кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории Отечества,

ГОУ ВПО «Чувашский государственный

педагогический университет им.

Советская авиация в битве за Сталинград

(на примере боевой работы 8-й воздушной армии)

В ходе Сталинградской битвы, по мнению ряда исследователей, в том числе зарубежных, немецкая авиация потерпела первое сокрушительное по­ражение. После этого люфтваффе уже не могло добиться того преимущест­ва, которое наблюдалось летом 1942 г. Заметную роль в боях за воздушное превосходство сыграла 8-я воздушная армия (ВА).

В апреле 1942 г. Главный штаб ВВС предложил Ставке сформировать на основе разобщенных авиационных подразделений воздушные армии, что имело ряд преимуществ, главное из которых заключалось в централизации управления воздушными силами. Стратегически верное предложение было одобрено высшим руководством страны и в мае были сформированы четыре ВА. 11 июня ВВС Юго-Западного фронта вместе с прибывшими резервами были преобразованы в 8-ю ВА, командующим которой был назначен тридца­тилетний Герой Советского Союза генерал-майор Тимофей Тимофеевич Хрюкин (). Молодой командующий имел большой военный опыт: свою первую награду (орден Красного Знамени) он получил за бои в небе Испании, Героем Советского Союза Т. Хрюкин стал в 1939 г. за выполнение заданий в Китае, в советско-финляндской войне его награждают вторым ор­деном Красного Знамени. В 30 лет он становится генерал-майором авиации, имея на своем счету более 100 боевых вылетов.

Советской авиации в сражении за небо Сталинграда противостояли са­молеты 4-го воздушного флота Германии, командующим которого был Вольфрам фон Рихтгофен. В первое формирование 8-й В А вошло 10 авиади­визий (около 450 самолетов), в то же время противник имел более чем дву­кратное превосходство - около 1000 самолетов, из которых только истреби­телей было 3002. В июле армия Хрюкина получила еще 10 истребительных, 9 штурмовых и 3 бомбардировочных авиаполка (около 200 самолетов), однако сил все же не хватало. В такой ситуации советская авиация несла большие потери. Немецкие истребители (ФВ-189, Me-109, Me-ПО), действуя группа­ми до 12-20 самолетов, сравнительно легко поражали одноместные штурмо­вики Ил-2, И-16 и британские «Харрикейн». В воздушных боях истребители противника действовали парами, эшелонируясь по высоте и атакуя сверху и в хвост. Огонь противником открывался с дистанции 100-150 м, что обеспечи­вало точность попадания. Немцами также широко практиковалась «свобод­ная охота», которая заключалась в перехвате и уничтожении отдельных со­ветских самолетов, особенно По-2, заставив последние перейти к полетам в сумерки, ночью и на рассвете. В то же время советские летчики-истребители не в полной мере были готовы к сражениям со столь серьезным противни­ком. Сказывались отсутствие достаточной летной подготовки и элементарная недисциплинированность3. В воздухе пилоты слабо контролировали ситуа­цию, пренебрегали сигналами с земли и маневром, не было отработано взаи­модействие в паре и между парами. Так, 28 октября 1942 г. группа из шести Як-1 287-й ИАД, прикрывая наши войска в Сталинграде, вступила в бой с двумя Ме-109Г. Сражение велось скученно, без достаточной осмотрительно­сти, эшелонирования по высоте, команды пункта наведения не выполнялись, в результате чего один Як-1 был сбит4. В отличие от немецких асов наши летчики открывали огонь на поражение, в том числе, по бомбардировщикам , с дальних дистанций, что было малоэффективно. Неуверенность в своих си­лах заставляла истребителей спускаться на высоту до 100 м, теряя при этом инициативу вертикального маневра. Наблюдались недостатки и в действиях бомбардировочно-штурмовой авиации советских ВВС. Командованием 8-й ВА констатировались слабая слетанность, неумение маневрировать, слабая подготовка стрелков и организация взаимодействия огня в группе. Так, 13 декабря 1942 г. шесть Пе-2 в сопровождении четырех Як-1 были атакованы шестью Ме-109Г и, несмотря на превосходство, был потерян один Пе-25.

Летом-осенью 1942 г. воздушные бои были настолько кровопролитны­ми, что в среднем авиационный полк отправлялся на переформирование по­сле 2-3 недель боев, штурмовик успевал сделать 10-15 боевых вылетов до то­го, пока его не собьют. Особенно ожесточенные бои начались в середине ию­ля, когда вражеские войска предприняли непосредственную атаку на город. Немецкие бомбардировщики, ранее подавившие средства ПВО обороняю­щихся, позволяли себе одиночные атаки целей. В эти дни напряженность в истребительных полках составила 7 вылетов, в штурмовых - 4 вылета на са­молет в день. 23 августа немецкая авиация совершила сильнейший налет на Сталинград: в этот день было сделано около 2000 самолето-вылетов, в ре­зультате чего город превратился в руины. Следует отметить, что в тяжелых августовских боях принимал участие комиссар 926-го ИАП 220-й ИАД 8-й ВА уроженец д. Лебедкино Моргаушского района Чувашской АССР, Герой Советского Союза. 19 августа он, ведя воздушный бой про­тив двенадцати немецких истребителей Me-109, сбил в паре один вражеский самолет и раненый дотянул Як-1 до линии фронта6.

В течение сентября вражеская авиация предприняла 17,3 тыс. самоле­то-пролетов, достигнув максимальных показателей. С целью ослабить бом­бардировочные удары по войскам в районе Сталинграда была разработана операция по уничтожению самолетов противника на аэродромах западнее го­рода, которая была проведена в конце октября в основном силами 8-й ВА при поддержке дальней авиации. В результате удалось значительно снизить ак­тивность люфтваффе: если в октябре было насчитано 59 тыс. самолето-пролетов противника, то в ноябре их было 31 тыс.

Одновременно с наращиванием военно-воздушных сил под Сталингра­дом советская авиация стала технически модернизироваться, получать новые боевые машины (Ла-5) и боеприпасы . Так, согласно приказу наркома оборо­ны от 01.01.01 г. была введена в действие инструкция по управле­нию, оповещению и наведению самолетов по радио, позволившая ускорить его широкое внедрение и применение. Летне-осенние оборонительные бои дали возможность летчикам накопить опыт ведения воздушных сражений. Заметно обогатилась тактика боя истребителей: утвердились боевые порядки при выполнении определенных задач, была внедрена новая форма ведения атаки при вертикальном маневре, широкое распространение стала получать радиосвязь. О накоплении опыта также свидетельствовало частое обращение истребителей к «свободной охоте». Родилась и целиком оправдала себя новая тактика работы штурмовиков со средней высоты с переходом в пикирование. Подобные действия позволили заметно сократить потери среди штурмовой авиации. Также к новшествам в ее работе можно было отнести ведение ак­тивного оборонительного боя с истребителями противника, перехват штур­мовиками бомбардировщиков врага, «свободную охоту» и разведку в немец­ких тылах. Опыт Сталинградских боев потребовал внедрения двухместной кабины для Ил-2, усовершенствованного вооружения и оборудования. Значи­тельное боевое применение нашли себе легкие бомбардировщики По-2, ко­торые показали хорошие результаты по прикрытию речных катеров, пере­правлявших десанты и грузы для 62-й армии через р. Волга. Используя бом­бы и пулемет ШКАС, По-2 успешно боролся с зенитной артиллерией, пора­жал прожектора, транспорт и пехоту противника. В целом, значительно вы­рос уровень тактической подготовки командного и летного состава, повыси­лась штурманская, бомбардировочная и огневая подготовка авиачастей. В то же время недостатки в боевой работе советской авиации сохранялись.

Для повышения эффективности боевой работы 8-й ВА много сделал ее командир. По его приказу впервые под Сталинградом была раз­вернута система пунктов управления авиацией в бою: в наземных войсках располагались авиационные наблюдатели с радиостанциями, которые и кор­ректировали действия самолетов. К его решениям можно также отнести ор­ганизацию 32 ложных аэродромов, которые периодически бомбила враже­ская авиация, формирование из асов 9-го гвардейского и 434-го истребитель­ных полков, чьи летчики стали Героями Советского Союза в боях с элитны­ми вражескими соединениями «Удет» и «Ас-Пик».

В ходе контрнаступления под Сталинградом было проведено успешное авиационное наступление на оперативно-стратегическом уровне. Согласно разработанной операции силы 8-й ВА наладили четкое взаимодействие с 16-й и 17-й воздушными армиями и нанесли массированный удар, что эффективно способствовало продвижению наземных сил в ходе окружения немецких войск. Так называемое «авиационное наступление», разработанное в 8-й ВА, в дальнейшем вошло в практику и стало одной из важных страниц истории военного искусства.

Всего за время Сталинградской битвы части 8-й ВА произвели свыше 55 тыс. боевых вылетов. Летчики участвовали в 1187 воздушных боях, унич­тожили более 1850 самолетов, в том числе на аэродромах. Потери самой ар­мии составили около 1400 боевых машин и 1116 летчиков. Храбрость, муже­ство, самопожертвование солдат и офицеров воздушной армии были по дос­тоинству оценены руководством страны: 25 асов стали Героями Советского Союза. За массовый героизм воинским частям армии присваивались гвардей­ские звания: их наименование получили 5 дивизий и 15 полков. Кроме того, еще 17 авиаполков, входивших в состав 8-й В А в разное время в ходе Сталинградской битвы, получили гвардейские знамена, а 1 авиакорпус, 3 диви­зии и 8 полков получили почетное наименование «Сталинградских». Сам ко­мандир 8-й ВА за умелое и мужественное руководство боевыми действиями подразделения в ходе Сталинградской битвы был награжден ор­деном Кутузова I степени.

1 См. напр.: Hayward, Joel S. A. Stopped at Stalingrad: The Luftwaffe and Hitler"s Defeat in the East, . Lawrence: University Press of Kansas, 19p.

2 Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Вып. 7. - М. : Военное издательство Мини­стерства Вооруженных сил Союза ССР, 1948. - С. 9.

3 Подроби, см.: Смирнов, А. Боевая работа советской и немецкой авиации в Великой Отечественной войне. - М.: ACT: ACT МОСКВА: Транзит-книга, 20с.

4 Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Вып. 7. - С. 13.

6 Михайлов, Чувашии в битве за Сталинград // Из истории Чувашии советского периода. Сб. статей. - Чебоксары: НИИ ЯЛИЭ при Совете Министров Чувашской ССР. - С. 84-85.

Заявка

на участие в конференции «Сталинградская битва. Взгляд через 65 лет»

2. Место работы. ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. »

3. Должность. Заместитель декана по воспитательной работе исторического факультета

4. Ученая степень, звание. Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества

5. Адрес. Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Ленина, д.18А, кв.17

6. Телефон. Рабочий - (8352), домашний - (8352)

7. E-mail. Nestor13@ yandex. ru

8. Название доклада. «Советская авиация в битве за Сталинград (на примере боевой работы 8-й воздушной армии)»



Гражданская авиация в России
воздушный транспорт - вчера, сегодня и завтра
  • История постройки первых "Фарманов" в России, 1910 г - первый самолет в России

Связан не только с историей освоения Северной Америки англичанами в XVII веке, но и имеет непосредственное отношение к истории Англии середины XX века. В Саванне начала свою историю Восьмая воздушная армия США, дислоцированная в Англии во время Второй мировой войны. А сейчас здесь находится авиационный музей – .

2. История Восьмой воздушной армии США началась 2 января 1942 года на авиационной базе в городе Саванна, что в штате Джорджия. 8 января был получен приказ создания Американских воздушных сил на Британских островах (U.S. Air Forces in the British Isles, USAFBI).

8-я воздушная армия прибыла в Англию летом 1942 года, постоянно наращивала численность боевых групп и радиус их действия, отправляясь ко все более удаленным целям и нанося стратегические бомбардировки немецкой территории. Укомплектованная тяжелыми бомбардировщиками дальнего радиуса действия, Eighth Air Force должна была уничтожать ключевые объекты немецкой промышленности. 17 августа 1942 года бомбардировщики В-17 нанесли сильный удар по французскому городу Руан, впервые применив метод дневного прицельного бомбометания.

К концу 1943 года американская авиация наносила удары по всем объектам военного значения в удерживаемых немцами районах Западной Европы и в самой Германии. Американские самолеты бомбили Берлин, Кельн, Магдебург, Дрезден, Мангейм, Ганновер и Гамбург. В результате налетов резко сократилось производство горючего и смазочных материалов, а немецкие ВВС терпели значительный урон.

К середине 1944 года Восьмая воздушная армия стала самой большой армадой в истории. Одномоментно в воздух могло подняться более двух тысяч четырехмоторных бомбардировщиков и тысяча истребителей. За эту мощь Восьмая воздушная получила прозвище Mighty Eighth – Могучая Восьмая.

К середине апреля 1945 года стратегическая воздушная война окончилась, когда части восьмой и пятнадцатой воздушных армий не имели больше стратегических целей для бомбардировок. Военно-воздушные силы армии США были переориентированы на снабжение сухопутных войск вплоть до капитуляции Германии.

В Корейской войне стратегические силы 8-ой воздушной армии участия не принимали, однако 27-я авиагруппа истребителей (27th Fighter Escort Wing) из состава Eighth Air Force участвовала в боях советскими самолетами МиГ-15.

В 1955 году обновляется авиационный парк стратегической авиации – бомбардировщики B-47 и заправщики KC-97 были заменены на реактивные бомбардировщики B-58 и B-52 и заправщики KC-135.

С 1965 года Восьмая воздушная армия принимала участие во Вьетнамской войне, используя базы на островах Гуам, Окинава и Таиланда. В декабре 1972 года массированная бомбардировка городов Ханой и Хайфон (известная как Christmas Day Bombing Campaign) заставила северо-вьетнамское правительство сесть за стол переговоров об окончании войны.

Восьмая воздушная армия США играла ключевую роль в начале операции Буря в пустыне. Поднятые с авиабазы Barksdale AFB, штат Луизиана, бомбардировщики B-52 нанесли удары по стратегическим объектам Ирака.

В настоящее время Могучая Восьмая входит в подчинение Глобального Ударного Командования ВВС США – Air Force Global Strike Command).

3. Музей расположен очень выгодно – на съезде 102 (Exit 102) трассы I-95, где с дороги видны самолеты-экспонаты. Перед музеем большая парковка со столиками для пикника в тени и кафе внутри здания, что делает Музей Восьмой воздушной армии не только интересным для изучения истории авиации США, но еще и удобной остановкой в пути из Атланты к побережью .

4. Советский реактивный истребитель МиГ-17А с усовершенствованным двигателем ВК-1А. В музее представлен самолет с серийным номером 1589, вооружённый двумя пушками НР-23 (23 мм) и одной Н-37 (37 мм). Двигатель ВК-1 (РД-45) - первый советский турбореактивный двигатель, производившийся серийно. Основан на британском двигателе Rolls-Royce Nene.

5. Эти истребители принимали участие во Вьетнамской войне, и в музее Mighty Eighth Air Force Museum самолет представлен в окраске военно-воздушных сил Северного Вьетнама.

6. Американский истребитель-бомбардировщик Макдоннел-Дуглас F-4С Фантом. Серийный номер 64-0815. Эти самолеты принимали активное участие во Вьетнамской войне, где советские МиГи были их основными противниками в воздухе.

9. Главный холл Музея Восьмой воздушной армии.

10. Бюсты героев.

12. Плакаты времен Второй мировой войны.

13. Американцы всегда будут сражаться за свободу!

14. Традиционная для музеев точка общественного питания оформлена в стиле английского паба.

12. Военные самолеты на военных лет.

17. Преемственность поколений стратегической авиации Mighty Eighth Air Force.

18. Один из элементов интерьера музея – раскрытый парашют.

19. В традиционном для американских музеев сувенирном отделе можно купить вот такие значки.

20. А также вот такие многозначительные нашивки.

С весны 1944 г. 8-я воздушная армия США была временно отстранена от выполнения стратегических задач и вместе с Бомбардировочным командованием КВВС переориентирована на другие цели, получив приказ действовать в тактическом амплуа для поддержки предстоящего вторжения в Европу. Только после этого она могла вновь приступить к стратегическим полетам и нанесению ударов по Германии.


4 января 1944 г. тяжелые четырехмоторные бомбардировщики «Боинг» В-17 и «Консолидейтед» В-24 в последний раз вылетели на задания в составе VIII бомбардировочного командования США. В этот день 8-я и 15-я воздушные армии были объединены под централизованным командованием, а именно в составе новых Стратегических ВВС США (СВВС США) с штабом в Буши-Холл. На деле это преобразование представляло собой реорганизацию 8-й воздушной армии США. 22 февраля VIII бомбардировочное командование, в свою очередь, переименовали в 8-ю воздушную армию, и оно перестало существовать как прежний корпус.

Генерал Карл Спаатс вернулся в Англию, чтобы возглавить СВВС США. Одновременно генерал-майор «Джимми» Дулиттл передал командование 15-й вздушной армией генерал-майору Натану Е Туайтингу и принял новую 8-ю воздушную армию в Хай-Уикоме. Подход Дулиттла отличался простотой и прямотой: «Выиграть войну в небе и отрезать врага на поле боя». Спаатс и Дулиттл намеревались задействовать СВВС США в программе хорошо координированных налетов на вражеские объекты в рамках операции «Аргумент». Усилия американцев в дневное время предстояло поддержать ночными действиями Бомбардировочного командования, цель же состояла в том, чтобы как можно быстрее раскромсать и раскрошить на мелкие кусочки немецкую авиапромышленность.

К середине 1944 г. 8-я воздушная армия США, применительно к живой силе, достигла численности свыше 200 тыс. военнослужащих, поднявшись до пиковой отметки; она включала 40 групп тяжелых бомбардировщиков, 15 групп истребителей и четыре группы самолетов специализированной поддержки. Такое положение дел позволяло 8-й армии на постоянной основе отправлять на задания более 2000 четырехмоторных бомбардировщиков и более 1000 истребителей сопровождения в один день разом к нескольким целям. Внутри СВВС США как целого командования основной вклад в наступательные действия в небе Германии, прозванные «Большой неделей», внесла 8-я воздушная армия. Истребители сопровождения целенаправленно уничтожали перехватчиков Люфтваффе, когда немецкие пилоты-истребители пытались сбивать бомбардировщики, выполнявшие задания по бомбежке мощностей немецкой самолетостроительной промышленности. Тяжелые бомбардировщики 8-й армии также отправлялись в полеты глубоко в сердце Германии, совершая дневные рейды на Берлин.



«Консолидейтед» B-24D «Либерейтор»

491-я бомбардировочная группа /8-я воздушная армия США, Норт-Пикенгем, Норфолк, 1944 г.

В каждую группу «Либерейторов» входил один ярко раскрашенный самолет для облегчения формирования строя группы над СК до того, как машины пересекут Ла-Манш или Северное море на пути к заданным целям. Перепрофилированные из «измученных войной» машин, такие невооруженные воздушные суда, выполнив задачу по сбору группы, возвращались затем на свой аэродром.

Экипаж: 10

Силовая установка: 4 х 895-квт. (1200 л.с.) радиальных поршневых двигателя «Пратт-энд- Уитли Туин-Уосп» Макс, скорость: 488 км/ч Радиус действия: 1730 км Практический потолок: 8540 м Габариты: размах крыльев 33,53 м; длина 20,22 м; высота 5,49 м Масса: 32 296 кг в снаряженном состоянии

Вооружение: 1 (обычно 3) х 12,7-мм пулемета в носу, плюс по 2 х 12,7-мм пулемета в надфюзеляжной, хвостовой и убирающейся шаровой турелях; 2 пулемета бортового размещения к хвосту от миделя; до 3629 кг бомб



«Боинг» B-17F «Флаинг Фортресс»

388-я бомбардировочная группа/8-я воздушная армия США, 1944 г.

Данный B-17F 29 февраля 1944 г. приземлился в Ринкаби в нейтральной Швеции и позднее использовался страной как 14-местный пассажирский самолет с соответствующими опознавательными знаками. Так с 6 октября 1944 г. перепрофилированный в гражданский транспортник боевой самолет начал служить мирным целям.

Экипаж: 8-10

Силовая установка: 4 х 895-квт. (1200 л.с.) радиальных поршневых двигателя «Райт Циклон» Макс, скорость: 475 км/ч Радиус действия: 2071 км Практический потолок: 10 975 м Габариты: размах крыльев 31,6 м; длина 22,8 м; высота 5,85 м Масса: 25 400 кг в снаряженном состоянии

Вооружение: 12 х 12,7-мм пулеметов; 7983 кг бомб


1-я АВИАЦИОННАЯ ДИВИЗИЯ (МАЙ 1945 г.)

Часть Штаб Группы

1-е бомб крыло Бассингбурн 91-я, 381-я, 398-я бомб. гр.

40-е бомб, крыло Терли 92-я, 305-я, 306-я бомб. гр.

41-е бомб, крыло Молсуорт 303-я, 379-я, 384-я бомб. гр.

94-е бомб, крыло Поулбрук 351-я, 401-я, 457-я бомб. гр.

67-е истреб. крыло Уолкот-Холл 20-я, 352-я, 356-я, 359-я, 364-я истреб. гр.


Тактические рейды

До союзнического вторжения во Францию в июне 1944 г. тяжелые бомбардировочные группы из состава 8-й воздушной армии осуществляли тактические налеты в рамках подготовки, а затем и обеспечения тактической поддержки союзническим сухопутным силам в районе вторжения и далее в глубь континента от береговых плацдармов. Летные экипажи оказывали кроме того помощь десантной операции по штурму Арнема в Нидерландах в сентябре 1944 г., а также атаковали немецкие сухопутные войска в ходе «Битвы вклинения» на исходе того же года.

Такие задания, однако, дорого обходились личному составу, и 50 процентов потерь ВВС армии США во Второй мировой войне приходились на долю 8-й воздушной армии: 26 000 убитых и свыше 21 000 раненых. Вклад 8-й армии, а также размах союзнических операций в Европе лучше всего выражаются в факте присвоения военнослужащим ВВС 17 «Почетных медалей», 220 крестов «За выдающиеся заслуги» и442 000 «Медалей военно-воздушных сил». В 8-й воздушной армии служил 261 ас-истребитель, 31 из которых записал на свой счет свыше 15 сбитых вражеских самолетов.


Последние налеты

Последний рейд 8-й воздушной армии состоялся 25 апреля 1945 г., когда В-17 устроили налет на завод по выпуску вооружений «Шкода» в Пльзени, в Чехословакии, а В-24 атаковали железнодорожные объекты вокруг запасного логова Гитлера в Берхтесгадене, тем временем 15-я воздушная армия наносила удары по горным перевалам с целью воспрепятствовать попыткам немецких войск выбраться по ним из Италии.

После окончания войны в Европе некоторые боевые части стали перебрасываться на Тихий океан. Штаб 8-й воздушной армии прибыл на Окинаву 16 июля 1945 г., но сама 8-я армия так и не послужила на Тихоокеанском ТВД.



«Де-Хэвияяенд Москито» PR.Mk XVI

653-я бомбардировочная эскадрилья (легк.) /8-я армия ВВС армии США, У отгон, Норфолк, 1944 г.

Данный самолет применялся для метеоразведки и визуальной оценки результатов бомбометания после налетов. Как и положено самолету- разведчику из частей аэрофотосъемки, машина покрашена в синий цвет с черно-белыми «полосами вторжения» на нижней поверхности фюзеляжа, а ее принадлежность к ВВС армии США выражается в государственной символике, красной хвостовой части и опознавательных знаках 653-й бомбардировочной эскадрильи на горизонтальном руле стабилизатора.

Силовая установка: 2 х 1253-квт. (1680 л.с.) двигателя «Мерлин 72» Макс, скорость: 668 км/ч Радиус действия: 2400 км Практический потолок: И 000 м Габариты: размах крыльев 16,52 м; длина 12,43 м; высота 5,3 м Масса: 6490 кг пустого

8-я Воздушная Армия

Первые «Мустанги» (Р-51 В) посту­пили в ноябре 1943 года в 354-ю истре­бительную группу 9-й тактической воздушной армии. Это вызвало неудо­вольствие у руководства 8-й воздуш­ной армии, где подобные машины были нужнее. Чтобы смягчить конф­ликт, 354-ю группу передали в распо­ряжение командования 8-й воздушной армии до 6 июня 1944 года. Благодаря этому обстоятельству, 9-я воздушная армия также смогла похвастаться не­сколькими знаменитыми асами.

Самолеты 354-й группы носили типичный камуфляж и элементы быс­трой идентификации - белые коки вин­та с 12-дюймовой полосой перед вых­лопным коллектором, а также комп­лект белых полос на крыльях и хвос­товом оперении. Дополнительно само­леты несли буквенные обозначения (по схеме RAF ), выполненные белой крас­кой. Это обстоятельство касалось всех Р-51 8-й воздушной армии. Лишь само­леты без камуфляжа вместо белых букв несли буквы черного цвета. Особеннос­тью самолетов был серийный номер, пе­ренесенный из-под хвоста на киль. Но­мер делали по трафарету желтой (черной на самолетах без камуфляжа) краской. Номер состоял из пяти, шести или семи цифр. Первая цифра всегда обозначала последнюю цифру года, в которой дан­ный экземпляр был заказан.

Вехой в истории цветной системы обозначений самолетов USAAF мож­но считать 15 февраля 1944 года, ког­да 56-я истребительная группа объяви­ла красный цвет цветом группы. Од­нако пилоты 4-й истребительной груп­пы не согласились с этим, посчитав, что их группа, как самая старая груп­па 8-й воздушной армии, имеет право первой выбрать себе цвет. В результа­те, красный стал цветом 4-й группы, а 56-я группа выкрасила носы своих ис­требителей Р-47 в цвета эскадрилий: 61-я - красный, 62-я - желтый, 63-я -голубой. Позднее выяснилось, что Р-47 и Р-51 заметно различаются между собой, поэтому 56-я истребительная группа получила право использовать красную краску. В результате в 8-й воз­душной армии красный стал цветом двух истребительных групп.

С 4 декабря 1943 года все тактичес­кие обозначения на Р-51, включая эле­менты быстрой идентификации, дела­лись флуоресцентными красками. До той поры флуоресцентной краской на­носили только опознавательные знаки.

4-я истребительная группа, 65-е истребительное крыло, 2-я авиационная дивизия (аэродром Дебден)

Группа оснащалась истребителями Р-51 В со 2 марта 1944 года, а с июня 1944 года - P -51 D . В состав группы вхо­дили 304-я (QP ), 335-я (WD ) и 336-я (VF ) эскадрильи. Двухбуквенные обо­значения эскадрилий были белыми на камуфляже и черными на металлической поверхности. В 1945 году черные литеры на самолетах 334-й и 335-й эс­кадрилий получили тонкий красный кант. С октября 1944 года в цвет эскад­рильи выкрасили рули направления: 334-я - красный, 335-я - белый с тон­кой черной каймой, 336-я - голубой. Принадлежность к группе указывал красный кок и нос фюзеляжа шириной 12 дюймов (305 мм). На практике по­лоса на носу достигала первого вых­лопного патрубка. С декабря полоса стала шириной 24 дюйма (61 см), а в январе 1945 года нижнюю часть поло­сы вытянули так, что она по параболе уходила под крылья, достигая участка между внутренними крышками глав­ного шасси. Исключение составляла машина первого аса 4-1 группы Доми­ника С. Джентила. На его P -51 D капот покрывал рисунок в виде 14 рядов красно-белых клеток, а у кабины по­мещалась эмблема группы.

В конце 1944 года на P -51 D 335-й эскадрильи в красный цвет выкрасили раму фонаря кабины. В 336-й эскадри­льи раму выкрасили в голубой цвет. В голубой цвет часто выкрашивали противобликовую панель перед фонарем. В 334-й эскадрилье руль направления покрасили в красный цвет, а серийный номер целиком втиснули на неподвиж­ной части киля.

Еще до высадки десанта в Норман­дии самолеты, поступавшие с заводов без камуфляжа, частично окрашива­лись зеленой краской (Dark Green или Olive Drab ). Краской покрывали верх­нюю сторону фюзеляжа, верхние сто­роны крыльев и хвостового оперения, а также киль целиком. Накануне десан­та на камуфлированные Р-51 начали накладывать полосы быстрой иденти­фикации. Там, где белые полосы наез­жали на буквы, обозначающие эскад­рилью, полосу разрывали. Реже поло­су дорисовывали, оставляя вокруг бук­вы тонкий темный кант.

20-я истребительная группа, 67-е истребительное крыло 1-я авиационная дивизия – аэродром Кингсклифф

20 июня 1944 года группа получи­ла «Мустанги». Большинство машин принадлежало модификации P -51 D , хотя имелось некоторое количество машин Р-51 В или С. Группа состояла из 55-й (KI ), 77-й (LC ) и 79-й (МС) ис­требительных эскадрилий. Все самоле­ты группы оставались без камуфляжа. На рулях направления в эскадрильях не применяли цветных меток. Вместо этого применялась система, прежде практиковавшаяся на Р-38. На Килях изображали большие черные геомет­рические фигуры. 55-ю эскадрилью обозначал треугольник, 77-ю - круг, а 79-ю - квадрат. Внутри фигур имелась буква, обозначавшая самолет эскадри­льи. Буква была или белая или цвета металла. Квадраты и треугольники закрывали серийный номер самолета. На некоторых самолетах не закрытые фигурой цифры серийного номера ос­тавляли как есть, на других их счища­ли. Знаком группы был бело-черный нос самолета. Передняя часть кока винта толщиной 15 дюймов (около 38 см) была белой, далее шло черное поле шириной 11 дюймов (28 см) и белая полоса шириной 5 дюймов (127 мм). Позднее знак дополнили 13 черно-бе­лыми полосами шириной 5 дюймов каждая. Полосы не закрывали противобликовую панель перед кабиной. Рисунок завершала черная 5-дюймовая полоса, которая под прямым углом соединялась с ближайшей к кабине черной полосой, шла горизонтально примерно до середины рисунка, а по­том по параболе уходила вниз под кок винта. Иногда белые полосы не нано­сили, оставляя просветы цвета дюра­люминия. На некоторых самолетах металл виднелся и на передней части кока винта. В августе 1944 года, когда с самолетов начали убирать полосы, на­несенные перед высадкой в Нормандии, верхние поверхности самолетов получи­ли темно-зеленый камуфляж. Камуфляж наносили пульверизатором, поэтому его нижняя граница была размыта.

55-я истребительная группа, 66-е истребительное крыло, 3-я авиационная дивизия – аэродром Уормингфорд

Группа получила P -51 D 19 июня 1944 года. В состав группы входили 38-я (CG ), 338-я (CL ) и 343-я (CV ) истре­бительные эскадрильи. Характерной деталью самолетов 66-го истребитель­ного крыла были разноцветные клет­ки. Клетка 55-й группы была желто-зеленой. Ее наносили на передней час­ти капота от кока винта до первого выхлопного патрубка. Кок нес три по­лосы равной ширины: зеленую, желтую, зеленую. В конце года появились цветные метки на рулях направления. У 38-й эскадрильи руль стал красным (с марта 1945 года), у 338-й - зеленый, а у 343-й - желтый. У 343-й эскадрильи за клетчатым рисунком делалась зеле­ная полоса шириной 5-6 дюймов. На зеленом руле направления помещались желтые цифры серийного номера. В августе 1944 года, когда с самолетов начали удалять полосы, 343-я эскадри­лья разработала собственный камуф­ляж. Противобликовую панель про­должили по параболе на борта фюзе­ляжа в сторону хвоста так, что вся зад­няя часть фюзеляжа оказалась выкра­шенной краской Dark Olive Drab . Той же краской покрыли верхние стороны хвостового оперения. Границу между оливковым цветом и чистым дюралем подчеркнули красной каймой. Крылья, капот двигателя, передняя часть возду­хозаборника радиатора и нижние по­верхности хвостового оперения, рама кабины и мачту антенны оставили цве­та дюраля. Полосы быстрой идентифи­кации на верхней стороне хвостового оперения были белые, а на нижней сто­роне - черные. Такую окраску самолеты несли до ноября 1944 года, в даль­нейшем от нее отказались.

С января 1945 года противобликовую панель обвели красной каймой шириной 5 дюймов. Кайма шла вдоль края панели, мимо фонаря кабины, потом резко уходила вниз, где соеди­нялась с линией, пущенной вдоль дру­гого борта. На рулях направления и килях часто изображали красный си­луэт коня, вставшего на дыбы.

56-я истребительная группа, 65-е истребительное крыло, 2-я авиационная дивизия – аэродром Бокстед

56-я группа была единственной группой 8-го воздушного флота, летав­шей на «Тандерболтах» до конца вой­ны. «Мустанги» Р-51Н часть получи­ла лишь в 1946 году, вернувшись в Со­единенные Штаты.

78-я истребительная группа, 66-е истребительное крыло, 3-я авиационная дивизия – аэродром Даксфорд

Группа получила «Мустанги» в са­мом конце 1944 года. В состав группы входили 82-я (MX ), 83-я (HL ) и 84-я (WZ ) истребительные эскадрильи. Все Р-51 группы не имели камуфляжа. На некоторых самолетах 83-й эскадрильи в январе 1945 года можно было заме­тить остатки черно-белых полос быст­рой идентификации на фюзеляже. С другой стороны, ни один самолет не имел цветных полос быстрой иденти­фикации. Дополнительным элементом обозначения в группе были цветные рули направления: красный в 82-й эс­кадрилье, белый (часто с красным кан­том) в 83-й эскадрилье и черный в 84-й эскадрилье.

Самолеты группы несли на капоте семь рядов черно-белых клеток. На боках капота добавлялся восьмой и девятый ряд, а в нижней части фюзе­ляжа прибавлялся десятый ряд. Грани­цу клетчатой поверхности подчеркива­ла красная кайма. Кок винта пополам был выкрашен в белый и черный цвет. 83-я эскадрилья дополняла буквенные обозначения на фюзеляже тонким красным кантом. На концах крыльев многих самолетов помещалось от од­ного до трех рядов клеток. В 84-й эс­кадрилье серийные номера вписыва­лись в неподвижную часть киля.

339-я истребительная группа, 66-е истребительное крыло 3-я авиационная дивизия – аэродром Фаулмер

Группа передислоцировалась в Англию в апреле 1944 года уже распо­лагая «Мустангами» Р-51 В без камуф­ляжа. В состав группы входили следу­ющие эскадрильи: 503-я (D 7), 504-я (5 Q ) и 505-я (6 N ). С ноября 1944 года рули направления получили цветные метки: в 503-й эскадрилье - красные, в 504-й - зеленые, в 505-й - желтые. При­знак самолетов группы - кок с тремя полосами равной ширины (белой, красной и белой), а также капот на уча­стке между коком и первым выхлоп­ным патрубком с двумя рядами крас­но-белых клеток.

352-я истребительная группа, 67-е истребительное крыло, 1-я авиационная дивизия - аэродром Бодни (во Франции Ашэ и Шэвр)

Самолеты «Мустанг» прибыли в 352-ю группу весной 1944 года. Подав­ляющее большинство машин не имело камуфляжа. Первоначально призна­ком группы был голубой кок винта и 12-дюймовая полоса на носу фюзеля­жа. Уже в конце апреля 1944 года ши­рину полосы увеличили, залив голубой краской противобликовую панель. На виде сбоку полоса доходила до шесто­го патрубка и под углом 135 градусов уходила к носу самолета. По той же схеме обозначались и немногие камуф­лированные «Мустанги» группы.

Самолеты несли на бортах двухбуквенные обозначения, а с ноября 1944 года также получили цветные рули направления. Для 328-й эскадри­льи это были буквы РЕ и красный цвет, для 486-й - PZ и желтый, а для 487-й -110 голубой. На красном и голубом фоне цифры серийного номера нано­сили белой краской.

Когда самолеты получили черно-бе­лые полосы, буквы перенесли на хвост или капот (реже). В этом положении бук­вы оставались до конца войны. В 328-й эскадрилье буквы дополняли сперва бе­лым, а затем красным кантом.

353-я истребительная группа, 66-е истребительное крыло, 3-я авиационная дивизия – аэродром Рейдан

D 2 ноября 1944 года. Все машины были цвета дюраля. Группа состояла из 350-й (LH , цвет руля направления желтый), 351-й (YJ , руль не окрашен) и 352-й (SX , черный) эскадрилий. До­полнительно в 350-й и 352-й эскадри­льях буквы кода имели желтый кант. На черном руле направления цифры серийного номера были желтого цве­та. Иногда, когда руль перекрашива­ли, цифры закрывали полосками из бумаги или изоленты. Тогда номер рас­полагался на серебристом фоне дюра­ля. Иногда номер наносили вручную темно-синей краской по желтому фону. Признаками группы был кок с четырь­мя полосами равной ширины (черная, желтая, черная, желтая) и три ряда жел­то-черных клеток общей шириной 18 дюймов. В декабре добавили еще пять рядов клеток, которые закрывали про­тивобликовую панель.

354-я истребительная группа, 9-я воздушная армия – аэродром Бокстед (с 23 июня 1944 года разные базы во Франции)

В течение долгого времени группа находилась в оперативном подчинении 8-й воздушной армии, поэтому ее опи­сание помещено здесь. В состав груп­пы входили 353-я (FT ), 355-я (GQ ) и 356-я (AJ ) эскадрильи. Весной 1944 года 353-я и 355-я эскадрильи получи­ли «носовые» элементы быстрой иден­тификации - желтую и голубую поло­су, соответственно. В 356-й эскадрилье нос самолетов долго оставался белым. Когда в декабре 1944 года в часть на­чали поступать P -51 D , 356-я эскадри­лья также получила цветное обозначе­ние: белый кок и голубая 12-дюймовая полоса за ним. На полосе в один ряд располагался ряд белых пятиконечных звезд. Остальные эскадрильи также изменили свои обозначения. У 353-й эскадрилье на желтой полосе добави­лись синие треугольники, которые рас­полагались так, что желтый фон рас­пался на такие же треугольники, но повернутые навстречу синим. В 355-й эскадрилье 12-дюймовую полосу по­крыли белыми квадратиками, получив четыре ряда клеток. Характерной осо­бенностью машин группы было отсут­ствие на них полос быстрой идентифи­кации. Уже в августе 1944 года полосы имелись лишь на небольшом числе машин, да и то, только на хвостовом оперении. Вероятно, пилоты группы были убеждены, что свою функцию полосы не исполняют. Еще в июне 1944 года, когда все самолеты несли черно-белые полосы, пилот «Тандерболта» из другой части сбил «Мустанг» ведуще­го аса группы Глена Иглстона. К счас­тью, это случилось над Англией и Иглстон не пострадал.

В ноябре 354-ю группу пересадили на «Тандерболты». В конце января 1945 года группе вернули «Мустанги». Система обозначений претерпела изме­нения. Носы самолета от кончика кока до первого патрубка целиком выкра­шивали в цвет эскадрильи: 353-я - жел­тый, 355-я - голубой, а 356-я - красный.

355-я истребительная группа. 65-е истребительное крыло, 2-я авиационная дивизия – аэродром Стипл-Морден

Группа получила Р-51В в апреле 1944 года. Машины несли камуфляж и все положенные элементы быстрой идентификации. Группа состояла из следующих эскадрилий: 354-й (WR ), 357-й (OS ) и 358-й (YF ). На командир­ских самолетах в верхнем углу руля направления помещали небольшую белую букву «С». Самолеты, прибы­вавшие в часть неокрашенными, спер­ва получали камуфляж, в котором ис­пользовали английские краски Dark Green и Medium Sea Grey . Позднее нижние поверхности камуфлировать перестали. Следует обратить внимание на то, что полосы быстрой идентифи­кации на машинах с неокрашенным днищем были белые на зеленых повер­хностях и черные на поверхностях нео­крашенных. Еще позже перестали ка­муфлировать и верхнюю сторону само­лета (это касалось главным образом Р-5 ID , поступившим в июле 1944 года).

Зеленый камуфляж имел резкую волни­стую границу на бортах фюзеляжа. При­знаками группы были белый кок и 12-дюймовая полоса на носу. Так обозна­чались как камуфлированные самолеты, так и самолеты без камуфляжа. С нояб­ря 1944 года самолеты получили цветные метки на руле направления: 354-я эскад­рилья - красные, 357-я - белые, а 358-я -желтые. В цвета эскадрилий также пере­красили полосы на носу фюзеляжа, ос­тавив белым только кок винта.

С января 1945 года на нескольких P -51 D появились новые обозначения. Белой краской покрыли всю нижнюю часть капота до середины борта. Пе­ред первым патрубком граница по па­раболе уходила вверх. Границу бело­го поля подчеркнули толстой красной полосой. Кок оставался белым. Есть предположение, что таким образом обозначались командирские машины.

356-я истребительная группа, 67-е истребительное крыло, 1-я авиационная дивизия – аэродром Мортлешам-Хит

Группа получила Р-51 D 20 ноября 1944 года. Все самолеты не имели камуфляжа. В состав группы входили три эскадрильи: 359-я (ОС), 360-я (И) и 361-я (QI ).

Система обозначений в этой груп­пе была одной из самых сложных, как для описания, так и для исполнения. Начнем от кока винта. Его передняя часть до лопастей была красная с че­тырьмя голубыми полосами. Задняя часть кока была целиком голубой. Да­лее часть борта и вся верхняя сторона капота до кабины были красными. Граница проходила от фонаря в сто­рону носа. В районе шестого патрубка граница уходила вниз, а за первым пат­рубком возвращалась на прежний уро­вень. На расстоянии 12 дюймов (305 мм) от кока граница становилась го­ризонтальной. Всю площадь покрыва­ли десять рядов ромбов с длинной диа­гональю равной 12 дюймам. С самого начала самолеты имели цветные рули направления: 359-я эскадрилья - желтые, 360-я - красные, 361-я - голубые. С янва­ря 1945 года в цвет эскадрильи красили также кок и раму фонаря.

357-я истребительная группа, 66-е истребительное крыло, 3-я авиационная дивизия – аэродром Лейстон

Самолеты Р-51В поступили на ос­нащение группы в конце ноября 1943 года, a P -51 D появились в мае 1944 года. Группа состояла из трех эскадри­лий: 362-й (G 4), 363-й (В6) и 364-й (С5).

357-я эскадрилья получила «Мус­танги» первой из всех частей 8-й воз­душной армии. Машины имели завод­ской камуфляж и все элементы быст­рой идентификации, а также белые литеры. С весны 1944 года начали по­ступать неокрашенные самолеты, од­нако многие пилоты требовали нанес­ти на машины камуфляж. Требование это было исполнено, применялись как обычные краски Dark Green и Medium Sea Grey , так и более редкие Dark Olive Drab , Natural Grey , Azure Blue и Middle Green в разных сочетаниях. Опознава­тельные знаки, буквенные обозначения и полосы быстрой идентификации на­носились поверх камуфляжа заново.

Признаком группы служил кок, имевший три полосы: красную, желтую и красную. На передней части капота в два ряда лежали клетки тех же цветов.

После того, как на самолеты нанесли черно-белые полосы, фрагменты букв, попавших на полосу, закрашива­ли черной краской. В августе полосы начали закрашивать. В этот период часть машин получила половинчатый камуф­ляж на верхней стороне фюзеляжа и кры­льев, при этом хвостовое оперение по­крывалось камуфляжем целиком.

В ноябре самолеты получили цветные метки на рулях направления: 363-я эскад­рилья красную, 365-я - желтую, а 362-я - без меток. В декабре от всех видов камуфляжа окончательно отказались.

359-я истребительная группа, 67-е истребительное крыло, 1-я авиационная дивизия – аэродром Ист-Резем

Группа получала Р-51В с мая 1944 года, а Р-51 D начали поступать в июле. Три эскадрильи: 368-я (CV ), 369-я (IV ) и 370-я (CS ). В ноябре ввели цветные метки на руле направления: 368-я эс­кадрилья - желтый, 369-я - красный, 370-я - голубой.

С весны 1944 года признаком груп­пы был зеленый кок винта и 12-дюй­мовая полоса того же цвета на носу фюзеляжа. В конце года зеленая поло­са стала шире: плавно она проходила мимо шестого патрубка вниз и по дуге шла к передней кромке крыла.

До 8 мая 1944 года на коках винта дорисовывали белую спиральную ли­нию. Оттенок зеленой краски был по­добран так, чтобы контрастировать с Dark Olive Drab .

В 1945 году темно-зеленую противобликовую панель перед кабиной за­менили на черную.

361-я истребительная группа, 65-е истребительное крыло, 2-я авиационная дивизия – аэродромы Боттисхем, Литтл-Уолден, Сен-Дизье, Шевр

Первые Р-51В поступили в группу в мае 1944 года. Большинство самоле­тов было уже без камуфляжа. Три эс­кадрильи: 374-я (В7), 375-я (Е2) и 376-я (Е9). С июня триммер руля направле­ния выкрасили в цвет эскадрильи, а с ноября цветным стал весь руль направ­ления: 374-я - красный, 375-я - голубой (также рама фонаря и концы крыльев), а 376-я - желтый.

Признаками группы служили жел­тый кок и 12-дюймовая полоса на носу фюзеляжа. С июля 1944 года ширину полосы увеличили по образцу 352-й истребительной группы с той только разницей, что между фонарем и верх­ней частью капота двигателя остался фрагмент противобликовой полосы. Во время высадки в Нормандии само­леты без камуфляжа внешний край на­ружной белой полосы подчеркнули черной линией.

Черно-белые полосы а верхних поверхностях позднее закрашивали зе­леной краской Dark Green или Olive Drab . На некоторых машинах всю вер­хнюю сторону покрыли зеленым ка­муфляжем с характерной волнистой границей, особенно хорошо заметной на киле.

364-я истребительная группа, 67-е истребительное крыло, 1-я авиационная дивизия – аэродром Хонингтон

Группа летала на P -51 D , поступив­ших 28 июля 1944 года. Все машины были без камуфляжа с полным набором элементов быстрой идентификации.

Литеры, обозначающие эскадри­лью, располагались нетипично, за опознавательным знаком. Литеры на­носили белой краской поверх черной геометрической фигуры, которая так­же обозначала эскадрилью: 383-я эс­кадрилья - круг (N2), 384-я - квадрат (5 Y ), 385-я - треугольник (5Е).

Признаком группы был белый кок и 12-дюймовая белая полоса с голубы­ми горизонтальными штрихами на носу фюзеляжа.

479-я истребительная группа, 65-е истребительное крыло, 2-я авиационная дивизия – аэродром Уоттисхем

Группа получила «Мустанги» Р-51 D 13 сентября 1944 года. Самолеты были без камуфляжа. Как обознача­лись самолеты группы неизвестно. Есть данные только по кодовым и цве­товым обозначениям эскадрилий: 434-я (L 2, красный), 435-я (J 2, желтый), 436-я (9В, черно-белая клетка).

Разведывательный отряд

Отряд состоял из самолетов, выде­ленных из состава эскадрилий 8-го воз­душного флота. Поэтому машины не­сли соответствующие своей эскадрилье кодовые обозначения.

1-й разведывательный отряд вклю­чал самолеты 385-й истребительной эскадрильи 364-й истребительной группы (5Е). Буква, обозначавшая са­молет в составе эскадрильи, помеща­лась на киле. Киль имел тонкий крас­ный кант. Кок красный, за ним следо­вала белая 12-дюймовая полоса.

2-й разведывательный отряд включал самолеты 354-й истреби­тельной эскадрильи 355-й истреби­тельной группы (WR ). Над буквами WR проходила горизонтальная чер­ная полоса, а верхняя половина по­лосы на носу фюзеляжа перекраши­валась в зеленый цвет.

3-й разведывательный отряд вклю­чал самолеты 354-й истребительной эскадрильи 55-й истребительной груп­пы (CL ). На носу помещалось обозна­чение 55-й группы. На руле направле­ния находилась бело-красная клетка.

Передние кромки хвостового оперения выкрашены в красный цвет.

7-я группа фоторазведки (Photographic Recon Group - PRG )

С января 1945 года группа оснаща­лась самолетами F -6 D . Кок винта си­ний, на высоте выхлопных патрубков вдоль всего капота проходила красная полоса шириной около 30 см.

Актуальность базы: 2019.08.19

Для использования «КЛАДР» - Классификатор адресов Российской Федерации на сайте, мы получаем актуальные данные Государственного реестра адресов ФНС России.

  • Код КЛАДР: 34000001000047600
Интервал домов Почтовый индекс Код окато Код налоговой
1,10а,11,11б,12,14,14а,15,15а,16,19,19б 400137 18401365000 3443
20,21а,22,24,26,26а,28,28б,28г,3,30,32 400137 18401365000 3443
23а,27,27а,29,31,33,33б,33г,35,35а,35д 400117 18401365000 3443
28а 400052 18401365000 3443
32а,34,36,38,38а,38г,5,6,6а,6б,7,9,9а,9д 400137 18401365000 3443
37,37а,37б,39,40,41,42,43,44,44а,44д,45 400117 18401365000 3443
46,46б,47,47а,47астр1,47б,47д,47к,48,48а 400117 18401365000 3443
48г,48д,48стр1,48стр2,50,50астр2,52,52а 400117 18401365000 3443
53а,54,54б,54д,56,56а,58,58а,58д,66,66а 400117 18401365000 3443
66стр1 400117 18401365000 3443
«КЛАДР» - Классификатор адресов Российской Федерации

Введен в действие с 01.12.2005 приказом ФНС России от 17.11.2005 № САЭ-3-13/594@. Актуальная версия базы данных 4.0.
Классификатор адресов России разработан ФГУП ГНИВЦ МНС России и предназначен для использования на объектах автоматизации МНС России и Минсвязи России.
С момента появления Классификатора адресов России (КЛАДР) прошло много времени. Сначала его разработка определялась достаточно узкими целями. Непростым было и его внедрение в налоговых органах и в ПФР. В настоящее время интерес к КЛАДРу сильно возрос. Объясняется это тем, что возникла потребность в создании Федеральной информационной адресной системы (ФИАС), которая должна на чем-то базироваться. Оказалось, что, невзирая на справедливую критику к качеству наполнения КЛАДР, ничего лучшего за 20 лет придумано не было.
На сайте представлена информация по данным классификатора адресов РФ. Все коды - почтовый индекс, код ОКАТО и код инспекции ФНС РФ, представлены так, как они есть в исходной базе данных КЛАДРа, размещенном на сайте www.gnivc.ru
Внимание! Почтовый индекс, код ОКАТО и код налоговой инспекции ФНС РФ, полученные с помощью данного сайта, имеют справочный характер. Сайт не несет ответственности за возможные убытки и нежелательные последствия, а также упущенную выгоду, понесенные в результате использования информации, полученной на данном сайте.
Для получения почтового индекса, кода ОКАТО, кода налоговой инспекции ФНС РФ следует обращаться в соответствующий компетентный государственный орган РФ.