Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебник Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И. Н. Пономарёвой - М.: Вентана-Граф

Тема Плод. Разнообразие и значение плодов.

Это заключительный урок в теме "Цветок и плод" и разделе: "Органы цветковых растений".

Цели урока

  • формирование у учащихся представления о плоде как главном генеративном органе покрытосеменных растений, об их строении и многообразии;
  • формирование у учащихся умений работать со схемой, таблицей, натуральными объектами, умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формирование умений работать самостоятельно и в группе.

Методы и методические приёмы

Объяснительно-иллюстративный, проблемное изучение, частично-поисковый. Методы, способствующие первичному усвоению учебного материала: информационно-развивающие, поисковые. Методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретённых знаний (упражнения, решение проблемных задач)

Технические средства обучения мультимедийный проектор, компьютер.

Методические средства обучения

Рабочая тетрадь №1 для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, презентация к уроку, раздаточный материал на каждый стол (коллекция плодов)

Ход урока

Организационный этап

Приветствие. Учащиеся сообщают об отсутствующих.

Мотивация и актуализация деятельности. Формулирование цели урока

Слайд 2 Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь, поглядите на чудо, которое видеть вы раньше нигде не могли. Он умеет такое, что никто на Земле не умеет. В.Солоухин

Какую роль в жизни растения играет цветок?

Что образуется на месте цветка у цветкового растения?

Слайд 3 ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИ УРОКА

Большинство сельскохозяйственных растений человек выращивает для получения и использования плодов. Сегодня на уроке мы познакомимся с различными видами плодов, с их классификацией, поговорим о возможных способах распространения плодов и семян, их значении.

ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА В ТЕТРАДЬ.

Повторение сформированных умений и навыков

Давайте вспомним строение цветка. Слайд 4 Работа со схемой.

  • Почему тычинка и пестик выделены? /они главные части цветка/
  • Что является мужским органом цветка? Что является женским органом цветка? Почему?
  • Что должно произойти для того, чтобы семена образовались?
  • Что такое опыление и оплодотворение?
  • Что образуется из семязачатка, из завязи пестика?

Несколько пар собирают логическую цепочку. Слайды 5-6 .

Ознакомление с новыми умениями, упражнения на первичное закрепление

Работа с учебником. Что такое плод? Слайд 7

Плод - орган размножения цветковых растений.

Из чего он состоит? /из семян и околоплодника/ Какую роль играет околоплодник? Как называются растения, у которых семена защищены оболочками плода? /покрытосеменные или цветковые/

ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ ОЧЕНЬ МНОГО. ПЛОДЫ У РАЗНЫХ РАСТЕНИЙ ОТЛИЧАЮТСЯ ПО РЯДУ ПРИЗНАКОВ. Знакомство с таблицей: Классификация плодов.

Задание 1. Назовите сухие многосемянные плоды, сухие односемянные плоды, сочные односемянные плоды, сочные многосемянные плоды.

Задание 2. Как называется и к какой группе относится плод гороха, мака, персика, яблони, огурца? Работа в паре. Слайд 8 .

Задание 3. Кто лишний? Почему вы так считаете? Слайд 9-10 .

ягода, яблоко, костянка ; боб , желудь, орех; коробочка, ягода , стручок; яблоня, груша, смородина .

Задание 4. Расшифруйте названия плодов, закодированные в преложенных ниже сочетаниях букв. ЧТОРУКС, АНСТЯКОК, ЯМКНЕСА, ЯАДОГ.

Назовите сочный односемянный плод. Слайд 11-12.

Работа с натуральными объектами в группе (плоды клёна, шиповника, рябины). Опишите натуральные объекты по плану: Слайд 13

1. Название растения.

2. Характеристика плода.

3. Название плода.

4. Сравните плоды между собой. Найдите сходство и различие.

ПРОБЛЕМА. ПОЧЕМУ ПЛОДЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ? Слайд 14

ВЫВОД: Все особенности строения плодов связаны с условиями окружающей среды в которой живут растения, со способом их распространения Слайд 15 ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ

Каким способом распространяется растение, если:

Плод имеет очень маленькую массу (орхидея 0,003 мг, грушанка, заразиха 0,001 мг);

Семя кокосовой пальмы защищено от морской воды, плавучее, всхожесть не теряет несколько лет;

Семена некоторых растений после истребления человеком дронта на протяжении сотен лет не прорастали. Когда их скормили гусям и после дефекации посадили в почву - проросли;

Плод сухой, с 2-4 зазубренными крючочками (лопух, череда, гравилат);

Плод сухой с выростами в виде крылышек. Имеет смещение центра тяжести. Когда падает - крутится (клён, вяз, ясень, берёза);

Плоды и семена имеют жировые или сахаристые придатки как у фиалки, хохлатки, чистотела.

При созревании плода бешеного огурца, внутри него увеличивается давление жидкости. Тыквина при прикосновении легко отделяется от плодоножки и отлетает на 10-12 м от материнского растения.

Слайд 16. КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ СПОСОБЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЛОДОВ И СЕМЯН?

Слайд 17-18. КАКОЙ СУЩЕСТВУЕТ БИОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ В РАСПРОСТРАНЕНИИ СЕМЯН? Удаление семян от материнского растения на большое расстояние для освоения и заселения территории.

Слайд 19. ЧЁРНЫЙ ЯЩИК. Плоды этого дерева - прекрасная пища при высоких физических нагрузках. В старину их брали с собой мореплаватели, сейчас паста из этих плодов входит в рацион космонавтов. Ядрышки плода по форме напоминают головной мозг с извилинами. Что это? ГРЕЦКИЙ ОРЕХ.

Слайд 20. ЧЕМ МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ПЛОДОВ ДЛЯ ЕДЫ? КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ В ПРИРОДЕ?

Слайд 21. Выводы:

Плоды обеспечивают развитие и созревание семян.

Участвуют в расселении растений.

Являются продуктами питания для всех живых организмов.

Домашнее задание. Рефлексия. Параграф 25.

Слайд 22. Ситуационная задача:

1. О физически слабом человеке говорят: "Мало каши ел". Почему каши полезны? Плоды каких растений используют для приготовления пшённой, манной, овсяной, перловой каши? Плоды каких растений вы использовали в своём рационе за последнюю неделю?

2. Какие растения стали культурными уже в глубокой древности? Перечислите их. Найдите на карте родину этих культурных растений. Сравните современные культурные растения с их предками.

3. Плоды каких растений употреблять в пищу нельзя? Почему? Создайте презентацию с обзором ядовитых растений своего края. Познакомьте с ней своих одноклассников.

4. Зимой, в январские морозы, птицы города не могут найти достаточно корма. Как можно им помочь? Соберите с осени плоды и семена растений для подкормки птиц зимой. Разработайте план проведения акции: "Помоги пернатым друзьям!". Понаблюдайте за поведением птиц. Сделайте записи в дневнике наблюдений.

Выставление оценок в журнал за работу на уроке.

Литература.

1. Энциклопедия для детей. Т 2 Биология. - 5-е изд., перераб. И доп. /Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. - М.: Аванта+, 2000.

2. Биология в таблицах. Учебное пособие. Никишов А.И., Петросова Р.А. Рохлов В.С., 1997 "Илекса".