает в пресных водоёмах

г.кровеносная система незамкнутая

д. питается водными микроорганизмами

е. личинка развивается в воде

1) экологический

2) морфологический

6. Установите последовательность объектов в пастбищной пищевой цепи

Тля

Паук

Божья коровка

Грач

Черемуха Ответ______________

7. Установите хронологическую последовательность антропогенеза

Человек умелый

Человек прямоходящий

Дриопитек

Неандерталец

Кроманьонец. Ответ______________

8. Вставь-те в текст «Ла-мар-кизм» про-пу-щен-ные тер-ми-ны из пред-ло-жен-но-го пе-реч-ня, ис-поль-зуя для этого чис-ло-вые обо-зна-че-ния. За-пи-ши-те в текст цифры вы-бран-ных от-ве-тов, а затем по-лу-чив-шу-ю-ся по-сле-до-ва-тель-ность цифр (по тек-сту) впи-ши-те в при-ведённую ниже таб-ли-цу.

Ла-мар-кизм

Ла-мар-кизм — эво-лю-ци-он-ная кон-цеп-ция, ос-но-вы-ва-ю-ща-я-ся на тео-рии, вы-дви-ну-той в на-ча-ле XIX века _________(А) в трак-та-те «Фи-ло-со-фия зоо-ло-гии». В ши-ро-ком смыс-ле к ла-мар-кист-ским от-но-сят раз-лич-ные эво-лю-ци-он-ные тео-рии, воз-ник-шие в XIX — пер-вой трети XX веков, в ко-то-рых в ка-че-стве ос-нов-ной____________(Б) силы эво-лю-ции рас-смат-ри-ва-ет-ся внут-рен-нее стрем-ле-ние к__________(В). Как пра-ви-ло, боль-шое зна-че-ние в таких тео-ри-ях придаётся и вли-я-нию__________(Г) ор-га-нов на эво-лю-ци-он-ные судь-бы ор-га-низ-мов, по-сколь-ку пред-по-ла-га-ет-ся, что по-след-ствия упраж-не-ния и не-упраж-не-ния могут пе-ре-да-вать-ся по_________________(Д).

Пе-ре-чень тер-ми-нов:

1) ста-би-ли-зи-ру-ю-щий

2) дви-жу-щий

3) на-след-ство

4) упраж-не-ние

5) про-гресс

6) Ла-марк

7) Лин-ней

8) Дар-вин

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

9. Най-ди-те ошиб-ки в при-ведённом тек-сте. Ука-жи-те но-ме-ра пред-ло-же-ний, в ко-то-рых они до-пу-ще-ны, ис-правь-те их. Со-глас-но ос-нов-ным по-ло-же-ни-ям син-те-ти-че-ской тео-рии эво-лю-ции:

1. Ма-те-ри-а-лом для эво-лю-ции слу-жит на-след-ствен-ная из-мен-чи-вость, то есть му-та-ции и ком-би-на-ции генов. 2. Дви-жу-щи-ми си-ла-ми эво-лю-ции яв-ля-ют-ся из-ме-не-ние ге-но-фон-да по-пу-ля-ции и воз-ник-но-ве-ние при-спо-соб-лен-но-сти ор-га-низ-мов к усло-ви-ям су-ще-ство-ва-ния. 3. На-прав-ля-ю-щий фак-тор эво-лю-ции - есте-ствен-ный отбор, ос-но-ван-ный на со-хра-не-нии и на-коп-ле-нии на-след-ствен-ных из-ме-не-ний ор-га-низ-ма. 4. Наи-мень-шая эво-лю-ци-он-ная еди-ни-ца - вид. 5. Эво-лю-ция имеет по-сте-пен-ный и дли-тель-ный ха-рак-тер. 6. Ви-до-об-ра-зо-ва-ние как этап эво-лю-ции на-зы-ва-ет-ся мак-ро-э-во-лю-ци-ей

1.________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________________

10. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о функ-ци-ях жи-во-го ве-ще-ства в био-сфе-ре?

А. Га-зо-вая функ-ция жи-во-го ве-ще-ства свой-ствен-на в эко-си-сте-ме толь-ко про-ду-цен-там.

Б. Кон-цен-тра-ци-он-ная функ-ция жи-во-го ве-ще-ства со-сто-ит в вы-де-ле-нии ор-га-низ-ма-ми ко-неч-ных про-дук-тов жиз-не-де-я-тель-но-сти.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 11 класса

Вариант 2

Фамилия, Имя, класс_____________________________________________________

1. Выберите три правильных ответа. Результатом эволюции является:

появление новых сортов растений

появление новых видов в изменившихся условиях

выведение новых пород

формирование новых приспособлений в изменившихся условиях

сохранение старых видов в стабильных условиях

получение новых пород кур

2. Вы-бе-ри-те по-ло-же-ния, от-но-ся-щи-е-ся к син-те-ти-че-ской тео-рии эво-лю-ции.

Ответ за-пи-ши-те циф-ра-ми без про-бе-лов.

1. эле-мен-тар-ной еди-ни-цей эво-лю-ции яв-ля-ет-ся по-пу-ля-ция

2. вли-я-ние внеш-ней среды на-прав-ле-но на раз-ви-тие по-лез-ных при-зна-ков

3. есте-ствен-ный отбор - глав-ная при-чи-на ви-до-об-ра-зо-ва-ния и раз-ви-тия адап-та-ций

4. ма-те-ри-а-лом для эво-лю-ции слу-жит мо-ди-фи-ка-ци-он-ная из-мен-чи-вость

5. эле-мен-тар-ной еди-ни-цей эво-лю-ции яв-ля-ет-ся вид

6. ма-те-ри-а-лом для эво-лю-ции слу-жит му-та-ци-он-ная и ком-би-на-ци-он-ная из-мен-чи-вость

3. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен.

а) Личинка живет в воде

б) Тело уплощено

г) Питается тканями хозяина

д) Имеет две присоски

е) Пищеварительная система имеет ротовое отверстие

1) Морфологический

2) Экологический

4. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование .

Причина гибели растений

Форма борьбы за существование

а) растения одного вида вытесняют друг друга

б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий

в) семена погибают от сильных заморозков и засухи

г) растения погибают от недостатка влаги при прорастании

д) люди, машины вытаптывают молодые растения

е) большое количество елей мешают росту сосны

1) Внутривидовая

2) Межвидовая

3) борьба с неблагоприятными условиями

5. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением эволюции

а) Многообразие видов

б) Ограниченный ареал

в) Небольшое число видов

г) Широкие экологические адаптации

д) Широкий ареал

е) Уменьшение числа популяции

1) Биологический прогресс

2) Биологический регресс

. Установите последовательность объектов в пастбищной пищевой цепи

Жук жужжелица

Липа

Гусеницы

Сова

Синица. Ответ______________

7. Установите в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле

Цветковые

Папоротникообразные

Псилофиты

Водоросли Ответ______________

8. Вставь-те в текст «Дар-ви-низм» про-пу-щен-ные тер-ми-ны из пред-ло-жен-но-го пе-реч-ня, ис-поль-зуя для этого чис-ло-вые обо-зна-че-ния. За-пи-ши-те в текст цифры вы-бран-ных от-ве-тов, а затем по-лу-чив-шу-ю-ся по-сле-до-ва-тель-ность цифр (по тек-сту) впи-ши-те в при-ведённую ниже таб-ли-цу.

Дар-ви-низм

Дар-ви-низм — по имени ан-глий-ско-го на-ту-ра-ли-ста _________(А) — на-прав-ле-ние эво-лю-ци-он-ной мысли, при-вер-жен-цы ко-то-ро-го со-глас-ны с ос-нов-ны-ми иде-я-ми Дар-ви-на в во-про-се эво-лю-ции, со-глас-но ко-то-рым глав-ным ___________(Б) эво-лю-ции яв-ля-ет-ся _______________(В) отбор. В ши-ро-ком смыс-ле не-ред-ко (и не со-всем пра-виль-но) упо-треб-ля-ет-ся для обо-зна-че-ния эво-лю-ци-он-но-го уче-ния или эво-лю-ци-он-ной био-ло-гии в целом. Дар-ви-низм про-ти-во-по-став-ля-ют идеям ____________(Г) ко-то-рый счи-тал, что ос-нов-ной дви-жу-щей силой эво-лю-ции яв-ля-ет-ся при-су-щее ор-га-низ-мам стрем-ле-ние к _____________(Д).

Пе-ре-чень тер-ми-нов

1) свой-ство

2) фак-тор

3) со-вер-шен-ство

4) ис-кус-ствен-ный

5) есте-ствен-ный

6) Ла-марк

7) Лин-ней

8) Дар-вин

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

9. Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.

1. Все экологические факторы, действующие на организмы подразделяются на биотические, геологические и антропогенные.

2. Биотические факторы - это температурные, климатические условия, влажность, освещенность.

3. Антропогенные факторы - влияние человека и продуктов его деятельности на среду.

4. Фактор, значение которого в данный момент находится на пределах выносливости и в наибольшей степени отклоняется от оптимального значения, называют ограничивающим.

5. Каннибализм - форма взаимоотрицательных взаимодействий между организмами.

1._________________________________________

2.____________________________________

3.________________________________________

10. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о живом ве-ще-стве в био-сфе-ре?

А. Живое ве-ще-ство пла-не-ты обес-пе-чи-ва-ет не-пре-рыв-ный кру-го-во-рот ве-ществ и пре-об-ра-зо-ва-ние энер-гии в био-сфе-ре.

Б. Живое ве-ще-ство рас-пре-де-ле-но в био-сфе-ре рав-но-мер-но, за ис-клю-че-ни-ем вод Се-вер-но-го Ле-до-ви-то-го оке-а-на.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

1 вариант

2 вариант

Авг

Бве

122211

212211

211122

123322

221211

122112

51324

23154

31245

54312

62543

82563

Всего максимально - 50 баллов

45-50 баллов - отметка 5

38-44 балла - отметка 4

25 -37 баллов - отметка 3

Менее 24 баллов - отметка 2.

Структура и содержание работы

Цель проведения: выявление уровеня освоения учащимися учебного материала курса "Общая биология" по итогам 11 класса

Ориентировочное время выполнения контрольной работы -40 минут.

Каждый вариант работы состоит из 10заданий, различающихся формами и уровнями сложности.

Задание 1,2 - выбор трех правильных ответов (0-3 балла)

Задание 3-5 -соответствие (0-5 баллов)

Задание 6-7 - последовательность(0-5 баллов)

Задание 8 - вписать термины (0-5 баллов)

Задание 9 - исправить ошибки в тексте (0-3 бпалла)

Задание 10 - выбрать один правильный ответ(0-1 балл)

Кодификатор

дела

контроли-

руемого

элемента

Номер вопроса в тесте

Элементы содержания, проверяемые заданиями работы

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

Вид и его критерии

Популяции. Генетический состав и изменение генофонда популяций

Борьба за существование ее формы, Естественный отбор и его формы

Система растений и животных - отображение эволюции

Главные направления эволюции органического мира

Анторопогенез

Экосистема

Экологические факторы среды

Пищевые связи в экосистемах

Биосфера - глобальная экосистема

итоговой контрольной работы по биологии в 11__ классе Класс 11 " "

Ф.И.О. учителя ______________________

Дата проведения: " " _______________ 20 года

Количество обучающихся, выполнявших работу ______,

отсутствовали

Справились с контрольной работой на "5" чел. %

«2» _ __ чел. %

Не справились с работой чел. %

учащихся

Выполняли работу

Получили отметку

Итоговый контроль по биологии, 9 класс

Данная контрольная работа разработана специально для оценки уровня знаний учеников 9 класса по предмету биология

Годовая контрольная работа по биологии за 9 класс

Выберите один правильный ответ.
1. Наука, изучающая водоросли–
a) Бриология
b) Цитология
c) Альгология
d) Микология

2. Цепь, состоящая из многочисленных звеньев:
a) Полимер
b) Мономер
c) Тетрамер
d) Олигомер

3. Общая формула крахмала:
a) С6Н12О6
b) (С6Н12О5)n
c) (С6Н12О6)n
d) С12Н24О11

4. Состоят из глицерина и жирных кислот:
a) Углеводы
b) Белки
c) Ферменты
d) Жиры

5. Третичная структура белка:
a) Спираль
b) Глобула
c) Полипептидная цепочка
d) Пептид

6. Фермент по химической природе:
a) Белок
b) Углевод
c) Соль
d) Жир

7. В состав ДНК не входит:
a) Аденин
b) Урацил
c) Тимин
d) Гуанин

8. Наследственный материал всех вирусов:
a) и ДНК, и РНК
b) только ДНК
c) только РНК
d) или ДНК, или РНК

9. Захват жидкости клеткой:
a) Фагоцитоз
b) Пиноцитоз
c) Обратный фагоцитоз
d) Риноцитоз

10. Что такое кариоплазма:
a) Наследственный материал
b) Стенка ядра
c) Матрикс ядра
d) Хроматин

11. Хромосомный набор в клетках матки:
a) Гаплоидный
b) Диплоидный
c) Триплоидный
d) Тетраплоидный

12. Оболочка ядра может переходить в:
a) Комплекс Гольджи
b) Рибосомы
c) Митохондрии
d) ЭПС

13. Акросома сперматозоида представляет собой:
a) Комплекс Гольджи
b) Рибосомы
c) Митохондрии
d) ЭПС

14. Сформулировал закон зародышевого сходства:
a) Ч. Дарвин
b) Н.И. Вавилов
c) К.М. Бэр
d) Э. Геккель

15. Полость, образовавшаяся внутри гаструлы:
a) Первичная кишка
b) Первичный рот
c) Первичный мозг
d) Амнион

Выберите все правильные ответы.
16. Для метафазы митоза характерно:
a) Хромосомы на экваторе
b) Хромосомы состоят из хроматид
c) Хромосомы расходятся к полюсам
d) Хромосомы связаны с нитями веретена деления

17. Постэмбриональное развитие может быть:
a) Обходное
b) Прямое
c) Косвенное
d) Непрямое
e) Без метаморфоза

18. Историческое развитие вида и индивидуальное развитие особи, соответственно:
a) филогенез
b) катагенез
c) онтогенез
d) морфогенез
e) мезогенез

19. Пример аллельных генов:
a) Голубой цвет глаз и отсутствие глаза
b) Желтый цвет семени гороха и его морщинистая форма
c) Гладкая и шероховатая форма листа
d) Рыжий цвет волос и карий цвет глаз
e) Наличие и отсутствие пигмента в коже

20. Гены, находящиеся в одной хромосоме:
a) Сливаются
b) При мейозе попадают в одну гамету
c) Гасят друг друга
d) Занимают определенное место-локус
e) Наследуются сцепленно

21. Что справедливо для эпистаза:
a) Один ген подавляет проявление другого
b) Бывает рецессивным
c) Бывает доминантным
d) Один ген отвечает за проявление нескольких признаков
e) Один ген усиливает проявление другого

22. Составляющие метаболизма:
a) Анаболизм
b) Диссимиляция
c) Ассимиляция
d) Катаболизм
e) Энергетический и пластический обмен

23. Виды мутаций:
a) Спонтанные
b) Генные
c) Геномные
d) Хромосомные
e) Генотипные

24. Растения являются:
a) Гетеротрофами
b) Продуцентами
c) Автотрофами
d) Консументами
e) Редуцентами

25. К первичной сукцессии относится:
a) Образование леса на ранее распаханной площади
b) Поселение лишайников на камнях
c) Возрождение леса после пожара
d) Появление пруда после его пересыхания
e) Появление жизни на песчаной дюне

26. Формы естественного отбора:
a) Стабилизирующий
b) Направляющий
c) Дизруптивный
d) Движущий
e) Отрицательный

27. Пример ароморфоза:
a) Уплощение тела у камбалы
b) Отсутствие органов пищеварения у бычьего цепня
c) Появление живорождения
d) Два круга кровообращения у лягушки
e) Защитная окраска у животных

Дайте определение поняти ям.
28. Что такое оплодотворение?
29. Что такое панспермия?
30. Что такое популяция?
31. Что такое АТФ?
32. Что такое закон минимума?
33. Что такое дивергенция?

Решите задачи.
1. У кошек короткая шерсть доминирует над ангорской (длинной шерстью). Короткошерстная кошка при скрещивании с ангорским котом принесла 5 короткошерстных и 2 ангорских котенка. Определите генотипы родительских форм.
2. Самка мыши полевки родила трое мышат, масса каждого равна 5 гр. За месяц вскармливания мышата достигли массы 15 гр каждый. Определите, какую массу зерна должна употребить мышь, чтобы вскормить своё потомство.

Ответы и система оценивания работ
Вопросы с выбором одного правильного ответа оцениваются в один балл. Вопросы с выбором всех правильных ответов – по одному баллу за правильный ответ и минус один за каждый неправильный и невыбранный. Задания с определениями оценивается максимально в два балла (0-1-2). Задания с развернутым ответом – в пять баллов (0-1-2-3-4). Максимальное количество баллов 71.
«5» - 62 балла
«4» - 51 балл
«3» - 40 баллов
Вопрос Ответ Вопрос Ответ
1. C 18. Ac
2. A 19. Ce
3. B 20. Bde
4. D 21. Abc
5. B 22. Abcde
6. A 23. Abcd
7. B 24. Bc
8. D 25. Be
9. B 26. Acd
10. C 27. Cd
11. A 28.
12. D 29.
13. A 30.
14. C 31.
15. A 32.
16. Abd 33.
17. Bde

28. оплодотворение-процесс слияния сперматозоида с яйцеклеткой.
29. панспермия- гипотеза о зарождении жизни на Земле, утверждающая, что ее занесли из космоса.
30. популяция- совокупность особей одного вида, проживающая на одной территории и способная свободно скрещиваться.
31. АТФ- универсальный источник энергии в живом организме, аденозинмонофосфат (аденин+рибоза+фосфорная кислота).
32. закон минимуму - закон экологии, гласящий, что наиболее значим для организма тот фактор, который более всего отклоняется от оптимального его значения.
33. дивергенция - расхождение признаков у первоначально родственных групп организмов.

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 10 класса (профильный уровень). Работа включает в себя 2 варианта в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В, и Часть С).

Часть А. Содержит 15 заданий (А1-А15) с выбором одного верного ответа из четырех базового уровня сложности (1 задание-1 балл).
Часть В. Содержит 3 задания с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и определение последовательности биологических объектов, процессов и явлений. Эти задания повышенного уровня сложности (1 задание — 2 балла).
Часть С. Содержит 2 задания с развернутым ответом (1 задание — 2 балла).

Максимальное количество баллов — 25
Критерии оценивания
22-25 баллов – оценка 5
17-21 баллов – оценка 4
10-16 баллов – оценка 3
менее 10 – оценка 2

1 Вариант

А1. При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно. Чем это объясняется?

1) все особи имеют одинаковый генотип
2) все особи имеют одинаковый фенотип
3) все особи имеют сходство с одним из родителей
4)все особи живут в одинаковых условиях

А2. Главный признак живого –

1) движение
2) увеличение массы
3) обмен веществ
4) распад на молекулы

А3. В пробирке с раствором хлорофилла фотосинтез не происходит, так как для этого процесса необходим набор ферментов, расположенных на

1) кристах митохондрий
2) гранах хлоропластов
3) эндоплазматической сети
4) плазматической мембране

А4. Информационную функцию в клетке выполняют

1) белки
2) липиды
3) углеводы
4) нуклеиновые кислоты

А5. При геномных мутациях происходят изменения

1) числа хромосом в генотипе особи
2) структуры ядерных хромосом
3) сочетания нуклеотидов в молекуле ДНК
4) механизма кроссинговера в профазе мейоза

А6. Какое из перечисленных заболеваний человека вызвано неклеточными формами жизни?

1) СПИД
2) туберкулез
3) дизентерия
4) холера

А7. Какая наука изучает влияние загрязнений на окружающую среду?

1) анатомия
2) генетика
3) ботаника
4) экология

А8. Растение поглощает из окружающей среды воду и углекислый газ, которые в процессе фотосинтеза используются в качестве

1) катализаторов химических реакций
2) конечных продуктов дыхания
3) исходных продуктов обмена
4) источников энергии

А9. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется

1) плазматической мембраной
2) эндоплазматической сетью
3) ядерной оболочкой
4) цитоплазмой

А10. Энергетические станции клетки – это

1) рибосомы
2) хлоропласты
3) митохондрии
4) лизосомы

А11. Пластический обмен не может идти без энергетического, так как энергетический обмен поставляет для пластического

1) богатые энергией молекулы АТФ
2) ферменты для ускорения реакций
3) кислород для реакций расщепления
4) неорганические соли и кислоты

А12. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?

1) вирусы
2) бактерии
3) лишайники
4) грибы

А13. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?

1) полиомиелита
2) оспы
3) гриппа
4) ВИЧ

А14. Каковы особенности модификационной изменчивости?

1) проявляется у каждой особи индивидуально, так как изменяется генотип
2) носит приспособительный характер, генотип при этом не изменяется
3) не имеет приспособительного характера, вызвана изменением генотипа
4) подчиняется законам наследственности, генотип при этом не изменяется

А15. Удвоение ДНК происходит

1) в профазе митоза
2) в анафазе митоза
3) в интерфазе митоза
4) в метафазе митоза

В1.
Половое размножение, в отличие от бесполого,

1) свойственно как растениям, так и позвоночным животным
2) ведет к появлению новых комбинаций генов в потомстве
3) является эволюционно более древним
4) сопровождается гаметогенезом
5) способствует развитию большого числа дочерних особей
6) характерно только для прокариотических организмов

В2.

В3. Установите последовательность процессов в первом делении мейоза

A. спирализация хромосом
B. образование веретена деления
C. конъюгация гомологичных хромосом
D. расхождение гомологичных хромосом
E. кроссинговер – обмен генами
F. удвоение ДНК

Дайте полный свободный ответ на вопрос:

С1. Объясните, почему при нанесении пероксида водорода на срез сырого картофеля активно выделяется кислород, а при нанесении на срез вареного картофеля выделения кислорода не наблюдается.

С2. Как вы считаете, в чем заключается опасность близкородственных браков?

Вариант 2

А1. При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей?

1) АА х аа;
2) Аа х АА;
3) Аа х Аа;
4) АА х АА.

А2. Без митоза невозможен процесс

1) обмена веществ
2) роста организма
3) оплодотворения
4) кроссинговера

А3. О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них

1) ядра
2) пластид
3) оболочки из клетчатки
4) вакуолей с клеточным соком

А4. Что является мономером белка?

1) гликоген
2) глюкоза
3) аминокислоты
4) нуклеотиды

А5. Источником углерода, используемого растениями в процессе фотосинтеза, служит молекула

1) угольной кислоты
2) углеводорода
3) полисахарида
4) углекислого газа

А6. Световая стадия фотосинтеза протекает

1) в цитоплазме
2) в гранах хлоропласта
3) в рибосомах
4) в митохондриях

А7. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию

1) защитную
2) каталитическую
3) аккумулятора энергии
4) транспорта веществ

А8. Гидролитическое расщепление высокомолекулярных веществ в клетке происходит в

1) лизосомах
2) рибосомах
3) хлоропластах
4) эндоплазматической сети

А9. Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в её состав молекулами

1) гликогена и крахмала
2) ДНК и АТФ
3) белков и липидов
4) клетчатки и глюкозы

А10. Организмы, которым для нормальной жизнедеятельности необходимо наличие кислорода в среде обитания, называют

1) аэробами
2) анаэробами
3) гетеротрофами
4) автотрофами

А11. К основным причинам комбинативной изменчивости не относят

1) рекомбинацию генов в процессе кроссинговера
2) независимое расхождение гомологичных хромосом в мейозе
3) воздействие условий внешней среды
4) случайную встречу гамет при оплодотворении

А12. Количество групп сцепления генов у организмов зависит от числа

1) пар гомологичных хромосом
2) аллельных генов
3) доминантных генов
4) молекул ДНК в ядре клетки

А13. В условиях тропической Африки у капусты не образуются кочаны. Какая форма изменчивости проявляется в данном случае?

1) мутационная
2) комбинативная
3) модификационная
4) цитоплазматическая

А14. Синтез белка относится к реакциям

1) фотосинтеза
2) дыхания
3) ассимиляции
4) диссимиляции

А15. В анафазе митоза происходит

1) удвоение хромосом
2) деспирализация хромосом
3) расхождение хроматид
4) спирализация хромосом

В1. Выберите три верных ответа из шести
Для прокариотной клетки характерно наличие

1) рибосом
2) митохондрий
3) оформленного ядра
4) плазматической мембраны
5) эндоплазматической сети
6) одной кольцевой ДНК

В2. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов

В3. Установите последовательность этапов энергетического обмена

A. расщепление биополимеров до мономеров
B. поступление органических веществ в клетку
C. окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды
D. расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты
E. синтез двух молекул АТФ
F. синтез 36 молекул АТФ

Дайте полный свободный ответ на вопрос:

С1. Чем клетка животных отличается от растительной клетки по строению?

С2. Предположите, что произойдет, если на Земле исчезнут все бактерии.

Ответы на итоговую контрольную работу по биологии за курс 10 класса
1 вариант
А1-1, А2-3, А3-2, А4-4, А5-1, А6-1, А7-4, А8-3, А9-1, А10-3, А11-1, А12-1, А13-4, А14-2, А15-3
В1-124
В2-А-146, В-235
В3-FABCED
2 вариант
А1-3, А2-2, А3-1, А4-3, А5-4, А6-2, А7-3, А8-1, А9-3, А10-1, А11-3, А12-1, А13-3, А14-3, А15-3
В1-146
В2-А-134, В-256
В3-BADECF