Тольятти, второй город Самарской области по многим показателям. Но это не означает, что в городе нет проблем. Их в Тольятти более, чем достаточно. И одна из транспортных проблем Тольятти – это троллейбусы. Они представляют собой головную боль как для городских властей (троллейбусное хозяйство нужно содержать, а денег на это в бюджете города нет), так и для горожан (происходит постоянное сокращение маршрутной сети троллейбусов и автобусов, а пересаживаться на «маршрутки» горожане не желают).

Но прежде, чем переходить к обсуждению тольяттинской троллейбусной проблемы, хочу сказать пару слов о вчерашнем событии. Наше сообщество в социальной сети «Вконтакте» подружилось с тольяттинским сообществом «Тольяттинцы за троллейбус» (https://vk.com/tlttrollbus). На этой почве я и решил написать статью, посвящённую проблеме троллейбусов в Автограде. Тем более, что в самарские СМИ регулярно «просачиваются» троллейбусные новости Тольятти, что позволяет быть в теме даже не выезжая на место.

Для анализа действительности наилучшим образом подходит анализ прошлого. Вот данные из телефонного справочника «Автоград 2008», купленного в газетном киоске за каких-то 90 рублей. Мягкий переплёт, формат А5, издательство «Бизнес-медиа». Все картинки кликабельны.

Общий вид троллейбусной сети:

Подробности по каждому маршруту:

Какие выводы отсюда следуют?
1. Троллейбусная сеть едина и охватывает весь город. Троллейбусы ходят во всех трёх городских районах.
2. На весь Тольятти насчитывается 22 троллейбусных маршрута. Это при том, что за всю историю самарского (куйбышевского) троллейбуса маршрутов было 24, а одновременно работало не более 20 троллейбусных маршрутов.
3. Поражает воображение количество троллейбусных маршрутов на ВАЗ. Но почему-то все они ходили только до диспетчерского пункта «КВЦ». Почему-то до «ПТО» троллейбусы не ходили.
4. В справочнике не указан троллейбусный маршрут №57* (укороченная версия маршрута), который многие источники указывали под номером 57к. Вероятно, авторы справочника просто не пожалели тратить целую строчку таблицы на «особые» рейсы, выполнявшиеся только в межпиковое время.
5. В справочнике не указан маршрут №24. Но есть маршрут №18. Возможно, в то время действительно не было ещё 24-го троллейбусного маршрута. А, может, и был.
6. Также не указан троллейбусный маршрут №25э, который работал только в «кладбищенские» дни, возил горожан до кладбища. Но его отсутствие в списке ещё как-то объяснимо.
7. В нумерации маршрутов троллейбуса имеются пропуски. Нет маршрутов с номерами: 6, 16, 17, 20.
8. Возвращаясь к выводу №2, можно сказать, что за всю историю Тольятти было не менее 29 троллейбусных маршрутов. Для сравнения, это на 4 маршрута больше, чем в настоящее время действует троллейбусных маршрутов в двух других троллейбусных городах Самарской области – Самаре и Новокуйбышевске – вместе взятых. На этом основании, Тольятти можно было бы считать троллейбусной столицей Самарской области.

А теперь публикую список действующих троллейбусных маршрутов Тольятти, актуальный на лето 2017 года:

Всего сейчас в Тольятти действует 8 троллейбусных маршрутов. Для сравнения, в Самаре сейчас имеется 14 троллейбусных маршрутов, в Новокуйбышевске – 11. Не хочу обижать тольяттинцев, но Новокуйбышевск, население которого в 6,9 раза меньше населения Тольятти, «сделал» Автоград в троллейбусном плане. Это позор! Но позор не города и горожан, а позор тольяттинских городских властей.

Но что произошло? Каковы причины такого варварского уничтожения советского наследия в виде троллейбусного движения? Вот ещё немного информации. Как и в Самаре, в Тольятти имелось 3 троллейбусных депо. Сейчас осталось одно, Третье. Депо №1 и депо №2 ушли в историю. При этом, автоинформатор в троллейбусе 7-го маршрута по-прежнему объявляет остановку «Депо №1». Вот такая своеобразная издёвка: остановка имени депо, которого нет. Интересно, как тольяттинские троллейбусники реагируют на это, каждый раз слушая информатор и проезжая мимо? Лучше не представлять, иначе придётся бежать в ближайшую аптеку и скупать весь запас валидола…

Уничтожение тольяттинского троллейбуса шло целенаправленно в течение длительного времени. Помню свои первые поездки в Тольятти в 2007 – 2008 годах. По улицам города ходили троллейбусы в таком ужасающем на вид состоянии, что мне было страшно даже подходить к ним, не то чтобы садиться и ехать. Даже внешнее состояние икарусов, работающих на маршрутах АвтоВАЗа, было наблюдать намного приятнее. Изредка попадавшиеся мне на тольяттинских улицах ржавые пустые троллейбусы отложились в моей памяти как нечто из загробного мира.

В последующие годы СМИ периодически писали о проблемах тольяттинского троллейбуса. Постепенно сокращалась троллейбусная маршрутная сеть. Росли долги «ТТУ» перед энергетиками. Несколько раз из-за просроченной задолженности троллейбусы вообще не выходили на линию, поскольку контактная сеть была обесточена. И каждый раз чиновники «скребли по сусекам», чтобы троллейбусы могли вернуться в строй. Очередное закрытие троллейбусного движения в Тольятти намечалось на 7 июня 2017 года. Тогда я приехал в Тольятти, чтобы сделать то, чего никогда не делал – покататься на тольяттинских троллейбусах.

Прошло полгода, а я помню этот день, как будто это было вчера. Как обычно, я приехал в Тольятти самым дешёвым способом – на «газели» маршрута №392. Высадившись на остановке «Рынок Комсомольского района», я стал ожидать троллейбус маршрута №21. Вместе со мной на остановке стояла бабуля. Наконец, спустя немногим более 10 минут, она подошла ко мне и спросила, какой маршрут я жду, может, подскажет не. Я ответил ей, что жду троллейбус. В ответ я услышал фразу из трёх слов: «Хы! Ну и жди!». Причём эта фраза была произнесена не то с ухмылкой, не то с издёвкой. Бабуся уехала на маршрутке.

Почти 25 минут ожидания на остановке принесли ожидаемые плоды. Пришёл мой троллейбус. Это был обычный «ЗиУ». В троллейбусе ехали дедушка и кондуктор. После меня дедушка вышел, а новых пассажиров в троллейбусе почти не было. После меня в троллейбус зашло и вышло от силы человек 5. На речной вокзал я приехал один.

Оказавшись на конечной станции троллейбуса, я обомлел. Оказалось, что в Тольятти есть не только старые ржавые «ЗиУ». Здесь троллейбусный рай! Несчётное количество троллейбусов «Мегаполис» и «Оптима» меня просто свели с ума. Но по-настоящему потряс моё воображение троллейбус «ЛиАЗ-5256».

А вот троллейбусный маршрут №7 оказался вполне востребованным среди горожан. Заполнение салона троллейбуса – по сидячим местам + несколько стоящих пассажиров. Это значит, что в часы «пик» в троллейбус «семёрку» можно и не попасть. В «семёрке я доехал до Горсада и поехал обратно тем же путём.

Что ещё удивило в тольяттинских троллейбусах – так это автоинформаторы. В Самаре они тоже есть, но кроме названий остановок они не говорят ничего полезного. В Тольятти же всё для людей в буквальном смысле слова. И про налоги напомнили, и про правила перевозки детей и багажа рассказали, и тарифы на сезонки озвучили. Но самое главное – автоинформатор объявляет информацию о маршруте: номер, конечные, путь следования, время отправления первых и последних рейсов с обоих конечных, интервал движения в минутах, количество троллейбусов на линии. Ну вот почему в Тольятти доносят информацию до людей, а в Самаре – нет?

И ещё один момент – бегущие строки в троллейбусах. По идее, на них должна выводиться информация о следующей остановке. Но у нас в Самаре технические специалисты не блещут умом в плане настройки бегущих строк. Или просто ленятся. Потому в Самаре на бегущей строке высвечивается только текущая дата и время. А то и вообще бегущую строку выключают. А что в Тольятти? А тут вам куча полезной информации: дата, время, номер маршрута, конечные остановки, следующая остановка и… …температура в салоне троллейбуса!

Конечно, всех этих технических новинок нет в старых «ЗиУ». Но всё равно, уезжая из Тольятти обратно в Самару, я снова понял: Тольятти – город для людей, а Самара – развалившийся колхоз.

Не так давно в Тольятти пришла партия из 15 новых троллейбусов «БКМ / АКСМ». Такие же есть в Самаре и успешно себя зарекомендовали. А скоро таких троллейбусов будет 40. Всё это позволит списать выработавшие свой ресурс троллейбусы и возобновить работу маршрутов №57 и №57к уже с 1 января будущего года. А ещё появится новый маршрут №18. Будет ли он работать вместо существующего, или же в Тольятти будет 2 разных маршрута №18, покажет время.

Напоследок хочу выложить немного июньский фотографий тольяттинских троллейбусов.

01.

02.

03.

04.

Ещё больше о транспорте Самары читайте в сообществе

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Тольяттинский троллейбус
Троллейбусная система
Страна

Россия Россия

Город
Дата открытия
Количество маршрутов

▼ 9

Количество троллейбусных парков

▼ 1

Количество троллейбусов

▼ 119 (работает 69)

Модели эксплуатируемых троллейбусов

АКСМ-101, ЗиУ-682, ЗиУ-683, ЗиУ-6205, ЛиАЗ-5280, ТролЗа-5275 "Оптима", Тролза-5265 "Мегаполис"

Стоимость проезда
Компания-перевозчик

МП Тольяттинское троллейбусное управление

Толья́ттинский тролле́йбус - троллейбусная система города Тольятти . Открытие троллейбусного движения состоялось 21 января 1966 года .

История

При индустриальном «втором» и особенно «третьем» «рождениях» города в советскую эпоху в 700-тысячном, не имевшем трамвай городе была создана серьёзная система троллейбуса. Троллейбусная сеть с почти тремя десятками маршрутов, с более чем тремя сотнями единиц подвижного состава и с тремя депо в своё время была одной из крупнейших в стране, а среди троллейбусов имелись сочленённые «гармошки», которые также были только в немногих городах страны.

24 марта 1961 года исполнительный комитет городского Совета депутатов принял решение «О строительстве троллейбусного транспорта в городе».

В 2010 году в Тольятти поступили 3 троллейбуса ЛиАЗ(ВЗТМ) 52803

С 5 октября - по 27 ноября 2015 года, были перебои с движением троллейбусов, из-за огромных долгов за электричество перед ТЭК и Самара-энерго.

С ноября 2015 года, закрыты маршруты № 5, 9, 10, 11, 15

30 января 2016 года, на пересечении улиц Ярославской и Чайкиной, сгорает единственная модель троллейбуса БТЗ - 5276-04. Пострадавших нет.

Действующие маршруты

В таблице приведены действующие маршруты троллейбусов города Тольятти по состоянию на май 2016 года .

№ маршрута Начало маршрута Конец маршрута Открытие маршрута Примечание Схема движения
2 Соцгород ОАО «Фосфор » 21 января года (изменён в году) ул. Мира - ул. Голосова - ул. Новозаводская.
4 «ПО Трансформатор » ОАО «Фосфор» 16 февраля года (изменён в году) ул. Индустриальная, ул. Мира, ул. Победы, ул. Гагарина, ул. Ленина, б-р 50 лет Октября, ул. Новозаводская.
7 Соцгород Речной вокзал 4 декабря года ул. Мира, ул. Комсомольская, ул. Кунеевская, ул. Громовой, ул. Матросова, ул. Коммунистическая.
13 7-й квартал 7-й квартал открыт в 1976 году (?). По современной схеме с 26 января 1986 года. кольцевой (внутреннее кольцо), за небольшим исключением обратный 14 маршруту. До 1986 года ходил по схеме: 7 квартал-Приморский бульвар-Московский проспект-улица Дзержинского-улица Революционная-Приморский бульвар-7 квартал б-р Приморский, ул. Революционная, ул. Воскресенская, ул. Дзержинского, ул. Автостроителей, ул. 40-летия Победы, ул. Жукова, б-р Приморский.
14 7-й квартал 7-й квартал открыт в 1976 году (?). По современной схеме с 4 июня 1987 года. кольцевой (внешнее кольцо), за небольшим исключением обратный 13 маршруту. До 1987 года ходил по схеме: 7 квартал-Приморский бульвар-Московский проспект-улица Дзержинского-проспект Степана Разина-Южное шоссе-Автозаводское шоссе-бульвар 50 лет Октября-улица Ленина-улица Гагарина-улица Мира-Соцгород б-р Приморский, ул. Жукова, ул. 40-летия Победы, ул. Автостроителей, ул. Дзержинского, ул. Воскресенская, ул. Революционная, б-р Приморский.
18 7-й квартал ПО «Трансформатор» год б-р Приморский, ул. Революционная, ул. Воскресенская, Южное ш., Автозаводское ш., б-р 50-летия Октября, ул. Ленина, ул. Гагарина, ул. Маркса, ул. Мира, ул. Индустриальная.
21 Речной вокзал ОАО «Азотреммаш » 4 июня года (последний раз изменён в году) ул. Коммунистическая, ул. Механизаторов, ул. Чайкиной, ул. Ярославская, ул. Громовой, Поволжское ш.
24 Трансформатор ОП Колхозный рынок Действует только по заказу ПО "Трансформатор" ул. Индустриальная, ул. Комсомольская, ул. Кунеевская, ул. Громовой, ул. Матросова, ул. Коммунистическая, ул. Механизаторов, ул. Чайкиной, ул. Ярославская, ул. Громовой.
57 Речной вокзал ОАО «Фосфор» 15 мая года Между 25 и 57 никогда не было ни одного маршрута, за исключением временных маршрутов №26 и №27. Причина именования маршрута 57 номером точно не известна, скорее всего он назван по номеру закрытого ранее автобуса №57, маршрут которого (за небольшим отклонением) троллейбус повторяет. ул. Коммунистическая, ул. Механизаторов, ул. Чайкиной, ул. Ярославская, ул. Громовой, ул. Кунеевская, ул. Мира, ул. Голосова, ул. Новозаводская.

Закрытые маршруты

  • 1- Зона отдыха - дп Трансформатор(схема движения: Комзина, Родины, Мира, Индустриальная).
  • 1к - дп Трансформатор-дп Соцгород(Индустриальная, Мира).
  • 3- дп Соцгород-дп Фосфор(Мира, Маркса, Гагарина, Ленина, 50 лет октября, Новозаводская).
  • 5 - дп "Трансформатор" - дп КВЦ ВАЗа(ул. Индустриальная, ул. Мира, ул. Победы, ул. Гагарина, ул. Ленина, б-р 50 лет Октября, Автозаводское ш., Южное ш.).
  • 5к - дп КВЦ ВАЗа-оп Автолюбитель(Южное ш., Автозаводское ш., 50 лет октября).
  • 6 - дп Речной вокзал - дп Фосфор (ул. Коммунистическая-ул. Матросова-ул. Громовой - ул. Кунеевская- ул. Баныкина - ул. Голосова-ул. Новозаводская)
  • 6к - дп Речной вокзал-оп завод СК(Коммунистическая, Матросова, Громовой, Кунеевская, ул. Баныкина - ул. Голосова, ул. Новозаводская).
  • 8 - дп Речной вокзал-к/т Буревестник(Коммунистическая, Матросова, Громовой, Кунеевская, Комсомольская, Новозаводская, Горького).
  • 8к - дп Трансформатор-дп Трансформатор(Индустриальная, Комсомольская, Кунеевская, Громовой, Матросова, Чайкиной, Механизаторов, Коммунистическая, Матросова, Громовой, Кунеевсксая, Комсомольская, Индустриальная).
  • 9 - 7-й квартал - КВЦ ВАЗа (б-р Приморский, ул. Революционная, ул. Воскресенская, Южное ш.)
  • 10 - 7-й квартал - КВЦ ВАЗа (б-р Приморский, пр-т Московский, ул. Заставная, Южное ш.
  • 10к - дп "7 квартал" - дп КВЦ ВАЗа(Разина, Спортивная, Московский, Заставная, Южное ш.)
  • 11 - 7-й квартал - КВЦ ВАЗа (пр-т Разина, ул. Дзержинского, ул. Заставная, Южное ш.).
  • 11к - дп Набережная-дп КВЦ ВАЗа(Спортивная, Разина, Ботаническая, Южное ш.).
  • 12 - дп 7 квартал - дп 7 квартал(Приморский б-р-ул. Революционная-ул. Дзержинского-п-кт Разина (кольцевой)
  • 15 - 7-й квартал - КВЦ ВАЗа(пр-т Разина, ул. Спортивная, ул. Жукова, ул. 40-летия Победы, ул. Автостроителей, ул. Дзержинского, ул. Заставная, Южное ш.).
  • 16 - оп ул. Мичурина - дп Фосфор(Автозаводское ш.- б-р 50 лет Октября-ул. Новозаводская)
  • 17 - дп 7 квартал - дп 7 квартал(пр-кт Разина - ул. Дзержинского-Московский пр-кт - ул. Спортивная- пр-т Разина (кольцевой)). С 2007 по 2008 годы ходил по другой схеме движения: оп Автолюбитель - оп Спец авто хозяйство(б-р 50-летия Октября, ул. Ленина, ул. Гагарина, ул. Маркса, ул. Мира, ул. Комсомольская).
  • 19 - дп 7 квартал-дп Речной вокзал(Разина, Ботаническая, Южное ш., Автозаводское ш., 50 лет октября, Ленина, Гагарина, Маркса, Мира, Комсомольская, Кунеевская, Громовой, Матросова, Коммунистическая).
  • 20 - дп 7 квартал - дп 7 квартал (кольцевой, обратный маршруту № 12)
  • 21к - дп Речной вокзал-оп Мясокомбинат(Коммунистическая, Механизаторов, Чайкиной, Ярославская).
  • 22 - дп Речной вокзал-дп Соцгород(Коммунистическая, Ярославская, Громовой, Кунеевская, Баныкина, Родины).
  • 23 - дп Соцгород-дп Фосфор(Родины, Баныкина, Голосова, Новозаводская).
  • 23к - Зона отдыха-дп Фосфор(Комзина, Баныкина, Голосова, Новозаводская).
  • 25э - дп 7 квартал-ТоАз(Разина, Ботаническая, Южное ш., Автозаводское ш., 50 лет октября, Новозаводская, Голосова, Баныкина, Кунеевская, Громовой, Поволжское ш.)
  • 26 - дп "Фосфор" - к/т "Буревестник"(ул. Новозаводская, ул. Горького)
  • 57к - дп Речной вокзал - дп Речной вокзал(ул. Коммунистическая, ул. Механизаторов, ул. Чайкиной, ул. Ярославская, ул. Громовой - оп. Молокозавод - разворот, ул. Громовой, ул. Ярославская, ул. Чайкиной, ул. Механизаторов, ул. Коммунистическая) - кольцевой.

Нереализованный маршрут

  • 29 - дп 7 квартал-Зона отдыха(Разина, Спортивная, Московский, Заставная, Южное ш., Автозаводское ш., 50 лет октября, Новозаводская, Голосова, Баныкина, Родины, Комзина).

Подвижной состав

Действующий

В эксплуатации находятся троллейбусы следующих моделей: ЛиАЗ-5280 , ТролЗа-5275 «Оптима» , Тролза-5265 «Мегаполис» , ЗиУ-682 , АКСМ-101 , ЗиУ-6205 , ЗиУ-683 в различных модификациях.

Часть троллейбусов прошла капитально-восстановительный ремонт, который может включать замену кузова и электрооборудования. У многих троллейбусов в результате подобного ремонта электрооборудование было вынесено на крышу, для чего в тольяттинском троллейбусном управлении были изготовлены специальные кожухи.

На сегодняшний день, в Тольятти насчитано около 100 троллейбусов, большая часть из которых, выработала свой ресурс.

Окраска троллейбусов различная. На бортах многих машин нанесена реклама, в салоне звучит аудио-реклама.

Имеется два троллейбуса техпомощи и один служебный троллейбус, развозящий сотрудников.

Исторический

Троллейбусные депо

База Тольяттинского троллейбусного управления начинала развиваться на ул. Комсомольской - 90, где расположилось троллейбусное депо № 1, рассчитанное на 125 единиц подвижного состава. 6 января 1966 введено в эксплуатацию. Именно отсюда 21 января 1966 года выехали первые троллейбусы на маршрут. В 2004 году троллейбусное депо № 1 закрыто. Часть машин переведена в депо № 2, другая часть - в депо № 3.

В связи со строительством автозавода и нового района, было принято решение о строительстве второго троллейбусного депо на 150 единиц. В 1975 году троллейбусное депо № 2 было введено в эксплуатацию. Туда же переехало и управление предприятием. Теперь Тольяттинское троллейбусное управление сменило юридический адрес: Южное шоссе 28. Троллейбусное депо № 2 закрыто в 2015 году. Машины переведены в депо № 3. А из ДП 7 квартал сделали филиал, т.е., теперь, чтобы начать рейс по 13, 14 или 18 маршрутам, троллейбусы не надо гнать из депо № 3, т.к. троллейбусы круглосуточно стоят в ДП 7 квартал.

В начале 1980-х гг. было принято решение о строительстве троллейбусного депо № 3 на 100 машино-мест. Депо было построено на ул. Громовой - 55. 2 января 1985 года введено в эксплуатацию. С декабря 2015 года, ТТУ опять сменило юридический адрес, теперь - ул. Громовой - 55.

За 40 - летний период работы депо № 2 обслуживало троллейбусные маршруты № 5, 5к, 9, 10, 10к, 11, 11к, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 25э

На сегодняшний день, троллейбусное депо № 3 обслуживает маршруты: № 2, 4, 7, 13, 14, 18, 21, 24, 57.

Диспетчерские пункты

Действующие

  • "Речной вокзал"
  • "Трансформатор"
  • "Соцгород"
  • "7 квартал"(филиал)

Закрытые

  • "Набережная"
  • "Фосфор"
  • "Зона отдыха"
  • "КВЦ"

Перспективы

На данный момент, от прошлой троллейбусной системы осталось 9 маршрутов из 36, одно депо(депо № 1 закрыто в 2004 году, депо № 2 - в 2015 году.) и около 100 машин, большая часть из которых, выработала свой ресурс.

В последние годы троллейбусы не выдерживают конкуренции с альтернативными перевозчиками . Развитие сети не происходит, новые межрайонные маршруты не появляются, зато закрывают старые. В период с 1991 по 2014 годы закрыты 3, 6, 12, 16, 17, 20, 22, 23 маршруты. На некоторых сокращено количество машин. Так, с 1 августа 2007 года на 22 маршруте действовало всего две машины, а на 23, было оставлено только два утренних рейса, предназначенных для доставки рабочих на заводы - в 07:00 и 08:00.

С 1 января 2015 года закрыты маршруты: 1, 5к, 8, 8к, 11к, 21к, 22, а также самые протяжённые маршруты № 19 и 25э, связывавшие все три района города.

С ноября 2015 года закрыты маршруты № 5, 9, 10, 11, 15. Работу этих маршрутов восстанавливать не планируется, так как они оплачивались АвтоВАЗом, а последний отказался от заказов троллейбусных маршрутов для перевозки рабочих в пользу автобусов.

В целях оптимизации троллейбусного сообщения, с декабря 2015 года закрыто депо-2. Машины передали в депо-3.

С 1 января 2016 года закрыт маршрут 57к. Также изменена схема движения 57 маршрута, троллейбусы были пущены по улице Мира, вместо ул. Баныкина.

В настоящее время не используется для пассажирского движения контактная сеть по Южному шоссе от ЦМТ до бывшего КВЦ, Московскому проспекту и проспекту Степана Разина, улице Дзержинского в районе 2 квартала и ул. Спортивной в Автозаводском районе, а также по улицам Баныкина и Максима Горького в Центральном районе. Судьба этой сети и перспективы возвращения на эти улицы троллейбуса, хотя бы и по другим маршрутам пока не ясны. Также, руководство ТТУ намерено срезать контактную сеть, ведущую к АвтоВАЗу, с которым у ТТУ прекращен договор. Об этом пишет "Площадь свободы" со ссылкой на директора МП «ТТУ» Евгения Растегаева. Троллейбусы здесь не ходят и в обозримом будущем вряд ли пойдут.

С 12 сентября 2016 года появились продлённые рейсы 7 маршрута до Порт посёлка. С интервалом в 2 часа.

См. также

  • Тольяттинский трамвай (нереализованный)

Напишите отзыв о статье "Тольяттинский троллейбус"

Примечания

Ссылки

  • (с возможностью оптимального поиска, отображения любого маршрута на карте и поиска в радиусе)
  • Ксения Лампова «Другой город», 17 марта 2016

Отрывок, характеризующий Тольяттинский троллейбус

Полагая, что этими словами Анна Павловна слегка приподнимала завесу тайны над болезнью графини, один неосторожный молодой человек позволил себе выразить удивление в том, что не призваны известные врачи, а лечит графиню шарлатан, который может дать опасные средства.
– Vos informations peuvent etre meilleures que les miennes, – вдруг ядовито напустилась Анна Павловна на неопытного молодого человека. – Mais je sais de bonne source que ce medecin est un homme tres savant et tres habile. C"est le medecin intime de la Reine d"Espagne. [Ваши известия могут быть вернее моих… но я из хороших источников знаю, что этот доктор очень ученый и искусный человек. Это лейб медик королевы испанской.] – И таким образом уничтожив молодого человека, Анна Павловна обратилась к Билибину, который в другом кружке, подобрав кожу и, видимо, сбираясь распустить ее, чтобы сказать un mot, говорил об австрийцах.
– Je trouve que c"est charmant! [Я нахожу, что это прелестно!] – говорил он про дипломатическую бумагу, при которой отосланы были в Вену австрийские знамена, взятые Витгенштейном, le heros de Petropol [героем Петрополя] (как его называли в Петербурге).
– Как, как это? – обратилась к нему Анна Павловна, возбуждая молчание для услышания mot, которое она уже знала.
И Билибин повторил следующие подлинные слова дипломатической депеши, им составленной:
– L"Empereur renvoie les drapeaux Autrichiens, – сказал Билибин, – drapeaux amis et egares qu"il a trouve hors de la route, [Император отсылает австрийские знамена, дружеские и заблудшиеся знамена, которые он нашел вне настоящей дороги.] – докончил Билибин, распуская кожу.
– Charmant, charmant, [Прелестно, прелестно,] – сказал князь Василий.
– C"est la route de Varsovie peut etre, [Это варшавская дорога, может быть.] – громко и неожиданно сказал князь Ипполит. Все оглянулись на него, не понимая того, что он хотел сказать этим. Князь Ипполит тоже с веселым удивлением оглядывался вокруг себя. Он так же, как и другие, не понимал того, что значили сказанные им слова. Он во время своей дипломатической карьеры не раз замечал, что таким образом сказанные вдруг слова оказывались очень остроумны, и он на всякий случай сказал эти слова, первые пришедшие ему на язык. «Может, выйдет очень хорошо, – думал он, – а ежели не выйдет, они там сумеют это устроить». Действительно, в то время как воцарилось неловкое молчание, вошло то недостаточно патриотическое лицо, которого ждала для обращения Анна Павловна, и она, улыбаясь и погрозив пальцем Ипполиту, пригласила князя Василия к столу, и, поднося ему две свечи и рукопись, попросила его начать. Все замолкло.
– Всемилостивейший государь император! – строго провозгласил князь Василий и оглянул публику, как будто спрашивая, не имеет ли кто сказать что нибудь против этого. Но никто ничего не сказал. – «Первопрестольный град Москва, Новый Иерусалим, приемлет Христа своего, – вдруг ударил он на слове своего, – яко мать во объятия усердных сынов своих, и сквозь возникающую мглу, провидя блистательную славу твоея державы, поет в восторге: «Осанна, благословен грядый!» – Князь Василий плачущим голосом произнес эти последние слова.
Билибин рассматривал внимательно свои ногти, и многие, видимо, робели, как бы спрашивая, в чем же они виноваты? Анна Павловна шепотом повторяла уже вперед, как старушка молитву причастия: «Пусть дерзкий и наглый Голиаф…» – прошептала она.
Князь Василий продолжал:
– «Пусть дерзкий и наглый Голиаф от пределов Франции обносит на краях России смертоносные ужасы; кроткая вера, сия праща российского Давида, сразит внезапно главу кровожаждущей его гордыни. Се образ преподобного Сергия, древнего ревнителя о благе нашего отечества, приносится вашему императорскому величеству. Болезную, что слабеющие мои силы препятствуют мне насладиться любезнейшим вашим лицезрением. Теплые воссылаю к небесам молитвы, да всесильный возвеличит род правых и исполнит во благих желания вашего величества».
– Quelle force! Quel style! [Какая сила! Какой слог!] – послышались похвалы чтецу и сочинителю. Воодушевленные этой речью, гости Анны Павловны долго еще говорили о положении отечества и делали различные предположения об исходе сражения, которое на днях должно было быть дано.
– Vous verrez, [Вы увидите.] – сказала Анна Павловна, – что завтра, в день рождения государя, мы получим известие. У меня есть хорошее предчувствие.

Предчувствие Анны Павловны действительно оправдалось. На другой день, во время молебствия во дворце по случаю дня рождения государя, князь Волконский был вызван из церкви и получил конверт от князя Кутузова. Это было донесение Кутузова, писанное в день сражения из Татариновой. Кутузов писал, что русские не отступили ни на шаг, что французы потеряли гораздо более нашего, что он доносит второпях с поля сражения, не успев еще собрать последних сведений. Стало быть, это была победа. И тотчас же, не выходя из храма, была воздана творцу благодарность за его помощь и за победу.
Предчувствие Анны Павловны оправдалось, и в городе все утро царствовало радостно праздничное настроение духа. Все признавали победу совершенною, и некоторые уже говорили о пленении самого Наполеона, о низложении его и избрании новой главы для Франции.
Вдали от дела и среди условий придворной жизни весьма трудно, чтобы события отражались во всей их полноте и силе. Невольно события общие группируются около одного какого нибудь частного случая. Так теперь главная радость придворных заключалась столько же в том, что мы победили, сколько и в том, что известие об этой победе пришлось именно в день рождения государя. Это было как удавшийся сюрприз. В известии Кутузова сказано было тоже о потерях русских, и в числе их названы Тучков, Багратион, Кутайсов. Тоже и печальная сторона события невольно в здешнем, петербургском мире сгруппировалась около одного события – смерти Кутайсова. Его все знали, государь любил его, он был молод и интересен. В этот день все встречались с словами:
– Как удивительно случилось. В самый молебен. А какая потеря Кутайсов! Ах, как жаль!
– Что я вам говорил про Кутузова? – говорил теперь князь Василий с гордостью пророка. – Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона.
Но на другой день не получалось известия из армии, и общий голос стал тревожен. Придворные страдали за страдания неизвестности, в которой находился государь.
– Каково положение государя! – говорили придворные и уже не превозносили, как третьего дня, а теперь осуждали Кутузова, бывшего причиной беспокойства государя. Князь Василий в этот день уже не хвастался более своим protege Кутузовым, а хранил молчание, когда речь заходила о главнокомандующем. Кроме того, к вечеру этого дня как будто все соединилось для того, чтобы повергнуть в тревогу и беспокойство петербургских жителей: присоединилась еще одна страшная новость. Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезни, которую так приятно было выговаривать. Официально в больших обществах все говорили, что графиня Безухова умерла от страшного припадка angine pectorale [грудной ангины], но в интимных кружках рассказывали подробности о том, как le medecin intime de la Reine d"Espagne [лейб медик королевы испанской] предписал Элен небольшие дозы какого то лекарства для произведения известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь. Рассказывали, что князь Василий и старый граф взялись было за итальянца; но итальянец показал такие записки от несчастной покойницы, что его тотчас же отпустили.
Общий разговор сосредоточился около трех печальных событий: неизвестности государя, погибели Кутайсова и смерти Элен.
На третий день после донесения Кутузова в Петербург приехал помещик из Москвы, и по всему городу распространилось известие о сдаче Москвы французам. Это было ужасно! Каково было положение государя! Кутузов был изменник, и князь Василий во время visites de condoleance [визитов соболезнования] по случаю смерти его дочери, которые ему делали, говорил о прежде восхваляемом им Кутузове (ему простительно было в печали забыть то, что он говорил прежде), он говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого и развратного старика.
– Я удивляюсь только, как можно было поручить такому человеку судьбу России.
Пока известие это было еще неофициально, в нем можно было еще сомневаться, но на другой день пришло от графа Растопчина следующее донесение:
«Адъютант князя Кутузова привез мне письмо, в коем он требует от меня полицейских офицеров для сопровождения армии на Рязанскую дорогу. Он говорит, что с сожалением оставляет Москву. Государь! поступок Кутузова решает жребий столицы и Вашей империи. Россия содрогнется, узнав об уступлении города, где сосредоточивается величие России, где прах Ваших предков. Я последую за армией. Я все вывез, мне остается плакать об участи моего отечества».
Получив это донесение, государь послал с князем Волконским следующий рескрипт Кутузову:
«Князь Михаил Иларионович! С 29 августа не имею я никаких донесений от вас. Между тем от 1 го сентября получил я через Ярославль, от московского главнокомандующего, печальное известие, что вы решились с армиею оставить Москву. Вы сами можете вообразить действие, какое произвело на меня это известие, а молчание ваше усугубляет мое удивление. Я отправляю с сим генерал адъютанта князя Волконского, дабы узнать от вас о положении армии и о побудивших вас причинах к столь печальной решимости».

Девять дней после оставления Москвы в Петербург приехал посланный от Кутузова с официальным известием об оставлении Москвы. Посланный этот был француз Мишо, не знавший по русски, но quoique etranger, Busse de c?ur et d"ame, [впрочем, хотя иностранец, но русский в глубине души,] как он сам говорил про себя.
Государь тотчас же принял посланного в своем кабинете, во дворце Каменного острова. Мишо, который никогда не видал Москвы до кампании и который не знал по русски, чувствовал себя все таки растроганным, когда он явился перед notre tres gracieux souverain [нашим всемилостивейшим повелителем] (как он писал) с известием о пожаре Москвы, dont les flammes eclairaient sa route [пламя которой освещало его путь].
Хотя источник chagrin [горя] г на Мишо и должен был быть другой, чем тот, из которого вытекало горе русских людей, Мишо имел такое печальное лицо, когда он был введен в кабинет государя, что государь тотчас же спросил у него:
– M"apportez vous de tristes nouvelles, colonel? [Какие известия привезли вы мне? Дурные, полковник?]
– Bien tristes, sire, – отвечал Мишо, со вздохом опуская глаза, – l"abandon de Moscou. [Очень дурные, ваше величество, оставление Москвы.]
– Aurait on livre mon ancienne capitale sans se battre? [Неужели предали мою древнюю столицу без битвы?] – вдруг вспыхнув, быстро проговорил государь.
Мишо почтительно передал то, что ему приказано было передать от Кутузова, – именно то, что под Москвою драться не было возможности и что, так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее.
Государь выслушал молча, не глядя на Мишо.
– L"ennemi est il en ville? [Неприятель вошел в город?] – спросил он.
– Oui, sire, et elle est en cendres a l"heure qu"il est. Je l"ai laissee toute en flammes, [Да, ваше величество, и он обращен в пожарище в настоящее время. Я оставил его в пламени.] – решительно сказал Мишо; но, взглянув на государя, Мишо ужаснулся тому, что он сделал. Государь тяжело и часто стал дышать, нижняя губа его задрожала, и прекрасные голубые глаза мгновенно увлажились слезами.
Но это продолжалось только одну минуту. Государь вдруг нахмурился, как бы осуждая самого себя за свою слабость. И, приподняв голову, твердым голосом обратился к Мишо.
– Je vois, colonel, par tout ce qui nous arrive, – сказал он, – que la providence exige de grands sacrifices de nous… Je suis pret a me soumettre a toutes ses volontes; mais dites moi, Michaud, comment avez vous laisse l"armee, en voyant ainsi, sans coup ferir abandonner mon ancienne capitale? N"avez vous pas apercu du decouragement?.. [Я вижу, полковник, по всему, что происходит, что провидение требует от нас больших жертв… Я готов покориться его воле; но скажите мне, Мишо, как оставили вы армию, покидавшую без битвы мою древнюю столицу? Не заметили ли вы в ней упадка духа?]
Увидав успокоение своего tres gracieux souverain, Мишо тоже успокоился, но на прямой существенный вопрос государя, требовавший и прямого ответа, он не успел еще приготовить ответа.
– Sire, me permettrez vous de vous parler franchement en loyal militaire? [Государь, позволите ли вы мне говорить откровенно, как подобает настоящему воину?] – сказал он, чтобы выиграть время.
– Colonel, je l"exige toujours, – сказал государь. – Ne me cachez rien, je veux savoir absolument ce qu"il en est. [Полковник, я всегда этого требую… Не скрывайте ничего, я непременно хочу знать всю истину.]
– Sire! – сказал Мишо с тонкой, чуть заметной улыбкой на губах, успев приготовить свой ответ в форме легкого и почтительного jeu de mots [игры слов]. – Sire! j"ai laisse toute l"armee depuis les chefs jusqu"au dernier soldat, sans exception, dans une crainte epouvantable, effrayante… [Государь! Я оставил всю армию, начиная с начальников и до последнего солдата, без исключения, в великом, отчаянном страхе…]
– Comment ca? – строго нахмурившись, перебил государь. – Mes Russes se laisseront ils abattre par le malheur… Jamais!.. [Как так? Мои русские могут ли пасть духом перед неудачей… Никогда!..]
Этого только и ждал Мишо для вставления своей игры слов.
– Sire, – сказал он с почтительной игривостью выражения, – ils craignent seulement que Votre Majeste par bonte de c?ur ne se laisse persuader de faire la paix. Ils brulent de combattre, – говорил уполномоченный русского народа, – et de prouver a Votre Majeste par le sacrifice de leur vie, combien ils lui sont devoues… [Государь, они боятся только того, чтобы ваше величество по доброте души своей не решились заключить мир. Они горят нетерпением снова драться и доказать вашему величеству жертвой своей жизни, насколько они вам преданы…]
– Ah! – успокоенно и с ласковым блеском глаз сказал государь, ударяя по плечу Мишо. – Vous me tranquillisez, colonel. [А! Вы меня успокоиваете, полковник.]
Государь, опустив голову, молчал несколько времени.
– Eh bien, retournez a l"armee, [Ну, так возвращайтесь к армии.] – сказал он, выпрямляясь во весь рост и с ласковым и величественным жестом обращаясь к Мишо, – et dites a nos braves, dites a tous mes bons sujets partout ou vous passerez, que quand je n"aurais plus aucun soldat, je me mettrai moi meme, a la tete de ma chere noblesse, de mes bons paysans et j"userai ainsi jusqu"a la derniere ressource de mon empire. Il m"en offre encore plus que mes ennemis ne pensent, – говорил государь, все более и более воодушевляясь. – Mais si jamais il fut ecrit dans les decrets de la divine providence, – сказал он, подняв свои прекрасные, кроткие и блестящие чувством глаза к небу, – que ma dinastie dut cesser de rogner sur le trone de mes ancetres, alors, apres avoir epuise tous les moyens qui sont en mon pouvoir, je me laisserai croitre la barbe jusqu"ici (государь показал рукой на половину груди), et j"irai manger des pommes de terre avec le dernier de mes paysans plutot, que de signer la honte de ma patrie et de ma chere nation, dont je sais apprecier les sacrifices!.. [Скажите храбрецам нашим, скажите всем моим подданным, везде, где вы проедете, что, когда у меня не будет больше ни одного солдата, я сам стану во главе моих любезных дворян и добрых мужиков и истощу таким образом последние средства моего государства. Они больше, нежели думают мои враги… Но если бы предназначено было божественным провидением, чтобы династия наша перестала царствовать на престоле моих предков, тогда, истощив все средства, которые в моих руках, я отпущу бороду до сих пор и скорее пойду есть один картофель с последним из моих крестьян, нежели решусь подписать позор моей родины и моего дорогого народа, жертвы которого я умею ценить!..] Сказав эти слова взволнованным голосом, государь вдруг повернулся, как бы желая скрыть от Мишо выступившие ему на глаза слезы, и прошел в глубь своего кабинета. Постояв там несколько мгновений, он большими шагами вернулся к Мишо и сильным жестом сжал его руку пониже локтя. Прекрасное, кроткое лицо государя раскраснелось, и глаза горели блеском решимости и гнева.
– Colonel Michaud, n"oubliez pas ce que je vous dis ici; peut etre qu"un jour nous nous le rappellerons avec plaisir… Napoleon ou moi, – сказал государь, дотрогиваясь до груди. – Nous ne pouvons plus regner ensemble. J"ai appris a le connaitre, il ne me trompera plus… [Полковник Мишо, не забудьте, что я вам сказал здесь; может быть, мы когда нибудь вспомним об этом с удовольствием… Наполеон или я… Мы больше не можем царствовать вместе. Я узнал его теперь, и он меня больше не обманет…] – И государь, нахмурившись, замолчал. Услышав эти слова, увидав выражение твердой решимости в глазах государя, Мишо – quoique etranger, mais Russe de c?ur et d"ame – почувствовал себя в эту торжественную минуту – entousiasme par tout ce qu"il venait d"entendre [хотя иностранец, но русский в глубине души… восхищенным всем тем, что он услышал] (как он говорил впоследствии), и он в следующих выражениях изобразил как свои чувства, так и чувства русского народа, которого он считал себя уполномоченным.
– Sire! – сказал он. – Votre Majeste signe dans ce moment la gloire de la nation et le salut de l"Europe! [Государь! Ваше величество подписывает в эту минуту славу народа и спасение Европы!]
Государь наклонением головы отпустил Мишо.

В то время как Россия была до половины завоевана, и жители Москвы бежали в дальние губернии, и ополченье за ополченьем поднималось на защиту отечества, невольно представляется нам, не жившим в то время, что все русские люди от мала до велика были заняты только тем, чтобы жертвовать собою, спасать отечество или плакать над его погибелью. Рассказы, описания того времени все без исключения говорят только о самопожертвовании, любви к отечеству, отчаянье, горе и геройстве русских. В действительности же это так не было. Нам кажется это так только потому, что мы видим из прошедшего один общий исторический интерес того времени и не видим всех тех личных, человеческих интересов, которые были у людей того времени. А между тем в действительности те личные интересы настоящего до такой степени значительнее общих интересов, что из за них никогда не чувствуется (вовсе не заметен даже) интерес общий. Большая часть людей того времени не обращали никакого внимания на общий ход дел, а руководились только личными интересами настоящего. И эти то люди были самыми полезными деятелями того времени.

- Евгений Валериевич, некоторое время назад многие тольяттинцы всерьез беспокоились о том, что троллейбусы исчезнут с наших дорог. М ожно ли с егодня говорить о том, что этого не произойдет?

Действительно, ранее речь шла о том, что ТТУ войдет в состав АТП-3, но потом оценили опыт других муниципалитетов и поняли, что это не выход. Нигде такая практика не принесла успеха. Вместо того было решено разработать и утвердить стратегию развития предприятия, одним из основных вопросов которой стала проблема обновления подвижного состава. В 2015 году средний возраст парка составлял около 15 лет. На сегодняшний день будет обновлен весь подвижной состав, который выходит на линию. Закупка машин позволила с 2018 года возобновить работу на маршрутах №№ 18, 57 и 57*. При этом по просьбе жителей города и депутатов городской думы 18-й маршрут теперь соединяет все три района города, то есть он движется от речного порта до 7-го квартала, плюс по Автозаводскому району он проходит мимо "Лада Арены", по улице Дзержинского, и поворачивает на Революционную, чего раньше не было.

- В той стратегии, которую вы упомянули, есть перспективы увеличения количества перевозок и улучшения финансовых показателей МП "ТТУ"?

Мы изучаем пассажиропоток. Новый подвижной состав автоматически добавляет по три-четыре человека на рейс. В день это на 1,5-2 тысячи человек больше. Это была часть стратегии нашего развития. Кроме того, мы сократили расходы в 2017 году относительно 2016 года примерно на 27 миллионов рублей. Планируем, что в этом году наши доходы от основной деятельности вырастут, и мы по плану финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год должны перевести 5 780 тысяч пассажиров. В прошлом году за счет того, что у нас было около 20% сходов за счет технической неисправности подвижного состава, мы перевезли 4800 тысяч относительно плановых цифр 5300. На этот год запланировано на миллион больше. Что касается конкретно финансов, то следует отметить, что за 2017 год мы сократили кредиторскую задолженность на 50 миллионов рублей, с учетом выделенных городом субсидий. Из них 24,4 миллиона рублей за нас отдал город по муниципальной гарантии банку, а остальные - предприятие за счет тех мероприятий, которые были здесь проведены. За 2016 год наша кредиторская задолженность не выросла.

- Как в этих условиях меняется кадровая и социальная политика МП "ТТУ"? Каких новостей следует ожидать сотрудникам предприятия?

Оптимизация численности ТТУ завершена, наша расчетная численность на сегодня составляет 580 человек. Это значит, что мы не планируем сокращений и даже расширим штат. В настоящее время работают 522 человека. Новый подвижной состав позволит увеличить количество рабочих мест на 40 единиц. Это только водители троллейбусов и кондукторы. С этого года мы обновляем лицензию на обучение, у нас оборудован учебный класс, чтобы заново набрать группу и обучать водителей троллейбусов. Водителей троллейбусов сейчас обучают только троллейбусные управления, имеющие лицензию. Мы набираем для обучения группу людей в возрасте от 20 до 40 лет. Средняя зарплата у водителей троллейбусов составляет около 21 тысячи рублей, у кондукторов - около 15-16 тысяч рублей.

- Тольяттинские троллейбусы в свое время многие пытались отстоять, город не хотел расставаться с ними, но были и другие мнения. Как вы считаете, троллейбусы сегодня - адекватный вид транспорта для городов с их ритмами и запросами пассажиров?

Не мы придумали, что в таких городах, как наш, должно существовать несколько видов перевозок для комфорта пассажиров. Никто не будет спорить с тем, что троллейбус - самый экологичный вид транспорта. Проблема была не в нем. В 2014 году для троллейбусов даже лампочки в салоны не было возможности купить. Ситуация и правда была катастрофическая. Тогда из 140 единиц подвижного состава 40 уже не могли выйти на линию. И средний возраст парка был 17 лет. Мы стали предлагать свое видение того, что нужно делать для выхода из сложившейся ситуации, разработали стратегию развития предприятия, которая предполагала проведение оптимизации расходов, увеличение доходной части, в том числе и за счет обновления подвижного состава. Сегодня мы ездим на новом транспорте. Он теплый, удобный и по средней скорости не уступает остальным видам общественного транспорта. Думаю, что троллейбусы создадут хорошую конкуренцию на рынке перевозок, потому что люди поймут, что ничего не теряют в плане скорости, но получают очень комфортное средство перемещения.

- Комфортное и недорогое, несмотря на то что сама по себе себестоимость этой поездки выше, чем в "Газели"!

Да, наша экономика была и остается дотационной. Себестоимость поездки одного пассажира в троллейбусе в 2017 году - более 50 рублей. Стоимость проезда, установленная муниципалитетом, - 25 рублей, разница компенсируется городом, плюс 50% наших перевозок - это льготники. На них дотация идет из областного бюджета. Стоимость проездного для пенсионера - 270 рублей, если разделить на 90 поездок - это 3 рубля для пассажира.

С начала 2018 года пассажиры Тольятти снова могут воспользоваться троллейбусными маршрутами, отменёнными больше года назад. Оживить востребованные направления удалось благодаря покупке в прошлом году партии из .

Ранее обещалось, что маршруты №№ 18 и 57, из-за нехватки подвижного состава, возобновят движение с несколько изменёнными трассами. В реальности пассажиры получили сразу три маршрута – маршрут № 57 теперь существует в двух вариантах. Первым днём его возрождения после длительного перерыва стало 9 января 2018 года.

Маршрут № 18 , до 1 декабря 2016 года курсировавший между 8-м кварталом и остановочным пунктом «Трансформатор», в обновлённом виде стал длиннее (28,64 км вместо 25,0), доходя до Комсомольского района. Но даже с учётом получения крупной партии новых троллейбусов на возобновление маршрута смогли выделить только восемь троллейбусов - вместо десяти, работавших на нём ранее.

С 9 января 2018 года маршрут № 18 следует в сообщении «8-й квартал – Речной вокзал» по Приморскому бульв., Революционной ул., ул. Дзержинского, Ботанической ул., Южному и Автозаводскому шоссе, бульв. 50 лет Октября, ул. Ленина, ул. Ленина, ул. Гагарина, ул. К. Маркса (обратно – ул. Победы), ул. Мира, Комсомольской ул., Кунеевской ул., ул. Громовой, ул. Матросова и Коммунистической ул.

Троллейбусы курсируют только по рабочим дням, хотя раньше движение было ежедневным. Отправление от 8-го квартала с 5:35 до 18:06, от Речного вокзала – с 5:30 до 17:48. В часы «пик» троллейбусы следуют с интервалом 20-30 мин., в межпиковое время перерывы составляют 1,5-3 часа.

С возобновлением маршрута № 18 регулярное движение троллейбусов вернулось на Ботаническую улицу, где расположен спортивный комплекс «Лада-Арена».

Восстановленный маршрут № 57 теперь ходит в двух разновидностях (№№ 57 и 57* ). По первой трассе (№ 57 ) – от Речного вокзала до конечной «Фосфор» протяжённостью 14,9 км троллейбусы следуют по Коммунистической ул., ул. Матросова, ул. Громовой, Кунеевской ул., Комсомольской ул., ул. Мира, ул. Голосова, Новозаводской ул. Отправление троллейбусов от Речного вокзала в 5:45, 6:34, 14:55 и 16:05, от «Фосфора» – в 6:41, 7:30, 16:01 и 17:06. Маршрут действует только в будни, на линии работают две машины. В отличие от «прошлой жизни», трасса маршрута спрямлена в Комсомольском районе. В её состав теперь не входят улицы Механизаторов, Лизы Чайкиной и Ярославская.

По второй трассе от Речного вокзала до кинотеатра «Буревестник» протяжённостью 11,1 км троллейбусы маршрута № 57* следуют по Коммунистической ул., ул. Матросова, ул. Громовой, Кунеевской ул., Комсомольской ул., ул. Мира, ул. Голосова, Новозаводской ул. и ул. Горького. Отправление от Речного вокзала в 5:50, 7:15, 15:08 и 16:36, от кинотеатра «Буревестник» – в 6:30, 7:55, 15:48 и 17:16. Маршрут обслуживается всего одним троллейбусом и действует по рабочим и субботним дням.

Регулярное движение троллейбусов по ул. Горького до кинотеатра «Буревестник» прекратилось ещё в январе 2015 года после сокращения ряда троллейбусных маршрутов, в том числе № 8 . Трассу последнего нынешний маршрут № 57* повторяет почти полностью, кроме небольшого участка по Комсомольской ул. между Индустриальной и Новозаводской ул.

Даже после восстановления маршрутов №№ 18 и 57 троллейбусное движение в Тольятти отсутствует на многих улицах с сохранённой контактной сетью – по участку Южного шоссе от Заставной ул. до КВЦ ВАЗ, по Заставной ул., Московскому просп., Спортивной ул., просп. Степана Разина, ул. Баныкина, отдельным участкам Приморского бульв., ул. Дзержинского, Комсомольской ул., Новозаводской ул., ул. Громовой и Ярославской ул.

Кроме того, с 1 января 2018 года в Тольятти незначительно увеличено количество рейсов на троллейбусных маршрутах №№ 2, 4 и 7 .

А в Санкт-Петербурге, где закупили крупную партию электробусов с динамической зарядкой, в декабре усилили и продлили два троллейбусных маршрута в и районах города.

Количество маршрутов ▼ 8 Количество троллейбусных парков ▼ 1 Количество троллейбусов ▼ 114 (работает 74) Модели эксплуатируемых троллейбусов АКСМ-101 , БТЗ-5201, ЛиАЗ(ВЗТМ)-5280 , Тролза-5265 «Мегаполис» , ТролЗа-5275 «Оптима» , ЗиУ-682 , ЗиУ-683 , ЗиУ-6205 Стоимость проезда 25 руб. Компания-перевозчик МП Тольяттинское троллейбусное управление Тольяттинский троллейбус на Викискладе

Толья́ттинский тролле́йбус - троллейбусная система города Тольятти . Открытие троллейбусного движения состоялось 21 января 1966 года .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Проезд в троллейбусе - 1 сом!

Субтитры

История

При индустриальном «втором» и особенно «третьем» «рождениях» города в советскую эпоху в 700-тысячном, не имевшем трамвай городе была создана серьёзная система троллейбуса. Троллейбусная сеть с почти тремя десятками маршрутов, с более чем тремя сотнями единиц подвижного состава и с тремя депо в своё время была одной из крупнейших в стране, а среди троллейбусов имелись сочленённые «гармошки», которые также были только в немногих городах страны.

24 марта 1961 года исполнительный комитет городского Совета депутатов принял решение «О строительстве троллейбусного транспорта в городе».

В 2010 году в Тольятти поступили 3 троллейбуса ЛиАЗ(ВЗТМ) 52803

С 5 октября - по 27 ноября 2015 года, были перебои с движением троллейбусов, из-за огромных долгов за электричество перед ТЭК и Самара-энерго.

С ноября 2015 года, закрыты маршруты № 5, 9, 10, 11, 15

30 января 2016 года, на пересечении улиц Ярославской и Чайкиной, сгорает единственная модель троллейбуса БТЗ - 5276-04. Пострадавших нет.

Действующие маршруты

В таблице приведены действующие маршруты троллейбусов города Тольятти по состоянию на май 2017 года .

№ маршрута Начало маршрута Конец маршрута Открытие маршрута Примечание Схема движения
2 Соцгород ОАО «Фосфор » 21 января года (изменён в году) ул. Мира - ул. Голосова - ул. Новозаводская.
4 «ПО Трансформатор » ОАО «Фосфор» 16 февраля года (изменён в году) ул. Индустриальная, ул. Мира, ул. Победы, ул. Гагарина, ул. Ленина, б-р 50 лет Октября, ул. Новозаводская.
7 Соцгород Речной вокзал 4 декабря года Имеются продлённые рейсы до Портпосёлка. ул. Мира, ул. Комсомольская, ул. Кунеевская, ул. Громовой, ул. Матросова, ул. Коммунистическая.
13 7-й квартал 7-й квартал открыт в 1976 году (?). По современной схеме с 26 января 1986 года. кольцевой (внутреннее кольцо), за небольшим исключением обратный 14 маршруту. До 1986 года ходил по схеме: 7 квартал-Приморский бульвар-Московский проспект-улица Дзержинского-улица Революционная-Приморский бульвар-7 квартал б-р Приморский, ул. Революционная, ул. Воскресенская, ул. Дзержинского, ул. Автостроителей, ул. 40-летия Победы, ул. Жукова, б-р Приморский.
14 7-й квартал 7-й квартал открыт в 1976 году (?). По современной схеме с 4 июня 1987 года. кольцевой (внешнее кольцо), за небольшим исключением обратный 13 маршруту. До 1987 года ходил по схеме: 7 квартал-Приморский бульвар-Московский проспект-улица Дзержинского-проспект Степана Разина-Южное шоссе-Автозаводское шоссе-бульвар 50 лет Октября-улица Ленина-улица Гагарина-улица Мира-Соцгород б-р Приморский, ул. Жукова, ул. 40-летия Победы, ул. Автостроителей, ул. Дзержинского, ул. Воскресенская, ул. Революционная, б-р Приморский.
18 7-й квартал ПО «Трансформатор» б-р Приморский, ул. Революционная, ул. Воскресенская, Южное ш., Автозаводское ш., б-р 50-летия Октября, ул. Ленина, ул. Гагарина, ул. Маркса, ул. Мира, ул. Индустриальная).
21 Речной вокзал ОАО «Азотреммаш » 4 июня года (последний раз изменён в году) ул. Коммунистическая, ул. Механизаторов, ул. Чайкиной, ул. Ярославская, ул. Громовой, Поволжское ш.
24 Трансформатор ОП Колхозный рынок Действует только по заказу ПО "Трансформатор" ул. Индустриальная, ул. Комсомольская, ул. Кунеевская, ул. Громовой, ул. Матросова, ул. Коммунистическая, ул. Механизаторов, ул. Чайкиной, ул. Ярославская, ул. Громовой.

Закрытые маршруты

  • 1- Зона отдыха - дп Трансформатор(схема движения: Комзина, Родины, Мира, Индустриальная).
  • 1к - дп Трансформатор-дп Соцгород(Индустриальная, Мира).
  • 3- дп Соцгород-дп Фосфор(Мира, Маркса, Гагарина, Ленина, 50 лет октября, Новозаводская).
  • 5 - дп "Трансформатор" - дп КВЦ ВАЗа(ул. Индустриальная, ул. Мира, ул. Победы, ул. Гагарина, ул. Ленина, б-р 50 лет Октября, Автозаводское ш., Южное ш.).
  • 5к - дп КВЦ ВАЗа-оп Автолюбитель(Южное ш., Автозаводское ш., 50 лет октября).
  • 6 - дп Речной вокзал - дп Фосфор (ул. Коммунистическая-ул. Матросова-ул. Громовой - ул. Кунеевская- ул. Баныкина - ул. Голосова-ул. Новозаводская)
  • 6к - дп Речной вокзал-оп завод СК(Коммунистическая, Матросова, Громовой, Кунеевская, ул. Баныкина - ул. Голосова, ул. Новозаводская).
  • 8 - дп Речной вокзал-к/т Буревестник(Коммунистическая, Матросова, Громовой, Кунеевская, Комсомольская, Новозаводская, Горького).
  • 8к - дп Трансформатор-дп Трансформатор(Индустриальная, Комсомольская, Кунеевская, Громовой, Матросова, Чайкиной, Механизаторов, Коммунистическая, Матросова, Громовой, Кунеевсксая, Комсомольская, Индустриальная).
  • 9 - 7-й квартал - КВЦ ВАЗа (б-р Приморский, ул. Революционная, ул. Воскресенская, Южное ш.)
  • 10 - 7-й квартал - КВЦ ВАЗа (б-р Приморский, пр-т Московский, ул. Заставная, Южное ш.
  • 10к - дп "7 квартал" - дп КВЦ ВАЗа(Разина, Спортивная, Московский, Заставная, Южное ш.)
  • 11 - 7-й квартал - КВЦ ВАЗа (пр-т Разина, ул. Дзержинского, ул. Заставная, Южное ш.).
  • 11к - дп Набережная-дп КВЦ ВАЗа(Спортивная, Разина, Ботаническая, Южное ш.).
  • 12 - дп 7 квартал - дп 7 квартал(Приморский б-р-ул. Революционная-ул. Дзержинского-п-кт Разина (кольцевой)
  • 15 - 7-й квартал - КВЦ ВАЗа(пр-т Разина, ул. Спортивная, ул. Жукова, ул. 40-летия Победы, ул. Автостроителей, ул. Дзержинского, ул. Заставная, Южное ш.).
  • 16 - оп ул. Мичурина - дп Фосфор(Автозаводское ш.- б-р 50 лет Октября-ул. Новозаводская)
  • 17 - дп 7 квартал - дп 7 квартал(пр-кт Разина - ул. Дзержинского-Московский пр-кт - ул. Спортивная- пр-т Разина (кольцевой)). С 2007 по 2008 годы ходил по другой схеме движения: оп Автолюбитель - оп Спец авто хозяйство(б-р 50-летия Октября, ул. Ленина, ул. Гагарина, ул. Маркса, ул. Мира, ул. Комсомольская).
  • 19 - дп 7 квартал-дп Речной вокзал(Разина, Ботаническая, Южное ш., Автозаводское ш., 50 лет октября, Ленина, Гагарина, Маркса, Мира, Комсомольская, Кунеевская, Громовой, Матросова, Коммунистическая).
  • 20 - дп 7 квартал - дп 7 квартал (кольцевой, обратный маршруту № 12)
  • 21к - дп Речной вокзал-оп Мясокомбинат(Коммунистическая, Механизаторов, Чайкиной, Ярославская).
  • 22 - дп Речной вокзал-дп Соцгород(Коммунистическая, Ярославская, Громовой, Кунеевская, Баныкина, Родины).
  • 23 - дп Соцгород-дп Фосфор(Родины, Баныкина, Голосова, Новозаводская).
  • 23к - Зона отдыха-дп Фосфор(Комзина, Баныкина, Голосова, Новозаводская).
  • 25э - дп 7 квартал-ТоАз(Разина, Ботаническая, Южное ш., Автозаводское ш., 50 лет октября, Новозаводская, Голосова, Баныкина, Кунеевская, Громовой, Поволжское ш.)
  • 26 - дп "Фосфор" - к/т "Буревестник"(ул. Новозаводская, ул. Горького)
  • 57 - дп Речной вокзал - ОАО "Фосфор" (ул. Коммунистическая, ул. Механизаторов, ул. Чайкиной, ул. Ярославская, ул. Громовой, ул. Кунеевская, ул. Мира, ул. Голосова, ул. Новозаводская.)
  • 57к - дп Речной вокзал - дп Речной вокзал(ул. Коммунистическая, ул. Механизаторов, ул. Чайкиной, ул. Ярославская, ул. Громовой - оп. Молокозавод - разворот, ул. Громовой, ул. Ярославская, ул. Чайкиной, ул. Механизаторов, ул. Коммунистическая) - кольцевой.

Нереализованный маршрут

  • 29 - дп 7 квартал-Зона отдыха(Разина, Спортивная, Московский, Заставная, Южное ш., Автозаводское ш., 50 лет октября, Новозаводская, Голосова, Баныкина, Родины, Комзина).

Подвижной состав

Действующий

На сегодняшний день в Тольятти имеется более 110 троллейбусов, большая часть из которых, выработала свой ресурс.

В эксплуатации находятся троллейбусы следующих моделей в различных модификациях: ЗиУ-682 (69), ТролЗа-5275 «Оптима» (21), Тролза-5265 «Мегаполис» (7), ЛиАЗ(ВЗТМ)-5280 (3), АКСМ-101 (3), БТЗ-5276-04 (1), БТЗ-5276-01 (1), АКСМ-321 , грузовой КТГ-1 .

Троллейбусные депо

База Тольяттинского троллейбусного управления начинала развиваться на ул. Комсомольской - 90, где расположилось троллейбусное депо № 1, рассчитанное на 125 единиц подвижного состава. 6 января 1966 введено в эксплуатацию. Именно отсюда 21 января 1966 года выехали первые троллейбусы на маршрут. В 2004 году троллейбусное депо № 1 закрыто. Часть машин переведена в депо № 2, другая часть - в депо № 3.

В связи со строительством автозавода и нового района, было принято решение о строительстве второго троллейбусного депо на 150 единиц. В 1975 году троллейбусное депо № 2 было введено в эксплуатацию. Туда же переехало и управление предприятием. Теперь Тольяттинское троллейбусное управление сменило юридический адрес: Южное шоссе 28. Троллейбусное депо № 2 закрыто в 2015 году. Машины переведены в депо № 3. А из ДП 7 квартал сделали филиал, т.е., теперь, чтобы начать рейс по 13 или 14 маршрутам, троллейбусы не надо гнать из депо № 3, т.к. троллейбусы круглосуточно стоят в ДП 7 квартал.

В начале 1980-х гг. было принято решение о строительстве троллейбусного депо № 3 на 100 машино-мест. Депо было построено на ул. Громовой - 55. 2 января 1985 года введено в эксплуатацию. С декабря 2015 года, ТТУ опять сменило юридический адрес, теперь - ул. Громовой - 55.

За 40 - летний период работы депо № 2 обслуживало троллейбусные маршруты № 5, 5к, 9, 10, 10к, 11, 11к, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 25э

На сегодняшний день, троллейбусное депо № 3 обслуживает маршруты: № 2, 4, 7, 13, 14, 18, 21, 24.

Диспетчерские пункты

Действующие

  • "Речной вокзал"
  • "Трансформатор"
  • "Соцгород"
  • "7 квартал"(филиал)

Закрытые

С 1 января 2015 года закрыты маршруты: 1, 5к, 8, 8к, 11к, 21к, 22, а также самые протяжённые маршруты № 19 и 25э, связывавшие все три района города.

С ноября 2015 года закрыты маршруты № 5, 9, 10, 11, 15. Работу этих маршрутов восстанавливать не планируется, так как они оплачивались АвтоВАЗом, а последний отказался от заказов троллейбусных маршрутов для перевозки рабочих в пользу автобусов.

В целях оптимизации троллейбусного сообщения, с декабря 2015 года закрыто депо-2. Машины передали в депо-3.

С 1 января 2016 года закрыт маршрут 57к. Также изменена схема движения 57 маршрута, троллейбусы были пущены по улице Мира, вместо ул. Баныкина.

С 1 декабря 2016 года закрыт троллейбусный маршрут № 57. А 18 маршрут переведён в заказной режим. Таким образом, в городе больше нет регулярного прямого троллейбусного сообщения между Автозаводским и Центральным районами (в 1985 году таких маршрутов было пять - 5, 14, 15, 18, 19) и остался лишь один регулярно действующий межрайонный маршрут № 7.

В настоящее время не используется для пассажирского движения контактная сеть по Московскому проспекту и проспекту Степана Разина, Приморскому бульвару в районе 6 квартала, улице Дзержинского в районе 2 квартала и ул. Спортивной в Автозаводском районе, а также по улицам Баныкина и Максима Горького, бульвару 50-летия Октября на протяжении от кольца "Автолюбитель" до улицы Ленина в Центральном районе. Судьба этой сети и перспективы возвращения на эти улицы троллейбуса, хотя бы и по другим маршрутам пока не ясны. Также, руководство ТТУ намерено срезать контактную сеть, ведущую к АвтоВАЗу, с которым у ТТУ прекращен договор. Об этом пишет "Площадь свободы" со ссылкой на директора МП «ТТУ» Евгения Растегаева. Троллейбусы здесь не ходят и в обозримом будущем вряд ли пойдут.