XXVI Международные Рождественские образовательные чтения

Эта конференция, проходившая в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя в Москве, собрала много людей. Монашествующие и миряне, которым за последние десятилетия стали особенно дороги, близки имена русских старцев, не позволивших мраку закрыть свет Христовой истины в тяжелые для России годы, посмотрели на их жизнь или житие в ракурсе заявленной темы. Некоторые выступающие поделились личными воспоминаниями о встречах со старцами недавнего времени, не сломленных изуверскими допросами в тюрьмах и бесчеловечными условиями в сталинских лагерях. Своим примером, назиданиями и главное – неустанными молитвами – подвижники смогли привести множество россиян к Отцу нашему Небесному, помогли стать им на путь воцерковления. А кому-то – на путь священннического служения.

Тема доклада митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, была обозначена так: «Духовное преемство: наши наставники – ученики святых (на примере старцев Оптиной и Глинской пустыней)». Но начал Владыка свое выступление с другого: кончины и погребения архимандрита Венедикта (Пенькова). Точнее – с того, каким был последний наместник Оптиной пустыни, отошедший ко Господу 22 января этого года. Митрополит Климент зачитал со смартфона сообщение, пришедшее ему от одного из насельников монастыря и взволновавшее весь зал. Главной чертой личности аввы Венедикта в нем указывалась цельность:

– Он был очень цельным человеком, как будто высеченным из одного куска мрамора. У него не было второго плана, двойного дна, скрытых мыслей. При общении он сразу раскрывал свое большое сердце, и весь был, как на ладони. Мудрый, строгий, всегда чем-то вдохновленный. Он мог быть суровым, очень требовательным, но никогда не был равнодушным, безучастным, холодным… Вера отца Венедикта была яркой – как чудо Благодатного огня… Он общался, говорил, решал вопросы, молился по 12 часов в день…

Митрополит Климент рассказал участникам конференции, как 27 лет назад по благословению Святейшего Патриарха Алексия II он представил нового наместника братии Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. Это было как раз перед всенощной 20 января. И на следующий день, 21 января, в воскресенье, архимандрит Венедикт совершил Божественную литургию в обители, где Господь судил ему стать кормчим огромного монашеского корабля. А 21 января 2018 года стало последним днем его земной жизни. Но даже из реанимации, как поведали Владыке благочинный и казначей монастыря, отец-наместник звонил в родную обитель, давал указания, проявлял попечение. Особенно трогательным был рассказ митрополита Климента, услышанный им во время одной из сокровенных бесед с отцом Венедиктом, как тот, будучи еще молодым человеком, недавно получившим профессию, узнал, что о Христе можно прочитать в Евангелии и стал искать эту книгу. Оббегал многих людей с вопросом, где можно взять Евангелие. Ему указали на одного старичка. Но старичок Петр Иванович испугался: такой вопрос во время хрущевских гонений – не провокация ли? Однако Владимир Пеньков не отступал от него, пока наконец не получил просимое. Правда, всего на одну ночь. Володя после работы стал читать Евангелие, ничего не понял и принялся его переписывать. За ночь успел переписать лишь одну главу. И когда возвращал заветную книгу хозяину, то показал ему свою тетрадку. И тогда Петр Иванович подарил ему Евангелие со словами: «Тебе это пригодится!» Еще несколько примеров удивительной цельности личности почившего пастыря привел митрополит Климент, прежде, чем перейти непосредственно к теме доклада. В докладе же он подчеркнул, что духовное единство Оптиной и Глинской пустыней основывается на бережном хранении и строгом исполнении учения преподобного Паисия Величковского, последователями и продолжателями огромного духовного наследия которого были эти монастыри. Преподобный Паисий придал в свое время очень большое значение переводу на славянский язык, и в обоих монастырях активно велась книгоиздательская деятельность, благодаря чему, отмечали современники, Оптиной и Глинской пустынью был внесен весомый вклад в просвещение общества через печатное слово. Докладчик напомнил, что на последнем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в конце минувшего года, 16 глинских подвижников благочестия, до этого причисленные к лику святых Синодом Украинской Православной, были внесены в общецерковный месяцеслов. А ранее, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году, отмечалось, что возрожденная преподобным Паисием русская школа старчества приносила свои богатые плоды на ниве спасения чад церковных Глинской, Оптиной пустыней и других монастырей. Причем именно Глинская и Оптина обители определяли духовное восхождение русского народа в XIX веке. Оптина дала 14 прославленных старцев...

Этот срез русской церковной жизни – развитие двух наших институтов старчества, центров духовного просвещения России (одного – на центральном направлении, второго – на южном), был освещен митрополитом Климентом во всей полноте. Тему преемства, святоотеческого наследия старцев Глинской Богородицкой общежительной пустыни продолжила ректор Московской педагогической академии Е.О. Крылова. (Доклад «Глинская пустынь и ее старцы»). Она сообщила, что старчество в этой обители, названной преподобным Серафимом Саровским великой школой духовной жизни, а преподобным Макарием Алтайским – самой светлой точкой на земном шаре, было закреплено уставом. Иноки каждый день приходили на откровение помыслов к старцу. Елена Олеговна подробно остановилась на личностях тех, кто помогал насельникам пустыни духовно и нравственно совершенствоваться. Это ее возобновитель преподобный Филарет (Данилевский), ставший здесь настоятелем в первой половине XIX века. (К слову сказать, его сочинение «Поучение новопостриженому монаху» было напечатано на средства Императора Александра I и рассылалось по всем епархиям для чтения). Это и простой иеромонах Порфирий (Левашов), с которым Император Александр II вел серьезную переписку относительно сухого закона и на какое-то время сухой закон в стране был введен. Это и преподобный Илиодор (Голованицкий): его братия на Афоне просила стать духовником афонитов, но после усердных молитв в закрытой афонской келье в течение трех дней старец ответил им, что Матерь Божия не велит, и он должен вернуться в Глинскую пустынь.

Господь попустил катастрофе 1917 года, повлекшей за собой страшные последствия для русского народа, обрушиться на Россию, на долгие десятилетия придавить ее тяжелой глыбой неисчислимых бед и страданий. Казалось, все сметено, разрушено, умерщвлено. Но благодаря тому, что православная первооснова уцелела, поскольку духовный фундамент был укреплен подвижниками предшествующего времени, во второй половине XX века появились старцы, которых можно назвать реаниматорами духовной жизни. Тысячи людей с разных концов страны приезжали к ним за советами, назиданиями, благословением. Ехали к митрополиту Иосифу (Чернову) в Алма-Ату, к архимандриту Серафиму (Тяпочкину) в село Ракитное Белгородской области, к архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерский монастырь. Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин в своем докладе «Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). Исповеднический подвиг» вспомнил, что студенты духовной семинарии, академии часто гостили у владыки Иосифа, но если наведывался кто-то из «надзирающих органов» или даже секретарь епархии, Владыка торопил молодежь со словами: «Идите в соседнюю комнату и сидите там тихо». Такое было время! Будущий епископ Вениамин, а тогда Николай Лихоманов, студент мехмата МГУ имени Ломоносова, вначале побывал в Алма-Ате, выполняя поручение отца Наума (Байбородина) из Троице-Сергиевой лавры. Отвез с одной женщиной напечатанные на машинке книги – «Добротолюбие». Затем два года подряд ездил туда на каникулы, чтобы напитаться общением с архиереем, который, проведя около 20 лет в тюрьмах лагерях, оставался светлым человеком, доброжелательным, с чувством юмора. Его вера «за колючей проволокой» еще сильней разгорелась, и он согревал ею всех, с кем сводила жизнь.

– Лично общаясь с духовным лицом, архипастырем-старцем, немножко юродивым, я решил идти по церковной линии. Хотя Владыка говорил, что передо мной много дорог открывается. Но его пример, его жизнерадостность и оптимизм, его благодарение Богу за все, что Господь судил ему перенести, и то, что он всегда-всегда поддерживал людей, помогли мне выбрать путь. Я благодарен Богу, что встретился с этим подвижником, исповедником, – заключил епископ Вениамин.

Другой многолетний узник ГУЛАГа тоже сохранил стойкость духа, оптимизм и сердечность. К нему, постоянно пребывавшему в молитвенном состоянии, потянулось как к светильнику во тьме безбожия великое множество людей. В лагере он, прячась под одеяло от окружающих, читал наизусть все каноны. Его память полностью воспроизводила дневной круг богослужения. А служба была для него источником высшей радости. Когда подоспел срок освобождения после 10-летнего заключения, начальник лагеря спросил: «Ну что, служил?» – «Служил», – ответил он. «А что будешь делать, когда выйдешь на свободу?» – «Опять буду служить». И тогда ему добавили еще четыре года заключения, сослав из Красноярского края на казахстанскую землю, в районе озера Балхаш. Впоследствии «балхашский период» он вспоминал как самый тяжелый этап ссылки. О нем, архимандрите Серафиме (Тяпочкине), мы подробно рассказывали в публикациях на портале «Монастырский вестник»: «Один из великих старцев современности» и «Встретимся на Пасху». Но говоря о конференции в стенах Сергиевского зала Храма Христа Спасителя, где прозвучало имя дорогого батюшки, хочется сакцентировать внимание на двух моментах. С докладом «Архимандрит Серафим (Тяпочкин)» выступил настоятель крымского храма Архистратига Михаила в Алупке протоиерей Валерий Бояринцев, еще известный многим и как медик-ученый, разработавший уникальную методику лечения больных, страдающих от остеомиелита – тяжелейшей болезни костей. Так вот отец Валерий, знавший старца по его самоотверженному служению, всколыхнувшему когда-то весь православный Днепропетровск (когда старец был протоиереем), стал ездить к нему, уже принявшему монашеский сан, в село Ракитное Белгородской области. В мединституте словосочетание «верующий студент» являлось в то время оскорбительным для репутации солидного вуза. В качестве ответной реакции на столь дерзкий «вызов» обществу на всех комсомольских собраниях звучало с крайне негативным оттенком имя Валерия Бояринцева, хотя комсомольцем он не был. Более того: по этой причине (причине веры) у него появилось несданных 13 экзаменов и зачетов. Валерий приезжал к отцу Серафиму и советовался, что делать дальше. Писать «наверх» о гонениях и притеснениях? Батюшка говорил: «Пиши!» И он писал Брежневу. Ответа, конечно, не получал, но из института его не выгоняли. А батюшка за своего духовного сына молился… И вот 26 лет назад Господь призвал детского хирурга Бояринцева, работавшего в столице, к священническому служению. Привел его на крымскую землю восстанавливать разрушенный храм. Хочется сказать, что когда знакомишься с фактами такого рода, когда слышишь чьи-то личные воспоминания о старцах недавнего времени, то думаешь: как горяча и настойчива была молитва тех подвижников о возрождении растерзанной России, о возрождении Православия на нашей земле, что столько достойных людей, талантливых и образованных, с горячими сердцами стали в наши дни служителями Престола Божия!

И второй момент, важный для всех почитателей и духовных чад отца Серафима. Докладчик поднял наболевший для многих вопрос о канонизации пастыря, чье всенародное почитание поистине велико и на наших глазах множится число чудес исцеления и духовной помощи по молитвам к старцу. Один из сопредседателей конференции, секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Владимир Воробьев ответил, что не хватает следственного дела 1941 года отца Серафима. И так как сейчас на Украине открыты все архивы, то тем, кто имеет там родственников или знакомых, надо просить их поискать документальное подтверждение ареста и высылки в Красноярский край на то время еще протоиерея Димитрия Тяпочкина. Вся Комиссия, сообщил ее секретарь, проголосовала за то, чтобы канонизировать старца, однако отсутствие следственного дела стало препятствием на этом пути. Отец Владимир добавил, что если оно было сожжено (в 41-м году Днепропетровск взяли немцы), то следует поискать в этом областном центре или в Киеве агентурное дело. И сослался на свой опыт: он, к примеру, нашел в архиве в Киеве такое агентурное дело, содержащее донесения агентов и осведомителей, благодаря чему удалось в подобном случае установить необходимые важные факты.

Возвращаясь к лагерной теме, процитирую один – поразительный по своей сути и силе духа – диалог, состоявшийся в середине прошлого века между духовником и его духовным сыном. Приведен он был в докладе «Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)» архимандрита Филарета (Кольцова), насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Иерей Иоанн заканчивал в 1950 году Московскую духовную академию в Троице-Сергиевой лавре и практически уже завершил работу над кандидатской диссертацией о преподобном Серафиме Саровском и его значении для русской религиозно-нравственной жизни того времени. Также он продолжал свое служение в московском храме Рождества Христова в Измайлове. Священник чувствовал, что за ним зорко следят и вот-вот могут арестовать. А тут как раз друг услышал про его близкий арест и предупредил. Отец Иоанн поехал к своему духовнику – последнему оптинскому старцу игумену Иоанну (Соколову), которого очень почитал и называл «профессором Небесной академии» или, как другие духовные чада старца, «батенькой». Переступив порог квартиры, где жил «батенька», первое, что он услышал, был такой вопрос: «А ты знаешь, что тебя арестуют?» – «Знаю». – «Так что: вымаливать тебя будем или пойдешь?» – «А воля Божия какова?» – «Лучше, чтобы пошел». – «Благословите!»

– Это был особый путь, особое время служения Богу. Не в храме, а в лагере, где находились люди отверженные, отступившие от Бога. Кто-то по немощи, кто-то, может быть, по страсти. Но отец Иоанн смело пошел туда, – сказал выступающий. – Он пробыл там пять лет и бесконечно благодарил за это Бога, повторяя, что нигде так хорошо не молился ни до, ни после. И называл те годы самыми счастливыми в своей жизни. Воспоминания солагерников батюшки свидетельствуют о том, что он и в заточении был таким, каким мы его знаем: светлым, лучезарным, всегда ко всем относившимся с любовью, снисходительно… Мое ощущение, что он пришел к нам из книги святителя Димитрия Ростовского. Оттуда спустился, чтобы показать нам жизнь святых людей – воплощенное Евангелие.

Можно представить, какой благодарной радостью наполнились сердца участников конференции, когда архимандрит Филарет, долгие годы бывший келейником старца, по окончании форума вручал всем подарки Псково-Печерского монастыря. Книги и календарь на нынешний год. Кому-то досталась книга проповедей всероссийского батюшки, кому-то – книга воспоминаний его духовных чад «На пути к вечности». О большом настенном перекидном календаре следует сказать отдельно. Он вышел в серии «Наследный дар архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Переворачивая один за другим глянцевые листы с указаниями больших православных праздников во все месяцы года, ты видишь не только уникальные фотографии (отец Иоанн с насельниками родной обители, отец Иоанн со своими духовными чадами), но и духовные назидания, заветы одного из самых почитаемых старцев Русской Православной Церкви. Архимандрит Филарет (Кольцов) вспоминал, как много времени тратил батюшка на письма. Мы знаем, как ждали эти весточки люди, состоявшие с ним в переписке. Как читали-перечитывали они вдохновенные строки, написанные удивительным почерком, где каждая буква аккуратно выведена. Теперь все листы календаря, изданного Псково-Печерским монастырем с большой любовью, украшают эти буковки-жемчужинки. «Дорогие мои, чадца Божиии!», – обращается к нам любимый старец, призывая жить в любви и ничего не бояться в жизни, кроме греха.

…А раньше, попав в жернова сталинских репрессий, благодарил Господа за посланные ему испытания автор известных акафистов и канонов епископ Дмитровский Серафим (Звездинский). Находясь в зловонной тюремной камере, где, помимо обновленцев и духовенства, снявшего с себя сан, были и уголовники, Владыка писал в записочке: «Я светел, бодр и радостен. Господь подкрепляет и окрыляет сознанием своей правоты, несмотря на тяжкие условия». Все они – и священномученик Серафим (Звездинский), которому посвятил свой доклад председатель научно-богословской секции Российского философского общества РАН, президент Фонда помощи делу преподобного Сергия Радонежского В.Г. Леонтьев «Святые Спасо-Вифанской семинарии», и протоиерей Валентин Ястребцев, прошедший лагеря и ссылки (доклад митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия «Жизненный путь духовника Тамбовской епархии протоиерея Валентина Ястребцева (1899 – 1988 гг.))», и священномученик Константин Любомудров, расстрелянный на Бутовском полигоне под Москвой в страшном 37-м году (доклад директора школы из Ярославской области В.С. Мартышина «Актуальность содержания предреволюционных проповедей и публикаций священномученика Константина Любомудрова для современных поколений верующих»), и старцы, о которых шла речь выше, стали для нас связующим звеном с той Россией, которая в XX веке взошла на Голгофу и принесла Христу «плод своих голгофских страданий – великий сонм мучеников и исповедников». Но откуда в них такая сила веры? Что сформировало реальное чувство присутствия Господа в их жизни, приведшее к безропотному послушанию воле Божией? К прославлению Христа в каких бы то ни было, даже в, казалось бы, невыносимых по человеческим меркам обстоятельствах? Истоки прежде всего нужно искать в семье, в воспитании, о чем говорилось в целом ряде выступлений. Подчеркивалось, что именно благочестивые семьи, где любили Бога, дали России многих подвижников, праведников. И, конечно, укореняться в вере помогало углубление в мудрый духовный опыт святых, знакомство с их богатым наследием. Одни святые стали наставниками для других. Другие, жившие в не столь отдаленном времени, – для нас. Эти две основополагающие мысли красной нитью проходили через все доклады, которые, верится, сподвигнут участников конференции на серьезную работу души – настойчивое и целеустремленное постижение путей святости тех, кто стал теперь небесной стражей нашего земного Отечества.

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова» .

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо-лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

З мея, ког-да нуж-но ей пе-ре-ме-нить ста-рую свою ко-жу на но-вую, про-хо-дит чрез очень тес-ное, уз-кое мес-то, и та-ким об-ра-зом ей удоб-но бы-ва-ет ос-та-вить свою преж-нюю ко-жу; так и че-ло-век, же-лая сов-лечь свою вет-хость, дол-жен ид-ти уз-ким пу-тем ис-пол-не-ния Еван-гельс-ких за-по-ве-дей.

все поучения →

оптинские
книги

Расписание Богослужений

сентябрь ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30

Последний фотоальбом

Преображение Господне

Видео

Духовные беседы с паломниками

все видеоролики →

Чтение святых отцов

Старцы советуют читать и перечитывать творения свя-тых отцов. Они глубоки и понимаются постепенно. Пред-мет их — духовная жизнь, а она обширна: «широка запо-ведь Твоя зело». Духовному росту предела нет, поэтому перечитывание имеет огромное значение. Лучше с благо-говением и вниманием перечитывать небольшое количе-ство книг, нежели многое читать наскоро. Чтение одно из самых необходимых деланий. Без чтения или слушания чтения нельзя узнать истину. Говоря о чте-нии, разумею исключительно чтение Священного Писания и писаний отеческих и церковных. Но чтение только тогда будет приносить желаемую пользу, когда читаемое будет по мере сил и возможности входить в жизнь, становиться правилом жизни, а не простым голым, бездушным и хо-лодным знанием. Какая может быть польза, что человек знает, что нужно молиться, и не молится, знает, что нужно прощать обиды, и не прощает, знает, что нужно поститься, и не соблюдает постов, нужно терпеть, и не терпит и т. д. Такое знание, по слову Евангелия, будет даже в осужде-ние человеку. Поэтому нужно читать со вниманием и ста-раться жить по духу того, что читаешь. Конечно, сразу стать исполнителем всего, что написано, мы не можем — нужна постепенность. Вначале понуждение себя и смире-ние, сознание своей немощи, тогда знание, получаемое от чтения, будет приносить желаемую пользу. Вообще, все книги и писания святых отцов и истинных учителей Церкви о духовной жизни, а в особенности пи-сания о молитве, надо читать с крайним вниманием, не спеша, вникая по силе своей умом в каждое изречение, каждое слово, дабы не упустить чего-либо необходимого, дабы не дать себе повода к неправильному, произвольному пониманию и толкованию читаемого. Духовная жизнь и подвиг молитвы имеют свои законы, свою последова-тельность; их надо изучить и понять, усвоить уму и сердцу. Самочиние, самомышление здесь места не должны иметь, они приводят человека в заблуждение. Малое по внешно-сти уклонение или неточности приводят иногда к большим ошибкам и заблуждениям, имеющим горькие плоды и по-следствия. Если что-либо кажется непонятным, неясным, то надо спросить у знающего, если имеешь такого человека, а если не имеешь, то пусть это остается до времени непо-нятным; не пытайся понять своим умом. В свое время Господь пошлет вразумление; хорошо о сем говорит свя-титель Тихон Задонский. Старцы советуют читать и перечитывать книги святых отцов. Писания святых отцов заключают в себе истину духовной жизни и мудрости, всегда доставляют читающему их утешение и вразумление и подкрепление духовное! Они никогда не могут потерять своей жизненности, ибо духов-ная жизнь, в них изложенная, навсегда имеет свои законы неизменяемые. Они (писания) понимаются и усваиваются постепенно, по мере духовного роста читающего и подви-зающегося, по мере получения разумения от их пережи-вания и личных опытов. Между прочим, последнее являет-ся одной из причин необходимости перечитывания писаний отеческих. И советуется перечитывать их так: если человек видит, что на него нападает, например, страсть гнева, то читать советуется об этой страсти и противоположной ей добродетели, если нападает злоба, то читать о злобе и любви, если нападает блуд, то читать о блудной страсти и целомудрии и т. д. Удрученному скорбью полезно читать о пользе и необходимости скорбей и т. д. Замечено, что особо сильное впечатление производит на душу то, что ей в данное время потребно, как запрет читать книги под-ряд. Желающие и имеющие на то возможность пусть чи-тают каждую книгу подряд. Это даже необходимо для получения цельного впечатления и понятия о писаниях и учении того или иного святого отца. А данным советом можно пользоваться по мере своей душевной нужды в том или ином чтении. Лучше всего, если на то имеется воз-можность, на каждое чтение получать благословение ду-ховного отца. При неимении такой возможности нужно получить хотя бы общее благословение на порядок и вы-бор книг для чтения (преп. Никон).

О чтении книг отеческих я не могу дать точного на-значения; оные писаны не по ученой системе, а просто о различных страстях и добродетелях, как противиться пер-вым и стяжавать последние. Есть и высокие предметы для совершенных. Ты, читая книги, что доступно твоему уму и приличествует к твоему устроению, то и усваивай себе, а что превышает твое понятие, то, прочитав, оставляй так, не вникая в глубину разумения: оно по времени может от-крыться, для младенцев твердая пища неудобна. Книги чи-тай с начала начиная, продолжай сряду, но не все одну, а утром в одной прочти, вечером в другой; читайте не для любознательности, а для научения благочестию и познания своей немощи, а от сего к смирению приходите (преп. Макарий).

Читайте отеческие книги и занимайтесь их учением, оно пригодится к познанию своей немощи и к приобретению смирения, терпения и любви и вразумляет нас, как противиться страстям, как очищать сердце свое от сего терния и насаждать добродетели (преп. Макарий).

Они <святые отцы> не просто от ума писали, но прежде делом прошли многие скорби и болезни и нам оставили, как богатое наследие и как хранилище надеж-ды, — богодухновенные свои словеса, а мы, воссылая бла-годарение Господу, даровавшему нам сей дар, будем поуча-ться в них и, в случае нужды, прилагать к язвам нашим, как целительный бальзам... (преп. Макарий).

Книги читать сестрам, смотря по устроению каждой, но более надобно давать читать деятельные, а не умозри-тельные, как то: святых Ефрема, Аввы Дорофея, препо-добного Иоанна Лествичника, Пролога и жития святых от-цов; и смотреть от них плода — познания своей немощи и смирения, а не того, что — все знаю, и в случае беседы оспаривать других. А далее Господь Сам даст им разум истинный, который стяжавается от смирения; и сколько оное приносит пользы, столько, напротив, возношение повреждает, что видели сами на опыте на многих (преп. Макарий).

Книги читать нравственные, то есть деятельные, отно-сящиеся до жизни христианской, можешь столько, сколько время позволит при занятиях общежительных; умозритель-ные, т.е. созерцательные, нам еще недоступны; созерца-тельная жизнь бывает по очищении себя заповедями Хрис-товыми, а оной сама благодать научает. В отеческих учениях называется: «деяние и видение». Деяние — заповеди, а ви-дение — созерцание умом таинств, не подлежащих чув-ствам; искать сего отнюдь не должно, дабы вместо истины не подпасть прелести (преп. Макарий).

Вы поверяйте свою совесть и руководствуйтесь уче-нием святых отцов, прошедших путь иноческой жизни и житием и учением своим оставивших нам пример. В учении их мы видим, как поступать и проходить путь жизни, иметь борьбу со страстями... (преп. Макарий).

Пишешь, что некоторых мест из книги Иоанна Лест-вичника не понимаешь; довольствуйся тем, что понимаешь, и старайся о исполнении, а далее и прочее откроется (преп. Макарий).

Что читала в отеческих книгах и о чем устно бесе-довали, старайся проходить искусом или опытом, и паче всего с отвержением себя, в отвержении своей воли и разу-ма состоящем, и в оставлении своих хотений... (преп. Ма-карий).

Читайте отеческие книги; в их учении найдете себе вразумление и укрепление (преп. Макарий).

Прошу вас, Бога ради, читайте слово Божие и отечес-кие наставления почаще, обрящете пользу, найдете там, что один путь к спокойствию — терпение и смирение (преп. Макарий).

Достань книгу «Поучения Аввы Дорофея»... Эту кни-гу читай постоянно, прилагая к себе уроки нравственности и стараясь по ним исправлять и направлять жизнь свою. Наши покойные старцы называли книгу эту азбукою мо-нашеской жизни (преп. Иосиф).

Что книгу Аввы Дорофея читаешь, это хорошо. Дай Бог, чтобы благой плод принесло чтение. Старайся вникать в то, что там писано, там все удобопонятно, и если хочешь, то и легко приложимо к жизни. А если трудно дается, то потому, что в первый раз читаешь. Будешь поприлежнее читать, будешь и лучше понимать... Также полезно про-честь и «Лествицу» преподобного Иоанна, а на недостатки не смущайся, а старайся себя укорять за них, приносить в них покаяние и смиряться больше (преп. Иосиф).

Батюшка сказал... что о. Макарий, великий старец, через каждые три года перечитывал Авву Дорофея и «Ле-ствицу» и находил в них все новое и новое, ибо рос ду-ховно (преп. Варсонофий).

Авва Дорофей — это азбука монашеской жизни, хотя, читая ее, можно открывать все новое и новое, и для каждого она является сообразной его состоянию... Она имеет берег, а от берега можно ходить сначала по коле-но, потом глубже и глубже. Иной раз сразу в глубину... (преп. Варсонофий).

Вопрос: «Батюшка, я вот замечал, что чтение книг безбожных и вообще несогласных с моим миросозерцанием, хотя и не изменяет моих взглядов, но все-таки после этих книг остается какой-то осадок». Ответ: «Да... святые отцы и наши старцы советовали читать книги своего направления и чтением еще больше укреплять и развивать свое убеждение...» (преп. Варсо-нофий).

Это хорошо вы сделали, что стали читать эту книгу <«Отечник» епископа Игнатия>. Она составлена так: епископ Игнатий выписывал то, что отвечало на волную-щие иноческие вопросы. С этой стороны этот труд его незаменим. Многие недоумения, долго волновавшие ко-го-нибудь, сразу разрешаются какой-нибудь выпиской (преп. Варсонофий).

Я очень утешаюсь сочинениями епископа Игнатия. Не знаю, как благодарить Господа и батюшку, что имею такое сокровище... Удивляюсь ангельскому уму епископа Игна-тия, его дивно глубокому разумению Священного Писа-ния... Я чувствую особенное расположение к его сочи-нениям. Они просвещают мое сердце, мой разум истинно евангельским светом (преп. Никон).

Творения преподобного Исаака Сирина лучше читать в русском переводе. Его сочинения, с весьма глубоким со-держанием, надо читать с осторожностью. То, что там ска-зано для новоначальных, в наше время доступно только преуспевшим в духовной жизни, а многое и совсем нельзя применить. Такие книги, как творения преподобного Исаа-ка, надо читать не для того, чтобы применять к себе, а для настроения. Иначе может быть очень плохо. В самомне-ние, в прелесть можно впасть и повредиться. И надо целиком брать все сочинение или статью, смотреть надо на целое. Так и сказано у Исаака Сирина, что его учение в целом надо брать... Лучше читать что проще, понятнее, например: Авву Дорофея, «Лествицу», Феодора Студита, Кассиана Римлянина и другие (преп. Никон).

Читая духовные книги без указания, вы опасаетесь, как бы вам не впасть в какие-либо неправильные мысли и неправильные мнения. Опасение ваше весьма основатель-но. Поэтому, если не хотите пострадать такого бедствия душевного, не читайте без разбора всякие новые сочине-ния, хотя бы и духовного содержания, но таких сочини-телей, которые не подтвердили своего учения святостью жизни, а читайте творения таких отцов, которые признаны Православною Церковью за твердо известные и, без сомне-ния, назидательные и душеспасительные (преп. Амвросий).

Чтобы не потерять твердое Православие, возьмите в руководство себе и детям своим книгу «Православное исповедание» Петра Могилы. Рассмотрите ее со вниманием и со тщанием и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения, и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время. Второю книгой в этом роде да будет «Летопись» или 4-я часть творений святителя Димитрия Ростовского. За нею и прочие части его творений читайте не только для руко-водства относительно правых мнений и разумений, но и для руководства в самой жизни, что знать и уметь, как когда должно поступить чисто по-христиански, согласно православным постановлениям. Для этой же цели читайте книгу Аввы Дорофея, которую по справедливости назы-вают зеркалом души. Зеркало это покажет каждому не только его действия, но и самые движения сердечные. В посты, и особенно во дни говения, прилично и полезно читать творения Ефрема Сирина в русском переводе, вы-бирая главы о покаянии (преп. Амвросий).

Чтобы более утвердиться в православных понятиях, со-ветовал бы я вам прочитать со вниманием и со тщанием все творения нового угодника Божия святителя Тихона Задонского. Слог их хотя и тяжел, но вы при чтении старайтесь обращать внимание ваше более на мысли и на предлагаемые христианские правила. Чтение двух русских светил, святителя Димитрия Ростовского и святителя Ти-хона Задонского, многое вам разъяснит и много вас утвер-дит. К этому прибавьте и слова апостола Павла: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр.13, 9). И в другом месте: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1, 8). Крепко держитесь за это свидетельство и не соглашайтесь принимать никаких новых учений, как бы благовидны они ни были, подражая хорошо знающему все признаки и приметы чистого серебра, который скоро при-мечает примесь всякой лигатуры и не чистое серебро отвергает. Подобно и вы отвергайте всякое учение, где заметите хоть мало лигатуры различных человеческих мне-ний, которые взимаются на разум Божий (2Кор. 10, 5). Утвердившись в православном учении, сперва читайте все духовные журналы, с означенным разбором, и изберите потом, который более придется по духу вашему (преп. Амвросий).

Пишешь еще и спрашиваешь, почему преосвященный Феофан не одобрял сочинений преосвященного Игнатия Брянчанинова. Я всех его сочинений не читал, а помню неточное приведение им мест из писаний святых отцов. Например, в «Добротолюбии» у Симеона Нового Богослова говорится в третьем образе внимания молитвы о послу-шании к старцу и духовному отцу, без которого неудобно спасаться молитвою Иисусовою, а преосвященный Игна-тий отнес это к простому общему монастырскому послу-шанию, а ты ведь и сама знаешь, какое великое различие между тем и другим послушанием. Должно быть, препо-добный Феофан нашел и много других неточно приведен-ных мест у преподобного Игнатия. Впрочем, «Слово о смерти» хорошо им написано, также неплохо разъясняет-ся им прелесть ума и прелесть сердца (преп. Амвросий).

О чтении отеческих книг не заботься, когда внутреннее чувство к тому не преклоняется. Глаголет некто: стяжи Бога в себе, и не востребуеши книги (преп. Амвросий).

Чтение духовных книг

Читая духовные книги, прилагайте более к себе, а не к другим в оных написанное, а иначе вместо того, чтобы при-ложить пластырь к своим язвам, налагаете вредный яд, и более оные <раны> растворяются (преп. Макарий).

Жажда твоя к чтению книг духовных похвальна, но только не надо ограничиваться одним чтением, а про-стираться и на делание; а делать надобно все со смирени-ем. От чтения же и та польза бывает, что, видя высоту жительства и познавая свою немощь, невольно должна сми-ряться и сим привлекать на себя благодать Божию и по-мощь в делах наших. Однако не надобно высокомудрствовать, что ты читаешь (преп. Макарий).

Чтение духовных книг советую вам не оставлять, ибо бывает иногда и одна строка, прочитанная в добрый час, оценится дороже всего годового издания и останется на-всегда в памяти (преп. Антоний).

Усердно прошу вас, как искреннего друга, не набивать головы своей пустошью и вздором, но употребить память свою на прочтение книг, наиболее духовных и назидательных (преп. Антоний).

Ничто столько не утешало душу мою, и не успокаи-вало ее, как всегдашнее чтение книг духовных, которые попеременно я прочитывал, а некоторые места, замечая, и повторял, дабы долее в памяти моей могли сохраниться. Ибо и овечки, по насыщении своем, обыкновенно прежнюю пищу пережевывают, подая тем пример, дабы и мы, вкушая нетленную пищу, то есть, читая или слушая слово Божие, оное почаще пережевывали, сиречь со вниманием и рассуждением в памяти своей слышанное обносили и нрав-ственность свою поправляли (преп. Антоний).

Лучшим руководством будет для вас чтение жития свя-тых (преп. Варсонофий).

Жития святых представляют незаменимое чтение, которое так благотворно действует на душу, особенно чита-емое на славянском языке. В настоящее время часто сла-вянский язык не понимают, а между тем, он гораздо краси-вее и богаче русского языка. Один знаток сравнивает славянский язык с русским и говорит, что между ними такая же разница, как между дворцом и трактиром... В миру чтение житий святых, а особенно на славянском языке, совсем оставили, вы же не следуйте обычаям века сего, а занимайтесь этим спасительным чтением (преп. Варсонофий).

Посылаю вам... три брошюрки: 1) советы ума своей душе, 2) о вещах, возбраняющих ко спасению, с душепо-лезными беседами блаженного старца Зосимы и 3) толкование на «Господи помилуй». Объем этих книжечек по видимому очень малый, но содержание их велико, весьма велико. В них, хотя кратко, но ясно и практически изложено, как должен всякий христианин евангельское учение при-способлять к образу своей жизни, чтобы получить милость Божию и наследовать вечное блаженство. ...Прочитывать в каждую неделю хоть по одной из этих книжиц и таким образом делать в каждый месяц, потому что сказанное в этих духовных книжках долго не удерживает-ся в памяти. А почему не удерживается, объявил причину нам покойный 80-летний старец, архимандрит Моисей, ска-зав вопрошавшему о сем: «книги эти дела требуют» (преп. Амвросий).

Написали вы, что N. ваш, кроме Евангелия, других книг богословского содержания не признает и считает их, как и современные проповеди священников в церкви, излишним повторением и искажением евангельского учения. Почему же? Не потому ли, что вовсе не читает духовной литерату-ры и не слушает проповедей. Но в таком случае можно ли правильно судить о достоинстве духовно-нравственных со-чинений? Ведь наизусть, т. е. не заглядывая в книгу, одни только нищие Лазаря поют. А N. вашему, много думающе-му о себе, стыдно так укоризненно отзываться о духовной литературе без всяких фактических доказательств (преп. Амвросий).

Чудеса

Вы видите в N. своем противоречие самому себе. Это сущая правда. В самом деле, в евангельские чудеса Хрис-товы не верит, а причащается Святых Христовых Тайн. Между тем как Святая Евхаристия есть первейшее, важ-нейшее и величайшее чудо Христово, а прочие евангель-ские чудеса уже второстепенные. Ибо как не назвать величайшим чудом то, что простой хлеб и простое вино, раз непосредственно пресуществленное Господом в истинное Тело и в истинную Кровь Его, вот уже почти две тысячи лет, по молитвам иереев, следовательно, уже людей обык-новенных, не престают пресуществляться точно таким же образом, производя чудное изменение в людях, причащаю-щихся сих Божественных Тайн с верою и смирением (преп. Амвросий).

N. ваш евангельские чудеса Христовы приписывает гипнотическим и телепатическим явлениям и называет их фокусами. Но между чудесами евангельскими и фокусами неизмеримое различие. И во-первых, они различаются между собою по своему значению. Чудеса Христовы, буду-чи делами необыкновенными, в то же время были величай-шими благодеяниями страждущему человечеству. В самом деле, исцелить слепорожденного, сухорукого, воскресить мертвого не суть ли все это величайшие благодеяния. Недаром и Апостол выразился о Господе Иисусе Христе так: «и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом» (Деян.10, 38). И эти чудесные благодеяния Христовы производили благотворнейшее влияние на благо-детельствуемых Господом людей. Например, по исцелении слепорожденного Господь, нашедши его, сказал ему: «ты веруешь ли в Сына Божия? — А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него» (Ин. 9, 35—36), возразил тот. Гос-подь же сказал ему: «и ты видел Его, и Он говорит с тобою» (Ин. 9, 37). Исцеленный же сказал: «верую, Гос-поди! И поклонился Ему» (Ин. 9, 38). А при представлении фокусов что мы видим? Фокус-ник занят корыстною целью, заботится только о своей наживе, как побольше собрать денег со зрителей, а зрители посмотрят, позевают, скажут: «да, это удивительно», — и затем пойдут прочь с пустыми карманами. А сколько при сем бывает соблазнительных речей и взглядов. А уже о мыслях скверных и толковать нечего. Во-вторых, чудеса Христовы были истинными чуде-сами. Например, воскресить четверодневного мертвеца (Лазаря), у которого тело уже стало разлагаться, разве это фокус? И какой гипнотист или телепатист может сде-лать что-либо подобное сему? А фокусы — обман, это уже давно всем известно (преп. Амвросий).

Шахматы

Шахматная игра служит для потери времени, кото-рое и без оной игры теряется у нас немало... (преп. Антоний).

Шутки

Шутки неприличны в нашем звании, надобно вперед этого не делать — и молиться Богу с покаянием: «безза-кония моя аз знаю, и грех мой предо мною есть выну...» (Пс. 50, 5). Когда будем помнить грехи наши, то не впа-дем в новые (преп. Макарий).

Юродство

Ты просто угорела! И тошно ей! И трудно жить на земле! И юродствовать желает! И уйти в другой мона-стырь! Хоть бы он там какой был! Смирись!.. Батюшка велел тебе сказать, что «юродствуют святые», т. е. этим людям слишком мало скорбей между братьями, и они отыскивают их в мирском многолюдстве! (преп. Анато-лий).

Твое рассуждение о том, что не следует доверять всем юродивым, потому что многие из них находятся в прелести и других обманывают своим мнимым юродством, но что также не следует и осуждать их — согласно с истиною (преп. Иларион).

Ябедничество

На что ты жалуешься, на то самое жаловались прежде на тебя, что ты много без надобности передавала М., что видишь или слышишь и иногда неверно, а как тебе показа-лось; за это на тебя скорбели, и теперь исполняется слово: что сеем, то и пожнем... (преп. Амвросий).

Язык

У иных людей язык бывает тростью Святого Духа, т. е. назидательным и утешительным, а у других — язык про-износит слова диавольские, раздражительные, до болезни расстраивающие слушающих. Что самое (не в укоризну сказать) замечал я нередко и в словах Т. В., о чем и жалел всегда, а поправить его не находил никакой воз-можности, ибо всякое стороннее слово принимал он для себя в дурную сторону. А потому нет нам иного средства к ограждению себя, кроме одной молитвы ко Господу (преп. Антоний).

Польза наша бывает не от количества слов, а от качества. Иногда и много говорится, а слушать нечего, а в другое время и одно услышишь слово, и оно остается на всю жизнь в памяти (преп. Антоний).

Если взять в размышление один свой язык, то сколь-ко им произнесено было зла — хулы на Бога, осуждения на ближних, ропота, насмешек, кощунства, болтовни, брани, божбы и прочее и прочее! И проходит ли в году хотя один день, в который бы мы языком своим не согрешили, забывая о том, что за каждое праздное слово ответ отдадим Богу. Посему Господь Бог, промышляющий о нашем исправле-нии и спасении, и посылает скорби, от которых человек не только празднословить, но и дельное говорить затрудняется (преп. Антоний).

Ярость

Вы, N. N.. чрез сии случаи впадая в ярость, понимае-те, что это происходит от самолюбия, и не быв в состоя-нии бороться или каяться, впадаете в малодушие и уныние, а это тоже есть от самолюбия или духовной гордости: вы, не видя в себе исправления, падаете духом и унываете, а надобно бы, видя свою нищету в духовном делании и в неисполнении заповедей, смириться и приносить покаяние, тогда милость Божия посетит вас и дарует вам успокое-ние: «Бог на смиренныя призирает»(Ср.: Пс. 112, 6) (преп. Макарий).

Раскрывая для чтения книгу - святое Евангелие,- вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы и, смотря по тому, каковы были здесь, на земле, по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни. Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами.Это - книга жизни, и надо читать ее жизнью.

При чтении наблюдайте умеренность. Умеренность поддерживает постоянную охоту к чтению, а пресыщение чтением производит отвращение от него.

Дух произнес Священное Писание, и только Дух может истолковать его. Вдохновенные Богом мужи, пророки и апостолы написали его; вдохновенные Богом мужи, Святые Отцы, истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание Священного Писания, необходимо чтение Святых Отцов.

Многие, все, отвергшие безумно, кичливо Святых Отцов, приступившие непосредственно, со слепою дерзостью, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, ниспали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных…

Книги Святых Отцов, по выражению одного из них, подобны зеркалу: смотря на них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Чтение только тогда будет приносить желаемую пользу…

Когда читаемое будет по мере сил и возможностей входить в жизнь, становиться правилом жизни, а не простым, голым, бездушным и холодным знанием. Какая может быть польза, что человек знает, что нужно молиться - и не молится; знает, что нужно прощать обиды - и не прощает; знает, что нужно поститься - и не соблюдает постов; нужно терпеть - и не терпит и т.д. Такое знание, по слову Евангелия, будет даже в осуждение человеку. Поэтому нужно читать со вниманием и стараться жить по духу того, что читаешь. Конечно, сразу стать исполнителем всего, что написано, мы не можем - нужна постепенность.

Лучше всего, если на то имеется возможность, на каждое чтение получать благословение духовного отца. При неимении такой возможности нужно получить хотя бы общее благословение на порядок и выбор книг для чтения.

Старцы советуют читать и перечитывать творения Святых Отцов… Духовному росту предела нет, поэтому перечитывание имеет огромное значение. Лучше с благоговением и вниманием перечитывать небольшое количество книг, нежели многое читать наскоро.

Преподобный Никон Оптинский

Постоянное духовное песнопение и чтение Писания - это пища души, это ее украшение, это ее ограждение. Наоборот, не слушать Писания - для души голод и пагуба. Если чего-нибудь не понимаешь, то прими простой верою; ибо это Сам Бог сказал.

Святитель Иоанн Златоуст

Прежде, нежели выслушаешь, что надобно делать, должно обещать, что сделаешь это. Одна мысль, что вещает Бог, изгоняет всякое противоречие и производит полную покорность.

Преподобный Исидор Пелусиот

Когда же читаешь, читай с усердием и прилежно; с великим вниманием останавливайся на каждом стихе и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы уразуметь силу его. А когда садишься читать или слушать читающего, помолись прежде Богу, говоря: «Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и уразуметь их, и исполнить волю Твою; потому что пришлец я на земле; не скрой от меня, Господи, заповедей Твоих, но открой очи мои, и уpазумeю чудеса, явленные законом Твоим (Пс. 118, 18 - 19). Ибо на Тебя уповаю, Боже мой, чтобы просветил Ты сердце мое».

Преподобный Ефрем Сирин

Смиренномудрый и духовно действующий, читая Божественное Писание, все к себе будет относить, а не к другому.

Преподобный Марк Подвижник

Читая духовные книги, прилагайте более к себе, а не к другим в них написанное, а иначе вместо того, чтобы приложить пластырь к своим язвам, налагаете вредный яд. Читайте не для не любознательности, а для научения благочестию и познания своей немощи, а от сего к смирению приходите. Читайте книги со смирением, и Господь просветит сердца ваши.

Преподобный Макарий Оптинский

Сперва помолись Богу, чтобы Он направил твой ум уразуметь Писание. Что понятно, старайся исполнять, а непонятное - пропускай, так советуют Святые Отцы. Священное Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу. А исследование непостижимого относится к гордости. Святые Отцы советуют читать святое Евангелие ежедневно; если очень недосужно, хоть одно зачало все же прочти. Читай не так, чтобы только прочесть, но внутренно помолись Господу, чтобы открыл очи твои сердечные для уразумения силы святого благовествования Христова; читай внимательно, точно по складам. Опытом познаешь духовную силу, исходящую от такого чтения.

Схиигумен Иоанн (Алексеев).

Если только ум будешь от книги изощрять, а волю не будешь исправлять, то от чтения книги еще злее будешь, чем прежде был, поскольку самыми злыми бывают ученые и разумные дураки, нежели простые невежды.

Святитель Тихон Задонский

Кто от Бога, тот слушает словеса Божии. (Ин. 8, 47) Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.(2 Пет. 1, 20). Если мудрое слово услышит разумный, то он похвалит его и приложит к себе. (Сир. 18, 18). Отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могушее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слушатели только, обманывающие самих себя. (Иак. 1,21-22)

Мы - россияне, великий многострадальный народ. Мы живём на необъятных просторах с огромными природными ресурсами, пользуемся благами, которыми милостиво наградил нас Господь. Это их защищали наши славные предки, героически сражаясь на протяжении всего времени становления нашей державы. Русский народ отстоял свободу для своей страны. Отцы наши с Божией помощью сделали это, не жалея своего живота. Мы свободны, мы независимы, мы сыты, мы одеты. Мы знаем, что государство в трудную минуту придёт нам на помощь и кусок хлеба у нас будет.

Настал наш черёд, теперь нашему поколению необходимо проявить себя во всей своей мощи, чтобы не утратить то, что удерживали наши отцы, деды и прадеды невероятно тяжёлыми усилиями. Что же нам делать? С чего начать? Какими ценностями руководствоваться? Откуда черпать силы, чтобы душа не оскудела, чтобы не утонуть в омуте насилия, распутства, порока? Как нам убедиться в том, что мы должны не только жить, но и понимать во имя чего мы живем?

К сожалению, оглянувшись вокруг мы встречаемся не только с прекрасным. В наше общество вторглись грубая сила, цинизм, потребительский взгляд на жизнь. Мы хотим получить всё сразу и без больших усилий. Но ведь так не бывает, не должно быть! Чтобы человек сумел что-то оценить, он должен заработать это своим физическим и умственным трудом. Потратить на это свои духовные и душевные силы. А где их взять? Они рядом - бери и пользуйся! Для чего оставили нам духовное наследие святые отцы? За кого они жизнь положили? За нас неблагодарных, чтобы мы, читая их творения, находили ответы на многие злободневные вопросы, волнующие наше общество. И не только находили, а усердно претворяли в жизнь.

Россия будет сильной, если наши семьи будут крепкие и здоровые. Святитель Климент Александрийский называет семью домом Господним, а Иоанн Златоуст - малой церковью. Новомученик митрополит Владимир (Богоявленский) писал: «Всё человеческое общество основано на семье и в ней, как здание в фундаменте, приобретает свою прочность и устойчивость» . Если наша семейная жизнь будет непрочной, то благополучия мы не достигнем никогда. Святитель Иоанн Златоуст предупреждал: «Когда разрушатся семьи - падут города и низвергнутся государства». Если мы впустим в нашу семью негативную информацию, которая будет растлевать нас и наших детей, то мы обречены на вымирание. «Народ растёт, когда его обычаями охраняются вера, честность, целомудрие, человеколюбие, гостеприимство… Народ обречён на исчезновение с лица земли, когда в его обычаи вторглись безверие, разврат, своекорыстие, хищничество, грабежи, разбои» .

Многие из нас хотят иметь семью, но не все понимают, что семейная жизнь - это подвиг. Построить семью без любви невозможно. Святитель Феофан Затворник призывал: «Всякий день начинать так, как бы он был самый первый после свадьбы. Берегите с женой взаимно свою любовь, этот источник семейной жизни» . По слову святителя Иоанна Златоуста: «В супружестве надо всем жертвовать и всё терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена - всё пропало. Истинное богатство и самое великое счастье в том, когда муж и жена не разногласят между собою, соединены друг с другом как едина плоть. Такие супруги, хотя бы и жили бедно и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастьем и живут во всегдашнем спокойствии». Отец Иоанн Кронштадтский учил: «Чтобы научиться тебе любить, как должно, любящего Господа, научись прежде любить любящую жену свою» . Именно семья даёт возможность супругам стяжать эту любовь. Без неё обрести семейное счастье человеку невозможно.

Почему бы нам не взять на вооружение слова святого апостола Петра: «Жёны, повинуйтесь своим мужьям» , или «Мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» . Взять можно, а исполнить? Не проще ли сойтись на некоторое время, насладиться вместе, а при первом разногласии разбежаться? Проще. С этим печальным явлением наше общество знакомо. Беда в том, что не для всех оно печальное, а даже наоборот. Зачем терпеть, зачем кого-то ждать, кому-то верить, что-то прощать... Для кого апостол Павел писал: «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» , «Всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог» . Для нас писал, нас предупреждал, чтобы мы не делали ошибок, о которых будем горько сожалеть.

Может быть, наша родительская небрежность привела к кризису, который сейчас испытывает современная семья? Мы мало готовим наших детей к семейной жизни, не учим тому, как правильно её устроить. Наши советы иногда носят разрушительный характер, потому что мы также стремимся к максимальному комфорту и удовольствию. И когда разрушаются наши семьи, семьи наших детей мы взываем к Господу: «За что?!». За то, что не знаем и знать не хотим установок, которые даёт нам Церковь на этот счёт. Вразумления «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 6) нам недостаточно. И слов апостола Павла, что в семье будут «скорби по плоти» не слышим. И поучения святителя Феофана Затворника в мыслях не держим: «Супружество имеет много утешений, но сопровождается и многими скорбями, иногда очень глубокими. Имейте это в мысли, чтобы, когда придёт что подобное, встречать то не как неожиданность» .

Святые отцы рассматривали трудности семейной жизни как один из способов для человека приблизиться к Богу. «Супружество более привязывает к Богу, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему», - писал Григорий Богослов. Не этому ли учит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Семья - это школа любви, потому что в семье есть не только радости, но и скорби, и отношения супругов проходят через кризисы. Это означает, что люди, желая спасти семью, могут идти на такие жертвы, на какие они не пойдут ни при каких условиях в иных ситуациях» . «Мы знаем, как разваливаются семьи только потому, что супруги перестали отдавать себя друг другу, заботиться друг о друге, жизнь другого воспринимать как свою собственную жизнь. А разве не в этом кроется проблема отцов и детей, проблема поколений? Ведь она вырастает из недосказанности, из того, что не выражена была до конца родительская любовь, из того, что родители не получили любви своих детей. И разрывается преемственность, разрывается историческая связь поколений» . Что нам сказать в свое оправдание на эти слова Патриарха? Нечего сказать, никакие слова оправдания не избавят нас от ответственности за воспитание детей, от заботы обо всех членах семьи, от сохранения верности друг другу.

От этой ответственности зависит, в каком обществе мы будем жить. Каждый из нас привносит в общество не только хорошее, но ещё свои недостатки и пороки. Поэтому духовное состояние нашего общества целиком зависит от духовного состояния каждого человека. В нашей стране есть люди богатые и бедные. Только от самого человека зависит погубит его душу богатство или спасёт. Иоанн Златоуст учил: «Бедность евангельская состоит не в лишении богатства, но в отсутствии привязанности к нему» , «Богатство только тогда может быть нашей собственностью, когда его нищим раздаём» . Значит, опасность богатства для нас заключается не в нём самом, а в порабощении ему. Значит правильно поступают те богатые люди, которые значительную часть своих средств направляют на благо людям: строят храмы, больницы, школы. А мы, небогатые, дадим вовремя милостыню нуждающемуся, посетим больного, накормим голодного? Кажется, всё так легко - просто поделись с другим. Нет, это не легко, это требует усилий, но и награда велика: «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его». (Мф. 11:12).

Для тех, кто из нас чрезмерно стремится получать земные удовольствия, жизнь теряет всякую ценность, когда перестаёт приносить наслаждение. Тогда на место образовавшейся пустоты приходят алкоголь и наркотики. О фактах распространения алкоголизма и наркомании, и какую угрозу они представляют для общества известно всем. То, что «пьянство - мать порока» мы слышали. А то, что «пьянство не знает правды, отнимает благоразумие» вспоминаем не всегда. Если бы мы прислушались к словам преподобного аввы Исаии: «Не употребляй вино до упоения, чтобы не лишиться Божественной радости» проблемы бы не было. Не было бы разбитых семей, брошенных детей, одинокой старости в приюте. Слишком много времени мы проводим в лени, растрачиваем его на пустые разговоры, выяснения отношений, суету.

Чтобы не допустить образования пустоты в душе, чтобы не сделать то, о чём потом будем жалеть, мы должны заняться делом полезным для себя и общества. Честно работать, приносить своим трудом пользу государству и содержать свои семьи. Святые отцы противопоставляли честный труд развитию пагубных страстей в человеческом обществе. «Бог сотворил человека для труда и дал ему для этого необходимые члены; празднолюбец, следовательно, уклоняется от порядка Божия и от цели творения» , - свидетельствует святитель Иоанн Златоуст. Духовная жизнь человека не должна иметь исключительно созерцательный характер. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь», - говорит апостол Павел. Подняться над мирской суетой, достичь хороших результатов в духовной и материальной жизни мы сможем только усердно, работая умственно и физически.

Патриотизм тоже является самоотверженным трудом на благо Отечества. Это готовность защищать Родину, не щадя своей жизни. Для русского человека понятия Отечество, религиозные ценности, святыни тесно переплетаются между собой. Только человек, обладающий высокими духовными христианскими качествами, может пожертвовать своей жизнью ради жизни других. Полководец Суворов А.В. был убеждён, что христианская вера порождает героев. А святитель Игнатий (Брянчанинов) призывал: «Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых» . Русская Церковь всегда была со своим народом. Она вдохновляла воинов на Куликовом поле, в ополчении Минина и Пожарского, во времена Великой Отечественной Войны. В православной традиции воин пользуется особенным уважением. Святитель Феофан Затворник говорил: «Военный путь самый хороший - чистый, честный, самоотверженный» .

Герои есть и сейчас. Есть среди нас люди способные пожертвовать собой ради других. Возможно, мы даже не подозреваем, что способны на подвиг, но в критическую минуту мы его сможем совершить, если будем вооружены духовными наставлениями святых отцов. И в мирное время место подвигу всегда найдётся. Каждый наш шаг навстречу Богу, это - подвиг для нас. Каждый наш шаг по лестнице небесной стóит нам порой невероятных душевных и физических усилий.

Мне вспоминается эпизод, который поразил всё моё естество и долго не давал душевного покоя. Как-то раз я дежурила в маленьком храме далеко от нашего посёлка. Люди там не ходят, поэтому приходится прислушиваться к каждому шороху за дверью. Услышав какое-то движение снаружи, я выглянула из-за чуть приоткрытых дверей и застыла в изумлении от увиденного. В 30-градусный мороз по каменным ступенькам храма, рыдая, на коленях полз человек. В ужасе я присела в уголке на скамейку, боясь поднять глаза. Это был взрослый мужчина. Он поставил свечи и, не переставая плакать, ушёл. Тогда настала моя очередь. Слёзы градом покатились по моему лицу от увиденного чужого несчастья. Душа разрывалась на части спрашивая: «Что должно с нами произойти, какое горе должно на нас свалиться, чтобы мы на коленях ползли к Богу, никого не замечая, никого не стесняясь, прося только о пощаде?» Некоторое время спустя, я увидела этого мужчину в храме. Он был со своей семьёй, в добром здравии и достаточно уверенный в себе. Я втайне порадовалась за него, видимо, покаяние его было искренним и дало свои плоды.

А мы смогли бы так? Всегда ли мы встаём на колени или хотя бы низко склоняем голову перед Отцом нашим небесным, прося у Него прощение, за свои недостойные деяния? Зачем, и так пройдёт. Не пройдёт! И, мы, старшее поколение это знаем, убеждались в этом не один раз. Поэтому и пытаемся успеть исправить в себе то, что ещё можно исправить. А вам - нашим детям, помочь не повторять ошибок, на которых обожглись сами. Ведь какое наследие святых отцов у нас есть! Всё расписано по мелочам, разложено по полочкам. Берите его разумом, впустите его в сердце, держите крепко двумя руками, никому не отдавая! Поверьте, мы - ваши старшие родные, очень хотим, чтобы у вас получилось лучше, чем у нас. Чтобы сердца ваши наполнились любовью. Чтобы там не было места ненависти, злобе, раздражению и гневу. Мы все должны постараться услышать и принять наставления святых отцов. Чтобы в конце жизненного пути не пришлось, рыдая говорить себе: «Если бы я знал…, если бы я раньше послушалась…, если бы я вовремя…». Сколько таких «если» существует в нашей жизни? Много. Они не дают нам свободно дышать, творить добрые дела, правильно развиваться, радоваться счастью другого и сопереживать чужому горю.

Я верю, я очень хочу верить, что мы воспрянем! С таким духовным наследием, с таким мощным сонмом святых у нас за спиной, иначе быть не может! Мы - русские православные, мы живучие. Мы встанем на колени, низко склонив свою голову, и попросим прощения у Господа нашего Иисуса Христа! Он милостив. Он терпелив. Он ждёт этого от нас. Только Он даст нам силы подняться во весь рост, понять для чего мы пришли в этот мир. Ведь Господь уже родился на земле, даровав человечеству Божественное Откровение и указав ему путь спасения, «лето Господне благоприятное» (Лк. 4: 18-19) уже наступило. У тех из нас, кто изберёт путь веры и пойдёт за Христом, «из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7: 38). Она утолит духовную жажду, напитает благодатью нашу личную, семейную и общественную жизнь. В Святой Церкви, в Священном Писании и Священном Предании, в святоотеческом наследии мы, современные люди, найдём неиссякаемый источник духовных и телесных сил. Чтобы освободиться от греховной зависимости и не увязнуть в мирских стихиях, утвердиться во Христе и в Нём обрести смысл жизни.

Список литературы

1. Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла (3:10).

2. Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника. М., 1998. С. 451.

3. Епископ Амвросий (Ключарев). Духовное наследие. О язвах современного общества. М., 2005. С. 38.

4. Жития и творения русских святых. М., 1993. С. 337.

5. Жития и творения русских святых. М., 1993. С. 338.

6. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла (11:3).

7. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла (7:2).

8. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла (7:28).

9. Первое соборное послание святого апостола Петра (3:1).

10. Первое соборное послание святого апостола Петра (3:7).

11. Преподобного и богоносного отца нашего аввы Исаии, отшельника египетского, духовно-нравственные слова. 2-е изд. Сергиев Посад. 1911, С. 91.

12. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Пишу к вам прямо из сердца: Сб. писем. М., 2005. С. 192.

13. Святитель Иоанн Кронштадтский. Творения. Т. 2., М. 2003. С. 652-653.

14. Священномученик Владимир, митрополит Киевский. Вечные истины христианства. М., 1999. С. 260.

15. Творения иже во святых отца, нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. 4-е изд. Сергиев Посад. 1900. Ч. 2, С. 106.

16. Творения иже во святых отца, нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. 2-е изд., СПб., 1899. Т. 5, С. 182.

17. Цветник духовный. Ч. 2. М., 1991. С. 119.

18. Цветник духовный. Ч. 2. М., 1991. С. 119.

19. Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Московской городской думе 29 марта 2016 года. Интернет-ресурс.

20. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Интернет-ресурс.