С тарейший учитель и методист Исаак Ерухимович Каплан был автором «Литературы» с 1994 года, а последнюю свою статью - о легендарном стихотворении Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь...» он опубликовал здесь весной 2004 года, незадолго до кончины. Да и некоторые другие статьи, вошедшие в эту его, увы, посмертную книгу, также впервые появились в «Литературе» - то есть были предложены автором своим коллегам для немедленной проверки их в деле.

Перелистывая сборник И.Е. Каплана, первым делом отмечаешь актуальность его тематики. Вспомним, например, о выпускном экзамене по литературе... Особенности его проведения сегодня порой ставят в тупик и учащихся, и учителей. К каким формам контроля готовить детей? Какие умения развивать?

Но есть один вид работы, с которым выпускник столкнётся в любом случае: сдаёт ли он литературу в форме ЕГЭ, пишет ли сочинение. Речь идёт об анализе поэтического текста. Любой словесник согласится, что это одна из самых сложных форм анализа, которым должен выучиться школьник.

Подлинная лирика для современных подростков, погружённых в болотный туман эстрадной попсы, остаётся, как правило, полюсом недоступности. С другой стороны, ткань поэтического текста столь тонка и требует такого бережного отношения, что анализ стихотворения часто разрушает то, ради чего поэзия вообще существует. А ведь от детей на экзамене требуют самостоятельного истолкования и оценки стихотворения!

Вот в этом поиске эффективных, бережных форм обучения умению читать, понимать и размышлять о стихотворных произведениях книга И.Е. Каплана может оказать существенную помощь.

Признаем: в целом пособий, помогающих словеснику в его нелёгком труде, много. Но в основном они содержат литературоведческий материал: разъясняют особенности поэтической речи, рассматривают стихотворные размеры, анализируют изобразительно-выразительные средства. Без этого материала учителю, безусловно, не обойтись. Но ведь можно сколь угодно долго учить правила дорожного движения и устройство машины, но так и не освоить управление автомобилем. С филологией куда сложнее.

На основании своего более чем полувекового педагогического опыта И.Е. Каплан остаётся верен испытанному методу: обучение на основе анализа образца. Он предлагает своему читателю вдумчивые разборы поэтических произведений, включённых в программу старшей школы. Вот только имена авторов: Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Фет, Блок, Маяковский, Есенин, Пастернак, Заболоцкий, Симонов, Твардовский.

И.Е. Каплан раскрывает приёмы анализа, с помощью которых удастся привлечь внимание старшеклассников к безграничным возможностям слова, научить пониманию целостности художественной структуры стихотворения, помочь в постижении неповторимости взгляда поэта на события, людей и окружающий мир. Вместе с тем автор не навязывает учителю свою точку зрения на стихотворение как единственно возможный, путь его изучения. Он предполагает, что творчески работающий учитель внесёт в проделанные разборы свои коррективы, привлечёт дополнительный материал.

Кроме аналитической части, предназначенной для учителя, каждый разбор содержит вопросы и задания для учащихся. Особо необходимо отметить, что они не дублируют задания учебников, а нацелены специально на формирование умений работы с поэтическим текстом.

Особую благодарность вызывает Приложение к сборнику, где собраны отрывки из воспоминаний современников о тех поэтах, произведения которых стали предметом анализа. “Обращение учителя к мемуарам, письмам художников слова всегда плодотворно, - пишет И.Е. Каплан. - Своей достоверностью они оказывают большое воздействие на школьников, воскрешают далёкую эпоху, помогают понять писателя как человека, многое разъяснят в его творениях”.

Также полезен и список стиховедческой и методической литературы, завершающий книгу. В нём всего двадцать позиций, но составлен он настолько продуманно, что вновь нельзя не ощутить за этими строками огромный профессиональный опыт автора, его ответственность за рекомендуемое.

И, наконец, хотя пособие это рассчитано прежде всего на учителя-словесника, как всякая добротная книга, самим своим содержанием и даже его построением оно значительно расширяет читательский адрес и станет хорошим подспорьем при подготовке учениками рефератов, даст абитуриенту материал при его самостоятельной подготовке к экзаменам.

Фанни Ефимовна Каплан (урожденная Фейга Хаимовна Ройтблат). Родилась 10 февраля 1890 года в Волынской губернии - расстреляна 3 сентября 1918 года в Москве. Российская революционерка-эсерка, исполнитель покушения на В.И. Ленина.

Рост Фанни Каплан: 158 сантиметров.

Фанни Каплан родилась в Волынской губернии в семье учителя (меламеда) еврейской начальной школы (хедера) Хаима Ройдмана.

Во время революции 1905 г. Каплан примкнула к анархистам, в революционных кругах её знали под именем «Дора».

В 1906 году готовила террористический акт в Киеве на местного генерал-губернатора Сухомлинова. Во время подготовки к теракту, который готовил её гражданский муж Виктор Гарский (он же - Яков Шмидман), в номере гостиницы «Купеческая» (ул. Волошская, 29) в результате неосторожного обращения сработало самодельное взрывное устройство. Каплан перенесла ранение в голову и частично потеряла зрение, после чего при попытке покинуть место происшествия была задержана полицией Гарский скрылся.

Полицейская характеристика Фанни выглядела так: "еврейка, 20 лет, без определённых занятий, личной собственности не имеет, при себе денег один рубль".

5 января 1907 года военно-окружной суд в Киеве приговорил её к смертной казни, которая из-за несовершеннолетия Каплан была заменена пожизненной каторгой в Акатуйской каторжной тюрьме.

В тюрьму она прибыла 22 августа того же года в ручных и ножных кандалах. В её сопроводительных документах была отмечена её склонность к побегам. В сентябре переведена в Мальцевскую тюрьму.

В 1907 году нуждалась в операции по извлечению из руки и ноги осколков бомбы, страдала глухотой и хроническим суставным ревматизмом.

20 мая 1909 года была освидетельствована врачом Зерентуйского тюремного района, после чего обнаружена полная слепота. В ноябре - декабре находилась в лазарете.

До 1917 года, находясь на каторге, Каплан познакомилась с известной деятельницей революционного движения Марией Спиридоновой, под влиянием которой её взгляды изменились от анархистских к эсеровским.

Ни одной просьбы о помиловании Каплан не написала. Болела, несколько раз лежала в больнице. Слепла на истерической почве - так указано в медзаключении. Читала она с лупой.

Одна из каторжанок вспоминала о ней: "В камере с нами была бессрочница Каплан, слепая. Она потеряла зрение ещё в Мальцевской. При аресте её в Киеве взорвался ящик с бомбами, которые она хранила. Отброшенная взрывом, она упала на пол, была изранена, но уцелела. Мы думали, что ранение в голову и явилось причиной слепоты. Сначала она потеряла зрение на три дня, затем оно вернулось, а при вторичном приступе головных болей она ослепла окончательно. Врачей-окулистов на каторге не было; что с ней, вернётся ли зрение, или это конец, никто не знал. Однажды Нерчинскую каторгу объезжал врач областного управления, мы попросили его осмотреть глаза Фани. Он очень обрадовал нас сообщением, что зрачки реагируют на свет, и сказал, чтоб мы просили перевода её в Читу, где её можно подвергнуть лечению электричеством. Мы решили, - будь что будет, а надо просить Кияшко о переводе Фани в Читинскую тюрьму для лечения. Тронула ли его молодая девушка с незрячими глазами, не знаю, но только мы сразу увидели, что дело нам удастся. Расспросив нашу уполномоченную, он громогласно дал слово перевести Фаню немедленно в Читу на испытание".

В 1913 году срок каторги был сокращён до двадцати лет. После Февральской революции амнистирована вместе со всеми политзаключенными.

После каторги Фанни месяц жила в Москве у купеческой дочери Анны Пигит, родственник которой И. Д. Пигит, владевший московской табачной фабрикой «Дукат», построил большой доходный дом на Большой Садовой. Там они и жили, в квартире № 5. Этот дом прославится через несколько лет - именно в нём, только в квартире № 50 Михаил Булгаков «поселит» странную компанию во главе с Воландом.

Временное правительство открыло в Евпатории санаторий для бывших политкаторжан, туда летом 1917 г. Каплан отправилась поправлять здоровье. Там же познакомилась с Дмитрием Ульяновым. Ульянов-младший дал ей направление в харьковскую глазную клинику доктора Гиршмана. Каплан сделали удачную операцию - зрение частично вернулось. Конечно, снова работать белошвейкой она не могла, но силуэты различала, в пространстве ориентировалась. Она жила в Севастополе, лечила зрение и вела курсы по подготовке работников земств.

В мае 1918 года эсер Алясов привёл Фанни Каплан на заседание VIII Совета партии социалистов-революционеров. Именно на этом Совете Каплан через Алясова познакомилась с бывшим депутатом Учредительного собрания В.К. Вольским и другими эсерами из Боевой Организации.

Покушение Фанни Каплан на Ленина

30 августа 1918 года на заводе Михельсона в Замоскворецком районе Москвы состоялся митинг рабочих. На нём выступал . После митинга во дворе завода он был ранен несколькими выстрелами. Каплан была арестована тут же, на трамвайной остановке на Большой Серпуховской улице. Арестовавшему её рабочему Иванову она заявила, что это она стреляла в Ленина. По словам Иванова, на вопрос, по чьему приказанию это было сделано, она ответила: «По предложению социалистов-революционеров. Я исполнила свой долг с доблестью и помру с доблестью». При обыске у Каплан обнаружили браунинг № 150489, железнодорожный билет, деньги и личные вещи.

На допросах она заявляла, что крайне отрицательно отнеслась к Октябрьской революции, стояла и сейчас стоит за созыв Учредительного собрания. Решение о покушении на Ленина приняла в Симферополе в феврале 1918 года (после роспуска Учредительного собрания); считает Ленина предателем революции и уверена, что его действия «удаляют идею социализма на десятки лет»; покушение совершила «от себя лично», а не по поручению какой-либо партии.

Из протокола допроса Фанни Каплан : "Приехала я на митинг часов в восемь. Кто мне дал револьвер, не скажу. У меня никакого железнодорожного билета не было. В Томилине я не была. У меня никакого билета профсоюзного союза не было. Давно уже не служу. Откуда у меня деньги, я отвечать не буду. Я уже сказала, что фамилия моя Каплан одиннадцать лет. Стреляла я по убеждению. Я подтверждаю, что я говорила, что я приехала из Крыма. Связан ли мой социализм со Скоропадским, я отвечать не буду. Я никакой женщине не говорила, что «для нас неудача». Я не слышала ничего про организацию террористов, связанную с Савинковым. Говорить об этом не хочу. Есть ли у меня знакомые среди арестованных Чрезвычайной комиссией, не знаю. При мне никого из знакомых в Крыму не погибло. К теперешней власти на Украине отношусь отрицательно. Как отношусь к Самарской и Архангельской власти, не хочу отвечать" (Допрашивал народный комиссар юстиции Дмитрий Курский; Следственное дело № 2162).

Сразу же после покушения было опубликовано воззвание ВЦИК за подписью Якова Свердлова: "Несколько часов тому назад совершено злодейское покушение на тов. Ленина. По выходе с митинга товарищ Ленин был ранен. Двое стрелявших задержаны. Их личности выясняются. Мы не сомневаемся в том, что и здесь будут найдены следы правых эсеров, следы наймитов англичан и французов".

В тот же день в Петрограде эсером-террористом Леонидом Каннегисером был убит председатель петроградской ЧК Моисей Урицкий. Покушение на Ленина стало сигналом к началу 5 сентября красного террора, взятию большевиками заложников и их расстрелам.

Ей устроили очную ставку с задержанным незадолго до этого и обвиненным в шпионаже британским послом Робертом Локкартом.

Фанни Каплан была расстреляна без суда 3 сентября 1918 года в 16:00 во дворе авто-боевого отряда имени ВЦИК (за аркой корпуса № 9 Московского Кремля) по устному указанию Председателя ВЦИК Свердлова. Под шум заведённых автомобилей приговор привёл в исполнение комендант Кремля, бывший балтийский матрос П. Д. Мальков в присутствии известного пролетарского поэта Демьяна Бедного. Труп затолкали в бочку из-под смолы, облили бензином и сожгли у стен Кремля.

На первоначальном этапе к следствию по делу Каплан был подключён Я. М. Юровский, прибывший накануне в Москву с Урала, где он организовал убийство царской семьи. Историк В. М. Хрусталёв писал, что жестокость приведения смертного приговора в исполнение и также то, как поступили с трупом Каплан, говорит о том, что по отношению к Каплан, возможно, был задействован опыт, приобретённый чекистами в Екатеринбурге при проведении операции по убийству и ликвидации трупов царской семьи и их приближённых.

Уже в наше время Генпрокуратура РФ официально закрыла дело о покушении, настаивая на единственной версии - в Ленина стреляла именно Каплан.

Фанни Каплан (документальный фильм)

П. Д. Мальков о расстреле Каплан : "Уже в день покушения на Владимира Ильича Ленина, 30 августа 1918 года, было опубликовано знаменитое воззвание Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «Всем, всем, всем», подписанное Я. М. Свердловым, в котором объявлялся беспощадный массовый террор всем врагам революции.

Через день или два меня вызвал Варлам Александрович Аванесов.

Немедленно поезжай в ЧК и забери Каплан. Поместишь её здесь, в Кремле, под надежной охраной.

Я вызвал машину и поехал на Лубянку. Забрав Каплан, привез её в Кремль и посадил в полуподвальную комнату под Детской половиной Большого дворца. Комната была просторная, высокая. Забранное решеткой окно находилось метрах в трех-четырех от пола.

Возле двери и против окна я установил посты, строго наказав часовым не спускать глаз с заключенной. Часовых я отобрал лично, только коммунистов, и каждого сам лично проинструктировал. Мне и в голову не приходило, что латышские стрелки могут не усмотреть за Каплан, надо было опасаться другого: как бы кто из часовых не всадил в неё пулю из своего карабина.

Прошел еще день-два, вновь вызвал меня Аванесов и предъявил постановление ВЧК: Каплан - расстрелять, приговор привести в исполнение коменданту Кремля Малькову.

Когда? - коротко спросил я Аванесова.

У Варлама Александровича, всегда такого доброго, отзывчивого, не дрогнул на лице ни один мускул.

Сегодня. Немедленно.

Да, подумалось в тот момент, красный террор не пустые слова, не только угроза. Врагам революции пощады не будет!

Круто повернувшись, я вышел от Аванесова и отправился к себе в комендатуру. Вызвав несколько человек латышей-коммунистов, которых лично хорошо знал, я обстоятельно проинструктировал их, и мы отправились за Каплан.

По моему приказу часовой вывел Каплан из помещения, в котором она находилась, и мы приказали ей сесть в заранее подготовленную машину.

Было 4 часа дня 3 сентября 1918 года. Возмездие свершилось. Приговор был исполнен. Исполнил его я, член партии большевиков, матрос Балтийского флота, комендант Московского Кремля Павел Дмитриевич Мальков, - собственноручно. И если бы история повторилась, если бы вновь перед дулом моего пистолета оказалась тварь, поднявшая руку на Ильича, моя рука не дрогнула бы, спуская курок, как не дрогнула она тогда...

На следующий день, 4 сентября 1918 года, в газете «Известия» было опубликовано краткое сообщение: «Вчера по постановлению ВЧК расстреляна стрелявшая в тов. Ленина правая эсерка Фанни Ройд (она же Каплан)». БП."

Существует вторая версия, что на самом деле Фанни Каплан не убивали , как тогда рассказали рабочим, на самом же деле она была сослана в тюрьму и прожила до 1936 года.

Так, например, свидетели утверждали, что видели Фанни Каплан в Соловках. Эта версия опровергается мемуарами коменданта Кремля П. Малькова, который совершенно определённо писал, что Каплан была расстреляна им лично. Хотя достоверность этих мемуаров сама по себе подвергается сомнению, но всё же версия об оставлении Каплан в живых выглядит неправдоподобно - не просматривается никаких причин для такого шага. К тому же есть воспоминания Демьяна Бедного, который подтверждает, что видел расстрел.

В настоящее время имеет место активное распространение версии, по которой Фанни Каплан не причастна к покушению на Ленина, в действительности осуществлённому сотрудниками ВЧК.

В частности, была высказана гипотеза, что Фанни Каплан нe была членом партии эсеров и что она нe стреляла в Ленина, ибо слабое зрение не далo бы ей возможность прицельно стрелять в вождя. Между тем рентгеновские снимки подтверждали, что по крайней мере три пули попали в Ленина. Кроме этого, соглacнo этой гипотезe, пули, извлечённые из тела Ленина, якобы, не соответствовали патронам к системе пистолета, из которого стреляла Каплан. Пистолет находился, как вещественное доказательство, в деле Каплан.

Такая версия получила распространение уже после распада СССР, официально виновность Каплан в покушении сомнению никогда не подвергалась.

Фанни Каплан фигурирует в фильме «Ленин в 1918 году» , второй части дилогии (после картины «Ленин в Октябре») режиссёра , созданном в 1939 году (в 1956 году перемонтирован). Фильм повествует о событиях 1918 года, происходивших в Москве. В самом разгаре Гражданская война, голод, разруха. В Кремле идёт напряжённая работа правительства Советской России.

Одновременно зреет заговор, который раскрыт комендантом Матвеевым. Заговорщикам, однако, удаётся скрыться и затем организовать покушение на Ленина во время его выступления на заводе Михельсона. После выстрела Каплан в Ленина он продолжительное время болеет, выздоравливает и возвращается к работе.

В роли Фанни Каплан снялась актриса Наталья Ефрон.


Тайна Фанни Каплан до сих пор не разгадана. Она вошла в историю как женщина, стрелявшая в . Ее образ в массовой культуре в советские годы был строго отрицательным. И только после 1991 года исследователи попытались дать беспристрастную попытку оценки личности террористки.

Детство и юность

После распада СССР исследователям открыли доступ к части архивов, после чего стала известна биография женщины, совершившей покушение на «вождя». Но достоверность сведений подвергается сомнению. Ведь получена информация от самой Каплан. Что из сказанного подследственной правда, а что ложь, неизвестно. Сложно усомниться в одном: судьба 28-летней женщины, совершившей попытку убийства большевистского лидера, была страшна.

Настоящее имя женщины, стрелявшей в «вождя» – Фейга Ротблат. Будущая революционерка родилась в семье еврейского учителя. У Фейги были три сестры и четыре брата. Все дети получили домашнее образование. Что побудило девушку к террористической деятельности, сказать сложно. На рубеже веков агрессивно-революционные идеи вошли в моду, охватили и любителей приключений, и примерных гимназисток.

В 16 лет Фейга примкнула к революционерам. Тогда и получила подпольное имя, под которым прославилась. Первый арест пришелся на начало революционного пути. В гостиничном номере девушка готовила бомбу, которая сработала раньше времени. Несостоявшуюся террористку задержали. Но во время взрыва она получила серьезные травмы, после чего зрение начало резко падать.


Итак, впервые Каплан арестовали в Киеве в 1906 году. За подготовку к террористическому акту грозила смертная казнь. В силу несовершеннолетия преступницы казнь заменили вечной каторгой. В 1917 политзаключенных освободили. В том числе и Каплан.

Три месяца бывшая каторжанка прожила в Чите. Затем уехала в Москву. За годы заключения у Фанни появились подруги. Решающее влияние на мировоззрение юной революционерки оказало общение с Марией Спиридоновой. Если в начале века Каплан представляла собой ярую анархистку, то в 1917 году в столицу прибыла убежденная эсеровка.


В Москву Каплан приехала с Анной Пигит – 34-летней революционеркой, некогда участвовавшей в заговоре против последнего российского царя. Женщины поселились в доме на Большой Садовой, в том самом, где позже обитали персонажи . Здесь эсеровка прожила месяц. Затем уехала в Евпаторию.

Революция

В октябре 1917 года пало правительство . Спустя восемь месяцев мир облетела весть о смерти царя. Романовых расстреляли в Екатеринбурге. Тела сожгли. Такой же метод по уничтожению следов преступления большевики использовали и позже, после расстрела Каплан.


В стране действовали три партии, ведущие ожесточенную борьбу друг с другом. Сначала эсеры и большевики преследовали единую, общую цель – уничтожить старый режим. Позже эсеры разделились на правых и левых. Лидером последних стала Спиридонова, оказавшая влияние в годы каторги на анархистку Каплан. В ходе ряда восстаний, мелких и крупных беспорядочных столкновений победили большевики.

Покушение на Ленина

Это произошло 30 августа. Лидер большевиков отправился на завод Михельсона. Здесь его поджидала полуслепая эсеровка с браунингом. Увидев Ульянова, Ротблат выстрелила трижды. Ленин получил ранения, но остался жив. К слову, это было не первое и не последнее покушение. Но события того августовского дня и сегодня хранят немало тайн. Ведь Каплан и после пребывания в санатории не восстановила зрение. Как полуслепой женщине удалось попасть в свою жертву?


После покушения стрелявшую немедленно задерживают и привозят на Лубянку. Допрос ведет Яков Петерс. Задержанная сообщает, что приехала на завод в восемь часов утра. Револьвера при ней не было. От кого она его позже получила, говорить отказывается. Каплан настаивает на том, что сообщников у неё не было и действовала она по личным убеждениям. Преступница повторяет слова «не хочу говорить», «не знаю». Ведет себя отстраненно. Следователь приходит к выводу, что перед ним сумасшедшая.


На следующий день Каплан признается в своем неприятии Октябрьской революции. Стрелять в Ленина она решилась еще в феврале. Фанни устроили очную ставку с Робертом Локкартом – британским дипломатом, обвиненным в шпионаже. В своей книге воспоминаний он опишет Каплан так:

«Непривлекательная женщина с бесцветным лицом».

Сохранились фото, сделанные после покушения. Как выглядела Фейга в юности, можно лишь предполагать. В фильме «Ленин в 1918» показана неприятная, немолодая женщина со страшным оскалом. В массовой культуре советских лет только такой образ Каплан имел право на существование.


Фанни не ответила на большую часть вопросов. Петерс спрашивал о партийности, политических взглядах. Каплан молчала. Следователю не удалось установить связь женщины с какой-либо террористической организацией. На вопрос о том, почему стреляла в Ульянова, задержанная отвечала:

«Он предал Революцию».

Петерс не смог доказать причастность Фейги Ротблат к движению эсеров. Имелись только предположения, которые позже, спустя два года после расстрела Каплан, он изложил на английском в своем дневнике. Все же кое-что Фейга рассказала следователю. В протоколе сохранились записи, характеризующие преступницу.

Личная жизнь

В Евпатории Каплан познакомилась с земским доктором, близким родственником своей будущей жертвы. С Дмитрием Ульяновым. В санаторий Фейга прибыла по путевке, полученной от профсоюза революционеров. Существует версия, что здесь у Ротблат случился кратковременный роман.

Десять лет, проведенных на каторге, дали о себе знать. У Фанни не только ухудшилось зрение. Революционерка, как и многие бывшие заключенные, страдала туберкулезом. Будучи в юности довольно миловидной, к 28 годам она превратилась в немолодую больную женщину.

Дмитрий Ильич в санатории служил врачом. Он обратил внимание на Фанни, растерявшую былую привлекательность, но тем не менее выгодно отличавшуюся от эмансипированных короткостриженных революционерок. Но роман с Ульяновым привел к очередному разочарованию.


Однако любовная связь с братом Ленина – предположение. Протокол допроса, который вел Петерс в сентябре 1918 года, опубликован частично. Бесследно пропало 20 страниц.

В 1906 году девушка готовила бомбу, которая предназначалась губернатору Сухомлинову, за что и попала на каторгу. Конечно, она была в тот день не одна. Сообщник – некто Виктор Гарский – скрылся с места преступления.

Юная Каплан взяла вину на себя. Не выдала гражданского мужа. После освобождения она случайно встретила Гарского. Это встреча не обрадовала анархиста. Его пугала экзальтированная женщина с каторжным прошлым. Тем не менее он провел ночь с бывшей возлюбленной, а после отверг ее. Эту историю с печальным финалом Каплан рассказала Петерсу на последнем допросе.

Смерть

3 сентября приказал незамедлительно расстрелять подследственную. Это удивило Петерса, пытавшегося найти заказчика. Но пришлось приказ выполнять. В роли палача выступил фанатичный матрос, служивший в годы революции комендантом Кремля. Тело поместили в бочку и сожгли.


В тот день в Петрограде убили председателя ЧК. Началась «охота на ведьм». Смерть ожидала священников, «белых» офицеров, эсеров. За пять лет большевики уничтожили прежних оппонентов и тех, кто проявлял инакомыслие. А на месте покушения спустя годы установили величественный памятник жертве Каплан.


Памятный камень "На этом месте Фанни Каплан стреляла в В.И. Ленина"

Есть предположение: Ротблат реализовывала план Красного Царя. Так называли Свердлова, для которого смерть Ленина означала полную власть. Вероятно, поэтому преступницу и казнили поспешно, а тело уничтожили на месте, не отъезжая от Кремля.

Память

  • 1939 – «Ленин в 1918 году»
  • 2015 – «Фанни Каплан» (документальный фильм из цикла «Россия в огне»)
  • 2016 – «Моя бабушка Фанни Каплан»
  • 2017 – «Покушения на вождя» (выпуск документального цикла «Загадки века»)

Льюис Е. Каплан

Человек, который спас капитализм

Введение

Моей жене Кэролин, без советов которой и внимательного участия в работе создание этой книги было бы невозможным

На рубеже веков капитализм сотворил свое первое чудо XX века, многомиллиардную корпорацию United States Steel. И сегодня, благодаря усилиям американского банкира Дж. П. Моргана и необходимой поддержке магната сталелитейной индустрии Эндрью Карнеги, Америка остается главной капиталистической державой мира. Объемы продаж корпорации United States Steel на сегодня превышают дефицит государственного бюджета США в 1900 году. Еще сто с небольшим лет назад миллиард долларов был всего лишь условной суммой, в которой может измеряться заоблачная «голубая» мечта американского бизнесмена. А сегодня активы фирмы Билла Гейтса, одного из основателей компании Microsoft, оцениваются более чем в 50 миллиардов долларов. В настоящее время существует более 300 долларовых миллиардеров но данным журнала Forbes (на 2007 год по всему миру их около 900 человек, по данным того же источника. - Прим. пер.). По данным исследовательской компании TNS, число «домохозяйств» с доходом более 1 миллиона долларов превышает в США 8 миллионов, без учета стоимости их частных жилых домов.

Если добавить эти цифры к состояниям европейских богачей, разжиревших на нефтяных потоках арабских шейхов Персидского залива, и к холдингам российских олигархов, которые получили свое богатство в результате «приватизации» бывшего имущества Советского Союза, то получится ошеломляющая сумма. Откуда пришло это несметное богатство, исчисляющееся в десятках триллионов долларов? Может, тут помог некий дух с волшебной лампой Аладдина? Или, вопреки здравому смыслу, усилия одного человека смогли создать такой впечатляющий капитал?

Не правы будут те, кто воспримет заголовок этой книги за проявление иронии, желание подорвать какие-либо устои и так далее. Нет. Эта книга написана о человеке, который навсегда изменил формы капитализма и методы их реализации, что, в свою очередь, привело к невероятному и невиданному процветанию США и части остального мира.

Если допустить подобное предположение, то это поставит под вопрос коллективный разум, здравый смысл в целом. Однако повторим еще раз: коллективный разум существует лишь до тех пор, пока его не опрокинут. Но, в конечном счете, история есть изложение цепи неких событий, иногда простодушно перевранных, иногда нет, но в целом соответствующее тому необходимому порядку, в котором ученые их размещают, чтобы понять, что же вообще произошло. Проследить за прошедшими событиями не представляет особого труда, поскольку у историков есть физические данные (имеются в виду не только документальные, археологические изыскания, но и радиоуглеродный метод установления возраста предметов и геолого-химические исследования слоев культурных пород. - Прим. пер.). Нет, именно интерпретация полученных данных часто является причиной ошибок историков. В конечном счете объективность теряется, потому что победитель наконец откладывает меч и берется, условно говоря, за перо.

Сегодня Иосифа Сталина описывают как диктатора, правившего Советским Союзом железной рукой ради своей цели - возникновения социалистического государства под властью (или хотя бы в интересах) некоего пролетариата. На самом деле это была попытка правящей клики, возглавляемой Сталиным, создать новое общество, в котором понятие «экономической справедливости» будет превосходить по значимости то, что на Западе называется моралью.

И это есть фундаментальная ловушка марксизма. Вместо использования плодов труда многих некоторыми немногими предполагается их (плодов) распределение по справедливости среди всех для достижения общего благосостояния народа. Это была попытка Карла Маркса и других перехватить струю течения европейского романтического движения на рубеже XVIII–XIX веков, направить ее в русло философского понимания (и придать этому соответствующую базу). Или же это был воинственный клич французской революции, с ее знаменитым лозунгом «свобода, равенство, братство», которому придали оболочку германской детерминистской философии.

Это звучало достаточно романтично и необычно, чтобы привлечь небольшую часть тогдашней интеллигенции, которая восприняла (мессианский по сути) призыв Маркса к социальной (и экономической) справедливости. Это испугало буржуазию того времени, поскольку этот новый пророк «Ветхого Завета» предрекал неизбежность такого переворота в жизни.

Это не книга о Марксе, который и сегодня еще в некоторых академических кругах считается авторитетным ученым. Нет, эта книга написана о Сталине, о его взглядах на Советский Союз и на мир капитализма, в окружении которого происходил этот эксперимент по созданию «социалистического» общества. Здесь не преследуется цель критиковать или оправдывать его действия, в книге сделана попытка оценить действия этого человека в определенной перспективе последствий. Если посмотреть на Сталина таким образом, можно будет понять, почему уже после полувека после его смерти сохранился неизгладимый отпечаток на современном обществе - пусть отчасти и стертый неумолимым временем - в результате его деятельности. Возглавив стремление людей попасть из России в землю обетованную, он привел в движение все народы на земле. В отличие от Маркса, который сейчас выглядит лишь теоретиком, упрощенно рассматривающим мир вещей, Сталин был прагматиком. Он создал нечто, не существовавшее ранее, - жизнеспособное социалистическое государство.

Маркс предрекал, что приход пролетариата к политической власти неизбежен, а Сталин понял, что только сила может принести желаемые результаты. Жестоко-честный и отчасти цинический взгляд на вещи был воспринят внешним миром как разнузданное варварство. По мнению Сталина, насилие было необходимо, чтобы социалистическая экономика достигла расцвета. Но он не имел ни времени, ни желания ждать, пока пролетариат осознает уготованную ему участь. Как он потом обронит в разговоре с писателем Джоном Гантером, «миллион смертей - это статистика. Одна смерть - это трагедия».

По мнению тех на Западе, кто резко критически относился к Сталину, и тех, кому удалось выжить в условиях советской системы, созданной им, это был человек, абсолютно лишенный морали. Никто не хотел принять мысль, что его целью было создание новой породы людей, лишенных «самости», которые будут способны постепенно обучиться подчинять свои желания и личностное своеобразие общественной пользе в целом. Именно так Маркс описывал людей будущего в своих произведениях, а Сталин решил воплотить это в реальности.