Германия позднего средневековья – рыхлый национальный союз независимых государств, с 1485 года официально именовавшийся «Священной Римской Империей германской нации». Империя не имела ни общего центра, ни системы управления.

По политическому статусу, Германия была монархическим государством. Центральной королевской власти противостояли могущественные феодальные правители. Первое место среди высших имперских чинов занимали курфюсты, архиепископы и светские князья. Коллегия курфюстов складывалась из знатных семей. Она представляла высший орган имперской власти.

В 1460 году основывается Базельский университет, а в 1476 – Тюбингенский университет. Это были первые университеты, в которых появились зачатки гуманистического образования в ХV веке, а затем и в Кельнском и Эроруртском университетах.

С конструированием в конце ХУ века рейхстага, курфюсты составили высшую курию.

На рубеже ХV – ХVI веков завершается длительный процесс консолидации сословно-корпоративных групп.

Рейнский союз . К началу ХIХ века Германия все еще оставалась Священногй римской империей германской нации. В ее составе числилось более 300 государств. Они были малоземельными и малочисленными по населению. Однако среди германских княжеств выделялись Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и особенно Австрия, которая господствовала на обширном пространстве земель и была населена главным образом славянскими народами – поляками, хорватами, словенцами, чехами и венграми.

Эти государства формально находились в подчинении императора и имперского сейма, но практически обладали полной независимостью. Дворянство было неоднородно по своему составу и находилось в зависимости от князей, либо от императора; городское население состояло из патрицианских семей, городских бюргеров, подмастерьев и учеников, зависимых от мастеров. Крестьяне были по большей части крепостными. По сравнению с другими странами, такими как Англия и Франция, Германию можно назвать экономически, социально и политически отсталой.

Французская революция «точно громовая стрела ударила в этот хаос, называемый Германией» (Энгельс), Наполеон не оставил камня на камне от так называемой «Священной римской империи Германской нации».

Таким образом, с 1806 по 1813 годы на территориях Западной Германии был образован Рейнский союз, куда вошли такие крупные государства, как Баден, Вюртемберг, Бавария и др. (всего – 16). Рейнский союз отделился от остальной Германии и принял руководство Франции, обязался участвовать в военных действиях на ее стороне. Наполеоном был введен здесь французский Гражданский кодекс 1804 года, отменено крепостное право и вместе с тем феодальные привилегии вообще, но после сокрушительного поражения Наполеона под Лейпцигом в 1813 году Рейнский союз распался.



Наполеон перекроил карту Германии следующим образом: из 51 вольных городов он оставил всего пять, остальные же были переданы десятку наиболее сильных в то время государств. Он положил начало дальнейшим территориальным переделам, которые были произведены уже после поражения Франции и отречения Наполеона.

Австрия и Пруссия приняли участие, хотя и на вторых ролях, в победе над Наполеоном, которая давала Германии новый шанс к объединению в единое государство. К тому же этот шанс был наиболее вероятен, так как «Римская империя Германской нации» была ликвидирована французскими завоевателями.

Поражение Франции не восстановило архаической германской империи. Вместо нее был создан Германский союз – объединение государств под гегемонией австрийских Габсбургов в составе 34 государств и 4 вольных городов. Это объединение произошло 8 июня 1815 года на Венском конгрессе. Каждое из объединившихся государств, сохраняло свою независимость, хотя главенство в союзе принадлежало Австрии.

Германский союз не был ни унитарным, ни федеративным государством. Правящим органом Германского союза был так называемый Союзный сейм, который заботился лишь о том, чтобы в Германии ничего не менялось. Он состоял из уполномоченных от 34 германских государств (включая Австрию) и 4 вольных городов. Заседания Союзного сейма в полном составе (69 голосов) проходили очень редко, в основном все решения принимались в узком его составе (17 голосов). Председательство в Союзе принадлежало Австрии, как самому крупному государству в то время Германского союза.

Каждое из объединившихся в Союзе государств было суверенным и управлялось по-разному. В одних государствах удерживалось самодержавие, в других создавались подобия парламентов («Земские собрания») и лишь в немногих конституции фиксируют приближение к ограниченной монархии (Баден, Бавария, Вюртемберг и др.). Германский союз никоим образом не решал проблемы объединения Германии. Сохранялись даже таможенные пошлины, и их последующая отмена была событием.

Орган Германского союза, «Союзный сейм», прозванный из-за своего состава «коллекцией мумий», заботился только о том, чтобы в Германии ничего не менялось. Тон во всей этой политике задавал всесильный министр Меттерних, одна из самых мрачных фигур европейской политической реакции. Австрия играла при нем роль всеевропейского жандарма (наряду с царской Россией).

Реакция вовне сопровождалась террором внутри страны: тайные суды, всесильная полиция, почти нескрываемая перлюстрация писем, а вместе с тем народная нищета, с одной стороны, и безумное расточительство – с другой. С финансами было совсем плохо, несмотря на ограбление Италии и славянских стран, захваченных Австрией. «На меня и Меттерниха еще хватит», - утешал себя император Австрии Фердинанд.

По всей Германии торжествовала реакция. Дворяне вернули себе прежнюю власть над крестьянством, феодальные суды и барщину, право охоты и «кровавую десятину» (налог на забитый скот). В ряде областей помещики удержали за собой феодальное право безнаказанного бессудного убийства крестьянина. Сохранился и налог, заменивший право первой ночи.

Движение протеста не шло далее узких рамок студенческих корпораций. Студенческая молодежь устраивала еще шумные собрания, на которых сжигались порой «капральская палка» (символ ненавистного полицейского режима), и этого одного было достаточно для массовых репрессий. «В Германии, - пишет историк Блосс, - воцарилась кладбищенская тишина, которая нарушалась только хвалебными завываниями сверху в честь временщиков».

После того как в 1819 г. студентом К. Зандом был убит реакционный публицист Коцебу, германские государства по инициативе Меттерниха создали межгосударственную следственную комиссию, преследовавшую любое проявление «либерализма».

Террор еще более усилился после революции 1830 года во Франции. Всякое свободное слово преследовалось цензурой, тюрьмой, каторгой.

Правительства Германского союза охотно пользовались услугами платных и добровольных доносителей. Одним из них – и наиболее известным – был литературный критик В. Менцель, по доносу которого были запрещены как вышедшие из печати, так и еще печатавшиеся книги Г. Гейне и др.

Буржуазное развитие Германии продолжалось, хотя и медленно. Его воздействием следует объяснить Таможенный союз 1834 года, заключенный между Пруссией, Баварией, Саксонией и некоторыми другими германскими государствами; он сближал между собой коммерческие классы различных государств и областей Германии, концентрировал их силу, способствовал переходу всей массы этих классов в лагерь либеральной оппозиции. Германская буржуазия стала втягиваться в борьбу за власть.

Созданный по инициативе Пруссии Таможенный союз был ее крупным успехом. Он привлек на сторону Пруссии всю буржуазию средних и мелких германских государств, и с течением времени она привыкнет смотреть на Пруссию как на свой экономический, а затем и политический форпост.

Приблизительно в тот же период заявляет о своем существовании германский рабочий класс. Знаменитое выступление силезских ткачей (1844 год) положило начало борьбе немецких рабочих с феодализмом и деспотизмом.

Нищета и обездоленность силезских рабочих, особенно ткачей, не поддается описанию. За 16 часов ежесуточной работы ткач мог рассчитывать – и то в лучшем случае – на ничтожную сумму 110 - 120 марок в год. Голодная смерть была здесь обыкновенным делом. А когда зимой 1847 - 1848 годов подорожали продукты питания, здесь стал умирать каждый двенадцатый человек. Доведенные до отчаяния рабочие начали громить машины на фабриках, дома хозяев. Ответом были массовые расстрелы и экзекуции.

Французская революция 1848 года дала наконец давно ожидаемый повод к борьбе. Столица Пруссии Берлин покрылся баррикадами (март 1848 года). Пока пролетариат сражался с войсками, буржуазные либералы упрашивали прусского короля согласиться на некоторые перемены. Наконец они были обещаны, и борьба прекратилась.Среди них фигурируют: уничтожение помещичьих судов и полицейской власти помещиков над крестьянами; распространение суда присяжных на политические преступления; выборы в учредительный ландтаг (Национальное собрание).

Буржуазно-демократическое движение охватило и другие германские государства. Чтобы выиграть время для расправы с ним, короли и князья дали свое согласие на созыв во Франкфурте-на-Майне Учредительного собрания. Составленное из депутатов всех государств, оно должно было дать Германии единую конституцию, но, к сожалению, франкфуртское Собрание не оправдало надежд германской демократии. Чем дальше развивались события, тем больше выявлялись непримиримые противоречия, раздиравшие левую и правую части Собрания. Июньская битва в Париже способствовала переходу германской буржуазии на сторону крайней реакции. Вооруженная буржуазная гвардия стала стрелять в рабочих с тем же фанатизмом ненависти, что и во Франции. Крестьяне дали себя успокоить обещанием отмены феодальных повинностей.

Вместо того чтобы действовать, левая часть Собрания дала себя втянуть в бесконечные дискуссии, которые были на руку реакционным правительствам. Когда революция была раздавлена, франкфуртское Собрание было разогнано штыками. Выработанный им проект общеимперской конституции остался на бумаге.

Конституция, выработанная Национальным собранием Пруссии (1849 год), содержала в себе некоторые элементы «либерализма», и потому король Фридрих-Вильгельм IV потребовал ее пересмотра. Было решено, наконец, созвать новое собрание, избранное по особой системе, двустепенными и открытыми выборами.

Система эта получила название куриальной. Избиратели – все мужчины определенного возраста – делились на три класса (курии). Первые две курии составляют крупные налогоплательщики, а в последнюю зачисляются все остальные избиратели. Каждая курия выбирает одинаковое число выборщиков. Таким образом, две первые курии – в численном отношении незначительная кучка – избирали две трети выборщиков. На долю последней, многомиллионной курии оставалась всего одна треть.

Выборы дали нужный правительству результат: из 350 членов Собрания 250 были чиновниками. Новая прусская конституция (1850 год) стала конституцией торжествующей контрреволюции. Уступки, сделанные буржуазии, были ничтожными.

Торжество контрреволюции было отмечено по всей Германии. В Саксонии участники дрезденских боев были брошены в каторжные тюрьмы, где их в виде наказания морили голодом. Особым изобретением палаческой фантазии сделалось приковывание к ноге заключенного дубового бревна, которое следовало таскать за собой. Смертные приговоры и расстрелы без суда свирепствовали в Бадене, Баварии и многих других германских государствах.

Конституция 1850 года создавала две палаты с законодательной властью. Нижняя из палат была выборной, верхняя состояла из принцев крови, князей, а также других назначенных короной пэров.

Поначалу верхняя палата, палата господ, была наполовину выборной, наполовину назначенной. В 1852 году прусский двор надумал превратить ее в назначаемую пожизненно и наследственно. По требованию короля, Бисмарк как министр отстаивал этот план и добился его принятия, но только позже он понял, что был не прав. Палата, писал он в своих мемуарах, имеющая какое-то число выборных членов, пользовалась у населения престижем, какого никогда не имела палата, ее сменившая (то есть целиком назначенная). А между тем престиж, это очень важно, если палата хочет играть отведенную ей роль «исполнителя оборонительных задач». Когда верхняя палата становится в глазах общественного мнения органом правительственной или даже королевской политики, это свидетельствует о дефекте в конституции.

Законодательная власть палат парализовалась абсолютным вето короля. Сущность конституции 1850 года состояла не в том, чтобы в данный момент или когда-либо в дальнейшем создать новую правительственную систему, а в том, чтобы благодаря трем вето – обеих палат и решающему королевскому – помешать «произвольным изменениям существующего положения». Помимо абсолютного вето на постановления палат, конституция предоставляла прусскому королю законодательную инициативу. Он оставался непререкаемым главой исполнительной власти.

Королю не возбранялось столько раз распускать парламент (ландтаг), сколько он сочтет нужным и когда он сочтет нужным. Много раз в это действительно делалось, причем нередко еще до того, как нижняя палата собиралась на свое первое заседание (если не нравился ее состав).

Министры правительства не были подотчетны ландтагу, вотум недоверия был им не страшен. Они не знали, что такое коллективная ответственность. Их действительным главой являлся король, и только перед ним они отвечали за свои действия.

Конституция 1850 года не лишена некоторых деклараций насчет равенства граждан перед законом, свободы слова, собраний, союзов, неприкосновенности личности. Вместе с тем было сделано все для того, чтобы эти свободы оставались мнимыми.

Свобода собираться, например, была обставлена условиями: только в закрытом помещении и не на квартире устроителя. За этим странным требованием скрывалась простая хитрость: помешать тем, у кого недостает денег на то, чтобы нанимать помещение.

В отмену старого закона, согласно которому никакое учебное заведение не могло быть открыто без разрешения правительства, конституция провозгласила свободу обучения, но закона о праве открывать школы не было издано, и потому все осталось по-старому.

В других случаях правительство всегда имело возможность обойти неугодный закон. Конституция запретила цензуру на печатные издания. В 1863 году в период острой избирательной борьбы Бисмарк издал временное распоряжение о введении последующей цензуры. Печатный орган, получивший три предупреждения правительства, подлежал закрытию. Когда выборы были выиграны, Бисмарк с лицемерным смирением представил распоряжение на утверждение палат, хотя прекрасно знал, что оно не будет утверждено. Так и случилось, но дело было сделано. Бисмарк понимал, что обязанная ему победой клика депутатов не посмеет поднять вопрос об ответственности, да и он боялся ее, поскольку речь шла об ответственности перед палатами.

Гораздо больший резонанс имел другой «конституционный конфликт» между Бисмарком и ландтагом. В течение четырех лет Бисмарк тратил огромные деньги на вооружение прусской армии, несмотря на прямое запрещение ландтага. По общему правилу, его следовало судить, но как только была выиграна война с Австрией (1866 год) и Пруссия стала самой сильной державой Германского союза, ландтаг поставил вопрос о полной реабилитации министра.

Обшитая парламентскими формами, прусская конституция оставалась по своему содержанию конституцией абсолютной монархии, способной удерживать дворянство с опорой на буржуазию, а эту последнюю – с опорой на дворянство.

Всеобщая воинская повинность (введенная в Прусии еще в 1814 г.) и огромные траты на армию (22 млн. таллеров ежегодно при общем бюджете в 51 млн.) делали Пруссию единственным серьезным конкурентом Австрии в Германском союзе. Конфликт между ними решился в войне 1866 года, затеянной из-за герцогства Гольштейн.

В 1864 году Пруссия вместе с Австрией напала на Данию. У последней были отторгнуты две области – Шлезвинг и Гольштейн. Первая отошла к Пруссии, вторая – к Австрии. Через два года после этого Пруссия, придравшись к случаю, силой вытеснила австрийские войска из Гольштейна.

Нелишне отметить, что всего только за три месяца до войны прусский король Вильгельм говорил в присутствии императора Австрии, что Пруссия «не имеет никаких прав на герцогства и потому не может предъявить никаких претензий на них». Тем не менее война началась и публике было заявлено, что Пруссия озабочена положением немецкого меньшинства в Дании. Из этого видно, что гитлеровская дипломатия не была для Германии такой уж новинкой.

В битве при Садовой (1866 год) Пруссия разбила австрийскую армию. С этого времени надежды германской буржуазии на воссоединение страны в единое государство стали связываться с Пруссией и ее правительством. Бисмарк стремился оправдать эти надежды. Он ни минуты не сомневался в том, каким должен быть путь к объединению: «Не речами, не постановлениями большинства, а железом и кровью!».

Несмотря на то, что победа над Наполеоном и так называемый священный союз поставили Австрию в центр европейской политической жизни, дни ее величия были уже отмерены историей. Как и в прошлые века, Австрия продолжала удерживать и эксплуатировать огромные славянские территории – Чехию, Моравию, Словакию, Хорватию, Далмацию, Силезию, Буковину, Галицию, а кроме них север Италии (Ломбардию) и всю Венгрию.

Объединение Германии было необходимым условием ее экономического и политического развития. Оно было оправдано уже единством языка и культуры. Объединение это могло совершиться двумя путями. Пример первого пути показали события 1848 года. Революционный путь объединения должен привести к возникновению великой германской республики, но он не удался.

объединение германских государств под гегемонией австрийских Габсбургов, созданное 8 июня 1815 г. на Венском конгрессе. Ликвидирован после разгрома Австрии в воине 1866 г. с Пруссией. К этому времени в него входило 32 государства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Германский союз

Германский союз (German Confederation) (1815- 66), конфедерация суверенных герм, гос-в. По заключительному акту Венского конгресса (1815) 38 герм, гос-в объединились в союз с довольно ограниченными функциями с целью совместной защиты от притязаний со стороны Франции. Австр. канцлер Меттерних, создатель Союза, имел в нем преобладающее влияние, оказывая давление на Союзный федеральный сейм, заседавший во Франкфурте-на-Майне, членами к-рого были уполномоченные представители герм, гос-в. Пруссия, будучи соперницей Австрии, пыталась усилить свое влияние на др. гос-ва, основав Таможенный союз, объединивший 18 наиб, крупных герм, гос-в. В ходе революций 1848 г. было избрано новое законо-дат. собрание с местом пребывания во Франкфурте, к-рое попыталось установить общегерм. конституционную монархию, но в 1849 г. австр. император отказался принять корону объединенной Германии, поскольку это могло ослабить его власть над Венгрией, а прусский король Фридрих Вильгельм IV последовал его примеру, посчитав общегерм. конституцию слишком либеральной. Поэтому вновь был восстановлен сущест-воваший до 1848 г. Т.е., одним из прусских представителей в к-ром стал Бисмарк. В 1866 г. Бисмарк предложил реорганизовать Союз, исключив из его состава Австрию, а когда последняя выступила против, объявил о роспуске Союза и начал войну против Австрии. В 1867 г., после победы Пруссии над Австрией в авст-ро-прусской войне 1866 г., герм, гос-ва, расположенные к С. от р. Майн, объединились в Северо-Германский союз во главе с Пруссией и со столицей в Берлине. Исполнит, власть в этом Союзе, объединившем 21 гос-во, принадлежала президенту. На основании конституции президентом стал король Пруссии. Конституция нового Союза послужила образцом для конституции Гер-манской империи, к-рая пришла ему на смену после поражения Франции во франко-прусской войне (1871).

План
Введение
1 История
Список литературы
Германский союз

Введение

Герма́нский сою́з (нем. Deutscher Bund - дойче бунд) - союз германских государств в XIX веке.

1. История

Союз был основан 8 июня 1815 года на Венском конгрессе как наследник развалившейся в 1806 году Священной Римской империи. В 1815 году Германский союз включал 41 государство, а в 1866 году (ко времени роспуска) - 35 государств, традиционно для Германии отличающихся исключительной пестротой государственных форм.

В союз входили: одна империя (Австрия), пять королевств (Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг), герцогства и княжества, а также четыре города-республики (Франкфурт, Гамбург, Бремен и Любек).

Как и в прежние времена, это германское объединение имело в своём составе территории, находящиеся под иностранным суверенитетом - короля Англии (королевство Ганновер до 1837 года), короля Дании (герцогства Гольштейн и Саксен-Лауэнбург до 1866 года), короля Голландии (великое герцогство Люксембургское до 1866 года), . Бесспорный военно-экономический перевес Австрии и Пруссии давал им явный политический приоритет перед другими членами союза, хотя формально в нём провозглашалось равенство всех участников. В то же время ряд земель Австрийской империи (Венгрия, Словения, Далмация, Истрия и др.) и Прусского королевства (Восточная и Западная Пруссия, Познань) полностью исключались из союзной юрисдикции. Это обстоятельство лишний раз подтверждало особое положение в союзе Австрии и Пруссии. Пруссия и Австрия только теми территориями входили в Германский союз, которые уже были частями Священной римской империи. Территория Германского союза в 1839 году составляла около 630 100 км² с населением 29,2 млн человек.

После Австро-прусской войны (17 июня - 26 июля 1866) Германский союз 23 августа в городе Аугсбург распустился.

Германский союз был конфедеративным образованием. Главным стремлением малых государств, входивших в союз, было сохранение статуса-кво в Германии. Правящим органом Германского союза был Союзный сейм. Он состоял из уполномоченных от 34 германских государств (включая Австрию) и 4 вольных городов и заседал во Франкфурте-на-Майне (нез.)

В полном составе (69 голосов) заседания Союзного сейма проходили очень редко, в основном все решения принимались в узком его составе (17 голосов). Председательство в союзе принадлежало Австрии, как крупнейшему по территории и населению государству Германского союза.

Каждое из объединившихся в союзе государств обладало суверенитетом и собственной системой управления. В одних сохранялось самодержавие, в других функционировали подобия парламентов (ландтаги), и лишь в семи были приняты конституции, ограничивающие власть монарха (Бавария, Баден, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт, Нассау, Брауншвейг и Саксен-Веймар).

Дворянство имело власть над крестьянством, барщину, кровавую десятину, феодальный суд. Абсолютизм оставался практически нетронутым.нейтральность?

Но капитализм пробивал себе дорогу и в этих неблагоприятных условиях. В Вюртемберге, Гессене, Кобурге, было отменено крепостное право, барщина была вытеснена более производительным трудом наёмных батраков. Развивалось промышленное производство, особенно в Рейнской области (прус.) . В 1834 г. создан Германский таможенный союз (нем. Zollverein ), в состав которого вошли Бавария, Пруссия и ещё 16 германских княжеств. Руководство в союзе принадлежало Пруссии, претендовавшей на роль объединительной силы в Германии наряду с Австрией. Прусская монета, талер, стала единственно используемой монетой в Германии. Австрия не входила в таможенный союз.

Германский союз просуществовал до 1866 года и был ликвидирован после поражения Австрии в австро-прусской войне (к 1866 г. в него входило 32 государства). Единственным его членом, сохранившим независимость и не потерпевшим ни одной смены режима, является, опять же, княжество Лихтенштейн.

Список литературы:

1. documentArchiv.de - Gesetz betreffend die Einführung einer deutschen Kriegs- und Handelsflagge (12.11.1848)

2. Каратини Р. 943.2 - De la Prusse au IIIe Reich. - A - La Prusse et l"Allemagne avant Bismarck. - b) Prise de conscience du sentiment national. - c) L"Europe de 1815. - B - L"Allemagne jusqu"à la guerre de 1914. - a) Bismarck. // Bordas Encyclopédie. 5a - Histoire universelle (2). De l’Antiquité à nos jours: l’Europe. - 1-е изд. - М.: Bordas-Éditeur, 1969. - С. 25-26. - 500 с. RERO R003578261 (фр.)

3. Лихтенштейн состоял в оборонительном союзе с Австрийской империей, в дальнейшем сохраняя тесные связи с Австро-Венгрией. Другое неисчезнувшее нейтральное государство, Люксембург, было исключено из Германского союза, собственно, за нейтралитет в австро-прусской войне. В случае его вступления в войну, он был бы аннексирован Пруссией или вошёл бы в Северогерманский союз. В итоге, Люксембург аннексировался поочерёдно Германской империей и Третьим рейхом в 1914 и 1939 годах соответственно.

Германский союз

Вместо архаичной германской империи был создан Германский союз - объединение государств под гегемонией австрийских Габсбургов в составе 34 государств и 4 вольных городов. Это объединение произошло 8 июня 1815 на Венском конгрессе.

Германский союз не был унитарным, ни федеративным государством. Правящим органом Германского союза был так называемый Союз сейм, который заботился лишь о том, чтобы в Германии ничего не менялось. Он состоял из уполномоченных от 34 германских государств (включая Австрию) и 4 вольных городов. Заседания союзного сейма в полном составе (69 голосов) проходил очень редко, в основном все решения принимались в узком его составе (17 голосов).

Каждое из объединившихся в Союзе государств было суверенным и управлялось по разному. В одних государствах удерживалось самодержавие, в других создавались подобия парламентов и лишь немногих конституции фиксируют приближение к ограниченной монархии (Баден, Бавария, Вюртемберг и так далее).

Дворянство смогло вернуть себе прежнюю власть над крестьянством, барщину, кровавую десятину (налог на забитый скот), феодальный суд. Абсолютизм оставался нетронутым.

Германский союз просуществовал до 1866 года и был ликвидирован после разгрома Австрии в войне с Пруссией (к 1866 году в него входило 32 государства).

Революция 1848-1849 в Германии

В 1815 - 1848 годах в Германских государствах происходило быстрое развитие капиталистических отношений.

В немецких государствах в 30-40е годы развертывался промышленный переворот, строились железные дороги, росла горная и металлургическая промышленность, центром которой были Рейнская область, увеличивалось число паровых машин. Развивалась машиностроительная (Берлин) и текстильная (в Саксонии) промышленность.

1847 неурожайный год и год торгово-промышленного кризиса тяжело отразился на всех германских государствах.

Во многих городах Германского союза произошли голодные бунты: тысячи людей выходили на улицы, что бы выпазить свой протест против голода и лишений. В апреле волнения вспыхнули на улицах Берлина. 21 и 22 апреля здесь происходила «картофельная война», входе которой были разгромлены продовольственные магазины.

К началу 1848 года обострился национальный вопрос, что выражалось в стремлении к объединению Германии и требования конституционного строя и ликвидации оживших остатков феодализма.

В Бадене и других более мелких государствах Западной Германии с конца февраля начались стихийные демонстрации трудящихся, студентов, интеллигенции, требовавших свободы печати и собраний, суда присяжных, созыва Учредительного собрания для выработки конституции объеденной Германии. Правящая элита страшилась непредсказуемого будущего.

Все это вместе взятое свидетельствовало о наличии революционной ситуации в государствах Германского союза.

Революционный взрыв в Германии был ускорен известиями о начале революции во Франции.

Волнения в Пруссии начались в Кельне 3 марта, через 10ь дней в Берлине произошли первые столкновения народа с полицией и войсками. 18 марта бои переросли в революцию.

Весной 1848 года в ряде государств юго-запада и центра Германии происходили мощные аграрные движения

Требования общегерманского парламента воплотились в жизнь с середины апреля до середины мая, когда происходили выборы депутатов в Национальное собрание, первое заседание которого открылось 18 мая 1848 года во Франкфурте на Майне в церкви Святого Павла.

Национальное собрание не стало общегерманской центральной властью. Избранный парламентом временный имперский правитель, которым стал австрийский эрцгерцог Иоганн и временное имперское правительство также не имели полномочий, ни средств и возможностей, проводить какую либо политику, так как она встречала возражения со стороны Австрии и Пруссии и других государств.

28 марта 1849 год парламент принял имперскую конституцию, основной частью которой были принятые парламентом в декабре 1849 «Основные права немецкого народа», написанные по образу американской «Декларации независимости» 1776 года и французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789года.

Таким образом, впервые в немецкой истории были прокламированы свободы граждан: свобода личности, свобода выражения мнений, свобода веры и совести, свобода передвижения на территории империи, свобода собраний и коалиций, равенство перед законом, свобода выбора профессий, неприкосновенность собственности.

Ликвидировались все сословные преимущества, оставшиеся феодальные повинности, отменялись смертные казни.

Собрание приняло решение предложить императорскую корону прусскому королю Фридриху Вильгельму 4.

Законодательную власть представлять должен был двухпалатный парламент - народной собрание (Фольксхаус), избиравшийся всеобщим и равным голосованием всеми мужчинами и Собрание государств (Штатенхаус) из представителей правительств и ландтагов отдельных государств. Таким образом, вместо централизованной демократической республики создавалась федерация германских монархий во главе с императором.

Фридрих Вильгельм 4 заявил о своей готовности стать во главе «общегерманского отечества», но поставил свое согласие в зависимость от решения других германских государей. В течении апреля имперская конституция была отклонена правительствами Австрии, Баварии, Ганновера, Саксонии.

28 апреля прусский король опубликовал ноту, в которой сообщал об отклонении имперской конституции и об отказе от имперской короны (как он писал «свинской короны»). Отказ прусского короля свидетельствовал о наступлении контрреволюции в Германии и знаменовал собой крушение дела Франфуртского парламента в Берлине и Кельне продолжались уличные демонстрации, происходили столкновения с полицией, не прекращались крестьянские восстания, но король и юнкерское правительство из которого были изгнаны представители буржуазии, собирали силы для контрреволюционного удара. В столицу стягивались войска. В ноябре без сопротивления была разоружена буржуазная национальная гвардия, а вслед за этим разогнано прусское учредительное собрание.

Революция в Пруссии была подавлена, но Фридрих Вильгельм 4 все же был вынужден «даровать» конституцию, сохранившей, дарованные в марте свободы, но водившая право короля отменять любой закон, принятый ландтагом, и просуществовавшей до принятия новой конституции в 1850году.

Революция потерпела поражение и не разрешила основной задачи, стоявшей перед немецким народом, национального объединения Германии революционным путем снизу не осуществилось. На историческую сцену выдвигался другой путь объединение, в котором ведущую роль играла прусская монархия.

Рейнский союз

Наполеоновские войны перекроили карту Германии: из 51 вольного города Наполеон оставил всего пять, остальные же были переданы десятку крупнейших государств. Та же судьба постигла сотни мелких княжеств, церковные владения и земли имперских рыцарей.

При подписании договора о создании Рейнского союза 12 июля 1806 16 южно- и западногерманских княжеств официально объявили о своём выходе из рейха и объединении в конфедерации под патронажем Наполеона. Перед подписанием Наполеон поставил перед участниками 24-часовой ультиматум, при котором в случае неподписания французские войска должны были быть введены в южно- и западногерманские земли. Спустя несколько дней после заключения договора о Рейнском союзе Франц II, ставший в 1804 императором Австрийской империи, отрёкся от престола Священной Римской империи германской нации и объявил об её упразднении. Это было также выполнением ультиматума Наполеона.

До 1808 к Рейнскому союзу присоединились ещё 23 немецких государства. Уже вследствие поражения Пруссии против Франции в битве при Йене в его состав вошли многие центрально- и северонемецкие мелкие государства. В 1808 Рейнский союз достиг своих наибольших размеров. Он охватывал четыре королевства, пять великих герцогств, тринадцать герцогств, семнадцать княжеств, а также независимые ганзейские города Гамбург, Любек и Бремен. Последним к Рейнскому союзу присоединился князь Ангальт-Дессау и получил в ответ титул герцога. В стороне остались лишь Пруссия, Австрия, принадлежавшее Дании герцогство Гольштейн и шведская Померания. В 1810 большие части северной Германии, включающие устья Эмса, Везера и Эльбы, были аннексированны непосредственно наполеоновской Францией, чтобы лучше контролировать континентальную блокаду Англии.

Германский союз

Союз был основан 8 июня 1815 года на Венском конгрессе как наследник развалившейся в 1806 году Священной Римской империи. В 1815 году Германский союз включал 41 государство, а в 1866 году (ко времени роспуска) - 35 государств, традиционно для Германии отличающихся исключительной пестротой государственных форм.

В союз входили: одна империя (Австрия), пять королевств (Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг), герцогства и княжества, а также четыре города-республики (Франкфурт, Гамбург, Бремен и Любек).

Как и в прежние времена, это германское объединение имело в своём составе территории, находящиеся под иностранным суверенитетом - короля Англии (королевство Ганновер до 1837 года), короля Дании (герцогства Гольштейн и Саксен-Лауэнбург до 1866 года), короля Голландии (великое герцогство Люксембургское до 1866 года), . Бесспорный военно-экономический перевес Австрии и Пруссии давал им явный политический приоритет перед другими членами союза, хотя формально в нём провозглашалось равенство всех участников. В то же время ряд земель Австрийской империи (Венгрия, Словения, Далмация, Истрия и др.) и Прусского королевства (Восточная и Западная Пруссия, Познань) полностью исключались из союзной юрисдикции. Это обстоятельство лишний раз подтверждало особое положение в союзе Австрии и Пруссии. Пруссия и Австрия только теми территориями входили в Германский союз, которые уже были частями Священной римской империи. Территория Германского союза в 1839 году составляла около 630 100 км² с населением 29,2 млн человек.



После Австро-прусской войны (17 июня - 26 июля 1866) Германский союз 23 августа в городе Аугсбург распустился.

Германский союз был конфедеративным образованием. Главным стремлением малых государств, входивших в союз, было сохранение статуса-кво в Германии. Правящим органом Германского союза был Союзный сейм. Он состоял из уполномоченных от 34 германских государств (включая Австрию) и 4 вольных городов и заседал во Франкфурте-на-Майне (нез.)

В полном составе (69 голосов) заседания Союзного сейма проходили очень редко, в основном все решения принимались в узком его составе (17 голосов). Председательство в союзе принадлежало Австрии, как крупнейшему по территории и населению государству Германского союза.

Каждое из объединившихся в союзе государств обладало суверенитетом и собственной системой управления. В одних сохранялось самодержавие, в других функционировали подобия парламентов (ландтаги), и лишь в семи были приняты конституции, ограничивающие власть монарха (Бавария, Баден, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт, Нассау, Брауншвейг и Саксен-Веймар).



Дворянство имело власть над крестьянством, барщину, кровавую десятину, феодальный суд. Абсолютизм оставался практически нетронутым.нейтральность?

Но капитализм пробивал себе дорогу и в этих неблагоприятных условиях. В Вюртемберге, Гессене, Кобурге, было отменено крепостное право, барщина была вытеснена более производительным трудом наёмных батраков. Развивалось промышленное производство, особенно в Рейнской области (прус.). В 1834 г. создан Германский таможенный союз (нем. Zollverein), в состав которого вошли Бавария, Пруссия и ещё 16 германских княжеств. Руководство в союзе принадлежало Пруссии, претендовавшей на роль объединительной силы в Германии наряду с Австрией. Прусская монета, талер, стала единственно используемой монетой в Германии. Австрия не входила в таможенный союз.

Германский союз просуществовал до 1866 года и был ликвидирован после поражения Австрии в австро-прусской войне (к 1866 г. в него входило 32 государства). Единственным его членом, сохранившим независимость и не потерпевшим ни одной смены режима, является, опять же, княжество Лихтенштейн.

Германский таможенный союз 1834

бывший союз многих немецких государств, согласившихся отменить все таможенные преграды между собой, а из пошлин, взимаемых на границах территории союза, образовать общую кассу, с распределением ее доходов между участниками, соответственно числу жителей. Первый шаг к основанию подобного союза был сделан Пруссией, заключившей в период 1819-30 гг. ряд договоров с мелкими нем. государствами (Шварцбург-Зондерсгаузен и Ш.-Рудольштадт, Веймар, Липпе, Ангальт. Мекленбург-Шверин, Кобург-Гота), в силу которых внутренние торговые сношения между означенными странами и Пруссией была освобождены от всяких пошлин, а по договору с Гессен-Дармштадтом, сверх того, должно было произойти полное таможенное единение. 18 янв. 1828 г. Бавария и Вюртемберг заключили договор, установивший между ними таможенное единение, под именем Южно-Герм. таможенного союза. Третий союз (между Саксонией, Ганновером, Гессен-Касселем, большинством тюрингенских герцогств, Брауншвейгом, Ольденбургом и Франкфуртом-на-Майне) основан был 24 сент. 1828 г., под именем Среднегерманского торгового союза; впрочем, последний вскоре распался. После долгих переговоров, 24 марта 1833 г. состоялось соединение Баварско-Вюртембергского и Прусско-Гессенского союзов; вскоре к нему пристала и Саксония, а также восемь тюрингенских герцогств, входивших раньше в состав Среднегерм. торг. союза. Таким образом, 1 янв. 1834 г. был основан на 8 лет большой Прусско-Герм. таможенный союз, обнимавший вначале 18 государств, в 7719 кв. км, с 23 милл. жит.; впоследствии к нему примкнули многие другие нем. государства. Стремление нем. народа к единству нашло в этом союзе, по крайней мере на почве материальных интересов, некоторое удовлетворение, которого не давал ему в полит. мире Герм. союз. Относительно некоторых предметов, как, напр., соль, сохранились, однако, в силе запрещения ввоза, относительно других - транзитные пошлины. Установление общей системы мер и весов, а также общей монетной системы, составляло, по крайней мере теоретически, одну из задач союза. Главный недостаток союза состоял в том, что он представлял собой соединение суверенных государств на началах международного права, вследствие чего, во-1-х, он не мог быть заключен на вечные времена, а подлежал периодическому возобновлению, сопровождавшемуся разными кризисами; во-2-х, он не имел собственного органа, ни законодательного, ни административного. Периодически собиравшаяся генеральная таможенная конференция (Generalzollconferenz) могла постановлять резолюции только единогласно. Уже по окончании первого договорного периода в 1842 г. возобновление союза на 12 лет могло состояться только после долгих переговоров и значительных затруднений. Со вторым договорным периодом совпадает 1848 г., с его политическими волнениями и борьбой за герм. единство. Стремление упрочить материальное единение, выразителем которого до тех пор был тамож. союз, сказалось в 33-м парагр. герм.-имперской конституции, принятой франкфуртским национальным собранием: "Германская империя образует одну таможенную и торговую территорию, окруженную общей таможенной границей, с уничтожением всех внутренних таможен, причем имперской власти предоставляется, посредством особенных договоров, присоединить к германской таможенной территории и другие страны и области, не принадлежащие империи". Хотя имперская конституция не осуществилась, но мысль, выраженная в приведенном ее пункте, продолжала влиять на умы и нашла для себя выражение в стремлении Австрии соединиться с Германией на почве таможенных интересов. После долгого сопротивления со стороны Пруссии, между последней и Австрией 19 февр. 1863 г. был заключен торговый и таможенный договор на след. главных основаниях: все запрещения вывоза и ввоза во взаимных торговых сношениях снимаются, кроме запрещения торговли табаком, солью и порохом; естественные произведения обеих стран совершенно освобождаются от пошлин, фабричные же подлежать обложению по значительно смягченному тарифу; вывозные пошлины во взаимных торговых сношениях распространяются только на небольшое число товаров. Договор был заключен на 12 лет, именно до 31 декабря 1865 года, причем предоставлено было присоединиться к договору как тем немецким государствам, которые вместе с Пруссией состоят в Германском таможенном союзе, так и тем, которые состоят в таможенном союзе с Австрией. На этом основании на Берлинской конференции 4 апр. 1853 г. уполномоченными почти всех немецк. государств было постановлено возобновить Герм. тамож. союз еще на 12 л., присоединить к нему податной союз (Steuerverein), состоявший из нескольких государств (Ганновер, Ольденбург, Брауншвейг и пр.) и составлявший до тех пор отдельную организацию, и заключить с Австрией торговый и таможенный договор. Еще до окончания третьего договорного периода таможенного союза, между Австрией и Пруссией возникли пререкания, грозившие разрушением союза. Пререкания эти произошли вследствие заключения Пруссией, в 1862 г., торгового договора с Францией, с предоставлением ей, в ущерб Австрии, прав наиболее покровительствуемой державы. Пререкания кончились изменением некот. параграфов франко-прусского договора и заключением подобных же договоров с Австрией, Англией и Италией. Война 1866 г. положила конец Герм. там. союзу. Между государствами вновь образованного Сев.-Герм. союза особое таможенное единение было излишним, ввиду общего единения, установленного союзной конституцией. Что касается четырех юж. нем. государств, то между ними и Сев.-Герм. союзом были заключены договоры, продолжившие существовавшее таможенное единение до конца 1877 г., с условием каждый раз его возобновлять на 12 лет. Благодаря, однако, учреждению таможенного парламента (Zollparlament), Герм. тамож. союз потерял свой международный характер, а с основанием Германской империи в 1871 г. был совершенно поглощен ею.

Революция 1848 и ее влияние на германские государства

Революционные события 1848 г. привели тем не менее к значительным переменам в конституционном строе многих германских государств. Более чем в 10 германских монархиях были установлены конституционные законы с гарантированными правами народных представительств, в нескольких прежних конституции обновлены в сторону их либерализации. Одним из важных итогов было установление конституционной монархии в Пруссии;

В разгар революционных волнений марта 1848 г. прусский король гарантировал созыв нового ландтага, которому будет поручено выработать своего рода учредительные законы. Созванный 2 апреля ландтаг утвердил несколько основополагающих актов. Важнейшим был избирательный закон 8 апреля 1848 г. Согласно ему вводилось всеобщее мужское избирательное право (активное – с 24 лет, пассивное – с 30 лет). Будущее представительное собрание помимо выработки конституции получало право рассмотрения государственных налогов. Ландтаг признал гражданское равноправие, свободы союзов и собраний.

Учредительное собрание открылось 22 мая 1848 г. Первыми решениями о провозглашении революции в стране оно встало в оппозицию королю. Поэтому выработка конституции была обставлена затруднениями. Проект был разработан комитетом из 24 депутатов под председательством Б. Ф. Вальдека. Обсуждение конституции началось в конце июля 1848 г. и проходило в обстановке нарастания правительственного противодействия.

Осенью, после разгрома венского восстания, подавления франкфуртского мятежа, прусское правительство инициировало перевод Собрания в небольшой город Бранденбург; левые депутаты были поставлены перед лицом военного давления. 5 декабря 1848 г. Собрание было распущено, и одновременно король от своего имени октроировал конституцию, в главном основанную на проекте депутатского корпуса. Текст конституции должен был быть пересмотрен и утвержден в новом собрании представительного органа.

Конституция 5 декабря 1848 г. оказалась недолговечной. Конец революции и перемены правительственного курса в Пруссии привели к значительным ее изменениям. В итоге 31 января 1850 г. Фридрих-Вильгельм IV октроировал новую Конституционную хартию, которая стала действующим основным законом Прусского королевства.

Хартия 1850 года установила в Пруссии строй конституционной монархии с выборным народным представительством. Однако главенствующей государственной силой была признана традиционная монархия.

Как дань революции в Конституции Пруссии также декларируются права и свободы, перечень которых был более обширным, чем в прежних конституциях: равенство перед законом, уничтожение сословных привилегий и преимуществ, доступность всех общественных должностей, личная свобода, неприкосновенность личной собственности, жилища, свободы слова (с запрещением цензуры), собраний, союзов (сопровождаемые ссылками на необходимость "соблюдения общественной безо-пасности" и возможность их временного запрещения) и пр. Подробная регламентация всех этих прав и свобод должна была быть осуществлена текущим законодательством, которое так и осталось неразработанным.

Эти пробелы заполнялись впоследствии правительственными распоряжениями, например от 1863 г., согласно которому административные органы получили право запрещать газеты и журналы после двух предупреждений, "если их направленность подвергала опасности общественное благополучие". Такую "направленность" усматривали, например, в действиях лиц, которые осуждали военную политику правительства.

Значительное место в конституции традиционно было уделено развитию школьного образования. Провозглашалась свобода "науки и преподавания", бесплатное обучение в публичных начальных школах. Государство при этом гарантировало выделение необходимых средств для их содержания. Предоставлялось также право учреждать частные школы и руководить ими всем лицам, могущим доказать "нравственную, научную и техническую способность" к этому. Вместе с тем Конституция предписывала строгий государственный надзор за школами с целью пресечения всякого вольнодумства. Учителя публичных школ наделялись правами и обязанностями государственных чиновников со всеми вытекающими из этого последствиями (ст. 23).

Политика прусского правительства в сфере образования преследовала цели создания эффективно действующего бюрократического аппарата и грамотной современной армии. Ее преимущества и проявились в войне с Австрией 1866 г., в которой по признанию многих историков "победил грамотный прусский солдат".

Армии в Конституции 1850 г. уделялось особое внимание. Высшее командование ею принадлежало королю (ст. 46). В ст. 34-39 закреплялась всеобщая воинская повинность, право короля в случае войны созывать народное ополчение, использовать армию для подавления внутренних беспорядков, издавать постановления о воинской дисциплине. Было постановлено также, что статьи Конституции, посвященные основным правам и свободам, будут применяться в войсках лишь настолько, насколько они "не противоречат военным законам и требованиям военной дисциплины" (ст. 39). Более детальное рассмотрение многочисленных армейских запретов, вместе с уставами и пр., должно было стать предметом особых законов и правительственных распоряжений. Так как они были к тому времени уже педантично разработаны текущим законодательством и правительственными распоряжениями Пруссии, их впоследствии фактически без изменений ввели в право Германской империи.

Последующие титулы (III-VI) Конституции посвящены высшим органам государственной власти, схема которых, компетенция и взаимоотношения мало чем отличались от соответствующих разделов других октроированных германских хартий.

Личность короля также провозглашалась неприкосновенной (но не священной), в его руках сосредоточивались командование армией, назначение правительства, и прежде всего министра-президента, ответственного перед ним, всех высших гражданских и военных должностных лиц, право объявлять войну и мир, заключать договоры (торговые договоры, возлагающие обязательства государства на частных лиц, подлежали одобрению палат). По этой же схеме определялись отношения короля и палат в сфере законодательства, исходящей из формулы "законодательная власть осуществляется совместно королем и обеими палатами" (ст. 62). Предусматривалось и право короля на издание особых распоряжений (под ответственность государственного министерства), "когда этого требовало сохранение общественной безопасности или устранение необычных бедствий, если палаты не заседали" (ст. 63). Королю вверялся контроль над двухпалатным ландтагом, в том числе право его досрочного роспуска, с оговорками, что выборы в новый ландтаг должны быть проведены в 60-дневный срок, а созыв палат - в 90-дневный срок.

Несмотря на то, что роспуск ландтага стал после принятия Конституции чрезвычайным политическим событием, вызывавшим всякий раз бурную реакцию со стороны либерально-демократических сил, прусский король, вернее, министр-президент (с 1862 г. им стал всесильный О. Бисмарк), прибегал в критических ситуациях к беспарламентскому правлению, чтобы провести, например, реформу армии за счет не вотированных парламентом ассигнований, как то имело место в 1862-1863 гг. Парламентские кризисы и возникали как в Пруссии, так и впоследствии в Германской империи, чаще всего в силу прямого нарушения крайне "неудобных" для правящих кругов конституционных положений, закрепляющих основополагающий принцип буржуазного конституционализма - "никаких налогов без представительства".

Конституция же Пруссии формально предусматривала строгую государственную финансово-налоговую дисциплину, требовала ежегодного утверждения законом бюджета (ст. 99), взимания налогов, податей, займов только на основании законов (ст. 100, 103), обязательного одобрения пала-тами всех расходов сверх установленных бюджетом, отчета правительства по использованию бюджетных средств (ст. 104), пересмотра и уничтожения всех привилегий в области налогов (ст. 101) и пр. Эти статьи, принципиально отличающиеся от соответствующих статей баденской Конституции, свидетельствовали о более высоком уровне конституционной разработки одного из важнейших требований всех буржуазных революций.

Специфические черты прусской Конституции 1850 г. нашли отражение и в особых способах формирования нижней палаты ландтага. Согласно указу короля 1849 г., перенесенному впоследствии в Конституцию 1850 г., все избиратели нижней палаты (верхняя "палата господ" формировалась королем) делились на три курии (разряда) по размеру уплачиваемых прямых государственных налогов. Каждый разряд в целом платил третью часть общей суммы налогов и выбирал третью часть выборщиков (ст. 71), которые в свою очередь и выбирали депутатов.

Это позволяло имущим, "самостоятельным лицам", то есть тем "кто не был ограничен в распоряжении своим имуществом, не был душевнобольным, расточителем или находящимся под арестом", или 3% населения Пруссии, избирать такое же число выборщиков, как и 70% избирателей третьей курии. Несмотря на массовое движение за отмену этой избирательной системы, особенно в начале XX в., она продолжала существовать в Пруссии до Ноябрьской революции 1918 г.

Конституция не предусматривала иных гарантий ее соблюдения, кроме принесения членами обеих палат и государственными чиновникам и присяги верности и повиновения королю и Конституции (ст. 108). Ни король, ни армия не присягали в соблюдении конституции.

Северо-Германский союз. Конституция союза 1867 года

Северогерманский союз (нем. Norddeutscher Bund) - союз германских государств, основанный в 1866 году и включавший все немецкие земли севернее реки Майн. Являлся предшественником Германского рейха 1871 года.

Объединительные стремления в Германии уже во время Наполеоновских войн и получившие особенное яркое и энергичное выражение в ходе революций 1848-1849 годов, не могли привести к фактическому объединению тогда же. Приверженцы объединения никак не могли прийти к единому мнению относительно того, под чьей гегемонией осуществить его - Австрии (великогерманская идея) или Пруссии (малогерманская идея). Господствующим классом все ещё была феодальная землевладельческая аристократия, чувствовавшая себя очень хорошо при политическом и экономическом разобщении Германии; торгово-промышленная буржуазия едва зарождалась как класс и пока ощущала потребность только в частичных таможенных договорах. Австрия, гордая ролью руководительницы европейской политики в 1815-1848 годах, не пользовалась достаточной популярностью, чтобы преодолеть оппозицию Пруссии, а Пруссия, соответственно, не была настолько сильна, чтобы дать отпор поползновениям Австрии и открыто заявить о своем намерении взять дело объединения в собственные руки.

К середине 1860-х годов эти условия в значительной степени изменились: буржуазия успела окрепнуть и вступила на путь экономического объединения; её интересы требовали уже и политического единства. Пруссия, влиянию которой в Германии ольмюцкое унижение не нанесло существенного ущерба только потому, что ей принадлежала руководящая роль в таможенном союзе, энергично стала готовиться к войне, причем правительство в видах усиления армии не отступало перед нарушением конституции. Когда армия была готова, Бисмарк, воспользовавшись запутанностью шлезвиг-голштинского вопроса, вынудил Австрию к объявлению войны.

Блестящая победа Пруссии была победою малогерманской идеи над великогерманской. Пражский мир положил конец вмешательству Австрии в общегерманские дела и упразднил Германский союз 1815 года. Некоторые из государств, отклонивших предложенный им Пруссией перед открытием военных действий нейтралитет (Ганновер, Гессен-Кассель, Нассау, вольный город Франкфурт-на-Майне), были прямо присоединены к Пруссии, равно как и Голштиния и Шлезвиг.

Остальные государства Северной Германии (числом 21) 10 августа 1866 года вошли в состав новой федерации, которая, отвергнув принцип союза государств (нем. Staatenbund), организовалась в виде союзного государства (нем. Bundestaat), руководящая роль в котором также досталась Пруссии.

Организация союза

Конституция нового Северогерманского союза была построена на компромиссе различных начал. Парламентаризм не установился; верховная власть сохранила за собою очень много существенных прерогатив, но было введено равное, прямое, всеобщее избирательное право. Бисмарк тем охотнее ухватился за эту идею, внушенную ему ещё раньше Лассалем, что она в его глазах сразу достигала двух целей. Прогрессивная буржуазия была довольна тем, что правительство возвращается к одному из основных начал конституционного проекта, выработанного в 1849 году франкфуртским парламентом; демократические элементы, рост которых был уже заметен, видели во всеобщем избирательном праве залог свободного развития деятельности («происки» пролетариата Бисмарк пытался обезвредить, отвергнув тайную подачу голосов; но учредительный рейхстаг, обсуждавший конституцию, включил в неё этот способ голосования). С другой стороны, Бисмарк, как это видно из его мемуаров, не без основания надеялся, что общее избирательное право послужит для него превосходным орудием для борьбы с партикуляризмом и что в минуту внешних осложнений апелляция к патриотизму страны поможет ему побороть оппозицию в союзном совете. Наконец, перед ним был пример Франции, где существование всеобщего избирательного права не наносило никакого ущерба значению верховной власти.

Рейхстаг не получил обычных парламентских прав: вотировка законов и бюджета были сделаны его единственными прерогативами. Он состоял из 297 депутатов (по 1 на 100 000 жителей).

Другим органом союза был союзный совет (нем. Bundesrath), составленный из делегатов отдельных государств, входивших в состав союза. Голоса (всего было 43) были распределены между государствами неравномерно: так, Пруссия, например, имела 17 голосов, а Саксония - 4. Делегаты были связаны определенными инструкциями своих правительств. Функции союзного совета заключались в вотировании законов; обычно они проходили простым большинством, а для всякого изменения конституции требовалось большинство двух третей. Львиную долю власти в новой организации получил прусский король, как президент союза. Ему принадлежало право объявлять войну и заключать мир от имени союза, вести дипломатические переговоры, заключать договоры, назначать и принимать посланников; в качестве главнокомандующего союзной армией он имел право назначать высших офицеров и наблюдать за организацией войска вообще. Он был верховным главою внутреннего управления, назначал главных должностных лиц союза, созывал и распускал рейхстаг.

Всеми внешними и внутренними делами союза заведовал назначенный королем Пруссия канцлер, не несший никакой ответственности перед рейхстагом и председательствовавший в союзном совете. Государства, вошедшие в союз, продолжали пользоваться своими конституциями, но должны были уступить союзу военное и морское управление, дипломатические сношения, заведование почтой, телеграфами, железными дорогами, денежной и метрической системами, банками, таможнями. Внутренняя история Северо-Германского союза в главном есть история группировки партий.

Образование Германской империи

Южно-германские государства: Королевства Бавария и Вюртемберг, Баден, Гессен-Дармштадт (последний вошёл в состав Северо-Германского союза только землями к северу от реки Майн) заключили наступательные и оборонительные союзы с Пруссией, так что нужен был только толчок, чтобы и они вошли с нею в полный союз. Этим толчком стала франко-прусская война. После победы в 1871 году Бавария, Вюртемберг и Баден присоединились к союзу. Новое образование получило название Германской империи, а Вильгельм I стал первым её императором.

Победа Пруссии над Францией довершила дело объединения Германии в единое государство – Германскую империю.

Завершение объединения Германии произошло «сверху», в ходе захватнической войны. Прусское юнкерство (крупные земельные собственники) в объединительном процессе выступило господствующей силой, в которой огромную роль играла политика милитаризма. Те немецкие го-сударства, которые оставались вне Северо-Германского союза, были подчинены Бисмарком Прус-сии. Германская империя объединила 22 германские монархии и три вольных города Любек, Бре-мен и Гамбург. В апреле 1871 г. была принята конституция Германии, утверждавшая федератив-ное государственное устройство страны.

В 1871 г. была принята Конституция Германской империи, которая в значительной мере воспроизвела конституцию Северо-Германского союза, а также учла договоры с южногерманскими государствами путем ряда конституционных новаций. За этими государствами закреплялись некоторые особые права. Бавария и Вюртемберг, например, сохранили право на такую доходную статью местного бюджета, как налог на водку и пиво, а также на управление почтой и телеграфом. У Баварии сохранялась определенная самостоятельность в области управления армией и железными дорогами, к тому же в имперском комитете по "армии и крепостям" она занимала постоянное место, в то время как другие члены комитета назначались императором. Под ее председательством действовал комитет иностранных дел, состоящий из уполномоченных Саксонии, Вюртемберга, с включением двух ежегодно избираемых членов других государств (гл. III, ст. 8(8)).

Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили ту же "жесткую" модель федеративно-административного политического устройства, которая разработана была их франкфуртскими предшественниками, передав федеральному собранию (Союзному совету - бундесрату и рейхстагу) законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конституцией предписывалось, что "имперские законы имеют преимущество перед законами земельными" (гл. II, ст. 2).

В статьи третьей главы "Союзный совет" (Bundesrat) Конституции 1871 г. включены положения, закрепляющие организационную структуру весьма своеобразной формы германской федерации, получившей название "союза неравных". Рейхсрат, формально призванный стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовал своему назначению, прежде всего в силу неравного представительства входящих в федерацию государств.

Пруссии из 25 союзных государств (22 монархии и 3 вольных города), самой крупной по территории, населению, военной мощи, экономическому потенциалу, было отведено в Бундесрате 17 из 58 мест, что определяло ее господствующее положение в федерации, так как без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положений Конституции. Чтобы заблокировать подобные предложения, достаточно было 14 голосов. "Гегемонистская федерация" Германии представляла собой не союзное государство, а союз династий. В Союзном совете были представлены не народы субъектов федерации, а представители местных монархов: королей, князей, герцогов.

Особое место Пруссии в Германской империи определялось и тем, что президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Он обладал по "Конституции обширнейшими полномочиями. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и рейхстаг, а также право "разработки и публикации" имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согласия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и пр.

Представление о роли императора в конституционном механизме было бы неполным без выяснения положения имперского канцлера, воплощавшего в своем лице правительство империи, должность которого традиционно замещал министр-президент Пруссии, и более того, бессменно с 1862 по 1890 г. - Отто фон Бисмарк, одна из крупнейших политических фигур Германии XIX в.

Канцлер был не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата. Его голос был решающим в верхней палате при равенстве голосов (§ 3, ст. 7, разд. III), если он выступал "за сохранение существующих предписаний и установлений", касающихся административных положений, регулирующих исполнение общего законодательства о таможенных тарифах, о ряде важнейших косвенных налогов (гл. VI, ст. 37), а также если в бундестаге не достигалось соглашения по военным вопросам. И более того, если общие расходы империи не покрывались соответствующими налогами и пошлинами, он имел право назначать взносы имперских государств для пополнения имперского бюджета (гл. XII, ст. 70).

Конституция 1871 г. не знала принципа "ответственное правительство", ставшего лозунгом либеральной буржуазии, выступавшей против "мнимого конституционализма" Германской империи, за парламентскую монархию вестминстерской модели. На исполнительную власть по Конституции фактически не возлагалось никакой ответственности.

Почти самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь правом канцлера на контрасигнатуру. Но при подписании военных приказов, объявлении войны, заключении мира, в вопросах командования армией и флотом император не был связан контрасигнатурой канцлера. Канцлер также должен был ежегодно представлять Союзному совету и рейхстагу отчет о расходах (XII, 72), но сместить его с должности мог только император, что превращало эту ответственность в функцию.

Бесконтрольность императора и канцлера опиралась на значительные конституционные полномочия бундесрата с его прусским большинством. В Конституции при всей широте императорских полномочий даже не ставился вопрос о вето кайзера в законодательном процессе. В этом для правительства не было необходимости. Вето было прерогативой всегда послушного бундесрата.

Конституция 1871 г. не провозглашала даже формально принципа "народного суверенитета", который приходил в полное противоречие с консервативными представлениями правящих кругов (и в значительной мере массового сознания) о государственной власти монарха, воля которого является высшей. От имени императора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определялась компетенция государственных учреждений и должностных лиц.

Рейхстаг, нижняя палата, создаваемая на основе "всеобщих выборов с тайной подачей голосов", находился под контролем императора. Он обладал значительно меньшими полномочиями, чем бундесрат. Ни один закон, принятый рейхстагом, не мог увидеть свет без утверждения бундесратом (гл. III, ст. 7), которому предоставлялись также полномочия на издание административных предписаний и инструкций, необходимых для проведения в жизнь имперских законов, право роспуска рейхстага при согласии императора (гл. V, ст. 23), разрешения конфликтов между землями с правом определять необходимость применения мер принуждения (экзекуции) к союзным государствам (гл. IV, ст. 19). Формально "всеобщее избирательное право" также не было всеобщим при высоком возрастном цензе (в 25 лет), при лишении избирательного права лиц, пользующихся помощью для бедных, ограниченных в гражданских и политических правах по суду, "нижних чинов войска и флота, нахо-дящихся на службе" и пр.

Бурные споры при создании конституции вызвал вопрос о вознаграждении депутатов. Победила точка зрения О. Бисмарка, что члены рейхстага не должны получать за свою работу "никакого жалованья или вознаграждения" (гл. V, ст. 32).

Конституционный механизм Германской империи создавался для наиболее эффективного решения под руководством Пруссии сложных внутри- и внешнеполитических задач, главным образом с помощью военной силы. В Конституции нет ни декларации, ни главы, посвященной правам и свободам немцев. Вместе с тем самая обширная глава XI посвящена "военному делу империи", в которой закрепляются всеобщая воинская обязанность (ст. 5, 7) при принадлежности каждого немца в течение 7 лет (по общему правилу - с 20 до 28 лет) к составу армии (ст. 59), требование немедленного введения по всей империи прусского военного законодательства и подготовки всеобщего имперского военного закона с целью создания единой германской армии, "подчиненной императору, безусловно следующей его приказу" (ст. 64), право императора назначать, увольнять, перемещать всех высших чинов, использовать армию для полицейских целей (ст. 66) и объявлять любую союзную территорию на военном положении, если что-либо "угрожает общественной безопасности" (ст. 68) и пр.

Германское гражданское уложение (история разработки, источники, система)

Германское Гражданское Уложение - (Германское Гражданское Уложение) (Гражданский кодекс (ГК) 1896 г.)- первая в истории Германии единая для всей страны кодификация гражданского права, оказавшая значительное влияние на законодательство других стран. В Германии дольше, чем в других странах, существовала правовая раздробленность. Создание в 1871 г. единой Германии не повлекло автоматически создания единой правовой системы. Это объясняется особенностями социально-экономического и политического развития. Низкий уровень торгового оборота, невысокая интенсивность экономических связей между отдельными частями Германии были причиной того, что не только юнкерство (крупные землевладельцы в восточной и центральной провинциях Пруссии)стремилось сохранить старое законодательство, но и некоторые группы буржуазии не возражали против этого. Отдельные германские государства, стремившиеся сохранить в возможно более широком объеме свою автономию, тоже высказывались против создания общегерманского права. Вместе с тем широкие буржуазные слои испытывали потребность в едином для всего государства и современном законодательстве. Наряду с буржуазией наиболее прогрессивные юристы выступали за создание единого ГК.В 1873 г. был издан закон об установлении компетенции империи в области разработки единого гражданского права,и в 1874 г. бундесрат назначил комиссиюдля составления кодекса. Комиссия состояла из судебных чиновников и теоретиков права. Созданный ею проект был закончен и опубликован в 1887 г. Он был подвергнут резкой критике, и в результате длительного обсуждения в печати было признано невозможным представить его на законодательное обсуждение. Причина неудачи заключалась в том, что в основе проекта лежало старое "общее право", не соответствующее новым социально-экономическим отношениям.В декабре 1890 г. была создана новая комиссия, в состав которой были включены адвокаты, представители политических партий, промышленники. Эта комиссия закончила свою работу к 1895 г. Второй проект подвергся рассм. отрению в рейхстаге, бундесрате, в него были внесены некоторые изменения, и 18 августа 1896 г. проект был утвержден. Однако новый кодекс вступил в законную силу лишь с 1 января 1900 г., поскольку отдельным государствам, входившим в состав Германии, было дано время для приведения своего законодательства в соответствие с новым кодексом.Германское Гражданское Уложение в значительной степени базируется на римском праве. В то же время в нем содержатся положения германского права. В Германское Гражданское Уложение вошли также выработанные на рубеже двух веков юристами новые правила, способствующие развитию буржуазных отношений.Германское Гражданское Уложение построено по так называемой пандектной системе (см. Пандекты). В соответствии с ней единые для всех институтов нормы находятся в общей части (первой книге). Кроме того, Германское Гражданское Уложение содержит еще четыре книги: вторая книга посвящена обязательственным отношениям, третья - вещному праву, четвертая - семейному и пятая - наследственному праву. Одновременно с Германское Гражданское Уложение был издан Закон о введении ГК в действие, в котором содержались правила о времени вступления в силу Германское Гражданское Уложение, нормы международного частного права, положения об отношениях кодекса с нормами старого имперского законодательства. Германское Гражданское Уложение свойственны следующие отличительные черты: отсутствие общих юридических определений; параграфы кодекса очень подробны и носят описательный характер, содержат множество специальных юридических терминов. Одна из наиболее характерных черт Германское Гражданское Уложение - наличие в нем так называемых "каучуковых" параграфов, содержащих ссылки на такие понятия, как "добрая совесть", "добрые нравы", имеющие моральное, а не правовое содержание. Германское Гражданское Уложение верно отражает черты своего времени. Это буржуазный по своей сущности кодекс, причем он утверждает более высокий уровень развития капиталистических отношений, нежели Кодекс Наполеона. И в то же время ряд статей Германское Гражданское Уложение несет на себе следы компромисса, заключенного между буржуазией и юнкерством.

Субъекты по ГГУ

Правоспособность физических лиц базируется на принципе юридического равенства. Но, учитывая ограниченную правоспособность женщин, можно сказать, что и здесь этот принцип не получает полной реализации. Совершеннолетие наступает с 21 года. В возрасте от 7 лет до 21 года Уложение устанавливает различные степени ограниченной дееспособности. Отличительной чертой Уложения является признание юридического лица в качестве субъекта гражданского права. Институт юридического лица был удобен для оформления концентрации капитала и получил широкое распространение в конце XIX в. В Германии возникали самые разнообразные виды юридических лиц. Эту правовую форму для своего существования использовали и политические партии, и различные общественные организации. Германское гражданское уложение называет два вида юридических лиц: ферейны (общества, союзы) и учреждения. Под ферейнами понимаются союзы лиц, с которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Эти союзы могут быть либо хозяйственными (преследующими цели извлечения прибыли), либо нехозяйственными (преследующими культурные, научные и подобные им цели). Учреждения образуются в силу волеизъявлений частных лиц, выделяющих для достижения определенной цели известное имущество. Вместе с тем важнейшие правовые формы концентрации капиталов - акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью - нормами Уложения не регулировались. Для них были созданы самостоятельные законы, которые, устанавливая явочный порядок возникновения этих юридических лиц, благоприятствовали их распространению. Для ферейнов с нехозяйственными целями также был определен явочный порядок образования. Лишь для незначительного числа хозяйственных союзов устанавливался разрешительный порядок создания. Уложение не определяет содержания правоспособности юридических лиц. Она вытекает из самого факта их образования. Тем самым Уложение признает за юридическим лицом весьма широкую правоспособность. Вместе с тем государство сохраняет право контроля за деятельностью юридических лиц и может лишить их правоспособности, если их деятельность угрожает общественным интересам. Среди субъектов гражданских правоотношений Уложение называет неправоспособные общества - объединения, которые, обладая отдельными чертами юридических лиц, не отвечали всем установленным для них требованиям и не признавались таковыми. Это были, как правило, различные рабочие союзы, которые законодатель не мог игнорировать, но и не желал признавать наравне с буржуазными объединениями. В результате был создан институт неправоспособного союза, который действовал по правилам для договора товарищества.

Право собственности по ГГУ

Первоначально, собственность рассматривалась как неограниченное господство над вещью, и некоторые немецкие юристы первой половины 19 века определяли право собственности как «неограниченное» (jus infinitum) или право «принципиально всеобъемлющей власти распоряжаться вещью».

Законодатель уделял значительно больше внимания именно отношениям, связанным с недвижимостью, поскольку одной из задач ГГУ, возможно, являлось радикальное изменение феодальных отношений по поводу земельной собственности, иначе говоря, ГГУ закрепляло революцию в сфере земельной собственности, ломку старых феодальных порядков. Как следствие, росла роль государства в регулировании отношений земельной собственности (выражавшаяся в запрете на противление собственника воздействию на его земельный участок на глубине и высоте, не представляющей для него интереса). Таким образом, право собственности, имевшее традиционное римское происхождение, изменилось, следуя велениям времени. Так, например, в ст. 226 абстрактным образом сформулированы ограничения на осуществление права собственности: «не допускается осуществление права, если только целью его осуществления может быть только причинение вреда другому лицу».

Собственник наряду с единоличным осуществлением права собственности, мог поделить свое полное право, отдав определенные полномочия третьим лицам. Однако то, какие полномочия можно было передавать, строго оговаривалось законом - это т.н. ограниченные вещные права, перечисленные в ГГУ. Например, ипотека (ст. 1113) и залог недвижимости (ст. 1291).

Подводя итог, нельзя не отметить высокий уровень юридической техники, о котором свидетельствуют детально разработанная часть кодекса, посвященная праву собственности, наличие абстракций и обобщений. Право собственности представляет собой одну из наиболее детально разработанных и проанализированных категорий частного права. Право собственности занимало и занимает центральное место в системе вещных прав.

Обязательственное право по ГГУ

Во второй книге ГГУ «Обязательственное право», состоящей из семи разделов, включающих §§ 241- 853, содержатся нормы, относящиеся к содержанию обязательств, обязательств, вытекающих из договоров, прекращению обязательств, уступке требований, переводу долга, отдельным видам обязательств. Обязательственное право в ГГУ поставлено раньше права вещного, что подчеркивает возросшее значение оборота, перед интересами которого отступают традиционные институты права собственности и владения, господствовавшие в Кодексе Наполеона. Во второй книге ГГУ излагаются как общие положения об обязательствах из договоров (их возникновение, содержание, исполнение и т.п.), так и отдельные договоры, традиционные (купля, дарение, наем, аренда, ссуда, товарищество и др.) и новые (наем рабочей силы, игра, пари). В этой книге регулируются важные в социальном плане отношения в сфере недозволенных действий.

Все вещи уложение делит на земельные участки и движимые вещи, строго различая правовой режим движимых и недвижимых вещей. Германское гражданское уложение называет ряд вещных прав: право собственности, владение, пользование чужими вещами (земельные и личные сервитута, узуфрукт, право застройки), право на получение известной ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека недвижимости и др.), право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, право охоты, рыбной ловли). Основным вещным правом является право собственности. Уложение раскрывает его содержание следующим образом: "Собственник вещи может обращаться с вещью по своему усмотрению и исключать других от всякого воздействия на нее". Таким образом, уложение подчеркивает свободу частной собственности. Вместе с тем уложение содержит ограничения прав собственника.

3. Определение обязательства дается в параграфе 241 уложения: "В силу обязательства кредитор управомочен требовать от должника предоставления. Предоставление может состоять также в воздержании". Наиболее распространенным способом возникновения обязательственных правоотношений является договор. Уложение не дает определения договора. Однако можно выделить существенные черты договора:

договор понимается как юридическая связь, установленная между несколькими лицами;

Договорные отношения по уложению строятся на принципе свободы договора. Предоставляя частным лицам свободу по установлению договорных обязательств, уложение устанавливает условия их действительности: соответствие договора законам; дееспособность лиц, заключающих сделку.

Германское гражданское уложение регулирует более 20 видов договоров - купля-продажа, наем, мена и др. В качестве основания возникновения обязательств уложение также признает деликты.

По общему правилу ответственность несет лицо, виновное в причинении вреда. Уложение не признает имущественного возмещения неимущественного вреда.

Брачно-семейное право по ГГУ

Уложение признает единственной законной формой брака гражданский брак.

Брачный возраст установлен для женщин - 16 лет, для мужчин - 21 год. Кроме достижения брачной правоспособности, необходимым условием вступления в брак является наличие обоюдного согласия на брак. Для несовершеннолетних требуется согласие родителей. Препятствиями для действительности брака могут служить:

близкое родство;

нерасторжение первого брака;

женщине не разрешалось вступать в новый брак в течение 300 дней со дня прекращения предыдущего.

Развод допускается только в определенных законом случаях. Основаниями для развода признаются:

прелюбодеяние;

посягательство на жизнь другого супруга;

злонамеренное оставление;

грубое нарушение брачных обязанностей;

тяжелая болезнь.

Имущественные отношения супругов определяются брачным договором. Если сторрны своим брачным договором не установили иного режима, сохраняется раздельность права собственности на имущество супругов. Взаимоотношения между детьми и родителями строятся на принципе осуществления родительской власти отцом. Родительская власть переходит к матери лишь после смерти отца или лишения его родительской власти.

5. При наследовании по закону уложение закрепляло систему парантелл (линий), представляющих собой группу родственников, происходящих от общего предка. Первую парантеллу составляли нисходящие наследники, вторую парантеллу - родители и их нисходящие родственники, третью - дед и бабка и их нисходящие родственники и т. д. Особое положение занимал переживший супруг. При наличии наследников первых двух линий, а также деда и бабки ему предоставлялось право собственности только на часть наследства умершего, если же родственников первой и второй линии, деда или бабки нет, к пережившему супругу переходило все наследство.

При наследовании по завещанию уложение исходит из принципа свободы завещаний.

В целях охраны интересов законных наследников устанавливались некоторые ограничения завещательной свободы. Таким ограничением была обязательная доля.