Этот неутомимый исследовать севера всего за несколько лет осуществил четыре дерзкие экспедиции. И кто знает, если бы судьба к нему была более благосклонна, то на географических картах появился бы еще не один объект названный именем Генри Гудзона.

Точное место и дату его рождения история не сохранила. Более того, достоверные факты его биографии относятся только к четырем последним годам жизни. С уверенностью можно утверждать лишь то, что Генри Гудзон был англичанином, и к пятидесяти годам имел репутацию опытного мореплавателя. Но собственного судна так и не нажил и капиталом не располагал. Не имея средств на снаряжение экспедиции, Гудзон обратился в Лондонскую компанию, которая торговала с Россией, Китаем и Японией. Генри Гудзон заверил купцов, что найдет короткий путь из Англии в Китай через северные моря.

В 1607 году парусное судно с многообещающим названием «Добрая Надежда» покинуло Англию. Через месяц Гудзон достиг восточных берегов Гренландии, которые сейчас называют Землей Гудзона. Не обнаружив пути на север, мореплаватель направился к Шпицбергену, но путь преградили льдины трехметровой толщины. Старое парусное судно буквально трещало по швам, Гудзону пришлось вернуться домой. Лишь полтора века спустя моряки отважатся повторить его путь и дойти до этих северных широт. Но первое плавание первопроходца не прошло даром. Команда обнаружила множество китов, тюленей и моржей, тем самым Гудзон положил начало богатейшему промыслу в Арктических водах. Уже через три года каждый сезон здесь промышляло более двухсот китобойных судов, разгорелась даже уникальная китобойная война. За преимущественные права на этот промысел сражались Англия и Голландия.

В 1608 году Генри Гудзон опять вступил в спор с северными морями, но негоцианты поскупились на оснащение корабля, и капитану снова пришлось вернуться, ни с чем. После двух неудачных попыток англичане потеряли интерес к поискам путей в восточные страны, но Гудзон не думал отказываться от своей мечты. Он перешел на службу в торговую компанию, принадлежавшую Голландии, и в апреле 1609 года отплыл из Амстердама. Вскоре Гудзон был возле Новой Земли, но матросы, привыкшие к теплым морям Ост-Индии, заявили, что не в силах выносить жуткий холод. Тогда мореплаватель решил идти в Китай не восточным, а западным путем. На картах того времени указывалось, что пролив, ведущий из Атлантики в Китай, находится на сороковой широте. Естественно обнаружить у берегов Америки несуществующий проход в Китай, Гудзону не удалось. Зато он исследовал реку, на берегу которой через 15 лет голландцы построят город. И в 1664 году англичане дадут ему имя Нью-Йорк, а реку потомки назовут именем путешественника Гудзона.

Спустя год для поиска Северо-западного пути английская торговая компания снарядила небольшое судно «Дискавери», водоизмещением 55 тонн с экипажем 23 человек, капитаном назначили Генри Гудзона, которому в то время было уже около шестидесяти лет. Гудзон был настолько уверен в успехе, что взял в дальнее плавание 14-летнего сына. В июне 1610 года между островами Баффинова Земля и Лабрадор, мореплаватель обнаружил широкий пролив, который впоследствии назовут его именем. Целый месяц капитан вел парусное судно по штормящему ледяному коридору, пока не вошел в залив, огромный как море. Несколько недель Гудзон пытался найти проход в океан, но его опять постигла неудача.

Матросы роптали, не желая переносить трудности ледового плавания. Видимо опытному навигатору Генри Гудзону не хватило жесткости, чтобы поддержать дисциплину на корабле. И хотя первопроходец высадил на берег главного мятежника - первого помощника Роббера Жуэ, команда вышла из повиновения. Особенно тяжело пришлось капитану, когда корабль сковали льды. Зимовка затянулась на семь месяцев. Недовольство команды достигло предела.

Через три дня после того как парусник освободился из ледового плена, на корабле вспыхнул бунт. Генри Гудзона, его сына и семерых верных капитану моряков в июне 1611 года мятежники оставили в шлюпке среди плавающих льдин, без оружия и продовольствия. Корабль «Дискавери» вернулся в Англию через два месяца под командованием единственного уцелевшего офицера Роберта Байлота. Спасательная экспедиция не нашла никаких следов шлюпки. Генри Гудзона и его товарищей посчитали пропавшими без вести. Но все же была слабая надежда, что моряки могли достичь побережья и поселиться у эскимосов.

300 лет спустя недалеко от залива Гудзона было обнаружено необычное племя белокожих эскимосов, не похожих на остальных аборигенов Канады и Аляски. Возможно это потомки легендарного исследователя Генри Гудзона, имя которого увековечено на карте Северной Америке.

Или Хадсон (Henry Hudson), является известным английским мореплавателем. Родился в 1570 году, погиб предположительно в 1611 году при бунте на корабле у побережья Канады в заливе, который теперь называется Гудзоновым заливом.

В 1607 году Генри Гудзон был нанят английской торговой кампанией в качестве капитана для поисков северного пути в Азию . Тогда Арктика была недостаточно изучена и торговцы думали, что можно найти кратчайший путь в Азию через север или двигаясь на северо-восток или северо-запад. На корабле "Хоупвелл" Гудзон вышел в Северный Ледовитый океан и двигался на северо-запад. В первых числах июня 1607 года судно достигло Гренландии и двинулось на север вдоль восточного гренландского побережья. 20 июня было принято решение отойти от берега и взять курс на восток. Примерно через месяц корабль достиг северной стороны архипелага Шпицберген , дальнейшему продвижению препятствовали льды. Тогда Гудзон принял решение о возвращении в Англию .

Через год Гудзон предпринял еще одну попытку поиска северного торгового пути, при этом взяв курс восточнее. Однако, дойдя до архипелага Новая Земля , вновь решил вернуться из-за преграждавших путь льдов.

Желание продолжить поиски не оставило Генри Гудзона, поэтому он нанялся в голландскую торговую кампанию. Его назначили капитаном корабля "Халве Маан", который снарядили для очередной попытки найти северный путь. В конце весны 1609 года судно направилось к Новой Земле. По пути в команде возникло сильное недовольство, из-за чего капитану пришлось повернуть назад. Корабль двинулся на запад, переплыл Атлантический океан и в середине лета достиг побережья североамериканского острова Ньюфаундленд. В течение четырех месяцев Генри Гудзон исследовал берега Северной Америки: в сентябре 1609 года открыл остров Манхэттен , затем описал территории у побережья будущего штата Мэн и полуострова Кейп Код. Кроме того, исследователь провел корабль вверх по течению реки, теперь называющейся его именем - Гудзон. Позже в устье этой реки голландцами был основан город Новый Амстердам , позднее переименованный в Нью-Йорк .

Поздней осенью 1609 года Генри Гудзон вернулся в Англию . Сразу по возвращении его арестовали за то, что он плавал под чужим флагом. В то время это считалось преступлением против английского закона, охранявшего торговые пути от голландцев. Однако, вскоре Гудзон вышел на свободу.

Весной 1610 года Гудзон вновь отправился в экспедицию, уже под английским флагом на судне "Дискавери". Держа курс на север, а затем на запад, желая найти путь в Азию , моряки дошли до Гудзонова пролива севернее Лабрадора. Идя вдоль берега на юг, они вышли к заливу Гудзона. Затем несколько месяцев Генри Гудзон посвятил картографированию побережья Америки. В конце осени судно оказалось скованным льдами в заливе Джеймс, поэтому команде пришлось сойти на берег для зимовки. После таяния льдов весной Гудзон решил продолжить исследование, но команда корабля подняла бунт, желая возврата домой. Взбунтовавшиеся высадили Гудзона с его сыном и семью матросами на лодку без пищи и воды. Больше о судьбе отважного мореплавателя ничего не известно.

…Мы пошли по узкому проходу. Течение действительно было с севера, и глубина у берегов 30 м.
Последняя запись Генри Гудзона в судовом журнале, сделанная при входе в Гудзонов залив
Он возник из полной неизвестности в 1607 году и исчез столь же бесследно в 1611 году.
Но за эти 4 года Гудзон проявил никем не превзойденное стремление покорить ледовые моря.
С короткой его биографией не может сравниться ни одна повесть
о любом из исследователей Арктики на протяжении всей ее истории.

Ф. Моуэт. «Испытание льдом»

Что известно о Генри Гудзоне

Генри Гудзон (Хадсон) (рожд. ок. 1550 г. (согласно другим источникам 1570 г.) – смерть 1611 г.) Английский мореплаватель. В поисках северо-западного и северо-восточного проходов между Тихим и Атлантическим океанами им было совершено 4 плавания в арктических морях. Открыл реку, пролив и залив в Северной Америке, которые названы его именем.

То немногое, что мы знаем о Генри Гудзоне, кроме его открытий, заставляет думать о нем как о человеке, который обладал редкой самоуверенностью, нетерпимостью и даром убеждения. Генри много лет провел у моря, начав свою карьеру как юнга и со временем смог дослужиться до капитана.

Как все начиналось

Начало его головокружительной карьеры было весьма своеобразно. Просто прибыл в английскую торговую «Московскую компанию» уже немолодой капитан, в Лондоне почти никому не известный, и предложил ни много ни мало дойти до Японии через Северный полюс. В те времена никто не знал, что для парусного судна такого рода задача невыполнима. Компания заключила с ним договор, снарядив за свой счет прогнивший насквозь маленький барк «Хоупуэлл» в 80 тонн, некогда принадлежавший одной из экспедиций Фробишера, с командой в 12 человек.

Первая экспедиция – 1607 г.

1607 год, 1 мая – путешествие началось. Мореплаватель взял курс прямиком на Северный полюс. В июне судно, продвигаясь вдоль восточного берега Гренландии, достигло 73° с. ш. Ледовая обстановка в этом районе была неблагоприятная, потому Гудзон изменил курс, взял к северо-востоку и, обогнув с севера Шпицберген, может быть, впервые в истории достиг 80° 23’ с. ш. не доходя до полюса всего 600 миль. Там льды вынудили Гудзона повернуть назад. У 71° с. ш. им был открыт остров с двумя вершинами. Мореплаватель без лишней скромности назвал его «Зубцами Гудзона», а у Шпицбергена Гудзон выявил большие возможности для китобойного промысла, в последствии привлекшие сюда множество судов.

В английскую столицу экспедиция возвратилась в середине сентября. Потому как главная цель не была достигнута и до Японии не добрались, Гудзон решил искать проход в другом месте: между Шпицбергеном и Новой Землей. И вновь он смог убедить не склонных к расточительству купцов в выгодности такого предприятия и возможности пройти на Дальний Восток вокруг северного выступа России. Конечно, большую роль в этом сыграло мнение королевы, которая сказала: «Такой мореплаватель не может служить в ущерб своей родине!»

Вторая экспедиция – 1608 г.

Карта экспедиций Генри Гудзона в Северную Америку

Генри Гудзону было дано судно и 14 человек команды. Вместе с капитаном теперь плыл и его сын Себастьян. Эта экспедиция, начавшаяся 22 апреля 1608 года, также не привела к открытию прохода. Подойдя к юго-западному берегу Новой Земли, мореплаватель не сумел обогнуть ее с севера. Не смог он пройти и в Карское море. Льды не пустили хрупкое суденышко дальше на север. 26 августа «Хоупуэлл» возвратился в Лондон.

Компания отказалась от услуг капитана-неудачника, тем более что во время экспедиции на судне вспыхнули волнения. Но упрямый капитан не сдался. Он решил искать проход на северо-востоке в районе Баренцева моря. И вновь он смог убедить компанию, на этот раз нидерландскую Ост-Индийскую, снарядить экспедицию. Голландские купцы дали Гудзону маленькое судно «Халфам» с командой из 18-ти человек, среди которых были и англичане, и голландцы.

Третья экспедиция – 1609 г.

1609 год, 25 марта – судно покинуло залив Зейдер-Зее и двинулось на север. В Баренцевом море получилось достичь 72° с. ш., но опять лед остановил продвижение вперед. Команда, не желавшая подвергаться опасности полярного плавания, взбунтовалась. Гудзон решил продолжить поиски прохода южней. Продвигаясь на юго-запад, «Халфам» пересек Северную Атлантику и вдоль американского берега от залива Мэн спустился до 36-й параллели. В этот раз удалось обследовать течение большой реки, позднее получившей название Гудзон. Мореплаватель надеялся, что это и есть долгожданный путь в Тихий океан. Однако его вновь постигла неудача. И опять в течении всего пути – нелады с командой. Общего языка капитан не смог найти ни с голландцами, ни с соотечественниками.

Четвертая экспедиция – 1610 г.

Очередной и последний этап жизненного пути Генри Гудзона – экспедиция все с той же целью, снова на север Америки, но теперь опять на службе у английской Ост-Индийской компании. Правда, здесь ему теперь не очень доверяли. Матросы из прежних экипажей не молчали. Было известно, что на судах этого капитана все время возникает угроза бунта. Потому компания, выделяя корабль «Дискавери» всего в 55 тонн и команду из 22-х человек, назначила туда своего старшего офицера. Капитан не стал спорить, но в устье Темзы при отправлении экспедиции 17 апреля 1610 года попросту высадил того на берег.

«Дискавери» прошел до Исландии, после достиг южной Гренландии, прошел мимо нее на запад, проследовал вдоль северного побережья Лабрадора и вошел в уже открытый Каботом пролив, со временем получивший имя Гудзона. Мореплаватель решил, что это и есть искомый северо-западный проход, проплыл по нему и вошел в залив, который стал его могилой.

Неприятности с экипажем начались давно, еще у Исландии. В заливе они обострились, так как капитан, по рассказам очевидцев, высадил на берег моряка, которого посчитал главным зачинщиком. Для несчастного это значило верную смерть. Кроме этого, в заливе, приблизительно у 43° с. ш. корабль был выдавлен льдами на берег. Пришлось там зимовать. Охота не дала умереть с голоду, но команда начала обвинять капитана в сокрытии продуктов, а также в проникновении в трюм с целью украсть еду, чтобы подкармливать любимчиков. Недовольство возрастало.

Бунт на корабле

Картина «Последнее путешествие Генри Гудзона»

Когда льды позволили двигаться дальше, мореплаватель хотел продолжить экспедицию, но команда воспротивилась. Вспыхнул бунт. Зачинщиком стал Генри Грин, которого Гудзон некогда приютил в своем доме в Лондоне, а после тайно от компании взял на корабль в Грейвсенде. Грин уже давно мутил воду. Обозленный на своего благодетеля за то, что тот отказался отдать ему обещанный раньше сюртук умершего пушкаря, Грин совсем вышел из повиновения и подтолкнул команду на преступление.

Генри Гудзона, его не достигшего совершеннолетия сына, помощника штурмана и нескольких матросов, поддержавших капитана, а также больных посадили в лодку и бросили на произвол судьбы. В распоряжение этих восьми человек, по словам одного из очевидцев, Абакука Приккета, были предоставлены: один мушкет, немного пороху и пуль, несколько пик и чугунный горшок с какой-то пищей. Мореплаватель предполагал держаться поблизости своего судна, но команда подняла все паруса и сбежала от Гудзона.

Когда шлюпка скрылась из виду, паруса убрали и кинулись на поиски продовольствия. Его было немного. В каюте обвиненного в утаивании продуктов капитана нашли только 200 сухарей, 2 галлона муки и большую бочку пива.

Никаких следов

Единственный оставленный на корабле офицер, Роберт Байлот, привел «Дискавери» в Англию. Чтобы не умереть с голоду, команда ловила птиц. Большим лакомством считались «свечи из птичьих костей». Кости обжаривали в свечном сале, добавляя туда уксус. В живых осталось 13 человек. Вначале они были брошены в тюрьму до возвращения Гудзона и его спутников. Но экспедиция, отправленная на поиски, не смогла обнаружить никаких следов.

В этом случае бунтовщикам предстояло отбывать пожизненное заключение. Но суд, запутавшийся в противоречивых показаниях моряков, так и не вынес обвинительного приговора. Всех бунтовщиков выпустили на свободу – редкий случай в истории Англии, очень жестоко расправлявшейся с моряками, посмевшими поднять бунт во время плавания.

Что касается капитана «Дискавери», то в решении чиновников Тринити-Хауз (лоцманского управления) записано: «О Гудзоне же и его товарищах никто больше ничего не слыхал. И все таки имеются некоторые основания предполагать, что они благополучно высадились на берег в заливе Джеймс и прожили еще много месяцев или даже лет, пока смерть не пришла за ними». К сожалению, эти строки, видимо, служат только попыткой самооправдания для следствия. Никаких следов не обнаружили ни тогда, ни в более позднее время. Очевидно, воды залива поглотили утлое суденышко и его несчастную команду.

Каков бы ни был характер капитана, ни он, ни те из команды, кто оказался с ним в одной лодке, как, впрочем, и оставленный на берегу и наверняка погибший зимой матрос, не заслужили такого страшного конца. Но возможно, вовсе не тщеславие и самоуверенность двигали Гудзоном, а одержимость идеей во что бы то ни стало, любой ценой найти проход и достигнуть северным путем Китая и Японии. А команда в очередной раз не поняла мореплавателя и, страшась за свою жизнь, предпочла пожертвовать им, чтобы спастись от «ледяного ужаса».

Сергей Борисов

Генри Гудзон

капитан за бортом

Генри Гудзон получил то, что заслужил, его бросили на произвол судьбы В этой мрачной истории много загадок. Вот лишь главные. И первая из главных: кто он, этот странный, угрюмый человек, возникший словно бы ниоткуда и сгинувший без следа? И почему, на каком бы корабле он ни плавал, какая бы команда ни была под его началом, он всегда вызывал общее недовольство? И что же, в конце концов, случилось после того, как Гудзон, его сын Джон и еще семь человек, не пожелавших примкнуть к бунтовщикам, были оставлены в шлюпке без оружия и запасов пищи? И напоследок: почему по возвращении в Англию мятежники не были повешены, фактически, за убийство нескольких человек? Ни один из этих вопросов не имеет не то чтобы однозначного, но даже сколько-нибудь убедительного ответа. Нам остается строить догадки и проверять на прочность новые и новые гипотезы, сверяя их с немногочисленными достоверными фактами. Человек без прошлого О Генри Гудзоне известно до прискорбия мало. Даже год его рождения, и тот определяется приблизительно. Вроде бы 1550-й. Кем были его родители, где родился, где учился, чем вообще занимался Гудзон до того, как в 1607 году на него обратила внимание торговая Московитская компания, все в тумане. Есть, впрочем, предположение, что в качестве офицера Гудзон участвовал в экспедиции Джона Дэвиса в Америку в 1585 году. Известно, что экспедиция Дэвиса планировалась в доме купца Джона Гудзона в лондонском Истэнде, и вроде бы у этого купца был то ли сын, то ли родственник по имени Генри, который страстно желал стать моряком. Но можно ли на таком хлипком основании строить какие-то версии? Если вы писатель - да, если серьезный историк - поостерегитесь. В одном можно не сомневаться: к 1607 году Генри Гудзон был опытным мореходом, иначе известные своей скаредностью и холодной расчетливостью отцы-основатели Московитской компании и внимания на него не обратили бы. А они обратили, и даже преклонный по тем временам возраст моряка - за 50, не стал тому помехой. Безусловно, сыграло свою роль и то, что Генри Гудзон был сумасшедшим. Вернее, одержимым, что в своих крайних проявлениях является одной из форм умопомешательства. И как многие одержимые люди, он обладал редким даром убеждения. Он подавлял собеседника своей убежденностью, заставляя уверовать в осуществимость самых, казалось бы, нереальных планов. Конечно, лондонские купцы были заинтересованы в том, чтобы разведать северный морской путь в Индию, Китай и Японию в обход испанских и португальских владений. Однако они вверили Гудзону свой корабль и свои надежды не только из безудержной алчности. Сверкая глазами, Генри Гудзон сказал, что сможет сделать то, что никто до него не делал, и так сказал, что не поверить ему было невозможно. Лишь потом, много позже, когда чары развеялись, купцы стали корить себя, но Hopewell , корабль Гудзона, был уже в море. Покинув Англию 1 мая 1607 года, двигаясь при исключительно благоприятных ледовых условиях вдоль восточных берегов Гренландии, Гудзон достиг 73® с. ш. Здесь путь ему преградили льды, и он повернул на северо-восток. В конце июня он увидел берега острова Ньюланд (теперь Шпицберген). Он обогнул остров с севера, достигнув 80® северной широты, чего еще не делал никто. А потом повернул назад, домой, и принудили его к тому не сплошные льды, а начавшая роптать команда. Что примечательно, все одиннадцать человек потребовали изменить курс, ну хоть бы кто-нибудь поддержал капитана! В Лондоне Гудзон сообщил своим нанимателям, что ему не удалось пройти Северо-Западным проходом "напрямик через полюс", однако в краях, где он побывал, море богато рыбой и китами, а на берегах островов полным-полно морского зверя. Готовые рассчитать капитана-авантюриста, купцы задумались: похоже, упустив одну выгоду, они выиграли в другом. Поразмыслив, они дали Гудзону еще один шанс. Весной следующего года Гудзон вновь отправился в плавание. У него был все тот же верный Hopewell , но другая команда, ставшая больше на двух человек. А еще рядом с ним был его сын Джон, которого, начиная с этого плавания, Генри Гудзон всегда будет брать с собой. Наконец, при той же цели - найти северный путь в Индию и Японию, сейчас Hopewell плыл не на Запад, а на Восток. В поисках свободной ото льда воды Гудзон оказался между Шпицбергеном и Новой Землей, однако дальше пробиться не смог - льды стеной стояли перед ним. Презрев инструкции, которые ему были даны в Лондоне, Гудзон приказал поворачивать, но идти не к Англии, а к Гренландии, чтобы вновь попытаться открыть Северо-Западный проход. И вновь осуществлению его планов помешала команда. Она ненавидела капитана. За высокомерие - Гудзон никогда не снисходил до того, чтобы поделиться с нею своими планами. За безразличие к нуждам матросов - они могли болеть, да хоть умирать, капитана это нисколько не трогало. И вообще, трудно находиться на борту корабля, которым правит безумец. А в том, что капитан безумен, не сомневался никто. Даже его сын. С Восток а на Запад В Лондоне купцы окончательно рассчитали Гудзона, после чего он, свободный от обязательств и предрассудков, обратился к их конкурентам из недавно, в 1602 году, созданной нидерландской Ост-Индской компании. Без проволочек Генри Гудзон был принят на службу, получил в свое распоряжение галеон Halve Maen (в английском написании - Half Moon , "Полумесяц") и даже выбор на свое усмотрение - искать Северо-Восточный или Северо-Западный проход. Лишь бы найти! Что касается команды, она состояла из двадцати трех человек, и только поэтому не делилась поровну - на англичан и голландцев. И обе эти неравные половины относились друг у к другу с плохо скрываемой неприязнью, а в чем были едины, так это в лютой ненависти к своему безумному капитану. 25 марта 1609 года Гудзон вышел из залива Зейдер-Зе и направился на север. Обогнув мыс Нордкап, в начале мая он уже был близ Новой Земли. И снова тяжелые льды, страшный холод и непроглядные туманы заставили его отступить. Да и в разношерстной команде, донельзя измученной непосильными вахтами, началось брожение, грозящее закончиться бунтом. И все же до открытого выступления было еще далеко, и Гудзон направил Halve Ma en к Америке. В средине мая Гудзон зашел на Фарерские острова, где и принял решение, каким будет его дальнейший путь. У него было два варианта: искать проход на севере, продолжив дело Джона Дэвиса, или прислушаться к словам капитана Джона Смита, главы английских колонистов в Виргинии - тот утверждал, что вожделенный пролив находится на 60® с. ш. В схватке за явным преимуществом победил второй вариант. Галеон был рядом с Ньюфаундлендом, когда в шторм сломалась одна из мачт. Тем не менее Гудзон благополучно добрался до американского берега у 44® с. ш.. Там корабельный плотник сделал новую мачту. Заодно Гудзон убедился, что в этих краях море полно рыбой, а с туземцами вполне можно вести меновую торговлю. Теперь, когда рангоут был в порядке, можно было начинать поиски прохода в Тихий океан. Обогнув мыс Код, Гудзон спустился вдоль берега до 36-й параллели, но никакого пролива не обнаружил. Тогда он вновь повернул на север, на этот раз внимательно исследуя побережье. В августе Гудзон заходил в заливы Делавер и Чезапик, а в сентябре у 40®,5" с. ш. вошел в бухту, которую поначалу принял за вход в желанный пролив. Об этом есть соответствующая запись в судовом журнале. А рядом с ней еще одна, весьма примечательная: "Мне доложили, что впередсмотрящий видел русалку с пятнистым хвостом". Надо полагать, не только у капитана, что было для Гудзона делом обычным, но и у многих его подчиненных от невзгод и испытаний помутилось в голове, вот и мерещилась им всякая чертовщина. Покрытые лесом берега оказались населены, и появление галеона произвело на индейцев огромное впечатление. Свидетельствуют о том не только записи самого Генри Гудзона, но и древний голландский документ, составленный 50 лет спустя на основе беседы со стариками индейцами, видевшими прибытие Halve Maen . Согласно документу и рассказу, несколько индейцев в долбленых каноэ ловили рыбу в том месте, где "море становится шире" - иными словами в водах бухты Лоуэр-Бей. Вдруг "на далеком расстоянии от себя они заметили что-то огромное, плывущее по воде". Таинственный предмет оказался "домом", в котором было полно живых существ "самого разного цвета". Одного из них, с ног до головы одетого в сверкающий красный наряд, индейцы приняли за Великого Духа, Властелина Жизни. (Капитан Гудзон редко, но иногда одевал свое парадное платье - красный мундир с золотым позументом.) "Дом" оказался огромным "крылатым челном", и когда он остановился, его белые крылья затрепетали. Вскоре от "крылатого челна" отошел челнок поменьше, и через несколько минут "человек в красном" сошел на берег. Где именно? Считается, что это был Кони-Айленд, напротив Грейвсенда (Лонг-Айленда). В бухте чувствовалось течение, и в сентябре Гудзон стал подниматься вверх по "большой северной реке", впадавшей в бухту. Он прошел 250 километров от устья до места, где сейчас находится Олбани, и повернул обратно. Один из бывших с ним англичан, Роберт Джуэтт, написал в своем дневнике: "Мы убедились, что и этот путь не ведет в Китай". Пора было возвращаться домой. Но Гудзон не спешил. По пути Halve Maen еще дважды подходил к берегам нынешних штатов Мэн и Массачусетс, у бухты Пенобскот и мыса Код. Здесь терпение команды иссякло, и офицер Джуэтт, взявший на себя роль парламентера, поставил капитана перед выбором: или галеон немедленно идет в Голландию, или... капитан будет исследовать новые земли "пешим порядком". Гудзон уступил, однако, будучи человеком злопамятным, решил сыграть с командой злую шутку. Не имея на то никакой необходимости, оставив позади океан, он зашел в английский порт Дартмут. Здесь Halve Maen был арестован, а Гудзону и другим его соотечественникам был запрещен выезд в европейские страны. В том числе в Голландию, где моряки должны были получить причитающееся им вознаграждение за дальнее опасное плавание. Правда, Гудзон и сам пострадал, но отомстить для него было важнее. Все, что он смог сделать, это отправить в Амстердам подробный отчет о своей экспедиции с приложением собственноручно вычерченных карт. Во многом благодаря этому докладу голландцы начали успешно колонизировать американское побережье. Последнее плавание Казалось, капитан Гудзон более никогда не выйдет в море. Будучи "невыездным", он не мог рассчитывать на иностранные компании, в то же время ни одна английская не хотела связываться с этим желчным человеком. В бесплодных поисках работы прошел год, и вдруг ему повезло. Исключительно, чтобы уязвить своих "одноименных" соперников из Голландии, английская Ост-Индская компания призвала Генри Гудзона в свои ряды. Для поисков все того же Северо-Западного прохода она предоставила ему маленькое судно D iscovery водоизмещением 55 тонн, с командой из 23 человек. Гудзону не вполне доверяли. Оснований к тому было два: во-первых, его служба у голландцев, а во-вторых, слухи о его несносном характере распространились среди английских моряков до такой степени, что даже самый пропащий матрос не хотел служить под началом такого капитана. Потому и команду на D iscovery набрали, что называется, из всякого отребья. Желая подстраховаться, компания настояла на том, чтобы старшим офицером D iscovery был их человек. Гудзон не стал возражать, но это была мнимая покорность. 17 апреля 1610 года Гудзон вышел из Лондонского порта, и уже на следующий день в устье Темзы высадил на берег навязанного ему соглядатая. Сначала Гудзон пошел к Исландии, откуда направился к Гренландии, обогнул южную ее оконечность и повернул на запад. 5 июля D iscovery вошел в пролив. Боясь поверить своему счастью - ведь, похоже, он нашел то, что искал так долго, - Гудзон повел свое судно вдоль северного берега пролива. Через неделю разразился шторм, но D iscovery держался молодцом. Только 3 августа льдины, которые пятнали белым свинцово-черную воду пролива, вдруг исчезли, и перед мореплавателями открылось чистое, голубое, безбрежное водное пространство. На следующий день, 3 августа 1610 года, Генри Гудзон записал в судовом журнале: "Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм". Это была последняя запись: далее - пустые страницы. С чужих слов Что случилось дальше, известно со слов штурмана Роберта Байлота и палубного матроса Абакука Приккета. За мысом Вулстенхолм берег повернул к югу. В конце сентября, пройдя более 1200 километров, моряки попали... в тупик. Здесь, в заливе, из которого им еще надо было выбираться, Гудзон высадил на берег моряка, которого считал главным зачинщиком готовящегося бунта. Все понимали, что моряк обречен на смерть в этих диких местах, все осуждали Гудзона, и положение капитана D iscovery стало совсем шатким. И все же Генри Гудзону удавалось как-то управляться и с людьми , и с кораблем. К ноябрю , однако, терпение команды лопнуло . Она потребовала изменить курс - и возвращаться. Но было поздно: судно окружили льды. И вновь все взоры - испуганные, жаждущие слова надежды, - обратились на капитана. Гудзон отдал приказ корабельному плотнику Филиппу Стаффу строить зимовье. Но прежде, соорудив вороты, с помощью канатов и блоков, они вытащили D iscovery на берег. Зимовка была сносной: топлива много, пищи достаточно, от цинги пили отвар сосновой хвои с лиственничными почками. Ледоход начался в конце мая, а в середине июня 1611 года D iscovery спустили на воду. Команда рассчитывала на то, что им обещали все долгие зимние месяцы, на возвращение в Англию. Вместо этого Гудзон решил продолжать поиски Северо-Западного прохода. И через неделю начался бунт. 22 июня Гудзона, его сына, помощника штурмана и еще шесть матросов, оставшихся верными капитану, заставили спуститься в шлюпку. Им не дали ни оружия, ни продовольствия. С палубы D iscovery кричали: "Мне отмщение и аз воздам" . Бунтовщики полагали свою жестокость справедливой : они поступили с капитаном так же, как он поступил с их товарищем в сентябре прошлого года. Потом D iscovery распустил паруса, и вскоре шлюпка исчезла из вида. Ни о ком из находившихся на ней больше ничего не известно. Хотя кое-какие следы обнаружились... В 1631 году капитан Томас Джеймс нашел на острове Данби посреди залива остатки лачуги. А еще, по утверждению трапперов - охотников на пушного зверя, промышлявших в этих краях десятилетия спустя, им не раз попадались камни с нацарапанными буквами "НН". Хотя, возможно, это были не инициалы Генри Гудзона (Henry Hadson), а какие-то индейские символы. Бытовала и такая легенда: Генри Гудзон с Гудзон с товарищами добрался до берега, где они были схвачены и убиты туземцами. По другой легенде, подходящей скорее приключенческому роману, на своей шлюпке они проплыли более 3 тысяч миль до Шпицбергена, где и погибли. Что касается мятежников, то осенью 1611 года они вернулись в Англию. Это была заслуга единственного уцелевшего офицера, штурмана Роберта Байлота. Вернулись не все: трое умерли в пути. Остальные же по возвращению на родину были арестованы. Им грозила виселица, но после долгого разбирательства бунтовщиков помиловали. Для проявления такого немыслимого по тем жестоким временам милосердия было два основания. Они знали маршрут на север - в земли, отныне принадлежащие английской короне. Однако, помимо такого циничного объяснения, было еще одно: нельзя считать виновным в неповиновении начальству человека, если начальство его - безумно. Капитана Генри Гудзона, наверное, можно причислить к неудачникам. Особенно с учетом его трагического конца. Но не получается - посмертная слава не дает: "большая северная река", открытая до него Джованни да Веррацано, названа его именем - рекой Гудзон; пролив, открытый Себастьяном Каботом, - Гудзоновым проливом; море, ставшее его могилой, -- Гудзоновым заливом. Чудны дела твои, история. Выносы Что в имени тебе моем? Мы говорим - Генри Гудзон, а должны бы - Хенри Хадсон. Это если оглядываться на "родное" Henry Hudson и забыть о традиции. Но тогда и река- Хадсон, и залив - Хадсонов, или вообще Хадсоновский. Не правда ли, режет слух? Но согласимся - это с непривычки. Говорили бы с самого начала Хадсон, ничего бы и не резало. Внятных объяснений, почему возникло такое написание-звучание - Гудзон, нет. Наверное, историки минувших дней заботились о... сладкоречии. Как они его понимали. Подобная забота привела к тому, что мы говорим Рим, а должны бы - Рома, и не Парис, а Париж, не Ландон, а Лондон, несть числа примеров. Так что же, сделать усилие над собой и вернуться к "оригиналу"? Можно, но зачем? Мы же не обижаемся, когда они говорят Моску про нашу Москву. А о городе Выдропужск Тверской губернии вообще молчим. Так что пусть все остается, как есть. И пусть так будет. Чисто английская Москов ская компания В 1551 году в Англии была создана компания, основатели которой - Р ичард Ченслор, Хью Уиллоб и и С ебастьян Кабот, - мечтали найти север о-восточный путь в Китай . В мае 1553 года три "компанейских" корабля покинули Лондон. Плавание закончилось тем, что Уиллоби погиб вместе с командой двух кораблей во время зимовки , а Ченслор на третьем корабле доплыл до Белого моря и вошел в Двинский залив . Затем он отправился в Холмогоры, а оттуда - в Москву. Там Ченслор получил аудиенцию у Ивана Грозного и выпросил разрешение торгов ать в России английским купцам. В Англии оценили открывающиеся перспективы, и компания стала называться "Московитской", или " Московской". Ченслор же вновь отправился в Москву, и царь выдал ему льготную грамоту, дававшую компании право беспошлинной торговли . Боле е того, Иван Васильевич заверил, что другим иностранцам в подобном будет отказано. Англичане оставались монополистами до конца XVII века, когда Петр I положил конец любым торговым п референциям. И тут же Москов ская компания перестала быть первой, она стала "одной из", и в таком со с тоянии просуществовала вплоть до октября 1917 года, когда и почила в бозе. Первые становятся вторыми Принято считать, что первым европейцем, увидевшим земли будущего Нью-Йорка, и открывшим остров, названный Манхэттеном, был Генри Гудзон. Во всяком случае, именно от него Нью-Йорк ведет свою "родословную" ведет. Однако это не более, чем исторический казус. Еще в 1524 году венецианец Джованни да Веррацано, проплыл вдоль побережья Америки от Северной Каролины до Род-Айленда. В Нью-Йоркской бухте Веррацано не только останавливался, но и вел переговоры с индейцами племени ленни-ленапе об устройстве в этих местах поселения колонистов. Устье реки итальянец принял за большое озеро и... поплыл дальше. Надо отдать американцем должное: славя Гудзона, о Веррацано они тоже не забывают - его именем названы несколько мостов. Хотя что такое мост по сравнению с рекой? Особенно если эта река - Гудзон. "Полумесяц" Галеон Halve Maen/Half Moon был типичным купеческим судном того времени - c бочкообразными бортами и зауженной палубой. Первое было сделано для повышения остойчивости, что же касается второго... По таможенным законам того времени, налог с судна взимали не за вместимость, не за длину, не за площадь парусов, а за ширину палубы. Вот и старались ушлые купцы вместе с судостроителями обойти закон. О тех, кому на этом судне предстоит плавать, думали в последнюю очередь, или совсем не думали. Наследники по прямой В 1909 году, на военно-морском параде, посвященном 300-летию открытия острова Манхэттен и 100-летию постройки Робертом Фултоном первого коммерческого парохода, появилось судно, словно сошедшее со старинных гравюр. Это была копия корабля Генри Гудзона Half Moon . Публика была в восторге. Прошло еще 100 лет, и в честь уже 400-й годовщины Манхэттена в гавань Нью-Йорка снова вошел Half Moon - еще одна реплика знаменитого галеона. И все повторилось - восторги, рукоплескания и удивление: "Как же они не боялись на таком суденышке?.." Что ж, может, и боялись, а дело делали. Такие были люди.

Гудзон Генри Гудзон, Хадсон (Hudson) Генри (около 1550≈1611), английский мореплаватель. В поисках северного морского пути из Атлантического океана в Тихий совершил в 1607≈1611 четыре плавания в арктических морях, организованных лондонскими и амстердамскими купцами, искавшими новых путей в Китай и Индию в обход испано-португальских владений. В 1607, намереваясь пройти в Тихий океан через Северный полюс , поднялся до 80° 23" с. ш., попутно открыв о. Ян-Майен . В 1608 неудачно пытался найти проход между Шпицбергеном и Новой Землёй. В 1609, состоя на службе у голландской Ост-Индской компании, направился сначала в Баренцево моря, а оттуда к берегам Северной Америки для поисков Северо-западного прохода, обследовал часть побережья материка, открыл устье р. Гудзон и поднялся по ней на 250 км. В 1610 прошёл на З. проливом (Гудзоновым) между Лабрадором и Баффиновой Землёй, открыл обширный залив (Гудзонов). В его южной части (залив Джеймса) корабль Г. зазимовал. В июне 1611 на обратном пути команда взбунтовалась. Г. с сыном и 7 моряками, высаженные с корабля в шлюпку, пропали без вести.

═ Лит.: Моуэт Ф., Испытание льдом, пер. с англ., М., 1966, гл. 2; Powys L., Henry Hudson, L., 1928; Neatby L. Н., In quest of the North West passage, Toronto, 1958.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Гудзон Генри" в других словарях:

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хадсон. Генри Гудзон Henry Hudson … Википедия

    - (Hudson, Henry) ГЕНРИ ГУДЗОН (ок. 1550 1611), также Хадсон, английский мореплаватель и первопроходец. Точное место и дата его рождения неизвестны, однако в документах того времени он значится как Генри Гудзон, англичанин. Достоверные факты его… … Энциклопедия Кольера

    Хадсон (Hudson) (около 1550 1611), английский мореплаватель. В 1607 11 в поисках Северо западных и Северо восточных проходов из Атлантического океана в Тихий океан совершил 4 плавания в арктических морях. В Северной Америке открыл реку, залив и… … Энциклопедический словарь

    Предполагаемый портрет Генри Хадсона из Энциклопедии Универсальной Истории (англ. Cyclopaedia of Universal History) 1885 года Генри Хадсон (англ. Henry Hudson; 1570 1611?) английский мореплаватель начала XVII века. Его дата и место рождения точно … Википедия

    Гудзон, Генри - ГУДЗО/Н, Хадсон Генри (ок. 1550 1611) английский мореплаватель, исследователь Арктики. В 1607 1611 гг. в поисках Северо Западного и Северо Восточного проходов из Атлантического океана в Тихий совершил 4 е плавания в арктических морях, пытаясь… …

    - (Hudson) знаменитый английский мореплаватель XVI века, род. около 1550 г.; предпринимал 4 экспедиции в полярные моря для отыскания объездного пути в Китай. Первые его 2 поездки, в 1607 и 1608 гг., были сделаны по поручению английских купцов. В… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Гудзон - Гудзон, Генри … Морской биографический словарь

    Хадсон, река в Сев. Америке, впадает в Атлантический океан; США. Первым в 1609 г. по этой реке поднялся на 200 км англ, мореплаватель, находившийся на голл. службе, Генри Гудзон (Henry Hudson, ок. 1550 1611), который назвал ее Большая Северная.… … Географическая энциклопедия

    Генри Гудзон - см. Гудзон, Генри … Морской биографический словарь

    Генри Хадсон - см. Гудзон, Генри … Морской биографический словарь

Книги

  • Первое кругосветное плавание , Джеймс Кук. Британская империя издавна славилась своими мореходами и флотоводцами, лихими пиратами и боевыми адмиралами: Уолтер Рэли, Фрэнсис Дрейк, Уильям Дампир, Горацио Нельсон, Генри Гудзон, Уильям…