Антонимы - это слова, которые различны по звучанию и имеют противоположные значения: ложь - правда, злой - добрый, молчать - говорить. Примеры антонимов показывают, что они относятся к одной и той же части речи.

Антонимия в русском языке представлена гораздо уже, чем синонимия. Это объясняется тем, что в антонимические отношения вступают только слова, которые соотносятся по качественному (хороший - плохой, родной - чужой, умный - глупый, густой - редкий, высокий - низкий), временному (день - ночь, ранний - поздний), количественному (единственный - множественный, многие - немногие), пространственному (просторный - тесный, большой - маленький, широкий - узкий, высокий - низкий) признакам.

Существуют антонимические пары, обозначающие наименования состояний, действий. Примеры антонимов подобного рода: радоваться - горевать, плакать - смеяться.

Виды и примеры антонимов в русском языке

Антонимы по структуре подразделяются на разнокоренные (утро - вечер) и однокоренные (заходить - выходить). Противоположность значения у однокоренных антонимов вызвана приставками. Однако следует помнить, что прибавление к наречиям и приставок без -, не - в большинстве случаев придает им значение ослабленной противоположности (высокий - невысокий), поэтому контрастность их значений оказывается "приглушенной" (невысокий - это еще не означает "низкий"). Исходя из этого, к антонимам можно отнести не все префиксальные образования, а лишь те, которые являются крайними точками лексической парадигмы: сильный - бессильный, вредный - безвредный, удачный - неудачный.

Антонимы, так же как и синонимы, находятся в тесной связи с многозначностью: пустой - серьезный (разговор); пустая - полная (чашка); пустой - выразительный (взгляд); пустой - содержательный (рассказ). Примеры антонимов показывают, что разные значения слова "пустой" входят в различные антонимические пары. Однозначные слова, а также слова с конкретными значениями (ямб, карандаш, парта, тетрадь и др.) антонимов иметь не могут.

Существует среди антонимов и явление энантиосемия - это развитие взаимно исключающих, противоположных значений некоторых многозначных слов: нести (в помещение, приносить) - нести (из помещения, уносить); брошенная (фраза, только что высказанная) - брошенная (оставленная, забытая). Значение в таких случаях уточняется в контексте. Нередко энантиосемия является причиной двусмысленности определенных выражений. Примеры антонимов такого рода: он прослушал доклад; директор просмотрел эти строки.

Контекстные антонимы: примеры и определение

Контекстуальные антонимы - это слова, противопоставленные в определенном контексте: лунный свет - солнечный свет; не мать, а дочь; один день - вся жизнь; волки - овцы. Полярность значений подобных слов в языке не закреплена, а их противопоставление является индивидуально авторским решением. Писатель в таких случаях выявляет противоположные качества различных понятий и противопоставляет их в речи. Однако подобные пары слов не являются антонимами.

» греческого происхождения и переводится как «противоимя».


Антонимы - слова с противоположным значением, выражающие его с помощью парадигматических связей.


Антонимы - это очень интересное явление языка, т.к. в сознании человека хранятся в виде антонимической пары.


Несмотря на то что антонимы противопоставлены друг другу всем своим содержанием, их смысловая структура является в высшей степени однородной. Как правило, антонимы различаются одним дифференциальным признаком.


Например, пара антонимов « - » имеет общие семантические признаки (качество, настроение) и только один дифференциальный (положительное и отрицательное настроение).


Благодаря однородности смысловой структуры антонимы имеют почти полностью совпадающую сочетаемость.

Виды антонимов

Выделяют 2 вида антонимов:


1) разнокорневые и однокорневые.


Однокорневые антонимы обычно образуют бесприставочное и приставочное слова. Примеры: друг - недруг; плохо - неплохо; войти - выйти; подойти - отойти.


Разнокорневые антонимы полностью отличаются по своему вешнему виду. Примеры: черствый - свежий; жизнь - смерть.


2) градуальные, неградуальные и векторные антонимы.


Градуальные антонимы выражают противоположность, которая предполагает существование между двумя крайними точками промежуточных ступеней. Примеры: гениальный - талантливый - одаренный - средних способностей - посредственный - бездарный; - способный - толковый - неглупый - средних способностей - неумный - ограниченный - бестолковый - глупый.


Неградуальные антонимы называют понятия, между которыми нет и не может быть промежуточной степени. Примеры: истинный - ложный; живой - мертвый; свободно - занято; женатый - холостой.


Векторный антонимы обозначают противоположную направленность действий, признаков, качеств и свойств. Примеры: забывать - вспоминать; увеличивать - уменьшать; сторонник - противник.

Если у вас не получается подобрать к слову антоним, а попытки поиска в словаре оказываются безрезультатными, стоит задуматься: может, у данного слова нет антонима по определению?

Антонимы (от гр. anti – против, onyma – имя) – это слова одной части речи, имеющие соотносимые друг с другом противоположные значения. Например, ы «сближать» и «отдалять» имеют общий компонент значения «двигать в определенную сторону по отношению к какому-либо предмету», на основе чего происходит противопоставление «от» и «к».В не могут быть противопоставлены слова, у которых отсутствует общий компонент значения. Из этого ясно, что далеко не все слова имеют антонимы. Так, антонимы нельзя подобрать к именам собственным (Павел Чичиков), с конкретным значением (комната, телевизор), числительным (три, двадцатый). Чаще всего противопоставление происходит на основе качеств (бессовестный – честный, светлый - темный), количеств (много - мало), времени (рано – поздно,

Антонимы - это слова, которые принадлежат к одной части речи, различаются по звучанию и написанию и имеют прямо противоположное значение. Принадлежность к одной части речи - это не единственное условие, по которому слова, имеющие противоположность в значении, можно назвать антонимами; между такими словами должен существовать общий признак, например, когда оба понятия описывают чувство, время, пространство, количество, качество и т. д.

Вконтакте

Одноклассники

К примеру, «прежде» и «ныне». В данном случае оба слова - наречия, они имеют противоположные понятия и относятся к одному и тому же признаку - описанию времени («когда? ныне» или «когда? прежде»).

Что говорит Википедия

Анто́нимы (в переводе с греческого языка αντί- означает «против» + όνομα «имя») представляют собой слова одной и той же части речи прямо противоположного лексического значения, имеющие различия по написанию и звучанию: ложь - правда, злой - добрый, молчать - говорить.

Противоположные по смыслу слова сравнительно недавно стали предметом лингвистического анализа, из-за чего значительно возрос интерес к изучению татарской и русской антонимии. Кроме того, это обусловило появление ряда лингвистических исследований и различных словарей антонимов.

В словарном составе языка лексические единицы тесно связаны не только из-за связи смежности и сходства, но и из-за семантических вариантов многозначных слов. Не всегда они содержат признак, которому можно найти противопоставление, поэтому не могут иметь антонимических отношений в прямом значении, но в переносном - обретают антоним.

Таким образом, контекстные антонимы могут иметь антонимические отношения с прямым значением, нести эмфатическую нагрузку и выполнять особенную стилистическую функцию в предложении.

Допускается их применение к словам, значения которых отражают в себе качественные противоположные оттенки, при этом основой их значений всегда является общий признак (рост, вес, время суток, чувство и т. п.); также противопоставлять можно только те слова, которые принадлежат к одной стилистической или грамматической категории.

Языковыми антонимами не могут быть слова, относящиеся к разными частями речи или лексическим уровням. Также среди антонимов не бывает числительных, местоимений и собственных имен.

Типы выражаемых понятий антонимов включают:

Типы антонимов по структуре:

  • однокоренные - образуются при помощи противоположных по смыслу приставок (например: въезжать - выезжать) или при помощи приставок, прибавляемых к основному слову (к примеру: монопольный - антимонопольный);
  • разнокоренные - имеющие разные корни (к примеру: вперёд-назад).

С точки зрения речи и языка, антонимы разделяются на два вида: контекстные и языковые:

  • Языковые или узуальные антонимы имеют место в системе языка (например: бедный - богатый);
  • Контекстные - речевые, контекстуальные, окказиональные антонимы возникают в определённом контексте; часто встречаются в поговорках и пословицах. Для того чтобы проверить или определить данный тип, необходимо свести противоположные слова к языковой паре (например: золотой - полушка медная, или дорогой - дешевый).

Выделяют антонимические пары по действию, они бывают соразмерными и несоразмерными:

  • Соразмерные представляют действие и противодействие (примеры: ложиться - вставать, беднеть - богатеть);
  • Несоразмерные выражают действие и его отсутствие в широком смысле слова (например: надумать - раздумать, зажечь - погасить).

Примеры в языке и литературе

Тихо входим в сентябрь… в лес нередкий … в густой , там деревья не Иуда ли… без ропота, без удали; месяц путаней узла, там добро гостит у зла

В данном примере применимы контрадикторные корреляты (редкий - густой, добро - зло). К этому же типу выражаемых понятий относятся следующие антонимические пары:

Рассмотрим другие примеры:

  • ребенок - подросток - взрослый (контрарные корреляторы);
  • приходить - уходить (однокоренные антонимы);
  • смеяться - плакать (соразмерные антонимы);
  • выиграть - проиграть (конверсивы);
  • контрреволюция - революция (векторные корреляторы).

Системы пар

Антонимы обычно составляют в русском языке парную корреляцию, как это видно на примерах в различных словарях. Однако это совсем не означает то, что может быть только одно противоположное по смыслу слово.

Антонимические отношения допускают показывать противопоставленные понятия в так называемом «незакрытом» многочленном ряду (например: конкретный - отвлеченный, абстрактный; веселый - печальный, скучный, унылый, грустный).

Кроме этого, каждый член антонимического ряда или пары может иметь не пересекающиеся в антонимических отношениях синонимы. В таком случае образуется своего рода система, в которой по горизонтали располагаются антонимические единицы, а по вертикали - синонимические.

Приведем примеры такой системы:

  • глупый - умный;
  • бестолковый - разумный;
  • безмозглый - мудрый;
  • безголовый - головастый;
  • тупой - толковый.
  • радоваться - грустить;
  • веселиться - печалиться;
  • ликовать - тосковать.

Антоним это слово, которое имеет противоположное значение другого слова и создает семантический контраст в паре лексических единиц.

Антонимы в русском языке

Два слова с противоречащими значениями образуют антонимическую пару. Слово может иметь более одного антонима, что обусловлено многозначностью лексических единиц в русском языке. Например, антонимом слова «лёгкий» (багаж) в прямом смысле является «тяжёлый»; в переносном значении наблюдается его антонимическая связь с иными словами: лёгкий (ветер) – сильный (ветер), лёгкое (задание) – трудное (задание).

Антонимы выступают одной частью речи; часто относятся к имени прилагательному, поскольку в основе антонимических отношений слов лежат общие качественные признаки (хороший – плохой). Яркие контрастные понятия также выражают имена существительные (добро – зло), наречия (легко – трудно) и т. д. Не все слова предусматривают наличие антонимов, например, некоторые конкретные существительные (дом, яблоко), цвета не предполагают противоречащих слов.

Обратное понятие антонима представляет собой синоним. Горячий и холодный – антонимы, тогда как горячий и жаркий – синонимы.

Виды антонимов

В зависимости от характера связи между словами, имеющими противоположные значения, различают следующие их виды:

  • языковые, или словарные, антонимы – антонимы, построенные на буквальном значении слова, например: найти – потерять;
  • дополнительные, или комплементарные, антонимы – слова, противоположные значения которых достигаются путем отрицания других слов, например: неправдивый (подразумевается «ложный»);
  • контекстуальные, или реляционные, антонимы – слова, которые приобретают антонимическое значение только в пределах контекста. Слова «учитель» и «ученик» – не представляют собой антонимов, но противопоставляются в контексте их отношений.

По морфологической структуре различают однокоренные (прийти – уйти) и разнокоренные (глубокий – мелкий) антонимы.

Значение антонимов

Антонимы распространены в фольклоре как лексическая антитеза, учитывая их смысловую бинарную позицию (Ученье – свет, а неученье – тьма). Антонимы широко используются в ораторском искусстве, художественной, публицистической литературе как инструмент усиления выразительности и контрастности речи.

Пример использования антонимов в литературе

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
(А. С. Пушкин; «Евгений Онегин»)

Антонимы употребляются писателями в заголовке для подчёркивания антитетичности структуры произведения: «Поэзия и правда» И. В. Гёте, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Блеск и нищета куртизанок» О. де Бальзака, «Красное и чёрное» Стендаля, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Толстый и тонкий» А. П. Чехова, «Принц и нищий» М. Твена.

Использование антонимов в речи для выражения различия в однородных по характеру качествах, предметах, явлениях называется антонимией. Антонимия лежит в основе ряда стилистических фигур, построенных на контрасте лексических значений (оксюморон, хиазм).

Слово антоним произошло от греческого anti – против и onyma, что в переводе означает имя, слово.

Как приятно видеть и слушать интересно рассказывающего человека. Я всегда восхищаюсь людьми, владеющими словом. Надеюсь, вы разделяете моё мнение.

Сейчас в окружающей наших детей среде очень мало источников качественного языка. Просто крайне мало.

Какой выход? Эту среду надо создать. Я уже говорила об этом в статье о театрализованной деятельности детей. Хороший результат для ума и речи дают словесные игры , например, когда ищем слово, противоположное по смыслу данному, ускоряется мышление.

Антоним – это слово, противоположное данному по смыслу.

Для дошкольников более понятно выражение "слова-неприятели". Но можно ввести понятие "антонимы к слову". Я обычно говорю малышу: "Сейчас будем искать "слова-неприятели". Их еще называют "антонимы". Ты будешь учить это слово в школе. Так что запомни, оно тебе ещё пригодится".

Поверьте опыту, дошкольник обязательно постарается запомнить и щегольнуть перед товарищами и родителями. Иногда так можно пояснить и школьникам, если поиск антонимов, для них новость. Причем это ученики не только первого класса.

Слова-неприятели для дошкольников

Игра. Закончи предложение и назови "слова-неприятели"

Инструкция. "Мы с тобой будем придумывать предложения: я придумаю начало, а ты - конец".

  1. комар маленький, а слон...;
  2. пушинка легкая, а камень...;
  3. горчица горькая, а сахар...;
  4. куст низкий, а дерево...;
  5. компот холодный, а суп...;
  6. сметана густая, а молоко...;
  7. ручеек узкий, река...;
  8. ночью темно, а днем...;
  9. сахар сладкий, а лимон…;
  10. ходят ногами, а бросают…;
  11. детский сад близко, а школа…;
  12. лента узкая, а пояс…;
  13. ручей мелкий, а озеро…;
  14. жаворонок поет, а ворона…;
  15. самолет летает высоко, а вертолет…;
  16. черепаха ползает медленно, заяц скачет...;
  17. в кастрюле воды много, а в стакане…;
  18. покупатель покупает, а продавец...;
  19. летом жарко, а зимой …;
  20. утром завтракают, а в полдень …;
  21. соль солят, а сахаром …;
  22. дети отвечают, а воспитатель...;
  23. вечером дети уходят из детского сада, а утром...;
  24. на дереве растут фрукты, а на грядке…;
  25. весной на деревьях появляются цветы, а осенью …;
  26. утром встают с кровати, а вечером...;
  27. небоскреб высокий, а избушка…;
  28. птицы летают, а змеи…;
  29. в полдень обедают, а вечером …;
  30. кино смотрит зритель, а книгу читает …;
  31. на улице грязь, а в доме…;
  32. ствол у дерева толстый, а веточка….
  33. карандаш рисует, а резинка...

Игра. Скажи наоборот

Инструкция. "Я скажу тебе слово, а ты скажи наоборот" (привести пример)

ночь -...;

завтрак -…;

вечер -...;

враг -...;

чистота -...;

холод -...;

война -...;

трава - …;

земля - …;

движение - …;

говорун - …;

здоровье - ….;

ум - ...

войти -...;

молчать -...;

отдал -...;

вставать -...;

раздеться -...;

поднимать -...;

смеяться - …;

включать-...;

закрывать -...;

приходить - …;

появляться -…;

есть - ….

большой - ...;

черный - ...;

низкий -...;

плохой - …;

больной -...;

старый -...;

молодой - …;

широкий -...;

толстый -...;

узкий - …;

сложный - …;

сухой-….;

горький - ...

Слова с противоположным значением отсутствуют в словаре даже старшеклассников. Поэтому поиск антонимов на данный момент актуален до выпускного класса.

Обучение поиску антонимов к слову и дошкольников, и школьников надо начинать с простого. Школьники могут возмутиться простоте. Объясните, что надо разогреться. Усложните: отвечай прямо "в лёт". Как правило, ребята с ограниченным словарем уже имеют комплекс неудачника . Предложив сразу сложные (например, абстрактные) слова, можно получить полный отказ от занятий.

Смысловые противоположности в стихах

Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).

Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).

Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).

Теперь
Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец) (Д. Чиарди)

Не люблю я слово «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня?
(Прохлада)

Неприятель слова «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это…<
(Плач)

Не люблю я слово «лето».
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама!
Потому, что я – …?
(Зима)

Я противник шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха,
Для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь? –
(Тишина)

Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я – …?
(Конец) (А. О. Белобрыкина)

Поиск антонимов для школьников

  1. Источники противоположных по смыслу слов, конечно же, словари. Работу начинаем с поиска Словаря антонимов русского языка (автор М. Р. Львов). Есть также отличный информационно-справочный ресурс _http://bravica.ws/ru/antonims.htm. Загрузив эту ссылку в поисковую строку (без черточки вначале ссылки), попадете прямо на нужную страницу. С каждой страницей работайте не один день. Каждый раз берите 10-20 пар слов (в зависимости от возраста и развития речи).
  2. Прочитайте сами внимательно все словарные пары "слово – его противоположность".
  3. Предложите подростку тоже прочитать.
  4. Пусть он назовет слово, а вы – противоположное по смыслу.
  5. Меняетесь ролями.
  6. Следующее занятие начните с повторения: вы называете слово, он – слово наоборот.
  7. Затем следующие 10-20 пар слов (по пунктам 2-5).
  8. Выбрать противоположное слово поможет Word. Наведите курсор на слово и нажмите правую клавишу мышки. В нижней части выпавшего меню будет пункт "Синонимы". От него перейдите по стрелке вправо и в новом меню вниз до пункта "Антонимы".
  9. Некоторые слова русского языка не имеют не имеют своей смысловой противоположности. Если ваш поиск антонима к слову не удался, на ресурсе грамота.ру это можно сделать в режиме реального времени.

Дети любят учить родителей в любом возрасте, поэтому изредка "ошибитесь" где-нибудь. Похвалите подростка, но не "в лоб", потому что это может быть воспринято как заискивание, а как бы между делом. Похвалите его кому-нибудь третьему, например, в телефонном разговоре с бабушкой, пришедшему с работы отцу и т. д., но так, чтобы подросток это слышал.

Упражняя дошкольника или школьника в поиске антонимов, вы значительно расширяете его словарный запас и уже только этим ускоряете мышление. Это как минимум. Не жалейте времени на полезное дело. Возможно, сначала будет трудно. Но дорогу осилит идущий! Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.