Курилкина Светлана Ивановна

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ с. Владимиро-Александровское Партизанского района

Приморского края

Классный час.

7 класс.

Тема «Культура общения и речевой этикет».

Цель: показать, что культура общения – очень важный момент в воспитании человека, в установлении и поддержке доброжелательного контакта с собеседником в разных условиях общения. Ход мероприятия: Классный руководитель: Друзья мои, я рада видеть Вас. Надеюсь, что наша встреча сегодня будет для всех интересной и полезной, а вы с удовольствием примите участие в этом необычном разговоре.

    Обратимся к анкетам. Вам был предложен вопрос: «Как бы вы определили искусство общения?» Талант общения, дар общения что это такое, по-вашему? (вопросы необходимо было продумать до классного часа и попытаться сформулировать ответы).
Вывод: Вы почти все считаете, что искусство общения – это умение пользоваться речью. Видимо вы исходили из того, что язык-главное средство общения. И с этим нельзя не согласиться. Но дар общения – это не только владение речью. Это прежде всего чуткое сердце – чуткость в восприятии состояния других людей, способность понять человека, умения проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. НО вернемся к культуре речи, речевому этикету. Помните строки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»: В миг по речи распознали Что царевну принимали? А. С. Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи. Об этом же говорил один из героев античной трагедии Еврипида: Из уст безвластных и вельможных уст Одна и та же речь звучит различно. Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб, и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами навсегда. Именно речь выдает нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте. Но чтобы понять все это, давайте разберемся, что обозначает слово этикет. Оно пришло к нам из французского языка, где имеет значения «ярлык», «этикетка». А в свое время это слово появилось на основе греческого слова- «обычай», «характер». Следовательно, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. Скажите, а для чего же нужны эти правила? (Чтобы поддерживать положительную тональность разговора) А какие этикетные выражения мы слышим из уст культурного и вежливого человека? (Добро пожаловать, приятного аппетита, благодарю вас, будьте здоровы, извините меня, пожалуйста, добрый вечер)
    Игра «Словарь вежливых слов» Кл. руководитель: Насколько важен этикет говорили и осознавали еще в древности. Так, в «поучениях Владимира Мономаха читаем: « Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите». Ученики читают стихотворные отрывки В. Бокова и Л. Татьяничевой
Друзья мои, внушайте Людям Веру И чаще говорите "Добрый день!" И следуйте хорошему примеру- продляйте добрым словом жизнь Людей !!! /В. Боков/

Прекраснейшее слово " ДОРОГОЙ " как много чувств оно вмещает, И радостью нам душу освещает, соперничая с радугой-дугой. / Л. Татьяничева/. Какая мысль объединяет эти тексты? Согласны ли вы с этими высказываниями? (Такими словами, как добрый день, дорогой можно оживить людские сердца, продлить жизнь человека. Эти слова сравниваются с радугой. Из жизненного опыта мы знаем, сколько радости приносит нам радуга после дождя).

    Рассказ ученика о происхождении слова «Здравствуй». (Здравствуй – будь здоров. Приветствую!)
Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали, Хотя мы совсем не знакомы. Здравствуйте! Что особого в том мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалось в жизни?»
    Чтение стихотворения В. Солоухина «Здравствуйте». Читается отрывок из книги «Домостой». Она была написана в 16 веке и представляла собой свод правил и наставлений, по которым жила средневековая Русь. А вот отрывок из пособия для обучения и воспитания детей дворян, составленного сподвижниками Петра I в 18 веке.
« Когда родители или кто другие их спросят (позовут), то должны они к ним отозваться и отвечать тотчас, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите, государь батюшка?», или «государыня матушка», или «Что мне прикажете, государь?», а не так: «Что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь?» И не дерзостно отвечать: «Да, так» - и ниже вдруг наотказ молвить: «Нет»; но сказать: «Так, мой государь, слышу, государь, учиню так, как вы, государь, приказали». Как вы думаете, можно ли рекомендовать эти правила общения между родителями и детьми в современном обществе?
    Предлагаем такие ситуации. Ответьте на вопросы.
    Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли поздороваться тебе? С вами, наверное, такое бывало: встречаете человека часто, но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»? В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семенович!».
Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть, все в порядке? Вывод: конечно, мнения ваши могут расходиться. А между тем, спорить не приходиться. Мы убеждаемся, что для подобных случаев существуют определенные правила поведения, которые называются красивым словом – ЭТИКЕТ.
    Вы знаете много пословиц, а знаете ли такие, которые отражают правила речевого этикета? (Сердечное слово до сердца доходит. Сперва подумай – потом говори. Много говоришь- голова заболит. Хорошее слово-половина счастья.)
Объясните, какие требования к речи выражает каждая пословица?
    Мы всегда должны помнить, что правильная речь – речь без ошибок, устная, удачная речь. Как смешно можно выглядеть, используя неуместные слова. Часто речевую культуру нарушают слова-пустышки. Они мешают четко информировать или что-то сообщить. Читается стихотворение «Как его зовут?» М. Червинского.

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут…а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовём.

Спасибо”, “здравствуйте”, “простите” -
Произносить он не привык,
Простого слова “извините”
Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: “Добрый день”.
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае “здорово”
Он вместо “здравствуй” говорит.

А вместо слова “до свидания”
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
“Ну я пошёл, пока, всего…”

Не скажет он друзьям по школе
Алёша, Вася, Ваня, Оля.
Своих друзей зовет он только

Алешка, Васька, Ванька, Олька.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но может быть, он вам знаком

О каких нарушениях речевых норма говорится в этом стихотворении?

    Следует обратить внимание на то, что многое можно при общении передать, не произнося ни слова мимикой и жестами.
Что это такое? Мимика и жесты тесно связаны со словом, но они не предупреждают слово, а могут заменить целую фразу. Цицерон говорил, что мимика и жесты выражают движения нашей души.
    Ученик рассказывает о языке жестов многих народов.
А где мы встречаемся с языком жестов и мимики? (В спорте, строительстве, морском деле, азбуке глухонемых, а в школе-подсказки). Эти средства общения называются невербальными. Послушайте стихотворение: Муравей сороконожке повстречался на дорожке: -С добрым утром! Как дела? – Сорок лапок подала. И пока он лапки жал, Тут и вечер набежал. Итак, вы поняли, что речь пойдет о жестах приветствия и прощания. Оказывается, существует этикет жеста. Русский писатель А. И. Куприн говорил, что по рукопожатию можно и не только узнать отношение человека к тебе, но и все о его характере. Например, подать два пальца – высокомерное приветствие, протянуть руку лодочкой – человек смущен, долго жать руку – дружеский или фамильярный интерес к тебе. Но запомните, чем человек вежливее и воспитаннее, тем более сдержан у него жест.
    Давайте инсценируем несколько ситуаций встреч и прощаний.
Описывается ситуация, ребята разыгрывают, используя жесты и мимику.
    Встречаются два знакомых мальчика Как они приветствуют друг друга? Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?
И нельзя сказать об улыбке. Какова ее роль в отношениях между людьми? Послушайте прекрасные слова поэта Солоухина: А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, – все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было просто, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет”. Чтобы с нами этого не случилось, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
    Итог. Наши мимика и жесты, речь, поведение и общение не всегда таковы, как нам хотелось бы. Над многим надо еще работать. И если сегодняшний разговор заставил вас задуматься, я очень рада.
Звучит стихотворение «Пожелание друзьям». Литература:
    Акишина А. А, Формановская Н. И. Русский речевой этикет. Горелов И.Н., Енгалычев В. А. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. Гольдин В. Е. Речь и этикет. Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. Матвеев В. Панов А. В мире вежливости.

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

Ц е л и : отработать формулы речевого этикета, прививать умения пользоваться ими в своем речевом поведении.

Форма проведения: комбинированная .

Ход классного часа

  1. Вступительная часть .

Инсценировка отрывка из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».

А в т о р. Странствия привели Утенка в дом, обитатели которого считали себя непререкаемыми авторитетами.

К у р и ц а . Умеешь ли ты нести яйца?

У т е н о к. Нет.

К у р и ц а . Так и держи язык на привязи.

К о т . Умеешь ли ты выгибать спину, сыпать искрами и мурлыкать?

У т е н о к . Нет.

Кот. Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди.

В о п р о с ы для анализа:

Как нужно поступить, если вы затронули неподобающую тему? (Сменить тему разговора.)

Что такое «вежливость в общении»? (Это проявление уважения к собеседнику, признание его достоинств.)

– По правилам вежливости запрещено шуметь, тревожить окружающих. Где нельзя громко разговаривать и почему?

Читает учитель (или ученик),

В музее, кинотеатре и трамвае
О том, о сем друг другу говорим,
Но часто одного не замечаем,
Что, как в лесу дремучем, мы кричим.
О том, что мы вчера ходили в гости,
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А между прочим, дождика все нет.
Пожалуйста, потише!
Тсс… Тсс! Ч-ч-ч!
В какое бы общественное место
Судьба сегодня вас ни привела,
Учтите, никому не интересно
Все знать про ваши личные дела.
Про то, что к вам приехал дядя Коля,
Что кошка утащила пять котлет,
Что вы немножко пошалили в школе,
А маму вызывает педсовет.
Пожалуйста, потише!
Совсем не обязательно кричать!
Ведь вас и так услышат,
Попробуйте все тихо рассказать!

  1. Игра.

Цель игры : показать, почему необходимо внимательно слушать собеседника и выполнять правила речевого этикета.

Ход игры : дети становятся в круг. Первый ученик начинает |рассказывать какую-нибудь историю, второй повторяет все то, что |рассказал первый, и продолжает рассказ и т. д.

Например:

1-й. «Моя кошка делает вот так» (движение рукой, имитирующее почесывание уха).

2-й. «Моя кошка делает вот так» (повторяет за 1-м). «И еще вот так» (прогибает спинку, имитируя потягивание).

3-й. «Моя кошка делает вот так» (повторяет движения за 1-м и 2-м). «И еще вот так» и т. д.

– Что мешало вам внимательно слушать товарищей? (Ответы детей.)

  1. Формулирование правил речевого поведения.

Учитель. Сделаем вывод, как правильно себя вести при общении слушающему, а как говорящему:

Говорящий:

  • Говорить спокойно;
  • смотреть доброжелательно;
  • наблюдать за реакцией собеседника
  • называть собеседника по имени;
  • спрашивать, ясно ли изложенное.

Слушающий:

Взглядом, мимикой показывать внимание, интерес;

Не перебивать

Попросить уточнить

У ч и т е л ь. Привычка запоминать и правильно называть имена своего собеседника, друга – один из секретов доброжелательных отношений. Некоторые люди не хотят тратить время на то, чтобы запечатлеть имя в своей памяти. А ведь это один из простых способов завоевать расположение окружающих. Как это сделать? Услышав чье-то имя, надо произнести его про себя. Затем в беседе употребить еще раз. Можно дома занести имя в записную книжку. Ведь кто-то обладает зрительной памятью, а у кого-то она – слуховая.

Человек как настоящий актер: в день играет множество ролей. Не задумываясь об этом, мы бываем и покупателями, и пассажирами, прохожими, зрителями.

  1. Разыгрывание ситуаций.

Ситуации:

  • пассажир такси просит передать плату за проезд;
  • прохожий спрашивает о времени;
  • зритель в кинотеатре просит соседа впереди снять головной убор, так как ему ничего не видно;
  • покупатель интересуется, есть ли необходимый журнал.

Слово учителя . Итак, общаясь друг с другом, мы пользуемся определенными словами-шаблонами. Попробуйте не употреблять их, вы испытаете затруднения в общений»

– Чтобы общение приносило вам удовлетворение, взаимопонимание, чего надо избегать?

Существуют запреты в общении. Избегайте грубых слов, насмешек в адрес собеседника; обидного, презрительного, унижающего тона, угроз.

Если соблюдать эти нехитрые правила, вы станете интересным и желанным собеседником.

Цели:

    Проанализировать виртуальное общение подростков в Интернете

    Сформировать представление учащихся о тех угрозах, с которыми они могут встретиться, подключаясь к сети Интернет.

Задачи:

    Выяснить причины в необходимости Интернет-общения;

    Сравнить реальную и виртуальную дружбу

Возраст: 14-15 лет

Планируемые результаты:

Школьники

    Проанализируют собственное поведение в сети

    Проверят списки свои виртуальных друзей

    Поймут о последствиях виртуального общения лично для себя, о потере реальных друзей

    Сократят время своего пребывания в интернете

    Будут больше уделять внимания реальным друзьям

Форма проведения : Аналитическая дискуссия.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, видео фрагменты, карточки для учеников.

План классного часа.

Вступительное слово.

1.Мозговой штурм. Плюсы и минусы Интертета.

2.Тест « Интернет – омут »

3.Физкультминутка.

4.Обсуждение и анализ высказываний Интернет - пользователей.

5.Подведение итогов (рефлексия).

6.Создание синквейна.

Актуальность:

До 12 лет дети еще слушаются родителей, которые пытаются авторитарно контролировать время, которое дети проводят в Интернете. Далее в период подросткового максимализма просто запретами достичь результата невозможно. Нужна планомерная работа по разъяснению и анализу причин заражения Интернет-зависимостью.

1. Вступительное слово.

Сегодня, в век высоких цифровых технологий, мне хочется обсудить тему, которая коснулась уже или коснется вас в будущем. В наши дни дети впервые заходят в Интернет, едва научившись ходить, а страницы в социальных сетях они создают раньше, чем идут в школу. К сожалению, является фактом, что научиться пользоваться гаджетами детям легче, чем развить физиологические навыки. По данным ученых, среди детей от 2 до 5 лет только каждый 10й умеет завязывать шнурки, в то время, как каждый 5й сможет запустить приложение в смартфоне. Интересные факты приводятся в сюжете «Детство в цифрах» в программе «Инфомания». На вопрос, какой подарок ты хотел бы получить в день рождения?

    50% школьников ответили, что они обрадуются смартфону

    2\3 – планшетному компьютеру

    25%компьютеру

    Каждый 4й хочет иметь электронную книгу (13йпо популярности ответ)

    Обычные игрушки не вошли даже в 20-ку

Вопрос : Почему школьники так стремятся иметь эти гаджеты?

Ответы… .

Давайте посмотрим историю из детского телевизионного сборника «Ералаш»

Видео фрагмент «Крайняя мера»

    Мозговой штурм. Плюсы и минусы Интертета.

Вопрос: Насколько важно детям быть пользователями всемирной паутины? Зачем они его используют?

Давайте назовем плюсы и минусы Интернета.

Предполагаемые ответы:

Быстрый поиск информации

Сайты откровенного характера

Скачивание

Потеря времени

Обучающие программы

Проблемы со здоровьем

Участие в онлайн олимпиадах

Проблемы с учебой

Переписка, друзья, общение

Пренебрежение семьей

Потеря друзей

Остановимся на одном из важнейших аспектов человеческой жизни: общение, в нашем случае – это виртуальное общение.

    Тест. «Интернет –омут»

    Ты испытываешь недостаток реального общения?

    У тебя более 50 друзей в Интернете?

    Ты добавляешь в друзья незнакомых людей?

    Ты играешь в онлайн игры с незнакомыми людьми?

    Ты общаешься в Интернете со своими одноклассниками, соседями и реальными друзьями?

Вывод : если у тебя хотя бы 3 положительных ответа, значит, ты можешь попасться на удочку Интернет-дружбы.

Ну что такое - виртуальный друг,
Иль, скажем, виртуальная подруга?
Со мной не может разделить досуг,
Немедленно примчаться, если туго.
Нельзя в кафешке рядом с нею сесть
И обсуждать часами всё на свете,
И вместе по пирожному съесть,
Забыв, что обе снова на диете.
Я не могу ей платье показать,
Дарить сюрпризом милые вещицы.
Её лицо могу я не узнать,
Когда кругом другие будут лица!
Да, толк от этой дружбы - никакой... И если грустно тихими ночами, Хватаю телефон, что под рукой, Звоню и говорю, как сильно я скучаю.

Вопрос: сколько у тебя друзей в Интернете?

Ответы.…..

Вопрос: А сколько из них тех, тому действительно доверяешь и на кого можешь положиться?

Ответы: ….

А кто же все остальные? Фрагмент передачи «Новости» на НТВ.

3.Физкультминутка.

4.Обсуждение и анализ высказываний Интернет-пользователей

Вопрос: В чем же причина, что людей (взрослых и детей) так затягивает виртуальное общение?

Вот некоторые высказывания.

AlfaM пишет: лично у меня в чатах много людей в друзьях, которых я ни разу не видела, и я считаю их своими друзьями хотя бы потому, что меня увлекает общение с ними, а без них я скучаю. Им можно открыться и можно не врать.

Вопрос: можно ли открываться незнакомым людям?

Ответы….

Комментарий: К сожалению, в интернете мы имеем дело не с реальным человеком, а с его образом, который всегда создается самим этим человеком. Причем чем человек менее порядочен, тем более он склонен рисовать идеальный образ. Проверка его реальности обычно невозможна. Этот психологический нюанс позволяет причинить с помощью интернета огромный вред наивным и доверчивым.

Littlegirl : мне прикольно общаться с друзьями в чатах. У меня их ну очень много! И я их считаю настоящими, они могут дать совет, подсказать. Стараюсь отвечать всем, чтоб не обидеть. Правда, на это требуется много времени, но это здорово: я знаю их проблемы, они – мои.

Вопрос: Почему девочка пишет всем, нужно ли это?

Ответы:

Комментарий: Так называемые «тролли» - это известная категория вредоносных пользователей интернета, которые поглощают чужое внимание, различным образом провоцируя других пользователей. Они несут какую-то чушь, требуют к себе жалости, придумывают про себя различные истории, выспрашивают у вас ваше мнение по какому-нибудь вопросу? Вам же надо учиться, работать, встречаться с друзьями, созидать свою жизнь, зачем же отвлекаться на этих «троллей», которым нет числа, они заполонили все форумы и блоги.

Фреди: В Интернете можно создать любой образ. При должной игре тебе будут все верить. В Сети человек чувствует себя спокойнее. Здесь не надо думать о внешности и других проблемах.

Вопрос: Хорошо ли, что человек придумывает себе некий образ, прячась за экраном?

Ответы:…

Комментарий: Находя себе в сети новых друзей, пользователи начинают верить в те образы, которые им предлагаются. Если к девочке в интернете обратился очень красивый, судя по выложенным фотографиям, мальчик и сказал ей несколько комплиментов, то девочка очень хочет верить в то, что этот мальчик настоящий, что он действительно красив, и очень к ней расположен. И девочка поддается обаянию виртуального образа, начинает мечтать о счастливой встрече в «реале», и поэтому легко выбалтывает этому мальчику о себе все, что выбалтывать незнакомцу совсем не следовало бы.

Кейт Мак Флай: У меня очень много друзей. Я их хорошо знаю, потому что многие из них мои одноклассники или ребята из нашей школы, с некоторыми мы живет по соседству.

Вопрос: Так ли нужно такое общение?

Ответы:….

Комментарий: Очень часто дети совмещают общение с реальными друзьями и общение с ними же в виртуале. Вряд ли существует необходимость этой второй реальности, но дети ее предпочитают. Это большая легкость, хотя виртуальное общение – это суррогат, псевдолегкость.

Действительно, общение в интернете проще. Оно не требует никаких расходов. Виртуальное общение более примитивно. При личном общении задействованы зрение, мимика, тактильные ощущения, слух, все другие чувства. Общение в интернете охватывает более узкий спектр чувств. Да и внимания виртуальному собеседнику мы уделяем гораздо меньше, так как можем в то же самое время заниматься еще десятком других дел. И улыбаться или плакать не нужно – для этогоесть смайлики.

Dionix : я не общаюсь в чатах, зато у меня много друзей, с которыми я играю в онлайновые игры. Такая дружба ни к чему не обязывает. Мы только партнеры по игре и не больше.

Вопрос: видите ли вы в таком общении отрицательные стороны или их действительно нет?

Ответы:….

Комментарий: мальчики, которым необходимо хотя бы один-два часа в день поиграть в «стрелялку», компенсируют ощущение собственной беспомощности эффектом от виртуальных достижений. Но этот опыт применим только в виртуальном мире. Это опасная тенденция – ребенок целенаправленно «приучает» свой мозг действовать только в ситуациях, которые встречаются на экране компьютера. Дети отдают предпочтение виртуальным контактам, а в реальной жизни со сверстниками стараются не общаться. Возникает постоянное желание «быть в сети». В итоге «электронный пациент» начинает мириться с потерей друзей, других интересов.

А там уже и до Интернет-зависимости недалеко!

    Подведение итогов.

Результаты контент-анализа сочинений «Компьютер в моей жизни» в ряде Московских школ показал, что для многих подростков этот вывод – не абстрактное суждение, а итог собственного жизненного опыта: они пишут о том, что раньше сидели в интернете, играли по многу часов в компьютерные игры, общались в чатах и висели «В контакте».а сейчас поняли, что это не главное, что из-за этого теряешь настоящих друзей. Вывод: общение с компьютером, равно как и общение с другими людьми по интернету не может заменить реальных друзей и живого общения с ними.

Как хорошо, что в мире есть друзья!

Улыбка друга – солнце в час ненастья.

И отступает ледяная мгла

Перед теплом сердечного участья.

Нина Спирина.

Я уверена в том, что никакой смайлик не заменит настоящей искренней улыбки друга!

Помните, что реальный друг лучше виртуальных двух.

    Создание синквейна (рефлексия).

Подводя итог нашему классному часу, мне бы хотелось, чтобы мы совместно сочинили с вами синквейн. Правила составления вы видите у себя на карточках.

Итак:

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

    Первая строка - тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно или ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    Вторая строка - два слова (чаще всего или ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Слайд 1

Классный час «Культура общения»
«Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом» Д. Леббок «Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость». М.Сервантес

Слайд 2

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией различного характера.

Слайд 3

В классе начался спор на повышеных тонах. Ваша реакция: 1) Не принимаю участия 2) Лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной 3) Активно вмешиваюсь и « вызываю огонь на себя».

Слайд 4

2.Часто ли вы спорите с друзьями? 1) Только в шутку и то, если это люди не обидчивые 2) Лишь по некоторым вопросам 3) Споры – это моя стихия

Слайд 5

3.Вы стоите в очереди. Как вы реагируете если кто – то лезет вперёд? 1) Возмущаюсь в душе, но молчу 2) Делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону 3) Прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком

Слайд 6

4. Дома на обед подали недосоленный суп. 1) Не буду поднимать бучу из-за пустяка 2) Молча возьму солонку 3) Не удержусь от едких замечаний, может быть, даже откажусь то еды

Слайд 7

5. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится. Ваша реакция. 1) Промолчу 2) Ограничусь коротким, но тактичным замечанием 3) Выскажу всё , что я об этом думаю.

Слайд 8

Оценки: 1- 4 балла 2- 2 балла 3- 0 баллов Давайте подведём итог: 12-20б. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споро и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют высказывайтесь принципиально. 8-11б. Вы слывёте человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет другого выхода. Вы способны отстаивать своё мнение. Вы не выходите за рамки, не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к Вам уважение. Меньше 8б. Споры и конфликты - ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, а если услышите замечание в свой адрес – можете съесть человека. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер.

Слайд 9

“Стать человеком-большая работа. Нужно работать над собой каждый день, и с каждым днём становиться хоть чуточку лучше “ !

Слайд 10

Законы общения
1. Самый главный человек на свете - это тот, кто перед тобой. Относитесь к нему с вниманием и уважением.

Слайд 11

2. Не забывайте вежливо здороваться, прощаться, извиняться.

Слайд 12

3. Обращайтесь к собеседнику, называя его по – имени. К пожилым и незнакомым людям всегда обращайтесь на “ Вы “.

Слайд 13

4. Говорите друг другу как можно больше хороших слов, и никогда не говорите того, что было бы неприятно выслушать вам самим.

Слайд 14

5. Старайтесь не говорить о людях дурно.

Слайд 15

6. Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его до конца. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь, и дайте ему закончить.

Слайд 16

7. Невежливо во время разговора отводить кого – нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно; ещё более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне.

Еманжелинская коррекционная школа-интернат. Классный час по культуре общения в 8 классе. Тема:«Речевой этикет». Подготовил и провёл: классный руководитель Пищулёва Светлана Владиславовна Село Еманжелинка, Челябинской области. Вдумайтесь в эти слова: Саади: «Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали, Побег зелёный выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит!» Цели:

  • Задача: учиться общению с окружающими тебя людьми,
  • учиться управлять своими эмоциями, чувствовать настроение окружающих людей, видеть их эмоциональное состояние.
Общение –это наука.
  • Общаться мы учимся с раннего детства. И сегодня мы поговорим о том, что же такое общение…
  • Общение бывает вербальное (слово, речь) и невербальное (взгляд, жест, мимика).
Голос и интонация голоса.
  • Как известно, интонация голоса играет огромную роль в общении. Даже короткое слово “ДА” можно сказать с множеством интонаций. В зависимости от интонации слово будет приобретать новый смысл:
  • Мастер-класс.
  • Давайте попробуем: спросить(ласково, грубо, уверенно, неуверенно, громко, тихо), отрицать, утверждать.
Ответь: - Задумывался ли ты над тем, как ты общаешься с окружающими тебя людьми: друзьями, родными, учителями, незнакомыми людьми? -А не пора ли тебе познакомиться с грамотой общения, с его правилами? Этикет.
  • что же означает слово «этикет»?
  • Это законы поведения человека в обществе: обхождение с людьми, общение , поведение в общественных местах, манеры человека и даже его одежда .
Задача по этикету.
  • 1. В одном автобусе едут учительница и ее ученик вместе с мамой. Саша и его мама сидят. Увидев учительницу, Саша здоровается с ней и представляет её своей маме. Мама тоже приветствует педагога. На этом их общение заканчивается.
  • Все ли правильно сделали Саша и его мама?
Задача по правилам поведения.
  • 2. 2 мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Как вы думаете, кто должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 11 и 13 лет?
Ответ:
  • обычно уступает тот, кто вежливее.
Речевой этикет.
  • Итак, мы вспомнили немного о правилах поведения. Но ведь этикет – это ещё и правила общения , это и культура речи. Сегодня мы поговорим о речевом этикете.
О речи человека…
  • Ещё в 13 веке известный персидский поэт и мыслитель сказал: «Покуда человек не говорит, неведан дар его, порок сокрыт».
  • И это действительно так. Одно из важнейших понятий речевого этикета – это языковой паспорт.
  • Языковой паспорт – это информация, которую мы узнаем о человеке, слушая его речь.
Основные правила речевого этикета. 1.
  • Нельзя , чтобы речь была засорена жаргонными словами. Произношение должно быть правильным, ударение верным. Нужно говорить ясно, спокойно, не повышая голоса.
  • Бранная лексика:вульгарные бранные слова и выражения, употребление которых в общении нарушает нормы общественной морали, недопустима.
2.
  • На «ты» можно обращаться к людям, с которыми вас связывают узы товарищества, любви, дружбы . К детям обращаются на «ты» до тех пор, пока они не становятся молодыми людьми.К остальным людям надо обращаться на «вы».
3.
  • Умение выслушать другого – непременное условие беседы. Не прерывайте собеседника.
  • У каждого человека, как бы ему не было скучно, должно хватить терпения, чтобы выслушать до конца мысль или рассказ собеседника.
  • Если вы хотите вставить что-нибудь существенное, можно сказать: «Извините, что я перебиваю, но …»
4.
  • Нельзя начинать спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.
5.
  • В компании не шепчутся. Это воспринимается как оскорбление. Если нужно сказать что-нибудь важное, незаметно отходят в сторону.
6.
  • Неприлично делать вид , что не замечаете знакомого и тем более неприлично не отвечать на приветствие.
  • Прежде чем обратиться с вопросом к незнакомому, необходимо с ним поздороваться .
  • Нельзя использовать слово «эй» для привлечения внимания к себе. Например, вместо эй! надо сказать: «Извините, пожалуйста…»
Тест «Необходима ли коррекция вашего общения?»
  • Всегда ли я внимательно выслушиваю собеседников?
  • Перебиваю ли я собеседника, если мне приходит в голову важная мысль?
  • Внимателен ли я к памятным датам моих знакомых?
  • Повышаю ли я голос в споре?
  • Стараюсь ли я в разговоре вникнуть в мнение моих собеседников?
  • Часто ли мои собеседники уходят обиженными?
  • Всегда ли я обдумываю заранее, как буду высказывать критические замечания собеседнику?
  • Приято ли мне, когда в моем присутствии критикуют других людей?
  • Всегда ли я стремлюсь ответить на критику в свой адрес?
Обработка результатов:
  • Подсчитайте количество ответов «да» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9 и 10.
  • 0 – 1 да – коррекция не требуется.
  • 2 – 3 да – требуется коррекция отдельных сторон общения.
  • 4 – 5 да – требуется существенная коррекция.
  • 6 да – общение неудовлетворительное.
Деловая игра: «Пресс-конференция».
  • Пресс-конференция –это официально созываемое собрание представителей печати, радио, телевидения для обсуждения какой-нибудь информации.
  • Задавая свой вопрос, вставьте один из оборотов, необходимый по законам вежливости каждому воспитанному человеку:
  • 1.обращаться по имени-отчеству; 2. «Будьте любезны», «Будьте добры»;
  • 3. «Благодарю Вас»; 4. «Пожалуйста»; 5. «Если Вас не затруднит» и т.д..
Итак, общие правила общения:
  • Не воспитывайте собеседника.
  • Стремитесь понравиться собеседнику.
  • Демонстрируйте хорошее настроение.
  • Показывайте собеседнику, что он вам нравится.
  • Показывайте собеседнику, что вы его уважаете.
  • Говорите меньше собеседника.
  • Не вспоминайте плохое.
  • Не давайте советов, если вас не просят.
  • Не спорьте по мелочам.
Правила, которые ведут к взаимопониманию:
  • 1.Ставь интересы других людей выше собственных.
  • 2.Будь верен и надежен.
  • 3.Уважай других, уважая себя.
  • 4.Терпимо относись к другим точкам зрения.
  • 5.Воспринимай людей как равным себе.
  • 6.Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
  • 7.Умей прощать и не будь обидчив.
  • 8.Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.
  • 9.Проявляй чуткость.
  • 10.Будь уверен в себе.
  • 11.Будь свободен от лжи и обмана.
  • 12.Умей контролировать свои желания и поступки.
  • 13.Стремись делать все как можно лучше.
Культура и бескультурие.
  • Эти слова писательницы В.Зинченко именно об этом:
  • «Культура непосредственна, искренна и скромна, а бескультурие расчетливо, притворно и нагло. Культура бесстрашна и неподкупна, а бескультурие трусливо и продажно. Культура совестлива, а бескультурие хитро».
Будем помнить!
  • Один великий мыслитель сказал:
  • «Слово - полководец человеческой силы. Могущество его беспредельно. Оно лечит, и наносит смертельные раны, яростных врагов делает верными друзьями или дружбу превращает в ненависть и навсегда разлучает людей. И, видимо, потому с древних времен мудрецы призывают умело обращаться с этим грозным оружием, словом ».
Расул Гамзатов:
  • Давайте послушаем стихотворение поэта Расула Гамзатова, в котором тоже говорится, что речевой этикет это не пустая формальность, а очень важная часть культуры человека:
Расул Гамзатов:
  • Когда моя жизнь, дорогая,
  • Придет к своему рубежу, Три слова тебе, дорогая, Я в час мой последний скажу.
Расул Гамзатов: То слово… Хватило бы силы Мне вымолвить тихо его… «За все, дорогая, спасибо », - Сказал бы я прежде всего. Расул Гамзатов: Смогу ли я слово второе, Успею ли произнести? Глаза я устало прикрою: «За все, дорогая, прости ». Расул Гамзатов: И третье я вымолвлю слово, Своей покоряясь судьбе: «О будь, дорогая, здорова , Здоровья желаю тебе». Расул Гамзатов: А если судьба милосердно Сказать мне дозволит еще, Я те же три слова усердно Опять повторю горячо. Расул Гамзатов: О, только хватило бы силы Их явственно произнести: «За все, дорогая, спасибо Здоровья тебе… И – прости …» Важные слова…
  • Почаще говорите друг другу эти важные слова:
  • Спасибо!
  • Здравствуйте или будьте здоровы!
  • Извините или простите!
  • Будьте добры!
  • Позвольте!
  • И ещё много других таких же важных слов.
  • Успехов вам на поприще культуры и добра!