Независимо от вашего положения в обществе, смирение — обманчиво мощная сила. Если вы находитесь на высокой позиции, но остаетесь смиренным, окружающие будут поддерживать вас. Если ваш социальный статус низок, смирение позволит вам добиться более высокого статуса. Истинное смирение — это добродетель, которая приносит пользу всем, к чему все должны стремиться.

Самыми успешными людьми являются те, кто знает, как привести ситуации в равновесие. Такой человек стремится к сбалансированным и стабильным отношениям, а не к власти над другими. Смирение — это добродетель, которая позволяет вам балансировать в любой ситуации. Смиренные люди не являются жертвой иллюзий, которые возникают из-за собственной важности.

Толкование линий:

Строка 1 (нижняя строка)

Высокомерные люди создают для себя ненужные препятствия, когда сталкиваются с важной задачей. Во-первых, беспокойство о том, как они будут восприняты или оценены, становится дополнительным препятствием для завершения задачи. С другой стороны, непритязательное отношение, которое сопровождает смирение, поддерживает способность уделять больше внимания деталям. В то время как самонадеянные люди беспокоятся о внешности или мнениях других людей, скромные люди концентрируются на том, что нужно сделать. Не предъявляйте претензий и не ставьте условий, и вы не встретите сопротивления.

Глубокое смирение — это подарок для всех.

Нет более печальной картины, чем человек впечатленный его собственной славой, красотой или блеском. Успех таких людей обычно недолговечен, потому что для поддержания положительных результатов требуется некоторая степень простой человечности. Одним из самых благородных достижений является то, когда человек, который, несмотря на большой успех, сохраняет свое смирение.

Остерегайтесь ложной скромности. Даже смирение может быть преувеличено. Люди в скромных позициях иногда используют ложную скромность как оправдание своей слабости или нерешительности. Истинное смирение не означает наличия скромных целей или незаинтересованности в деле.

Мудрые не стесняются принимать отчаянные меры, когда того требуют обстоятельства. Когда ответственный человек предпринимает смелые действия, он или она стараются совершить их не исходя из чувства собственной важности, а просто потому что того требует ситуация. В сложных ситуациях убедитесь, что объективность и ясность цели соответствует вашей позиции. И, как только битва будет выиграна, как почетный воин затеряйтесь обратно в толпе.

Строка 6 (верхняя строка)

Когда совершаются ошибки, и суждение ударяет так же внезапно, как северный ветер, обычно мы виним все вокруг. Те, кому не хватает смирения, немедленно поднимают свои щиты, тем самым скрывая истину от своих собственных глаз. Слабые обижаются и сжимаются в сомнении и жалости к себе. Но искренние и скромные рассматривают ситуацию как вызов, который нужно встретить — сначала, исследуя себя внутренне, чтобы определить свою роль в создании текущей ситуации, а затем, проявив мужество действовать решительно, но справедливо, исправляя ошибки. Смирение — истинный знак благородства и всегда сулит удачу.


Смирение. Скромность

Свершение. Благородному человеку - обладать законченностью.

***

1. Начальная шестерка.

Почтительный и скромный человек без труда перейдет вброд большую реку. Счастье.

2. Шестерка вторая.

Подчеркнутая скромность. Счастливое гадание.

3. Девятка третья.

Трудолюбие и скромность. Завершение дел благородного человека. Счастье.

4. Шестерка четвертая.

Не будет неприятностей. Скромность.

5. Шестерка пятая.

Не разбогатеешь из-за своих соседей. Благоприятно идти войной. Неприятностей не будет.

6. Верхняя шестерка.

Подчеркнутая скромность. Благоприятно использовать войска для карательного похода на вассальные княжества.

***

1. Начальная шестерка.

Самое трудное дело осуществится, если быть скромным, учтивым со старшими и начальством, терпеливым и трудолюбивым.

2. Шестерка вторая.

Скромность и незаметность приветствуется как никогда. Ждите удачи.

3. Девятка третья.

Трудолюбие, смирение - залог фантастического успеха.

4. Шестерка четвертая.

Ситуация продолжает оставаться спокойной, стабильной; вы чувствуете себя уверенно.

5. Шестерка пятая.

Будьте внимательны: соседи, конкуренты готовы навредить, нечистоплотны на руку. Не бойтесь, активно выясняйте отношения, боритесь за свое имущество. Ставьте на место другое.

6. Верхняя шестерка.

Скромность и такт, уважение к окружающим - продолжайте придерживаться выбранной тактики, продолжится и успех. Если нужно отправиться в путь для разбирательств и выяснений отношений, поезжайте. Смело беритесь за правое дело.

***

Естественным продолжением гексаграммы? 14 - успеха и взлета, является тема скромности и умеренности в своем поведении и распоряжении материальными благами.

В Книге Перемен есть четкая, жесткая градация всех людей на "благородных" и "низких". Человек, имеющий оп-ределенный набор положительных черт характера и выполняющий определенные нормы поведения, считается благородным, и поэтому изначально счастлив.

В "Рассуждениях о ста болезнях" Лао-Цзюнь отмечает, что причина всех недугов кроется в прегрешениях, которые могут быть вначале незначительными и кажутся неопасными, но, накапливаясь, превращаются в катастрофу и приобретают форму серьезных физических недугов. В "Рассуждениях" перечислено 100 негативных поведенческих нарушений, 100 причин болезней. Вот некоторые из них:

"1. Не соблюдать постоянство в радости и гневе - это болезнь.
2. Стремиться к наслаждениям, разрушая моральную силу-дэ - это болезнь.
3. Все силы своего сердца сосредоточить в одной любви - это болезнь.
4. Унижая людей, возвышать себя - это болезнь.
5. Пользуясь властью, творить произвол - это болезнь.
6. Будучи сильным и влиятельным, предаваться лени - это болезнь.
7. В речах стремиться к победе над человеком - это болезнь.
8. Считать людей кривыми, а себя прямым - это болезнь.
9. Восхвалять себя за свои заслуги - это болезнь.
10. Выставлять напоказ свою моральную силу - это болезнь.
11. Обсуждать правоту или неправоту других людей - это болезнь.
12. Определять достоинства и недостатки других людей - это болезнь".

Иначе говоря, любое отклонение от правил в мышлении, рассуждениях или действиях, отсутствие смирения и терпимости приносят вред, прежде всего самому человеку. Его судьба уже не может быть счастливой и гармоничной. Поэтому ответом на любой заданный вопрос может служить формулировка: "Вы достигли высокого уровня благополучия, вы умеете подать себя в выгодном свете, вы научились защищать свою территорию и не боитесь идти навстречу новым победам, покровители и влиятельные люди рады общаться с вами, вы вхожи в избранные круги. Будьте скромны, не завышая свое "Я".

Вежливость, простота, благородство, уважение к менее удачливым - основные правила вашего поведения.

В личной жизни ждите успешных отношений, взаимности и доверительности, вы понимаете друг друга без слов. Меньше хвалитесь и демонстрируйте окружающим любовное счастье. Как часто молодые люди сожалеют о том, что вызвали зависть у друзей неумеренными рассказами о своем везении, о внимании, подарках. В результате появлялись соперники, интриганы, желающие разбить союз, готовые дойти до применения ритуальной магии.

До самой земли склонилась ветвь дерева под тяжестью снега, но скоро она вновь выпрямится и займет прежнее положение. Обстоятельства ваши в данный момент можно назвать лишь «умеренно благоприятными». Если поведение ваше будет отличаться сейчас умеренностью и сдержанностью, впоследствии вы станете хозяином положения. В настоящее время по ряду причин, в том числе финансового порядка, вы испытываете некоторое замешательство и беспокойство, но не тревожьтесь, скоро все изменится к лучшему. Если не отвергнете помощь других, желание ваше исполнится. В дальнейшем финансовые дела поправятся.

Обладание великим достоянием, всей полнотой мира, могло бы быть конечной целью, если бы в мире допускалась возможность остановки. Но основным положением является учение об изменчивости, о непрерывной подвижности мира и о том, как человек гармонически должен включаться в это движение. Поэтому остановка в развитии является не остановкой, отставанием, вызывающим конфликт с мировым развитием. Поэтому, если остановиться даже на высоте величайших достижений, то и в такой остановке не будет правильного отношения к миру.

Но двигаться прямолинейно дальше уже нельзя, ибо на предыдущей ступени достигнуто все, чего надо было достигнуть. Следовательно, только полный отказ от уже достигнутого может гарантировать возможность дальнейшего развития, идущего в ногу с развитием мира. Такой необходимый отказ от личных достижений называется «смирение» и выражается в образе самой гексаграммы, в которой под знаком земли помещен знак горы. Гора должна вообще возвышаться над землей, то в этом с предельной лаконичностью выражен образ смирения.

Такое положение не должно отпугивать человека, ибо только в нем здесь возможно дальнейшее развитие, причем это развитие должно быть плодотворным: оно должно быть доведено до конца, до завершения. В этом смысле в тексте говорится:

Смирение. Развитие. Благородному человеку предстоит завершение.

На первой ступени смирение показывается в самой интенсивной, но и в самой общей форме. Поэтому невозможно конкретизировать его в специфическом образе. Возможно, лишь указать на то, что человеку, обладающему данным свойством, предстоит необходимость преодоления громадных трудностей, ибо благодаря этому свойству он предрасположен к такому преодолению.

Это понятно, потому что здесь данное свойство рассматривается в его, не выявленном состоянии, а потому не указывается его практическое приложение; с другой стороны, оно, судя по композиции «Книги Перемен», присуще человеку, который на предыдущих этапах достиг уже громадных результатов и потому способен на преодоление самых больших трудностей. Текст выражает это так:

В начале слабая черта. Смиренный из смиренных благородный человек. Ему надо переходить вброд через великую реку. Счастье.

На второй позиции возникает нечто вроде конфликта между спецификой всей гексаграммы (смирения, т.е. невыявленности, отступления в тень и т.п.) и характером второй позиции, смысл которой состоит в том, что на ней выявляются внутренние качества. На разрешение этого противоречия оказывает влияние и то, что данная позиция предваряет следующую, на которой самым интенсивным образом проявляется содержание понятия смирения.

В результате оказывается, что выявление внутреннего свойства здесь все же происходит, но это свойство — смирение, т.е. то, что не может выражать себя самого, а выражается лишь в самоотдаче, в созвучии с тем, что выражает себя. При этом гармоничность развития здесь может быть легко нарушена тем, что внимание, уделяемое выражению собственного свойства, будет сильнее самого свойства — смирения: невыражения себя в первую очередь. Поэтому к счастливому исходу здесь приводит лишь стойкое и непоколебимое смирение, или, как об этом говорит текст:

Слабая черта на втором месте. Созвучное смирение. Стойкость — к счастью.

Момент кризиса здесь выражен уже в самом образе триграммы. В образе «гора» третья черта, как самая вознесенная, изображает специфику возвышающейся горы. Но на этой позиции именно происходит соприкосновение «горы» с «землей», и именно высшей точки горы с низшей областью земли. Так, содержание смирения здесь выступает с особенной силой; но именно благодаря этому и для обладания таким смирением необходимо наибольшее напряжение.

Только интенсивным трудом достигается смирение; оно подлинно может быть выражено в образе горы (смысл ее — возвышаться), но склонившейся ниже земли, которая должна быть ниже всего. И только человек, обладающий таким выработанным смирением, может довести свое дело до конца и, выполнив все, что требуется временем и положением, встать в правильное отношение к мировому свершению, т.е. достигнуть счастья. Такой человек если для себя и достиг уже в прошлом полной победы над всяким злом, то здесь он вторично вступает с ним в борьбу, для того чтобы своей борьбой подать пример другим. Поэтому и в тексте говорится:

Сильная черта на третьем месте. Смирение от трудов своих благородному человеку предстоит завершение [его дел]. Счастье.

Мы видели, что свойство предыдущей позиции оказывается влияние на свойство второй позиции. Но на третьей позиции это свойство вырабатывается лишь путем определенных усилий. На четвертой позиции оно уже выработано, и если на предыдущей ступени смирение оказывалось действующим вовне вследствие усилий, (что стоит в соответствии с символом черты), то здесь (где позиция занята слабой чертой) воздействие силы и принуждения уже невозможно. Но на четвертой позиции само наличие выработанного свойства может оказывать воздействие на иное. Это свойство действует как увлекающий пример. Поэтому все действия здесь свободно и не встречает никаких препятствий. Вот почему и в тексте сказано:

Слабая черта на четвертом месте. Ничего неблагоприятного. Манящее смирение.

Свойства, выраженные на третьей позиции, находили поддержку в своем окружении. Изнутри там действовало «созвучное смирение», создающее резонанс, извне действовало «манящее смирение», которое является лишь дальнейшим развитием свойств третьей ступени. Здесь же, на пятой позиции, обстоятельства иные: изнутри действует четвертая позиция, лишенная собственных сил, а вовне — шестая, которая, как правило, символизирует уже утрату свойств данной гексаграммы. Поэтому здесь невозможно ожидать поддержки из окружения, от «соседей». Деятельность здесь возможна лишь как совершенно самостоятельная. Но в силу всего предыдущего процесса качество смирения доведено уже до такой полноты и совершенства, что даже для действий, противоположных действию смирения, последнее все же является наиболее характерным, и поэтому даже такая деятельность не вступает в конфликт с общей ситуацией и не встречает ничего не благоприятствующего ей. Это находит в тексте следующее выражение:

Слабая черта на пятом месте. Не разбогатеешь от соседей своих. Благоприятна необходимость совершить карающее нападение. Ничего неблагоприятного.

На шестой позиции ситуация и ее характерные черты подходят к концу, теряют свою специфичность. Так и здесь, смирение остается лишь как отзвук прошлого, тех трудов, которые упоминаются на третьей позиции. Зато агрессивность, начавшаяся на предыдущей, пятой позиции, здесь получает еще большее развитие, особенно как необходимость подчинить себе то, что вышло из повиновения, ибо здесь уже не действуют ни мощь усилий, как на третьей позиции, ни заманчивость примера, как на четвертой. Здесь основной тон смирения уже только звучит, но не действует, и ограничение, исходящее от смирения, отступает, ибо оно должно уступить место дальнейшей ситуации Вольность, для которой характерно отсутствие ограничений. Поэтому здесь обстановка благоприятствует действиям, далеким от смирения. В тексте это выражено следующим образом:

Наверху слабая черта. Звучащее смирение. Благоприятствует необходимости двинуть войска и пойти на города и царства.

Расшифровка гексаграммы №15 «Смирение»

(Цянь)

Обладание великим достоянием, всей полнотой мира, могло бы быть конечной целью, если бы в мире допускалась возможность остановки. Но основным положением является учение об изменчивости, о непрерывной подвижности мира и о том, как человек гармонически должен включаться в это движение. Поэтому остановка в развитии является не остановкой, отставанием, вызывающим конфликт с мировым развитием. Поэтому, если остановиться даже на высоте величайших достижений, то и в такой остановке не будет правильного отношения к миру. Но двигаться прямолинейно дальше уже нельзя, ибо на предыдущей ступени достигнуто все, чего надо было достигнуть. Следовательно, только полный отказ от уже достигнутого может гарантировать возможность дальнейшего развития, идущего в ногу с развитием мира. Такой необходимый отказ от личных достижений называется «смирение» и выражается в образе самой гексаграммы, в которой под знаком земли помещен знак горы. Гора должна вообще возвышаться над землей, то в этом с предельной лаконичностью выражен образ смирения. Такое положение не должно отпугивать человека, ибо только в нем здесь возможно дальнейшее развитие, причем это развитие должно быть плодотворным: оно должно быть доведено до конца, до завершения.

Выпавший снег до самой земли склонил ветку дерева; но скоро все переменится и она вновь выпрямится. Обстоятельства ваши сейчас умеренно благоприятны. Но вы можете сделаться хозяином положения, если проявите сдержанность. Неудачи, в том числе и финансовые, доставляют вам беспокойство. Но не надо тревожиться, все переменится к лучшему. И финансовые дела поправятся. Если не станете пренебрегать помощью других, ваше желание исполнится.

Предшествующие периоды жизни позволили вам достичь почти всех целей, которые вы ставили перед собой ранее. Не правда ли, сейчас, оглядываясь назад, вы видите, какой большой путь в своем развитии прошли и какой ценный опыт приобрели за это время!
Конечно, что-то из намеченного осуществилось не со всем так, как вы планировали, а кое от чего пришлось совсем отказаться... Не расстраивайтесь: верьте, что все происходящее идет вам во благо. И эта мысль, подлинно смиренная, наполнит вашу душу радостью.
Думается, вы уже поняли: в жизни надо уметь добиваться желаемого - такая установка развивает в вас упорство и терпение. Но этого мало: вы к тому же должны уметь отказываться от вещей недостижимых (или временно недоступных). Благодаря этому вы научитесь смирению.
А еще, как утверждает гексаграмма Цянь , каждый человек должен жить как бы в непрерывно текущей и меняющейся реке. Эта река-сама жизнь и события, которые в ней происходят. Если вы будете статичны, то нарушите ход событий вокруг вас. Поэтому научитесь отвлекаться от уже достигнутого: будьте, как эта река, неизменно устремлены вперед. Только так вы сумеете оставить у себя за спиной целый ряд покоренных вершин.

Гексаграмма «Цянь» не дает никаких конкретных рекомендаций по поводу отношений с окружающими . Эта сторона жизни остается на ваше усмотрение. Постарайтесь преодолеть силу внутреннего эгоизма и заинтересоваться делами окружающих вас людей. В последнее время вы слишком прямолинейно добивались своих целей, и в вашем сознании произошел определенный «перекос».
Отвлекитесь чуточку от себя и своих проблем. Вы в тупике, и пора искать выход из него.

Если у вас есть такая возможность, постарайтесь дать себе небольшой отдых . Ваша погруженность в работу в последнее время достигла той степени, когда не вы управляете своими делами, а они распоряжаются вами. Если не хотите подорвать таким образом здоровье и опротиветь себе самому, срочно переходите на иной ритм существования.

Что можно сказать об исполнении конкретного желания , загаданного вами для данной ситуации? Вам удастся осуществить очень многое в нужном направлении, но вы так и не сможете дойти пока до конца (то есть последняя, самая для вас важная цель все еще, к сожалению, недостижима).
Общий объем ваших приобретений будет зависеть в значительной степени от того, насколько спокойно и непредвзято отнесетесь вы к неизбежной задержке в реализации ваших планов. Живите по принципу: «все, что ни делается, к лучшему». Только так вы сможете достичь максимальных результатов.