Во главе русской православной церкви стоит русской патриарх Московский и всея Руси. Он избирается поместным собором фактически пожизненно. Он управляет церковью совместно со «священным синодом», который состоит из нескольких высших церковных иерархов. При патриархе имеются специальные учреждения- отделы Московской патриархии: отдел внешних церковных сношений, учебный комитет, хозяйственное управление, пенсионный комитет, издательский отдел и управление делами, которые ведают соответствующими сторонами деятельности церкви.

В административном отношении русская православная церковь делится на епархии, границы которых совпадают с границами областей, краев и республик. Каждую епархию возглавляет епархиальный архиерей в сане митрополита, архиепископа юга епископа. Они назначаются патриархом и синодом. В подчинении архиерея находятся приходы и монастыри, расположенные в данной епархии.

Низовой организацией является религиозная община (приход). Приход возглавляется избранным на общем собрании верующих церковным советом, которому государство передает в пользование здание храма и который несет перед государством ответственность за храм, содержащееся в нем имущество, распоряжается денежными средствами прихода и т. д. В религиозном отношении во главе прихода стоит настоятель - священник, назначаемый епархиальным архиереем. Кроме настоятеля, в крупных приходах бывает еще несколько священников и дьякон.

При назначении на приход священнослужители заключают с церковным советом договор об оплате за совершение богослужений и обрядов. Духовенство сейчас получает твердый оклад. Доходы религиозных общин государственными налогами не облагаются, так как церковь у нас отделена от государства. В свою очередь, государство не субсидирует церковь. Часть денежных средств приход посылает в церковный центр На эти средства содержатся патриарх, архиереи, учреждения патриархии, духовные учебные заведения.

Кроме приходских храмов, в русской православной церкви имеется свыше десяти монастырей - мужских и женских.

Для подготовки священнослужителей и богословов русская православная церковь располагает духовными учебными заведениями. В настоящее время имеются 2 духовные академии и 3 духовные семинарии. В духовных школах изучаются исключительно богословские, церковно-исторические и церковно-практические дисциплины, а также Конституция СССР и языки: церковнославянский, древнееврейский, древнегреческий, латинский и один из иностранных языков (на выбор) -английский, немецкий или французский. Никаких общественных и естественных наук в них не изучается.

Русская православная церковь издает периодические издания: ежемесячный «Журнал Московской патриархии», журнал Украинского экзархата, несколько церковных журналов за рубежом, сборники «Богословские труды», ежегодные церковные календари, а также по мере надобности выпускает и другую религиозную литературу - Библию, богослужебные книги, сборники проповедей видных деятелей церкви и некоторые другие издания.

Для изготовления церковной утвари, свечей и других предметов, необходимых церкви, работает несколько специальных мастерских.

Русская православная церковь осуществляет широкие контакты с другими православными церквами. Они выражаются в посещении деятелями православных церквей русской церкви, в поездках церковных деятелей в другие страны, в обмене посланиями, литературой, студентами духовных учебных заведений, в координации действий и т. д. Имеют место и контакты русской церкви с неправославными христианскими церквами - католической, протестантскими и др.

На территории Российской Федерации юридически значимая деятельность Русской Православной Церкви осуществляется на двойной основе. В отношениях с обществом, в соответствии с п.4 ст. 15 Конституции РФ, она базируется на действующем законодательстве РФ и её субъектов, а также на международных договорах и соглашениях, в которых участвует РФ. В своей внутренней деятельности Церковь руководствуется учредительными документами и внутренними актами. Из них основными актами являются следующие: «Устав Русской Православной Церкви» в редакции от 05.02.2011, определяющий основные функции РПЦ и иерархическое соподчинение её отдельных частей и органов управления и «Устав религиозной организации «Русская Православная Церковь»» (Гражданский) от 24.02.1991 с изменениями и дополнениями от 06.10.1998.

В настоящее время правовое положение и деятельность религиозных организаций РПЦ по законодательству Российской Федерации регулируются:

Конституцией РФ;

Согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ, для оказания помощи религиозным организациям РПЦ, особенно в вопросах социального служения, создаются попечительские, благотворительные, наблюдательные и иные советы, которые могут быть зарегистрированы как общественные объединения. По п. 1,2 ст. 18 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации РПЦ «..вправе заниматься благотворительной, культурно-просветительской и образовательной деятельностью, в том числе путём создания дочерних общественных объединений».

Религиозные объединения подлежат регистрации как некоммерческие организации.

Порядок регистрации религиозных объединений следующий:

  • юридическое оформление документов;
  • получение свидетельства о регистрации (от 10 дней);
  • получение свидетельства о внесении объединения в ЕГРЮЛ;
  • сдача документов и получение уведомлений из государственных фондов;
  • присвоение кодов Госкомстата;
  • изготовление печати;
  • открытие расчетного счета в банке;
  • оплата официальных пошлин и сборов.

Необходимые документы для регистрации:

1) если учредители – физические лица, то: копии паспортов со всеми паспортными данными;

2) если Учредители - юридические лица:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • справка из банка о наличии счета;
  • справка из Госкомстата;
  • справка, подтверждающая постановку на учет.

3) сведения об основах данной религии, в том числе об истории ее возникновения, о формах и методах деятельности объединения, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей .

Конституционные гарантии гражданам по ч. 2 ст. 19 Конституции РФ сводятся к провозглашению равенства прав и свобод независимо от отношения к религии и запрету на любые формы ограничений прав по признаку религиозной принадлежности. Ст. 28 гарантирует свободу совести и вероисповедания. По ч. 2 ст. 29 не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду. По ст. 31 граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, шествия и демонстрации. В соответствии с этим правом, п. 5 ст.16 Закона разрешает публичные богослужения, другие публичные религиозные обряды и церемонии.

Из норм ГК РФ для религиозных организаций Русской Православной Церкви важны те, что определяют статус юридического лица. По п.1 ст. 48 юридическое лицо «имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде», имеет самостоятельный баланс или смету. По п. 1 ст. 50 юридическими лицами могут быть некоммерческие организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками. По п. 3 ст. 50 некоммерческие организации могут создаваться в предусмотренных законом формах, в том числе в форме религиозных объединений.

Таким образом, религиозные организации, находящиеся в ведении РПЦ, являются одной из форм некоммерческих организаций. Ст. 6 ФЗ «О некоммерческих организациях» даёт общее определение религиозных организаций (объединений), идентичное определению общественных объединений: «Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы». В то же время особенности правового положения тех и других организаций (объединений) регулируются специальным законодательством, и для общественных объединений предусмотрен ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ, а особенности правового положения религиозных организаций (объединений) определяются рассмотренным Законом.

Статус юридического лица позволяет религиозным организациям Русской Православной Церкви самостоятельно участвовать в хозяйственном обороте, быть субъектами имущественных и иных гражданско-правовых отношений (см., например, ), иметь в собственности любое имущество. С другой стороны, РПЦ может учреждать некоммерческие организации – юридические лица, имеющие цели и задачи, совместимые с теми формами светской деятельности, которые законодательно разрешены Церкви как религиозной некоммерческой организации.

Сходство и различия государственных, общественных и религиозных организаций

Государственные, общественные и религиозные организации находятся в тесной взаимосвязи , они имеют общие и частные признаки сходства и различия. Рассмотрим вначале общие свойства этих организаций:

Все три вида организаций имеют общие признаки организаций как вторичных социальных групп. Это социальные общности, в которых люди (граждане) выполняют определённые социальные роли по отношению друг к другу таким образом, что вся группа относительно замкнута и представляет собой коллектив. Взаимодействия в таких общностях происходят в соответствии с общей характеристикой, на основании которой организация имеет наименование, и её члены считают себя к ней принадлежащими. Организации, будучи вторичными социальными группами, представляют собой совокупности людей, взаимодействия в которых обусловлены их совместной профессиональной, социальной или другой полезной деятельностью.

Другим общим свойством организаций является наличие иерархической структуры – системы соподчинения, предусматривающей создание постоянных внутренних центров власти, руководящих данной организацией и регулирующих её деятельность.

Третьим общим свойством выступает некоммерческий характер деятельности рассматриваемых организаций. Действительно, все три вида организаций не имеют целью извлечение прибыли и полученные доходы направляют на реализацию уставных целей и задач или передают вышестоящим органам социального института, к которому принадлежат.

Четвёртое общее свойство – наличие в числе спектра возможных организационно-правовых форм такой общей формы как учреждение , - не имеющей членства некоммерческой организации, учреждаемой и создаваемой собственником для выполнения целей управления, оказания социальных услуг, социально-культурных функций и других видов социально полезной деятельности некоммерческого характера. Собственник передаёт учреждению имущество, необходимое для выполнения этих целей.

Пятое общее свойство – наличие Устава, определяющего структуру и функции каждой организации.

Различия между государственными организациями, с одной стороны, и общественными и религиозными организациями, с другой стороны, состоят, прежде всего, в том, что государственные организации относятся к типу бюрократических организаций, в которых люди работают по найму, и все должности, в том числе, руководящие, замещаются назначением на должность.

Общественные и религиозные организации относятся к типу добровольных обществ и представляют собой добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

Центры власти государственных организаций формируются назначением руководителей вышестоящими организациями из отобранных ими кандидатов, в то время как общественные и религиозные организации имеют выборные представительные органы власти и выборных полномочных представителей организации.

Государственные организации финансируются из государственных бюджетов разных уровней и подведомственны вышестоящему органу государственной власти.

Бюджет общественных и религиозных организаций формируется из добровольных взносов (пожертвований) граждан и организаций, доходов от предпринимательской деятельности, соответствующей уставным целям и задачам, и других источников некоммерческого характера. Эти организации относятся к негосударственному сектору. Они подведомственны только создавшему их собственнику, представляющему собой организацию того же вида, что и созданная им, или федеративному объединению того же вида, в состав которого они входят.

Различия между религиозными и общественными организациями состоят главным образом в цели их создания и деятельности. Если религиозные организации образуются в целях совместного исповедания и распространения веры, то общественные организации создаются для других духовных, социально значимых, образовательных и иных нематериальных целей.

Соответственно целям создания задачами и основными видами деятельности религиозных организаций являются вероисповедание, совершение богослужений и других религиозных обрядов, обучение религии и религиозное воспитание. Задачи и виды деятельности общественных объединений представляют собой широкий спектр иных общественно полезных функций.

Наконец, особенности правового положения и деятельность тех и других организаций регулируются специальными законодательными актами Российской Федерации. Религиозные организации находятся под юрисдикцией ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а общественные организации определяет ФЗ «Об общественных объединениях».

Особенности статуса Русской Православной Церкви как некоммерческой организации

В качестве некоммерческих организаций религиозные объединения (организации) Русской Православной Церквиобладают следующими особенностями правового статуса:

Учредители, участники, члены не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество. В свою очередь они не отвечают по обязательствам религиозных объединений (организаций), а последние не отвечают по обязательствам своих учредителей, участников, членов (п.3 ст. 48 ГК РФ, п.2.ст. 6 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Правоспособность религиозной организации является специальной в том отношении, что она может иметь лишь те гражданские права и нести лишь те обязанности, которые соответствуют целям её деятельности, предусмотренным в её учредительных документах. Соответственно, религиозная организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создана, и отвечающую этим целям (п.1 ст.49, п.3 ст.50 ГК РФ). Целью деятельности религиозных организаций РПЦ, закреплённой в их Уставах, является совместное исповедание и распространение веры (п.1 ст. 6 Закона).

Основные виды деятельности, характеризующие религиозные объединения РПЦ, в то же время являются их отличительными признаками. К ним относятся наличие вероисповедания, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (там же).

Право создавать религиозное объединение (быть учредителями) предоставлено исключительно гражданам Российской Федерации.

Имущество, принадлежащее религиозным организациям РПЦ, (далее – церковное имущество) используется исключительно для достижения уставных видов деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Тем не менее, в последнее время прослеживается тенденция использования части доходов РПЦ на благотворительные цели и цели социального служения в соответствии с ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Особенности статуса Русской Православной Церквикак некоммерческой организации связаны также со своеобразием её структуры. В соответствии со ст. 8 Закона, ст. 121-123 ГК РФ, Уставом РПЦ и каноническим правом, Русская Православная Церковь представляет собой объединение юридических лиц – централизованную религиозную организацию, в состав которой входят следующие религиозные организации – юридические лица:

Епархии, экзархаты, автономные церкви, самоуправляемые церкви;

Московская Патриархия;

Синодальные отделы;

Приходы, монастыри, подворья;

Братства, сестричества.

Вместе с тем, РПЦ не является союзом или ассоциацией религиозных организаций, предусматривающим равноправное членство. Имеется иерархия соподчинения, закреплённая Уставом Русской Православной Церкви, Уставом религиозной организации «Русская Православная Церковь»» (Гражданским) и внутренними документами. В этом аспекте РПЦ по своей структуре сходна с федерацией.

Внутренняя структура РПЦ, по п.2 ст. 15 Закона, как и её другие внутренние установления, признаётся государством, если не противоречит законодательству РФ.

Федеративный характер устройства РПЦ подтверждается наличием общих для всех её религиозных организаций - юридических лиц выборных и других высших органов управления. В их числе, высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда принадлежит представительному органу власти - Поместному Собору, выбираемому из правящих и викарных архиереев, клириков, монашествующих и мирян и созываемому Патриархом и Священным Синодом не реже одного раза в 5 лет. В период между Поместными Соборами высшую власть осуществляет подотчётный Поместному Собору представительный орган - Архиерейский Собор (см. материалы Архиерейских Соборов на сайте: http://sobor.patriarchia.ru/db/document), созываемый теми же лицами не реже одного раза в 2 года и состоящий из епархиальных, а также возглавляющих синодальные учреждения и духовные школы архиереев.

В периоды между Поместными и Архиерейскими Соборами высшую власть осуществляет постоянный исполнительный орган – Священный Синод (см. Журналы заседаний Священного Синода http://www.patriarchia.ru/db/document/100049), который является Президиумом Архиерейского Собора и состоит из Председателя, 5 постоянных членов – митрополитов и 5 временных членов. Патриарх является Председателем Священного Синода и Предстоятелем РПЦ. Патриарх избирается пожизненно по процедуре избрания, устанавливаемой Священным Синодом, и выполняет функции высшего исполнительного лица РПЦ.

Священному Синоду и Патриарху подведомственны Синодальные учреждения, посредством которых реализуется исполнительная власть. Среди Синодальных учреждений следует выделить те, которые больше других вовлечены в решение социальных вопросов: Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, Отдел внешних церковных связей (ОВЦС), Синодальный отдел по делам молодежи, Синодальный миссионерский отдел, Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Московская Патриархия также является исполнительным органом. Это совокупность учреждений, находящихся в непосредственном ведении Патриарха.

Территориальные подразделения РПЦ представляют собой епархии – местные церкви, возглавляемые епархиальным архиереем (епархиальным Преосвященным) и состоящие из приходов, объединённых в благочиния, и находящихся на данной территории монастырей.

Наиболее активными в области социального служения являются: Москва, Екатеринбургская епархия, Нижегородская, Санкт-Петербургская,

Некоммерческий характер РПЦ и составляющих её религиозных организаций подчёркивается тем, что юридические лица, входящие в её структуру, часть своих доходов направляют в централизованный бюджет РПЦ, откуда они направляются на непосредственные нужды всей централизованной организации. Каноническое управление ими оставляет свободу для хозяйственной деятельности.

Отражение принципов некоммерциализации в Уставе и церковном праве Русской Православной Церкви

Нестяжательство понимается Русской Православной Церковью как неучастие в коммерческой деятельности.

19(16)-е правило Карфагенского собора гласит: «…да не бывают епископы и пресвитеры и диаконы откупателями ради корысти или управителями и да не приобретают пропитания занятием безчестным или презрительным. Ибо долженствуют взирати на написанное: никто воинствуя Богу не обязуется куплями житейскими». 42 (33)-е правило Карфагенского собора предупреждает: «.. чтобы пресвитеры без соизволения своих епископов не продавали вещей церкви, в которой посвящены. Равно и епископам непозволительно продавати церковные земли без ведома Собора или своих пресвитеров. Того ради, кроме нужды, и епископу не позволительно расточать вещи, находящияся в церковной описи».

В главе I «Устава Русской Православной Церкви» отмечено, что РПЦ является централизованной религиозной некоммерческой организацией, её канонические подразделения регистрируются как юридические лица – религиозные организации.

Глава XV «Устава Русской Православной Церкви» утверждает, что в установленном законом порядке церковные центры могут производить свечи и иные предметы церковного употребления. Продажа в храмах свечей и предметов церковного употребления, приобретенных и произведенных вне РПЦ, запрещена и наказуема. Предприятия, учреждённые РПЦ и её организациями могут производить только предметы церковного употребления и религиозную литературу, соответствующие целям и основной деятельности РПЦ.

В этой же главе Устава подчёркивается, что РПЦ удовлетворяет свои материальные потребности на основе самофинансирования и перечисляются его источники. Источниками её денежных средств являются добровольные пожертвования (взносы) верующих, оплата треб и продажа предметов, производимых церковными предприятиями.

Центральный церковный бюджет образуется за счёт отчислений епархий, экзархатов, автономных и самоуправляемых церквей, ставропигиальных монастырей, доходов от деятельности учреждений и предприятий РПЦ, направляемых на уставные цели РПЦ, отчислений от прибыли предприятий канонических подразделений РПЦ, учреждённых ими самостоятельно или совместно с иными физическими или юридическими лицами, пожертвований при распространении производимых синодальными учреждениями предметов православного религиозного назначения и православной религиозной литературы, иных законных поступлений, в том числе, доходов от ценных бумаг и вкладов на депозитных счетах. Епархиальные бюджеты формируются за счёт отчислений приходов и монастырей. В тех епархиях, где существуют мастерские, производящие предметы церковного использования, бюджет пополняется за счёт прибыли этих предприятий. Распорядителем средств является епархиальный архиерей. Денежные средства прихода составляются из добровольных пожертвований верующих, пожертвований при совершении богослужений, Таинств, треб и обрядов, пожертвований при распространении предметов православного религиозного назначения, производимых церковными предприятиями и мастерскими, при распространении православной религиозной литературы. Распорядителем средств является настоятель храма совместно с Приходским советом.

Монастыри ведут хозяйственную деятельность, за счёт которой они содержат себя, осуществляют функции религиозной организации и отчисляют средства епархиям или в центральный церковный бюджет. В этих целях они могут заниматься сельскохозяйственными работами или ручным трудом без учреждения дочерних предприятий. Распорядителем средств является наместник или настоятель монастыря.

Утверждённый Уставом порядок хозяйственной и финансовой деятельности предупреждает коммерциализацию её как в религиозных организациях, составляющих РПЦ, так и в самой РПЦ. Бюджеты религиозных организаций РПЦ составляются из средств, полученных некоммерческим путём, и расходуются на некоммерческие цели.

При этом Устав не запрещает получать гранты и субсидии от государства на общеполезную деятельность и социальное служение, на поддержку деятельности церковных учреждений, осуществляющих социальное служение. В этом отношении Церковь пользуется законными правами некоммерческой организации.

Общие правовые основы культурной, социальной и просветительской деятельности Русской Православной Церкви

В соответствии со ст. 18. Закона, дающей право РПЦ на благотворительную и культурно-просветительскую деятельность, религиозные организации могут осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации. Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Социокультурная и социальная деятельность РПЦ и её религиозных организаций неразрывно связана с благотворительностью, поскольку она всегда осуществляется на благотворительных началах для мирян, на которых она обращена. В соответствии со ст.5 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ по отношению к ним она выступает благотворителем, бескорыстно выполняющим работы и предоставляющим услуги. В соответствии со ст. 1 того же ФЗ благотворительная деятельность понимается как добровольная деятельность, в том числе по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Её цели, по ст.2 этого закона, могут заключаться, в том числе, в содействии деятельности в сфере образования, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, что вполне согласуется с задачами социального служения РПЦ.

С другой стороны, принимая пожертвования и вклады от различных лиц, религиозные организации РПЦ являются благополучателями. В соответствии с п.2 ст. 421 ГК РФ, возможно заключение благотворительного договора между жертвователем (благотворителем) и религиозной организацией о внесении благотворительного пожертвования на определённые социокультурные и социально полезные цели и задачи. В договоре конкретизируются размер и порядок внесения благотворительного пожертвования, взаимные обязательства, ответственность сторон и порядок отчётности благополучателя о расходовании пожертвования на цели, указанные в договоре.

Наконец, характерной особенностью социокультурной и социальной деятельности РПЦ является широкое участие в ней добровольцев , осуществляющих, в соответствии со ст. 5 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, что основано на понимании этой деятельности как служения. Являясь по отношению к жертвователям, вкладчикам и добровольцам благополучателем, а по отношению к объектам социального служения благотворителем, РПЦ становится посредником, организующим необходимую помощь нуждающимся в ней и придаёт благотворительности важные для нравственного совершенствования участников этой деятельности элементы духовности.

Организация социального служения религиозных объединений РПЦ находится под наблюдением Священного Синода.

Согласно Главе 5 Устава Русской Православной Церкви Священный Синод может создавать комиссии или иные рабочие органы для попечения, в том числе - о делах милосердия и благотворительности;

Подобное единоначалие в организации религиозного образования, духовного просвещения и социального служения обеспечивает соблюдение единых нравственных и этических норм в этих направлениях деятельности всеми религиозными организациями Русской Православной Церкви.

Формы культурной и просветительской деятельности Русской Православной Церкви как некоммерческой организации

Право на осуществление просветительской деятельности закреплено за РПЦ ст.6 Закона. Религиозные организации Церкви могут создавать для этих целей культурно-просветительские организации, осуществлять культурно-просветительские программы и мероприятия и в этих направлениях деятельности пользоваться поддержкой государства. Культурно-просветительские организации, учреждаемые РПЦ, имеют статус некоммерческих организаций. С другой стороны, они являются субъектами гражданского общества и выполняют важные социальные функции по профилактике социальных отклонений. Важную роль в этом направлении деятельности играют некоммерческие благотворительные фонды, учреждаемые РПЦ для аккумуляции средств на проведение всероссийских и региональных культурно-массовых мероприятий, таких как фестивали православной музыки, фестивали творчества детей-инвалидов, недели православной религиозной книги, выставки произведений православного прикладного искусства.

Согласно ст.7 ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 118 ГК РФ, фондом признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая, в том числе, юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определённых в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчёты об использовании своего имущества.

Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Свою деятельность он осуществляет на общественных началах.

Просветительской деятельностью РПЦ ведают Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Московского Патриархата и недавно созданный Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества

Новый отдел образован решением Священного Синода от 31 марта 2009 года в связи с возрастающей необходимостью развивать, совершенствовать и систематизировать диалог Церкви и общества. Отделу поручено осуществление связей с органами законодательной власти, политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, иными институтами гражданского общества на канонической территории Московского Патриархата. По специальному указанию Священноначалия для решения конкретных вопросов Отдел может осуществлять контакты с органами исполнительной власти в странах СНГ и Балтии.

Просветительской деятельностью занимаются религиозные организации епархий: приходы, монастыри, братства и сестричества. В соответствии с подобной децентрализацией эта форма служения РПЦ весьма демократична, динамична и общедоступна. Вместе с тем, несмотря на наличие правовой основы, пока не созданы специализированные культурно-просветительские православные учреждения.

является ведущим органом, осуществляющим социальную деятельность. В Концепции Отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ МП написано, что цель церковных социальных учреждений и всей благотворительной деятельности Церкви - умножение любви, приближение как подопечных, так и тех, кто оказывает им помощь, к Богу, восстановление образа Божия в человеке, измученном лишениями разного рода, страданием, последствиями грехов (как своих собственных так и всего общества).

Социальные учреждения Русской Православной Церкви

Православные социальные службы РПЦ создаются и действуют как некоммерческие организации – учреждения или автономные некоммерческие организации . В своей деятельности они руководствуются законодательством Российской Федерации и наставлениями Церкви.

Социальные службы РПЦ могут быть созданы в форме юридических лиц (например, детские приюты), так и в форме не имеющего юридического лица индивидуального предпринимателя (например, патронажные службы). Как и государственные или муниципальные социальные службы, православные социальные службы относятся к организациям территориального или местного подчинения. Соответственно, они создаются юридическими лицами - епархиями или приходами, у которых есть и свои требования к организации их работы. В частности, к таким требованиям относятся отправления православных обрядов и богослужений, религиозное образование и воспитание детей в учреждениях для несовершеннолетних, обязательное закрепление за социальной службой священнослужителя-духовника. Поскольку они учреждаются юридическими лицами, они являются учреждениями , то есть такой организационно-правовой формой, которая, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, является некоммерческой организацией, выполняющей социально значимые функции.

Социальные службы РПЦ, выполняя светскую деятельность, неминуемо становятся частью системы социального обслуживания страны, и более крупном масштабе – элементом системы социальной защиты Российской Федерации. Эта роль православных социальных служб подчёркивается документом «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» от 4 февраля 2011 года, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. В этом документе РПЦ провозглашает внеконфессиональный принцип своей социальной работы:

«… Социальное служение Церкви не может сдерживаться или ограничиваться религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными рамками. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит…В делах милосердия и благотворительности Церковь может сотрудничать с центральными, региональными и местными органами власти, благотворительными и иными общественными организациями и объединениями граждан, представителями традиционных религий и конфессий, политическими партиями, профсоюзами, деловым сообществом».

Социальное служение Русской православной церкви представляет собой быстро развивающуюся деятельность, осуществляемую в широких слоях общества благодаря правовым гарантиям со стороны государства и внутренним церковным установлениям. Это весьма своевременное явление, которое способствует избавлению общества от антигуманных тенденций и разобщённости людей, свойственных девяностым годам предыдущего века. Большое внимание в этой связи привлекает направление церковной деятельности, которое имеет близкие к социальной работе цели и задачи оздоровления общества, укрепления семьи, внедрения нравственных начал воспитания детей. Русская православная церковь высказывает и распространяет мнение о пагубности деидеологизации общества, о насущной необходимости идеологических и этических начал социализации детей и молодёжи для предотвращения социальных отклонений в этой среде и формирования групп риска. Эти взгляды соответствуют установкам профессиональной социальной профилактики как направления социальной работы.

Организующим началом в работе православных социальных служб становится благотворительная деятельность, которая тоже становится формой социальной профилактики. По отношению к мирянам РПЦ выступает благотворителем, бескорыстно предоставляющим услуги и иную поддержку. В социальной деятельности РПЦ широко участвуют добровольцы, осуществляющие, благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, что основано на её понимании как служения. Будучи по отношению к жертвователям, вкладчикам и добровольцам благополучателем, а по отношению к объектам социального служения благотворителем РПЦ играет роль промежуточного звена, организующего эту социальную деятельность и придающего ей духовность. Эти положения закреплены в документе «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», принятом Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 04.02.2011 г. В нём отмечено, что «..доброволец (волонтер) - человек, в свободное время принимающий на безвозмездной основе личное участие в социальной церковной деятельности. Для выполнения добровольческой работы от волонтера, как правило, не требуется специальной квалификации, однако для некоторых видов церковно-социальной деятельности волонтеры проходят специальное обучение.…Жертвователь - священнослужитель или мирянин, материально участвующий в обеспечении церковного социального служения. На пожертвования создается материальная основа для обеспечения систематической социальной деятельности. Член попечительского совета при социальном учреждении (церковных, государственных и иных) - лицо, оказывающее помощь в работе социального учреждения на основе взятых на себя обязательств, в том числе посредством наблюдения за условиями жизни подопечных».

Основным нормативом, определяющим формы деятельности православных социальных служб, является Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации » от 10.12.1995 № 195-ФЗ. По ст.1 этого закона социальное обслуживание в рамках Русской Православной Церкви представляет собой деятельность социальных служб, созданных религиозными организациями РПЦ в целях социальной поддержки граждан преимущественно православного вероисповедания, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Принцип доступности социального обслуживания обеспечивается, по ст. 15 и 16 этого ФЗ, возможностью его бесплатного предоставления, что соответствует установкам РПЦ.

Социальная работа в России не отделена ни законодательно, ни практически от социального обслуживания. Она проводится в тех же учреждениях, однако она отличается по своим целям и задачам от обслуживания и определяется как совместные действия специалиста и клиентов, направленные на активизацию объектов работы и обретение ими самоподдержки .

Ряд видов обслуживания, приведенных в ст. 8 – 14 того же закона, на деле представляют собой социальную работу. К ним относится консультативная помощь как социальное консультирование, которое может быть информативным, – передавать клиентам полезную социально-правовую, психолого-педагогическую, медико-социальную информацию, или социономическим, - налаживать отношения клиентов с окружающими людьми путём активизации их собственных возможностей и способностей. К ним же относятся реабилитационные услуги в качестве системы мероприятий и процесса возврата людей к активной социально полезной деятельности в обществе. Социально-консультативная помощь по ст. 23 ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 №122-ФЗ является территориальной социально-профилактической работой, направленной на формирование здоровых взаимоотношений и создание благоприятной социальной среды для граждан. Эти формы социальной работы также соответствуют принципам организации социальной работы в РПЦ.

Согласно этим принципам, социальная деятельность Церкви может быть медицинской, реабилитационной, психологической, консультационной, духовной. Церковная социальная деятельность не может порождать иждивенчество. Нуждающемуся необходимо не только выделять материальные средства, но и помогать в поиске правильного жизненного пути, в преодолении греховных пристрастий, а также в налаживании связей с профильными государственными службами, ибо социальное служение Церкви не должно подменять собой ответственность государства в социальной сфере. Поскольку в осуществлении своего социального служения Церковь имеет возможность тесно сотрудничать с государством, а государственные социальные учреждения часто становятся объектами церковной помощи, важно, чтобы клирики, вдохновляющие социальную работу, оказывали особое пастырское внимание сотрудникам государственных учреждений, зачастую особо нуждающимся в духовной помощи .

Имеется несколько механизмов взаимодействия государства и РПЦ в этом направлении:

Формирование социальных служб на двойной основе: как государственных учреждений и одновременно как религиозных организаций;

Создание социальных служб как автономных некоммерческих религиозных организаций, осуществляющих социальную работу;

Работа клириков РПЦ на должностях в бюджетных социальных службах, позволяющая одновременно исполнять должностные обязанности и социальное служение священнослужителя;

Окормление бюджетных социальных служб священнослужителями-духовниками.

В настоящее время большинство социальных учреждений созданы государством, которое остается монополистом в сфере социальной защиты и поддержки. Однако в последние годы наметились изменения в общей концепции социальной политики. Социально ориентированные НКО, в том числе и церковные инициативы, получили финансовую и организационную поддержку, а в дальнейшем государство планирует еще больше полномочий передать в общественный сектор, что потребует от него готовности к выполнению социального заказа.

По данным базы данных портала Милосердие.ру , в настоящее время действует более 3200 организаций, групп, учреждений, созданных РПЦ. Это уже не мало, но и не так много, учитывая количество социальных проблем и размеры нашей страны. Кроме этого, социологические опросы говорят о существующей потребности населения в увеличении социальной деятельности Церкви. Так, по данным всероссийского анкетного опроса, проведенного Институтом фонда «Общественное мнение» в декабре 2011 года, население России в значительной степени заинтересовано в том, чтобы Русская Православная Церковь принимала активное участие в социальной жизни страны: создавала дома престарелых (82%), больницы (80%), организовывала сбор пожертвований для помощи нуждающимся (84%), создавала центры помощи семье (83%) и т.д.

В тоже время, если данная потребность общества не будет реализована церковными учреждениями, можно предположить, что она, скорее всего, будет удовлетворяться другими организациями.

База данных по социальному служению / Милосердие.ру – портал о благотворительности и социальному служению. - [Электронный документ]. - Режим доступа:

  • 1.1. Библейское, святоотеческое и богословское понимание социальной и благотворительной деятельности

Включая торговлю BMW, и обнаружила детали, способные спровоцировать батюшек на грехи.

Симптом огарков

Когда мне было восемь, и я в третий раз убежала из дома, прожив полтора дня на дикой яблоне в лесу, родители, оправившись от истерики, отдали меня в православную воскресную школу. Тем я и спаслась, то есть, переводя на мирской язык, перестала прятать дневники с двойками и тырить по просьбе пацанов бычки из родительских пепельниц, променяв этот досуг на помощь по уборке храма, в том числе, тушению свечных огарков.

Тут весь секрет в том, чтобы от свечи осталось хотя бы полсантиметра – иначе её будет сложно достать из подсвечника. И, зная этот секрет, я очень удивилась, когда несколько месяцев назад заметила в одном из полупустых храмов сергиево-посадской лавры бабушку, тушившую и наполовину недогоревшие свечи. Я запомнила тот случай ровно потому, что не нашла ему тогда объяснения.

Зато нашла сейчас, взявшись за этот материал. Оказалось, что огарки – это такой симптом. Симптом болезни церкви, которая никак не может понять, кто она – компания «Московская Патриархия Русской Православной Церкви», управляющая , или дом Божий. «Всё, что ты найдёшь, – это только сплетни», – сказали хором все мои православные друзья. Я нашла факты и сделала вывод ещё и о симптоме болезни общества, которое из страха разочарования предпочитает закрывать глаза на проблемы, а не решать их .

Огарки сладки

Симптом огарков многократно описывался блогерами. Вот тут девушка описывает, как потушили её собственную свечу. Вот тут девушке не разрешили поставить свечу, купленную не в храме. Почему такое происходит? Огарки отправляются на переплавку, и из них делаются новые свечи – это не секрет. Например, Вознесенский храм просит огарки даже от домашних свечей приносить в церковь. У храма своя выгода – он относится к Екатеринодарской епархии, которая, по данным Росстата на 1 января 2010 года, является стопроцентным владельцем «ОТД Свечная мастерская» .

Свои свечные заводики есть, по данным того же Росстата, у Самарской и Сызранской епархий (так и называется – ООО «Самарская епархиальная свечная мастерская»), и у РПЦ напрямую – ООО «ХПП Софрино РПЦ», которое снабжает свечами всю Москву и ту же сергиево-посадскую лавру. То есть в храмах и Москвы тоже есть риск поймать косые взгляды, зайдя со своими свечами. Ведь вся эта ситуация ставит батюшек в двусмысленное положение: как менеджеры, они должны заботиться о благоденствии прихода материальном, как святые отцы – о духовном. Результатом тяжёлой внутренней борьбы и становятся надписи-компромиссы вроде «С чужими свечами не входить» .

Ещё один компромисс между духовным и материальным – ценники на священные таинства: крещения, отпевания, венчания. Если верить статистике Яndex , венчаться чаще всего люди хотят в . Звоню, чтобы узнать, сколько это будет стоить – оказывается, от 10 тысяч рублей и только после собеседования с батюшкой. В Екатеринбурге, где зарплаты раза в три меньше, за то же венчание в Ново-Тихвинском монастыре просят в три раза меньше – 2800. В ситуации, когда батюшка менеджер, власть, данная Богом, может стать товаром. Этот «товар» Вознесенский Печерский мужской монастырь продаёт, например, прямо через интернет-магазин. В моей корзине заказов «Вечное поминовение» за 3000 рублей .

Корпорация РПЦ

Суббота. Четыре часа вечера. Церковная лавка внутри небольшого храма Илии Пророка в районе метро «Преображенская площадь». Женщина с сумкой Calvin Klein протягивает две сторублёвые бумажки и просит шесть свечей по 20 рублей. Сдачу кидает в ящик «На восстановление храма». Следом за ней бабушка в полиэстеровом платочке протягивает рублёвые монетки и просит две свечи по пятаку. Это лучшее доказательство того, что прихожане не против дать церкви возможность подзаработать. Производство церковных свечей диаметром до 2 см стоит до 1 рубля . В храмах цена на эти свечи доходит до 15 рублей . Так что прибыль достигает 1500% без учёта экономии на переплавке свечных огарков. Но мы смиренно покупаем свечи, считая разницу в цене своими жертвами церкви.

Информация о структуре доходов РПЦ – тайна, охраняемая более бережно, чем работа космодрома «Байконур». Туда хотя бы журналистов пускают. О публично говорилось только на архиерейских соборах, что до половины доходов – это пожертвования частных лиц и компаний. Откуда берётся всё остальное? Пресс-служба Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а также Синодальный информационный отдел не стали отвечать на вопросы для этой статьи.

РПЦ зарегистрирована, как юридическое лицо – некоммерческая религиозная организация «Московская Патриархия Русской Православной Церкви». Ей напрямую принадлежит, по данным СПАРК, 145 монастырей, церквей и епархий (которым, в свою очередь, тоже принадлежат церкви и монастыри). Все они имеют статус религиозных организаций. Он позволяет не платить налоги с земли, на которой стоят церкви и монастыри, на сами здания церквей и монастырей, наконец, не платить с продажи церковных книг, свечей, с отпеваний и крещений.

Проблема в том, что в законе не перечислены конкретные объекты, освобождающиеся от налогов, а даны весьма расплывчатые формулировки – «религиозное назначение» и «религиозная деятельность». Благодаря этому, церковь не платит налоги не только с икон, но и, например, с компьютеров, а также с принадлежащих ей заводов. Последнее – серьёзная проблема для Федеральной налоговой службы, которая даже была вынуждена обратить внимание своих региональных отделений на то, что, по крайней мере, земельный налог такие заводы платить должны.

Помимо приходов, на балансе организации «Московская Патриархия Русской Православной Церкви» на 8 августа этого года висело пять коммерческих организаций. Самая крупная из них – уже упомянутая «ХПП Софрино РПЦ» . Это такой официальный поставщик церковной утвари, икон, свечей и одежды. Последний раз информация о этой компании озвучивалась в 1997 году. Тогда её оборот достигал 120 млн. рублей в год в переводе на сегодняшние деньги. Но с тех пор количество приходов РПЦ выросло на 67% (с 18 тысяч). С большой долей вероятности обороты «Софрино» выросли на столько же и достигают тогда 200 млн. руб. в год.

Вторая компания – ЗАО «Православная ритуальная служба». Она не столь интересна, как её «дочка» с похожим названием – ОАО «Ритуальная православная служба» . Это одна из крупнейших компаний на московском рынке ритуальных услуг (совладельцем является правительство ) с оборотом, по данным СПАРК, в 133 млн. рублей за прошлый год. Год назад компания чуть не лишилась «лицензии» на похоронное дело – из-за огромного количества жалоб на недоброкачественную работу.

Третья компания – это «Банкхаус Эрбе» , болтающийся в середине четвёртой сотни рейтинга банков. РПЦ также признавала, что является соучредителем банка «Пересвет» , занимающего 69 место по размеру активов на август этого года.

Остальные активы довольно предсказуемы – это издательский – «Издательство московской патриархии» и «Патриарший издательско-полиграфический центр»; информация о финансах не раскрывается.

Даже только по скудной информации об официальных источниках доходов становится очевидно, что активы РПЦ превышают 1 млрд. долларов – а это входной порог в золотую сотню Forbes.

Запрятанные активы

Самый громкий скандал в истории РПЦ случился в 1997 году. Тогда журналист «МК» Сергей Бычков опубликовал статьи, обвинявшие церковь в торговле табаком и алкоголем под видом гуманитарной помощи, что позволяло не платить налоги. По данным Государственного таможенного комитета, РПЦ ввезла в Россию 18 млрд. сигарет и 21 млн. литров вина, из-за чего бюджет недополучил более 1 трлн. рублей. После скандала льготы были отменены , даже несмотря на то, что журналист Бычков проиграл все поданные против него церковью иски.

В надежде избежать исков, я подхожу к вопросу монументально – анализирую базы данных СПАРК, просматривая епархию за епархией, дочку за дочкой, внучку за внучкой, и обнаруживаю невероятный факт. Ещё год назад через сеть аффилированных компаний РПЦ торговала машинами BMW , являясь соучредителем ООО «БМВ Русланд» вместе с австрийским подразделением BMW (БМВ ОСТЕРРАЙХ ХОЛДИНГ ГМБХ, зарегистрированным в ). (Цепочка длинная: РО «Московская патриархия» владеет 100% «Фонда православного ТВ», которому принадлежит 25% ЗАО «АО Витал», а тот, в свою очередь, контролирует 25% ООО «БМВ Русланд». Эта компания была зарегистрирована в 1999 году. До 2005 года, видимо, через неё концерн BMW Russia продавал свои, собранные на калининградском заводе «Автотор» машины). Пресс-служба BMW Russia отказалась от комментариев для этой статьи.

Русская Православная Церковь – самая крупная автокефальная церковь в мире. Ее историю относят к апостольским временам. Русская Церковь пережила раскол, падение монархии, годы богоборчества, войны и гонения, падение СССР и становление новой канонической территории. Мы собрали тезисы, которые помогут вам лучше узнать историю Русской Православной Церкви.

Русская Православная Церковь: история

  • История Русской Православной Церкви начинается еще с апостольских времен. Когда ученики Христа ушли нести Слово Божие людям, путем апостола Андрея оказалась территория будущей Руси. Существует легенда о том, что апостол Андрей пришел на Крымскую землю. Люди, жившие там были язычниками и поклонялись идолам. Апостол Андрей проповедовал им Христа.
  • Тем не менее, от того времени, как по территории будущей Руси ходил апостол до Крещения Руси прошло девять веков. Многие считают началось истории Русской Церкви апостольские времена, для других же “точкой отсчета” становится Крещение Руси в 988 году, а третьи считают, что Русская Православная Церковь родилась в IV веке. В 1448 году появилась первая Автокефальная церковная организация, ее центр располагался в Москве. Тогда русские епископы впервые избрали митрополита Иону, как Предстоятеля Церкви без участия Константинопольского Патриархата.
  • В 1589-1593 годы Автокефалию признали формально и Церковь обрела самостоятельность. Изначально при Патриархе не было действующего Собора епископов – Священного Синода, что отличало Русскую Православную Церковь от других Церквей.
  • Пережила Русская Православная Церковь и сложные страницы собственной истории. А именно церковную реформу, когда появился термин “старообрядцы”.
  • Во времена Петра I государственным органом, исполнявшим функцию общецерковного управления стал Священный Синод. Из-за нововведений царя духовенство стало довольно замкнутым обществом, а Церковь потеряла финансовую независимость.
  • Но самые трудные времена для Русской Православной Церкви настали в годы богоборчества после падения монархии. К 1939 году Церковь была практически уничтожена. Многие священнослужители осуждены или убиты. Гонения не позволяли верующим открыто молиться и посещать храмы, а сами храмы были осквернены или уничтожены.
  • После распада СССР, когда прекратились репрессии над Церковью и духовенством, проблемой стала “каноническая территория” Русской Православной Церкви, так как многие бывшие республики отделились. Благодаря акту о каноническом общении, поместные Церкви остались «неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви».
  • В октябре 2011 года Священный Синод утвердил реформу епархиального устройства с трехступенчатой системой управления – Патриархат – митрополия – епархия.

Русская Православная Церковь: устройство и управление

Порядок Церковной иерархии в современной Русской Православной Церкви выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Патриарх

Предстоятелем Русской Православной Церкви с 2009 года является Патриарх Кирилл.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был избран на Предстоятельское служение на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-28 января 2009 года.

Структура Русской православной церкви (митрополии, епархии)

В Русской Православной Церкви более трехсот епархий, которые объединены в митрополии. Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю. Митрополиты и сейчас решают важнейшие вопросы в Русской Православной Церкви, но ее главой все же является Патриарх.

Список митрополий Русской Православной Церкви:

Алтайская митрополия
Архангельская митрополия
Астраханская митрополия
Башкортостанская митрополия
Белгородская митрополия
Брянская митрополия
Бурятская митрополия
Владимирская митрополия
Волгоградская митрополия
Вологодская митрополия
Воронежская митрополия
Вятская митрополия
Донская митрополия
Екатеринбургская митрополия
Забайкальская митрополия
Ивановская митрополия
Иркутская митрополия
Калининградская митрополия
Калужская митрополия
Карельская митрополия
Костромская митрополия
Красноярская митрополия
Кубанская митрополия
Кузбасская митрополия
Курганская митрополия
Курская митрополия
Липецкая митрополия
Марийская митрополия
Минская митрополия (Белорусский экзархат)
Мордовская митрополия
Мурманская митрополия
Нижегородская митрополия
Новгородская митрополия
Новосибирская митрополия
Омская митрополия
Оренбургская митрополия
Орловская митрополия
Пензенская митрополия
Пермская митрополия
Приамурская митрополия
Приморская митрополия
Псковская митрополия
Рязанская митрополия
Самарская митрополия
Санкт-Петербургская митрополия
Саратовская митрополия
Симбирская митрополия
Смоленская митрополия
Ставропольская митрополия
Тамбовская митрополия
Татарстанская митрополия
Тверская митрополия
Тобольская митрополия
Томская митрополия
Тульская митрополия
Удмуртская митрополия
Ханты-Мансийская митрополия
Челябинская митрополия
Чувашская митрополия
Ярославская митрополия