(Правила разгадывания ребусов читай на игровой страничке)

Басни Ивана Андреевича Крылова знают все. В них высмеиваются глупость, невежество, несправедливость. Со всем этим Ивану Крылову довелось сталкиваться с самого раннего детства. Отец его, армейский офицер Андрей Прохорович Крылов, хоть и был дворянином, денег не имел и оставил в наследство сыну единственное, но поистине бесценное богатство - старенький походный сундучок с книгами, которые собирал много лет, тратя на них последние гроши. Ваня с детства видел, что всё свободное время отец проводит за чтением. Денег на обучение Ивана не было. Хорошо, однажды богатый помещик, услышав, как Ванюша читает стихи, разрешил ему из милости приходить на уроки к своим детям. Особенно усердно мальчик взялся за языки - французский и итальянский. Тогда же случайно попалась ему тоненькая книжечка французского баснописца Лафонтена, и Ваня даже попробовал перевести одну из басен. Когда Ванюше исполнилось 9 лет, умер отец. Мать работала с утра до ночи, чтобы только не отрывать сына от учения, и всё-таки денег не хватало. В 11 лет Ваня поступил на службу - он переписывал бумаги в суде, разносил важные документы, чинил гусиные перья, у него был собственный стол, заваленный бумагами, и его даже называли Иван Андреевич. Но частенько ему доставалось от сурового начальника за «пустое и бесполезное занятие» - чтение всевозможных книг.
Помимо книг любил Иван и театр. И даже свой путь в литературу начал с писания пьес. Пьесы ставились. Но были они настолько правдивы и остроумны, а их герои так легко узнавались, что скоро их перестали ставить театры. Трижды Крылов принимался издавать журналы. Но и в них сатира была такой острой, что журналы пришлось закрыть. И только в 37 лет Иван Андреевич Крылов нашёл своё призвание - басни! И сразу стал известен всей России.
Великого русского баснописца наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. Он написал ровно 200 басен и сам объединил их в 9 книг. У подножия его памятника в Летнем саду в городе Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен .

Ответы на ребусы:
1. Квартет
2. Слон и Моська
3. Стрекоза и Муравей
4. Ворона и Лисица

(Чтобы перейти к игре - кликни по эскизу иллюстрации)

Размер плаката А4 - 960 х 720
Размер файла - 98 кб.

Привет от дедушки Крылова

Немного о писателе

Разгадай ребусы и узнай названия известных басен Крылова

Библиотекарю

Собери мозаики по иллюстрациям басен Крылова

При создании страницы были использованы
материалы журнала "Читайка", № 2, 2009 г.

Андреева М.С. Ларец мудрости: [сценарий литературного утренника] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2004. - № 2. - С. 3-7.
Аполлонова, Г. В. Здравствуй, дедушка Крылов! : [сценарий] // Читаем, учимся играем. - 2012. - № 11. С. 21-25.
Бикеева, В. А. Поэт и мудрец слились в нём воедино: [сценарий] // Досуг в школе. - 2014. - № 3. - С. 14-19.
Глазкова, Л. А. "Чинов я пышных не искал..." : [сценарий] // Читаем, учимся играем. - 2013. - № 12. С. 21-25.
Глубоковских, М.В. "Соседушка, мой свет!..." : [сценарий познавательно-интеллектуального мероприятия] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2017. - № 11. - С. 6-7.
Глубоковских, М.В. "Стрекоза и Муравей" : [сценарий для детей 9-10 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2018. - № 2. - С. 6-8.
Дарсалямова А.И. Царство басни: игра - путешествие по творчеству И.А. Крылова // Читаем, учимся, играем. - 2005. - № 7. - С. 43-45.
Дрей, О. И. Крыловские басни: [сценарий игры "Кто хочет стать миллионером?" // Чем развлечь гостей. - 2014. - № 3. - С. 52-56.
Ещенко Н. Басни дедушки Крылова: [сценарий игрового урока-конкурса] // Начальная школа. - 2003. - № 6. - С. 3. - (Прилож. к газ. «Первое сентября»).
Макарова Б.А. Баснописец, каких не было: [сценарий литературного вечера об И.А. Крылове] // Читаем, учимся, играем. - 2003. - № 12. - С. 42-50.
Макарова Б.А. Сценарий "Великий баснописец" : [театрализованная постановка о Крылове И.А.] // Досуг в школе. - 2004. - № 3. - С. 18-23.
Нуштаева, А.А. "Слона-то я и не приметил" : познавательная литературная игра. // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 6. - С. 88-91.
Пешкун, Л.Г. "Ворона и лисица" : [сценарий литературного мероприятия для детей 9-10 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2017. - № 5. - С. 8-12.
Полякова, Г. В. Наследник Лафонтена: [сценарий] // Читаем, учимся играем. - 2014. - № 2. С. 58-61.
Семенихина Е.В.
"Мораль сей басни такова..." : [разработка конкурсной программы] // Читаем, учимся, играем. - 2003. - № 12. - С. 51-53.
Сергеева, И. А. Пером и басней: [сценарий мероприятия и викторина по произведениям И. А. Крылова для учащихся 4-5 классов] // Читаем, учимся играем. - 2013. - № 12. С. 26-27.
Соловьёва, Е. В. "Мораль сей басни такова..." : [сценарий игровой программы] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2011. - № 12. С. 10-11.
Шикуля, О. В. В гости к дедушке Крылову: [сценарий] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 9. - С. 9-12.

Список сценариев массовых мероприятий для детей

Библиотечный плакат на книжную полку

Отгадай загадку: ответ найди на картинке

У вороны та плутовка
Сыр отнять сумела ловко.

Собери половинки, чтобы получились названия басен

виноград

Ягнёнок

Волк и

Ворона и

Кукушка и

Мартышка и

Стрекоза и

Чиж и

Проверь свои ответы

Загадка:
Лисица

Половинки названий басен:
Волк и Ягнёнок
Ворона и Лисица
Кукушка и Петух
Лиса и виноград
Мартышка и очки
Мышь и Крыса
Слон и Моська
Стрекоза и Муравей
Чиж и Голубь

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней!

М. Исаковский

Басни И.А. Крылова

Басни И.А. Крылова

Найди правильный ответ в тексте басен И.А. Крылова

Кликните по номеру слова, чтобы прочитать определение. Запишите в появившемся окне ваш вариант ответа. Затем щёлкните мышью по слову "Ввести". Если вы затрудняетесь с ответом, щелкните по слову "Подсказка", чтобы увидеть букву или часть слова.

Проверка

13 февраля 2019 г. исполнилось 250 лет со дня рождения знаменитого баснописца Ивана Андреевича Крылова. Даже самые младшие школьники знакомы с его творчеством. В этом смогли убедиться библиотекари на литературном часе «Мораль сей басни такова…», который проходил для учащихся младших классов. Они рассказали ребятам интересные факты из жизни писателя, показали инсценировки басен. А сами юные читатели по крылатым выражениям узнавали басни, участвовали в конкурсах: «Угадай предмет», «Найди пару». А еще ребята продемонстрировали свои артистические способности, прочитав известные им басни наизусть. В заключение мероприятия, дети назвали много человеческих качеств, которым учат басни: скромность, справедливость, честность, доброта.
Т.В. Дмитриенко, библиотекарь абонемента ГДБ


Личностные:

Тип урока
Форма урока: викторина.
Методы урока

Возрастная категория : 5 класс

УМК:
— Литература.
— Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. М.А. Снежневская и др. - М.:Мнемозина, 2011
— Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебникам-хрестоматиям Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф. и др. «Литература. 5 кл.» /О.Б.Беломестных. - М.: Издательство «ВАКО», 2002
раздаточный материал;
технические средства обучения

Средства наглядности :
— раздаточный материал: карточки с текстами басен;
зрительная наглядность «Презентация к уроку»

Оборудование :

Оформление:

Эпиграф:

И.А.Крылов

  1. Вхождение в тему урока.


II

III . Викторина.

1) Конкурс-разминка .

— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу? (Сырный дух)
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

2) Конкурс «Доска объявлений» (Слайд 2)

Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой.

3)

4) «Конкурс Капитанов».

Время выполнения - 5 минут.

Квартет

Проказница-Мартышка,

Да косолапый Мишка

Дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка.-

Погодите!

Я, прима, сяду против вторы.

Волк на псарне

Попал на псарню.

Бегут: иной с дубьём,

Иной с ______________.

Волк и Ягнёнок

Но мы истории не пишем;

И надобно ж беде случиться,

5) «Я тебя знаю»


Все в музыканты не годитесь. («Квартет»)


На лад их дело не пойдет. («Лебедь, Рак и Щука»)

Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. («Лебедь, Рак и Щука»)

Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем. («Квартет»)

Навозу кучу разрывая,
Петух нашел жемчужное зерно. («Петух и жемчужное зерно»)

6) «Ребусы» (Слайд 13)

Стою и твёрд и прям.

8) «Ларчик» (Слайд 15- 20)

В этом ларчике собраны разные предметы. Вы должны вспомнить, какому герою они принадлежат и из какой басни этот герой.

жёлуди-свинье«Свинья под дубом»

кусочек сыра - Вороне «Ворона и Лисица»

тарелка ухи-Демьяну «Демьянова уха»

скрипка- мартышке «Квартет»

кисть винограда - хотелось получить Лисице «Лисица и Виноград»

9) «Домашнее задание»

На уроках вы познакомились с жанром басни. Прочитали много басен Ивана Андреевича Крылова. И теперь, думаю, пора узнать, какие вы баснописцы. Проверяем ваше домашнее задание.

10) Подведение итогов урока.

IV . (Слайд 21).

Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Вопрос классу

Учитель . Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие - с ленью, скромность - с хвастовством, талант - с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Стихотворение П.Вяземского (Слайд 22):

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Как вы понимаете строки?
Согласны ли вы с автором?

Просмотр содержимого документа
«Урок-викторина "Знатоки басен дедушки Крылова" »

Викторина: «Знатоки басен дедушки Крылова» в 5 классе

Цель урока- викторины:

Обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

    проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

    проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:

    развитие речи и творческого мышления обучающихся;

    формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Личностные:

* умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

    воспитание интереса к классической литературе.

Тип урока : комбинированный, обобщающий.
Форма урока: викторина.
Методы урока : словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности : индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория : 5 класс

УМК:
- Литература.
- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. М.А. Снежневская и др. – М.:Мнемозина, 2011
- Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебникам-хрестоматиям Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф. и др. «Литература. 5 кл.» /О.Б.Беломестных. – М.: Издательство «ВАКО», 2002
- раздаточный материал;
- технические средства обучения

Средства наглядности :
- раздаточный материал: карточки с текстами басен;
- зрительная наглядность «Презентация к уроку»

Оборудование : карточки с текстами произведений, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.

Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.

Используемые образовательные технологии : компьютерная презентация к уроку.

Эпиграф:

Люблю, где случай есть пороки пощипать.

И.А.Крылов

Организационная структура урока:

    Вхождение в тему урока.

Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры.

Ребята, мы с вами нескольких уроков назад знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова.

II . Слово о баснописце И.А.Крылове.

14 февраля исполняется 245 лет со дня рождения И.А.Крылова. Он оставил нам в наследство более 200 басен, проникнутых сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н.В.Гоголь называл басни Крылова «… книгой мудрости самого народа». И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания.

III . Викторина. В викторине участвуют две команды.

1) Конкурс-разминка .

Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
- У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
- Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
- Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
- Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)
- На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
- Что пленило лисицу? (Сырный дух)
- Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

2) Конкурс «Доска объявлений» (Слайд 2)

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой.

Ответы: Мартышка «Мартышка и очки», 2. Стрекоза «Стрекоза и Муравей», 3. Петух или Кукушка «Кукушка и петух», 4. Ворона «Ворона и Лисица»

3) Конкурс «Картинная галерея» (Слайды 3- 12)

Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. На экране демонстрируются слайды с иллюстрациями к басне.

4) «Конкурс Капитанов».

Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

Квартет

Проказница-Мартышка,

Да косолапый Мишка

Сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под _____________,-

Пленять своим искусством свет.

В смычки,

Дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.-

Погодите!

Как музыке идти! Ведь вы не так __________.

Ты с басом, Мишенька, садись против__________,

Я, прима, сяду против вторы.

Волк на псарне

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь _______________ двор.

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» -

И вмиг ________________ на запор;

В минуту _____________ стала адом.

Бегут: иной с дубьём,

Иной с ______________.

Волк и Ягнёнок

У сильного всегда ________________ виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.

Ягнёнок в жаркий день ___________ к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный ____________ Волк.

Ягнёнка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить __________

5) «Я тебя знаю»

По отрывкам определите, из какой басни они взяты.

А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. («Квартет»)

Ворона каркнула во все воронье горло. («Ворона и Лисица»)

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет. («Лебедь, Рак и Щука»)

Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. («Лебедь, Рак и Щука»)

Ты сер, а я, приятель, сед. («Волк на псарне»)

У сильного всегда бессильный виноват.(«Волк и Ягненок»)

А Васька слушает да ест. («Кот и повар»)

Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем. («Квартет»)

Навозу кучу разрывая,
Петух нашел жемчужное зерно. («Петух и жемчужное зерно»)

6) «Ребусы» (Слайд 13)

Ответы: 1.Стрекоза «Стрекоза и Муравей», 2. Моська «Слон и Моська», 3 Кукушка «Кукушка и Петух», 4. Щука «Лебедь, Щука и Рак»

7) Игра со зрителями (Слайд 14)

Задание: в отрывке из басни Крылова "Дуб и трость" автор использовал 32 буквы русского алфавита. Найдите недостающую букву. (Ъ)

Не только солнца я препятствую лучам,

Но, посмеиваяся и вихрям, и грозам,

Стою и твёрд и прям.

Как будто б ограждён ненарушимым миром.

Тебе всё бурей - мне всё кажется зефиром.

Хотя б уж ты в окружности росла,

Густою тению ветвей моих покрытой,

От непогод бы я быть мог твоей защитой;

Но вам в удел природа отвела Брега бурливого Эолова владенья.

Конечно, нет совсем у ней о вас раденья.

8) «Ларчик» (Слайд 15- 20)

– В этом ларчике собраны разные предметы. Вы должны вспомнить, какому герою они принадлежат и из какой басни этот герой.(Учитель из «сундучка» поочередно выводит на экран предметы. Задача учеников назвать героя и басню.)

жёлуди–свинье«Свинья под дубом»

кусочек сыра – Вороне «Ворона и Лисица»

тарелка ухи–Демьяну «Демьянова уха»

скрипка– мартышке «Квартет»

кисть винограда – хотелось получить Лисице «Лисица и Виноград»

9) «Домашнее задание»

– На уроках вы познакомились с жанром басни. Прочитали много басен Ивана Андреевича Крылова. И теперь, думаю, пора узнать, какие вы баснописцы. Проверяем ваше домашнее задание.

10) Подведение итогов урока.

Объявление результатов соревнования между двумя командами.

IV .Заключительное слово учителя . (Слайд 21).

Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Вопрос классу . Чему нас учат басни Крылова?

Учитель . Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Стихотворение П.Вяземского (Слайд 22):

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Как вы понимаете строки?
Согласны ли вы с автором?

Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?


Викторина по басням И.А. Крылова для 5-го класса

Цель урока:

1. Показать нравоучение, мораль басен Крылова.
2. Проверить знание басен.
3. Учить выразительному чтению басен, инсценированию.

Оборудование: портрет баснописца Крылова, иллюстрации к басням, рисунки, лучшие письменные работы детей, “Проба пера”-басни, написанные детьми.

Ход урока :

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Крылов говорил: «Люблю, где случай есть,
Пороки пощипать».

И настолько мастерски, проникновенно это получалось у блестящего русского баснописца, что герои его аллегорических рассказов интересны читателям на протяжении уже более 200 лет.
И, как считал В.Г. Белинский, слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего русского народа.

Дети! Сегодня ваша задача – показать, насколько хорошо вы изучили творчество И.А. Крылова, проявить смекалку и творческие способности.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, сегодня у нас праздник. Вы спросите: «Почему?» Потому что мы встречаемся с очень интересными книгами и произведениями. А встреча с книгами – всегда праздник.

В Петербурге в Летнем саду стоит памятник – сидит человек с грустным лицом, смотрит вдаль, а на постаменте вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные: ну конечно же, это Иван Андреевич Крылов и герои его басен! (обращение внимания детей на репродукцию памятника на доске).

I II. Проведение викторины. В викторине принимают участие две команды. Участники распределены заранее, определяется жюри.

Задание 1. Каждая команда должна приготовить по 3 рисунка соперникам. Показывая друг другу рисунки, угадать из какой басни взят этот эпизод.

Задание 2. Назовите басни Крылова о:

лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»);

волке («Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Лев и волк», «Влое и кот», «Волк и пастухи», «Волки и овцы»);

медведе («Квартет», «Медведь у пчел», «Пустынник и медведь», «Трудолюбивый медведь», «Крестьянин и работник»);

обезьяне («Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет»);

людях («Крестьянин и работник», «Кот и повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и змея», «Два мальчика»).

Задание 3. Чьи это слова:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисица, «Ворона и лисица»)
«Все про очки мне лишь мне налгали;

А проку на-волос нет в них». (Мартышка, «Мартышка и очки»)

«Друзья! К чему весь это шум?

Я, ваш старинный сват и кум…» (Волк, «Волк на псарне)

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекоза, «Стрекоза и муравей»)

«Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (Мартышка, «Квартет»)

Задание 4. К кому обращены эти слова?

«Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище». (к Соловью, «Осел и Соловей»)

«Смотри-ка, – говорит, – кум милый мой!

Что это там за рожа?» (к Медведю, «Зеркало и обезьяна)

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» (к Стрекозе, «Стрекоза и Муравей»)

«Соседка, перестань срамиться, –

Ей Шавка говорит, – тебе ль с Слоном возиться?! (к Моське, «Слон и Моська»)

«Соседушка, я сыт по горло». (к Демьяну, «Демьянова уха»)

Задание 5. Вспомните пропущенное слово в названии басни:

«Лягушка и …(Вол)».

«Волк на … (псарне)».

«…(Волк) и ягненок».

«Кот и … (повар)».

«Крестьянин и … (Змея) или (Работник)».

«Свинья под … (дубом)».

«Бумажный … (змей)».

«… (Тришкин) кафтан».

Задание 6. В какой басне:

«К кому-то принесли от мастера ларец…» («Ларчик»).

«Шли два приятеля вечернею порой

И дельный разговор вели между собой». («Прохожие и собаки»)

«Зубастой щуке в мысль пришло

За кошечье приняться ремесло». («Щука и кот»)

«Кошка … попалась в когти льву…» (Мышь и крыса»)

«Голодная кума Лиса залезла в сад…» («Лиса и виноград»)

Задание 7. В какой басне была такая мораль?

«Вперед чужой беде

не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь»)
«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица»)
«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука». (Лебедь, Щука и Рак»)
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник:

И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот»)
«Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться». («Ларчик»)

Задание 8. Пять вопросов – пять ответов. Какой ответ соответствует вопросу?

«Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» («Стрекоза и Муравей») «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас - Песни, резвость всякий час, Так что голову вскружило».

«Соседка, перестань срамиться…- тебе ль с Слоном возиться?» («Слон и Моська») «Не радуйся, мой свет… и не надейся по пустому».

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?»(«Любопытный») «Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки».

«Соседка, слышала ль ты добрую молву? - Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?» («Мышь и Крыса») «В кунсткамере, мой друг, часа там три ходил…»

«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?» («Свинья») «Я не приметила богатства никакого».

Задание 9. Продолжи строку.

Учащимся следует продолжить начатую учителем басню, из изученных в начальных классах.


  • Попрыгунья Стрекоза
    Лето красное пропела.....

  • По улицам слона водили,
    Как, видно, на показ.......

  • Однажды Лебедь, Рак да Щука,
    Везти с поклажей воз взялись....

  • Вороне где-то бог послал кусочек сыру:
    На ель Ворона взгромоздясь.....
Задание10. Инсценирование басен. Кто лучше?

1 команда - “Демьянова уха”
2 команда - “Волк и ягненок”

Задание 11. «Кто лишний?»

Каждая группа получает листочки с названиями героев. Один из героев на карточке лишний. Надо назвать лишнего героя и сказать, к какой басне относятся остальные герои.

Волк, Моська, Ловчий («Волк на псарне»)

Слон, Щука, Кот («Щука и Кот»)

Осёл, Кот, Соловей («Осёл и Соловей»)

Осёл, Щука, Козёл, Мишка, Мартышка, Соловей («Квартет»)

Крыса, Мышь, Медведь («Мышь и Крыса»)

Задание 12. Угадать к какой басне данные иллюстрации и озвучить их

1 команда - иллюстрация: волк показан генералом.
2 команда - иллюстрация: волк сидит в углу.

Подвести итог викторины. За каждый правильный ответ команда получала жетон.

IV. Заключительное слово учителя. Запись в тетради слов Белинского:

“Слава Крылова все будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского”.

Хочется закончить нашу викторину стихотворением:

Стихотворение Михаила Исаковского, посвящённое И.А. Крылову:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни «Букварь» постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова!

Забавой он людей исправил.
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта наша быль.
И не забудут этой были
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Кн. П. Вяземский.

Сегодня мы предложим вам варианты вопросов для викторины по басням Крылова. Не зря произведения данного автора называют кладезем народной мудрости. Ведь каждая басня несет глубочайший смысл, который в шуточной форме можно донести детям.

Необходима для глубокого понимания мудрых басен Крылова. Помимо общих вопросов, касающихся творчества автора, здесь можно обнаружить и те, которые относятся конкретно к одному творению. Пожалуй, приступим. Для начала детей стоит немного познакомить с правилами проведения конкурса. О них вы сможете прочитать в следующем пункте статьи.

Правила проведения викторины

Перед тем как мы перейдем к вопросам викторины по Крылову (с ответами), необходимо обсудить правила игры. Проведение любого развлекательного мероприятия требует особой подготовки. Перед вопросами необходимо произнести интересную вступительную речь.

Для проведения конкурса стоит разделить весь класс на две или более групп. Так можно развить дух соперничества и общности команды. Мы предлагаем следующую систему поощрения: каждый правильный ответ приносит группе один балл. По итогам необходимо подсчитать количество заработанных баллов, та группа, у которой их больше, получает приз. Призом может выступать абсолютно все - пятерка по литературе, сладкий презент (конфеты) и так далее.

Итак, теперь вступительная речь, которую стоит произнести перед викториной по басням. С ответами к ней вы сможете ознакомиться в самом конце раздела статьи с вопросами.

Вариант вступительной речи: "Все мы с самого детства любим читать знаменитые сказки Ивана Андреевича Крылова. Какой бы ни была жизненная ситуация, в голове моментально возникают «крыловские» образы. То вспомнится Моська, лающая на Слона, то Обезьяна, насмехающаяся над своим отражением в зеркале. А как часто мы встречаем людей, которых можно сравнить с Мартышкой, из-за своего невежества разбившей ценные очки. Несмотря на то что басни малы по размеру, смысл в них заложен огромный. Эти знаменитые басни всегда сопровождают нас в жизни, помогая осознавать настоящие ценности. Перед проведением интереснейшей викторины по басням Крылова, нам предстоит разделиться на две группы. Та команда, которая даст больше ответов, получит приз. Не стоит выкрикивать ответ, поднимите руку. Если ответ дан без моего разрешения, то балл не засчитывается. В добрый путь по прекрасному миру басен!"

Общие вопросы

Первый этап викторины по басням Крылова будет содержать общие вопросы по жизни и творчеству писателя. Поехали!

Наш первый вопрос: сколько всего басен написал И. А. Крылов? Ответ может быть не точным (пример: около ста, примерно триста и так далее).

Второй вопрос: кто помнит дерево, на котором ворона пыталась съесть сыр?

Третий вопрос: чье пение понравилось ослу больше (соловьиное или петушиное)?

Четвертый вопрос: какие птицы присутствуют в басне «Кукушка и Петух»?

Пятый вопрос: есть ли общие черты у сказки «Лисичка-сестричка и Волк» и басни «Волк и Лисица»? Если да, то какие?

Если дети затрудняются дать ответ, или были сделаны две неверные попытки у каждой команды, можно сказать верный. В этом случае балл не засчитывается никому. Правильные ответы: 1 - около двухсот; 2 - ель; 3 - петуха; 4 - Кукушка, Петух и Воробей; 5 - одинаковые герои, везде Лиса при помощи обмана оставляет Волка голодным.

«Мартышка и очки»

Перед викториной на тему басни Крылова (тур «Мартышка и очки»), необходимо прочитать басню детям. Только после того как произведение прослушано, можно задавать вопросы:

  1. Какой недуг появился у Мартышки от старости? Ответ: «слаба глазами стала».
  2. Что достала Мартышка? Ответ: очки.
  3. В каком количестве она их приобрела? Ответ: полдюжины.
  4. Почему очки не помогли главному герою? Ответ: она неправильно их надевала.
  5. Что в итоге произошло с очками? Ответ: Мартышка их разбила о камень.
  6. Кто сможет объяснить своими словами: какова мораль басни? Ответ: Иван Андреевич на самом деле под очками понимал знания. Они часто разбиваются о некоторые препятствия, среди которых: нежелание учиться, стараться и самосовершенствоваться. Результат получается таким: Мартышка осталась ни с чем из-за своего незнания и нежелания учиться.

«Лебедь, рак и щука»

Как видите, вопросы для викторины по басням Крылова не сложные и очень интересные. Вам нравится игра, ребята? Дождаться ответа учеников. Тогда перейдем к третьему туру под названием «Лебедь, рак и щука».

Для начала, давайте прочтем басню. Это может сделать как преподаватель, так и дети. Можно предложить чтение по строчке или предложению. Для интереса учеников можно провести небольшой конкурс по выразительному чтению. Та группа, которая будет читать более выразительно, получает дополнительный балл. Если ребята старались одинаково, то добавить по одному баллу можно и той, и другой группе.

Вопросы для викторины по Крылову «Лебедь, рак и щука»:

  1. Что перевозили герои басни?
  2. Куда рвался лебедь?
  3. Куда пятился рак?
  4. Куда воз тянет щука?
  5. Объясните своими словами: какова мораль басни?

Ответ: 1 - воз с поклажей; 2 - в облака; 3 - назад; 4 - в воду; 5 - мораль басни заключается в том, что работу необходимо проводить сообща, в противном случае ничего получаться не будет, дела пойдут наперекосяк.

«Стрекоза и муравей»

Четвертый тур будет посвящен басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Предложите детям чтение по ролям. Вопросы:

  1. Как автор называет Стрекозу в самом начале басни? Ответ: попрыгунья.
  2. Чем была занята Стрекоза все лето? Ответ: пела.
  3. К кому Стрекоза обратилась за помощью? Ответ: к муравью.
  4. Кем Муравей приходится героине? Ответ: кумушкой.
  5. Что просила Стрекоза? Ответ: дать ей приют до весны.
  6. Что ответил Муравей на просьбу кумушки? Ответ: пойди попляши.

Вот и все вопросы для четвертого тура. Вы неплохо справились с заданиями. Давайте теперь переходить к последнему туру, в котором мы проверим ваши знания басни «Ворона и Лисица».

«Ворона и Лисица»

Для усложнения, перед последним туром можно не перечитывать басню, а проверить знание и память.

Первый вопрос: в морали басни сказано, что льстец всегда отыщет уголок, где? Ответ: в сердце.

Второй вопрос: что Бог послал Вороне? Ответ: кусочек сыра.

Третий вопрос: как Ворона держала сыр? Ответ: во рту.

Четвертый вопрос: почему Лиса делала комплименты Вороне? Ответ: она хотела украсть сыр.

Последний вопрос: что попросила сделать Лисица? Ответ: спеть.

Викторина по басням Крылова.

1. В какой басне есть такие слова: «Воз и ныне там»

А) Мартышка и очки

Б) Волк на псарне

В) Лебедь, рак и щука

Г) Демьянова уха

2. На кого лаяла Моська?

А) На ежа

Б) На Ужа

В) На льва

Г) На слона

3. В чем виноват Ягненок в басне «Волк и Ягненок»?

А) В том, что намутил воду волку

Б) В том, что волку хочется есть

В) В том, что разбудил волка

Г) В том, что напугал волка

4. Продолжите предложение из басни: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать….»

А) Пирожник

Б) Мороженник

В) Дворник

Г) Дорожник

5. Куда села ворона с кусочком сыра?

А) На пенек

Б) На ветку

В) На ель

Г) На дерево

6. Куда пустился хитрый волк ил басни «Волк на псарне»?

А) Наутек

Б) В угол

В) В лес

Г) В переговоры

7. «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?»

А) За то, что он красивый

Б) За то, что он хвалит Кукушку

В) За то, что он является ее другом

Г) За то, что он помог ей

8. Чем занималась Стрекоза летом?

А) Купалась

Б) Помогала Муравью

В) Пела

Г) Летала к сестре

9. «Я тебя знаю».Из какой басни эта мораль? (соедини стрелкой басню и мораль)

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок». «Ларчик»

«Вперед чужой беде

не смейся, Голубок!» «Ворона и лисица»

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука». «Чиж и голубь»

«Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться». «Лебедь, щука и Рак»

10.Из какой басни это предложение: «Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу».

А) Слон и Моська

Б) Лебедь, Рак и Щука

В) Мартышка и очки

Г) Ларчик

11. Из какой басни следующие слова: «Голубушка, как хороша!»

А) Слон и Моська

Б) Ворон и Лисица

В) Лягушка и Вол

Г) Волк и Ягненок

12.Из какой басни эти слова: «Куда оно? Какая вещь пустая!Не глупо ль, что его высоко так ценят?»

А) Ворона и Лисица

Б) Свинья под Дубом

В) Петух и жемчужное зерно

Г) Волк и ягненок

13 . «Ларчик».

– В ларчике собраны разные предметы. Вы должны вспомнить, какому герою они принадлежат.

Зеркало –

зерно –

силок –

кусочек сыра –

жёлуди –

14. «Ребусы. Угадай название басни».

15. «Доска объявлений»

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать?

16. «Кто сказал такие слова?»

  • «Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!»

  • «Все про очки мне лишь налгали;

А проку на волос нет в них».

  • «Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум…»

  • «Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой…»

  • «Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите».