Сценарий литературно-музыкальной композиции "Свеча в ладонях" (шествие к памятнику погибшим воинам)

Автор Мацегора Алла Владимировна

Описание: В шествии участвуют молодежь и школьники, жители и гости поселка Юловский.
В сценарии использованы стихи советских поэтов, песни военных лет и песни о войне.
Действие происходит у братской могилы в п. Юловский Сальского района в вечернее время.

Цели:
Воспитание патриотизма, любви к Родине, активной гражданской позиции.
Воспитание чувства гордости за страну, уважение к ветеранам;
Формирование уважения к историческому прошлому страны и её народа;
Активизация творческих способностей молодого поколения.
Оборудование:
мультимедийная установка.
большой экран.
звуко-усилительное оборудование
микрофоны
Слайды
Свечи

Музыкальное сопровождение: песни войны.

1, Муз. фон «ФАНФАРЫ ПОБЕДА»

СЛАЙДЫ «Свеча в ладони»
ТЕКСТ Ничто не вечно под луной, никто не вечен,
Над сумасшедшей тишиной зажгите свечи!

Слайды «Фото – дороги»
Музыкальный фон «Эх, дороги»

Чтец
(на фоне музыки) Всюду бегут дороги… Бегут куда-то вдаль, пересекаются, расходятся в разные стороны и вновь сходятся…
ВЕД: А ведь дороги бывают очень разные, например, дорога счастья, дорога успеха… Такие ясные, широкие, светлые дороги.
ВЕД: А бывают дороги страшные, дороги страданий и слёз. Такие дороги не выбирает никто, по ним просто идут…

Чтец
Пылает днем и ночью пламя
И озаряет шар земной
Не утихает наша память
О тех, кто был убит войной.

Чтец
Знакомый дом, березку золотую,
Все обожгла военная пора,
Но ты хранишь, как память дорогую,
Простой напев, что пели мы вчера.

Чтец
4 года, 2600 километров и 27 миллионов унесённых жизней.
27 миллионов - это значит каждый восьмой житель нашей страны погиб во время Великой Отечественной войны.14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек каждую минуту.

Чтец
И за каждой из этих страшных цифр мы видим наших воинов, бросавших своё мальчишеское тело под фашистские танки, месивших своими обмороженными, стёртыми в кровь ногами осеннюю грязь и зимний снег, жгучий песок и глину, но всё-таки прошедших эти 1418 дней, чтобы на стенах повреждённого рейхстага наконец-то устало присесть и сказать: «Всё, ребята, мы победили!»

Чтец
Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в перерывах между боями, в тесных землянках и холодных окопах, у костров в партизанских лесах. Они верили, что мир, спасённый от фашизма, будет прекрасным.

Музыкальный фон «Эх,дороги»

Чтец
Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу, четко разделив Время на «довоенное» и «военное», разделив всех нас на «фронт» и «тыл».

Чтец
А между фронтом и тылом ходила полевая почта, треугольниками писем, словно тонкими нитями соединяя то, что разорвала безжалостная война.

Чтец
Немногочи¬сленные фронтовые треугольники стали единственной ниточкой на¬дежды на возвращение и веры в нашу победу. Они провожали и на¬деялись, ждали и верили...

Чтец
Если хочешь узнать о войне
И о майской победной весне,
Попроси солдатскую мать
Письма сына ее почитать.
На страницах застыли года.
22 ему будет всегда.

На последние 4 строчки по очереди выходят парень, девушка и мужчина, присаживаются на парапет у памятника. В руках листы бумаги и карандаши. Они пишут письма.

ПАРЕНЬ:
"Мама, я здоров и живой..."
А наутро последний бой.
Ты прости, что письмо,
Торопясь, отрываясь, небрежно
Я пишу, как мальчишка дневник
И как штурман - журнал.
Вот опять начинается... Слышишь?
С третьей скоростью мчится
Огнем начиненный металл...

ДЕВУШКА:
Дорогая мамочка!
Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь свою заботу и тревогу.
Не близок путь, далёк знакомый край,
Но я вернусь к любимому порогу.
4 На голос твой я сердцем отзовусь
И на заботу подвигом отвечу.
Я далеко, но я ещё вернусь
И ты, родная, выйдешь мне навстречу.

МУЖЧИНА:
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой!
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья. Твой отец.

Из-за памятника выходит женщина с треугольниками писем в руках.

Проходит к братской могиле.

Муз. фон ВЗРЫВЫ И РЕЗКО ТИШИНА.

Чтец
Чёрным, зловещим крылом ударила в окна матерей похоронка. Сколько выплакано слёз, сколько горя обрушилось на женщину в один миг!
Но ни одна мать не сможет смириться со смертью сына. Она всю жизнь ждёт и надеется: а вдруг произойдёт чудо и на пороге появится сын, её кровинушка.

Женщина:
Возьми меня с собою родненький.
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с собою унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари пепелищ и от хатынской боли.
Навечно! Навсегда! А не на миг!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок, мой и твой.
Пусть мир взорвется криком:
"Нет! Не надо! Мне нужен сын не мертвый,
а живой! "

Музыкальный фон.

Боже наш, всеблагий Отче,
Об одном прошу в молитвах
Не забудь, поставь пред очи
Деток малых, беззащитных...
Упаси от искушенья,
Дай найти свою дорогу
За чужие прегрешенья
Не карай их слишком строго.
От людей жестоких, грубых
Защити их, боже правый
Их доверчивые губы
Не сожги людской отравой.
Пусть не хищники, не слизни
Не пройдут в их мир сердечный...
То, что не смогла при жизни
Сделай боже бесконечный!

СЛАЙДЫ «Свеча в ладони»
ТЕКСТ Когда звучит незримый хор, как ангелы в раю,
Над прахом братьев и сестер зажги свою свечу!

Чтец
Мир подвига неисчерпаем, и всё в нём связано крепчайшими нитями.
Безымянный солдат победил. Победил, потому что верил: дело его правое, родина у него одна. И другой не будет.

Солдаты, не пришедшие с войны,
Неслышно так стучатся в наши двери,
И трудно до сих пор ещё поверить,
Что не дошли они до тишины.

Чтец
Все помнится, ничто не позабыто,
Все помнится, никто не позабыт
И днем и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.
Пылает днём и ночью пламя
И озаряет шар земной,
Не утихает наша память
О тех, кто был убит войной.

Чтец
Десятки лет легли меж нами,
Ушла в историю война.
Мы в сердце вечными словами
Погибших пишем имена.
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Чтец
Встаньте! И пусть ваше молчание будет самым грозным протестом против войны!

Чтец
Встаньте! Быть может тогда в мире прольётся хоть на одну каплю крови меньше!

Чтец
Проклятая война!
Гори она огнем!
Сердца наполнены тоскою и печалью.
Давайте павших помянем
Минутой скорбного молчанья!

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Чтец
Возложите на море венки,
Есть такой человечий обычай –
В память воинов, в море погибших,
Возлагают на море венки.
Заплетите земные цветы
Над землею сгоревшим пилотам.
Не вернулись они из полетов...
Возложите на небо венки.
Возложите на землю венки,
В этом вечном огне все сгорели.
Из жасмина, из белой сирени
Возложите на землю венки.

Музыкальный фон.
Возлагаются венки и гирлянды к па¬мятнику.
Свечи ставятся на постамент братской могилы.

Чтец
Нет, Победы мы не ждали в гости,
Сами к ней четыре года шли.
Жилы в нас рвались, трещали кости.
Крови стоил каждый метр земли.
Лишь тогда, когда у стен Рейхстага
Был окончен фронтовой наш путь,
Мы ее коснулись краем стяга
И в глаза смогли ей заглянуть.

ЖЕНЩИНЫ:
Запомни эти дни.
Прислушайся немного,
и ты - душой - услышишь в тот же час:
она пришла и встала у порога,
она готова в двери постучать.

Она к тебе спешила из похода
столь тяжкого,
что слов не обрести,
Она ведь знала: все четыре года
ты ждал ее,
ты знал ее пути.

Ты отдал все, что мог, ее дерзанью:
всю жизнь свою,
всю душу,
радость,
плач.
Ты в ней не усомнился в дни страданья,
не возгордился праздно в дни удач.

И вот - она у твоего порога.
Дыханье переводит и молчит.
Ну - день, ну - два, еще совсем немного,
ну - через час - возьмет и постучит.

Запомни ж все! И в будничных тревогах
на всем чистейший отблеск отмечай.
Стоит Победа на твоем пороге.
Сейчас она войдет к тебе.
ВСЕ. Встречай!

Видеоряд на песню Долматовского Е. и Пахмутовой А. "Майский вальс".
Чтец

Чтец
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить,
Только не забыть бы это
Лишь бы не забыть!
Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла,
А в реке меж берегами
Кровь-вода текла.
Были черными березы,
Долгими - года.
Были выплаканы слезы,
Жаль, не навсегда.

Чтец
Задохнулись канонады, в мире тишина
На большой земле однажды кончилась война

Фонограмма песни «Пусть всегда будет солнце» (Автор Ошанин Л.
Композитор Островский А)
Звук микшируется. На фоне песни выступление младших школьников

Дети
1. Я нарисую яркое солнце!
2. Я нарисую синее небо!
3. Я нарисую свет в оконце!
4. Я нарисую колосья хлеба!
5 и 6. Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнём нашей общею кистью:
Выстрелы, взрывы, огонь и войны

Чтец
Мы, поколение 21 века,
Клянемся в памяти хранить войны священной даты,
В веках сквозь время пронести всё то, что сердцу свято!
И если надо встанем в строй за честь родной державы,
Как деды наши и отцы – венцы солдатской славы!

Чтец
Мы радуемся, когда исчезают на земле следы войны, но мы свято храним в памяти все, что было пережито. Нашу память питает живая любовь к погибшим и бесконечная благодарность ко всем, кто не щадя себя бился с врагом.

Чтец
Пусть над землёй моей
Не рвётся в клочья небо!
Пусть тишина полей
Прольётся тёплым хлебом,
И солнце по утрам свет дарит всей планете!
Не быть войне! Быть миру! Счастья детям!

СЛАЙДЫ "Свеча в ладони"
ТЕКСТ Станьте чуточку добрей и человечней,

Чтец
Пускай умолкнет гул вражды и злые речи,
На свете нет чужой беды - зажгите свечи!
И станьте чуточку добрей и человечней,
В своей душе, как в алтаре, зажгите свечи!

Чтец
Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем всех с великим днем,
С днем нашей славы, С днем Победы!

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 733 г. Москвы

Конспект внеклассного мероприятия

для учащихся 3 – 6 классов

литературно-музыкальная композиция

«Победе в Великой Отечественной войне посвящается»

подготовили: Афиногенова Ольга Николаевна

учитель русского языка и литературы,

Волкова Алла Дмитриевна учитель английского языка.

Москва 2014 г.

Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине и её защитникам.

Задачи.

Образовательные:

    расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне;

    ознакомить учащихся с жизнью и подвигами людей в годы ВОВ .

Развивающие:

    развивать у учащихся интерес к историческому прошлому нашей страны.

Воспитательные:

    воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, чувство благодарности, к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения, перенёсшим все тяготы военных лет.

    формирование дружеских, товарищеских отношений;

    сделать данное мероприятие ярким и незабываемым.

Оформление: класс украшен плакатами, фотографиями военных лет, выставка книг о Великой Отечественной войне, рисунками учеников.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация «Священная война», презентация «Дети войны», записи песен и музыки военных лет, солдатская форма.

Участники: ученики 3-го класса, ученики 6-го класса, педагоги.

Ход мероприятия.

1-й чтец:

Нам за всеми памятными датами

Видится главнейшая одна -

День, когда весною сорок пятого

На земле закончилась война.

2-й чтец:

Отдымили старые пожарища,

Мирно распускается сирень,

Но нельзя, нельзя забыть, товарищи,

Тот светлый майский, тот победный день!

Слайд-шоу «День Победы» слова: В. Харитонов, музыка: Д. Тухманов.

Ведущий (ученик 6-го класса): Каждый год 9 мая наш народ кланяется великим тем годам, хотя прошло уже 69лет. Время не властно предать их забвению. Есть память, которой не будет конца. Необходимо помнить о миллионах погибших. Помнить, чтобы жить!

Ведущая (ученица 6-го класса): Светлой Памяти 20 миллионов погибших в этой войне, обеспечившим вместе со всем народом мир и счастье на Земле и нашу с Вами жизнь Мы посвящаем наш праздничный концерт.

3-й чтец:

Умытая слезами - не дождем,
Сверкая не огнем, а счастьем жизни,
Победа к нам приходит вешним днем,
Чтоб никогда не позабыть о том,
Какой был подвиг совершен Отчизной!

Ведущий: Сегодня в торжественный, праздничный день Великой Победы, мы возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героическим дням.

Ведущая: Последние минуты мира, последние минуты тишины. Они были прерваны появившимися в небе самолетами с черной свастикой. Так на рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напала на нашу Родину.

4-й чтец:

Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова… (Звучит голос Левитана о том, что началась война).

«Священная война» слова: В. Лебедев-Кумач, музыка: А. Александров.

5-й чтец:

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой.
Нам выдал общую беду,
На всех, на все четыре года.

6-й чтец:

Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.

На экране военная хроника: взрывы, бомбежка .

Ведущий: Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.

Ведущая: Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Ведущий: Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Ведущая: Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.

7-й чтец:

Война - это горе и слёзы,

И грохот снарядов вокруг.

Война – это с неба угроза

И пуль пролетающих звук.

Война – это боль и отчаянье,

И ужас в глазах матерей.

Война нам приносит страданье,

Нельзя забывать нам о ней.

Ведущий: Горькими были первые месяцы войны. Мы отступали. Через 3 с половиной месяца войны фашистские войска вплотную подошли в Москве.

8-й чтец:

Вой сирены, дышащее смертью небо

И спасенье в метро от бомбежки.

И кусочек черного хлеба,

Как сокровище в детской ладошке.

Это все Москва сорок первого года.

Я не видел это, но знаю.

Испытания духа народа

Я в семейном кругу постигаю.

С той поры прошло уж немало лет.

Помню памятью близких людей,

Как ушел на войну ополченцем мой дед

Защищать Москву, свой дом и детей.

Девочки 6-го класса исполняют песню «Катюша» слова: М. Исаковский , музыка: М.Блантер.

Ведущий: Ещё война, но мы упрямо верим, что будет день, мы выпьем боль до дна. Широкий мир нам вновь откроет двери, с рассветом новым встанет тишина.

Ведущая: Война – самая тяжёлая из бед, которая бывает, но даже на войне солдатам всегда помогало чувство юмора. Оно создавало хорошее настроение, облегчало трудности походов, поднимало дух солдат.

Сценка на привале (три солдата сидят у костра и ведут беседу).

1 солдат : А я расскажу, как я однажды за «языком» ходил.

Вот сижу я, значит, братцы.
Под покровом темноты.
Слышу шорох. Вижу братцы,
Немец лезет,

2 солдат : Но, а ты?

1солдат : Но, а я конечным делом,
Притаился меж сосён,
Белый снег, и я, весь в белом.
Жду бандита...

3 солдат : Но, а он?

1 солдат : Ну а он. Ползёт по лесу.
Только вижу, я братцы.
Много, в том фашисте весу,
Как бугай он...

2 солдат : Ну а ты?

1 солдат: Ну, а я по весу муха, как полезешь на рожон?
Ах ты, думаю, поруха,
Как с ним сладить?

3 солдат : Ну, а он?

1 солдат : Ну, а он всё ближе, ближе... вижу только я браты,
Брюхом он лежит на ложе,
Снег глубокий...

2 солдат : Ну, а ты?

1 солдат: Ну, а я решил упрямо;
Взять живым его должен,
Автомат наставил прямо.
Будь что будет...

3 солдат : Ну, а он?

1 солдат: Ну, а он совсем уж рядом,
Норовит вильнут в кусты.
Водит, вижу, волчьим взглядом.
Подползает...

2 солдат : Ну, а ты?

1 солдат: Тут меня и осенило!

Взял я в бок одним прыжком.
И на фрица, на верзилу,
Прямо с маху сел верхом.
“Хальт”, - кричу, - не то стреляю!
Ходу, чертова душа!
И к затылку приставляю,
Свой заветный “пэ-пэ-ша”.

3 солдат : Ну, а он?

1 солдат : Куда ж деваться?

Подчинился мне, подлец,
И повёз меня он, братцы,
Как хороший жеребец.
Ох, уж утром было смеху! Я
Из лесочка под уклон
Так на пленном я и въехал
В свой гвардейский батальон.

Ведущий: После тяжёлых боёв солдатам необходим отдых, хотя бы и короткий, иначе невозможно выдержать чудовищное напряжение.

Ведущая: Солдаты знали, что многих ожидает смерть – может быть, уже завтра. Но всё же звучали на войне шутки, весёлые песни, частушки.

К участникам сценки выходят девочки, исполняют частушки.

    Моросят дожди косые
    На берлинском на пути
    Лучше матушки России
    В мире края не найти.

    2. Мать сыночка провожала
    И такой наказ дала:
    «Береги страну родную,
    Как тебя я берегла».

    3. Наши танки в бой несутся,
    Содрогается земля.
    Пусть не зарятся фашисты
    На колхозные поля.

    4. Злобный враг войну затеял,
    Мы его не пощадим:
    И на море, и на суше
    Разобьём и разгромим.

    5. Я милёнка-гармониста
    Собирала тщательно.
    Пусть нечистого фашиста
    Бьёт он основательно.

    6. Гитлер злится, Гитлер злится,
    Очень он ругается.
    Приказал Россию взять,
    Да не получается.

    7. Гитлер вздумал угоститься -
    Чаю тульского напиться,
    Зря, дурак, позарился –
    Кипятком ошпарился.

    8. Налетели вражьи птицы
    На советские границы,
    Им от наших от ворот
    Показали поворот.

    9. Русский воин – молодец
    Хорошо сражается,
    Силою смекалкою
    Всегда он отличается.

    10. «Русиш, русиш, вам капут», -
    Немцы так кричали,
    А когда мы победили,
    В ноги нам упали.

    11. Сидит Гитлер на заборе,
    Плетёт лапти языком,
    Чтобы вшивая команда
    Не ходила босиком.

    12. На нас Гитлер наступает,

Всей Европе хвалится.

Ну и мы не оплошали,
Прикурить ему мы дали.

13. В деревню немцы ворвались,
От радости взбесилися.
Поросят всех, кур поели,
Чтоб вы подавилися!

14. Наши воины в Берлине
Празднуют победу,
Все ликуют и поют,
Честь солдату отдают.

Ведущая: Письма, письма. Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой! Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась. И радостно было открывать их, и всякий раз тревожно и боязно: «Не случилось ли чего?

9-й чтец:

Если хочешь узнать о войне
И о майской победной весне,
Попроси солдатскую мать
Письма сына ее прочитать.

На страницах застыли года.
22 ему будет всегда:
«Мама! Я здоров и живой».
А на утро последний бой.

Выходят мальчики 6-го класса в солдатской форме, в руках держат треугольники-письма. Тихо играет песня «В землянке» слова: А. Суркова, музыка: К. Листова.

1-й мальчик (солдат):

Здравствуй, мама!
Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой,
Будем мы фашистов гнать.
Позабудь печаль и грусть -
Я с победою вернусь!
2-й мальчик (солдат):

Мама, тебе эти строки пишу я.

Тебе посылаю сыновий привет.
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!

3-й мальчик (солдат):

Родная, любимая, милая мама!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры.
Ты здесь, ты со мной, родная моя!

4-й мальчик (солдат):

Дорогие, мои родные!
Ночь. Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
Завтра снова я в бой иду.
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу.
Стану недругов наших громить.
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.

Ведущий: Образы далёких любимых помогали нашим солдатам в их нелёгких фронтовых буднях, в тяжёлых боях; придавали им сил и мужества.

Ученик 9-го класса читает стихотворение «Жди меня».

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

К. Симонов.

Вальс под музыку песни «Синий платочек» слова: Я. Галицкий и М. Максимов, музыка: Е. Петербургский.

Ведущий: Много испытаний выпало на долю женщин в годы Великой Отечественной войны. Много слез было в этой войне, но материнских слез больше всего: слез матерей, провожавших на фронт сыновей.

«Баллада о матери» читает ученица 6-го класса.

Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она…
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло.
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино и стар, и мал,
Кто познал войну, и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,

И пронесся материнский крик.
Алексей, Алешенька, сынок,
Словно сын ее услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась - вдруг он упадет,
Но сквозь годы мчался сын вперед.
Алексей, кричали земляки,
Алексей, просили, добеги.
Кадр сменился, сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить,
И в атаку снова он бежит
Жив, здоров, не ранен, не убит.
Алексей, Алёшенька, сынок,
Словно сын ее услышать мог.
Дома все ей чудилось кино,
Все ждала вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын ее с войн.

А. Дементьев.

Песня «Журавли» слова: Р. Гамзатова (перевод Наума Гребнева), музыка: Я. Френкеля исполняет ученик 6-го класса.

1-й чтец (ученица 3-го класса):

Его я узнала не из книжки

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышки

К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли,

Мы просто дышали войной.

Ведущий: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». Но эти ребята стали взрослыми в одночасье – 22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концентрационных лагерях, гибли от фашистских пуль.

2-й чтец:

Дети войны, и веет холодом.

Дети войны, и пахнет голодом.

Дети войны, и дыбом волосы.

На чёлках детских - седые волосы.

Земля омыта слезами детскими.

Детьми советскими и несоветскими.

Какая разница, где был под немцами?

В Дахау, Лидице или в Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны, боль и отчаяние.

И сколько надо им минут молчания?

Песня «Дети вой­ны» исполняют ученики 3-го класса.

Стихотворение Ю.Воронова «В школе» читает ученица 6-го класса.
Девчонка руки протянула И головой – на край стола… Сначала думали – уснула, А оказалось – умерла. Ее из школы на носилках Домой ребята понесли. В ресницах у подруг слезинки То исчезали, то росли. Никто не обронил ни слова Лишь хрипло сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова Занятья – после похорон.

Ведущий: Блокада. Ещё одна страшная страница в истории Великой Отечественной войны. Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам.

Ведущая: Символом стойкости Ленинграда стала девочка Таня Савичева.

Стихотворение читает ученица 9-го класса:

В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова:

А в ночи пронзает небо
Острый свет прожекторов.
Дома нет ни крошки хлеба,
Не найдёшь полена дров.
От коптилки не согреться
Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце
В сокровенном дневнике:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

Отшумела, отгремела
Орудийная гроза,
Только память то и дело
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся берёзки,
Пробивается трава,
А на скорбном Пискарёвском
Остановят вдруг слова:

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

9 страничек. Страшные строчки.

Нет запятых, только черные точки.

Тихо в квартире. В живых только Таня.

В маленьком сердце столько страданья!

Умерли все! Никого больше нет.

Ведущий: Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом.

Ведущая: По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны было 3 500 юных фронтовиков в возрасте до шестнадцати лет.

Выходят ученики 3-го класса, рассказывают о пионерах-героях (от первого лица).

1-й ученик: Я, Валя Котик, родился 11 февраля 1930 года. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, я вместе с друзьями решил бороться с врагом, был разведчиком. Погиб как герой, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

2-й ученик: Я, Марат Казей,жил с мамой и сестрой Ариадной в Минске. Мою мать, зато, что прятала у себя раненых партизан и лечила их, немцы повесили в 1942 году. После её смерти мы с сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Я был разведчиком, участвовал в диверсиях. За смелость и отвагу в боях был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Погиб, подорвав себя и врагов гранатой.

3-й ученик: Я, Зина Портнова, война застала меня в деревне Зуя, куда я приехала на каникулы. Участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. В декабре 1943 была зверски замучена фашистами. За стойкость, мужество посмертно мне было присвоено звание Героя Советского Союза.

4-й ученик: Я, Лёня Голиков, рос в деревне Лукино, когда моё родное село захватил враг, ушел к партизанам. Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Погиб 2 апреля 1944 года. За стойкость, мужество посмертно мне было присвоено звание Героя Советского Союза.

5-й ученик: Я, Володя Дубинин, был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях вблизи Керчи. Подносил боеприпасы, воду, питание, ходил в разведку. Погиб от взрыва мины при разминировании подходов к каменоломням, посмертно награждён орденом Красного Знамени.

6-й ученик: Я, Лара Михеенко, родилась в Ленинградской области. Весной 1943 года вместе с подругой ушла в партизанский отряд. Мы собирали сведения о дислокации фашистов, узнавали, где собирают отобранный скот для отправки в Германию, какое количество солдат и техники в том или ином районе. 4 ноября 1943 года после допроса, сопровождавшегося пытками и издевательствами, я была расстреляна.

4-й чтец (ученица 3-го класса):

Пусть будет мир!

Пусть пулеметы не строчат, И пушки грозные молчат, Пусть в небе не клубится дым, Пусть небо будет голубым, Пусть бомбовозы по нему Не прилетают ни к кому, Не гибнут люди, города... Мир нужен на земле всегда
Н. Найдёнова.
Песня «Солнечный круг» слова: Л. Ошанин, музыка : А Островский исполняют ученики 3-го класса.

Выходят мальчики 6-го класса в форме солдат.

1-й мальчик (солдат):

Ты видел, как смеются дети
На этой солнечной планете?
Да разве мы с тобой позволим
Разрушить счастье их земное?

2-й мальчик (солдат):

Ты видел, как смеются дети?
Лучами льется смех счастливый
И весь народ моей России
Живет и думает о мире.

3-й мальчик (солдат):

О ясном солнце в небе синем,
О птичьем пенье по весне!
Чтоб людям мира жить счастливо
На всей большой нашей земле.

4-й мальчик (солдат):

Должны бороться мы за мир,
А люди всей земли – дружить,
Тогда сказать мы сможем смело:
Земле, планете нашей – жить!

Песня «Должны смеяться дети» слова: М. Пляцковского, музыка: Ю. Чичкова исполняют ученики 3-го и 6-го классов.

1-й мальчик (солдат):

Началось все в 41-м,

В том трагическом году.

Всему советскому народу

Объявили про войну.

2-й мальчик (солдат):

Чаша терпенья полна до краев.

Сколько тяжелых было боев!

Но не сумели нас немцы сломать,

Им есть теперь тоже, что вспоминать.

3-й мальчик (солдат):

Было очень нам тяжело.

Холодно, голодно, но мы знали одно:

Жизнью мы жертвовали,

Чтоб победить,

Чтоб свободно и радостно

Вы могли жить.

Слайд-шоу под музыку из к/ф «Офицеры» слова: Евгений Агранович , музыка: Рафаил Хозак.

Ведущий:

Война закончилась. И заживают раны,
И в День Победы по восторженной земле,
Блестя наградами, шагают ветераны,
Фронтовики, герои, совесть наших дней.

Ведущий:

Война закончилась. Но с каждым годом,
Редеет славная гвардейская родня,
И все цветы свои весна в венок вплетает
И с ним склоняется у Вечного огня!

Объявляется Минута молчанья

Ученик 6-го класса: Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.

Ученица 3-го класса: Мы никогда не забудем тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.

Ученик 6-го класса: Мы будем достойными потомками того великого поколения.

Ученица 3-го класса: Мы благодарны им за эту победу, за наши мирные жизни, за то, что они вынесли все лишения и ужасы военного времени и победили.

Ученик 6-го класса: Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа.

Список литературы.

1.Школьная библиотека – « Час мужества»- Москва, «Просвещение», 1990г. 2. Школьная библиотека – «Поэзия периода Великой Отечественной Войны 1941-1945» - Москва, «Просвещение», 1990г. 3. Школьная библиотека – «Поэзия периода Великой Отечественной Войны и первых послевоенных лет» - Москва, «Просвещение», 1990г.




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
(А. Твардовский)

Цель:

  • Воспитать патриотизм, гордость за свою Родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам.
  • Научить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм за тех, кто пал на полях боя.

Материалы:

  • Плакаты: “Дошли до Берлина”, “Родина – Мать зовёт”

  • Выставка детских рисунков “Никто не забыт - ничто не забыто.”

  • Выставка книг на военную тематику

Подготовительная работа:

  • Конкурс детских рисунков, оформление книжной выставки
  • Заучивание стихов, песен, разучивание танцев
  • Подбор костюмов

(Звучит запись военной песни на сцену выходят 6 учащихся - 3 мальчика и 3 девочки.)

(Слайд №1)

От неизвестных и до знаменитых,
Сразить, которых годы не вольны,

Их миллионы незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Память человеческая строго
Дни считает, как бойцов в строю

Знает мир, что путь ваш был нелегок
К этому торжественному дню.

Война не заканчивается, когда смолкает оружие.
Она продолжается в душах тех, кто в ней участвовал.

Она будет напоминать о себе, пока живы матери,
потерявшие сыновей, пока болят раны воинов.

(Слайд №2)

ВЕДУЩИЙ 1: Каждый год в первые майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, кланяется живым.

Более шести с половиной десятилетий прошло с того летнего воскресного дня 1941 года. Но каждый из нас содрогается, услышав строки, бьющие прямо в сердце: “Сегодня, 22 июня 1941года, в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза”. Война...

(Слайд №3)

ВЕДУЩИЙ 2: Прошло 67 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах, сердцах, мыслях. Да, у времени своя память. Время лечит. А память хранит. Веками человечество пишет и хранит письма. В них история. История страны, народа, человека. Самые сокровенные, самые искренние чувства, которые переживает за свою жизнь человек, хранят эти листочки бумаги.

ВЕДУЩИЙ 1: И пока в школьных музеях, в семейных архивах, в наших сердцах мы храним письма, жива память о тех, кто отдал свои жизни во благо нашего светлого будущего.

(Слайд №4)

ВЕДУЩИЙ 2: Шестьдесят семь лет, назад отзвучали последние выстрелы большой, трудной, трагической и незабываемой Великой Отечественной войны, но не заживают раны в сердцах человеческих. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы не должны забывать о тех, кто “ковал” победу в тылу, кто выстоял эти 1418 дней и ночей и дошёл до Берлина. И в торжественные, праздничные дни Великой Победы, мы вновь и вновь возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героическим дням.

(Слайд №5)

ВЕДУЩИЙ 1:

Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом в мае.

(Слайд №6)

ВЕДУЩИЙ 2:

На незримых фронтах
Необъявленных войн
Нету пауз и нету антрактов.
Все гремит над землей
Нескончаемый бой,
Лязг затворов и танковых трактов.
И к прикладу плечо
Притерпелось уже,
Принимая отдачу тугую,
Этой ночью мой друг
На ничейной меже
Принял в сердце случайную пулю.

(Слайд №7)

(звучит военный вальс, выпускники танцуют)

(Слайд №8)

ВЕДУЩИЙ 1:

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Каких-то пять минут осталось.

(слайд №9)

ВЕДУЩИЙ 2:

День был с небом без границ,
Небом синим и бездонным.
День был светел пеньем птиц
И надеждами влюблённых.
Не спешила ночи тень опуститься над землёю.
Это был последний день
Последний день перед страшною войною.

(Слайд №10)

ВЕДУЩИЙ 1: Сколько трудов выпало на долю женщин, матерей, жён в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата, мужа... Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка. А многие воевали рядом с мужчинами.

(выходят девушки в платках)

(слайд №11)

1 девушка:

Что есть жизнь человека? Дар свыше. В эту жизнь мы приходим для того, чтобы жить, растить детей, быть счастливыми. На земле одно поколение сменяет другое. И нет в истории человечества ни одного поколения, которое не познало бы войны, боли потери близкого человека. Когда больно, когда душа кричит не всегда все можно выразить словами.

(Слайд №12)

2 девушка:

“И начались страшные дни. Жесточайшие бомбардировки не прекращались. Видимо, немцы решили полностью уничтожить город, всех и вся, что в нём находилось. Уже никто не мог покинуть этот город...”

(Слайд №13)

3 девушка:

На фронт сынку я на заре писала,
Водила пальцем по стоке:
- Сынок, - в письме ему сказала, -
Всё хорошо у нас в селе.
Посеяли хлеба, картошку посадили...
Но не писала, как дался тот сев,
О том, что в плуг корову снарядили.
И бабы по бокам, в натуге посинев...
- Сынок, - писала я, - ты будь смелее,
А обо мне не думай, не тужи,
Гони врага проклятого с России,
Отчизне-матери своей служи.
А я дождусь тебя, я не помру без спроса,
Мне много ль надо-то, мне надо-то чуть-чуть:
Вот выдал председатель к севу проса,
Картошка есть ещё. Дотянем как-нибудь.
А ты, мой сын, писал бы мне почаще.
Аль всё бои идут, и нету им конца?
Твои мне письма всех гостинцев слаще
Да фотокарточка героя-молодца.
Ты сделал хорошо, что карточку мне выслал,
Теперь и утром ранним и в ночи
Я будто говорю с тобою в мыслях.
И ты, моя кровинка, не молчи.
Уж отыщи минутку да другую
От сна, от отдыха для мамы оторви
И напиши, что жив-здоров, целую,
Мол, скоро буду дома, только жди.
Я жду, родной, из всех я сил стараюсь.
И сколько нужно будет - столько буду ждать!
А ты, солдатик храбрый, постарайся
Живым остаться и порадуй мать...-

(выходит ученик, исполняет под гитару песню “Здравствуй, Мама!”)

(Слайд №14,15)

Здравствуй, Мама!
Я опять пишу письмо
Здравствуй, Мама!
Все как прежде хорошо
Все нормально, светит солнце
Над горой встает туман
Знаешь, мама, здесь не страшно
Просто здесь Афганистан
Как там наши?
Я во сне всех видел вас
Как сестренка?
Перешла-ль в четвертый класс?
Ты бы, мама, Ольгу в гости
К нам почаще бы звала
И скажи ей, что вернусь я
Чтоб она меня ждала /
Мать читает, а в глазах стоит туман
Мать читает, все здесь правда, что - обман

Сын в земле, а на ладони - листик этого письма
Мать не в силах оторваться от могильного холма
Сын в земле, а на ладони - орден "Красная звезда"
Лишь вчера с соследним ветром
Горе стукнуло в окно
А сегодня, на рассвете
Почтальон принес письмо
В нем живой он, он смеется
И так хочет долго жить
Здравствуй, Мама! Здравствуй, Вечность
Мы не в праве их забыть
Здравствуй, Мама...

ВЕДУЩИЙ 1:

(Слайд №16)

Все то, что в письмах им писали из дому,
Все то, что в песнях с их судьбой сплелось,
Все это снова, заново и сызнова,
Коротким словом – Родина – звалось

ВЕДУЩИЙ 2:

Тех мрачных лет воспоминанье свято,
Претензий никому не предъявить.
Но по плечу российскому солдату
От имени России говорить.

(Слайд №17,18)

1 мать:

На площади опустошённой разрушен вражеским огнём,
Приветливый, многооконный с цветами в окнах детский дом.

2 мать:

Что в мире может быть печальней полуразрушенных печей,
На месте прежней детской спальни, среди обломков кирпичей.

3 мать:

В зале я видела мячик детский, а рядом школьная тетрадь,
Её примял сапог немецкий, оставив грязную печать.

4 мать:

Нет преступления бесцельней, бессмысленней злодейства нет.
И слезы детские и материнскую слезу, мы будем помнить много лет.

(Слайд №19)

1 ребёнок:

Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить.

2 ребёнок:

Почему сыновья не вернулись домой.
Сколько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней.

3 ребёнок:

Дети детство узнали в руинах домов
Эту память вовек не убить
Лебеда – их еда и землянка – их кров
А мечта – до победы дожить

(Слайд №20)

4 ребёнок:

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне
чтобы не было войн и смертей
чтобы мамам страны не пришлось хоронить
вечно юных своих сыновей.

(Слайд №21)

ВЕДУЩИЙ 1:

В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство –
И боль, и радость грозных лет...

(Слайд №22)

ВЕДУЩИЙ 2:

И сколько сыновей, великая Россия,
Ты отдала за то, чтобы великой быть.
Безусых, молодых, веселых и красивых,
А ведь они могли сто лет прожить.

(Свет гаснет, выходят участники, у каждого в руке горит свеча, одна из участниц играет на скрипке)

(Слайд №23)

Мы будем жить в рассветах и закатах,
В мерцанье звезд и в шелесте волны.
Мы будем жить в молоденьких солдатах,
В делах страны живущей без войны.
Мы будем жить и в вас, и в ваших детях.
Мы станем ветром, колосом, дождем.
Мы будем жить! И завтра на рассвете
В тяжелый бой за эту жизнь пойдем.

ВЕДУЩИЙ 2:

Возвращаются радость и гордость,
Осыпается траур с лица –
Лишь афганская, терпкая горечь
Не спеша покидает сердца.
Нам в ушедших нельзя воплотиться,
Возвратить им угаснувший свет –
И минута молчания длится
В тех, кто вынул счастливый билет.

(Слайд №24)

ВЕДУЩИЙ 1:

Этим людям мы обязаны очень многим. Но вспоминаем об этом не так часто - один раз в году, 9 мая. В остальное же время - это в лучшем случае чьи-то бабушки и дедушки, в худшем одинокие старики. Они не ждут от нас преклонения или бесконечной благодарности за свои подвиги. Они просто хотят иногда слышать от нас слово “Спасибо!” и чувствовать, что они кому-то нужны.

ВЕДУЩИЙ 2:

Вспомним тех, кто бился на фронте с врагом, кто воевал в партизанских отрядах, кто страдал в фашистских концлагерях. Вспомним тех, кто без сна и отдыха трудился в тылу, кто дошёл до Берлина и Праги, и кого сегодня нет с нами. В память о тех, кто погиб на фронтах Великой Отечественной войны и умер от ран, объявляется МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

(Звучит звук биения сердца)

(Слайд №25)

Мы, дети XXI века, не хотим жить для войны. Мы хотим учиться в школе, играть с друзьями, петь, веселиться, пускать кораблики по весенним лужам, рисовать, запускать в чистое голубое небо воздушного змея, сажать деревца - словом, светло и радостно жить на Земле.

ВЕДУЩИЙ 1:

Есть истории огромный камень,
Мы на нём напишем имена,
Золотом их тиснем, чтоб веками
Помнила и чтила их страна –
Всех, кто умер за свою Отчизну,
За её величье и рассвет,
Всех, кто отдал дорогие жизни,
Чтобы ярче лился счастья свет.

(Слайд №26)

ВЕДУЩИЙ 2:

Война свои “подарки” раздала –
Кому звезду на грудь, кому на холмик,
Кого-то развенчала долгота,
А кто-то вписан в жизни многотомник.
Пусть десять или двадцать лет пройдет.
И время врачевать умеет раны.
Давайте помнить тех, кто не придет.

(Слайд №27)

ВЕДУЩИЙ 1:

Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдины злобы и вражды растают!
Дружить давайте, люди всей земли!
Пусть наша дружба только вырастает!

(Слайд №28)

ВЕДУЩИЙ 2: И какие бы времена не наступили, истинная школа человеческих ценностей остается неизменной – это верность солдатской дружбе, неистребимая любовь к Отечеству, всегдашняя боль за свою землю.

(Приглашение ветеранов на сцену, поздравление, вручение цветов)

ВЕДУЩИЙ 1:

Не старейте, дорогие бойцы, мальчишки и девчонки войны, о вас еще напишут великие книги, а родная Русь всегда была братской, многонациональной и непобедимой!

Низкий поклон вам, мужественные солдаты Великой Отечественной войны. Живите долго и счастливо.

(все участники выходят и исполняют песню “День Победы”)

«Детство, опаленное войной»

(Посвящается Дню Победы в Великой Отечественной войне,

для учащихся 1 - 4 классов с применением презентации)

Разработала и провела

учитель начальных классов:

Панькова Л.В.

Литературно-музыкальная композиция

«Детство, опаленное войной»

(Посвящается Дню Победы в Великой Отечественной войне, для учащихся 1 - 4 классов с применением презентации)

Цель: Воспитание патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества.

Задачи:

Расширять знания школьников о Великой Отечественной войне; дать возможность прочувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле.

Способствовать расширению представлений о мужестве, отваге и самоотверженности мальчишек, и девчонок; вызвать чувство гордости, желание подражать героям, на их примерах учиться стойкости и мужеству; стремиться показать детям, какой нелегкой ценой завоевана Победа.

Рассказать о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны.

Привлекать детей к чтению книг о Великой Отечественной войне; содействовать воспитанию чувства глубокого уважения к людям, отдавшим жизнь во имя Победы.

Оформление:

Рисунки детей о войне, портреты пионеров - героев, выставка книг

Ход праздника:

1 ученик:

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май!

Звучит фонограмма песни

«Журавли» муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова.

Ведущий 1:

Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым.

2 ученик:

Прошла война,

Прошла беда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, дети, никогда

Об этом не забудем!

Ведущий:2

Дорогие ребята, уважаемые гости! Много лет отделяет нас от Дня Победы в той страшной и тяжёлой войне. Весь народ поднялся на защиту Отечества. Тысячи мальчишек и девчонок несли боевую службу в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах, наравне с взрослыми трудились в тылу.

Ведущий : 1

Сегодня наша литературно-музыкальная композиция о детях Великой Отечественной войны.

Ведущий: 2

Лето 1941 года началось замечательно для многих девчонок и мальчишек. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах.

Сценка: «На солнечной полянке»

На солнечной полянке сидят девочки и мальчики. Слышно пение птиц. Они мечтают о будущем.

Мальчик 1:

Вы знаете, о чём я мечтаю? Я хочу быть учителем. Буду учить детей любить Родину, буду читать им свои любимые стихи А.Блока

Рождённые в крае глухих

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего…

Мальчик 2:

А я буду врачом.

Девочка 1:

А я буду просто хорошим человеком.

Девочка 2:

Ребята, посмотрите, какая вокруг красота, даже дух захватывает. А тишина то, какая! А зори здесь тихие, тихие. Чистые, чистые, как слёзы…

Ведущий:1

А старшеклассники гуляли на выпускных вечерах.

(Несколько пар танцуют вальс. Музыка заканчивается. Ребята прощаются и расходятся по домам.)

Ведущий: 2

Спали люди, отложив на утро

Все свои заботы и дела.

В светлом доме, тихом и уютном,

Маленькая девочка спала.

На кровати, на столе игрушки,

За окном большой зелёный сад,

Где весною яблони и груши

Надевают праздничный наряд.

Ведущий: 1

Плыло небо в светлых точках,

Небо тоже дожидалось дня,

И никто не знал, что этой ночью

На рассвете началась ВОЙНА.

«СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»

Ведущий: 2

На фронтах Великой Отечественной войны воевало более одного миллиона советских детей. Им было от 8 до 17 лет. Тысячи детей прошло через фашистские концлагеря, пережили оккупацию, выжили в блокадном Ленинграде.

(Группа мальчиков, маршируя, исполняют песню «Прощание славянки»)

1 ученик :

Сороковые, роковые

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

2 ученик:

Нас не учили, как под танк бросаться,

И вражью амбразуру как закрыть,

И на врага живым тараном мчаться…

Но нас учили Родину любить!

3 ученик:

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!...

Ведущий: 1

Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск.

Ведущий: 2

В блокадном Ленинграде оставалось 2млн.544тыс. жителей, в том числе 400тыс. детей.

Ведущий: 1

Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались до конца, пройдя через все жестокие испытания.

Своим детским чутьем они понимали, что пришла беда, большая беда.

Сценка «Брат и сестра»

Сестра:

Как холодно и мама не идет

Быть может хлебушка, она нам принесет

Ну, хоть бы крошечку где отыскать

Голодной страшно мне идти в кровать

Брат:

А разве я есть не хочу?

Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть.

А главное фашисты далеко.

Да и кому в стране сейчас легко!

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она

Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра:

А вот и мамины шаги слышны!

Брат: (строго)

Не вздумай хныкать перед ней,

дай отдохнуть сначала ей.

1 ученик:

В эти дни невеселые

Мы росли во дворах

Годы были нешкольные,

Всюду слезы и страх.

Апельсины, бананчики

Кушать мы не могли -

На очистках картофельных

Все тогда мы росли.

Ведущий:2

Но сколько их не вынесло голода!

И сколько сгорело в огне!

И сколько погибло от холода!

Не выговорить мне.

Не выговорить - нет мочи!

Ленинградских детей число,

Чьи жизни в те чёрные ночи

В те страшные дни унесло.

Ведущий: 1

18 млн. советских людей оказались в фашистских концлагерях. Среди них были и дети. Лишь 7млн. человек дождались своей свободы. Фашисты использовали малолетних узников в качестве бесплатной рабочей силы. Ставили над ними медицинские эксперименты, использовали в качестве доноров, забирая почти всю кровь.

(Фрагмент фильма «Помни имя свое»)

Ведущий: 2

Почти третья часть населения страны жила в условиях жестокой немецкой оккупации. Оккупанты уничтожали поселки, деревни. Расстреливали и сжигали жителей, не жалея ни женщин, ни детей.

Сценка «Бабушка и внук»

(Свет в зале гаснет. Слабый луч прожектора освещает угол сцены. Там окно, рядом табурет и стол, на столе горит свеча. Бабушка и внук, сидят у окна, выглядывают на улицу.)

Внук: Гляди, гляди, бабушка! Танки пошли! Большие какие! И на всех кресты, а ты говорила: «Креста на них нет».

Бабушка: Это по-ихнему «свастика»

Внук: Мотоциклы мчатся…

(Фонограмма - немецкие фразы, визг поросёнка, смех.)

Внук: Бабушка, гляди - фриц за поросёнком гоняется!

Бабушка: (беря внука за руку). Идём со мной, Васятка…

Внук: Куда, бабушка?

Бабушка: Посидишь в сарае, пока известие не придёт, как с тобой дальше быть…

Внук: Да что меня прятать, я же маленький…

Бабушка: Поросёнок тоже маленьким был… Идём!

Внук: Не пойду я в сарай!

Бабушка : Не перечь. Вернётся отец, всё расскажу, так и знай.

Внук : Бабушка, а он тебе не говорил, куда он подался?

Бабушка: Не знаю.

Внук : А я знаю. В партизаны вместе с заводскими ушёл.

Бабушка : (испуганно). Погубишь всех! Снимай фотографии со стен. (Бабушка и внук снимают со стен фотографии.) А теперь собирайся. Пойдём в сарай, и не перечь бабке.

Внук : Бабушка, родненькая… Всё, что хочешь проси меня… Только не в сарай. Не пойду! Я темноты и мышей боюсь. (Всхлипывает.)

Бабушка: Эх, Васятка, Васятка! «Мышей боюсь», храбростью-то не в отца вышел. Что мне с тобой делать? Боюсь я за тебя. Ты мальчик доверчивый. Сболтнешь про отца - и всё, конец. Вот что, Васятка, если придут фашисты, о чём бы ни спрашивали: об отце, о матери, обо мне, о чём угодно - прикинься немым. (Стук в дверь.) Ой, это к нам. Ноги подкашиваются…

Внук : Это голос Серёжи.

(Входит Серёжа)

Бабушка : Ох и напугал ты нас! Думали, это фашисты пожаловали. Ты что такой весь сине- зелёный? Лица на тебе нет…

Серёжа: Расстреляли, расстреляли!

Внук: Кого расстреляли?

Серёжа: Троих партизан на площади расстреляли. Они, говорят, листовки расклеивали. Фашисты их поймали, и сразу… понимаешь?

Бабушка: Давайте-ка, ребята, спрячемся в сарае, пока наши не придут.

(Все уходят со сцены)

Ведущий: 1

За время Великой Отечественной войны всего в мире погибло 13млн. детей.

1 ученик:

Юные погибшие герои,

Юными остались вы для нас,

Мы - напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.

Жизнь и смерть - и нету середины

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки достойные поэм.

Сколько вас, весёлых и счастливых

По родной земле погребено?

2 ученик:

Вновь скупая слеза сторожит тишину.

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад!

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье,

Ты послушай святую минуту молчанья.

(Минута молчания)

Ведущий: 2

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина.

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Во имя Отчизны -

Дети (хором)

- Победа

Во имя живущих

Дети (хором)

- Победа

Во имя грядущих -

Дети (хором)- Победа

Ведущий: 2

9 мая 1945 года наступила долгожданная победа. Этого праздника люди ждали 1418 дней. Война оставила след почти в каждой семье. Почти 27 млн. своих сыновей и дочерей недосчиталась наша страна…

Группа детей исполняют песню «Победный марш».

Несколько пар детей танцуют вальс.

1 ученик :

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с победой вы домой пришли,

Солдаты мая, слава вам навеки,

От всей земли, от всей Руси!

2 ученик:

Шла война четыре года, много полегло ребят,

Но закончилась победой шесть десятков лет назад.

Шестьдесят пять лет, назад расцветала та весна,

Когда, наконец, прекратилась война!

3 ученик:

Я не знаю про эту войну ничего.

Книгу я прочитаю. Увижу в кино.

Но так трудно сегодня поверить мне,

Что прадедушка мой был убит на войне.

4 ученик:

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

Ведущий: 1

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны. И приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о войне.

Учителя исполняют песню «Живые помнят»

Ведущий: 2

Нашему поколению людей новой России, дорого будущее планеты, и поэтому наша задача - не допустить новой войны, бороться за мир во всем мире.

1 ученик:

2 ученик: Мир - это главное слово на свете,

3 ученик: Мир - очень нужен нашей планете!

4 ученик : Мир нужен детям!

5 ученик: Мир нужен взрослым!

6 ученик: Мир нужен всем!

Праздник заканчивается исполнением песни «Пусть всегда будет солнце»

Живые помнят о живых,

О тех, кто рядом был когда-то

Легенды сложены о них,

О верных подвигам ребятах.

Все помнит русский наш солдат:

С кем ел из котелка он кашу,

Махоркой, порохом пропахшей.

Об этом трудно вспоминать, -

Да только горя не забудешь

Россию, как родную мать,

Горячим сердцем не остудишь!

Живые помнят о живых…

Литературно-музыкальная композиция «Память».

О себе: В школе работаю 27 лет. Залог своего профессионального успеха вижу в воспитании личности духовно-нравственной, творческой, занимающей активную жизненную позицию и умеющей разобраться в огромном потоке информации. Но, имея немалый опыт в работе с детьми, считаю, что любое общение с ребёнком должно быть пронизано любовью к нему. Тогда и проблемы воспитания и обучения не будут такими острыми и злободневными, как на сегодняшний день. Очень люблю активный отдых на природе и путешествия.

Цель: воспитывать чувство патриотизма, чувство уважения к прошлому своей страны; прививать нравственно-эстетические качества.
Оборудование:
— Плакат с фотографиями о войне, выполненный детьми;
— Выставка детских рисунков о Великой Отечественной войне;
— Выставка книг о Великой Отечественной войне;
— Записи песен о войне, минуты молчания;
— Изображение вечного огня (муляж).

Ход мероприятия.

Ведущий: Приближается один из самых больших и волнующих праздников нашей страны – День Победы. Люди отдают дань любви и уважения воинам-освободителям, помнят тех, кто погиб от рук фашистов. Минуло уже более 70-ти лет с того незабываемого и трагического дня, когда люди нашей страны услышали страшное слово «война».
Негромко звучит песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

На её фоне ученики читают стихотворение «Напоминание» М. Луконина.
1. Самый светлый, самый летний день в году,
Самый длинный день Земли – двадцать второго.
Спали дети, зрели яблоки в саду.
Вспоминаем, вспоминаем это снова.
2. Вспоминаем эту ночь и этот час –
Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
3. Шаг за шагом вспоминаем, день за днём,
Взрыв за взрывом, смерть за смертью,
Боль за болью,
Год за годом, опалённые огнём,
Год за годом, истекающие кровью.

Ведущий: Четыре страшных года длилась Великая Отечественная война. Она оставила след почти в каждой семье. Более двадцати миллионов своих сыновей и дочерей недосчиталась наша страна после Великой Отечественной. Тяжёлую войну вынес на своих плечах наш народ.

Учащиеся читают стихотворение В. Занадворнова.
1. Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит своё выраженье.

2. Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;

3. Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звёзды окопных ночёвок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;

4. Это – в жизни короткий последний рассвет
Над изрытой землёй. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, при вспышках гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.

Ведущий: Им, защитникам Родины, воздвигнуты мемориалы Славы, обелиски. На братских могилах никогда не увядают цветы. Сколько могил неизвестного солдата в нашей стране? Очень много! Солдаты погибли за нашу мирную жизнь, за мирную жизнь будущих поколений. И наш долг – помнить об этом!
Звучит песня «Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова). Учащиеся читают стихотворение М. Исаковского.

1. Мы здесь не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжёт в груди.
К могиле Неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.

2. Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат.

3. Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись!
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись!

4. И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.

Ведущий: Враги зверски расправлялись с мирным населением оккупированных территорий, а истребление детей было ещё более страшным преступлением гитлеровцев. Каждому человеку ясно, что дети – это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал ещё с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых. Многие поэты писали об этом стихи. И один из них – Муса Джалиль. В его честь названа одна из улиц нашего посёлка. Ребята проводили поисковую работу по сбору информации о Мусе Джалиле и сейчас нам подробнее расскажут о нём.

Ведущий: Муса Джалиль написал много стихов о войне и о трагической доле русского народа. Послушайте одно из них.
Тихо звучит «Реквием» В. Моцарта. Ученик читает стихотворение Мусы Джалиля «Варварство».

Ведущий: Большей жестокости не знала наша планета, чудовищней зверства не бывает на свете. Разве можно такое предать забвению?…

Инсценировка «Дети Войны».
Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.
С е с т р а. Как холодно! И мама не идёт.
Быть может, хлебушка она нам принесёт?
Ну, хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.

Б р а т. А разве я есть не хочу? Хочу!
Но всё равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому сейчас легко!

С е с т р а. А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я б съела всё одна!

Б р а т. Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.

С е с т р а. А вот и мамины шаги слышны!

Б р а т (строго). Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей.

Ведущий: В чём были повинны эти дети? Что пришлось пережить всем детям войны? Страх, голод, холод и острую боль, вонзающуюся в детские души как нож!

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она, как сила нам нужна…

Ученики читают стихи Р. Рождественского и С.Шаровой.

1. Поклонимся великим тем годам,
Всем нашим командирам и бойцам,
Всем маршалам страны и рядовым,
Поклонимся всем мёртвым и живым!
(Р.Рождественский)

2. Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
(С.Шарова)

Минута молчания /фонограмма/.

Ведущий: Память о войне… Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоёванный ценой миллионов человеческих жизней. И наша память о том страшном времени – это прежде всего книги о Великой Отечественной войне, которые сегодня рядом с нами.

Обзор книг о ВОВ.
«Солдаты Бессмертия» В. Кованого – книга учёного, врача, общественного деятеля – посвящена подвигу медиков в годы ВОВ. Рассказывая о героическом труде солдат в белых халатах, автор, сам участник Великой Отечественной, призывает к сохранению мира на Земле.
«Во имя Родины» — эта книга посвящается представителям различных национальностей, совершившим беспримерные подвиги в годы ВОВ.
«Великая Отечественная в письмах» — в этом сборнике собраны письма, написанные героями и участниками войны на различных фронтах своим родным и близким. Так же сборник иллюстрирован фотографиями.
«Историческая победа» Б. Зверева – рассказывает о всемирно-историческом значении Победы нашей страны над фашизмом, о её источниках и влиянии на послевоенное развитие мира.
«Озарённый первым салютом» — красочный фотоальбом, в котором собраны фотографии военных и послевоенных лет.
«Якутия: во имя Великой Победы» — книга-фотоальбом о воинах-якутянах, учавствовавших в войне 1941 – 1945 годов. Здесь собрано очень много фотопортретов и аннотаций о боевом пути якутских ветеранов войны.
«Говорят погибшие герои» — со страниц этой книги говорят те, кто погиб смертью храбрых в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Письма и документы, представленные в этом сборнике, писались в последние минуты жизни – в застенках гестапо, в тюрьмах и концлагерях, во время тяжёлых боёв. В этих письмах звучит страстный призыв к победе над фашизмом. Патриоты завещают потомкам продолжать борьбу за светлое будущее человечества, за прочный мир между народами.
Почёт и вечная слава всем, кто в годы войны защищал Родину от врага. Давайте не будем забывать о подвигах нашего народа в ВОВ и всегда будем помнить о тех, кто нам дал великий праздник – День Победы!

Ученики читают стихи В. Скородумова и Р. Рождественского.

1. День памяти – Победы праздник.
Несут венков живую вязь,
Тепло букетов красок разных,
Чтоб не терялась с прошлым связь.

2. В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края –
Мир победил! Окончена война!

3. Война закончилась, но песней опалённой
Над каждым домом до сих пор она кружит,
И не забыли мы, что 20 миллионов
Ушли в бессмертье, чтобы нам с тобою жить.

Ведущий: Во имя Отчизны –

Все хором: Победа!

Ведущий: Во имя живущих –

Все хором: Победа!

Ведущий: Во имя грядущих –

Все хором: Победа! Победа! Победа!

Звучит песня «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова). На её фоне ведущий читает стихотворение.

Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем всех с великим днём,
С днём нашей славы!
Все вместе: С Днём Победы!

Музыка усиливается и все участники поют песню «День Победы».

Использованная литература.
1. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: в 12 т. – М.: Современник, 1988.
2. Военно-патриотическое воспитание в школе / авт.-сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
3. 1418 дней войны: Из воспоминаний о Великой Отечественной / сост. Е.Н. Цветаев, В.С. Яровиков. – М.: Политиздат, 1990.
4. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. – М.: Советская Россия, 1983.
5. Яковлев Н.Н. Весна Победы. – М.: Педагогика, 1985.