Разграничение отраслей экономики на материальную и не­производственную сферы исходит из классических определений материального производства, производительного и непроизво­дительного труда, материальных благ и др. Сфера материально­го производства - главная сфера человеческой деятельности, составляющая основу существования человеческого общества. Очертив границы материального производства, можно опреде­лить методом исключения отрасли непроизводственной сферы.

К сфере материального производства относятся все виды де­ятельности, создающие материальные блага в форме продук­тов, энергии, а также связанные с перемещением грузов, хране­нием продуктов, сортировкой, упаковкой и другими функция­ми, являющимися продолжением производства в сфере обра­щения.

Остальные виды деятельности (в процессе которых матери­альные блага не создаются) образуют в своей совокупности не­производственную сферу деятельности (образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, средства мас­совой информации, социальное обеспечение, коммунальное хо­зяйство, бытовое обслуживание и др.).

В данном случае критерием разграничения отраслей эконо­мики на две сферы является их отношение к процессу создания материальных благ, результат труда. Основным признаком материального производства является производительный труд, результат которого всегда материален и выступает в форме про­дукта. К сфере материального производства относятся отрасли, в которых затраты труда находят выражение в материальных благах, остальные же принадлежат к непроизводственной сфере.

Особенности экономических отношений, возникающих в сфере материального производства и непроизводственной сфере, вытекают из специфики отраслей и характера общественно­го труда в них.

В материальном производстве экономические отношения опосредуют процесс преобразующего воздействия человека на вещество и силы природы.

В непроизводственной сфере экономические отношения воз­никают не ради преобразования природы, а по поводу воздей­ствия на человека или общество.

Таким образом, в отраслях непроизводственной сферы труд не является непосредственно производительным и чаще всего носит характер услуг. В этом - основное отличие продукта труда в непроизводственной сфере. Вместе с тем не исключено, что результат труда в непроизводственной сфере может прини­мать форму вещи, пример - картина художника. Результат труда в виде услуги потребляется в процессе самого производ­ства. Другими словами, процессы производства и потребления здесь совпадают во времени.



Таким образом, под непроизводственной сферой следует понимать совокупность отраслей и видов деятельности, не уча­ствующих в создании материальных благ, функционирование которых направлено непосредственно на человека или на пре­образование социальных условий, в которых он существует, и опосредуется экономическими отношениями, возникающими при оказании различных услуг по удовлетворению общегосу­дарственных и личных потребностей, а также по обслужива­нию материального продукта.

Такие отрасли непроизводственной сферы, как образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, со­циальное обеспечение формируют так называемую социальную сферу. Они являются проводниками социальной политики го­сударства, формируют жизненный уровень населения, обеспе­чивают воспроизводство человеческого капитала посредством оказания социальных услуг, развития социальной инфраструк­туры общества.

Масштабы деятельности непроизводственной сферы харак­теризуются рядом показателей, в том числе - объемом госу­дарственного финансирования. Давно доказано, что вложения в человеческий капитал являются самыми эффективными: бла­годаря воздействию на качество человеческого потенциала дос­тигается экономический прогресс, происходит социально-эко­номическое развитие страны. Следовательно, от финансового обеспечения социальной сферы зависят результаты экономи­ческих реформ.

Размер средств, направляемых в отрасли непроизводствен­ной сферы, определяется как потребностями общества в их ус­лугах, так и объемом произведенного общественного продукта, состоянием государственного бюджета, приоритетами финансо­вой политики.

Услуги отраслей непроизводственной сферы могут быть для потребителей бесплатными либо платными (полностью или час­тично). Услуги населению, оплачиваемые государством, пре­имущественно бесплатны. Источником финансового обеспече­ния производства бесплатных услуг является государственный бюджет.

В условиях бюджетного дефицита и ограниченности госу­дарственных средств все большее развитие получают платные услуги, определяющие специфические методы ведения хозяй­ства и формы финансовых отношений.

Для характеристики финансов непроизводственной сферы целесообразно классифицировать входящие в ее состав предпри­ятия, учреждения, организции с учетом особенностей их дея­тельности, методов организации управления и финансирования.

В первую группу входят предприятия и организации, кото­рые очень близки к материальному производству. Они действу­ют на принципах хозрасчета и самофинансирования, предо­ставляя услуги за плату. Источником покрытия издержек яв­ляется выручка от реализации услуг, т.е. денежные средства потребителей. Финансы в этой группе организуются таким же образом, как на предприятиях материального производства.

Во вторую группу включаются организации и учреждения, находящиеся на неполном хозрасчете, т.е. имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого фи­нансирования или дотаций (смешанное финансирование). Их услуги для потребителя частично бесплатные.

К третьей группе принадлежат учреждения и организации, содержащиеся за счет бюджета. Оказываемые ими услуги бес­платны для потребителя, источником их финансирования яв­ляется государственный бюджет.

В каждой из названных групп организация финансовых от­ношений имеет свою специфику и зависит от методов хозяй­ствования, управления и финансирования. Данные отношения сопровождают формирование, распределение, использование денежных фондов отраслей, предприятий, организаций, уч­реждений непроизводственной сферы, денежных потоков из го­сударственного бюджета и целевых бюджетных и внебюджет­ных фондов. Они возникают между:

Предприятием, организацией, учреждением непроизводственной сферы и государственным бюджетом. У субъектов хозяйствования, организующих свою деятельность на принципах хозрасчета и самофинансирования, отношения складываются по поводу уплаты соответствующих платежей в бюджет. У отраслей, функционирующих за счет средств бюджета, отношения, как правило, односторонние и возникают по поводу предоставления отрасли бюджетного финансирования. Однако в случаях, когда отрасль (организация, учреждение) получает доходы от хозяйственной или коммерческой деятельности, финансовые отношения приобретают двусторонний характер, они связаны с уплатой в бюджет обязательных платежей;

Распорядителями бюджетных средств - по поводу распределения бюджетных ресурсов. Данные отношения многоступенчаты, они определяются системой управления финансами отрасли;

Вышестоящей организацией и подведомственными учреждениями - по поводу централизации части финансовых ресурсов и их перераспределения;

Организациями, учреждениями одного ведомства - по поводу перераспределения финансовых ресурсов;

Организациями, учреждениями непроизводственной сферы и предприятиями сферы материального производства - по поводу оплаты приобретаемых материальных ценностей;

Организациями, учреждениями непроизводственной сферы - по поводу оплаты оказываемых услуг;

Организациями, учреждениями непроизводственной сферы и коллективом работников - по поводу оплаты их труда;

Организациями, учреждениями непроизводственной сферы и населением - по поводу оплаты стоимости этих услуг; другими предприятиями, организациями, учреждениями сферы материального производства и нематериальной сферы - по поводу перечисления средств за оказанные услуги по договорам;

Организациями, учреждениями непроизводственной сферы и юридическими и физическими лицами - по поводу оказания финансовой помощи в виде добровольных взносов и пожертвований;

Организациями, учреждениями непроизводственной сферы и различными общественными фондами - по поводу перечисления средств из этих фондов;

Организациями, учреждениями непроизводственной сферы и внебюджетными фондами - по поводу уплаты обязательных платежей в эти фонды и получения средств из них в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, под финансами непроизводственной сфе­ры следует понимать совокупность денежных отношений, опо­средующих движение фондов денежных средств, образующих­ся в результате перераспределения стоимости созданного в от­раслях материального производства общественного продукта и национального дохода в целях создания нематериальных благ и услуг.

Общим для этих отношений является отсутствие их в про­цессе первичного распределения и образования первичных до­ходов и фондов.

Поскольку процесс производства и потребления услуг сов­падает во времени, образующиеся при этом денежные фонды становятся конечными в процессе фондообразования и прекра­щают свое движение. Средства этих фондов либо переходят в сферу личного потребления в виде зарплаты, стипендий и т.п., либо образуют выручку предприятий, продукция которых при­обретается для формирования материально-технической базы учреждений непроизводственной сферы. Отсюда вытекают сле­дующие особенности финансов непроизводственной сферы.

♦ Финансовые отношения сопровождают движение фондов денежных средств, образованных в порядке перераспределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Поскольку во всех отраслях данной сферы не создаются национальный доход и первичные доходы, то финансы охватывают сферу перераспределительных отношений, определяют объем вторичных доходов, поступлений, их распределение и использование.

♦ Источником покрытия затрат в непроизводственной сфере является национальный доход, созданный работниками материального производства. Он служит базой обеспечения функционирования отраслей непроизводственной сферы, от его размера зависят возможность и масштабы расширения и развития непроизводственной сферы в целом. Поэтому сфера финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов развития непроизводственных отраслей, ограничена рамками величины общественного продукта и национального дохода, созданного в отраслях материального производства, в частности, той его долей, которая направляется на потребление.

♦ Поскольку основным источником финансирования отраслей непроизводственной сферы является государственный бюджет, то финансовые отношения возникают в основном между государством и учреждениями и организациями непроизводственной сферы.

♦ Большинство предприятий, организаций, учреждений непроизводственной сферы находятся в подчинении местных органов власти (вся низовая сеть школ, дошкольных учреждений, больниц, библиотек, коммунальные предприятия, бытовые организации и др.). В связи с этим финансовые отношения опосредуют движение денежных фондов на двух уровнях - ведомственном и территориальном, что находит выражение в отраслевых финансовых планах и местных бюджетах.

♦ В условиях развития рыночных отношений, а также дефицита бюджета развивается сфера платных услуг, оказываемых учреждениями и организациями непроизводственной сферы, привлекаются внебюджетные источники финансирования. Это значительно расширяет сферу финансовых отношений, включая в нее и отношения по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов, образуемых за счет внебюджетных средств.

♦ В структуре затрат учреждений непроизводственной сферы высокий удельный вес занимает заработная плата (по ряду отраслей она достигает 60-80 %), так как работникам непроизводственной сферы свойственна низкая фондовооруженность труда и высокая трудоемкость. Поэтому основным объектом финансовых отношений в учреждениях этой сферы является фонд заработной платы - его формирование, распределение и использование.

Знание особенностей финансов непроизводственной сферы позволяет правильно организовать их и с учетом этого рефор­мировать финансовый механизм в условиях становления и раз­вития рыночных отношений.

Под непроизводственной сферой принято понимать совокупность отраслей и видов деятельности, связанных с обслуживанием общегосударственных и социально-культурных потребностей общества и конкретных граждан. Финансы указанной сферы есть отношения, возникающие в связи с образованием денежных доходов у субъектов непроизводственной сферы, их использованием в целях выполнения ими своих функций.

Услуги, предоставляемые субъектами непроизводственной сферы, могут быть платными, бесплатными или частично оплачиваемыми потребителями. Понятие «бесплатные» следует понимать в том смысле, что они бесплатны для потребителя, но не для производителя. Тот, кто оказывает такие услуги, обязательно производит соответствующие затраты. Таким образом, источники формирования финансовых ресурсов у этих субъектов зависят, с одной стороны, от вида оказываемых услуг, с другой – от характера их предоставления.

Непроизводственная сфера может быть подразделена на субъектов, деятельность которых основана на принципах самофинансирования, и субъектов, функционирующих за счет бюджетных средств, а также субъектов, находящихся частично на бюджетном финансировании, но имеющих и собственные источники доходов.

Денежные средства из всех источников, поступившие на счета таких учреждений, образуют фонд финансовых ресурсов, который используется для выплаты заработной платы, возмещения материальных и приравненных к ним затрат,в иных целях, допускаемых законодательством.

Преимущественным источником формирования финансовых ресурсов учреждений непроизводственной сферы является бюджет и внебюджетные фонды.

Таким образом, в системе финансовых отношений учреждения непроизводственной сферы занимают особое место. В первую очередь надо выделить их отношения с государственным бюджетом. У субъектов непроизводственной сферы, которые функционируют на условиях хозрасчета, они складываются по поводу уплаты налогов. У учреждений, которые финансируются из бюджета, такие отношения, как правило, односторонние – получение бюджетных средств. Поскольку отрасли непроизводственной сферы представляют собой организационные образования, то финансовые отношения у них складываются и с вышестоящими организациями. Можно выделить отношения с банковскими учреждениями по поводу обслуживания счетов, получения и погашения кредитов.

Финансовые отношения, складывающиеся в непроизводственной сфере, есть результат распределения национального дохода, создаваемого в сфере материального производства. Возможности государства направлять тот или иной размер финансовых ресурсов в непроизводственную сферу зависят от размера национального дохода. Между ними существует прямо пропорциональная зависимость. В бывшем СССР непроизводственная сфера финансировалась в основном за счет бюджета. Переход экономики страны на рыночные рельсы стимулировал внедрение хозрасчетных начал и в учреждениях непроизводственной сферы. Новый хозяйственный механизм в отраслях социально-культурной сферы характеризуется сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг и выполнением работ по договорам с предприятиями и организациями на платной основе.

Происходит постепенный переход от остаточного метода финансирования социально-культурной сферы к нормативному. Нормативы расходования ресурсов в непроизводственной сфере выполняют несколько функций. Во-первых, напрямую связывают бюджетные ассигнования с оказанием услуг. В натуральном выражении нормативы позволяют определить общую потребность определенных учреждений и всей социальной сферы в конкретных видах материальных и трудовых ресурсов. Во-вторых, с помощью нормативов в денежной форме появляется возможность стоимостной оценки деятельности бюджетных учреждений. Денежные нормативы позволяют увязать натурально-вещественный и стоимостный аспекты деятельности бюджетных учреждений. В-третьих, денежные нормативы, выполняя функцию ценообразования на услуги, предоставляемые бесплатно, позволяют включать результаты труда в этих учреждениях в хозяйственный оборот.

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Реферат >Финансы


1. Особенности финансов непроизводственной сферы

Подразделение народного хозяйства на сферу материального производства и непроизводственную сферу является общепризнанным. Считается, что ВВП производится в сфере материального производства. Однако такая точка зрения не является бесспорной. В литературе можно встретить мнения о том, что в создании ВВП и НД участвуют и здравоохранение, и образование. Выяснение аргументированности этой точки зрения не входит в наши намерения.

Под непроизводственной сферой принято понимать совокупность отраслей и видов деятельности, связанных с обслуживанием общегосударственных и социально-культурных потребностей общества и конкретных граждан. Финансы указанной сферы есть отношения, возникающие в связи с образованием денежных доходов у субъектов непроизводственной сферы, их использованием в целях выполнения ими функциональных обязанностей.

Услуги, предоставляемые субъектами непроизводственной сферы, могут быть платными, бесплатными или частично оплачиваемыми их потребителями. Понятие "бесплатные" следует понимать в том смысле, что они бесплатны для потребителя, но не для производителя. Тот, кто оказывает такие услуги, обязательно производит соответствующие затраты. Таким образом, источники формирования финансовых ресурсов у этих субъектов зависят, с одной стороны, от вида оказываемых услуг, с другой - от характера их предоставления.

Из этого следует, что непроизводственная сфера должна быть подразделена на субъектов, деятельность которых основана на принципах самофинансирования, и субъектов, функционирующих за счет бюджетных дотаций, а также субъектов, находящихся частично на бюджетном финансировании, но и имеющих и собственные источники доходов.

Денежные средства из всех источников, поступившие на счета таких учреждений, образуют фонд финансовых ресурсов, который используется на выплату заработной платы, возмещение материальных и приравненных к ним затрат, на иные цели, допускаемые законодательством.

Преимущественным источником формирования финансовых ресурсов учреждений непроизводственной сферы является бюджет и внебюджетные фонды. Размер выделяемых на содержание учреждений непроизводственной сферы бюджетных средств зависит прежде всего от состояния самого бюджета.

Таким образом, в системе финансовых отношений учреждения непроизводственной сферы занимают особое место. В первую очередь надо выделить их отношения с государственным бюджетом. У субъектов непроизводственной сферы, которые функционируют на условиях хозрасчета, они складываются по поводу уплаты налогов. У учреждений, которые финансируются из бюджета, такие отношения, как правило, односторонние: получение бюджетных дотаций. Поскольку отрасли непроизводственной сферы представляют собой организационные образования, то финансовые отношения у них складываются и с их вышестоящими организациями. Можно выделить отношения с банковскими учреждениями по поводу обслуживания счетов, получения и погашения кредитов.

Прежде чем перейти к характеристике особенностей финансового механизма в непроизводственной сфере, подведем итоги вышесказанному.

Финансовые отношения, складывающиеся в непроизводственной сфере, есть результат распределения национального дохода, создаваемого в сфере материального производства. Возможности государства направлять тот или иной размер финансовых ресурсов в непроизводственную сферу зависят от размера национального дохода. Между ними существует прямо пропорциональная зависимость. Во-вторых, отношения субъектов непроизводственной сферы сводятся в основном к отношениям с бюджетной системой, поскольку именно бюджет выступает основным источником финансирования расходов учреждений непроизводственной сферы. Если сгруппировать расходы государства по целевому признаку, то можно выделить расходы экономического, социального, военного характера и расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

В современном мире вмешательство государства в экономику является общепризнанной нормой. Государственное регулирование становится приоритетным - в таких сферах, как обеспечение нормальных условий для развития экономики, содействие научно-техническому прогрессу, повышение конкурентоспособности национальных экономик. В этой связи финансовый механизм становится решающим рычагом воздействия на экономику в целом.

В составе расходов экономического характера в первую очередь следует выделить капиталовложения. Развитые страны за счет бюджетов финансируют новые прогрессивные отрасли, которые способствуют коренным преобразованиям в структуре народного хозяйства. В тех странах, где государственный сектор составляет значительную экономическую величину, достаточно большие бюджетные ассигнования направляются на модернизацию топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи, атомной энергетики.

Важным направлением государственного воздействия на экономику является стимулирование научно-технического прогресса, посредством чего решаются многие экономические и социальные проблемы. Государственные расходы на эти цели составляют значительные суммы практически во всех промышленно развитых странах.

В бывшем СССР непроизводственная сфера в основном финансировалась за счет бюджета. Переход экономики страны на рыночные рельсы стимулировал внедрение хозрасчетных начал и в учреждениях непроизводственной сферы. Новый хозяйственный механизм в отраслях социально-культурной сферы характеризуется сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг и выполнением работ по договорам с предприятиями и организациями на платной основе.

Нельзя перейти от остаточного метода финансирования социально-культурной сферы к нормативному. Нормативы расходования ресурсов в непроизводственной сфере выполняют несколько функций.

Во-первых, напрямую связывают бюджетные ассигнования с оказанием услуг. В натуральном выражении нормативы позволяют определить общую потребность определенных учреждений и всей социальной сферы в конкретных видах материальных и трудовых ресурсов в зависимости от особенностей технологии обслуживания.

Во-вторых, с помощью нормативов в денежной форме появляется возможность стоимостной оценки деятельности бюджетных учреждений. Денежные нормативы позволяют увязать натурально-вещественный и стоимостной аспекты деятельности бюджетных учреждений.

В-третьих, денежные нормативы, выполняя функцию ценообразования на услуги, предоставляемые бесплатно, позволяют включать " результаты труда в этих учреждениях в хозяйственный оборот.

В некоторых посткоммунистических странах, в частности в Республике Беларусь, была предпринята попытка придать расходам на содержание отраслей непроизводственной сферы - образования, здравоохранения и культуры соответствующий юридический статус путем фиксации в соответствующих законах предельных размеров расходов на эти отрасли в привязке их к ВВП. Однако, насколько нам известно, заданные нормативы не выдерживаются в силу того, что возможности белорусского государства не позволяют осуществлять расходы в таких размерах.

2. Финансирование образования, здравоохранения, культуры

Необходимость данных расходов, тенденция к их росту обусловлены многими причинами. Расходы на социальные цели, входящие в стоимость рабочей силы, выступают важным фактором научно-технического прогресса, который, в свою очередь, приводит к росту производительности труда. Под воздействием научно-технического прогресса возникают все более совершенные технологии, что требует от работников более высокого уровня подготовки и определенной квалификации. Экономия на образовании и здравоохранении обрекает государство на отсталость, поэтому современные промышленно развитые страны постоянно наращивать объемы финансирования таких расходов.

Источников финансирования расходов на образование достаточно много. Но главным является бюджет. Причем повсеместно наблюдается дифференциация таких расходов между центральным правительством и местными администрациями. Как правило, начальная и средняя школа финансируется за счет местных бюджетов.

Все остальные виды образования имеют смешанные источники финансирования. В США, например, кроме государственных школ, есть школы, принадлежащие религиозным организациям, есть и платные учебные заведения. В ФРГ имеются государственные, общинные и частные школы с соответствующими источниками финансирования. В бывшем СССР и других социалистических странах вся система образования была практически государственной, исключение составляли только детские дошкольные учреждения, среди которых было немало так называемых ведомственных детских садов, которые финансировались за счет крупных предприятий.

В условиях научно-технического прогресса важная роль принадлежит высшему образованию, которое лишь частично финансируется за счет бюджетных средств. На западе создана многоуровневая система финансирования высшей школы, сочетающая в себе средства бюджета, внебюджетных фондов и населения. Платное обучение в вузах становится правилом и в государствах переходного периода. В Беларуси, в частности, функционируют более десяти вузов, где обучение является платным. Расширяют сферу платных групп и государственные вузы, где наряду с "бюджетниками" обучаются и студенты, плату за обучение которых осуществляют родители.

Существует тесная коррелирующая зависимость между уровнем развития образования, особенно высшей его ступени, и ростом производительности труда. Экономическая отсталость стран социализма от промышленно развитых стран была определена, наряду с другими факторами, и размерами расходов на образование. К моменту распада СССР ВВП США в три раза превышал размер ВВП СССР, а доля текущих государственных расходов на высшее образование в ВВП советского государства была в пять раз меньше американского уровня.

Разгосударствление системы образования, особенно вузов, создаст для посткоммунистических государств новые возможности для повышения образовательного уровня населения. В этой связи не совсем обоснованным представляется такой подход, существующий, кстати, и в Республике Беларусь, когда негосударственные вузы приравниваются для целей налогообложения к коммерческим структурам. Уплачиваемые ими налоги выступают как источник финансирования расходов государственных вузов. Получается, что родители студентов негосударственных вузов оплачивают стоимость обучения не только своих детей, но и тех, которым посчастливилось поступить в государственные вузы.

К социальным расходам относятся также затраты на здравоохранение. Как и расходы на образование, они связаны в воспроизводством рабочей силы. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), существует тесная связь между расходами на здравоохранение и продолжительностью жизни населения, в том числе относящегося к трудоспособному. Здравоохранение сегодня превратилось в крупную отрасль народного хозяйства. В силу экономических и иных причин финансирование здравоохранения значительно различается даже в промышленно развитых странах. Если в США медицинское обслуживание почти целиком оплачивается населением, то в странах Северной Европы оно финансируется преимущественно за счет специальных фондов. В США государственная политика относительно малообеспеченных проводится в основном по двум программам "Медикэр" и "Медиксйд". В финансировании расходов на здравоохранение на западе важная роль принадлежит страховым компаниям. Так, в США на их долю приходится 60% расходов на здравоохранение. В настоящее время на цели здравоохранения выделяется в Испании - 5,8% ВВП, Великобритании - 5,9. Франции - 9, США - 11, ФРГ - около 13% ВВП.

Крупные изменения происходят в настоящее время в системе финансирования здравоохранения в бывших социалистических странах. Большинство из них перешли на принципы страховой медицины. Суть страховой медицины заключается в том, что она позволяет сочетать систему предоставления медицинских услуг с социальным обеспечением населения. Страховая медицина основана на обязательном страховании работающих, осуществляемом как за счет средств предприятий, так и за счет привлечения личных доходов граждан. Посредством страховой медицины происходит замена бюджетного финансирования учреждений здравоохранения средствами страховых компаний. В Российской Федерации в 1991 г. принят закон "О медицинском страховании граждан". Республика Беларусь сохранила прежнюю систему финансирования здравоохранения. Однако и у нас платные услуги в сфере медицины принимают все более широкий размах. Впрочем, здравоохранение никогда и нигде не было полностью бесплатным, так как медикаменты люди и при социализме приобретали в аптеках за свои средства.

План:

1. Особенности непроизводственной сферы, ее функция, сравнение с сферой мат.производства

2. История изучения сферы услуг (Фурастье, Белл, Гартнер, Ризман, Баумоль, Гершини)

3. Три модели сферы услуг: америк., шведская и немецкая.

4. Варианты управления НС

Полный ответ:

Современная непроизводственная сфера представляет собой значимую часть мирового экономического пространства, включающую подавляющее количество предприятий. В нем занято большинство трудоспособного населения. Они производят заметную часть валового национального дохода. Непроизводственная сфера включает разнообразные отрасли: торговлю, бытовое обслуживание, финансы, образование, здравоохранение, армию и т д. Многообразие условий их функционирования и организации труда делает ее гарантом практически всеобщей занятости. При этом люди не просто находят место работы, но, имея возможность выбора профессии и сферы трудовой деятельности исходя из своих личных склонностей (психологические и социальные особенности, структура личностной мотивации, культурные и этнические стереотипы), в идеале достигают преодоления отчуждения труда, превращения его из обязанности в условие самореализации.

В целом базовые (первичные) потребности (по классификации А.Маслоу) как неотъемлемые условия человеческой жизнедеятельности (пища, сон, кров) создаются в сфере производства. Отметим сразу - непроизводственная сфера удовлетворяет лишь вторичные потребности. Однако по мере развития общества их диапазон становится все шире, а необходимость удовлетворения - все насущнее. Жизнь современного человека невозможна без предприятий здравоохранения, образования, правопорядка. Даже организация досуга и развлечений как условие снятия стрессов и перегрузок, свойственных современному производству, представляются социально значимыми. Не менее важны и отрасли, входящие в производственную инфраструктуру (торговля, финансы). Они создают условия для роста эффективности производства, ускорения оборота капитала, реализуя преимущества разделения труда.

Функция непроизводственной сферы – обеспечение распространения, обмена, потребления, производство дух продукта и особый аспект в воспроизводстве самого человека (здравоохранение, образование, соц.обеспечение, транспорт, искусство, наука, управление и т.п.). Как видно, непроизводственную сферу можно связать и с развитием сферы производства, так как прогресс (в виде теории) обеспечивается не в рабочее время (в процессе производства мат.продукта), а в свободное время (общественный фонд свободного времени).

Можно сравнить материальное и нематериальное производство по ряду параметров:

Специфика непроизводственной сферы состоит в том, что занятые в ней работники оказывают населению услуги. По мере роста общественного благополучия именно услуга становится наиболее привлекательным для покупателя товаром. Потребляя услуги, индивид осуществляет самореализацию себя как потребителя. Именно специально произведенный для него продукт, воплощающий не столько традиционную, общественно признанную потребность, сколько его индивидуальные склонности, характеризует современные тенденции потребления.

Что же такое услуга? Ее диапазон чрезвычайно широк. Это - способ удовлетворения индивидуальных (врачебная помощь, обслуживание населения предприятиями торговли, оказание бытовых услуг), коллективных (жилищно-коммунальное хозяйство), обще-национальных потребностей (государственный аппарат и социальная защита населения, единая финансовая система, оборона и т.д.). Однако при всем этом многообразии, услуги имеют общее основание - они продукт труда, причем продукт труда особого рода, что проявляется в соучастии, тесном сотрудничестве производителя и потребителя в процессе их создания. Услуга всегда конкретна, направлена на удовлетворение требований конкретного заказчика (неважно, кто он: личность, группа людей или население страны в целом), корректируется им в процессе производства.

Изучение сферы услуг началось в 50-ые годы прошлого (ХХ) века. У истоков новой области социологического знания стоит Жан Фурастье Он изучал трехсекторное деление производства, дал свое видение роли и содержания общества сферы услуг. Вслед за ним сформировалось два направления, по-разному оценивающие роль и перспективы услуг в обществе: оптимистичное и пессимистичное.
К первому можно отнести Даниелла Белла, А.Гартнера и Ф.Ризмана. Д.Белл дополнил теорию Фурастье о трех стадиях развития общества описанием характерных для каждой из них профессии и статусных видах деятельности. Так, первую - доиндустриальное общество - характеризует носитель мускульной энергии, а воины и работники составляют главные профессии. Вторая - индустриальное общество - связана с использованием механической энергии. Рабочие и инженеры составляют основу его кадрового потенциала. Третью - постиндустриальный этап цивилизации - отличает превращение науки и информации в основной продукт труда и главную производительную силу. Ученые и менеджеры становятся его главными действующими лицами. Информация означает все, а организация общества превращается во внутренний источник его силы (прогресса), на чем и основывается оптимизм Белла. Другие представители оптимистического направления - А. Гартнер и Ф. Ризман - основывают свое позитивное отношение к услугам через сложившуюся потребность личности в самореализации, а общества в демократизации. Оптимистичные выводы авторов вытекают из трех предпосылок. Во-первых, общество услуг принципиально особенно по своим характеристикам и внутренним законам. Во-вторых, отражая возросший жизненный стандарт населения, оно создает бескризисное капиталистическое производство. В-третьих, оно характеризуется как ненормальное с позиций роста производительности труда, но обоснованное с точки зрения развития коммуникаций.

Однако не все исследователи разделяют оптимистичные взгляды. Ряд ученых, например В. Баумоль и Дж. Гершини, выражает серьезное опасение по поводу перспектив развития общества. Так, поводом для пессимизма Баумоля является мысль о повышенных издержках в сфере услуг, равно как и о том, что рост заработной платы здесь отстает от темпов потребления услуг. Тезис об опасности нарастания издержек производства получил название в мировой науке “Kostenkrankheit” или “болезнь издержками”.
Описанные выше работы можно отнести к классическим теориям.

Исследователи 90-х годов углубляют изучение услуг сбором структурной и страноведческой статистической информации. В качестве обобщающей работы, характеризующей исследования 90-х годов, можно привести монографию Х.Хоуссермана и В.Зибеля. В ней, помимо других вопросов, предлагаются три модели функционирования сферы услуг в обществе: американская, шведская и немецкая. По мнению авторов, особенности развития сферы услуг по странам можно свести к типовым моделям.
Немецкая модель характеризуется:

1. Высоким уровнем заработной платы, в том числе и в сфере услуг, что обусловливает их относительную дороговизну.
2. Склонностью населения к самообслуживанию, вследствие и традиционной привлекательности для населения домашнего труда, большой доли неработающих женщин, дороговизны услуг.
3. Большой долей производственных услуг, которые включаются статистикой в сферу производства, уменьшая этим количество занятых в сфере “чистых” потребительных услуг

Шведская модель отличается:

1. Высокой долей государственных услуг (финансы, социальная политика).

2. Преобладанием бесплатных услуг над частными: бесплатное образование, здравоохранение.

3. Большими налогами, сокращающими семейные доходы и создающими этим дополнительную потребность в труде женщин и относительно высокую занятость.

Американская модель имеет следующие особенности:

1. Высокую склонность населения к услугам, объясняемую большой загруженностью на работе, необходимостью экономить время, психологической предрасположенностью к потреблению.

2. Развитость и чрезвычайное многообразие сферы услуг.

3. Индивидуальный характер производства услуг.

СУ сложна и многообразна, соответственно методы управления ею также сложны и многообразны. Их можно условно объединить в три группы:

· свободный рынок (рынок как регулятор): торговля, бытовое обслуживание туризм; закон спроса и предложения действует и на услуги, как на товары, цена устанавливатся рынком

· жесткий гос.контроль (финансы - институциональные инвесторы, банки, страховые компании, пенсионные фонды): регулируются государством, большинство параметров (типа размера уставного капитала для банка) устанавливаются государством и жестко им контролируются на всех этапах,

· прямое гос. управление (общественный сектор): необходимо контролировать кач-во услуг (гос стандарты)

Закономерностью развития СУ является усиление значения и увеличение в ней доли предприятий общественного сектора. Их деятельность в отличие от предприятий государственного и частного секторов строится на принципах добровольности, неприбыльности и самоуправления. Что касается предприятий общественного сектора, то их деятельность, также как и частного, не является непосредственным объектом гос. планирования. Вместе с тем они могут включаться в процесс разработки и реализации государственного плана. Государство регулирует деятельность этого сектора на плановой основе в той мере, в какой оно осуществляет его финансовую поддержку.

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Контрольная работа >Финансовые науки


Особенности финансов непроизводственной сферы Республики Беларусь

Разграничение отраслей экономики на материальную и непроизводственную сферы исходит из классических определений материального производства, производительного и непроизводительного труда, материальных благ и др. Сфера материальном производства - главная сфера человеческой деятельности, оставляющая основу существования человеческого общества. Очертив границы материального производства, можно определить методом исключения отрасли непроизводственной сферы. К сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, а также связанные с перемещением грузов, хранением продуктов, сортировкой, упаковкой и другими функциями, являющимися продолжением производства в сфере обращения.

Остальные виды деятельности (в процессе которых материальные блага не создаются) образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности (образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, средства массовой информации, социальное обеспечение, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и др.) .

В данном случае критерием разграничения отраслей экономики на две сферы является их отношение к процессу создания материальных благ, результат труда. Основным признаком материального производства является производительный труд, результат которого всегда материален и выступает в форме продукта. К сфере материального производства относятся отрасли, в которых затраты труда находят выражение в материальных благах, остальные же принадлежат к непроизводственной сфере. Особенности экономических отношений, возникающих в сфере материального производства и непроизводственной сфере, вытекают из специфики отраслей и характера общественного труда в них.

В материальном производстве экономические отношения опосредуют процесс преобразующего воздействия человека на вещество и силы природы.

В непроизводственной сфере экономические отношения возникают не ради преобразования природы, а по поводу воздействия на человека или общество. Таким образом, в отраслях непроизводственной сферы труд не является непосредственно производительным и чаще всего носит характер услуг. В этом - основное отличие продукта труда в непроизводственной сфере. Вместе с тем не исключено, что результат труда в непроизводственной сфере может принимать форму вещи, пример - картина художника. Результат труда в виде услуги потребляется в процессе самого производства. Другими словами, процессы производства и потребления здесь совпадают во времени.

Таким образом, под непроизводственной сферой следует понимать совокупность отраслей и видов деятельности, не участвующих в создании материальных благ, функционирование которых направлено непосредственно на человека или на преобразование социальных условий, в которых он существует, и опосредуется экономическими отношениями, возникающими при оказании различных услуг по удовлетворению общегосударственных и личных потребностей, а также по обслуживанию материального продукта .

Такие отрасли непроизводственной сферы, как образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение формируют так называемую социальную сферу. Они являются проводниками социальной политики государства, формируют жизненный уровень населения, обеспечивают воспроизводство человеческого капитала посредством оказания социальных услуг, развития социальной инфраструктуры общества.

Масштабы деятельности непроизводственной сферы характеризуются рядом показателей, в том числе - объемом государственного финансирования. Давно доказано, что вложения в человеческий капитал являются самыми эффективными: благодаря воздействию на качество человеческого потенциала достигается экономический прогресс, происходит социально-экономическое развитие страны. Следовательно, от финансового обеспечения социальной сферы зависят результаты экономических реформ .

Размер средств, направляемых в отрасли непроизводственную сферы, определяется как потребностями общества в их услугах, так и объемом произведенного общественного продукта, состоянием государственного бюджета, приоритетами финансовой политики.

Услуги отраслей непроизводственной сферы могут быть для потребителей бесплатными либо платными (полностью или частично). Услуги населению, оплачиваемые государством, преимущественно бесплатны. Источником финансового обеспечении производства бесплатных услуг является государственный бюджет .

В условиях бюджетного дефицита и ограниченности государственных средств все большее развитие получают платные услуги, определяющие специфические методы ведения хозяйства и формы финансовых отношений.

Для характеристики финансов непроизводственной сферы целесообразно классифицировать входящие в ее состав предприятия, учреждения, организации с учетом особенностей их деятельности, методов организации управления и финансирования. В первую группу входят предприятия и организации, которые очень близки к материальному производству. Они действуют на принципах хозрасчета и самофинансирования, предоставляя услуги за плату. Источником покрытия издержек является выручка от реализации услуг, т.е. денежные средства потребителей. Финансы в этой группе организуются таким же образом, как на предприятиях материального производства. Во вторую группу включаются организации и учреждения, находящиеся на неполном хозрасчете, т.е. имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого финансирования или дотаций (смешанное финансирование). Их услуги для потребителя частично бесплатные. К третьей группе принадлежат учреждения и организации, содержащиеся за счет бюджета. Оказываемые ими услуги бесплатны для потребителя, источником их финансирования является государственный бюджет .

В каждой из названных групп организация финансовых отношений имеет свою специфику и зависит от методов хозяйствования, управления и финансирования. Данные отношения сопровождают формирование, распределение, использование денежных фондов отраслей, предприятий, организаций, учреждений непроизводственной сферы, денежных потоков из государственного бюджета и целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Они возникают между:

Предприятием, организацией, учреждением непроизводственной сферы и государственным бюджетом. У субъектов хозяйствования, организующих свою деятельность на принципах хозрасчета и самофинансирования, отношения складываются по поводу уплаты соответствующих платежей в бюджет. У отраслей, функционирующих за счет средств бюджета, отношения, как правило, односторонние и возникают по поводу предоставления отрасли бюджетного финансирования. Однако в случаях, когда отрасль (организация, учреждение) получает доходы от хозяйственной или коммерческой деятельности, финансовые отношения приобретают двусторонний характер, они связаны с уплатой в бюджет обязательных платежей;

Распорядителями бюджетных средств - по поводу распределения бюджетных ресурсов. Данные отношения многоступенчаты, они определяются системой управления финансами отрасли;

Вышестоящей организацией и подведомственными учреждениями - по поводу централизации части финансовых ресурсов и их перераспределения;

Организациями, учреждениями одного ведомства - по поводу перераспределения финансовых ресурсов;

Организациями, учреждениями непроизводственной сферы и предприятиями сферы материального производства - по поводу оплаты приобретаемых материальных ценностей;

Организациями, учреждениями непроизводственной сферы - по поводу оплаты оказываемых услуг;

Организациями, учреждениями непроизводственной сферы и коллективом работников - по поводу оплаты их труда;

Организациями, учреждениями непроизводственной сферы и населением - по поводу оплаты стоимости этих услуг; другими предприятиями, организациями, учреждениями сферы материального производства и нематериальной сферы - по поводу перечисления средств за оказанные услуги по договорам;

Организациями, учреждениями непроизводственной сферы и юридическими и физическими лицами - по поводу оказания финансовой помощи в виде добровольных взносов и пожертвований;

Организациями, учреждениями непроизводственной сферы и различными общественными фондами - по поводу перечисления средств из этих фондов;

Организациями, учреждениями непроизводственной сферы и внебюджетными фондами - по поводу уплаты обязательных платежей в эти фонды и получения средств из них в соответствии с действующим законодательством .

Таким образом, под финансами непроизводственной сферы следует понимать совокупность денежных отношений, опосредующих движение фондов денежных средств, образующихся в результате перераспределения стоимости созданного в отраслях материального производства общественного продукта и национального дохода в целях создания нематериальных благ и услуг .

Общим для этих отношений является отсутствие их в процессе первичного распределения и образования первичных доходов и фондов.

Поскольку процесс производства и потребления услуг совпадает во времени, образующиеся при этом денежные фонды становятся конечными в процессе фондообразования и прекращают свое движение. Средства этих фондов либо переходят в сферу личного потребления в виде зарплаты, стипендий и т.п., либо образуют выручку предприятий, продукция которых приобретается для формирования материально-технической базы учреждений непроизводственной сферы. Отсюда вытекают следующие особенности финансов непроизводственной сферы.

1. Финансовые отношения сопровождают движение фондов денежных средств, образованных в порядке перераспределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Поскольку во всех отраслях данной сферы не создаются национальный доход и первичные доходы, то финансы охватывают сферу перераспределительных отношений, определяют объем вторичных доходов, поступлений, их распределение и использование.

2. Источником покрытия затрат в непроизводственной сфере является национальный доход, созданный работниками материального производства. Он служит базой обеспечения функционирования отраслей непроизводственной сферы, от его размера зависят возможность и масштабы расширения и развития непроизводственной сферы в целом. Поэтому сфера финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов развития непроизводственных отраслей, ограничена рамками величины общественного продукта и национального дохода, созданного в отраслях материального производства, в частности, той его долей, которая направляется на потребление.

3. Поскольку основным источником финансирования отраслей непроизводственной сферы является государственный бюджет, то финансовые отношения возникают в основном между государством и учреждениями и организациями непроизводственной сферы.

4. Большинство предприятий, организаций, учреждений непроизводственной сферы находятся в подчинении местных органов власти (вся низовая сеть школ, дошкольных учреждений, больниц, библиотек, коммунальные предприятия, бытовые организации и др.). В связи с этим финансовые отношения опосредуют движение денежных фондов на двух уровнях - ведомственном и территориальном, что находит выражение в отраслевых финансовых планах и местных бюджетах.

5. В условиях развития рыночных отношений, а также дефицита бюджета развивается сфера платных услуг, оказываемых учреждениями и организациями непроизводственной сферы, привлекаются внебюджетные источники финансирования. Это значительно расширяет сферу финансовых отношений, включая в нее и отношения по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов, образуемых за счет внебюджетных средств.

6. В структуре затрат учреждений непроизводственной сферы высокий удельный вес занимает заработная плата (по ряду отраслей она достигает 60-80 %), так как работникам непроизводственной сферы свойственна низкая фондовооруженность труда и высокая трудоемкость. Поэтому основным объектом финансовых отношений в учреждениях этой сферы является фонд заработной платы - его формирование, распределение и использование .

Знание особенностей финансов непроизводственной сферы позволяет правильно организовать их и с учетом этого реформировать финансовый механизм в условиях становления и развития рыночных отношений.

Задача 1