За последние годы игры перестали быть простым средством развлечения. Сегодня они играют гораздо более серьезную роль, затрагивая в своих сюжетных линиях политику, социальные проблемы и религию. И если уж говорить о религии в частности, то она всегда являлась камнем преткновения между отдельными людьми, конфессиями и даже народами. А если учесть, что в компьютерных играх религия, порой, трактуется разработчиками очень смело, то и общественное мнение бушует по этому поводу отнюдь не тихо.

Недавно докторант Грег Перро из школы журналистики университета Миссури сделал вывод, что многие игры нового поколения приравнивают религию к насилию: «В играх религия не только выглядит жестокой, но и создает проблемы, которые предстоит решить главному герою, который либо воюет с религиозными фанатиками, либо сам страдает от нарушения заповедей».

А сделал Перро такие выводы после исследования пяти игр, в которых так или иначе есть упоминание о религии: «Mass Effect 2,» «Final Fantasy 13,» «Assassin’s Creed,» «Castlevania: Lords of Shadow» и «Elder Scrolls: Oblivion». Перро обнаружил, что все эти игры искажают роль религии, сопоставляя ее с насилием. «В большинстве этих игр акцент делается либо на рыцарей-тамплиеров, либо на участников религиозных миссий и походов», - говорит Перро.


Но если в этом случае всё закончилось только лишь выводами, то в 2001-м году один из самых, казалось бы, безобидных проектов подвергся жесткой репрессии. Верховный комитет научных исследований и исламского закона Саудовской Аравии запретил детскую компьютерную игру Pokemon японской компании Nintendo. Власти страны усмотрели в «Покемоне» пропаганду сионизма и азартных игр, запрещенных исламом. Кроме Саудовской Аравии, игру пытались запретить в Мексике, Словакии и Турции. Пикачу тогда не на шутку расстроился.


А вот совсем недавно, в 2013-м году, религиозный конфликт вспыхнул вокруг BioShock: Infinite. Креативный директор игры, Кен Левин, согласился подкорректировать религиозные темы в игре, чтобы успокоить команду разработчиков. Как оказалось, некоторые члены команды чувствовали себя некомфортно, работая с альтернативными религиями.

Тогда Левин признался, что не собирался ничего вырезать из сюжетной линии BioShock: Infinite, несмотря на то, что это может кого-то оскорбить. Но изменения сделать пришлось, оставив сюжет прежним. По словам креативного директора, ему пришлось изменить одного из персонажей игры после общения с одним очень набожным членом команды.

В целом, религия в BioShock Infinite частично заимствует символы христианства (например, образ агнца) и мотивы таких его течений, как, например, баптизм. Жители Колумбии, как и баптисты, являются сторонниками водного крещения, но при этом не разделяют веры в Иисуса Христа. В летающем городе почитают отцов-основателей США и пророка Захарию Комстока. Из-за этого религия Колумбии больше всего напоминает мормонизм. И если уж объяснять всю эту запутанную историю до конца, то необходимо сказать, что реальный основатель мормонизма, Джозеф Смит-младший, рассказывал, что в четырнадцать лет к нему явился ангел и показал, где найти древние рукописи, которые затем послужили основой для книги Мормона. В BioShock Infinite Комсток точно так же утверждает, что ангел послал ему видение города, парящего в небесах. Смит пообещал своей пастве, что уведет ее в Новый Иерусалим под названием Сион, тогда как Захария Комсток дал людям слово забрать их на летающую Колумбию, подальше от «Содома внизу». Мормоны молятся Джозефу Смиту, а его книгу почитают даже больше Библии. Как и в Infinite, пророка изображали на витражах и фресках, ему ставили статуи и т.д. После такого глубокого и запутанного сюжета даже язык не поворачивается назвать компьютерную игру обычной «убийцей» свободного времени.


Наверное, глядя на все те последствия, которые вызывает навязанная религия в компьютерных играх, сегодня некоторые разработчики решили пойти более простым путём. Геймдизайнер Род Хамбл, получивший наибольшую известность как один из ведущих разработчиков симуляторов жизни The Sims 2 и The Sims 3, анонсировал в 2015-м году пошаговую стратегию Cults & Daggers, в которой игрокам предложено создать собственную религию и обратить весь мир в свою веру. Согласно сюжету, действие игры разворачивается в промежутке между смертью Будды и рождением Христа. Древние боги, потерявшие контроль над Землей, решили ее уничтожить.


Основная идея состоит в том, что игрок должен остановить разбушевавшихся богов. Религиозному лидеру будут помогать его ученики и последователи, которым предложат раздавать самые разные поручения: от чтения уличных проповедей и поиска новых сторонников до расправ с идеологическими противниками. По сути, игра является нейтральной и не должна разжигать конфликты.

Религия в классике

Если вспомнить, как показана религия в классических играх, то можно выделить два эпических проекта, в которых мало кто берется за оспаривание сюжета. Но, тем не менее, придраться есть к чему.

В своей Civilization Сид Мейер показал религию по-своему. По мнению разработчика, чем больше у твоей цивилизации религий, тем больше доступных культовых построек, а значит – выше уровень культуры. В реальной же истории мировых цивилизаций всё было наоборот. Религиозное «поглощение» приводило к ослаблению уровня культуры, что вело к уничтожению цивилизации. К примеру, расцвет цивилизаций арабов, финикийцев, гиксосов и ацтеков всегда происходил в период существования только одной господствующей религии. Остальные же религии либо уничтожались на корню, воспринимаясь как ересь, подрывающая идейную целостность народа, либо они являлись второсортными верованиями завоёванных народов.


Или взять серию Total War, а в частности - «Закат самураев». Перед игроками предстаёт разобщенная Япония 1866 года. Каждый регион разрывается между двумя решениями: опереться на местную самурайскую власть или пустить европейцев. В первом случае игрок сохранит спокойствие внутри страны, но сдаст позиции на границах своих земель, а в случае торговли с Европой или Америкой он дает "зеленый свет" для строительства фабрик, покупки оружия и всяческого развития. Но тогда регионы будут охвачены самурайскими восстаниями. И ведь могло бы всё ограничиться экономикой или политикой, но без религии никак не обошлось. Если Япония начнет сотрудничать с Америкой, то в Страну Восходящего Солнца обязательно приедут протестантские пасторы. И самое интересное то, что в какой-то момент игры геймеру поступает «заманчивое» предложение: «Крестьяне поймали и убили двух христианских проповедников. Что сделать с крестьянами?» И варианты ответов:

Отпустить, как ни в чём не бывало

Дать им денег и похвалить

Наказать этих крестьян и извиниться перед американцами.

Что тут скажешь – необычный подход к совершению самосуда. Многими эти варианты ответов были восприняты отнюдь не положительно.


И напоследок хотелось бы вспомнить несколько религиозных игр разных жанров, сюжеты которых довольно разнообразны и совсем не скучны.

Квест, в котором главным героем является раввин по имени Рассел Стоун. Полиция подозревает его в убийстве одного из прихожан. Стоун начинает заниматься расследованием, параллельно пытаясь разобраться в собственном кризисе веры. В конечном итоге он раскрывает систему тайных организаций, цель которых - подорвать авторитет иудаизма.

Действие этого бескровного шутера происходит в Риме в эпоху Нерона. Главный герой вооружен полученным от ангела господня мечом, который испускает лучи святого духа. Под воздействием лучей демоны дематериализуются, а римские солдаты становятся христианами.

Left Behind: Eternal Forces

Стратегия, в которой Бог забрал в рай всех детей и праведников, а миром правит антихрист, который заселился в румынского политика. Игрок должен возглавить движение подпольных христиан «Отряд скорби», бороться с Карпати (политиком) и обращать грешников в христианскую веру. А если грешники никак не обращаются, то их можно расстреливать. Правда, убийства не поощряются и отрицательно влияют на боевой дух команды.

Стратегия, в которой игроку предлагается возглавить один из народов, населявших Ближний Восток в VI веке н.э., и проследить за историей становления ислама. Также игрок должен объединять арабские племена, строить города и командовать армией.

Устройство храма

Эта игра является отличной «обучалкой» для детей, которые не знают, как устроен храм и как называются находящиеся в нем предметы. Пользователь управляет славянским мальчиком, который блуждает по православному храму без определенной цели. Герой игры может только здороваться с другими персонажами и задавать им определенные вопросы. Звонари, уборщицы и другие служащие храма в ответ объясняют, что такое паникадило и солея. Время от времени героя подбадривает голос Валерия Золотухина.

Hanuman: Boy Warrior

Здесь геймеру предложено играть за обезьяноподобное божество по имени Хануман, бороться против злых существ и знакомиться с основами индуизма. Стоит заметить, что в индии игру приняли довольно холодно, возмущаясь тем, что божеством можно управлять при помощи джойстика.

На самом деле, некоторым разработчикам действительно нужно быть осторожнее с творческой трактовкой религии в своих проектах. Геймеры разные бывают.

В то время как на рынке массовых игр кто-то видит застой и однообразие, у независимых разработчиков идеи бьют через край. Они придумывают игры, которые ни на что не похожи. Более того, они создают концепции, которые вообще трудно назвать играми.

Журнал Wired опубликовал об американском инди-разработчике Джейсоне Рорере (Jason Rohrer) и его игровом эксперименте под названием Chain World . Этот мод Minecraft стал лауреатом последнего конкурса Game Design Challenge вовсе не за красивую графику, а за сумасшедшую идею.

Идея такова. Chain World существует в единственном экземпляре на одной USB-флэшке. Для игрока действуют жёсткие правила, которые похожи на библейские заповеди. Игру нельзя переписывать на другой носитель или делать копию. После смерти виртуального персонажа игрок обязан передать флэшку другому игроку (самоубийство разрешается). Запрещено оставлять в игре знаки или текстовые сообщения для будущих игроков. Запрещено рассказывать кому-либо, что игрок видел или делал в игре. Запрещено играть второй раз.

Теоретически, Chain World живёт вечно, передаётся от человека к человеку и со временем может превратиться в нечто совершенно непредсказуемое. Если пофантазировать, то в будущем у этой флэшки могут появиться некоторые атрибуты, свойственные религиозным символам: она уникальна и существует в единственном экземпляре, окружена таинственностью, мистицизмом и полной секретностью, подчиняется заповедям.

Джейсон Рорер создал Chain World для конкурса инди-игр Game Design Challenge, который проходил 4 марта 2011 года в Сан-Франциско. Суть конкурса была именно в том, чтобы сделать самую необычную видеоигру с самыми неожиданными правилами. У каждого разработчика было шесть недель на проект и 15 минут на презентацию для аудитории. Кто получил больше всех аплодисментов - тот и выиграл. Девизом нынешнего конкурса было «Больше чем Иисус», то есть создание игры-религии.

В очередь на получение флэшки Chain World уже записались несколько известных гейм-дизайнеров, включая Уилла Райта. Эти апостолы профессионалы смогут модифицировать игровой мир, который изначально создал Бог Джеймс Рорер.

Многие серьёзные консультанты предлагают внедрять игровую механику в различные сферы человеческой деятельности, вплоть до политики, бизнеса и корпоративной культуры (мол, если каждому клиенту подсчитывать карму или накопительные баллы, то он получит мощный стимул для действий). Но самые законченные апологеты этой теории считают игровую механику не просто полезным приёмом в бизнесе, а скрытым двигателем человеческой цивилизации, самодостаточной вещью. Если составить рейтинг таких «фанатиков», то Джейсон Рорер может занять в нём первое место. Его самая известная игра, симулятор жизни Passage , длится ровно пять минут и вмещает в себе всю жизнь человека. Впрочем, Passage был самой знаменитой игрой Джейсона до появления Chain World, которая представляет собой проект другого уровня.

Это всего лишь демонстрация концепции, то есть демонстрация того, какими свойствами могут обладать игры будущего. С технической точки зрения в Chain World нет ничего особенного, это просто мод Minecraft с набором скриптов. Но почему-то возникает странное чувство, будто эта флэшка - какая-то весточка из будущего, которая нам на что-то намекает.

Власти Малайзии запретили популярный сервис для скачивания Steam из-за компьютерной игры, в которой между собой сражаются божества различных религий. На такую меру правительство этой страны пошло по просьбе духовенства. О том, какие компьютерные игры и в каких странах запрещены по религиозным соображениям, — в материале РИА Новости.

Серия Call of Duty

Когда разработчики популярного шутера решили переключиться с тематики Второй мировой войны на современность, то, наверное, не ожидали, что окажутся в центре скандала.

Сначала гнев мусульман вызвала Call of Duty: Modern Warfare, где на одной из карт для сетевой игры можно обнаружить Коран. По этой причине игру запретили в Саудовской Аравии.

Еще одну игру серии — Call of Duty: Black Ops — запретили в ОАЭ. Причем по той же причине: из-за наличия Корана в одной из локаций.

Этим летом против Call of Duty: Modern Warfare ополчились в Турции. Причиной гнева верующих стало вовсе не наличие священной книги ислама, а то, что игрок в принципе убивает мусульман. Впрочем, популярная "стрелялка" там пока еще разрешена.

© Activision Publishing


© Activision Publishing

Rise of the Tomb Raider

В игру про расхитительницу гробниц Лару Крофт Rise of the Tomb Raider не получится поиграть в Саудовской Аравии. Дело в том, что в одном из эпизодов главная героиня занимается поиском гробницы пророка Мухаммеда. Королевский Национальный совет по СМИ счел это оскорбительным для верующих.

Вообще, Саудовская Аравия больше всех остальных стран запрещает видеоигры как раз по религиозным мотивам. Например, ее властям не понравились игры God of War и Dante’s Inferno лишь потому, что там изображены божества античной мифологии, а также из-за постоянного упоминания в них слова "бог".

А вот игру Darksiders, сюжет которой базируется на христианской книге Апокалипсис, запретили в королевстве за "несоответствие обычаям и традициям" мусульман.

© Ziff Davis


Pokemon Go

В прошлом году много шума по всему миру наделала ловля виртуальных монстров в различных общественных местах. В ряде стран, в том числе и в России, представители духовенства крупнейших конфессий единодушно призывали не играть в Pokemon Go в культовых сооружениях.

Эту игру как "противоречащую исламу" запретили в Малайзии, Пакистане, Индонезии, Египте и Саудовской Аравии. Также в нее нельзя играть в Иране, но "из соображений безопасности", а не религии.

Pokemon Go чуть не запретили еще до официального выхода в Индии. В сентябре прошлого года в верховный суд индийского штата Гуджарат обратился местный житель Алай Анил Давэ, который назвал богохульством возможность играть в нее в храмах.

"Люди, играющие в эту игру, получают очки в форме яиц, которые нередко появляются в молитвенных домах различных религий. Обнаружить яйца в индуистском или джайнском храме кощунственно, поэтому мой клиент добивается запрета игры во всей стране" — так обосновал позицию представитель истца, который исповедует индуизм. Речь шла о том, что в храмах нужно молиться, а не собирать виртуальные очки.

В итоге суд уведомил правительство Индии и создателей игры, что "чувства верующих задеты". Однако, несмотря на это, Pokemon Go все же вышла в Индии в декабре 2016 года.

© Nintendo


Серия Grand Theft Auto

Основной причиной, по которой GTA запрещают в различных странах мира, является чрезмерная жестокость. В мусульманских странах те же GTA: San Andreas и GTA 5 запрещают из-за "харама" — недозволенного в исламе.

Власти Малайзии и Саудовской Аравии посчитали недопустимым наличие в играх GTA сцен с наркотиками и сексом. По той же причине в этих странах запрещены такие игры, как The Wither 2, Mafia, Godfather 2, и многие другие.

© Rockstar Games