Любое вещество состоит из молекул, а его физические свойства зависят от того, каким образом упорядочены молекулы и как они взаимодействуют между собой. В обычной жизни мы наблюдаем три агрегатных состояния вещества - твердое, жидкое и газообразное. Например, вода может находиться в твердом (лед), жидком (вода) и газообразном (пар) состояниях. В градуснике ртуть - это жидкость. Над поверхностью ртути находятся ее пары, а при температуре -39°С ртуть превращается в твердое тело.

Газ Газ расширяется, пока не заполнит весь отведенный ему объем. Если рассмотреть газ на молекулярном уровне, мы увидим беспорядочно мечущиеся и сталкивающиеся между собой и со стенками сосуда молекулы, которые, однако, практически не вступают во взаимодействие друг с другом. Если увеличить или уменьшить объем сосуда, молекулы равномерно перераспределятся в новом объеме.

Жидкость

В отличие от газа при заданной температуре занимает фиксированный объем, однако и она принимает форму заполняемого сосуда - но только ниже уровня ее поверхности. На молекулярном уровне жидкость проще всего представить в виде молекул-шариков, которые хотя и находятся в тесном контакте друг с другом, однако имеют свободу перекатываться друг относительно друга, подобно круглым бусинам в банке. Налейте жидкость в сосуд - и молекулы быстро растекутся и заполнят нижнюю часть объема сосуда, в результате жидкость примет его форму, но не распространится в полном объеме сосуда.

Твердое тело Твердое тело имеет собственную форму, не растекается по объему контейнера

и не принимает его форму. На микроскопическом уровне атомы прикрепляются друг к другу химическими связями, и их положение друг относительно друга фиксировано. При этом они могут образовывать как жесткие упорядоченные структуры - кристаллические решетки, - так и беспорядочное нагромождение - аморфные тела (именно такова структура полимеров, которые похожи на перепутанные и слипшиеся макароны в миске).

Выше были описаны три классических агрегатных состояния вещества. Имеется, однако, и четвертое состояние, которые физики склонны относить к числу агрегатных. Это плазменное состояние. Плазма характеризуется частичным или полным срывом электронов с их атомных орбит, при этом сами свободные электроны остаются внутри вещества.

Итак, подведем итоги:

Твердое тело имеет собственную форму и сохраняет свой объем .

: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений»

Урок в 7 классе: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений»

Дата_______________________

Цели урока:

Образовательная – сформировать представления о некоторых механических свойствах твердых тел, жидкостей, газов.

Развивающая – развивать речевые и мыслительные навыки учащихся, умения анализировать, умения делать выводы по изученному материалу.

Воспитательная – способствовать воспитанию ответственности, стремление к успеху, создать условия повышения интереса к изучаемому предмету.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

Все любят отгадывать кроссворды. Мы с вами тоже отгадаем кроссворд, но физический (слайд 1).

По горизонтали: 1. Мельчайшая «неделимая» частица.(атом)

2.Древнегреческий учёный, который ввёл понятие атома.(Демокрит)

3.Процесс консервирования овощей и рыбы, при котором используется явление диффузии .(засолка)

4. Диффузия доказывает … молекул.(движение)

5. Один из видов взаимодействия молекул.(отталкивание)

6. Явление самопроизвольного перемешивания вещества.(диффузия)

7.Тонкие трубки, по которым поднимается или опускается жидкость из-за взаимодействия молекул.(капилляр)

8. Явление, доказывающее взаимодействие молекул. (смачивание)

III. Мотивация.

Нас окружают различные тела. Тела состоят из различных веществ.

Какое вещество вы видите на слайде2? (Ответ: Вода)

Когда вода замерзает образуется… (лед))(слайд 3)

Лед, какое это состояние воды? (твердое)

Здесь одновременно существует два различных состояния воды – жидкое и твердое. В атмосфере вода содержится в невидимом глазу состоянии – пар. Когда пара становится много, в атмосфере образуются облака. (слайд 4)

В каких состояниях может находиться вода? (твердое, жидкое, газообразное)

Эти состояния вещества называются агрегатными. Это и будет темой сегодняшнего урока “Агрегатные состояния вещества”. (слайд 5,6) (дальнейшую демонстрацию можно сопровождать музыкой, которая записана в презентации).

IV. Усвоение новых знаний. (дальнейший переход к слайдам осуществляется по ссылке на слайде 6 )

В различных состояниях вещества обладают разными свойствами. Большинство окружающих нас тел состоят из твёрдых веществ. Это дома, машины, инструменты и т. д.

Назовите ещё примеры твёрдых тел.

Форму твёрдого тела можно изменить, но для этого необходимо приложить усилие. Например, чтобы согнуть гвоздь, нужно приложить довольно большое усилие.

Для придания твёрдым телам нужной формы и объёма на заводах и фабриках их обрабатывают специальными станками.

Какое общее свойство объединяет их?

(Твёрдое тело имеет собственную форму и объём ). (слайд7)

Второе состояние вещества - жидкое.(слайд 8) В отличие от твёрдых тел жидкости легко меняют свою форму. Они принимают форму сосуда в котором находятся.

Например, молоко, наполняющее бутылку, имеет форму бутылки. Налитое же в стакан оно принимает форму стакана. Но, изменяя форму, жидкость сохраняет свой объём.

В обычных условиях только маленькие капельки жидкости имеют свою форму - форму шара. Это, например, капли дождя, или капли, на которые разбивается струя жидкости.

На свойстве жидкости легко изменять свою форму основано изготовление предметов из расплавленного стекла.

Давайте сделаем вывод:Жидкости легко меняют свою форму, но сохраняют объём. ( слайд 9)

Воздух, которым мы дышим, является газообразным веществом, или газом. Поскольку большинство газов бесцветны и прозрачны, то они невидимы.

Присутствие воздуха можно почувствовать, стоя у открытого окна движущегося поезда. Его наличие в окружающем пространстве можно ощутить, если в комнате возникает сквозняк, а также доказать с помощью простых опытов.(слайд 10).

Можно ли заполнить газом сосуд наполовину его объема? Почему?

Вывод:Вещество в газообразном состоянии не имеет собственной формы и объёма.

V. Работа с учебником. Учащиеся читают абзац, выделяют нужную информацию и отвечают на вопросы (слайд12). Далее совместно с учителем подводят итог.(слайд 11,13)

Газы. Расстояние между молекулами во много раз больше самих молекул, они почти не притягиваются и свободно движутся. Поэтому газы заполняют весь предоставленный объём, не имеют формы и легко сжимаются. Но если газы сильно сжать или охладить они переходят в жидкое состояние.

Жидкости. Молекулы расположены близко друг к другу, расстояние между ними сравнимо с размером молекул. Они скачками меняют свое место – “прыгают”. Поэтому жидкости не сохраняют форму, они могут течь, их легко перелить. Но сжать их трудно, так как при этом молекулы сближаются и между ними возникает отталкивание.

Твердые тела. Молекулы расположены в строгом порядке расстояние между молекулами сравнимо с размером молекул. Молекулы колеблются около определенной точки, не могут перемещаться далеко от неё. Поэтому твердые тела сохраняют форму и объем. Кристаллические тела.

VI. Самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют краткий тест по вариантам. Проверка теста. Слайд 14.

Тест. Вариант 1.

Какие из указанных свойств принадлежат газам?

А. Имеют собственную форму.

Б. Сохраняют объём.

Как расположены молекулы газа?

В. Расположены в определенном порядке.

В каком состоянии может находиться ртуть?

А. Только в жидком.

В. Только в твердом.

Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 40% его вместимости?

А. Да, можно.

Б. Нет, нельзя.

В. Определенного ответа нет.

Вода замерзла и превратилась в лед. Изменились ли при этом сами молекулы воды?

А. Нет, не изменились.

Б. Да, изменились.

В. Определенного ответа нет.

Тест. Вариант 2.

1. Какие из указанных свойств принадлежат жидкостям?

А. Имеют собственную форму и объем.

Б. Легко меняют форму, но сохраняют объем.

В. Не имеют собственной формы и постоянного объёма.

2. Как расположены молекулы в твердых телах?

А. Двигаясь беспорядочно во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу.

Б. Не расходятся на большие расстояния.

В. Расположены в определенном (строгом) порядке.

3. В каком состоянии может находиться чугун?

А. Только в жидком.

Б. В жидком, твердом, газообразном.

В. Только в твердом.

4. В бутылке находится вода объемом 0,2 л. Её переливают в колбу вместимостью 0,5 литра. Изменится ли объем воды?

А. Не изменится.

Б. Увеличится.

В. Уменьшится.

5. В помещениях, где пользуются медицинским эфиром, обычно сильно им пахнет. В каком состоянии находится эфир в помещении?

А. Только в жидком.

Б. В жидком, твердом, газообразном.

В. Только в газообразном.

VII. Домашнее задание. Обобщение знаний: заполнить таблицу. Слайд 15.

VIII. Итог урока.

Учитель отмечает наиболее активных учеников, выставляет оценки.

Зимой вода на поверхности озер и рек замерзает, переходит в твердое состояние-лед. Подо льдом вода остается жидкой (рис. 18). Здесь одновременно существуют два различных состояния воды - твердое (лед) и жидкое (вода). Существует и третье состояние воды - газообразное: невидимый водяной пар находится в окружающем нас воздухе.

Жидкую ртуть можно увидеть в резервуаре термометра. Над поверхностью ртути находятся ее пары, они представляют собой газообразное состояние ртути. При температуре - 39°С ртуть отвердевает - переходит в твердое состояние.

На примере воды и ртути мы видим, что вещества в природе могут находиться в трех состояниях! в виде твердого тела, жидкости и газа. Свойства тел в разных состояниях различны.

Твердое тело в обычных условиях трудно сжать или растянуть, оно сохраняет свой объем. И для изменения формы твердого тела, например, чтобы согнуть его или разорвать, нужно приложить усилие. Сохранение объема и формы - свойство твердых тел.

Жидкость легко меняет свою форму, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. В обычных условиях только маленькие капельки жидкости имеют свою форму - форму шарика. Например, такие шарообразные капельки воды можно видеть при выпадении росы (рис. 19).

Свойством жидкости легко изменять свою форму пользуются, когда изготавливают посуду из расплавленного стекла (рис. 20).

Форму жидкости изменить легко, но вот объем ее изменить трудно. Сохранилось описание одного исторического опыта, В котором воду пробовали сжать таким способом: ее налили в свинцовый шар и шар запаяли, чтобы вода не могла выливаться при сжатии. После этого ударили по свинцовому шару тяжелым молотом, чтобы шар сжался и сжал воду. И что же? Вода не сжалась, она просочилась сквозь стенки шара.

Следовательно, жидкости сохраняют объем, но легко меняют свою форму.

Многие газы прозрачны и бесцветны, поэтому мы их не видим. Мы не видим, например, воздух. Но при быстром движении, находясь в автомобиле, поезде, а также когда дует ветер, мы замечаем присутствие воздуха вокруг нас.

Опустим в воду перевернутый вверх дном стакан — вода не войдет в стакан, потому что он занят воздухом. Если опускать в воду воронку, соединенную резиновым шлангом со стеклянной трубкой (рис. 21), то воздух будет выходить из воронки через трубку. Оба эти опыта показывают, что газ занимает объем. Объем газа довольно легко изменить, в этом существенная разница между жидкостью и газом Газ может быть сильно сжат. Даже руками легко сжать воздух в мяче так, что объем его заметно уменьшится. Газы сжимаемы в тысячи раз более чем жидкости.

Газы имеют еще одно особенное свойство, какого нет у твердых тел и жидкостей, а именно: они занимают полностью весь предоставленный им объем. Следовательно, газы не имеют собственной формы, они принимают форму того помещения или сосуда, в котором находятся: комнаты, баллона, бутыли.

Итак, газы не имеют постоянного объема и собственной формы заполняют нацело весь предоставленный им объем.

Вопросы. 1. Назовите вещество, которое можно часто видеть в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. 2. Назовите общие свойства твердых тел. 3. Какие жидкости вы знаете? Перечислите общие свойства жидкостей. 4. Каковы общие свойства газов?

1. При нагревании объем тела …
А. увеличивается
Б. уменьшается
2. Молекулы различных веществ …
А. не отличаются друг от друга
Б. отличаются друг от друга
3. Из явления диффузии можно сделать вывод о том, что …
А. все тела состоят из мельчайших частиц
Б. молекулы всех веществ неподвижны
В. молекулы всех веществ непрерывно движутся
4. Процесс диффузии происходит …
А. только в жидкостях и газах
Б. только в жидкостях и твердых телах
В. в газах, жидкостях и твердых телах
5. Молекулы (атомы) притягиваются друг к другу.
При этом они должны как бы слипнуться.
Этого не происходит, потому что …
А. молекулы (атомы) непрерывно движутся
Б. между молекулами (атомами) существуют силы отталкивания
6. Какие из указанных свойств принадлежат жидкостям?
А. легко меняют свою форму, но сохраняют объем
Б. не имеют собственной формы и постоянного объема
В. имеют собственную форму и объем
7. Как расположены частицы в твердых телах?
А. Частицы расположены на расстояниях, много больших размеров частиц
Б. Частицы расположены в определенном (строгом) порядке
В. Частицы расположены близко друг к другу, но строгого порядка
в их расположении нет
8. В каком состоянии может находится чугун?
А. только в жидком
Б. только в твердом
В. в твердом, жидком и газообразном
9. В бутылке находится вода объемом 0,2 л.
Ее переливают в колбу вместимостью 0,5 л.
Изменится ли объем воды?
А. Уменьшится
Б. Не изменится
В. Увеличится
10. В помещениях, где пользуются медицинским эфиром, обычно сильно им пахнет.
В каком состоянии находится эфир в этом помещении?
А. в твердом
Б. в жидком
В. в газообразном