Самостоятельная работа Содержание задания.(работа в тетради) 1 ряд 1. Происхождение слова альтруизм. 2. Выведите из текста определение – альтруизм это… 3. Чего хотят альтруисты 4. Приведите пример: альтруистического поступка. 2 ряд 1. Что такое эгоизм? 2. Запишите принцип эгоиста. 3. Поясните, как понимаете: крайний эгоизм. 4. Приведите пример: эгоистического поступка. 3ряд 1. Поясните, как понимаете: разумный эгоизм. Дополнительно для всех: Нарисуйте, если позволит время доброго и злого героя.


Альтруизм (фр. altruisme от лат. alter – другой) – нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. В качестве морального требования альтруизм формулируется в противоположность эгоизму, о чем свидетельствуют золотое правило и заповедь любви «В своих поступках не ущемляй интересы и права другого человека» и «Поступай так, чтобы интерес другого человека становился целью твоего поступка». «Живи и помогай жить другим» – для готовых к самопожертвованию.


ЭГОИЗМ (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека, полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех, счастье). Согласно эгоизму, удовлетворение человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага. Эгоизм обнаруживается в ситуации конфликта интересов, когда удовлетворение личного интереса происходит в ущерб интересу другого человека.















Предварительный просмотр:

Тема урока: Альтруизм и эгоизм.

Цель урока : формирование у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий
  • Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас
  • Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами
  • Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Результаты : личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

метапредметные: в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе

Предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»»

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».

Участники : учащиеся 4 класса.

Форма урока: комбинированный

Ход урока:

I. Операционно-познавательный этап: Повторение. (Слайд 1)

- Добрый день, ребята. - Ребята, давайте вспомним, как называется наш курс?

(Наш курс называется основы религиозных культур и светской этики, модуль светская этика)

О каких понятиях мы говорим на уроках нашего курса?

(На уроках нашего курса мы говорим о культуре и морали, о добре и зле, о добродетели и пороке, о моральном долге, о свободе и моральном выборе человека, о свободе и ответственности, о справедливости…)

С какой нравственной категорией мы познакомились на прошлом уроке?

(На прошлом уроке мы познакомились с понятием «Справедливость»)

Что такое справедливость?

(Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград, наказаний и доходов…..

- Для чего нужна справедливость?

(Справедливость устанавливает предел произволу, требует соблюдения прав других людей, не допускает посягательства на личность и достоинство человека. Справедливость во многом направлена на исполнение обязанностей человека перед другими людьми и самим собой.)

Какие произведения я вас просила вспомнить дома? (Слайд 2) (щелчок)

-«Морозко», «Цветик-семицветик» В. Катаева.

Давайте вспомним, чем закончилась сказка «Морозко»? (напомнит нам ее очень кратко Вадим)

Согласны ли вы с концовкой сказки?

Справедлива ли она на ваш взгляд? Почему?

Беседа по сказке «Морозко».

(« Морозко» - старинная русская народная сказка. Начинается как многие старинные русские сказки: «Живало, бывало…». И на этом сходство с остальными сказками заканчивается.

Живет старик с дочкой Машенькой. Овдовел старик, да и женился во второй раз. А у его новой жены своя дочка. Вот и выходит, что Машенька живет с мачехой. Казалось бы, хорошо, что Машенька без ласки материнской не осталась, но не тут-то было. Здесь и начинается история. Невзлюбила мачеха падчерицу. Что родная дочь сделает, - все хорошо, что Машенька, – все плохо. А в конце концов и вовсе решила погубить падчерицу, - отправила ее в лес на погибель. Может быть, на этом и закончилась бы сказка, но!.... Встретила Машенька в лесу Морозко. Справедливый Морозко понял, что Машенька добрая, умная, обходительная девица, уважает старших, веселая и работящая. И за все это наградил он Машеньку по-царски.

Увидела это все злая мачеха и зависть ее заела. Отправляет она свою родную дочку в лес за богатством! Но не тут-то было!

Чему нас учит эта сказка?

Если у человека доброе отзывчивое сердце, - Морозко обязательно поможет в беде и поддержит в радости. А если человек злой да жадный, - значит и получит по заслугам. Мудрая история о справедливости, доброте и бескорыстии .)

Беседа по сказке «Цветик-семицветик».

(щелчок) (Слайд 3)

- Давайте прочитаем отрывок из сказки «Цветик-семицветик». В опорных листах задание №1 (5 щелчков по тексту)

Справедливо ли поступила девочка?

Какие человеческие качества она проявила?

Валентин Петрович Катаев, великий русский писатель, разработал тему ценности человеческих поступков . Из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика.

Какой вывод мы можем сделать? (Как здорово помогать другим!)

Чему учит нас эта сказка?

- Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся!

II. Объявление темы и цели урока.

Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях. (щелчок)

III. Вводно-мотивационный этап.

Послушайте притчу. Ваша задача - внимательно прослушав, выразить своё отношение к поступку мальчика и сравнить его с поступком девочки. (щелчок)

(Слайд 4)

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. (щелчок) Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. (щелчок) Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. (щелчок)

Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия. (щелчок)

Но это же просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

(щелчок) Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды. (щелчок)

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. (щелчок) И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души. (щелчок) (щелчок)

Почему человек сначала посчитал мальчика глупым? (он думал, что невозможно помочь всем, их было миллионы)

Почему он изменил своё мнение? (Его убедили слова мальчика о том, что надо попытаться спасти и, если каждый человек спасёт хотя бы одну звезду, то многое изменится)

Какие черты характера проявляются в поступке мальчика? (доброта, сострадание, желание помочь другим людям)

Что общего в поступках мальчика из притчи и девочки из сказки «Цветик – семицветик»?

(Они совершили поступки не для себя, а во благо других).

Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?

IV. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы будем говорить об этом понятии и противоположном понятии – эгоизм.

И тема урока … альтруизм и эгоизм (прочитайте )

Какие цели мы поставим?

Что такое альтруизм? Обратимся к толкованию в словаре Ожегова.

А Какое понятие нам дают в учебнике с.30, 2 абзац

В чем он проявляется? Чтение учебника с.30, абзац 3,4

Какие поступки совершают альтруисты?

(Бескорыстные поступки, ради блага другого человека )

Почему люди совершают альтруистические поступки? Они ждут чего-нибудь взамен? (только потому, что могут помочь )

Работа в парах (На столах карточки) . На карточках написаны слова. Выберите из них синонимы к слову альтруизм и запишите на листе задании Карточка №2.

Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие, чёрствость, бездушие самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность, себялюбие, милосердие.

Какие слова синонимы подберёте ещё вы сами. Проверяем..(на слайде )

Поступки детей можно назвать альтруистическими.

(щелчок) - Найдите и прочитайте в словаре или в учебнике значение слова «альтруизм».


Подписи к слайдам:

Добрый день!

Найдите значение слова « альтруизм "? Альтруизм - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. (Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.)

Альтруизм Сострадание Сочувствие Добродушие Терпимость Сопереживание Отзывчивость Милосердие Понимание Самопожертвование Забота Доброта Любовь Жалость Долг Ласка Человеколюбие

Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. (Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.)

Эгоизм Равнодушие Чёрствость Бездушие Злость Зависть Высокомерие Жадность Жестокость Безжалостность Гнев Осуждение

Памятка «Жизненных правил» Умейте видеть достоинства людей, ценить их. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.


«Моя семья - моё богатство» - Сынок, вынеси мусор. Альтруизм и альтруисты. Мама добавила очередную работенку. Полезен ли был наш сегодняшний разговор. Вырастет ли из этого «гадкого ребенка» прекрасный человек. Незаконченные предложения. Да выключи же ты, наконец, эту дурацкую музыку. В словаре Ожегова слово «эгоизм». Все вы читали сказки.

«Семья – ячейка общества» - Семья и государство. Статьи семейного кодекса. Семья. Корень «зем». Семья – ячейка общества. Генеология. Поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Организация внутрисемейного общения. Предназначение семьи. Государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи.

«Изучение семьи» - Структура семьи. Анкета "Семья". Стадия жизненного цикла. Микроклимат семьи. Правила общения с семьями учащихся. Изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни. Методы психолого - педагогической диагностики для изучения семьи. Интерпретация анкеты. Фамилия, имя, отчество ребёнка.

«Формирование представлений о семье» - Семья. Каждому ребенку необходима семья. Народ сложил пословицы. Правила, существующие в некоей семье. Фото альбом. 2008 год – год семьи. Праздники, свойственные только этой семье. Во времена Средневековья зародилась традиция изображать герб. Герб имеет форму щита. Расширить представления о семье. Разговор с дочкой.

«Семья – это то, что с тобой всегда» - Мама. Ответы учащихся. Сын. Активатор для родителей. Распределение обязанностей в семье. Непонимание. Семейное счастье. Ответы детей. Народ. Семья. Конфликты в семье. Исследование иерархии ценностей. Памятка родителям. Войны. Мама подсознательно слышит. Брак. Психоанализ ситуаций.

«Суть семьи» - Семья в живописи. Дружная семья. Легенда «О дружной семье». Буддизм. Христианство. Христианская семья. Ислам. Семья - это люди, которые не всегда живут вместе. Семья. Семья без детей, что цветок без запаха. Иудаизм. Физкультминутка. Что такое венчание. Пословицы о семье. 8 июля - День семьи, любви и верности.

Всего в теме 27 презентаций

Урок 13. Альтруизм и эгоизм

Комментарий

«Зачастую человек помогает другим только потому, что может это сделать. Он чувствует в себе силы, которые может потратить на добрые дела».

Интересно, помощь в том случае, когда ее нужно оказать, тоже альтруизм? (Например, человек поскользнулся, упал, сильно ушибся, вокруг никого нет, кроме тебя…)

«Будучи противоположностями, альтруизм и эгоизм могут успешно дополнять друг друга. Дело в том, что при всей моральной привлекательности альтруизм не способен от недостатков. Так, больше ценятся альтруистические поступки, направленные на благо «дальнего», помощь случайным людям… Однако излишняя любовь к «дальнему» может привести к забвению «ближних». И в данном случае уместно представление о разумном эгоизме как добродетели».

Если ценить альтруизм, разве он останется таковым? Разве это не расчет? Тогда это эгоизм? Кто такие «дальние» и «ближние»? Какие бы мы ни добавляли эпитеты, эгоизм есть эгоизм. Получается, тогда он добродетель?

Цель : формирование представлений об альтруизме, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

  • познакомить с понятиями “альтруизм”, “эгоизм”, “разумный эгоизм”; показать полярность альтруистических и эгоистических поступков;
  • воспитывать стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • развивать навыки сотрудничества при работе в группе, коммуникативную компетенцию учащихся

Основные понятия: альтруизм, эгоизм, разумный эгоизм

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, словари (Ожегова, Энциклопедический), раздаточный материал

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (Психологический настрой на урок. Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность)

Ребята! Очень рада вас видеть. Посмотрите в окно: сегодня пасмурный (солнечный) день. Давайте впустим солнышко в наш класс! Как это можно сделать? (улыбнуться) Слайд 2

Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.

Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!

Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка, милые ребята,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало в нашем классе
И светлее, и теплей!

Что хотите пожелать себе и своим товарищам на уроке?

Я уверена, что у нас сегодня всё получится!

Нас ждет увлекательное путешествие в мир этики

2. Актуализация знаний

Ребята, о каких понятиях мы говорим на уроке Основы светской этики?

Соотнесите понятие с его определением (работа в парах) Приложение 1

  • Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, - это... (этика)
  • Это понятие появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало “возделывание земли” ... (культура)
  • Особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей... (мораль)
  • Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними...(добро)
  • То, что мораль стремиться устранить и исправить... (зло)
  • Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом... (добродетель)
  • Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется... (порок)
  • Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества...(свобода)
  • Черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор... (ответственность)
  • Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п. ... (справедливость)

Проверка Слайд 3

3. Постановка учебной задачи

Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях. Каких? Попробуйте расшифровать слова:

ЗМИУРТЬЛА (альтруизм) ЗМИОГЭ (эгоизм) Слайд 4

Сформулируйте тему, цель урока Слайд 5

4. “Открытие” нового знания

Предлагаю вам в течение одной минуты поразмышлять и попробовать объяснить значение данных слов (ответы детей) Слайд 6

Благодарю вас за ответы. Теперь нам предстоит доказать, правы ли мы в наших суждениях. Как это можно сделать? (спросить, найти в Интернете, прочитать в словаре, найти ответ в учебнике)

Работа в группах (фиксирование в речи и знаково)

  • 1 группа работает в Интернете
  • 2 группа работает со словарями
  • 3 группа работает с текстом учебника (с.30-31)
  • 4 группа работает с электронным приложением
  • 5 группа работает с текстом, подготовленным учителем Приложение 2

АЛЬТРУИЗМ ЭГОИЗМ

Итак, альтруизм – это.... Альтруист, это - ...

Эгоизм, это - ... Эгоист, это - ...

5 группа работала с электронным приложением. Назовите синонимы слова альтруизм (альтруист) (бескорыстие, бессребреник, человеколюбие, самоотверженность)

Слайд 8

Получается, что человек о себе вообще не должен думать? Всё отдавать другим? А как же самому жить? Как вы думаете? (ответы детей )

- Обратимся к притче “Зеркало” Слайды 9-15 (или электронное приложение), может быть она нам поможет разобраться (дети читают притчу и обращают внимание на то, что бедный человек не жаден, а тот, кто богат наоборот жадничает, не делится с нуждающимися)

Все ли богатые люди эгоисты?

Ребята, так как же поступать? Если мы что-то себе оставляем, значит, мы не альтруисты? Тогда кто?

Работа с учебником

Обратимся за помощью к учебнику (с. 31)

Что нового вы узнали об эгоизме? (Эгоизм бывает крайний и разумный. Крайний эгоизм направлен на удовлетворение собственных интересов в ущерб других людей. Разумный эгоизм - способность человека, преследовать свои интересы, содействовать общему благу )

5. Первичное закрепление

Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм по отношению друг другу? (Альтруизм противостоит эгоизму )

Работа с иллюстрацией учебника (с.30)

Рассмотрите рисунок, обсудите в паре, что происходит

На рисунке человек отдает все, что купил, людям. Оцените его поступок.

А в итоге он остался без всего и уже не может помочь бедному человеку!

Кому человек раздавал свои покупки, бедным людям? (нет, они хорошо одеты ) Зачем тогда он с ними делился?

Альтруистом быть хорошо? (да, но надо помогать в первую очередь нуждающимся людям... )

6. Самостоятельная работа

Работа с электронным приложением (контроль)

7. Включение в систему знаний

Поразмышляйте: чем альтруизм лучше эгоизма? Проанализируй литературных героев, с точки зрения альтруизма и эгоизма:

(не всем героям можно дать однозначную оценку, важно как ребенок аргументирует свою точку зрения ) Слайд 16

  • Золушка
  • Колобок
  • Кот Леопольд
  • Человек – Паук
  • Баба – Яга
  • Илья Муромец
  • Карлсон
  • Айболит

С какими трудностями столкнулись, выполняя задание? Почему?

Предлагаю вам дома найти литературных героев - альтруистов и эгоистов

Попробуйте поразмышлять над заданием 2 (или 3) на с.31 учебника

8. Рефлексия

С какими понятиями работали на уроке? Какие цели поставили перед собой, смогли ли их достичь?

Что вас особенно заинтересовало? О чем вы хотите рассказать родителям?

Чтобы выйти из заколдованного круга (хором: любите друг друга)

Чтобы не быть в обиде, когда придётся туго. Во время труда и в час досуга (любите друг друга)

Зимой за окном свирепствует вьюга, а вы всё равно (любите друг друга)

Используемые ресурсы.

  1. Программа курса “ОРКСЭ”. А.Я. Данилюк. М.: Просвещение. 2010
  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса. Авторы: Морозова Е.А. и Дебердеева Т.Х. ВИПКРО, Владимир, 2010.
  4. Электронное приложение к учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: Просвещение, 2012.