До Единого государственного экзамена осталось несколько месяцев. У одиннадцатиклассников по всей России начинается пора ударной подготовки. Если вы только сейчас определились с перечнем нужных для поступления предметов и решили ограничиться собственными силами, ГУиР поможет разобраться, возможно ли в краткие сроки подготовиться к экзаменам самостоятельно.

Самостоятельная подготовка к ЕГЭ: миф или реальность?

Для начала, конечно, стоит понять, возможно ли это вообще. Педагоги сходятся в том, что это реально, однако напоминают о массе тонкостей, про которые стоит подумать заранее.

Михаил Чистосердов, лектор проекта «Четвертый вопрос», репетитор по истории и обществознанию.

– Михаил, как вы считаете: можно ли самостоятельно подготовиться к ЕГЭ?
– Думаю, это вполне реально, но есть нюансы. Дело в том, что нужно иметь четкий план подготовки, а еще понимание того, что ждет тебя на самом экзамене, что именно требуется в данных конкретных заданиях, например, в заданиях с развернутым ответом (часть С).

То есть выпускнику параллельно с изучением и закреплением знаний по предмету придется составлять план действий, изучать формальную сторону заданий и их структуру.

Упускать этот момент нельзя ни в коем случае. Конечно, знания важны, но формат заданий во многом предопределяет уровень углубления в материал. Выпускник может не отдавать себе отчета в том, насколько сильное погружение в предмет от него требуется или насколько широкими знаниями он должен владеть. Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда учащийся начинает изучать лишь отдельные, интересные ему темы и вся подготовка к ЕГЭ на этом заканчивается.

К тому же знание формата очень сильно поможет на экзамене, как минимум на психоэмоциональном уровне. Сильный стресс может сыграть злую шутку.

(с) https://thetab.com

А кто-то из педагогов считает, что самостоятельная подготовка не даст высокой эффективности и что она подходит только для тех, кто не ставит перед собой грандиозных целей, или для тех, кто начал готовиться очень задолго.

Александра Бондаренко, преподаватель французского языка в МГЛУ им. Мориса Тореза.

– Александра, расскажите о вашем мнении. Можно ли самостоятельно подготовиться к ЕГЭ?
– Это вполне возможно, но надо понимать, какие вы ставите перед собой цели: хотите ли вы просто пройти порог или же вам нужен высокий балл. Важный момент в самостоятельной подготовке к ЕГЭ в короткий срок – это база ребенка, то есть какие у него есть знания на данный момент.

К примеру, если вы собираетесь сдавать ЕГЭ по иностранному языку и у вас в школе есть язык, то подготовиться самостоятельно и сдать экзамен реально. Если же вы самоучка и решили выучить язык с нуля, это, по моему глубокому убеждению, просто невозможно.

Ведь ЕГЭ – это всего лишь формат проверки знаний выпускника. Сориентироваться в работе с форматом без посторонней помощи вполне реально. А вот успеть выучить предмет и «натаскать себя на задания» – вряд ли.

Конечно, для подготовки в любом случае нужны материалы: сборники, пособия, пробники, а также список тем, которые будут в ЕГЭ. Но главная сложность самостоятельной подготовки в том, что вас некому проверить. Поэтому мой главный совет: не стесняйтесь обращаться за помощью к школьным преподавателям.

(с) http://naslednick.online

Итак, с пониманием задач и сложностей определились. Теперь поговорим о сроках. Ведь экзамены уже на носу, и успеть выучить все только к осени – не вариант.

За сколько можно успеть хорошо подготовиться к ЕГЭ?

Педагоги и методисты сходятся в том, что срок подготовки зависит от индивидуальных способностей. Выпускник может свободно ориентироваться в материале, хорошо решать задания из части B, но при этом ему тяжело написать эссе из части С. В целом при очень интенсивной подготовке и при среднем уровне знаний подготовиться к ЕГЭ можно за год или даже за полгода.

Сдаст ли выпускник на высокий балл, потратив при этом на подготовку месяц, зависит, на мой взгляд, от того, какие именно «слабые места» у выпускника. Главное – чтобы учащийся сам понял, какие именно темы или аспекты предмета у него «проседают». Ученик должен сам провести диагностику и определить дальнейший план восполнения пробелов.

Когда же лучше бросать все силы именно на изучение формата ЕГЭ и на подготовку к конкретным вопросам? Идеальный срок – год. Его будет вполне достаточно, как показывает опыт специалистов и преподавателей курсов.

За год можно узнать про все ловушки предмета, подробно разобрать каждое задание (с кратким или развернутым ответом), составить алгоритмы для всех задач и поработать над темами, которые, по опыту предыдущих сдававших, оказываются «провисшими» после школьного курса. При этом времени хватит, чтобы разобраться не только с одним предметом, но и с тремя или четырьмя. Этого обычно достаточно для поступления.

Да, будет непросто, но зато знания об экзамене будут свежими и актуальными, ребята полностью погрузятся в формат ЕГЭ, научатся справляться со стрессом.

Что ж, делать ставку лишь на свои силы или обратиться за помощью – решать вам. А вот о том, как именно педагоги советуют готовиться к сдаче ЕГЭ, расскажем в следующем материале.

Кристина Сердюкова.

От результатов единого государственного экзамена зависит дальнейшее обучение выпускника и получение им достойного образования. Плохие оценки по ЕГЭ не позволяют абитуриентам поступить на бюджет и продолжить обучение в престижном ВУЗе. Поэтому очень важно сдать этот выпускной экзамен максимально хорошо. Для того чтобы результаты экзамена вас не разочаровали, к нему нужно быть готовыми. И если вы думаете о том, как лучше подготовиться к ЕГЭ, мы постараемся дать вам несколько дельных советов.

В выпускном классе школьные учителя начнут усиленно готовить вас к ЕГЭ. Вы будете повторять весь пройденный материал, который может пригодиться вам при сдаче экзамена. Конечно, в ваших интересах посещать все уроки и тщательно делать домашние задания. Но чтобы подготовиться к ЕГЭ за год, вам придется заниматься еще и самостоятельно, уделяя подготовке 1-2 часа в день.

Как подготовиться к ЕГЭ самостоятельно

Первое, что вам предстоит сделать, — выбрать предметы, которые вы будете сдавать. Это должны быть дисциплины, связанные с тем направлением, которое вы хотите изучать в будущем. Выбор профессии – очень ответственный момент, и постарайтесь подойти к нему максимально взвешенно.

Выбрав предметы, составьте план подготовки к ЕГЭ. Распишите по дням недели, к каким предметам вы будете готовиться, и какие из них вы будете повторять. Не нужно в один и тот же день браться сразу за несколько дисциплин. Один день — один предмет. Сегодня учим, завтра повторяем. Если Вы знаете предмет очень хорошо, возможно, повторение вам не понадобится. Но если у вас есть проблемы со знанием материала, повторять его нужно обязательно. И постарайтесь распределить время на все предметы поровну. Ведь хороший балл по одному предмету может быть испорчен плохим баллом по другому.

Система подготовки к ЕГЭ предполагает, что заниматься вы будете каждый день, делая 1-2 выходных в неделю. Это позволит вам потихоньку восстановить в памяти все знания, которые накопились за годы обучения в школе. К сожалению, вам придется временно отказаться от посещения любимых спортивных секций и кружков, не говоря уже о дискотеках и встречах с друзьями. Но ведь на кону Ваше будущее. Просто настройтесь на отличную сдачу экзамена, и это станет хорошим мотивом, чтобы ежедневно браться за книги и методички.

Кстати, если говорить о литературе, Вы можете найти множество методических материалов, которые позволят вам комплексно повторить школьную программу. Обязательно приобретите для себя несколько книг, чтобы сделать ваши занятия более организованными. Проходя материал, не рассчитывайте на то, что у вас будет время еще разок его повторить. Запоминайте все сразу. Если что-то не поняли, обращайтесь к учителям. Перед экзаменом у вас будет время только для того, чтобы восстановить в памяти самые сложные моменты.

Для того чтобы ваши ежедневные занятия были результативными, научитесь грамотно распределять свое время. Днем вы будете заняты в школе. После обеда вам нужно делать домашние задания. Значит, на подготовку к ЕГЭ у вас остаются вечерние часы. Для того чтобы не засыпать над учебниками, обязательно хорошенько отдыхайте. Постарайтесь не проводить время за компьютером. Выходите на свежий воздух, занимайтесь домашними делами, переключайте внимание от букв и цифр на что-нибудь отстраненное. И тогда вечерние занятия будут более результативными, а информация будет лучше усваиваться.

Не нужно жаловаться на свою загруженность, ведь готовиться к экзаменам после школьных уроков гораздо легче, чем садиться за книги после рабочей смены. В ваших интересах сдать экзамены с первого раза и поступить в выбранный вами ВУЗ, чем ждать год и готовиться к повторным экзаменам ночами после трудного рабочего дня.

Для того чтобы у вас бы стимул продолжать занятия, ежедневно отмечайте свои успехи. Ставьте галочки в составленном вами плане, и тогда вы будете явно видеть, насколько продвинулись в подготовке к экзамену. Кроме того, вы можете использовать карандаши разных цветов, и отмечать, какие вопросы были для вас наиболее сложными. Тогда за неделю до экзамена вы сможете к ним еще раз вернуться и проверить свои знания.

Выполняя план, совершенно не обязательно повторять информацию в том порядке, в котором вы ее проходили в школе. Учителя советуют начинать с самого сложного материала и заканчивать самым простым. Хотя в начале подготовки для раскачки можете повторить несколько легких тем, чтобы войти в ритм.

Организовывая свои ежедневные занятия, следите за тем, чтобы чередовать работу и отдых. Не нужно часами сидеть и учить наизусть учебники. Информация, которая была усвоена на свежую голову, отложится в вашей памяти надолго. Поэтому разделите материал на вопросы и повторяйте его в той последовательности, которая вам удобна. Если чувствуете подъем сил, беритесь за самые сложные вопросы. А рутину оставьте на потом, когда устанете.

Не нужно просто читать учебники. Делайте примеры, оставляйте схемы и таблицы. Если вы не делали этого раньше во время изучения школьной программы, у Вас появится прекрасный опыт усвоения материала, который вы сможете использовать в будущем для сдачи экзаменов в ВУЗе.

Как подготовиться к ЕГЭ

Когда приходит время написания ЕГЭ, ученики начинают паниковать и сидеть ночами напролет, хаотично пролистывая книги и просматривая методички. Если же вы начнете готовиться заранее, к моменту сдачи ЕГЭ вам останется лишь повторить планы ответов и хорошенько отдохнуть перед экзаменом.

Не занимайтесь вечером пред самым экзаменом. Лучше выспитесь и настройтесь. Экзамен – это ведь не только проверка знаний. Здесь также важно суметь успокоиться и сосредоточиться. Поэтому попытайтесь не нервничать и думайте о том, что все будет хорошо.

На сдачу экзамена нужно явиться за 30 минут до его начала, имея при себе пропуск, паспорт и несколько черных ручек. Во время написания экзамена, внимательно выслушайте информацию о том, как правильно заполнять бланк. Ведь от этого зависит правильность ваших ответов.

Надеемся, что наши советы будут для вас полезными, и вы сдадите ЕГЭ с хорошими результатами.

Ночной кошмар выпускников или ЕГЭ экзамены: полезные советы по эффективной подготовке

Единый Государственный Экзамен - это итоговая точка во всем школьном образовании, последний и самый ответственный срез знаний, финальная аттестация детей, ставших взрослыми. А еще это их «пропускной билет» в высшие учебные заведения, поэтому важность ЕГЭ сложно переоценить. К сожалению, тех знаний, что дает учитель в ходе школьных занятий, не достаточно - учебные часы на изучение каждого предмета ограничены. Поэтому, чтобы полноценно подготовиться к ЕГЭ, школьникам необходимы дополнительные занятия и их собственная самоотдача. Иначе высоких баллов достичь не получится.

  • Эффективная подготовка возможна лишь в комфортной для этого обстановке: на столе не должно быть ничего лишнего, нужные принадлежности, учебники и пособия необходимо расположить на рабочем месте удобно для себя.
  • Дополнительными плюсами станут стимулирующие интеллектуальную активность желтый и фиолетовый цвета в интерьере комнаты, где проходит подготовка к экзаменам.
  • Занятия следует планировать. Тем, кто просыпается рано, эффективнее заниматься с утра, а ребятам, которые ложатся спать поздно, рекомендуется готовиться к экзаменам во второй половине дня. При составлении плана следует четко определить, какой предмет будет изучаться именно сегодня, какие темы и разделы будут затронуты в подготовке.
  • Начинать стоит со «слабых» тем, которые даются хуже остальных. Однако учащимся, которым сложно «раскачаться», стоит оставить самые непростые разделы на вторую часть занятия. Вместо этого рекомендуется начинать с чего-то легкого и более приятного.
  • Между занятиями необходимо делать перерывы. Позанимавшись около 40 минут, следует предоставить себе десятиминутный отдых. Важно в процессе перерыва сменить вид активности - помыть посуду, вытереть пыль, размяться, сходить в душ.
  • Не стоит пытаться зазубрить весь учебник. Любой материал нужно конструировать, составляя планы и схемы. Впоследствии они помогут быстро восстановить в памяти пройденные разделы.
  • Изучая определенный предмет, стоит уделить внимание прохождению самых разных тестов по нему. Подобные тренировки помогут лучше понять, как структурированы тестовые задания.
  • В ходе занятий будет полезен секундомер - он позволит выявить, сколько времени уходит у учащегося на выполнение определенного теста.
  • При подготовке к ЕГЭ не стоит рисовать в своем воображении печальные картины о возможном провале. Напротив, настраивать себя нужно только на успех.
  • За день до экзамена стоит повторить весь материал, используя составленные схемы и планы, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Последний день перед экзаменом

  • Многие школьники слишком полагаются именно на последнюю ночь перед экзаменом, считая, что за эти часы они успеют все повторить и заполнить существующие пробелы. Конечно, это не разумно. Усталость уже сказывается, и лишнее переутомление - ни к чему. Напротив - прекратить подготовку стоит еще с вечера, вместо этого лучше погулять, принять душ, отдохнуть. Перед важным и ответственным днем необходимо хорошо выспаться, набраться сил и энергии. Важен и «боевой» настрой. Ведь экзамен сродни бою, в котором нужно проявить себя, показать свои способности и знания.
  • К месту сдачи ЕГЭ рекомендуется прийти заблаговременно, минут за 30 до тестирования. Взять с собой необходимо пропуск, паспорт и несколько ручек (капиллярных или гелиевых) с черными чернилами.
  • Если день выдастся холодным, стоит одеться теплее, ведь экзамен длится три часа.

И вот экзамены начались…

  • Непосредственно перед тестированием учащимся сообщают всю необходимую информацию - о правилах заполнения бланка, кодирования номера школы, о том, какими буквами нужно писать и пр.). Правильность ответов во многом зависит от того, насколько хорошо тестируемый запомнит эти правила!
  • Бланк с ответами (место регистрации, ответы на вопросы теста и т.д.) необходимо заполнять исключительно печатными буквами! Стоит обратить внимание на написание отдельных букв, например, буквы «а» - некоторая информация записывается в кодированном виде, о котором учащимся рассказывают в самом начале.
  • Самое время сконцентрироваться! Когда бланки уже заполнены, и наступает самая важная часть экзамена, нужно постараться забыть обо всем, что существует вокруг. Думать теперь важно лишь о тексте заданий и стремительно утекающем времени. Стоит поторопиться, но при этом не нужно спешить. Навязчивая мысль об истекающем времени не должна сказываться на качестве выполнения задания. Каждый вопрос стоит прочитывать дважды, чтобы четко понимать его смысл.
  • Начинать рекомендуется с простого. Лучше всего сперва дать ответы на вопросы, ответы на которые не вызывают сомнений. Задания же заставляющие подумать лучше оставить на потом. Подобная тактика также поможет втянуться в рабочий ритм, успокоиться и направить энергию в нужное русло.
  • Трудные или непонятные вопросы лучше всего просто пропустить. В экзаменационных текстах обязательно найдутся задания, которые не вызовут большой сложности. Было бы глупо недобрать очки лишь потому, что не успеваешь дойти до «своих» заданий, вместо этого раздумывая над теми, которые вгоняют в ступор.
  • Каждое задание нужно прочитывать до конца! Многие тестируемые в спешке пытаются понять смысл вопроса, лишь прочитав первые пару строк. Подобная тактика может стать причиной досадных ошибок даже в легких вопросах.
  • Школьнику стоит сосредотачиваться на текущем задании - с переходом на каждое новое задание, о предыдущем лучше забывать, тем более что между собой они никак не связаны. Только что отвеченный вопрос и использованные при этом знания могут помешать сконцентрироваться на новой задаче. Кроме того, не стоит расстраиваться из-за предыдущего задания, если оно оказалось «не по зубам» - вместо этого рекомендуется перенести концентрацию на следующий вопрос. Каждый новый ответ может принести дополнительные баллы.
  • Во время решения задач можно воспользоваться методом исключения - удобнее всего отбрасывать те ответы, которые явно не подходят, чтобы подумать в итоге на 1-2 вариантами, вместо 5-7.
  • Выполнять экзаменационные задания удобно в два круга - первый круг (две трети всего отведенного времени) стоит посвятить простым заданиям, второй - заданиям, которые вызвали трудности. Так шансы набрать большее количество баллов заметно возрастают.
  • Важно оставить немного времени на проверку своей работы - это возможность заметить и вовремя исправить явные недочеты.
  • Если нет уверенности в точном ответе на тот или иной вопрос, нужно довериться своей интуиции. Выбирать стоит тот вариант, который кажется наиболее правильным.
  • Не стоит огорчаться, если не удается выполнить все задания - на самом деле это не удается практически никому. Следует помнить, что вопросы теста рассчитаны на самый высокий уровень сложности. Возможно, того количества правильных ответов, которого удалось достичь, будет достаточно для хорошей оценки.

Распространенные мифы о ЕГЭ

Миф 1

Подсчеты результатов Единого Государственного Экзамена постоянно выявляют, что получить 100 баллов по всем предметам под силу лишь одному из 10 тысяч учеников. Из этого следует, что, по меньшей мере, от одной из двух главных бед Россия избавится еще не скоро.

На деле же эти самые 0,01% - это гении и вундеркинды, которые встречаются довольно редко. Исследовательские данные говорят об ином: анализируя количество полученных «пятерок» и «четверок» (первые достигаются в 10%, вторые - в 40%), можно сделать вывод, что половина школьников, сдавших ЕГЭ, имеет хорошую возможность поступить в высшие учебные заведения.

Миф 2
Замена сочинения на ряд сомнительных заданий означает лишение тестируемых возможности проявить свои творческие способности.

Лишь две начальные группы вопросов призваны «измерить» глубину знаний учащихся. Третья часть позволяет школьникам раскрыть свой талант, проявить креативность. Ребята уже привыкли к сочинениям, чьи темы давно стали штампами и были подробно раскрыты в большинстве пособий-шпаргалок. Задания же третьего уровня предполагают развернутый ответ, требующий знаний и размышлений. Так, например, школьнику будет предложено объяснить, как он понимает значение определенного высказывания того или иного литературного героя.

Миф 3

Провал на ЕГЭ означает крах надежд на поступление в желанный вуз.
С 1 сентября многие школы нашей страны перешли на систему профильного обучения. Теперь за три года до выпуска ученики будут отдавать большую часть сил на изучение тех наук, которые особенно им пригодятся в вузах. Дальнейшая ситуация будет выглядеть примерно так: для вузов результат ЕГЭ не станет единственным показателем пригодности учащегося к дальнейшему образованию, между ребятами, достигшими определенный балл, будет проводиться конкурсный отбор. Возможно, им придется еще раз сдать профильный предмет, но уже в рамках правил, принятых в данном вузе.

Миф 4

Школьники постараются избежать сложных заданий, ответив на самые простые для них вопросы, поскольку так они гарантируют себе нормальную оценку.
Первые итоги ЕГЭ выявили, что 90% школьников не пытаются избежать усложненных вопросов. При этом половина из них дает правильные ответы, что само по себе хороший показатель.

Миф 5

Этот миф, наверное, самый распространенный - тест сдать сложнее, чем письменный экзамен.
Как и в других странах, после введения ЕГЭ в России «вдруг появились» неуспевающие школьники. Однако до 2001 года их подсчет попросту не велся - учителя, имея в уме «два», просто рисовали в журналах оценку «три». Теперь же картина общей успеваемости российских школьников стала более правдоподобной. Единые государственные экзамены показали, что 40% экзаменуемым ученикам удается четко излагать свои мысли, вдумчивый анализ текста дается лишь 33% учащихся.
Кроме того, первый единый госэкзамен по литературе выявил серьезные недостатки в системе подачи данного предмета в рамках школьного образования. Так, например, многие из произведений, включенных в школьную программу, дети просто не успевают прочитывать. К тому же, некоторые из них оказываются слишком трудными для подростков. Проще говоря, ЕГЭ способствуют более тщательному анализу современного среднего образования, позволяет выявить его минусы и найти подходящие способы их устранения.

И в заключение хочется сказать, что при подготовке к ЕГЭ не стоит полагаться на «авось», рассчитывать на то, что удастся пройти нужный материал за пару недель. Чудес, увы, не бывает. Лишь тщательная подготовка и ответственное отношение к сдаче госэкзамена могут принести желаемые результаты и стать первым серьезным вкладом в успешное и обеспеченное будущее.

Очень правильно будет начать готовиться к экзамену за год. Можно, конечно, и раньше, за два или три года, но только если ты будешь делать это систематически, то есть, постоянно повторять пройденное. Когда узнаёшь что-то новое и сразу же забываешь, время просто тратится впустую. В этом случае лучше оставить подготовку на выпускной год. Исключение составляет только английский язык - к нему советуют начать готовиться за два года до экзамена.

2. Распределение времени

Помимо занятий в школе и домашнего задания, на самостоятельную подготовку нужно выделить 1-2 часа в день. Составь расписание на неделю: один день - один предмет. Не нужно нагружать себя всеми предметами сразу, это утомляет. Возможно, придётся выделить немного больше времени на ту дисциплину, материал которой воспринимается сложнее всего. И обязательно выдели день на отдых - он необходим, особенно в подростковом возрасте.

3. Репетиторы

Сдать ЕГЭ можно и без репетитора, подготовившись самостоятельно. Но при этом нужно знать структуру заданий и теоретический материал. Если же для тебя важен каждый балл, а конкурс в вуз большой, репетитор необходим. Лучше, если это будет практикующий учитель, который выпускает 11-е классы и знает, как выглядят задания ЕГЭ, какие ловушки ожидают, что нужно повторить из теории и отработать на практике. Также репетитор поможет с самоконтролем, если тебя нужно постоянно подгонять, чтобы ты что-то сделал.

Репетитора лучше начать искать как можно раньше, так как на хороших репетиторов большой спрос. Найти такого можно, пообщавшись с выпускниками, которые успешно сдали ЕГЭ с помощью репетитора. Попроси у них контактные данные и беги записываться.

4. Пособия для сдачи ЕГЭ

Задания ЕГЭ меняются каждый год. Поэтому настоятельно не рекомендую пользоваться пособиями для ЕГЭ, которые остались от сестры или брата. Даже если пособие прошлогоднее, оно уже неактуально. Покупай пособия только после того, как на официальном сайте ФИПИ будут выложены пробные варианты ЕГЭ на этот год. Далеко не все пособия, на которых написано «сдать ЕГЭ на 100 баллов» соответствуют своему названию.

Чтобы выбрать лучшие, нужно обратиться к интернету - к примеру, на популярном сайте Учёба.ру даётся топ лучших пособий для подготовки к ЕГЭ по различным предметам.

5. Пробные варианты ЕГЭ

Как известно, в ЕГЭ почти половина заданий - тестовые. К ним готовиться проще всего. На самом деле, тестовая часть ЕГЭ - это благодать, её можно научиться решать до автоматизма, к тому же она не нуждается в проверке специалистом.

Чтобы максимально быстро делать тестовую часть, надо просто решать их в большом количестве, каждый день по 2-3 теста. К концу года на тестовую часть у тебя будет уходить 10-15 минут. Задания можно найти в открытом банке заданий ФИПИ , на сайтах вроде Решу ЕГЭ , Учёба ру , а также в пособиях по ЕГЭ.

Не будем забывать и о практической части ЕГЭ. Она самая сложная, и на её выполнение требуется больше времени и сил.

Здесь на помощь приходят готовые сочинения или эссе, написанные для примера (это относится к гуманитарным предметам). Темы сочинений и эссе даются в пробных вариантах ЕГЭ. Можно проследить, что каждый год темы сочинений и эссе примерно одинаковые, поэтому на каждую из тем выбери две хорошие работы, которые оформлены согласно всем критериям, и пользуйся ими при написании собственной. Главное - не списывай! Списанная работа аннулируется.

Для тех предметов, где требуется показать решение и найти ответ, всё работает проще: здесь не надо бояться плагиата, решения заданий могут совпадать. Всё это можно найти в интернете, на тех же сайтах. С проверкой второй части ЕГЭ может помочь либо твой школьный учитель, либо репетитор.

6. Чем сложнее, тем лучше

Задания ЕГЭ делятся на три уровня сложности: простые, средние и сложные. Если ты намерен набрать более 70 баллов, надо сосредоточиться на самых сложных, за которые дают больше всего баллов.

Также в ЕГЭ могут попасться задачи не из школьного курса, поэтому чем сложнее задачи ты решаешь перед экзаменом, тем легче тебе будет на самом экзамене. Чаще всего для этого решают олимпиадные задачи. И, конечно, не помешает сходить на олимпиады по тем предметам, которые ты сдаёшь.

7. Тренировка внимательности

Невнимательность - это самый злой враг школьников. Поставить галочку не в ту клеточку, написать ответ не в ту строчку, не поставить запятую в нужной клеточке и так далее. Как же часто эти ошибки мешают набрать заветные баллы на ЕГЭ!

Внимательность можно натренировать. К тому же это качество потом серьёзно пригодится в жизни. Существует множество методик тренировки внимания, достаточно вбить в поисковике: «Тренировка внимательности», и ты сможешь найти методику, которая подходит больше всего.

8. Схемы и таблицы

После того как ты прошел какую-либо тему, постарайся записать её кратко в табличном или схематичном виде. Это поможет тебе быстро вспомнить пройденный материал и систематизировать знания. К тому же так запоминается гораздо быстрее и надёжнее.

9. Дворец памяти

Есть способ, благодаря которому ты сможешь запомнить в несколько раз больше обычного. Наверняка ты помнишь дорогу до школы (подъезд, крыльцо, остановка, автобус и так далее).

Если к этим образам в сознании привязать вещи, которые тебе нужно запомнить, шанс и вероятность выудить их из памяти в нужный момент увеличивается в разы. Этот метод запоминания достаточно древний, его описывали ещё Цицерон и другие римские авторы.

10. Тренировки на скорость

Речь, конечно же, не о физических тренировках, хотя и они тоже не помешают. На каждый экзамен даётся определенное количество времени, и порой его катастрофически не хватает.

Чтобы всё успеть на экзамене, тебе придётся потренироваться укладываться в заданное время, да так, чтобы не пострадало и качество. Раздели время на две части.

Как правило, на практическую часть требуется больше времени. Если даётся, допустим, 210 минут (то есть 3 часа 30 минут), оставляй 35-45 минут на тестовую часть, 10-15 минут - на перерыв, а всё остальное время удели второй части. Когда сядешь писать очередной пробник, засеки время и постарайся уложиться в него. На самом экзамене эти 10-15 минут будут нужны, чтобы перенести ответы в бланк, успокоиться и морально подготовиться к экзамену.

Хочу пожелать удачи сдающим ЕГЭ. Если ты целенаправленно готовился в течение года, у тебя всё получится.

Вы ищете подготовку к ЕГЭ по русскому языку с нуля? Давайте разберёмся, что это может означать.

Скорее всего, у вас есть некие базовые знания, которые вы получили в школе. Но они никак не привязаны к конкретным заданиям ЕГЭ по русскому языку.

Что же такое ЕГЭ по русскому языку?

ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей.
Первая часть – тестовая – включает в себя 25 заданий, за которые можно получить максимально 34 первичных балла. Да-да, по сравнению с 2017 годом, добавлено одно задание № 20 «Лексические нормы».
И вторая часть - сочинение, за которое мы можем максимум получить 24 балла.

Итого 58 первичных баллов. Они приравниваются к 100 тестовым баллам.

Так вот, в тестовой части ЕГЭ есть задания, абсолютно не привязанные к школьной программе. Есть задания на понимание текста – это так называемые «ловушки». Например, задания № 1 и № 21 без знания конкретных алгоритмов практически нереально выполнить. По статистике, абитуриенты делают в них максимальное количество ошибок.

Отметим также задание № 7
В тестовой части ЕГЭ по русскому языку это самое дорогое задание, и оно оценивается в 5 первичных баллов. Без подготовки его сделать просто невозможно. Даже школьные учителя не всегда с ним справляются. Это очень сложное комплексное задание, включающее в себя такие темы, как синтаксис, морфология и орфография. Хорошая новость – безупречное знание теории по этому заданию гарантирует грамотное написание сочинения-эссе в задании № 26 (то есть можно быть спокойным за критерии К7 и К 9, а это в сумме 5 баллов)

Есть ещё и задания, основанные на разборе текста. Это задания №№ 22-25, и для их выполнения учебников совершенно недостаточно. Нет единого школьного учебника, который можно открыть и подготовиться самостоятельно к ЕГЭ по русскому языку. Есть книги, в которых разберётся педагог, но не обычный ученик.
Вот что значит подготовка к ЕГЭ по русскому языку с нуля.

Как мы готовимся к ЕГЭ по русскому языку с нуля на наших курсах?

Мы берем каждое задание отдельно, начиная с задания № 1. Мы разбираем все методические приёмы и порядок их применения к данному заданию. Мы нарабатываем скорость, потому что ЕГЭ по русскому длится всего 3 часа 30 минут - и нужно успеть ответить на вопросы теста, и написать сочинение. Поэтому наша подготовка предполагает применение определённых алгоритмов к каждому заданию.

Например, задание № 8 - на правописание корней. Как его делает обычный ученик, опираясь на школьные знания? Вспоминает правила на чередование гласных в корнях, слова-исключения, вспоминает словарное это слово или нет. Затем подставляет все пропущенные буквы и выбирает правильный вариант. В итоге – тратит на это задание около пяти минут. А мы, по нашему алгоритму, делаем его за 30-40 секунд!

А теперь секретная тема – «серые кардиналы» на ЕГЭ по русскому языку

Есть в ЕГЭ по русскому задание № 26. Это сочинение-эссе, на которое приходится примерно 40 % тестовых баллов. Сочинение проверяется по 12 критериям, и вот здесь как раз самые таинственные моменты и начинаются. И они являются загадкой даже для очень сильных учеников, которые вдруг потеряли желанные 5-6 баллов на ЕГЭ.

В задании № 26 перед вами будет исходный текст, который принадлежит к одному из трёх книжных стилей - художественному, публицистическому либо научно-популярному. Каждый вид текста нужно анализировать своим способом!
По общей схеме выявляется проблема текста и позиция автора по этой проблеме. Только эти пункты плана сочинения берутся из исходного текста. Остальные – из головы.

Текст комментируется, причём двумя способами – пишется либо текстологический комментарий, либо концептуальный. Эту часть сочинения даже методисты считают самой сложной. Прокомментировать не всегда простые мысли и утверждения автора (к примеру, учёного-академика или фантаста) совсем не легко! А ведь комментарий оценивается так же, как и аргументы, в 3 балла!

Когда мы проанализировали текст, нам нужно сформулировать свою позицию по проблеме, в нём поднимаемой, и доказать эту позицию двумя аргументами. Сильные аргументы – это примеры из классической литературы, исторические факты или биографии писателей или учёных. И вот мы написали своё сочинение – а оно пишется очень энергично, кратко, сжато. Это аналитическое произведение, здесь есть минимум и максимум слов (150-300). Оно принципиально отличается от декабрьского сочинения по литературе. Но это не всё.

Затем мы проверяем свой текст по 12 критериям. Есть 3 критерия по стилистике. По ним проверяются лексические, грамматические и речевые нормы, точность словоупотребления, подбор синонимов. И не зря эти критерии К6, К9 и К10 зовутся «серыми кардиналами».

Причём критерий К10 - очень коварный! Если по нему идёт снижение на 1 балл, то автоматом идет снижение ещё и по К6. За одну ошибку снимается 2 первичных балла.

А знаний о том, как справиться с этими критериями, нет в школьных учебниках! Эти знания можно получить в университете на журналистских и редакторских специальностях.

Плохая новость – по стилистическим критериям практически невозможно отвоевать баллы на апелляции. Крайне сложно будет доказать, что именно это слово и этот синоним уместен в данном контексте либо в данной конструкции предложения. Вот такие они, «серые кардиналы» - с виду незаметные, но хитрые и коварные.

Когда школьники пишут сочинения, они обращают внимание на орфографию и на пунктуацию. А стилистика остается без внимания. И ребята даже не догадываются, что нельзя употреблять устаревшую лексику. Например, за выражение «до сего дня» можно получить снижение оценки на 2 балла сразу. Это он, «серый кардинал», критерий К10 – «речевые нормы и употребление лексики, не соответствующей данной исторической эпохе». И заодно снижается оценка по критерию К6.

Очень строго сейчас проверяется сочинение на соответствие критерию К11 («Этические нормы»). Раньше этот критерий формулировался как «пренебрежительное упоминание об авторе». Сейчас он расширен. Новая формулировка этого критерия: «унижение человеческого достоинства не только собеседника, но и самого говорящего». Это значит, что если ученик, приводя пример из жизни, пишет: «Мои одноклассники как бездельничали все 11 лет, так и продолжают этим заниматься», - то за слово «бездельничали» снижают оценку по критерию К11, поскольку это «пренебрежительное отношение к окружающим людям». И еще по критерию К10 (употребление просторечной лексики) и сразу автоматом по критерию К6! Итог - за одно неосторожное слово в сочинении можно сразу потерять 3 балла из 24.

Огромные трудности вызывает задание № 4, посвящённое орфоэпическим нормам, то есть ударениям в словах. К сожалению, в современной жизни разговорная и литературная нормы языка очень серьёзно расходятся. Мы часто слышим на улице или в своём окружении слова, которые произносятся неверно, и поневоле запоминаем их.

Много сложностей с глаголами. Например, в инфинитиве «включИть» - ударное «Ить», и это ударение переходит на личные окончания: ты включИшь свет, он включИт свет, а мы включИм свет. А теперь давайте вспомним – всегда ли мы так говорим? Не делаем ли ударение на первый слог, что нормам орфоэпии не соответствует?

Отдельная тема – произношение терминов. В торговле, как мы знаем, есть слово «опт», есть и «óптовый рынок». Для профессиональной лексики это нормальное произношение, но не для ЕГЭ по русскому языку! Мы должны говорить «оптóвый».

Русский государственный язык – это московский говор, это нейтральная лексика. За её пределами остаётся лексика профессиональная, диалектная, устаревшая и жаргонная. Поэтому мы должны говорить кóмпас, хотя все моряки говорят «компáс». Они не ошибаются и говорят правильно. Но это профессиональная лексика.

Есть в ЕГЭ такое задание № 6, которое подразумевает знание окончаний слов во множественном числе.

Например, слово «договор». Как правильно образовать от него множественное число?
Мы привычно говорим: «договорА». Так говорят бухгалтеры, менеджеры – очень многие люди. Но правильно, по нормам русского языка, «договОры» (мы выделили слог, на который падает ударение).

Все страховщики говорят: «полисА», «страховые полисА», для профессиональной лексики это нормально, но мы должны говорить: « пОлисы». В магазинах от продавцов мы часто слышим «джемперА» и «свитерА», а на самом деле - это «джЕмперы» и «свИтеры».

И когда ребята узнают нормы произношения – они часто говорят: «Мы никогда бы и не подумали, что правильно вот так».

Насколько это возможно – подготовиться к ЕГЭ по русскому с нуля? И сколько времени надо на такую подготовку?

Объем знаний, которыми нужно обладать, чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку, действительно очень большой. На нашем курсе достаточно занятий в течение 9 месяцев, начиная с сентября, раз в неделю по 2 часа. При этом многое надо учить наизусть. ЕГЭ по русскому языку – это еще и зубрежка. Нормы ударения никак не объясняются. Все окончания слов – тоже. Просто учить наизусть.

В группах этот процесс идёт быстрее. Например, мы используем «кричалки». Не только читаем глазками, но и проговариваем всей группой трудные слова. Это очень весело и запоминается намного лучше. Когда мы видим слово в книжке, включается один вид памяти. Когда проговариваем его хором всей группой три раза – другой.
С нуля готовиться реально? Абсолютно реально! Надо в сентябре записаться в мини-группу, весело включиться в учебный процесс и до намеченных 90+ баллов – рукой подать!