ВИДЫ РАБОТ

1) Показ предметной картинки (цепь). Выделение первого звука ц. Уточнение артикуляции (глухой, взрывной, сложный ц - тс).

2) Показ предметной картинки (чайка). Выделение перво­го звука ч. Уточнение его артикуляции (глухой, взрывной, сложный ч - т"ш").

3) Сопоставление звуков ц и ч по артикуляции:

а) сходство: глухие, взрывные, сложные;

б) различие: место образования.

При звуке ц кончик языка в нижнем положении (у нижних зубов).

При звуке ч кончик в верхнем положении, у верхних аль­веол.

При звуке ц губы улыбаются.

При звуке ч губы вытянуты в трубочку.

При звуке ц выдыхаемая воздушная струя холодная.

При звуке ч выдыхаемая воздушная струя теплая.

Наблюдаем и сравниваем артикуляцию обоих звуков: ц-ч. (Узнать изолированно звук по беззвучному артикулированию.)

4) Связь звука с буквой:

А) сходство верхнего элемента ч с крылом чайки (буква ч. Запомнить:

верхний эле­мент - верхнее положение языка);

Б) сходство нижней петельки буквы ц со звеном це­пи (буква ц.

Запомнить: нижнее положение языка - нижний элемент буквы).

5) Чтение слогов.

ца - ча цы - чи чач цоц цоч

цо - чо це - че чац цач чоч

цу - чу цац чоц

6) Выборочно записать слоги под диктовку.

7) Дифференциация ц - ч в словах (устно). Поднять соот­ветствующую букву.

Цедить, чужой, полотенце, песочный, скачки, прицел, при­чёска, цыган, чашка, пришелец, акация, часовой, целый, почи­стил, цапля, цвёл, чтение, пальчик, прицеп, молодчина, овцы, лучистый, черёмуха, молодец, качели.

8) Вставить слог ча или чу (после повторения правила о правописании этих слогов).

Шка, -сы, мол-, хо-, вор-, полу-, калан-, нато-, -лан, встре-, саран-, добы-, сту-, ту-, -шечка, -жой.

9) Выписать в две колонки слова с сочетаниямича и ца .

Образец: ча ца

дача улица

Удача, озорница, часто, зарница, цапля, часики, пепельни­ца, печаль, овца, печать, кричать, причал, столица, весельчак, стучал, частокол.

10) Изменить слова по образцу, отмечая чередование ц-ч .

Образец: крыльцо-крылечко, заяц-зайчик.

11) Вставить пропущенные буквы в родственных словах.

Образец: столица-столичный.

спи-а - спи-ка

творе- - твор-еский

певе- - пев-еский



стреле- - стрель-атый

полководе- - полковод-еский

солн-е - солне-ный

столи-а - столи-ный

коне- - коне-ный

огуре- - огуре-ный

ов-ы - ове-ий

сите-, сит-ик, сит-евый

рубе-, руб-ик, заруб-евались

мельни-а, мельни-ный, измель-ить

12) Вставить пропущенные буквы ц и ч:

а) уда-а, зарни-а, -апля, -асто, лестни-а, озорни-а, озорни-ать, ску-ал, весель-ак, при-алить, -елился, горя-ий, мыльни-а.

б) гор-и-а, -аревна, -ареви-, вол-и-а, -асти-а, у-ительни-а, -епо-ка, -е-еви-а, -ернильни-а, -вето-ки, -вето-ни-а, -ерепи-а, -ервя-ок, отли-ни-а, у-ени-а, у-астни-а, ле-ебни-а, пад-ери-а, клю-и-а, -уло-ки, -елове-ек.

13) Выложить схему предложения, вставить буквы ц, ч.

Далеко разносится запах цветов черёмухи. Там царь Кащей над златом чахнет. Тишина царит в дремучем лесу. Чёрные тучи затянули солнце. Мы расчищали снег у крыльца.

Девочку разбудили лучи солнца. Волчица почуяла человека.

14) Предложения для анализа и записи.

Ткачи ткут ситец. На даче чудесные цветы. После четверга будет пятница. Птицы хлопочут целый день. На обочине до­роги зацвели одуванчики. Ручей мельче речки. Кукушка кла­дёт яйца в чужие гнезда. Отец чистит лопатой снег у крыльца. Нас разбудили лучи солнца. Целый день летучие мыши спят, а ночью летят за добычей. Первыми улетают на юг грачи, скворцы и ласточки. Синицы отыскивают личинки насекомых. Запестрели тысячи цветов. Дети кормили птенца червяками и бабочками. На сучьях деревьев птицы вьют гнёзда, кладут яички и выводят птенцов.

15) Диктанты.

1) Олечка и Зоя - сестрички. Девочки очень любят шить. Мама купила дочкам иголки, ножницы и цветные нитки. Це­лый вечер девочки вышивали цветы.



2) Почему перелётные птицы прилетают весной в различ­ное время: грач прилетает в марте, а ласточка-только в на­чале мая? Потому что грач будет сыт тем, что найдет на про­талине, а ласточка охотится за своей добычей в воздухе. При­лети ласточка в марте, когда нет ни мошек, ни комаров, она бы погибла с голоду.

3) Свое весеннее расписание есть у цветов и у деревьев. Ива цветёт в апреле, а ландыш - в конце мая. Никогда не за­цветёт яблоня раньше черёмухи, а черёмуха раньше берёзы.

Весной просто по цветущей ветке узнать, какой нынче месяц в году. Если цветёт орешник - это апрель. Если на берёзе се­рёжки - начало мая, а цветением сирени заканчивается весна.

4) Зачем человек держит овец? От овцы человеку большая польза. Из овечьей шерсти обычно изготовляют различную одежду. Кожа идёт на сапоги. Мясо идёт в пищу. Люди разводят овец. Летом их пасут на лугах с сочными травами. С наступлением холодов овец помещают в тёплые овчарни.

Дифференциация ч – ц

1. Повторение чистоговорок .

Ча-ча-ча – на столе горит свеча.

Чу-чу-чу – погасили мы свечу.

Чи-чи-чи – больше нет у нас свечи.

ч .

Ца-ца-ца – варит мама три яйца.

Цо-цо-цо – папа съест одно яйцо.

Цу-цу-цу – нам с братишкой по яйцу.

Какой звук встречается чаще всего? Запишите букву ц .

2. Конструирование букв из элементов

Из элементов: этих букв сконструировать на магнитной доске буквы: У, Ч, Ц, ч, ц.

Буквы Ч и У введены для выявления сформированности устойчивой дифференциации этих букв.

Нахождение сходства и различия букв ч и ц .

Опорные картинки:

3. Уточнение артикуляции звуков

Инструкция. Произнесите перед зеркалом звук [ч]. Дайте ему характеристику (глухой, взрывной, сложный). Уточните артикуляцию с помощью артикуляционного профиля.

[ч"] - [т"ш"]. Дать обозначение буквы «ч» с помощью кисти руки.

Инструкция. Произнесите звук [ц]. Дайте его характеристику (глухой, взрывной, сложный - [ц] = [тс]). Уточнение артикуляции с помощью зеркала и артикуляционного профиля. Дать обозначение буквы «ц» кистью руки.

Инструкция. Сопоставьте звуки, которые обозначаются буквами «ч» и «ц» по артикуляции. (Глухие, взрывные, сложные).

Инструкция. Сравните эти звуки и найдите их различия.

Местообразование, направление струи воздуха: Ч - , Ц - ; [ч] - струя теплая, [ц] - струя холодная,

[ч] - произносится мягко, а [ц] - всегда твердо. При произнесении [ч] кончик языка всегда в верхнем положении, губы -окошком, а при звуке [ц] кончик языка в нижнем положении, и губы - в улыбке.

Дифференциация ч – ц в слогах

1. Чтение слогов по слоговой таблице

Инструкция. Прочитайте по слоговой таблице сначала все слоги с буквой «ч», а затем - с «ц».

Прочитайте слоги парами: ча-ца, ача-аца, ицы-ичи и т. д.

Придумайте слова со слогами: ча, чо, цо, чи, цы, че, це.

Прочитайте все слоги, содержащие «ч» и «ц»: чац, чоц, цоч и т.д.

Какие правила вы изучали на правописании ча, чу?

2. Работа по слоговой таблице.

Инструкция. Громко и четко читайте слоги:

по строкам: чач, цоч, чоц,... по столбикам: чеч, чоч, чич,...

только с твердым «дежурным» звуком, только с мягким, только те, которые я укажу. (Хором, индивидуально, тихо, громко).

3. Послушайте слоги, запишите букву ч или ц

Ча, ца, чи, чу, цо, цы, оц, оч, ич, ец, це, цу, уц, уч, ёч, ёц.

Дифференциация ч – ц в словах

1. Выделение букв из слов

Инструкция. Прослушайте слова и зашифруйте их с помощью букв «ч» и «ц»: полотенце, цыган, чуточку, часовой, песочек, причесать, целый, качели, цепочка, четверка.

Фронтальная проверка ц, ц, чч, ч, ч, ч, ц, ч, цч, чч.

2. Работа с предметными картинками

Инструкция. Под каждой картинкой на карточке записать с помощью фломастера буквы «ч» и «ц» и цифрой указать их местонахождение. Пример: «девочка» - ч-5.

Самопроверка. Учащиеся сверяют записи с образцом.

Инструкция. Логопед раздает учащимся по одной картинке.

Догадайтесь, у кого та картинка, в названии которой:

а) «дежурный звук» - мягкий и находится на 2-м месте (очки,

б) при произнесении этого звука кончик языка находится в нижнем положении и на 6-м месте в слове (огурец);

в) мягкий «дежурный звук» находится в ударном слоге (чдйка, кадёли,дайник);

г) твердый «дежурный звук» находится в безударном слоге (яйца, кольца).

Набор картинок, в названии которых ч или ц находится в различных позициях: мяч, грач, чайник, кирпич, печка, почтальон, качели, улица, яйцо, кольцо, лицо, птицы; овцы, палец, скворец.

3. Вставить пропущенные буквы

Инструкция. С помощью фломастера заполни пропуски буквами «ч» или «ц»:

води...а - води...ка,

ли...о -ли...ико,

зая... - зай...ик,

зубе... -зуб...ик,\

огуре... - огур...ик.

Какие буквы вставили в первый столбик? Во второй?

Как при этом изменился лексический смысл слова?

Какие суффиксы изменили смысловую окраску слова?

Учащиеся, получив карточки-перфокарты с недописанными словами, дают инструкцию самостоятельно.

Встре..., ули..., да..., зада..., умни..., столи..., лиси..., калан..., грани..., све…, больни..., кори....

4. Составление слов из слогов

Инструкция. Перед каждым учащимся лежит конверт, в котором находятся слоги и слова, содержащие буквы «ч» и «ц».

Выньте из конвертов содержимое. Подумайте, что надо делать?

Правильно, необходимо составить слова, записать их в тетради, а потом вертикальными чертами поделить на слоги.

а) чаб| - ре - ц е) ца| - ре| - ви - ч

б) ча с| - ти| - ца ж) ц - ве| - то| - че -к

в) ч - те| - цы з) че| - ре| - пи| - ца

г) че| - пе - ц и) ци - р| - ка - ч

д) це| - по -ч| - ка

Подчеркните, твердую «дежурную» букву «ц» одной чертой, а мягкую «ч» двумя.

5. Профессии

Инструкция. Какой одинаковый звук присутствует в словах «отличник», «летчик», «ученик», «учитель»?

Измените слова так, чтобы появился звук [ц] (отличница, летчица, ученица, учительница).

Чем же отличаются эти слова по смыслу? Какая часть слова изменилась?

Запишите любую пару слов и разберите их по составу например, (летчик - летчица).

6. Образование притяжательных прилагательных

Инструкция. Измени слова так, чтобы в них появился разделительный ь :

Овца - овечья, птица - птичья, заяц - заячья…

7. Работа по карточке

Дифференциация ч – ц в предложениях и текстах

1. Составление словосочетаний

Инструкция. Прочитайте слова и ответьте на вопросы.

Кто? Что? Какой? Какая? (Чей? Чья?)

Овца Овечий, овечья

заяц заячий, заячья

курица …

леденец …

Со словами из второго столбика составь словосочетания. Запиши их в тетрадь. Подчеркни букву ч двумя чертами, а ц – одной.

Например: овечья шерсть, заячий след.

2. Составление предложений

Инструкция. Составьте предложения со словосочетаниями «лучистое солнце», «проточная водица», «узорчатое полотенце». Запишите предложения на доске, втетрадях. Комментированное письмо. Взаимопроверка.

Инструкция. Прочитайте скороговорку: «На кочке квочка, под кочкой цветочек», запомните и запишите по памяти.

3. Графический диктант

Послушайте предложение. Скажите, сколько в нём слов. Начертите графическую схему предложения – столько чёрточек, сколько слов в предложении. Первую чёрточку рисуем с уголком. Это значит, что первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения поставим точку. Назовите первое (второе, третье и т.д.) слово. Есть ли в этом слове буква ч иди ц ? Надпишите над соответствующей чёрточкой букву.

Целый день кричат грачи.

Скворец поймал червяка.

Летом очень печёт солнце.

У ручья цвела черёмуха.

Ученики ходили в цирк.

На чехле коричневые пуговицы.

Волчица с волчатами погнались за зайцем.

Сестрица Алёнушка печалится о братце Иванушке.

Чужой чёрный цыплёнок спрятался под крыльцо.

Возле качелей мальчики посадили деревца.

4. Слуховые диктанты

В зоопарке

Ученики и ученицы часто ходят в зоопарк. Там много зверей. Они видели льва, львицу, зайца, зайчиху, волчицу с волчатами. Там много птиц. Целый щебечут чижи и скворцы. В зоопарке живут цапли, грачи и ласточки.

Зиме конец. Бегут ручьи. Прилетели грачи. Они хлопочут у своих гнёзд. Скоро грачи выведут птенцов. Птицы – наши друзья. Берегите птиц! Они уничтожают червяков и гусениц.

Двадцать один день сидела курица на яйцах. Наконец из яиц стали появляться цыплята. Их было двенадцать. Четыре цыплёнка чёрненьких, а восемь цыплят пёстрых. Курица повела цыплят на улицу. Там она их учила искать червяков.

5. Работа по карточкам

Плакат к занятию

  1. Вырабатывать умение у учащихся различать звуки [ц] и [ч] в слогах, словах, предложениях, опираясь на оральные ощущения, подключая мелкую моторику кисти руки, зрительные ассоциации;
  2. Развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа, слогового анализа и синтеза; развивать высшие психические процессы, способствовать оптимизации познавательных процессов учащихся-логопатов, расширять и активизировать словарный запас на материале темы « Птицы весной»;
  3. Формировать навыки общения в процессе учебной работы;
  4. Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к её объектам; Способствовать оздоровлению детей в процессе занятия через использование элементов психогимнастики, релаксации, упражнений для развития мелкой и общей моторик.

Оборудование:

    Плакат с изображением букв-символов ч и ц, индивидуальные зеркала,

    предметные картинки по теме: «Птицы» (скворец, грач, синица, ласточка, цапля, чайка, курица, страус, павлин); модели звуковых схем слов, плакат-карта Звукограда, картина «Ранняя весна», слоговое лото.

Ход заняти

I Оргмомент. Психогимнастика.

Звучит музыка.

Логопед:

Весна идёт сторонкой,
Да где ж она сама?
Чу, слышен голос звонкий…
Не это ли весна?

  • По каким приметам мы узнаём весну?
  • Что происходит весной с птицами?

Ученики:

Прилетают птицы с юга. У птиц появляются птенцы.

Логопед: Дети, отгадайте загадку:

«Явился в жёлтой шубке,
прощайте, две скорлупки»

Логопед: Кто это?

Ученики: (Цыплёнок)

Логопед: Изобразите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул голову, потом правое крыло, затем левое крыло.

Логопед: Как надо вести себя, чтобы не напугать его?

Ученики и логопед:

Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц! (приложив палец к губам)

Логопед:

В путь пора нам собираться,
С весенним ветром пообщаться.

Изобразите, как качаются на весеннем ветерке деревья

Ученики и Логопед:

Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч! (руки кверху, медленные движения влево, вправо)

Логопед:

Какие весенние звуки мы произносили?

Ученики: [ц], [ч] .

Логопед: Сегодня будем учиться различать звуки [ч] - [ц] и буквы Ц,Ч.

Наш путь лежит в «Весенний Звукоград».

II Основная часть занятия

1. Работа с зеркалами.

Логопед: А теперь звук [Ч] пусть расскажет о себе.

Давайте его послушаем.

(Дети несколько раз произносят звук)

Что это за звук?

Ученики: согласный, глухой, всегда мягкий; преграда: язык, нёбо

Логопед: А, что вы можете сказать о звуке [Ц] ?

Ученики: согласный, глухой, всегда твёрдый; преграда: язык, зубы

Логопед: Давайте сравним звуки [Ц] и [Ч] ?

Ученики: У них разная преграда.

(На доске появляется карта Звукограда с замками: Синим, Зелёным и Красным).

Логопед: В каком замке «Звукограда» живёт [Ц], а [Ч]?

Ученики: [Ц] живёт в Синем замке, этот согласный всегда твёрдый.

А [Ч] живёт в Зелёном замке, этот согласный всегда мягкий.

2. Соотнесение звуков с буквами.

(Логопед во время беседы обращает внимание детей на демонстрационный плакат с буквами – символами: буквой Ц – цаплей, буквой Ч - чайкой).

Звуку [Ц] на письме соответствует буква Ц. Особый элемент буквы, находящийся справа снизу, напоминает ногу цапли.

Звуку [Ч] на письме соответствует буква Ч.

Элемент буквы слева сверху похож на крыло чайки.

Логопед:А теперь откройте тетради. Запишите число, а на следующей строке тему занятия:[ ц ] –[ч ].

3. Работа по слоговой таблице.

(на доске слоговая таблица)

а) Вызванный ученик читает слоги, учащиеся на местах называют звуки, которые слышат.

ца - ча

ач - ац

цу - чу

уч - уц

цо - чо

цы - чи

чач - цац

ич – иц

4. Физкультминутка.

На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке
Жу- жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу,
Тихо на ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.
Сел на деревце скворец,
Вот и песенке конец…

5. Работа со словами.

«На весенней лужайке».

Логопед: На весенней лужайке собрались птицы. Назовите их.

Ученики: скворец, грач, цапля, ласточка, синица, чайка, курица, страус, павлин.

Логопед: В названиях каких птиц есть звуки [ ч ],[ ц ]? Называя птиц, укажите наличие и место звуков [ ч ],[ ц ].

Ученики: скворец - [ц] в конце слова, грач - [ч] в конце слова, цапля - [ц] в начале слова, синица - [ц] в середине слова, чайка - [ч] в начале слова, курица - [ц] в середине слова.

Логопед: Какие птицы на поляне лишние?

Ученики: павлин, страус

Логопед: Почему?

Ученики: Потому что в них нет дежурных звуков [ч] и [ц].

Логопед: Весной у птиц появляются птенцы. Как называются «птичьи дома», где птицы откладывают яйца, а затем выводят птенцов?

Ученики: гнезда, скворечники.

Логопед: Помогите птицам найти их гнезда. Подумайте и подпишите гнезда «птичьими именами»(скворец…и т. д.).

Совместная работа:

Ученики, сидящие за одной партой, получают «гнездо»- под каждым гнездом звуковая схема слов – названий птиц со звуками [ч] и [ц]).

Задание повторяется дважды.

Логопед: Молодцы! Вы помогли птицам.

А теперь запишите слова в тетрадь. Подчеркните в словах букву Ч зеленым карандашом, а букву Ц – синим.

Логопед: Постройте слоговую схему для слов: чайка, цапля .

6. Пальчиковая гимнастика.

«Перелётные птицы»

Логопед: А теперь пусть ваши пальчики отдохнут, выполним пальчиковую гимнастику:

Тили – тели, тили – тели,
С юга птицы прилетели!

(Дети скрещивают большие пальцы, машут ладошками).

Прилетел к нам скворец,
Ласточка, грач, чибис и соловей.
Торопились: кто скорей?

(Поочередно сгибаются пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев.)

Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют».)

7. Работа с предложениями.

Логопед: Ласточка с юга прилетела, принесла нам письмо от птиц.

Вставьте в слова буквы, которые стёрлись. Прочтите предложения из письма ласточки.

Логопед: ученики первого ряда вставят пропущенные буквы в предложения на доске и прочтут их.

Ученики второго ряда будут работать на месте и сверяться с доской.

(ученики II ряда получают листки с предложениями, буквы вписывают в слова синим и зелёным цветом соответственно: ц, ч )

Весной гра. и вьют гнёзда. Там они выводят птен . ов.

Не разоряйте пти . ьи гнёзда.

Логопед: Как нужно относиться к птицам, о чём просит нас ласточка.

Ученики: Их нужно беречь. Не надо разорять гнёзда…

Логопед: С такой просьбой обратилась к нам ласточка. А мы с вами с каким предложением обратимся ко всем детям?

Ученики: Надо беречь птиц!

Логопед: Давайте запишем эту просьбу в тетради: Берегите птиц!

(В это время на доске появляется плакат: Берегите птиц!)

III Итог занятия

Логическая игра «Зёрнышки»

Логопед: Птицы проголодались.

Подумайте и скажите, что мы сможем им предложить?

Ученики:

Лягушек, мошек, червяков, гусениц, пшеницу, семечки…

Логопед:

Посмотрите, кто-то рассыпал необычные зёрнышки; на них написаны слоги:

Логопед:

Сложите из зёрнышек слова, в которых два слога.

Логопед: Молодцы!

А что вам понравилось сегодня на уроке больше всего?

Ученики: …(предполагаемые ответы учеников)

Логопед: А что бы вы хотели ещё узнать о птицах?

Ученики:

Логопед: Впереди у вас весна и лето, вы многое можете узнать о птицах и их жизни.

Задание 1. Прослушайте слова. Определите наличие звука ч или ц словах. Запишите их.

а) в начале слова:

Цапля, цепь, чувство, челка, цвет, чулки, цукаты, чурка, царапать, чистый, чтение, цветок, чтит;

Слова для объяснения: чтит, цукаты.

б) в середине слова.

Пчелка, огурцы,печка, сверчок, разноцветный, стручок, пальцы, молодцы, строчка, курочка, борцы, платочек, отцве­тает, цикады;

Слово для объяснения: цикады.

а) в конце слова.

Огурец, плач, палец, грач, кузнец, силач, врач, богач, мат­рац, калач, мяч, молодец, ситец, колодец, скворец, птенец.

Задание 2. Прослушайте слова. Выпишите слоги с буквами ч, ц вспом­ните, как пишутся ча, чу:

Чудо, цены, ценит, часы, цукат, читай, цени, цари, чайка, цветок, чтение, цапля, чистый, челнок, очки;

б) из конца слова.

Грачи, огурцы, строчу, молчу, свеча, стручок, мельницы, кружевница, круча, телятница, туча, ударница, баловница;

в) из середины слова.

Кричали, оценивали, встречали, отсвечивали, отсрочка, оце­пили, ворчливый, остроконечная, отцветает, зацветает, отече­ство.

Задание 3. Рассмотрите картинки. Скажите, что на них изображено. Запишите названия картинок. Подчеркните буквы ч, ц карандашами раз­ного цвета.



Заданно 5. Закончите слова, дописав слог чи или цы. Слове третьего столбика разделите на слоги.

Огур... паль... красави... кала... вра... москви... умель... уда... стрель... ту... щип... рукодельни... гра... от... сквор...

Задание 6. Измените слово так, чтобы появился звук ч. Запишите пары этих слов.

Образец: улица - уличный, овца - овечка.

рукавица-... луковица-... страница-... кольцо-... крыльцо-... птица-... огурец-... лицо-... синица-... пуговица-... водица-... теплица-... цветок - ... улица - ... щипцы - ... .

Задание 7. Измените слова по образцу.

Образец: лиса - ли-сич-ка, ли-си-ца.

сестра - ... - ... коса -... - ... вода-...-... . куры-...-... земля-...-... лук-...-... лик-...-... лиса-...-...

Задание 8. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков ч, ц в словах. Составьте схемы этих слов. Надпишите буквыч, ц над нужным слогом, под схемой запишите соответствующее слово. Раздели­те слова на слоги.



Цепочка, горчица, волчица, учительница, цветочница, уче­ница, учетчица, молочница, чулочки, чудесница, цыпляточ-ки, чесночница, чертежница, .летчица, пулеметчица.

Задание 9. Спишите слова, вста.аляя пропущенную букву ч илиц:

Ерта, ...епь, ...веты, ...ерешня, ...истый, сите..., сила..., молоде..., мя..., то..ка, ли...о, коне..., вра..., ка...ка, яй...о, бор...ы, тка...иха, ножни...ы, ветре...ный, но...ная, мечта­тель, по...тальон, гор...и...а, гор...и...ный, доще...ка, пере...ни...а, ...ирка..., ...ти...а, ...емодн...ик, за...епо...ка, ...е...еви...ная, пе...енр..„ный, ...ыплято...ки, вол…и...а, бу­фет...и...а, ...епо...ка,...вето...ек.

Дифференциация ч - ц в предложениях

Тренировочные упражнения

Задание 1. Составьте с данными словосочетаниями предложения.

Проточная водица; узорчатое полотенце;

черная курица; четырнадцатое число;

крошечная царапина; отличная оценка.

Задание 2. Составьте словосочетания со словами первого и второго столбиков. С каждым составленным словосочетанием придумайте и за­пишите предложение.

а)Горячая,разноцветные, чудесная, чужие, цветочный, чут­кое;

б), бабочки яичница, сердечко, горшочек, цыплята, сказочка.

Задание 3. Составьте словосочетания, используя слова первой и вто­рой строчек. Придумайте с этими словосочетаниями предложения. Запишите их:

а) Кузнечики, черешни, солнце, котеночек, пулеметчица, колокольчики;

б) печет, строчит, стрекочут, цветут, царапается, красуются.

Задание 4 . Закончите предложения, вставив подходящие по смыслу слова с буквой ч или ц. Подчеркните буквыч, ц разными карандашами.

Снесла курочка.... Летом целый день печет.... лисица охо­тилась на.... Куница утащила... .Среди колокольчиков стре­кочут... .... Аленушка печалится о... Иванушке. Вчера было тринадцатое число, а завтра будет..., а послезавтра будет...число. Из маленького цыпленка вырастет большая....



Задание 5. Составьте предложения из данных слов. Запишитеих Под­черкните буквы ч,ц

Волчица, играть, волчата, с; кусты, из, выскочили, зайцы; цап­ля, переходить, кочки, с, кочку, на; пчелы, полететь, гречишное, на, поле; пчелы, садиться, цветы, акация, на; ласточки, у, были, Птенцы, четыре; гнездо, ласточка, на, было, чердак.

Дифференциация ч - ц в связных текстах Тренировочные упражнения

Задание I. Спишите тексты, подчеркните буквы ч, ц разными каран­дашами.

На чердаке было гнездо ласточки. У ласточки было четыре птен­ца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь птен­цу. Митя был на улице. Он увидел птенца. Мальчик поднял птен­чика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

Пчелы.

Вечером посадили рой пчел в улей. Всю ночь пчелы шумели. Утром пчелы летали с цветка на цветок. Они собирали цветоч­ный мед. К улью пчелы вернулись с добычей.

Задание 2. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы ч или ц. Подчеркнитеих разными карандашами.

Пти...ьи гнезда.

Гра...и вьют гнезда на деревьях. Весной выводят птен...ов. Гра...и приносят птен...ам...ервей. ...ервя..ки - это добы...-ей. Не разоряйте пти...ьих гнезд! Пти...ы - наши друзья. Они уничтожают...ервяков и гусени... . Берегите пти.,.1

Двад.. .ать один день сидела кури.. .а на яй.. .ах. Наконе... из яи... стали появляться...ыплята. Их было двенад...ать. ...етыре...ыпленка...ерненьих. Восемь...ыплят пестрых. Кури...а по­вела.. .ыплят на ули.. .у.Там она их у.. .ила искать.. .ервя.. .ков.

Весной первыми прилетают гра...и и сквор...ы. Гра...и соби­раются...елыми стаями и на...инают вить гнезда. Для сквор...ов готовы скворе.. .ники. Скоро гра.. .и и сквор.. .ы на.. .нут выво­дить птен...ов.

Поговорка-...вето...ек, послови...а-ягодка.

Не разбивши яй. ..а; не сделаешь яи.. .ни.. .у.

Задание 9. Зашифруйте слова.

Доброта, бледный, дряблый, блуждать, дудочка, добыча, бо­дает, будет, добавка, дубина, дождик, долбить, барабан, побе­да, дубрава, дублёр.

Задание 10. Зашифруйте самостоятельно десять слов с буквами б и д.

Задание 11. К данным словам добавьте приставку до. Напишите слова парами.

О б р а з е ц: брать - добрать,

Бежать, бывал, брёл, бросил, был, брил, дал, думал.

Задание 12, Спишите предложения, дописывая недостающие элемен­ты букв б и д.

Задание 13. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквыб ид:

Бравыйсолоат. Соооная оулочка.

Елые ле.еди; ры.ное.лю.о; .о.рая.а.ушка; по..ерёзовый гри.ок; се.ая.оро.а; .о.рый моло.ец;

Рига.ный коман.ир; заве.и.у.дильник.

Задание 14. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквыб и в.

Лю.а ела.улку. Лю.а.ыла на.аче. Вокруг.ома.линный за­бор. Все лю.и ра.овались по.е.е. У Лю.ы.рови.угой. По. окном растет.елая.ереза. Не за.у.ь, заве.и.у.ильник. Не.роеай.умагу на пол. Най.ешь.елую поганку, ищи.елые гри.ы.

Задание 15. Диктанты.

Зрительно-предупр едите л ь н ы и д и к т а н т I

Методические указания. Внимательно прочитайте предложение, об­ратите внимание на выделенные буквы.

Володя поймал бабочку. Бабочка билась в руках у Володи. Прибежала Лида. Она просила Володю отпустить бабочку.Володя отпустил бабочку. Бабочка села на дерево, а потом полетела дальше. Лидаи Володя долго любовались бабочкой.

Задание 16.

Письмо по памяти


Жили-были дед и баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Дифференциация букв п- т

Торопыжка.

Жила-была буква т. У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все называли ее Торопыжкой. Бегала-бегала буква т и сломала одну ножку. Прихромала она к Ца­рице Грамматике: «Что мне делать, у меня сломалась одна ножка», - жалуется она. «Теперь ничего сделать нельзя, у тебя было три ноги, ты называлась буквой то, а теперь у тебя осталась только пара ног и ты будешь называться буквой п», - ответила Царица Грамматика. Так буква т превратилась в букву п.

Тренировочные упражнения

Задание 1. а) Запишите названное логопедом количество палочек. Образец. Логопед: «Две... три... три... две... три» и т. д. (запись: III II III II II III)

б) По палочкам пропишите соответствующие буквы.

О б р а з е ц: п, т, п, п, т.

Задание 2. а) запишите цифры (под диктовку логопеда).

О бр аз е ц: Логопед: «Два...три;..три...два» и т.д.

(запись: 2, 3, 3, 2ит.д.)

б) Под цифрами запишите соответствующие буквы.

Задание 3. Игра «Шифровка». Расшифруйте слоги (вместо цифр ученики пишут буквы п или т).

2а-3а Зу-2у-3у и2-и3 о3-о2-о3

и -Зи 2е - Зе - 2е 3у – 2у – 3у

3а-2а-За За - 2а1-За аЗ - а2 а2 - аЗ-а2

2о-3о 2о-Зо - 2о о2 - оЗ о3-о2-о3 Зу-2у Зу-2у-3у у3-у2 у2-у3-у2 2и-3и 2и-3и-2и и2-и3 и3--и2-и3 Зе - 2е Зе - 2е - Зе еЗ - е2 е2 - еЗ - е2

Расшифруйте звуковые сочетания.

ЗиЗ 2е2 ЗуЗ 2у2 Зу2 2у3 ЗоЗ

За2 2а3 2и3 Зо2 Зе2 Зё2 Зю2

2е3 2я3 Зя2 Зи2

Расшифруйте слова.




Задание 4.



Задание 5. Спишите слова. Вместо точек вставьте пропущенные бук­вы п или т.




Задание 7. Зрительный диктант.

Спина, моток, спички, катушка, капля, материя, молот, перец, повар, тулуп, путник, тапочки, попугай, тетерев, степ­ная, хлопоты.

Слуховой диктант

Методические указания. Логопед называет сразу три или четыре слова. Слова произносит так, как они пишутся.

Стул, спал, артист, стальной, постель, вторник, плывут, за­путал, переплыл, потемнел, перепёлка, топот, пепел, прото­ренная, попутный, попутный.

Задание 9. Из данных слов составьте словосочетания

а) Тяжёлая, старая, пустая, танцевальная;

б) Тачка, пачка, тара, пара

Задание 10. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы п или т.

Мо...ок ни...ок …ус…ой...акет час...ь.. .оля...лохой … ос…у…ок...ачка ва...ы...равый бо...инок мес...о ку...ания...лохая...огода...ошёл...огуля...ь...омахала...ла..ком на...исал на лис...ке...янули се...и

Задание 11. Спишите словосочетания, затем предложения. В словосо­четаниях подчеркните букву п, в предложениях - букву т.

Отпустил погулять; плетёные лапти; топтал траву.

Улетают птицы. Лампа Коптила. Поезд отправился.

Задание 13. Спишите имена и фамилии, вставляя пропущенные бук­вы п и т.

Етрова...аня. ...онева... олина. ...ле...нёва...а…ьяна. ...ихонов...оля. ...имошенко...авел...етухова...амара...ихомиров...оля...ре...ьяков Вик...ор...о...ова...олина

Задание 14. Из данных слов составьте и напишите предложения, из­менив слова по смыслу.

Паучок, плести, паутина; пирожки, лежать, на, тарелка;

Катя, стелить, постель; листья, лететь по, ветер;

Толя, посылать, телеграмма; Петя, писать, на, листок.

Подчеркните букву т.

Задание 15. Спишите предложения, выбрав из скобок слова по смыслу. Методические указания. Объяснить слово полати.

Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка). Дедушка (стал, спал) на полатях. Гадкий Утёнок (стал, спал) прекрасной белой птицей. Теплоход приходит в (торт, порт). Вите подарили (торт, порт).

Задание 16. Спишите предложения. Подчеркните букву т.

Темная туча повисла над полем. На поляну прилетела стая тетеревов. Ветер треплет на кустах последние листья. Терпе­ние и труд все перетрут. Пелена тумана окутала болото. Стая птиц пролетала над полем.

Задание 17. Спишите стихотворение, подчеркните букву т

На крапиве, как на плитке, ...Дайте осинке Вскипятили чай улитки. Пальто и ботинки. Заходи чайку напиться. Надо погреться Кто крапивы не боится. Тонкой осинке.

(В. Степанов) (И.Токмакова)

Задание 18. Спишите предложения, вставляя букву п или т.

Нас...у...ила...ра...цве...ения ли...ы. Де...и долго буду... вс...омина...ь своего...ервого учи...еля. Лас...очки -...ере-лё...ные...ицы. П...енец вс...орхнул и с...ря...ался за кус...ик. Над полями с...ели...ся гус...ой...уман.

Задание 19. Прочитайте стихотворение. Спишите, вставляя пропу­щенные буквы п или т.

Дерево...ряче... корни в земле,

Искры...ая.ся в...ё...лой золе.

В жёлуде с...елом с...ря...ан дубок.

В...онкой скорлу...ке с...ря...ан жел...ок.

(О.Дриз)

Ушки с...рис...ани...аля..., Кораблю.. .рис.. .а.. .ь веля.... ...рис...аю… к зас...аве го...и, Царь Сал...ан зове... их в гос.-.ти.

(А. Пушкин)

Задание 20. Прослушайте предложения. Назовите, а затем запишите слова с буквой п в одну строчку, с буквой т - в другую, с буквами п и т - в третью.

Сплошной стеной стоит лес. Застыли стройные пальмы. На ветках сидят пестрые попугаи. Прячутся в траве ядовитые пау­ки. Снуют по веткам потешные обезьяны.

Задание 21. Слуховой диктант. Методические указания. Логопед читает предложение один раз.

В парке растут старые тополя. Татьяна помогла Петру ре­шить трудную задачу. Потухло пламя костра. Потолок потем­нел от сырости. Летят перелетные птицы. Темные тучи плывут по небу. По тропинке протопал отряд малышей. Тетерева пада­ли в снег и прятались там от мороза.

Задание 22. Письмо по памяти.

Прочитайте предложения. Напишите его как запомнили. Методические указания. Предложение написано на доске. Ученики читают его один раз. Затем пишут, не глядя на доску. Аналогично рабо­тают с другими предложениями.

Труд кормит, а лень портит.

Не спеть ли нам про степь.

От топота копыт пыль по полю летит.

Потянул ветерок, воду морщит, рябит.

Задание 23. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Запишите текст как запомнили.Методические указания. Логопед пишет на доске слова приготовить­ся, пластмассовую с пропущенными буквами; пит. После того как дети прочтут текст и ответят на вопросы, логопед проситих списать с доски слова по слогам, вставляя пропущенные буквы. Далее ученики пишут текст по памяти.

Утром в класс пришел доктор и сказал, что завтра будут де­лать ребятам уколы под лопатку. Надо приготовиться.

На другой день Виталик принес с собой пластмассовую ло­патку.

Правильно ли Виталик понял доктора?

Почему вы думаете, что малыш не понял доктора?

Цели:

1. Коррекционно – развивающие:

  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.

2. Образовательные:

  • умение различать звуки Ч, Ц по артикуляции;
  • расширение и активизация словаря на материале темы «Птицы»;
  • дифференциация звуков и букв Ц, Ч;
  • упражнения в правильном чтении слов с буквами Ц, Ч;
  • освоение понятия о смыслоразличительной роли букв Ц, Ч;
  • умение ориентироваться в пространстве;
  • формирование навыков работы по инструкции.

3. Воспитательные:

  • воспитание интереса к учебе.

Оборудование:

  • рабочие тетради;
  • зеркала;
  • картинки с изображением птиц;
  • демонстрационные карточки с изображением букв Чч, Цц;
  • таблица с буквами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Ученики стоят возле своих парт.)

Логопед: Первым сядет тот, кто ясно, четко повторит скороговорку: «У черной курицы четыре цыпленка».

(Ученики выполняют задание.)

Логопед: Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?

Ученики: Звуки [ч] и [ц].

Логопед (вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением букв): О каких буквах мы будем говорить на занятии?

Ученики: О буквах Ч и Ц.

2. Работа с зеркалами.

Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т"] + [ш"].

Логопед: Ребята, давайте посмотрим в зеркала и найдем различия в артикуляции звуков [ч] и [ц].

(Ученики выполняют задания.)

3. Соотношение звуков с буквами.

Логопед: Ребята, послушайте стихотворения:

Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Вот такая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ч с четверкой спутал чижик
И прочел: «Четыре ижик».
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Логопед: Ребята, а как вы думаете, на что еще похож нижний элемент у буквы Ц?

Ученики: На звено цепи и на ногу цапли.

Логопед: А верхний элемент у буквы Ч?

Ученики: На крыло чайки и на носик чайника.

4. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуками [ц], [ч]. Если вы услышите звук [ч], то поднимите руку вверх, если [ц] – опустите вниз.

Ца, чу, оч, ец, ци, чи, час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.

(Ученики выполняют задания.)

5. Дидактическая игра «Курица».

Игра направлена на развитие зрительного восприятия.

Логопед: Отгадайте загадку: «Квохчет, кудахчет,детей созывает, всех под крылья свои собирает».

Ученики: Это курица.

Логопед: Верно. Курица – домашняя птица. Она живет в курятнике, спит на насесте. Она ходит по двору и собирает зернышки. Но наша курица необычная, вместо зернышек будет собирать буквы. Если курица соберет их правильно, у нее получится целое слово. Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, которые курица будет собирать, - и в конце путешествия вы сможете прочитать полученное слово.

Б В Г Д Е Ж
З И Ь К Л Е
М Н Ё Ы Ц Ъ
К О Л У Ф Я
Е Ч П Ш Ю Щ

Первая буква, которую собрала курица – Ц. Дальше она пошла влево и остановилась – Ы. Вниз, вниз, влево – П. Вверх – Л. Вверх – Ё. Влево – Н. Вниз – О. Вниз – Ч. Влево – Е. Вверх – К.

Какое слово у вас получилось?

Ученики: Цыпленочек.

Логопед: Какая буква в этом слове первая и какая восьмая?

Ученики: Первая буква Ц, а восьмая - Ч.

Логопед: Давайте пропишем сочетание ЦЧ, цч до конца строчки, проговаривая его вслух.

(Ученики выполняют задание.)

6. Физкультурная минутка.

Логопед: Молодцы. Сейчас мы немножко отдохнем.

Девочки и мальчики
Прыгают как мячики. (Прыжки на двух ногах.)
Ножками топочут, (Топают ногами.)
Весело хохочут. (Произносят: ха-ха-ха.

Логопед: Ребята, а каких вы еще знаете птиц, в названии которых есть звуки [Ц] и [Ч]?

Ученики: Скворец, синица, чиж, цапля, чайка, грач.

(Логопед вывешивает на доску картинки с изображением птиц.)

7. Шифровка слов.

Логопед: Молодцы! Сейчас вы будите записывать эти слова в тетрадь, рисуя вместо буквы Ц треугольник, вместо Ч – квадратик.

В конце проходит проверка: ученики вместе читают слова.

8. Игра «Большой-маленький».

Логопед: Сейчас поиграем в игру «Большой-маленький». Разговаривали большая синица и маленькая синичка (слова написаны на доске).

Ученики: Крылечко, курочка, яичко, птенчик.

Логопед: Какой звук Ц или Ч звучал в больших предметах? А в маленьких?

Ученики: Звук Ц звучал в больших предметах, а звук Ч – в маленьких.

Логопед: А теперь запишите эти слова к себе в тетрадь в два столбика.

9. Повтори за мной.

  • Ца-ца-ца – курица.
  • Чи-чи-чи – грачи.
  • Ча-ча-ча – чайка.
  • Цы-цы-цы – цыпленок.
  • Чи-чи-чи – чижи.

10. Итог занятия.

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Как различать буквы Ц и Ч? Какие задания вам больше всего понравились?

(Ученики отвечают на вопросы.)

Список используемой литературы:

  1. Анищенкова Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей. Москва, АСТ «Астрель», 2007г.
  2. Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Эффективное поурочнон планирование коррекции произношения звуков. Санкт-Петербург, «КАРО», 2009г.
  3. Пименова Т. И. Выговаривать хочу... Санкт-Петербург, «КАРО», 2006г.
  4. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Москва, «Просвещение», 1995г.