ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство города Москвы"


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 02.07.2015);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 04.10.2017);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 21.12.2017).
____________________________________________________________________


В целях развития Единого геоинформационного пространства города Москвы и обеспечения доступа органов исполнительной власти города Москвы к пространственным данным и метаданным об объектах, расположенных на территории города Москвы:
(Преамбула в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

1. Ввести в промышленную эксплуатацию интегрированную автоматизированную информационную систему "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (далее - ИАИС ЕГИП).

2. Утвердить Положение об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (приложение).

3. Установить, что Департамент информационных технологий города Москвы является оператором ИАИС ЕГИП, а также уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, ответственным за регламентированное осуществление информационного обмена между участниками информационного взаимодействия в рамках Единого геоинформационного пространства города Москвы.
распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП ; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП .

4. Признать утратившими силу:

4.1. Распоряжение Правительства Москвы от 1 октября 2009 года N 2578-РП "О создании Координационного совета по программе развития единого геоинформационного пространства города Москвы" .

4.2. Распоряжение Правительства Москвы от 24 ноября 2009 года N 3007-РП "О вводе в промышленную эксплуатацию" .

4.3. Распоряжение Правительства Москвы от 26 июля 2011 года N 566-РП "О вводе в промышленную эксплуатацию интегрированной автоматизированной информационной системы "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (первая очередь)".

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение. Положение об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство города Москвы"

1. Общие положения

1.1. Положение об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (далее - Положение) определяет основы функционирования интегрированной автоматизированной информационной системы "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (далее - ИАИС ЕГИП), состав участников информационного взаимодействия с использованием ИАИС ЕГИП (далее - участники информационного взаимодействия), их права и обязанности.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

1.2. ИАИС ЕГИП представляет собой государственную информационную систему города Москвы, обеспечивающую сбор, обработку, актуализацию, хранение, распространение, обмен и использование пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

1.3. В ИАИС ЕГИП включаются пространственные данные и метаданные об объектах, расположенных на территории города Москвы, представленные в двухмерном и трехмерном видах, охватывающие наземное, подземное и надземное пространство, связанные между собой единой координатной основой, позволяющей отображать и обрабатывать пространственные объекты одновременно из разных массивов данных любых масштабов, включая массивы тематических данных различных информационных ресурсов.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

1.4. ИАИС ЕГИП является составной частью инфраструктуры пространственных данных города Москвы, которая представляет собой совокупность городских информационных ресурсов, технологий, систем, правовых актов, необходимых для сбора, обработки, актуализации, хранения, распространения, обмена и использования пространственных данных и метаданных.

1.5. Основными целями создания ИАИС ЕГИП являются:

Развитие геоинформационных технологий в городе Москве за счет комплексного подхода в использовании пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, и развития интеграционных процессов;
распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

Формирование и развитие информационной базы пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, для использования органами государственной власти города Москвы в деятельности по развитию города Москвы и повышению безопасности города в целом;
(Дефис в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

Повышение качества государственного управления, оказания государственных и иных услуг за счет более эффективного использования пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы;
(Дефис в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

Снижение бюджетных расходов на развитие и поддержание информационных ресурсов единого геоинформационного пространства города Москвы за счет исключения дублирования работ по созданию и актуализации пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы.
(Дефис в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

1.6. Задачами ИАИС ЕГИП являются:

Автоматизация процессов формирования информационной базы пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы;

Ведение мониторинга качества государственного управления, предоставления государственных и иных услуг путем использования пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы;

Обеспечение открытого доступа жителей города к информации о развитии территории города Москвы.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

1.7. Основными функциями ИАИС ЕГИП являются:

Сбор, обработка и анализ пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы;

Предоставление доступа к пространственным данным и метаданным об объектах, расположенных на территории города Москвы;

Обеспечение обратной связи между участниками информационного взаимодействия в части контроля качества пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, и предоставляемых на основе таких данных услуг.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

1.8. Информационные ресурсы ИАИС ЕГИП используются иными информационными системами города Москвы, при эксплуатации которых осуществляется обработка пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, для решения общегородских задач, а также задач, связанных с формированием пространственных данных, публикуемых в открытом доступе.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

2. Участники информационного взаимодействия

2.1. Участниками информационного взаимодействия с использованием ИАИС ЕГИП являются пользователи и поставщики информации в ИАИС ЕГИП, а также уполномоченный орган ИАИС ЕГИП, оператор ИАИС ЕГИП.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП .

2.2. Пользователи информации - органы государственной власти города Москвы, граждане и организации, нуждающиеся в конкретной информации, содержащейся в едином геоинформационном пространстве города Москвы, и предоставляемой другими участниками информационного взаимодействия.

Органы государственной власти города Москвы являются пользователями любой информации, содержащейся в ИАИС ЕГИП (в том числе информации для служебного пользования).

Граждане являются пользователями информации общего пользования, содержащейся в ИАИС ЕГИП.

Организации являются пользователями информации общего пользования, содержащейся в ИАИС ЕГИП, а также по их запросу информации для служебного пользования.

2.3. Поставщик информации - органы государственной власти города Москвы и организации, являющиеся собственниками информационных ресурсов, располагающие необходимой информацией и предоставляющие ее другим участникам информационного взаимодействия.

2.4. Уполномоченный орган ИАИС ЕГИП орган исполнительной власти города Москвы, ответственный за регламентированное осуществление информационного обмена между участниками информационного взаимодействия.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП .

3. Состав информационных ресурсов интегрированной автоматизированной информационной системы "Единое геоинформационное пространство города Москвы

(Раздел в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

3.1. В состав ИАИС ЕГИП входят:

3.1.1. Подсистемы, определенные оператором ИАИС ЕГИП в эксплуатационной документации ИАИС ЕГИП.

3.1.2. Наборы пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, включающие базовые пространственные данные и тематические (отраслевые) пространственные данные.

3.2. В целях настоящего Положения:

3.2.1. Под базовыми пространственными данными об объектах, расположенных на территории города Москвы, понимаются разрешенные к опубликованию в открытом доступе цифровые данные о пространственных объектах, отличающихся устойчивостью пространственного положения во времени и используемых для позиционирования (определения месторасположения) других пространственных объектов, не содержащие информацию, составляющую государственную тайну, а также другую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.2.2. Под тематическими (отраслевыми) пространственными данными об объектах, расположенных на территории города Москвы, понимаются разрешенные к опубликованию в открытом доступе цифровые данные о пространственных объектах, касающиеся определенной сферы общественных отношений и используемые органами исполнительной власти города Москвы при осуществлении своих полномочий.

3.3. Состав базовых пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, определяется оператором ИАИС ЕГИП.

3.4. Формирование и актуализация базовых пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, в ИАИС ЕГИП осуществляется на базе Единой городской картографической основы Москвы в установленном порядке.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 3 октября 2017 года N 538-РП .

3.5. Состав тематических (отраслевых) пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, определяется оператором ИАИС ЕГИП и утверждается заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы.

3.6. Формирование и актуализация тематических (отраслевых) пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, в ИАИС ЕГИП осуществляется в том числе с использованием информационных ресурсов, не принадлежащих городу Москве.

4. Порядок информационного взаимодействия и использования компонентов Единого геоинформационного пространства

4.1. Порядок информационного взаимодействия между участниками информационного взаимодействия определяется регламентом взаимодействия, утверждаемым уполномоченным органом ИАИС ЕГИП.

4.2. Межсистемный обмен пространственными данными и метаданными об объектах, расположенных на территории города Москвы, и публикация таких данных в установленном порядке на официальных сайтах органов государственной власти города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет осуществляется с использованием ИАИС ЕГИП.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

4.3. Формирование и обновление информационных ресурсов ИАИС ЕГИП осуществляется оператором ИАИС ЕГИП на основании информации, предоставленной поставщиками информации, с использованием электронной подписи.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

4.4. При организации предоставления тематических (отраслевых) пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, ИАИС ЕГИП в том числе взаимодействует с информационными системами города Москвы, с использованием которых осуществляется формирование указанных данных в ИАИС ЕГИП.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

4.5. Предоставление пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, в форме открытых данных осуществляется по согласованию с поставщиками таких данных путем их публикации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемых оператором ИАИС ЕГИП.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

5. Права и обязанности участников информационного взаимодействия

5.1. Уполномоченный орган ИАИС ЕГИП:

Дефис утратил силу - распоряжение Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП ;

Разрабатывает регламент взаимодействия между участниками информационного взаимодействия;

Осуществляет взаимодействие с участниками информационного взаимодействия в рамках реализации настоящего положения;

Осуществляет контроль за соблюдением участниками информационного взаимодействия требований, установленных настоящим положением;

- обеспечивает развитие (модернизацию), эксплуатацию ИАИС ЕГИП.
(Дефис дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП)

5.2. Оператор ИАИС ЕГИП:

Обеспечивает функционирование ИАИС ЕГИП в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, а также требованиями, установленными Правительством Российской Федерации и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Обеспечивает функционирование ИАИС ЕГИП в круглосуточном режиме;

Осуществляет формирование и обновление пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, на основе информации, предоставляемой участниками информационного взаимодействия;
(Дефис в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

Обеспечивает целостность и доступность данных ИАИС ЕГИП для участников информационного взаимодействия;

Осуществляет ведение ретроспективных данных;

Осуществляет учетную регистрацию участников информационного взаимодействия и предоставляет им доступ к ИАИС ЕГИП;

Осуществляет консультационную поддержку участников информационного взаимодействия по вопросам использованию ИАИС ЕГИП.

Отдельные функции оператора ИАИС ЕГИП могут быть переданы другому органу исполнительной власти города Москвы, подведомственному ему государственному учреждению города Москвы или иной организации по решению оператора ИАИС ЕГИП в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП .

Оператор ИАИС ЕГИП не несет ответственность за достоверность и полноту информации, предоставляемой поставщиками информации.

5.3. Поставщик информации:

Осуществляет формирование и ведение тематической составляющей части ИАИС ЕГИП;

Обеспечивает достоверность и полноту предоставляемой информации;

Соблюдает требования и правила ведения и использования данных ИАИС ЕГИП;

- обеспечивает хранение первичной (исходной) информации, за исключением случаев, когда первичный ввод информации осуществлялся посредством ИАИС ЕГИП, и предоставляет ее по запросу уполномоченного органа ИАИС ЕГИП.
(Дефис дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

5.4. Пользователь ИАИС ЕГИП:

Осуществляет доступ к ИАИС ЕГИП в соответствии с установленным регламентом взаимодействия;

Направляет оператору ИАИС ЕГИП предложения по изменению порядка предоставления информации;

Соблюдает требования эксплуатационной документации по использованию данных ИАИС ЕГИП;

Соблюдает требования законодательства о защите информации ограниченного доступа и обеспечении информационной безопасности информации, передаваемой с использованием ИАИС ЕГИП.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Разговор о необходимости создания единого геоинформационного пространства города Москвы.

Москва один из крупнейших городов земли со сложной инфраструктурой, уникальный по территориальной организации, структуре и управлению мегаполис. В городе существуют информационные системы, базирующиеся на современных средствах сбора информации, объемы которой постоянно растут в геометрической прогрессии. Поэтому во многих странах и городах развиваются интеграционные процессы, обеспечивающие консолидацию и упорядочение информационных потоков, создающие условия для формирования единой информационной инфраструктуры.

На протяжении последних лет в Москве развернуто интенсивное жилищное строительство, реконструкция и капитальный ремонт, строятся и реконструируются транспортные магистрали и инженерные коммуникации, осуществляется комплексное благоустройство и другие виды работ.

В целом в городе, сложилась благоприятная возможность объединения информационных ресурсов и создание на их базе новых. Международный опыт показывает, что интеграцию разрозненной информации лучше всего осуществлять на основе геоинформационных технологий.

Утвержденная правительством «концепция создания инфраструктуры пространственных данных(ИПД)» на трёх уровнях: федеральном, территориальном и муниципальном. На законодательном уровне России то же необходимо обеспечить регулирование отношений в сфере создания и развития ИПД посредством принятия соответствующих подзаконных актов.

При проектировании технических компонентов ИПД РФ возникает ряд научно прикладных задач.

1) Выполнить структурный анализ всей пространственной информации, используемой органами исполнительной власти, крупными предприятиями и другими пользователями.

2) Необходимо формализовать описание размещаемой в ИПД информации, ее взаимосвязей и использования

Доступ пользователей к информации, содержащейся в федеральных и региональных ресурсах, должен по мере возможности осуществляться в режиме одного окна. ЕГИП города Москвы представляет собой сочетание массивов пространственных данных о территории города, представленных в двухмерном и трехмерном видах, охватывающих наземное, подземное и надземное пространство, связанных между собой единой координатной основой.

В 2010г Постановлением Правительства Москвы №162-ПП была принята Среднесрочная городская целевая программа работ по развитию ЕГИП города Москвы на 2010-2012гг. Основными задачами программы являлись следующие.

  1. Геодезическое обеспечение единой геоинформационной инфраструктуры
  2. Обеспечение пользователей актуализированными материалами
  3. Создание трехмерной цифровой модели города Москвы
  4. Инженерно-геологическое картографирование
  5. Обеспечение межведомственного взаимодействия
  6. Совершенствование нормативного, кадрового, научного и технологического обеспечения ЕГИП г. Москвы.

Логическая архитектура ЕГИП города Москвы включает следующие основные компоненты:

Среду межсистемного обмена и доступа к геопространственным данным органов исполнительной власти

Центральный узел среды ЕГИП города Москвы

Среду оперативного доступа к пространственным данным

Система геопорталов содержит три основных портала различной степени конфиденциальности:

А) Портал для открытого доступа

Б) Служебный портал для органов исполнительной власти г. Мосвы

В) Режимный геоинформационный портал органов исполнительной власти г. Москва

Дальнейшее развитие ЕГИП г. Москвы необходимо проводить в следующих основных направлениях.

Разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения работ

Развитие состава и полноты предоставляемой информации

Создание и развитие многомерного предоставления территории

Создание и развитие аналитических возможностей

С. А. Зубков

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти, - ответил кот.

- Да мне почти все равно, - начала Алиса

- Тогда все равно, куда идти, - сказал кот.

- Лишь бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.

- Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал кот, - конечно, если не остановишься на полпути.

(Л. Кэрролл, «Приключения Алисы в стране чудес»)

В отличие от главной героини знаменитого произведения Л. Кэрролла, у специалистов Департамента информационных технологий города Москвы, принимающих участие в формировании геоинформационного пространства города, есть понимание, куда они хотят прийти. Однако обо всем по порядку.

Работы по формированию Единого геоинформационного пространства (ЕГИП) города Москвы проводятся в рамках реализации Государственной программы города Москвы «Информационный город (2012–2016 годы)». Проекты, направленные на развитие ЕГИП, входят в состав приоритетных в рамках мероприятий подпрограммы «Развитие информационно-коммуникационных технологий для повышения качества жизни в городе Москве и создания благоприятных условий для ведения бизнеса».

Согласно пункту 1.2 распоряжения Правительства Москвы от 20 марта 2012 г. № 120-РП «Об интегрированной автоматизированной информационной системе «Единое геоинформационное пространство города Москвы» ЕГИП представляет собой «государственную информационную систему, обеспечивающую интеграцию и предоставление геопространственных данных, содержащихся в информационных ресурсах органов государственной власти города Москвы и организаций». Стоит сразу озвучить, что задача навести порядок в отраслевых базах геоданных (БГД) и обеспечить их предоставление в рамках мероприятий по формированию единой общегородской платформы открытых данных - это только первый этап в развитии геоинформационного пространства столицы.

Идеологически ЕГИП должно представлять n -мерный массив событий, последовательное и/или параллельное возникновение которых способно образовать бизнес- или технологический процесс получения, обработки и применения геоданных в рамках предоставления государственных услуг гражданам и организациям; межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти (ОИВ) города Москвы; контроля качества услуг, направленных на повышение качества жизни и обеспечение безопасности населения города; развития транспортной, культурно-досуговой и физкультурно-спортивной инфраструктур; повышения уровня доступности городской инфраструктуры для маломобильных групп граждан; охраны окружающей среды и мн. др.

Каждое событие в ЕГИП можно описать набором значений по шести основным измерениям:

  1. функциональные:
    • геоданные (отраслевые, общегородские);
    • поставщики геоданных (ОИВ, внешние организации);
    • потребители геоданных (граждане, ОИВ, внешние организации);
  2. обеспечивающие:
    • программное обеспечение (ГИС-серверы, веб-клиенты, мобильные приложения);
    • объекты системно-технической инфраструктуры (серверы, хранилища данных, каналы передачи данных);
    • механизмы передачи геоданных (веб-сервисы, файлы, реплики БГД).

Еще раз отмечу, что основной целью развития ЕГИП является формирование оптимального по составу и плотности событий геоинформационного пространства, позволяющего обеспечить геоинформационную поддержку существующих процессов оказания услуг населению города и организациям, а также позволяющего формировать новые процессы и наборы услуг, базирующиеся на геоданных.

Как говорилось выше, в рамках первого этапа (2012–2013 гг.) формирования геоинформационного пространства все силы были брошены на анализ отраслевых БГД в части структур хранения, дублирования, качества топологических связей, тематической классификации. Специалистам Департамента информационных технологий города Москвы совместно с задействованными ОИВ и другими участниками проекта удалось собрать воедино достаточно большой массив отраслевых данных, выделить на их основе общегородские геоданные, согласовать и утвердить в Аппарате Мэра и Правительства Москвы первую версию тематического классификатора. В настоящее время выделено семнадцать постоянных тематических категорий, а также отдельные категории сезонных данных. Большая часть собранных данных (около 200 слоев) предоставлена в настоящее время на суд жителей города в публичном доступе посредством первой версии общегородского интерактивного геоинформационного ресурса «Электронный атлас города Москвы» (eatlas.mos.ru). Любой пользователь ресурса имеет возможность помочь нам в корректировке данных, отправив сообщение с помощью удобных форм (рис. 1а, 1б).

Рис. 1. Формы обращения

Понимая, что отдельно геоданные, какими бы корректными они ни были, мало чем смогут помочь рядовым гражданам, в рамках второго этапа развития ЕГИП (2013–2014 гг.) основной упор будет сделан на развитие геосервисов. Помимо базовых сервисов (удобный комбинированный поиск по адресу и местоположению, прокладка маршрутов), Электронный атлас будет предоставлять информацию о доступности объектов городской инфраструктуры для маломобильных групп граждан. Уже проводится интеграция с порталом государственных услуг, и в ближайшее время станут доступны функция записи в спортивные секции и другие услуги основного и дополнительного образования. Пользователям ресурса будет доступен сервис просмотра панорам города. По поручению мэра Москвы в ближайшее время будет подготовлена англоязычная версия ресурса. В 2014 г. выйдет и первая мобильная версия Электронного атласа города Москвы.

Не менее важным направлением развития ЕГИП до 2014 г. останется геоинформационное обеспечение раскрытия тематических отраслевых баз объектов городского хозяйства и привлечение сторонних разработчиков сервисов и приложений на основе этих данных.

Теперь о тех, кто с другой стороны «баррикад» - о поставщиках данных. С целью интеграции существующих отраслевых геоинформационных систем, обеспечения средствами формирования и ведения геоданных тех ОИВ, которые ранее таковых не имели, в рамках первого этапа развития ЕГИП была создана «Подсистема оперативного доступа к геопространственным данным Единого геоинформационного пространства города Москвы». Основной задачей данного ресурса ЕГИП является обеспечение специалистов ОИВ-поставщиков геоданных средствами создания и редактирования пространственной атрибутики геоданных, а также придания им юридической значимости посредством электронной подписи ответственного лица.

В рамках второго этапа развития ЕГИП данный ресурс также не останется без внимания и будет значительно доработан в части развития API, расширения функций редактирования и визуального представления, формирования механизмов геоанализа и подготовки сложных картографических отчетов.

Все, о чем писалось выше, касается функциональной архитектуры геоинформационного пространства города Москвы. Данные изменения, конечно же, не возможны без серьезных изменений и на других уровнях архитектуры. Целевая архитектура ЕГИП представлена на рис. 2.


Рис. 2. Схема целевой архитектуры ИАИС ЕГИП

В связи с этим намечены следующие основные мероприятия в рамках дальнейшего развития ЕГИП в части прикладной и системно-технической архитектуры:

  1. переход от классической 3-уровневой модели корпоративной ИС крупного предприятия, использованной для максимально быстрого решения задач первого этапа, к решениям на основе ESB и SOA;
  2. переход в предоставлении ресурсов на основе моделей облачных вычислений - PaaS, SaaS, DaaS;
  3. формирование полноценного программно-технического комплекса анализа и управления ЕГИП.

Неотъемлемой составляющей развития архитектуры ЕГИП является формирование механизмов анализа и управления изменениями архитектуры ЕГИП, включающее в себя следующие работы:

  1. определение состава атрибутов значений по каждому измерению;
  2. разработка сводного показателя атрибутов значений по каждому измерению (для сортировки значений);
  3. формирование целевых значений по каждому измерению;
  4. разработка алгоритмов оптимизации архитектуры ЕГИП:
    • алгоритм формирования весовых коэффициентов событий;
    • алгоритм оптимизации значений по измерениям для отдельного события и группы событий (бизнес- или производственного процесса);
    • алгоритм определения состава и значений атрибутов для каждого измерения;
  5. разработка алгоритма формирования последовательности событий (бизнес- или производственного процесса) ЕГИП, обеспечивающего выполнение требований к оказанию услуг.

Не менее важным аспектом формирования ЕГИП города Москвы является качественное нормативно-правовое обеспечение. В данной части запланировано внесение изменений в текущие нормативно-правовые акты мэра и Правительства Москвы, а также разработка новых постановлений и регламентов, устанавливающих правила информационного взаимодействия в ЕГИП. Особое внимание на данном этапе будет уделено предложениям рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросу использования данных дистанционного зондирования Земли в Российской Федерации. Группа Экспертного совета была создана после доклада мэра Москвы С. С. Собянина на заседании президиума совета по модернизации экономики и инновационному развитию.

Единое геоинформационное пространство является составной частью инфраструктуры пространственных данных Москвы, представляющей совокупность городских информационных ресурсов, технологий, систем, нормативных и правовых актов, необходимых для сбора, обработки, актуализации, хранения, распространения, обмена и использования пространственных данных и метаданных.

А.В. Антипов (ГУП «Мосгоргеотрест»)

Развитие города в целом, отдельных направлений городского хозяйства и практически всех городских информационных систем, которые уже созданы или еще создаются, невозможно без достоверных пространственных данных о занимаемой территории, находящихся на ней земельных участках, объектах недвижимости и иных объектах и явлениях.

Наличие такой информации особенно актуально для динамично развивающихся мегаполисов, в том числе Москвы. В последние годы в столице в соответствии с генеральным планом развития интенсивно ведется жилищное строительство, осуществляются реконструкция и капитальный ремонт жилого фонда, прокладываются и реконструируются транспортные магистрали и инженерные коммуникации, претворяются в жизнь мероприятия по комплексному благоустройству и т. д.

Реализация массового строительства, принятие и утверждение управленческих решений на территории города были бы невозможны без проведения комплексных инженерных изысканий, в том числе инженерно-геодезических, геологических и экологических, а также выполнения аэрофотосъемочных и картографических работ. Следует отметить, что пространственные данные, формируемые в ходе указанных действий, необходимы для успешной реализации всех этапов проектирования и строительства.

На территории Москвы значительный объем работ в области комплексных инженерных изысканий выполняет ГУП «Мосгоргеотрест», ведущий свою историю с 1944 г. и входящий в структуру комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы

Ниже рассказано об опыте предприятия по обеспечению пространственными данными органов исполнительной власти и городских организаций в рамках целевых городских программ.

Опорная геодезическая сеть Москвы
Для решения практически всех измерительных задач на территории города необходимо наличие единого координатного пространства, обладающего достаточной точностью.

В 2000 г. «Мосгоргеотрест», используя собственные источники финансирования, приступил к работам по инвентаризации опорной геодезической сети Москвы. В результате было выявлено, что почти треть пунктов, числящихся в картотеке, утеряны в связи с массовым строительством и отсутствием на тот момент установленного порядка сохранности пунктов. Состояние сети не лучшим образом сказывалось на качестве и скорости проведения топографических и геодезических работ, в том числе при изготовлении крупномасштабных инженерно-топографических планов для проектирования.

Предприятием была разработана целевая среднесрочная программа работ по совершенствованию опорной геодезической сети столицы, рассчитанная на 2004–2006 гг., которая и была утверждена постановлением Правительства Москвы от 2 марта 2004 г. № 115-ПП. В реализации программы также приняли участие специалисты МИИГАиК, ЦНИИГАиК и МАГП.

В настоящее время сеть полностью восстановлена и уравнена. Для ее поддержания и дальнейшего развития ежемесячно закладывается до 120 знаков. В городе приняты правила, по которым строители несут ответственность за уничтожение знаков. Единая опорная геодезическая сеть столицы обеспечивает необходимую точность проведения всех видов инженерных изысканий, топографо-геодезических, картографических, землеустроительных и кадастровых работ.

Выполненные работы создали основу для формирования высокоточного навигационного поля с использованием систем глобального спутникового позиционирования. В настоящее время проект реализуется ГУП «Мосгоргеотрест» в опытном режиме (рис. 1, 2).


Рис. 1. каркасная геодезическая сеть г. Москвы

Единая государственная картографическая основа Москвы
Многие городские организации создают и развивают свои информационные системы, которые, как правило, требуют наличия картографической основы. До 2001 г. выбор картографических материалов регламентировался целями и финансовыми возможностями владельцев ресурсов. В результате при попытках получить комплексную информацию из различных баз данных возникали разного рода неточности и ошибки.

Правительством Москвы было приято решение о создании единой государственной картографической основы (ЕГКО) столицы и обязательности ее использования при формировании информационных систем в городских организациях (постановление Правительства Москвы от 19 января 1999 г. № 24). В 2001 г. ресурс, имеющий базовый масштаб 1:10 000, был введен в промышленную эксплуатацию.

В настоящее время в соответствии с распорядительными документами городской администрации единая государственная картографическая основа бесплатно поставляется в 52 организации, а цикл полного обновления цифрового картографического фона (ЦКФ) составляет четыре месяца.

Подземное пространство города насыщено различными коммуникациями. Особое значение для решения градостроительных задач имеют пространственные данные о положении магистральных инженерных сетей. В связи с этим в 2008 г. была начата работа по созданию выделенного ресурса по магистральным инженерным коммуникациям в составе ЕГКО. В настоящее время ресурс введен в эксплуатацию (рис. 3, 4).

Дистанционное зондирование территории Москвы
Оперативное обновление картографических материалов было бы невозможно без использования данных аэро- и космической съемки. Поэтому Правительством Москвы было принято постановление от 21 марта 2000 г. № 198 «Об утверждении положения о порядке формирования и выполнения ежегодного городского заказа на аэрокосмическую съемку территории г. Москвы, обработки данных дистанционного зондирования и ведения банка данных дистанционного зондирования по территории г. Москвы», а в структуре ГУП «Мосгоргеотрест» образован центр дистанционного зондирования, на который была возложена координация работ в этом направлении.

В рамках принятой программы ежегодно проводится аэрофотосъемка городской территории для создания ортофотопланов масштаба 1:2000 (в том числе для обновления топографических планов соответствующего масштаба) и приобретаются материалы космической съемки для обновления ЦКФ ЕГКО и решения ряда профильных задач. Материалы на безвозмездной основе передаются в 20 городских организаций.

Стереофотограмметрическая обработка снимков позволяет получить информацию о высотах пространственных объектов и перейти к трехмерному моделированию городской территории (рис. 5–7).

Инженерно-геологическое картографирование территории Москвы
Оптимальное использование территории мегаполиса невозможно без освоения подземного пространства, которое подразумевает всестороннее изучение строения геологической среды и получение инженерно-геологической информации. Это обусловило появление распоряжения Правительства Москвы от 26 марта 2007 г. № 518-РП «О создании тематических геологических крупномасштабных карт территории города Москвы». Основным рабочим масштабом был выбран масштаб 1:10 000, а в качестве картографической основы использовалась ЕГКО Москвы.

Работы выполнялись ГУП «Мосгоргеотрест» совместно с Институтом геоэкологии РАН в течение трех лет и были закончены в начале 2010 г. В итоге составлены 12 комплектов инженерно-геологических карт (рис. 8).

Программа работ по развитию единого геоинформационного пространства г. Москвы на 2010–2012 гг.
Учитывая изложенное, можно констатировать, что в Москве накоплены значительные ресурсы пространственной информации и сложилась благоприятная возможность для их объединения и формирования производных продуктов.

На основе одобренной Правительством РФ Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации постановлением Правительства Москвы от 30 июня 2009 г. № 619-ПП была принята Концепция среднесрочной городской целевой программы работ по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы на 2010–2012 годы.

Концепция определила единое геоинформационное пространство столицы как сочетание массивов пространственных данных о территории города, представленных в двумерном и трехмерном видах, охватывающих наземное, подземное и надземное пространство, связанных между собой единой координатной основой, позволяющей отображать и обрабатывать пространственные объекты одновременно из разных массивов данных любых масштабов, включая массивы тематических данных различных пользователей.

Единое геоинформационное пространство является составной частью инфраструктуры пространственных данных Москвы, представляющей совокупность городских информационных ресурсов, технологий, систем, нормативных и правовых актов, необходимых для сбора, обработки, актуализации, хранения, распространения, обмена и использования пространственных данных и метаданных.

На основе указанной концепции постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. № 162-ПП была принята Среднесрочная городская целевая программа работ по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы на 2010–2012 годы.

Основными задачами программы являются:
- геодезическое и картографическое обеспечение (оказание услуг на основе актуализированных информационных ресурсов ЕГКО Москвы);
- обеспечение территории города данными дистанционного зондирования;
- создание отраслевых картографических тематических информационных ресурсов на базе ЕГКО Москвы;
- обеспечение трехмерными пространственными материалами и данными;
- создание базовой региональной системы навигационно-геодезического обеспечения города на основе ГЛОНАСС/
GPS (СНГО Москвы);
- инженерно-геологическое обеспечение;
- нормативное, программное и техническое обеспечение;
- кадровое и научно-информационное обеспечение.

В результате реализации названной программы будут решены задачи обеспечения органов исполнительной власти, органов поддержания правопорядка и гражданской защиты, организаций столицы, а также ее жителей комплексными пространственными данными о территории города, включая подземное пространство, материалами дистанционного зондирования, инженерно-геологическими данными, отраслевыми пространственными ресурсами.

В заключение стоит отметить, что принятие подобной программы стало возможным благодаря постоянному вниманию со стороны исполнительной и законодательной власти столицы к вопросам обеспечения пространственными данными городских организаций. Практически 10-летняя работа по сбору, обработке и распространению пространственных данных, выполняемая в соответствии с нормативными документами правительства Москвы, дала возможность убедиться в несомненной эффективности их использования для решения управленческих и производственных задач на территории города.

Об интегрированной автоматизированной информационной системе «Единое геоинформационное пространство города Москвы»

В целях развития Единого геоинформационного пространства го- рода Москвы и обеспечения доступа органов исполнительной к геопространственным данным: 1. Ввести в промышленную эксплуатацию интегрированную автома- тизированную информационную систему "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (далее - ИАИС ЕГИП) 2. Утвердить Положение об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство го- рода Москвы" (приложение). 3. Установить, что является оператором и государственным заказчиком про- мышленной эксплуатации ИАИС ЕГИП, а также уполномоченным органом исполнительной , ответственным за регламенти- рованное осуществление информационного обмена между участниками информационного взаимодействия в рамках Единого геоинформационного пространства города Москвы. 4. Признать утратившими силу: 4.1. Распоряжение Правительства Москвы от "О создании Координационного совета по программе разви- тия единого геоинформационного пространства города Москвы". 4.2. Распоряжение Правительства Москвы от "О вводе в промышленную эксплуатацию". 4.3. Распоряжение Правительства Москвы от "О вводе в промышленную эксплуатацию интегрированной ав- томатизированной информационной системы "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (первая очередь)". 5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Ермолаева А.В. П.п.Мэр Москвы С.С.Собянин Приложение к распоряжению Правительства Москвы от 20 марта 2012 г. N 120-РП Положение об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство города Москвы" 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет структуру интегрированной автоматизированной информационной системы "Единое геоинформацион- ное пространство города Москвы", способ утверждения порядка инфор- мационного взаимодействия между органами государственной и организациями (далее - участники информационного взаимодействия) в целях обеспечения межсистемного обмена и доступа к единому геоинформационному пространству города Москвы, состав участников информационного взаимодействия, их права и обязанности. 1.2. Интегрированная автоматизированная информационная систе- ма "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (далее - ИАИС ЕГИП) представляет собой государственную информационную сис- тему, обеспечивающую интеграцию и предоставление геопространствен- ных данных, содержащихся в информационных ресурсах органов госу- дарственной и организаций. 1.3. В ИАИС ЕГИП включаются пространственные данные о терри- тории города Москвы, представленные в двухмерном и трехмерном ви- дах, охватывающие наземное, подземное и надземное пространство, связанные между собой единой координатной основой, позволяющей отображать и обрабатывать пространственные объекты одновременно из разных массивов данных любых масштабов, включая массивы тематичес- ких данных различных информационных ресурсов. 1.4. ИАИС ЕГИП является составной частью инфраструктуры пространственных данных города Москвы, которая представляет собой совокупность городских информационных ресурсов, технологий, сис- тем, правовых актов, необходимых для сбора, обработки, актуализа- ции, хранения, распространения, обмена и использования пространс- твенных данных и метаданных. 1.5. Основными целями создания ИАИС ЕГИП являются: - развитие геоинформационных технологий в городе Москве за счет комплексного подхода в использовании пространственных данных и развития интеграционных процессов; - формирование и развитие информационной базы геопространс- твенных данных для использования органами государственной в деятельности по развитию города Москвы и повышению безопасности города в целом; - повышение качества государственного управления, оказания государственных и иных услуг за счет более эффективного использо- вания пространственных данных; - снижение бюджетных расходов на развитие и поддержание ин- формационных ресурсов единого геоинформационного пространства го- рода Москвы за счет исключения дублирования работ по созданию и актуализации пространственных данных. 2. Участники информационного взаимодействия 2.1. Участниками информационного взаимодействия с использова- нием ИАИС ЕГИП являются пользователи и поставщики информации в ИАИС ЕГИП, а также уполномоченный орган ИАИС ЕГИП (оператор ИАИС ЕГИП). 2.2. Пользователи информации - органы государственной , граждане и организации, нуждающиеся в конкретной информации, содержащейся в едином геоинформационном пространстве города Москвы, и предоставляемой другими участниками информацион- ного взаимодействия. Органы государственной являются пользо- вателями любой информации, содержащейся в ИАИС ЕГИП (в том числе информации для служебного пользования). Граждане являются пользователями информации общего пользова- ния, содержащейся в ИАИС ЕГИП. Организации являются пользователями информации общего пользо- вания, содержащейся в ИАИС ЕГИП, а также по их запросу - информа- ции для служебного пользования. 2.3. Поставщик информации - органы государственной власти го- рода Москвы и организации, являющиеся собственниками информацион- ных ресурсов, располагающие необходимой информацией и предоставля- ющие ее другим участникам информационного взаимодействия. 2.4. Уполномоченный орган ИАИС ЕГИП (оператор ИАИС ЕГИП) - орган исполнительной , ответственный за регла- ментированное осуществление информационного обмена между участни- ками информационного взаимодействия. 3. Структура интегрированной автоматизированной информационной системы "Единое геоинформационное пространство города Москвы" 3.1. В состав ИАИС ЕГИП входят: 3.1.1. Система оперативного доступа к геопространственным данным единого геоинформационного пространства города Москвы - ин- формационная система, предназначенная для служебного пользования имеющими к ней доступ участниками информационного взаимодействия. 3.1.2. Среда межсистемного обмена геопространственными данны- ми единого геоинформационного пространства города Москвы - инфор- мационная система, состоящая из системной базы данных геоинформа- ционных ресурсов и среды обмена геопространственными данными, включая пространственные данные, находящиеся у органов государс- твенной . 3.1.3. Автоматизированная информационная система "Электронный Атлас" - информационная система, предназначенная для предоставле- ния официальных геопространственных данных Правительства Москвы в открытом доступе. 3.1.4 Технологический портал ИАИС ЕГИП - информационная сис- тема, обеспечивающая доступ к геопространственным данным ИАИС ЕГИП и предоставляющая описание информационных ресурсов ИАИС ЕГИП. 3.2. Информационные ресурсы ИАИС ЕГИП включают базовые прост- ранственные данные и тематические (отраслевые) пространственные данные. 3.3. В состав базовых пространственных данных входят открытый цифровой картографический фон масштабов 1:25000 и 1:10000 Единой государственной картографической основы города Москвы (ЕГКО), включая схемы административно-территориального деления города. 3.4. Формирование и обновление базовых пространственных дан- ных ИАИС ЕГИП осуществляется на основании информации, предостав- ленной уполномоченной организацией по созда- нию и ведению Единой государственной картографической основы г.Москвы. 3.5. Состав тематических (отраслевых) пространственных данных определяется оператором ИАИС ЕГИП по предложению поставщиков ин- формации и утверждается уполномоченным органом ИАИС ЕГИП. 4. Порядок информационного взаимодействия и использования компонентов Единого геоинформационного пространства 4.1. Порядок информационного взаимодействия между участниками информационного взаимодействия определяется регламентом взаимо- действия, утверждаемым уполномоченным органом ИАИС ЕГИП. 4.2. Межсистемный обмен геопространственными данными и публи- кация официальных пространственных данных на официальных сайтах органов государственной в информационно-теле- коммуникационной сети Интернет осуществляется с использованием ИАИС ЕГИП. 4.3. Формирование и обновление информационных ресурсов ИАИС ЕГИП осуществляется оператором ИАИС ЕГИП на основании информации, предоставленной поставщиками информации, с использованием элект- ронно-цифровой подписи. 5. Права и обязанности участников информационного взаимодействия 5.1. Уполномоченный орган ИАИС ЕГИП: - обеспечивает развитие программно-аппаратной части ИАИС ЕГИП; - разрабатывает регламент взаимодействия между участниками информационного взаимодействия; - осуществляет взаимодействие с участниками информационного взаимодействия в рамках реализации настоящего положения; - осуществляет контроль за соблюдением участниками информаци- онного взаимодействия требований, установленных настоящим положе- нием. 5.2. Оператор ИАИС ЕГИП: - обеспечивает функционирование ИАИС ЕГИП в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федера- ции в области информации, информационных технологий и защиты ин- формации, а также требованиями, установленными Правительством Рос- сийской Федерации и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; - обеспечивает функционирование ИАИС ЕГИП в круглосуточном режиме; - осуществляет формирование и обновление пространственных данных на основе информации, предоставляемой участниками информа- ционного взаимодействия; - обеспечивает целостность и доступность данных ИАИС ЕГИП для участников информационного взаимодействия; - осуществляет ведение ретроспективных данных; - осуществляет учетную регистрацию участников информационного взаимодействия и предоставляет им доступ к ИАИС ЕГИП; - осуществляет консультационную поддержку участников информа- ционного взаимодействия по вопросам использованию ИАИС ЕГИП. Отдельные функции оператора ИАИС ЕГИП могут быть переданы ор- гану или организации по решению в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы. Оператор ИАИС ЕГИП не несет ответственность за достоверность и полноту информации, предоставляемой поставщиками информации. 5.3. Поставщик информации: - осуществляет формирование и ведение тематической составляю- щей части ИАИС ЕГИП; - обеспечивает достоверность и полноту предоставляемой инфор- мации; - соблюдает требования и правила ведения и использования дан- ных ИАИС ЕГИП. 5.4. Пользователь ИАИС ЕГИП: - осуществляет доступ к ИАИС ЕГИП в соответствии с установ- ленным регламентом взаимодействия; - направляет оператору ИАИС ЕГИП предложения по изменению по- рядка предоставления информации; - соблюдает требования эксплуатационной документации по ис- пользованию данных ИАИС ЕГИП; - соблюдает требования законодательства о защите информации ограниченного доступа и обеспечении информационной безопасности информации, передаваемой с использованием ИАИС ЕГИП.