Квадратным корнем из числа a называют такое число, квадрат которого равен a. Например, числа -5 и 5 являются квадратными корнями из числа 25. То есть, корни уравнения x^2=25, являются квадратными корнями из числа 25. Теперь необходимо научиться работать с операцией извлечения квадратного корня: изучить его основные свойства.

Квадратный корень из произведения

√(a*b) =√a*√b

Квадратный корень из произведения двух неотрицательных чисел, равен произведению квадратных корней из этих чисел. Например, √(9*25) = √9*√25 =3*5 =15;

Важно понимать, что это свойство распространяется и на тот случай, когда подкоренное выражение представляет собой произведение трех, четырех и т.д. неотрицательных множителей.

Иногда встречается и другая формулировка этого свойства. Если a и b есть неотрицательные числа, то справедливо следующее равенство √(a*b) =√a*√b. Разницы между ними нет абсолютно никакой, можно использовать как одну, так и другую формулировку(кому какую удобнее запомнить).

Квадратный корень из дроби

Если a>=0 и b>0, то справедливо следующее равенство:

√(a/b) =√a/√b.

Например, √(9/25) = √9/√25 =3/5;

У этого свойства тоже существует другая формулировка, на мой взгляд, более удобная для запоминания.
Квадратный корень частного равен частному от корней.

Стоит отметить, что эти формулы работают как слева направо, так и справа налево. То есть при необходимости, мы можем произведение корней представить как корень из произведения. Тоже самое касается и второго свойства.

Как вы могли заметить, эти свойства очень удобны, и хотелось бы иметь такие же свойства для сложения и вычитания:

√(a+b) =√a+√b;

√(a-b) =√a-√b;

Но к сожалению таких свойств квадратные корни не имеют , и поэтому так делать при вычислениях нельзя .

СТЕПЕНЬ С РАЦИОНАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ,

СТЕПЕННАЯ ФУНКЦИЯ IV

§ 79. Извлечение корней из произведения и частного

Теорема 1. Корень п -й степени из произведения положительных чисел равен произведению корней п -й степени из сомножителей, то есть при а > 0, b > 0 и натуральном п

n ab = n a n b . (1)

Доказательство. Напомним, что корень п -й степени из положительного числа ab есть такое положительное число, п -я степень которого равна ab . Поэтому доказать равенство (1) - это все равно, что доказать равенство

(n a n b ) n = ab .

По свойству степени произведения

(n a n b ) n = (n a ) n (n b ) n =.

Но по определению корня п -й степени (n a ) n = а , (n b ) n = b .

Поэтому (n a n b ) n = ab . Теорема доказана.

Требование а > 0, b > 0 существенно лишь для четного п , поскольку при отрицательных а и b и четном п корни n a и n b не определены. Если же п нечетно, то формула (1) справедлива для любых а и b (как положительных, так и отрицательных).

Примеры: √16 121 = √16 √121 = 4 11 = 44.

3 √-125 27 = 3 √-125 3 √27 = -5 3 = - 15

Формулу (1) полезно использовать при вычислении корней, когда подкоренное выражение представляется в виде произведения точных квадратом. Например,

√153 2 -72 2 = √ (153+ 72) (153-72) = √225 81 = 15 9 = 135.

Теорему 1 мы доказали для случая, когда под знаком радикала в левой части формулы (1) стоит произведение двух положительных чисел. На самом же деле эта теорема верна для любого числа положительных сомножителей, то есть при любом натуральном k > 2:

Следствие. Читая это тождество справа налево, мы получаем следующее правило умножения корней с одинаковыми.показателями;

Чтобы перемножить корни с одинаковыми показателями, достаточно перемножить подкоренные выражения, оставив показатель корня прежним.

Например, √3 √8 √6 = √3 8 6 = √144 = 12.

Теорема 2. Корень п -й степени из дроби, числитель и знаменатель которой - положительные числа, равен частному от деления корня той же степени из числителя на корень той же степени из знаменателя , то есть при а > 0 и b > 0

(2)

Доказать равенство (2)-это значит показать, что

По правилу возведения дроби в степень и определению корня n -й степени имеем:

Тем самым теорема доказана.

Требование а > 0 и b > 0 существенно лишь при четном п . Если же п нечетно, то формула (2) верна и для отрицательных значений а и b .

Следствие. Читая тождество справа налево, мы получаем следующее правило деления корней с одинаковыми показателями:

Чтобы разделить корни с одинаковыми показателями, достаточно разделить подкоренные выражения, оставив показатель корня прежним .

Например,

Упражнения

554. В каком месте доказательства теоремы 1 мы использовали то, что а и b положительны?

Почему при нечетном п формула (1) верна и для отрицательных чисел а и b ?

При каких значениях х верны данные равенства (№ 555-560):

555. √x 2 - 9 = √x -3 √х + 3 .

556. 4 (x - 2) (8 - x ) = 4 √х - 2 4 8 - x

557. 3 (х + 1) (х - 5) = 3 √х +1 3 √х - 5 .

558. х (х + 1) (х + 2) = х (х + 1) (х + 2)

559. (х - а ) 3 = ( х - а ) 3 .

560. 3 (х - 5) 2 = (3 х - 5 ) 2 .

561. Вычислить:

a) 173 2 - 52 2 ; в) 200 2 - 56 2 ;

б) 373 2 - 252 2 ; г) 242,5 2 - 46,5 2 .

562. В прямоугольном треугольнике гипотенуза равна 205 см, а один из катетов 84 см. Найти другой катет.

563. Во сколько раз:

555. х > 3. 556. 2 < х < 8. 557. х - любое число. 558. х > 0. 559. х > а . 560. х - любое число. 563. а) В три раза.

В настоящем параграфе мы будем рассматривать арифметические квадратные корни.

В случае буквенного подкоренного выражения будем считать, что буквы, содержащиеся под знаком корня, обозначают неотрицательные числа.

1. Корень из произведения.

Рассмотрим такой пример.

С другой стороны, заметим, что число 2601 есть произведение двух сомножителей, из которых корень извлекается легко:

Извлечём квадратный корень из каждого сомножителя и перемножим эти корни:

Мы получили одинаковые результаты и тогда, когда извлекали корень из произведения, стоящего под корнем, и тогда, когда извлекали корень из каждого сомножителя отдельно и результаты перемножали.

Во многих случаях вторым способом найти результат легче, так как приходится извлекать корень из меньших чисел.

Теорема 1. Чтобы извлечь квадратный корень из произведения, можно извлечь его из каждого сомножителя отдельно и результаты перемножить.

Докажем теорему для трёх сомножителей, то есть докажем справедливость равенства:

Доказательство проведём непосредственной проверкой, на основании определения арифметического корня. Допустим, что нам надо доказать равенство:

(А и В - неотрицательные числа). По определению квадратного корня, это значит, что

Поэтому достаточно возвести в квадрат правую часть доказываемого равенства и убедиться, что получится подкоренное выражение левой части.

Применим это рассуждение к доказательству равенства (1). Возведём в квадрат правую часть; но в правой части находится произведение, а чтобы возвести в квадрат произведение, достаточно возвести в квадрат каждый сомножитель и результаты перемножить (см, § 40);

Получилось подкоренное выражение, стоящее в левой части. Значит, равенство (1) верно.

Мы доказали теорему для трёх сомножителей. Но рассуждения останутся теми же, если под корнем будет 4 и т. д. сомножителей. Теорема верна для любого числа сомножителей.

Результат легко найден устно.

2. Корень из дроби.

Вычислим

Проверка.

С другой стороны,

Докажем теорему.

Теорема 2. Чтобы извлечь корень из дроби, можно извлечь корень отдельно из числителя и знаменателя и первый результат разделить на второй.

Требуется доказать справедливость равенства:

Для доказательства применим способ, которым была доказана предыдущая теорема.

Возведём правую часть в квадрат. Будем иметь:

Получили подкоренное выражение, стоящее в левой части. Значит, равенство (2) верно.

Итак, мы доказали следующие тождества:

и сформулировали соответствующие правила извлечения квадратного корня из произведения и частного. Иногда при выполнении преобразований приходится применять эти тождества, читая их «справа налево».

Переставив левую и правую части, перепишем доказанные тождества следующим образом:

Чтобы перемножить корни, можно перемножить подкоренные выражения и из произведения извлечь корень.

Чтобы разделить корни, можно разделить подкоренные выражения и из частного извлечь корень.

3. Корень из степени.

Вычислим

Предметно-информационная: Ввести теорему о квадратном корне из дроби. Закрепление полученных знаний у учащихся по темам: “Арифметический квадратный корень”, “Квадратный корень из степени”, “Квадратный корень из произведения”. Закрепление навыков быстрого счета.

Деятельностно-коммуникационная: развитие и формирование у учащихся навыков логического мышления, правильной и грамотной речи, быстрой реакции.

Ценностно-ориентационная: вызвать у учащихся интерес к изучению данной темы и данного предмета. Умение применять полученные знания в практической деятельности и на других предметах.

1. Повторить определение арифметического квадратного корня.

2. Повторить теорему квадратного корня из степени.

3. Повторить теорему квадратный корень из произведения.

4. Развить навыки устного счета.

5. Подготовить учащихся к изучению темы “квадратный корень из дроби” и к усвоению материала геометрии.

6. Рассказать об истории возникновения арифметического корня.

Дидактические материалы и оборудование: дидактическая карта урока (Приложение 1 ), доска, мел, карточки для индивидуальных заданий (с учетом индивидуальных способностей учащихся), карточки для устного счета, карточки для самостоятельной работы.

Ход урока:

1. Организационный момент: записать тему урока, постановка цели и задачи урока (для учащихся).

Тема урок: Квадратный корень из дроби.

Цель урока: сегодня на уроке мы повторим определение арифметического квадратного корня, теоремы о квадратном корне из степени и квадратном корне из произведения. И познакомимся теоремой о квадратном корне из дроби.

Задачи урока:

1) повторим с помощью устного счета определения квадратного корня и теорем о квадратном корне из степени и произведения;

2) во время устного счета некоторые ребята выполнят задания по карточкам;

3) объяснение нового материала;

4) историческая справка;

5) выполнение заданий самостоятельной работы (в виде теста).

2. Фронтальный опрос:

1) устный счет: извлечь квадратный корень из следующих выражений:

а) используя определение квадратного корня вычислить:;;; ;

б) табличные значения: ; ;;;;; ;

в) квадратный корень из произведения ;;;;

г) квадратный корень из степени;;;;; ;

д) вынести общий множитель за скобки:;; ;.

2) индивидуальная работа по карточкам: Приложение 2 .

3. Проверка Д/З:

4. Объяснение нового материала:

Написать задание для учащихся на доске по вариантам “вычислить квадратный корень из дроби”:

Вариант 1: =

Вариант 2: =

Если ребята выполнили первое задание: спросить, как они его сделали?

1 вариант: представили в виде квадрата и получили . Сделать вывод.

2 вариант: представили числитель и знаменатель используя определение степени в виде и получили .

Дать еще рад примеров, например, вычислить квадратный корень из дроби ; ; .

Провести аналогию записать в буквенном виде:

Ввести теорему.

Теорема. Если а больше или равно 0, в больше 0, то корень из дроби а/в равен дроби в числителе которой стоит корень из а в знаменателе корень из в, т.е. корень из дроби равен корню из числителя и, деленному на корень из знаменателя.

Докажем, что 1) корень из а деленный на корень из в больше или равен 0

Доказательство. 1) Т.к. корень из а больше или равен 0 и корень из в больше 0 то корень из а деленный на корень из в больше или равен 0.

2)

5. Закрепление нового материала: из учебника Ш. А. Алимова: № 362 (1,3); № 363 (2,3); № 364 (2,4); №365 (2,3)

6. Историческая справка.

Арифметический корень произошел от латинского слова radix – корень, radicalis - коренной

Начиная с 13 века итальянские и другие европейские математики обозначали корень латинским словом radix (сокращенно r). В 1525 г. в книге Х.Рудольфа “Быстрый и красивый счет при помощи искусных правил алгебры, обычно называемых Косс” появилось обозначение V для квадратного корня; кубический корень обозначался VVV. В 1626 г. голландский математик А. Жирар ввел обозначения V, VV, VVV и т. д., которые вскоре вытеснил знак r, при этом над подкоренным выражением ставилась горизонтальная черта. Современное обозначение корня впервые появилось в книге Рене Декарта “Геометрия”, изданной в 1637 году.

8. Домашнее задание: № 362 (2,4); № 363 (1,4); № 364 (1,3); №365 (1,4)