Э тот пост о мученнице святой Жанне, как о ней не вспомнить, да еще в день ее казни...
Впрочем, казни возможно и не было вовсе... но 30 мая официальная история считает днем сожжения Жанны д’Арк (Jeanne d"Arc), простой крестьянки, которая до сих пор известна во всем и особо почитаема во Франции, как национальная героиня.

Жанна была одной из командующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам, осуждена как еретичка и сожжена на костре по обвинению в ереси и колдовстве. Спустя почти пятьсот лет (в 1920 году) причислена Католической церковью к лику святых...

Господь дал народу 4 обещания через Жанну: что будет снята осада с Орлеана, что дофин будет посвящен и коронован в Реймсе, что захваченный англичанами Париж будет возвращен законному королю Франции и что герцог Орлеанский, бывший тогда в плену у англичан, вернется на родину. Всё это казалось невероятным, но исполнилось в точности.

Ее образ был воспет в различных художественных и литературных произведениях — в том числе Вольтером и Шиллером. О ней написано множество научных исследований, и несмотря на это — а может, именно благодаря этому, споры вокруг ее судьбы не только не утихают, но, напротив, разгораются со все большей силой.

Официальная история жизни Орлеанской Девственницы существует со времен Великой французской революции и подробно изложена в школьных учебниках.

Жанна д’Арк родилась в деревушке Домреми, в Лотарингии, в семье землепашца Жака д’Арка (Jacques или Jacquot d’Arc, около 1375-1431) и его супруги Изабеллы (Isabelle d’Arc, урожденная Isabelle Romee de Vouthon, 1377-1458) около 1412 года.

Это было тяжелое для Франции время. Уже более семидесяти лет шла Столетняя война (1337-1453), и французы за это время успели потерять большую часть территории королевства.

В 1415 году англичане высадились в Нормандии с войском под командованием талантливого полководца — молодого короля Генриха V.

Осенью 1415 состоялась знаменитая битва при Азенкуре, в результате которой весь цвет французской аристократии попал в плен. В стране началась гражданская война между бургундцами и арманьяками, а англичане тем временем захватывали одну территорию за другой.

В возрасте 13 лет у Жанны начинались «видения» — она слышала «голоса», разговаривала со святыми, которые призывали ее идти спасать Францию. Девушка всем сердцем уверовала в свое необычное предназначение. Святые, что ей являлись, намекали на известное пророчество, согласно которому одна женщина погубила Францию, и другая женщина, причем девственница, спасет страну.

Дом Жанны д’Арк в Домреми. Ныне — музей.

Бедная дочь пахаря в 17 лет уходит из отчего дома, добирается до Шинона, где в то время находился молодой король Карл VII (Charles VII, 1403-1461), рассказывает ему о своем предназначении. Тот, поверив ей, дает ей в подчинение отряд рыцарей. Вот так начинается карьера Жанны. В ней будут сражения, победы, освобождение Орлеана, после чего она получит прозвище Орлеанская Дева. Затем — плен, обвинения, допросы и смерть на костре в 1431 году... вроде бы все просто и ясно.

Однако на протяжении уже нескольких десятилетий официальную версию систематически оспаривают некоторые историки, преимущественно французские, указывая на определенные непонятные моменты в биографии Жанны.

Хронисты колеблются в названии даты казни девы. Президент Эно, суперинтендант в штате королевы Марии Лещинской называет датой казни 14 июня 1431 года. Английские летописцы Уильям Кэкстон (William Caxton, 1422-1491) и Полидор Вергилий (Polydore Vergil, 1470-1555) уверяют, что казнь состоялась в феврале 1432 года. Разница большая.

Много сомнений вызывает и сама странная и головокружительная карьера Жанны. Средневековое общество было строго сословным и иерархичным. Для каждого в нем было определено свое место среди Oratores — тех, кто молится; Bellatores — тех, кто воюет, или Aratores — тех, кто пашет.


Башня в Руане, где допрашивали Жанну и памятник у места ее сожжения.

Дворянские мальчики с семи лет готовились к тому, чтобы стать рыцарями, а к крестьянам относились, как к животным. Как же могло такое случиться, что простолюдинке дали под начало отряд рыцарей? Как могли согласиться рыцари, от рождения воспитанные воинами, чтобы ими командовала крестьянка? Что должны были ответить бедной крестьянской девушке, которая стоит у ворот королевской резиденции и требует свидания с королем, чтобы рассказать ему о своих «голосах»? Мало ли в то время было хитропопых блаженных с голосами? Да полно!

Жанну же в Шиноне принимали теща короля Иоланда Анжуйская (Yolande d’Aragon, duchess d’Anjou, 1379-1442), супруга Карла VII Мария Анжуйская (Marie d’Anjou, 1404-1463) и сам король. Ко двору ее доставили за счет казны, в сопровождении вооруженного эскорта, который составляли рыцари, оруженосцы, королевский гонец. Многим дворянам приходилось не по одному дню ждать аудиенции у короля, а «крестьянку» пустили к нему практически сразу.

Бюллетень общества археологии и Лотарингского музея истории» сообщает, что «в январе 1429 года на площади замка в Нанси Жанна верхом на лошади приняла участие в турнире с копьем в присутствии знати и народа Лотарингии». Если учесть, что сражение в турнирах было возможно только для дворянства, что вокруг ристалища выставлялись щиты с гербами сражающихся, то появление на нем крестьянки не укладывается ни в какие рамки того общества. К тому же длина копья достигала нескольких метров, и владеть им могли только специально обученные этому дворяне. На том же турнире она поразила всех своим умением ездить верхом, а также знанием игр, принятых среди знати — кентен, игра в кольцо. Поразила настолько, что герцог Лотарингский подарил ей великолепного скакуна.

Во время коронации Карла в Реймсе только штандарт Жанны (белый, усыпанный золотыми лилиями) был развернут на хорах собора. У Жанны был свой придворный штат, включающий фрейлину, дворецкого, пажа, капеллана, секретарей, и конюшня из двенадцати лошадей.

Как вам такая Жанна, ню... да еще с нацистким приветствием? Это от французского художника Gaston Bussiere (1862-1929).

Некоторые исследователи считают, что отцом Жанны был герцог Луи Орлеанский, о чем знали и представители династии (сторонники этой версии утверждают, что в таком случае Жанна д"Арк родилась в 1407 году). Богатый гардероб Жанны был оплачен герцогом Карлом Орлеанским (Charles d"Orleans, 1394-1465).

Но кто в таком случае мать Жанны? Вслед за Амбеленом, Этьен Вейль-Рейналь (Etienne Weil-Reynal) и Жерар Пем (Gerard Pesme) считают, что, скорее всего, это Изабелла Баварская (Isabeau de Baviere, 1371-1435), жена Карла VI, мать Карла VII. Она долгие годы была любовницей Луи Орлеанского.

Карл VI по прозвищу Безумный (Charles VI le Fou, 1368-1422) не выносил и вида своей супруги. Она жила отдельно, во дворце Барбет, где Луи был частым гостем. Его называли отцом, по крайней мере, двоих детей Изабеллы — Жана (род. в 1398) и Карла (род. в 1402). Рождение Жанны произошло в этом самом дворце, и сразу ее отправили к кормилице Изабелле де Вутон. Понятно и то обстоятельство, почему пришлось спрятать ребенка. Необходимо было защитить девочку, поскольку ее отец, Луи Орлеанский, был убит наемными убийцами всего через несколько дней после рождения Жанны.

Здесь опять же можно выделить факт, опровергающий бытующее мнение, что Жанна была просто крестьянкой. Некоторыми исследователями считается, что дочь мужчины по имени Жак д’Арк и женщины по имени Изабелла де Вутон просто обязана быть дворянкой — приставка «де» в фамилии выдает дворянское происхождение. Но подобная традиция возникла во франции лишь в XVII веке. В описываемый период данная буква означали приставку «из». То есть Жанна из Арка, так что не все так однозначно...


«Жанна д"Арк». Картина Рубенса.

Представители семейства д’Арк находились на королевской службе еще до появления Жанны на свет. Именно поэтому эта семья была выбрана для воспитания Жанны.

Герб Жанны д"Арк. Иллюстрация (Creative Commons license): Darkbob/Projet Blasons

Как еще можно обосновать утверждение о ее дворянском происхождении? Герб, которым наделил ее Карл VII. В королевской грамоте говорится: «Во второй день июня 1429 года … господин король, прознав про подвиги Жанны Девственницы и победы, одержанные во славу Господа, наделил … гербом названную Жанну …». Золотые лилии считались цветком Франции, иначе говоря, символом «принцев и принцесс крови», что также подтверждает открытая золотая корона на гербе Жанны.

Король даже не заикается о присвоении Жанне дворянского звания, значит, оно у нее уже есть. Своим гербом он ясно дает понять, что считает Жанну принцессой королевских кровей.

Если считать все сказанное верным, то Жанну придется признать сводной сестрой короля Франции Карла VII, сводной сестрой герцогов Орлеанской династии — Карла и Жана Дюнуа, сводной сестрой королевы Англии Екатерины де Валуа (Catherine de Valois, 1401-1437), сестры Карла VII, теткой короля Англии Генриха VI (Henry VI, 1421-1471). В этих обстоятельствах кажется немыслимой казнь Жанны на костре в Руане в 1431 году.

Нельзя было сжечь по обвинению в колдовстве девушку такого высокого происхождения. Вопрос о том, зачем понадобился этот спектакль, слишком сложен, и является темой отдельной статьи.

Сейчас речь о другом, о жизни Жанны после... ее официальной казни. Чтобы понять, как Жанна смогла избежать казни, стоит обратиться к описанию этого печального действа: «На площади Старого рынка (в Руане) 800 английских солдат заставили народ потесниться... наконец, появился отряд из 120 человек… Они окружали женщину, прикрытую… капюшоном до самого подбородка…». Это только на картинах художников она с открытым лицом и в нарядных одеждах.

По сведениям историографов, рост Жанны составлял около 160 см. Учитывая двойное кольцо солдат вокруг нее, колпак на лице, сказать с уверенностью, что это была за женщина, не представляется возможным.

Мнение, что вместо Жанны была сожжена другая женщина, разделяло множество хроникеров и известных лиц, как современников Жанны, так и живших позже. В одной из хроник, хранящихся в Британском музее, сказано буквально следующее: «В конце концов, велели сжечь ее при всем народе. Или какую-нибудь другую женщину, похожую на нее».

А настоятель Собора св. Тибо в Меце пишет спустя пять лет после казни: «В городе Руане … она была возведена на костер и сожжена. Так говорят, но с тех пор было доказано обратное».

Еще больше убеждают в том, что Орлеанская дева не была сожжена, материалы судебного процесса. Генеральный адвокат Шарль дю Ли еще в XVI веке обратил внимание на то, что в документах и протоколах допросов девы отсутствуют смертный приговор и официальный акт, удостоверяющий исполнение приговора. Но если Орлеанскую деву не сожгли на костре, то какова ее дальнейшая судьба?

В 1436 году, через пять лет после костра в Руане, в документах знатного семейства дез Армуаз появляется запись: «Благородный Робер дез Армуаз (Robert des Armoises) сочетался браком с Жанной дю Лис, девственницей Франции… 7 ноября 1436 года». Фамилию дю Лис носили сыновья официального отца Жанны.

А летом 1439 года Орлеанская дева сама пожаловала в освобожденный ею город. Носила она теперь фамилию своего мужа — дез Армуаз. Ее встретила восторженная толпа горожан, в которой было немало людей, видевших ее ранее.

В счетной книге города появилась еще одна примечательная запись о выплате Жанне дез Армуаз крупной суммы денег — 210 ливров «за добрую службу, оказанную городу во время осады». Героиню признали те, кто хорошо знал ее четыре года назад — ее сестра и братья, маршал Франции Жиль де Рэ (Gilles de Rais, 1404-1440), Жан Дюнуа и многие другие.

Умерла Жанна в конце лета — начале осени 1449 года — именно этим периодом датируются документы, свидетельствующие о ее смерти. Только после этого ее «братьев» (имеются в виду сыновья Жака д’Арка) и официальную мать (Изабеллу де Вутон) стали называть «братьями покойной Жанны Девственницы» и «Изабеллой, матерью покойной Девственницы».

Вот так выглядит одна из самых распространенных на сегодня альтернативных версий происхождения героини Столетней войны.

Официальная наука не признает доводов сторонников альтернативных версий. Но так или иначе, вопрос о происхождении Жанны д’Арк остается открытым: от фактов, говорящих о ее благородном происхождении, отмахнуться совсем непросто. Основа инфы: исследование Елены Анкудиновой.

Существует более 20 фильмов, снятых по мотивам истории Жанны Д’Арк. Первый из них был снят на заре кинематографа, в 1898 году. Кстати, вы смотрели фильм «Посланница: история Жанны д"Арк»? Картина 1999 года, но рекомендую, там Жанну играет Милла Йовович.

А французы Жанну и помнят и любят... и уже не важно согжгли ее или нет, веру народа в ее мученическую смерть уже невозможно опровергнуть. Это уже личность - легенда...


Памятник Жанне в Париже.

Картинки и фото (С) разные места инета.

«О Жанне д’Арк мы знаем больше, чем о ком-либо другом из ее современников, и в то же время трудно найти среди людей XV века другого человека, чей образ представлялся бы потомкам таким загадочным.» (*2) стр.5

«...Родилась она в деревушке Домреми в Лотарингии в 1412 году. Известно, что она рождена от честных и справедливых родителей. В ночь на Рождество, когда народы имеют обыкновение в великом блаженстве чтить труды Христовы, вошла она в мир смертный. И петухи, cловно провозвестники новой радости, кричали тогда необыкновенным, до сих пор не слыханным криком. Видели, как они на протяжении более чем двух часов хлопали крыльями, предсказывая то, что суждено было этой малютке». (*1) стр.146

Об этом факте сообщает Персеваль де Буленвилье, советник и камергер короля в письме милонскому герцогу, которое может быть названо ее первой биографией. Но скорее всего это описание является легендой, т. к. об этом не упоминает ни одна хроника и рождение Жанны не оставило ни малейшего следа в памяти односельчан — жителей Домреми, выступавших в качестве свидетелей на процессе реабилитации.

Она жила в Домреми с отцом, матерью и двумя братьями, Жаном и Пьером. Жак д’Арк и Изабелла были, по местным понятиям «не очень богатыми». (Более подробное описание семьи см. (*2) стр.41-43)

«Неподалеку от деревни, где выросла Жанна, росло очень красивое дерево, „прекрасное, как лилия“, как заметил один свидетель; у дерева по воскресеньям собирались деревенские юноши и девушки, они танцевали вокруг него и умывались водой из соседнего источника. Дерево называли деревом фей, говорили, что в незапамятной древности вокруг него танцевали чудесные существа, феи. Жанна также нередко ходила туда, только никогда не видела ни одной феи.» (*5) стр.417, см. (*2) стр. 43-45

«Когда исполнилось ей 12 лет, пришло к ней первое откровение. Внезапно перед очами ее возникло сияющее облако, из коего раздался голос: „Жанна, тебе пристало другим путем идти и чудесные деяния совершать, ибо ты — та, которую избрал Царь Небесный для защиты короля Карла..“ (*1) стр.146

„Вначале я очень испугалась. Голос я услышала днем, это было летом в саду моего отца. За день до этого я постилась. Голос пришел ко мне с правой стороны, оттуда, где была церковь, и с этой же стороны шла великая святость. Этот голос всегда руководил мной. “ Позднее голос стал являться Жанне каждый день и настаивал, что нужно „идти и снять осаду с города Орлеан“. Голоса называли ее „Жанна де Пюселль, дщерь Бога“ — помимо первого голоса, который принадлежал, как думается Жанне, архангелу Михаилу, присоединились вскоре голоса Святой Маргариты и Святой Катарины. Всем тем, кто пытался преградить ей путь, Жанна напоминала древнее пророчество, которое говорило, что „Францию погубит женщина, а спасет девственница“. (Первая часть пророчества сбылась, когда Изабелла Баварская заставила своего мужа, французского короля Карла VI, объявить своего сына Карла VII незаконным, в результате чего ко времени Иоанны Карл VII был не королем, а только дофином).» (*5) стр.417

«Я пришла сюда в королевскую палату, для того, чтобы говорить с Робером де Бодрикуром, дабы он отвел к королю или приказал своим людям отвести меня; но он не обратил внимания ни на меня, ни на мои слова; тем не менее мне необходимо предстать перед королем в первой половине поста, пусть даже для этого я сотру себе ноги до колен; знайте, что никто — ни король, ни герцог, ни дочь шотландского короля, ни кто-либо другой — не сможет восстановить французское королевстве; спасение может прийти только от меня, и, хотя я предпочла бы остаться с моей бедной матушкой и прясть, не в этом мое предназначение: я должна идти, и я сделаю это, ибо моему Господину угодно, чтобы я действовала таким образом». (*3) стр. 27

Трижды ей приходилось обращаться к Роберу де Бодрикуру. После первого раза ее отправили домой, а родители решили выдать ее замуж. Но Жанна через суд сама расторгла помолвку.

«Время для нее тянулось медленно, „как для женщины, ожидающей ребенка“, говорила она, да так медленно, что она не выдержала и в одно прекрасное утро в сопровождении своего дяди, преданного Дюрана Лаксара, жителя Вокулера по имени Жак Ален пустилась в путь; ее спутники купили для нее лошадь, которая стоила им двенадцать франков. Но далеко они не уехали: прибыв в Сен-Никола-де Сен-Фон, находившийся по дороге на Совруа, Жанна заявила: „Не так нам пристало удаляться“, и путники вернулись в Вокулер. (*3) стр. 25

В один прекрасный день прибыл гонец из Нанси от герцога Лотарингского.

„Герцог Карл II Лотарингский оказал Жанне милостивый прием. Он пригласил ее к себе в Нанси. Карл Лотарингский вовсе не был союзником Карла Валуа; напротив, он занимал по отношению к Франции позицию враждебного нейтралитета, тяготея к Англии.

Она сказала герцогу (Карлу Лотарингскому), чтобы он дал ей своего сына и людей, которые проводят ее во Францию, и она будет молить бога об его здоровье“. Сыном герцога Жанна называла его зятя, Рене Анжуйского. „Добрый король Рене“ (прославившийся впоследствии как поэт и покровитель искусств), был женат на старшей дочери герцога и его наследнице Изабелле... Эта встреча укрепила позиции Жанны в общественном мнении... Бодрикур (комендант Вокулера) изменил свое отношение к Жанне и согласился отправить ее к дофину.» (*2) стр.79

Существует версия, что Рене д’Анжу являлся магистром тайного ордена «Сионского приората» и помогал Жанне выполнять ее миссию. (См. главу «Рене д’Анжу»)

Уже в Вокулере она одевает мужской костюм и отправляется через всю страну к дофину Карлу. Испытания продолжаются. В Шиноне под именем дофина ей представляют другого, но Жанна безошибочно из 300 рыцарей находит Карла и приветствует его. Во время этой встречи Жанна что-то сообщает дофину или показывает какое-то знамение, после которого Карл начинает ей верить.

«Рассказ самой Жанны Жану Паскерелю, ее духовнику: «Когда король увидел ее, он спросил в Жанны ее имя, и она ответила: „Милый дофин, зовусь я Жанной Девой, и моими устами обращается к вам Царь Небесный и говорит, что вы примете миропомазание и будете коронованы в Реймсе и сделаетесь наместником Царя Небесного, истинного короля Франции“. После других вопросов, заданных королем, Жанна вновь ему сказала: „Говорю тебе от имени всевышнего, что ты истинный наследник Франции и сын короля, и Он послал меня к тебе, дабы повести тебя в Реймс для того, чтобы ты был там коронован и миропомазан, если того захочешь“. Услышав это король сообщил присутствовавшим, что Жанна посвятила его в некую тайну, которую никто кроме Бога, не знал и знать не мог; вот почему он ей полностью доверяет. Все это, — заключает брат Паскерель, — я услышал из уст Жанны, так как сам при этом не присутствовал». (*3) стр. 33

Но, тем не менее начинается расследование, собирается подробная информация о Жанне, которая в это время находится в Пуатье, где коллегия ученых богословов епископства Пуатье должна вынести свое решение.

«Полагая, что предосторожности никогда не излишни, король решил увеличить число тех, кому доверено допросить девушку, и выбрать из них самых достойных; а собраться они должны были в Пуатье. Жанну поселили в доме метра Жана Рабато, адвоката Парижского парламента, присоединившегося к королю двумя годами ранее. Нескольким женщинам было поручено тайно наблюдать за ее поведением.

Франсуа Гаривель, советник короля, уточняет, что Жанну допрашивали неоднократно и следствие заняло примерно три недели.» (*3) стр. 43

«Некий адвокат парламента Жан Барбон: «От ученых богословов, с пристрастием изучавших ее и задававших ей множество вопросов, я слышал, что отвечала она весьма осмотрительно, как если бы она была хорошим ученым, так что их повергли в изумление ее ответы. Они считали, что в самой ее жизни и ее поведении крылось нечто божественное; в конце концов, после всех допросов и расспросов, проведенных учеными, они пришли к заключению, что в ней нет ничего дурного, ничего противоречащего католической вере и что, принимая во внимание бедственное положение короля и королевства — ведь король и верные ему жители королевства пребывали в это время в отчаянии и не знали, на какую помощь еще надеяться, если только не на помощь Бога, — король может принять ее помощь». (*3) стр. 46

В этот период она обретает меч и знамя. (см. главу «Меч. Знамя.»)

«По всей вероятности, дав Жанне право иметь личное знамя, дофин приравнял ее к так называемым «знаменным рыцарям», которые командовали отрядами своих людей.

Жанна имела под своим началом небольшой отряд, который состоял из свиты, нескольких солдат и обслуги. В свиту входили оруженосец, духовник, два пажа, два герольда, а также Жан из Меца и Бертран де Пуланжи и братья Жанны, Жак и Пьер, которые присоединились к ней в Туре. Еще в Пуатье дофин поручил охрану Девы опытному воину Жану д’Олону, который стал ее оруженосцем. В этом храбром и благородном человеке Жанна нашла наставника и друга. Он обучал ее военному делу, с ним она провела все свои походы, он был рядом с ней во всех битвах, штурмах и вылазках. Они вместе попали в плен к бургундцам, но ее продали англичанам, а он выкупился на свободу и спустя четверть века, будучи уже рыцарем, королевским советником и, занимая видную должность сенешаля одной из южно-французских провинций, написал по просьбе реабилитационной комиссии очень интересные воспоминания, в которых рассказал о многих важный эпизодах истории Жанны д’Арк. До нас дошли также показания одного из пажей Жанны — Луи де Кута; о втором — Раймоне — мы ничего не знаем. Духовником Жанны был монах-августинец Жан Паскерель; ему принадлежат весьма подробные показания, но в них, очевидно, не все достоверно. (*2) стр.130

«В Туре для Жанны собрали военную свиту, как и полагалось военачальнику; назначили интенданта Жана д’Олона, который свидетельствует: «Для ее охраны и сопровождения я был передан в ее распоряжение королем, господином нашим»; у нее также два пажа — Луи де Кут и Раймон. В ее подчинении оказались также два герольда — Амблевиль и Гийенн; герольды — это гонцы, одетые в ливреи, позволяющие опознать их. Герольды были неприкосновенны.

Раз Жанне дали двух гонцов, значит, король стал относиться к ней как к любому другому воину высокого ранга, облеченному полномочиями и несущему персональную ответственность за свои действия.

Королевские войска должны были собраться в Блуа... Именно в Блуа, пока там находилась армия, Жанна заказала хоругвь... Духовник Жанны растроган почти религиозным обликом выступающей армии: «Когда Жанна выступила из Блуа, чтобы идти в Орлеан, она попросила собрать всех священников вокруг этой хоругви, и священники шли впереди армии... и пели антифоны... так же было и на следующий день. А на третий день они подошли к Орлеану.» (*3) стр. 58

Карл медлит. Жанна его торопит. Освобождение Франции начинается со снятия осады Орлеана. Это первая военная победа войска, верного Карлу под предводительством Жанны, что является одновременно и знамением ее божественной миссии. «См. Р.Перну, М.-В. Клэн, Жанна д’Арк /стр. 63-69/

Для освобождения Орлеана Жанне потребовалось 9 дней.

«Солнце уже склонялось к западу, а французы все еще безуспешно сражались за ров передового укрепления. Жанна вскочила на коня и отправилась в поля. Вдали от взоров... Жанна погрузилась в молитву между виноградных лоз. Неслыханные выдержка и воля семнадцатилетней девушки позволили ей в этот решающий момент отвлечься от собственного напряжения, от охватившего всех уныния и изнеможения, теперь она обрела тишину внешнюю и внутреннюю — когда только и может возникать вдохновение...»

«...Но тут случилось невиданное: стрелы выпали из рук, приведенные в замешательства люди глядели в небо. Святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем орлеанском небе. Архангел сражался на стороне французов.» (*1) стр. 86

«...англичане, спустя семь месяцев после начала осады и девять дней после того, как Дева заняла город, отступили без боя все до последнего, и произошло это 8 мая (1429 г.), в день, когда много столетий назад святой Михаил явился в далекой Италии на Монте-Гаргано и на острове Искья...

Магистрат вписал в городскую книгу, что освобождение Орлеана является величайшим чудом христианской эпохи. Доблестный город с тех пор на протяжении всех столетий торжественно посвящал этот день Деве, день 8 мая, обозначенный в календаре как праздник Явления архангела Михаила.

Многие современные критики утверждают, что победу под Орлеаном можно отнести лишь на счет случайностей или же необъяснимого отказа англичан от боя. И все же Наполеон, основательно проштудировавший походы Жанны, заявил, что она была гением в военном деле, а никто не посмеет сказать, что он не разбирался в стратегии.

Английский биограф Жанны д’Арк В. Сэнквилл Уэст пишет уже в наши дни, что весь образ действия ее земляков, участвовавших в тех событиях, кажется ей до такой степени странным и медлительным, что это можно объяснить только сверхъестественными причинами: «Причинами, о которых мы в свете нашей науки двадцатого столетия — или, может быть, во тьме нашей науки двадцатого столетия? — ничего не знаем». (*1) стр.92-94

«Для встречи с королем после снятия осады Жанна и Орлеанский Бастард отправились в Лош: „Она выехала навстречу королю, держа в руке свой стяг, и она встретились, — рассказывает немецкая хроника того времени, донесшая до нас много сведений. Когда девушка склонила голову перед королем так низко, как только могла, король тотчас велел ей подняться, и подумали, что он чуть было не поцеловал ее от радости, охватившей его“. Это было 11 мая 1429 года.

Молва о подвиге Жанны облетела всю Европу, проявившую необычайный интерес к случившемуся. Автор процитированной нами хроники — некто Эберхард Виндекен — казначей императора Сигизмунда; очевидно, император выказал большой интерес к деяниям Жанны и повелел разузнать о ней. (*3) стр.82

О реакции за пределами Франции мы можем судить по очень интересному источнику. Это „Хроника Антонио Морозини“... отчасти это собрание писем и донесений. Письмо Панкраццо Джустиниани своему отцу, из Брюгге в Венецию, от 10 мая 1429 г.: „Некий англичанин по имени Лоуренс Трент, человек почтенный и не болтун, пишет, видя, что говорится об этом в донесениях стольких достойных и заслуживающих доверия людей: „Это сводит меня с ума“. Он сообщает, что многие бароны относятся к ней с почтением, равно как и простолюдины, а те, кто смеялся над ней, умерли плохой смертью. Ничто не является, однако, столь ясным, как ее бесспорная победа в диспуте с магистрами теологии, так что кажется, будто она — вторая святая Екатерина, сошедшая на землю, и многие рыцари, которые слышали, какие удивительные речи произносила она каждый день, считают это за великое чудо... Сообщают далее, что сия девица должна совершить два великих дела, а потом умереть. Да поможет ей бог... “ Какой предстает она перед венецианцем эпохи Кварточенто, перед купцом, дипломатом и разведчиком, т. е. перед человеком совершенно иной культуры, иного психологического склада, нежели она сама и ее окружение?...Джустиниани растерян.» (*2) стр.146

Портрет Жанны д’Арк

«...Девушка имеет привлекательную внешность и мужскую осанку, говорит она мало и выказывает чудесный ум; речи она произносит приятным высоким голосом, как и подобает женщине. В еде она умеренна, еще более она умеренно в винопитии. Она находит удовольствие в прекрасных конях и оружии. Многие собрания и разговоры Деве неприятны. Часто глаза ее наполняются слезами, любит она и веселье. Претерпевает неслыханно тяжкие труды, а когда носит оружие, показывает такое упорство, что день и ночь в течение шести дней может непрерывно оставаться в полном вооружении. Она говорит, что у англичан нет права владеть Францией, и для этого, говорит она, послал ее Господь, чтобы она их изгнала и одолела... »

«Ги де Лаваль, юный дворянин, присоединившийся к королевской армии, описывает ее с восхищением: «Я видел, как она, в доспехах и при полном боевом снаряжении, с маленькой секирой в руке, садилась у выхода из дома на своего огромного черного боевого коня, который пребывал в большом нетерпении и не позволял оседлать себя; тогда она молвила: „Отведите его к кресту“, который находился перед церковью на дороге. Затем она вскочила в седло, а он не шелохнулся, как если бы был связан. И тогда она обернулась к церковным вратам, находившимся совсем близко от нее: „А вы, священники устройте процессию и помолитесь Богу“. И тогда она отправилась в путь, приговаривая: „Спешите вперед, спешите вперед“. Миловидный паж нес ее развернутое знамя, а она держала в руке секиру». (*3) стр.89

Жиль де Ре: «Она дитя. Она ни разу не причинила зла врагу, никто не видел, чтобы она когда-нибудь кого-нибудь поразила мечом. После каждой битвы она оплакивает павших, перед каждой битвой она причащается Телом Господним — большинство воинов делает это вместе с ней, — и при этом она ничего не говорит. Из ее уст не исходит ни одного необдуманного слова — в этом она столь же зрелая, как и многие мужчины. Вокруг нее никто никогда не ругается, и людям это нравится, хотя все их жены остались дома. Нужно ли говорить о том, что она никогда не снимает доспехов, если спит рядом с нами, и тогда, несмотря на всю ее миловидность, ни один мужчина не испытывает к ней плотского желания.» (*1) стр.109

«Жан Алансон, который в те дни был главнокомандующим, много лет спустя вспоминал: „Она разбиралась во всем, что имеет отношение к войне: могла вонзить пику и провести смотр войска, выстроить армию в боевой порядок и разместить пушки. Все удивлялись, что она была столь осмотрительна в своих делах, как боевой командир с двадцати или тридцатилетним опытом.“ (*1) стр.118

„Жанна была красивой и очаровательной девушкой, и все встречавшиеся с ней мужчины это чувствовали. Но это чувство было самое подлинное, то есть самое высокое, преображенное, девственное, возвращенное в то состояние „Божией любви“, которое отметил Нуйонпон у себя самого.“ (*4) стр.306

" - Это очень странно, и мы все можем об этом свидетельствовать: когда она едет с нами, птицы из леса слетаются и садятся к ней на плечи. В бою случается, голуби начинают порхать возле нее." (*1) стр.108

«Я припоминаю, что в протоколе, составленном моими коллегами о ее жизни, было написано, что у нее на родине в Домреми хищные птицы слетались к ней, когда она пасла коров на лугу, и, садясь к ней на колени, клевали крошки, которые она отщипывала от хлеба. На стадо ее стадо ни разу не напал волк, а в ночь, кода она родилась — на Крещение — были замечены разные необычные вещи с животными... А почему бы и нет? Животные ведь тоже Божьи твари... (*1) стр. 108

„Кажется, что в присутствии Жанны воздух становился прозрачным для тех людей, кому жестокая ночь еще не омрачила разум, а в те годы таких людей было больше, чем принято считать сейчас.“ (*1) стр.66

Ее экстазы протекали как бы вне времени, в обычной деятельности, но без отключения от последней. Она слышала свои Голоса среди боевых действий, но продолжала командовать войсками; слышала во время допросов, но продолжала отвечать богословам. Об этом может свидетельствовать и ее жесть, когда под Туреллями она вырвала из раны стрелу, перестав ощущать физическую боль во время экстаза. И надо добавить, что она отлично умела определять свои Голоса во времени: в такой-то час, когда звонили в колокола.» (*4) стр.307

«Рупертус Гейер, тот самый „анонимный“ клирик», понял личность Жанны правильно: если для нее и можно подыскать какую-то историческую аналогию, то лучше всего сравнить Жанну с сивиллами, этими пророчицами языческой эпохи, чьими устами говорили боги. Но между ними и Жанной была огромная разница. На сивилл воздействовали силы природы: серные испарения, одурманивающие запахи, журчащие ручьи. В состоянии экстаза они высказывали такие веще, о которых сразу же забывали, как только приходили в себя. В повседневной жизни они не имели никаких высоких прозрений, они были чистыми листами, на которых писали силы, неподдающиеся контролю. «Ибо присущий им пророческий дар подобен доске, на которой ничего не написано, он неразумный и неопределенный», — писал Плутарх.

Устами Жанны также говорили сферы, чьих границ никто не знал; она могла впадать в экстаз на молитве, при звоне колоколов, в тихом поле или в лесу, но это был такой экстаз, такой выход за пределы обычных чувств, которым она управляла и из которого могла выйти с трезвым рассудком и осознавая собственное «я», чтобы затем перевести увиденное и услышанное на язык земных слов и земных поступков. То, что языческим жрицам было доступно в отрешенном от мира затмении чувств, Жанна воспринимала в ясном сознании и разумной умеренности. Вместе с мужчинами она ездила верхом и сражалась, вместе с женщинами и детьми она спала, и, как и все они, Жанна могла смеяться. Просто и ясно, без недомолвок и тайн она рассказывала о том, что должно было случиться: «Подождите, еще три дня, тогда мы возьмем город»; «Потерпите, через час вы станете победителями». Дева намеренно сняла покрывало загадочности со своей жизни и поступков; загадкой оставалась лишь она сама. Так как ей самой была предречена грядущая беда, она замкнула уста, и никто не знал о мрачной вести. Всегда, даже перед смертью на костре Жанна отдавала себе отчет в том, что ей можно говорить и чего нельзя.

Со дней апостола Павла женщинам, «глаголющим языками», в христианских общинах надлежало молчать, ибо «за глаголение языками несет ответственность дух, дающий вдохновение, а за разумное пророческое слово — говорящий человек». Духовный язык нужно перевести на язык людей, чтобы человек сопровождал речь духа своим разумом; и лишь то, что человек может понять и усвоить собственным рассудком, он должен выражать словами.

Жанне д’Арк в те недели яснее, чем когда-либо, удалось доказать, что она несет ответственность за свои наделенные разумом слова пророчеств и что она высказывает их — или молчит, — находясь в здравом рассудке." (*1) стр 192

После снятия осады с Орлеана в Королевском совете начинаются споры о направлении похода. При этом Жанна была того мнения, что нужно идти на Реймс, чтобы короновать короля. «Она доказывала, что, как только король будет коронован и миропомазан, сила врагов будет все время убывать и в конце концов они не смогут более вредить не королю, ни королевству» стр 167.

Коронация дофина в Реймсе становилась в этих условиях актом провозглашения государственной независимости Франции. Такова была основная политическая цель похода.

Но придворные не советовали Карлу предпринимать поход на Реймс, говоря, что на пути из Жьена в Реймс расположено много укрепленных городов, замков и крепостей с гарнизонами из англичан и бургунцев. Решающую роль сыграл огромный авторитет Жанны в войске и 27 июня Дева повела авангард армии на Реймстр. Начался новый этап освободительной борьбы. При этом освобождение Труа решило исход всей кампании. Успех похода превзошел самые смелые ожидания: менее чем за три недели армия прошла почти триста километров и достигла конечного пункта, не сделав ни одного выстрела, не оставив на своем пути ни одной сожженной деревни, ни одного разграбленного города. Предприятие, которое поначалу представлялось столь трудным и опасным, превратилось в триумфальный марш.

В воскресенье 17 июля Карл был коронован в Реймском соборе. Жанна стояла в соборе, держа в руке знамя. Потом на суде у нее спросят: «Почему ваше знамя внесли в собор во время коронации в предпочтение перед знаменами других капитанов?» И она ответит: «Оно было в труде и по праву должно было находиться в почести»

Но дальше события разворачиваются менее триумфально. Вместо решительного наступления Карл заключает странное перемирие с бургунцами. 21 января армия вернулась на берега Лауры и тотчас же бвла распущена. Но Жанна продолжает сражаться, но при этом терпит одно поражение за другим. Узнав, что бургунцы осадили Компьень, она бросается на выручку. Дева входит в город 23 мая, а вечером, во время вылазки попадает в плен.....

«В последний раз в жизни вечером 23 мая 1430 года Жанна штурмовала неприятельский лагерь, в последний раз она сняла свои доспехи, у нее отняли штандарт с изображением Христа и ликом ангела. Борьба на поле брани окончилась. То, что начиналось теперь в ее 18 лет, было борьбой другим оружием и с другим противником, но, как и прежде, это была борьба не на жизнь, а на смерть. В тот момент история человечества свершалась через Жанну Д’Арк. Завет святой Маргариты был исполнен; пробил час исполнения завета святой Екатерины. Земное знание готовилось сразиться с мудростью, в утренних лучах которой Дева Жанна жила, боролась и страдала. В потоке перемени уже приближались столетия, когда силы отрицающей Бога учености начали бескровное, но неотвратимое наступление против брезжущего в человеке воспоминания о его божественном происхождении, когда человеческие умы и сердца стали ареной, на которой падшие ангелы боролись с архангелом по имени Михаил, провозвестником воли Христа. Все, что совершила Жанна, послужило Франции, Англии, новой Европе; это был вызов, сияющая загадка для всех народов последующих эпох.» (*1) стр 201

Полгода пробыла Жанна в бургунском плену. Она ждала помощи но напрасно. Французское правительство ничего не сделало для того, чтобы выручить ее из беды. В конце 1430 г. бургунцы продали Жанну англичанам, и те немедленно предали ее суду инквизиции.

Памятник в соборе
Архангела Михаила
в Дижоне (Бургундия)
Фрагмент из фильма
Роберта Брессона
«Процесс Жанны Д’Арк»
Позолоченный памятник
Жанне д’Арк в Париже
на площади Пирамид

Прошел год с того дня, когда Жанна попала в плен... Год и один день..

Позади был бургунский плен. Позади были две попытки побега. Вторая едва не закончилась трагически: Жанна выбросилась из окна на верхнем этаже. Это дало судьям повод обвинить её в смертном грехе — попытке самоубийства. Её объяснения были просты: «Я сделала это не от безнадежности, но в надежде спасти свое тело и пойти на помощь многим славным людям, которые в этом нуждаются».

Позади была железная клетка, в которой ее держали первое время в Руане, в подвале королевского Буврейского замка. Потом начались допросы, её перевели в камеру. Пятеро английских солдат стерегли ее круглые сутки, а ночью приковывали к стене железной цепью.

Позади были изнурительные допросы. Каждый раз на неё обрушивались десятки вопросов. Ловушки подстерегали ее на каждом шагу. Сто тридцать два члена трибунала: кардинал, епископы, профессора теологи, ученые аббаты, монахи и священники.... И юная девушка, которая по ее собственным словам, «не знает ни а, ни б».

Позади были те два дня в конце марта, когда ее ознакомили с обвинительным заключением. В семидесяти статьях перечислял прокурор преступные деяния, речи и помыслы подсудимой. Но Жанна отводила одно обвинение за другим. Двухдневное чтение обвинительного акта закончилось поражением прокурора. Судьи убедились, что составленный ими документ никуда не годится, и заменили его другим.

Второй вариант обвинительного заключения содержал только 12 статей. Отсеялось второстепенное, осталось самое главное: «голоса и ведения», мужской костюм, «дерево фей», обольщение короля и отказ подчиниться воинствующей церкви.

От пытки решили отказаться, «дабы не дать повода для клеветы на образцово проведенный процесс».

Все это позади, и вот Жанну привезли на кладбище, окружили стражей, подняли над толпой, показали палача и начали читать приговор. Вся эта до мелочей продуманная процедура была рассчитана на то, чтобы вызвать у нее душевное потрясение и страх смерти. В какой-то момент Жанна не выдерживает и соглашается подчиниться воле церкви. «Тогда же, — сказано в протоколе, — на виду у великого множества клириков и мирян она произнесла формулу отречения, следуя тексту составленной по-французски грамоты, каковую грамоту собственноручно подписала.» Вероятнее всего формула официального протокола представляет собой подделку, цель которой заключается в том, чтобы распространить задним числом отречение Жанны на всю ее предыдущую деятельность. Возможно на кладбище Сент-Уэн Жанна не отреклась от своего прошлого. Она лишь согласилась подчиниться впредь предписаниям церковного суда.

Однако, политическая цель процесса была достигнута. Английское правительство могло оповестить весь христианский мир, что еретичка всенародно покаялась в своих преступлениях.

Но, вырвав у девушки слова покаяния, организаторы процесса вовсе не полагали дело законченным. Оно было сделано лишь наполовину, ибо за отречением Жанны должна была последовать ее казнь.

Инквизиция располагала для этого простыми средствами. Нужно было лишь доказать, что после отречения она совершила «рецидив ереси»: человек, повторно впавший в ересь, подлежал немедленной казни. Перед отречение Жанне обещали, что, если она покается, ее переведут в женское отделение архиепископской тюрьмы и снимут кандалы. Но вместо этого по приказу Кошона ее снова доставили в старую камеру. Там она переоделась в женское платье и ей обрили голову. Кандалы не сняли и английскую стражу не убрали.

Прошло два дня. В воскресенье 27 мая по городу распространились слухи, что осужденная вновь надела мужской костюм. У нее спросили, кто принудил ее сделать это. «Никто, — ответила Жанна. Я сделала это по своей доброй воле и без всякого принуждения.» Вечером этого дня появился протокол последнего допроса Жанны — трагический документ, в котором сама Жанна рассказывает обо всем, что она пережила после отречения: об отчаянии, которое охватило ее, когда она поняла, что ее обманули, о презрении к самой себе из-за того, что она испугалась смерти, о том, как она проклинала себя за предательство, она сама произнесла это слово, — и о победе, которую она одержала, — о самой, пожалуй, трудной из всех ее побед, потому что это победа над страхом смерти.

Существует версия, согласно которой Жанну насильно заставили одеть мужской костюм (См. стр. 188 Райцес В. И. Жанна д Арк. Факты, легенды, гипотезы.«

О том, что ее казнят, Жанна узнала на рассвете в среду 30 мая 1431 года. Ее вывели из тюрьмы, посадили на повозку и повезли к месту казни. На ней было длинное платье и шапочка....

Только через несколько часов костру дали погаснуть.

А когда все кончилось, по словам Ладвеню, «около четырех часом по полудню», палач пришел в доминиканский монастырь, «ко мне, — говорит Изамбар, — и к брату ладвеню, в крайнем и страшном раскаянии, как бы отчаиваясь получить от Бога прощение за то, что он сделал с такой, как он говорил, святой женщиной». И он рассказал еще им обоим, что, поднявшись на эшафот, чтобы всё убрать, он нашел её сердце и иные внутренности несгоревшими; от него требовалось сжечь всё, но, хотя он несколько раз клал вокруг сердца Жанны горящий хворост и угли, он не мог обратить его в пепел" (тот же рассказ палача передает со своей стороны и Массеь со слов заместителя руанского балльи). Наконец, пораженный, «как явным чудом», он перестал терзать это Сердце, положил Неопалимую Купину в мешок вместе со всем, что осталось от плоти Девы, и мешок бросил, как полагалось, в сену. Нетленное сердце ушло навсегда от человеческих взоров и рук." (*1)

Прошло Двадцать пять лет и наконец — после процесса, на котором были заслушаны сто пятнадцать свидетелей Была и её мать), — в присутствии папского легата Жанну реабилитировали и признали возлюбленнейшей дочерью Церкви и франции. (*1) стр. 336

Всей своей короткой судьбой Жанна д’Арк, «земной ангел и небесная девушка», вновь и с небывалой силой объявила реальность Бога Живого и Небесной Церкви.

В 1920 году по Рождестве Христовом, на четыреста девяностом году после Костра, Римская Церковь причислила её к лику святых и признала истиной её миссию, исполняя которую, она спасла Францию. (*1)

Пять с половиной столетий минуло с того дня, когда на площади Старого Рынка в Руане была сожжена Жанна дАрк. Ей было тогда девятнадцать лет.

Почти всю свою жизнь — семнадцать лет — она была никому неведомой Жаннетой из Домреми. Её соседи потом скажут: «такая, как все». «такая как другие».

Один год — всего один год — она была прославленной Жанной-Девой, спасительницей Франции. Её соратники потом скажут: «как если бы она была капитаном, проведшим на войне двадцать или тридцать лет.»

И еще один год — целый год — она была военнопленной и подсудимой инквизиционного трибунала. Её судьи потом скажут: «великий ученый — и тот с трудом ответил бы на вопросы, которые её задавали.»

Конечно, она не была такой как все. Конечно, она не была капитаном. И, уж конечно, она не была ученым. И вместе с тем все это в ней было.

Проходят столетия. Но каждое поколение снова и снова обращается к такой простой и такой бесконечно сложной истории девушки из Домреми. Обращается, чтобы понять. Обращается, чтобы приобщиться к непреходящим нравственным ценностям. Ибо если история — учитель жизни, то эпопея Жанны дАрк — один из её великих уроков. (*2) стр.194

Литература:

  • *1 Мария Йозефа, Крук фон Потуцин Жанна д Арк. Москва «Энигма» 1994.
  • *2 Райцес В. И. Жанна д Арк. Факты, легенды, гипотезы. Ленинград «Наука» 1982.
  • *3 Р. Перну, М. В. Клен. Жанна д Арк. М., 1992.
  • *4 Подвижники. Избранные жизнеописания и труды. Самара, АГНИ, 1994.
  • *5 Бауэр В., Дюмотц И., Головин СТР. Энциклопедия символов, М., КРОН-ПРЕСС, 1995

Смотрите раздел:

В мае далекого 1431-го была заживо сожжена национальная героиня Франции Жанна Д’ Арк. Она являлась главнокомандующей французской армии в период Столетней войны. С тех времен ее образ стал очень популярен. О Жанне писали книги, сочиняли песни и создавали полотна. Мы тоже не могли обойти вниманием эту великую женщину…

Пророчество Мерлина

Жанна Д’ Арк (Jeanne d"Arc ) появилась на свет в одной из деревень Франции в 1412-м. Она воспитывалась в семействе крестьян. По некоторым сведениям, ее родители были весьма зажиточными людьми. У Жанны была еще сестра и три брата.

С детских пор ее называли Жанеттой. Изначально она была очень религиозной и всегда беспрекословно слушалась отца и мать. Говорят, она была довольно образованной девушкой. Жанна прекрасно знала географию, успешно метала копья и вообще умела вести себя при дворе.

Детство этой легендарной женщины пришлось на т. н. Столетнюю войну. Северные районы государства признавали своим правителем английского монарха Генриха VI. А южная часть - Карла VII. Он считался незаконнорожденным сыном короля Карла VI. И именно поэтому он мог претендовать на корону Франции исключительно как дофин, а вовсе не полноправный наследник престола.

Кроме того, из поколения в поколение передавалось предание о том, что страну спасет только девственница. По легенде, это пророчество было сделано легендарным волшебником Мерлином. К этому времени Жанна д’ Арк (Jeanne d"Arc ) сама уже давно именовала себя как «Жанна Девственница».

Откровения Жанны

Когда Жанне было тринадцать лет, по ее словам, она начала слышать некие голоса, которые призывали девушку спасти страну, а именно снять блокаду Орлеана, возвести незаконнорожденного короля на трон и в итоге окончательно изгнать англичан из Франции. Со временем Жанетт окончательно убедила себя в том, что она призвана помочь стране и народу.

В семнадцатилетнем возрасте она покинула родительский дом и отправилась в соседний район. Цель этого визита была только одна - она хотела сообщить капитану королевских войск Роберу Бодрикуру о своей миссии - спасти страну.

Бравый вояка высмеял ее и отправил домой. Тем не менее через некоторое время Жанна снова вернулась к капитану с теми же словами. Девушка была чересчур настойчива, и капитан помог-таки ей договориться об аудиенции с дофином.

Меч Карла Великого

Ранней весной 1429-го Жанна Дарк, биография (краткая) которой стала предметом нашего обзора, отправилась к дофину, который решил устроить ей серьезную проверку. Когда она появилась во дворце, он посадил на трон совершенно другого человека, а сам встал в толпе придворных. Жанетт удалось выдержать это испытание, ибо она узнала короля.

Потом матроны проверили ее на девственность, а гонцы узнавали всю возможную информацию о ней в ее краях. В результате дофин не только решил доверить ей свое войско, но и согласился на армейскую операцию по освобождению осажденного Орлеана.

Предводительнице войска разрешили носить мужскую одежду и, соответственно, изготовили особые доспехи. Также ей вручили хоругвь. Кроме того, ей передали меч самого Карла Великого, который хранился в одной из французских церквей.

Снятие блокады Орлеана

Жанна с боевыми частями вышла к Орлеану. Французские ратники, которые уже знали, что армией руководит посланница Божья, были готовы сражаться.

В итоге всего лишь за четыре дня солдаты освободили город. Шла к завершению Столетняя война. Осада Орлеана была снята. Это оказалось настоящим событием, которое в результате определило исход этой затяжной войны.

Кроме того, французские воины окончательно уверовали в избранность своей предводительницы и с этих пор начали ее называть Орлеанской Девой. Кстати, каждый год, восьмого мая, население города отмечает этот день как главный праздник.

Тем временем армия Жанны отправилась в новый поход. Войско действовало с завидной быстротой и решительностью. В результате боевые части взяли Жаржо, а через пару дней состоялось решающее сражение с армией Великобритании. Французская сторона полностью разгромила захватчиков.

Бескровный поход и коронация дофина

Следующий поход Жанны называется в истории «бескровным». Ее армия подошла к Реймсу. В этом городе по традиции коронуют французских монархов. По пути к Реймсу города открывали свои ворота перед войском избранницы Бога.

В результате в середине лета 1429-го дофин официально был коронован, а Жанетт оказывали почести как освободительнице страны. Кроме того, в знак благодарности и признания ее заслуг Карл решил подарить ей и всем ее родственникам дворянский титул.

После торжественных мероприятий Жанна Дарк (биография краткая этой женщины есть в каждом справочнике по истории) попыталась убедить короля начать наступление на французскую столицу, которая к этому времени была занята англичанами. К сожалению, штурм на Париж проходил крайне неудачно. Главнокомандующая получила ранение, наступление было прекращено, а войсковые части были распущены.

Предательство

Тем не менее военные действия все-таки снова возобновились. Это было весной 1430-го. Предводительница войска шла к Парижу, а по пути пришло важное сообщение: англичане осадили город Компьен, и его жители просили ее помощи. И тогда войско Жанны решило отправиться к осажденному городу.

В конце мая, в результате предательства, главнокомандующую взяли в плен. Во время сражения Жанна прорывалась к воротам Компьена, но мост подняли, и это отрезало ей путь для отхода.

Узнав, что Жанна Дарк (биография краткая и трагическая изложена в нашей статье) пленена, Карл не предпринял никаких действий для ее освобождения. В итоге арестантку продали англичанам. Ее перевезли в Руан, где начался один из самых нелепых судебных процессов в истории…

Расправа

Суд над Жанной начался в середине зимы 1431-го. Правительство Великобритании не скрывало своей причастности к делу и оплатило все судебные издержки.

Несчастную девушку обвинили не только в колдовстве, но и в ношении мужского костюма и пр.

Дважды Жанна Дарк (биография краткая описывает этот эпизод из ее жизни) пыталась бежать из тюрьмы. Последствия последнего побега оказались очень плачевными для нее. Девушка чуть не погибла, выбросившись с верхнего этажа. Позднее этот факт бегства судьи расценили как смертный грех - самоубийство.

В результате ее приговорили к смертной казни.

После приговора она обратилась к римскому папе, но пока ответ от него шел, Жанна была сожжена на костре. Это было 30 мая 1431-го. Пепел несчастной развеяли над Сеной.

Многие не хотели верить в смерть Орлеанской Девы. Пошли слухи, что она жива и была спасена. Вместо Жанны была сожжена на костре другая женщина, а сама д’ Арк покинула Францию и вышла замуж. По другой версии, спасительница Франции являлась сводной сестрой Карла VII и избежала сожжения благодаря своему высокому происхождению…

Реабилитация

Судебный процесс над Жанной и ее жестокая казнь совершенно не помогли захватчикам. Благодаря ее блистательным победам в войне, англичане не смогли оправиться. В 1453-м французские части завоевали Бордо, а через некоторое время сражение при Кастийоне окончательно положило конец этой невыносимой войне, которая длилась столетие.

Когда баталии стихли, Карл VII инициировал процесс по оправданию Орлеанской Девы. Судьи изучали всевозможные документы, были опрошены свидетели. Как итог, суд признал, что казнь Жанны была абсолютно незаконной. А через несколько столетий ее причислили и к лику святых. Это произошло в 1920-м.

Память

Помимо традиционного национального дня в честь Жанны - 8 мая - ее именем назвали безымянный астероид, который был открыт в девятнадцатом столетии. В 70-х появился и т. н. Центр Жанны д’Арк. В этом учреждении собраны все документы, которые касаются её жизни и деятельности.

Разумеется, история Жанны Дарк не оставила равнодушным и кинематограф. О ней вышло порядка 90 кинокартин.

Жанна Дарк, фильм о которой впервые был снят еще в 1908 году, настоящая героиня. Она и спустя много лет остается на самых ярких страницах истории. Современному кинематографу тоже известно, кто такая Жанна Дарк. Фильм Люка Бессона "Жанна Д"Арк " (1999) стал одним из самых ярких и заметных. Главную роль тогда исполнила блистательная Мила Йовович…

Юная француженка Жанна д’Арк сумела преломить ход 100-летней войны, и повела под своим знаменем к победе французские войска. Ей удалось сделать то, что многие опытные полководцы Франции считали невозможным – одержать победу над англичанами.

Краткая биография Жанны д’Арк

Официальной датой рождения Жанны д’Арк считается 6 января 1412 года (существует еще 2 даты – 6 января 1408 и 1409 года). Она родилась во Французской деревне Домреми в семье зажиточных крестьян.

Голос Архангела Михаила

Когда Жанне д’Арк исполнилось 13 лет , она, по ее словам, услышала голос Архангела Михаила, который поведал ей о великой миссии: Жанна должна была прервать осаду Орлеана англичанами и одержать победу в битве .

Настойчивая девушка

Видения повторялись, и в 16 лет девушка отправилась к одному из капитанов французской армии — Роберу де Бодрикуру . Он рассказала о своих видениях и попросила дать ей людей под командование и препроводить ко двору дофина (наследнику Карла VI) .

Настойчивость Жанны д’Арк взяла верх над насмешками капитана, и он дал ей людей в сопровождение к королю, а также снабдил мужской одеждой, дабы «не смущать солдат».

Встреча с королем

14 марта 1429 года Жанна прибыла в резиденцию дофина Карла – замок Шинон . Она объявила ему, что послана Небом для освобождения страны от английского господства и попросила войска для того, чтобы снять осаду Орлеана.

Во Франции было поверье, что юная девственница, посланная Богом, поможет армии одержать победу в войне

Девушка поразила придворных и самого короля умением верховой езды и искусством владения оружием . Было такое впечатление, что она воспитывалась не в крестьянской семье, а «в специальных школах».

Жанна — главнокомандующий

После того, как матроны подтвердили девственность Жанны и были проведены другие многочисленные проверки, Карл принял решение сделать ее главнокомандующим своими войсками, и повести их на Орлеан.

После этого для девушки изготовили доспехи и доставили по ее просьбе меч самого Карла Великого , который хранился в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа. Затем она направилась в город Блуа, назначенный сборным пунктом для армии, и уже во главе армии выступила к Орлеану.

«Орлеанская Дева»

Известие о том, что армию возглавила посланница Бога, вызвало необычайный моральный подъем в войске. Потерявшие надежду начальники и солдаты, уставшие от бесконечных поражений, воодушевились и вновь обрели храбрость .

29 апреля 1429 года Жанна д’Арк с небольшим отрядом проникает в Орлеан. 4 мая ее армия одержала первую победу, взяв бастион Сен-Лу . Победы следовали одна за другой, и уже утром 8 мая англичане были принуждены снять осаду с города.

Таким образом, задачу, которую прочие французские военачальники посчитали невыполнимой, Жанна д’Арк решила за четыре дня . После победы под Орлеаном Жанну прозвали «Орлеанской Девой» . День 8 мая до наших дней отмечается каждый год в Орлеане как главный праздник города.

С помощью Жанны удалось захватить еще несколько важных крепостей. Французская армия отвоевывала один город за другим.

Предательство и сожжение

Весной 1430 года после годового отсутствия военных действий из-за нерешительности Карла VII и дворцовских интриг, Жанна д’Арк снова повела войска, ее знамя было впереди. Она бросилась на помощь осажденному городу Компьеню , но угодила в ловушку - в городе был поднят мост, и вырваться из него она уже не могла.

Бургундцы продали ее англичанам за 10 000 золотых ливров. В феврале 1431 года в Руане над ней состоялся суд, который приговорил ее как еретичку к сожжению. Приговор вступил в силу 30 мая 1431 года – Жанну д’Арк сожгли заживо на площади Старого Рынка.

Реабилитация и присвоение к лику святых

В конце столетней войны Карл VII приказал повести расследование законности суда над юной героиней. Было установлено то, что английский суд имел множество грубых нарушений.

Жанну д’Арк реабилитировали летом 1456 года , а спустя 548 лет — в 1920 году ее канонизировали (причислили к лику святых) в католической церкви.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Жанны д’Арк

Появилась на свет Жанна д"Арк в 1412 году от Р.Х. 6 января в деревне Домреми в Лотарингии. Её родители были не очень богаты. Она жила в семье с матерью, отцом и двумя братьями – Пьером и Жаном. Родителей звали Жан и Изабелла.

Вокруг персоны Жанны д"Арк ходит не одно мистическое поверье. Во-первых, очень долго кричал петух при её рождении. Во-вторых, Жанна росла возле места, где произрастало чудесное дерево, около которого в древности собирались феи.

В 12 лет Жанне было открыто нечто. Это был голос, который сказал ей о её судьбе быть защитницей короля Карла. Голос ей сказал о том, что она спасёт Францию по пророчеству. Она должна была идти и спасти Орлеан, снять с него осаду. Это были голоса архангела Михаила, Святой Маргариты и Святой Катарины. Голос её преследовал каждый день. В связи с этим ей пришлось обращаться трижды к Роберу де Бодрикуру, чтобы выполнить своё предназначение. На третий раз она пришла в Вокулер, где жил её дядя. Жители ей купили лошадь, и она опять поехала в надежде на приём. Вскоре прибыл в Вокулер гонец от герцога Лотарингского. Он пригласил её пожаловать в Нанси. Она надела мужской костюм и отправилась к дофину Карлу в Шинон. Там ей сначала представили не того человека, но она узнала, что это не дофин Карл. Она показала стоящему в толпе дофину какой-то знак и он сразу поверил в праведность её пути.

Она сказала ему слова от имени всевышнего. Жанна рассказала, что ей предназначено сделать его королём Франции, короновать его в Реймсе. Король обратился к народу и сказал, что он ей доверяет. Адвокат парламента задал ей много вопросов и получил ответы как от учёного. Будущий король приравнял её к "знаменным рыцарям" и дал ей личное знамя. Также Жанне дали двух гонцов, двух пажей и двух гарольдов.

Д"Арк пошла во главе войск с личным знаменем и Карл одержал победу. Осаду с Орлеана сняли всего за 9 дней. Это было знамением её божественной миссии. С тех пор день 8 мая является чудом христианской эпохи. В Орлеане это праздник Явления архангела Михаила. Англичане отступили без боя, после того, как Орлеан был 7 месяцев в осаде. Молва о ней облетела Европу. Жанна отправилась в Лош на встречу с королём. Действия её войск были медлительными и странными. Победы их можно объяснить только чудом. Как объясняют некоторые учёные нашего времени, это результат случайности или же то, чему не может до сих пор дать ответ наука.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Далее в королевском совете начались споры о цели похода. Придворные не советовали дофину Карлу идти на Реймс, так как по дороге было очень много укреплённых городов. Но Жанна своим авторитетом заставила войска идти в поход. За три недели армия одолела 300 километров и не сделала ни одного выстрела. Карл был коронован на царствие в Реймском соборе. Жанна д"Арк стояла рядом в соборе со знаменем.

После этого Жанна попала в плен к бургундцам. Карл заключил с ними странное перемирие. Армия короля была распущена. Бургундцы через полгода отдали д"Арк англичанам, а те предали её суду инквизиции. Она ждала помощи от Франции, но напрасно. Были две попытки побега. Её сторожили пять солдат, а на ночь приковывали цепью. Проходили один за другим изнурительные допросы, её подстерегали ловушки на каждом шагу. Так прошёл год со дня плена. Её допрашивали сто тридцать два инквизитора трибунала. Преступные деяния были обозначены в 70 статьях. Когда стали судить по статьям, то суд не смог её осудить. От пыток решено было отказаться, чтобы процесс не был объявлен недействительным. Ведь это был "образцово проведённый процесс". Поэтому было сформулировано второе обвинение, в нём было 12 статей.

Жанна ни в чём не призналась. Тогда придумали процедуру, которая должна была вызвать в ней страх смерти. Её привезли на кладбище и стали читать приговор. Жанна не выдержала и согласилась подчиниться воле церкви. Вероятно, протокол подделали, так как оказалось, что эта формула относилась ко всей предыдущей деятельности Жанны, от которой она отречься не могла. Она лишь согласилась подчиниться в дальнейших действиях воле церкви. Она поняла, что нагло её обманули. Ей обещали, что после отречения с неё снимут кандалы, но этого не произошло. Инквизиторам надо было, чтобы она снова впала в ересь. Тогда бы её ждала казнь. Это сделали очень просто. В камере ей обрили голову и одели в мужское платье. Этого было достаточно, чтобы доказать "ересь".

Жанна д"Арк была сожжена в 1431 году от Р.Х. 30 мая на площади Старого рынка в Руане. Когда Жанну казнили, то палач покаялся. Он убедился в её святости. Сердце и печень не сгорели, как он ни старался. Таким образом, нетленное сердце осталось неопалимым.

Прошло 25 лет, прежде чем репутацию Жанны реабилитировали. Опять был процесс, присутствовали 115 свидетелей и мать Жанны. Её признали возлюбленной дочерью церкви и Франции. Римская церковь причислила Жанну к лику святых.