Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Урусовская средняя общеобразовательная школа»

Ртищевского района Саратовской области»

Познавательная игра «День Земли»

Аносова Галина Николаевна,

учитель географии и экологии

с. Урусово

Тема: познавательная игра «День Земли»

Участники: учащиеся 5 и 6 классов.

Цель: формирование экологического мировоззрения у подрастающего поколения; воспитание любви и бережного отношения к планете, природе; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну и уважительного отношения к старшему поколению.

Оформление: фотографии Мамаева кургана, презентация, видеофрагмент «Пожар в лесу», песни, георгиевские ленточки, карточки с заданиями, таблица «Солнечная система», фото Гагарина.

Запись на доске:

« …охранять природу – значит охранять Родину»

М.М. Пришвин

План проведения

I . Организационная часть. Подготовка к мероприятию.

II . Ход мероприятия.

1. Основание праздника.

2. Станция. «Земля – наш общий дом»

3. Станция Космическая.

4. Станция Гидрологическая и Воздушная.

5. Станция Ботаническая.

6. Станция Зоологическая.

7. Станция Экологическая.

8. Станция «По дорогам войны»

9. Станция Конечная.

III . Подведение итогов.

I . Ведущий . С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Он сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и других животных. Создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами. Вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора. Покорение природы привело к загрязнению воды, разрушению почв, гибели лесов. Люди превращают мир в бесплодную пустыню с помощью ядов, пил, огнестрельного оружия. Ежегодно с лица Земли исчезает одно животное, а ежедневно одно растение. В минуту вырубаются 20 гектаров тропических лесов, 5 млрд. тонн углекислого газа ежедневно выбрасываются в атмосферу Земли. Всё живое на Земле взаимосвязано так, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к экологической катастрофе.

Все чаще звучит сигнал SОS. В природе всё взаимосвязано, всё находится в экологическом равновесии, и нарушение этого равновесия приводит к очень тяжелым последствиям, к гибели целых экосистем.

Сообщение 1.

История происхождения праздника Дня Земли уходит своими корнями в девятнадцатый век. Основателем этого праздника является американский фермер и биолог Джулиус Стерлинг Мортон. «Однажды, обратив свое внимание на пустынную территорию штата Небраска, на которой безжалостно вырубались имеющиеся там единичные, редко растущие деревья для строительства домов и растопки печей, он призвал всех приложить свои усилия к озеленению прерии и учредил приз для того из жителей, кто высадит наибольшее количество деревьев. В тот день было высажено более одного миллиона саженцев и в честь этого, в 1872 году (по другим данным в 1882 году), по инициативе сенатора штата Висконсин Гайлорда Нельсона был учрежден на государственном уровне официальный экологический праздник - «День Дерева», а отмечать его было решено в день рождения Мортона - 22 апреля».

«ПУСТЬ ЦВЕТЕТ ЗЕМЛЯ!»

Игровая программа, посвященная

Всемирному Дню охраны окружающей среды.

ЦЕЛЬ: Экологическое воспитание, осознание себя, как части природы,

ответственности перед будущими поколениями

и за свою планету, любовь к природе, расширение кругозора.

ОФОРМЛЕНИЕ: «Лесное царство», «Царство овощное», «Цветочное царство». На «Дереве», на стене - летящие «Птицы» (утка и журавль). Под «Деревом» - грибное лукошко с «грибами». Чуть поодаль - цветочная корзина с «цветами». Недалеко – корзинка с «овощами». На стенах – бабочки, стрекозы «Запрещающие знаки».

РЕКВИЗИТ: Портновские булавки, карточки с буквами: Г, Р, А, Ч, С, О, В; два пакета, «мусор» (фантики, крышки и т.д.), карточки с грибными частушками, шесть карточек в виде рыбок, две удочки, талисманы (броши-бутоньерки).

ТСО: компьютерная техника (мультимедийный проектор), DVD /

ФОНОГРАММА: Звуки: мычание коровы, лай собаки, чириканье птиц, песня «Вместе весело шагать».

СИСТЕМА ОЦЕНКИ: За правильный ответ – жетон («Овощ», «Цветок», «Грибок», «Птичка», «Рыбка»). Максимальное количество жетонов – победитель.

За сценой звучит вступление «Берегите Землю».

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях танцующего краба,

Над пустыней тень от баобаба.

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным раздольем,

Ласточку, мелькнувшую в жито,

Берегите Землю! Берегите!

ВЕДУЩАЯ: - Здравствуйте, ребята! Очень долго жил человек с уверенностью в том, что он хозяин природы, что не надо ждать милости от природы, надо брать их самому.

На протяжении долгих лет он и брал от природы, все, что хотел, ничего не давая взамен. И вот теперь, в результате бездушной деятельности, гибнет наша планета. Гибнут озера, исчезают животные. Красная книга растет с катастрофической скоростью. Сегодняшняя наша программа постарается приблизить нас к нашей матушке природе. Мы все ее дети и должны ее любить.

Вы любите путешествовать, гулять, ходить в походы? Вот сегодня я и приглашаю вас всех в поход необычный. Мы погуляем по нашей планете, не выходя из этого зала. Побываем в лесу, на огороде, на лугу, поплаваем, полетаем с птицами…. Давайте, соберем рюкзачок и отправимся в путь двумя командами. Сложим в рюкзак хорошее настроение, дружелюбие, терпение и в путь.

Выйдя со двора, мы сразу попали в страну Легумию. Не ищите ее на географической карте, не найдете, но она существует. Путешествуют по этой стране только пешком. Может случиться, что левая нога у тебя окажется на севере, а правая в тропиках. Это страна – полной тишины. Когда ее жители – легумы – болеют или хотят пить, помощи они просят беззвучно. И если ты позаботишься о них, они в долгу не останутся. Среди них - неблагодарных нет. Но забиться больше всего весной и летом. Поздней осенью в Легумии почти никого не останется – страна пуста! Догадались, где мы? Нет?

Подсказка : «Легум» - по-французски – «Овощ».

Значит, Легумия – как вы догадались – огород. Вы хорошо знакомы с его жителями? Проверим!

Попробуем разгадать загадки:

    «За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая».

(Морковь).

    Верно, морковь у нас на первом месте среди корнеплодов. Но с ней много хлопот. Живучие сорняки очень обижают нашу «Красну девицу». У моркови туго всхожие семена – сони. Пока семена проснутся, пока ростки окрепнуть сорняки за это время встали стеною. Попробуй, прополи! Люди придумали полольщика, который может прополоть целое поле один и быстро, и чисто. Это - … керосин. Делается это когда морковь еще маленькая, чтоб запах к ней не пристал. А знаете, в Африке растет темно-фиолетовая, почти черная морковь.

    «Если корова на пастбище жевала его листья, хозяйка коровы узнает об этом в тот же вечер: острый запах передается коровьему молоку. По научному зовется «Алиум» - остропахнущий. Догадайтесь, а как зовем его мы?

Подсказка: «Прежде чем мы его съели, Все наплакаться успели». (Лук)

    В быту, у этого овоща золотое имя. У первого, привезенного из Америки плода, был желтый цвет, будто райское яблоко. На солнце он светился, как золото. Итальянцы ахнули: «Помо доро» - золотое яблоко. А как этот овощ называется в научных книжках, т.е. какое у него второе имя? (Томат).

    На родине, Южной Америки, индейцы из племени кечуа, называют этот овощ «Папа». Это его первое имя. Англичане называют «потато», итальянцы – «тартуфель», немцы – «картуфель», а мы…? (Картофель).

    Римляне за сходство с человеческой головой этот овощ называют «головка» - «капуциум». А как вы думаете, как называем его мы?

Подсказка : «Лоскуток на лоскутке –

зеленые заплатки,

целый день на животе

нежится на грядке».

(Капуста).

    Ну, вроде вспомнили все основные наши народные овощи. А теперь тихонечко, чтоб не потревожить легумов выберемся из их страны и отправимся дальше в путь.

(Фонограмма: слышно мычание коровы).

(Фонограмма: чириканье птиц).

Послушайте, а это кто приветствует нас? Слышите, верно, птички. А вот по голосу мы вряд ли узнаем, кто есть кто. Увы, мы городские жители можем теперь узнать по внешнему виду только, пожалуй, голубей, ворон, да воробьев. А попадем за город – птица, да птица. А они ведь такие разные. Даже звуки при полете издают разные, не говоря уже о пении. Например, когда над нами звук, будто кто-то рассекает прутиком воздух - над нами пролетают гуси, утки. А если в воздухе слышно хлопанье, напоминающее аплодисменты зрителей в зале, не ошибетесь, если скажите, что пролетели голуби.

Посмотрите, летит стая птиц, вытянувшись шеренгой - это летят гуси, утки. А вон следом клин – это журавли.

Посмотрите, от стай отбились две птички и полетели на встречу друг другу. Вы можете догадаться какая птица, из какой стаи: утиной или журавлиной?

(На экране силуэты летящих птиц. Дети дают ответы).

Действительно, журавль летит, вытянув шею, как и гусь, но у него не видны ноги, в, то время как у журавля его длинные ноги хорошо заметны.

Ребята, сейчас мы с вами станем редакторами «Лесной газеты». Для игры от каждой команды нужно по 4 человека. Каждый игрок получает буковку на грудь. Я буду читать загадки, которые прилетели на нашу полянку и сидят на дереве. А вы, отгадав ее, старайтесь не выкрикивать (за это штраф), а быстро встать в ряд, так, чтобы мы могли прочитать отгадку. Какая команда составит слово быстрее, та и победит. Помните, слова пишутся слева на право.

Караулит, кто не спит, Всех перелетных птиц черней,

Ловит каждый шорох чутко. Чистит пашню от червей.

А как крикнет, станет жутко. Взад – вперед по пашне, вскачь,

Вздрогнет спящая трава, А зовется птица … ГРАЧ.

Это ухает … СОВА.

Спасибо, ребята. А теперь- тишина. Мы входим в лес, ведь птички не зря чирикали нам, зазывая, в гости. Тенистый лес припас для нас, своих друзей, свои нехитрые гостинцы: краснеющая на полянках земляника, крупными бусами повисла на кустах малина. А грибов-то, сколько в сырых тенистых уголках! Если посидим в лесу тихонечко, и дятла нарядного услышим, и увидим, как белка скачет по веткам, а тут ежик зашуршал. Но, что это? Птичка, подбитая рогаткой, а вот вырванные с грибницей грибы, а тут сук, изогнувшийся странно и коряво, а вот – цветы, как веники. Ребята, это горькая память леса. Мальчишка, который ни зачем, даже не для развлечения, надломил тоненькую ветку лет 30 назад. Сегодня, придя сюда, увидел этот корявый изогнувшийся сук. Если кругом много кривых и поломанных деревьев, значит, поблизости живут плохие люди! Ведь мы не такие. Посмотрите, какой ужас! Здесь до нас был лагерь нерадивых туристов.

ссистенты рассыпают «мусор» ).

Давайте, поработаем «санитарами леса» и уберем это безобразие. Работать будут две «бригады скорой помощи» по 3 человека. Кто быстрее больше управится?

(Ребята работают под музыку).

Знаете, ребята, неважно какая команда собрала больше мусора, в выигрыше остался лес.

(На экране -поляна цветов)

Ребята, посмотрите, царица Флора подарила нам эти цветы в знак благодарности за то, что мы «вылечили» ее владения – царство цветов. Цветы украшают нашу жизнь, дают человеку много радостных минут. Однако многие считают: если цветок попал на глаза, его непременно надо сорвать. Заглянем в вагоны пригородных поездов, автобусы, машины, едущие после отдыха на лоне природы. В руках целые снопы лесных, полевых цветов. Большая часть цветов, превратившись в блеклые веники, в тот же день выбрасываются в мусорный ящик. И сколько полян, лесных опушек лишились своей красоты из-за варварского желания обязательно утащить к себе домой, как можно больше природной красоты! Ведь мы еще и, собирая цветы, срываем, разумеется, самые лучшие, самые красивые. Все реже стали встречаться красиво цветущие и редкие травы: ландыши, колокольчики…. Пусть больше будет цветов. Пусть сохранятся они как можно дольше там, где растут.

(На сцене - цветы-шаблоны, на обратной стороне которых, загадки о цветах).

    Ребята, помогите разобраться, какие цветы спрятаны в моем «букете».

    Он стоит на ножке длинной 2. На поляне у реки

Будто в пачке балерина, Гордо держат стебельки

Как букет, цветок один. Как фарфоровые чашки

Темно-красный… Георгин Белоснежные … Ромашки.

    Вот шершавый стебелек 4. Ветка в грозди разодета

В середине уголек Фиолетового цвета

Лепестки блестят, как лак. Это в жаркий летний день

Распустился… Красный мак. Расцвела в соду… Сирень

5. Как зовут меня, скажи 6. Был цветочек золотой,

Часто прячусь я во ржи. Постарел и стал седой,

Скромный полевой цветок, А как только поседел,

Синеглазый Василек. Вместе с ветром улетел.

Одуванчик.

    Отдохнем на лужайке полянке и споем песню.

(Дети поют песню.)

Ребята, кто из вас любит рыбачить, а кто охотиться? Заядлых охотников приглашаю поохотиться вместе со мной. Только видите этот знак? Это запрещающий знак: «Охота запрещена». Поэтому, чтоб не нарушать правил, мы сыграем народную игру «Охота».

Приглашаю по одному представителю от команды. «Дом» - место, где сидят все участники (команды). На расстоянии нескольких шагов от «Дома» (желательно подальше) положить метку и провести черту. Это «Лес», где водятся разные звери. В этот лес и отправятся охотники. Стоя на месте, игрок произносит слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за …». Здесь он делает шаг вперед и говорит: - «Зайцем», второй шаг – «Медведем», третий – «Волком» и т.д. (При каждом шаге охотник называет зверя, не повторяясь.). Победитель тот, кто дошел до леса, а если не смог сделать – возвращается домой.

Ребята, думаю, смешно было бы, побывав в лесу, не собрать грибов. Предлагаю заглянуть сырые тенистые уголки леса: хватайте грибное лукошко и в путь. Но перед этим не забывайте основу грибной азбуки: «Грибы нужны не только нам, но и деревьям, животным!». Во-первых, грибница (сеть белых тонких нитей) срастается с мелкими корешками дерева и образует целое – грибокорень. И они (дерево и гриб) дают пользу друг другу. Отдают необходимые другому вещества, которые тот не может выработать сам. Грибы создают почву, помогают переработать хвою, веточки, листья, шишки, падающие на землю (а это до 2 тонн на гектар), готовят пищу для лесных растений (дождевики). А белочек, ежиков запасающих на зиму сушеные грибы, вы видели в мультфильмах. А вы знаете, что звери лечатся грибами, например, лоси – мухоморами.

    Между делом, разговором, ребята, я собрала вот это лукошко грибов. Угадайте-ка, какие грибы у меня в лукошке?

( Викторина по грибам . Ведущий читает, дети отгадывают.)

Украшает темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка,

Ядовитый … Мухомор .

Не спорю, не «белый»

Я, братцы, попроще…

Расту я обычно

В березовой роще. (Подберезовик)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я … Подосиновик .

Ходят в рыженьких беретах

Очень дружные сестрички

Осень в лес приносят летом Золотистые… Лисички.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай,

Это… Сыроежки.

ВЕДУЩАЯ: - Отправляемся дальше в путь и, чтоб в дороге было веселее,

споем частушки. А частушки не простые, на подбор они грибные.

Белый шелковый мундир.

Посмотрев, «Опенок» ахнул:

Настоящий командир!

Не играйте вы, «Опятки»,

Дотемна, с Ванюшей в прятки. Окажите Ване честь –

В кузовке местечко есть!

Сколько лет тебе, «Сморчок»?

Ты по виду – старичок.

Удивил грибок меня:

- «Возраст мой – всего 2 дня!»

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой Хороводами и вряд

В шапках молодцы стоят.

ВЕДУЩАЯ: - Мы вышли к речке. Думаю, многие из вас захотят посидеть у речки порыбачить. Есть желающие?

Игра «Рыбалка».

Вызываются по одному игроку от команды. Игроки выбирают из 6 карточек на полу по одной «удочкой». Палочка с веревочкой, вместо крючка грузило имитирует удочку.

На каждой карточке ряд букв. Необходимо зачеркнуть одинаковые буквы. Оставшиеся буквы обозначают название рыбы. Кто быстрее справится, тот победитель.

    Ф, О, Щ , В, Г, И, У , О, Г, И, С , К , В, С , А , Ф.

    Ф, О , К , В, Г, И, А , О, Г, И, С, Р , В, С, П , Ф.

    С, У, Л , Р, П, Х, О, Е , С, У, Х, О, П, Щ , Р.

    Р, У, С, Ш, К, И, О , Р, У, Ш, И, М , К.

    Ч, Ф, Н , У, О, С , А , Ч, З, С, Л , У, О, И , Ф, М.

    Ч, Ф, С , У, О, М, Л , А , Ч, М, Л, З , У, О, А , Ф, Н .

ВЕДУЩАЯ: - Ребята, вот и подошел к концу наш поход. А на прощанье я хотела бы вам сказать следующее. Говорят, каждый человек в своей жизни должен посадить одно дерево. Но бывает, человеку не так уж много лет, как и вам, и посадить ему не по силам. И, что же тогда? Говорить: - «Я еще ничего не могу»? Нет можете! Вот сегодня, выйдя на улицу, выберете себе дерево и скажите: - «Это мое дерево! Я отвечаю за его зеленую, счастливую жизнь!», и помогите дереву расти. И через много лет услышите, как оно благодарно зашелестит вам на встречу. Когда, приходите, на природу, и она доверчиво передает в ваши руки все свои богатства, все свои сокровища – берегите их.

Помните: - Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут.

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

ВЕДУЩА Я: - В знак того, что наш поход удался, воспитанницы объединения «Сувенир» подготовили вам талисманы-бутоньерки, которые будут вам всегда напоминать «ПУСТЬ ЦВЕТЕТ ЗЕМЛЯ!»





1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют... 1)пластмассы; 2)стекло; 3)металл. 1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют... 1)пластмассы; 2)стекло; 3)металл. 2. Прежде, чем начать утилизацию отходов, их нужно... 1)рассортировать; 2)собрать в одно место; 3)раскрошить. 2. Прежде, чем начать утилизацию отходов, их нужно... 1)рассортировать; 2)собрать в одно место; 3)раскрошить.


3. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо... 1)компостировать; 2)сжечь при специальных условиях; 3)переплавить. 3. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо... 1)компостировать; 2)сжечь при специальных условиях; 3)переплавить. 4. Первоочередная забота при выборе места свалки - это... 1)защита поверхности земли и грунтовых вод; 2)ограждение места свалки; 3)укомплектование соответствующей техникой. 4. Первоочередная забота при выборе места свалки - это... 1)защита поверхности земли и грунтовых вод; 2)ограждение места свалки; 3)укомплектование соответствующей техникой.


5. Вредные выбросы оказывают влияние... 1)только на те регионы, где появилось загрязнение; 2)на близлежащие регионы; 3)даже на далекие от места выбросов территории. 5. Вредные выбросы оказывают влияние... 1)только на те регионы, где появилось загрязнение; 2)на близлежащие регионы; 3)даже на далекие от места выбросов территории. 6. Самая страшная «добавка» к воде - это... 1)бытовой мусор; 2)пестициды; 3)минеральные удобрения. 6. Самая страшная «добавка» к воде - это... 1)бытовой мусор; 2)пестициды; 3)минеральные удобрения.


7. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду? 1)газы; 2)жидкости; 3)твердые вещества. 7. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду? 1)газы; 2)жидкости; 3)твердые вещества. 8. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения... 1)10 лет; 2)50 лет; 3)100 и более лет. 8. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения... 1)10 лет; 2)50 лет; 3)100 и более лет.


9. Поступление в среду обитания вредных веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют: 1)загрязнением; 2)экологическим кризисом. 3)интродукцией. 9. Поступление в среду обитания вредных веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют: 1)загрязнением; 2)экологическим кризисом. 3)интродукцией. 10. Выброшенную в лесу бумагу «съедят» невидимки микробы за... 1)1-2 года; 2)5-8 лет; 3)за 20 и более лет. 10. Выброшенную в лесу бумагу «съедят» невидимки микробы за... 1)1-2 года; 2)5-8 лет; 3)за 20 и более лет.


11. Гарбология это... 1)наука о доме; 2)наука о почве; 3)наука о мусоре. 11. Гарбология это... 1)наука о доме; 2)наука о почве; 3)наука о мусоре. 12. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду: 1)их захоронение; 2)разработка правовых механизмов регулирования процесса; 3)рециркуляция (повторное использование отходов). 12. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду: 1)их захоронение; 2)разработка правовых механизмов регулирования процесса; 3)рециркуляция (повторное использование отходов).



1. Это бывает разноцветным, это очень трудно сломать. ПЛАСТМАССА 2. Если это поджечь, то появится черный едкий дым. 3. У меня очень много игрушек сделано из этого. 4. Предметы, сделанные из этого, весят мало. 5. Ее нельзя выбрасывать, так как в природе это не разлагается.




1. В небольших количествах это очень полезно в качестве удобрения. НАВОЗ 2. Когда этого слишком много, это становится настоящим бедствием. 3. Это необходимо компостировать. 4. При попадании в водоемы это разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться. 5. Его производит обыкновенная корова.





1. Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно... Сдать в магазин, чтобы они использовались много раз. 2. Одежду, которую ты уже не носишь, можно Не выбрасывай старые игрушки и книги: они могут... Отдать нуждающимся Кому-то понадобиться


4. Узнай, где поблизости есть пункт приема макулатуры, и... Сдай туда ненужную бумагу 5. Почини и исправь вещь вместо того, чтобы Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически... Ее выбрасывать Не разлагается в природе
















БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ! Берегите Землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на стебле повилики, На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите! Чудо песен Городов и весей, Мрак глубин и волю поднебесий, Откровение земли и неба- Сладость жизни, молока и хлеба. Берегите молодые всходы На зелёном празднике природы, Небо в звёздах, океан и сушу И в бессмертье верящую душу,- Всех судеб связующие нити. Берегите Землю! Берегите!

«День Земли»

(игровая программа для учащихся 5-7 классов)

Цель : способствовать развитию у учащихся любви и познавательного интереса к природе.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.
  3. Расширять кругозор учащихся.

Оборудование: мультипроектор, карточки с вопросами, изображения объектов, встречающихся в вопросах, сигнальные карточки.

Игра проводится по принципу телевизионной игры «Своя игра»

Праздник начинаю с беседы:

  • Что детям известно о дне Земли?
  • Почему отмечается этот праздник?
  • Где впервые он стал отмечаться?

Если учащиеся недостаточно осведомлены о празднике, можно продемонстрировать презентацию

Вопросы для игры

Тема «Растения»

1. Это растение часто сажают в жилых районах городов. Несмотря на неудобства, которые оно создаёт в период цветения, это дерево является одним из лучших среди растений по очищению воздуха от вредных примесей. (тополь)

2. У этого крупного дерева очень вязкая древесина, его очень трудно расколоть топором. Нелегко отколоть даже маленькую щепочку (вяз).

3. Это название одновременно и высших чиновников, правителей Древнего Китая и вкусный сладкий фрукт, который родом из этой же страны (мандарин).

4. В отличие от всех других плодов, которые мы употребляем в пищу, этот мы едим только в незрелом виде (огурец).

5. С этим стройным нежным деревцем часто сравнивают красивых юных девушек. А ещё на коре этого дерева в старину писали, используя его вместо бумаги. Что это за дерево? (берёза).

6. Это симпатичное с виду болотное растение – настоящий хищник. Оно питается комарами. Как оно называется? (росянка)

7. Название этого дерева происходит от слова «лист», а вот листьев как раз на нём и нет (лиственница).

8. Это могучее дерево в народе называли «прадед прадедов». А форменную фуражку лесничего украшает кокарда в виде его листа (дуб).

10. Смолу выделяемую этим растением, используют в стоматологии для лечения болезней дёсен (сосна).

Тема «Кто я?»

1. «Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес – 350 кг. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост» (бурый медведь)

2. «Я живу на Крайнем Севере. Питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира и длинная белая шерсть предохраняют меня от переохлаждения» (белый медведь).

3. «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормиться, мы собираемся в стаи» (волк)

4. «Я толстый смешной зверёк с острыми передними зубами. Мой домик называется хаткой» (бобр)

5. «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня – полевые мыши. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь ночью днём я люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой» (лиса)

6. «Я живу вместе со своей семьёй в норке, которую вырыл передними лапками и застелил мягкой травой и пухом. Я очень осторожен. Прежде, чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в одну сторону, затем в другую и только потом прыгаю в свой домик» (заяц).

7. «Я похож на неуклюжую толстую мышь с большими щеками. У меня круглые блестящие глаза, короткие ноги и заострённый маленький хвостик. Я строю норку на глубине 1-2 метров, она состоит из нескольких «комнат», в одной я сплю зимой, а в другой - храню запасы» (хомяк).

8. «Я добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня хвост почти равен длине моего тела, он служит мне шестом и зонтиком, позволяя прыгать и сохранять равновесие. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза» (белка).

9. «У меня очень красивые рога, но каждую зиму мне приходиться их сбрасывать. Тело покрыто красивыми мелкими крапинками. Я горжусь хорошим зрением, мой слух и нюх позволяют без особого труда обнаружить опасность» (олень).

10. «Я маленький зверёк с бархатистым мехом. У сильные передние лапы, похожие на лопатки. У меня есть глаза, но это всего лишь крохотные бусинки, прикрытые кожей и шерстью. Глаза мне не нужны, так как я постоянно живу од землёй в кромешной темноте, но у меня великолепный нюх» (крот).

Тема «Цветы»

1. Какому цветку во все времена, все народы отдавали своё предпочтение? (розе)

2. Какой цветок – символ нашей страны? (ромашка)

3. Какой цветок римляне считали самым прекрасным после розы? (лилию)

4. Луковицы какого цветка, напоминающие рисовые зёрна служили пищей индейцам? (рябчика – одного из видов лилии)

5. какой цветок стал национальным символом Голландии? (тюльпан)

6. Какой цветок европейцы увидели впервые в садах турецких султанов в Константинополе? (гиацинт)

7. Какой цветок является символом Японии? (хризантема)

8. Семена какого цветка используют в кулинарии? (мака)

9. Какие цветки на своей родине – на западе США – растут повсюду, а в России их обычно высаживают по краям садовых дорожек и клумб? (бархатцы)

10. Какой цветок означает «звезда», и символизирует радость? (астра)

Тема «Ягоды и фрукты»

1. Самый распространённый фрукт (яблоко).

2. Самый колючий ягодный кустарник (крыжовник).

5. Самый нежный фрукт (персик)

6. Фрукт, получивший название «королевский плод» (груша).

7. Любимое лакомство медведей (малина)

8. Ягода, похожая на шишку (ананас)

9. «Новогодний» фрукт (мандарин).

10. В саду бывает и красная, и чёрная, и белая (смородина).

Тема «География»

1. Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? (нет, живут в разных полярных областях)

3. Эта климатическая зона напоминает огромный пляж (пустыня).

4. Какой город имеет название, совпадающее с названием хищной птицы? (Орёл)

5. Есть в нашей стране город, название которого является самым любимым и ласковы словом для любого человека (Мама).

6. Родина футбола и волейбола (Англия).

8. Каким мысом можно вскопать огород? (Лопатка)

9. Какой полуостров жалуется на свою малую величину? (Ямал)

10. Где надо построить дом, чтобы все его окна выходили на север? (на Южном полюсе)

Литература:

1. журналы «География в школе», «Биология в школе»

2. Трайтак Д.И. «Книга для чтения по ботанике», Москва,»Просвещение», 1985

3. Пивоварова Г.П. «По страница занимательной географии», Москва, «Просвещение», 1989.

4. Потт Эккарт «Жизнь живтных», Москва, «Мир книги», 2002


Цель: познакомить учащихся с Всемирным днём Земли.

Задачи: воспитание экологической культуры, любви и бережного отношения к природе; расширение знаний детей о родном крае; развитие речи учащихся.

Оборудование: плакаты, кроссворд “Лесные животные”, экологические листовки и газеты, рисунки учащихся; аудиокассета “Голоса птиц”, веера (по количеству команд), песочные часы, видеофильм “Родной край”.

Место проведения: учебный класс

Ход мероприятия

Полюбуйтесь - весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся.
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.

Когда ты идешь по тропинке лесной.
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа-
Давайте же всегда ее беречь.

Учитель: Всегда ли мы ее бережём, и что происходит, когда человек вмешивается в природу? А знаете ли вы, ребята, какой праздник отмечается 22 апреля? Почему мы отмечаем его?

Я вам расскажу. 22 апреля вся планета празднует ДЕНЬ ЗЕМЛИ (на доске плакат). Этот праздник впервые отметили в США, и назывался он ДЕНЬ ДЕРЕВА. Постепенно он превратился в праздник по охране окружающей среды.

В США, в 1969 году произошла страшная экологическая катастрофа - миллионы тонн нефти вылились из скважин. Они погубили множество птиц и животных, погибла растительность, была отравлена вода.

Впервые в России этот праздник стали отмечать в 1990 году. Этот день напоминает всем о том, как важно сохранить жизнь на земле!

Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей в природе,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

На фоне видеофильма “Родной край” ученик читает.

Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Звери, птицы и жуки.
Муравьи и мотыльки
Все, что рядышком со мною -
Это все мое родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нем!

Учитель: На занятиях кружка мы с вами много говорили о природе родного края, о животных, растениях, которых надо охранять. Сегодня проведем викторину “МОЙ КРАЙ”. О чем мы будем говорить? Что значит “край”, “область”?

Условия: Соревноваться будут 4 команды. Выберите капитана команды. Каждой команде я буду задавать по одному вопросу. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если у команды готов ответ, капитан поднимает сигнальную карточку. За правильный ответ команда получает ЖЕТОН. Побеждает та команда, которая наберет большее количество ЖЕТОНОВ.

Конкурс № 1 “Кто в лесу живёт?”

Под соснами, под елками.
Лежит мешок с иголками... ёж

Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой.
А в рыжей шубе летом... белка

Трав копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко.
Рога, раскинув широко... лось

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы-
Уши больше головы... заяц

Конкурс № 2 “Лекарственные растения”

1. Этот декоративный кустарник у нас называют “амурская роза”. Стебель усажен шипами. Цветки крупные, душистые. Из него получают настой, масло и используют плоды. (шиповник)

2. Она растет везде: на пустыре, у заборов и вдоль дорог. Собирают её листья, делают настойки. У неё много жгучих волосков. (крапива)

3. Этот цветок называют так: поповник, солнышек, римская трава. А нам он известен под другим названием. У него золотая серединка и лучи идут кругом. От простуды пьют его отвар или поласкают горло. (ромашка)

4. Если вы натерли в пути ногу - приложите лист этого растения, рана заживет. Его название говорит о месте его произрастания. Индейцы называют его “следы белого человека”. (подорожник)

Дополнительный вопрос: В Амурской области ее очень много. Листочки собирают для изготовления лекарственных препаратов. Это вечнозеленый кустарник. Растет в тундре, хвойных и смешанных лесах. Ягоды - ценный пищевой продукт. (брусника).

Динамическая пауза.

(под музыку)

Идем по лесу (дети на месте шагают)
Наслаждаемся пением птиц.
Дышим глубоко, полной грудью.
Посмотрим направо, посмотрим налево.
Вот грибок, к нему мы нагнемся.
Вышли на поляну.
Полетаем, как бабочки.
Покружимся, как листочки в листопад.

Конкурс № 3 “Пятёрочка”

Напишите за 1 минуту пять названий:

  • 1 команда – грибов;
  • 2 команда – деревьев;
  • 3 команда – зверей:
  • 4 команда – птиц.

Команды зачитывают ответы.

Конкурс № 4 “Гонка за лидером”

Я задаю вопрос, какая команда первой поднимает сигнальную карточку – отвечает.

1. Что птицам страшнее голод или холод? Голод

В лесу, у пня суетня, беготня,
Народ рабочий, весь день хлопочет,
Себе город строит. МУРАВЬИ

З. Зацветает ранней весной, ярко-голубой. ПОДСНЕЖНИК

4. Растет ли дерево зимой? НЕТ

5 .Какая птица не вьет гнезда? КУКУШКА

6. Назовите рыбу-хищницу наших водоемов. ЩУКА

7. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? ЖИРНЫМ

8. Какой лесной зверь сушит на деревьях грибы? БЕЛКА

9. В какое время года бывает листопад? ОСЕНЬЮ

10. Какой страшный зверь любит малину? МЕД ВЕДЬ

11. Есть ли у дерева лишние ветки? НЕТ

12. Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. ДЯТЕЛ

Конкурс № 5 “Разгадай кроссворд”

В клетки впишите названия лесных животных. Когда впишите все отгадки, то сможете прочитать название маленького пушистого зверька, который живет в наших лесах и его мех очень ценен. Правильные ответы вам подскажут отгадки на народные загадки:

1 .На свинью похож, а в лесу живет.

2. Всю зиму спит, весной на пасеку спешит.

З. В птичник повадится - жди беды: рыжим хвостом заметает следы.

4. 3убовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет.

5. Посреди поля белый клубок катается.

к а Б а н
м е д в Е д ь
Л и с а
в о л К
3 А я ц

Учитель: Наша викторина подошла к концу. Подведем итог. Посчитайте количество ЖЕТОНОВ и покажите ответ с помощью ВЕЕРА.

Награждение команд.

Все участники поют на мотив песни “Я шагаю по Москве”, музыка А.Петрова.

А мы идем, шагаем по Земле,
И долго нам идти по ней.
А на Земле растут цветы,
Деревья и кусты.
Беречь природу очень нужно нам,
Чтоб лучше наша жизнь была,
И всех друзей с собой мы позовем,
Зверей и птиц всех вместе соберем,
Природу сохраним!

Дети читают стихотворение и передают друг другу глобус.


И вдруг вздохнул, он как живой.
И шепчут мне материки:
- Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
- Ты береги нас, береги!

Ученик 10:

Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки
- Ты береги нас, береги!

Ученик 11:

Остановил олень свой бег:
- Будь человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги,
- Ты береги нас, береги!

Ученик 12:

Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
- Я сберегу вас, сберегу!