Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Учебник Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И. Н. Пономарёвой - М.: Вентана-Граф
Тема Плод. Разнообразие и значение плодов.
Это заключительный урок в теме "Цветок и плод" и разделе: "Органы цветковых растений".
Цели урока
- формирование у учащихся представления о плоде как главном генеративном органе покрытосеменных растений, об их строении и многообразии;
- формирование у учащихся умений работать со схемой, таблицей, натуральными объектами, умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- формирование умений работать самостоятельно и в группе.
Методы и методические приёмы
Объяснительно-иллюстративный, проблемное изучение, частично-поисковый. Методы, способствующие первичному усвоению учебного материала: информационно-развивающие, поисковые. Методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретённых знаний (упражнения, решение проблемных задач)
Технические средства обучения мультимедийный проектор, компьютер.
Методические средства обучения
Рабочая тетрадь №1 для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, презентация к уроку, раздаточный материал на каждый стол (коллекция плодов)
Ход урока
Организационный этап
Приветствие. Учащиеся сообщают об отсутствующих.
Мотивация и актуализация деятельности. Формулирование цели урока
Слайд 2 Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь, поглядите на чудо, которое видеть вы раньше нигде не могли. Он умеет такое, что никто на Земле не умеет. В.Солоухин
Какую роль в жизни растения играет цветок?
Что образуется на месте цветка у цветкового растения?
Слайд 3 ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИ УРОКА
Большинство сельскохозяйственных растений человек выращивает для получения и использования плодов. Сегодня на уроке мы познакомимся с различными видами плодов, с их классификацией, поговорим о возможных способах распространения плодов и семян, их значении.
ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА В ТЕТРАДЬ.
Повторение сформированных умений и навыков
Давайте вспомним строение цветка. Слайд 4 Работа со схемой.
- Почему тычинка и пестик выделены? /они главные части цветка/
- Что является мужским органом цветка? Что является женским органом цветка? Почему?
- Что должно произойти для того, чтобы семена образовались?
- Что такое опыление и оплодотворение?
- Что образуется из семязачатка, из завязи пестика?
Несколько пар собирают логическую цепочку. Слайды 5-6 .
Ознакомление с новыми умениями, упражнения на первичное закрепление
Работа с учебником. Что такое плод? Слайд 7
Плод - орган размножения цветковых растений.
Из чего он состоит? /из семян и околоплодника/ Какую роль играет околоплодник? Как называются растения, у которых семена защищены оболочками плода? /покрытосеменные или цветковые/
ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ ОЧЕНЬ МНОГО. ПЛОДЫ У РАЗНЫХ РАСТЕНИЙ ОТЛИЧАЮТСЯ ПО РЯДУ ПРИЗНАКОВ. Знакомство с таблицей: Классификация плодов.
Задание 1. Назовите сухие многосемянные плоды, сухие односемянные плоды, сочные односемянные плоды, сочные многосемянные плоды.
Задание 2. Как называется и к какой группе относится плод гороха, мака, персика, яблони, огурца? Работа в паре. Слайд 8 .
Задание 3. Кто лишний? Почему вы так считаете? Слайд 9-10 .
ягода, яблоко, костянка ; боб , желудь, орех; коробочка, ягода , стручок; яблоня, груша, смородина .
Задание 4. Расшифруйте названия плодов, закодированные в преложенных ниже сочетаниях букв. ЧТОРУКС, АНСТЯКОК, ЯМКНЕСА, ЯАДОГ.
Назовите сочный односемянный плод. Слайд 11-12.
Работа с натуральными объектами в группе (плоды клёна, шиповника, рябины). Опишите натуральные объекты по плану: Слайд 13
1. Название растения.
2. Характеристика плода.
3. Название плода.
4. Сравните плоды между собой. Найдите сходство и различие.
ПРОБЛЕМА. ПОЧЕМУ ПЛОДЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ? Слайд 14
ВЫВОД: Все особенности строения плодов связаны с условиями окружающей среды в которой живут растения, со способом их распространения Слайд 15 ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ
Каким способом распространяется растение, если:
Плод имеет очень маленькую массу (орхидея 0,003 мг, грушанка, заразиха 0,001 мг);
Семя кокосовой пальмы защищено от морской воды, плавучее, всхожесть не теряет несколько лет;
Семена некоторых растений после истребления человеком дронта на протяжении сотен лет не прорастали. Когда их скормили гусям и после дефекации посадили в почву - проросли;
Плод сухой, с 2-4 зазубренными крючочками (лопух, череда, гравилат);
Плод сухой с выростами в виде крылышек. Имеет смещение центра тяжести. Когда падает - крутится (клён, вяз, ясень, берёза);
Плоды и семена имеют жировые или сахаристые придатки как у фиалки, хохлатки, чистотела.
При созревании плода бешеного огурца, внутри него увеличивается давление жидкости. Тыквина при прикосновении легко отделяется от плодоножки и отлетает на 10-12 м от материнского растения.
Слайд 16. КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ СПОСОБЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЛОДОВ И СЕМЯН?
Слайд 17-18. КАКОЙ СУЩЕСТВУЕТ БИОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ В РАСПРОСТРАНЕНИИ СЕМЯН? Удаление семян от материнского растения на большое расстояние для освоения и заселения территории.
Слайд 19. ЧЁРНЫЙ ЯЩИК. Плоды этого дерева - прекрасная пища при высоких физических нагрузках. В старину их брали с собой мореплаватели, сейчас паста из этих плодов входит в рацион космонавтов. Ядрышки плода по форме напоминают головной мозг с извилинами. Что это? ГРЕЦКИЙ ОРЕХ.
Слайд 20. ЧЕМ МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ПЛОДОВ ДЛЯ ЕДЫ? КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ В ПРИРОДЕ?
Слайд 21. Выводы:
Плоды обеспечивают развитие и созревание семян.
Участвуют в расселении растений.
Являются продуктами питания для всех живых организмов.
Домашнее задание. Рефлексия. Параграф 25.
Слайд 22. Ситуационная задача:
1. О физически слабом человеке говорят: "Мало каши ел". Почему каши полезны? Плоды каких растений используют для приготовления пшённой, манной, овсяной, перловой каши? Плоды каких растений вы использовали в своём рационе за последнюю неделю?
2. Какие растения стали культурными уже в глубокой древности? Перечислите их. Найдите на карте родину этих культурных растений. Сравните современные культурные растения с их предками.
3. Плоды каких растений употреблять в пищу нельзя? Почему? Создайте презентацию с обзором ядовитых растений своего края. Познакомьте с ней своих одноклассников.
4. Зимой, в январские морозы, птицы города не могут найти достаточно корма. Как можно им помочь? Соберите с осени плоды и семена растений для подкормки птиц зимой. Разработайте план проведения акции: "Помоги пернатым друзьям!". Понаблюдайте за поведением птиц. Сделайте записи в дневнике наблюдений.
Выставление оценок в журнал за работу на уроке.
Литература.
1. Энциклопедия для детей. Т 2 Биология. - 5-е изд., перераб. И доп. /Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. - М.: Аванта+, 2000.
2. Биология в таблицах. Учебное пособие. Никишов А.И., Петросова Р.А. Рохлов В.С., 1997 "Илекса".