Добрыня Никитич - храбрый богатырь в русских былинах. Добрыня Никитич - главный герой многих русских былин. Храбрый богатырь служил при войсках князя Владимира.

Он имел жену - самую красивую девушку на Руси Настю, которая была дочерью еще одного известного богатыря Микулы Селяновича. Добрыня Никитич часто исполнял поручения князя, за которые не осмеливались браться другие члены княжеского полка.

Князь Владимир ценил Добрыню Никитича за то, что он никогда не боялся сложностей и вместе со своими друзьями смело проходил те испытания, которые устрашали других. Согласно приданию, богатырь Добрыня Никитич погиб в бою под рекой Калкой, и был похоронен с большими почестями на кургане, который в наши дни имеет название Добрынин курган.

Былины о Добрыне Никите

В древней русской литературе насчитывается около 50 сюжетов, в которых фигурирует Добрыня Никитич. Этот богатырь упоминался также в былинах о других богатырях, в частности, об Илье Муромце и Алеше Поповиче.

О Добрыне Никитиче до наших дней сохранилось восемь русских былин:

  • 1. «Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича»
  • 2. «Добрыня и Змей»
  • 3. «Добрыня и Настя»
  • 4. «Добрыня и Маринка»
  • 5. «Добрыня и Василий Каземирович»
  • 6. «Добрыня и Алеша Попович»
  • 7. «Поединок Добрыни Никита с Дунаем Ивановичем»
  • 8. «Как Дунай Иванович и Добрыня Никитич искали невесту для князя Владимира».

Наиболее известная былина о Добрыне Никитиче - «Добрыня и Змей», в ней повествуется о мужественном сражении Добрыни со злым чудовищем змеем, который жил в Новгороде.

Характер и прототипы Добрыни Никитича

Образ Добрыни Никитича в русских былинах изображен очень ярко. Этот богатырь в отличие от других героев своего времени, обладает не только дюжинной физической силой, но и острым умом. Князь Владимир отправлял Никиту Добрыню не только воевать с врагами, но и решать дипломатические вопросы с соседними государствами.

Никита Добрыня был образован и учтив, что помогало ему без кровопролитий защитить интересы своего князя и всей державы. В основе былин о Добрыне Никитиче лежат исторические упоминания о родственнике князя Владимира, мужественном герое - воеводе.

В летописях упоминается о том, что воевода Добрыня смог укротить Новгородского змея, который мучил всех местных жителей. Также достоверно известно, что воевода Добрыня смог найти для князя Владимира красавицу- жену Рогнеду, что стало основой былины русского цикла «Как Дунай Иванович и Добрыня Никитич искали невесту для князя Владимира».

Сохранились также исторические факты, что возлюбленная Добрыни, Марина, славилась по русской земле как сильная чародейка. В былине Добрыня Никитич Марина, мы видим девушку - чародейку, которая знает все премудрости древней магии.

"Добрыня и змей" - одна из наиболее сказочных по своему составу былин (мотив борьбы героя со змеем). Тем не менее целый ряд исследователей, начиная с В.Ф. Миллера и А.В. Маркова, смогли узреть в основе ее вполне конкретный исторический факт. А именно участие Добрыни, дяди Владимира в крещении Руси и искоренении язычества. По мнению этогонаправления Змей в былине - символ побежденного язычества. Река Пучай - отражает название киевской речки Почайны, в которой крестились киевляне. Купание Добрыни в Пучай-реке - символическое изображение самого крещения. Имя Добрыни выбрано не случайно. Согласно Иоакимовской летописи, Добрыня и Путята крестили Новгород и свергали там идолов, т.е. того самого Перуна-змиюку, который известен был впоследствие по Новгородским легендам.

В этих отождествлениях на мой взгляд много интересного, но еще больше натяжек. Во-первых, самой большой натяжкой является сама Иоакимовская летопись, достоверность которой неоднократно ставилась под сомнение. Во-вторых, имя реки Пучай, переводимое как киевская Почайна, и Киев как место действия былины, противоречат ее новгородской привязке. В-третьих Змей былины, имеет явные кочевнические черты (захват полона, определенная подвластная территория, где томятся пленники т.п.), что не позволяет адекватно связать его с речным чудовищем Новгорода Перуном-змиюкой. Змей сей обитает к тому же не в воде (Волхова), а в скалах и пещерах, то есть отнюдь не в "новгородской обстановке". Если змей - символ Новгородского язычества, то не объясняется мотив установления границ владений Змея и Руси, после победы Добрыни на реке. Одним словом данная трактовка врядли может нас вполне устроить.

Заменим ее другой...
Попробуем двигаться не от догадки к объяснению, а от реалий былинного пространства к установлению исторической географии сюжета. Что имеем.

1. В начале былины Добрыня собирается купаться в Пучай реке, мать Добрыни отговаривает его, указывая на опасность самой реки (бурный нрав). Явным образом в этом купании нет никакого намека на крещение . Ибо вода крещения благотворна. И лишь змей имеет целью не допустить к ней.

Матушка Добрынюшке говаривала,
Матушка Никитичу наказывала:
«Ах ты душенька Добрыня сын Никитинич!
Ты не езди-тко на гору Сорочинскую,
Не топчи-тко там ты малыих змеенышов,
Не выручай же по́лону там русского,
Не куплись-ка ты во матушке Пучай-реки;
Тая река свирипая,
Свирипая река, сама сердитая, —
Из-за первоя же струйки как огонь сечет,
Из-за другой же струйки искра сыплется,
Из-за третьеей же струйки дым столбом валит,
Дым столбом валит, да сам со пламенью».

2. Нет никакого намека и на Почайну. Свирепая река находится в земле Змея, у Сорочинской горы, т.е. вне Киева и Руси. Ее название лишь отражение ее свирепого нрава Пучай - от "пучиться".

3. Река однако не только свирепая, но и переменчивая. Зайдя в нее Добрыня, удивляется ее кротости, сравнивая с "лужицей дождевой", что не соотвествует описанию матери. Однако внезапно река начинается клубиться и бурлить.

4. Именно в этот момент бурления, когда Добрыня уже влез голым (или в исполдем) в воду, на него неожиданно нападает змей, который чисто по степному обычаю угрожает ему полоном .

Выходит тут змея было проклятая,
О двенадцати змея было о хоботах:
«Ах ты мо́лодой Добрыня сын Никитинич!
Захочу я нынь Добрынюшку цело́ сожру,
Захочу Добрыню в хобота возьму,
Захочу Добрынюшку в полон снесу ».

5. Интересна причина "купания" Добрыня - купался он, когда топтал змеенышей и выручал полон, то соврешая степные походы.

6. После боя на реке Добрыня заключает со змем (змеей) договор о заповеди великой, не ездить к горе Сорочинской и Пучай-реке. Но вскоре этот договор нарушается, что очень напоминает договоры руси с кочевниками, заключаемые часто временно и притворно. Впрочем географически интересен сам факт установления границы (руси и змеева царства).

7. Наконец - последний географический момент - место обитания змея. Это пещеры, именно в них змей прячет полон.
"И выходит тут змея было проклятое
Да из той было пещеры из змеиною".

Итак. Соберем все вместе. Добрыня поплыл на юг, в страны змея и змеенышей (символ кочевников). Сначала река Пучай (по некоторым былинам Днепр) была ровной лужицей, но вдруг начала бурлить и дымить и брызгать. В этот момент Добрыне (пришлось видимо) наступило время "искупаться". И только он залез в воду, появились враждебные обитатели данных мест, и пообещали либо изрубить, либо взять в полон.

Я думаю читатель уже понял о какой местности идет речь. Конечно о Днепровских порогах ...

Именно здесь у Днепровских порогов среди скал на островах указывали пещеры, где жили чудовищные змеи и полозы, хранились сокровища. Остров Перуна именовался лоцманами также Змеиной скалой. Там, по преданию была пещера, где жил трех-головый царь-змей. Такая ж змеиная пещера была на Хортице.
В силу краткости поста приведу лишь одно из местных преданий (о змеиной пещере на Перуновом острове).

«В тій печері колись-то жив змій-цар з трьома головами ; у нього була дочка красуня.
Змій беріг свою дочку, щоб вона не покохала якогось руського царевича,
та все-таки не вберіг: красуня відпливла з якимся лицарем по Дніпру аж у
Чорне море. З того часу змій зробився ще лютішим, ніж він був до того, і
щодня вилітав куди-небудь в округу за новою жертвою ».

Итак определившись с географией предания, укажем на смысл его. В основе быдины лежит предание о Змее, сторожившем русских путешественников и воинов на порогах. Змей и река Пучай (пороги, камни и скалы с бурлящей рекой) олицетворяли две опасности - опасность природы и опасность от нападения кочевников. Пороги были границей за которой бы чужая (печенежская, половецкая) змеиная земля. Постоянное противостояние русских людей с этими двумя стихиями было оформлено в форме легенды о борьбе витязей со Змеем. Результаты этой победы в сказке - похищение змеевой дочери (см. украинское предание выше) и проход к Черному морю отражали реальные успехи функционирования пути из Варяг в греки. Купание в реке - наиболее напряженный момент прохода через пороги. В момент его всегда следовало ожидать нападение кочевников.

Сама победа над змеем способом швыряния в него шапки земли греческой, наполненной землей, отражает представление о том способе, каким образовались пороги. Перун, до крещения бывший супротивником царя-змея, кидал в него камни (перуны) и целые холмы (шеломы земли, превратившиеся в былинах в греческие колпаки, иногда наполненные землей). Оставшись в реке эти камни и массы земли образовали острова и камни. Так по крайней мере (бросанием богатырями камней друг в друга, объясняют возникновение порогов украинские легенды).

Осталось объяснить как в былины попало имя Добрыни. Думаю сюжет этот проистекает из другой функции Добрыни - свата Владимира (в реальности сватал Рогнеду). Видимо в одной из версий сватовства Добрыня крал невесту у змея на порогах... Потом невеста превратилась в племянницу-полоняницу, а Добрыня "забыл", зачем надо ему было к порогам. Ну просто купаться любил...

  • Категория: Подготовка к ГИА

В Киеве жила честная вдова Амелфа Тимофеевна (Офимья (Ефимья) Алексан­дровна - в разных вариантах былины имя матери варьируется). И был у нее любимый сын Добрынюшка.

Как-то раз Добрыня просит у матушки благословения поехать за горы Соро- чинские, к Пучай-реке.

Матушка не дает Добрыне благословения. Добрыня упрямится. Тогда мать благословляет его, но просит не купаться в реке: «Пучай-река сердитая: из-за первой струйки огонь сечет, из-за другой струйки - искры сыплются, из-за третьей - дым столбом валит, валит дым да со пламенем».

Приезжает Добрыня на берег Пучай-реки и видит, что река спокойная, будто лужица дождевая. Забыл Добрыня матушкин наказ, стал он плавать во Пучай- реке.

Вдруг Пучай-река всколыхнулась, налетел крылатый Змей. Закричал зыч­ным голосом: «Захочу - Добрыню огнем сожгу, захочу - Добрыню живьем сожру!» Доплыл Добрыня до берега, схватил он свою греческую шапку и метнул в Змея. Упал Змей на сырую землю и стал Добрыню просить: «Не губи меня, молодой Добрыня, сын Никитьевич! Впредь не буду я летать на святую Русь, не буду брать в полон русских людей, не буду сиротить малых детушек!»

Поверил Добрыня Змею, отпустил его. А Змей полетел на святую Русь, в стольный Киев-град. Гуляла в зеленом саду племянница князя Владимира, молодая Забава Путятишна. Налетел Змей на нее, подхватил и унес за горы Сорочинские.

Вернулся Добрыня в стольный Киев-град, к своей матушке. Встречает его матушка на высоком крыльце и рассказывает сыну: «У князя Владимира слу­чилось несчастье великое: гуляла Князева племянница в зеленом саду, налетел на нее лютый Змей и унес за горы Сорочинские».

Пошел Добрыня к князю Владимиру. Говорит ему Добрыня: «Я поеду за горы Сорочинские, вызову Змея на смертный бой, вызволю Забаву Путятишну!»

Оседлал он коня, поехал за горы Сорочинские. Змей выслал ему навстречу своих змеенышей. Обвились змееныши вокруг ног Добрынина коня. Стал конь попрыгивать, стал змеенышей потаптывать. Налетел тут на Добрыню Змей: «Ты зачем потоптал моих змеенышей?» Стали они биться на смерть. На третий день одолел Добрыня, срубил лютому Змею голову.

Пошел он к змеиной пещере, отпирал железные замки, выпускал всех, кого Змей в плену держал: седых стариков и малых детушек, красных девушек и мо­лодую Забаву Путятишну.

Приехали они в стольный Киев-град, и была в Киеве радость великая.

Время написания, историческая основа

Ученые-фольклористы считают, что содержание былин формировалось в те­чение X-XII веков, а установилось в XIII веке. Былина «Добрыня и Змей» относится к былинам киевского цикла, наряду с былинами об Илье Муромце. Кроме киевского цикла, существует также новгородский цикл былин.

Добрыня - второй по популярности после Ильи Муромца герой русских бы­лин. Ученые-фольклористы предполагают, что у этого былинного богатыря есть исторический прототип - дядя князя Владимира, родной брат его матери Ма- луши, воевода Добрыня.

У этой былины, как и у других произведений этого жанра, есть и историче­ская, и мифологическая основа. К историческим чертам былины можно отнес­ти упоминание стольного Киева, князя Владимира, Пучай-реки (предполага­ется, что это река Почайна, в которой происходило крещение киевлян, на том месте, где она протекала, сейчас пролегает главная улица Киева - Крещатик). О. Миллер считал, что «в былине о Добрыне-змееборце отразилась в эпических чертах энергическая и памятная некогда на Руси деятельность исторического дяди Владимира, Добрыни, по распространению христианства, сопровождав­шаяся варварским свержением идолов и массовым насильственным и кровавым крещением язычников».

Мифологические черты былины прочитываются в мотиве змееборчества, ха­рактерном для мирового эпоса. В чертах Добрыни можно увидеть черты святого Георгия, древнего Перуна, сказочных героев.

В былине повествуется о противоборстве русского богатыря Добрыни Ни­китича и Змея. Добрыня побеждает своего противника первый раз с помощью «колпака с греческой землей» (метафора христианства), а затем уничтожает его с помощью меча и освобождает плененных Змеем невольников. Тем самым он оказывает услугу князю Киевскому Владимиру, освобождая из плена его пле­мянницу Забаву Путятишну. В былине подчеркиваются отвага, сила и верность героя - богатыря Добрыни Никитича.

Главная мысль (идея)

Былина - это героическое сказание русского народа. В метафорической форме в ней говорится о силе и мощи народа, олицетворенной в образе героя-богатыря Добрыни. Его противник - Змей - олицетворяет собой врагов русского народа, совершающих набеги на Русь и уводящих в плен (в горы Сорочинские) русских людей. В былине рассказывается о победе русских богатырей над врагами.

Если взглянуть на это произведение с точки зрения отражения в нем более глубоких мифологических пластов, можно трактовать эту былину как произве­дение, повествующее о крещении Руси, о победе христианства над язычеством. В образе Змея метафорически изображено язычество, которое Добрыня побе­ждает «колпаком с греческой землей» - атрибутом христианства.

Былина - жанр устного народного творчества, которому присущи особен­ные черты: эпичность, повторяющиеся сюжетные линии, некоторые сказочные приемы, употребление устойчивых эпитетов, особенной лексики, исполнение в сопровождении гуслей и др. Все это присуще и былине «Добрыня и Змей».

Она написана тоническим стихом, в котором может быть разное количество слогов, но приблизительно одинаковое количество ударений. Не обязательно, чтобы во всех стихах одной былины сохранялось равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, попадает на третий слог от начала, а последнее - на третий слог от конца:

Богатырско его сердце распотелося, Распотелось сердце, нажаделося...

Для поддержания ритма нередко повторяются предлоги, частицы (напри­мер, «-ка»), местоимения, союзы, (например, союз «да»):

Ты не езди-ка далече во чисто поле, На тую гору да сорочинскую. Не топчи-ка младыих змеенышей, Ты не выручай-ка полонов да русскиих, Не купайся, Добрыня, во Пучай-реке... А берет в руку узду он да тесьмяную, А берет он дедушкова да ведь добра коня...

В былине много поэтических оборотов, например повторов, в том числе анафор:

Ты теперича, Добрыня, во моих руках! Захочу - тебя, Добрыня, теперь потоплю, Захочу - тебя, Добрыня, теперь съем-сожру, Захочу - тебя, Добрыня, в хобота возьму, В хобота возьму, Добрыня, во нору снесу!... ...Он поил Бурка питьем медвяныим, Он кормил пшеной да белояровой. Он седлал Бурка в седелышко черкасское, Он потнички да клал на потнички, Он на потнички да кладет войлочки...

Часто в былине для красоты слога употребляются уменьшительно-ласкатель­ные суффиксы, даже если это описание военных приготовлений героя к схватке:

Клал на войлочки черкасское седелышко.... ...Он вставал по утрушку ранешенько, Умывается да он белешенько, Снаряжается он хорошохонько...

Былина изобилует постоянными эпитетами: младые змееныши, змея про­клятая, богатырско сердце, улица широкая, сад зеленый, платье цветное, бу­латный нож, груди белые. Последний эпитет употреблен по отношению к «Змее проклятой», и это придает описанию смертельной схватки между Добрыней и Змеем какую-то особую поэтическую красоту:

Он шибнет во Змею да во проклятую - Он отшиб Змеи двенадцать да всех хоботов. Тут упала-то Змея да во ковыль-траву. Добрынюшка на ножку он был поверток, Он скочил на змеиные да груди белые. На кресте-то у Добрыни был булатный нож Он ведь хочет распластать ее груди белые...

Добрыня Никитич - один из наиболее известных русских героев. Соратник Ильи Муромца и Алёши Поповича, их верный товарищ и боевой друг. В былинах описаны их совместные подвиги, а также удивительные качества самого героя. Помимо того, что Добрыня обладал недюжинной силой, также он славился смекалкой, тактикой, блестящим умом. Его дипломатические способности прекрасно дополняли отменную физическую силу, ловкость, богатырское телосложение.

В сохранившихся былинах говорится о том, что Добрыня служил при дворе князя Владимира, был его верным подданным, выполнял самые опасные и сложные поручения. Жена богатыря - дочь известного героя, Микулы Селяниновича. Звали её Настасья.

Образ богатыря - былинного героя

(В. Васнецов " Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем " 1918г )

Основой для создания былинного образа является реальный человек - воевода Добрыня. Он - родной дядя князя Владимира, брат его матери. Былинное отчество “Никитич” - в честь рязанского полководца Никиты. Такой сборный образ имел сходство и с реальными персонажами, а также дополнен наиболее положительными качествами, что свидетельствует о народной любви к герою.

Если брать во внимание те сюжеты, в которых даже вскользь упоминается персонаж - их больше 50-ти. Былин, где описывается образ и подвиги Добрыни Никитича, как центральной фигуры - 8. В них описываются его поединки с Ильей Муромцем, Дунаем Ивановичем, борьба со змеем. Былины о Добрыне Никитиче также рассказывают нам о Алеше Поповиче, Василии Казимировиче, Насте, поисках невесты для князя.

Подвиги и героизм русского богатыря

(Иллюстрация - Добрыня Никитич побеждает Змея Горыныча )

Исторические события отражаются в былинах вместе с художественным обрамлением, легкие для восприятия. Реальная история о поисках жены для князя - Рогнеды, легла в основу соответствующей былины. Сюжет о борьбе со змеем в округе Новгорода также упоминается в летописи. Благодаря этим подвигам, Добрыню долгое время называли “Змееборцем”, “сватом”. В былине “ Добрыня Никитич и Марина” описывается его борьба со знаменитой чародейкой, магия которой была известна по всей Руси. Его борьба с различными культами и язычеством проявляется также в той былине, где богатыря крестит целое селение новгородцев.

Добрыня Никитич имел тонкий ум, что помогало ему вести военные действия особо умело, не прибегая к большому количеству жертв - он всегда умел подобрать нужные слова, вел переговоры. Навыки и знания реального воеводы отображаются и в характере героя былин. В частности, упоминается, что Добрыня знал 12 разных языков, а также разговаривал “по птичьи”.

Подвиги, которые пугали остальных, для Добрыни Никитича и его товарищей оказывались несложными, не могли их устрашить. Вместе они были непобедимы, их воинские качества дополняли друг друга. Как истинный воин, чье бесстрашие является примером для поколений, погиб Добрыня в честном бою. Кончина настигла его около реки Калки, неподалеку которой его и похоронили. Курган, названный в честь Добрыни, был насыпан на его могиле с почестями.

Для русского народа, Добрыня Никитич - образец мужества и храбрости. Его подвиги - пример любви к своей земле и соотечественникам.

Министерство образования Украины

Таврический Национальный Университет имени

В.И. Вернадского


Кафедра русского языка

Художественные особенности героической былины "Добрыня и Змей"

Контрольная работа по русскому фольклору

студентки 1 курса заочного отделения

Сырых Юлии Александровны

Симферополь, 2002 год.


В начале 19-го века русские собиратели фольклора обратили внимание на жанр, непохожий на другие. В нем были активно действующие герои: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Дюк Степанович, Гордей Блудович, Иван Годинович, Садко. Былины были собраны преимущественно на севере и в центре России. На Украине подобный жанр назывался думой.

Собрав и записав тексты нового жанра, ученые П.В. Киреевский, П.Н. Рыбников, А.Ф. Гильфердинг изучили их с точки зрения происхождения, тематического состава, художественного содержания. Так в фольклористику вначале вошли тексты, а потом и понятие "былины" (в народе - "старины", т.е. песни о старине). Само слово "былина" введено в науку Н.П. Сахаровым в первой половине 19-го века. Он взял его из "Слова о полку Игореве".

Былины - особый вид древних народных эпических песен. Особенность эта заключается в том, что былина, как правило, повествует об исторических событиях, о том, что имело место в жизни. Однако часто былины включают в себя элементы фантастической сказки.

На данный момент имеется своеобразное описание этого жанра с точки зрения его временно-пространственного происхождения, тематических особенностей и прочего.

Время и место происхождения былин определялось по историческим событиям, в них изображенным, и поэтическим особенностям. Поэтому одни былины датировались 13-15 вв. - периодом перехода от Киевского государства к Московскому. Другие относятся ко времени зарождения Киевского государства, то есть, к 9-му веку; а содержащие элементы мифологического мировоззрения (превращение, например, Волхва Всеславьевича в рыбу, волка) считаются еще более древними. Этап завершения формирования былин - период создания Московской Руси 15-17 вв. Былин последующих веков просто нет.

1) Героические, в центре которых герой-воин

2) Социально-бытовые и новеллистические, изображающие бытовую сторону жизни государства (былины о Садко, Василии Буслаевиче, Микуле Селяниновиче)

В героических (иначе - богатырских) былинах, одну из которых нам предстоит рассмотреть, отразились те моменты жизни русского народа, когда ему приходилось бороться с иноземными захватчиками, темными силами и отстаивать свою свободу, бороться за свою честь, веру и независимость.

Народный героический эпос глубоко патриотичен по своему характеру. Именно поэтому один из его видов - былины - сохранился и дожил до наших дней. Стоит заметить, что хотя народ осознавал историческую роль к8888888888888888888нязей (например, весьма часто одним из героев является князь Владимир), подлинным героем былин богатырских являлась Русь и защитники русской земли - богатыри.

Буквально с раннего детства нам знакома известная тройка: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Мы узнаем их с первого взгляда на картину Васнецова "Богатыри". Во многих героических былинах они действуют вместе, однако в отдельно взятой нами былине "Добрыня и Змей" противостоит Змею один воин - Добрыня Никитич, прообразом которого многие русские ученые считают дядю великого киевского князя Владимира Святославича.

Каждый из богатырей русских былин имеет особые, присущие только ему черты. Добрыня Никитич - богатырь сильный и смелый. Но искусен он не только в бою: может и одним нырком реку переплыть, и в шашки-шахматы играть, обучен церковному пению, а особенно славится талантливой игрой на гуслях. В былине "Добрыня и Змей" мы видим его немного легкомысленным (не послушался он мудрого совета своей матушки), но в то же время, когда он видит перед собой реальную опасность, не пасует, а находит верный выход из положения.

Мы видим, как резко противопоставляются Добрыня и Змей. Во-первых, место, где каждый обитает. Добрыня живет в доме вместе с матерью, "честной вдовой". И в одиночестве, не считая маленьких змеенышей, которых постоянно топчет Добрыня, в норе глубокой обитает Змей. Во-вторых, жизненные установки обоих, их действия, поступки. Добрыня, когда гуляет на горе сорочинской, раз за разом освобождает "русских полонов" (пленников), Змей же неустанно приносит горе людям, пленяя их близких. В-третьих, это внешность обоих. Портрет Добрыни нам не дан (кстати, это одна из особенностей русского фольклора, дающая право слушателям песни самим догадываться и представлять себе внешность героя), но мы без труда представим себе могучего светловолосого мужчину в расцвете сил. А вот у Змея "двенадцать хоботов". Таким образом, добавляя биологически нерациональные лишние хоботы, народ, создатель былины, показал уродство Змея, отделил его от мира людского. И тогда борьба Добрыни со Змеем представляется нам не просто битвой, а войной мира людей с миром зла.

Тем не менее, ничто человеческое и Змею не чуждо. Иначе зачем бы он, рискуя собственной жизнью, хватал красну девицу "молоду Забаву дочь Потятичну", племянницу князя Владимира, и уносил к себе в нору? Ведь был же заключен с Добрыней договор, по которому Добрыня обязуется "не топтать больше младыих змеенышей, а не выручать полонов да русскиих", а Змей со своей стороны: «не летать да на святую Русь, не носить людей мне да русскиих, не копить мне полонов да русскиих".

Таким образом, перед нами не просто змей в привычном понимании этого слова, а некий нелюдь, умеющий летать, у которого 12 хоботов, приспособленных, судя по тексту для хватания: "В хобота возьму, Добрыня, в нору снесу". Этот Змей может вести открытый наземный бой, однако предпочитает нападать исподтишка и выбирает жертву значительно слабее себя, например, красну девицу.

Кстати, в былинах русского народа женщина не всегда слаба. Очень часто женщина несет в себе ту мудрость, которая так помогает богатырям одолеть врага. В нашей былине такая женщина - мать Добрыни. Еще в самом начале она уговаривала его не ходить на гору сорочинскую и не топтать змеенышей. Далее, по возвращении Добрыни с князева пира, проницательная женщина в ответ на рассказ сына ("А накинул службу да великую А то солнышко Владимир стольно-киевский") говорит: "Мудренее утро будет оно вечера". И, как всегда, оказывается права. И перед битвой, когда она дает Добрыне плеточку шелковую, она выступает в роли Великой Матери воина, которая знает, что бой может окончиться смертью Добрыни. А плеточка - не что иное, как материнский оберег, призванный помочь сыну.

Любовная тема, несмотря на присутствие красной девицы, в былине не раскрывается. Если сравнить английский "happy end" , то ту мы видим, что, освобождая Забаву, Добрыня не влюбляется в нее тут же, а просто доволен, что выполнил возложенную на него задачу: "А ты, молода Забава, дочь Потятична, - для тебя я эдак теперь странствовал - ты поедем-ко ко граду ко Киеву а й ко ласковому князю ко Владимиру". Для объяснения такой нетрадиционной, с точки зрения Голливуда, концовки существует несколько версий. Первая заключается в том, что богатыри русские по законам жанра не имели права связывать себя брачными узами, сродни украинским козакам (см. "Тарас Бульба"), боявшимся "обабиться" и позабыть о мужских радостях боя. А вторая - в классовых различиях. Добрыня - выходец из крестьян, а Забава - племянница самого Владимира, поэтому вполне вероятно, что ее выдадут замуж за боярина, князя.

Как нам известно, до крещения Руси народ поклонялся не одному Богу, а для каждого случая имел разных богов, и каждое божество отвечало за ту или иную часть людского бытия. С переходом всей Руси в христианство, идолы постепенно исчезли, хоть их смутные образы и можно еще разглядеть в "Слове о полку Игореве". И так же, как уходили языческие боги из русского фольклора, пришли "силы небесные". Это были святая троица и святые старцы (вспомним "Исцеление Ильи Муромца"). Мы видим, что по воле Божьей исцеляется Илья Муромец, становясь защитником русской земли, а раз его крестовый брат, Добрыня Никитич, оказался в сложной ситуации, то по логике вещей, в тяжелом, нескончаемом бою кто-то свыше должен ему помочь. Читаем:

Они дрались со Змеею тут трои сутки,

Но не мог Добрыня Змею перебить.

Хочет тут Добрыня от Змеи отстать -

Как с небес Добрыне ему глас гласит:

Молодой Добрыня сын Никитинец!

Дрался со Змеею ты трои сутки,

Подерись со Змеей еще три часа:

Ты побьешь Змею да ю, проклятую!

Вот оно! "Глас гласит" уже отчаявшемуся победить Добрыне, что нужно еще потерпеть, приложить еще сил, и все получится.

В данном изложении можно понять, что поддержка "гласа с небес" была лишь моральной, а победил Добрыня благодаря своей силе и выносливости. Но эту былину пели не только певцы из крестьянства, но и слепцы-нищие, исполнители религиозных песен. Они вносили в былину некоторые свои изменения: богатырь побивает чудовище колпаком земли греческой, то есть головным убором паломников в Византию; другая версия: Добрыня слышит в бою глас с неба и волею высших судеб одолевает Змею. Все же версия о личном мужестве Добрыни, которую мы и рассматриваем, кажется более правдоподобной и более близкой простому человеку, вселяя в него веру не только в богатырей русских, но и в свои силы.

Рассматриваемая нами былина по композиции мало чем отличается от других: она построена по тому же принципу, позволяющему рассказчику наиболее точно обрисовать ситуацию (в зачине), далее развить действие и, в конце концов, закончить свой рассказ так называемым "исходом", то есть итогом: "И повез молоду Забаву дочь Потятичну".

И все же былина оставалась бы лишь скучным репортажем с места событий, если бы ее не украшали различные сравнения, метафоры, эпитеты. Присутствуют обязательные постоянные эпитеты: "добрый конь" - друг богатыря, без которого в бою тяжело, "солнышко Владимир стольно-киевский, дающий "порученьица, службу немалую". В описаниях природы мы встречаем: "гора высокая", "нора глубокая", "река быстрая" и т.д. И появлялись такие эпитеты в текстах не от бедности языка, а вероятно, оттого, что они придавали особую плавность и напевность такому величественному жанру, как героическая былина.

Завершая анализ текста, хотелось бы выразить свое восхищение перед тем, насколько было развито искусство слова на Руси, как тонко с помощью единственного слова, образа народ умел передать все тончайшие оттенки изображаемого, и благодарность тем людям, которые сумели увидеть великое искусство в народном творчестве.


Список использованной литературы:

В.П. Аникин, Русский фольклор, М.,"Высшая школа", 1987г В.И. Чичеров, Героические былины, М., "Детгиз", 1962г

О.Ф. Миллер, Илья Муромец и богатырство Киевское, СПб., 1869


Гротеск. Поэтому мы с полным правом можем говорить о былинах-сказках, былинах-новеллах, былинах-балладах. И все это – эпос. Не раздробленный, не расчлененный на роды и виды поэзии, а разный. Былинные герои живут в многослойном эпическом мире, вместившем в себя и реальные события тысячелетней истории Руси, реальные исторические личности, и еще более древние верования и представления россов, ...

Варяго-русские поселенцы, эпос (разумеется, в изменившемся виде) сумел дожить до XX столетия. Эти выводы нельзя считать окончательными. Но уже на этом этапе былины раскрываются как независимый и ценнейший исторический источник, содержащий множество уникальных данных. Специфика этого источника практически исключает использование его для изучения конкретных фактов-событий истории русов, – никаких...

Алёша. Он насмехается над непорядочным поведением Тугарина, вызывает его на бой и уничтожает позор пресмыкательства русского князя перед захватчиками [см. подроб.: стр. 208-227]. Центральная фигура русского героического эпоса – Илья Муромец. В нём народ сочетал беззаветную любовь к Родине, высшие моральные качества и уважительно выделяющую богатыря зрелость. В былине об Идолище, скорее всего...

Эффектами, а наоборот, оно приятно успокаивает слушателя, чрезвычайно гармонируя со спокойным, мерным изложением события отдаленных времен» (Янчук). Историко-социологический анализ былин Результаты изучения бытования Б. в крестьянстве XIX-XX вв. (отсутствие профессионализма и традиционность передачи) и поэтики Б., донесенных до нас крестьянами-сказителями, сравнительная высота техники и...