Действие магнетизма зависит исключительно от воли, - это правда; но поскольку человек облечен внешней и чувственной формой, то и все, что существует ему на потребу, все, что должно на него действовать, непременно должно иметь такую же форму, и для того чтобы воля воздействовала, ей необходимо употребить какой-нибудь внешний способ действия.

Гипнотизер де Лозан о своем искусстве

- Мне вчера хотели по морде дать.
- Откуда знаешь?
- Ну если бы не хотели, то не дали бы!

Народная притча о познании воли по делам ее.

По учению оккультизма, вера, воля и воображение - ключ к магической чудотворной силе.

В представлении оккультистов это, как известно, выглядит примерно так. Вначале вы представляете себе желаемое как можно ярче и подробнее - это сила воображения. Затем сосредотачиваетесь на этом образе как можно сильнее - это воля. Наконец, отбрасываете все сомнения в том, что уже получили желаемое, и благодарите Бога или вселенную за совершенное чудо. Это, сами понимаете, вера. После этого остается только сидеть и ждать результатов.

Чаще всего их не бывает.

Почему - мы с вами уже частично знаем. Мы поняли, чем она сильна и чем опасна. Если коротко, то вера в выдумку, обман или неправду ведет только к заблуждениям, безумию и той или иной форме самоубийства.

Из оккультной триады только воля оставалась практически за пределами нашего внимания. Кое-что мы обсудили в предыдущей статье, но совсем немного. Думаю, пора поговорить об этом подробнее.


Когда оккультист говорит о воле, то имеет в виду абстрактную силу, которая не менее абстрактным образом прогибает реальность под себя. Примерно так же, как масса звезд и планет искривляет пространство-время в теории относительности.

Отчасти я даже могу с этим согласиться. Вместе с Шопенгауэром и другими достойными мыслителями я убежден, что воля есть основа всего существующего, и именно она - та самая «вещь в себе», которая присутствует во всем, но которую мы можем ощущать только в себе самих. А внешний мир, видимый нам - представление, в которое эта великая воля облекается.

Но вот в чем проблема. Как только мы начинаем говорить о воле не в метафизическом или философском, а в повседневном смысле, как тут же оказывается, что это слово обозначает явления куда более приземленные.

О человеке говорят, что у него сильная воля, если он может действовать без внешней мотивации. Или даже вопреки ей. Попросту говоря, он идет не туда, куда его толкают, а туда, куда ему нужно, даже если приходится преодолевать трудности.

Тут могут заметно помочь желания. Если чего-то очень хочешь, порой можно пойти на все и наплевать на любые преграды.

Но иногда эти же самые желания сами становятся преградой, и тогда нужно обладать еще более сильной волей, чтобы с ними справиться. Сопротивляться давлению других, хотя бы недолго, могут многие - это для нас вообще первая, неосознанная реакция. Сопротивляться собственным стремлениям намного сложнее. Спросите любого, кто пытался бросить курить или начать каждый день убираться дома.

Такая воля состоит из сосредоточенности, самоконтроля и больших запасов внутренней прочности - той, которую еще называют психической энергией. Несомненно, полезные качества для любого человека.

Но власть над собой не дает больше никакой другой власти. Она предназначена, чтобы идти против внешних сил, а не чтобы подчинять их себе. У нее только одна точка приложения и только один способ использования.

Так что советы оккультистов «развивать волю» - бороться с вредными привычками, прекратить сплетничать, создавать себе трудности, а затем героически их преодолевать - полезны только как психологические упражнения.

Кого еще называют волевым? Сильного лидера. Того, кто умеет мотивировать других так, что они исполняют его приказания. Даже если им очень не хочется.

Первое, что бросается в глаза - власть над собой и власть над другими требуют разных качеств и не всегда соединяются в одном человеке. Есть те, кому проще самому переплыть море и перелезть горы, чем убедить других следовать за ним. А есть, например, лидеры некоторых сект. Они подчиняют адептов так, что те готовы ради них на все - но при этом сам гуру остается ничтожной личностью, неспособной перенести никакие лишения.

Это потому, что «воля» лидера - прежде всего правильное поведение. У кого-то это получается естественно, кто-то культивирует такой образ сознательно - изучает психологию, практикует актерское мастерство и ораторское искусство. Но суть именно в поведении.

Лидер может вовсе не быть уверенным в своей правоте и в своем пути. Но если он ничем не выдает тревоги и сомнений, если он излучает осознание силы и правды, то это осознание будет передаваться и окружающим.

Особенно это будет заметно, если посмотреть на гипнотизеров - прямо-таки воплощение прикладной харизмы. Гипноз, как было установлено опытами - своего рода плацебо. Любой метод внушения будет работать, пока пациент верит, что этим методом его введут в гипнотическое состояние. А если пациент полностью поддался гипнотизеру, то и простого словесного приказа «Спать» будет достаточно, чтобы он отключился.

Тут снова дело не в метафизике, а в устройстве людей. Мы - существа коллективные, и нам свойственно откликаться на определенные ключи в чужом поведении. Это своего рода язык без слов, обращенный не к разуму, а к первобытному бабуину. И чем сильнее первобытный бабуин, чем меньше разум его осознает и контролирует, тем эффективнее будет воздействие чужой воли.

Кстати, это вовсе не значит, будто образованный умный человек не поддается волевому влиянию авторитета. Как раз наоборот: стоит понаблюдать за научным сообществом, как станет ясно, до какой степени в ученых сильны обезьяньи стадные инстинкты. Осознанность, образованность и интеллект - три разных качества, не связанных друг с другом.

Однако магия лидерской харизмы - чисто человеческая. Разве что собаки и волки, живущие в природе похожими порядками, тоже иногда ей поддаются. Были, например, случаи, когда одинокому путнику удавалось разогнать волчью стаю только за счет уверенности в себе. Но попробуйте впечатлить ветер или дождь...

В общем, даже если вы, как и я, считаете, что воля есть великая сила, созидающая вселенную, то факты все равно остаются фактами. В этом мире у воли может быть только один способ существования - в виде направленных осмысленных действий. Только по их направленности и осмысленности мы и можем узнать, что чья-то воля тут поучаствовала.

Даже вера в богов и духов основана в первую очередь на том, что природные события тоже слишком уж часто проявляют осмысленность и целенаправленность, как будто за ними тоже стоит некая воля. Иначе все рассказы о мистическом опыте контакта с Иной Стороной можно было бы списать на галлюцинации или погружение в собственное бессознательное.

А значит, мечты оккультистов об управлении реальностью «усилием воли» - не более чем призрачные фантазии.

Их понимание «усилия воли» выглядит жалко. Какое отношение к воле имеет сосредоточение на своей фантазии? Если вам доводилось делать последний рывок к цели на одном только упрямстве, когда никаких других сил уже не осталось - вы знаете, что такое усилие воли на самом деле.

Как и сказал гипнотизер, словами которого я начал статью, чтобы воздействовать, воле необходимы соответствующие ресурсы и инструменты, причем разные, в зависимости от поставленной цели.

Оторвать себя от дивана и отправить совершать подвиги? Это требует нужных качеств, и есть техники, позволяющие их эффективнее использовать.

Погрузить другого человека в транс, чтобы он беспрекословно повиновался вашим указаниям? На это нужны совершенно другие личные качества, способы и техники, причем способы в основном парные - без соучастия пациента гипноз невозможен.

Повести за собой народ к смерти или славе? Опять-таки, на такое потребны свои инструменты и личные особенности, хотя некоторые пересекаются с арсеналом гипнотизера.

А чтобы заставить природные силы, вроде электричества или гравитации, служить вашей воле, этой самой воле придется облечься в материальную форму. Ведь что такое машина или прибор, как не наилучшее возможное воплощение чьего-то замысла и намерения?

Но все это значит, что если воля действительно может обуздать стихию, создающую события - великую магию и волю самого мира - она точно так же должна для этого обладать определенными качествами и выражаться в каких-то осмысленных действиях.

О них пойдет речь в следующий раз.

Я считаю, что любой человек, если у него достаточно здоровое
сердце, может научиться путешествовать в астральном теле, стоит лишь ему
этого захотеть.
А Ты знаешь, что такое астральное путешествие? Неужели Ты не
припоминаешь это великолепное ощущение парения над крышами домов, океанами и
горами в направлении какой-то далекой страны? Все мы можем делать это. Полет
астрального тела начинается, когда более тонкая часть человеческого существа
отделяется от более грубой, физической. Тогда эта тонкая сущность получает
возможность проникать в другие измерения и посещать разные части этого мира,
перемещаясь по ним на конце "серебряной нити". В таком способе перемещения
по удаленным местам нет ничего плохого, ничего сверхъестественного. Это
здоровый, естественный способ посещения недоступных для физического тела
мест. Когда-то все люди без исключения могли свободно совершать астральные
путешествия.
В наши дни этим искусством владеют лишь посвященные в Тибете и Индии.
Они могут перемещаться в астральном теле из одного места в другое и не
считают при этом, что делают что-то необычное. Во всех религиозных писаниях
мира, в Библиях всех религий есть упоминания о таких вещах, как "серебряная
нить" и "золотая чаша". Эта нить представляет собой всего лишь волокно
лучистой энергии, которое может неограниченно вытягиваться в длину. Это не
материальное волокно, подобное мышечным волокнам, артериям или кусочкам
струн. В этом волокне сосредоточена вся жизнь человека, потому что оно
соединяет физическое и астральное тела.
Человек обладает многими телами. Сейчас мы сравним физический и
астральный миры. Кому-то может показаться, что для прохождения сквозь любую
стену или другое препятствие достаточно лишь перейти в другое, менее плотное
состояние. Действительно, перейдя в такое состояние, мы сможем проходить
сквозь стены, но не через все, а лишь через стены определенной плотности.
Для астральной сущности вещи физического мира не являются препятствиями.
Так, дверь физического дома беспрепятственно пропускает гостя в астральном
теле. Однако в астральном мире тоже существуют двери и стены, которые могут
послужить препятствием для астральной сущности. На том уровне бытия они
являются такими же твердыми, как и физические двери в материальном мире.
Видел ли Ты когда-нибудь духа? Если да, то скорее всего это была
астральная сущность. Это могла быть астральная проекция одного из твоих
знакомых или же существо, пришедшее из другого мира. Может быть, Ты
когда-либо видел очень яркий сон. Возможно, Тебе снилось, что Ты паришь, как
воздушный шарик, высоко в небе, оставаясь привязанным к земле лишь тонкой
растяжимой нитью. Если Ты переживал нечто подобное, скорее всего Ты
припомнишь, что мог тогда смотреть вниз на землю. Быть может. Ты даже видел
внизу, на другом конце ниточки свое бледное и безжизненное тело, которое
неподвижно лежало на земле. Если эта неприглядная картина все же не смутила
Тебя, вполне могло случиться, что вскоре Ты уплыл в какие-то далекие края,
как тополиный пух на ветру. Возможно, впоследствии Ты очутился в какой-то
чужой стране или в каком-то знакомом, но удаленном месте. Утром Ты наверняка
счел все это обычным сном. Однако в действительности это было астральное
путешествие.
Попробуй сделать так: ложась вечером спать, твердо скажи себе, что
собираешься посетить человека, которого хорошо знаешь. Подумай о том, как бы
Тебе хотелось до него добраться. Это может быть кто-то в Твоем городе.
Итак, Ты успокаиваешься, глубоко расслабляешься и неподвижно лежишь на
своей кровати. Закрой глаза и вообрази себе, что отрываешься от кровати,
вылетаешь в окно и летишь через улицу. Знай, что ничего плохого в этом
случае с Тобой не может случиться: Ты не упадешь, а когда захочешь, всегда
сможешь вернуться назад. В воображении пройдись по всему пути, который Ты
себе наметил. Следуй по этому пути от дома к дому, от улицы к улице до тех
пор, пока не доберешься до нужного места. Затем вообрази себе, что
собираешься войти в него. Не забывай, что дверь теперь Тебе не нужна,
поэтому незачем в нее стучать. Пройдя в дом. Ты встретишь в нем человека,
которого решил навестить. Точнее, Ты его встретишь, если Твои намерения
чисты. При этом Ты не столкнешься ни с какими трудностями, не будет никаких
опасностей, никаких последствий. Следуй лишь одной заповеди: твои намерения
должны быть чисты.
Сейчас я, возможно, повторю то же самое. Ведь очень важно подойти к
этому вопросу с разных точек зрения с тем, чтобы Ты понял, как просто и
естественно астральное путешествие. Ляг в свою постель и позаботься о том,
чтобы никто не мог побеспокоить Тебя. Для этого лучше запри дверь в спальню
на ключ, чтобы никто не мог туда войти неожиданно для Тебя. Расслабься и
представь себе, что выходишь из физического тела. Это полностью безвредно,
ничто не может причинить Тебе боль. Вообрази, что мало-помалу покидаешь
тело, ощущая при этом легкие толчки и едва слышимые звуки. В конце концов
духовная сущность освобождается полностью и зависает над телом.
Представь себе теперь, что создаешь невесомое астральное тело, во
многом похожее на физическое. Оно парит на некоторой высоте над кроватью.
Если Тебе удастся это сделать, ты почувствуешь, что легонько покачиваешься
вверх-вниз и из стороны в сторону. При этом ничего не нужно бояться, ни о
чем не нужно беспокоиться. Все это естественно и безобидно. Если Тебе
удастся сохранить спокойствие, скоро Ты заметишь, что освобожденный таким
образом дух сам по себе отплывет на несколько футов в сторону. Посмотри
теперь вниз, на свое физическое тело. Ты заметишь, что физическое и
астральное тела соединены друг с другом тонкой серебряной нитью. Она
пульсирует и отсвечивает голубоватым цветом, в котором как бы отражается
Твоя решимость переходить от одного уровня существования к другому. Все это
полностью безвредно до тех пор, пока Твои намерения чисты.
Почти у каждого есть воспоминания об астральных путешествиях. Покопайся
в своих воспоминаниях и найди среди них нечто сродни следующему. Ты уснул,
затем Тебя качнуло, и Тебе показалось, что Ты все падаешь и падаешь вниз -
до тех пор пока внезапно не проснешься от мысли, что еще мгновение, и Ты
ударился бы о землю. Это было астральное путешествие, выполненное
неправильно, и поэтому неприятное. Однако нет никаких причин для того, чтобы
повторять этот неудачный, неприятный опыт. Ведь в этом случае астральный
полет прерывает несогласованность вибраций астрального и физического тел,
которой можно избежать. Возможно, возвращаясь из астрального путешествия. Ты
подплывал к физическому телу и уже собирался нырнуть в него, как вдруг
какой-то шум, напряжение или чье-то влияние помешали Тебе. В результате в
момент слияния произошло небольшое смещение астрального тела по отношению к
физическому. Оно-то и привело к возникновению ощущения падения и толчка.
Это переживание можно сравнить со спрыгиванием с движущегося автобуса.
Автобус, то есть астральное тело, движется со скоростью, например, десять
миль в час. Земля, которую мы здесь считаем физическим телом, не движется. В
течение короткого времени, пока Ты летишь от автобуса к земле. Ты должен
замедлить свою скорость движения относительно земли. В противном случае
последует толчок. Таким образом, это переживание падения во сне наверняка
связано с неудачным астральным путешествием. Ты вполне можешь и не помнить,
что Ты делал во время путешествия и что видел, потому что информация о
происшедшем стирается во время "неудачного приземления". Как правило, те,
кто никогда этим специально не занимался, принимают свои путешествия в
астральном теле за обычные сны. Поэтому утром они дума ют, что все это им
приснилось. "Прошлой ночью мне приснилось, что я посетил такие-то места, -
говорят они, - и повидал таких-то людей". Скажи, сколько раз Ты сам говорил
так? Ты считал все это снами! Однако были ли это сны?
Немного позанимавшись, Ты сможешь совершать астральные путешествия в
полностью бодрствующем сознании, и при этом всегда будешь помнить все, что
видел, и знать все, что делал. Некоторым недостатком астральных путешествий
является то, что Ты не можешь ничего взять с собой в другой мир и ничего не
можешь принести оттуда. Поэтому руководствоваться практическими мотивами при
астральных путешествиях не приходится: Ты не можешь взять туда ни свои
деньги, ни даже нос вой платок, лишь свой дух.
Люди с плохими намерениями не должны заниматься астральными
путешествиями. Это опасно в первую очередь для них. Однако никакой опасности
не существует для тех, кто чист сердцем, потому что до тех пор, пока Твои
намерения чисты, пока Ты не замышляешь ничего плохого, с Тобой ничего
плохого не случится.
Хочешь ли Ты научиться путешествовать в астральном теле? Вот как лучше
всего это делать. Прежде всего помни этот основополагающий психологический
закон: в поединке между волей и воображением всегда побеждает воображение.
Поэтому прежде всего вообрази себе то, что хочешь сделать, и если Ты
вообразишь свою цель достаточно хорошо. Ты обязательно ее достигнешь. Мы
можем достичь всего, чего захотим. Следующий пример проиллюстрирует то, что
я имею в виду.
Ты можешь сделать все, что Тебе удастся ярко вообразить, каким бы
сложным и даже невозможным оно ни казалось для других людей. Поэтому если
воображение говорит Тебе, что нечто невозможно, оно действительно
невозможно, как бы долго Ты ни старался этого достичь. Теперь смотри.
Предположим, что на расстоянии десяти футов друг от друга стоят два дома
высотой по тридцать пять футов. Между их крышами перекинута доска шириной
два фута. Если случится так, что Тебе придется пройти по этой доске,
воображение сразу начнет рисовать тебе всевозможные трагические случайности.
Оно подскажет Тебе, что внезапно может налететь порыв ветра или же что на
ней, откуда ни возьмись, окажется сук, за который Ты залепишься и упадешь. У
Тебя - напомнит воображение - может закружиться голова. Однако, что бы оно
Тебе ни говорило, оно внушает Тебе невозможность перехода по доске на крышу
другого дома. Оно уверяет Тебя, что Ты обязательно упадешь и разобьешься.
И что же? В том случае, когда воображение смогло убедить Тебя в
невозможности какого-нибудь действия, сколько бы Ты ни пытался. Ты
действительно не сможешь ничего добиться. Таким образом, этот простой
переход по дощечке с одной крыши на другую окажется для Тебя невыполнимым.
Никакие усилия воли не помогут Тебе спокойно пройти по ней. И в то же время,
если бы эта доска лежала на земле. Ты бы прошел по ней с закрытыми глазами.
Что побеждает в этом случае, воля или воображение? Однако, если Ты
вообразишь себе, что сможешь пройти по доске между двумя домами. Ты сделаешь
это с легкостью. В этом случае Тебе не помешают ни ветер, ни прогиб доски,
если, конечно. Ты постоянно будешь думать, что это полностью безопасное
занятие. Ведь есть люди, которые ходят по натянутому канату и даже ездят по
нему на велосипеде. Все это делается с помощью воображения, а не силы воли.
Использование в данном случае слова "воображение" неудачно, потому что
на Западе это слово обозначает способность измышлять что-то невероятное. И
все же речь здесь идет о воображении в самом непосредственном смысле этого
слова. Воображение может заставить человека считать, что он влюблен, и
поэтому любовь становится второй по значимости действующей силой. Нам
следует называть его "контролируемым воображением". Но как бы мы его ни
называли, нужно помнить: в поединке между волей и воображением воображение
всегда побеждает. Поэтому на Востоке мы не заботимся о развитии силы воли,
которая, по сути, является ловушкой, цепью, не дающей человеку оторваться от
земли. Мы достигаем всего, полагаясь лишь на контролируемое воображение.
Так, предположим. Тебе нужно сходить к дантисту и удалить зуб. Задолго
до выхода из дома Ты воображаешь себе все ужасы будущей агонии, все стадии
будущего удаления. Возможно, Ты начинаешь с того, что представляешь себе,
как врач делает укол и вводит обезболивающее средство, а затем долго
примеряется, как ему лучше захватить больной зуб. Ты воображаешь себя
теряющим сознание, кричащим или умирающим от потери крови. Ты знаешь, что
все это бессмыслица, но тем не менее все это очень реально для Тебя. И
поэтому Ты начинаешь страдать еще задолго до того, как садишься в кресло.
Это пример неправильного использования воображения. В данном случае оно
является неконтролируемым, обезумевшим. Никогда нельзя допускать такого
поведения с его стороны.
Еще одним примером могут служить ужасные истории, которые рассказывают
женщинам об опасностях и страданиях, которые сопутствуют родам. Наслушавшись
таких рассказов, будущая мать ожидает приближающихся страданий, напрягается,
и все происходит в точности так, как ей описывали. Это еще раз убеждает ее в
истинности всех этих историй, и она напрягается еще больше, что в свою
очередь усиливает страдания. Так и получается, что роды превращаются для
многих в сущий ад. На Востоке женщин воспитывают в совсем других традициях.
Их учат воображать себе, что рождение ребенка протекает легко и
безболезненно - и так оно и происходит. Женщины на Востоке рожают, а через
несколько часов, как правило, продолжают заниматься своими обычными делами.
Так происходит потому, что они умеют контролировать свое воображение.
Слышал ли Ты что-нибудь о "промывании мозгов", которое практикуется
среди японцев и русских? Оно представляет собой своеобразный способ пленения
воображения, в результате которого жертва обработки воображает себе лишь то,
что нужно правительству. С помощью пропаганды ему удается настолько
подчинить воображение многих людей, что они могут даже не осознавать, что
идут на смерть во имя бессмысленных идей. Искусство контролировать свое
воображение дает возможность избегать пагубного влияния "промывания мозгов"
и даже не бояться пыток. Ведь если человек является хозяином своего
воображения, он всегда может вообразить себе все что пожелает, отвергая те
ужасы, которые ему навязывает обычная интерпретация событий.
Знаешь ли ты, как человек обычно реагирует на боль? Давай попытаемся
проколоть иголкой палец. Стоит только нам поднести к пальцу иглу, как мы уже
начинаем воображать себе боль, которую почувствуем, когда из ранки потечет
кровь. Мы сосредоточиваем всю свою душевную энергию на ощущениях, которые
поступают от прокалываемого пальца. Если до этого у нас болела нога, поднося
иголку к пальцу, мы полностью забудем о ней. Наше воображение предстоящих
страданий вытесняет из сферы внимания все страдания существующие.
Однако восточный человек, если он прошел соответствующую подготовку,
будет вести себя по-другому. Он не станет сосредоточивать своего внимания на
пальце, который должен быть уколот. Он рассредоточит свое воображение - в
данном случае контролируемое воображение - по всему телу. В результате боль,
которую он чувствует, кажется ему распределенной по всему телу. Поэтому
маленькая ранка, оставляемая на пальце кончиком иглы, нисколечко не
беспокоит его. Это одна из возможностей контролируемого воображения. Мне
доводилось видеть, как людей прокалывают штыком, и они при этом не теряют
сознания, не кричат, несмотря на то, что видят, как штык приближается к их
телу. Секрет их поведения в том, что с помощью своего контролируемого
воображения они могут распределять ощущение боли по всему телу, которая от
этого теряет остроту. Таким образом, человек может легко переносить даже
боль от удара штыком.
Гипноз дает возможность еще лучше понять особенности воображения. Дело
в том, что при гипнозе человек открывает свое воображение для любых влияний
со стороны гипнотизера. Для этого подвергающийся гипнотическому воздействию
просто воображает себе, что отдается во власть другого. Он воображает себе,
что на него находит сонливость, которая поможет гипнотизеру овладеть его
волей. Вот и получается, что если гипнотизер достаточно убедителен и ему
удается оказать на воображение гипнотизируемого требуемое воздействие, воля
последнего начинает подчиняться командам первого - только и всего.
Подобно этому, если человек занимается самогипнозом, он просто
воображает себе, что попадает под влияние - самого себя! Таким образом,
управление его главными функциями переходит к его Высшему Я. Исцеление верой
основывается именно на этом эффекте, имеющем место в воображении. Человек
сначала долго внушает себе, что нечто обязательно поможет ему, будь то
посещение какого-то места или встреча с каким-то человеком. Когда же они
действительно осуществляют этот визит, именно их собственное сознательно
подготовленное воображение исцеляет тело. Исцеление, кстати, работает до тех
пор, пока в воображении человека содержится соответствующая убежденность, до
тех пор, пока в него не закрадется сомнение.
И еще один простой пример для правильного понимания контролируемого
воображения, ведь здесь идет речь о чем-то чрезвычайно важном. Различие
между успехом и неудачей, здоровым состоянием и болезнью определяется
воображением. Человек может контролировать это различие при условии, что он
может управлять своим воображением. Случалось ли Тебе когда-нибудь ехать по
дороге на велосипеде и вдруг увидеть перед собой большой камень, лежащий,
возможно, в нескольких футах от переднего колеса велосипеда? Если в таком
случае Ты успевал подумать: "О, я не успею свернуть в сторону!", ТЫ
обязательно врезался в него. Ты мог пытаться повернуть руль в сторону,
однако как бы Ты ни петлял, камень впереди притягивал Тебя, словно магнит.
Никакая сила воли не поможет Тебе в подобной ситуации избежать столкновения
с камнем. Однако если Тебе удавалось вообразить себе, что Ты успеешь
свернуть в сторону, ТЫ успевал это сделать, как бы близко он ни был.
Обязательно помни это простое правило. Оно поможет Тебе радикально
изменить свое поведение. Ведь если Ты будешь постоянно прилагать усилия
воли, тогда как воображение отрицает возможность успеха, - рано или поздно у
тебя случится нервный срыв. В этом источник многочисленных душевных
болезней. Жить в наше время нелегко, и поэтому многие пытаются подавить свое
воображение с помощью воли (вместо того, чтобы научиться управлять им). Так
возникает постоянный конфликт между реальным и желаемым, который приводит к
развитию неврозов и даже сумасшествию. Психиатрические лечебницы переполнены
людьми, которые желали совершить то, что им запрещало воображение. И в то же
время очень несложно научиться управлять своим воображением и заставить его
работать на благо человека.
Ведь именно воображение - контролируемое воображение - дает человеку
возможность подниматься на неприступные вершины, летать на скоростных
самолетах, устанавливать новые рекорды и совершать все те подвиги, о которых
мы часто слышим. Именно контролируемое воображение делает все это возможным.
Человек воображает себе, что он может сделать то или иное, и после этого он
действительно может. Он обладает воображением, которое говорит ему, что он
может сделать это, после чего его воле остается лишь немножко "захотеть" - и
дело сделано. Поэтому, если Ты хочешь превратить свою жизнь в праздник, а
свое путешествие через этот мир - в приятную прогулку, забудь о воле,
подобно восточному человеку. Ведь воля - это ловушка и иллюзия, тогда как
воображение - это все. Стоит лишь Тебе что-нибудь по-настоящему вообразить,
и можешь не сомневаться, что Ты это получишь. И к тому же, разве воображение
и вера - не одно и то же?

воля человека

центра нет, и все же она есть.

Воля – от в[ысшего] Манаса. Желание есть результат разобщенности, стремящейся удовлетворить себя в материи. Путь, открытый между в[ысшим] Эго и низшим, позволяет Эго воздействовать на личное я.

«Воля, – говорит Ван Гельмонт, – первая изо всех сил. Ибо через волю Творца все было сотворено и приведено в движение... Воля есть свойство всех духовных существ и проявляется в них тем сильнее, чем больше они освободились от материи».

И Парацельс, которого называли божественным, добавляет в том же самом духе:

«Вера должна подкреплять воображение, ибо вера создает волю... Решительная воля есть начало всех магических операций... Из-за того, что люди не умеют в совершенстве воображать и верить в совершенстве, получается, что результаты их магии сомнительны, не надежны, тогда как они могли быть вполне надежными». < ... >

Древняя философия утверждала, что все видимое и невидимое стало существовать вследствие проявления этой Воли, которую Платон назвал божественной мыслью. Так же, как та Разумная Идея, которая путем направления своей единой силы воли на центр сосредоточения сил вызвала объективные формы к существованию, – точно также может и человек, микрокосм великого Макрокосма, делать то же самое в соответствии с развитием его силы воли. Воображаемые атомы – художественный образ, использованный Демокритом и с благодарностью подхваченный материалистами – подобны работникам-автоматам, движимые изнутри приливом той великой вселенской воли, которая была направлена на них и которая проявляет себя, как сила, заставляет их действовать. План постройки, которая должна быть возведена, находится в мозгу Архитектора и отражает его волю. Абстрактная, с момента зарождения, эта воля становится конкретной благодаря этим атомам, которые верно воспроизводят каждую линию, точку и фигуру, намеченную в воображении божественного Геометра.

Как Бог творит, так и человек может творить. Если придавать некоторую напряженность воли, то сотворенные умом формы становятся субъективными. Их называют галлюцинациями, хотя для их творца они настолько же реальны, как любой видимый предмет для других людей; если придавать еще более напряженную и разумную концентрацию этой

воли, то формы становятся конкретными, видимыми объективными и теперь человек узнал тайну тайн, он – МАГ.

Что такое ВОЛЯ? Может ли «точная наука» объяснить? Каково естество того разумного, неосязаемого и могучего нечто, которое царствует и обладает верховной властью над всею инертной материею? Великая Вселенская Мысль проявила волю, и космос начал существовать. Я хочу, и мои конечности мне повинуются. Я хочу, и моя мысль пересекает пространство, которое для нее не существует, окутывает тело другого индивидуума, который не является частью меня самого, проникает через его поры, преодолевает его способности, если они слабее, и принуждает его к намеченному мною действию. Она действует, как флюид гальванической батареи действует на конечности трупа. Таинственные воздействия притяжения и отталкивания являются неосознанными агентами воли. Зачаровывание в таком виде, в каком им пользуются некоторые животные, например, змеи, зачаровывающие птиц, является сознательным действием воли и результатом мысли. Сургуч, стекло и янтарь, когда их натирают, т. е. когда пробуждают в них латентное тепло, которое существует в любом веществе, притягивает легкие тела; они бессознательно проявляют волю; ибо как неорганическая, так и органическая материя имеет в себе частицу божественной сущности, как бы ничтожно мала она ни была. И как могло бы быть иначе? Несмотря на то, что в ходе своей эволюции она могла пройти с начала до конца миллионы форм, она всегда должна была удержать зародышевую точку материи предсуществования, которая есть первое проявление и эманация самого божества. Что же тогда представляет эта необъяснимая сила притяжения, как не атомическую частицу той сущности, которую ученые и каббалисты одинаково признают как «принцип жизни» – акашу? Допускаем, что притяжение, проявляемое такими телами, может быть слепым; но по мере того, как мы все выше поднимаемся по шкале органических существ в природе, мы обнаруживаем, что этот жизненный принцип развивает атрибуты и способности, которые становятся все более определенными и заметными с каждой ступенью бесконечной лестницы. Человеку, наиболее совершенному из органических существ на земле, в котором материя и дух (т. е. воля) наиболее развиты и мощны, – только ему позволено давать сознательные импульсы тому принципу, который из него эманирует; и только он может сообщать магнитному флюиду противоположные и различные импульсы без ограничений в направлениях.

При наличии освещения знакомыми примерами возможности передачи тонкого флюида от одного индивидуума другому или напитывания этим флюидом вещества, к которому он прикоснулся, становится менее трудно понимать, что при решительной сильной концентрации воли на инертный предмет он может насыщаться или разрушительной или защитной силой в зависимости от цели, к какой она была направлена.

Несознательно возникшая магнетическая эманация непременно будет преодолена более сильной эманацией, с которой ей случится столкнуться. Но когда разумная и мощная воля будет направлять слепую силу и сконцентрирует ее на данной точке, – более слабая эманация очень часто побеждает более сильную. Точно такое же влияние имеет человеческая воля на Акашу.

Однажды, в Бенгалии, мы явились свидетелями проявления силы воли, которое проливало свет на очень интересную фазу этого предмета. Адепт магии сделал несколько пассов над куском обычного олова, внутренней стороны крышки блюда, которая оказалась поблизости, пока он внимательно устремлял свой взор на нее, он, казалось, хватал пригоршнями невесомый неуловимый флюид и бросал его на поверхность крышки. Когда олово подставили под полный свет приблизительно в течение шести секунд, блестящая поверхность покрылась как бы пленкой. Потом на этой поверхности стали появляться пятна более темного оттенка, и когда приблизительно через три минуты крышку передали обратно нам, мы обнаружили на ней отпечатанную картину или, вернее, фотографию пейзажа, который простирался перед нами; все было точно, как в самой природе, и каждая краска совершенна. Картина удержалась на этой поверхности около сорока восьми часов и затем медленно поблекнув, исчезла.

Этот феномен легко объяснить. Воля адепта сконденсировала на поверхности олова пленку акаши, которая превратила ее на время в светочувствительную фотопластинку. Остальное сделал свет.

Такое проявление могущества воли, дающее объективные физические результаты, как вышеприведенное, подготовит изучающего к пониманию эффективности лечения болезней посредством контакта больного с неодушевленным предметом, насыщенным желаемым свойством.

Только через эти космические и духовные центры могут физические центры (верхние семь отверстий и нижняя триада) извлекать пользу из своих оккультных взаимодействий, ибо эти отверстия или проходы являются каналами, проводящими в тело те влияния, которые воля человека притягивает и использует, т. е. космические силы.

Разумеется, эта воля должна действовать первоначально через духовные принципы. Чтобы пояснить это, возьмем пример. Для того, чтобы прекратить боль, скажем в правом глазу, вы должны привлечь к нему могущественный магнетизм с того космического принципа, который соответствует этому глазу и также Буддхи. Мощным усилием воли сотворите воображаемую линию сообщения между правым глазом и Буддхи, помещая последнего в качестве центра в той же самой части головы. Эта линия – хотя вы можете назвать ее «воображаемой» – если только вам удалось увидеть ее вашим ментальным глазом и придать ей форму и цвет, в сущности столь же хороша, как и реальна. Веревки в сновидении нет, и все же она есть. Кроме того, влияние будет действовать в соответствии с тем призматическим цветом, каким вы наделите вашу линию.

Высший Ум направляет Волю; низший превращает ее в эгоистическое Желание.

< ... >

Аурический Флюид есть комбинация Жизненного и Волевого принципов: в Космосе жизнь и воля одно и то же. Он эманирует из глаз и рук, когда направлен волею действующего лица.

< ... >

Эрос в человеке есть воля гения творить прекрасные картины, чудесную музыку, вещи, которые будут жить и служить расе. Это не имеет ничего общего с животным желанием творить. Воля – от Высшего Манаса. Это вселенская гармоническая тенденция, действующая посредством Высшего Манаса. Желание есть результат разделенности, стремящейся удовлетворить Себя в Материи. Путь, открытый между Высшим Эго и Низшим, дает возможность Эго воздействовать на личное я.

ВОПРОС - Какую роль играет в снах Воля?

ОТВЕТ - Во время сна воля внешнего человека, равно как и его желание, конечно, спит и бездействует. Но бездействующей дремлющей воле можно сообщить некоторое направление и вызвать определенные последствия, которые порождаются почти механически в результате взаимодействия и объединения двух или более "принципов" в один таким образом, что по пробуждении они будут действовать в совершенной гармонии, без малейшего трения и фальши. Это одна из хитростей "черной магии", но так как она может служить и благим целям, эта хитрость изучается и студентами оккультизма. Нужно быть достаточно продвинутым на Пути, чтобы иметь волю, которая может сознательно действовать во время физического сна или влиять на волю другого человека, в то время как он спит, то есть управлять его снами и через них - его действиями, когда он бодрствует.

Когда адепту удается это сделать, он становится Дживанмуктой: фактически он уже не принадлежит этой земле, отныне он - Нирвани, который может погружаться в самадхи по желанию. Адепты обычно классифицируются по количеству «принципов», которые они полностью контролируют, ибо то, что мы называем волей, помещается в высшем Эго, а последнее, когда оно освобождается от своей отягощенной грехами личности - божественно и чисто

В теории Т. Рибо о волевых процессах мы находим ответ на главный исходный постулат нашей теории - всё в профессии актёра начинается в воображении. Т. Рибо считает волевую деятельность аналогичной деятельности творческой и связывает волевое действие с творческим воображением.

Рибо пишет: «Какая из форм деятельности духа наиболее аналогична творческой деятельности? Волевая деятельность, - отвечаю я без малейшего колебания. Воображение в области интеллекта эквивалентно воле в области движения.

    Волевая сила устанавливается медленно, прогрессивно, встречает препятствие. Индивидуум должен стать господином своих мускулов и при их посредстве распространить свою власть на другие предметы. Рефлексы, инстинктивные движения и движения, выражающие эмоции, являются первоисточниками преднамеренных движений... Она господствует по праву победы, а не по праву рождения, таким же образом и творческое воображение не является во всеоружии. Материалом для него служат образы, являющиеся здесь эквивалентом мускульных движений; творческое воображение тоже проходит через период попыток. Вначале... оно всегда подражательно и только постепенно достигает свойственных ему сложных форм. Это первое сближение - не самое существенное.

    Есть аналогии более глубокие: прежде всего полнейшая субъективность как воли, так и творческого воображения. Воображение субъективно, индивидуально, антропоцентрично. Оно стремится от внутреннего к внешнему, к объективированию. Знание (интеллект в полном смысле слова) обладает противоположными чертами: оно объективно, безлично, получает материал извне. Для творческого вообра-

жения регулятором служит внутренний мир, здесь внутреннее преобладает над внешним. Регулятором знания является внешний мир, внешнее преобладает над внутренним. Мир моего воображения есть мой мир, противоположный миру знания, который принадлежит всем людям. Совершенно обратное представляет воля. О ней можно было бы повторить буквально слово в слово то, что мы сказали о воображении. Это повторение бесполезно. Дело в том, что в основе воли и воображения лежит наша индивидуальная причинность, которая не зависит от нашего мнения о природе причинности и воли.

    Воля и воображение носят телеологический характер, действуют только в виду какой-нибудь цели, в то время как знание ограничивается констатированием фактов. Всякое желание направлено на что-то определенное, важное или вздорное. Изобретают всегда для чего-нибудь, будь то Наполеон, создающий план кампании, или повар, комбинирующий новое блюдо.

    В своей нормальной совершенной форме воля приводит к действию, но у людей нерешительных, подверженных абулии, колебания никогда не прекращаются или принимаемое решение остается невыполненным, не способным реализоваться, осуществиться. Напротив, творческое воображение в своей совершенной форме стремится проявиться во внешнем мире, выразиться в творении, которое существовало бы не только для творца, но и для всех. Наоборот, у простых мечтателей воображение остается внутри в виде смутного абриса, оно не воплощается в эстетическое или практическое создание. Мечтательность эквивалентна проблескам воли. Мечтатели в творчестве - то же, что подверженные абулии в сфере воли.

Бесполезно добавлять, что установленное нами сближение между волей и творческим воображением является только частичным, и цель этого сближения заключается в выяснении роли двигательных элементов».

В сценической теории и практике мы чаще используем не слова «эмоции или чувства», а слово «переживание». Как мы уже неоднократно повторяем, в психологии актёра нас прежде всего интересует, переживает ли актёр то, что переживает его герой, должен ли он переживать, чувствовать, испытывать эмоции персонажа; как добиться правды (или правдивости) актёрских переживаний и т. п. Другими словами, реальны или нет переживания актёра, или повторны, или его чувства это

сочувствия? По этому вопросу существуют и крайние точки зрения и умеренные, так сказать, серединные. Дидро отвечает на этот вопрос отрицательно, правда с одной очень многозначительной оговоркой, допуская актёрские слезы, но такие, которые «текут из мозга». А его последователи считали, что если актёр сам чувствует, переживает эмоции персонажа, это мешает ему контролировать своё поведение на сцене и реакцию зрителей. Все сторонники школы «переживания» полагают, что если актёр не чувствует, не переживает реально соответствующие эмоции своего героя, он может только представлять их, то есть формально показывать эти переживания. Отсюда требование не играть, а быть, т. е. идентифицировать себя с героем. Михаил Чехов считал, что чувства актёра - это со-чувствия, сопереживания персонажу. А может быть существует некая особая категория «чувствований», переживаний, присущих только актёрам? Почему Пушкин говорил о «правдоподобии чувствований»? Вопросов много, как много таинственного и загадочного в этой профессии. С другой стороны, в сценической практике важны и такие понятия как «эмоциональное состояние» актёра (психофизическое самочувствие), «природа чувств», «эмоциональная атмосфера», «эмоциональный настрой», «эмоциональность» актёра на репетиции и спектакле и т. п. И все эти вопросы связаны с такими понятиями как эмоции и чувства, говоря иначе, сценическими переживаниями.

Прежде чем мы перейдём к рассмотрению такой особой и специфической категории как сценические эмоции и чувства (сценические переживания), нам следует подробнее остановиться на вопросе, а что же такое эмоции и чувства человека, как их понимает психология.

Сперва мы хотели бы привести общепринятые в психологии определения.

Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость,

Эмоция (от лат. Emoveo - потрясаю, волную) - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних

воздействий. Простейшая форма эмоций - так называемый эмоциональный тон ощущений - непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты. Эмоции относятся к внутренней регуляции поведения.

Являясь субъективной формой (Выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя её.

Высший продукт развития эмоций человека - устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется страстью.

Эмоции могут вызывать также изменения общего эмоционального фона - так называемые настроения.

Характер и динамика ситуативных эмоций определяются как объективными событиями, так и чувствами, из которых они развиваются (например, из любви может развиться гордость любимым человеком, огорчение из-за его неудач, ревность и т. п.). Отношение к отражённым явлениям как главное свойство эмоций представлено в их качественных характеристиках (к ним относится знак - положительный, отрицательный - и модальность ~ удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и т. д.), в динамике протекания самих эмоций - длительность, интенсивность и др. - и их внешнего выражения (эмоциональной экспрессии) - в мимике, речи, пантомимике. Эмоции человека различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов.

Эмоции выступают и в роли регуляторов человеческого общения. Одним из средств общения являются выразительные движения, имеющие сигнальный и социальный характер.

Эмоции - это реакции на ситуацию, а не на отдельный раздражитель. ...человек оценивает ситуацию, создаваемую (этим) раздражителем, и реагирует возникновением эмоции на эту ситуацию, а не на сам раздражитель.

Эмоции - это часто заблаговременные реакции на ситуацию и её оценка. ...человек реагирует на ещё не наступивший контакт с раздражителем. ... эмоция выступает в качестве механизма предвидения значимости для животного и человека.

Эмоции - это дифференцированная оценка разных ситуаций. В от-

личие от эмоционального тона, который даёт обобщённую оценку (нравится - не нравится, приятно - неприятно), эмоции более тонко показывают значение той или иной ситуации.

Эмоции - это не только способ оценки предстоящей ситуации, но и механизм заблаговременной и адекватной подготовки к ней за счёт мобилизации психической и физической энергии.

Эмоции - это механизм закрепления положительного и отрицательного опыта. Возникая при достижении или не достижении цели, они являются положительным или отрицательным подкреплением поведения и деятельности (Е.Ильин).

Более реальный подход к пониманию сущности эмоций, а для нашей «имитационной теории» и более практичный, имеется в так называемой «Теории дифференциальных эмоций». Теория дифференциальных эмоций получила свое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы. Эта теория имеет в своей основе пять ключевых допущений:

    Девять фундаментальных эмоций образуют основную мотивационную систему человеческого существования.

    Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами.

    Фундаментальные эмоции, такие, как радость, печаль, гнев и стыд, ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний.

    Эмоции взаимодействуют между собой - одна эмоция может активировать, усиливать или ослаблять другую.

    Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние.

Теория дифференциальных эмоций признает за эмоциями функции, детерминант поведения в широчайшем диапазоне от насилия и неумышленного убийства, с одной стороны, и самопожертвования - с другой. Эмоции рассматриваются не только как основная мотивирующая система, но и как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию.

Томкинс обнаружил, что существуют определенные врожденные ограничения эмоциональной системы и они, в свою очередь, влияют на степень детерминированности поведения человека. В то же самое время свобода присуща самой природе эмоций и эмоциональной системы:

    Эмоциональную систему по сравнению с двигательной человеку трудно контролировать. Эмоциональный контроль, возможно, успешнее достигается с помощью мимики и двигательного компонента эмоции в сочетании с такими когнитивными процессами, как воображение и фантазия.

    Эмоции, привязанные к влечениям и возникающие лишь благодаря им, ограничены в свободе, например, как в случае, когда радость вызывается только едой.

    Существуют ограничения эмоциональной системы благодаря синдромному характеру ее неврологической и биохимической организации. Когда возникает эмоция, вовлекаются все компоненты эмоциональной системы, причем с очень большой скоростью.

    Память о прошлом эмоциональном опыте накладывает другое ограничение на эмоциональную свободу. Яркие эмоциональные переживания прошлого, представленные в памяти и в мыслях, могут сдерживать или, наоборот, побуждать человека.

    Другое ограничение свободы эмоций может налагаться природой объекта эмоции, как, например, в случае безответной любви.

    Эмоциональное общение может быть ограничено своего рода запретом, например, смотреть в лицо, особенно в глаза, друг другу.

    Другой фактор, ограничивающий эмоциональное общение, - сложные взаимоотношения между языком и эмоциональной системой. Мы не научены точно выражать свои эмоциональные переживания.

В теории дифференциальных эмоций мимика и обратная связь от мимической активности играют чрезвычайно важную роль в эмоциональном процессе и в эмоциональной регуляции. Однако люди, описывая сильные эмоции, обращаются, скорее, к изменениям в висцерально-эндокринной системе (например, говорят «внутреннее чувство»), нежели к проприорецептивным и кожным импульсам, возникающим при мимической деятельности. На это существует ряд причин.

Больше ста лет тому назад Ч. Дарвин заложил основу исследования роли мимических комплексов в эмоциях. На основе его наблюдений можно сделать вывод о том, что выразительное поведение является либо последовательностью эмоций, либо их регулятором. Рассматривая регуляторную функцию выразительного поведения, Дарвин утверждал: «Свободное выражение эмоции с помощью внешних признаков усиливает ее. С другой стороны, подавление настолько, насколько возможно, всех внешних проявлений смягчает нашу эмоцию». Это положение Дарвина стало шагом к гипотезе о роли обрат-

ной связи в эмоциях.

Теория дифференциальных эмоций и в частности «гипотеза обратной связи» не только объясняет, но и снимает спорный вопрос в театральной практике - идти при создании образа «от внешнего к внутреннему» или от «внутреннего к внешнему», - научно объясняя правомерность обоих подходов. В то же время она даёт нам ключ к практическому применению «имитационной теории», отвечая тем самым на наше утверждение: подражая внешнему выражению эмоций (мимика, пантомимика, интонация речи) актёр может испытывать реальные чувства персонажа, но при одном необходимом условии: включения творческого воображения в начальной фазе всего процесса.

Вопросы эмоциональной экспрессии мы рассмотрим в специальной главе. И эта часть учения об эмоциях как никакая другая ближе всего подводит нас к теме сценических переживаний, движений и действий, выразительного поведения, понимания психологических механизмов в осуществлении эмоциональных реакций. Нас прежде всего интересуют мимические и пантомимические способы выражения эмоций, психомоторные, т.е. непосредственно связанные с выразительными действиями и движениями. Но прежде чем перейти к этой практической части психологии актёрского творчества, рассмотрим связи воображения и эмоций (чувства).