Земский собор, созванный в январе 1613 г. (на нем были представители от 50 городов и духовенство), сразу же постановил: иноверца на престол не выбирать. На трон претендовало много достойных людей. Однако из всех выбрали 16-летнего Михаила Федоровича Романова, которого в тот момент в Москве даже и не было. Зато за него особенно рьяно и даже агрессивно ратовали бывшие тушинцы и казаки. Последних участники Земского собора побаивались – все знали неуемную силу казачьей вольницы. Другой кандидат в цари, один из руководителей Ополчения, князь Д. Т. Трубецкой, старался понравиться казакам, добиться их поддержки. Он устраивал обильные пиры, но ничего, кроме насмешек, в ответ от них не получил. Казаки, дерзко ходившие вооруженными толпами по Москве, смотрели на Михаила как на сына близкого им «тушинского патриарха» Филарета, полагая, что он будет послушен их вожакам. Впрочем, Михаил устраивал и многих других – русское общество жаждало покоя, определенности и милосердия. Все помнили, что Михаил происходил из рода почитаемой за доброту первой жены Ивана Грозного, Анастасии – «Голубицы».

Решение об избрании Михаила земцы приняли 7 февраля, а 21 февраля 1613 г., после торжественного шествия по Кремлю и молебна в Успенском соборе, состоялось официальное избрание Михаила на царство. Для Трубецкого победа партии Михаила оказалась страшным ударом. Как пишет современник, он почернел лицом с горя и заболел на 3 месяца. Еще бы – корона для Трубецкого оказалась потерянной навсегда. Собор снарядил депутацию в Кострому, к Михаилу. Посланные от имени всей земли звали юношу на царство.

К моменту прибытия депутации в Кострому Михаил с матерью, инокиней Марфой, жил в Ипатьевском монастыре. Этот старинный монастырь был основан в 1330 г., когда знатный татарин Чет остановился лагерем под Костромой. Ночью ему привиделась Богоматерь. Чет тотчас принял православие, а на месте чудесного явления Богоматери заложил монастырь, названный Ипатьевским Троицким. Этот татарин Чет, ставший в православии Захаром, был предком Бориса Годунова. Здесь-то 14 апреля 1613 г. и произошла встреча московской делегации с Марфой и ее сыном Михаилом.

Участник посольства Авраамий Палицын рассказывал, что мать царя долго не соглашалась отпускать сына на царство, и ее можно понять: хотя страна находилась в ужасном положении, Марфа, зная судьбу предшественников Михаила, очень беспокоилась о будущем несмышленого 16-летнего сына. Но депутация так горячо умоляла Марфу Ивановну, что она наконец дала свое согласие. И 2 мая 1613 г. Михаил Федорович въехал в Москву, а 11 июля он венчался на царство.

Юный царь поначалу правил несамостоятельно. За него все решала Боярская дума, за его спиной стояли родственники, получившие видные места при дворе; велика была и роль матери, «Великой старицы» Марфы, женщины волевой и суровой. Она стала игуменьей кремлевского Вознесенского монастыря. Все ждали возвращения отца царя – патриарха Филарета, томившегося в польском плену. Но это произошло не скоро.

Зимой 1613 г., в момент избрания на царство, Михаил с матерью находился в родовой вотчине Романовых под Галичем. Поляки, узнав об избрании Михаила Романова в цари, решили упредить посланцев Земского соб ра и захватить юношу. Крепостной бояр Романовых Иван Сусанин, став проводником отряда поляков, шедших «разбить» вотчину Михаила, завел врагов в лесную чащу и тем погубил их, но и сам погиб от их сабель. Так Сусанин ценой своей жизни спас для России будущего царя, основателя династии.

Царь Михаил и патриарх Филарет – отец и сын у власти

В 1618 г. королевич Владислав, по-прежнему претендовавший на русский трон, вновь подошел к Москве и встал в Тушине. Потом поляки с боями дошли до Арбата, но там их остановили русские полки. После этого в селе Деулино под Троице-Сергиевым монастырем 1 декабря 1618 г. русские и польские дипломаты заключили перемирие. А уже 1 июня 1619 г., согласно ему, около Вязьмы произошел обмен пленными. В числе людей, вернувшихся из плена, оказался и отец царя патриарх Филарет. Ему устроили торжественную встречу. У Пресни царь Михаил Федорович, стоя на коленях, приветствовал отца, который тоже опустился на колени перед своим сыном – царем.

Патриарх Филарет, человек сильный и волевой, прожил трудную, полную противоречий жизнь. Не раз ему угрожала опасность – при дворе полусумасшедшего Ивана Грозного, в келье монастыря, куда его в 1600 г. заточил Годунов, во времена Шуйского. В 1606 г. царь Василий, уступая мнению бояр, согласился на избрание Филарета патриархом. Потом же, обвинив его в распространении слухов о спасении «царя Дмитрия» из Москвы, отказался его поддерживать.

В октябре 1608 г. Филарет был в Ростове и при взятии ростовского Кремля войсками Тушинского вора находился вместе с защитниками города в главном соборе, воодушевляя их на сопротивление. Когда положение осажденных стало безвыходным, Филарет вышел навстречу осаждавшим собор с хлебом и солью, но тушинцы его схватили, бросили в простую телегу и как пленника повезли в свою «воровскую столицу». Там его принял Лжедмитрий II и сделал патриархом. Позже, при бегстве тушинцев, Филарета схватили верные Шуйскому люди. Он был оставлен в Москве, но лишен патриаршества. Тогда Филарет активно интриговал против Шуйского, а потом уже и открыто выступил за его свержение. Во время Семибоярщины Филарет отправился с делегацией в лагерь Сигизмунда под Смоленском, где поляки объявили его пленным и увезли в Польшу. Пленение затянулось на 8 лет.

С возвращения 70-летнего Филарета и до самой его смерти в 1634 г. в стране установилось двоевластие отца и сына («правили нераздельно»). Филарета вновь избрали патриархом, при этом он носил царский титул «Великий государь». Подобно монарху, Филарет принимал иноземных послов, ведал важнейшими государственными делами. Опыта в этих делах ему было не занимать. Правил патриарх Филарет осмотрительно, во всех начинаниях правительства стремился добиться поддержки Земских соборов, которые собирались часто.
С помощью «дозора», или переписи, он провел первый после разорения («Московской разрухи») учет земель, стремился обеспечить дворян поместьями. Важно, что Филарет признал законными владения тех дворян, которые в годы Смуты, «перелетая», получали земли и от Шуйского, и от Лжедмитрия, и от Владислава, и от других правителей. Эта разумная политика успокоила общество, как, впрочем, и успешная борьба с казачьей вольницей и разбоями.

Завершение Смуты, царские свадьбы

Постепенно жизнь в России входила в нормальную колею. Отряды казаков, так досаждавших властям, либо рассеялись, получив земли, либо их разбили в сражениях правительственные войска. После гибели Лжедмитрия II Иван Заруцкий сошелся с Мариной Мнишек. Он рассылал по всей стране грамоты с требованием присягать малолетнему сыну Марины, царевичу Ивану Дмитриевичу. В конце 1613 г. в кровопролитном сражении под Воронежем войско Заруцкого потерпело поражение, и атаман, вместе с Мариной и Иваном, бежал в Астрахань. Захватив город и убив воеводу, он хотел поднять на Россию ногайских татар, волжских казаков, просить помощи у персидского шаха и турецкого султана. Тут правительство действовало незамедлительно – стрельцы внезапно осадили Астрахань. Застигнутые врасплох приходом московских полков, казаки поступили в силу своих исконных обычаев. В обмен на помилование они схватили и выдали Заруцкого, Марину и Ивана властям. Заруцкого посадили на кол, а 4-летнего Ивана повесили в Москве. Марина умерла в тюрьме от болезни и тоски.

Став у власти, Филарет хотел упрочить положение новой династии удачным браком Михаила. Поначалу он искал сыну невесту за границей. Племянницу датского короля Христиана русским дипломатам сосватать не удалось, как и родственницу шведского короля Густава II Адольфа. Обязательный переход невесты в православие не устраивал королей-лютеран.

Тогда обратились к русским красавицам. В невестах долго ходила Марья Хлопова. Обычно вокруг выбора невесты кипела борьба – ведь родственники царицы взлетали очень высоко. Поэтому неудивительно, что Марью, как-то раз переевшую сластей и застрадавшую животом, оговорили перед царем, сказав, что она неизлечимо больна. Михаил тотчас отрекся от невесты. Из множества девиц он выбрал Марью Долгорукую, но через год юная царица умерла – кто-то отравил ее. Наконец в 1626 г. Михаил сыграл пышную свадьбу с Евдокией Лукьяновной Стрешневой, красивой, но незнатной дворянской дочерью, ставшей матерью 10 его детей.

Царь Михаил Фёдорович Романов Часть 1.

Царь Михаил Фёдорович Романов

После изгнания поляков из Москвы в столице обосновалось руководство Второго ополчения, там же находились и главные приказы. Необходимо было собрать Земский собор, призванный решить главный вопрос: избрать нового главу государства. И грамоты о созыве, избрании и отправке в Москву делегатов "десяти человек лучших, разумных и постоятельных, с кем о божьем и о земском о большом деле на договор говорить можно было", были направлены уже в конце ноября 1612 года. Кроме того, выборные делегаты должны были об этом государственном деле говорить "вольно и бесстрашно, чтобы были прямы без всякой хитрости". В конце декабря 1612 - начале января 1613 г. в Москву на Собор всей Русской земли съехались представители всех сословий и социальных групп России.

Изгнание поляков из московского Кремля в 1612 г.

Претендентами на московский трон продолжали оставаться польский королевич Владислав и шведский герцог Карл Филипп. В предвыборной борьбе приняли участие лидеры Первого и Воторого народных ополчений: князья Дмитрий Пожарский, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Черкасский и др. Василий Голицын находился в польском плену, Мстиславский и Воротынский взяли самоотводы. Но главной фигурой оказался 16-летний юноша Михаил Романов, сын находившегося в плену тушинского митрополита Филарета (в миру Фёдора Романова) и инокини Марфы (в миру Ксении Романовой)

Романов Федор Никитич

Старица инокиня Марфа

Вокруг кандидатуры будущего царя развернулась настоящая борьба. Каждая из боярских группировок пыталась продвинуть на престол своего представителя. Единодушно были лишь отвергнуты польский и шведский королевичи, претенденты "иных немецких вер и из каких неправославных государств" и Маринкин сын. Решено было на престол российский ставить "природного русского государя"

Заявления о том, что Михаил Фёдорович Романов был избран на Земском соборе единогласно не более, чем миф. Дело в том, что в Москве в канун и во время выборного Собора было полное преобладание казаков (около десяти тысяч; дворян с холопами около полутора, а стрельцов и вовсе менее тысячи человек) и они практически диктовали руководству Второго ополчения свои условия. Именно доминирование казачества и сыграло решающую роль. Причём прямое, грубое вмешательство с применением силы, притом дважды, сделало кандидатуру Михаила Романова не просто приемлемой для основной части депутатов этого собора, но единственно возможной. Сначала 7 февраля на предизбрании казаки ворвались в палату для заседаний и заставили провозгласить Михаила Романова. Но прежде чем всенародно объявить имя нового царя, провели, так сказать, иследование целевой аудитории, разослав по городам посланцев от Земского собора, чтобы посмотреть люба ли там будет эта кандидатура

Казаки на Земском соборе, Михаил ГОРЕЛИК

Феофилакт Межаков

Если верить Ключевскому в самый напряженный момент атаман донских казаков Феофилакт Межаков во время заседания Собора положил на стол записку с именем Михаила Романова и накрыл её сверху обнажённой саблей... Затем 21 февраля под нажимом всё тех же казаков окончательный выбор царя прошёл гораздо быстрее. В тот же день Михаил Фёдорович был утвержден в этом звании представителями всех земель русских.

21 февраля 1613 г. Авраамий Палицын читает в Патриарших палатах Московского Кремля освященному собору,
боярам и воеводам челобитие о призвании на царский престол боярина Михаила Фёдоровича Романова

а паперти Благовещенского собора Московского Кремля келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын
зачитывает решение Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на царство

Послы Земского собора сообщают народу и войску о решении избрать на царство
Михаила Федоровича Романова.
Собравшийся народ присягает новоизбранному царю Михаилу Фёдоровичу

Стрельцы на избрании Михаила Фёдоровича

Из Книги Романовы. Триста лет служения России. Изд. Белый город

Большая делегация от Земского собора отправилась в Ипатьевский монастырь под Кострому, где в это время находился Михаил с матушкой. 13 марта 1613 года послы во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым прибыли в Кострому; 14 марта они были приняты в Ипатьевском монастыре Михаилом Романовым и инокиней Марфой и сообщили о решении Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на московский престол

14 марта 1613 года. Посольство Земского Собора сообщает Михаилу Романову об избрании Его на царство.
Миниатюра XIX века

Народ и бояре умоляют перед Ипатьевским монастырем Михаила Романова и его мать принять царство
Фрагмент

Инокиня Марфа, опасаясь за судьбу сына, умоляла его не принимать столь тяжкое бремя. Михаил тоже колебался. Однако после долгих уговоров мать дала своё согласие на возведение её сына на престол. Затем избранный царь вместе с семьей, делегацией Земского собора в сопровождении большой охраны двинулся из Костромы в Ярославль, а затем по Ярославской дороге в Москву.

Призвание Михаила Федоровича на царство. Н. Шустов

Призвание на царство Романовых - Михаила Фёдоровича
Алексей КИВШЕНКО

Михаил Нестеров. Призвание Михаила Федоровича на царство.

Российский царственный дом Романовых

Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство
Григорий УГРЮМОВ

Призвание на царство Михаила Романова
Иван КУЗНЕЦОВ

Призвание Михаила Фёдоровича на царство

Иван Сусанин

Видение Ивану Сусанину образа Михаила Федоровича, Михаил Нестеров

Иван Сусанин
Елена ДОВЕДОВА

Как раз в это время, то ли зимой, то ли весной 1613 г. один из рыскавших по стране польских отрядов решил захватить царя Михаила Фёдоровича, чтобы освободить трон для своего королевича Владислава. Пробиваясь в Кострому, поляки взяли в проводники крестьянина Ивана Сусанина, который, спасая жизнь новоизбранного царя, завёл врагов в болотистый лес, где был ими замучен за отказ указать верный путь.

Иван Сусанин
Максим ФАЮСТОВ

Убейте! замучьте!— моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит

Кондратий Рылеев

Смерть Ивана Сусанина
Борис ЗВОРЫКИН

Иван Сусанин
Михаил СКОТТИ

Гибель Ивана Сусанина

Памятник царю Михаилу Федоровичу и Ивану Сусанину в Костроме

Барельеф на постаменте пам. царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину в Костроме

Грачи прилетели, Алексей САВРАСОВ

Церковь Воскресения в п. Сусанино Костромской обл., где расположен ныне Музей подвига Ивана Сусанина

Хромолитография А.В. МОРОЗОВА

Въезд царя Михаила Фёдоровича в Москву. 1613 г.

Май 1613 г. Освященный собор, московские горожане и прибывший народ всех сословий торжественно встречают новоизбранного царя Михаила Федоровича и государыню великую старицу Марфу Ивановну у Сретенских ворот.
Из Книги Романовы. Триста лет служения России. Изд.Белый город

3 мая 1613 года. Шествие высшего духовенства, царя Михаила Федоровича, бояр, дворян и горожан по территории Московского Кремля в Успенский собор для совершения в нем торжественного молебна

11 июля 1613 г. Шествие царя Михаила Федоровича на коронование. Гравюра

Шествие по Соборной площади Московского Кремля.
Миниатюра из Книги об избрании и венчании на царство царя и великого князя Михаила Федоровича.

11 июля 1613 года. Венчание на царство.
Митрополит Ефрем в царских вратах Успенского собора миропомазует нововенчанного царя Михаила Федоровича

Венчание на царство Михаила Федоровича Романова в Успенском соборе

Венчание Михаила Фёдоровича на царство
Борис ЧОРИКОВ

11, 12, 13 июля 1613 года.
Пир в Грановитой палате Московского Кремля по случаю венчания на царство Михаила Фёдоровича

Большой (первый) наряд царя Михаила Федоровича шапка-венец, держава, скипетр

Печать Михаила Федоровича Адам Олеарий Описание путешествия

Портрет царя Михаила Фёдоровича в Ипатевском монастыре (Кострома).

Царь Михаил Федорович в Чудовом монастыре Московского Кремля молится у мощей св. Алексия
Миниатюра XVII в. Гравюра, акварель

Проблема Михаила Фёдоровича состояла не только в том, что он был не только юн, но и в том, что не женат. Вообще для России это беспрецедентный случай: как правило, на престоле оказывался человек, родитель которого уже скончался. А русские семейные традиции в таком случае предусматривали опеку со стороны отца, и т.о. давление на государя и принимаемые им решения. Но отец, Фёдор Романов, в этот момент был в плену, и тут неожиданно выяснилось, что и женщина, приближенная к власти, тоже способна на многое. Инокиня Марфа, в миру Ксения Ивановна, мать Михаила Фёдоровича Романова, которая постоянно была при сыне, показала себя достаточно сильной политической фигурой.

Она правильно рассудила, что должно выдвигать верных людей, дабы упрочить позиции сына. Благодаря ей, главную роль при дворе стали играть Салтыковы, двоюродные братья Михаила, а Марфины племянники, Борис и Михаил. Сам монарх был от природы неглупым человеком, но ввиду своей фанатичной набожности, меланхоличности, аполитичности и недостатка образования (вступая на трон, он едва умел читать), не способен управлять страной и во всём покорялся воле матери и временщиков, ничего не предпринимал без их согласия. Даже когда в 1616 г. Михаил решил жениться на Марии Хлоповой, дочери небогатого дворянина, мать и Салтыковы воспротивились этому (увидев в дяде невесты конкурента своему влиянию при дворе), царь не посмел ослушаться воли матери

Выбор невесты, И.Е.Репин

Но нам нужно завершить историю ещё одной героини Смутного времени. Марины Мнишек. Мы оставили её в обществе атамана Ивана Заруцкого в окрестностях Коломны в 1612 г

Марина с Заруцким бежали из Коломны с верными казаками, немалым отрядом, в верховья Дона и остановились в укреплённой твердыни Епифань, основанной ещё Иваном Грозным. Здесь они провели несколько месяцев и здесь же получили известие о состоявшемся в Москве Земском соборе и избрании на царство Михаила Фёдоровича Романова. Марина хотела уйти в Литву, т.е. сойти с политической сцены вообще. Заруцкий же требовал продолжения борьбы. И они отправились в экзотическом направлении: зимовали в 1614 г. в Астрахани, а затем двинулись в сторону Ирана. Вот там-то, по дороге в Иран, Марину Мнишек, Ивана Заруцкого с небольшим отрядом и настигли посланные на их поимку из Москвы войска. Марина, Заруцкий и царевич Иван, Ворёнок, были захвачены в плен

Бегство Марины с сыном

Марина Мнишек перед постригом в монахини
Клавдий СТЕПАНОВ

Маринкина башня Коломенского Кремля
Евгений ЛАДЫГИН

Дальнейшая судьба этих персонажей была очень печальной. Заруцкого допрашивал сам царь, после пыток атаман был посажен на кол. А трехлетний сын Марины, царевич Иван, повешен на виселице за Серпуховскими воротами. Причём, казнь маленького ребёнка была устроена публично, принародно, в расчёте, видимо, на то, что таким образом удасться уберечься от воскресших Самозванцев - царевичей Иванов... Заруцкий с Ворёнком стали едва ли не единственными судебными жертвами Смутного времени.

Что касается Марины Мнишек, то она была пострижена в монахини, заточена в Коломне в ту самую заменитую башню (а м.б. и какую-то другую), где и скончалась. Полякам, интересующимся судьбой Марины, было заявлено, что в Москве "Ивашка за свои злые дела и Маринкин сын казнены, а Маринка от болезни и с тоски по своей воле умерла"...

Для упрочения своей власти Михаил Фёдорович, особенно в перве годы царствования, опирался на авторитет Земского собора и Боярской думы. Ведь новая династия Романовых взошла на престол благодаря воле собора и поэтому они регулярно советовались "со всей землёй"

Царь Михаил Фёдорович на собрании боярской думы
Андрей РЯБУШКИН

Царь и великий князь Михаил Федорович Романов
Сергей ЯГУЖИНСКИЙ

Несколько слов о самом крупном восстании, случившемся в начале правления Михаила Фёдоровича в 1615-16 гг. Это было восстание Баловня, названное по прозвищу весьма заслуженного казачьего атамана Михаил Баловнева. Главные причины лежали на поверхности: полная бескормица, отсутствие денежного жалования и невозможность реального ведения военных действий, чтобы хотя бы военным грабежом попробовать прокормить себя. Весной 1615 года единое войско во главе с Баловнем двинулось к Москве. До 5 тысяч казаков оказалось под стенами Белого города, когда в Москве практически отсутствовал военный гарнизон, основные силы воевали с войском Лисовского. Тем не менее после подхода правительственных войск силой и хитростью мятеж был подавлен. Баловня и еще 36 атаманов повесили. Сотни казаков были посажены в тюрьму в Москве или разосланы по другим городам.

Портрет царя Михаила Фёдоровича
Иоганн Генрих ВЕДЕКИНД

После длительных переговоров между Швецией и Россией при посредничестве Англии, 27 февраля 1617 г. был подписан Столбовский мир, по которому шведы возвращали России гг. Новгород, Старую Руссу, Ладогу и Сумерскую область, а Россия уступала Швеции Ивангород, Капорье, Ям, Орешек, Корелу. Т.о. Россия потеряла выход к морю.

В 1616 г. активизировался подросший польский королевич Владислав, он издал грамоту всем жителям Московского государства, в которой заявил о своей готовности занять российский престол. На его претензии Земский собор ответил, что страна будет стоять за православную веру и государя Михаила Фёдоровича

Владислав Ваза

Но польский королевский двор, задавшись целью посадить на московский трон королевича Владислава, предпринял поход на Москву, который возглавили отряды гетмана Ходкевича, кошевого атамана Запорожской сечи Петра Сагайдачного при непосредственном содействии канцлера Льва Сапеги

Ян Кароль Ходкевич Лев Сапега Пётр Сагайдачный

В начале октября 1618 году польско-литовские войска заняли село Тушино и начали подготовку к штурму Москвы, который случился в ночь на 11 октября, но пытытки прорваться через Тверские и Арбатские ворота не увенчались успехом. В условиях надвигающейся зимы и отсутствия финансирования королевич Владислав согласился на переговоры

Польский посланник обсуждает в Посольском приказе условия предварительного перемирия до переговоров в Деулино
Михаил ГОРЕЛИК

1 декабря 1618 г. между Россией и Речью Посполитой после длительных и нелёгких переговоров сторон было подписано Деулинское перемирие на 14,5 лет, по которому Владислав не отказывался от своих посягательств на русский трон и царский титул, но Россия смогла отстоять свою независимость, хотя лишилась Смоленска, вошедшего в состав Великого Княжества Литовского, а также Черниговской и Северской земель, ставших частью польской короны

В 1618 г. состоялся суд над известным в Смутное время архимандритом Троице-Сергиева монастыря Дионисием. Он по поручению царя Михаила исправлял ошибки, допущенные при печатании богослужебных книг, устранял нелепицы и противоречия, пользуясь греческими книгами, как образцами. Дионисий был обвинен другими монахами в отступлениях от канона. Священным собором, не без активного участи матери царя Марфы, Дионисий был осужден, как еретик, на заточение; однако новым собором, созванным вернувшимся из польского плена Филаретом, был оправдан. Один из допросов Дионисия происходил непосредственно в келье инокини Марфы в Вознесенском монастыре.

Суд над архимандритом Дионисием. 1618 г.
Гравюра М. ГАЗЕНКАМПФА

По Деулинскому перемирию летом 1619 года из Речи Посполитой возвратились русские пленники, захваченные в Смутное время, в их числе и отец Михаила Фёдоровича митрополит Филарет, который, в отличие от сына, разумом ещё как дошёл..

Почетная первая встреча под Можайском митрополита Филарета, освобожденного из 8-летнего польского плена, архиепископом Иосифом, князьями Дм. Пожарским и Г. Волконским.

Возвращение патриарха Филарета из польского плена
Елена ДОВЕДОВА

Митрополит Филарет, в миру Фёдор Никитич Романов, сосланый и постриженый в монахи при Борисе Годунове, при Лжедмитрии I, как "родственник", возвращённый в Москву, был в оппозиции к царю Василию Шуйскому и засветился в тушинском лагере у Лжедмитрия II, как патриарх при самозванце; участвовал в переговорах с королём Сигизмундом III, после чего попал в плен к Речи Посполитой. Когда Филарет через 6 лет после избрания сына на царство вернулся из плена, супруга его Марфа Романова сдала ему бразды правления (не без борьбы, надо сказать), Салтыковы были отстранены от престола.

Портрет патриарха Филарета Никитича

Печать патриарха Филарета

Патриарх Филарет

Даже после возвращения отца, когда было доказано, что первая невеста Михаила Фёдоровича Мария Хлопова была оклеветана Салтыковыми, Михаил Фёдорович не ослушался матери и не женился на любимой, хотя получил согласие на брак от отца. Только в 1624 г. он вступил в брак с Марией Долгоруковой, но царица занемогла сразу же после свадьбы и умерла через три месяца. В январе 1626 г. Михаил Фёдорович женился вторично. Его избранницей стала Евдокия Лукьяновна Стрешнева, дочь небогатого дворянина

Она была выбрана царём на смотре девиц, "ростом, красою и разумом исполненнных", которых привезли со всей державы. Причём, первый день не увенчался успехом, царь не смог остановить выбор ни на одной разряженных и нарумяненных девиц, находившхся в большом зале. Тогда их решили осмотреть ночью, когда они не будут смущаться присутствия царя. Он обошёл всех претенденток и ему приглянулась прислужница дочери боярина Волконского Евдокия Стрешнева. Несмотря на протесты отца и матери, Михаил отдал ей платок и кольцо в знак избрания её в супруги

Михаил Фёдорович испрашивает совета у отца, святейшего патриарха Филарета о браке

Святейший Патриарх Филарет благословляет сына, царя Михаила, на брак

Брачный поезд царя Михаила Фёдоровича

Величание в Грановитой палате Евдокии Лукьяновны Стрешневой перед венчанием

Венчание протопопом Благовещенского собора Максимом царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны

Венчание Михаила Фёдоровича
Борис ЧОРИКОВ

Выход царя Михаила Федоровича и царицы Евдокии Лукьяновны после бракосочетания

Торжественный вход в Грановитую палату после венчания.

Поздравление в Грановитой палате

Провозглашение здравицы царю Михаилу Федоровичу и царице Евдокии Лукьяновне

Чин бракосочетания государя царя Михаила Фёодоровича с девицею Евдокиею Лукиановною, дочерию боярина Лукиана Степановича Стрешнева

Свадебный пир

Все вышеприведенные свадебные акварели взяты из книги Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Фёдоровича с Государынею Царицею Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых. М. Изд. П. Бекетова, 1810 г.

Как мы видим свадьба была отпразднована очень торжественно, со всеми присущими ей обрядами. С первых же дней царица попала под влияние властной свекрови, вела теремную, замкнутую жизнь в кругу приближённых боярынь и слуг. Поначалу она рожала только дочерей (Ирину, Пелагею), что очень печалило супругов и заставляло их усиленно молиться... Всего же в браке было рождено десять детей, шесть из которых умерли во младенчестве

Царская опочивальня, Н.Анохин

Терем в XVII веке, Михаил КЛОДТ

Михаил Фёдорович Романов. Родился 12 (22) июля 1596 года в Москве - умер 13 (23) июля 1645 года в Москве. Первый русский царь из династии Романовых. Правил с 27 марта (6 апреля) 1613 года. Отец русского царя Алексея Михайловича.

Отец - Патриарх Филарет, в миру Фёдор Никитич Романов (Романов-Юрьев) (1553-1633), церковный и политический деятель, Патриарх Московский и всея Руси (1619-1633). Двоюродный брат царя Фёдора Иоанновича.

Мать - Инокиня Марфа, она же великая старица Марфа, в миру Ксения Иоанновна Романова (в девичестве Шестова; умерла 26 января (5 февраля) 1631).

Михаил Фёдорович приходился двоюродным племянником Фёдору Иоанновичу, последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей.

Род Романовых принадлежит к числу древних семей московского боярства. Первый известный по летописям представитель этой фамилии - Андрей Иванович, имевший прозвище Кобыла, в 1347 году находился на службе у Великого Владимирского и Московского князя Симеона Ивановича Гордого. При Романовы подверглись опале. В 1600 году начался розыск по доносу дворянина Бертенева, служившего казначеем у Александра Романова - дяди будущего царя. Бертенев донес, что Романовы хранят у себя в казне волшебные коренья, намереваясь «испортить» (умертвить колдовством) царскую семью. Из дневника польского посольства следует, что отряд царских стрельцов совершил вооруженное нападение на подворье Романовых. 26 октября (5 ноября) 1600 года братья Романовы были арестованы. Сыновья Никиты Романовича - Фёдор, Александр, Михаил, Иван и Василий - были пострижены в монахи и сосланы в Сибирь в 1601 году, где большинство из них погибли.

Михаил родился в день святого Михаила Малеина, в честь которого он был крещён. Также по традиции он был назван в честь дяди - Михаила Никитича Романова.

Началась светская живопись в России: по государеву указу 26 июля (5 августа) 1643 года на службу в Оружейную палату был принят житель Ругодива живописного дела мастер Иоанн Детерс, который обучал живописи русских учеников.

Смерть Михаила Фёдоровича Романова:

Царь Михаил от рождения не отличался крепким здоровьем. Уже в 1627 году, в возрасте 30 лет, Михаил Федорович так «скорбел ножками», что иногда, по его собственным словам, его «до возка и из возка в креслах носят».

Скончался 13 (23) июля 1645 года от водяной болезни неизвестного происхождения в возрасте 49 лет. По мнению лекарей, лечивших Московского государя, болезнь его произошла от «многого сиденья», от холодного питья и меланхолии, «сиречь кручины». Похоронен Михаил Фёдорович в Архангельском соборе Московского Кремля.

В 1851 году в Костроме был установлен памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину. Проект подготовил В. И. Демут-Малиновский. В советское время памятник был разрушен, сохранился лишь гранитный постамент, который установлен на центральной площади города в положении «лёжа». В канун 400-летия династии Романовых в 2013 году бывший мэр Костромы установил во дворе своего дома осовремененную версию памятника Михаилу Фёдоровичу.

Образ Михаила Фёдоровича в кино:

1913 - Воцарение дома Романовых - в роли Михаила Фёдоровича актриса Софья Гославская;
1913 - Трёхсотлетие царствования дома Романовых - в роли Михаила Фёдоровича актер Михаил Чехов;
2013 - Романовы - в роли Михаила Фёдоровича актер Андрей Шибаршин


Конец XVI и начало XVII веков стали в русской истории периодом социально‑политического, экономического и династического кризиса, который получил название Смутного времени. Начало Смутному времени было положено катастрофическим голодом 1601-1603 годов. Резкое ухудшение положения всех слоев населения привело к массовым волнениям под лозунгом свержения царя Бориса Годунова и передачи престола "законному" государю, а также к появлению в результате династического кризиса самозванцев Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.

"Семибоярщина" — правительство, образовавшееся в Москве после свержения в июле 1610 года царя Василия Шуйского, заключило договор об избрании на российский трон польского королевича Владислава и в сентябре 1610 года впустило в столицу польское войско.

С 1611 года в России стали нарастать патриотические настроения . Сформированному против поляков Первому ополчению так и не удалось прогнать иноземцев из Москвы. А в Пскове объявился новый самозванец Лжедмитрий III. Осенью 1611 года по инициативе Кузьмы Минина в Нижнем Новгороде во главе с князем Дмитрием Пожарским началось формирование Второго ополчения. В августе 1612 года оно подошло к Москве и осенью освободило ее. Руководство земского ополчения приступило к подготовке избирательного Земского собора.

В начале 1613 года стали съезжаться в Москву выборные "всей земли". Это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских представителей. Число собравшихся в Москве "советных людей" превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов.

Земский собор начал свою работу 16 января (6 января по старому стилю) 1613 года. Представители "всея земли" аннулировали решение предыдущего собора об избрании на русский престол королевича Владислава и постановили: "Иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать".

Происходили соборные заседания в обстановке ожесточенного соперничества различных политических группировок, оформившихся в русском обществе за годы Смуты и стремившихся упрочить свое положение избранием своего претендента на царский престол. Участники собора выдвинули более десяти претендентов на престол . В разных источниках в числе кандидатов называются Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Федор Шереметев, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Мамстрюкович и Иван Борисович Черкасские, Иван Голицын, Иван Никитич и Михаил Федорович Романовы, Петр Пронский и Дмитрий Пожарский.

Данные "Докладной выписи о вотчинах и поместьях 1613 года", в которой зафиксированы земельные пожалования, сделанные сразу же после избрания царя, позволяют установить наиболее активных членов "романовского" кружка. Кандидатуру Михаила Федоровича в 1613 году поддерживал отнюдь не влиятельный клан бояр Романовых, а стихийно сложившийся в ходе работы Земского собора кружок, составленный из второстепенных лиц разгромленных ранее боярских группировок.

Решающую роль, по мнению ряда историков, в избрании Михаила Романова на царство сыграли казаки, которые в этот период становятся влиятельной общественной силой. Среди служилых людей и казаков возникает движение, центром которого стало московское подворье Троице‑Сергиева монастыря, а его деятельным вдохновителем — келарь этого монастыря Авраамий Палицын, лицо весьма влиятельное среди и ополченцев, и москвичей. На совещаниях с участием келаря Авраамия и решено было провозгласить царем 16‑летнего Михаила Федоровича , сына плененного поляками ростовского митрополита Филарета.

Главный аргумент сторонников Михаила Романова сводился к тому, что в отличие от выборных царей он избран не людьми, но Богом, так как происходит от благородного царского корня. Не родство с Рюриком, но близость и родство с династией Ивана IV давали право на занятие его трона.

К романовской партии примкнули многие бояре, его поддержало и высшее православное духовенство — Освященный собор.

Избрание состоялось 17 февраля (7 февраля по старому стилю) 1613 года , но официальное объявление было отложено до 3 марта (21 февраля по старому стилю), чтобы за это время стало ясно, как примет народ нового царя.

В города и уезды страны были отправлены грамоты с известием об избрании царя и проведении присяги на верность новой династии.

23 марта (13, по другим источникам 14 марта по старому стилю) 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол.