Порт на Камчатке построен на востоке полуострова, в центре города Петропавловск-Камчатский. Для страны он имеет важное стратегическое и экономическое значение. Это один из двух не замерзающих портов в регионе. К тому же, самый северный.

Характеристика

Статус: свободный порт.

Местоположение (где находится): Авачинская бухта.

Характеристика бухты - внутренний водоем, второй по размеру в мире, гавань имеет 18 км среднюю глубину и 28 км максимальную. Ее площадь 215 квадратных км. Расстояние до международных судоходных линий - 150 морских миль. Внешняя гавань Петропавловской губы - акватория современного порта.

  • Грузооборот - 1 млн тонн.
  • Количество причалов - 12.
  • Могут заходить суда длиной до 200 м, шириной до 25 м, осадкой до 9 м.
  • Имеет 10 портальных кранов.


Для обработки и временного хранения грузов порт имеет специальные склады и площадки, на которых разгружаются зерно, материалы деревопереработки и строительный лес, металлолом, техника. А также контейнерные грузы. Есть места для временного хранения грузов по распоряжению таможни.

Проводится разгрузка не только непосредственно на причал, но и сразу на автотранспорт, на другое грузовое судно, на судно-хладокомбинат или корабль-мелькомбинат.

Порт предоставляет следующие услуги:

  • предлагает аренду технических средств для работ разного профиля;
  • выполняет водоснабжение судов, стоящих у причала и снятие с них мусора;
  • имеет службу береговых швартовщиков;
  • оформляет соответствующие документы на грузы.

История порта

История Камчатского порта тесно связана с Авачинской губой, где сейчас построен Петропавловск-Камчатский, и, следовательно, порт. Экспедиция, состоявшая из казаков под руководством казака Родиона Преснецова, открыла Авачинскую губу в 1703 году. Несколько раньше, в 1697, полуостров специальным указом царя был присоединен к России.


В 1740 году, высадившись на берег Авачинской губы, Иван Елагин, штурман русской исследовательской шхуны, стал искать оптимальную точку для строительства остро необходимой здесь гавани. И решил, что это будет небольшая бухта, прикрытая Никольской сопкой. Она называлась Ниакиной и идеально подходила по всем параметрам. Тогда Елагин начертил план, включив в него и уже имеющиеся тут постройки. Это стало первым изображением будущего порта и гавани.

6 октября 1740 г здесь, в еще не оборудованной экватории, встали на якорь два корабля - "Святой апостол Петр" и "Святой апостол Павел", принадлежавшие экспедиции Беринга. Это событие и явилось началом Петропавловского порта.

Долгое время ни новый порт, ни образовавшееся при нем поселение не развивались, хотя сюда постоянно заходили корабли. Гавань стала активно отстраиваться лишь в 1779 году, тогда ее комендантом стал Василий Шмалев. Именно при нем тут возвели сразу шесть портовых батарей. В период командования Шмалева сюда заходили корабли Джеймса Кука, Лаперуза и Г. Сарычева и других мореплавателей - первооткрывателей.


Авачинская губа занимала очень выгодное расположение. Именно поэтому в XIX столетии она быстро стала удобной базой русских мореплавателей, совершавших кругосветные и полукругосветные путешествия. Суда практически всех великих мореплавателей, оказывавшиеся в этой части Тихого океана, вставали на якорь в Петропавловской гавани. Здесь сходили на берег И.Ф. Крузенштерн, В.М. Головин, Ф.П.Литке и многие другие.

В 1822 году вышло новое императорское распоряжение, регулировавшее статус Камчатки. Распоряжаться всем полуостровом теперь имел право начальник гавани. А поселок Петропавловская гавань оказался центром полуострова, там размещалась администрация.

В 1849 году Н.Н.Муравьев, который в то время был генерал-губернатором Восточной Сибири, издал указ о переносе Охотского порта в Петропавловскую гавань. И после такого слияния Петропавловский порт по тому же распоряжению назначался основным на этом побережье Тихого океана. Спустя год его командиром стал Василий Завойко.

В том же году был сооружен Петропавловский маяк у самого входа в бухту, обеспечивавший безопасность судов в ночное время.

Героические страницы порта

Одним из самых значимых событий в истории порта стала его защита в период Крымской войны.

Англичане и их союзники придавали большое значение дальневосточному краю и морским портам, находящимся на русском побережье Тихого океана. Поэтому сюда были отправлены военные корабли коалиции.

17 августа 1854 года вражеская военная эскадра появилась на горизонте в Авачинской бухте. А 24 августа началось сражение, во время которого неприятелем был высажен десант на Никольскую сопку. Там произошла практически рукопашная схватка, после которой противник отступил, и его корабли ушли из бухты. О мужестве гарнизона порта стало известно в Крыму. После этих военных событий Петропавловский порт уже не имел статус главного в этом регионе, отдав бразды правления Николаевску-на-Амуре.


Новая история старой гавани

В 1943 году для практически умиравшего порта началась новая жизнь. Тогда наркомом морского флота СССР П.Ширшовым был издан приказ за номером 336, он предписывал организовать морской порт в Петропавловске - Камчатском. Такая гавань была нужна для принятия и дальнейшей обработки и отправки в европейскую часть воевавшей страны большого количества грузов, шедших по ленд-лизу.

Дата 23 октября, когда вышел приказ, считается днем основания порта. Его отстроили за короткое время силами военных и инженеров и рабочих из числа местного населения. На первом этапе на строительстве работали практически вручную. Но несмотря на все трудности уже в 1944 на востоке Ниакинской гавани смонтировали 100-тонный кран. И в апреле того же года тут стали принимать первые грузы. Обновленный порт сыграл не последнюю роль на последних этапах войны.


Современные морские ворота на Камчатке

Порт подвергся большой реконструкции во второй половине прошлого века. Тогда выходили на мощность более 3 млн тонн. Строительные материалы для населенных пунктов, которые активно возводились на полуострове, оборудование для воинских частей, дислоцировавшихся тут - вот основной характер грузов.

Далее начался кризис, и в 1994 обрабатывали всего лишь 480 тысяч тонн. Но несмотря на все сложности в экономике гавань удалось сохранить. Теперь в порту перерабатывается примерно до миллиона тонн грузов в течение года.


В 2016 году тут построили третий за историю гавани морской вокзал. Для порта это важный объект. Именно здесь теперь будет находиться служба капитана порта, полиция и пограничники и таможенники.

Сейчас начал работу первый морской рыбный терминал, в работе которого принимают активное участие основные службы порта. Гавань предоставляет терминал для контейнеров, склады, принимает и обрабатывает рыболовецкие суда из всех стран, которые зашли сюда, и оказывает им практически все виды портовых услуг.

Основными грузами, перерабатываемыми тут, стали контейнерные перевозки, материалы для строительства разного типа, грузы каботажные, автомобили и техника, металлолом и руда.

Грузы отправляются по всему миру, больше всего их идет в Китай и Южную Корею.


Планы на будущее развитие порта Камчатки

Порт на Камчатке стремительно развивается, и сейчас существует несколько основных направлений дальнейшей работы по модернизации:

  • организация встречи туристических судов. Для этого необходимо построить грузопассажирский терминал на мысе Сигнальном, а имеющуюся там пристань для насыпных грузов вывести за город;
  • строительство нового причала для больших круизных лайнеров, чтобы они могли швартоваться непосредственно у морского вокзала;
  • развитие Северного морского пути - подготовка базы для его деятельности. Этот маршрут может стать альтернативным Суэцкому каналу;
  • развитие портового хаба для разных направлений - для Канады и Северной Европы, а также стран тихоокеанского бассейна;
  • углубление дна для приема судов большого водоизмещения;
  • обновление состава судов: необходимо иметь суда ледового класса, атомоходы, судно-лихтеровоз.

Вас ждут незабываемые морские круизы

Посмотрите наше новое видео с уникального тура "Легенды Севера"

Географические координаты порта: 53 град. 2 минуты север. широты; 158 град. 39 минут восточ. долготы.

Петропавловск-Камчатский - один из крупных тихоокеанских портов России - расположен на восточном побережье полуострова Камчатка в Авачинской губе.

Порт открыт для навигации в течение круглого года. В суровые зимы, когда лед достигает большой толщины, проводка судов осуществляется ледоколами.

В Петропавловске-Камчатском функционируют два порта - морской торговый и морской рыбный. Имеются также причалы, принадлежащие различным организациям города, в том числе судоремонтному заводу, теплоэлектростанции, нефтебазе.

Причалы торгового порта и более половины причалов рыбного порта расположены в Петропавловской губе, разделенной в своей вершине на две гавани - Внешнюю и Внутреннюю. В первой находятся причалы торгового порта, во второй - рыбного порта.

В морском торговом порту оборудовано 11 грузовых причалов общей протяженностью 1,6 км, 4 вспомогательных и 1 пассажирский причалы. Кроме того, строится причал Nо 13 длиной 278 м и глубиной 13,0 м. Грузовые причалы имеют следующую специализацию: 6 причалов - для генеральных грузов; 1 - для навалочных грузов; 3 - для переработки контейнеров; 1 причал - для перегрузки лесных грузов.

Для производства грузовых операций в торговом порту имеется более 40 портальных кранов грузоподъемностью до 40 т, большое количество гусеничных грузоподъемностью от 12,5 до 25 т и автомобильных кранов, 2 плавучих крана грузоподъемностью от 25 до 100 т, причальные контейнерные перегружатели г/п 30,5 т, портальные погрузчики грузоподъемностью 30,5 т, ковшовые погрузчики, около 100 автопогрузчиков г/п от 1,5 до 10 т, спецмашины для трюмных работ, другое перегрузочное оборудование.

Торговый порт располагает закрытыми и открытыми складами общей площадью соответственно 10,7 и 71,2 тыс.кв.м.

В торговом порту перерабатываются в основном каботажные грузы, такие как: хлебные грузы насыпью, рефрижераторные грузы, металлы, оборудование, цемент в мешках, контейнеры ИСО и МПС, колесная техника, лес круглый, пиломатериалы, минерально-строительные грузы, клинкер, уголь, некоторые другие грузы. На экспорт отгружаются металлолом, лесные и минеральностроительные грузы. Среди импорта преобладают зерно, цемент, рефрижераторные грузы.

В торговом порту могут быть перегружены тяжеловесные грузы массой одного места до 100 тонн.

В состав портового флота торгового порта входят около 100 судов различного назначения, в том числе: более 50 грузовых плавсредств, несколько пассажирских судов, около 15 буксиров, шесть плавбункеровщиков, нефтемусоросборщики, сборщики льяльных вод, катера, два парома, водолей, понтоны, плавпричалы, рефрижераторное судно.

Причалы торгового порта находятся на балансе Морской администрации порта Петропавловск-Камчатский. Перевалку грузов на них осуществляет ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт".

Причальный фронт рыбного порта состоит из 13 причалов общей длиной более 1,5 км. Из них 3 (причалы N 6,7 и 10) специализируются на снабжении рыболовных судов. Один мелководный причал используется для отстоя судов портофлота. Остальные причалы являются грузовыми.

Причалы рыбного порта расположены в трех районах: Внутренняя гавань Петропавловской губы (причалы N 1,2,6-9, причал портофлота), бухта Моховая (причалы N 10-13), бухта Раковая (причалы N 1,2).

Для производства грузовых работ в рыбном порту имеется 16 портальных кранов грузоподъемностью от 3,2 до 30 т, 19 стреловых мобильных кранов, 35 авто- и 20 вилочных электропогрузчиков.

Рыбный порт располагает 5 крытыми складами общей площадью 18,7 тыс.кв.м, складом-холодильником вместимостью 10 тыс.т и открытыми складами общей площадью 32,1 тыс.кв.м.

Дата внесения оператора в реестр: 23.11.2010

Основание внесения оператора в реестр (номер приказа): 899

Наименование оператора: Открытое акционерное общество "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт"

Адрес местонахождения оператора: 683000, Камчатская край, г.Петропавловск-Камчатский, пл. им. Щедрина, 2

Дата начала обработки персональных данных: 21.07.1994

Субъекты РФ, на территории которых происходит обработка персональных данных: Камчатский край

Цель обработки персональных данных: осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах, выполнение договорных обязательств, в том числе по трудовым и гражданско - правовым договорам.

Описание мер, предусмотренных ст. 18.1 и 19 Закона: 19.03.2007 г. приказом генерального директора ОАО "ПКМТП" № 147 утверждено Положение "О работе с персональными данными работников ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт". Помещения, внутри которых расположена компьютерная техника для автоматизированной обработки персональных данных, и помещения для хранения персональных данных на бумажных носителях, закрываются на ключ и круглосуточно охраняются силами внутренней службы функциональной безопасности предприятия. Право доступа к персональным данным имеют только специально уполномоченные лица, в объеме, необходимом для выполнения конкретных функций. Компьютеры с персональными данными защищены индивидуальным паролем уполномоченного лица, дополнительно установлены пароли на доступ во внутреннюю сеть юридического лица.

Категории персональных данных: фамилия, имя, отчество,год рождения,месяц рождения,дата рождения,место рождения,адрес,семейное положение,социальное положение,образование,профессия,доходы, ИНН, паспортные данные, данные трудовой книжки, данные диплома об образовании, данные страхового свидетельства, сведения о воинском учете, другая необходимая информация для определения трудовых отношений, предусмотренная законодательством.

Категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются: Работники (субъекты), состоящие в трудовых отношениях с юридическим лицом, физические лица (абонент, пассажир, заемщик, вкладчик, страхователь, заказчик), состоящие в договорных и иных гражданско-правовых отношениях с юридическим лицом

Перечень действий с персональными данными: Сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение, использование, распространение (передача), обезличивание, блокировка и уничтожение персональных данных. Обработка персональных данных смешанная, с передачей по внутренней сети, доступна лишь для строго определенных сотрудников юридического лица

Обработка персональных данных: смешанная,с передачей по внутренней сети юридического лица,без передачи по сети Интернет

Правовое основание обработки персональных данных: п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных", ст. ст. 85-90 Трудового кодекса РФ, Устав ОАО "ПКМТП"

Наличие трансграничной передачи: нет

Сведения о местонахождении базы данных: Россия

Площадь акватории 1 792,16 км² Площадь территории 136,96 га Грузооборот 1920,6 тыс. т. (2012) Пропускная способность 2060,6 тыс. тонн в год, Время навигации круглогодичная Форма управления ОАО К-во и длина причалов 56 ед., 6,93 км К-во портовых кранов 29 Глубина у причала 5,1-9,7м Дополнительные сведения Наличие собственного флота есть Ближайшие порты Магадан , Поронайск Ближайшая ж/д станция не связан с ж/д сетью Сайт Петропавловск-Камчатский морской торговый порт

Морской порт Петропавловск-Камчатский - морской порт федерального значения. Является крупнейшим морским портом Камчатского края. Порт Петропавловск-Камчатский расположен на берегу незамерзающей Авачинской бухты - второй по величине естественной бухты в мире. Это внутренний водоем длиной 24 километра и шириной по параллели 12 километров, средней глубиной 18 метров и с максимальными глубинами 28 метров. Общая площадь поверхности водного зеркала превышает 215 квадратных километров. Порт находится в непосредственной близости к международным судоходным линиям, которые проходят на расстоянии 150-200 морских миль от восточного побережья Камчатки. Это ближайший к Северному морскому пути порт, оснащенный необходимой инфраструктурой.

Списочная численность работников порта на 1 января 2016 года составила 158 человек. Из них: руководителей - 39 чел., специалистов - 51 чел., служащих - 2 чел., рабочих - 66 чел. Средний возраст работников порта – 45 лет.

Находится на территории города Петропавловск-Камчатский .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ МОЯ КАМЧАТКА (2 серия) | Порт Петропавловск-Камчатский

    ✪ Камчатка. Петропавловск-Камчатский. Порт.

    ✪ Петропавловск Камчатский Прогулка по центру

    ✪ КАМЧАТКА. Петропавловск - Камчатский. Набережная (AVCHD)

    ✪ 01/28. Петропавловск-Камчатский. Камчатка. Июль 2010 года.

    Субтитры

История

Камчатка. Авачинская губа

На берега Авачинской губы русские первопроходцы попали сначала посуху, двигаясь с западного побережья Камчатки. Из океана первым в нее вошел штурман Иван Елагин на боте "Святой Гавриил" в июне 1740 года. Он выбрал место на берегу Ниакиной гавани и, выражаясь современным языком, построил экспедиционную базу. В октябре того же года в Авачинскую губу вошли и остались на зимовку пакетботы "Святой Петр" и "Святой Павел" под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова.

От этих событий и под именем святых покровителей пакетботов ведет свою историю старейший на Тихом океане российский порт и город Петропавловск-Камчатский.

Авачинская губа обеспечивает отстой судов разного типа в любом количестве и в этом отношении является одной из лучших гаваней в мире.

Авачинская губа и Петропавловский ковш фактически допускают круглогодичную навигацию, так как не замерзают или толщина льда небольшая и возможен заход судов с помощью буксиров с ледовой обшивкой или ледоколов портового типа. Судоходные глубины фарватеров вполне достаточны для прохода морских судов с любой осадкой.

Морской торговый порт

Шла Великая Отечественная война и в этот сложный для страны период Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление о строительстве в Петропавловске-Камчатском морского порта. 23 октября 1943 года Нарком морского флота СССР Ширшов П.П. издал приказ N 336 "Об организации Петропавловск-Камчатского морского торгового порта Наркомморфлота СССР". Эта дата и является днем основания порта.

Порт был построен в рекордный срок. Самый первый капитальный причал, тогда имевший №6, расположенный на восточном берегу Ниакиной гавани напротив мыса Сигнальный, на котором был установлен 100-тонный портальный кран-деррик, стал принимать грузы уже в апреле 1944 года. Причалы №1, 2 и 3, расположенные на той же стороне севернее, и склады вступали в строй один за другим во второй половине 1944 года. Последними были реконструированы и доведены до капитального состояния два причала, построенные в 1943 году. Прием в эксплуатацию всех шести причалов первой очереди был оформлен в феврале 1945 года. Это строительство было уникальным не только по срокам, но и качеству. Вряд ли такое где-либо было превзойдено или повторено, правда, и необходимости такой нигде, по всей вероятности, не возникало.

Только в самом начале капитального строительства образование территории порта велось отсыпкой вручную. По мере поступления импортной техники ручной труд вытеснялся машинами. Из импорта получили: грузовики "Студебеккер", компрессоры "Катерпиллер", передвижные электростанции, портальные краны, копры, шпунт Ларсена, цемент и многое другое. На гидротехническом участке работали 16 экскаваторов разных марок. Гидротехнические работы были механизированы даже выше современного уровня. Ленд-лиз потребовал и обеспечил строительство порта. Но на стройплощадке была и отечественная техника.

Петропавловский морской торговый порт официально вступил в число действующих предприятий в феврале 1945 года, однако переработка оборонных и народно-хозяйственных грузов велась в порту уже в 1944 году. Причалы были еще без оголовника, краны передвигались по временным подкрановым путям, на небетонированных причалах и территории порта стояла грязь, но порт действовал.

За истекшее время, с момента ввода порта в эксплуатацию, порт благоустраивался, увеличивал свой причальный фронт, расширял складскую площадь, увеличивал механическую вооруженность - вводились в эксплуатацию новые портальные краны, строились современные грузовые склады, пополнялся парк перегрузочных механизмов и судов портового флота.

В своей деятельности порту приходилось решать и такие задачи, с которыми не сталкивались другие порты, работающие в более благоприятных условиях.

Так, до 60-х годов в Петропавловоке-Камчатском отсутствовала единая энергетическая система. Каждое предприятие имело собственные карликовые энергостанции, а жилой фонд освещался с большими перебоями маломощной городской электростанцией. В 1948-49 гг. на мысе Сигнальном была построена паро-турбинная электростанция мощностью 1000 квт, а в начале 90-годов было осуществлено строительство новой, дизельной электростанции, мощность которой была доведена до 3000 квт. Это полностью обеспечивало производственные потребности порта и освещение ведомственного жилого массива.

С 1951 года в порту усиленно началось строительство жилого фонда.

С конца 50-х годов морским портом начала производиться переработка грузов в пакетах и контейнерах.

В 1963 году в порту было построено здание пассажирского морского вокзала. Это здание до настоящего времени является морскими воротами г. Петропавловска-Камчатского.

В 70-х годах в морском порту были построены причалы № 11 и 12, переоборудован под контейнерный терминал причал № 10, построены столовая, гараж автопогрузчиков с блоком бытовых помещений, ремонтно-механические мастерские, здание управления грузового района и такелажный склад, гараж и здание автохозяйства морского порта, автоматическая телефонная станция, пилорама и оздоровительный комплекс.

В 1980 г. после проведенной реконструкции длина причала № 1 была увеличена на 100 м, а также было возведено берегоукрепление вертикального типа.

В период с 1980 по 1985 год была проведена реконструкция причалов №№ 2, 5, 6, 7 и 8.

В июле 1986 года приказом Минморфлота СССР от 10.07.1986 № 117 капитанам Холмского и Петропавловск-Камчатского морских торговых портов предоставлено право выдачи всех видов дипломов на звания лиц командного состава морских судов, а также утверждены формы лоцманской квитанции.

Морское пассажирское сообщение, существовавшее между Петропавловском-Камчатским и Владивостоком, в конце 80-х годов из-за убыточности было прекращено. Только в 90-е годы, когда морской порт Петропавловск-Камчатский был открыт для международного сообщения и посещения иностранными гражданами, поток пассажиров через морской порт начал расти за счет увеличения количества российских и иностранных туристов, посещавших Камчатку. В морской порт стали заходить круизные суда из США, Японии и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В 1992 году в соответствии с Указом Президента России от 01.07.1992 № 721 на базе имущественного комплекса Петропавловск-Камчатского морского торгового порта было учреждено ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт».

В 1994 году приказом Департамента морского транспорта Минтранса России от 23.11.1994 № 71 было создано государственное учреждение «Морская администрация порта Петропавловск-Камчатский».

В январе 2000 года ГУ «МАП Петропавловск-Камчатский» утверждены Обязательные постановления в морском торговом порту Петропавловск-Камчатский, которыми устанавливались правила обеспечения безопасности и порядка в морском порту Петропавловск-Камчатский.

Территория и акватория Порта

Территория Порта

Территория Порта расположена на восточном и западном берегах Внешней гавани Петропавловской губы. На востоке граница территории Порта проходит от линии разграничения причала N 4 Порта и причала N8 Петропавловск-Камчатского рыбного порта (ПКМРП) по прямой линии до северо-восточного угла здания морского вокзала, затем от южного угла здания морского вокзала вдоль каменного забора в сторону сопки Петровской до ее склона, у которого расположен северный контрольно-пропускной пункт (КПП). Далее от северного КПП граница следует вдоль склона сопки Петровской на юг до административного здания управления Порта, затем вдоль здания управления Порта до южных ворот Порта. От южных ворот Порта граница проходит в общем направлении на запад и юг вдоль каменного ограждения территории автобазы и мелькомбината, до южной границы причала N12. На западе граница Порта проходит вдоль склона сопки Сигнальной от южной оконечности причала N1 до северной границы причалов портово-экспедиционного флота (ПЭФ).

Акватория порта

Акваторией Порта является Внешняя гавань Петропавловской губы, ограниченная с севера прямой линией, соединяющей линию разграничения причала N 4 Порта и причала N 8 ПКМРП, с северной оконечностью причалов ПЭФ, расположенных на западном берегу Внешней гавани. Южная граница порта проходит по прямой линии, соединяющей южную оконечность причала N 12 на восточном берегу Внешней гавани с южной оконечности причала N 1 на мысе Сигнальный. Восточная граница проходит по кордонам причалов NN 4-12 Порта, а западная граница проходит по кордонам причалов ПЭФ от южной оконечности причала N 1 и далее на север до их северной оконечности.

Грузооборот

В первый послевоенный - 1946 год порт переработал 205,6 тыс. тонн различных народно-хозяйственных грузов. В 1950 году переработка грузов удвоилась, составив 443,5 тыс. тонн, а в 1953 году порт переработал уже 810 тыс. тонн различных грузов. В 1956 году объем переработки грузов впервые превысил проектную мощность - один миллион тонн.

За период с 1966 по 1970 год переработка грузов увеличилась на 46 %. И в 1970 году переработка грузов превысила два миллиона тонн. Переработка грузов в 80-х годах / 85-89 г.г. / составила 3,5 - 3,9 млн. тонн. И наконец, начало 90-х годов.

Нельзя не отметить резко возрастающий уровень механизации погрузо-разгрузочных работ, который с 62,З % в 1956-60 гг. достиг практически 100 % в 90-х. Порт является, пожалуй, самым высокомеханизированным предприятием области.

Объем грузооборота в 2015 году составил 987,4 тысяч тонн (-13,9 % к аналогичному показателю 2014 года). Анализ показывает, что в последние годы грузооборот Порта сохраняется на уровне 1 миллиона тонн.

Грузоооборот на причалах порта за 2005-2015 годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
877 919 946 1010 1030
2010 2011 2012 2013 2014 2015
1162,7 1063,9 1208 1194,1 1146,9 987,4
Структура грузооборота

В 2015 году основными перерабатываемыми грузами стали крупнотоннажные контейнеры (доля 20-футовых контейнеров (груженых и порожних) от общего объема грузооборота – 33 %, доля 40-футовых контейнеров (груженых и порожних) в общем объеме грузооборота – 36 %), уголь каменный навалом (7 % от общего объема грузооборота), строительные грузы навалом и в таре (7,9 % от общего объема грузооборота), руда в биг бэгах (5,3 % от общего объема грузооборота). Удельный вес контейнерных грузов в общем объеме грузооборота по-прежнему составляет большую часть – 69 %, доля навалочных грузов – 14 %, доля генеральных грузов составила 17 % от общего объема грузооборота.

В структуре грузооборота по видам плавания преобладают грузы каботажного направления, что объясняется сложившейся конъюнктурой рынка. По итогам 2015 года каботажная составляющая грузооборота ОАО «ПКМТП» - 89,4 %. Общий объем каботажных грузов в натуральном выражении составил 883,1 тыс. тонн (-115,2 тыс.тонн к 2014 году).

Структура грузооборота по видам плавания (2014-2015)

Грузооборот по

видам плавания

2014 год 2015 год Отклонение по отно-

шению к 2014 году

тысяч тонн %% тысяч тонн %% тысяч тонн %%
Каботаж 998,4 87,1 % 883,1 89,4 % -115,2 7,3
Экспорт 23,2 2,0 % 67,4 6,82 % 44,1 -1,6
Импорт 125,3 10,9 % 36,9 3,7 % -88,3 -5,7
Всего 1146,9 987,4 -159,4

В 2015 году в каботажном грузопотоке основная доля приходится на переработку крупнотоннажных контейнеров и составляет 76,3 % от общего объема каботажных грузов. Доля навалочных грузов – 12,6 %, прочих грузов – 11,1 %. Показатель перевалки импортных грузов в 2015 году по сравнению с 2014 годом уменьшился на 88,4 тыс. тонн, снижение произошло по всей номенклатуре импортного грузопотока. Переработка экспортных грузов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросла на 44,2 тыс. тонн (рост произошел в связи с возобновившимся грузопотоком руды никелевой в биг бэгах).

Импортный грузопоток распределился следующим образом: грузы в контейнерах – 10,1 %, автомобили и техника – 0,2 %, строительные грузы в упаковке – 33,9 %, клинкер навалом – 35,2 %, прочие грузы – 20,6 %. В 2015 году лидером среди стран импортеров стали Южная Корея (клинкер навалом) и Китай (стройматериалы).

В экспортном грузопотоке в 2015 году 21,6 % приходится на металлолом, отгружаемый в Южную Корею, руда в биг бэгах (экспорт в Китай) составила 77,9 % экспортного грузопотока, грузы в контейнерах – 0,4 %, прочие грузы – 0,1 %.

Социальная политика

ОАО «ПКМТП» на протяжении десятков лет уделяет особое внимание своим работникам, членам их семей и ветеранам, ушедшим из порта на заслуженный отдых в области социальной политики. На предприятии постоянно действует комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, а также комиссия по социально-бытовым вопросам, созданная в 2003 году. В отчетном году было проведено 17 заседаний комиссии, в результате чего была оказана материальная помощь работникам и пенсионерам порта на общую сумму 716,19 тыс. рублей.

В целях полного использования мер поощрения и морального стимулирования работников, внесших наиболее весомый вклад в производственную и хозяйственную деятельность предприятия, добившихся стабильных высоких показателей в труде, а также выработки сознательного и добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей, работники порта заносятся на Доску почета «Наши передовики».

В ОАО «ПКМТП» существуют социальные программы, которые предусматривают для работников дополнительный социальный пакет. Сотрудники получают вознаграждения к праздникам, юбилейным датам, материальную помощь, единовременное вознаграждение при выходе на пенсию. В отчетном году к юбилейным датам были премированы 28 человек на общую сумму 1 561,58 тыс. рублей, также выплачено вознаграждение при выходе на пенсию 1 работнику предприятия на сумму 35,79 тыс. рублей.

В 2015 году из фондов потребления и социального развития было израсходовано 11 млн. 226 тыс. рублей. Профсоюзной организации порта перечислено 1 287,3 тыс. рублей. Дополнительно на благотворительные цели было направлено: в школы, детсады, детские дома – 71,7 тыс. рублей; на здравоохранение (больницы, организация «Красный крест») – 455,4 тыс. рублей, развитие спорта, в общественные фонды (Совет ветеранов, Детский фонд и пр.) – 1 215,0 тыс. рублей.

Территория опережающего социально-экономического развития «Камчатка»

Основной задачей создания Территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» является реализация проекта создания на базе Петропавловск-Камчатского морского торгового порта современного транзитного контейнерного порта-хаба и опорной береговой инфраструктуры в северо-восточной части Северного морского пути.

Создание многофункционального транзитного грузового терминала для обработки грузов, следующих из Юго-Восточной Азии в Европу и США, предполагает серьезную модернизацию портовой инфраструктуры. В основе плана - реконструкция существующих объектов Морского торгового порта и сооружений ФГУП «Росморпорт», а также создание новых площадей и мощностей.

План 1

Первый план предполагает масштабную реконструкцию причалов и перенос в сторону морской акватории причального фронта за счет насыпных площадей, а также дноуглубление для приема морских судов большого водоизмещения.

План 2

Второй план развития порта предполагает, кроме мероприятий первого этапа, еще и освоение пустующих территорий за неиспользуемым причалом №3.

Результат

Новые мощности увеличат пропускную способность порта до 500 тыс. шт. (20-футового эквивалента) ДФЭ или TEU в год. Грузооборот увеличится до 8 млн. тонн в год. Порт сможет принимать суда любого класса, а круизные лайнеры смогут швартоваться у нового здания морского вокзала. Увеличение грузопотока позволит создать от 1,5 до 3 тыс. рабочих мест. В Петропавловске-Камчатском будет создан универсальный современный транспортный узел для развития транснациональных транзитных перевозок грузов по трассе Северного морского пути между Европой, странами Азиатско-Тихоокеанского региона, США и Канадой.

Морской торговый порт, построенный героическими усилиями в годы Великой Отечественной войны, на протяжении десятилетий остается одним из флагманов экономики края.

В июне 1740 года русский штурман Иван Елагин на боте «Святой Гавриил» подошел к берегу Авачинской губы, став первым путешественником, пришедшим сюда морским путем. Выбрав место на берегу Ниакиной гавани, Елагин основал базу для будущего порта. Спустя 4 месяца сюда пришли пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова. От этих событий ведет свою историю старейший на Тихом океане российский порт Петропавловск-Камчатский. Официальное его строительство начнется 200 лет спустя.

Народный комиссариат морского флота СССР, приказ № 336. «В целях обеспечения бесперебойной поставки и перевалки грузов оборонного и народно-хозяйственного назначения… приказываю: организовать в Петропавловске-Камчатском морской торговый порт II разряда…» Народный комиссар П.П. Ширшов, 23 октября 1943 года.

Строительство порта велось в тяжелейший для всего Советского Союза период, в годы Великой Отечественной войны, и стало уникальным не только по срокам, но и по качеству. «В тылу как на фронте» – под таким девизом работали строители, и уже в апреле 1944 года первый причал начал принимать оборонные грузы. А в феврале 1945 года в эксплуатацию были сданы все 6 причалов первой очереди. Большая часть причалов и сооружений порта построена под руководством Алексея Виноградова – лучшего в стране инженера-гидростроителя и руководителя организации «Камчатморстрой». В годы войны Петропавловск сыграл важнейшую роль: почти единственный незамерзающий порт на востоке был сравнительно безопасным морским путем из США, откуда поступал большой объем различных грузов. В августе 45-го самоходные баржи порта и их экипажи самоотверженно помогали при высадке Курильского десанта.

В первый послевоенный 1946 год порт переработал свыше 205,5 тысячи тонн народно-хозяйственных грузов. Переработка грузов постоянно увеличивалась, и в 1956 году ее объем превысил проектную мощность в один миллион тонн. В 1970–1980-х годах грузооборот приблизился к 4 миллионам тонн. В конце 1990-х, когда морской порт Петропавловск-Камчатский был открыт для международного сообщения и посещения иностранцами, начал расти поток пассажиров. Сюда стали заходить круизные суда из США, Японии и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ достиг 100 процентов еще в 1990-е годы. По сей день порт остается самым высокомеханизированным предприятием в Камчатском крае.

Бесценна роль порта в камчатской экономике. Сегодня это многоотраслевое транспортное предприятие, располагающее многотысячным парком универсальных грузовых площадок. Производится переработка грузов в пакетах и контейнерах. Большой парк средств малой механизации – автопогрузчиков, электрокаров, трюмных механизмов, различных грузозахватных приспособлений – применяется для специализированной переработки любых грузов.

В последние годы в порту активно ведутся реконструкция и благоустройство. На сегодняшний день современным требованиям отвечают все 12 причалов, контейнерный терминал, парк перегрузочных механизмов и судов портового флота, цеха и сама организация работы всех подразделений порта, основным из которых является грузовой район. Это сильная школа для молодых специалистов, многие из которых, приобретая опыт работы, становились руководителями и главными специалистами.

Первым начальником порта был Алексей Асеев, в 1947 году его сменил Исаак Улицкий. Каждый руководитель оставил свой след в истории предприятия.

В торговом порту трудятся более полутора сотен человек. За 75 лет звания «Ветеран труда» удостоились 588 человек, звания «Почетный работник транспорта России», «Почетный работник морского флота» и «Заслуженный работник порта» имеют 120 человек.

Порт гордится своими трудовыми династиями, а их более двух десятков. Это семьи Вашкиных, Костиных, Салеевых, Некраш, Виноградовых, Цыбульковых, Сметаниных, Малышевых, Лесниковых, Радько, Николаевых, братья Ситько и другие, чей добросовестный труд пополнил копилку славных достижений порта.

Особое внимание в морском торговом порту уделяется работникам, членам их семей и ветеранам, ушедшим из порта на заслуженный отдых. На предприятии есть своя Доска почета и существуют программы, предусматривающие для работников дополнительный социальный пакет. Широко развита и благотворительная деятельность: порт поддерживает школы, детские дома, больницы, спортивные и общественные организации.

Петропавловск-Камчатский морской торговый порт – это порт федерального значения, оснащенный необходимой инфраструктурой. Расположенный в непосредственной близости к международным судоходным линиям (150–200 морских миль от восточного побережья Камчатки), он играет важную роль в развитии Северного морского пути, что не раз доказывал за всю свою 75-летнюю историю.

Сергей СЕМЕНОВ